Сны в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сны зачастую используются в литературе как средство раскрытия персонажей, их внутренних черт и переживаний. Иногда сны оказывают колоссальное влияние на развитие персонажей, их действия и весь сюжет произведения в целом, иногда сны – лишь художественный прием, использованный автором в качестве более яркого описания персонажа.

Поскольку роман «Преступление и наказание» – философско-психологическое произведение, Достоевский использует сны в качестве инструмента, раскрывающего внутреннее состояние Раскольникова, изменения в его мышлении и эмоциональном состоянии. Всего таких снов в произведении пять, два из которых являются крайне яркими моментами в произведении, поскольку это кошмары, мучающие главного героя.

Первый сон описывается в пятой главе первой части романа. В нём Раскольникову снится как тощая лошадь, которая тащила тяжелый груз, неожиданно останавливается, из-за чего извозчик Миколка с особой жестокость забивает лошадь до смерти.

Причем этого извозчика неспроста зовут именно Миколкой – так будут звать красильщика, который возьмет на себя вину за преступление Раскольникова. Именно в этом сне Достоевский гиперболизировано изображает для нас истинную сущность теории Родиона о «право имеющих». Сам Родион просыпается и.

дрожа, ложится на диван «как загнанная лошадь», что показывает нам его неготовность к тому, чтобы стать таким «право имеющим».

Второй сон так же является некоторой аллегорией – сначала Родиону снится райский оазис с ручьем, из которого герой пьёт чистую воду, затем всё это резко прерывается картиной убийства. Достоевский как бы говорит нам, что чистая жизнь Родиона прервется именно убийством старухи-процентщицы.

Третий сон, который описывается во второй главе второй части, является скорее галлюцинацией, в которой помощник квартального надзирателя жестоко избивает хозяйку. Однако ничего подобного не было – это внутренние муки совести героя, смешанные с его безумием, находят себе выход.

Четвертый сон показывает на отчуждение Раскольникова от людей, насмешки и слухи, которые распускают люди о Родионе. Причиной такого отчуждения от общества Достоевский называет его теорию, которая перечеркнула для него возможность нормально жить и общаться.

Пятый сон, как и первый, – кошмар. Родион пытается убить в нём Алену Ивановну, но несмотря на точный удар топором, старушка никак не реагирует на него. Раскольников наклоняется к ней всё ближе и ближе, и с ужасом обнаруживает, что его жертва, которая должна была быть мертва смеется ему прямо в лицо.

Так же во сне присутствует Свидригайлов, который в теории Раскольникова является олицетворением «право имеющих» и всего человеческого своеволия.

Весь этот сон олицетворяет крах теории Родиона, показывает, что действия, характерные для «право имеющих», превратили его в «тварь дрожащую», которая из-за своего страха постепенно сходит с ума, теряя все человеческие черты.

Подробнее

Ни для кого не секрет, что сны – это не просто несвязные, вырванные из контекста, картинки, что возникают в подсознании человека. Зачастую они имеют огромный смысл, верная трактовка которого может многое рассказать о состоянии его души, образе мыслей, мотивах поступков.

В произведении «Преступление и наказание» сны Раскольникова тоже играют далеко не последнюю роль. Мало того, по некоторым из них можно не только определить черты характера героя, но и задуматься о том, что могло двигать молодым человеком в момент приятия решения о совершении злодеяния.

Накануне преступления Раскольников видит сон, в котором забивают до смерти лошадь. Возможно, это предзнаменование о том, что вскоре случится кровавое убийство. Однако данный сон можно расценивать и в качестве детских страхов героя – быть может, в детстве главный герой видел, как убивают животных и на фоне этого у него возникла некая психологическая травма.

Раскольников двойственен – с одной стороны, он жалеет животных, с другой – со спокойной душой, без сожаления, убивает человека. Впрочем, эта особенность натуры проявляется не только у него, но у многих личностей в реальности.

Также главному герою снится сон об Африке – причем, в данном сновидении состояние его здоровья оставляет желать лучшего. Все о чем он мечтает – заветный оазис, который Раскольников, наконец, находит. Он так рад любоваться зеркальной гладью волн, чувствовать на себе лучи палящего солнца.

Это видение резко контрастирует с серой и будничной жизнью молодого человека. Вполне возможно, его стоит расценивать как тягу к успокоению и чему-то лучшему, как желание вырваться из повседневности и зажить иной, более яркой и полной событий, жизнью.

Следующий достойный внимания сон имеет место уже после совершения убийства. Парень впадает в бред и видит сон, в котором полицейский избивает хозяйку квартиры. Вполне возможно, что совесть Раскольникова стремится переложить его вину за совершенное деяние на кого – то другого. Даже сам герой подсознательно не хочет верить в то, что он совершил такой жестокий и мерзкий поступок.

Также главный герой боится ареста – однако не предпринимает никаких попыток оказать сопротивление либо скрыться.

Видит во сне Раскольников и смеющуюся, убиенную им, старуху. Он всячески старается изгнать этот образ из своего подсознания, но, в отличие от жизни, ему никак не удается избавиться от пожилой женщины. Какие бы попытки он не предпринимал, старуха смеялась пуще прежнего, чем вызывала леденящий ужас.

Это можно назвать отражением позора, который герой испытывает в реальности. Ведь образ словно высмеивает его, осуждает и указывает на то, что с этой ношей он теперь будет существовать до конца своих дней.

Последний сон Раскольников видит уже на каторге – это сон о конце света, также имеющий место в бреду. Вполне возможно, что сновидение символизирует раскаяние героя, долгожданное освобождение – это означает, что духовная работа над собой все же была проведена, человек многое переосмыслил и понял.

В целом, данный персонаж не вызывает негативных чувств и отвращения – а создает впечатление заблудшего человека, который дал волю непозволительным эмоциям и действиям, в результате чего получил вполне логичное и справедливое наказание.

Сны в произведении

Сны в этом романе крайне психологичны, в них отражаются вся сложность внутреннего мира героев. Сновидения удачно вписаны в событийную канву произведения. Главному событию (убийству старухи Раскольниковым) предшествует описание сна о лошади.

«Мое добро!» – эта фраза несколько раз звучит из уст мужика Миколки во сне, увиденном Родионом Раскольниковым незадолго до убийства.

Герою снится как он гуляет с отцом по городу, и в это время около кабака начинается разворачиваться ужасная сцена: пьяный мужик заскакивает в свою повозку, запряженную хилой старой клячей, и зазывет своих спутников, таких же пьяных до безобразия ехать с ним.

В итоге набивается полная повозка народу, становится понятно, что савраска «не выдюжит» такой тяжелой ноши. Хозяин начинает хлестать лошадь под улюлюканье толпы, в это время в повозке люди хохочут, спорят сдвинется ли с места кляча. Лошадь едва жива, она силится идти, но не может. Миколка продолжает сечь лошадь.

Несколько людей из толпы кнутами тоже секут бедную лошадь по бокам. Потом он берет оглоблю и яростно ударяет ей клячу один, другой, третий раз. Она шатается, оседает, но все еще держится. Остервеневший хозяин, не помня себя, выхватывает лом и бьёт наотмашь. После чего лошадь падает и умирает.

Разве можно представить себе что-то более жестокое и бесчеловечное? Вся картина показана глазами семилетнего Родиона. Но он беспомощен в этой ситуации, ничто уже не может помочь лошади. Ярость хозяина ужасна, но еще ужаснее те, кто его подзадоривают криками «Добивай!», «Топором ее…», «Секи ее, секи. ».

Безумство Миколки и толпы продолжает нарастать, до тех пор, пока лошадь не умирает. Хозяин оправдывается себя тем, что кобыла – его собственность, что он имеет право делать с ней что угодно.

В этом оправдании воплощается одна из ключевых идей теории повзрослевшего Раскольникова – если ты имеешь власть над кем-то или над чем-то, то можешь оправдать этим даже наказание, расправу, включая убийство. Отец Раскольникова успокаивает словами «пьяные шалят»…

Проснувшись, герой осмысливает сон. Его осеняет мысль о том, что несмотря на весь ужас задуманного преступления, он готов его совершить. Образы будущего убийства снова пролетают в его голове. Трагизм ситуации заключается в осознании Раскольниковым бесчеловечности задуманного им злодейства и, вместе с тем, внутреннего принятия и готовности его совершить.

4 вариант (роль и значение)

В книге Достоевского сны разделяются композиционно по принципу своеобразной симметрии.

Если рассмотреть пять снов Раскольникова, то легко увидеть, что два сна касаются убийства старушки, один сон представляет собой некую пустоту и отсутствие образов (такие сны бывают, когда ничего не видно, сохраняется только сознание и ощущения) и два сна представляют собой иллюстрацию теории Раскольникова.

Также сны связаны и между собой определенной градацией. В этой конструкции рассмотрим сон без образов, как центральную часть, некую ось, около которой по двум сторонам располагаются по два сна. Соответственно, с каждой стороны есть по своеобразной ступеньке, которая позволяет Раскольникову перейти на новый уровень понимания, а также автору подчеркнуть некоторые значимые детали.

Читайте также:  Сочинение: Русские женщины в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н. А. Некрасов)

Для начала рассмотрим центральный сон, который Родион видит после того, как совершает двойное убийство. Как говорит Настасья, в Раскольникове «кричит кровь» и, понятное дело, что в этом контексте кричит кровь убитых им людей. Он ощущает ужас и видит, что в действительности просто совершил жестокость, поэтому мир в нем, его душа возвопила таким пронзительным криком.

Этот крик имеет глубокое значение, так как указывает на понятую и понятную причинно-следственную связь. Не представляется возможным совершить нечто ужасное, как убийство человека и при этом остаться как бы вне этой связи. Мир всегда будет кричать таким криком ужаса, когда любое божье создание терпит подобные страдания, и этот крик является частью мира.

Сны, которые касаются убийства, снятся до и после него. Сначала Раскольников видит детство, невзрачное пространство, в котором он вырос. Достоевский использует образы серости, обыденности, безысходность, которая охватывает все пространство даже в праздничные дни, а также довольно типичную российскую дихотомию кабак-церковь.

Этот детский сон имеет огромное значение, но его детальный анализ потребует огромного количества времени, начиная от поиска детских истоков особенностей личности Раскольникова и до сероватой образности, которая может трактоваться как пребывание Раскольникова в каких-то низких мирах потустороннего, сонного мира. Поэтому остановимся только на основном, на том, что Раскольников не приемлет жестокость с детства и является возвышенной личностью. Сон указывает ему на некоторую абсурдность его решения и дает явный намек на возможность выбрать церковь, а не кабак, то есть любовь, а не жестокость.

Следующей ступенькой является сон после убийства. Там появляется старушка и она смеется над Раскольниковым в компании народа. Таким образом, указывается на нелепость поступка главного героя, он понимает, что убивая старушку, убивал самого себя.

Сны, которые говорят о теории Родиона, тоже идут подобным ступенчатым образом. Первым из них является тот, который предлагает образ как бы зарождающегося пространства мира радости и покоя. Раскольников созерцает предвестников собственного мира, который собирается создать и не замечает ничего плохого.

Следующий сон указывает ему на итог воплощения его теории. Люди, которые живут в его мире, обвиняют друг друга, «колются и режутся», «кусают и едят друг друга». Таким образом этот сон полностью уничтожает теорию главного героя, позволяет ему понять, уда ведут подобные воззрения.

Как видим, через сны Раскольникова Достоевский достаточно умело и с четкой композиционной продуманностью предоставлял читателю и собственные воззрения и описывал эволюцию внутренних взглядов главного героя.

Также читают:

Картинка к сочинению Сны в романе Преступление и наказание

Сны в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Популярные сегодня темы

Сюжетная композиция произведения построена на изображении жизни одной из буржуазных семей, представителями которой в качестве основных персонажей представлены глава семейства Арган и его дочь Анжелика.

Во времена Александра Сергеевича Пушкина, то есть в 19 веке, было принято проводить дуэли. Они могли быть разные, либо до первой крови, то есть лёгкого ранения, либо со смертельным исходом.

В поэме Пушкина эти важнейшие персонажи выступают в явном противопоставлении. Они – главы двух государств-соперников, то есть у них точно очень разные интересы

Произведение «Юность» Л.Н. Толстого – это третья часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в которой описывается судьба Николеньки Иртеньева и его мужание

Математика – это один из предметов начальной школы, без которого не возможно существование человека в современном мире. Образ жизни современного человека обязывает его уметь читать, писать и считать

Сочинение: Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

(504 слова) Психологический роман «Преступление и наказание» великого русского писателя Ф.М. Достоевского изобилует разнообразными литературными приёмами, призванными раскрыть читателю историю персонажей. Одно из самых важных мест в произведении занимает описание снов главного героя книги.

Первый сон настигает героя в тот момент, когда он стоит на жизненном перепутье. Раскольников, находясь в полубезумном состоянии, никак не может решиться на убийство старухи.

Во сне он видит эпизод из своего детства: гуляя с отцом, он сталкивается с весёлой компанией на телеге, которую не может сдвинуть с места худая усталая кляча.

В ярости хозяин вместе с друзьями жестоко избивает лошадь кнутом, потом использует для этого дела оглоблю, и в итоге добивает несчастное животное железным ломом. Маленький Родион плачет и кричит, глядя на эту жестокость, обнимает и целует умирающее животное, а потом бросается на живодёра с кулаками.

Автор показал, какое отвращение Раскольников питает к насилию. Главный герой понимает, что не способен отнять жизнь человека, если даже смерть бессловесной лошади вызывает у него такой эмоциональный отклик. В этот момент Родион готов отказаться от убийства. Однако обстоятельства складываются совсем по-другому.

Второй сон выступает как противовес первому. Именно в нём отражается мечта Раскольникова, которую он намеревается осуществить с помощью своей теории.

Мы видим безжизненную пустыню, в сердце которой герой создал маленький цветущий оазис.

В этом сне перед читателем предстаёт непомерная гордыня главного героя, видящего себя спасителем человечества, которому суждено создать маленький идеальный земной рай даже ценой гибели всего остального мира.

Убийство старухи-процентщицы становится переломом в повествовании, меняющим положение героя. Теперь он — не сомневающийся в себе горделивый теоретик, но состоявшийся убийца. И новые сны полностью соответствуют его нынешнему положению.

Сумбурные, беспокойные, наполненные криками видения мучают Раскольникова. Так, в третьем сне полицейский поручик Илья Петрович жестоко избивает хозяйку дома, в котором снимает комнату главный герой.

Полицейский олицетворяет собой правосудие в глазах Раскольникова — страшное, жестокое и несправедливое, готовое в любой момент обрушить на Родиона свою кару.

Сны Раскольникова

На протяжении романа «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников видит пять сновидений:Сон Раскольникова о лошади является одним из самых грустных и тяжелых эпизодов романа «Преступление и наказание» Достоевского.Незадолго до совершения своего преступления Родион Раскольников видит страшный сон. В этом сне он является мальчиком лет семи.

Он гуляет с отцом за городом на празднике и проходят мимо кабака, вокруг которого стоит толпа пьяных, все поют, веселятся. Рядом с кабаком стоит большая телега, в которую впряжена слабая, маленькая лошадь. Лошадь не в силах тащить огромную телегу и 8 человек на ней. Лошадь хлещут кнутами и бьют палками, но она еле двигается. В итоге ее жесточайшим образом забивают до смерти.

«А Миколка намахивается в другой раз, и другой удар со всего размаху ложится на спину несчастной клячи. Она вся оседает всем задом, но вспрыгивает и дергает, дергает из всех последних сил в разные стороны, чтобы вывезти; но со всех сторон принимают ее в шесть кнутов, а оглобля снова вздымается и падает в третий раз, потом в четвертый, мерно, с размаха.

Миколка в бешенстве, что не может с одного удара убить.»— Часть 1, Глава V

Маленький Раскольников пробирается сквозь толпу к мертвой лошади, обнимает и целует ее морду, глаза. Затем мальчик с кулачками бросается на изверга Миколку, но в это время отец хватает ребенка и выводит из толпы. Раскольников, всхлипывая, спрашивает отца: «За что они… бедную лошадку… убили!». Отец объясняет, что это пьяные так развлекаются.

Значение сна о лошади:

Во сне о лошади мы видим, что молодой человек все-таки способен сострадать, что у него есть сердце:

«В сне о лошади сосредоточено все сострадание Раскольникова, вся его боль и ужас перед мировым злом. Миколка бьет клячу по глазам оглоблей, приканчивает ее ломом. Герой видит себя ребенком…»— К .В. Мочульский

Сон отражает двойственность натуры Раскольникова: во сне молодой человек испытывает жалость к лошади, к животному, но при этом в реальной жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не испытывает.

Сон об Африке снится герою накануне его страшного преступления, когда он находится в странном, болезненном состоянии.

В этом сне герой видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок:

«Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом пальмы растут целым кругом; все обедают.»— Часть 1, Глава VI

Значение сна о Африке:Этот яркий сон, полный прекрасных деталей, представляет собой полный контраст с тоскливой, безрадостной, серой жизнью Раскольникова.После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о том, как полицейский Илья Петрович бьет хозяйку квартиры Раскольникова:

«Илья Петрович здесь и бьет хозяйку! Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени, — это ясно, это слышно по звукам, по воплям, по ударам! Что это, свет перевернулся, что ли?»— Часть 2, Глава II

Во сне молодой человек чувствует страх, что за ним могут прийти, чтобы арестовать, но в тоже время он не предпринимает ничего, чтобы не сдаться полиции.Так как Родион в это время находился в лихорадочном состоянии, испытывал общее раздражение, то этот сон можно назвать скорее галлюцинацией или бредом.

  • Значение сна о Илье Петровиче:
  • «Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались всё сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота.»— Часть 3, Глава VI
  • «…все смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»— Часть 3, Глава VI

С одной стороны, Достоевский с помощью этого эпизода раскрывает подсознательное желание Раскольникова расправиться ещё с одной «вошью», так как именно в это время герой должен немалые деньги квартирной хозяйке, но с другой — это всё — страх перед будущим, которое впоследствии может стать поистине ужасным.Во сне Раскольников идет в квартиру старухи вслед за каким-то человеком, который зовет его за собой. В квартире в углу гостиной молодой человек видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется. Раскольников пытает расправиться со старухой, но ему это не удается и смех старухи только усиливается:Не сумев совладать со старухой, Раскольников бежит прочь, но повсюду видит смотрящих на него людей:Значение сна о смеющейся старухе:Раскольников уже начал понимать, что «эксперимент над собой» провален. Раскольников оказался далеко не Наполеоном или властелином, а обыкновенным человеком, но теперь перед ним громадная проблема, глубочайшая проблема вины. Это последний сон Раскольникова. Отбывая срок на каторге, Раскольников однажды заболевает и попадает в больницу. В болезненном бреду он несколько раз видит сон о конце света:

Читайте также:  Какова роль человека в обществе?

«Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных.»— Эпилог, Глава II

Значение сна о конце света:Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон — символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней работе героя.Мир снов и сновидений всегда волновал писателей, учёных и поэтов. Многие русские и зарубежные писатели и до и после Достоевского пытались прибегать к помощи снов, чтобы раскрыть основную идею произведения, раскрыть душу и мысли героя, его внутренние качества и характер, отношение его к себе и к другим героям, чтобы понять, как к этому герою относятся остальные действующие лица.В русской литературе сны всегда играли очень важную роль. Многие авторы делали сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Зачастую именно сон определяет будущее героев, позволяет понять их характер, причину поступков, отношение к людям и к себе, отражает переживания, раскрывает внутренний и нравственный мир героев. Только когда человек спит, он не может лгать и прикрываться масками, потому что его подсознание освобождается и не сковано внешними условностями. Такими яркими примерами могут служить сон Татьяны в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, сон Светланы в балладе «Светлана» В. А. Жуковского, сон в романе Чернышевского «Что делать?», сон в книге Радищева «Путешествия из Петербурга в Москву», сон Обломова в романе Гончарова «Обломов», сны в пьесе А. Н. Островского «Гроза», сон Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и многие другие. Но Достоевскому удалось это так глубоко, так точно и так развёрнуто, как ни одному из них.Писатель не просто раскрыл сам смысл поступков Родиона Раскольникова, но и смог опровергнуть теорию бедного студента, убивающую в человеке всё человеческое при осознании этим человеком возможности убийства им другого, себе подобного.Именно через сны Родиона Раскольникова мы можем сопереживать герою, подготовиться к последующим эпизодам, полностью сконцентрироваться на развитии сюжета, почувствовать атмосферу того времени, наиболее полно понять цели и мысли людей девятнадцатого столетия, потому что только во сне человеческое подсознание высвобождается и способно о многом поведать читателю. Кроме того, введение в повествование таких элементов, как сны, имеет важное значение в художественно-изобразительном плане. Оно определяет психологизм в изображении главного героя романа.

Роль снов Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Содержание и значение снов Раскольникова как главного героя в романе «Преступление и наказание» является важным для выражения авторской позиции и необходимым в структуре самого произведения.

Сон — это выражение бессознательного в человеческой психике. Поэтому как элемент художественного произведения — это одно из средств создания образа, возможность показать внутренний мир героя, его подспудные мысли, скрытые от него самого.

Роль снов в раскрытии внутреннего мира Раскольникова

Каждый из таких эпизодов имеет своего «двойника» в реальной жизни.

  • Первый сон героя- отражение его внутреннего состояния перед убийством, состояние болезненного восприятия несправедливости мира, мира униженных и оскорбленных. Сон об убийстве лошади (в восприятии ребенка) характеризует бесчеловечность этого мира, а также доброту самого Раскольникова, имеет композиционного двойника — смерть Катерины Ивановны («Заездили клячу»);
  • Второй сон Раскольникова (об избиении квартальным квартирной хозяйки героя), с одной стороны, продолжение темы беззакония этого мира, с другой стороны, предощущение будущей отрезанности героя от людей, т.е. его наказания. Композиционный «двойник» — убийство старухи процентщицы и Лизаветы.
  • Третий сон Раскольникова (повторное убийство старухи) — аналог реального убийства, вторичное проживание содеянного. Ожившая старуха ( литературный двойник старой графини из «Пиковой дамы» А.С.Пушкина) — символ поражения теории героя.
  • Последний сон героя (он видит его на каторге) — аллегорическое воплощение реализации теории, символ освобождения героя из-под власти теоретических построений, возрождения его к жизни. Литературный аналог — философский трактат Вольтера о безумии человечества. Этот сон не имеет реального композиционного двойника, что символично.
    Герой отказывается от теории — она не может осуществиться.
  • Сны Раскольникова являются своеобразной пунктирной линией, которая на разных уровнях отражает идейное и художественное содержание романа.
  • Наша презентация темы

 Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А. (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Запись опубликована в рубрике Материалы по литературе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Сны в романе Достоевского «Преступление и наказание»

  • О забитой лошади. Уже первый сон главного героя показывает его истинные черты и раскрывает его способность к состраданию. Раскольников переносится в детство, видит лошадь, которую бьют кнутом озверевшие люди. Этот эпизод доказывает неоднозначность характера молодого теоретика, который, сопереживая в своём сне бедному животному, в реальности готовится к убийству человека. Данный сон становится символическим выражением мира, переполненного насилием, страданием и злом. В нем противопоставляется кабак, как олицетворение безобразного,низменного мира, и церковь, с которой у Раскольникова связаны печальные, но светлые воспоминания. Мотив спасения от ужасного мира действительности с помощью веры будет и дальше прослеживаться на протяжении всего романа.
  • Об Африке. Незадолго до рокового поступка Раскольникову привиделась во сне Африка. Он видит оазис, золотой песок и голубую воду, которая является символом очищения. Это сновидение является антитезой ужасной повседневной жизни героя. Важной деталью становится то, что Родиону снится Египет. В связи с этим во сне появляется мотив наполеонизма. Египетский поход был одним из первых, предпринятых Наполеоном. Но там императора ждала неудача: войско было поражено чумой. Так и героя ожидает не триумф воли, а разочарование в финале его собственного похода.
  • Об Илье Петровиче. После убийства старухи-процентщицы молодой человек находится в лихорадке. Жар провоцирует еще два сновидения. Первое из них об Илье Петровиче, который избивает владелицу съемного жилища Родиона. Из него видно, что Раскольников не переносит издевательств над человеком, каким бы плохим он ни был. Также нетрудно понять, что у Родиона Романовича Раскольникова возникает страх перед формальным наказанием (законом). Этот факт находит свое олицетворение в фигуре полицейского.
  • О смеющейся старухе. Раскольников возвращается на место преступления, где содеянное им убийство почти повторяется. Разница состоит в том, что в этот раз старуха смеялась, издеваясь над героем. Это может говорить о том, что, убивая старуху, он погубил и себя. Испугавшись, Раскольников бежит с места преступления. В этом сне Родион ощущает ужас разоблачения и стыда, который мучает его на самом деле. Кроме того, данный кошмар подтверждает то, что главный герой морально не был способен на убийство, оно было болезненно им воспринято и стало причиной его дальнейшего морального самоуничтожения.
  • Сон на каторге. Последний сон героя окончательно подтверждает несостоятельность гипотезы Родиона. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве» — убийца видит, как реализуется его замысел о «спасении» всего сущего, но на практике выглядит он ужасно. Как только благодаря софистическим умозрительным рассуждениям исчезает грань между добром и злом, люди погружаются в хаос и теряют нравственные основы, на которых зиждется общество. Сон противопоставляется теории: герой полагал, что «людей с новой мыслью необыкновенно мало рождается», а в сне сказано, что мир рушится от недостатка «чистых людей». Таким образом, это сновидение способствует искреннему раскаянию Раскольникова: он понимает, что нужно не вычурное мудрствование от лукового, а искренние и добрые поступки, противопоставленные злу и пороку.

Сны персонажей, их роль в произведении «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского

  • I Особенности художественного мира романа Достоевского
  • II Сны персонажей, их роль в произведении.
  • 1. Сны Раскольникова до убийства как отражение скрытого гуманизма героя

2. Отражение убийства в снах Раскольникова.

  Новаторство Чехова как драматурга: краткий ответ на вопрос

3. Сны Свидригайлова – подведение итога его жизни.

4. Последний сон Раскольникова

III Роль снов в произведении

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» стал ответом на сложившуюся в России после реформы 1861 года духовно-культурную ситуацию.

Общество того времени пыталось ответить на вопрос о путях развития освобожденной личности, о свободе воли человека. С момента выхода романа в свет и до наших дней интерес к нему не угасает.

Объяснение этому – в глобальности и актуальности поставленных проблем, необычайном психологическом мастерстве автора, особенностях художественного осмысления действительности.

Своеобразие художественного восприятия мира Достоевским сказывается и в композиции произведения, и в портретах героев, их речи, цветовой гамме романа и т.д. Важнейшим элементом художественного мира Достоевского являются сновидения персонажей. Обращение к снам героев объясняется стремлением Достоевского к психологической правдивости повествования.

Живая и гуманная натура главного героя – Родиона Раскольникова – на протяжении романа постоянно вступает в противоречие с созданной им человеконенавистнической теорией. Но сила идеи, по мысли Достоевского, не менее велика, чем сила чувства, и способна подчинить себе душу человека. Сны Раскольникова выступают как проявления души, неподконтрольные порабощенному идеей сознанию.

Читайте также:  Опасна ли месть для самого мстителя?

Первый сон Раскольников видит еще до убийства. Герою, увидевшему себя ребенком, снится, как мужики до смерти забивают жалкую клячу. Сцена убийства представлена в произведении с ужасающими подробностями, что должно подчеркнуть противоестественность человеческого насилия и жестокости.

Сон потрясает Раскольникова, и он решает отказаться от своего жуткого замысла. Этот сон выступает как предсказание о возможных последствиях теории Раскольникова, к которым герой пытался прислушаться.

Кроме того, значение этого сна еще и в том, что он помогает нам лучше понять скрытые за рамками теории гуманизм, доброту и искренность героя.

Второй сон Раскольников видит непосредственно перед убийством. В странных, опутавших героя грезах перед ним предстает оазис в пустыне, отдыхающий караван, пальмы и ручей с прекрасной прохладной голубой водой, которая «…бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку».

Во сне Раскольников пьет эту чудесную воду, выступающую символом чистой и свободной жизни. Но, пробуждаясь от звона часов, герой вспоминает о необходимости грядущего преступления. Этот сон также помогает лучше представить Раскольникова, его тягу к чистоте и красоте.

Но все же идея оказалась сильнее души героя, и он, не прислушавшись к сновидениям, отправляется в дом процентщицы.

После совершения преступления герой находился в странном полусне-забытьи: «Клочки и отрывки каких-то мыслей так и кишели в его голове, но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться…». На следующий после убийства день Раскольникову привиделся кошмар об избиении квартирной хозяйки на лестнице.

Стоны, крики, жалобы, множество свидетелей в этом сновидении говорят о страхе разоблачения, напоминают совершенное убийство. Даже после пробуждения герой чувствует, что «страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его».

В этом видении нет мотивов раскаяния, чувствуется агрессия против хозяйки, заявившей в полицию о неуплате за комнату и энергия, еще сохранившаяся после недавнего преступления.

Это сновидение прервал новый персонаж романа – Свидригайлов, выступающий своеобразным «двойником» Раскольникова.

Характеризуя Свидригайлова, Достоевский использует те же методы, что и при описании Раскольникова: фиксация малейших духовных и физических переживаний, изложение мысленных переживаний и такое же подробное описание снов, грез и видений, перекликающихся со сновидениями главного героя.

Сновидения Свидригайлова, как и Раскольникова, тесно переплетены с явью. Достоевский показывает три видения этого героя, но они представлены как части одного большого сна.

Третий сон Свидригайлова о том, как он идет на самоубийство, но по дороге встречает маленькую девочку, всю в слезах, сбежавшую от сердитой матери из-за разбитой чашки.

Уложивший в постель девочку Свидригайлов с изумлением и страхом вдруг увидел, как губы малышки раздвигаются в улыбке и лицо ее превращается в «лицо камелии, нахальное лицо продажной камелии из француженок».

Этот сон, в котором не Свидригайлов, а маленький ребенок предстает воплощением распущенности, отражает состояние души героя, в котором все нравственные ценности искажены, перевернуты, как говорится, «с ног на голову», как и в сновидении.

Сон нарушает привычное для Свидригайлова состояние циничного равнодушия и презрения к традиционным ценностям, он выбивает его из колеи: «Кошмар во всю ночь!» Во сне открывается глубинный смысл случившейся с его личностью катастрофы.

Таким образом, можно сказать, что сны Свидригайлова являются отражением его мировоззрения, помогают нам лучше понять его. Также сновидения дают возможность осознать губительные последствия теории Раскольникова, поскольку грехи Свидригайлова, отраженные в снах, – порождение сниженного варианта этой теории.

Этот сон можно назвать предупреждением будущих бед. Именно после него Раскольников отказывается от своей теории и по-настоящему раскаивается в своем преступлении.

Следовательно, сны, видения и грезы персонажей как внесюжетный элемент текста несут в себе определенную художественную нагрузку в раскрытии идейного содержания произведения.

Достоевский с помощью снов Раскольникова и Свидригайлова помогает читателям лучше понять внутренний мир героев, осознать сущность их переживаний.

Сон для Достоевского – незаменимый способ художественного познания человеческой личности, стремление познать и осмыслить ее с разных сторон.

Источник

Сны Свидригайлова

Свидригайлов — персонаж, которому также снятся символические сны, пронизанные глубоким смыслом. Аркадий Иванович — пресытившийся жизнью человек. Он равно способен как на циничные и грязные поступки, так и на благородные. На его совести лежат несколько преступлений: убийство жены и самоубийства слуги и оскорбленной им девочки,которой было всего 14 лет.

Но совесть его не тревожит, лишь сны передают скрытую, неизвестную самому герою сторону его души, именно благодаря своим сновидениям Аркадий Иванович начинает видеть всю свою подлость и ничтожество. Там он лицезреет себя или отражение своих качеств, которые ужасают его.

Всего Свидригайлов видит три кошмара, причем грань между сном и явью настолько размыта, что порой трудно понять, видение это или реальность.

  • Мыши. В первом сне герою мерещатся мыши. Мышь считается олицетворением души человека,зверьком, который быстро и почти незаметно ускользает, как дух в момент смерти. В христианской Европе мышь была символом злой, разрушительной деятельности. Таким образом, можно прийти в выводу, что в сне Свидригайлова грызун является предвестником беды, неминуемой гибели героя.
  • О девочке — утопленнице. Аркадий Иванович видит девочку-самоубийцу. Она имела «ангельски чистую душу, вырвавшую последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь…». Точно неизвестно, но о Свидригайлове ходили слухи, что он совратил четырнадцатилетнюю девочку. Этот сон будто описывает прошлое героя. Возможно, что именно после этого видения в нем просыпается совесть, и он начинает осознавать всю низменность поступков, от которых раньше получал наслаждение.
  • О пятилетней девочке. В последнем, третьем сне, Свидригайлову снится маленькая девочка, которой он помогает без всякого злого умысла, но неожиданно ребенок преображается и начинает заигрывать с Аркадием Ивановичем. Она имеет ангельский лик, в котором постепенно вырисовывается сущность низменной женщины. Она обладает обманчивой красотой, внешне прикрывающей душу человека. В этой пятилетней девочке отразилась вся похотливость Свидригайлова. Это больше всего его и испугало. В образе демонической красоты можно увидеть отражение двойственности характера героя, парадоксальное сочетание доброго и злого.

Проснувшись, Аркадий Иванович ощущает свое полное духовное истощение и понимает: сил и желания жить дальше у него нет. Эти сны раскрывают полное нравственное банкротство героя. И, если второй сон отражает попытку воспротивиться року, то последний показывает все уродство души героя, от которого никуда не деться.

Содержание сна

Во сне герой видит, как люди уничтожают друг друга. Сами не осознавая причин, люди становятся сумасшедшими, бредят, убивают друг друга. Даже объединяясь в страхе и договариваясь о верности и помощи друг другу, они тут же меняют решение.

Заражаясь бессмысленной злобой, они считают себя умными, непоколебимы в своей уверенности и жестокости. Лишь несколько избранных человек могли спастись сами и спасти других. Это люди чистые, светлые. Они не способны на злобу и преступления.

Именно они должны возродить мир и спасти человечество.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1865-1866 гг. Величайший роман в истории русской и мировой литературы был издан, когда автору исполнилось 45 лет. В. В.

Розанов писал о нем: Все остальные произведения Достоевского обширный и разнообразный комментарий к самому совершенному его произведению – “Преступление и наказание”. Общий дух романа, неуловимый, неопределимый, еще гораздо замечательнее всех отдельных поразительных его эпизодов: как – это тайна автора.

Колорит этого романа есть новое и удивительное явление во всемирной литературе, есть одно из глубочайших слов, подуманных человеком о себе.

Символичное значение

Не случайно автор размещает последний сон Раскольникова в эпилоге. Пройдя через все страдания, через множество размышлений и страхов, до сих пор будучи уверенным в своей правоте, именно во сне Раскольников постигает разоблачение своей жуткой теории.

Глубокий символизм сна в том, что «трихины» являются страшной опасностью для всего человечества. Они способны привести к утрате всех норм человеческой жизни, всех моральных и нравственных качеств человека. Распространение жестокости приведет к трагедии глобального масштаба.

Сон на каторге полностью противопоставляется теории Раскольникова. Если раньше он был уверен, что избранные имеют право на преступления, то теперь он осознает, что гораздо важнее нести свет, очищать землю от преступлений и злобы. Это помогает герою избавиться от «трихинов» в своей душе.

Герой, благодаря состраданию, воскресает для новой жизни.

Ссылка на основную публикацию