Герои пьесы Чехова «Вишневый сад»

Герои пьесы Чехова «Вишневый сад»

Пьеса Чехова «Вишневый сад» – сочинение, показывающее процесс упадка дворянского сословия. Смысл произведения в том, что страна оказалась перед выбором, и что будет следующим шагом, трудно предугадать. Автор указывает на ошибки прошлого, жесткие пороки настоящего, и вселяет веру в будущее. В пьесе «Вишневый сад» герои являются отражением общества того периода.

Эмоциональная женщина, любит сорить деньгами. Ни в чем себе не отказывает, хотя знает, что денег нет, имение идет с торгов. Ее отношение к жизни безответственно, она живет одним днем, не задумываясь о будущем, и стараясь спрятаться от неприятных моментов и трудностей. Почти разорилась, живя за границей, но и после продажи имения вновь отправляется в Париж. Подробная характеристика Раневской.
Один из главных героев «Вишневого сада», сыгравший большую роль в жизни Раневских. Родом из мужицкого сословия, теперь богатый купец, в котором сильно развита предприимчивость. Он расчетливый и грубоватый человек, получает удовлетворение, купив имение Раневской.
Подробная характеристика Лопахина.
Как и сестра, склонен к сентиментальности, чтобы уменьшить страдания сестры по поводу продажи родового имения, выдумывает нереальные планы, чтобы избежать разорения. Много говорит, но мало делает.
Подробная характеристика Гаева.
Считается самым странным персонажем пьесы. У него неординарные взгляды на жизнь. У него нет дома, нет работы, очень любит рассуждать, противоречит сам себе.
Подробная характеристика Пети Трофимова.
Образ Ани в пьесе выражается автором в нежных и романтических эпитетах. Поддерживает во всем мать, но в ней уже просыпается тяга к новому, появляются прогрессивные мысли.
Подробная характеристика Ани Раневской.
Человек настоящего времени, живет в реальном мире, это простая крестьянская девушка, слишком приземленная. Приходясь приемной дочерью Раневской, она ведет хозяйство в их имении. Влюблена в Лопахина, но девичья скромность не дает ей признаться ему в этом самой.
Подробная характеристика Вари.
Яркий представитель разорившегося дворянства, погряз в долгах. Постоянно находится в поисках денег, чтобы как – то покрыть долги. Всем угождает и унижается, лишь бы его выручили. Всегда надеется на какой-нибудь счастливый случай, и иногда ему везет.
Подробная характеристика Симеонова-Пищика.
Ничего не известно об ее происхождении, и о возрасте. Гувернантка Любовь Андреевны. Сама о себе рассказывает, что ее детство прошло в церковной семье, доказательством этого является ее умение демонстрировать различные фокусы. Живет в окружении людей, чувствуя себя одинокой.
Подробная характеристика Шарлотты Ивановны.
Главная характеристика героя – «обижен судьбой». С ним постоянно происходят нелепые случаи и курьезы, он очень неуклюжий и неловкий. Считает себя образованным человеком, но не умеет правильно формулировать мысли, от этого высказывания его выглядят туманно.
Подробная характеристика Епиходова.
Служанка Раневских, простая крестьянка с большими запросами. Старается выглядеть и одеваться как знатная дама. Ее тщетные попытки изображать уточненную светскую особу, вызывают жалость.
Подробная характеристика Дуняши.
Старый и преданный слуга, служивший семье Раневских еще при крепостном праве. По – родственному относится к своим хозяевам, заботится о них, как о малых детях. Хозяева, уехав из имения, забыли своего верного слугу, а он продолжает о них заботиться, думает, что забыли теплые вещи, и могут простудиться. Так и умирает с мыслью о своих хозяевах.
Подробная характеристика Фирса.
Представитель нового поколения, считает себя образованным человеком. Жизнь в Париже превратила лакея в безнравственного и бездушного человека. Высокомерно относится к русскому народу. В слепом поклонении загранице, считает его ничтожным и необразованным. Список пороков этого персонажа безграничен.
Подробная характеристика Яши.

В этой таблице дана краткая характеристика героев.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест «Биография Бальмонта»с результатом 12/13

Гость завершил

Тест «Биография Рылеева»с результатом 7/10

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 12/19

Гость завершил

Тест на тему “Монолог”с результатом 3/5

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 12/15

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Герои пьесы Чехова «Вишневый сад» | Литерагуру

Guru · 04.07.2017

Все действующие лица в пьесе «Вишневый сад» имеют большое значение в идейно-тематическом контексте произведения. Даже вскользь упомянутые имена несут смысловую нагрузку.

Например, есть внесценические герои (парижский любовник, ярославская тетушка), сам факт существования которых уже проливает свет на характер и образ жизни героя, символизирующего целую эпоху.

Поэтому для того чтобы понять задумку автора, необходимо подробно проанализировать те образы, которые ее реализуют.

Список героев

  1. Раневская Любовь Андреевна, помещица.
  2. Аня, ее дочь, 17 лет.
  3. Варя, ее приемная дочь, 24 года.
  4. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
  5. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
  6. Трофимов Петр Сергеевич, студент.

  7. Симеонов – Пищик Борис Борисович, помещик.
  8. Шарлотта Ивановна, гувернантка.
  9. Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
  10. Дуняша, горничная.
  11. Фирс, лакей, старик 87 лет.
  12. Яша, молодой лакей.
  13. Прохожий.
  14. Начальник станции.

  15. Почтовый чиновник.
  16. Гости, прислуга.

Главные герои пьесы

  1. Любовь Андреевна Раневская когда-то была очень богатой помещицей. Сорила деньгами. Но муж сильно пил и скоро умер. Потом утонул ребёнок. Красивая жизнь осталась в прошлом. Любовь Андреевна уехала во Францию, чтобы обо всём забыть. Её обокрал возлюбленный и бросил.

    И вот женщина возвращается в Россию, чтобы навестить свое родовое гнездо и, возможно, заново начать жизнь. Но чувства вновь взыграли – и она навсегда покидает родину.

  2. Аня — 17-летняя дочь Раневской. Получила хорошее образование. Из девушки, как из рога изобилия, льется энергия. Жажда жизни «захлёстывает», но она ещё слишком неопытна.

    Причина этого кроется в юном возрасте. Юности свойственны беспечность и неустроенность, которые не дают почувствовать вкус реальности. Аня влюблена в Петю Трофимова. Его взгляды на жизнь импонируют ей, увлекают.

    Она готова следовать за ним хоть на край света, чтобы только быть рядом с «предметом своего обожания»

  3. Гаев Леонид Андреевич — брат Любови Андреевны. За всю свою жизнь так и не стал образованным человеком.  Производит впечатление некой пародии. Совершенно не представляет, что такое труд.

      Как паразит привык жить за счет других людей. Гаева интересует только собственная персона. Главное, чтобы ему было хорошо, а остальные как-нибудь разберутся. Перед нами эгоист с большой буквы, который ни в коей мере не несет ответственности за свои слова и поступки. Бестактность и никчемность — верные спутники его жизни.

    Увлечения Гаева, — игра в бильярд и произношение бессмысленных речей. На этом круг интересов Леонида Андреевича замыкается.

  4. Ермолай Алексеевич Лопахин — купец. Когда-то был крепостным Гаевых, но, благодаря своему трудолюбию, сумел выбиться в люди и достичь материального благополучия. Он лишен скупости, зависти и агрессивности.

    Не любит бездействовать, встает спозаранку и трудится «в поте лица» до самого вечера. Лопахин – деловой человек, представитель будущей буржуазии. Однако в погоне за богатством Ермолай Алексеевич потерял нечто важное — духовность, чувство подлинной культуры.

    Он так и остался ущербным и неуверенным в себе коммерсантом, хотя человеческая жизнь ему не чужда: он искренне пытается помочь Раневской, уговаривая устроить в саду дачный поселок и спастись от разорения.

  5. Трофимов Петр Сергеевич — студент. Учитель маленького сына Раневской, который трагически погиб.

    Не сумел закончить учебу, так как его несколько раз отчисляли из университета. Но это никак не сказалось на широте кругозора, уме и образованности Петра Сергеевича. Чувства молодого человека трогательны и бескорыстны. Он искренне привязался к Ане, которой льстило его внимание. Вечно неухоженный, больной и голодный, но при этом не потерявший чувства собственного достоинства, Трофимов отрицает прошлое и стремится к новой жизни.

Персонажи и их роль в произведении

  1. Раневская Любовь Андреевна — женщина чувствительная, эмоциональная, но совершенно не приспособленная к жизни и не сумевшая найти в ней свой стержень. Её добротой пользуются все, даже лакей Яша и Шарлотта. Любовь Андреевна по-детски выражает эмоции радости и нежности. Для неё характерны ласковые обращения к окружающим людям.

    Так, Аня – «детюся моя», Фирс – «мой старичок». Но бросается в глаза подобное обращение к мебели: «шкафчик мой», «столик мой».  Сама не замечая того, она дает одинаковые оценки человеку и вещам! На этом ее забота о старом и верном слуге заканчивается. В конце пьесы помещица преспокойно забывает о Фирсе, оставив умирать в доме одного.

    На известие о смерти няни, воспитавшей ее, никак не реагирует. Просто продолжает пить кофе. Любовь Андреевна – хозяйка дома номинальная, так как по существу она таковой не является. Все персонажи пьесы тянутся к ней, высвечивая образ помещицы с разных сторон, поэтому он кажется неоднозначным. С одной стороны, у нее на первом плане — собственное душевное состояние.

    Уехала в Париж, оставив детей. С другой, Раневская производит впечатление доброй, щедрой и доверчивой женщины. Она готова бескорыстно помочь прохожему и даже простить измену любимому человеку.

  2. Аня — добрая, нежная, сопереживающая. У неё большое любящее сердце. Приехав в Париж и увидев, в какой обстановке живет мать, не осуждает ее, а жалеет.

    Почему? Потому что она одинока, с ней нет рядом близкого человека, который окружил бы ее заботой, защитил от житейских невзгод, понял бы ее нежную душу. Неустроенность жизни не огорчает Аню. Она умеет быстро переключаться на приятные воспоминания. Тонко чувствует природу, наслаждается пением птиц.

  3.  Варя — приемная дочь Раневской.

    Хорошая хозяйка, постоянно в работе. На ней держится весь дом. Девушка строгих взглядов. Взвалив на себя нелёгкое бремя забот о домочадцах, немного очерствела. Ей не хватает тонкой душевной организации. Видимо, по этой причине Лопахин так и не сделал ей предложения «руки и сердца». Варвара мечтает ходить по святым местам.

    Ничего не предпринимает, чтобы хоть как-то изменить свою судьбу. Надеется только на божью волю. В свои двадцать четыре года становится «занудой», так что многим не нравится.

  4. Гаев Леонид Андреевич. На предложение Лопахина по поводу дальнейшей «судьбы» вишнёвого сада реагирует категорически отрицательно: «Какая чепуха».

    Его волнуют старые вещи, шкаф, к ним он обращается со своими монологами, но к судьбам людей он совершенно равнодушен, поэтому слуга от него и ушел. Речь Гаева свидетельствует об ограниченности этого человека, живущего только личными интересами. Если говорить о сложившейся в доме ситуации, то Леонид Андреевич видит выход в получении наследства или выгодном замужестве Ани.

    Любя сестру, обвиняет ее в том, что она порочна, вышла замуж не за дворянина. Много ораторствует, не смущаясь тем, что его никто не слушает. Лопахин называет его «бабой», которая мелет только языком, при этом ничего не предпринимая.

  5. Лопахин Ермолай Алексеевич. К нему можно «применить» афоризм: из грязи в князи. Трезво оценивает себя.

    Понимает, что деньги в жизни не меняют социального статуса человека. «Хам, кулак», — говорит Гаев о Лопахине, но тому все равно, что о нем думают. Не обучен хорошим манерам, не может нормально общаться с девушкой, о чём свидетельствует его отношение к Варе. Постоянно поглядывает на часы, общаясь с Раневской, ему некогда по-человечески разговаривать. Главное – предстоящая сделка.

    Умеет «утешить» Раневскую: «Сад продан, но вы спите спокойно».

  6. Трофимов Петр Сергеевич. Одет в поношенный студенческий мундир, в очках, волосы негустые, за пять лет «милый мальчик» сильно изменился, подурнел. В его понимании цель жизни — быть свободным и счастливым, а для этого надо работать. Он считает, что тем, кто ищет истину, необходимо помогать.

    В России много проблем, которые надо решать, а не философствовать. Сам же Трофимов ничего не делает, не может закончить университет. Он произносит красивые и умные слова, которые не подкрепляется поступками. Петя симпатизирует Ане, отзывается о ней «весна моя». Видит в ней благодарного и восторженного слушателя его речей.

  7. Симеонов – Пищик Борис Борисович.

    Помещик. Засыпает на ходу. Все его помыслы направлены только на то, как достать денег. Даже Пете, сравнивавшему его с лошадью, он отвечает, что это неплохо, так как лошадь можно всегда продать.

  8. Шарлотта Ивановна — гувернантка. Ничего о себе не знает. У нее нет ни близких, ни друзей. Выросла, как одинокий чахлый куст среди пустыря.

    Она не испытала чувства любви в детстве, не видела заботы со стороны взрослых. Шарлотта стала человеком, который не может найти людей, которые понимали бы ее. Но ведь она и сама себя не может понять. «Кто я? Зачем я?» — у этой бедной женщины не было яркого маяка в жизни, наставника, любящего человека, который бы помог найти правильный путь и не свернуть с него.

  9. Епиходов Семен Пантелеевич работает в конторе. Считает себя развитым человеком, но открыто объявляет, что никак не может определиться: «жить» ему или «застрелиться». Неудачник. Епиходова преследуют пауки и тараканы, как будто пытаются заставить его обернуться и посмотреть на жалкое существование, которое он влачит на протяжении многих лет.

    Безответно влюблен в Дуняшу.

  10. Дуняша — горничная в доме Раневской. Живя у господ, отвыкла от простой жизни. Не знает крестьянского труда. Всего боится. Влюбляется в Яшу, не замечая того, что разделить с кем-то любовь он просто не способен.
  11. Фирс. Вся его жизнь укладывается в «одну линейку» — служить господам.

    Отмена крепостного права для него – зло. Он привык быть холопом и другой жизни не представляет.

  12. Яша. Необразованный молодой лакей, грезящий о Париже. Мечтает о богатой жизни. Черствость – основная черта его характера; даже с матерью старается не встречаться, стыдясь ее крестьянского происхождения.

Характеристика героев

  1. Раневская – легкомысленная, испорченная и изнеженная женщина, но люди к ней тянутся. Дом словно снова распахнул скованные временем двери, когда она вернулась сюда после пятилетнего отсутствия. Она смогла согреть его своей ностальгией. Уют и тепло снова «зазвучали» в каждой комнате, как звучит в праздники торжественная музыка.

    Продолжалось это недолго, так как дни дома были сочтены. В нервном и трагическом образе Раневской были выражены все недостатки дворянства: его неспособность к самодостаточности, несамостоятельность, избалованность и склонность всех оценивать по сословным предрассудкам, но в то же время тонкость чувств и образованность, душевное богатство и щедрость.

  2. Аня.

    В груди юной девушки бьется сердечко, которое ждёт возвышенной любви и ищет определенные жизненные ориентиры. Ей хочется кому-то довериться, испытать себя. Воплощением ее идеалов становится Петя Трофимов. Она пока не может критически смотреть на вещи и слепо верит «болтовне» Трофимова, представляя действительность в радужном свете. Только она одна.

    Аня еще не осознает многогранности этого мира, хотя и пытается. Она также не слышит окружающих, не видит реальных проблем, обрушившихся на семью. Чехов предчувствовал, что за этой девушкой — будущее России. Но вопрос так и остался открытым: получится ли у нее что-то изменить или же она так и останется в своих детских грезах. Ведь чтобы что-то изменить, нужно действовать.

  3. Гаев Леонид Андреевич. Духовная слепота свойственна этому зрелому человеку. Он так и задержался в детском возрасте на всю жизнь. В разговоре постоянно ни к месту использует бильярдные термины. Его кругозор узок. Судьба родового гнезда, как выяснилось, его совсем не волнует, хотя в начале драмы он бил себя кулаком в грудь и всенародно обещал, что вишневый сад будет жить.

    Но на дела он категорически не способен, как и многие дворяне, которые привыкли жить, пока за них трудятся другие.

  4. Лопахин покупает родовое имение Раневской, что не является «яблоком раздора» между ними. Они не считают друг друга врагами, между ними превалируют гуманистические взаимоотношения.

    Любовь Андреевна и Ермолай Алексеевич как будто хотят поскорее выбраться из этой ситуации. Купец даже предлагает свою помощь, но получает отказ. Когда всё благополучно заканчивается, Лопахин радуется, что наконец-то сможет заняться настоящим делом. Надо отдать герою должное, ведь именно он, единственный, был обеспокоен «судьбой» вишневого сада и нашёл выход, который устроил всех.

  5. Трофимов Петр Сергеевич. Его считают молодым студентом, хотя ему уже 27 лет. Складывается представление, что студенчество стало его профессией, хотя внешне он превратился в старика. Его уважают, но в благородные и жизнеутверждающие призывы никто не верит, кроме Ани. Ошибочно полагать, что образ Пети Трофимова можно сопоставить с образом революционера.

    Чехова никогда не интересовала политика, революционное движение не входило в круг его интересов. Трофимов слишком мягок. Склад его души и интеллигентность никогда не позволят переступить ему рамки дозволенного и прыгнуть в неизведанную пропасть. Кроме того, он несет ответственность за Аню, юную девушку, которая не знает настоящей жизни. У нее еще довольно тонкая психика.

    Какое-либо эмоциональное потрясение может толкнуть ее не в ту сторону, откуда ее уже не вернешь. Поэтому Петя должен думать не только о себе и о реализации своих идей, но и о хрупком существе, которое ему доверила Раневская.

Как Чехов относится к своим героям?

А. П. Чехов любил своих героев, но никому из них не мог доверить будущего России, даже Пете Трофимову и Ане, прогрессивной молодежи того времени.

Герои пьесы, симпатичные автору, не умеют отстаивать свои жизненные права, они страдают или молчат. Страдают Раневская и Гаев, потому что понимают, что ничего не смогут изменить в себе. Их социальный статус уходит в небытие, и они вынуждены влачить жалкое существование на последние вырученные средства.

Страдает Лопахин, так как осознает, что ничем не может им помочь. Сам же он не рад покупке вишневого сада. Как бы он ни старался, но все равно не станет его полноправным хозяином. Именно поэтому он решает сад вырубить и распродать землю, чтобы впоследствии забыть об этом как о страшном сне.

А как же Петя и Аня? Разве не на них возлагает надежды автор? Возможно, но эти надежды весьма туманны. Трофимов в силу своего характера не способен предпринимать каких-либо радикальных действий. А без этого ситуацию изменить нельзя. Он ограничивается только разговорами о прекрасном будущем и все.

А Аня? В этой девушке заложен чуть более крепкий стержень, чем в Петре. Но в силу ее юного возраста и жизненной неопределенности перемен от нее ждать не стоит. Возможно, в далеком будущем, когда она расставит для себя все жизненные приоритеты, от нее можно будет ожидать каких – либо действий.

А пока она ограничивается верой в лучшее и искренним желанием посадить новый сад.

На чьей стороне Чехов? Он поддерживает каждую сторону, но по-своему. В Раневской он ценит неподдельную женскую доброту и наивность, хоть и приправленную душевной пустотой.

В Лопахине ценит стремление к компромиссу и к поэтической красоте, хотя он и не способен оценить настоящую прелесть вишневого сада.

Вишневый сад – это член семьи, но об этом все дружно забывают, Лопахин же вообще не в состоянии этого понять.

Чем похожи все герои пьесы?

Героев пьесы разделяет огромная бездна. Они не способны понять друг друга, так как замкнуты в мире собственных чувств, мыслей и переживаний. Однако все одиноки, у них нет друзей, единомышленников, отсутствует настоящая любовь. Большинство плывёт по течению, не ставя перед собой никаких серьёзных целей. Кроме того, все они несчастны.

Раневская переживает разочарование в любви, жизни и своем социальном верховенстве, казавшемся еще вчера незыблемым. Гаев в который раз обнаруживает, что аристократичность манер не является гарантом власти и финансового благополучия. На его глазах вчерашний крепостной отбирает его поместье, становится там хозяином и без дворянства.

Анна остается без гроша за душой, приданого для выгодного замужества у нее нет. Ее избранник хоть его и не требует, но сам пока ничего не заработал. Трофимов понимает, что надо менять, но не знает, как, ведь у него нет ни связей, ни денег, ни положения, чтобы на что-то влиять. Им остаются лишь надежды юности, которые недолговечны.

Лопахин несчастен, потому что осознает свою неполноценность, принижает свое достоинство, видя, что никаким господам он не ровня, хоть и денег у него больше.

Вероника Пакшина

Герои пьесы Чехова «Вишневый сад» | СуперСоч

Марина Владимировна (репетитор-практик)

04.02.2020

Антон Павлович Чехов всегда уделял большое внимание персонажам, тщательно прорабатывая детали их образа. В его произведениях нет ни одного «лишнего» героя, который не нес никакой смысловой нагрузки.

Каждый персонаж рассказов и пьес Чехова неизменно занимает свое место, позволяющее лучше понять взаимоотношения героев, общий замысел произведения.

Чтобы лучше понимать, что хотел сказать автор, необходимо детально проанализировать каждого героя, которого он ввел в пьесу.

Список героев

  1. Раневская Любовь Андреевна, помещица.
  2. Гаев Леонид Андреевич, родной брат Раневской.
  3. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
  4. Аня, родная дочь Раневской.
  5. Варя, приемная дочь Раневской.
  6. Трофимов Петр Сергеевич, студент.

  7. Шарлотта Ивановна, гувернантка.
  8. Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
  9. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
  10. Дуняша, горничная, Яша, молодой лакей.
  11. Фирс, старый лакей.
  12. Начальник станции.
  13. Прохожий.
  14. Почтовый чиновник.

  15. Гости, прислуга.

Главные герои пьесы

  1. Раневская Любовь Андреевна – некогда богатая и влиятельная помещица, привыкшая жить на широкую ногу. Брак героини оказался не слишком удачным. Она не любила мужа, который испытывал страсть к алкоголю, в итоге погубившего его. Настоящей личной драмой для Любови Андреевны стала трагическая смерть младшего сына, утонувшего в реке.

    Спасаясь от тяжелых воспоминаний, героиня отправилась во Францию. Она по-прежнему вела беспечную жизнь, хотя финансы ее подходили к концу. Во Франции женщина вступила в связь с альфонсом, который обокрал ее и бросил. Раневской не оставалось ничего иного, как вернуться в Россию, в родовое гнездо. Она мечтала начать новую жизнь, но этого не произошло.

  2. Аня – семнадцатилетняя дочь Раневской, беспечная, живая, энергичная девушка, которой не терпится войти во «взрослую» жизнь. Она неопытная и наивна, но жизненная энергия Ани настолько сильна, что буквально захлестывает через край. Юная девушка влюблена в учителя Петра Трофимова, в котором видит идеал прогрессивного человека.

    Его жизненные идеи увлекают Аню, которая стремится во всем соответствовать своему возлюбленному. Она готова отправиться за ним хоть на край света.

  3. Гаев Леонид Андреевич – брат Любови Андреевны, который прожил свою жизнь, по большому счету, зря. У него нет ни семьи, ни даже сердечной привязанности.

    Леонид Андреевич беспокоит лишь один человек – он сам, и его переживания сводятся лишь к тому, чтобы ничто не нарушало его комфортное существование. Привыкший всю жизнь паразитировать на других людях, он не представляет, что такое труд, преодоление жизненных трудностей.

    Гаев – это классический образец настоящего эгоиста, который не знает, что такое ответственность. Круг интересов героя весьма узок – игра в бильярд да пустословие. Жизнь Леонида Андреевича пуста и никчемна.

  4. Лопахин Ермолай Алексеевич – купец, который смог достигнуть материального благополучия лишь благодаря своему трудолюбию и целеустремленности. В прошлом был крепостным у Гаевых, однако память о низком происхождении не мешает ему уверенно двигаться вперед и общаться на равных с семейством помещиков.

    Он даже искренне пытается помочь Любови Андреевной, предлагая вырубить вишневый сад и устроить на его месте дачный поселок. Лопахин – настоящий трудоголик, который привык работать в поте лица. Он начисто лишен зависти, скупости, жестокости, однако в погоне за состоянием он утратил духовное начало, стремление к культуре и просвещению.

  5. Трофимов Петр Сергеевич – студент, учитель сына Раневской. Так и не сумел окончить университет, но это никак не повлияло на его образованность и широту кругозора. Жизнь Петра трудна и полна лишений, однако он старается не терять достоинство. Это совершенно бескорыстный, трогательный молодой человек, который искренне верит в светлое будущее.

Персонажи и их роль в произведении

  1. Раневская Любовь Андреевна – эмоциональная, чувствительная женщина, живущая лишь собственными чувствами и переживаниями. Слабая, мягкая, не способная постоять за себя, абсолютно не приспособлена к жизни. Как следствие, окружающие часто пользуются ее добротой и бесхарактерностью.

    Героиня – совершенно незрелая личность, не готовая брать ответственность за собственные поступки. Она по-детски легко выражает эмоции, ласково называет любимых людей. Но вместе с тем, точно так же ласково она называет и предметы мебели, не делая тем самым разницы между людьми и вещами.

    Забота о близких ее весьма поверхностна, ее совершенно не беспокоит судьба слуг, которые верой и правдой служили ее семье много лет. Так, Любовь Андреевна никак не реагирует на известие о смерти своей старой нянюшки, продолжая пить кофе. А о старом лакее Фирсе она вовсе забывает, оставляя его умирать в одиночестве в покинутом всеми доме.

    Несмотря на то, что Раневская является владелицей поместья, мало кто считает ее настоящей хозяйкой. Писатель раскрывает все грани этого женского образа, демонстрируя все его неоднозначность. С одной стороны, Раневская – абсолютная эгоистка, думающая исключительно о собственных чувствах. Она беспечно уехала в Париж, оставив семью, где завела любовника.

    С другой стороны, это добрая, отзывчивая женщина, готовая оказать бескорыстную помощь тем, кто в ней нуждается.

  2. Аня – родная дочь Раневской, семнадцатилетняя девушка. Это очень добрая, нежная девушка с большим любящим сердцем. Она старается во всем видеть прекрасное, и даже неустроенность собственной жизни не огорчает ее.

    Аня умеет черпать вдохновение, любуясь природой, слушая пение птиц. Она замечает все ошибки матери, но не порицает ее, а, напротив, жалеет. Девушка мечтает, чтобы рядом с матерью был настоящий верный друг, способный защитить ее от всех житейских бурь.

  3. Варя – приемная дочь Раневской. Девушка строгая, дисциплинированная, очень ответственная, настоящая труженица.

    Добровольно взвалив на себя бремя заботы о поместье и домочадцах, он немного очерствела душой. Варя – человек глубоко верующий. Возможно, именно по этой причине она не предпринимает никаких действий, чтобы как-то изменить свою жизнь в лучшую сторону. Ей всего двадцать четыре года, но многим она не по душе из-за своего занудства.

  4. Гаев Леонид Андреевич – старший брат Любови Андреевной. Абсолютный эгоист, равнодушный к судьбам людей, даже своих близких. Человек с ограниченным мировоззрением, озабоченный лишь удовлетворением собственных желаний и интересов. Он очень любит ораторствовать, но никто из близких уже давно не обращает внимание на его бесконечные монологи.

    Его совершенно не волнует дальнейшая судьба вишневого сада, но вместе с тем он привязан к старым вещам, с которыми связывает комфорт своей жизни. Совершенно не приспособленный к жизни, Гаев видит решение проблемы в выгодном замужестве Ани или же получении наследства. Решить проблему собственными силами он попросту не в состоянии.

  5. Лопахин Ермолай Алексеевич – богатый купец, который благодаря настойчивости, трудолюбию и бережливости смог пробиться «в люди». Родители Лопахина были крепостными крестьянами в семье Раневской. Образец истинного дельца, чьи мысли посвящены исключительно сделкам. Не обучен хорошим манерам, не способен ухаживать за барышнями и проявлять себя галантным кавалером.

    Рациональный, адекватный, приземленный человек, твердо стоящий на ногах.

  6. Трофимов Петр Сергеевич – студент, который так и не смог окончить университет. Молодой человек, неухоженный, малосимпатичный, ходит в поношенном студенческом мундире. Мечтает о счастье и свободе, говорит высокопарные красивые речи, но не предпринимает никаких решительных действий.

    Петру Сергеевичу нравится Аня своей живостью, но самое главное – то восторженностью, с которой она слушает его речи.

  7. Симеонов-Пищик Борис Борисович – помещик, который думает лишь о том, как заработать денег. Его ровным счетом ничего не интересует, помимо прибыли и возможности дополнительного заработка.

    Даже когда Трофимов сравнивает его с лошадью, Борис Борисович не обижается, а соглашается со сравнением, говоря, что лошадь всегда можно продать.

  8. Шарлотта Ивановна – гувернантка. Это одинокая, неприкаянная душа, никогда не видевшая любви и заботы в свой адрес. Она ничего о себе не знает и не понимает, у нее нет ни одного близкого человека, друга.

    Шарлотта Ивановна никак не может найти людей, которые бы поддержали ее, указали верный жизненный путь.

  9. Епиходов Семен Пантелеевич – конторщик, откровенный неудачник, который никак не может определиться – «застрелиться» или «жить». Привык влачить жалкое существование, ничего не делая для того, чтобы изменить жизнь к лучшему. Безответно влюблен в Дуняшу.

  10. Дуняша – горничная в доме Раневской. Привлекательная незамужняя девушка, отвыкшая от крестьянского труда и простой жизни. Любит Яшу, но не понимает, что он не создан для семейной жизни.
  11. Яша – молодой лакей, мечтающий о богатой жизни в Париже. Стыдится своего крестьянского происхождения, и по этой причине даже отказывается встречаться с родной матерью. Черствый, грубый, необразованный человек.
  12. Фирс – старый лакей, привыкший быть рабом у своих господ. Ярый противник отмены крепостного права. Не представляет себе иной жизни, как служить господам.

Характеристика героев

  1. Раневская Любовь Андреевна – изнеженная, легкомысленная, совершенно безответственная женщина, привлекающая к себе людей добротой и легким характером. Вернувшись домой после пятилетнего пребывания в Париже, она будто вдохнула жизнь в старый родительский дом. В нем вновь поселились уют, тепло, душевная атмосфера.

    Однако подобные приятные перемены продлились недолго – они омрачились неприятным известием о вынужденной продаже имения. Писатель недаром сделал образ Раневской нервным, трагичным, с надрывной стрункой – именно в таком состоянии пребывало русское дворянство на рубеже веков.

    В нем сочетались избалованность, рафинированность, склонность к предрассудкам с такими замечательными качествами как тонкость чувств, душевная щедрость, образованность и культура.

  2. Аня – дочь Любови Андреевной.

    В силу своего юного возраста Аня полна неуемной жизненной энергии, самых светлых и радужных надежд на будущее, огромного желания любить и быть любимой. За неимением никого более подходящего в своем близком окружении, она находит идеал мужчины в Петре Трофимове.

    Не обладая даже ничтожным жизненным опытом, наивная и доверчивая девушка слепо верит всему, что с таким жаром говорит студент. Аня пытается осознать всю многогранность окружающего мира, но это у нее не особенно получается. Она не видит реальных проблем, обрушившихся на ее семью, не понимает всю важность сложившейся ситуации.

    Писатель полагал, что будущее Росси – за этой героиней. Но он так и не смог дать точный ответ – получится ли у нее изменить будущее страны или же она продолжит витать в своих грезах.

  3. Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской. Несмотря на возраст, это абсолютно незрелый, эгоистичный человек, который словно так и не вышел из детского возраста.

    Обладает узким кругозором, ничем не интересуется, не готов трудиться и менять свою жизнь. Гаева совершенно не волнует судьба родового гнезда. Куда больше он обеспокоен тем, чтобы не изменился привычный ход его комфортной жизни.

  4. Лопахин Ермолай Алексеевич – зажиточный купец, человек дела.

    Будучи выходцем из простой крестьянской семьи, сумел многого достичь в этой жизни. Он лишен душевной тонкости, тяги к культуре и искусству, однако способен трезво смотреть на жизнь и находить решение многих проблем. Так, он предлагает Раневской реальную помощь, но героиня отказывается.

    Когда же Лопахин выкупает имение и прилегающий к нему вишневый сад, он радуется, что теперь от слов можно перейти к делу.

  5. Трофимов Петр Сергеевич – вечный студент, так и не получивший полноценного университетского образования. Ему всего 27 лет, но выглядит гораздо старше.

    Этому способствует его неухоженный внешний вид, потрепанный студенческий камзол, поредевшие волосы. Петр Сергеевич любит с пылом распространять жизнеутверждающие речи, но им уже дано никто не верит, за исключением лишь одной Ани. Его можно ошибочно соотнести с образом революционера, но это не так – Трофимов слишком мягок, нерешителен и бездеятелен для настоящего мятежника. Он попросту не способен выйти за рамки установленных норм и приличий, и ринуться навстречу неизвестному. Кроме того, он ощущает ответственность за влюбленную в него Аню, не собирается подвергать девушку каким-либо серьезным переживаниям и жизненным испытаниям.

Как Чехов относится к своим героям?

В пьесе нет такого героя, к которому бы Антон Павлович относился бы холодно или равнодушно. В каждом из них он видел определенные достоинства, однако ни в одном из героев он не видел будущего России. Даже, казалось бы, такие прогрессивные и одухотворенные молодые люди, как Аня и Петр Трофимов, не внушали доверие писателю.

Антон Павлович изобразил центральных персонажей настоящими страдальцами. Раневская и Гаев как представители уходящей эпохи, молча страдают от безысходности всего происходящего. Они понимают, что их былому величию приходит конец, и все, что им остается – влачить жалкое существование на вырученные после продажи имения деньги.

Страдает и Лопахин, который осознает, что никогда не сможет стать полноценным хозяином выкупленного им имения. По этой причине он решает вырубить прекрасный вишневый сад как символ прошлой жизни, дворянского благополучия, и распродать землю под дачи. В свою очередь, Петя и Аня также не могут быть гарантом счастливой будущей жизни.

Трофимов в силу своего слабовольного характера не способен на решительные поступки. Аня же настолько юна и неопытна, что трудно предсказать, как разовьется ее личность. В отличие от Трофимова, в ней есть внутренний стержень и, возможно, со временем она станет способна на решительные действия.

В настоящий момент, все, на что способна героиня – искренняя вера в лучшее и желание посадить новый сад.

Антон Павлович  по-своему сочувствует каждой стороне.  В Любови Андреевне он ценит доброту и душевную простоту, в Лопахине – здравый смысл и способность к компромиссам.

 

Чем похожи все герои пьесы?

 Все герои пьесы обладают противоположными характерами и жизненными ценностями. Их разделяет огромная пропасть непонимания, и никто из них не стремится понять другого – каждый зациклен исключительно на собственных чувствах и переживаниях. Но при этом героев объединяет глухое одиночество.

У них нет верных друзей, единомышленников, нет настоящей любви, способной придать смысл жизни. Все они плывут по течению, не ставя перед собой никаких серьезных задач и целей. И каждый из них по-своему несчастлив. К примеру, Любовь Андреевна переживает глубокое разочарование в любви и в целом в собственной неустроенной жизни.

Ее брат с горечью осознает, что дворянское происхождение и прекрасные манеры не являются гарантом финансового благополучия и могущества. Ему тяжело смириться с тем, что Лопахин – вчерашний крепостной – отбирает родовое гнездо, и становится в нем полноправным хозяином, даже не будучи дворянином.

У Анны нет приданого, чтобы достойно выйти замуж, ее будущее весьма туманно. Трофимов страдает от понимания того, что нужно что-то менять, но как это сделать, не имеет ни малейшего представления. У молодого человека нет ни денег, ни связей в обществе, ни внутреннего стержня. Лопахине же осознает свое истинное положение.

Он не чувствует себя ровней господам, хотя и гораздо богаче их.

«Вишнёвый сад» (А. П. Чехов) — характеристики героев

Комедия «Вишнёвый сад» была написана Антоном Павловичем Чеховым в 1903 году. В ней рассказывается о судьбе вишнёвого сада, который является образом-символом уходящей России, и о судьбе его владельцев, разорившихся дворян. В этой статье представлены характеристики главных героев и других персонажей пьесы.

Главные герои

Раневская Любовь Андреевна

Любовь Андреевна Раневская — это главная героиня пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад», названной автором комедией. Раневская — обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным старым вишнёвым садом. Из-за её долгов саду грозит продажа на аукционе.

Легкомысленность этой героини, склонность к транжирству привели к тому, что, в конце концов, так ею любимый вишнёвый сад был продан купцу Лопахину.

У Раневской характер противоречивый. Она любит дочерей, но оставляет их без средств. Любовь Андреевна ласкова, добра, но, в то же время, эгоистична.

Подробная характеристика Любови Андреевны Раневской здесь.

Лопахин Ермолай Алексеевич

Ермолай Алексеевич Лопахин — выходец из крепостных крестьян. Его отец после отмены крепостного права открыл в деревне лавку. Ермолай Лопахин перенял у отца способность к торговле и стал богатым купцом. Он деловит, практичен, очень трудолюбив, скромен, любит Родину, восхищается её природой. Лопахин не жаден, он даёт взаймы деньги Раневской, Симеонову-Пищику.

В нём уживается способность любоваться природой и рациональный ум дельца. Купив старый вишнёвый сад, он распоряжается вырубить его, собираясь, вероятно, построить там дачи и сдавать их.

Подробная характеристика Ермолая Алексеевича Лопахина здесь.

Аня

Аня — 17-летняя дочь Раневской. Эта добрая девушка жалеет мать, которая своим транжирством лишила имения не только себя, но и дочерей. Она очень любит мать. Девушка хочет закончить учёбу в гимназии и, когда Любовь Андреевна вернётся в Россию, направить её на путь истинный, читать с ней книги. Аня мечтает о новой, счастливой жизни, она хочет трудиться, быть полезной людям.

Подробная характеристика Ани здесь.

Варя

Варя (Варвара Михайловна) — приёмная дочь Раневской. Ей 24 года. Она очень хозяйственная, не может сидеть без дела. Варя огорчается, когда Раневская подвыпившему прохожему, попросившему 30 копеек, отдаёт золотой рубль, хотя дома старым слугам есть нечего.

Она недоумевает, что Любовь Андреевна на вечер наняла музыкантов, хотя платить нечем.

К Ане и Раневской Варя относится ласково, Любовь Андреевну называет мамочкой, Аню — душенькой, красавицей.

Гаев Леонид Андреевич

Леонид Андреевич Гаев — брат Любови Андреевны Раневской. Ему 51 год. Это высокомерный, совершенно непрактичный человек. Он очень эгоистичен, не хочет быть ни за что ответственным. Гаев сентиментален и настолько болтлив, что его племянницы часто советуют ему помолчать. Пустословие да игра в бильярд — вот круг его интересов.

Подробная характеристика Леонида Андреевича Гаева здесь.

Трофимов Пётр Сергеевич

Петя Трофимов — студент, бывший учитель маленького сына Раневской Гриши, который утонул 6 лет назад. По имени-отчеству Трофимова никто, кроме горничной Даши, не называет. Ему 26 или 27 лет. Он много рассуждает. В жизни Петя замечает лишь пошлость, отсталость, дикость, он равнодушен к красоте вишнёвого сада.

Трофимов мечтает о светлом будущем и не замечает красоты в настоящем. Мечтами о будущей деятельной жизни он увлекает и юную Аню. Им обоим не жаль вишнёвого сада, который уже начали вырубать по распоряжению нового хозяина имения — Лопахина. «Здравствуй, новая жизнь!..

» — восклицает Трофимов, навсегда покидая бывшее теперь имение Раневских.

Подробная характеристика Пети Трофимова здесь.

Другие персонажи

Фирс

Фирс — лакей 87 лет, служащий в доме Раневских. По имени-отчеству его величает лишь горничная Дуняша, для всех остальных персонажей комедии этот почтенный седой человек просто Фирс.

Вся жизнь старика была посвящена служению господам, да и сейчас он заботится о них, особенно о Гаеве. Тому уже 51 год, но для Фирса он как ребёнок: он чистит щёткой его одежду, следит, чтобы барин одевался по погоде, напоминает, что пора спать.

Фирс вспоминает, как богато жили его господа в прошлом, и считает отмену крепостного права несчастьем.

Симеонов-Пищик Борис Борисович

Борис Борисович Симеонов-Пищик — небогатый помещик, сосед Раневских по имению. Он всё время озабочен поиском денег. Сейчас ему необходимо где-то достать 240 рублей, чтобы заплатить по закладной проценты. Хотя ему не удаётся взять их взаймы у Раневской, он не теряет надежды, что всё же деньги для него как-нибудь найдутся.

Когда-то по его земле проложили железную дорогу, и ему за это заплатили, и Симеонов-Пищик надеется на подобный случай. И, действительно, этому бездеятельному человеку снова повезло: в его земле англичане нашли белую глину и взяли у Пищика участок с глиной в аренду на 24 года за большие деньги.

Пищик стал разъезжать по соседям и отдавать им долги.

Шарлотта Ивановна

Шарлотта Ивановна — гувернантка Ани Раневской. Она развлекает своих господ и их гостей фокусами и чревовещанием. Шарлотта Ивановна очень одинока. «Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет», — говорит она с горечью.

Шарлотта не знает, сколько ей лет, не знает ничего о родителях, кроме того, что они на ярмарках давали представления и учили её делать акробатические номера. Когда они умерли, её взяла на воспитание одна немецкая госпожа, затем Шарлота пошла в гувернантки.

Когда Раневские и Гаев покидают свой дом, Лопахин обещает Шарлотте Ивановне найти новое место работы. Последние слова Шарлотты в пьесе: «Всё равно…»

Епиходов Семён Пантелеевич

Семён Пантелеевич Епиходов — конторщик Раневских, который ничего не делает. Для чего его держат — непонятно. Он человек смирный, пытается говорить умно, но получается у него это плохо.

Речь его какая-то несуразная, как и он сам. Его прозвали «двадцать два несчастья», так как с ним, действительно случаются постоянно разные неприятности.

Например, при первом своём появлении он роняет букет и натыкается на стул и сваливает его.

Епиходов влюблён в горничную Дашу, он сделал ей предложение, но она влюбилась в лакея Раневской Яшу. Епиходов поёт чувствительные романсы, играет на гитаре, называя её мандолиной, и носит при себе револьвер. Он заявляет, что пока не решил, жить ему или застрелиться.

Дуняша

Дуняша (Авдотья Фёдоровна Козодоева) — молодая горничная в доме Раневской. Её ещё в детстве взяли в господский дом, она отвыкла от простой жизни. «Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь…» — гордо говорит она о себе лакею Яше.

Когда все ждут приезда Раневской, Дуняша заявляет, что у неё трясутся руки и что она упадёт в обморок. Лопахин говорит ей, что очень уж она нежная, что ей не следует одеваться, как барышня, и носить причёску, как у барышни. «Так нельзя. Надо себя помнить», — вразумляет он Дуняшу.

Девушка признаётся Яше, что страстно полюбила его за то, что он образованный и может обо всём рассуждать. Когда Раневская собирается ехать в Париж и берёт с собой Яшу, Дуняша говорит ему: «Пришлите из Парижа письмо. Ведь я вас любила, Яша, так любила! Я нежное существо, Яша!»

Яша

Яша — молодой лакей Раневской, он приехал с ней из Парижа. Только Яша появился в доме Раневских, как тут же стал ухаживать за Дашей, называя её огурчиком.

Это самодовольный, эгоистичный человек. Когда Варя говорит ему, что его мать пришла из деревни, чтобы с ним повидаться, и со вчерашнего дня сидит в людской, Яша недовольно говорит: «Очень нужно! Могла бы и завтра прийти». В конце пьесы, узнав, что мать пришла прощаться, лакей снова недоволен: «Выводят только из терпения».

Он грубо ведёт себя и по отношению к Фирсу, говорит, что он ему надоел, и желает Фирсу поскорее «подохнуть».

Яша считает, что Россия — «страна необразованная, народ безнравственный». Он очень просил Раневскую взять его с собой в Париж и был несказанно рад, что поедет во Францию. В конце пьесы Яша от радости, что уезжает, постоянно смеётся.

Ссылка на основную публикацию