Анализ стихотворения «Не думай о секундах свысока…» Роберта Рождественского

Многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны» обрел такую популярность, что его повторный показ состоялся через три с половиной месяца после премьеры фильма на ТВ.

Количество восторженных писем в адрес создателей ленты побило все рекорды. Львиная доля писем предназначалась Вячеславу Тихонову, который в одночасье стал эталоном мужчины для советских женщин.

Как режиссеру Татьяне Лиозновой удалось снять такое кино, которое вызывало у советских зрителей неподдельные эмоции на протяжении всех двенадцати серий? Благодаря держащему в напряжении сценарию, великолепной игре актеров и мастерской операторской работе аудитория ни на секунду не отвлекалась от голубых экранов.

В военной драме о разведчике в тылу врага нашлось место трогательным эпизодам, вызывавшим слезы даже у самых сдержанных людей. Наиболее памятной из них стала, пожалуй, сцена встречи Штирлица с женой. Создать душещипательную атмосферу в кафе Elefant помогла композиция «Песня о далекой Родине».

Анализ стихотворения «Не думай о секундах свысока…» Роберта Рождественского

Ход композитора

Написать музыку к фильму «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Лиознова пригласила Микаэла Таривердиева. Вера Таривердиева, вдова композитора, вспоминала, что муж не спешил с ответом:

– Он долго думал, соглашаться ли ему писать музыку к картине о Штирлице. «Знаешь, – сказал он тогда, – что-то мне надоели фильмы про шпионов!». А потом нашел выход: главным для него стал не детективный сюжет, а внутренний мир героя. Отсюда и ностальгическая «Песня о далекой Родине», и философская «Не думай о секундах свысока».

Говорят, Таривердиев сочинил песни к каждой серии, но Лиознова остановилась лишь на двух вышеупомянутых произведениях. Впрочем, сама Татьяна Михайловна опровергла эту версию.

Автор слов песен фильма – поэт Роберт Рождественский. Например, стихотворение «Мгновения» было создано в период рассвета советской поэзии.

Когда Роберту Ивановичу предложили написать поэтические строки для фильма «Семнадцать мгновений весны», у поэта уже было написано это стихотворение, и он решил, что именно оно подойдет для фильма.

Стихотворение положили на музыку, и оно стало хитом. Даже сегодня тяжело найти человека, который бы не знал строки «Не думай о секундах свысока…».

Запись композиций

Выбрать исполнителя оказалось непростым делом. Композиции пробовали исполнять многие артисты, но режиссеру не нравились их версии. Вот как об этом вспоминает Вера Таривердиева:

– Пробовались практически все советские певцы – от Магомаева до Мулермана. Уже была готова фонограмма с записью Муслима Магомаева. Но Лиозновой все время казалось, что его, пусть и очень хорошему, исполнению чего-то не хватает.

Она рискнула и попросила записать песни Иосифа Кобзона. Это было попадание в «десятку»! Магомаев обиделся. С Иосифом Кобзоном муж делал песни в течение месяца. Они работали над голосом. Татьяна Лиознова хотела, чтобы он был неузнаваем.

В конце концов добились идеального исполнения.

Когда Магомаев услышал версию Кобзона, он согласился, что она идеально вписывается в фильм. Но все равно чувствовал досаду из-за того, что не получилось стать исполнителем композиций.

– Я записал песни к фильму, но, увы, мой голос не соединился с образом советского разведчика Штирлица-Тихонова, – признался певец. – С песней «Мгновения» ещё можно было покрутить и так, и этак — спеть пожёстче или более проникновенно.

А с песней «Я прошу, хоть ненадолго…»… Как Микаэл Таривердиев ни изощрялся, ни варьировал, всё-таки это интонационно, мелодически напоминало «Историю любви» Франсиса Лея. Эту песню я так и спел — по-американски, по-фрэнксинатровски… Татьяна Михайловна просто сказала: «Нет» (эта маленькая женщина умеет отказать с жёсткой безапелляционностью). И предложила переделать.

Я отказался. Я такой, какой есть, и подделываться под разведчика не могу, не хочу и не буду. Я никогда ни под кого не подстраиваюсь…

О негативной реакции Муслима Магометовича на выбор исполнителя вспоминал и и сам Микаэл Леонович:

– А Магомаев обиделся на меня тогда страшно. Дело не в том, что он пел плохо или хорошо. Просто для этой картины нужен был не его голос. Голос Кобзона попал в изображение, прямо в «десятку».

Обвинения в плагиате

После выхода фильма на экраны многие решили, что «Песня о далекой Родине» и правда напоминает произведение Франсиса Лея. В Союз композиторов СССР даже пришла телеграмма такого содержания: «Поздравляю успехом моей музыки советском фильме. Франсис Лей».

Обвинения в плагиате не прошли даром для Таривердиева: его не звали на телевидение, от него отвернулись многие коллеги, за спиной сплетничали недоброжелатели. А позже выяснилось, что у Лея нет претензий к советскому композитору, а пресловутую телеграмму анонимный шутник выслал из московского телеграфа.

Анализ стихотворения «Не думай о секундах свысока…» Роберта Рождественского

Интересные факты о съемках фильма

Представить себе Штирлица в исполнении кого-то, кроме Вячеслава Тихонова, сейчас просто невозможно, однако поначалу его кандидатура не рассматривалась.

Автор сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиан Семенов хотел, чтобы роль советского разведчика исполнил актер Арчил Гомиашвили, известный зрителям по роли Остапа Бендера в «12 стульях» Гайдая.

Также рассматривалась кандидатура Олега Стриженова, однако тот не захотел оставить игру во МХАТе на три года ради съемок в кино (именно столько снимались «Семнадцать мгновений весны»).

Сам же Тихонов попал в фильм случайно – его кандидатуру предложил кто-то из ассистентов режиссера Татьяны Лиозновой.

Вымышленный персонаж

Штирлиц никогда не существовал в реальности – этого персонажа придумал писатель и киносценарист Юлиан Семенов. Однако есть легенда, что его прототипом был заместитель шефа немецкой разведки Вилли Леман (кличка Брайтенбах).

Леман работал на СССР по собственной инициативе, его никто не вербовал. Следы Лемана в истории теряются в 1942 году, когда его арестовало гестапо без формулировки обвинения.

Конечно, скорее всего, Вилли Леман погиб, но Татьяна Лиознова все же оставила финал «Семнадцати мгновений весны» открытым, предоставив зрителю самому решить, что же случилось со Штирлицем.

Жена появилась вдруг

Жена Штирлица появилась в фильме лишь благодаря инициативе Вячеслава Тихонова – сценарий ее появления не предполагал.

Знакомый Тихонова, некий разведчик КГБ, рассказал актеру, что иногда тем, кто работал под прикрытием за пределами СССР, привозили родных для свидания, и актер поделился с Лиозновой идеей. Режиссер согласилась, посчитав, что так в картине будет больше драматизма.

Пробы на роль жены полковника Исаева проходили певица Мария Пахоменко и актриса Светлана Светличная, однако Татьяна Лиознова посчитала их кандидатуры неудачными.

По воспоминаниям Элеоноры Шашковой, которая в итоге сыграла жену полковника Исаева, ее привели на съемочную площадку за день до начала съемок. Поначалу она плохо справлялась с ролью.

Однако затем Лиознова позвала Вячеслава Тихонова и посадила его перед актрисой, сказав: «А теперь серьезно. Вот твой муж-разведчик».

Именно после этих слов, видя перед собой Тихонова-Штирлица, Шашкова исполнила роль так, как нужно – со сдержанной глубиной, одним взглядом показав все горькие, тяжелые, но светлые чувства своей героини.

Не думай о секундах свысока

Текст

Из серии: Вечная поэзия

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям!Друзьям – скидка 10%, вам – рублиПо вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

Стоимость книги: 189 ₽Ваш доход с одной покупки друга: 18,90 ₽

Чтобы посоветовать книгу друзьям, необходимо войти или зарегистрироваться

Не думай о секундах свысока

Подробнее

Шрифт:Меньше АаБольше Аа

Составитель – Александр Мурашов.

Анализ стихотворения «Не думай о секундах свысока…» Роберта Рождественского

© Рождественский Р.И., наследники, 2019

© ООО «Издательство АСТ», 2019

Начало

«Вернуться б к той черте…»

 Вернуться б к той черте,         где я был мной.Где прилипает к пальцамхлеб ржаной.И снег идет.И улица темна.И слово «мама» —         реже, чем «война».Желания мои скупы.Строги.Вся биография —         на две строки.И в каждой строчке         холод ледяной…Вернуться б к той черте,         где я был мной.

Вернуться бы,вернуться б к той черте,где плачу я в полночной духоте,где очень близко         губы и глаза,где обмануть нельзя,смолчать нельзя.Измены —         даже мысленно —                   страшны.А звездам в небетесно от луны.Все небо переполнено луной…Вернуться б к той черте,         где я был мной.

Не возвращаться б         к той черте,                   когдастановится всесильной немота.Ты бьешься об нее.Кричишь,         хрипя.Но остается крик внутри тебя.А ты в поту.Ты память         ворошишь.Как безъязыкий колокол, дрожишь.Никто не слышит крика твоего…Я знаю страх.Не будем         про него.Вернуться б к той черте,         где я был мной.

Где все впервые:светлый дождь грибной,который по кустарнику бежит.И жить легко.И очень надо         жить!  

Начало

 Я родился —нескладным и длинным —в одну из влажных ночей.Грибные июньские ливнизвенели,как связки ключей.Приоткрыли огромный мир они,зайчиками прошлись по стене.    «Ребенокудивительно смирный…» —врач сказал обо мне.

…А соседка достала карты,и они сообщили,чтобуду я не слишком богатым,но очень спокойным зато.Не пойду ни в какие бури,неудачисмогу обойтии что дальних дорогне будетна моем пути.

Что судьбою,мне богом данной(на ладони вся жизнь моя!),познакомлюсьс бубновой дамой,такой же смирной,как я…Было дождливо и рано.Жить сто леткукушка звала.Но глупые картыврали!А за ними соседкаврала!Наврала она про дорогу.Наврала она про покой…Карты врали!..

И слава богу,слава людям,что я не такой!Что по жилам бунтует сила,недовольство собой храня.Слава жизни!Большое спасибоейза то, что мяла меня!Наделила мечтой богатой,опалила ветром сквозным,не поверилабабьим картам,а поверилаливням грибным.  

Юноша на площади

 Он стоит перед Кремлем.А потом,         вздохнув глубоко,шепчет он Отцу и Богу:«Прикажи…И мы умрем!..»Бдительный,         полуголодный,молодой,знакомый мне, —он живет в стране свободной,самой радостной стране!Любит детство вспоминать.Каждый день ему —         награда.Знает то, что надо знать.

Ровно столько,сколько надо.С ходу он вступает в спор.как-то сразу сатанея.Даже         собственным сомненьямон готов давать отпор.Жить он хочет не напрасно,он поклялся         жить в борьбе.Все ему предельно ясно.в этом миреи в себе.Проклял он         врагов народа.Верит, что вокруг друзья.Счастлив!..

   …А ведь это я —пятьдесят второго года.  

История

 История!Пусть я —         наивный мальчик.Я верил слишком долго,слишком искренне,что ты —         точнее                   всяких математик,бесспорнейсамой тривиальнойистины…    Но что поделать —         мальчики стареют.

Твои ветрапо лицам их секут…Секунды предъявляют счет столетьям!Я говорю от именисекунд…    История —         прекрасная, как зарево!История —         проклятая, как нищенство!Людей преображающая зановои отступающаяперед низостью.

Читайте также:  Чем отличается великая мечта от мелкой?

История —         прямая и нелепая!Как часто называлась ты —         припомни! —плохой,когда была         великолепною!Хорошей —хоть былапостыдноподлой!Как ты зависела         от вкусов мелочных.От суеты.От тупости души.Как ты боялась властелинов,мерящихтебя на свой         придуманный аршин!    Тобой клянясь,народы одурманивали.

Тобою прикрываясь,земли         грабили!Тебя подпудривали.         И подрумянивали.И перекрашивали!И перекраивали!Ты наполнялась         криками истошнымии в великанывозводилахилых…    История!Веселая         история!Послушай!Ты ж не просто         пыль архивов!История!..Сожми сухие пальцы.Живое сердце         людям отвори.

Смотри,как по-хозяйскипросыпаютсябессмертные создатели твои!Они проглатываютнемудреный завтрак.Торопятся.Целуют жен своих.Они         уходят!И зеленый запахвзволнованно окутывает их.Им солнце бьет в глаза.Гудки         аукают.Плывет из труб         невозмутимый дым…Ты станешьсамой точноюнаукою!Ты станешь.Ты должна.Мытакхотим.  

Да, мальчики!

 Мы – виноваты.Виноваты очень:Не мы         с десантом                   падали во мглу.И в ту —         войной затоптанную —                   осеньмы были не на фронте,         а в тылу.На стук ночной         не вздрагивали боязно.Не видели         ни плена,                   ни тюрьмы!Мы виноваты,что родились поздно.Прощенья просим:виноваты мы.

Но вот уже         и наши судьбы                   начаты.Шаг первый сделан —         сказаны слова.Мы начаты —         то накрепко,                   то начерно.Как песни,         как апрельская трава…Мы входим в жизнь.Мы презираем блеянье.И вдруг я слышу разговор о том,что вот, мол, подрастает поколение.

Некстати… Непонятное…         Не то…И некто —         суетливо и запальчиво, —непостижимо злобойувлечен,уже кричит,         в лицо нам                   тыча пальцем:«Нет, мальчики!»Позвольте,         он – о чем?О чем?Нам снисхождения не надо!О чем?И я оглядываю их:строителей,поэтов,космонавтов —великолепных мальчиков моих.

Не нам брюзжать,не нам копить обиды:И все ж таки         во имя                   всей земли:«Да, мальчики!»Которые с орбиты         космическойв герои         снизошли!Да, мальчики,веселые искатели,отбившиесяот холодных рук:Я говорю об этом         не напраснои повторять готов         на все лады:Да, мальчики в сухих морозах Братска!Да, мальчики в совхозах Кулунды!Да,         дерзновенно                   умные                            очкарики —грядущее         неслыханных наук!Да, мальчики,в учениях тяжелых,         окованные                   строгостью                            брони.Пижоны?Ладно.Делоне в пижонах.И наше поколенье —         не они.Пусть голосят         о непослушных детяхв клубящемся         искусственном дымулихие спекулянты         на идеях,                   не научившиеся                            ничему.А нам смешныпророкинеуклюжие.Ведь им ответить сможем мы сполна.В любом из нас клокочет революция.Единственная.Верная.Одна.Да, мальчики!Со мною рядом встаньте         над немощью                   придуманной                            возни.Да, мальчики!Работайте, мечтайте.И ошибайтесь,дьявол вас возьми!Да, мальчики,         выходим в путь негладкий!Боритесь         с ложью!Стойте на своем!Ведь вы не ошибетесь         в самом главном.В том флаге, под которым мы живем!  

Старые фотографии

 Может,         слишком старательноя по прожитым дням бегу…    Старые фотографии,зачем я вас берегу?Тоненькие,         блестящие,гнущиеся, как жесть…Вот чье-то лицо пустяшное,вот чей-то застывший жест.Вот детство вдали маячит,кличет в свои края.

   Этот насупленный мальчик —неужто такимбыл я?!Фотограф по старой привычкескажет:«А ну, гляди:отсюда         вылетит птичка.Ты только смирно сиди».Он то говорит, что должен, —профессиональный тон.«Не вылетела?Ну что же…Ты приходи         потом».

И мальчишка на улицу выйдети будет думать, сопя:«Когда ж эта птичка вылетит?Какая она из себя?Синяя или оранжевая?»И мальчишка не будет спать.    К дому,         где фотография,он утром придет опять.Будет взгляд у фотографасумрачен и тяжел.

Он мальчика встретит недобрым:«А-а,         это ты пришел!Шляется тут,         бездельник,а ты занимайся с ним…Не вылетит птичка без денег.Не вылетит!Уяснил?»    Паренек уйдет осторожно.Но, исполнить мечту решив,он будет копитьна мороженомсэкономленныегроши.Через неделю мальчишкавернется к дому         тому.

И опятьне вылетит птичка,обещанная ему.    И фотограф тогда ответит —будет голос жесток:«Нет этой птицы на свете,пойми ты это, браток.Я говорю серьезно,зря ты птицу искал».    И мальчишка размажет         слезысоленыепо щекам.

Покажется мамена дивосмешною его беда,что птичка из объективане вылетитникогда…Он будет плакать.Не скороон забудет свою мечту.    А потом он окончит школу.А после пойдет в институт.Поймет он,         как слово                   дорого.Повзрослеет.Выйдет в отцы.    И все же         не будет любитьфотографовза то, что они…лжецы.  

«Мы…»

 Мы         в ревущих колоннах,как в газетных         колонках.Однозначныебуквыот Амурадо Буга.По-крестьянски         корявы,по-боярски         нарядны —станем рядом,и сразуобразуется         фраза!Та, что с громомна равных.Та, что мир         осветила.

Это – мы!От заглавныхдо слепого         петита.Продолженье сказанийна ветру         ошалелом…Кто нас пишет?Мы сами!Чем нас пишут?Железом!Сквозь разводы подпалинмы, как пот,         проступаем.И Гераклы.И Будды.И бессмертье.И злоба…    Мы в Истории —         буквы.

Лишь немногие —         слово.  

«Все хочу я увидеть…»

 Все хочу я увидеть.Хочу испытать         все, кроме смерти,и услышать все шепоты мираи все его грохоты.Но даже и то, что небесный Госплан         отпустил мне по смете,я честно приму.

И вместе с друзьями         потрачу до крохотки…Все желания могут исполниться,         кроме самого яркого —колеса машины времени         ржавеют – несмазаны…А мне боткуситьот того матросского яблочка!А мне быпочуятьрукопожатье товарища маузера!..Это вовсе не кровь,         это время в жилах играет.

Пусть потом разберутся,         кто гений,                   кто трус,                            кто воин.Ведь не тогда человек умирает,         когда умирает,а тогда, когда говорит:«Я собой доволен…»Я собой доволен…         И можно готовить деньги,заказывать место на кладбищеи траурный выезд…    А в соседнем сквере         кудахчут хорошо одетые дети.

И не знают еще,что им досталась эпоха —         на вырост!Мы об этом тоже не знали.Мы не верили, что состаримся.И что однажды         на сердце у каждого                   истина выжжется:никогда не бывает Счастьеконечной станцией!..…Потому-то и кружится этот мир.Потому он         и движется.  

«Родных разыскиваю…»

 Родных разыскиваю,         родных…Веселый хрустсухарей ржаных.Два слова,         сказанных невзначай.В горячих кружкахбесцветный чай.    Родных разыскиваю,         родных…Детдом вспоил меня,как родник.Ребята         с временем обнялись.(Имен не помню.

Не помню лиц…)    Родных разыскиваю,         родных…Курящихв тамбурах ледяных.Солдат         небритых, как будто лес.«Не дрейфь, малец!Победим,         малец!..»    Родных разыскиваю,         родных…Не смог бы я ничего без них.

Зову:откликнись,         моя родня…    О, если б кто-тоискал меня!  

Я жизнь люблю!

Утро

Владимиру Соколову

 Есть граница между ночью и утром,между тьмою         и зыбким рассветом,между призрачной тишьюи мудрымветром…    Вот осиновый лист трясется,до прожилок за ночь промокнув.Ждет,         когда появится солнце…В доме стали заметней окна.Спит,         раскинув улицы,                   город,все в нем —         от проводов антенныхдо замков,         до афиш на стенах, —все полно ожиданием:скоро,скоро!         скоро!! —вы слышите? —         скороптицы грянут звонким обвалом,растворятся,сгинут туманы…Темнота заползает         в подвалы,в подворотни,         в пустые карманы,наклоняется над часами,смотрит выцветшими глазами(ей уже не поможет это) —и она говорит голосамитех,         кто не переносит                   света.Говорит спокойно вначале,а потом клокоча от гнева:– Люди!Что ж это?Ведь при мне вытоже кое-что         различали.Шли,         с моею правдой не ссорясь,хоть и медленно,         да осторожно…Я темней становилась нарочно,чтобы вас не мучила совесть,чтобы вы не видели грязи,чтобы вы себя         не корили…Разве было плохо вам?Развевы об этом тогдаговорили?Разве вы тогда понималив беспокойных красках рассвета?Вы за солнце         луну принимали.Разве я         виновата в этом?    Ночь, молчи!Все равно не перекричатьразрастающейся в полнеба зари.Замолчи!Будет утро тебе отвечать.Будет утро с тобой говорить.    Ты себя оставь         для своих льстецов,а с такими советами к нам         не лезь —человек погибает в конце концов,если он скрывает         свою болезнь.…Мы хотим оглядеться         и вспомнить теперьтех,         кто песен своих не допел до утра…Говоришь,         что грязь не видна при тебе?Мы хотим ее видеть!Ты слышишь?Поразнать,         в каких притаилась она углах,в искаженные лица врагов взглянуть,чтобы руки скрутить им!Чтоб шеи свернуть!    …Зазвенели будильники на столах.А за ними         нехотя, как всегда,коридор наполняется скрипом дверей,в трубах         с клекотом гулким проснулась вода.    С добрым утром!Ты спишь еще?Встань скорей!Ты сегодня веселое платье надень.Встань!Я птицам петь для тебя велю.Начинается день.Начинается         день!Я люблю это время.Яжизнь люблю!  

Творчество

Э. Неизвестному

 Как оживает камень?Он сначалане хочет верить         в правоту резца…Но постепенноиз сплошного чада плывет лицо.Верней —         подобие лица.Оно ничье.Оно еще безгласно.Оно еще почти не наяву.Оно ещебезропотно согласнопринадлежать любому существу.Ребенку,         женщине,                   герою,                            старцу…Так оживает камень.Он —         в пути.Лишь одного не хочет он:остатьсятаким, как был.И дальше не идти…Но вот уже         с мгновением великимрешимость Человека сплетена.Но вот уже         грудным, просящим крикомвся мастерскаядо краев полна:«Скорей!         Скорей, художник!Что ж ты медлишь?Ты не имеешь права         не спешить!Ты дашь мне жизнь!Ты должен.Ты сумеешь.Я жить хочу!Я начинаю         жить.Поверь в меня светло и одержимо.Узнай!Как почку майскую, раскрой.Узнай меня!Чтоб по гранитным жилампошла         толчками                   каменная кровь.Поверь в меня!..Высокая,живая,по скошенной щеке         течет слеза…Смотри!Скорей смотри!Я открываюпечальные         гранитные глаза.Смотри:я жду взаправдашнего ветра.В меня уже вошла         твоя весна!..»А человек,который создал         это,стоит и курит около окна.  

Купить и скачать за 189 ₽

Роберт Рождественский – Мгновения: читать стих, текст "Не думай о секундах свысока" на РуСтих

Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное,-
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.

У каждого мгновенья свой резон,
свои колокола, своя отметина,
Мгновенья раздают — кому позор,
кому бесславье, а кому бессмертие.
Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда,
где первое мгновенье, где последнее.

Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течет с небес вода обыкновенная.
И ты, порой, почти полжизни ждешь,
когда оно придет, твое мгновение.
Придет оно, большое, как глоток,
глоток воды во время зноя летнего.

А в общем,
надо просто помнить долг
от первого мгновенья до последнего.
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное,-
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,

мгновения.

Анализ стихотворения «Мгновения» Рождественского

Роберт Иванович Рождественский — мастер песенного жанра, автор множества полюбившихся произведений из ряда советских кинофильмов. Его стихотворение «Мгновения» стало одной из самых популярных песен XX века.

Стихотворение стало песней для телефильма «Семнадцать мгновений весны», выпущенного в 1973 году. Р. Рождественскому в эту пору 41 год, он автор около 16 сборников стихов, включая переиздания. Музыку написал композитор Микаэл Таривердиев, исполнил песню певец Иосиф Кобзон.

По жанру — элегия с элементами гражданской лирики, по размеру — пеон (сверхдлинный напевный размер) со сложной рифмовкой. Композиция кольцевая, с возвратом к началу. Структура — лесенка, ступени которой позволили автору расставить акценты в нужных местах, подчеркнуть ритм, интонацию и особенности синтаксиса.

Поэт вложил в стихи общечеловеческий смысл, еще драматичнее они зазвучали в кино от лица советского разведчика. Поэт показывает мир крупно, с напряженностью текущего момента. Центральный образ «мгновения» встречается в тексте 15 раз, включая название. Р.

Рождественский не играет с формой и смыслами, его строки чеканны, выверены, прямы, говорят о непреходящей ценности понятий: Родина, честь, совесть, долг. Поэт широко пользуется тавтологическими рефренами, внутренней рифмой, звуковыми повторами: мгновения спрессованы в года (в данном случае — анафора), глоток воды.

Сравнения: свистят, как пули у виска, большое, как глоток. Образ «обыкновенной воды», быта, суеты, монотонности контрастирует с напряженным ожиданием, внутренней готовностью к подвигу, малому или большому. Произведение метафорично: у каждого свои колокола, своя отметина. Олицетворения: мгновение придет, раздают, секунды свистят.

Эпитетов мало: крохотных, обыкновенная. Литота: крохотных мгновений. Поэт обращается к читателю на «ты», интонация его подчеркнуто серьезна, со сдержанным пафосом. «Наверное» — указание на то, что автор не уверен, что его посыл будет понят и принят.

Он открывает перед читателем свое сердце, принципы, но разделят ли их современники и потомки — ему неизвестно. Жизнь — череда моментов, среди которых нет неважных, проходных. Человек постоянно принимает решения: сказать, промолчать, начать или отложить.

Масштабность темы и лиричность ее воплощения — вот основа созданного в 1970-х годах произведения Р. Рождественского «Мгновения». Песня ушла в народ, стала одним из смысловых акцентов телефильма «Семнадцать мгновений весны».

Читайте также:  Натурализм на примере «пышки» ги де мопассана

Читать стих поэта Роберт Рождественский — Мгновения на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Стихотворение р.и. рождественского «мгновения»: опыт целостного анализа

Стихотворение р.и. рождественского «мгновения»: опыт целостного анализа.

А.В. Калькова

В статье представлен целостный анализ произведения Р.И. Рождественского – «Мгновения», выявлено его содержательно – художественное своеобразие и кинематографическая судьба.

Ключевые слова: анализ стихотворения, мгновения, Роберт Рождественский, автор, философский, строфа, размер, образ, кино.

Стихотворение Р.И. Рождественского «Мгновения» стало известно широкому читателю после фильма «Семнадцать мгновений весны»:

  • * * *
  • Не думай о секундах свысока.
  • Наступит время, сам поймешь, наверное,-
  • свистят они,
  • как пули у виска,
  • мгновения,
  • мгновения,
  • мгновения.
  • У каждого мгновенья свой резон,
  • свои колокола,
  • своя отметина,
  • Мгновенья раздают – кому позор,
  • кому бесславье, а кому бессмертие.
  • Мгновения спрессованы в года,
  • Мгновения спрессованы в столетия.
  • И я не понимаю иногда,
  • где первое мгновенье,
  • где последнее.
  • Из крохотных мгновений соткан дождь.
  • Течет с небес вода обыкновенная.
  • И ты, порой, почти полжизни ждешь,
  • когда оно придет, твое мгновение.
  • Придет оно, большое, как глоток,
  • глоток воды во время зноя летнего.
  • А в общем,
  • надо просто помнить долг
  • от первого мгновенья
  • до последнего.
  • Не думай о секундах свысока.
  • Наступит время, сам поймешь, наверное,-
  • свистят они,
  • как пули у виска,
  • мгновения,
  • мгновения,

мгновения. [Рождественский, 2013, с. 11]

Фильм о Великой Отечественной войне «Семнадцать мгновений весны», вышедший на экраны в 1973 году, по праву является классикой советского кинематографа. Однако мало кто знает о том, что слова к главной песне этого сериала под названием «Мгновения» были написаны поэтом Робертом Рождественским.

Собственно говоря, это произведение появилось несколько раньше, и автор не подозревал, что вскоре вся необъятная страна будет его цитировать. Да и смысл в популярные ныне строки поэт вкладывал совершенно иной.

Но так случилось, что именно эти слова смогли наиболее полно передать настроение фильма, философию и психологию человека в сложной военной обстановке. Действительно, жизнь разведчика состоит из мгновений, которые впоследствии складываются в целостную картину.

Однако в тот момент, когда рождались строки этого произведения, их автор думал не о великих подвигах, а о философии – скоротечности человеческой жизни.

Музыка на слова написана композитором Микаэлом Таривердиевым. Подобрать подходящего исполнителя песни оказалось сложно. Иосифа Кобзона режиссёр попросила спеть так, чтобы его не узнали. Кобзон сначала обиделся на Татьяну Лиознову, но потом подчинился ее просьбе.

Стихотворение «Мгновения» относится к философской лирике.

Философский смысл «Мгновений» очевиден: ведь, как тонко подметил поэт, не стоит думать «о секундах свысока». Порой достаточно одного мига, чтобы человеческая жизнь кардинально изменилась или же вовсе оборвалась. Но понять это может лишь тот, кто сам неоднократно находился на краю пропасти:

И я не понимаю иногда,

где первое мгновенье,

где последнее. [5, с. 11]

Роберт Рождественский относится к числу таких людей. Расцвет его творчества пришелся на послевоенные годы, когда за одно необдуманное слово можно было стать жертвой репрессий. Между тем, этому поэту не только удалось отстоять своё творчество, но и стать культовой фигурой в советской поэзии. Борьба была нелёгкой.

Поэтому он отмечает, что «мгновенья раздают – кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие», намекая на то, что многие его коллеги ради славы пошли на предательство своих друзей и близких. Автор не сомневается, что рано или поздно правда все же восторжествует, и поступки людей, создающих историю, получат объективную оценку.

Поэт уверен, что вся жизнь состоит из мгновений:

Мгновения спрессованы в года,

Мгновения спрессованы в столетия. [5, с. 11]

Для принятия тех или иных решений и в прошлом, и в настоящем, и в будущем требуются всего лишь мгновения. Их значение трудно переоценить, потому что они являются путеводными маяками в жизни каждого из нас. Поэтому неудивительно, что некоторые люди годами ждут, когда же наступит тот самый момент истины, откровения и свершения важных поступков:

И ты, порой, почти полжизни ждешь,

когда оно придет, твое мгновение. [5, с. 11]

Однозначно по своей значимости авторское кредо: специально подстраиваться под мгновения не стоит, достаточно лишь «просто помнить долг» и жить по совести. Тогда не придется сожалеть о секундах, кардинально меняющих жизнь и заставляющих каждого из нас принимать судьбоносные решения.

Стихотворение «Мгновение» мелодично. Оно состоит из 34 строк: многостишие, нет деления на строфы. Размер: трехстопный пеон. Стопа четырёхсложная с ударением на втором слоге ( * – * * ). Рифмовка смешанная, неточная.

  1. В стихотворении Р. Рождественский использует красочные, ёмкие изобразительно – выразительные средства, такие как:
  2. – сравнения: «свистят они, как пули у виска», «большое, как глоток»;
  3. – метафора: «наступит время», «мгновенья раздают», «соткан дождь»;
  4. – эпитеты: «обыкновенная»;
  5. – анафора: «Мгновения спрессованы в года, / Мгновения спрессованы в столетия».
  6. – литота: «из крохотных мгновений»
  7. – олицетворение: «придёт твоё мгновение», «секунды свистят».
  8. Как основной художественный приём поэт использует повтор слова «мгновения» (14 раз): название обусловлено этим словом. Композиция стихотворения – кольцевая – начало и конец – определяющие смысл строки:
  9. Не думай о секундах свысока.
  10. Наступит время, сам поймешь, наверное,-
  11. свистят они,
  12. как пули у виска,
  13. мгновения,
  14. мгновения,

мгновения. [5, с. 11]

Роберт Иванович Рождественский по праву считается одним из самых известных и популярных лирических поэтов.Не подлежит сомнению его талант. Он создал сотни прекрасных и по-настоящему волнующих произведений. В стихотворении «Мгновения», автор образно сказал о том, что является в нашей жизни действенным и определяющим.

Литература.

  1. Богомолов, Н.А. Основы теории стиха. Краткое введение в стиховедение. / Н.А. Богомолов / МГУ, 2004. – 59 С.

  2. Жирмунский, В.М. Поэтика русской поэзии. / В.М. Жирмунский. – СПб: Азбука, 2001. – 496 С.

  3. Казарин, Ю.В.Филологический анализ поэтического текста. Учебник для ВУЗов. / Ю.В. Казарин. – Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 432 С.

  4. Козьмин, Б.П. Писатели современной эпохи: Биобиблиографический словарь русских писателей XX века. / Б.П. Козьмин. — М.; ДЭМ, 1991. — 288 C.

  5. Рождественский, Р.И. Мгновения, мгновения, мгновения… / Р.И. Рождественский. – Эксмо, 2013. – С.11.

  6. Скатов, Н.Н. Роберт Рождественский. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. / Н.Н.Скатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 656 С.

  7. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. / О. И. Федотов. – Москва: Флинта, 1997. – 336 С.

THE ANALYSIS OF VERSE R. I. ROZHDESTVENSKY “MOMENTS”.

A.V. Kalkova

The article presents a holistic analysis of the works of R. I. Rozhdestvensky – “Moments” identified by its content and artistic originality and cinematography fate.

Key words: analysis of poems, moments, Robert Rozhdestvensky, author, of philosophical, verse, size, image, movie.

«Не думай о секундах свысока» или Смыслы советских песен

В дождливый четверг в двери Сандуновских бань вошел старик. Его здесь хорошо знали. Вот уже много лет он приходил в один и тот же день. Вокруг него, как всегда, собрались банные завсегдатаи, чтобы послушать очередную интересную историю. Однако сегодня он оказался растерянным и нес какую-то околесицу:

— «Не думай о секундах свысока», — говорил мне отец. Я отмахивался.

А он, мол, наступит время, сам поймешь, наверное… Потом к нам пришли корреспонденты из «Красной Звезды» и спрашивали отца, каково это обезвреживать бомбу, выкручивая взрыватель миллиметр за миллиметром? Как сидеть рядом со смертью? Отец тогда посмотрел на журналиста, и произнес: «Надо просто помнить долг от первого мгновенья до последнего».

Поняв, что сегодня ничего детективного не услышать, банные приятели ушли в парилку. Дед остался один и продолжал говорить, словно это было очень важно — вспоминать и говорить.

— Отец не уставал повторять, что мгновения спрессованы в года и даже в столетия, и ты не понимаешь иногда, где первое мгновение, где последнее. Из крохотных мгновений соткан дождь, течет с небес вода обыкновенная. И ты порой полжизни ждешь, когда оно придет — это мгновение.

После того, как дед произнес эти слова, его глаза засветились, пространство вокруг вместе с банной кабинкой, простынями и вениками соткалось в один сплошной дождь и потекло.

Когда слушатели вернулись из парилки, деда уже не было. Стол в кабинке и кожаные банкетки были сильно забрызганы водой. Люди подивились, но затем вернулись к своим разговорам.

Дед же очнулся в странного вида помещении, которое размещалось внутри гигантского монумента. Внутрь сквозь глаза статуи проникали лучи света. В этих лучах стоял Президент Российской Федерации и приветственно махал деду рукой.

— Добро пожаловать в реальный мир, — сказал Владимир Владимирович. — Не буду размазывать кашу по тарелке, буду краток. В органах однажды поняли, что глупо разбрасываться преданными людьми. Растишь человека много лет, прививаешь ему патриотизм, а потом раз — и теряешь по естественным причинам.

Слишком дорого бюджету обходится. И вот один из старейших членов Политбюро предложил всех достойных сотрудников, не дожидаясь их смерти, отправлять сюда… одним словом, переводить в иное качество, подробности потом.

Механику процесса я сам толком не знаю, но мгновение можно расширить до бесконечности, наши ученые из Новосибирска это давно открыли, и в это пространство можно не только человека, а целую планету впихнуть.

Правда, выяснилось, что у каждого мгновения свой резон, свои колокола, своя отметина, мгновенья раздают кому позор, кому бесславие, а кому бессмертие. В общем, задача непростой оказалась. Долго думали и в конце концов обратились к традициям. Пошли, так сказать, старым добрым евразийским путем.

Сочинили песню. Полковник Рождественский текст написал, а майор Таривердиев музыку. Если эта песня в душу кандидата западает, все как надо и случается. Вот, как с тобой! Пойдем, со своим отцом поздороваешься.

Читайте также:  Анализ поэмы пушкина «бахчисарайский фонтан»

Отец деда стоял у глазниц статуи «Родины-Матери» и смотрел, как по Волге идет баржа с лесом. Под баржей плыла в сторону Ливии подводная лодка «Владимир Мономах» с шестнадцатью ядерными баллистическими ракетами на борту. Родственники обнялись и заплакали от счастья.

— Вот как бывает. Отец и дед, и отец при том младше деда, потому что раньше ушел, да… Забавно, — сказал Глава Государства, заулыбался и потащил всех за стол. — Давайте это дело отметим. Депардье на днях прислал ящик «Божоле».

— Из саранских подвалов? — пошутил отец.

— Из грозненских! — рявкнул Президент, и все трое загоготали так, что посетители Мамаева Кургана подняли головы.

Дмитрий Леонтьев (автор книг “День Победы”, “Кавалер Красной Звезды” и “Патриотичные сказки”)

https://zen.yandex.ru/media/id/59f792f73dceb7d5b8d4e737/zavalnyi-i-vladimir-vladimirovich-skazka-36-5bfeff117825d50b42b48751?from=editor

Анализ стихотворения роберта рождественского встанет море звеня

История создания. Стихотворение написано в самом начале 70-х годов. Это стихотворение — рассуждение о жизни человека.

В фильме «Семнадцать мгновений весны» (1973 год) о деятельности советского разведчика в немецком тылу в годы Великой Отечественной войны стихотворение получила новое звучание. Песня на стихи Р.

Рождественского подчеркнула военную мысль фильма: для разведчика жизнь, работа, победа — все это зависело от мгновенной реакции на происходящее, каждое мгновение что-то меняющее в событиях.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Но мысль, выраженная в стихотворении поэтом, шире, глубже этой темы.

Жанр: философская лирика, потому что в стихотворении поэт выражает свое понимание жизни.

Тема, идея. Лирический герой.

В стихотворении автор высказывает свое представление о жизни, о важности каждого мгновения в ней. Он предупреждает, как важно ценить каждый миг в жизни. «Не думай о секундах свысока», — советует он каждому.

Свысока — то есть надменно, не ценя этих секунд. Но жизнь складывается именно из секунд, мгновений. Их много. Они быстро приходят и уходят — «свистят они, как пули у виска».

Повторяя слово «мгновения» несколько раз, автор подчеркивает их быструю смену.

В жизни каждого человека наступают такие моменты, когда нужно сделать выбор, мгновенно его сделать. От этого будет зависеть, что он получит в жизни: «бесславье» или «бессмертье», как легендарный Штирлиц.

Как капельки дождя превращаются в водяной поток, так и мгновения превращаются в жизнь человека, полную событий. Есть важное мгновение, определяющее весь жизненный путь. Порой его «полжизни ждешь», и оно приходит, чтобы изменить судьбу.

В заключение поэт говорит, что при всех жизненных перипетиях важно «помнить долг», помнить о нем всегда — «каждое мгновение».

Лирический герой – человек размышляющий, уже знающий жизнь. Он умеет ценить время. Первые строки стихотворения звучат как настоятельный совет для каждого.

Потом он передает свои ощущения о времени, о жизни, о том, что пришло с опытом. Личное местоимение «я» автор употребляет только в одном предложении.

Чаще он говорит обобщенно, подчеркивая этим, что много общего в жизни каждого человека. Сам он уже много осознал в жизни и стремится донести свои мысли читателю.

Единая тема проходит через все стихотворение. Строки располагаются ступеньками. Это придает четкий ритм, помогает увидеть главные слова.

  • Художественные средства выразительности.
  • Особая ритмичность из-за ступенчатой строфы.
  • Лексический повтор: «мгновения», «свои колокола, своя отметина», «глоток» — акцентируют внимание на словах, важных для раскрытия темы.
  • Сравнения: «свистя они, как пули у виска», мгновение «большое, как глоток».
  • Метафоры: спрессованы (мгновения), соткан (дождь).
  • Антонимы: первое — последнее, бесславье — бессмертье.
  • Градация: спрессованы «в года, в столетия».
  • Эти средства выразительности помогают ярче и образнее передать основную мысль стихотворения.
  • Рифма, стихотворный размер.

Нет деления на традиционные четверостишия, что требует единство темы. Рифма перекрестная. Стихотворный размер — пятистопный ямб.

Мое восприятие стихотворения. Мне показалось интересной и тема, и быстрый ритм стихотворения. Оно заставляет задуматься о важности каждого мгновения в нашей жизни, невозможности разбазаривать время, не замечая его.

Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение написано в общем-то ещё очень молодым поэтом. Но глубина темы, поднятой им, говорит о его зрелости, об умении понимать жизнь, задумываться над важными проблемами. Это подтвердит дальнейшее творчество поэта: для него будут важны и общественные темы, и темы личностного развития, и каждый человек в отдельности.

  1. Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
  2. Чтобы вывести это сочинение введите команду /id82109
  3. Источник

«Мгновения» Р. Рождественский

Анализ стихотворения Рождественского «Мгновения»

Военный фильм «Семнадцать мгновений весны», вышедший на экраны в 1973 году, по праву является классикой советского кинематографа. Однако мало кто знает о том, что слова к заглавной песне этого сериала под названием «Мгновения» были написаны поэтом Робертом Рождественским.

Собственно говоря, это произведение появилось несколько раньше, и автор не подозревал, что вскоре вся необъятная страна будет его цитировать. Да и смысл в так популярные ныне строки поэт вкладывал совершенно иной.

Но так случилось, что именно это произведение смогло наиболее полно передать настроение фильма и стать его «визитной карточкой». Действительно, жизнь разведчика состоит из мгновений, которые впоследствии складываются в целостную картину.

Однако в тот момент, когда рождались строки этого произведения, их автор думал не о великих подвигах, а о скоротечности человеческой жизни.

  Что может делать море утром

Философский смысл «Мгновений» очевиден, ведь, как тонко подметил поэт, не стоит думать «о секундах свысока». Порой достаточно одного мига, чтобы человеческая жизнь кардинально переменилась или же вовсе оборвалась. Но понять это может лишь тот, кто сам неоднократно находился на краю пропасти.

Роберт Рождественский относится к числу таких людей, так как расцвет его творчества пришелся на послевоенные годы, когда за одно необдуманное слово можно было стать жертвой репрессий. Между тем, этому поэту не только удалось выжить, но и стать культовой фигурой в советской поэзии. Но какую цену за это пришлось заплатить, знает один лишь поэт.

Поэтому он отмечает, что «мгновенья раздают – кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие», намекая на то, что многие его коллеги ради славы пошли на предательство своих друзей и близких. Автор не сомневается, что рано или поздно правда все же восторжествует, и поступки людей, создающих историю, получат объективную оценку.

Но при том он отмечает, что для принятия тех или иных решений и в прошлом, и в настоящем, и в будущем требуются всего лишь мгновения.

Их значение трудно переоценить, потому что они являются путеводными маяками в жизни каждого из нас. Поэтому неудивительно, что некоторые люди годами ждут, когда же наступит тот самый момент истины, откровения и свершения важных поступков.

Сам же поэт считает, что специально подстраиваться под мгновения не стоит, достаточно лишь «просто помнить долг» и жить по совести.

Тогда не придется сожалеть о секунда, кардинально меняющих жизнь и заставляющих каждого из нас принимать судьбоносные решения, последствия которых станут очевидными лишь спустя какое-то время.

Источник

Анализ стихотворения «Не думай о секундах свысока…» Роберта Рождественского

Guru · 02.09.2020

Роберт Иванович Рождественский – советский литератор, принадлежит к поколению шестидесятников. Многие стихотворение поэта были положены на музыку и стали популярными песнями.

История создания

Стихотворение «Мгновения» было создано в период рассвета советской поэзии. Роберту Ивановичу предложили написать поэтические строки для фильма «Семнадцать мгновений весны».

У поэта уже было написано это стихотворение, и он решил, что именно оно подойдет для фильма. Стих положили на музыку и в свое время он стал хитом.

Даже сегодня тяжело найти человека, который бы не знал строки «Не думай о секундах свысока…».

Жанр

«Не думай о секундах свысока…» относится к философской лирике поэта, который рассуждает о смысле человеческой жизни и о неоспоримых ценностях.

«Мгновения» — это трехстопный ямб с перекрестной рифмовкой. Стихотворение написано без разделения на строфы, есть элементы цикличности. В структуре есть сдвиги, которые автор применил для того, чтоб подчеркнуть нюансы и акценты.

Композиция

Произведение по смыслу можно поделить на пять частей.

Первая и последняя часть несут одинаковую информационную нагрузку. Автор говорит о ценности времени. Одинаковым началом и концом Роберт Рождественский пытается подчеркнуть свою мысль и поставить на ней акцент:

  • «Не думай о секундах свысока…»
  • Во второй части автор рассуждает о неповторимости каждого мгновения жизни:
  • «У каждого мгновенья свой резон…»
  • В третьей части Роберт Иванович немного путает читателя, сравнивая мгновенья и соединяя их в одно целое.
  • В четвертой части поэт, соединяя все мгновения, говорит о том, что они единое целое, а значит, все равноценно важны:
  • «надо просто помнить долг
  • От первого мгновенья до последнего…»
  • Символика произведения

Основная тема произведения это время. Время, которые люди часто не ценят. Роберт Рождественский через время поднимает и вопрос смысла жизни, и пренебрежение людей к основным ценностям.

Не просто так автор сравнивает время с пулей. Таким образом, он пытается показать, что пренебрегая временем можно получить ответный удар.

Пуля быстрая и смертоносная, так и мгновения могут пронестись в пространстве и уничтожить все самое ценное для человека.

Поэт мгновенья сравнивает еще с дождем, таим образом, говоря о том, что время может быть целительным для человека и необходимо им наслаждаться, как даром природы.

Художественные приемы

  • Эпитеты: «вода обыкновенная»;
  • сравнения: «мгновенья – дождь», «мгновенья – пуля»;
  • олицетворение: «придет мгновенье»;
  • метафора: «наступит время», «соткан дождь»;
  • повторение: «мгновенья».

Источник

Анализ стихотворения «Мгновения» (Р. И. Рождественский)

Ссылка на основную публикацию