Может ли один человек изменить общество?

Тема взаимоотношений человека и общества, появилась вместе с самим обществом. Многие поэты, мыслители, философы выражали свою точку зрения по этому вопросу, теперь и я хочу выразить свою точку зрения.

Может ли один человек изменить общество? Чтобы ответить на этот вопрос нужно понимать значение слова общество. Общество – это форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. И так мы понимаем, что человек является частью общества. То есть теоретически, человек может влиять на общество.

Чтобы подтвердить свои рассуждения, хочу обратиться к произведению Александра Сергеевича Грибоедова Горе от Ума. В этой комедии автор показывает столкновение Чацкого и общество фамусова.

Конфликт Чацкого и фамусовского общества возникает, когда главный герой пьесы возвращается в Москву, где отсутствовал в течение трех лет. Когда-то Чацкий воспитывался вместе с Софьей, семнадцатилетней дочерью Фамусова. Между ними была юношеская влюбленность, которая до сих пор пылает в сердце Чацкого. Затем он отправился за границу «ума искать».

В этой борьбе Чацкий представляет новый мир, он является неким новатором. Общество Фамусова олицетворяет старый мир, который упорно не хочет уходить в небытиё. Чацкий пытаясь изменить окружающее его общество, получает презрение все считают его сумасшедшим.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Александр не смог изменить общество, формально он проиграл битву, но его мысли и чувства живы, актуальны, они еще найдут свое отражение в будущем.

В качестве второго аргумента хочу привести произведение Ивана Сергеевича Тургенева Отцы и дети.

Здесь в пример можно привести нигилиста Базарова, Базаров будучи сильной личностью способствовал распространению нигилизма на наших глазах к нигилистам присоединяется лучший друг Базарова – Аркадий.

То есть Евгений косвенно изменил общество, во многом благодаря ему изменились взгляды многих людей на мир. Может его влияние не было велико но всё же он запустил необратимый процесс изменения общества.

Основываясь на приведённых выше аргументах, хочу подвести вывод. Может ли один человек изменить общество? Определённо может, человек это часть общества, поэтому каждый в силах изменить общество.

Полезный материал по теме:

Может ли один человек изменить общество?

Сочинение Может ли один человек изменить общество?Сочинения для ЕГЭСтр. 1

Может ли один человек изменить общество? Аргументы А. С. Грибоедов «Горе от ума», М. Горький «На дне» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Может ли один человек изменить общество? Многие люди пытались повлиять на общество, изменить его, однако все они терпели поражение в борьбе с предрассудками и консерватизмом.

Человек с отличным от большинства мнением не сможет напрямую вызвать перемены в обществе, однако он заложит основу для будущих изменений.

Для подтверждения данной точки зрения обратимся к литературным произведениям.

Рассмотрим произведение Грибоедова «Горе от ума». В основе комедии лежит конфликт между человеком нового века, представленным Чацким, и консервативным — фамусовским обществом.

Чацкий является главным героем этого произведения, несомненно, прогрессивно настроенным молодым человеком. Он хочет, чтобы в мире царили ум, свобода, любовь.

Мы понимаем, что для главного героя присущ дух вольности, ему дики и непонятны нравоучения о тонкостях жизни в фамусовском обществе, ведь в каждой из своих речей он умело, с долей иронии обличает важнейшие проблемы той эпохи.

В своих речах Чацкий стремится не просто высмеять пороки, а открыть глаза людям, показать, как нелепы и дики их нравственные устои. Главный герой смеется над старыми порядками, обвиняет «век минувший» в любви ко всему старому, давно изжившему себя.

Безусловно, Чацкий — один из немногих, кто противостоит консервативному обществу, желает изменить его к лучшему. Однако он глубоко ошибается, считая, что способен полностью обновить общество, его устои, порядки.

Недооценивая сплоченности и единомыслия людей «минувшего века», главный герой произносит монологи в пустоту, напрасно пытается донести свои мысли фамусовскому обществу, не способному, не желающему понять и оценить их по достоинству, тем самым оставаясь в одиночестве. Таким образом, становится понятно, что в одиночку Чацкий, несмотря на свою образованность, не может общество, погрязшее в лицемерии и невежестве.

Обратимся к пьесе Максима Горького «На дне». В этом произведении автор описывает попытку одного из действующих лиц Луки изменить жизнь людей, показывает его влияние на общество.

Появившийся из ниоткуда старец Лука стал лучом света для многих обитателей ночлежки, разочарованных в жизни, лишенных последней надежды.

Лука своей добротой, человечностью, «правдой» о возможности изменить общество через сладкую ложь дает надежду на лучшую жизнь людям, оказавшимся на социальном дне: обещает новую жизнь, рай, лучшее будущее, избавление от недугов и исправление ошибок.

Однако, несмотря на благие намерения героя, его старания, странник не в силах что-либо изменить в обществе. Горький дает понять, что Лука лишь направляет на истинный путь, он не способен напрямую влиять на ход событий. То есть только от людей зависит, примут ли они эту поддержку и сделают шаг на встречу к переменам или нет.

Итак, один человек, каким бы образованным или добрым он ни был, не сможет изменить общество, так как люди консервативны и боятся перемен. Однако он способен направить их к лучшему будущему, указать путь. Главное, чтобы общество было готово к изменениям и не противилось им, иначе, несмотря на все усилия прогрессивной личности, старания не принесут плодов.

Итоговое сочинение 11 класс Направление: «Человек и общество». Тема: «Способен ли один человек изменить общество?»

Итоговое сочинение 11 класс Выполнил: Ермаков Никита

Направление: «Человек и общество».

Тема: «Способен ли один человек изменить общество?».

Способен ли один человек изменить общество? Я часто задумываюсь над этим вопросом и вспоминаю утверждения с уроков обществознания: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Я полностью согласен с этим выражением.

Каждый человек, личность рождается и входит в этот мир для того, чтобы сделать этот мир чуть лучше. Общество – это тоже люди, которые могут как поддерживать любого из нас, так и не воспринимать нас. Я считаю, что один человек не способен изменить мир.

Подтверждение моей мысли можно найти в художественной литературе.

Обратимся к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главным героем этого произведения является Евгений Базаров. Он – новый человек, человек своего времени. Базаров и его немногочисленные сподвижники называют себя нигилистами (от латинского nihil –ничто). Вместе со своим учеником Аркадием он приезжает в родительское имение Кирсановых.

Тут Базаров знакомится со старшим поколение этой семьи: отцом Аркадия Николаем Кирсановым и с дядей Аркадия Павлом Петрович Кирсановым. С самой первой встречи читатель понимает, что между героями назревает конфликт. Во время их общения мы видим постоянные столкновения между старым и новым поколением. Герои часто спорят на различные темы.

Они высказывают свое мнение по поводу роли уходящей аристократии, спорят о нигилистах, выказывают свое отношение к народу и к искусству. Представители старшего поколения, господа Кирсановы, отстаивают свою, веками устоявшуюся позицию, а Базаров с Аркадием ратуют за изменение России путем решительных мер, возможно, даже путем революции.

Но время расставляет все по-своему. Отвергая любовь, Базаров влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Но на его чувства она ответила отказом. Разочаровавшись в своей жизни, деятельности и в любви, Евгений Базаров едет в родительский дом и через некоторое время умирает. Он не смог изменить мир к лучшему, хотя идеи и мысли в какой-то мере заслуживают внимания.

Возможно, потому, что он был одинок, далек от народа, и не имел четкой программы действий.

Можно привести и другой пример подтверждения моей мысли. Один из главных героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»Андрей Болконский также тяготиться обществом. Вращаясь в высших кругах общества, он вынужден присутствовать на различных вечерах.

Он молод, красив, получил достойное образование и воспитание для своего времени. Он – истинный патриот. Во время войны он не отсиживается в «тепленьких местечках». Андрей рвется на поле боя, так как является настоящим воином.

Когда мы встречаемся с ним в первый раз в салоне у Анны Павловны Шерер, замечаем его рассеянный взгляд и блуждающую улыбку. Сразу видно, что он чувствует себя в этом обществе лишним. Он отвергает это общество и не принимает его. Настанет день, и он найдет в себе силы вырваться из него.

Изменить общество Андрею Болконскому не удалось, но этот образ вызывает у нас чувство уважения за попытки изменить мир к лучшему.

Таким образом, проанализировав эпизоды из этих произведений, я пришел к выводу, что один человек не в силах изменить общество. Я думаю, несмотря на это, всегда были, есть и будут люди, которые будут стремиться изменить мир к лучшему.

Как бы то ни было, жизнь двигается вперед благодаря подобным людям, но прежде чем изменить мир к лучшему, нужно изменить себя. Ведь не зря сказал известный американский писатель Шри Чинма: «Вчера я был умным, хотел изменить мир.

Сегодня я мудрый, и поэтому меняю себя».

Итоговое сочинение 11 класс Направление: «Человек и общество». Тема: «Способен ли один человек изменить общество?»

Каждый человек индивидуален, отличен от других своими взглядами и мироощущением. Но мало кто отважится бороться за свои убеждения, сомневаясь в своих силах и возможностях.

Люди обычно выбирают легкий путь – путь согласия с чужим мнением, боясь быть непринятыми окружающим обществом. Но, как доказывают нам примеры из жизни и литературы, человек вполне способен противостоять неприемлемому для него социуму, даже в одиночку.

Рассмотрим несколько литературных образов, дабы убедиться в верности данного утверждения.

Так, в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума», мы видим героя, вставшего на защиту своего права на самобытность мысли. Этот человек – Чацкий. Он долгое время обучался за рубежом, а когда вернулся, обнаружил, что московское общество сильно изменилось в его глазах. Теперь он смог разглядеть все пороки и несовершенства окружающей его действительности. Россия глубоко погрязла в проблемах.

Поначалу Александру казалось, что люди просто не замечают, что происходит вокруг и не осознают всей серьезности сложившегося положения. Желая открыть людям глаза на правду, он принялся просвещать народ, справедливо осуждая несовершенство жизненного устройства.

Он предлагал верные и спасительные решения для устранения недостатков. Вскоре герой понял, что реформы никому не нужны – все привыкли к такому порядку и вполне счастливы. Лицемерие, ложь и прочие гнусности прочно укоренились в фамусовском обществе, поэтому нравоучения Чацкого не понравились публике, его осудили за смуту.

В итоге все остались при своем мнении в твердом убеждении собственной правоты. Чацкий, не желая иметь ничего общего со ставшей теперь ему чужой Москвой, уехал.

Но это не значит, что герой проиграл – нет, напротив, он сохранил свои убеждения и принципы, и стал тем человеком, чьи мудрые слова до сих пор являются крылатыми фразами, вдохновляющими нас на борьбу с конформизмом и серостью.

Еще один хороший пример мы можем наблюдать у А. Платонова в рассказе «Юшка». Здесь также один герой выступает против общества, защищая свою правду, и побеждает.

Юшка был добрым и жалостливым человеком, поэтому казался странным для жестокого и невежественного окружения. Герой мог видеть красоту везде – и в природе и в человеке. Ефим всегда прощал нанесенные ему обиды и оскорбления, не храня злобу в сердце.

В городе его не любили и не понимали, даже дети относились к нему предосудительно и при встрече бросались камнями. Вероятно, это происходило потому, что герой не умел и не хотел за себя постоять, превратившись со временем в мальчика для битья. Герой стремился изменить окружающее его общество и заблудившихся людей.

Он твердо верил, что каждый человек добр и красив в душе, просто надо разбудить в них эти чувства.

  Проблема раскаяния: аргументы из литературы. «Му-му», И

Ефим долгое время помогал одной бедной сиротке деньгами, отдавая все, что у него было.

Об этом никто из людей не знал, потому все считали Юшку совершенно бесполезным и ненужным, постоянно твердя ему об этом. Юшка был не похож на других, поэтому попал в немилость к окружению.

Читайте также:  Анализ рассказа «тупейный художник» (н. с. лесков)

Люди просто не могли понять, зачем он вообще живет. Но герой продолжал жить по-своему, несмотря на неугодность обществу.

Погиб Юшка от руки случайного прохожего, толкнувшего его в грудь. Вскоре в город приехала именно та сиротка, которой помогал герой. Она теперь стала врачом благодаря бескорыстной доброте героя.

Девушка помогла всем тем, кто когда-то недоумевал, зачем жил на свете ее благодетель.

Люди оказались неправы, а Ефим смог защитить свое право жить так, как он считал нужным, победив в борьбе с обществом.

Таким образом, один в поле — все-таки воин. Человек может и должен бороться с неугодным ему обществом и нравами. Это желание, жить по-своему, — признак человека высоконравственного и самодостаточного. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Способен ли человек изменить общество?

(357 слов) Человек – существо социальное, общество оказывает на него важное влияние, и этот факт осмыслялся в мировой литературе в рамках реализма. Именно реалисты говорили о типичном герое в типичных обстоятельствах, а таким его делала именно среда, окружение, характерное для данной эпохи. А может ли быть наоборот: личность менять общество? Над этой темой размышляли многие классики.

Положительный ответ на данный вопрос мы находим в драме А.Н.Островского «Гроза». Главная героиня, Катерина, имела смелость бунтовать против агрессивно настроенного общества за права любить и быть любимой.

Женщина выросла внутренне свободной, а после замужества попала под деспотичную власть свекрови и пуританской морали провинции. Этого гнета она выносить не могла, нужна была отдушина, которой стала любовь к недостойному ее, но такому притягательному Борису.

Катерина не могла долго обманывать и скрывать, поэтому призналась в своем грехе. Наказание последовало незамедлительно: оскорбление, побои, фактическое заточение.

Героиня сбежала и утопилась, тем самым освободилась и показала личным примером, что нельзя все решать силой, руководствуясь нерушимыми догмами «Домостроя». Только после ее поступка обрели голос Кулигин и Тихон, а чуть раньше сбежала Варвара. И этот ханжеский, закостенелый мир покачнулся, чтобы вскоре пасть.

Но иногда личность оказывается проигравшей. Так произошло с Чацким, героем комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Вернувшийся из-за границы и полный новых идей, Александр встречает неласковый прием: для Софьи, которую он любил, становится слишком высокомерным, для ее отца Фамусова — слишком бедным, для бывших товарищей — слишком опасным.

Герой просто хочет понимания и дружелюбия, но он «вырос» из окружающего его общества, оно осталось позади. Вот почему все так легко поверили в его сумасшествие. Однако Чацкий пытается объясниться, доказать окружающим, в чем правда.

Но нужно ли это им? Софью устраивает ее покорный и смирный воздыхатель Молчалин (который ухаживает за ней ради выгоды). А ведь именно на нее больше всего надеялся главный герой, и даже в ней обманулся. Александр не смог изменить общество, формально он проиграл битву, но его мысли и чувства живы, актуальны, они еще найдут свое отражение в будущем.

Личность не способна сама по себе, внезапно поменять общество. Изменения могут совершиться только, если окружающие к этому готовы, наступило подходящее время. Однако нельзя сдаваться и опускать руки, не считая возможным что-то менять, ведь из света многих одиноких огней обязательно складывается огромный световой поток.

Мария Блинова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Может ли один человек противостоять всему обществу?

Может ли один человек противостоять всему обществу? Этому вопросу многие писатели посвятили произведения, желая найти ответ на вопрос. У некоторых мысли сходились, у некоторых — нет.

Чаще всего произведения русских писателей заканчивались победой общества и сломленным главным героем. Ведь бороться одному против целого общества практически невозможно.

Но каким должен быть человек, что сможет противостоять целому обществу? Какие качества должны быть в нем, какие моральные устои? Ответ на этот вопрос нам дал А.

С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума».

Противостоять обществу может только сильная личность. Общество — существо капризное. Оно не любит тех, кто возражает. Оно боится и изгоняет тех, кто указывает на его недостатки. Общество может даже назвать сумасшедшим того, кто не подчиняется его правилам. Довольно часто мнение большинства заставляет человека совершить ужасный поступок, о котором он будет сожалеть всю жизнь.

Взаимодействие человека и общества всегда интересовало русских писателей и было предметом их размышления. Герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» — человек, бросивший вызов нравственным устоям московского общества, так как ему они чужды.

Чацкий не принимает рабское преклонение перед всем иностранным, осуждает желание представителей московского общества перед влиятельными особами, критикует это общество за то, что здесь ценят только чины, деньги и связи.

Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Для Чацкого важны личные качества человека. Поэтому герой проповедует понимание чести, долга. «Служить бы рад — прислуживаться тошно» — говорит Чацкий. Он пытается доказать обществу свою правоту.

Но Фамусовская Москва не хочет его слышать, ведь это нарушает её покой и благополучие. Общество с невероятной быстротой поверило в сумасшествие героя, стоило Софье бросить одна фразу: «Он не в своём уме».

Разочарованный, но непобежденный Чацкий покидает Фамусовскую Москву.

Грибоедов в своей комедии показывает, что и один человек может противостоять обществу, если он является сильной и независимой личностью.

Полезный материал по теме:

  Описание дома: рецепт “вкусного” сочинения

  1. В чём сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?
  2. Что общего и различного в отношении Софьи и Чацкого к фамусовскому обществу?
  3. Фамусов Павел Афанасьевич – один из главных героев
  4. Чацкий-передовой человек своего времени

«Способен ли один человек противостоять обществу?»

Вступление

Общество – это целая система со своим укладом, законами и нормами оценок. Каждый из нас – часть этого большого целого, способного либо поглотить нас целиком, либо наделить возможностями успешного сосуществования.

Проблема

Способен ли человек противостоять обществу, общественному мнению или это заведомо проигранный бой?

Тезис №1

«Один в поле не воин», — утверждает древняя пословица. Сложно противостоять мнению большинства, для этого нужно обладать особым даром убеждения и харизмой.

Аргументация

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» мы видим героя, способного повести за собой окружающих людей.

С одной стороны, Данко подчинил людей своей воле, ведя их к спасению, убеждая в лучшем будущем ценой собственной жизни.

Но с другой стороны, что он получил в ответ? Как только он вывел их из чащи, толпа тут же забыла его, растоптав последние искры, напоминающие о его вырванном из груди горящем сердце.

Вывод

Одному человеку очень сложно противостоять целому обществу. Но это возможно, и такие люди есть и будут. Они обладают уникальным даром убеждения, особым складом характера.

Тезис №2

К людям, способным изменить изменить мир, относятся многие руководители государств, военные предводители и религиозные деятели. Но есть такие и среди простых людей.

Аргументация

«И один в поле воин, если он Чацкий», — говорил И.А. Гончаров. Действительно, в своей пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедов изобразил человека, способного обличить пороки целого поколения, в котором сам же существовал. Чацкий явился к людям, живущим по уже устоявшимся правилам и перевернул все с ног на голову. Затем он уехал, никем не понятый и никому не нужный.

Вывод

Обладая бесстрашием и особым складом характера можно повлиять на общественный строй, хотя бы в ближайшем окружении. Однако это может грозить одиночеством.

Тезис №3

Есть люди, которые, отказавшись от попыток изменить мир, продолжают свое одинокое существование, отстранившись ото всех. Общество не принимает таких людей, а у них нет сил бороться с ним.

Аргументация

К таким людям относится Илья Ильич Обломов, главный герой романа А.И. Гончарова «Обломов». Илья Ильич обладает рядом положительных качеств, он духовно высоко развит, но не может найти применения своим талантам.

Люди, окружающие его, живут по законам, чуждым ему – они лживы, они способны идти по головам ради достижения поставленных целей. Обломов не принимает таких правил, но не способен справиться с собой и хоть как-то приспособиться к законам жизни.

Поэтому он самоустраняется и живет практически отшельником, проводя дни на диване в засаленном халате.

Сочинение на тему может ли человек изменить общество

Отношения человека и общества – одна из наиболее часто поднимаемых тем в русской литературе. Множество писателей в своих произведениях создавали образ «борца с системой», незаурядной личности, которую по каким-либо причинам не устраивал привычный жизненный уклад. Исходя из читательского опыта, мы порассуждаем над тем, может ли один человек противостоять всему обществу.

Ставшие уже классикой образы «героев нашего времени», персонажи, чьи имена давно уже перешли в разряд нарицательных, запомнились большинству читателей как все те же «борцы с системой», однако это противостояние сложно назвать успешным. Речь идет, например, о главном герое романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Он позиционировал себя как человек, отдельный от общества.

С одной стороны, Онегин был среди светских персон черной вороной и не имел особых отличий от тех, кто был поклонником балов и театральных выступлений. Но с появлением хандры Евгений очень быстро отсек себя от всего светского общества и перебрался в деревню. Там он так же, сперва не желая ни с кем вступать в контакт, через короткий промежуток времени уже танцевал на именинах Татьяны.

Подобная противоречивость трудно вписывается в понятие «противостояние обществу», но Онегин зачастую открыто выражал свою позицию одиночки, не считающейся ни с чьим мнением и отвергающей типичные для многих способы развлечения и досуга.

Но дуэль с Ленским показала, что мнение жителей деревни имеет значение даже для Евгения, ведь он пошел на этот шаг в том числе испугавшись разговоров за своей спиной. Попытки изменить общество и противостоять сложившимся нормам предпринимал герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Будучи молодым и перспективным студентом, уставшим от повсеместного зла, желчи и грязи, Раскольников создал собственную теорию, с помощью которой, как ему казалось, можно было бы полностью изменить мир. Эта теория о «тварях дрожащих» и «право имеющих» должна была стать оружием героя в противостоянии обществу, однако даже такой кардинальный подход не имел никакой перспективы.

В ходе развития действий стало ясно, что, во-первых, сама теория была настолько антигуманной, что сам характер Раскольникова, человека по своей сути добродушного, отвергал такой метод борьбы с системой, как убийство. И потому муки совести долгое время терзали героя, пока он сам не признал несостоятельность придуманного им способа изменения мира.

А во-вторых, как мне кажется, очень необдуманным шагом было начинать борьбу с обществом, не имея единомышленников. Ведь человеку по его природе всегда нужно одобрение его мыслей и действий со стороны. Но Раскольников встретил на своем нелегком пути лишь Соню, которая, наоборот, переубедила Родиона и направила его мысли совсем в другую сторону.

Так может ли один человек противостоять всему обществу? Истории известно множество подобных попыток, однако на примере литературных героев можно понять, что для того чтобы противостоять обществу недостаточно просто иметь желание. «Один в поле не воин», – гласит народная мудрость, и мне кажется, что при любой борьбе нужна «команда» сильных духом личностей, уверенных в своих мыслях и действиях и готовых пожертвовать собой ради идеи.

Готовые сочинения. 210. Может ли отдельная личность изменить общество

Подборка по базе: Лжедмитрий I личность и судьба Самозванца.docx, Идентичность и личность.pdf, Презентация_Процедура внесудебного банкротства гражданина.Кому и, Реферат по теме Личность и общество.rtf, Задание 2 Личность предпринимателя.

Внутренняя готовность субъек, Реферат по теме Личность и общество.rtf, Какие дела может рассматривать Верховный суд субъекта по первой , Методика изучения темы «Производная функция и ее применение» в а, Правовая система и личность Вековищева.docx, Человек, индивид, личность.docx

210.

Может ли отдельная личность изменить общество?

Меняясь, каждый может оказать положительное или отрицательное влияние на среду, в которой находится, но будет ли оно замечено людьми, будут ли у этого кардинальные последствия – другой вопрос. Некоторые люди боятся действовать и думают, что от них ничего не зависит, а некоторые наоборот стараются изменить то, что их не устраивает в обществе.

Читайте также:  Анализ произведения «Косцы» (И.А. Бунин)

Если у человека есть какое-то влияние, он известен или богат, вероятность того, что к нему прислушаются, в разы возрастает. Так может ли один человек изменить общество или же это априори невозможно? Рассуждая на эту тему, я вспоминаю произведение Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом? В нем автор рисует образ главного героя, Родиона Раскольникова, который противопоставил себя всему обществу, которое, по мнению героя, ломает человека, делает его жертвой обстоятельств и окружения. Желание помочь людям приводит Родиона к проверке его теории о «сильных мира сего» – о тех, кто может совершать безнравственные поступки, оставаясь безнаказанным.

Он относит себя к этой категории, убивая старуху, но потом терзается нравственными муками и ничего не может с этим поделать. В рассказе Максима Горького “Старуха Изергиль” главный герой, Данко, убеждает людей в том, что он может им помочь, спасает их и помогает пробраться через лесную чащу ценой собственной жизни, вырывая из груди пылающее сердце.

Однако, как только люди выходят из леса – они тут же забывают о герое, который пожертвовал собой ради их спасения. Человек, в обоих случаях, стараясь изменить общество вокруг, только обрек себя на страдания, толком ничего не сделав с привычками людей, не заставив их задуматься.

В рассказе Ричарда Баха “Чайка Джонатан Ливингстон” рассказывается об обществе чаек, которые живут по своим устоям: не летают высоко над скалами, не подходят к морю в прилив – боятся за свою жизнь. Чайкам только и надо, что прокормиться, они учатся охотиться с самого детства, ловят рыбу, и смысл жизни чайки – наесться и сидеть на прибрежных утесах.

Общество чаек – аллюзия на человеческое, со своими низменными устоями и поиском комфорта без какой-либо высшей цели. Среди всех чаек выделяется Джонатан – он с детства хотел уметь летать выше и быстрее, шел наперекор запретам и, в итоге, его изгнали из общества. Но он не отчаялся – улетел и продолжил учиться, преодолевая высоты, скорости и собственные страхи.

В итоге, другие чайки из той общины, в которой жил он, узнали о том, чему научился Джонатан – и захотели стать такими же. Проецируя это на человеческое общество: он помог им измениться, “оторваться от земли” и отбросить сомнения и стереотипы – не сразу, но спустя время. Здесь у одного героя получилось изменить целое общество.

Общество – сложная система, с которой каждый из нас постоянно взаимодействует. Порой, чтобы что-то изменить, людям нужен толчок, которым может послужить поведение отдельной личности, ее слова и действия, а, порой, когда человек пытается что-то сделать, он поглощается обществом, с треском проваливая свою попытку, опуская руки. Только сильнейшие могут плыть против течения, но это не значит, что каждый из нас не может хотя бы попробовать что-то изменить – ведь большое начинается с малого, и не стоит сдаваться при первой же неудаче.

405.Что значит быть совестливым человеком?

Совестливый человек – человек, который всегда прислушивается к совести. Он не может совершить какой-то безнравственный поступок, поскольку ему не позволяет чувство совести. Совесть, которая выступает как нравственный ограничитель, побуждает человека на совершение только хороших поступков, в соответствии со справедливостью.

Если же совестливый человек по какой-то причине совершил безнравственный поступок, то он обязательно признает свою вину и постарается больше никогда так не поступать.Во многих художественных произведениях отечественных писателей отобразились образы совестливых людей.

В рассказе В.П.

Астафьева «Конь с розовой гривой» совестливым человеком можно назвать центрального персонажа – мальчика Витьку. Желая «не спасовать, не струсить, не опозориться» перед Левонтьевскими ребятами, Витька спорит с ними по поводу того, что он сможет съесть всю собранную ягоду.

Выполнив обещание, Витька наполняет туесок травой, присыпав ее небольшим количеством ягоды, и отдает его бабушке, которая понесла землянику на продажу. Кроме того, Витька своровал у своей бабушки калач, чтобы Левонтьевские ребята ничего ей не рассказали. В.П.

Астафьев показывает, что Витька, в отличие от Левонтьевских ребят, не может спокойно отнестись к тому, что он совершил безнравственный поступок. Мальчик не может уснуть ночью, так как мучится угрызениями совести. Автор показывает, что Витька – на самом деле добрый мальчик, который совершил плохой поступок лишь из-за страха опозориться перед другими ребятами.

Витька называет себя настоящим преступником за то, что обманул бабушку и украл у нее калач. Витька как совестливый человек внутренне признает свою вину и раскаивается, несмотря на то что признать свою вину перед бабушкой ему не так просто. Читатель понимает, что Витька постарается больше никогда не совершать подобных безнравственных поступков, так как совесть преподала ему жизненный урок.

Образ совестливого человека раскрывается и в драме А.Н. Островского «Гроза». Когда Тихон уехал из Калинова, Варвара предложила главной героине встретиться с Борисом, которого Катерина искренне любила.

 Катерина вступает в конфликт с самой собой, поскольку не хочет изменять своему законному мужу, но и не может не отдаться любви человеку, которого она любит всей душой. Долгое время Катерина не может решить, как ей поступить, что подтверждает мысль о том, что Катерина – совестливый человек.

Когда Тихон возвращается в город, Катерина не может долго скрывать от него правду. Совесть не позволяет главной героине спокойно относиться к тому, что она согрешила, поэтому она признается мужу и его семье в измене.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что совестливым человеком можно назвать того, кто прислушивается к голосу совести, кто старается совершать все поступки в соответствии с нравственностью, кто способен признавать вину и готов больше не совершать безнравственные поступки, подобные тем, что он когда-то совершил.

Сочинение: Может ли человек повлиять на общество?

Сайт Литеровед рад представить вашему вниманию возможный вариант итогового сочинения 2020-2021 уч. года на тему: «Может ли человек повлиять на общество?». Данная работа написана соответственно всем требованиям, поэтому может служить образцом при подготовке к первым выпускным испытаниям.

Вариант 1

Не каждый человек может оказать влияние на общество, для этого ему необходимы особые лидерские качества. Только сильная, волевая и уверенная в себе личность способна изменить окружающий мир.

Общественное мнение всегда имеет большее значение, чем взгляды одного человека, поэтому конфликты и противостояния в таких ситуациях неизбежны. Чаще всего человек, желающий оказать влияние на других, остаётся ни с чем или к нему приходит осознание неправильности его идей.

Подобная ситуация изображена в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Родион Раскольников придумал свою теорию о сверхлюдях для того, чтобы доказать себе самому, что он сильная личность, способная оказать влияние на весь мир.

Изначальные его мотивы были благородными, студенту было жалко обездоленных нищих людей, поэтому он искал способы борьбы с несправедливостью.

Однако его поиски окончились лишь желанием собственного возвышения, а доказать верность своей теории он решил убийством «бесполезной» для общества старухи-процентщицы Алёны Ивановны.

Главный герой не понимал, что на самом деле он не мог ни на что повлиять, а наоборот, это общество и окружающая обстановка оказывала влияние на него. Крайне бедственное положение и угнетённое состояние подтолкнули его к совершению преступления, сам Родион не был внутренне к этому готов.

Именно поэтому он испытывает сильные душевные муки после убийства. Он не смог получить желаемую свободу от общества и стал погибать от его давления. Лишь спустя долгое время, уже находясь на каторге, к Раскольникову пришло раскаяние и осознание неправильности своей теории.

Только после этого ему удалось взглянуть на мир другими глазами и увидеть истинное положение вещей.

В художественной литературе есть и такие примеры, когда людям всё же удаётся оказать влияние на общество и изменить его. В трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» описывает многолетний конфликт двух семейных кланов Монтекки и Капулетти. Никто не мог положить конец этой вражде, так как причину уже давно никто не помнил.

По иронии судьбы дети этих семей влюбились друг в друга с первого взгляда. Вопреки всему, Ромео и Джульетта не отреклись от своих чувств и решили обвенчаться. Таким образом, они хотели окончить давнюю войну, но их задумке не удалось осуществиться.

По сложившемуся стечению обстоятельств Ромео убил Тибальта, и это стало поводом для новой волны кровопролитной вражды.

С этих пор восстановление мира в Вероне кажется практически невозможным.  Ромео вынужден покинуть родной город, а родители Джулетты в это время принимают решение выдать свою дочь замуж по расчёту. Однако девушка не сдаётся и готова бороться за свою любовь до конца.

В этом ей помогает монах Лоренцо, придумав способ для воссоединения двух любящих сердец. Он даёт Джульетте сильное снотворное, после принятия которого, её дыхание и сердце замедлится до такой степени, что все окружающие подумают, будто девушка умерла.

Тогда она сможет спокойно уехать в далёкие страны с возлюбленным и быть счастливой. Но задуманному не удалось сбыться, по воле злого рока до Ромео не дошло письмо и он, считая смерть Джульетты настоящей, убил себя.

Этого же сделала и сама Джульетта, очнувшись от сна и увидев возле себя бездыханное тело любимого. Они оба предпочли смерть разлуке.

Взаимоотношения молодых влюблённых были с самого начала обречены на трагический финал, но их чистым чувствам удалось разрушить многолетнюю междоусобицу. Таким образом, Ромео и Джульетте удалось повлиять на общество, но ценой собственной жизни.

Таким образом, можно прийти к выводу, что человек способен оказать влияние на окружающий мир, но ему для этого необходимо приложить очень большие усилия и многим пожертвовать. Стоит ли это задуманного? Мне кажется, в этом вопросе главное быть уверенным в своих действиях, потому что обратного пути уже не будет: или ты изменишь мир, или он тебя.

Дополнительные аргументы

Предлагаем вашему вниманию дополнительные аргументы по направлению «Я и другие» в разделе нашего сайта «Банк аргументов». 

Итоговое сочинение 11 класс Направление: «Человек и общество». Тема: «Способен ли один человек изменить общество?»

Несмотря на всю тягостность и мрачность повествования, роман заканчивается достаточно оптимистично. На каторге начинается духовное возрождение Раскольникова.

https://www.youtube.com/watch?v=z0zVQz5wYGc\u0026t=129s

Он признает порочность своей идеи, перед ним открывается дорога в светлое будущее. Раскольников вновь обретает смысл жизни. Роман Достоевского “Преступление и наказание” показывает нравственные и психологические искания героев, доказывает актуальность и жизненность христианских норм.

Роман говорит о необходимости полноценной нравственной жизни. Глубокий психологизм и философская направленность произведения делают его необыкновенно актуальным в наше “смутное” время, указывая путь к возрождению духовных традиций общества. Беру! 58993 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»? Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»? Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. «Человек и общество». А.П. Чехов «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Ионыч», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Вишневый сад»Ж.

Верн «Таинственный остров»С. Коллинз «Голодный игры»У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»Ф.М. Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди»М.

  Молчалины блаженствуют на свете сочинение (9 класс)

Горький «На дне», «Бывшие люди»А. Камю «Постороний»Ч.Т. АйД. Дефо «Робинзон Крузо»У.

Грум «Форрест Гамп»А.Н. Толстой «Петр Первый»Э. Хемингуэй «Иметь и не иметь»В. В. Набоков «Приглашение на казнь»Е.И. Замятин «Мы»А.

Платонов «Котлован»Б. Пастернак «Доктор Живаго»Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники»О.

Ему кажется, что все его подозревают, пытаются вывести его на “чистую воду”. Раскольников стремится быть добрее, откровеннее с людьми, но последние его не понимают, тем самым отталкивая его.

Внутри Раскольникова бушует борьба между разумом и сердцем, порождающая своеобразную душевную болезнь. Рассказывая о терзаниях Родиона Раскольникова, Достоевский излагает читателям свою концепцию “почвенничества”, развивает “христианскую” идею, согласно которой каждый человек должен жить по велению своей души.

Только двадцать процентов в человеке разума, остальное — душа, считает писатель. Ни в коем случае нельзя вступать в конфликт с самим собой, переступать черту нравственности. Достоевский считает, что нужно жить по вечным христианским законам, веря в Бога, соблюдая заповеди. Эти идеи Достоевский воплотил в героине своего романа — Сонечке Мармеладовой.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа Евгения Носова «Кукла» и отзыв для читательского дневника

Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы.

Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»? Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства? Один в поле не воин? Что важнее: личные интересы или интересы общества? К чему ведет равнодушие общества к человеку? Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение.

Это не маяк, а блуждающие огни»? Как Вы понимаете выражение «маленький человек»? Почему человек стремится быть оригинальным? Нужны ли обществу лидеры? Согласны ли Вы со словами К.

Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»? Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества? Кто такой мизантроп? Как вы понимаете высказывание А.С.

  • В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Андрей Болконский бежит из дворянских салонов на поле брани, лишь бы не слышать больше лицемерных речей и праздной болтовни. Ему чужда изнеженность и бесцельность жизни людей из его круга общения. Герою скучно даже с женой, которая разделяет их образ мыслей. Он не нашел общего языка с окружением из-за того, что отец воспитал его по-другому.Болконский-старший был суровым и дельным человеком, не терпел болтать попусту. Он редко отличался гостеприимством и сам не ходил по гостям. Зато он много работал и посвящал время воспитанию детей.

Едким и коварным представляет автор группу «людей искусства», сам зная о нем не понаслышке. И в итоге это самое общество бесконечными нападками и травлей заставляет Мастера уничтожить своё прекрасное творение и доводит его до сумасшедшего дома. Он — больше не часть этого скверного сборища, и всем его социумом становится возлюбленная Маргарита, а душа обретает вечный покой.

  • Любое общество непременно должно развиваться. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» демонстрирует закостенелое фамусовское общество — сборище высокородных людей, жалкое и невежественное. Гости Фамусова, как гиперболизированные западники, немеют от восторга, когда к ним заезжают французики из Бордо, парижские модистки и безродные иностранные проходимцы. Им противопоставлен Чацкий, обличающий их пагубное поклонение западному миру и непринятие собственного пути.

Итоговое сочинение на тему «Человек и общество» с аргументами из литературы представлено ниже.

Вариант 1

Во все времена существуют свои общественные порядки и те, кто с этими порядками не согласен. Противостоять обществу способна только сильная личность, которая может выдержать давление извне.

Эта борьба сложная и болезненная, однако, только она способствует развитию, появлению новых идей и искоренению ложных идеалов.

Для противостояния недостаточно одного лишь желания, нужно быть готовым пожертвовать всем ради воплощения своих идеалов в жизнь.

Нередко герои художественных произведений бросают вызов обществу, противопоставляя себя всему миру. К их числу относится главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий.

Этот персонаж привлекает внимание своей открытой борьбой с обществом, в его образе есть много схожего с революционерами: любовь к родной земле, непримиримость с порядками крепостного права, желание заниматься нужным делом, а не прислуживать конкретным лицам, чувство собственного достоинства и просвещённость.

Чацкий не желал мириться с несправедливым общественным устройством, поэтому, вернувшись домой после обучения заграницей, сразу же вступил в открытый конфликт с людьми, которые являлись представителями «фамусовского» общества.

У этого окружения в приоритете только чины и богатство, такие понятия как ум, честность и благородство полностью обесценились у московского дворянства. В обличительных речах Чацкого, прежде всего, поднимается проблема крепостного права и унизительного отношения господ к своим крестьянам.

Главный герой – истинный патриот, мечтающий принести пользу Отечеству, поэтому верит в светлое будущее своего народа.

А.С. Грибоедов стал создателем первой реалистической комедии, в которой обличались пороки современного ему общества. Реализм заключается в том, что победа осталась за «фамусовским» обществом, а Чацкий вынужден покинуть Москву, потому что не в силах согласиться с устоявшимися порядками.

Другим человеком, бросившим вызов обществу, является Гай Монтег, главный герой романа-антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Его мир сошёл с ума, люди стали избавляться от книг, как от ненужного хлама, засоряющего человеческий разум.

В этом обществе ценится лишь телевидение, всё остальное считается опасным. Гай сам трудится ради общественного блага, он пожарный, но не в привычном понимании этой профессии. В его мире пожарные сжигают книги, которые горят при температуре 451 градус по Фаренгейту.

После произошедшего озарения, главный герой начинает прятать найденные книги, перепечатывая их и сохраняя в памяти самые важные строки. Его не страшит разоблачение и наказание, познав истину, Гай не может больше мириться с прежним общественным устройством, поэтому продолжает выполнять свою просветительскую миссию.

Все действия бывшего пожарного – это вызов разрушительной системе, превращающей людей в бесчувственных обывателей.

Исходя из приведённых примеров, можно прийти к выводу, что одному человеку не под силу изменить целый мир, но он в состоянии остаться верным себе и не прогнуться под давлением общества. Я считаю, что подобное качество достойно восхищения.

Вариант 2

(528 слов) Противостояние личности и общества — это проблема, которую часто затрагивали многие авторы, ведь она часто встречается в жизни.

Вопрос о том, может ли один человек бороться с окружением, волновал многих творческих людей, которые и сами часто находились в оппозиции по отношению к большинству.

Однако в большинстве случаев даже они признавали, что столкновение с коллективом обрекает личность на поражение. Один в поле не воин.

Вспомним, к примеру, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров противостоял обществу, ведь не принимал его идеалы и ценности. Он не признавал авторитетов, общепринятых правил поведения и обо всем имел собственное суждение, порой весьма радикальное.

Евгений считал, что задача его поколения состоит в разрушении устоев, на которых держится несовершенное и откровенно прогнившее общество. Строительство нового строя он возлагал на людей будущего. Такие категоричные взгляды на мир не встретили отклика у окружения героя.

Все сторонники Евгения были мнимыми и очень скоро отвернулись от него. Аркадий повторил судьбу своего отца и встал на сторону традиционных ценностей. Ситников и Кукшина лишь подражали Евгению внешне, но на деле совсем не понимали его. Анне Одинцовой беседы с ним наскучили, она была равнодушна к судьбам мира сего.

Одаренный и волевой Базаров оказался с обществом один на один и ничего не смог сделать. Он умер, так ничего и не добившись, признав свою несостоятельность. Ничего не было разрушено, нигилизм так и остался юношеским увлечением для студентов.

А все потому, что тогда Евгения никто не поддержал, а в одиночку большие дела не делаются. Общество со всеми своими пороками и заблуждениями оказалось сильнее прогрессивного и умного Базарова.

Никогда нельзя недооценивать численное превосходство и консолидацию общества. Да, толпа примитивнее яркой индивидуальности, но она сильна своим единством, своей сплоченной силой для удара. Вспомним, к примеру, героиню повести А.И. Куприна «Олеся», которая пошла против большинства и была жестоко наказана за это.

Девушка жила вдали от цивилизации, потому ее вместе с бабушкой изгнали из деревни. Жители заподозрили женщин в колдовстве и приписывали им самые черные дела. Но героини не были опасны. Они просто отличались от других и хотели жить не так, как все.

Им было интересно разгадывать тайны природы и совершенствовать свои знахарские навыки и знания. Но предрассудки тех времен приписывали любое непонятное явление дьявольским силам. Поэтому и сама Олеся думала, что неугодна Богу и лишена веры.

Но ее уверенность поколебало знакомство с просвещенным дворянином, у которого не было суеверий крестьян. Она поняла, что в мире есть и другие люди, которые не считают ее дар проклятием. Знакомство с Иваном переросло в страстное чувство.

Олеся хотела соответствовать его предоставлениям об идеальной девушке и пошла в церковь. Но там она столкнулась со злыми прихожанками, которые сильно избили героиню и едва не вымазали ее дегтем. Чтобы хоть как-то спастись, Олеся пригрозила людям карой. Они испугались, а на утро обнаружили, что град побил урожай.

Крестьяне вознамерились покончить с ведьмами. Если бы Олеся с бабушкой вовремя не сбежали, то расправа была бы неминуемой и страшной. Увы, один человек беспомощен перед целым обществом, он вынужден капитулировать, чтобы не быть раздавленным его мощью.

Таким образом, человек не может противостоять обществу, это столкновение обречено на поражение, потому что большинство по определению сильнее одиночки. Можно долго говорить о нравственном превосходстве личности над толпой, но это превосходство в открытой схватке не играет роли.

ЕГЭ-2018. Сочинение по литературе в декабре. Тема: «Человек и общество». Ещё 5 арументов

5.А.Солженицын « В круге первом»

До минимума сжато время в романе А.Солженицына — до трёх суток. И в течение этого срока смогли раскрыться характеры героев, по-разному воспринимающих своё положение в Марфинской шарашке- своеобразном научно-исследовательском институте для заключённых, «врагов народа».

Действие постоянно переносится то в эту тюрьму, то в кабинет министра госбезопасности Аввакумова, то в квартиру прокурора Макарыгина, то даже в ночную комнату Сталина. И это не случайно. Слишком важным делом занимаются эти учёные- физики, математики, инженеры, филологи,- которых собрали со всех тюрем сюда, в Москву.

Они должны создать аппарат, по которому можно различить человека по его голосу . Это стало важнейшей задачей, потому что засекли телефонный разговор , в котором человек ( читатель знает, что это Иннокентий Володин) сообщил в посольство США, что скоро советский разведчик достанет важные сведения об американской атомной бомбе. По-разному отнеслись к заданию заключённые.

Сколько судеб проходит пред читателями! Лев Рубин пытается изо всех сил создать такой аппарат, надеясь хоть на какое -то послабление. А вот Глеб Нержин и Сологдин понимают, что этим они помогут органам посадить в тюрьму многих и многих людей. Споры этих героев и показывают разную позицию людей.

Нержин предпочёл жизни в этой шарашке, где, на первый взгляд, живётся легче, свободе от обязательств в лагере. Иннокентий Володин, преуспевающий молодой дипломат, вдруг , читая записки своей матери, понял, как лживо всё вокруг, а сама его работа стала казаться мерзкой. Он решился позвонить в посольство Америки, чтобы не допустить дальнейшего создания атомной бомбы.

Именно его арестовывают, когда в шарашке всё же создадут аппарат. Он тоже сделал свой нравственный выбор. А вот Лев Рубин по сути предал других, потому что помог создать аппарат, «благодаря» которому многие, такие же , как и он, попадут за решётку, хотя внешне он согласился работать ради великого дела коммунизма , думая, что этим он может ещё поучаствовать в делах страны, помочь народу.

Сологдин тоже участвовал в создании «шифратора», но у него совсем другие идеи: этот человек ненавидел советскую власть, презрительно относился к людям, народ для него это «общее обозначения совокупности серых, грубых существ, беспросветно тянущих упряжку» .Ради таких людей он не желал жертвовать собой.

Да, судьбы, судьбы… Каждый сам выбирает путь. Один и в нечеловеческих условиях продолжает бороться с несправедливостью, другой продолжает жить для себя, иногда прикрывая свои действия красивыми словами. У каждого своё место в обществе, а какое- это зависит не только от системы, но и от каждого лично. Этому учит читателей данное произведение.

Ссылка на основную публикацию