Анализ поэмы Гоголя «Мертвые души»

Анализ произведения Н. Гоголя «Мертвые души»: жанр, особенность композиции добавить в закладки

Гоголь опубликовал первый том своего гениального произведения в 1842 году. Жизнь автора была полна мистических событий, загадок и таинственных историй. Это был особенный, творческий человек, способный с филигранной точностью воссоздать картину окружающего мира. Проблематика произведения основывается на вопросах социального неравенства, взяточничества, чинопочитания и прочих качеству, свойственных государству. Россия в период крепостного права – важная тема литературного труда. 

Анализ поэмы Гоголя «Мертвые души»

В творении «Мертвые души» жанр нельзя определить однозначно. Критики долго сомневались по поводу того, к какому литературному классу отнести гоголевский опус. Для них остро стоял вопрос: «Мертвые Души» – это какой жанр? Большинство относило его к романам, но сам автор считал, что создал поэму. 

Анализ поэмы Гоголя «Мертвые души»

«Мертвые души» – что это за жанр

Особенность произведения заключается в разнообразии проблем, поднятых писателем. Жанр «Мертвых Душ» Гоголя – роман, по мнению многих читателей. Рассмотрим основные тематические направления, заинтересовавшие Гоголя:

  • Социальная тема. Автор преследует цель поведать читателю о жизни в Российской империи, задание которой – преодолеть кризис, прийти к светлому будущему;
  • Бытовая тематика. Особое внимание уделяется описанию условий, в которых проживают персонажи. Присутствуют детальные уточнения касательно интерьера, сада, вещей в доме;
  • Детективная направленность. Чичиков в тайне скупает человеческие души. Ему важен каждый мертвый крестьянин – его душа стоит денег. Писатель не объясняет до последнего эпизода, какова история главного героя;
  • Плутовские мотивы. Главный персонаж готов на любые уловки, чтобы добиться желаемого. Он обводит всех вокруг пальца, после чего покидает губернию;
  • Приключенческие настроения. Чичиков – образ путешественника. Он заезжает в каждое поместье, знакомится с новыми людьми, сталкивается с новыми ситуациями.

Автор утверждает, что жанр поэмы «Мертвые души» определяется рядом характерных литературных оборотов. Лирические отступления содержат подробные рассказы о самом писателе, его отношении к поступкам и поведению героев, воспоминания. По мнению историков, Гоголь написал лирическую, эпическую поэму. Она соединяет в себе элементы эпопеи и романа.

«Мертвые души» – какой жанр произведения, особенность композиции

На начальном этапе написания Николай Васильевич хотел создать сатирический опус, это отразилось на композиции. До нас дошел первый том произведения, несколько эпизодов второй части. Главная задача композиции – раскрытие образа русского народа, особенностей его жизни. Писатель долго работал над типовыми образами. Всего в произведении одиннадцать глав. 

Лирические мотивы выражаются в следующих моментах:

  • Философские рассуждения;
  • Лирические отступления;
  • Описание пейзажей, природных картин.

Поэма завершается размышлениями автора о том, что ждет его родину в будущем. Он позиционирует Российскую империю как могущественное, сильное государство. Особенность композиции «Мертвых душ» состоит в отсутствии последовательности в сюжетной линии. О главном герое читатель узнает только в конце романа. Первая глава посвящается описанию губернии, главного действующего лица поэмы. 

Последующие пять эпизодов повествуют о помещиках, которые продают души крестьян Чичикову. Порядок описания имеет строгую последовательность. Первый образ – помещик Манилов.

Человек мечтательный, но не озлобленный. Он бесплатно отдает души, продолжая мечтать о несбыточных проектах, нереальных свершениях. Последний дом, где побывал Чичиков, – усадьба Плюшкина.

В его образе автор показывает полную деградацию человека. 

Идейно-художественное своеобразие поэмы «Мертвые души»

Жанр «Мертвых душ» объясняется художественным, идейным своеобразием произведения. Поэма относится к направлению реализма. Сам автор считает произведение критическим. Рассмотрим своеобразие романа:

  • Автор пишет о настоящем времени, не углубляется в историю, не прогнозирует будущее;
  • Представлено много информации о крепостном праве в Российской империи в двадцатые, тридцатые годы;
  • Используются типические персонажи для передачи образа государственных служащих на основании социального обобщения, сатирической характеристики;
  • Критичность общего направления. В поэме детально рассказано про интерьер, усадьбу, природу, дается точный портрет героя;
  • Соотношение грандиозных планов и мельчайших подробностей.

Сатирическая типизация проявляется не только в авторских характеристиках и комических обстоятельствах. Автор рассказывает о прошлом персонажей, использует ряд пословиц, гипербол, сравнений. 

Смотри также: 

Анализ «Мёртвые души» Гоголь

Анализ поэмы Гоголя «Мертвые души»

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 6577.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 6577.

Николай Васильевич Гоголь – один из самых загадочных писателей XIX века. Его жизнь и творчество полно мистики и тайн. Наша статья поможет качественно подготовиться к уроку литературы, к ЕГЭ, тестовым заданиям, творческим работам по поэме.

При анализе произведения Гоголя “Мёртвые души” в 9 классе важно опираться на дополнительный материал, чтобы ознакомиться с историей создания, проблематикой, разобраться, какие художественные средства использует автор.

Анализ “Мёртвых душ” специфичен по причине содержательной масштабности и композиционных особенностей произведения.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Мертвые души.

Год написания – 1835–1842 гг. В 1842 году опубликован первый том.

История создания – идея сюжета подсказана Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Автор около 17 лет работал над поэмой.

Тема – нравы и жизнь помещиков на Руси 30-х годов XIX века, галерея человеческих пороков.

Композиция – 11 глав первого тома, объединённых образом главного героя – Чичикова. Несколько глав второго тома, которые уцелели и были найдены и опубликованы.

Жанр – сам автор дал жанру определение поэмы, поскольку в произведении помимо повествовательной части встречается много лирических отступлений. Некоторые литературоведы обозначили жанр “Мёртвых душ” как роман.

Направление – реализм.

Николай Васильевич писал своё бессмертное детище около 17 лет. Эту работу он считал самой важной миссией в своей жизни. История создания “Мёртвых душ” полна пробелов и загадок, а также мистических совпадений.

В процессе работы над произведением автор тяжело заболел, будучи на грани смерти, он внезапно чудесным образом исцелился.

Гоголь принял этот факт за знак свыше, который даровал ему шанс закончить своё главное произведение.

Идею “Мертвых душ” и сам факт их существования как социального явления подсказал Гоголю Пушкин. Именно Александр Сергеевич, по словам автора, натолкнул его на мысль написать масштабное произведение, способное раскрыть всю сущность русской души.

Поэма была задумана как произведение в трёх томах.

Первый том (опубликованный в 1842 году) был задуман как собрание человеческих пороков, второй – давал возможность героям осознать свои ошибки, а в третьем томе – они меняются и находят путь к правильной жизни.

Будучи в работе, произведение много раз правилось автором, менялись его основная мысль, персонажи, сюжет, сохранялась только суть: проблематика и план произведения. Второй том “Мёртвых душ” Гоголь закончил незадолго до своей смерти, но, по некоторым сведениям, он же сам и уничтожил эту книгу.

По другим источникам, она была передана автором Толстому или кому-то из близких знакомых, а после утеряна. Существует мнение, что эта рукопись до сих пор хранится у потомков высшего общества гоголевского окружения и когда-нибудь будет найдена.

Третий том автор не успел написать, но о его предполагаемом содержании есть сведения из достоверных источников: будущая книга, её идея и общая характеристика, обсуждались в литературных кругах.

Смысл названия “Мёртвых душ” двоякий: это само явление – продажа мёртвых крепостных душ, переписывание их и передача другому хозяину и образ людей, подобных Плюшкину, Манилову, Собакевичу – их души мертвы, герои глубоко бездуховны, пошлы и аморальны.

Главная тема “Мёртвых душ” – пороки и нравы общества, жизнь русского человека 1830-х годов XIX века. Проблемы, которые поднимает автор в поэме, стары, как мир, но показаны и раскрыты они так, как свойственно исследователю человеческих характеров и душ: тонко и масштабно.

Главный герой – Чичиков – скупает у помещиков давно умерших, но ещё числящихся крепостных крестьян, которые нужны ему только на бумаге. Таким образом он планирует разбогатеть, получив оплату за них в опекунском совете.

Взаимодействие и сотрудничество Чичикова с такими же мошенниками и шарлатанами, как он сам, становится центральной темой поэмы. Желание разбогатеть всеми возможными способами свойственно не только Чичикову, но и многим героям поэмы – это болезнь века.

То, чему учит поэма Гоголя, находится между строк книги: русскому человеку свойственен авантюризм и тяга к “лёгкому хлебу”. Вывод однозначен: самый правильный путь – жить по законам, в ладу с совестью и сердцем.

Поэма состоит из полного первого тома и нескольких сохранившихся глав второго тома. Композиция подчинена главной цели: раскрыть картину русской жизни, современной автору, создать галерею типовых персонажей. Поэма состоит из 11 глав, насыщена лирическими отступлениями, философскими рассуждениями и чудеснейшими описаниями природы.

Всё это время от времени прорывается сквозь основной сюжет и придаёт произведению неповторимую лиричность. Произведение заканчивается колоритным лирическим размышлением о будущем России, её силе и могуществе.

Первоначально книга была задумана как сатирическое произведение, это повлияло на общую композицию. В первой главе автор знакомит читателя с жителями города, с главным персонажем – Павлом Ивановичем Чичиковым.

Со второй по шестую главы автором даётся портретная характеристика помещиков, их неповторимый уклад жизни, калейдоскоп причуд и нравов.

Читайте также:  Иван хемницер - милостивой государыне марье алексеевне дьяковой: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Следующие четыре главы описывают жизнь чиновничества: взяточничество, самоуправство и самодурство, сплетни – уклад жизни типичного русского города.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Мёртвых душ».

Чтобы определить жанр “Мёртвых душ”, необходимо обратиться к истории. Сам Гоголь определил его как “поэма”, хотя структура и масштабность повествования близки повести и роману.

Прозаическое произведение названо поэмой в силу его лиричности: большого количества лирических отступлений, замечаний и комментариев автора.

Также стоит учесть, что Гоголь провёл параллель между своим детищем и “Божественной комедией” Данте: он так же предполагал провести своего героя из Ада (1 том) через Чистилище (2 том) в Рай (3 том).

Автор подчёркивает равнозначность в своём произведении эпического и лирического. Критика придерживается другого мнения по поводу жанровых особенностей поэмы. К примеру, В. Г. Белинский назвал произведение романом и с этим мнением нельзя не считаться, так как оно вполне обосновано. Но по традиции гоголевское произведение называют поэмой.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 6577.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест на тему “Письмо другу”с результатом 5/5

Гость завершил

Тест «Портрет»с результатом 14/14

Гость завершил

Тест «Гамлет»с результатом 14/15

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 12/15

Гость завершил

Тест «Мастер и Маргарита»с результатом 15/16

Гость завершил

Тест Папоротники (7 класс)с результатом 1/10

Гость завершил

Тест «Медный всадник»с результатом 10/11

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 15/16

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 13/15

Гость завершил

Тест на тему “Вирусы”с результатом 5/10

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Гоголь Н.В. "Мертвые души". Краткий анализ

Николай Васильевич Гоголь работал над свои бессмертным произведением около 17 лет, с 1835 по 1842 гг. Поэма задумывалась как произведение, состоящее из трех томов. Первый том поэмы был опубликован в 1842 году.

Замечание 1

Работу над вторым томом Гоголь закончил незадолго до своей смерти, однако, по некоторым сведениям, по какой-то причине сам и уничтожил книгу. Есть версия, что рукопись второго тома сохранилась у кого-то из близких писателя и когда-нибудь будет найдена. Третий том Гоголь написать не успел.

Тема, проблема, идея

Главной темой произведения являются нравы и пороки общества, а также жизнь русского человека в 1830-е годы 19 века. Проблемы, которые Гоголь поднимает в своем произведении, стары, однако раскрыты весьма тонко и масштабно.

Идея произведения, заключавшаяся в том, чтобы показать «всю Русь», была изменена Н. В.

Гоголем и в результате свелась к обличению нравов общества, пошлости и бездуховности помещиков, являвшихся одним из высших слоев крепостного общества.

Гоголь стремился не только к тому, чтобы показать пороки, но и пытался заставить людей взглянуть на себя со стороны, увидеть свою мелочность, грубость, понять, насколько они скучны и порочны.

Замечание 2

Основной проблемой в поэме «Мертвые души» являются помехи на пути развития России. К таким преградам относятся казнокрадство и взяточничество чиновников, бездеятельность дворянства, его инфантильность, а также нищета и невежество крестьян.

В произведении рассматриваются нравственные проблемы:

  • отсутствие нравственности у представителей господствующего класса
  • эгоизм
  • кризис гуманизма, когда людей продают, будто животных, проигрывают в карты, как вещи
  • нравственная слепота, невежество персонажей.

Жанр, сюжет, композиция

Произведение «Мертвые души» изначально задумывалось как авантюрно-плутовской роман. Однако историческая правдивость, широта описываемых событий дали повод задуматься о реалистическом методе. Н.В.

Гоголь насыщал произведение лирическими отступлениями. Справедливо мнение, что произведение – комедия, так как в ней применяются приемы юмора, сатиры и иронии, которые наиболее полно отражают произвол и абсурд господствующего класса.

Сам автор определил жанр произведения как поэму.

Композиция произведения кольцевая: бричка, которая в начале повествования въехала в город, покидает его после всех событий. В эту композицию вплетаются эпизоды, без которых нарушилась бы целостность поэмы.

Связующей композиционной нитью произведения является образ дороги, символизирующей собой путь, который в своем развитии проходит Русь.

Поэма состоит из полного первого тома и нескольких глав второго тома. В произведении 11 глав.

Основой сюжета «Мертвых душ» является афера чиновника Павла Ивановича Чичикова. Суть аферы заключалась в следующем: в России каждые 10 лет проводилась перепись крестьян. Крестьяне, умершие в период времени между переписями, по документам считались живыми.

Целью Чичикова было выкупить эти «мертвые души» по низкой цене, чтобы затем в опекунском совете их заложить и получить крупную сумму. Чичиков руководствуется тем, что такая сделка выгодна помещикам, так как до следующей переписи не нужно платить налоги за усопших. С целью поиска «мертвых душ» Чичиков ездит по стране.

Сюжетную линию произведения объединяет образ Чичикова и покупка им мертвых душ.

Система персонажей и их характеристика

В поэме помещики – типичные представители людей своего времени и круга: расточители – Ноздрев и Манилов, накопители – Коробочка и Собакевич, Плюшкин является в одном лице и накопителем и расточителем. Главный герой произведения – чиновник Чичиков.

Чичиков – проходимец. В нем угадываются черты других персонажей. Например, он любезен и склонен к позерству, как Манилов, мелочен, как Коробочка, предприимчив, как Собакевич, жаден, как Плюшкин и самовлюблен, как Ноздрев.

Чичиков среди чиновников чувствует себя уверенно, так как прошел все школы взяточничества и мошенничества. Однако главный герой поэмы гораздо образованнее и умнее тех, с кем ему приходится иметь дело.

Чичиков отличный психолог, он умеет вести торг с каждым помещиком, а губернское общество приходит в восторг от его манеры общения.

Образ Манилова дал название целому явлению российского общества – «маниловщина». Манилов при общении с окружающими приторно мягкий, любит во всем позерство, но при этом совершенно пустой человек и бездеятельный хозяин. Манилов – сентиментальный мечтатель, не способный к каким-либо серьезным делам, он глуп и живет в мире своих фантазий.

В отличие от Манилова, Ноздрев очень деятелен, однако его энергия направлена не на заботы о хозяйстве. Ноздрев постоянно пакостит, однако без злого умысла – просто такова его натура. Ноздрев пустой и легкомысленный человек, гуляка, хвастун, игрок и транжира.

Образ Настасьи Петровны Коробочки – это образ хозяйственной помещицы, консервативной, недалекой и достаточно прижимистой. Круг ее интересов состоит из амбаров, птичника и кладовых, во всем остальном она тупа, «дубинноголова».

Михаила Семеновича Собакевича писатель сравнивает с медведем – помещик неуклюж, неповоротлив, но крепок и силен. Его в первую очередь интересуют долговечность и практичность вещей, а не красота. У Собакевича острый ум, он хитрее, и единственный из всех помещиков, кто способен принять новый капиталистический уклад.

Помещик Плюшкин невероятно скуп, ввиду чего он лишается семьи. Старик голодает и морит голодом людей, при том что в кладовых полно продуктов, а в сундуках полно дорогих вещей.

В своем произведении Гоголь использовал гибкость и выразительность русского языка, его словесные богатства. Он ввел в литературу многие выражения, найденные в народной речи. Поговорки и пословицы играют значительную роль в произведении. А диалоги очень точно рисуют характер людей. Авторская речь в поэме окрашена юмором.

Поэма “Мертвые души” является одним из величайших произведений русской литературы. В этом произведении Гоголь показал всю современную Россию, изобразив сатирически поместное дворянство и чиновничество.

Черты гоголевских персонажей до сих пор не изжиты, и в сегодняшнем обществе проявляются, к сожалению, достаточно часто. Поэтому произведение «Мертвые души имеет огромное значение не только как замечательный пример русской литературы, оно актуально и по сей день.

Описание общества того времени можно отнести и к современному обществу.

Анализ произведения "Мертвые души"

В поэме “Мертвые души”, автор поставил самые больные и злободневные вопросы современной ему жизни. Он ярко показал разложение крепостного строя, обреченность его представителей. Уже само название поэмы имело огромную разоблачительную силу, несло в себе “что-то наводящее ужас”.

По замыслу Н. В. Гоголя темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом “Мертвых душ” писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа и его закабалителями.

Проблематика в поэме двухплановая – национальная и социокультурная. Национальная проблематика заключается в изображении отношения Гоголя к России того времени. Возникает вопрос – куда идет Россия – который автор раскрывает двухсторонне.

С одной стороны – мертвая Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой – приходящая ей на смену «Россия Чичиковых». Социокультурная проблематика выражается авторской акцентировкой черт повседневной культуры и быта у различных персонажей поэмы.

Тут же с проблематикой близко связана и идея поэмы: писателя волнует вопрос о человеке, о смысле и назначении его в жизни. Так же показывается все бесправие, вся темнота и пошлость интересов как губернского общества, так и помещиков.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Нищий» (Лермонтов)

Несомненно в поэме «Мертвые души» присутствует сатирический пафос. На мой взгляд, в отношении помещиков, да и самого Чичикова, можно применить такое определение, как инвектива. Действительно, сатирически обличая, например, в Плюшкине все его дурные стороны, объект насмешек становится настолько жалок, что смеха уже не вызывает.

Чтобы в полной мере передать всю убогость и опущенность помещиков, Н. В. Гоголь очень мастерски использует различные художественные детали, в первую очередь внешние. Рассмотрим одну из художественных деталей – портрет – на примере различных помещиков.

Ноздрев – портрет описание: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Так же портрет раскрыт с помощью описания манеры поведения и натуры Ноздрева: «Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем этом бывают весьма больно поколачиваемы.

В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». Дружбу заведут, кажется, навек: но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный».

Собакевич – портрет-сравнение: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».

Значительно место среди художественных деталей у Гоголя занимает пейзаж. Так описательный пейзаж виден у Манилова: «Деревня Маниловка немногим могла заманить своим местоположением.

Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном.

На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сирени и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили мелколистные жиденькие вершины.».

Психологический пейзаж так же можно увидеть, если вспомнить погоду, которая была при посещении Чичиковым Коробочки – была ночь и лил очень сильный дождь. Характерно и то, что Чичиков собирался ехать к Собакевичу, но заблудился и попал к Коробочке. Все это не сулило Чичикову ничего хорошего – именно Коробочка впоследствии и рассказала о странных его сделках.

Однако существенное место среди художественных деталей, наравне с портретом, занимает мир вещей. Гоголь открыл почти новую функцию в использовании вещных деталей. Но все таки я обозначу эту функцию как психологическую.

Так с помощью вещей раскрываются особенности Плюшкина: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину.

Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором.

На бюро, выложенном перламутровою мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов»

Хронотоп поэмы абстрактный. Гоголь через неназваный город N показывает всю Россию.

Героев поэмы ярко характеризует их собственная речь. Так у Ноздрева очень большой запас слов разных языковых окружений.

В его речи встречаются французские варваризмы: «безешки», «клико-матрадура», «бурдашка», «скандальозно»; жаргонизмы: «банчишка», «гальбик», «пароле», «сорвать банк», «играть дублетом»; профессионализмы собаководства: «мордаш», «бочковатость ребер», «брудастая»; и множество вульгаризмов: «свинтус», «каналья», «черта лысого получишь», «фетюк», «бестия», «скотовод ты эдакий», «жидомор», «подлец», «смерть не люблю таких растепелей». Так же в произведении есть архаизмы: «ключник», «барин», «кучер»; и историзмы: «осьмнадцать». Речь Манилова очень богата различными тропами, которые служат для придания речи возвышенности, учтивости и любезности: «наблюсти деликатность в своих поступках», «магнетизм души», «именины сердца», «не имею высокого искусства выражаться», «случай доставил мне счастие», «какого горя не вкусил».

Композиция поэмы отличается ясностью и четкостью: все части связаны между собой сюжетно-образующим героем Чичиковым, путешествующим с целью добыть «миллион».

В первой главе, экспозиционной, вводной, автор дает общую характеристику провинциального губернского города и знакомит читателей с основными действующими лицами поэмы.

Следующие пять глав (завязка и развитие действия) посвящены изображению помещиков в их собственной семейно-бытовой жизни в своих усадьбах.

Содержание всех этих пяти глав строится по одному общему принципу: внешний вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом, внутреннее убранство, характеристика помещика и его взаимоотношений с Чичиковым. Таким способом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей совокупности воссоздающих общую картину крепостнического общества.

Кульминация поэмы – разоблачение Чичикова сначала Ноздревым, а потом и Коробочкой. А развязка попадает на бегство Чичикова из города.

Значительное место в поэме “Мертвые души” занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов.

Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

Вставной эпизод – это «Повесть о капитане Копейкине». Повесть о героическом защитнике Отечества, ставшем жертвой попранной справедливости, как бы венчает всю страшную картину поместно-чиновно-полицейской России, нарисованную в “Мертвых душах”.

Воплощением произвола и несправедливости является не только губернская власть, но и столичная бюрократия, само правительство.

Устами министра правительство отрекается от защитников Отечества, от подлинных патриотов, и, тем самым, оно разоблачает свою антинациональную сущность – вот мысль в произведении Гоголя.

В поэме фабула совпадает с сюжетом. Конфликт на содержательном уровне.

Система персонажей была сделана по принципу все более глубокого духовного оскудения и морального падения от героя к герою. Так, хозяйство Манилова “шло как-то само собою”.

Его поместье – это парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность подчеркивают пустоту обитателей усадьбы. Одинокий дом, редкие кусты сирени, серенькие избы производят гнетущее впечатление. В комнатах рядом с дорогой мебелью стоят кресла, покрытые рогожей. А хозяин не понимает, не видит упадка своего хозяйство.

По натуре Манилов обходителен, вежлив, но все это приняло у него смешные формы. Слащавость, сентиментальность составляют сущность его характера. Даже речь Манилова слишком туманна: “какая-нибудь этакая наука”, “паренье этакое”. Он никому не доставил пользы и живет пустяками. Жизни он не знает, реальность заменяется пустыми фантазиями.

Итак, Манилов – человек “так себе, ни то, ни се”.

Коробочка – “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки…” Она не предаётся мечтаниям, как предыдущий образ, она расчетлива и занята только накоплением и своим хозяйством.

Захваченная жаждой наживы, она торгует всем: салом, пенькой, крепостными. Люди для нее – всего лишь одушевленный товар. Она даже не удивляется странному предложению Чичикова, но боится продешевить: “Они того… они больше как-нибудь стоят”, – отправляется в город узнать цену.

Чичиков, а вместе с ним и автор, называет ее “дубинноголовой”.

В Ноздреве Гоголь подчеркивает бесцельную активность: “…он предлагал вам ехать, куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что хотите”. Но так как его начинания лишены цели, то ничто до конца Ноздрев не доводит. В его разрозненном имении только псарня находится в отличном состоянии: среди собак он “как отец среди семейства”.

Он совершенно спокойно обманывает, у него нет никаких моральных принципов. Крестьяне своим трудом создают все блага и избавляют помещика от забот. Ноздрев привык получать то, что хочет, а если кто-то противится, он становится опасным: “Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории”. Он ведет себя развязно, грубо.

Читайте также:  Анализ произведения А.А. Ахматовой «Любовь»

Гоголь иронически называет героя “историческим человеком”.

Похожий на медведя, Собакевич обладает всеми соответствующими повадками. В его теле “совсем не было души”. Мебель в доме тоже напоминает самого хозяина. Так Гоголь достигает яркости и выразительности в описании характерных черт героя. Он всегда заботится только о своей выгоде, и главная его цель – наполнение желудка.

Собакевич “хозяйственен”, умен и практичен: он не разоряет крестьян, так как ему это невыгодно. Ко всем он относится с собственной меткой: плут и мошенник. Собакевич знает, что все в мире продается, и заявляет Чичикову: “Извольте, готов продать”. Главный герой заключает: “Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь”.

Тема нравственного падения, духовной смерти достигает своей кульминации в главе о Плюшкине. В имении поражает ветхость, опустошение.

Кажется, жизнь покинула эту деревню: “Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето…” Дух смерти подчеркивает Гоголь: ” никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…” Хозяин сам заперся от внешнего мира в своем замке. Подобно ключнице, Плюшкин – раб вещей, но не хозяин.

Из-за своей страсти он не может отличить полезные вещи от хлама: зерно и мука гибнут, а заплесневелый кулич и настойка хранятся. А когда-то Плюшкин “только был бережливым хозяином”. Жажда обогащения за счет крестьян превратила его в скрягу.

В процессе изображения помещиков и чиновничества перед читателями постепенно развертывается образ главного героя повествования – Чичикова. Лишь в заключительной, одиннадцатой главе Гоголь раскрывает его жизнь во всех деталях и окончательно разоблачает своего героя как ловкого буржуазного хищника, мошенника, цивилизованного подлеца.

Через всю поэму Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывно проводит еще одну – связанную с образом народа. Композицией поэмы писатель все время настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народом и правящими сословиями.

«Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Над этим произведением Николай Васильевич Гоголь работал 17 лет. По замыслу писателя грандиозный литературный труд должен был состоять из трех томов. Сам Гоголь не раз сообщал, что идею произведения ему предложил Пушкин. Александр Сергеевич был также одним из первых слушателей поэмы.

Работа над «Мертвыми душами» шла сложно. Писатель несколько раз менял концепцию, переделывал отдельные части. Только над первым томом, который был опубликован в 1842 году, Гоголь трудился шесть лет.

За несколько дней до смерти писатель сжег рукопись второго тома, от которого уцелели лишь черновики первых четырех и одной из последних глав. Третий том автор так и не успел начать.

Поначалу Гоголь считал «Мертвые души» сатирическим романом, в котором намеревался показать «всю Русь». Но в 1840 году писатель серьезно заболел, а исцелился буквально чудом.

Николай Васильевич решил, что это знамение – сам Творец требует, чтобы он создал нечто служащее духовному возрождению России. Таким образом, замысел «Мертвых душ» был переосмыслен. Появилась идея создать трилогию по типу «Божественной комедии» Данте.

Отсюда и возникло жанровое определение автора – поэма.

Гоголь считал, что в первом томе нужно показать разложение крепостнического общества, его духовное обнищание. Во втором дать надежду на очищение «мертвых душ». В третьем уже планировалось возрождение новой России.

Основой сюжета поэмы стала афера чиновника Павла Ивановича Чичикова. Суть ее заключалась в следующем. Перепись крепостных проводилась в России через каждые 10 лет.

Поэтому крестьяне, умершие в период между переписями, по официальным документам (ревизской сказке) числились живыми. Цель Чичикова – скупить «мертвые души» по низкой цене, а затем заложить их в опекунском совете и получить большие деньги.

Мошенник рассчитывает на то, что помещикам такая сделка выгодна: не нужно до следующей ревизии платить за усопших налоги. В поисках «мертвых душ» Чичиков и путешествует по России.

Такая сюжетная канва позволила автору создать социальную панораму России. В первой главе происходит знакомство с Чичиковым, затем автор описывает его встречи с помещиками и чиновниками. Последняя глава снова посвящена аферисту. Образ Чичикова и его покупка мертвых душ объединяют сюжетную линию произведения.

Помещики в поэме – типичные представители людей своего круга и времени: расточители (Манилов и Ноздрев), накопители (Собакевич и Коробочка). Завершает эту галерею расточитель и накопитель в одном лице – Плюшкин.

Образ Манилова особенно удался. Этот герой дал название целому явлению российской действительности – «маниловщина».

В общении с окружающими Манилов мягкий до приторности, любящий позерство во всем, но пустой и совершенно бездеятельный хозяин.

Гоголь показал сентиментального мечтателя, который способен лишь выстраивать красивыми рядками выбитый из трубки пепел. Манилов глуп и живет в мире своих бесполезных фантазий.

Помещик Ноздрев, напротив, очень деятелен. Но его кипучая энергия направлена вовсе не на хозяйственные заботы. Ноздрев игрок, мот, гуляка, хвастун, пустой и легкомысленный человек. Если Манилов стремится всем угодить, то Ноздрев постоянно пакостит. Не со зла, правда, такова его натура.

Настасья Петровна Коробочка – тип хозяйственной, но недалекой и консервативной помещицы, достаточно прижимистой. Круг ее интересов: кладовая, амбары и птичник. Даже в ближайший город Коробочка выбиралась два раза в жизни. Во всем, что выходит за пределы ее каждодневных забот, помещица непроходимо тупа. Автор называет ее «дубинноголовой».

Михаила Семеновича Собакевича писатель отождествляет с медведем: он неповоротливый и неуклюжий, но крепкий и сильный. Помещика в первую очередь интересуют практичность и долговечность вещей, а не их красота.

Собакевич, несмотря на грубую внешность, обладает острым умом и хитростью. Это злобный и опасный хищник, единственный из помещиков способный принять новый капиталистический уклад.

Гоголь замечает, что приходит время таких жестоких деловых людей.

Образ Плюшкина не вписывается ни в какие рамки. Старик недоедает сам, морит голодом крестьян, а в его кладовых гниет множество продуктов, сундуки Плюшкина забиты дорогими вещами, которые приходят в негодность. Невероятная скупость лишает этого человека семьи.

Чиновничество в «Мертвых душах» – насквозь продажная компания воров и жуликов. В системе городской бюрократии писатель крупными мазками рисует образ «кувшинного рыла», готового мать родную продать за взятку. Не лучше недалекий полицмейстер и паникер-прокурор, который умер от страха из-за аферы Чичикова.

Главный герой – проходимец, в котором угадываются некоторые черты других персонажей. Он любезен и склонен к позерству (Манилов), мелочен (Коробочка), жаден (Плюшкин), предприимчив (Собакевич), самовлюблен (Ноздрев).

В среде чиновников Павел Иванович чувствует себя уверенно, поскольку прошел все университеты мошенничества и взяточничества. Но Чичиков умнее и образованнее тех, с кем имеет дело.

Он – прекрасный психолог: приводит в восторг губернское общество, мастерски ведет торг с каждым помещиком.

В название поэмы писатель вкладывал особый смысл. Это не только умершие крестьяне, которых скупает Чичиков. Под «мертвыми душами» Гоголь понимает опустошенность и бездуховность своих персонажей. Нет ничего святого для стяжателя Чичикова.

Утратил всякое человеческое подобие Плюшкин. Коробочка ради наживы не против и гробы выкапывать. У Ноздрева хорошо живется только собакам, собственные дети заброшены. Беспробудным сном спит душа Манилова.

Нет ни капли порядочности и благородства у Собакевича.

Иначе выглядят помещики во втором томе. Тентетников – разочаровавшийся во всем философ. Он погружен в размышления и не занимается хозяйством, но умен и талантлив. Костанжогло и вовсе образцовый помещик. Миллионер Муразов тоже вызывает симпатию. Он прощает Чичикова и заступается за него, помогает Хлобуеву.

Но перерождения главного героя мы так и не увидели. Человек, пустивший в свою душу «золотого тельца», взяточник, казнокрад и мошенник вряд ли сможет стать другим.

Писатель не нашел в течение жизни ответ на главный вопрос: куда несется, как быстрая тройка, Русь? Но «Мертвые души» остаются отражением России 30-х годов XIX века и удивительной галереей сатирических образов, многие из которых стали нарицательными. «Мертвые души» – яркое явление в русской литературе. Поэма открыла в ней целое направление, которое Белинский назвал «критическим реализмом».

  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя

  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя

  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя

  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя

  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя

  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя

  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя

  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя

  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

  • «Невский проспект», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Женитьба», анализ комедии Гоголя

  • По произведению: «Мертвые души»
  • По писателю: Гоголь Николай Васильевич
Ссылка на основную публикацию