Анализ стихотворения «Осень» (А. С. Пушкин)

Стихотворение «Осень» было написано Пушкиным в 1833 году. При жизни поэта не печаталось. Жанр этого произведения — отрывок. Эпиграф к «Осени»» был взят из послания Г.Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская»: «Чет в мой дремлющий тогда не входит ум?»

Анализ стихотворения «Осень» (А. С. Пушкин)

В этом стихотворении поэт размышляет о тихой, уединенной жизни на лоне природы, о простых сельских развлечениях семейных радостях, творчестве, быстром ходе времени.

Заканчивается произведение строчкой, явно перекликающейся с эпиграфом: «Плывет. Куда ж нам плыть?» Процесс вдохновения сравнивается здесь с кораблем, громада, которою «двинулась и рассекает волны».

Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции.

В стихотворении можно выделить три части.

Первая часть вводит тему осени. Она открывается пейзажем, в котором нарисована реалистическая картина русской осенней природы:

  • Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
  • Последние листы с нагих своих ветвей,
  • Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
  • Журча, еще бежит за мельницу ручей,
  • Но пруд уже застыл, сосед мой поспешает
  • В отъезжие поля с охотою своей,
  • И страждут озими от бешеной забавы,
  • И будит лай собак уснувшие дубравы.

Во второй части лирический герой вспоминает о других временах года — весне, зиме, лете. Он размышляет об особенностях каждой поры, пристально вглядываясь в течение времени. Так, он не любит весны, она «скучна» ему, весной он «болен», «чувства» и «ум» «тоскою стеснены». Зимняя пора угнетает его бесконечными холодами, унылым блеском снегов, однообразием развлечений.

Лето же и вовсе «губит» «душевные способности» — «зной, да пыль, да комары, да мухи». И только осень остается неизменно притягательной для лирического героя, из годовых времен он «рад лишь ей одной».

Именно об этом идет речь в третьей части стихотворения.

Лирический герой признается в своей любви к осени: эта пора наполняет его жизнью, энергией, счастьем, дает ощущение молодости, радости бытия, естественно переходящей в радость творчества.

Ведь дни поздней осени «бранят обыкновенно», это мрачная, унылая пора, время угасания, увядания природы, сопоставимое со смертью. И мы видим здесь соответствующие сопоставления.

Герой сравнивает осень с «нелюбимым дитя», с «чахоточной девой», обреченной на смерть.

Вместе с тем это пора, заключающая в себе непостижимые контрасты: она несет и напоминание о минувшем лете, его красках, солнце, и «отдаленные седой зимы угрозы».

«Осенняя природа очаровывает тем, что в ней сочетаются «пышная красота» и «смиренное» увядание, мгла и солнце, резкий ветер и свежесть ласкающего дыхания жизни»:

Унылая пора! Очей очарованье!

  1. Приятна мне твоя прощальная краса —
  2. Люблю я пышное природы увяданье,
  3. В багрец и золото одетые леса,
  4. В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
  5. И мглой волнистою покрыты небеса,
  6. И резкий солнца луч, и первые морозы,
  7. И отдаленные седой зимы угрозы.

В финале стихотворения возникает тема вдохновения, рождения поэзии. Этот процесс — настоящее таинство для лирического героя, душа его погружается в «сладкий сон», отрешаясь от всего мира:

  • И забывая мир — ив сладкой тишине
  • Я сладко усыплен моим воображеньем,
  • И пробуждается поэзия во мне:
  • Душа стесняется лирическим волненьем,
  • Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
  • Излиться наконец свободным проявленьем —
  • И тут ко мне идет свободный рой гостей,
  • Знакомцы давние, плоды мечты моей.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, октавами, рифмовка — перекрестная и парная.

Поэт использует различные средства художественной выразительности: метонимию («Унылая пора! Очей очарованье»), эпитет («прощальная краса», «блестящие тревоги», «красою тихою», «незримый рой»), оксюморон («пышное природы увяданье»), олицетворение («уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей», «Дохнул осенний хлад», «И будит лай собак уснувшие дубравы», «и жаль зимы старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом»), ряды однородных членов и многосоюзие («Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи»), метафору («И с каждой осенью я расцветаю вновь», «И пробуждается поэзия во мне»), синтаксический параллелизм («Чредой слетает сон, чредой находит голод»), развернутое сравнение (VI строфа), анафору («И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге»).

На лексическом уровне мы находим старославянизмы («хлад», «краса»), книжную лексику, слова и выражения высокого стиля («нагой», «дева», «на устах», «бытия»), устаревшие слова и словоформы («поспешать», «лист», «недвижим»), разговорную лексику («вонь», «надо знать и честь» — фразеологизм разговорного характера), в нарицательном значении употреблено имя героини рыцарской поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим» («С Армидами младыми»), прозаизмы, выражения сниженного стиля («зной», «пыль», «комары», «мухи», «организм»).

Таким образом, в стихотворении «Осень» Пушкин обращается к реализму, утверждает «поэзию действительности». Белинский писал, что это «целая… поэма, отличающаяся верностию красок и богатством национальных элементов».

Вместе с тем в отрывке ощутимо лирическое начало: «она особенно знакомит с личностию самого поэта».

Этот синтез эпического и лирического начала определяет художественное своеобразие произведения. Стихотворение вызывает неизменный интерес критиков и литературоведов.

Стихотворение «Бесы» А. С. Пушкин. Восприятие, толкование, оценка стихотворения

Анализ стихотворения А. С. Пушкина "Осень"

Анализстихотворения.

«Осень».

I. Выходные данные.

  • 1)Историческая 
    справка.
  • Осень — неоконченное стихотворение в октавах, написанное Александром Пушкиным в 1833 году.
  • Эпиграфом к 
    стихотворению служат слова Державина из стихотворения Евгению. Жизнь Званская

Стихотворение написано в Болдино, осенью. В то же время были созданы поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «История Пугачёва» и «Песни западных славян», начата работа над повестью «Пиковая дама».

Стихотворение не печаталось при жизни поэта.

А.С.Пушкин приехал в имение Болдино на обратном пути с Урала. Настал период нового творческого подъема поэта: началась его вторая знаменитая «Болдинская осень». В короткое время А.С. написал множество первоклассных произведений.

 
    Пушкин не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года, поэтому поэт описывал «унылую пору, очей очарованье» с необычайной убедительностью и эмоциональностью. Он рассказывал о своем восхищении: «Люблю…в багрец и золото, одетые леса».

Поэт воспевает «прощальную красу», несмотря на скорое ее завершение. Он показывает, как рождается в его душе вдохновение, возникают поэтические образы, претворяясь в лирические создания.  
    Пушкин хотел заразить читателя своей особенной, небывалой любовью к осени, знамению вечного обновления жизни.

Александр Сергеевич, обращаясь к «читателю дорогому», надеется, что публика сможет также понять всю красоту «улыбки на цветах увянувших» и насладиться чудесными описаниями «сладкой тишины».  

    Сходны в стихотворении образы осенней природы – лирического героя. В их описании передаются впечатления поэта, его чувства: «прощальная краса, природы увяданье, редкий солнца луч».

 

2)Направление: реализм

II. Идейно-тематическое своеобразие.

1)Тема:  А.С.Пушкин показывает весь природный цикл и его отношение к человеку.

2)Идея: Процесс творчества такой же естественный, как и сама природа . Корабль, изображенный в произведении, является символом освоения новых творческих этапов. 

III. Поэтический язык.

  1. 1)Литературные 
    тропы.
  2. Сравнения: «Как поля, мы страдаем от засухи…»,
  3. «Мне нравится она, как ,вероятно, вам чахоточная дева порою нравится»,
  4. «Душа стесняется лирическим волненьем,
  5. Трепещет и 
    звучит, и ищет, как во сне…»
  6. Метафоры:
    «бешеной забавы», «железом острым», «душевные способности», «зимы старухи», «мечтою своенравной», «чахоточная дева», «на устах увянувших», «могильно пропасти», «русский холод», «думы долгие», «в сладкой тишине», «лирическим волненьем».
  7. Олицетворения: «Журча еще бежит за мельницу ручей», «Но пруд уже застыл…», «И страждут озими от бешеной забавы…», «И будит лай собак уснувшие дубравы…», «Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!»(зима),
  8. «Ты, все душевные способности губя,
  9. нас мучишь…»(лето),
  10. «На смерть осуждена,
  11. Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
  12. Улыбка на устах 
    увянувших видна;
  13. Могильной пропасти она не слышит зева;
  14. Играет на лице ее багровый цвет.
  15. Она жива еще сегодня, завтра нет».
  16. «Чредой слетает 
    сон, чредой находит голод;
  17. Легко и радостно играет в сердце кровь,
  18. Желания кипят…»; «Звенит промерзлый дол…»,
  19. «И пробуждается поэзия во мне:
  20. Душа стесняется лирическим волненьем,
  21. Трепещет и 
    звучит, и ищет, как во сне…»
  22. «И мысли в 
    голове волнуются в отваге,
  23. И рифмы легкие навстречу им бегут,
  24. И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
  25. Минута – и стихи свободно потекут».
  26. «Дремлет, недвижим корабль в недвижной влаге», «паруса надулись…», «Громада двинулась и рассекает волны…».

Эпитеты.

«последние»; «осенний»; «отъезжие»; «суровые»; «зимних»; «блестящие»; «красное»; «поздней»; «тихою»; «блистающей»; «нелюбимое»; «откровенно»; «годовых»; «тщеславный»; «унылая»; «прощальная»; «свежее»; «редкий»; «первые»; «отдаленные»; «каждой»; «легко»; «радостно»; «ненужный»; «открытом»; «блистающим»; «промерзлый»; «краткий »; «забытом»; «долгие»; «свободном»; «незримый»; «давние»; «легкие»; «свободно»; «недвижим».

IV. Стихотворная рифмовка.

  • 1)Стихотворный размер.
  • Ок-тябрь/уж нас -/ту-пил/уж ро -/ща о/-тря-ха/-ет
  • Пос-след/- ни-е/лис-ты/с на-гих/сво-их/веет-вей/
  • Ябм с перрихиями во второй и в пятой стопе.
  • 2) Количество стоп.
  • Ок-тябрь/уж нас -/ту-пил/уж ро -/ща о/-тря-ха/-ет
  • Пос-след/ -ни-е/лис-ты/с на-гих/сво-их/веет-вей/.
  • 6 стоп.
  • 3)Виды рифмовок.
  • Чередование перекрестной и смежной рифмовок.
  • 4)Типы рифм:
  • Чередование мужской 
    и женской рифм.
Читайте также:  Определения: Цели и средства (для итогового сочинения)

V. Жанр.

Стихотворение. Пейзажная лирика.

«Осень», анализ стихотворения Александра Пушкина

Как и многие наиболее знаменитые творения поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина, стихотворение «Осень» было написано с осенние месяцы пребывания художника в Болдино.

Осень была любимым временем года Пушкина, когда творческое вдохновение позволяло ему беспрестанно трудиться над будущими шедеврами. Именно период, именуемый болдинской осенью, был наиболее творчески плодотворен в жизни Александра Сергеевича.

Тогда же появились знаменитейшие «Повести Белкина», ряд стихотворений, завоевавших наибольшую любовь читателей впоследствии. Написано стихотворение было в 1833 году.

Сюжетная линия, образы, тема

В строках произведения сразу чувствуется особенная любовь, нежность поэта к золотому времени года. Каждая из них (строк) преисполнена теплого чувства, восхищения, восторга печальным, но светлым состоянием всего живого вокруг в осеннюю пору.

Необыкновенное обращение, восклицание «Унылая пора! Очей очарованье!», в основе которого лежит прием антитезы, дает читателю истинное представление об осени. Это время знаменуется погружением природы в сон, который закончится прекрасным обновлением и пробуждением.

Понятным душе языком Пушкин пишет об осени и ее хрупкой красоте, преломляющейся в косых скулах дождя и ярких акварельных пятнах листопада.

Мотива печали и утраты в «Осени» нет. Напротив, поэтические строки заставляют восхититься, затаить дыхание от того, как прекрасна пышно увядающая природа, сверкающая багряными и золотыми красками. В «Осени» можно проследить несколько сюжетных мотивов.

Пушкин не только искусно и с любовью говорить об осени, но и повествует о своем творческом процессе и судьбе художника в царской России.

В стихотворении присутствуют зарисовки из жизни, пейзажи: помещичья охота, приносящая урон засеянным крестьянами полям, зимние праздничные гулянья, люди, томящиеся от летнего зноя.

Упоминание о других временах года используется и как сравнение, ведь лучше осени для Александра Сергеевича нет ничего.Он предлагает нам, читателям, насладиться сладостной тишиной, увидеть особенную прелесть, которой пронизаны улыбки увядших цветов,

Без изобилия средств художественной выразительности, но ясно и правдиво пишет поэт о деревенской осени:

Октябрь уж наступил; уж роща отряхаетПоследние листы с нагих своих ветвей;осенний хлад, дорога промерзает;урча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл…

Произведение завершается фразой «Куда ж нам плыть?», где воплощены мысли и умозаключения Александра Сергеевича о тягостном положении художника эпоху самодержавного строя, где давление и контроль только усилились после подавления восстания декабристов. Тон стихотворения периодически меняется: светлая и спокойная интонация, которой пронизана первая строфа, сменяется то на задушевно лирическую, то на ироническую, где присутствует авторское «я».

Композиция, тропы

Жанр «Осени» – обращение. Поэт словно ведет с читателем непринужденную беседу. Размер, которым исполнено произведение – шестистопный ямб, благодаря которому достигается впечатление размеренности, спокойствия речи. Ритмический узор стихотворения погружает нас в осеннюю негу вместе с Пушкиным.

Союз такого стихотворного размера и объемной строфы, называемой октавой, придает каждой из строф завершенность и легкий налет светлой грусти. Пушкин использует такие средства художественной выразительности, как сравнения, метафоры («в багрец и золото одетые леса»), эпитеты («могильное дыханье»), инверсия.

Выразительность поэтической речи особенно усиливают выражения старого стиля («хлад», «мучишь»).

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина

  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина

  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Метель», анализ повести Пушкина

  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина

  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина

  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина

  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина

  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина

  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина

  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина

  • «Бесы», анализ стихотворения Алексадра Пушкина

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Анализ стихотворения «Осень» (А. С. Пушкин)

Пейзажные зарисовки А. С. Пушкина не только отображают красоту природы, но и являются фоном философских раздумий. Эта особенность демонстрируется и в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Его изучают в 8 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Осень» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осень.История создания – произведение было написано осенью 1833 г., когда поэт пребывал в Болдино. В это время А. С. Пушкин чувствовал творческий подъем, в его блокнотах появилось много новых произведений.

Тема стихотворения – красота осени и зимы, которые противопоставляются лету; поэтическое творчество.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить несколько частей: пейзажные зарисовки, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновенье, окрыляющем поэта в зимнее время. Формальная организация – 12 частей, 11 из которых – октавы, 1 – моностих.

  • Жанр – послание.
  • Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ.
  • Метафоры – «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят.
  • Эпитеты – «чахоточная дева», «пышное увяданье», красота блистающая».
  • Сравнения – «как поля, мы страждем от засухи».

Анализ стихотворения Пушкина «Осень»

В стихотворении «Осень» мы находим не только изображение природы в осеннюю пору; перед нами разнообразные картины жизни: охота помещиков, от которой страдают засеянные поля крестьян, катание на коньках, зимние праздники, летний зной, от которого изнемогают люди, и т. п. Пушкин описывает в этом стихотворении и процесс своего поэтического творчества, говорит о судьбе передового поэта в условиях царско-крепостнической России 30-х годов XIX века.

Из всех времён года Пушкин отдавал предпочтение осени: «Из годовых времён я рад лишь ей одной». Яркими красками рисует Пушкин в седьмой строфе осенний пейзаж: «пышное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса», «мглой волнистою покрыты небеса», «и редкий солнца луч, и первые морозы». Реалистически правдиво Пушкин изображает деревенскую осень:

Октябрь уж наступил; уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад, дорога промерзает; Журча ещё бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл.

Осень приятна и дорога Пушкину не только своей «прощальной красой»: она — время года, наиболее располагающее поэта к творчеству; «Осень. пора моих литературных трудов»,— говорил Пушкин. Описанию творческой работы поэта посвящены X и XI строфы.

Пушкин описывает, как у него рождается и создаётся стих: «думы долгие», которые он «питает в своей душе», пробуждают его творческое воображение; его «душа стесняется лирическим волненьем, трепещет, и звучит, и ищет, как во сне. излиться, наконец, свободным проявленьем».

В этих словах изумительно передано творческое горение поэта, напряжение всех сил его души, подъём его чувств. И тогда наступает момент творчества:

И мысли в голове волнуются в отваге,-. И рифмы лёгкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут.

Стихотворение заканчивается вопросом: «Куда ж нам плыть?» Здесь отражено раздумье поэта о трудностях своего положения в условиях самодержавно-крепостнического строя и полицейского надзора, особенно усилившегося после разгрома декабристов.

Стихотворение «Осень» развёртывается как непринуждённая беседа поэта с читателем. В соответствии с содержанием той или иной строфы изменяются интонации.

Так, спокойный повествовательный тон первой строфы, в которой нет авторского «я», сменяется в последующих строфах задушевно лирическим или ироническим.

История создания

История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там он имел возможность хорошо отдохнуть и предаться творчеству. Об этом свидетельствуют письма поэта, адресованные жене.

В них Пушкин описывал свою болдинскую жизнь, а также признавался, что «уже написал пропасть». Болдинский период творчества исследователи по праву считают одной из самых продуктивных творческих ступеней поэта.

Анализируемое стихотворение создавалось осенью 1833 г., но до конца его автор не дописал.

Тема

В стихотворении видим традиционные для русской и мировой литературы темы.

Автор умело переплетает несколько тем, наиболее выразительно звучат такие: красота осенней и зимней природы, недостатки лета и весны, зимнее вдохновение для поэтического творчества и раздумий над смыслом жизни.

В контексте темы развивается идея о том, что осень и зима – совсем не время для тоски и уныния, если суметь увидеть их красоту, они станут вдохновителями к созданию прекрасного.

В центре стихотворения лирический герой. Чтобы приблизить его к читателю, автор подает монолог от первого лица. Герой наблюдает за природой и рассказывает о своих предпочтениях. Он с наслажденьем смотрит, как деревья сбрасывают листья, пруд и дорога замерзают, а сосед спешит на охоту.

Во второй части объясняется его восторг: мужчина не любит весну из-за грязи и неприятного запаха. Осень же – вестница зимы. А уж зима покоряет сердце лирического героя белым снегом, бегом саней.

После краткой зимней зарисовки лирический герой начинает описывать теплое время года. У большинства людей они вызывают положительные эмоции, но только не у Пушкинского лирического «Я».

Он находит в лете недостатки, которые мучают людей: комары, мухи, засухи.

В октаве-обращении к лету автор создает интересную метафору, в которой отображает русские народные традиции: «жаль зимы старухи, и, проводив ее блинами и вином, поминки ей творим мороженым и льдом». Блины в этих строках символизирую Масленицу.

Далее лирический герой снова возвращается к осенним пейзажам. Он восхищается каждым проявлением золотой красавицы. Даже увядание называет пышным. Мужчина твердо уверен, что осень и зима полезны для его здоровья.

https://www.youtube.com/watch?v=njDgd0YWlFU

В последних частях стихотворения находим описание зимних вечеров, которые лирический герой проводит в своих думах. В это время им руководит воображение. Так из-под его пера появляются стихотворения.

Процесс поэтического творчества в произведении подан как нечто, что происходит само собой, поэт только записывает мысли и рифмы.

Произведение заканчивается риторическим вопросом, который каждый читатель может истолковать по-своему.

Сюжетная линия, образы, тема

В строках произведения сразу чувствуется особенная любовь, нежность поэта к золотому времени года. Каждая из них (строк) преисполнена теплого чувства, восхищения, восторга печальным, но светлым состоянием всего живого вокруг в осеннюю пору.

Необыкновенное обращение, восклицание «Унылая пора! Очей очарованье!», в основе которого лежит прием антитезы, дает читателю истинное представление об осени. Это время знаменуется погружением природы в сон, который закончится прекрасным обновлением и пробуждением.

Понятным душе языком Пушкин пишет об осени и ее хрупкой красоте, преломляющейся в косых скулах дождя и ярких акварельных пятнах листопада.

Мотива печали и утраты в «Осени» нет. Напротив, поэтические строки заставляют восхититься, затаить дыхание от того, как прекрасна пышно увядающая природа, сверкающая багряными и золотыми красками. В «Осени» можно проследить несколько сюжетных мотивов.

Пушкин не только искусно и с любовью говорить об осени, но и повествует о своем творческом процессе и судьбе художника в царской России.

В стихотворении присутствуют зарисовки из жизни, пейзажи: помещичья охота, приносящая урон засеянным крестьянами полям, зимние праздничные гулянья, люди, томящиеся от летнего зноя.

Упоминание о других временах года используется и как сравнение, ведь лучше осени для Александра Сергеевича нет ничего. Он предлагает нам, читателям, насладиться сладостной тишиной, увидеть особенную прелесть, которой пронизаны улыбки увядших цветов,

Без изобилия средств художественной выразительности, но ясно и правдиво пишет поэт о деревенской осени:

Октябрь уж наступил; уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; осенний хлад, дорога промерзает; урча ещё бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл…

Произведение завершается фразой «Куда ж нам плыть?», где воплощены мысли и умозаключения Александра Сергеевича о тягостном положении художника эпоху самодержавного строя, где давление и контроль только усилились после подавления восстания декабристов. Тон стихотворения периодически меняется: светлая и спокойная интонация, которой пронизана первая строфа, сменяется то на задушевно лирическую, то на ироническую, где присутствует авторское «я».

Средства выразительности

Практически в каждом стихе «Осени» поэт использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Преобладают в стихотворении метафоры: «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «чахоточная дева», «пышное увяданье». Сравнение всего одно: «как поля, мы страждем от засухи».

«Осень» Пушкин анализ

Анализ стихотворения «Осень» Пушкина вы можете узнать в этой статье.

«Осень» тема и идея

Тема: А.С.Пушкин показывает весь природный цикл и его отношение к человеку.

Идея: Процес творчества такой же естественный, как и сама природа. Корабль, изображенный в произведении, является символом освоєння нових творческих этапов.

Средства выразительности стиха «Осень»

  1. Сравнения: «Как поля, ми страдаем от засухи…»,
  2. «Мне нравитея она, как ,вероятно, вам чахоточная дева порою нравитея»,
  3. «Душа, стесняется лирическим волненьем,
  4. Трепещет и звучит, и ищет, как во сне…»
  5. Метафори: «бешеной забави», «железом острым», «душевние способности», «зими старти», «мечтою своенравной», «чахоточная дева», «на устах увянувших», «могильно пропасти», «русский холод», «думи долгие», «всладкой тишине», «лирическим волненьем».
  6. Олицетворения: «Журча еще бежит за мельницу ручей», «Но пруд уже застил…», «И страждут озими от бешеной забави…», «И будит лай собак уснувшие дубрави…», «Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснени», «Она вам руку жмет, пьшая и дрожа!»(зима)
  7. Эпитеты: «последние»: «осенний»; «отьезжие»; «суровые»; «зимних»; «блестящие»; «красное»; «поздней»; «тихою»; «блистающей»; «нелюбимое»; «откровенно»; «годовых»; «тщеславный»; «унылая»; «прощальная»; «свежее»; «редкий»; «первые»; «отдаленные»; «каждой»; «легко»; «радостно»; «ненужных»; «открытом»; «блистающим»; «промерзлый»; «краткий »; «забытом»; «долгие»; «свободном»; «незримый»; «давние»; «легкие»; «свободно»; «недвижим».
  8. Стихотворный размер: Ямб с перрихиями во второй и в пятой стопе.

«Осень» Пушкин анализ

Стихотворение А.С.Пушкина “Осень” написано в 1833 году в самую плодотворную осень для творчества поэта. Стихотворение относится к пейзажной лирике. Однако автор описывает не общий пейзаж осени, а конкретный.

В его произведении осень отличается удивительной реалистичностью, однако от этого прелесть и красота природы не теряется, автор так любил это время года, что даже простое разговорное описание осени у него вышло просто потрясающим. Пушкин не поет оду осени, он описывает простой пейзаж среднерусской полосы, который без всяких преувеличений и прикрас необыкновенно поэтичен и неповторим.

Стихотворение написано как повествование, лирический герой-рассказчик делится с читателем не только своим видением красот природы, в стихотворении есть масса отступлений, юмор вместе с тем Пушкин описывает и свои чувства и эмоции.

Осень по высказыванию самого поэта являлась для него самой благодатной порой для творчества, он сравнивает эту пору с зимой, летом и весной, объясняя, почему именно осень дарит ему столько вдохновения. Осенью он будто рождался заново, несмотря на любые жизненные повороты. Его работа дарит поэту минуты счастья, когда сердце наполняется жизненной энергией, а жизнь смыслом.

В стихотворении есть описания сцен из жизни помещиков — охота, от которой гибнут посевы крестьян, сцены катания на коньках, зимних праздников, знойного и душного лета.

Стихотворение “Осень” полно описаний не только осени, но и других времен года, и говоря об осени как о поре своего творчества, автор касается темы поэта и поэзии, ее силы и смысла. Он говорит о мимолетности красоты человека в рамках жизни, о краткости жизни по сравнению с вечностью, недаром в тексте возникает образ чахоточной девы, с которой он сравнивает осень.

Стихотворение заканчивается немым вопросом: “Куда нам плыть?”. Кажется, будто произведение не окончено, однако это не так. В этой фразе автор задумывается над будущим своим и страны, будущем своего народа и заставляет каждого из нас над этими фундаментальными темами задуматься также.

Вам может быть интересно:

  • Правила выбора золотого браслета
  • Сколько можно есть чеснока в день взрослому?
  • Эффективное продвижение литературного произведения
  • Глютеопластика (пластика ягодиц)—как делается, сколько стоит

Краткий анализ стихотворения «Осень» по плану

1. История создания

Неоконченное стихотворение «Осень» с подзаголовком «Отрывок» было написано Пушкиным осенью 1833 году в селе Болдино.

Среди многочисленных стихотворений, созданных в эту пору, «Осень» выделяется своей свободной автобиографичностью. В нём Пушкин создаёт панораму русских сезонных пейзажей и выражает личное отношение к ним.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистической манере, характерной для второй половины жизни Пушкина.

Оно наполнено узнаваемыми образами русской природы, ироничной, подчас намеренно сниженной лексикой, как бы стремящейся опустить читателя с небес на землю.

Пыль, грязь, комары, мухи и другие непривлекательные подробности опоэтизированы Пушкиным и вовлечены в круговорот годового цикла. Каждому цветку и каждой букашке находится в его поэзии особое место.

3. Род

Данное произведение относится к лирическому роду литературы.

В нём сочетаются описательность и личное отношение к предмету. Стихотворение эмоционально, выразительно, проникнуто добрым юмором.

4. Жанр

По жанру произведение тяготеет к поэтическому посланию.

На это указывает обращение «читатель дорогой», а также тон задушевной беседы, с самого начала заданный автором.

5. Проблематика

Проблематика произведения: влияние времён года на творческие способности человека.

6. Тематика

Стихотворение раскрывает следующие темы:

  • отношение Пушкина к разным сезонам года;
  • противопоставление одних времён года другим;
  • радость творчества и расцвет творческих способностей.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что каждый воспринимает мир природы по-своему.

Большинство людей любит весну и лето, но Пушкину милее осень и зима. Когда угасает телесная жизнь, активизируется жизнь души, разума, мысли. Осенью в поэте пробуждается желание творить. Зима дарит бодрость и силы. Зимние вечера словно созданы для того, чтобы сочинять стихи и сказки.

Любое время года благодатно, но лучше всего то, что наполняет душу умиротворением и высшим смыслом.

8. Пафос

Пафосом стихотворения является скрытое противопоставление общепризнанного и универсального уникальному и личному.

Пушкин напоминает нам, что ценность явления не измеряется его внешними признаками. Опьяняющая весна и плодоносное лето хороши для тела, но осень и зима закаляют нас, учат терпению и стойкости, а значит, совершенствуют нашу душу.

Всё это полезно для творчества, как холодный душ и гимнастика – для тела.

9. Система образов

Стихотворение построено на чередовании возвышенных и сниженных образов. Первые характеризуют весну и лето, вторые – осень и зиму.

В центре находится образ поэта или лирического героя, который рассказывает о том, как он любит проводить осенние дни, зимние утра и вечера.

Большое место отведено образам осеннего пейзажа. Из них складывается общий портрет осени, которую Пушкин сравнивает с чахоточной девой и своей возлюбленной.

Столкновение столь противоречивых образов рождает интуитивное понимание идеи стихотворения: наиболее привлекательно для творческого человека то, что стоит на грани между жизнью и смертью. Осень – некое духовное пограничье, путь в мир творчества и поэтических открытий.

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами стихотворения формально можно назвать автора и его читателя, которому адресован поэтический монолог.

Читатель выступает в роли предполагаемого оппонента, который мог бы возразить, что осень – не самое привлекательное время года. Ему-то и доказывает Пушкин, что это не так.

Ещё одним персонажем стихотворения становится Осень, которую, с помощью олицетворения, поэт превращает в живого человека.

Болезненная красавица, которая прощается с жизнью и знает о мире нечто большее, чем другие, трогает Пушкина своей мудрой и смиренной покорностью, строгостью и печалью. «Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной», — признаётся поэт.

11. Лирический герой

  • Лирический герой стихотворения подробно рассказывает о себе, упоминает своего соседа, описывает вид из окна, сообщает о том, как любит кататься на коньках и держать в руке руку красавицы на зимней прогулке.
  • Также лирический герой посвящает нас в нюансы своего здоровья и даже просит прощения за «прозаизм».
  • Так можно разговаривать с близким приятелем и, доверяя читателю весь этот ворох личных впечатлений, Пушкин добивается удивительного эффекта: происходит полное понимание авторского замысла, чувство причастности к его жизни и творчеству.

12. Сюжет

Сюжет послания начинает разворачиваться, когда поэт бросает взгляд в окно и видит приметы осени. Он описывает листопад, замерзающий пруд, отъезд соседа на охоту и чувствует скорое приближение зимы.

Далее следуют размышления о том, что осень для Пушкина лучше весны. В третьей октаве описаны радости зимы, в 4-й – нелюбовь к лету.

  1. С 5 строфы по 9-ю поэт признаётся в особенной привязанности к осени.
  2. В последних строфах идёт речь о счастье творчества.
  3. Таким образом, сюжет ведёт нас от частного к общечеловеческому и приоткрывает дверь в творческую мастерскую Пушкина.

13. Композиция

  • Композиция стихотворения не линейная, а скорее спиралевидная.
  • Начиная произведение с картины осени, поэт возвращается к ней в середине стихотворения на новом уровне: он уже не просто описывает картинку, а глубоко и вдумчиво анализирует свой интерес к этому времени года.
  • По форме произведение разбито на 11 октав и завершается многозначительной висячей строкой, содержащей итоговый вопрос.
  • По смыслу можно выделить в тексте экспозицию «Октябрь уж наступил…», последующее развитие мысли с парным противопоставлением друг другу весны и осени, лета и зимы, вывод о личном предпочтении осени, а также окончательный переход к теме творчества как смысла человеческого бытия.

14. Размер, рифма и строфика

  1. Стихотворение «Осень» написано шестистопным ямбом с чередованием мужских и женских рифм.

  2. Строфы имеют форму октав и традиционную для этого вида строфики рифмовку: АБ АБ АБ ВВ.

  3. Получается, что три пары рифм связаны перекрёстной рифмовкой, а итоговое двустишие – парной рифмой.

15. Художественное своеобразие произведения

В изображении осенних пейзажей поэт использует ассонансы с гласными «у», «о», «и», чтобы передать затенённый колорит осенней природы.

Описывая зиму, Пушкин пользуется аллитерациями на «с», «з», «м», «н», подчёркивая мягкость, сглаженность её контуров, приглушённость тонов.

Говоря о весне и лете, поэт повторяет звонкие согласные «б», «д», резкий сонор «р», которые передают его раздражение. Игра звуков помогает настроиться на восприятие каждой новой микротемы стихотворения.

Лексика произведения приближена к разговорной. Она содержит такие просторечные слова, как «вонь», «киснуть», «сор», «комары да мухи».

Когда же речь идёт о творчестве, их сменяет книжная лексика: «полн», «незримый рой гостей», «душа стесняется». Поэт виртуозно использует слова разных стилей.

В тексте произведения немало обращений: «читатель дорогой», «ах, лето красное». Есть в нём ряды однородных членов, обособленные определения и сравнительные обороты.

Простые предложения в начале текста сменяются сложными, что соответствует логике развития авторской мысли: от видимого – к «незримому».

16. Средства художественной выразительности

  • Текст произведения насыщен эпитетами: «уснувшие дубравы», «суровою зимой», «красою тихою, блистающей смиренно», «прощальная краса», «свежее дыханье» ветра.
  • Их дополняют метафоры: «чувства, ум тоскою стеснены», «обув железом ноги», «по зеркалу стоячих ровных рек», «в багрец и золото одетые леса», «незримый рой гостей», «корабль недвижим».
  • Важную роль играют сравнения: «как поля, мы страждем от засухи», душа ищет «как во сне» и другие.

Образный каркас держится на ярких олицетворениях: суровая зима сравнивается со старухой, которую провожают блинами и вином, а поминают в жаркие летние дни мороженым и льдом. Осень напоминает чахоточную деву, «нелюбимое дитя в семье родной».

«Лето красное» тоже предстаёт в стихотворении живым, поэт обращается к нему на «ты», как к хорошо знакомому человеку.

Помимо этого, множество олицетворений описывает детали пейзажа:

  • «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей» так, будто раздевается престарелая модница;
  • озими (посевы озимых «страждут» от «бешеной забавы» то есть страдают от того, что во время охоты сосед скачет по ним на коне и со сворой собак);
  • лето «губит» и «мучит»; кровь «бродит», мысли «волнуются», рифмы «бегут».

Также для передачи осенних контрастов поэт использует оксюморон: «пышное увяданье», сочетая два несочетаемых понятия водном образе.

17. Значение произведения

Значение стихотворения «Осень» состоит в том, что оно наиболее полно описывает русскую жизнь во все четыре времени года и выделяет осень как период торжества духа над плотью, временного над вечным.

18. Актуальность

Стихотворение Пушкина актуально для каждого творческого человека. С наступлением холодов люди чувствуют, что наступает время осознать всё, что произошло с ними весной и летом, собрать духовные плоды своих дел.

Именно поэтому дождливая осень, на много дней запирающая поэтов дома, становится для них временем кропотливого творческого труда, созидания и подведения итогов.

Красота осени всегда будет волновать писателей, художников, музыкантов и всех, кто неравнодушен к миру природы.

19. Моё отношение

Мне было интересно получить дружеское послание от Пушкина и узнать, почему он называет осень любимым временем года.

Поэт стал мне ближе и понятнее, хотя я не могу сказать, что так же сильно люблю этот сезон.

Только гениальный Пушкин мог найти в привычных картинах осени столько прелести и вдохновения! За этот редкий дар мы и ценим его как великого поэта.

20. Чему учит

Данное произведение учит видеть красоту там, где её заметит не каждый. Надо пристальнее всматриваться во всё, что нас окружает – тогда мир будет удивлять и вдохновлять нас каждую минуту.

Умение видеть прекрасное – это талант, и его необходимо воспитывать в себе с самого детства.

Ссылка на основную публикацию