Анализ стихотворения «Зима» (Ф. И. Тютчев)

  • Зима недаром злится,
  • Прошла ее пора –
  • Весна в окно стучится
  • И гонит со двора.
  • И все засуетилось,
  • Все нудит Зиму вон –
  • И жаворонки в небе
  • Уж подняли трезвон.
  • Зима еще хлопочет
  • И на Весну ворчит.
  • Та ей в глаза хохочет
  • И пуще лишь шумит…
  • Взбесилась ведьма злая
  • И, снегу захватя,
  • Пустила, убегая,
  • В прекрасное дитя…
  • Весне и горя мало:
  • Умылася в снегу
  • И лишь румяней стала
  • Наперекор врагу.

Краткое содержание

Анализ стихотворения «Зима» (Ф. И. Тютчев)

С. Басов. Весна в начале. 2018

Стихотворение повествует о  смене времён года, приходе весны. Период зимнего господства завершился, и теперь  «весна в окно стучится», желая прогнать зиму. Окружающая природа полностью поддерживает намерения весны.

Несговорчивая старая ведьма не желает освобождать насиженное местечко, но уже никто не считается с её желанием. Весна, хохоча ей в глаза, ещё яростнее переходит в наступление. Наконец ведьма капитулирует, сдавшись активному напору юной весны.

Напоследок, со злостью, бросает в красавицу весну  снежный ком. Но красавице и горя нет: умылась в снегу, и похорошела ещё больше.

История создания

Стихотворение родилось в 1836 г., но первая публикация случилась после смерти Тютчева. В тридцатые годы поэт активно работал в жанровых рамках пейзажной лирики, уделяя особое внимание весне. Весна для него была символом красоты, совершенства, прекрасного будущего. Тютчев всегда радостно реагировал на приход весеннего тепла, душа его, подобно природе,  пробуждалась после зимней спячки.

Именно весной у него случился любовный роман с Эрнестиной Дернберг. Несмотря на то, что он состоял в браке, и она не была свободна от семейных уз, «запретный» роман принёс им немало радостных минут. Эта любовная связь  явилась причиной душевного подъёма для Тютчева, который он представил в образе долгожданной весны.

Жанр, направление, размер

Произведение представляет синтез жанров пейзажной и философской лирики. В стихотворении переданы картины природы, а также присутствуют мысли поэта о молодости,  непобедимости всего активного и юного.

Стихотворный размер – трёхстопный ямб. С его помощью автор придал произведению лёгкость прочтения, ощущение  воздушности. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

Стихотворение включает в себя пять строф. Композиция – кольцевая: в первой и последней строфе весна одерживает победу над зимой, от чего торжествует. Тютчев, посредством кольцевой композиции, доносит мысль о том, что новое всегда приходит на место старого. Процесс этот остановить или приостановить невозможно. С семантической точки зрения произведение делится на три части:

  1. Первая часть – из неё мы узнаём о приходе весны и беспомощности зимы.
  2. Вторая часть – мы наблюдаем последнее сражение зимы и весны.
  3. Третья часть – весна празднует оглушительную победу и торжествует назло поверженному врагу.

Образы и символы

В произведении выделяются два значимых по смыслу образов:

образ зимы – символизирует всё косное, отжившее, старое. Не случайно в стихотворении лирический герой называет зиму «злой ведьмой»;

образ весны – мы воспринимаем его на контрасте с образом зимы. Весна олицетворяет юность, красоту, светлое будущее. Она способна привнести в жизнь людей счастье и радость.

В произведении весна и зима приобретают черты живых, мыслящих  существ. Они, подобно людям, умеют хохотать, шуметь и ворчать. Тютчев одушевил центральные образы стихотворения.

Темы и настроение

Автор поднимает в стихотворении две важных для себя темы:

Тема природы, изображение прихода весны – основная. Поэт чутко воспринимает все перемены в природе, поэтому такое привычное многим явление, как смена времён года превращается в горячее сражение двух противников.

Тема жизни и молодости – весна служит символом всего живого, юного, смелого. Она с лёгкостью побеждает «злую ведьму» зиму, олицетворяющую всё неживое и косное. В этом противостоянии двух начал всегда побеждает молодость. Произведение проникнуто воодушевлённым оптимизмом: окружающий мир с радостью встречает юную весну.

Основная идея

Поэт доносит до читателей мысль о том, что в борьбе между жизнью и смертью, новым и старым, пробуждением и сном всегда следует выбирать первое. Основная идея произведения заключается в особенном восприятии весны лирическим героем. Весна – это всегда свежие эмоции, новая жизнь и яркие чувства.

Средства выразительности

  • Тютчев использует, чтобы донести до нас основную идею произведения, различные средства выразительности:
  • метафоры – «взбесилась ведьма злая», «в прекрасное дитя»;
  • олицетворения – «зима недаром злится», «весна в окно стучится», «зима ещё хлопочет»;
  • гиперболы – «наперекор врагу», «взбесилась ведьма злая»;
  • аллитерация – с целью передать птичий гомон, автор использует повторение звуков «и», «з»: «…и жаворонки в небе уж подняли трезвон»;
  • множество глаголов – с целью передачи суеты и борьбы главных героинь: «злится», «стучится», «хлопочет», «шумит» и пр.

Тютчев Ф. "Зима недаром злится"

Жанр: стихотворение Читайте анализ других стихотворений Федора Тютчева:

“Декабрьское утро”

“Чародейкою зимою”

Главные герои стихотворения “Зима недаром злится” и их характеристика

  1. Зима. Старая злая ведьма. Злющая.
  2. Весна. Прекрасное дитя. Веселая.

План пересказа стихотворения “Зима недаром злится”

  1. Зима злится
  2. Весна стучится
  3. Жаворонки в небе
  4. Зима ворчит
  5. Весна хохочет
  6. Бешеная ведьма
  7. Весна становится румяней

Главная мысль стихотворения “Зима недаром злится”
Неизбежно за зимой приходит весна.Ответы на вопросы учебника “Литературное чтение 2 класс 2 часть” Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно посмотреть, перейдя по ссылке.

  • Чему учит стихотворение “Зима недаром злится”
  • Отзыв на стихотворение “Зима недаром злится”
  • Анализ стихотворения “Зима недаром злится”
  • Жанр: пейзажная лирика.

Стихотворение учит образному мышлению. Учит любить природу, понимать неизбежность смены времен года. Учит смирению.

Мне очень нравится это стихотворение, в котором поэт описывает зиму и весну не как времена года, а как живых существ. Он приписывает им различные эмоции, у зимы это злость и ревность, у весны беззаботная радость. И это описание точно передает мое собственное восприятие прихода весны.

Стихотворение было написано Федором Тютчевым в 1836 году.
Тема: смена времен года.
В этом стихотворении Тютчев обратился к теме прихода весны. Он описал, как злится зима, вынужденная уступить свое место молодой весне. Как пытается задержаться, бросаясь в весну снегом, но бег времени неумолим. И снег тает, делая весну еще красивей.
Автор одушевляет времена года, делая их противостояние более эмоциональным, живым. Видно, что его симпатии всецело на стороне молодой весны, которую он называет прекрасным дитем, а вот уходящую зиму называет злой ведьмой. И это естественно, ведь даже тот, кто очень любит зиму, встречает весну с радостью. За три долгих месяца зима успевает надоесть и хочется чего-то нового, живого и прекрасного.

Стихотворный размер ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Зима недаром злится”

Эпитеты: ведьма злая, прекрасное дитя.
Метафоры: подняли трезвон, в глаза хохочет, взбесилась ведьма, умылася в снегу.
Олицетворения: зима злится, весна стучится и гонит, зима хлопочет и ворчит, та хохочет, румяней стала.

Пословицы к стихотворению “Зима недаром злится”

Чему быть, того не миновать.
Зима не лето, пройдет и это.
Зима весну пугает, да все равно тает.
Весна – зажги снега, заиграй овражки.
Сколько проталинок – столько и жаворонков.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Зима недаром злится”

Зима злится, что в окно уже стучит весна, и ей пора уходить. Все гонят прочь зиму, а жаворонки во всю трезвонят в небе.

Весна смеется над зимой и та со злости кидает в весну снегом. Но весне все нипочем, она просто умывается снегом и лишь становится красивей наперекор зиме.

Слушать актёрское чтение стихотворения “Зима недаром злится”

Рисунки и иллюстрации к стихотворению “Зима недаром злится”

Анализ стихотворения «Зима» (Ф. И. Тютчев)

Читать стихотворение “Зима недаром злится” Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора. И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя… Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.

Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»

1. История создания

Стихотворение поэта вышло в печать после смерти поэта, в 1836 году.

Ф. И. Тютчев, создавая произведение, не задумывался о серьезном творчестве. Оно было написано в виде наброска, адресованного другу, князю Гагарину.

2. Литературное направление

Стихотворение содержит признаки романтизма: яркие картины природы оживают под пером автора.

3. Род

Произведение относится к роду лирики.

4. Жанр

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» синтез пейзажной и философской лирики поэта. Картины природы можно соотнести с развитием человеческого общества.

5. Проблематика

В небольшом по размеру стихотворении Ф. И. Тютчев поднимает несколько важных проблем:

  • противостояние старой и новой жизни;
  • невозможность остановить эволюционный процесс;
  • вера в счастливое обновленное будущее.

6. Тематика

Основная тема стихотворения — описание межсезонья, переходного времени года, когда на смену холодной суровой Зиме, «ведьме злой», приходит «прекрасное дитя» Весна.

7. Идея

Простые строки стихотворения Тютчева содержат глубокий смысл. Основная идея поэта — на примере природных явлений показать обновление жизни.

На смену старому, отжившему свой век порядку обязательно должно прийти что-то новое, сильное, молодое.

8. Пафос

Строки стихотворения проникнуты жизнеутверждающим оптимистическим пафосом. Пробуждение природы несет радость и надежду на счастье.

В произведении есть нотки юмора и иронии. Они помогают автору показать беспомощность убегающей прочь Зимы.

9. Система образов

Поэт использует незамысловатую систему образов. Читатель встречается с двумя главными персонажами: Зимой и Весной, которые борются друг с другом. События развиваются на фоне картин природы.

Эпизодические герои помогают нам включить воображение. Веселые жаворонки «подняли трезвон», некое обобщенное «всё» «нудит Зиму вон».
Окружающий мир с радостным воодушевлением пытается помочь долгожданной красавице Весне.

10. Центральные персонажи

Главные героини произведения — Весна и Зима — противопоставлены друг другу. Они наделены поэтом человеческим чертами характера.

Зима, старая немощная особа, сначала «попусту хлопочет», недовольно «ворчит», пытаясь отстоять свои позиции. Видя тщетность усилий, кидается снегом. «Взбесилась ведьма злая», — потешается над ней автор.

Читайте также:  Как стать незаурядным собеседником?

Сила на стороне румяной и юной Весны. Ее приход поддерживает все живое. С образом Весны связано оживление, шум, возрождение. «Прекрасное дитя», прогоняя соперницу, хохочет, умывается снегом и делается еще румянее и сильнее.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения — рассказчик, который со стороны наблюдает за происходящими событиями. Его симпатии полностью на стороне побеждающей Весны.

Чувствуется, что пробуждение природы от зимней спячки влияет и на человека, потому что он неотъемлемая ее часть.

12. Сюжет

Особенность сюжета в его сказочности. Ожившие силы природы на глазах у читателя соперничают друг с другом.

И, как принято в любой сказке, добро побеждает зло:

  • стихотворение начинается со вступления: «Весна в окно стучится»;
  • завязка сюжетной линии содержится в описании окружающего мира природы, радостно встречающего приход весны;
  • развитие сюжета — противостояние двух времен года;
  • кульминация повествования: Зима от бессилия и злобы кидает в Весну комом снега и убегает;
  • последняя строфа содержит развязку сюжета и заключение. Весна одержала победу.
    Сюжет имеет повествовательный характер.

13. Композиция

Стихотворение, состоящее из пяти строф, построено по принципу кольцевой композиции. Начало и конец произведения — описание Весны.

Стихотворение можно разделить на четыре части:

  • вступление — первая строфа;
  • изменения в природе с приходом весны — вторая строфа;
  • поведение зимы — третья и четвертая строфа;
  • заключение — пятая строфа.

14. Художественное своеобразие

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» — яркая динамичная пейзажная зарисовка. Картину смены времен года Ф. И. Тютчеву удается создать с минимальным использованием прилагательных («злая ведьма», «прекрасное дитя»). В произведении действие сменяет действие, а описания отсутствуют.

Это не мешает читателю представить происходящие события. Мы наслаждаемся песнями жаворонков, слышим сварливый голос дряхлой Зимы и веселый смех Весны. Стихотворение наполнено красками, звуками, эмоциями. И все это великолепие создано без главных помощников — прилагательных.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение состоит из пяти коротких четверостиший, написанных трехстопным ямбом.

На протяжении всего произведения поэт использует перекрестную рифмовку (АБАБ), чередуя женскую и мужскую рифму.

16. Средства художественной выразительности

Отличительной особенностью стихотворения является минимальное использование поэтом средств художественной выразительности.

  1. На протяжении всего текста автор применяет олицетворения. Весна и Зима рисуются Ф. И. Тютчевым, как живые одухотворенные существа:
    Зима «злится», «взбесилась», «хлопочет»;

    Весна «в окно стучится», «хохочет», «шумит».

  2. Благодаря просторечной лексике («пуще», «взбесилась», «ворчит»), текст становится понятным и близким любому человеку.
  3. Прием противопоставления (злая старая Зима и веселая юная Весна) помогает увидеть контраст между отживающим прошлым и счастливым будущим.

17. Значение произведения

Значимость стихотворению придает глубокий философский смысл. Старое никогда не сдается без борьбы, но оно обречено на поражение, потому что на смену ему идет новое. Оптимистическое настроение произведения заставляет верить в светлое будущее.

18. Актуальность

Идея стихотворения «Зима недаром злится…» никогда не утратит своей актуальности.

Время не повернуть вспять. И так же, как за зимой обязательно приходит весна, неся с собой обновление и пробуждение природы, одно поколение будет сменять другое, заставляя человечество двигаться вперед.

19. Мое отношение

Мне нравится стихотворение Тютчева своей простотой и глубиной одновременно. В нем все просто, понятно, привычно и в то же время необычно и сказочно. Читаешь, ждешь весну, а думаешь о грядущих переменах в собственной жизни.

20. Чему учит

Стихотворение «Зима недаром злится…» учит нас вере, надежде и активности. Образ бесстрашной Весны — пример для подражания любому молодому человеку, который стремится сделать мир лучше, добрее и красивее.

Анализ стихотворения «Зима недаром злится…» (Ф.И.Тютчев)

Делая анализ стихотворения «Зима недаром злиться…», которое написал Федор Иванович Тютчев, можно узнать историю создания данного произведения, а так же познакомиться с некоторыми нюансами пейзажной лирики поэта. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому вам будет легче разобраться с данным стихотворением.

История создания

Поэт написал данное стихотворение в 1836 году. Но в печать попало оно далеко не сразу, а было опубликовано уже после кончины автора.

В тридцатых годах автор уделял особое внимание весеннему времени года, что хорошо прослеживается при изучении произведений того времени. В данный период своего творчества поэт написал немало стихотворений.

Автор по-особому относился к весеннему пробуждению природы. Он сам будто просыпался от зимней спячки и оживал вместе с природой.

Более того, данное время знаменательно еще одним событием. Автор был влюблен. Его избранницей стала Эрнестина Дёрнберг. Но все было не столь просто, как хотелось бы.

Их обоих сдерживали узы брака, но это не помешало им общаться и любить друг друга. Благодаря своей влюбленности, поэт пробудился, в его творчестве так же отмечается некий подъем.

Совокупность данных факторов и формирует сам образ весны.

Жанр, размер

Находясь за пределами границы, поэт познакомился с таким литературным направлением, как романтизм. Данное стихотворение не стало исключением. В нем так же хорошо проглядываются черты романтизма. Автор боготворит природу, восхищается ею. Так же в стихотворении затрагивается и внутренний мир человека, которому поэт уделяет особое внимание.

По жанру стихотворение «Зима недаром злится…» можно отнести как к пейзажной, так и к философской лирике. Здесь хорошо прорисованы картины, раскрывающие всю красоту природы. Но параллельно мы видим то, как автор размышляет о своих юных годах. Он раскрывает тему того, что все живое непременно побеждает. Вот в своеобразной схватке зимы с весной, победа остается за весной.

Что касается размера, то анализируемое стихотворение написано трехстопным ямбом. Данный размер написания придает строкам особой легкости и воздушности, что хорошо заметно при чтении произведения. Рифмовку поэт использует перекрестную.

Композиция

Данное стихотворение делится на пять строф и имеет кольцевую композицию. Первая строфа рассказывает читателю о торжестве весны над зимой, этим же и заканчивается произведение, заключая повествование в кольцо. Автор объясняет читателю, что на смену чему-то старому всегда придёт новое. И над этим процессом никто не властен, все происходит так, как должно происходить.

  • Зима еще хлопочет
  • И на Весну ворчит.
  • Та ей в глаза хохочет
  • И пуще лишь шумит…

Что же касается смысла произведения, то тут оно делится на три части.

Первая часть рассказывает читателю о приходе весны, а так же о том, что зима не может ничего сделать с этим явлением.

  1. Зима недаром злится,
  2. Прошла ее пора —
  3. Весна в окно стучится
  4. И гонит со двора.

Вторая часть стихотворения показывает последнюю «схватку» двух сезонов. Зима отчаянно пытается задержаться, но силы уже не равны.

  • Зима еще хлопочет
  • И на Весну ворчит.
  • Та ей в глаза хохочет
  • И пуще лишь шумит…

 Последняя, заключительная часть, показывает бесповоротную и однозначную победу весны. Зиме приходится сдаться.

  1. Весне и горя мало:
  2. Умылася в снегу
  3. И лишь румяней стала
  4. Наперекор врагу.

Образы и символы

Автор использует несколько ярких образов в анализируемом стихотворении.

Первый образ – это образ зимы. Для автора данное время года ассоциируется с прошлым, то что давно должно уйти, но все пытается зацепиться. Даже лирический герой относится к зиме как к некой «злой ведьме».

В противовес автор раскрывает образ весны. С помощью него он показывает молодость, чистоту и красоту. Благодаря её приходу – человек начинает себя чувствовать счастливым, в его сердце зарождается надежда и любовь.

Автор оживляет образы зимы и весны, наделяя их реальными качествами и способностями. Они испытывают чувства, хохочут, ворчат, шумят. В этом и заключается особенность творчества Тютчева. Он видит природные явления как живые существа, обладающие душой и чувствами.

Темы, проблемы

Основной темой произведения является природа, со всеми своими проявлениями. В данном произведении показывается наступление столь долгожданной весны. Лирический герой замечает каждое изменение в окружающем мире. Поэтому такое явление, как смена времен года, является для него настоящим событием и «схваткой». Он отмечает каждое изменение, которое творится вокруг него.

Автор так же затрагивает тему молодости и жизни в целом. При помощи весны он показывает молодость, красоту, да и саму жизнь. Зима же вызывает негативные ассоциации. Он представляет её в мрачном виде, олицетворяющим все неживое. Именно на примере столкновения двух времен года, Тютчев пытается показать, что победа всегда будет за молодостью и жизнью.

Все стихотворение излучает радость. Оно воодушевляет и настраивает на позитивный лад. Человеческая душа расцветает вместе с природой, проснувшись от долгого сна. Сердце наполняется мечтами, надеждами, любовью и радостью. Ради этого всего стоило побороться с задержавшейся зимой.

Средства выразительности

Автор использует различные тропы, которые придают стихотворению мелодичность, а образам – яркость.

При помощи олицетворений автору удается оживить времена года. Он ярко описывает их схватку, которая становится для зимы заключительной. Благодаря сравнениям Тютчеву удается как можно точнее описать зиму и весну.

Эпитеты придают динамичность данному произведению. Хотя их в произведении не так и много. Но даже малое их количество усиливают контраст между враждующими временами года. Так же в произведении используется аллитерация.

Основная мысль

Основной мыслью произведения можно назвать то особое отношение к весне, которым обладает наш лирический герой. Он ассоциирует этот период с началом новой жизни, которая будет наполнена новыми эмоциями, чувствами и впечатлениями.

Ведь действительно, с наступлением первых весенних деньков, настроение начинает подниматься. Мысли перестают быть мрачными, хочется улыбаться и строить планы на будущее. Человек просыпается вместе с природой и готов для новых подвигов. Хочется любить и быть любимым, творить, мечтать.

Зима же подавляла все эти чувства. Постоянно навевая мрачные мысли.

Проснувшись после зимней спячки, человек раскрывает свое сердце для новых чувств и эмоций, которые смогут одолеть все мрачные мысли.

«Зима недаром злится» – анализ стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева

История создания

Автор «Зима недаром злится» — Фёдор Иванович Тютчев, поэт и дипломат. История создания как таковая неизвестна, написано оно было в 1836 году, во время дипломатической службы Тютчева за границей. При жизни создателя не публиковалось.

Читайте также:  Сочинение: Чем живёт Мцыри? (М.Ю. Лермонтов)

Тема и сюжет

Тема произведения — смена времён года, приход весны.

Сюжет — это яркая иллюстрация: «Зима недаром злится», «прошла её пора», время её господства на земле в этом году окончено, и уже «Весна в окно стучится и гонит со двора», а вместе с ней — и вся природа, «всё нудит зиму вон». Старая ведьма пытается сохранить своё место, но «прекрасное дитя», не поддаваясь, «ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит».

Тогда Зима всё же сдаётся, но напоследок со злости бросает в Весну снега. Но та лишь умыла лицо снегом и ещё больше похорошела. Из сюжета произведения видно, что оно имеет последовательную композицию.

Тропы и стилистические фигуры

Несмотря на небольшой объём стиха, средства выразительности и стилистические фигуры, использованные автором, многообразны. Среди них:

  • эпитеты: ведьма злая, прекрасное дитя, румяней стала;
  • олицетворения: Весна стучится, гонит, умылася, смеётся, Зима ворчит, хлопочет, злится, бросает, убегает;
  • противопоставления: Зима — Весна, ведьма злая — прекрасное дитя, Зима взбесилась — Весна смеётся;
  • архаизмы: пуще, хлопочет, нудит.

Размер стиха — трёхстопный ямб. Тип рифмы — перекрёстный, то есть рифмуются 1 и 3 строка и 2 и 4.

Анализ произведения

Главные герои стихотворения — это Зима и Весна. Их «имена» недаром написаны с большой буквы — этим автор как бы делает их живыми, осязаемыми существами.

Тютчев склоняет читателя на сторону молодой красавицы-Весны, а Зиму делает антагонистом.

На самом деле враждебность выказывает именно она, а Весна всего лишь приходит молодой, полной сил и жизни на смену своей предшественнице, она не хочет войны.

На сторону юной красавицы встаёт вся природа, желающая избавиться ото сна. Жаворонки «подняли трезвон», всё «суетится» и оживает.

Конечно, старой ведьме это не нравится, она хлопочет, чтобы не быть изгнанной («Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит»), но в результате проигрывает.

Однако её злость и враждебность не позволяют ей уйти просто так: напоследок она окатывает «прекрасное дитя» снегом (автор словно намекает нам на морозы и снегопады, случающиеся в марте).

Но Весне «и горя мало», она лишь умывается этим снегом и становится ещё прекраснее; так растения и животные пробуждаются, стоит слегка растаять снежному покрывалу, а земле — отогреться в весенних лучах.

Идея, которую содержит стих, проста: природа изменчива, в ней не бывает стагнации. Зимний сон сменяется весенним торжеством жизни, летнее солнце — осенними дождями. Нужно уметь принимать эти изменения и самому не застывать в единственном положении, а развиваться, узнавать новое, не сидеть на месте.

Разбор и анализ стихотворения «Зима недаром злится» был бы неполным без упоминания его схожести с эпическими народными сказаниями, или, попросту говоря, со сказками.

Из общих черт можно назвать:

  • наличие нескольких фантастических персонажей;
  • традиционное противостояние добра и зла;
  • мотив природы, встречающийся в русских сказках практически всегда;
  • олицетворение неживых понятий (в данном случае — времён года).

Литературоведам до сих пор неясно, почему Тютчев называл это своё стихотворение «несерьёзным», даже «детским». Возможно, он и сам не понял, что создал глубокое, выходящее за рамки простой пейзажной лирики произведение, которое метафорически рассказывает нам о природе и её законах. Яркий рисунок, показанный поэтом на словах, словно живой, предстаёт в воображении каждого читателя.

Некоторые придерживаются иной точки зрения о данном произведении: по их мнению, Тютчев не хотел сочинить сказочный эпизод из жизни природы, а просто тосковал, находясь за границей, по родной России, и посредством фантастического стихотворения с элементами русской сказки он выразил свою тоску.

«Зима недаром злится» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – история создания, идея, год, сравнение

“Зима недаром злится” – стихотворение, написанное Ф. И. Тютчевым в 1836 году. В нем проявилась любовь поэта к природе, его философское отношение к действительности. Познакомьтесь с кратким анализом “Зима недаром злится” по плану. Данный разбор будет полезным при изучении произведения на уроке литературы во 2 классе.

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зима недаром злится.
  • История создания – стихотворение было написано в 1836 году, в период творческого подъема, который переживал поэт.
  • Тема – борьба зимы и весны как символ вечного противостояния уходящего и нового, неизбежная победа юности.
  • Композиция – кольцевая, описание начинается с образа Весны и заканчивается им.
  • Жанр – пейзажная лирика.
  • Стихотворный размер – ямб, стих состоит из пяти четверостиший, используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.
  • Олицетворения – “Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”.
  • Метафоры – “Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”.
  • Аллитерация – “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.
  • Гиперболы – “Взбесилась ведьма злая”, “Наперекор врагу”.

История создания

Произведение вписывается в общую картину лирики Тютчева, главная идея которой – любовь к природе. “Зима недаром злится…” было написано в 1836 году.

В это время поэт уже приобрел популярность среди широкой публики, печатался в журналах.

Наметились особенности стиха Тютчева – переплетение нескольких тем, легкость изложения, осмысление глубоких философских вопросов, и, главное, большая любовь поэта к природе. Все это отразилось в изучаемом стихотворении.

Тема

Главная мысль стихотворения скрыта. Она выражается через описание на первый взгляд привычных событий – смены сезонов. Но поэт делает это, создавая живые образы Весны и Зимы. Лирический герой рад тому, что ворчливая старуха, “ведьма злая”, Зима, несмотря на ее попытки остановить ход событий, проиграет молодой, красивой Весне.

Есть особый философский смысл в создании таких героинь. Проводится некая линия сравнения между сменой времен года и обновлением вообще. Юность, смелая, свежая, всегда победит, приходя не смену отжившему.

Композиция

Композиция стихотворения – кольцевая. Поэт начинает и заканчивает описанием весны. Всего можно выделить четыре части.

Из первой мы узнаем, что приходит весна. Она “в окно стучится и гонит со двора” злую старуху-зиму. Во второй части описывается атмосфера, которая царит в природе: “все засуетилось”, “жаворонки… уж подняли трезвон”.

Третья часть – описание Зимы. Она “еще хлопочет”, “ворчит”. Зима уже не может противостоять своей молодой сопернице, поэтому убегает, успевая запустить в нее снегом. В четвертой, заключительной части мы снова видим перед глазами красивую, румяную девушку-весну, которой нипочем проделки Зимы, она становится еще прекраснее.

Жанр

Стихотворение относится к жанру пейзажной лирики, в нем красочно описывается природа. Но, благодаря использованным приемам, оно может напомнить сказку: автор оживляет явления природы, наделяет их характерами, их названия использует в качестве имен, употребляя слова “Зима” и “Весна” с заглавной буквы.

Произведение состоит из пяти строф, представленных четверостишиями. Стихотворный размер – ямб. Автор использует различные виды рифмы: точную (злится – стучится, пора – двора), неточную (мало – стала), мужскую (ворчит – шумит, вон – трезвон), женскую (хлопочет – хохочет, злая – убегая). Способ рифмовки – перекрестный (рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки).

Средства выразительности

Поэт пользуется различными художественными средствами. В первую очередь, это олицетворения. Главные герои – явления природы, которые представлены как живые: “Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”. Автор, называя их, использует слова с заглавной буквы – Весна и Зима.

Также Тютчев использует метафоры, говоря о зиме и весне: “Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”. Можно проследить и гиперболы: “Взбесилась ведьма злая”, “Наперекор врагу”.

Создать впечатление возникшей суеты помогает аллитерация. Например, для передачи птичьего гомона повторяются звуки “н”, “з”: “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”. А для передачи шума, смеха используются звуки “х”, “ч”, “ш”, “щ”: “Зима еще хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.

Читатель чувствует возникшую суету и борьбу главных героинь благодаря частому использованию глаголов, создающих ритм: “злится”, “стучится”, “засуетилось”, “хлопочет”, “хохочет”, “шумит”, “взбесилась” и так далее.

ПредыдущаяСледующая

Анализ стихотворения Тютчева Зима недаром злится 5 класс

Центральные персонажи

Главные героини произведения — Весна и Зима — противопоставлены друг другу. Они наделены поэтом человеческим чертами характера.

Зима, старая немощная особа, сначала «попусту хлопочет», недовольно «ворчит», пытаясь отстоять свои позиции. Видя тщетность усилий, кидается снегом. «Взбесилась ведьма злая», — потешается над ней автор.

Сила на стороне румяной и юной Весны. Ее приход поддерживает все живое. С образом Весны связано оживление, шум, возрождение. «Прекрасное дитя», прогоняя соперницу, хохочет, умывается снегом и делается еще румянее и сильнее.

Особенности композиции

У стихотворения кольцевая композиция. Оно начинается описанием весны, которое выглядит как иллюстрация, и им же заканчивается. В стихотворении 4 части. Вот их краткое содержание:

  Идея человека в древнерусской литературе (стр. 1 из 2)

  • Первая. Автор рассказывает о приходе Весны. Юная красавица стучит в окно и «гонит со двора» ворчливую зиму.
  • Вторая. Она состоит из описания проснувшейся природы. Жаворонки начали трезвонить, всё живое засуетилось и обрадовалось.
  • Третья. Лирический герой Тютчева говорит про Зиму так, что читатель видит чёткую картинку. Старуха ворчит и хлопочет, но молодость уже вступает в свои права, и с ней сложно тягаться. Соперница убегает, унося с собой холода, но не желает отступать просто так, а бросает в Весну снегом.
  • Четвёртая. В этой части пришедшее на смену Зиме время года предстаёт в образе румяной девушки. Весна с каждым днём становится прекраснее и расцветает, несмотря на недовольное ворчание. «Ведьма злая» — так говорит Тютчев про Зиму.

Сюжет

Особенность сюжета в его сказочности. Ожившие силы природы на глазах у читателя соперничают друг с другом.

И, как принято в любой сказке, добро побеждает зло:

  • стихотворение начинается со вступления: «Весна в окно стучится»;
  • завязка сюжетной линии содержится в описании окружающего мира природы, радостно встречающего приход весны;
  • развитие сюжета — противостояние двух времен года;
  • кульминация повествования: Зима от бессилия и злобы кидает в Весну комом снега и убегает;
  • последняя строфа содержит развязку сюжета и заключение. Весна одержала победу. Сюжет имеет повествовательный характер.
Читайте также:  Сочинение на тему: Как я провела лето? (5 класс)

Анализ стихотворения «Зима» (Ф. И. Тютчев) | Литерагуру

Многие отечественные писатели смогли завоевать наши сердца, проникнуть к нам в душу. Но никто так не выражал высокие патриотические чувства наших людей как Федор Иванович Тютчев. Он как никто другой мог передать всю красоту нашей необъятной родины, её движение и изменчивость посредством написанных строчек. Одному из таких произведений посвящается данный анализ.

Жанр, направление и размер

С самых первых строк и до конца произведения проносятся перед нами картины борьбы Зимы и Весны, красота одной и враждебность другой. Даже название, прочитав которое мы сразу представляем определённую картину, намекает нам на пейзажную направленность лирики.

Хоть стихотворение и написано простым, даже примитивным языком, сцены, представленные в нём, и описание судьбоносной схватки двух сезонов, отсылают нас к жанру оды, приуроченной к, казалось бы, такой незначительной теме.

Произведение написано четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстной рифмовки. Это, а так же использование мужской и женской, точной и неточной рифмы придаёт творению Тютчева торжественный вид и лёгкость чтения.

Образы и символы

Главными героями стихотворения выступают две противоборствующие стихии – Зима и Весна. Эти образы сопровождают нас на протяжении всего стихотворения. Ведь не зря поэт пишет их с заглавных букв, придавая персонажам индивидуальность, живость и вселяя в них человеческую душу.

За сражением наблюдает сам автор – лирический герой. Он не вмешивается в вековую борьбу, предпочитая занять место зрителя, и позволить времени решить исход битвы. Но, конечно же, как и у любого человека, у него есть свои предпочтения, которые он отдаёт Весне – началу нового, цветущего будущего.

Темы и настроение

Основной темой, пронизывающей всё стихотворение, является естественная природная борьба Зимы и Весны, смерть первой и воцарение второй.

Неизбежный проигрыш не пугает Зиму, она продолжает сражаться: отступая и нанося коварные удары юной сопернице: «И, снегу захватя, пустила, убегая …».

Но этого не пугает смелую и неотступную Весну, которая, с гордостью выдерживая все удары, непреклонно двигается к своей цели, в конце концов, побеждая обидчицу.

Казалось бы, что столь трагичная сцена будет пропитана скорбью, печалью и тяжелыми философскими мыслями. Но вместо этого в произведении царит поднятое и радостное настроение, вера лирического героя в победу Весенней красоты.

Основная идея

За такими, на первый взгляд, простыми картинами сражения двух стихий, показанными нам, скрывается глубокая и философская главная мысль – противостояние старого и нового, пожилых людей и юношей. В нем побеждает будущее, и это закономерно, естественно.

Столь глубокие размышления наталкивают на определённый смысл таких перемен, происходящих повсеместно: неизбежность локального и мирового прогресса, откидывающего всё ненужное и позабытое и приносящее что-то свежее и лучшее.

Средства художественной выразительности

Композиционно стихотворение построено по кольцевому принципу: начиная с описания прихода долгожданной Весны «Весна в окно стучится …», и заканчивая её неимоверной победой над врагом и приходом цветущего царства.

Произведение так же изобилует множеством тропов. Олицетворение («Зима недаром злится…» и «Весна в окно стучится…»), используемое автором, оживляет героев, приравнивая их людям, благодаря чему приводит читателей к радости, когда юная героиня все же побеждает свою соперницу.

  • Сравнение Весны с «прекрасным ребёнком» и Зимы со «злой ведьмой» подталкивает читателя к раскрытию основной мысли, показывая девственную красоту нового и её преимущества в сравнении со старым, отжившим прошлым.
  • Аллитерация помогает создать нужную автору атмосферу: тревожности повторением звука «з», птичьего щебетания благодаря звукам «н», «з» и смеха посредством «х», «щ», «ш».
  • Кирилл Смирнов

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-zima-f-i-tyutchev/

Художественное своеобразие

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» — яркая динамичная пейзажная зарисовка. Картину смены времен года Ф. И. Тютчеву удается создать с минимальным использованием прилагательных («злая ведьма», «прекрасное дитя»). В произведении действие сменяет действие, а описания отсутствуют.

Это не мешает читателю представить происходящие события. Мы наслаждаемся песнями жаворонков, слышим сварливый голос дряхлой Зимы и веселый смех Весны. Стихотворение наполнено красками, звуками, эмоциями. И все это великолепие создано без главных помощников — прилагательных.

Средства художественной выразительности

Отличительной особенностью стихотворения является минимальное использование поэтом средств художественной выразительности.

  1. На протяжении всего текста автор применяет олицетворения. Весна и Зима рисуются Ф. И. Тютчевым, как живые одухотворенные существа: Зима «злится», «взбесилась», «хлопочет»; Весна «в окно стучится», «хохочет», «шумит».
  2. Благодаря просторечной лексике («пуще», «взбесилась», «ворчит»), текст становится понятным и близким любому человеку.
  3. Прием противопоставления (злая старая Зима и веселая юная Весна) помогает увидеть контраст между отживающим прошлым и счастливым будущим.

Анализ стихотворения «Зима недаром злится…» (Ф.И.Тютчев) | Литрекон

Самый Зелёный · 01.04.2019

В творчестве Ф.И.Тютчева преобладает пейзажная лирика, стихотворение «Зима недаром злится…» также можно отнести к этому разделу. На примере этого произведения можно увидеть основные темы и мотивы лирики поэта, узнать о его «любимых» средствах художественной выразительности. С этим вам поможет разбор текста от Многомудрого Литрекона.

История создания

Стихотворение «Зима недаром злится…» было написано в 1836 году, однако опубликовано лишь после смерти поэта. Тютчев в 30-е годы уделял в своей пейзажной лирике особое внимание такому времени года, как весна.

В этот период были созданы следующие стихотворения: «Весенние воды», «Весна», «Весенняя гроза» и другие.

Поэт тонко чувствовал наступление такого времени года, его душа словно оживала вместе с приходом теплых дней после долгой зимы.

  Сочинение на тему «Мои любимые страницы Пушкина» по лирике

Как-раз в это время у поэта начался роман с Эрнестиной Дёрнберг. Он был женат, а она — замужем, но это не помешало им влюбиться друг в друга и обрести радость в общении. Эти отношения стали причиной того внутреннего подъема, который ощутил поэт. Его он и описывал в образе долгожданной весны.

Жанр, направление, размер

  • За границей Тютчев «освоил» такое литературное направление, как романтизм. В стихотворении «Зима недаром злится…» можно увидеть черты этого направления: культ природы, особое внимание к внутреннему миру человека.
  • Жанр стихотворения «Зима недаром злится…» — пейзажная и философская лирика. В произведении изображены картины природы (противостояние зимы и весны), но также можно увидеть и размышления автора о юности, о непобедимой силе всего живого (весна, как олицетворение всего молодого, живого побеждает «злую ведьму» — зиму).
  • Размер стихотворения «Зима недаром злится…» — трёхстопный ямб, что придет строкам легкость при прочтении, воздушность. Рифма – перекрестная.

Композиция

Произведение состоит из пяти строф, композиция – кольцевая. В первой и последней строфе весна торжествует над зимой: новое приходит на смену старому, этот процесс невозможно приостановить, как бы сильно не злилась «ведьма».

По смыслу в стихотворении можно выделить три части.

  1. В первой мы узнаем о приходе весны, беспомощности зимы;
  2. Во второй происходит последняя схватка двух времен года;
  3. Наконец, в третьей, весна, непобедимая, «наперекор врагу» восторжествовала.

Образы и символы

В стихотворении «Зима недаром злится…» можно выделить несколько значимых образов.

  • Зима в творчестве Тютчева – воплощение отжившего, всего прошлого. Не случайно в стихотворении лирический герой называет это время года «злой ведьмой».
  • Образ весны вводится на контрасте с зимой. Весна – олицетворение юного ребенка, молодости, чистой красоты. Она приносит в жизнь человека счастье, в душу – радость.
  • Весна и зима становятся живыми существами в стихотворении Тютчева. Как люди, они могут хохотать, ворчать, шуметь. Это особенность поэзии Тютчева – одушевление природных явлений.

Темы, настроение, проблемы

  • В стихотворении «Зима недаром злится…» основная тема – природа, в частности, изображение наступления весны. Лирический герой тонко чувствует все изменения, происходящие в природе, поэтому такое привычное явление, как смена времен года, превращается в его сознании в настоящую схватку двух противников.
  • Также затронута тема жизни и молодости. Весна, олицетворение всего живого, юного, побеждает «злую ведьму» зиму, которая связана с чем-то мрачным, неживым. Так, в противостоянии двух всегда победит непорочное, чистое, молодое.
  • Стихотворение проникнуто радостным, воодушевленным настроением. Всё живое с улыбкой встречает долгожданную весну, а зиму «нудит вон». С приходом весны не только возрождается окружающий мир, но и душа человека. На сердце становится радостно, легко.

Основная идея

мысль стихотворения заключена в особом восприятии весны. Для лирического героя – это новая жизнь, новые эмоции, чувства, впечатления. С приходом тёплых дней оживает всё вокруг и внутри человека. Это происходит из-за неразрывной связи человека и природы. Всеобщее возрождение помогает лирическому герою «вспрянуть ото сна», оно придает ему новые силы и вдохновение.

Смысл, заложенный в стихотворении «Зима недаром злится», понятен и близок каждому из нас: в борьбе между жизнью и смертью, новым и старым, пробуждением и сном нужно выбирать первое. Каждый из нас должен быть готовым встретить весну в своем сердце и стряхнуть сонную одурь.

Средства художественной выразительности

Благодаря тропам стихотворение отличается своей мелодичностью, динамикой, яркими образами.

  • Так, с помощью олицетворения поэт «оживляет» Весну и Зиму. Два соперника сходятся в последней схватке: «взбесилась ведьма злая», Весна «умылася в снегу».
  • Также поэт использует сравнение: зима уподобляется злой ведьме, весна — румяному ребенку.
  • В стихотворении поэт использует немного эпитетов, создавая динамичное произведение (глагол – основная часть лексики): «ведьма злая», «прекрасная дитя». Первый эпитет относится к зиме, второй – к весне. Они создают контраст между Зимой и Весной.
  • Благодаря аллитерации в третьей строфе на букву «ш» мы слышим приближающийся шум ручьев, что говорит о скором приходе весны.
  1. Анастасия Сметанова
  2. 3 класс5 классразборстихотворение ЗимаФедор Тютчев
  3. Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/zima-nedarom-zlitsya-tyutchev/
Ссылка на основную публикацию