Анализ стихотворения «Нищий» (Лермонтов)

  • Анализ стихотворения «Нищий» (Лермонтов)
  • «Нищий» Михаил Лермонтов
  • У врат обители святой
    Стоял просящий подаянья
    Бедняк иссохший, чуть живой
  • От глада, жажды и страданья.
  1. Куска лишь хлеба он просил,
    И взор являл живую муку,
    И кто-то камень положил
  2. В его протянутую руку.
  3. Так я молил твоей любви
    С слезами горькими, с тоскою;
    Так чувства лучшие мои
  4. Обмануты навек тобою!
  5. Дата создания: 1830 г.

Анализ стихотворения «Нищий» (Лермонтов)

Анализ стихотворения Лермонтова «Нищий» (1)

Поэт Михаил Лермонтов в своем творчестве нередко обращался к духовным аспектам жизни. Известно, что он был достаточно набожным человеком, хотя и скептически относился к религии, считая, что именно она делает людей покорными, заставляет терпеть унижения и страдания вместо того, чтобы отстаивать свои интересы.

Тем не менее, доподлинно известно, что во время коротких служебных отпусков Лермонтов нередко совершал паломничества в различные монастыри, пытаясь научиться смирению, которым был обделен от природы. Летом 1830 года вместе с друзьями, среди которых была и возлюбленная поэта Екатерина Сушкова, Лермонтов побывал в Троице-Сергиевой лавре, после чего написал стихотворение «Нищий».

Анализ стихотворения «Нищий» (Лермонтов)Екатерина Сушкова

Существует версия, что в его основу легли реальные факты, хотя впоследствии Екатерина Сушкова неоднократно опровергала эту информацию. Так или иначе, но именно ее поступок послужил поводом для создания этого произведения, поражающего своей глубиной и жестокостью окружающего мира.

В стихотворении речь идет о том, что на паперти возле святой обители поэту повстречался нищий, который действительно нуждался в подаянии. «Бедняк иссохший, чуть живой от глада, жажды и страданья» хотел получить немного денег или же пищи, однако вместо этого кто-то положил в его протянутую ладонь камень.

Очевидцы этой сцены утверждают, что это сделала Екатерина Сушкова, решившая таким образом подшутить над слепым, старым и больным человеком. И именно этот ее поступок словно бы отрезвил поэта, который вдруг увидел возлюбленную в совершенно ином свете.

Лермонтов вдруг осознал, что точно так же эта женщина шутила с его чувствами, давала ложные надежды и обещания, о которых с легкостью тут же забывала. Ближайшее окружение поэта было прекрасно осведомлено о том, что Лермонтов влюблен в кокетку, которая не воспринимает своего давнего поклонника всерьез.

Однако никто не спешил лишать терзающегося ревностью и страстью поэта иллюзий, так как его друзья не понаслышке были знакомы со вспыльчивым характером Лермонтова. В итоге почти 5 лет автор стихотворения «Нищий» был убежден, что рано или поздно Екатерина Сушкова выйдет за него замуж, но этому не суждено было случиться.

Не исключено, что на разрыв отношений повлиял безобидный, на первый взгляд, случай в Троице-Сергиевской лавре, который, тем не менее, произвел на поэта неизгладимое впечатление. Лермонтов не только сумел признаться самому себе, что «чувства лучшие мои навек обмануты тобою», но и подавить в себе болезненную любовь к той, которая оказалась этого недостойна.

Ещё по теме:  Михаил Лермонтов ~ Сентября 28

Когда стихотворение «Нищий» было опубликовано, в окружении поэта ни у кого не возникло сомнений, кому именно оно адресовано. Однако эта любовная история получила свое неожиданное продолжение.

Лермонтов по натуре был человеком довольно злопамятным, он не умел прощать обид и оскорблений даже тем, кого по-настоящему любил.

После нелепого и возмутительного поступка Екатерины Сушковой, а также переосмысления своего отношения к ней, поэт решил отомстить избраннице за все и сразу.

Лермонтов и Сушкова не виделись несколько лет, и при очередной встрече, которая состоялась в 1835 году, поэт постарался ничем не выказать своих истинных чувство по отношению к бывшей возлюбленной.

Более того, автор проявил не свойственную ему галантность и открыто восхищался красотой Сушковой.

В итоге она по-настоящему влюбилась в поэта, и тогда Лермонтов нанес сокрушительный удар по самолюбию той, которая когда-то пленяла его воображение, публично заявив, что Сушкова глупа, лишена привлекательности и не может вызывать других чувств, кроме жалости.

Анализ стихотворения «Нищий» (Лермонтов)

Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова (2)

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Нищий” изучается на уроках литературы в 9 классе. Это образец любовной лирики, в котором положение нищего, просящего подаяние у церкви, сравнивается с безнадежной любовью самого поэта.

Краткий анализ

История создания – написано в 1830 году, посвящено Екатерине Сушковой, которую любил молодой поэт.Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание.Композиция – три строфы с чётким разделением лирического сюжета.

Жанр – лирическое стихотворение с чертами притчи и элегии.Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.Метафоры – “живая мука”.Эпитеты – “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами”.

Антитеза – “хлеб” и “камень”.

История создания

Стихотворение написано в 1830 году. Это лето юный поэт проводил в подмосковном имении Середниково, где познакомился с красавицей Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний юноша был младше неё на два года, поэтому его знаки внимания не воспринимались всерьёз, девушка потешалась над его чувствами.

Как-то раз при посещении Троице-Сергиевой лавры Лермонтов услышал рассказ нищего, который сетовал на чёрствость молодёжи. Ему вместо подаяния шутники положили в чашу камни. Рассказ настолько впечатлил Лермонтова, что он в тот же день написал стихотворение “Нищий”, в котором провёл параллель со своими болезненными сердечными муками.

Девушка оказала настолько сильное впечатление на молодого Лермонтова, что в течение долгих пяти лет его сердце разрывалось от безответной любви. Это были болезненные, мучительные отношения. У Лермонтова написан целый цикл стихов, называемый “сушковским”.

К сожалению, издано оно было только после смерти поэта в журнале “Библиотека для чтения” в 1844 году.

Ещё по теме:  Михаил Лермонтов ~ Гляжу на будущность с боязнью…(+Анализ)

Тема

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание, отсутствие любви к ближнему, сопереживания. Поэт описывает случай, произошедший у ворот храма: в просящую руку нищего, незрячего, голодного человека кто-то положил камень.

Таким камнем стало для молодого Лермонтова равнодушие возлюбленной в ответ на его мольбы и признания в любви. Камень в ответ на мольбы о подаянии символизирует обман, жестокосердие.

Болезненные безответные чувства длиною в пять лет стали толчком к написанию молодым Лермонтовым цикла прекрасных стихов, проникнутых страстью, грустью и надеждой.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший. Есть чёткое смысловое разделение на две части.

Первые две строфы повествуют об истории голодного нищего, обманутого жестоким, бессердечным человеком; последняя строфа – сравнение личной трагедии поэта, безответной любви с символическим “камнем”– обманом, которым оказался ответ возлюбленной. По сути, стихотворение – развёрнутое сравнение человеческого равнодушия в общем и личном плане.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение. Оно имеет черты притчи: об этом говорит библейский мотив и поучительное символическое повествование. Есть в произведении и черты элегии, учитывая его грустное содержание, стихотворный размер и ритм.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Высокая лексика, используемая поэтом, придаёт звучанию торжественность, мелодичность, строгость.

Вторая и третья строфа содержат анафору, которая придаёт мелодичность, оттенок безнадёжности, безысходности, сожаления об утраченном.

Средства выразительности

Эпитеты: “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами” делают лирическое повествование образным и живым. Метафора “живая мука” подчёркивает страдания лирического героя, его тягостные чувства, переживания.

Можно проследить наличие скрытого развёрнутого сравнения в смысловом аспекте произведения: рука просящего нищего и душа лирического героя. Обманут просящий, стоящий у “врат святых”, он получает камень вместо хлеба. Ожидания лирического героя, его чувства обмануты так же жестоко и бесчеловечно.

Текстовыми антонимами в данном контексте становится пара “камень – хлеб”, образуя яркую антитезу во второй строфе стихотворения.

Анафора – во второй строфе: “И взор являл живую муку…” ”И кто-то камень положил…”, в третьей строфе: “Так я молил твоей любви…” ”Так чувства лучшие мои…”.

Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова (3)

Стихотворение «Нищий» Лермонтов написал в 1830 г. после посещения Троице-Сергиевой лавры в компании молодежи. Он посвятил его Екатерине Сушковой, в которую был страстно влюблен в то время.

Многие исследователи считают, что произведение основано на реальном жестоком поведении легкомысленной возлюбленной поэта. У стен монастыря Сушкова в шутку подала нищему камень. Лермонтов был настолько возмущен этим поступком, что женщина сразу же утратила в его глазах всю привлекательность.

Современники утверждали, что все так и было. Сама Сушкова категорически отрицала этот неприглядный факт в своей биографии. Как бы то ни было, но именно после этого посещения монастыря Лермонтов значительно охладел к своей возлюбленной, а через несколько лет даже смог ей отомстить.

Сушкова сама влюбилась в поэта, но он встретил ее признание с холодным презрением.

Стихотворение относится к лучшим образцам любовной лирики. Лермонтов использует очень яркое сравнение. Бедняк, который просит милостыню около святого места, считался в России наделенным особой благодатью.

Это означало, что он уже успел побывать во многих местах и в поисках спасения и защиты прибегнул к последнему средству. Отказать такому человеку в подаянии было просто невозможно, так как его душа уже приобщилась к Богу. Описанный Лермонтовым обман был совершенно немыслим в религиозной стране.

В сознании людей протянувший камень совершил бы преступление против самого Бога и понес бы немедленное наказание.

Сравнивая свою безнадежную любовь с положением нищего, Лермонтов подчеркивает ее силу. Он выстраивает параллели между голодом и мольбами, жаждой и слезами, страданиями и тоской.

Отказ возлюбленной он воспринимает как предательское подношение камня в протянутую руку. Такой поступок не может быть прощен.

Лермонтов боготворил свою избранницу, поэтому обман его «лучших чувств» он сравнивает с духовным преступлением.

Лермонтов не так уж и часто обращался в своем творчестве к религиозным символам. Он не был набожным христианином, но при этом считал, что не стоит злоупотреблять священной темой и использовать ее в описании бытовых ситуаций. Только невероятно сильное чувство подтолкнуло его пойти на это в стихотворении «Нищий».

Анализ стихотворения «Нищий» (Лермонтов)

Нищий ???? краткое содержание, о произведении

  • У врат обители святой
  • Стоял просящий подаянья
  • Бедняк иссохший, чуть живой
  • От глада, жажды и страданья.
  • Куска лишь хлеба он просил,
  • И взор являл живую муку,
  • И кто-то камень положил
  • В его протянутую руку.
  • Так я молил твоей любви
  • С слезами горькими, с тоскою;
  • Так чувства лучшие мои
  • Обмануты навек тобою!

Краткое содержание

Анализ стихотворения «Нищий» (Лермонтов)

В. Шебуев. Старик-нищий. 1808

Сюжет произведения описывает одиноко стоящего на паперти возле храма нищего человека. Он в порыве отчаяния протягивает руку, прося прихожан о подаянии. Но, вместо куска хлеба, кто-то кладёт ему в ладонь холодный камень. Лермонтов сравнивает с этим несчастным, нищим человеком себя: он точно так же молил о любви свою избранницу, но получил в ответ лишь презрение и равнодушие.

 История создания

Произведение вышло из-под пера автора в 1830 г. К его написанию Лермонтова вдохновили разнообразные впечатления, неожиданно соединившиеся в единое цельное полотно.

Самое первое впечатление, побудившее написать данное стихотворение – это влюблённость Лермонтова в восемнадцатилетнюю Екатерину Сушкову: чувства вспыхнули во время пребывания поэта летом 1830 года в подмосковном имении Середниково.

Влюблённого шестнадцатилетнего  юношу Сушкова всерьёз не воспринимала, постоянно подшучивая над его наивными признаниями. Лермонтов посвятил своей первой любви цикл стихов, получивший название «сушковский».

Второе впечатление, побудившее автора написать данное стихотворение – это посещение летом того же года Троице-Сергиевой лавры.

Юный Лермонтов случайно услышал рассказ одного из нищих о том, как некие молодые люди, в шутку,  положили ему в руку вместо хлеба камень.

Читайте также:  Борис рыжий стихи: читать онлайн лучшие стихотворения поэта рыжего бориса борисовича

 Два этих ярких впечатления в жизни ещё совсем молодого поэта послужили катализатором для написания данного стихотворения. Его первая публикация случилась спустя много лет, в 1844 году, уже после гибели автора.

Жанр, направление, размер

Перед нами жанр – лирическое стихотворение, имеющее черты притчи: об этом свидетельствуют библейский мотив и нравоучительное символическое повествование.  Также в стихотворении заметны признаки элегии: об этом говорят повышенная эмоциональность, мелодичность, поэтический размер и ритм. Заключительная строфа напоминает послание, хотя конкретный адресат автором не заявлен.

Произведение создано в рамках литературного направления «реализм», несмотря на то, что написано оно поэтом – романтиком. В нём присутствуют романтический конфликт между обществом и личностью, прослеживается кризис личного чувства.

Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

Композиция стихотворения ретроспективная, зеркальная:

  1. Первая и вторая строфы – в них Лермонтов повествует о страданиях нищего человека. Это оказывает на читателей весьма тягостное впечатление.
  2. Третья строфа – кульминационная. В ней появляется образ лирического героя, в эмоциональном состоянии которого легко прочитывается поза нищего, просящего о куске хлеба (любви). Отражаясь друг в друге, эти образы приобретают двойную глубину звучания.

Образы и символы

В произведении представлено три семантически важных образа:

  • образ нищего и образ влюблённого юноши – центральные. Эти образы являются зеркальными по отношению друг другу. Поэт предоставляет читателям возможность самостоятельно их сопоставить. Точно также Лермонтов сопоставляет образы светской насмешницы и всего молодого поколения. Данные образные пары имеют единую связь – они объединяются идеей сострадания, сопереживания. По причине отсутствия сострадания нищий получает вместо хлеба камень, а влюблённый поэт – насмешку и равнодушие;
  • образ камня – это яркий символ человеческого цинизма и жестокости: камень холодный, твёрдый и мёртвый. Также мертвы души людей, позабывших о законах сострадания и любви;
  • образ лирического героя – романтический герой прямо сообщает нам о своих переживаниях: «Так я молил твоей любви… с слезами горькими…». Герой обладает чрезвычайно чистой душой, поэтому не способен утаить искренний порыв сердца. Нищий старик обречён: он умирает от голода, да ещё и подвергается унижению. Лирический герой находится примерно в аналогичной ситуации.

Темы и настроение

Главная тема стихотворения – человеческое равнодушие, чёрствость, непонимание, отсутствие потребности в любви к ближнему своему, неспособность проявлять сопереживание.

Лермонтов рассказывает о вопиющем случае, произошедшем практически «на глазах» у Бога, в двух шагах от храма: в протянутую руку голодного старого человека, вместо куска хлеба кто-то в шутку положил камень.

Подобным камнем стало для влюблённого юного поэта циничное равнодушие возлюбленной.

Настроенческий пафос произведения – разочарование и горечь. Лирический герой упрекает свою любимую в излишнем жестокосердии, усиливая впечатление от её усмешки рассказом о страданиях нищего старика.

 Основная идея

Основная идея произведения заключается в следующем: даже самое благородное и открытое человеческое сердце, не встретив должного сочувствия, может очерстветь, навсегда закрыться для любви и добра, стать равнодушным.

Средства выразительности

Лермонтов, чтобы донести до нас основную мысль произведения, использует следующую палитру выразительных средств:

  • эпитеты – «живую муку», «с горькими слезами»;
  • сравнение – Лермонтов сравнивает себя с нищим: он просит любви, как куска хлеба;
  • гипербола – «обмануты навек тобою»;
  • литота – «куска лишь хлеба он просил»;
  • аллитерации – используя звуки «Б», «Т», «Р», поэт передаёт напряжённость происходящего: речь словно бы спотыкается. Заключительная строфа будто бы срывается на плач, благодаря умелому чередованию звуков «Э», «О», «У», «Ы».

Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова

Анализ стихотворения «Нищий» (Лермонтов)

Иногда события вызывают ассоциации, воспоминания, помогают людям что-то понять в своей жизни. Так и встреча с нищим, просящим хлеба у ворот монастыря, помогла понять Михаилу Юрьевичу Лермонтову отношение к нему со стороны Екатерины Сушковой. Именно этой избалованной барышне посвящено стихотворение «Нищий», написанное Лермонтовым в 1830 году.

Тема и идея произведения

В основу стихотворение положено событие, свидетелем которого стал сам Лермонтов, когда приезжал с бабушкой в Троице-Сергиеву лавру. На его глазах какой-то шутник положил в руку нищего камень.

Видя эту сцену, поэт мысленно сравнил себя с нищим. В глубине души он понял, что он так же вымаливает любви у избалованной красотки, которая была старше его на 2 года.

Но учитывая, что юноши взрослеют несколько позднее, Сушкова смотрела на Михаила как на косолапого, неуклюжего ребенка.

Стих звучит упреком в адрес Сушковой. Таким образом, темой произведения стала встреча с нищим у монастыря. Главная мысль и идея произведения заключена в жестокости и равнодушии людей. Жестокость в быту, в любовных отношениях.

Сушкова в самом начале поощряла Лермонтова, заигрывала с ним, и в конечном итоге, влюбила его в себя. В этом заигрывании кроется жестокость этой барышни. Впоследствии, Лермонтов отыграется за все свои обиды.

Он, как тот утенок, повзрослев, из косолапого подростка с красными глазами превратился в красавца-мужчину.

Служба в армии развила его тело, он стал интересным, привлекательным мужчиной, и Сушкова, встретившись с ним, не устояла.

Композиция и стихосложение

Небольшое по размеру стихотворение написано в жанре элегии. Оно состоит из трех строф катренов. Композиция в нем смешанная, содержит не все элементы. В первых двух строфах описывается эпизод с нищим.

Это экспозиция и завязка. Заключение, изложенное в третьей строфе, представляет собой лирическое отступление от основной темы. В этих строках поэт оглядывается в прошлое, сравнивает.

Кульминацией можно назвать всего две строки:

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

В стихотворении Лермонтов применил размеренный стихотворный размер — четырехстопный ямб с пиррихиями. Рифма перекрестная. Женские рифмы чередуются с мужскими.

Средства художественной выразительности

Чтобы стихотворение достигло читательских сердец, поэт применил следующие средства художественной выразительности:

  • Архаизмы – врата, глад;
  • Эпитеты – святой, иссохший;
  • Метафоры – иссохший, горькими;
  • Метонимия – взор являл;

Уж коли мы коснулись отношений Лермонтова с Сушковой, то в заключение анализа стихотворения «Нищий» необходимо сказать о том, что не жажда мщения и не ненависть двигала Лермонтовым, когда он решился влюбить в себя Сушкову. Она была бесприданница и в свете успела заработать о себе не очень хорошую репутацию. Она была красива и умна. Сам Лермонтов писал о ней Марии Лопухиной:

Целью Екатерины Сушковой было составить себе выгодную партию. В это же время Сушковой увлекся Лопухин, брат Марии. Он хотел сделать ей предложение, но родственники были против. Не имея возможности влиять напрямую, они решили расстроить свадьбу.

Узнав о том, что Сушкова проявляет интерес к Лермонтову, был разработан план, ставивший целью показать Лопухину Екатерину в неприглядном свете. Лермонтову удалось это в полной мере. Екатерина Сушкова была унижена.

А уязвленное в ранней юности самолюбие поэта было в полной мере удовлетворено, но стоило ли Михаилу участвовать в подобной интриге – пусть каждый решит для себя сам.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Нищий» по плану

1. История создания

Стихотворение «Нищий» написано в 1830 году под влиянием двух разнородных впечатлений, вдруг объединившихся для Лермонтова в одно целое.

Первым (и главным) впечатлением стала влюблённость к 18-летнюю Катеньку Сушкову во время пребывания поэта в подмосковном имении Середниково летом 1830-го года. Пылкий 16-летний юноша не воспринимался Сушковой всерьёз, она подшучивала над его признаниями. Ей поэт посвятил целый цикл стихотворений, названный впоследствии «сушковским».

Второе впечатление – посещение Лермонтовым Троице-Сергиевой лавры летом того же года. В рассказе одного из нищих, поведавших, что молодые люди подложили ему камень вместо пищи, юный поэт узнал себя.

Два впечатления, сравнимые по остроте испытанной боли, вдохновили его на написание стихотворения. Оно было опубликовано уже после гибели Лермонтова, в 1844 году.

2. Литературное направление

Стихотворение «Нищий» реалистично по своему сюжету, и всё же его написал поэт-романтик. Озвучен романтический конфликт между человеком и обществом, кризис личного чувства.

3. Род

Это лирическое произведение, написанное на основе личного опыта и рассказанное от первого лица.

4. Жанр

Стихотворение «Нищий» тяготеет к элегии: в нём звучит жалоба на бесчувственность любимой, тоска по недостижимому идеалу.

5. Проблематика

Стихотворение затрагивает проблему равнодушия и жестокости в отношениях между людьми. Первое порождает второе. Там, где один не готов представить себя на месте другого, рождаются отчуждение, холод, насмешка. Всё это может довести до отчаяния.

6. Тематика

В произведении затронута тема безответной любви. Лермонтов доводит этот мотив до масштаба вселенской катастрофы. Образ любимой сливается для него с портретом «жестокого» поколения.

7. Идея

Идея произведения проста. Не встречая сочувствия, самое благородное чувство обращается в свою противоположность. Любовь, надежда, теплота, отвергаемые людьми, превращаются в равнодушие.

Как нищий, получающий камень в ответ на просьбу о хлебе, лирический герой получает насмешки в ответ на свои нежные чувства.

8. Пафос

Пафос стихотворения – горечь и разочарование. Герой упрекает возлюбленную в жестокости, усиливая впечатление от её насмешки картиной страданий нищего. Эта отсылка помогает Лермонтову выразить всю глубину собственной боли.

9. Система образов

Образ нищего и образ любящего юноши зеркальны. Поэт даёт нам возможность сопоставить их. Точно также он сопоставляет образы светской насмешницы и всего молодого поколения.

Эти пары персонажей связаны идеей страдания. Нарушена цепь естественных человеческих отношений. Из-за этого глупая шутка оборачивается личной трагедией.

Образ камня, подменяющего хлеб, — идеальная метафора жестокости. Камень твёрд, холоден, мёртв. Так же мертва человеческая душа, забывающая законы любви и сострадания.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения: возлюбленная, её поклонник (лирический герой), нищий на паперти и «кто-то», положивший в его руку камень.

Как уже было сказано, герои разбиты на пары. Девушка соотносится с неизвестным обидчиком нищего, а юноша – с самими нищим.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения говорит о своём чувстве прямо: «Так я молил твоей любви // С слезами горькими, с тоскою…». Он слишком чист душой, чтобы скрывать свой порыв.

Передать глубину страдания ему помогает образ обманутого нищего. Старик умирает от голода и вдобавок подвергается унижению. Таково же положение лирического героя.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает нищего, стоящего на паперти возле храма. Он протягивает руку за подаянием, но получает камень вместо хлеба.

Поэт сравнивает с этим несчастным себя. Он точно также просил любви, но получил вместо этого равнодушие и презрение.

13. Композиция

Композиция произведения зеркальная, ретроспективная.

Поэт начинает разговор не с себя. Сначала он обращается к картине страданий нищего, что производит на читателя тягостное впечатление. Этому изображению отдано две первых строфы.

В третьей кульминационной строфе появляется образ лирического героя, в состоянии которого угадывается просящая поза нищего.

Отражаясь друг в друге, образы обретают двойную глубину.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения сух, лаконичен, прост. Однако Лермонтов не обходится без высокой книжной лексики («врат», «взор являл живую муку», «с слезами») и романтической патетики, что соответствует посылу любовной элегии.

Читайте также:  Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми?

Среди частей речи преобладают прилагательные, характеризующие душевное состояние героев. Автор использует градацию (нарастание) при передаче происходящего у врат обители.

Он усиливает трагизм звучания с помощью усилительных частиц и личных местоимений. Стихотворение завершается восклицательным предложением, в котором поэт выражает прямой упрёк возлюбленной.

15. Размер, рифма, строфика

  • Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с чередованием женских и мужских окончаний.
  • Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).
  • Текст разбит на 3 четверостишия.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «бедняк иссохший, чуть живой», «живую муку»; «с слезами горькими»;
  • литота: «куска лишь хлеба он просил»;
  • гипербола: «обмануты навек тобою»;
  • сравнение: автор сравнивает себя с нищим.

С помощью аллитераций на «р», «т», «б» поэт передаёт неестественность, напряжённость происходящего. Речь его словно спотыкается, в ней слышится твёрдость камня, полученного нищим.

Завершающая строфа срывается на плач за счёт аллитераций с «о», «э», «у», «ы».

17. Значение произведения

Стихотворение «Нищий» – шедевр любовной лирики. Оно близко каждому, кто испытал безответное чувство в годы юности, когда всё переживается впервые и с особенной остротой.

Помимо истории личной неудачи Лермонтов оставляет напоминание о глобальном, порой чудовищном, равнодушии людей друг к другу.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова очень актуально. В наше время многие готовы жестоко посмеяться друг над другом. Люди переходят все границы жестокости.

Поэт обращает наше внимание на то, что действие происходит у врат обители святой. Даже близость святыни не останавливает людей от дурного поступка.

Так происходит и сегодня. Многие вернулись к вере, стали посещать церковь, но человечности в отношениях между людьми не прибавилось.

19. Моё отношение

Стихотворение «Нищий» глубоко тронуло меня. Я думаю, что не стану смеяться, если кто-то признается мне в любви. Это же такое событие! Даже если человек не нравится, не надо его обижать. Надо беречь друг друга, быть бережнее.

20. Чему учит

Стихотворение «Нищий» напоминает о том, что каждый человек очень раним. Не стоит издеваться друг над другом, ведь жизнь такая короткая и в ней совсем мало любви! Лермонтов создал необыкновенно трогательный образ, который учит нас милосердию и такту.

Полный анализ стихотворения «Нищий» (М.Ю. Лермонтов)

Начиная полный анализ стихотворения «Нищий», необходимо учитывать то, что написал его М.Ю. Лермонтов в очень юном возрасте. Поэтому переживания и проблемы, с которыми пришлось столкнуться автору, были полны юношеских тревог и неуверенности.

История создания

Появилось на свет данное стихотворение в 1830 году, благодаря таланту шестнадцатилетнего поэта. Именно летом, находясь в имении под Москвой, автор и познакомился с предметом своего обожания – Екатериной Сушковой.

Разница в возрасте в два года, что в таком нежном возрасте было огромной пропастью, разделявших влюбленных.

Избранница не могла серьезно относиться к ухаживаниям молодого человека, так как считала его слишком молодым и легкомысленным.

Однажды ему довелось услышать историю из уст одного старца, просившего милостыню. Старец сетовал на злую шутку, которую придумали молодые люди и положили камень ему вместо хлеба. Рассказ очень повлиял на юного творца, что под впечатлением от услышанного, и появилось на свет стихотворение «Нищий».Он сумел провести параллель своих внутренних мучений с терзаниями и обидой нищего.

Чувство автора к молодой красавице было очень сильным, потому что на протяжении пяти лет она все никак не шла из его головы. Более того, в этот период было создано несколько произведений, которые носят название «сушковских», но, к сожалению, изданы они были уже после смерти автора в 1844 году.

Жанр, размер

Жанр стихотворения «Нищий» — это лирика. Хотя своим повествованием и  напоминает притчу. Так же в нем присутствуют и элементы элегии, поскольку поднимаются темы любви,  обиды и непонимания. В заключительных строчках можно увидеть своего рода послание, хоть и без адресата.

  • Так я молил твоей любви
  • С слезами горькими, с тоскою;
  • Так чувства лучшие мои
  • Обмануты навек тобою!

Рифмовка в данном произведении перекрестная, написано стихотворение четырехстопным ямбом. Благодаря великолепному словарному запасу поэта стихотворение имеет оттенки торжественности, мелодичности и строгости. Как и остальное творчество Лермонтова – это, безусловно, романтизм, где герой не счастлив в любовных отношениях и страдает от безответственности.

Богатое использование эпитетов придает красочности стихотворению и помогает как можно лучше передать настроение и переживания автора. Использование в последней строфе восклицания максимально усиливает эффект от прочтения.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф.

  1. У врат обители святой
  2. Стоял просящий подаянья
  3. Бедняк иссохший, чуть живой
  4. От глада, жажды и страданья.

Здесь нам показан образ сидящего и просящего подаяние старца, весь облик которого вызывает жалость.

  • Куска лишь хлеба он просил,
  • И взор являл живую муку,
  • И кто-то камень положил
  • В его протянутую руку.

Во второй строфе можно увидеть человеческую черствость и глумление над нуждающимся.

  1. Так я молил твоей любви
  2. С слезами горькими, с тоскою;
  3. Так чувства лучшие мои
  4. Обмануты навек тобою!

Третья же строфа – это проведенная параллель с автором, который так же испытывает сердечные муки из-за несчастной и безответной любви.

Образы и символы

Лермонтов использует ряд образов в этом стихотворении. Образом «святой обители» он показывает любовь – чистую и непорочную. В образе нищего не трудно узнать самого автора, такого же брошенного, непонятого, обманутого и одинокого. Камень же становится образом предательства и обмана, с которым пришлось столкнуться.

Темы и проблемы

Тема данного произведения – это обман, предательство и черствость души. Образом нищего он старается показать то, что его чувства были так же преданы и обмануты. И что любовь для автора равносильна хлебу, в котором так сильно нуждается изголодавшийся нищий.

Отдельной темой можно выделить безответную любовь, с которой пришлось столкнуться юному поэту. Если голод можно утолить хлебом, то любовную жажду нельзя утолить ничем.

Проблемой же данного произведения выступает человеческая холодность и безразличие. Где вместо необходимого хлеба нищий получает камень, так и автор получает обман и страдания, вместо любви, на которую он так рассчитывает и в которой так нуждается. Более того, подвергается насмешки со стороны людей.

Основная мысль произведения

Основную мысль произведения понять очень легко, ведь автор и не пытался её скрыть. При помощи метафоры со стариком и хлебом, автор выплескивает свои эмоции, боль и обиду. Он показывает, что любовь – это не просто прихоть, а жизненная необходимость, без которой жизнь становится болью.

Если учесть, что написано это произведение было в очень тяжелый период жизни поэта, то все становится на свои места. Сам Лермонтов на данном этапе жизни так же испытывал душевные муки, которые были для него равносильны голоду. Он был предан в любви. Его настроение чувствуется в каждой строчке произведения.

Всю боль и обиду, которые переполняли его на тот момент, он вложил в это произведение.

Грамотно используя образы и сравнения, автор рассказывает нам о проблеме старца, о том, как ему пришлось столкнуться с несправедливостью этого мира. Но, если вдумчиво прочитать произведение, то в лице старца мы увидим молодого юношу, которого отвергли в любви.

Главной мыслю показано то, что любой просящий и обиженный становится намного ближе к Богу, и правда всегда будет на его стороне. А жестокость людей была, есть и будет всегда.

Так же автор завуалировано показывает то, что после таких человеческих поступков, обиженная личность может затаить злость и чувство мести. Ведь сам поэт, спустя определенное время, отомстил своей возлюбленной, бросив её так же, как она когда-то поступила с ним.  

К сожалению, так устроен мир, что не всегда стоит ждать помощи или протянутой руки, очень часто вместо помощи можно столкнуться с обманом, обидой и жестокостью. И это касается и любви, где раскрыв свои чувства человеку, можно получить взамен камень.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова "Нищий" по плану

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Нищий” изучается на уроках литературы в 9 классе. Это образец любовной лирики, в котором положение нищего, просящего подаяние у церкви, сравнивается с безнадежной любовью самого поэта.

Полный и краткий анализ “Нищий” по плану вы найдёте в нашей статье, которая поможет подготовиться к уроку, сделать более глубокий анализ стихотворения, познакомиться с идеей, историей создания произведения.

  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

История создания

Стихотворение «Нищий» написано в 1830 году под влиянием двух разнородных впечатлений, вдруг объединившихся для Лермонтова в одно целое.

Первым (и главным) впечатлением стала влюблённость к 18-летнюю Катеньку Сушкову во время пребывания поэта в подмосковном имении Середниково летом 1830-го года.

Пылкий 16-летний юноша не воспринимался Сушковой всерьёз, она подшучивала над его признаниями. Ей поэт посвятил целый цикл стихотворений, названный впоследствии «сушковским».

  Анализ стихотворения Ф.И. Тютчев «Нам не дано предугадать»

Второе впечатление – посещение Лермонтовым Троице-Сергиевой лавры летом того же года. В рассказе одного из нищих, поведавших, что молодые люди подложили ему камень вместо пищи, юный поэт узнал себя.

Два впечатления, сравнимые по остроте испытанной боли, вдохновили его на написание стихотворения. Оно было опубликовано уже после гибели Лермонтова, в 1844 году.

Тема

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание, отсутствие любви к ближнему, сопереживания. Поэт описывает случай, произошедший у ворот храма: в просящую руку нищего, незрячего, голодного человека кто-то положил камень.

Таким камнем стало для молодого Лермонтова равнодушие возлюбленной в ответ на его мольбы и признания в любви. Камень в ответ на мольбы о подаянии символизирует обман, жестокосердие.

Болезненные безответные чувства длиною в пять лет стали толчком к написанию молодым Лермонтовым цикла прекрасных стихов, проникнутых страстью, грустью и надеждой.

Система образов

Образ нищего и образ любящего юноши зеркальны. Поэт даёт нам возможность сопоставить их. Точно также он сопоставляет образы светской насмешницы и всего молодого поколения.

Эти пары персонажей связаны идеей страдания. Нарушена цепь естественных человеческих отношений. Из-за этого глупая шутка оборачивается личной трагедией.

Образ камня, подменяющего хлеб, — идеальная метафора жестокости. Камень твёрд, холоден, мёртв. Так же мертва человеческая душа, забывающая законы любви и сострадания.

Образы героев

Главным героем стихотворения является нищий человек, брошенный на произвол судьбы. Этот образ является одним из главных элементов драматизма. Лермонтов выставляет центрального персонажа в виде высокодуховного человека. Он считал, что настоящей нищетой является утрата душевных качеств и собственной мечты.

Лермонтов создавал стихотворение в литературном стиле «романтизм». Поэтому нищий в его произведении является мечтателем с великими намерениями.

Он столкнулся с жестокой реальностью и не смог выдержать давления со стороны общества. В результате его жизнь была жестоко разрушена. Лермонтов сочувствует нищему и относит его к святым мученикам.

По этой причине в произведении присутствует большое количество религиозной символики.

Художественные особенности

Язык стихотворения сух, лаконичен, прост. Однако Лермонтов не обходится без высокой книжной лексики («врат», «взор являл живую муку», «с слезами») и романтической патетики, что соответствует посылу любовной элегии.

Читайте также:  Определения: Цели и средства (для итогового сочинения)

Среди частей речи преобладают прилагательные, характеризующие душевное состояние героев. Автор использует градацию (нарастание) при передаче происходящего у врат обители.

Он усиливает трагизм звучания с помощью усилительных частиц и личных местоимений. Стихотворение завершается восклицательным предложением, в котором поэт выражает прямой упрёк возлюбленной.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение. Оно имеет черты притчи: об этом говорит библейский мотив и поучительное символическое повествование. Есть в произведении и черты элегии, учитывая его грустное содержание, стихотворный размер и ритм.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Высокая лексика, используемая поэтом, придаёт звучанию торжественность, мелодичность, строгость.

Вторая и третья строфа содержат анафору, которая придаёт мелодичность, оттенок безнадёжности, безысходности, сожаления об утраченном.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «бедняк иссохший, чуть живой», «живую муку»; «с слезами горькими»;
  • литота: «куска лишь хлеба он просил»;
  • гипербола: «обмануты навек тобою»;
  • сравнение: автор сравнивает себя с нищим.

С помощью аллитераций на «р», «т», «б» поэт передаёт неестественность, напряжённость происходящего. Речь его словно спотыкается, в ней слышится твёрдость камня, полученного нищим.

Завершающая строфа срывается на плач за счёт аллитераций с «о», «э», «у», «ы».

  Юрий Казаков – Во сне ты горько плакал (избранные рассказы)

План описания произведения

Анализ стиха «Нищий» (Лермонтова) производится по следующему плану:

  1. История создания: причина написания произведения и процесс формирования главной идеи стиха.
  2. Тема и проблематика: основной смысл стихотворения.
  3. Композиция: стилистика стиха, особенности построения строф.
  4. Жанр: разновидность литературного произведения, выявления его отличительных признаков.
  5. Образ героев: характеристика главных персонажей стихотворения.
  6. Средства выразительности: способ подачи содержания стиха.

Глубокий анализ стихотворения Лермонтова «Нищий» позволит раскрыть основной замысел произведения выявить его ценность для русской литературы.

Образы и символы

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий» содержит некоторые символы и образы. В самом начале возникает образ «святой обители». Легко догадаться, особенно учитывая историю создания этого стихотворения, что автор имеет в виду под церковью.

Однако если вспомнить о последней строфе, которая превращает первые две в метафору, то можно предположить, что святая обитель – это любовь. Лирический герой не может попасть туда, она скрыта от него холодными чувствами возлюбленной.

Он не находит радости рядом с ней, она излучает лишь обман.

Сам образ нищего возникает и в других стихотворениях автора, например в «Пророке». В обоих произведениях лирический герой оказывается на месте этого нищего.

Это человек одинокий и непонятый, презираемый толпой или дамой сердца. Его не столько обделяют деньгами, сколько чувствами, сопереживанием.

Частое использование этого образа автором можно объяснить его любовью к Байрону, ведь байронический герой – изгнанник и одиночка.

Есть в стихотворении «Нищий» и религиозная символика. Камень, который подают нищему вместо хлеба, отсылает читателя к строкам одиннадцатой главы Евангелие от Луки.

В них говорится о том, что никакой отец не подаст сыну камень вместо хлеба, змею вместо рыбы, скорпиона вместо яйца. Речь идет о божественном милосердии.

Однако в стихотворении этого милосердия нет, и камень становится символом обмана и предательства.

Композиционные особенности

Композиция стихотворения состоит из трёх строф, каждая из которых по смыслу связана с последующей. Они делятся таким образом:

  1. В первой строфе появляется образ самого́ нищего, который представлен старым и исхудавшим мужчиной. В нём можно проследить боль и страдания.
  2. Во второй строфе повествуется о главном моменте сюжета, который отражает всю суть бесчеловечности. Какие-то молодые люди решили пошутить на нищим и кинуть ему камень вместо куска хлеба.
  3. В заключительной строфе поэт повествует о том, что история мужчины является метафорой на его личные переживания. Лермонтов был также обманут своей возлюбленной, как нищий окружающими.

Однако также это стихотворение можно разделить на 2 смысловые части. В первой читателям представляется метафора, а во второй Лермонтов раскрывает её смысл и «обнажает» свою душу.

Темы и проблемы

Тематика стихотворения «Нищий» может быть раскрыта шире, если Вы напишите Многомудрому Литрекону в х, чего не хватает в этом разделе?

  • Основной темой стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нищий» является тема обмана и предательства . Главным здесь становится любовный обман. Возлюбленная отвергает чувства лирического героя, несмотря на то, что ее любовь важна для него, как кусок хлеба для изголодавшегося нищего. Его мольбы безответны.
  • Безответная любовь — еще одна тема стихотворения. Герой страдает от отсутствия взаимности, и это чувство по силе приравнивается к голоду. Это духовная жажда, которую никак не утолить.
  • Романтические мотивы становятся сквозными в творчестве Лермонтова. Главный из них — одиночество. Лирический герой — изгой, которым никто не дорожит. Его не понимают, но уже презирают.
  • Проблемы в стихотворении «Нищий» — людская холодность, черствость и месть. Вместо необходимой помощи нуждающийся получает камень. Находясь в бедственном положении, он подвергается еще большим страданиям, обману. Одно и то же событие может быть небольшой шалостью для одного и трагедией для другого. Самое грустное заключается в том, что люди передают свои чувства другим. С нищим поступили жестоко. После случившегося, возможно, он использует этот камень, чтобы достать кусок хлеба силой. Когда-то сам Лермонтов не получил любви от Екатерины Сушковой, и в последствии их отношения закончились местью с его стороны.

Основная идея

Смысл стихотворения Лермонтова «Нищий» не сложно понять. Для самого писателя это была возможность выплеснуть свои переживания, свою печаль. При помощи метафоры он придает чувствам глубину. Любовь показана не просто светлым приятным забвением и удовольствием, а жизненной необходимостью. Она как кислород, к которому перекрыли доступ.

Люди могут быть жестоки, чувства могут быть болезненными. Автор сталкивался со всем этим, теперь он передает свои знания читателю. Обман в любви — такое же святотатство, как камень, брошенный нищему.

Беднякам покровительствует Бог, и любой обиженный становится ближе к Небесному покровителю, чем обидчик. Поэтому хоть люди и возлюбленная отворачиваются от молящего и смеются над его слабостью, правда на его стороне.

Такова главная мысль стихотворения «Нищий».

«Нищий», анализ стихотворения Лермонтова

Раннее стихотворение «Нищий» было написано М. Лермонтовым 17 августа 1830 года. Оно относится к любовной лирике и входит в так называемый «сушковский» цикл.

16-летний поэт написал его под влиянием сильного чувства к 18-летней красавице Екатерине Сушковой. Первая любовь оказалась неразделенной, принеся юноше вместо радости боль и страдания.

Именно поэтому стихотворение проникнуто пронзительным чувством одиночества и неверием во взаимопонимание между людьми.

Произведение, созданное в романтических традициях байроновского творчества и посвященное теме неразделенной любви. является биографичным.

Поразительное по глубине стихотворение было создано после поездки Лермонтова в Троице-Сергиеву лавру летом 1830 года. Он побывал там с бабушкой и семьями друзей, среди которых была и семья Сушковых.

В лавре юношу до глубины души потряс рассказ слепого нищего, пожаловавшегося на бессердечную шутку молодежи, положившей в его чашку вместо подаяния горсть камешков.

Этот эпизод поэт, увидевший в нем своеобразную аналогию своих отношений с Сушковой, положил в основу стихотворения, используя его как символ человеческой безучастности и душевной глухоты. При жизни поэта оно не публиковалось, впервые же было напечатано в 1844 году в журнале «Библиотека для чтения».

Название стихотворения отражает его тему: лирический герой подобен нищему в своей просьбе, и так же, как и нищий, оставлен без всего. Стихотворение строится на развернутом сравнении: поэт проводит параллель между двумя случаями человеческого равнодушия.

Композиция стихотворения. включающего три строфы-четверостишия, состоит из двух неравных частей. Первая часть (два первых четверостишия) имеет сюжетную линию, посвященную описанию случая с нищим. Поэт создает яркий центральный образ нищего с помощью эпитетов.

просящий, иссохшийся, едва живой от голода и муки. Лермонтов включает в повествование евангельский мотив (часть Нагорной проповеди Иисуса Христа, в которой он приводит пример о сыне, просящем хлеба) и помещает действие к воротам «обители святой».

Просящая рука ассоциируется со светлым простодушием, а камень символизирует обман.

Вторую часть стихотворения составляет заключительное четверостишие. Эпилог выражен образной развернутой метафорой. Душа лирического героя сравнивается с просящей рукой.

Молящий о взаимности лирический герой сравнивается с нищим: ему так же жизненно необходима любовь, как просящему человеку – кусок хлеба. В ответ герой получает лишь насмешку, и он, как и нищий, которому сунули в руку камень, полон горечи и разочарования.

Повтор частицы«так» и восклицательная интонация усиливают обличительный пафос второй части стихотворения: «Так чувства лучшие мои// Обмануты навек тобою!» .

  Статья “Анализ стихотворения Н.М.Карамзина «Осень»

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. неторопливым размером, придающим особую мелодичность произведению и раскрывающим всю глубину чувств героя. Лермонтов использовал для написания перекрестную рифмовку и «высокую» лексику (врат, взор, глада ).

Полные боли строки стихотворения не только отражают разочарование и тоску героя, но и раскрывают ценность настоящего, искреннего чувства.

Отмщение

Но Михаил Юрьевич Лермонтов не был тем всепрощающим человеком, который, отступая от своей цели, забывал о собственных обидах. Да, мстительность и решительность всегда присутствовали в его характере. Шанс отомстить ему все же в итоге подвернулся.

Прошло время, около пяти лет. В 1835 году Сушкова созрела для романа с Лермонтовым, увидев его все таким же влюбленным и боготворящим ее. К тому времени он уже стал гусаром, более уверенным и смелым, умевшим ухаживать и дарить комплименты женщинам.

Но теперь все это стало для него заманчивой и искусной игрой. Ему удалось влюбить в себя Екатерину Сушкову, расстроить ее свадьбу со своим другом Алексеем Лопухиным. Потом он прилюдно унизил ее и объявил, что она смешна и ему более неинтересна.

Вот такая была месть за все то, что когда-то чуть не убило его и заставило сильно страдать.

Жанр, направление, размер

Жанр произведения М.Ю. Лермонтова «Нищий» – лирическое стихотворение. Стоит заметить, что в нем присутствуют элементы элегии, так как в нем есть мотивы несчастной любви, разочарования и одиночества.

Направление творчества М.Ю. Лермонтова — роматизм. Лирический герой страдает от безответной любви и одиночества, он — бродяга, презираемый обществом.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Это двусложный стихотворный размер, в отличие от хорея в нем ударение приходится на второй слог. Писатель также пользуется простой перекрестной рифмой.

Лермонтов, «Нищий». Стихотворение о безответной любви

Одно из интереснейших и оригинальнейших стихотворений Михаила Васильевича Лермонтова — «Нищий» — было написано им 17 августа 1830 года и посвящено Екатерине Александровне Сушковой, красивой русской дворянке, покорившей его сердце. Мишелю было тогда всего шестнадцать лет, а Екатерине — восемнадцать.

Она была старше, и ей казалось очень легкомысленным и нелепым отвечать на его ухаживания, поэтому она часто смеялась над неуклюжим, косолапым и курносым молодым поклонником. Но для поэта это было первое сильное и неразделенное чувство, с которым он не мог справиться.

В эти минуты Лермонтов был готов, если надо, даже умереть, так было ему одиноко и нестерпимо больно.

Ссылка на основную публикацию