Краткое содержание рассказа Евгения Носова «Кукла» и отзыв для читательского дневника

  • Автор: Носов Евгений Иванович
  • Название: «Кукла»
  • Жанр: рассказ

Тема произведения: Отношение к вещам. Безучастие человека.

Число страниц: 12

Главные герои и их характеристики:

  • Иваныч – рассказчик, добродушный, внимательный человек
  • Акимыч – добрый, отзывчивый, бережливый, милосердный, рассудительный. Работает то перевозчиком, то сторожем. Имеет доброе сердце. Прошёл через ужасы войны, из-за этого стал по-другому смотреть на мир.

О чем произведение:

Рассказчик приезжает в то место, где долго не был. Там он встречает Акимыча, своего старого друга. Герой работает сторожем в школе. Акимыч показывает повествователю испоганенную куклу и грустит из-за отнюдь не бережного отношения людей к вещам. Он копает яму для куклы, а затем её хоронит.

Сюжет — краткое содержание:

Повествователь приезжает «под Липино» и видит реку, которая очень изменилась с момента его последнего приезда. Рассказчик встречает Акимыча, своего военного друга, которого контузило на боевых действиях. Он работает сторожем в школе. Друзья рады встрече, ведь они долго не виделись.

Прошлись около школьной ограды. Через некоторое время Акимыч показал потрёпанную куклу, изуродованную и выброшенную. Герой недоволен теми людьми, которые это сделали, и теми, кто не обращает на это внимания, проходит мимо. Старик считает, что к любой вещи нужно относиться бережно.

Акимыч копает яму и «хоронит» куклу с большой грустью.

Понравившийся эпизод:

Больше всего мне понравился эпизод, где Акимыч размышляет о том, что к любой вещи нужно относиться бережно. Он говорит, что кукла–это подобие человека, над ней нельзя издеваться, потому что потом вся злость переходит не только на вещи, но и на людей. Человек становится беспощадным и безжалостным.

План произведения для пересказа:

  1. Природа, описание реки и окрестностей.
  2. Рыбалка с Акимычем
  3. Кто же такой Акимыч?
  4. Воспоминания о войне
  5. Встреча со старым другом спустя время
  6. Найденная кукла, изуродованная людьми, и размышления о ней

Главная мысль:

Некоторые люди не понимают, насколько важно ценить то, что имеешь, относиться с уважением к людям, не ломать вещи, любить мир, также как Акимыч.

Чему учит эта книга:

Осторожно обращаться с куклами, вещами, не загрязнять окружающую среду, быть честным и добродушным.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Это очень грустное произведение. Автор затронул очень важные темы, над которыми я поразмышляла. Я согласна с Акимычем, который считает, что важно заботиться об окружающем мире, не издеваться над вещами и куклами, не быть бессердечным и жестоким человеком.

Новые слова и выражения:

О́мут – народное название наиболее глубокого места в озере или русле реки.Сижа – место для рыбалки.Глумиться – издеваться.

Святотатство – оскорбление чего-либо святого.

Пословицы к произведению:

Мир не без добрых людей.Жизнь дана на добрые дела.

  1. Есть кое-что похуже презрения — это безразличие.
  2. Другие читательские дневники здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм.

Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей – еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью.

Страница для сбора здесь

Похожее

Краткое содержание «Кукла»

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1406.

Обновлено 27 Октября, 2021

Рассказ «Кукла» Носова был написан в 1959 году. Прошедший ужасы войны старик никак не мог смириться с жестокостью и равнодушием, поселившихся в людских сердцах. Найдя изуродованную детьми куклу, он хоронит её, словно живого человека.

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 7 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Кукла» на нашем сайте. Пересказ произведения Носова будет полезен при работе над читательским дневником.

  • Акимыч – нелюдимый, одинокий мужчина, получивший тяжёлую контузию во время войны, сострадательный, отзывчивый человек.
  • Рассказчик – городской житель, любивший рыбачить, приятель Акимыча.

Рассказчик любил «наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома». Там был омут, в котором река создавала «обратно – круговое течение», в результате чего происходило такое сильное бурление воды, что даже гуси не отваживались посещать это место.

Как-то раз рассказчик повстречал у омута старика Акимыча, который любил там рыбачить. Разговорившись, мужчины выяснили, что вместе воевали, «брали одни и те же белорусские и польские города».

На фронте «ранило Акимыча бескровно, но тяжело»: он получил контузию.

И даже теперь, спустя годы, при сильном волнении «он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой».

Однажды Акимыч встретил рассказчика в возбуждённом состоянии. Он не мог объяснить причину своего волнения, и, взяв лопату в руки, куда-то поспешил. Рассказчик последовал за ним, и вскоре увидел изуродованную куклу, над которой жестоко поиздевались дети: «волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой».

Старику, чья душа была истерзана войной, было тяжело смотреть на такое святотатство. Он никак не мог взять в толк, отчего дети так жестоки, ведь кукла – это подобие живого человека. Акимыч молча закопал куклу в ямке, словно похоронив её, и с горечью сказал: «Всего не закопать…».

Произведение Носова учит человечности, состраданию, милосердию, небезразличному отношению к тому, что происходит вокруг. Мир станет лучше и добрее только тогда, кода люди перестанут причинять друг другу зло и равнодушно проходить мимо несправедливости.

После ознакомления с кратким пересказом «Кукла» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1406.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Биография Пушкина»с результатом 10/14

Гость завершил

Тест «Собачье сердце»с результатом 15/15

Гость завершил

Тест «Портрет»с результатом 12/14

Гость завершил

Тест на тему “Полимер”с результатом 6/10

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 10/19

Гость завершил

Тест «Левша»с результатом 5/12

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 12/19

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 13/16

Гость завершил

Тест на тему “АТФ”с результатом 9/10

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

«Кукла» — читательский дневник по рассказу Е. Носова

Евгений Носов 1959 году он написал рассказ «Кукла», ставший впоследствии широко известным.

Описание книги для читательского дневника

Носов Евгений
Название произведения: Кукла
Год написания: 1959
Жанр: рассказ
Издательство: Эксмо
Год издания: 2015
Количество страниц: 8

Главные герои и их краткая характеристика

  • Иваныч — автор повествования, участник Великой Отечественной Войны
  • Акимыч — знакомый автора, участник Великой Отечественной Войны, работает сторожем в школе

Краткое содержание и сюжет

Рассказчик любит наведываться под Липино, расположенное в двадцати пяти верстах от его дома. Там находится большой глубокий омут, к которому не заглядывают даже гуси. Однажды рассказчик встречает у омута старика Акимыча, который там рыбачил.

Акимыч – пожилой мужчина, которому довелось пройти всю войну. В одном из сражений он получил контузию, и с тех пор не мог чисто говорить и правильно излагать свои мысли. Война оставила глубокий след не только на физическом, но и на душевном здоровье мужчины.

В этот раз рассказчик видит Акимыча на удивление возбужденным, взволнованным. Причину своего волнения он не может как следует объяснить, но куда-то спешит с лопатой в руках. Рассказчик следует за стариком.

Акимыч молча идет по дороге, и спустя время указывает рассказчику на изуродованную куклу.

Становится ясно, что игрушка стала жертвой детей, которые выдавили ей глаза, сожгли волосы, и оставили следы ожогов по всему телу.

Бедный старик не мог вынести этого зрелища. Перед его глазами проходят пережитые ужасы войны. Он не понимает, как дети могут быть такими жестокими, ведь кукла – это, практически, тот же человек. Старик молча выкапывает небольшую ямку и хоронит куклу, как живую. Он жалеет лишь о том, что не в состоянии закопать все зло и жестокость, что таятся в людских сердцах.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Автор приезжает на реку, с бурным омутом, где встречает перевозчика Антипыча, ловившего рыбу. Спустя несколько месяцев он приезжает снова и не узнает реку, она обмелела, поросла, рыбы нет, яма почти исчезла.

Осенью автор видит сгоревший шалаш Акимыча и его самого, идущего куда-то с лопатой на плече. Он пошел за ним и тот привел его к канаве, где валялась обезображенная кем-то кукла.

Акимыч сравнивает куклу с человеком и недоумевает, кто и зачем мог так поступить и почему все вокруг равнодушно проходят мимо. Старик закапывает куклу, видно, что ему больно от происходящего.

Основная мысль

Главная мысль рассказа заключается в том, что нельзя быть бессердечными и равнодушными. Основная идея произведения в том, что если человек не любит природу, то он не будет хорошо относиться и к другим людям. Нет порока страшнее, чем равнодушие.

Чему учит

Рассказ учит тому,что равнодушие ,циничность и жестокость заставляют людей терять человеческое лицо,бессердечие губит души,автор призывает не проходить мимо,молча наблюдая,это может привести к большой беде,маленькие отголоски которой пропустили в детстве.

Вывод и моё мнение

Зло не делится на маленькое и большое. Совершающий мелкую жестокость по отношению к неодушевленным предметам, сумеет причинить боль и страдания и живым. Родители должны учить детей доброте, кротости, понимаю и прощению. Все люди на земле одинаковые — из одной плоти, с похожими чувствами и стремлениями, и нужно смотреть на окружающих с добром, а не воевать и уничтожать друг друга.

Читайте также:  Генрих гейне стихи: читать стихотворения на русском языке генриха гейне - с переводом

Пословицы

  • Бесчестный человек готов на бесчестное дело.
  • В тихом омуте черти водятся.
  • Всяк добр, да не для всякого.
  • Каковы веки, таковы и человеки.
  • Кто себя не уважает, того и люди уважать не будут.

Е. Носов – Кукла: краткое содержание, пересказ для читательского дневника – РуСтих Кратко

Послевоенные годы. Река Сейм, где в омуте под Липино любил рыбачить рассказчик Иваныч. Там живет перевозчик, рыбак, его друг и однополчанин Акимыч.

Воевали они в одной армии, «брали одни и те же польские и белорусские города». Обоих ранило. Акимыч был контужен. Как разволнуется – слова сказать не может. Иваныч не был на реке несколько лет.

Вернулся – глазам не поверил. Обмелела, заросла. И заветный омут пересох.

Акимыча он нашел по дороге в школу, с лопатой. Он там за сторожа. А шел – хоронить куклу, над которой кто-то поглумился, вырвал глаза, сдернул трусики, истыкал сигаретой. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят». А дети пример берут. И случай этот не первый.

Много кукол он видит брошенных, изувеченных. И таких похожих на маленьких детей. И плачут эти куклы, как дети. После войны он смотреть не может на такое. «…Нагляделся я человечины». А другие не замечают. И учителя тоже. И чему учитель с глухой душой научит? Красоте, добру? Акимыч хоронит куклу как человека, глубоко в землю.

И шепчет с болью: «Всего не закопать…»

Читательский дневник по рассказу «Кукла» Носова

Сюжет

После перерыва рассказчик фронтовик Иваныч приезжает к омуту на реке Сейм порыбачить. А омут обмелел. Его друг фронтовик Акимыч, перевозчик и рыбак, теперь за сторожа в школе. Они идут с лопатой к школе. Там брошена истыканная сигаретой кукла. Акимычу больно: она ж как ребенок. После войны тяжело на такое смотреть. А всем все равно. И учителям. Акимыч хоронит куклу, как ребенка.

Отзыв

В коротком рассказе поднято много проблем. И гибели природы по вине человека, и гибели совести в людях, и призвания педагога. Память о войне жива во фронтовиках. Остальные о ней подзабыли. Растут дети, которые ее не знали. Учат их учителя со слепыми душами. Тема войны и беспамятства. Кукла – подобие человека, символ счастливого детства и беззащитности детской жизни.

Рассказ учит сопереживать, помнить уроки войны, ценить жизнь, добро, красоту. Будит совесть, чуткость, сострадание. Последняя фраза Акимыча о том, что нельзя, тем более в одиночку, закопать «все»: зло в людях, ужасы войны и ее жертв, чужое «святотатство», собственную память. Ему кажется, что война не стала для людей страшным уроком.

План рассказа «Кукла»

  1. Речной перевоз на Сейме.
  2. Перевозчик и фронтовик Акимыч.
  3. Рыбалка однополчан у Липиной ямы.
  4. Рассказчик возвращается в знакомые места.
  5. Омута нет, реку не узнать.
  6. Акимыч – сторож.
  7. Изуродованная кукла возле школы.
  8. Равнодушие детей и взрослых.
  9. Похороны куклы, похожей на ребенка.

Вопросы к рассказу «Кукла»

  1. На каком омуте любили рыбачить Иваныч и Акимыч? (Липина яма на Сейме).
  2. Что сблизило рассказчика с Акимычем? (они однополчане, оба рыбаки).
  3. Какие города они брали с боями в войну? (белорусские и польские).
  4. Какое ранение перенес Акимыч (контузию).
  5. Каким видит Иваныч Сейм и омут спустя годы? (пересохшим, заросшим, без рыбы).
  6. Кем стал Акимыч в школе? (сторожем и садовником).
  7. Какая находка потрясла Акимыча? (изувеченная кем-то кукла).
  8. Кого напоминает Акимычу кукла? (детей, жертв войны).
  9. Чье равнодушие особенно ранит фронтовика? (учителей).
  10. Почему Акимыч роет для куклы настоящую могилу? (кукла – символ ребенка, убитого человека).

Краткое содержание рассказа «Кукла» и отзыв для читательского дневника (Е.И. Носов) | Литрекон

Произведения Носова знакомы многим читателям с детства. В небольших рассказах писатель заключает важные для человечества мысли, осознание которых сделало бы мир лучше.

Творчество Носова отличается особой эмоциональностью и обилием красочных описаний, что привлекает внимание как взрослых, так и детей. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с кратким пересказом основных событий рассказа «Кукла».

Ознакомление с сюжетом произведения в сокращении поможет подготовиться к занятию и подобрать аргументацию для сочинений.

Краткий пересказ

(319 слов) Рассказ «Кукла» начинается с рассуждений о прошлом. Герой описывает одну необычную реку, имеющую крутой поворот, из-за которого мусор на поверхности воды плавает по кругу.

Рассказчик упоминает перевозчика Акимыча — заядлого рыбака, которому он предложил свои крючки, но те не подошли старику. С тех пор рассказчик несколько лет не посещал Липино.
Приехав вновь, герой застал сузившуюся реку, по краям затянутую чёрной тиной. Тот самый водоворот — Липина яма — тоже утратил своё природное могущество.

Затем рассказчик упоминает, что, как выяснилось, они с Акимычем воевали в одной армии, участвовали в одной и той же операции, брали одни и те же города. Герой описывает и травму, полученную Акимычем: его контузило так, что спустя годы после случившегося он не мог говорить, когда нервничал, его будто бы заклинивало, и лишь через несколько минут со вздохом он приходил в себя.

Рассказчик вспоминает, как прошлой осенью встретил Акимыча у новой школы. Ему показалось, что старик и вовсе не признал в нём знакомого, что его вновь заклинило. Герой упомянул и про сожжённый лесной шалаш Акимыча. Выяснилось, что рыболов теперь работает в школе.
Мужчины ушли от школьной ограды к речной луговине.

Акимыч указал на кювет, и там рассказчик увидел изуродованную куклу: без глаз, с прожжёнными волосами и лицом, без одежды. Акимыч выглядел сокрушённым и пожаловался герою на поведение местных жителей. Он рассказал, что видел и других изувеченных кукол, и ему становилось от этого плохо.

Акимыч предположил, что так на него повлияла война, где ему пришлось видеть тела мёртвых людей, которых и напоминали куклы. Раздосадованный старик недоумевал, как люди могут проходить мимо этих истязаний, не обращая никакого внимания. Акимыч изумлялся равнодушию учеников и учителей, которые видели истерзанных кукол.

Ведь чему может научить человек, если он не видит ужаса происходящего, если душа его глуха?

Акимычу снова стало не по себе. Он пошёл к пустырю и там, вырыв яму лопатой и выстлав её дно сеном, положил куклу в могилу. Старик прикрыл куклу сеном и лишь затем завершил начатое. Акимыч подытожил: «Всего не закопать».

Отзыв

(300 слов) Моё впечатление от рассказа «Кукла» трудно передать словами. Это история не про куклу и впечатлительного человека. Это история про мужчину, пережившего войну и не понимающего равнодушия других.

Рассказ «Кукла» затрагивает проблемы, которые актуальны и сегодня: последствия войны, преемственность поколений, сострадание и отзывчивость людей. Автор учит нас быть человечными и благодарными.

Носов в рассказе «Кукла» заставляет задуматься о последствиях человеческого безразличия: умирающая природа, истерзанные куклы возле школы — школы, в которой детей должны учить быть добрыми и милосердными.

Мое мнение о совпадает с авторской позицией: необходимо беречь и охранять наследие Великой Победы и бороться за сохранение мира во всем мире, не допуская проявлений злобы, гнева, агрессии.

Неслучайно писатель ставит рядом войну и школу. Смерть, ужас, страх — всего этого не должно быть в жизни людей. За это боролись солдаты, за это миллионы отдали свою жизнь. Школа же — обитель знаний и света, который понесут дети в своё будущее.

Но рядом со школой валяются изувеченные куклы с человеческим обликом, и никто не обращает на это внимание. Всё то, за что боролись наши предки, исчезает, когда дети видят взрослых, которые равнодушно проходят мимо ужасного явления. Рассказ «Кукла» учит человека быть более чутким, добрым и дальновидным.

Нужно уметь замечать в жизни зачатки жестокости, чтобы вовремя ее потушить.

Мораль рассказа «Кукла» заключена в финальных словах Акимыча: «Всего не закопаешь». И это действительно так. Зло произрастает из малого: равнодушие, безразличие, отстранённость от проблем действительности — вот, что погубит людей.

Бесчеловечное отношение к природе и вещам станут лишь одной из ступеней к разрушению нравственности как таковой. Носов призывает читателя увидеть негативные последствия этих явлений и удержать мир в равновесии, начав с изменений в себе.

Такова главная мысль рассказа.

Несмотря на тяжёлые темы, затронутые писателем в рассказе, мне понравилось это произведение. Оно относится к тому редкому виду текстов, которые сильно воздействуют на читателя, не перегружая нравоучениями. Таково моё отношение к рассказу «Кукла».

Татьяна Булычева

Краткое содержание Носов Кукла для читательского дневника

Носов Евгений  Год: 1959      Жанр: рассказ

Главные герои: автор и Акимыч.

Автор любит бывать на Липино. Он там ловит рыбу в омуте. В очередной раз автор встречает старика Акимыча. Ему пришлось увидеть войну и связанные с ней ужасы. Акимыч взял лопату и несет ее, чтобы похоронить куклу, валящуюся у дороги. Эта кукла как совсем живой человек. Над ней жестоко издевались.

Главная мысль (смысл) Рассказ заставляет задуматься о жестокости и равнодушии людей, о причинах, по которым ребенок повзрослев становится деспотичным и бездушным.

Читать краткое содержание Носов Кукла

Автор раньше часто бывал в местечке под именем Липино.Он любил ловить рыбу в речке. Никто кроме него и старика Акимыча туда не ходил. Да и автор уже давно туда не наведывался.

Читайте также:  Кратчайшее содержание повести «тарас бульба» для читательского дневника (н. в. гоголь)

Однажды во время похода к озеру он встретил старика Акимыча. Тот был человек достаточно зрелого возраста. Старику пришлось побывать на войне.

Война оставила на нем неизгладимый след, который отразился как на здоровье, так и на психике бедного человека. Акимыч получил контузию во время войны.

Он был очень трудолюбивым и порядочным, сострадательным человеком. В этот раз старик был очень взволнованным. Было очевидно, что у него на душе что-то происходит, что-то терзает и мучает его. Он даже отказался объяснить причину автору. Было ясно, что он куда-то спешил. В руках была лопата.

Автор последовал за ним. Старик молча шел по дороге, не говорив ни слова своему собеседнику. Он на пол пути резко остановился и показал на край дороги. По дороге валялась изуродованная кукла. Бедный старик не смог перенести этого зрелища. Кукла имела многочисленные шрамы от ожогов сигаретой. Ее волосы и части туловища несли следы ужасного зверства бесчувственных людей.

Кто-то хорошенько поиздевался над бедной игрушкой. Старик волновано говорил, что кукла очень похожа на человека. Даже если она не живая, все равно имеет человеческий облик. Иногда даже сложно отличить живого ребенка от куклы. Акимыч смотрел на нее и вспоминал сколько всего ему пришлось наглядеться на фронте.

Он не мог понять причину, по которой люди становятся такими жестокими и равнодушными.

Старик выкопал могилку и похоронил куклу как настоящего человека. У него в глазах были искренняя боль и сострадание ко всему человечеству. Ему было жаль, что, похоронив с куклой издевательства над ней, он не сможет избавить мир от всего зла и жестокости, которые таят в себе люди. Его страдания и мучения за все человечество становятся видны в его словах: «Всего не закопать».

В этом коротеньком высказывании так много боли и желания сделать мир лучше и добрее.

Вариант 2

За основную тему рассказа Носова “Кукла” можно взять то, что автор показывает как живет простой деревенский человек, его нравственные принципы и отношение к тому, что его окружает. Автор показывает отношение к природе, к окружению и воспитанию детей, к взаимоотношениям между людьми.

Произведение начинается с воспоминаний автора о сеймских омутах, как он раньше любил навещать эти места, наблюдать за природой и рекой.

Однажды застал автор там рыбака одного местного-Акимыча, у того всё никак не получалось никого поймать из-за плохих крючков.

После этого долго не удавалось ему посетить родные края и кого всё же он приехал, то не узнал реку, заросла она сильно, появилось много травы и тины.

Даже Липину яму он не узнал, где раньше кружил водоворот сейчас черная местность, лишь один гусак на ней обитает. Автор рассказывает о своем товарище-Акиме, как воевали они с ним, и как ранило Акимыча сильно. Долго не виделись друзья и вот наконец-то встретились.

Акимыч шел по дороге чем-то напуганный, был сам не свой и сначала даже не узнал автора. Они отправились по дороге в сторону школы, возле дороги они нашли куклу. Над ней кто-то очень сильно по глумился, выдавил глаза, на месте носа сделал дыру и снял одежду.

Оба приятеля долго стояли молча и не могли понять, кто такое мог сделать, пока Акимыч не заговорил.

Он сказал, что уже не первый раз видит такие куклы и, что даже не смотря на то, что они всего лишь игрушки, но имеют человеческое обличье, поэтому уж больно ему всё это видеть, потому что напоминает ему это о войне.

Он показывает злость к матерям и учителям, которые так же безразличны, ведь они не учат детей состраданию, те бегают вокруг и привыкают к такому оскорблению.

Акимыч принимается копать могилу для куклы, приговаривая “всего не закопать”.

Не смотря на небольшой размер произведения, довольно хорошо раскрыта тема равнодушия людей к окружающему.

Акимыч, проявил себя как человека, просто потому, что он не смог пройти мимо обычной на первый взгляд куклы.

Сам образ Акимыча вызывает некое сострадание, жалко видеть старика, который прошел войну, остался без дома, да и из-за контузии у него отнимается речь, поэтому ему сложно выразить свои мысли.

Вывод: добрые дети иногда выростают в холодных взрослых. Многое зависит от того, что пережил человек.

Носов Е.И. «Кукла» Читательский дневник, краткое содержание

Повествователь приезжает «под Липино» и видит реку, которая очень изменилась с момента его последнего приезда. Рассказчик встречает Акимыча, своего военного друга, которого контузило на боевых действиях. Он работает сторожем в школе. Друзья рады встрече, ведь они долго не виделись.

Прошлись около школьной ограды. Через некоторое время Акимыч показал потрёпанную куклу, изуродованную и выброшенную. Герой недоволен теми людьми, которые это сделали, и теми, кто не обращает на это внимания, проходит мимо. Старик считает, что к любой вещи нужно относиться бережно.

Акимыч копает яму и «хоронит» куклу с большой грустью.

«Кукла» — читательский дневник по рассказу Е. Носова

Евгений Носов 1959 году он написал рассказ «Кукла», ставший впоследствии широко известным.

Описание книги для читательского дневника

Носов Евгений Название произведения: Кукла Год написания: 1959 Жанр: рассказ Издательство: Эксмо Год издания: 2015 Количество страниц: 8

Главные герои и их краткая характеристика

  • Иваныч — автор повествования, участник Великой Отечественной Войны
  • Акимыч — знакомый автора, участник Великой Отечественной Войны, работает сторожем в школе

Краткое содержание и сюжет

Рассказчик любит наведываться под Липино, расположенное в двадцати пяти верстах от его дома. Там находится большой глубокий омут, к которому не заглядывают даже гуси. Однажды рассказчик встречает у омута старика Акимыча, который там рыбачил.

Акимыч – пожилой мужчина, которому довелось пройти всю войну. В одном из сражений он получил контузию, и с тех пор не мог чисто говорить и правильно излагать свои мысли. Война оставила глубокий след не только на физическом, но и на душевном здоровье мужчины.

  «Вольга и Микула Селянинович» читательский дневник

В этот раз рассказчик видит Акимыча на удивление возбужденным, взволнованным. Причину своего волнения он не может как следует объяснить, но куда-то спешит с лопатой в руках.

Рассказчик следует за стариком. Акимыч молча идет по дороге, и спустя время указывает рассказчику на изуродованную куклу.

Становится ясно, что игрушка стала жертвой детей, которые выдавили ей глаза, сожгли волосы, и оставили следы ожогов по всему телу.

Бедный старик не мог вынести этого зрелища. Перед его глазами проходят пережитые ужасы войны. Он не понимает, как дети могут быть такими жестокими, ведь кукла – это, практически, тот же человек. Старик молча выкапывает небольшую ямку и хоронит куклу, как живую. Он жалеет лишь о том, что не в состоянии закопать все зло и жестокость, что таятся в людских сердцах.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Автор приезжает на реку, с бурным омутом, где встречает перевозчика Антипыча, ловившего рыбу. Спустя несколько месяцев он приезжает снова и не узнает реку, она обмелела, поросла, рыбы нет, яма почти исчезла.

Осенью автор видит сгоревший шалаш Акимыча и его самого, идущего куда-то с лопатой на плече. Он пошел за ним и тот привел его к канаве, где валялась обезображенная кем-то кукла.

Акимыч сравнивает куклу с человеком и недоумевает, кто и зачем мог так поступить и почему все вокруг равнодушно проходят мимо. Старик закапывает куклу, видно, что ему больно от происходящего.

Основная мысль

Главная мысль рассказа заключается в том, что нельзя быть бессердечными и равнодушными. Основная идея произведения в том, что если человек не любит природу, то он не будет хорошо относиться и к другим людям. Нет порока страшнее, чем равнодушие.

Чему учит

Рассказ учит тому,что равнодушие ,циничность и жестокость заставляют людей терять человеческое лицо,бессердечие губит души,автор призывает не проходить мимо,молча наблюдая,это может привести к большой беде,маленькие отголоски которой пропустили в детстве.

Вывод и моё мнение

Зло не делится на маленькое и большое. Совершающий мелкую жестокость по отношению к неодушевленным предметам, сумеет причинить боль и страдания и живым. Родители должны учить детей доброте, кротости, понимаю и прощению. Все люди на земле одинаковые — из одной плоти, с похожими чувствами и стремлениями, и нужно смотреть на окружающих с добром, а не воевать и уничтожать друг друга.

Пословицы

  • Бесчестный человек готов на бесчестное дело.
  • В тихом омуте черти водятся.
  • Всяк добр, да не для всякого.
  • Каковы веки, таковы и человеки.
  • Кто себя не уважает, того и люди уважать не будут.

Пословицы к произведению:

Мир не без добрых людей. Жизнь дана на добрые дела. Есть кое-что похуже презрения — это безразличие.

Другие читательские дневники здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм.

Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью.

Страница для сбора здесь

Кукла

Иваныч любил рыбачить и часто ездил туда, где быстрая и чистая река делала крутой поворот.

Читайте также:  Наталья Тихий Дон сочинение

Иваныч — рассказчик (в персонаже угадывается сам Носов), мужчина средних лет, воевал, любит природу и рыбалку

На этом месте возник водоворот, а под ним — глубочайшая яма, на дне которой жил «матёрый хозяин-сом». Поймать его мечтал старик Акимыч.

Акимыч — старый перевозчик, заядлый рыболов, воевал, был контужен

Продолжение после рекламы:

Иваныч несколько лет не ездил к реке, а когда наведался, не узнал любимое место рыбалки. Загрязнённая удобрениями река обмелела, заросла травой, рыба в ней вымерла.

Иваныч и Акимыч воевали в одной армии, освобождали белорусские и польские города. Ранены были в один месяц, но попали в разные госпитали. Акимыча сильно контузило. Даже много лет спустя от сильного волнения он внезапно терял дар речи, язык его на некоторое время намертво заклинивало.

Приятели несколько лет не виделись, а когда вдруг встретились возле новой школы — Акимыч куда-то торопился с лопатой на плече.

Бледный Акимыч словно не признал старого знакомого. Видно, что-то сильно вывело его из себя и «заклинило». Знаками Акимыч объяснил Иванычу, что теперь работает сторожем и садовником при школе.

Затем приятели пошли вдоль школьной ограды. Было начало октября, из-за ограды пахло яблоками и доносились голоса играющих в волейбол ребят. Это «создавало ощущение праздничности и радости бытия».

За углом ограды, в грязном кювете лежала большая кукла с ещё миловидным лицом и улыбкой на губах. Её светлые волосы были местами сожжены, глаза выдавлены, вместо носа — дыра, прожжённая сигаретой. С куклы сорвали платье, спустили трусики, и место, которое они прикрывали, тоже истыкали сигаретой.

К Акимычу вернулся дар речи, и он сказал, что это далеко не первая изувеченная и выброшенная кукла, которую он заметил. У Акимыча от такого сжималось сердце, он считал, что это у него с войны, где он «на всю жизнь нагляделся человечины».

Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги — не могу видеть.

Брифли существует благодаря рекламе:

Старика возмущало, что мимо таких кукол проходят влюблённые, пробегают дети, провозят малышей в колясках, и ни у кого сердце не дрогнет, даже у учителей. Какой красоте и добру может научить учитель, если у него душа глуха и слепа!

Высказавшись, Акимыч побледнел — его опять «заклинило». Старик молча вырыл глубокую, по пояс, могилку, выстлал дно свежим сеном, поправил на кукле трусики, бережно уложил её в яму и прикрыл остатками сена.

Снова взявшись за лопату, Акимыч вдруг шумно вздохнул и с болью сказал: «Всего не закопать…»

Краткий пересказ

(319 слов) Рассказ «Кукла» начинается с рассуждений о прошлом. Герой описывает одну необычную реку, имеющую крутой поворот, из-за которого мусор на поверхности воды плавает по кругу.

Рассказчик упоминает перевозчика Акимыча — заядлого рыбака, которому он предложил свои крючки, но те не подошли старику. С тех пор рассказчик несколько лет не посещал Липино. Приехав вновь, герой застал сузившуюся реку, по краям затянутую чёрной тиной. Тот самый водоворот — Липина яма — тоже утратил своё природное могущество.

Затем рассказчик упоминает, что, как выяснилось, они с Акимычем воевали в одной армии, участвовали в одной и той же операции, брали одни и те же города. Герой описывает и травму, полученную Акимычем: его контузило так, что спустя годы после случившегося он не мог говорить, когда нервничал, его будто бы заклинивало, и лишь через несколько минут со вздохом он приходил в себя.

Рассказчик вспоминает, как прошлой осенью встретил Акимыча у новой школы. Ему показалось, что старик и вовсе не признал в нём знакомого, что его вновь заклинило. Герой упомянул и про сожжённый лесной шалаш Акимыча. Выяснилось, что рыболов теперь работает в школе. Мужчины ушли от школьной ограды к речной луговине.

Акимыч указал на кювет, и там рассказчик увидел изуродованную куклу: без глаз, с прожжёнными волосами и лицом, без одежды. Акимыч выглядел сокрушённым и пожаловался герою на поведение местных жителей. Он рассказал, что видел и других изувеченных кукол, и ему становилось от этого плохо.

Акимыч предположил, что так на него повлияла война, где ему пришлось видеть тела мёртвых людей, которых и напоминали куклы. Раздосадованный старик недоумевал, как люди могут проходить мимо этих истязаний, не обращая никакого внимания. Акимыч изумлялся равнодушию учеников и учителей, которые видели истерзанных кукол.

Ведь чему может научить человек, если он не видит ужаса происходящего, если душа его глуха?

Акимычу снова стало не по себе. Он пошёл к пустырю и там, вырыв яму лопатой и выстлав её дно сеном, положил куклу в могилу. Старик прикрыл куклу сеном и лишь затем завершил начатое. Акимыч подытожил: «Всего не закопать».

Краткое содержание произведения «Кукла» (Н.Н. Носов)

Многомудрый литрекон рад предоставить Вашему вниманию краткий пересказ произведения Носова «Кукла». Мы постарались собрать самые значимые, основные события книги в сокращении.

(405 слов) Перед погружением в рассказ, автор повествует о старых местах, которые он стал редко посещать. Со временем они изменились, заросли и обветшали. Когда-то давно он часто заглядывал в сюда, ведь его дом находился всего в 25 верстах.

Автор любил бывать на речке, которая была очень стремительной, что даже гуси не рвались там плавать. Но был один человек который всегда посещал эту речушку, чтобы порыбачить, и звали его Акимыч. Он жил в маленьком шалаше недалеко от реки.

Автор захотел подарить Акимычу крючки, на что рыбак просто посмеялся.

Лишь спустя несколько лет, автор решает посетить эти места. Заприметив речку, которая была ему так дорого и близка, он даже не узнает ее.

Она обмельчала, заросла и покрылась тиной с заполонившими всю поверхность кувшинками. А на месте омута, известного как Липина Яма, образовалась мель.

Сам рыбак, Акимыч, отмахнувшись сказал, что теперь это место не подходит для рыбаков, и перестал посещать его.

В былые времена автор часто проводил время на берегу реки, вместе с рыбаком. В разговоре выяснялось, что он и рыбак, оказывается, служили в одном и том же месте, участвовали в одних и тех же военных событиях. Да даже войну закончили в одно и то же время. Акимычу очень трудно давалось выражать свои мысли. Причиной этому стали ранения, которые он получил во время войны.

В конце октября автор не замечает привычного шалаша в котором проживал рыбак. Лишь только обгоревшие останки бывшего жилища. С другой стороны от шалаша шел сам Акимыч с лопатой, который ничего не ответил на приветствие и вопросы автора. Он уже не мог разговаривать.

Бывшему рыбаку пришлось объяснять все жестами. Он рассказывал, что теперь проживает в школе, заботится о ней, но куда держит путь с лопатой, так рассказчик и не узнал. Автор последовал за ним, и на полпути старик указал на край дороги. На краю находилась старая, страшная на вид кукла.

Она была покрыта ожогами от сигарет и многочисленными следами зверского отношения к ней. Старый рыбак проговорил, что кукла эта очень уж похожа на человека. Несмотря на то, что она не живая, все же имеет человеческий облик.

Акимыч стоял и вспоминал, что ему пришлось лицезреть на фронте, но он так и не смог понять причину, которая мотивирует людей на такую жестокость.

Позже рыбак выкопал кукле могилу и похоронил. В глазах его выражались сострадание и боль ко всему человеческому. Он печалился, что похоронив куклу со всеми ее страданиями, все равно избавить мир от злобы и агрессии не получится. Всю его печаль можно услышать в словах «Всего не закопать».

Андрей Мохов

Главные мысли

Смысл рассказа отражён в эмоциональном монологе Акимыча, в который писатель вложил свою собственную позицию. Простым языком, но идущими от души словами герой высказывает всё, что чувствует.

Из-за сильного волнения в его поведении проявляются отголоски контузии. Автор неслучайно добавляет своему персонажу эту черту: с её помощью он подчёркивает, насколько небезразлично для героя происходящее.

В читательский дневник можно выписать некоторые цитаты из его монолога, являщиеся главными мыслями произведения:

  1. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят».
  2. «Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий».
  3. «Чему же ты научишь, какой красоте, если какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!»

Но в конце, похоронив куклу, Акимыч произносит ещё одну фразу: «Всего не закопать…», смысл которой тоже очень важен. Можно похоронить одну куклу, но не закопать всего того зла, которое совершают люди повсюду из-за своего равнодушия и бессмысленной жестокости.

Интересно, что изначально автор хотел назвать своё произведение «Акимыч», но впоследствии изменил его, делая акцент на кукле и на плохих поступках людей, жертвой которых она стала, тогда как сам Акимыч — всего лишь наблюдатель этой неприятной и в чём-то даже трагической ситуации.

Во многом творчество Е. И. Носова перекликается с произведениями другого известного писателя, А. П. Платонова, и имеет главную мысль: нельзя оставаться равнодушным к жестокости, особенно если безнравственные поступки совершаются детьми или молодым поколением.

Ссылка на основную публикацию