Анализ произведения «Косцы» (И.А. Бунин)

Великим мастером создания небольших прозаических произведений был Иван Алексеевич Бунин. Читателей впечатляют главные мотивы его рассказов, их редкая художественная тонкость, своеобразные приемы.

Одним из замечательных шедевров является рассказ Бунина “Косцы”. Анализ произведения, приведенный в данном материале, демонстрирует талант главного писателя русского зарубежья.

Ведь Ивану Алексеевичу пришлось жить вдалеке от своей Родины.

Находясь в эмиграции, писатель посвящал свои книги России, русскому народу. Это касается и рассказа Бунина “Косцы”. С кратким содержанием этого маленького произведения мы предлагаем ознакомиться в нашей статье. После прочтения рассказа вы поймете, почему за воссоздание в прозе русского характера Ивану Алексеевичу вручили Нобелевскую премию.

Иван Алексеевич длительное время до эмиграции жил в Орловской губернии и был верным сыном России. Когда ему вручали премию, то он отметил, что ее достоин весь русский народ.

Анализ произведения «Косцы» (И.А. Бунин)

Бунин. «Косцы». Содержание в кратком изложении

Итак, попробуем кратко пересказать небольшой шедевр Ивана Алексеевича. Пересказ “Косцов” Бунина начнем с того, что на краю леса, где растут молодые березки, автор и его спутник видят работающих косцов. Писатель подмечает их благородный вид, опрятность и трудолюбие. Они наслаждаются своим занятием. Эта дружная компания кажется совершено беззаботной.

Приблизился вечер, и автору опять хочется встречи с косарями. Он видит их за трапезой. Они наслаждаются блюдом из мухоморов, которое им кажется сладковатым и напоминает курятину. Труженики отдохнули и решили спеть. Казалось, что их звонкие голоса заполняли лесной воздух особым очарованием, дивной прелестью.

Песня казалась грустной, но исполняли они ее с особой удалью. В этот момент автор понял, что в жизни нет безнадежности. Огромная Русь может всякому помочь и любого выручить. До самой ночи радовали косцы своими песнями. Писатель наслаждался этим моментом и вдыхал свежие ароматы медвяных лесных трав, удивлялся гармоничному сплетению человека и природы.

Конец рассказа немного грустный, автор ностальгически вспоминает косцов и их пение. Он чувствовал себя рядом с этими тружениками счастливым, а их песни подарили ему истинную радость. Бунину искренне жаль, что не вернуть больше тех сказочных мгновений.

Анализ произведения «Косцы» (И.А. Бунин)

Особенности сюжета

Иван Алексеевич сам утверждал, что писал о красоте во всех ее формах, часть своей души передал в описании русской природы в произведении И. Бунина «Косцы». Анализ рассказа нужно начать с особенностей сюжета.

Как и многие другие короткие произведения писателя, рассказ “Косцы” не имеет определенных сюжетных линий. Это своеобразное воспоминание о том, как он встретил в поле рязанских косцов, которые невероятно красиво пели.

В рассказе глубоко и проникновенно переданы чувства, которые одолевали писателя во время их пения. Уже тогда рассказчик понимал, что никогда не забудет тот предвечерний час. Автор удивлен, насколько глубока русская душа, что даже ему непонятны все тонкости песни сельских тружеников.

Анализ произведения «Косцы» (И.А. Бунин)

Композиционное и жанровое своеобразие

Четко выраженной композиции в рассказе “Косцы” нет. Стоит отметить, что и отдельные персонажи здесь тоже не выделяются. Присутствует только обособленный образ косцов. На первое место в произведении выплывают авторские чувства и мысли.

В своих размышлениях писатель сравнивает этих тружеников с чем-то чарующим, слитым в единую артель, видит, что их пение очень гармонично вплетается в жизнь природы, но они даже не задумываются об этом. Во время пения автор ощущает себя частичкой этого народа. Их песня, окружающая природа неотделимы от родины, России.

К какому жанру можно отнести данное произведение? Пожалуй, это своеобразное стихотворение в прозе, где писатель размышляет о русском человеке. Ведь Бунину так необходимо было за границей духовное единение с Россией. А еще его можно назвать поэтической зарисовкой, лирическим очерком. Рассказ насыщен эпитетами, метафорами, сравнениями.

Анализ произведения «Косцы» (И.А. Бунин)

Природа в рассказе Бунина “Косцы”

Описанием русской природы в произведении Иван Алексеевич показал, насколько он тонко ее чувствовал. Березовый лес у него как бы откликается на песню косцов. Автор описывает старую дорогу, которая заросла кудрявой муравой, рассуждает о том, что по этой дороге столько раз ходили его деды и прадеды. Днем по небосводу плыли красивые легкие облака, а вечером небо стало золотиться.

На лоне этой природы прекрасно чувствуют себя труженики. Читателю так и хочется разделить восторг и радость, передаваемую автором в описании местности и процесса сенокоса. Сразу перед глазами всплывают картины А. А. Пластова “Сенокос” и Г. Г. Мясоедова “Страдная пора. Косцы”. Их даже можно назвать иллюстрациями к рассказу Бунина.

Автор изображает родство сильных тружеников с природой. Этим людям не в тягость такой тяжелый труд. Они поют песню, которая сливается воедино с березовым лесом. Деревья отзываются на дивное пение.

Цветовая гамма в произведении тоже очень богатая: серело, золотилось, синь, кумачовый, розовый, черней, красными. Особенностью этого и других рассказов являются повторы, поэтому оно и похоже на стихотворение в прозе.

Слово “прелесть” повторяется несколько раз. Оно относится к природе и песне косцов.

Анализ произведения «Косцы» (И.А. Бунин)

Труженики в рассказе

Косцы не просто трудились, но и пели. Казалось, что в работе они даже не делали особых усилий. Труженики размахивали вокруг себя косами, а те обнажали целые поляны. Писатель изображает не местных, а рязанских косцов, которые пришли из другой области России, но отличаются сплоченностью. В их движениях замечалась особая охота к работе.

И радостно было автору наблюдать за их слаженным трудом. Косы они пускали широко, как бы играясь. Шли ровно друг за другом, окашивая пни и кусты. Даже во вздохах этих тружеников писатель видел русскую красоту. В этом прозаическом стихотворении Бунин воспевает труд косцов.

Анализ произведения «Косцы» (И.А. Бунин)

Значение народной песни

В своем произведении “Косцы” Иван Бунин тонко описывает песню тружеников поля, воспевающую родимую сторонку, счастье, надежду. Некоторые строчки посвящены любимой девушке, несчастной любви. Прелесть пения косцов в откликах звучности. Они – дети своей земли, поэтому подобный душевный порыв свойственен только им.

Пение косцов Бунин сравнивает с пением души. Он даже не находит слов для выражения всей прелести этой песни. В ней связь со всем окружающим миром. Эти наивные, не ведавшие своих сил и талантов люди так запели, что даже лес отозвался на их звуки.

В них слышались радость и безнадежность одновременно. Один из косцов оплакивал себя: “Ой, да все пути мне, молодцу, заказаны”. Разве могут так сладко петь и скорбеть те, кому некуда пойти, и везде закрыты дороги? Эти люди не верят в безнадежность.

Самое главное, что было в той песне – нельзя возвратить прошлых счастливых дней.

Анализ произведения «Косцы» (И.А. Бунин)

Образ Родины в произведении

Будучи в эмиграции, Бунин обращается к прошлому и показывает его преображенным. Писателя тянет к соотечественникам, он любит Россию.

Поэтому в рассказе Бунина “Косцы” Родина показана безмерной и далекой. Писатель изобразил рязанских крестьян, их вдохновленный труд, берущую за душу песню во время сенокоса на орловской земле.

Тем самым автор вспоминает те времена, когда ему на Родине было хорошо и спокойно.

Именно на русском материале построены произведения эмигрантского периода Ивана Алексеевича. На чужбине писатель постоянно вспоминал о родной земле, о ее полях, деревнях, крестьянах и дворянах, природе.

Ивану Бунину был прекрасно знаком и русский мужик, и русский дворянин. Запад писателю чужд, он не мог писать о нем. Произведения Бунина были наполнены классическими традициями русской литературы.

Также мастер слова не обходил стороной любовь, жизнь, будущее всего мира.

Описываемую в рассказе орловскую землю писатель называет “родной сторонушкой”. А Россию он зовет не просто Родиной, а общим домом. В словах “беспредельная родная Русь” выражает свою любовь к ней. С неприглядной русской глубинкой он связан кровно. Писатель утверждает, что куда бы человека ни забросила судьба, пред глазами у него всегда будет родное небо.

Анализ произведения «Косцы» (И.А. Бунин)

Печальная концовка

В конце рассказа читатели видят печальное воспоминание о косцах и их песне. Когда-то и он был счастлив на русских просторах. Но те дни прошли. От этого автору очень грустно. Он хотел бы вернуть ушедшие времена. Но, к сожалению, покинул свою Родину из-за политических взглядов и боязни преследования.

Как и другие произведения писателя, “Косцы” наполнены тревогой за судьбу России. Бунин доказывает, что он настоящий аналитик жизни русского народа, его характера, языка, традиций. В конце рассказа писатель говорит, что сказка для русских людей уже прошла, Божья милость миновала.

Анализ произведения «Косцы» (И.А. Бунин)

Идея

Рассказ “Косцы” называют поэтической зарисовкой, которая сопровождается размышлением автора о судьбе России. Однажды, путешествуя на пароходе, Бунин услышал песню грузчиков. Это и послужило поводом для написания данного стихотворения в прозе.

Писатель рассуждает о русском человеке, о духовном единении людей со своей страной. Главное, что хотел показать Иван Алексеевич: слушая песню косцов, все чувствуют себя единым целым – Россией. Каждый должен ощущать свою землю и гордиться ею.

Ведь косцы пели так легко и естественно, как может только русский человек.

Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе

  • Сегодня
    мы…
  • ·                  
    Познакомимся с рассказом Ивана Алексеевича Бунина «Косцы».
  • ·                  
    Увидим, в чём особенности этого рассказа.
  • ·                  
    Посмотрим, как в рассказе изображаются отношения человека и природы.

Иногда
нам хочется вспомнить что-нибудь счастливое.

Особенно мы нуждаемся в счастливых
воспоминаниях в печальные дни – такие воспоминания подбадривают нас.

Но что же
обычно вспоминается людям?

Кто-то
вспомнит просто счастливый момент из жизни. Взрослые часто возвращаются памятью
в детство.

  1. А
    человек, разлучённый с Родиной, мысленно устремляется в родные края.
  2. Иван
    Бунин как раз был разлучён с Родиной.
  3. Он
    родился в царской России.

Однако
потом грянула Октябрьская революция – и после неё Российская Империя
перестала существовать.
Страны, которую Бунин так любил, просто не стало. А
сам писатель не ужился с новой, советской властью, и ему пришлось уехать.

В конце
концов Бунин поселился во Франции. Но в этой стране всё для него было
чуждо.

Ведь Иван
Алексеевич всегда считал себя исключительно русским человеком! Так что на
чужбине он сильно тосковал о Родине.

Он не
собирался даже учить французский язык – ведь родной язык был всем, что у него
осталось. Так что писал Бунин только по-русски. Хотя, если честно, в первые
годы после переезда в Париж он вообще почти не писал.

Разлука с
Россией измучила писателя настолько, что у него не было даже вдохновения.

Как вы
думаете, что он вспоминал в эти тяжёлые годы? Конечно, ему виделась Россия –
прежняя, какой она была в его молодости. Ееё поля,
леса, крестьяне на уборке урожая…

Читайте также:  Анализ поэмы В.В. Маяковского «Хорошо!»

Вот так и
появился на свет рассказ «Косцы». Он был написан Буниным в 1921 году.

  • К тому
    времени Бунин уже второй год жил в эмиграции и писал редко.
  • Он сильно
    переживал за будущее своей страны и с горечью вспоминал ушедшую эпоху.
  • Однажды
    Бунин вместе со своей женой садились на пароход и услышали, как дружно и
    радостно поют грузчики.
  • В этот
    момент писателю показалось, что так радостно могут петь только русские люди.
  • Это
    воскресило в нём воспоминания о том, как они с братом Юлием вместе возвращались
    из Москвы в Самару и встретили косцов.
  • В этих
    воспоминаниях Бунину представилась та самая Родина, о которой он так хотел
    писать.
  • И на свет
    родился коротенький рассказ о том, как автор встречается с косцами, видит их
    работу, слушает их песни…

Впрочем, рассказ ли это вообще? С первого взгляда – да,
мы можем назвать именно такой жанр.

  1. Ведь
    перед нами небольшое прозаическое произведение, в нем мало героев, и события
    происходят за короткий отрезок времени.
  2. Но ведь
    здесь постоянно описываются чувства и картины природы, так что это непохоже на
    рассказы, которые мы знаем.
  3. Можно
    сказать, что перед нами – лирическая зарисовка.
  4. Ведь,
    кроме всего прочего, в этом произведении нет чёткого сюжета.
  5. Автор
    скорее просто передаёт свои наблюдения, размышления, ощущения.

Но над
чем он размышляет? Какие темы поднимаются в произведении?

  • Конечно,
    там ярко звучит тема родной природы.
  • Говорится
    о любви к родине.
  • Есть и размышления
    о судьбах страны
    .
  • И все эти
    темы очень тесно связаны между собой.
  • Например,
    тема природы раскрывается через показ единения с ней человека.
  • Ведь
    именно то, насколько косцы близки к природе, поражает автора при встрече с
    ними.
  • Даже
    берёзовый лес откликается песне косцов и вторит ей, наделяя её особенной
    прелестью:
  • «Прелесть
    была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и
    между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым
    воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем,
    этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным
    медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно
    срывали и ели, и этой большой дорогой, её простором и заповедной далью».
  • Прекрасное
    автор находит не только в единении с природой, но и в единении с родиной.
  • Природа
    в его понимании становится неотделимой от образа Родины
    .

Что же
такое Родина для автора? Это – та самая исконная Русь, картину которой
он так старательно выписывает.

Вспомним,
что такое исконный. Это древний, коренной, существующий с начала
времён.

Какой же
предстаёт в описании Бунина эта древняя Русь?

«Старая
большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями,
следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную
русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие
облака, смягчая синь за дальними извалами полей и
бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их
на церковных картинах».

  1. Эта
    картина настолько живописна и прекрасна, что Русь в ней кажется автору чем-то
    незыблемым, существующим вечно, вне времени.
  2. И эта
    Русь рисуется ему чем-то свободным, простым, лиричным и прекрасным.
  3. Образом
    такой исконной Руси становятся косцы, которых встречают братья по пути.

Анализ произведения «Косцы» (И.А. Бунин)

Эти косцы
– красивы, беззаботны, опрятны, и они наслаждаются жизнью и молодостью. И всё
делают с песней.

  • Сразу
    можно заметить, что этот образ косцов идеален – как и образ исконной
    Руси.
  • Посмотрим,
    какой радостью наполнен их труд: «Они подвигались, без малейшего усилия
    бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны,
    окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая,
    каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое,
    совершенно цельное, необыкновенно прекрасное».
  • Но ведь
    мы помним, что жизнь крестьянина и сельский труд – далеко не лёгкое дело!
  • Вот как
    писал об этом Некрасов:

В
полном разгаре страда деревенская…

Доля
ты! – русская долюшка женская!

  1. Вряд
    ли труднее сыскать.
  2. Зной
    нестерпимый: равнина безлесная,
  3. Нивы,
    покосы да ширь поднебесная –
  4. Солнце
    нещадно палит.
  5. Бедная
    баба из сил выбивается,
  6. Столб
    насекомых над ней колыхается,
  7. Жалит,
    щекочет, жужжит!

Откуда же
настолько светлый образ в воспоминаниях Бунина? Дело в том, что все его
воспоминания об исконной Руси пропитаны ностальгией.

Ностальгия
– это тоска по родине или по чему-то ушедшему, утраченному. Это утраченное
всегда кажется прекрасным.

И здесь
уже нужно поговорить о третьей теме рассказа. Бунин не может не задумываться о
судьбах Родины.

  • Так что
    косцы и их песня становятся в произведении ещё и символом безвозвратно
    ушедшей эпохи.
  • «Это
    было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили
    в то время, не вернётся уже вовеки
    », −
    печально восклицает автор.
  • Для него
    в прошлое уходит наивная, чудесная Русь со всеми своими сказками и с
    неразрывной связью человека и природы.
  • Помните,
    что пели в своей песне косцы?
  • Ты
    прости-прощай, любезный друг,
  • И,
    родимая, ах да прощай, сторонушка!
  • И грусть,
    и это прощание Бунин называет горько-сладкими, потому что в расставание на
    самом деле не верится.

Разлука с
Родиной кажется невозможной, потому что она – часть тебя и будет с тобой
повсюду. Но так было в прошлом.

  1. Теперь в
    этом прошлом остаётся волшебная, исконная Русь, и о ней остались только
    воспоминания.
  2. «…миновала
    и для нас сказка: отказались от нас наши древние заступники, разбежались рыскучие звери, разлетелись вещие птицы, свернулись
    самобраные скатерти, поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля,
    иссякли животворные ключи — и настал конец, предел божьему прощению».
  3. На этой
    звенящей, почти траурной ноте заканчивается рассказ.
  4. Автор
    с горечью оборачивается назад и понимает, что раньше был счастлив – и не
    осознавал этого.
  5. Получается,
    что в рассказе изображаются светлые воспоминания автора о Руси прошлого и
    печаль от её утраты и разлуки с Родиной.
  6. Автор
    говорит о неразрывной связи человека с Родиной и её природой.
  7. Конечно,
    создать живописную картину Родины ему помогает язык произведения. Особенно
    много в тексте эпитетов: бесконечная даль, хлебородное поле, несметные дикие
    цветы, беспредельная Русь, животворные ключи…
  8. В тексте
    вообще много красочных и ярких прилагательных.
  9. А
    некоторые эпитеты напоминают нам о народных сказках – такие, как ясный
    сокол.
  10. Ещё мы
    часто встречаемся в тексте с рядами однородных членов предложения – это делает
    текст ещё насыщеннее и красочнее.
  11. А из-за
    длинных предложений рассказ действительно звучит, как нескончаемая,
    переливчатая песня косцов.
  12. Что
    же мы должны запомнить?
  13. ·                  
    Рассказ «Косцы» был написал Иваном Буниным в тысяча девятьсот
    двадцать первом году, в Париже, в эмиграции.
  14. ·                  
    В рассказе говорится о неразрывной
    связи людей с Родиной и родной природой.
  15. ·                  
    Рассказ пронизан чувством ностальгии – грустью от утраты Родины

Анализ рассказа Косцы Бунина

Произведение под названием «Косцы» написано русским писателем Иваном Алексеевичем Буниным. Анализ данного литературного творения представлен в данном тексте.

Произведение принадлежит к жанру рассказа и написано в 1921 году. В это время Иван Алексеевич жил во Франции.

Он был скромен в финансовом плане, даже бедствовал, потому события, которые описаны этом произведении про почвы, являющиеся плодородными, поля родной земли, густоватые леса, свободные ветра, восхищение урожаем свидетельствует о том, что писатель очень сильно скучал по Родине – России. Почти все творчество Бунина за границей пропитано этой грустью и ностальгией. Автор почти не описывал свою жизнь в Париже, так как не сумел отыскать приюта для скорбящей души. Он жаждал создавать рассказы о родине. Именно потому рассказ под названием «Косцы» наполнен сладостным желанием оказаться на родной землице, как с любимой женщиной и набраться сил. Березовый лес описан, словно живое существо.

Есть предположение, что в основе данного рассказа лежит воспоминание Ивана Алексеевича, как он плыл на пароходе в Москву, покинув Саратов. Вместе с ним был старший брат Юлий.

Грузчики пели громкие песни и это сильно восхищало братьев. Писатель понял, что на такое способны лишь русские люди, русские мужчины и женщины.

Именно этого был лишен автор, находясь во Французской столице последние тридцать с лишним лет своей жизни.

По направлению данный рассказ относится к реализму, но не лишен лирической составляющей. Импрессионизм здесь тоже имеет свое влияние. Четко изображено словами то, как Бунин воспринимает окружающий мир.

Произведение не имеет конкретного сюжета. Бунин повествует, как брел с кем-то по широкой дороге и заметил крестьян, которые косили траву. Они пели очень звонкие песни. Бунин не мог закрыть ни глаза, ни уши, потому как был до невероятности поражен. Этими крестьянами оказались мужики из Рязани.

  • В рассказе поднято несколько тем: тема родины, природы, судьба России.
  • Проблемы – это общественно-политические вопросы, также сожаление о том, что прошлое невозможно вернуть.
  • Основная мысль произведения – любовь к Родине вечна.

2 вариант

Рассказ «Косцы» Бунин написал в Париже. Основной темой в произведении Ивана Алексеевича является любовь к Родине, что он мастерски смог описать в этом рассказе. Для Бунина это было как никогда актуально, ему пришлось жить эмигрантом, но душой автор был навсегда с Россией.

В произведении «Косцы» нет определенного сюжета, но он здесь и не нужен, рассказ завораживает с первых же строк описанием дивной природы нашей Родины, здесь и величественные поля и прекрасные березы, описанием простых людей, которые здесь живут, единстве их духа, их доброте и силе.

Рассказ ведется от лица автора, который идет со своим спутником и проходя мимо поля, видит обычных русских батраков, косящих траву, но их чудное пение, сливающееся с самой природой, заставляет автора, остановится, прислушаться к их песне и удивится тому насколько может быть единым народ и природа, а также посмотреть на мир другими глазами и понять на сколько ему дорога своя Родина.

Через рабочих и их пение Бунин хотел показать всех людей России. Народ, как и пение рабочих, также велик, силен и един с самой родиной. Их песни разлетались на многие километры, и казалось, будто самая природа поет вместе с крестьянами.

Автору максимально четко удалось показать связь природы и русского народа, ведь даже когда рязанские мужики попили русской чистой водицы, то смогли продолжить работу с новой силой, словно она умножила ее во сто крат. А когда автор и его спутник возвращаются домой, то застают ужин рабочих, те в свою очередь приглашают путников отужинать с ними.

Читайте также:  Образ Кабанихи в пьесе Островского «Гроза»

Таким образом, Бунин показывает все тепло и доброту русской души обычных крестьян, ведь рабочие пригласили к своему костру совсем неизвестных им людей.

Несмотря на всю патриотичность и красоту рассказа, в нем есть и нотки горечи, так как автор упоминает, что время не щадит ни кого, в том числе и нашу Родину, тем самым затрагивая политические темы. Со временем приходят изменения, которые понравились не всем, некоторым революция пришлась по душе.

Но Бунин очень любил свою страну и всегда по ней очень скучал, прочитав рассказ можно почувствовать то, что было на душе в тот момент у автора. А на душе была тоска по любимой Родине, теплота от воспоминаний о ней, непреодолимое желание вернуться и вдохнуть этот свежий и чистый воздух полной грудью.

Ивану Алексеевичу Бунину удалось уместить в таком небольшом рассказе всю свою любовь к Родине, ее основную проблему, тоску по России, показать всем насколько русский народ крепок духом и слажен, описать красоты нашей природы. Автор смог дать нам вновь почувствовать, за что именно нужно любить нашу Родину, а тем, кто тут никогда не был, дал понять, насколько тут красиво.

← Мой любимый рассказ Бунина Господин из Сан-Франциско
← Анализ рассказа Кукушка↑ БунинАнализ рассказа Роман горбуна →
Основные проблемы творчества Бунина →

  • Тема семьи в романе Война и мир Толстого сочинение
    Роман Льва Николаевича Толстого Война и мир – это одно из великих произведений в русской литературе. Благодаря ему читатель учится таким прекрасным качествам, как доброта, справедливость, честность, и другие
  • Сочинение Пословицы и поговорки зерна народной мудрости (воплощение) рассуждение
    В парфюмерии есть такой термин – эссенция. Этим термином обозначается вытяжка из каких-то компонентов, к примеру, если речь идет об ароматизаторе, то эссенция в дальнейшем во много раз разбавляется водой
  • Главные герои романа Над пропастью во ржи
    Главным героем произведения можно назвать Холдена Колфилда. Учитывая его весьма юный возраст (16 лет), парню присущи такие качества, как максимализм, перфекционизм, искренность и честность.
  • Сочинение на тему Письмо водителю
    Дорогой водитель! Я так рада, что мы всем автобусом едем отдыхать на море. Это намного лучше, чем сидеть в школе на уроках. Но вот мы едем и учимся. И так здорово, что вы включаете хорошую музыку
  • Сочинение Калининград – мой любимый город
    Калининград – это не только мой родной город, но и город, который меня бесконечно вдохновляет и удивляет. Я люблю в моем городе все: начиная с переменчивой погоды Балтики, сильного ветра и особенно яркого солнца

Анализ рассказа И.А. Бунина «Косцы»

Образец анализа прозаического текста

(на примере рассказа И.А. Бунина «Косцы»)

Рассказ И.А. Бунина «Косцы» представляет собой медитативное повествование от первого лица. Бунин выступает здесь, с одной стороны, размышляющим автором, но в то же время занимает активную позицию в рассказе: он не просто наблюдатель, но и участник описываемых событий, более того, в финале его голос сливается с голосом русского фольклора, русского народа.

Размышления автора-рассказчика опираются на ассоциативные связи. предметом его медитации выступает образ Родины, покинутой им и погибшей в его восприятии, но живой в памяти писателя и в памяти русского народа. не случайно, когда Бунин читал свой рассказ в 1921 году в Париже1, двести слушателей плакали, настолько ярко представлена Россия в этом произведении.

В основе авторской медитации лежит развитие художественного образа – образа песни, который переплетается с предметом рассуждения и тесно связан с целым рядом других художественных образов, важных для представления Родины в восприятии автора.

Так, название рассказа – «Косцы» – вводит метонимически образ русского народа. И первое предложение рассказа словно вытекает из его названия, т.к.

слово «косцы» не повторяется (во избежание тавтологии) и заменяется местоимением «они». И читатель сразу понимает, о ком идет речь, благодаря глаголу «косили».

В результате читатель сразу окунается в атмосферу рассказа и становится свидетелем описываемой картины.

Более того, уже здесь, в первом предложении, сконцентрированы все ключевые образы рассказа: косцы (как весь русский народ), дорога (как воплощение исторического пути страны и судьбы ее народа), лес (как символ русской природы) и через глагол «пели» песня (как душа русского народа и России в целом), – все они в дальнейшем получат свое художественное развитие.

Это первое предложение является своего рода лирической экспозицией медитации в композиционной организации текста. Далее следует тезис, характерный элемент композиции текста типа рассуждение: «…та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки».

Здесь же есть указание на ретроспективный план, углубление в план прошлого («это было давно, это было бесконечно давно»); причем оно выглядит гиперболично и отсылает читателя к глубокой старине, напоминая зачин былины.

Затем идет пространная и очень глубокая разработка темы – собственно медитация, а последний абзац выглядит как некий вывод – финальный компонент композиции рассказа-рассуждения.

Важное значение для понимания рассказа имеет развитие временного плана.

Так, начинается повествование с обращения ко временам глубокой старины («бесконечно давно»), а заканчивается остановкой времени («конец»), концом истории русской земли, который, однако, преодолевается всем строем произведения. В основной же части медитации сложным образом сочетаются и чередуются конкретный временной план и временные обобщения.

Сначала мы видим точное указание на время суток и года («предвечернее время июньского дня»).

Но далее внутри достаточно конкретного описания встречается упоминание более глубоких временных пластов («следы давней жизни наших отцов и дедов» и далее: «вечная тишина», «первобытность», «былинная свобода и беззаветность»). В результате конкретное описание углубляется во времени.

Не случайно после многоточия следует почти философское обобщение о вне временном, надвременном существовании этой описываемой картины: «Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой – или благословенной Богом стране».

И это придает повествованию объемность, глубину и сказочное очарование. А затем вновь идет конкретизация: описание артели рязанских косцов. Но то, что они были «как-то стариннее и добротнее» орловских, углубляет их образ, возникает ассоциация с русскими былинными богатырями.

Потом временной план воспоминаний еще больше углубляется в прошлое («неделю тому назад»), но несмотря на это возникает еще более конкретная картина: крупным планом дано описание работы и ужина косцов.

Мотив пения тоже конкретизируется через название той песни, которую пели косцы («Ты прости-прощай, любезный друг!»), но сразу после этого вновь начинается обобщение – рассуждение автора о «дивной прелести их песни».

Разработка этого мотива идет прежде всего в тесной взаимосвязи с ностальгическим настроением рассказчика, который воскрешает этот образ в памяти, уже зная, что Родина утрачена им в действительности и осталась только в памяти.

При этом развитие художественной идеи происходит по ступенчатому принципу: одна ассоциация вырастает из другой и поднимается на новую высокую ступень осмысления темы родины.

Так, первая мысль автора самая естественная, и подсказана она еще в начале рассказа: прелесть песни в откликах леса («лес… звучно откликался»; «лес принимал и подхватывал их песню также свободно и вольно»), т. е. прелесть песни в ее единстве с природой, в тесной органической связи с ней. Недаром косцы «пели, сами не замечая того», т.к. это часть их самих, их природы.

Об этом говорит и автор: «…не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали мы и они». И далее мысль автора развивается и углубляется: ему важна не только связь между песней и природой, но и между ним и косцами, между интеллигенцией и народом, между людьми и родной природой, между народом и страной. И все это объединяет простая русская песня.

Из этого следует вторая, важная для понимания рассказа, мысль автора: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины». В этом единении и родстве автор видит залог благополучия, счастья, гармонии («нам было хорошо, спокойно и любовно»), хотя в то время это им не осознавалось, и в самой этой неосознанности была особая прелесть.

Именно после этих слов звучит «уж совсем не сознаваемая тогда», но, можно сказать, кульминационная по своему лирическому звучанию мысль о родине: «…прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу».

И здесь опять воедино стягиваются ключевые образы и мотивы: родина – дом – Россия; ее душа – песня; ее народ – косцы; ее природа – откликающийся лес. В этом ряду действительно самые важные и значимые образы для представления родины как общего дома для всех, с одной стороны, и в то же время родины как неповторимой, непередаваемой песни души каждого человека.

И эта ее непередаваемость, сказочность отражается в метонимичном представлении песни как вздоха, подъема «певучей груди». Но и сама песня выступает как метонимия по отношению к образу родины (так же, как и образы косцов, леса). Но особенность этой песни еще и в том, что это родная русская песня русской души; она и чувства, вызванные ею, – именно русские, родные.

Поэтому песня становится символом памяти о потерянной родине. И это осознает рассказчик только в настоящем, реальном временном плане.

Соотношение временных пластов выглядит очень сложно, они все больше проникают друг в друга: событийная сторона связана с воспоминанием, с прошлым, а эмоциональная окраска этого воспоминания напрямую связана с настоящим.

Вслед за восхищением «чисто русской красотой» песни идет осознание ее печального содержания. Не случайно воспоминание выбирает эту грустную песню, ведь косцы наверняка пели разные песни, но в настоящем положении рассказчику важна песня именно такого содержания.

Косцы пели о разлуке с «родимой сторонушкой», с которой и у них, и у автора связано представление о счастье, о надеждах.

Читайте также:  Сочинение: Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»

У каждого оно свое, отсюда такое разноголосие в пении («вздыхали по-разному»; «по-разному жалуясь и тоскуя»; «по-разному ударяя на слова»), но все это многоголосие сливается в едином, хотя и парадоксальном, «согласном чувстве», которое передано через оксюморон: «почти восторг перед своей гибелью».

Это, казалось бы, непонятное и невозможное чувство объясняется на следующем этапе авторского размышления: очарование и радость песни в том, что человек не верит в эту безнадежность, «все-таки нет ему подлинной разлуки с родиной», и «беспредельная родная Русь» всегда будет с ним в его памяти и в его сердце.

В несобственно-прямой речи словно сливаются воспоминания автора с народным восприятием счастья и чувства родного, близкого. Создается ощущение сказочной защиты человека в любых трудных ситуациях.

Возникает красивый образ родины, основанный на народно-поэтических и сказочно-фольклорных образах и мотивах («царевны прекрасные и премудрые», Баба-Яга, ковры-самолеты, шапки-невидимки, живая вода, ясный сокол, Земля-Мать)

Но как горький вывод звучат последние слова рассказа о том, что «миновала… сказка …и настал конец…». Горечью пронизано и указание на невозвратимое время («те дни, теперь уже бесконечно далекие – и невозвратимые»).

Автору-рассказчику больно, что все это глубинное народное богатство, вся прелесть родной земли, а с ними и сама родная земля погублены и утрачены навсегда. И все-таки уравновешивает эту горечь и боль свет авторского воспоминания («бесконечно счастливы», хотя и в «бесконечно далекие» дни), которым пронизан весь рассказ-медитация.

Ведь не случайно писатель пишет, что несмотря ни на какие беды, русский человек не верит в безнадежность и хотя бы в памяти сохранит светлый образ родины.

Более того, весь рассказ выглядит как песня: так активны в нем традиционные песенные образы, так мелодична его лирическая интонация и даже синтаксическая организация текста, особенно его второй части (см. например, анафорический повтор-припев «Прелесть была…»; а также почти былинный зачин и сказочная концовка).

Но рассказ-песня звучит более трагично, чем песня косцов, т.к. к рассказчику осознание прелести всего родного пришло только после горькой утраты.

Трагизм положения автора еще и в том, что косцы-то поют о своей разлуке с малой родиной, с родными краями, но они остаются при этом в России, и русские поля, леса будут всегда с ними; а рассказчик «поет» лебединую песню об утраченной навсегда горячо любимой России, которую уже ничто не напомнит, возврат в которую возможет только в памяти. «Родимая сторонушка» косцов продолжает жить независимо от их присутствия, а Россия в рассказе Бунина погибла и все светлое невозвратно осталось в прошлом.

Особое внимание в рассказе обращает на себя оппозиция «мы»—«они», возникшая уже с первой строки.

С одной стороны, вначале обозначено явное противопоставление за счет противительного союза «а», но с другой стороны, «мы» и «они» находятся рядом, «поблизости» и связаны друг с другом тем, что живут на одной земле.

Такое соотношение отражает сложные и неоднозначные взаимоотношения между интеллигенцией («мы») и народом («они»), которое всегда проблемно существовало в русской общественной мысли и литературе.

В сцене ужина косцов, которая дана крупным планом, показана разница восприятия жизни теми и другими. Для рассказчика мухоморы, которые ели косцы, «были страшные своим дурманом», а для мужиков – «они сладкие, чистая курятина». И рассказчик смотрит на это «с ужасом», а косцы «только засмеялись», т.к.

они-то, видимо, знают, что не это настоящий ужас, что есть гораздо более страшные и ужасающие потрясения, о которых даже не подозревает в своей благополучной жизни рассказчик. Только теперь после разлуки с родиной, с косцами, с природой, приходит к нему сознание действительно ужасной трагедии утраты.

Поэтому тогда, слушая песню косцов, ему казалось, что «никогда не понять» ему этой песни, ее «дивной прелести» и «не высказать вполне». А все последующее размышление идет от лица человека, многое переосмыслившего и глубже понимающего после пережитых потрясений.

И именно теперь намечается сближение «мы» и «они», развивается мысль о единении («между ими и нами», «и они и мы», «наш общий дом»). Таким образом, «мы» постепенно вбирает в себя и «мы» и «они».

Поэтому усиливается трагизм финала: родина и ее заступничество утрачены не только эмигрировавшей интеллигенцией, но, по мнению автора, и теми, кто остался в России; для всех: интеллигентов, народа, самой страны – для всех «настал конец, предел Божьему прощению».

1 Михайлов О. Н. Литература русского зарубежья. М., 1995. С. 113.

Анализ рассказа Бунина Косцы 5 класс

Произведение «Косцы» Бунина увидело свет в 1921 году. В то время он проживал в Париже, во Франции.

Однако заграница так и не стала для него родным домом, поэтому душа писателя начала тосковать по тем временам, проведённым в России.

Великий прозаик был категорически против революции и отказывался воспринимать её, даже находясь в эмиграции. Эту точку зрения он и выразил в данном рассказе.

В «Косцах» переплетаются такие темы как любовь к отечеству, труд крестьян и перемены, принесённые революцией. Автор тщательно старается разобраться с этими проблемами.

Он хочет донести главную мысль о том, что, несмотря на какие-либо потрясения и события не стоит забывать о своём отчем крае. Важно помнить, в какой стране рос человек, быть её патриотом, и не стыдится этого. И.

Бунин к тому же учит нас не обесценивать крестьянский труд, а уважать его и любить.

Основное внимание в повествовании отводится рязанским косцам и дореволюционной России. Об этих вещах нам ведёт рассказ мужчина, который наблюдает за сенокосами и их делом. Он в деталях рассказывает об окружающей его природе, о том, как проходят рабочие дни крестьян в поле, их внешнем виде.

В сюжете практически не происходит никакого развития, из-за чего автор рассказа напоминает лирического героя, что не редко происходит в стихотворениях. Невозможно определить, кто он на самом деле и как он оказался на месте событий.

Возможно мужчина родом из крестьянской семьи, которому пришлось многое пережить чтобы «вырваться в люди», но тоска за домом и сельской местностью приводит его в степь.

Образ мужиков-косцов является сборным, так как рассказчик не даёт чёткого описания каждого из них.

Но таким образом он пытается показать их  единство, старается изобразить в них воплощение русского народа, каким он был до времён революции.

Точно также можно сказать и о родной земле:  наполненная живописными краями душа, колоритность русского народа и авторские размышления − это всё делает её образ сборным.

Стараясь воссоздать красоту сельских просторов, герой упоминает в тексте берёзу, которая является одним из символов России. Наблюдения за природой и работой жнецов заставляют автора задуматься, что делает их важной частью истории, хоть они никак не влияют на сюжетную линию.

Хоть фабула в рассказе практически отсутствует, её всё-таки возможно поделить на несколько условных частей. В экспозиции идёт речь о вспоминании давних событий и опись пути. Завязкой  сюжета является то, как герой встречается с рязанскими мужиками.

Далее  идёт развитие событий о том, как проходит рабочий день косцов, их пение и рассуждение над их смыслом. Развязка истории – это о «пределе божьего прощения», при этом кульминации в нём нет. В каждом элементе присутствуют лирические отступления.

Свои мысли и мемуары Иван Алексеевич виртуозно изображает в художественной форме.

К примеру, чтобы отобразить единение мужчины с природой, он пользуется такими метафорами, как «берёзовый лес… звучно откликался им», «дорога… изрезанная… следами давней жизни наших отцов», «все мы были дети своей родины».

Эпитеты тоже играют немаловажною роль в описании пейзажей и портретов крестьян, к примеру: «полевая тишина», «они были беззаботны, дружны», «хорошие, здоровые русские батраки».

Анализ 2

Все произведения Ивана Бунина очень лиричны. Они скорее напоминают поэзию, настолько наполнены чувствами, образами и красками. Рассказ «Косцы» только подтверждает это ощущение. Бунин написал его, будучи в эмиграции. Разлука с Родиной тяжело далась Ивану Алексеевичу. Именно во Франции он написал множество произведений, посвященных дореволюционной России.

В рассказе нет чёткой сюжетной линии, скорее автор описывает свои чувства, ощущения, воспоминания. Встреча в дороге простых мужиков-тружеников, которые косили траву в берёзовой роще, вызвала у писателя целую гамму чувств.

Косцы выглядели уверенными, спокойными и беззаботными. Тяжелая работа доставляла им удовольствие, а песня, которую они дружно пели, будто сливалась с берёзами, лёгкими облаками на небе и старой дорогой.

И сами они казались неразрывной частью этого июньского дня, этого солнца, этой «полевой тишины», этого берёзового леса.

Бунин воспевает русского труженика, его жизнь, тесно связанную, переплетенную с природой, родной землёй, на которой он живёт. Его труд, силу духа, его песни. Так может петь только русский человек. Бунину кажется, что поёт сама душа России. Слушая эту песню, рассказчик ощущал бесконечное, беспредельное счастье.

Хотя она была бесхитростной: о несчастной любви, о расставании с родными местами. Пелось в ней и про прощание перед погибелью. Но косцы не сомневались, что пока есть «родное небо, а вокруг — беспредельная Русь», нет у них лучшего заступника, чем родная земля. Бунин грустит на чужбине, он разлучён с Россией. Да и песне косцов поётся, что возвратить ушедшее счастье невозможно.

Что будет потом с его отчизной, с землёй, по которой ходили отцы и деды?

В рассказе отражается любовь писателя к Родине, неразрывная связь человека с природой, горечь и тоска по утерянным счастливым дням, переживания за Россию. Он понимает, что прошлого не вернуть, «настал конец, предел божьему прощению».

Но, слушая сенокосцев, автор понимает, что в любом уголке своей огромной страны русский человек будет так же счастлив, как дома. Ведь его окружает Родина. И в песне косцов это проявляется особенно выразительно. Уверенность, спокойствие, естественность – только русский человек может так петь. Всей своей душой.

Другие сочинения:

← Анализ рассказа Натали↑ БунинАнализ рассказа Танька →

Несколько интересных сочинений

Ссылка на основную публикацию