Анализ рассказа «Куст сирени» (А.И. Куприн)

Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе.

Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы.

Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания.

Сюжетная линия

Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия.

Два главных действующих лица — молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка. После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе.

Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст. Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст.

Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене.

Алмазов у Куприна — несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём.

Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику.

Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст. Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени.

Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой.

Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы.

Идейное содержание

О чём этот рассказ? Тема однозначна — любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе — скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.

С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены.

Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, — ночь, когда был посажен куст сирени.

Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании.

После анализа «Куста сирени» ознакомьтесь также с другими сочинениями:

  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа

  • «Олеся», анализ повести Куприна

  • Александр Иванович Куприн, биография

  • «Поединок», анализ повести Куприна

  • «Чудесный доктор», анализ рассказа Куприна

  • «Белый пудель», анализ рассказа Куприна

  • «Тапёр», анализ рассказа Куприна

  • «Слон», анализ рассказа Куприна

  • «Суламифь», анализ повести Куприна

  • «Allez!», анализ рассказа Куприна

  • «Яма», анализ повести Куприна

  • «Молох», анализ повести Куприна

  • «Изумруд», анализ рассказа Куприна

  • Образ Ивана Тимофеевича в повести Куприна «Олеся»

По писателю: Куприн Александр Иванович

Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»"

Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»

Цели: познакомиться с рассказом А.И. Куприна;

 развивать навыки анализа, обобщения, грамотной устной речи;

Заповедное царство сирениМайской ночи глаза отвестиИ сквозь утро нежнее свирели,Ни о чём не печалясь, войтиВ заповедное царство сирени.

С. Мекшен

Оборудование:

репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень»;

-запись романса С.В. Рахманинова «Сирень» или запись песни в исполнении  Н.Баскова «Белая сирень».

-презентация (портрет А.И. Куприна, краткие сведения о биографии, репродукции картин с изображением сирени, слайды об алмазе, задания для работы на уроке).

-для индивидуальной работы: шкатулка с драгоценностями, портфель. 

Ход урока

  1. Учитель читает эпиграф, далее звучит запись музыкального произведения
  2. После прослушивания анализ произведения, индивидуальные задания обучающимся, работа в тетрадях по ходу анализа рассказа.

Что вы знаете о сирени?

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.)

– Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

  • – На сколько частей можно разделить произведение?
  • На слайде последовательно появляется запись
  • 1 часть «Горе»: Алмазов приходит домой.
  • 2 часть «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
  • 3 часть «Счастье»: Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.
  • -Кто главные герои произведения?
  • Работа в тетрадях по ходу  анализа произведения.
  • В ходе анализа рассказа Вам необходимо заполнить таблицу, где вы запишите качества, присущие главным героям
  • Таблица «Персонажи»

Три ученика получают индивидуальное задание.    

1. задание:

Какую роль в рассказе играет «портфель»? Найдите в тексте упоминание о портфеле? Как передаёт эта художественная деталь  внутреннее состояние героя?

2 задание.

Шкатулка с украшениями. Какое отражение все эти предметы находят в рассказе?

  1. 3 задание
  2. Кому из героев рассказа больше всего подходит пословица: терпение и труд всё перетрут?
  3. Вы не только должны найти ответ на вопрос, но и в ходе анализа самостоятельно выбрать подходящий логический момент, чтобы дать  ответ.

– Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.

(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

– Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?

(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)

-Как ведут себя муж и жена?

(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)

-Какова роль детали? Почему автор несколько раз вводит в рассказ портфель?

Индивидуальное задание ученика

(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)

  • – И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?
  • (Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)
  • – Как в дальнейшем меняется тональность рассказа?

(Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

– Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

  1. – Какой выход находит Верочка?
  2. – Алмазовы едут в ломбард.
  3. Индивидуальное задание ученика (дана шкатулка с разными украшениями)
  4. Как автор относится к оценщику?

(Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)

– Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

(Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

 – Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках».

Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется.

Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

  •  – Останавливается ли Верочка на достигнутом?
  • (Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)
  •  – Чем же заканчивается эта история?
  •  – Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

(Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

– На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. Каким вы его видите?

(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», – со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)

– Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли ваше отношение к профессору? Почему?

(Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)

– Как Верочка отнеслась к успехам мужа?

(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

– История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование? 

(Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)

– Скажите, чем вам близка героиня? 

(Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

 – Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими. Автор сочувствует Николаю Алмазову. Он уважает Веру.)

– В чём своеобразие описания внешности героев?

(Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания.)

– И всё же, какими вам видятся Алмазов и Верочка?

Индивидуальное задание – Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе? (Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.).

Вы работали в таблице. Какие черты характера вы отметили у главных героев?

(На слайде появляется примерная характеристика героев)

Николай Верочка
  1. Упорный,
  2. Трудолюбивый
  3. Сильный, но способен спасовать перед трудностями ,неудача сломила его
  • Добрая,
  •  любящая,
  •  выносливая,
  • криативная,
  • самоотверженная,
  • оптимистка,
  • из любой ситуации может найди выход

– Случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией?

(Слайд, информация об алмазе)

(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами.) 

– Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

– «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…». Почему автор именно так заканчивает рассказ?

(Слайды с изображением сирени)

-Объясните смысл эпиграфа к нашему уроку.

Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.).

  1. (Слайды с изображением сирени)
  2. Итог, обобщение:
  3. – Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?
  4. (Проблемы счастья, упорства, любви, взаимопонимания, поддержки друг друга)
  5. -Чему учит рассказ?
  6. – Трудности способен преодолеть сильный, упорный, целеустремленный человек.
  7. -Из трудного положения всегда можно найти выход

-За счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими    руками.

– Как же не хочется расставаться с героями.

 Дома вы готовили творческое  задание. Как вы видите продолжение истории Веры и Николая.

Дети зачитывают домашние сочинения

Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна Куст сирени

Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»

Цели: познакомиться с рассказом А.И. Куприна;

  • развивать навыки анализа, обобщения, грамотной устной речи;
  • Заповедное царство сирени Майской ночи глаза отвести И сквозь утро нежнее свирели, Ни о чём не печалясь, войти В заповедное царство сирени.
  • С. Мекшен
  • Ход урока
  • Учитель читает эпиграф, далее звучит запись музыкального произведения
  • После прослушивания анализ произведения, индивидуальные задания обучающимся, работа в тетрадях по ходу анализа рассказа.
  • Что вы знаете о сирени?

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.)

– Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.

  1. – На сколько частей можно разделить произведение?
  2. На слайде последовательно появляется запись
  3. 1 часть «Горе»: Алмазов приходит домой.
  4. 2 часть «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
  5. 3 часть «Счастье»: Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.
  6. -Кто главные герои произведения?
  7. Работа в тетрадях по ходу анализа произведения.
  8. В ходе анализа рассказа Вам необходимо заполнить таблицу, где вы запишите качества, присущие главным героям
  9. Таблица «Персонажи»

– Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.

(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

– Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?

(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)

-Как ведут себя муж и жена?

(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)

Какова роль детали? Почему автор несколько раз вводит в рассказ портфель?

Индивидуальное задание ученика

(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)

  • – И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?
  • (Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)
  • – Как в дальнейшем меняется тональность рассказа?

(Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

– Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

  1. – Какой выход находит Верочка?
  2. – Алмазовы едут в ломбард.
  3. Индивидуальное задание ученика (дана шкатулка с разными украшениями)
  4. Как автор относится к оценщику?

(Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю.)

– Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

(Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

– Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках».

Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется.

Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

  • – Останавливается ли Верочка на достигнутом?
  • (Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)
  • – Чем же заканчивается эта история?
  • – Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

(Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

– На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. Каким вы его видите?

(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», – со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)

– Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли ваше отношение к профессору? Почему?

(Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)

– Как Верочка отнеслась к успехам мужа?

(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

– История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование?

(Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)

– Скажите, чем вам близка героиня?

(Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

– Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими.Автор сочувствует Николаю Алмазову. Он уважает Веру.)

– В чём своеобразие описания внешности героев?

(Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания.)

– И всё же, какими вам видятся Алмазов и Верочка?

Индивидуальное задание – Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе? (Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.).

Вы работали в таблице. Какие черты характера вы отметили у главных героев?

(На слайде появляется примерная характеристика героев)

Николай Верочка
  1. Упорный,
  2. Трудолюбивый
  3. Сильный, но способен спасовать перед трудностями ,неудача сломила его
  • Добрая,
  • любящая,
  • выносливая,
  • криативная,
  • самоотверженная,
  • оптимистка,
  • из любой ситуации может найди выход

Случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией?

(Слайд, информация об алмазе)

(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами.)

– Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

«Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…». Почему автор именно так заканчивает рассказ?

(Слайды с изображением сирени)

-Объясните смысл эпиграфа к нашему уроку.

Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.).

  1. (Слайды с изображением сирени)
  2. Итог, обобщение:
  3. – Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?
  4. (Проблемы счастья, упорства, любви, взаимопонимания, поддержки друг друга)
  5. -Чему учит рассказ?
  6. – Трудности способен преодолеть сильный, упорный, целеустремленный человек.
  7. -Из трудного положения всегда можно найти выход

-За счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими руками.

– Как же не хочется расставаться с героями.

Дома вы готовили творческое задание. Как вы видите продолжение истории Веры и Николая.

Дети зачитывают домашние сочинения

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/340168-nravstvennye-problemy-v-rasskaze-ai-kuprina-k

Ссылка на основную публикацию