Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Красною кистью…»

Творчество молодой Марины Ивановны Цветаевой – бесконечное постижение тайников собственной души, поиск знаков, примет и символов. К этому ряду относится и стихотворение «Красной кистью рябина зажглась».

Стихотворение написано летом 1916 года. Поэтессе в эту пору 24 года, она автор нескольких сборников стихов, жена и мать. Ее литературная известность ширится. То последнее лето перед революцией она провела в семье сестры в городе Александров. Именно в этом деревянном домике она впервые по-новому прочла стихи А.

Ахматовой и написала ей множество посвящений. Сюда с визитами наведывался О. Мандельштам. По жанру – философская лирика, по размеру – дактиль с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Рифмы и открытые, и закрытые, женская сменяет мужскую. Лирическая героиня – сама поэтесса.

Композицию можно разделить на 2 части: тогда и сейчас.

М. Цветаева родилась 8 октября по так называемому «новому стилю», но в расчете на разницу в днях для еще XIX века. К концу XX века добавился еще один день. И теперь возникла путаница: 8 или 9 октября? Собственно, день апостола Иоанна Богослова приходится на 9 число месяца. Старенькая сестра М.

Цветаевой также придерживалась этой даты, когда в современной России возродился интерес к поэтам рубежа веков. Для самой поэтессы был важен символизм дня рождения, связанный с днем памяти апостола. Впрочем, в более поздние годы она говорила, что родилась точно в полночь, в ночь с субботы на воскресенье. Но для собственного мироощущения выбрала понятие кануна, межвременья.

Сам образ субботы был для нее глубоко символичен. В этом смысле, выходит, правы сторонники и той, и другой версии дня ее рождения. «Я родилась»: вневременное описание, рождение как человека, личности. «Спорили сотни»: как она считала, к ее появлению на свет причастны хотели быть все.

«Хочется грызть»: нарочитая просторечность строки подчеркивает широкую, жадную до впечатлений натуру, М. Цветаевой. «Горькую»: пронзительная нота об огорчениях на жизненном пути, предчувствие будущей судьбы. В первом и втором четверостишиях заметно чередование инверсии: падали листья, спорили сотни. Такой прием подчеркивает ритм стихотворения. Олицетворение: спорили.

Метафоры: зажглась, жаркой. Огонь, жар – один из основных образов этого стихотворения. «День был субботний»: почти библейская интонация. Эпитеты: жаркой, горькую. Рефрен: рябина.

«Красной кистью рябина зажглась» — произведение Марины Цветаевой, где лаконичность соседствует с глубиной содержания.

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Красною кистью…»

Анализ стихотворения «Красною кистью рябина зажглась…» Марины Цветаевой 3 вариант

Серебряный век — век формирования новых литературных направлений, творческих исканий поэтов. С. К. Маковский назвал его «веком мятежным, богоищущим, бредящим красотой». Данный период подарил Миру более сотни великих поэтов, среди которых выделяется пылающая звезда – Марина Цветаева. Марина Ивановна – поэт чувств. Её произведения эгоцентричны, броски, самодостаточны.

Ещё по теме:  Марина Цветаева ~ Aeternum vale (Прощай навеки)

История создания

Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…» написано 16 августа 1916 года. Посвящено оно дню рождения поэтессы. На полях, около стихотворения, Цветаева оставила запись:

«А рождение мое — 26-го русского сентября — день Иоанна Богослова — с субботы на воскресенье — полночь».

Стихотворение «Красною кистью…» включено в цикл стихов «О Москве», в котором, помимо него, ещё 8 стихов, посвящённых дореволюционной Москве. Для Марины Ивановны Москва – это центр Православной культуры, это храмы, купола.

Нельзя не заметить, что в первую редакцию данное стихотворение не было включено, хотя уже было дописано. Но в последнюю редакцию Марина Ивановна его уже включает вероятно потому, что в контексте всего цикла стихотворение «Красною кистью…» приобретает необходимое звучание.

Жанр, направление, размер

Данное произведение написано в жанре лирического стихотворения, хотя имеет одический характер.

Ода – это стихотворение, славящее человека или великое событие, что вполне сопоставимо с данным произведением. В начале стихотворения Марина Ивановна обозначает предмет воспевания: «Красною кистью рябина зажглась. Падали листья.

Я родилась». Цветаева, по сведениям, дошедшим до нас, не страдала заниженной самооценкой, она понимала, что обладает талантом, поэтому относилась к себе с должным уважением, писала о себе открыто, без преувеличений и без преуменьшений.

Ни одному из литературных направлений Марина Ивановна не принадлежала. Она была поэтом, она писала сердцем и от сердца. Её стихи очень легко отличить от других. Они горят, они пышут энергией и страстью, как и сама Цветаева, они темпераментны, очень горячи и до возмущения просты.

Как-то Марина Ивановна призналась:

«Я не люблю жизни как таковой, для меня она начинает значить, то есть обретает смысл и вес — только преображенная, то есть — в искусстве. Если бы меня взяли за океан — в рай — и запретили писать, я бы отказалась от океана и рая. Мне вещь сама по себе не нужна».

Размер стихотворения «Красною кистью рябина зажглась…» – двустопный дактиль. Рифмовка перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…» состоит из 3 строф. Также примечательно то, что стихотворение содержит всего 24 слова, что символично, так как на время написания произведения Марине Ивановне было 24 года.

Марина Цветаева начинает стихотворение с образа рябины, которая зажглась, и заканчивает его этим же образом, характеризуя её (рябину) как жаркую.

Данное произведение можно разделить на три смысловые части, сопоставимые со строфами.

«Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья.Я родилась.»

В данной части поэт сообщает о предмете воспевания, о событии, которому посвящено данное стихотворение.

«Спорили сотниКолоколов.День был субботний:Иоанн Богослов.»

Дальше автор пишет об особенности этого дня. Для Цветаевой было очень значимым то, что она родилась в такой светлый праздник.

«Мне и донынеХочется грызтьЖаркой рябиныГорькую кисть.»

В последней строфе Марина Ивановна пишет о своём предназначении, о том, что она не отступает перед трудностями, что она счастлива быть поэтом.

Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…» необычно по своему построению: оно отрывисто, из знаков препинания встречаются лишь точки. Телеграфный стиль, использованный Цветаевой в данном стихотворении, был очень востребован у футуристов. Произведения, написанные данным манером, напоминают телеграфные сообщения, которые извещают лишь о главных событиях, очень сухо, по факту.

Ещё по теме:  Афоризмы и цитаты Марины Ивановны Цветаевой

Образы и символы

Лирическим героем стихотворения «Красною кистью…» является сама Марина Ивановна. Хоть Цветаева и не была символистом, но это стихотворение – сплошной символ.

Рябина – символ защиты, символ, любви, символ Родины.

Для Марины Ивановны рябина – это именно Россия, Москва! Красный цвет символизирует мудрость и власть, что в сочетании с рябиной создаёт образ мудрой, любимой Москвы, которой посвящён весь цикл, включающий данное стихотворение. Также красный цвет в Православии символизирует божественное проявление, что также находит отражение как в стихотворении «Красною кистью…», так и во всём цикле.

  • Важно отметить, что у Марины Ивановны сформировано своё понимание, восприятие цвета, каждый её сборник, цикл стихов «цветной», то есть описывая какое-то событие, явление, чувство, автор использует определённый цвет, который помогает ей более полно передать всё настроение, смысл излагаемого.
  • Также, рябина упоминается и в конце произведения, но символическое значение у неё уже несколько иное.
  • «Мне и донынеХочется грызтьЖаркой рябиныГорькую кисть.»

Здесь Марина Ивановна пишет о своей судьбе, о своём предназначении. Рябина – это её поэтический дар, это творческое наследие, которое останется навсегда после неё, и, время от времени, будет радовать, как и кисти рябины, загорающиеся осенью.

Почему кисть рябины горькая? Горький вкус ассоциируется с тоской, одиночеством, недостатком любви. Сама Марина Ивановна была очень страстной натурой, любила всем сердцем, любила так сильно, что её любви могло хватить на двоих влюблённых, ей практически не нужны были ответные чувства.

«Я в любви умела только одно: дико страдать и петь!» (Марина Цветаева).

Также Марина Ивановна считает символичным тот факт, что она родилась в день Иоанна Богослова, о чём неспроста упомянула в стихотворении. Она родилась в Православный памятный день, значит, она особенная, значит, она может сделать для людей что-то особенное.

Темы, проблемы, настроение

Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…» относится к философской лирике. Тема его – рождение поэта.

Тема поэта и поэзии занимала очень многих авторов. Для Цветаевой быть поэтом – это быть изгоем, лишним, быть вне времени, быть причастным к тайнам бытия. Быть поэтом – это и дар, и тяжёлая ноша.

В этом и заключается проблематика произведения! Поэт – это Ангел с руками труженика. Марина Ивановна понимала, что обладает удивительным талантом, но для неё этого было мало.

Она бесконечно трудилась, совершенствовалась! Талант, помноженный на труд – формула, которая привела к успеху Марину Ивановну.

Настроение данного стихотворения «красное». Именно так! Произведение очень лаконичное, чёткое. Оно звучит как манифест, сообщающий о важном событии, о том, что родился ещё один особенный человек, родился поэт.

Основная идея

Смысл стихотворения «Красною кистью рябина зажглась…» – специфичность, неповторимость такого события, как рождение поэта. Марина Цветаева – уникальный поэт! Уникально и её рождение.

Всё, что должно произойти, произойдёт в нужном месте, в нужное время! Так и рождение Марины Ивановны. Она могла родиться только в Москве, только осенью, только в этот светлый день. Так и случилось. Такова главная мысль стихотворения «Красною кистью рябина зажглась…».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Красною кистью рябина зажглась…» перечислены в списке:

  • Аллитерация: на протяжении всего стихотворения часто встречаются звонкие звуки, а также звук «к», которые создают впечатление звенящего колокола.
  • Эпитеты: «красною кистью».
  • Метафора: «рябина зажглась», «спорили сотни колоколов», «жаркая рябина», «горькая кисть».
  • Гипербола: «сотни колоколов».
  • Встречается инверсия.
Читайте также:  Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Красною кистью…»
Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Красною кистью…»
Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Красною кистью…»
Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Красною кистью…»
Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Красною кистью…»
Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Красною кистью…»
Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Красною кистью…» Самые лучшие и популярные стихи Марины Цветаевой (1892-1941)
Цветаева Марина Ивановна (1892-1941)Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Красною кистью…»

Красною кистью рябина зажглась… ???? краткое содержание, о произведении

  • Красною кистью
  • Рябина зажглась.
  • Падали листья.
  • Я родилась.
  • Спорили сотни
  • Колоколов.
  • День был субботний:
  • Иоанн Богослов.
  • Мне и доныне
  • Хочется грызть
  • Жаркой рябины
  • Горькую кисть

Краткое содержание

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Красною кистью…»

Н. Барченков. Рябина. 1980

Сюжет произведения предельно прост: когда созрела рябина, в одну из суббот на свет появилась девочка по имени Марина. Повествование ведётся от первого лица.

Лирическая героиня придаёт огромное значение тому факту, что родилась в важный для всех христиан праздник – в день Иоанна Богослова.

Отныне, попав в непростые жизненные ситуации, ей ничего иного не остаётся, как только уповать на Бога, ища у него успокоения и заступничества.

Лирической героине (поэтессе) очень хочется «грызть жаркой рябины горькую кисть». Этим неожиданным признанием завершается стихотворение. Следует понимать: в контексте данного произведения, рябина горька от выпавших на долю Цветаевой многочисленных испытаний, оставивших привкус горечи на всю последующую жизнь.

История создания

Произведение было написано в середине августа 1916 г. На момент его написания Цветаевой было 24 года. Тогда она приняла важное для себя решение о воссоединении с супругом Сергеем Эфроном. Женщина мечтала полностью восстановить и наладить отношения с мужем ради счастья их общей дочери Ариадны.

Такое решение далось Цветаевой не просто, ведь семья распалась по её вине. Дело в том, что Марина ушла от мужа к своей лучшей подруге Софье Парнок, в которую была сильно влюблена.

Делая выбор в пользу восстановления отношений с супругом, поэтесса предположить не могла, что совсем скоро лишится всего, к чему так привязана: на тот момент семья  Марины проживала в Париже, где был абсолютно иной уклад жизни, где не росла рябина.

Произведение вошло в поэтический цикл «О Москве», куда, помимо него, было включено ещё восемь стихотворений, посвящённых Москве дореволюционных времён. Любопытно, что в первую редакцию это произведение внесено не было: Цветаева включила его лишь в последнюю редакцию, так как в контексте всего поэтического цикла стихотворение приобрело нужное звучание.

Жанр, направление, размер

Произведение написано в жанре философской лирики, но при этом, в нём заметны одические черты.

Как известно, ода – произведение, прославляющее либо отдельного человека, либо знаменательное событие, что вполне сопоставимо с данным  стихотворением.

В самом начале Цветаева чётко обозначает предмет для одического воспевания: «Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась». «Предметом» воспевания является сама поэтесса.

Стихотворный размер – двустопный дактиль. Рифмовка перекрёстная, женская/мужская.

Композиция

Стихотворение символично: его лексический объём составляет ровно двадцать четыре слова. Ровно столько же лет было Цветаевой на момент написания данного произведения. Стихотворение представляет собой всего лишь три коротких четверостишия, которые можно разделить на три семантических части:

  1. Первая часть – повествование об основном событии, которому посвящено произведение. Это ключевое событие умещается в короткое словосочетание: «Я родилась».
  2. Вторая часть – повествование о символике и истории знаменательного дня, в который родилась лирическая героиня (поэтесса). Героиня акцентирует внимание читателей на том, что день был особенным: «День был субботний Иоанн Богослов».
  3. Третья часть – заключительная. Лирическая героиня признаётся в том, что искренне рада быть поэтом, достойно исполнять предназначение, данное ей свыше: «Мне и доныне хочется грызть…».

Произведение отличается весьма необычным построением: оно невероятно отрывисто. Из всех знаков препинания в нём имеются одни лишь точки. Заметен телеграфный стиль построения коротких фраз, предполагающий чёткое, предельно сухое  информирование о важных событиях.

Образы и символы

В произведении Марина Цветаева создала три ярких,  запоминающихся образа:

  • образ лирической героини абсолютно тождественен автору. Несмотря на то, что Цветаева не относилась к символистам, всё произведение представляет собой один сплошной символ. Героиня повествует о том знаменательном дне, когда она появилась на свет;
  • образ рябины – о рябине лирическая героиня говорит в самом начале произведения. В данном контексте, рябиновый куст символизирует Родину и защиту. Рябина, будто вестница, призвала поэтессу в несовершенный мир людей. В заключительной части стихотворения рябина выступает символом непростой судьбы лирической героини, её поэтического дара. Поэтому рябиновые ягоды горькие: Цветаева несла «крест» своего поэтического дарования стойко и безропотно;
  • образ Иоанна Богослова – известно, что с религией у Цветаевой сложились неоднозначные отношения, сложные и противоречивые. Она не причисляла себя к глубоко верующим людям, но, вместе с тем, оказавшись в сложной жизненной ситуации, часто обращалась за помощью к Богу. Поэтесса надеялась, что Всевышний услышит её, защитит, укажет верную дорогу. Цветаева считала символичным тот факт, что появилась на свет именно в день Иоанна Богослова – важный для всех христиан праздник. Родившись в столь памятный православный день, поэтесса считала себя особенной, призванной нести людям духовное прозрение.

Темы и настроение

Произведение, созданное в жанре философской лирики, поднимает две важные темы:

  1. Тема поэта и поэзии – эта тема популярна среди большинства поэтов. Для Цветаевой являться поэтом – значит быть изгоем, лишним для общества человеком, жить вне времени, чувствовать причастность к тайнам мироздания. Быть поэтом – это одновременно и тяжкая ноша, и бесценный дар небес. Если говорить образно, для неё поэтом является светлый Ангел с руками труженика.
  2. Тема профессиональной самоотдачи – Цветаева осознавала, что обладает большим дарованием, но для неё этого было недостаточно. Поэтесса постоянно работала, оттачивая своё творческое мастерство. Лишь талант, умноженный на многочасовой труд, является единственным гарантом успеха.

Настроение произведения можно охарактеризовать одним метким  определением – «красное». Стихотворение звучит, подобно манифесту, сообщающему о рождении на свет особого человека – поэта!

Основная идея

Основная мысль заключается в следующем: рождение на свет поэта, творца – это всегда событие уникальное, судьбоносное и знаковое. Цветаева была уникальным поэтом, а, значит, уникально и её рождение.

Между строк сквозит мысль  о том, что человеческая жизнь быстротечна и обыденна, а яркие рябиновые кисти способны украсить тоскливый пейзаж поздней осени и сейчас, через сотню лет, олицетворяя собою вечность.

Средства выразительности

В стихотворении, для выражения основной идеи, представлены следующие тропы:

  • эпитеты – «красною кистью»;
  • метафоры – «горькая кисть», «жаркая рябина», «рябина зажглась»;
  • гипербола – «спорили сотни колоколов»;
  • аллитерация – автор использует на протяжении всего произведения звонкие согласные, а  также звук «К», тем самым создавая эффект звенящего колокола.

Анализ стихотворения Цветаевой Красною кистью рябина зажглась

В своих стихах великая поэтесса прошлого века Марина Цветаева пыталась передать свои ощущения и размышления, которые овладевали ее в определенное время, но все же одним из важных для нее символов является рябина – яркая ягода, предвестница осени.

Рябиновую кисть Цветаева воспринимает как судьбоносный знак, некое очищение ее духовного мира, признак идеализма и совершенства.

Образ этого прекрасного дерева красной нитью протекает через многие стихотворения Марины Ивановны.

В то время, когда ягоды рябины наливались своим рубиновым соком, горя среди желтеющих листьев, на небесах зажглась и звездочка поэтессы. С другой стороны проявляется символ падающих листьев, как умирания природы.

Между строк скользит понимание того, что жизнь быстротечна и достаточно обыденна, а яркие кисти рябины будут украшать собою тоскливый осенний пейзаж и через сотни лет, они олицетворяют вечность.

Еще одним символическим элементом стихотворения является рождение поэтессы под беспрерывный колокольный набат в великий церковный праздник – день Святого Иоанна.

Она упоминает об этом как-то очень скованно, не считая, что это может быть предметом особой гордости.

Отношение Цветаевой к религии в последующей жизни было весьма неоднозначно, но в критические моменты судьбы она искала пристанища в вере в Бога, моля у него охранять ее и наставлять на истинный путь.

Свое появление в этом мире Марина Ивановна воспринимает как явление простое и незначительное, хотя в тексте скользит благодарность судьбе за рождение в прекрасный сентябрьский день.

Сила воли, жажда жизни звучат в последних словах стихотворения, хотя значение «горькую кисть» воспринимается скорее как горький вкус множества жизненных испытаний, которые выпали на долю Цветаевой, чем гастрономический вкус горечи.

Стихотворение «Красной кистью…» несмотря на небольшой размер, очень примечательно своим построением. Намертво припечатанные короткие строки, коротенькие предложения, отсутствие запятых создают впечатление обрывистости стиха, какой-то обреченности.

Этот стих Цветаева написала в канун своего 26-го дня рождения, когда поэтесса приняла очень серьезное решения воссоединиться с мужем и наладить хорошие отношения ради своей дочери.

Это решение далось ей очень непросто, потому что семья распалась из-за ее любви к своей подружке.

Однако поэтесса даже не могла предположить, что скоро лишится и своих любимых рябиновых деревьев, так как в Париже, где станет жить ее семья, рябина не растет.

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Красною кистью…»

  • Анализ стихотворения Лермонтова Звезда
    Звезда. Это слово несет в себе богатое смысловое значение для человека. Это самый неизведанный и, несущий в себе множество тайн, объект на небосклоне. Этими загадками и манит небесное светило человеческие умы ввысь.
  • Анализ стихотворения Тютчева Море и утес
    Тютчев – непростой поэт. Иное его стихотворение кажется описанием природы или внутреннего мира человека, но на деле оно является реакцией на те или иные события в жизни поэта. Таково «Море и утёс».
  • Анализ стихотворения Пушкина Воспоминание
    Создано это душевное стихотворение Александром Сергеевичем Пушкиным было в 1828 году, в эти годы он был уже достаточно известным поэтом. Большое количество произведений Пушкина написанных именно на этом отрезке творческой жизни,
  • Анализ стихотворения Ахматовой Я не любви твоей прошу
    Из названия и первых строк стихотворения Анны Ахматовой становится ясно, что речь пойдет о личной трагедии, которую поэтесса, вероятно, пережила сама. Это произведение-обращение обманутой женщины к бывшему возлюбленному.
  • Анализ стихотворения Бунина На пруде
    Произведение написано в 1887 году, поэт в это время не слишком опытный. В стихотворении с первых строк говорится о ясном утре, недавно взошло солнце. Что такое благополучие? Когда человек рад? Какие факторы существования заполнены истинной
Читайте также:  Поэзия Армении: диалог культур

«Красною кистью…» М. Цветаева

* * *

  • Красною кистью
    Рябина зажглась.
    Падали листья,
  • Я родилась.
  • Спорили сотни
    Колоколов.
    День был субботний:
  • Иоанн Богослов.
  • Мне и доныне
    Хочется грызть
    Жаркой рябины
  • Горькую кисть.

Дата создания: 16 августа 1916 г.

Из цикла «Стихи о Москве».

Анализ стихотворения Цветаевой «Красной кистью…»

В своем творчестве Марина Цветаева очень редко использовала приемы символизма, стараясь передавать свои сиюминутные чувства и мысли, а не проводить параллель между определенными событиями и явлениями.

Тем не менее, в ее произведениях все же присутствуют символы, которые играли в жизни поэтессы очень важную роль.

К ним, в частности, относится рябина – кисло-горькая ягода, которая созревает в конце лета и у многих литераторов ассоциируется с приближающейся осенью.

Для Марины Цветаевой рябина – это особое растение, образ которого присутствует во многих произведениях поэтессы. Рябиновые ягоды она воспринимает как определенный знак судьбы, который несет в себе духовное очищение и является синонимом совершенства.

Свое трепетное отношение к плодам рябины поэтесса объясняет в стихотворении «Красной кистью…», которое было написано в сентябре 1916 года, незадолго до своего 26-летия. Именно в этот период, когда рябиновые ягоды налились соком, Марина Цветаева появилась на свет.

Поэтому каждый день рождения у поэтессы ассоциируется с ярким пламенем рябиновых кистей, которые горят в поредевших кронах деревьев, создавая атмосферу праздника и особой торжественности. «Падали листья, я родилась», – это важное событие Марина Цветаева воспринимает, как что-то обыденное и само собой разумеющееся.

Потому что ее день рождения меркнет на фоне буйства осенних красок. Автор отдает себе отчет, сто пройдут столетия, и рябиновые кисти по-прежнему будут расцвечивать унылый осенний пейзаж. Они – это вечность, в то время как жизнь мимолетна и далеко не так прекрасна, как кажется на первый взгляд.

Еще одним символом, присутствующим в стихотворении «Красной кистью…», является религия, которую Цветаева олицетворяет с чем-то вечным и незыблемым. Она появилась на свет в день Иоанна Богослова, когда в храме «спорили сотни колоколов».

Но поэтесса упоминает об этом сдержанно и как-то отстраненно, не считая, что вправе этим хвалиться и гордиться. С религией у Цветаевой взаимоотношения весьма сложные и противоречивые.

Она не считает себя глубоко верующим человеком, однако в самые сложные моменты жизни обращается именно к Богу, уповая на то, что он защитит ее и поможет найти правильный путь.

Таким образом, свое появление на свет поэтесса описывает просто и буднично, хотя между строк можно прочесть о том, что она благодарна судьбе за то, что родилась именно в этот теплый сентябрьский день.

Поэтому Цветаева признается, что ей до сих пор «хочется грызть жаркой рябины горькую кисть». При этом поэтесса глубоко убеждена в том, что жизнь циклична, и каждый новый ее виток начинается именно со дня рождения.

Это – прекрасная возможность что-то переосмыслить и изменить, так как любым начинаниям, если человек находится на верном пути, будет сопутствовать удача.

Примечательно, что именно накануне своего 26-летия Марина Цветаева приняла решение вернуться к мужу и восстановить семью.

Гораздо позже она напишет о том, что это решение далось ей нелегко, так как в течение нескольких лет поэтесса была влюблена в свою лучшую подругу Софью Парнок, из-за которой и распался ее брак.

Однако Цветаева понимала, что ее подрастающей дочери нужен отец, и его никто не сумеет заменить.

Пройдет еще несколько лет, и поэтесса убедится в том, что ее брак хоть и не является безупречным, однако Сергей Эфронт – прекрасный муж, который способен сделать ее по-настоящему счастливой.

Однако Цветаева не могла и предположить, что очень скоро рябиновые кисти станут для нее полузабытым мифом, так как в Париже, где обоснуется семья поэтессы, ее любимое дерево не растет и не сможет радовать ее своими плодами каждую осень.

Лингвистический анализ стихотворений М.Цветаевой на уроках литературы (русского языка)

Каждый художественный текст представляет собой ту или иную информацию, которая всегда преследует определенную цель. Искусства для искусства не существует. Сообщая что-либо, писатель одновременно, так или иначе, воздействует на читателя.

Сила этого воздействия прежде всего и по преимуществу зависит от степени художественности произведения, его изобразительно-выразительной фактуры.

Оно может нас волновать, брать за душу и оставлять равнодушным, не трогать, нравиться или не нравиться, быть по духу своим и близким или чужим и далеким. И все это лишь при условии, если мы его понимаем.

Иначе говоря, наше восприятие художественного текста целиком и полностью зависит от степени его понимания. А правильно понять художественный текст возможно только в том случае, когда мы понимаем язык, которым он написан. Этому способствует лингвистический анализ художественного произведения.

  • Целью лингвистического анализа текста является изучение системной организации языкового материала, формирующего образную структуру художественного произведения, или выявление художественных закономерностей объясняющих лингвостилевую манеру писателя или писателей определенной эстетической школы.
  • Следовательно, системная организация языковых элементов образует глубинное, подтекстовое содержания художественного произведения, позволяющее назвать его фактом словесного искусства.
  • Считаю, что при анализе художественного текста очень важно исследовать лингвистический аспект, это поможет осмыслить его поэтическую структуру и понять идейно-художественный замысел писателя.

Хочу остановиться на поэзии М. Цветаевой, однажды она сказала: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!”. И доказывала это на протяжении всей жизни собственными рвущимися из сердца строками.

Это были удивительные живые стихи о пережитом, не просто выстраданном – о потрясшем. И в них было и есть дыхание жизни. В самом прямом смысле: слышно, как дышит человек.

Все стихи Цветаевой имеют источник, имя которому – душа поэта.

Если душа родилась крылатой – Что ей хоромы, что ей хаты!

Во всех стихотворениях проявилось лучшее качество Цветаевой как поэта – тождество между личностью, жизнью и словом. Понять слово Цветаевой во многом помогает лингвистический анализ ее поэтических творений.

Рассмотрим стихотворение М. И. Цветаевой “Красной кистью…”, написанное в 1916 году, состоящее из 12 строчек. В стихотворении звучит биографическая точность (М.

Цветаева родилась 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, в полночь, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в тихом Трехпрудном переулке, в небольшом уютном доме).

Биографичность в этом стихотворении становится моделированием лирического “Я”. Стихотворение относится к исповедальной лирике.

  1. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья,
  2. Я родилась.
  • Спорили сотни Колоколов. День был субботний:
  • Иоанн Богослов.
  1. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины
  2. Горькую кисть.

Проанализируем стихотворение на лексическом, морфологическом, фонетическом и синтаксическом уровне.

Лексика стихотворения, взятая вне текста, является нейтральной, кроме слова “грызть”. В структуре текста она выступает как системно организованная по законам поэтической речи – по сути своей образной.

На основе контекстуальной сочетаемости почти многие слова получают переносное значение и образуют тропы – метафоры “рябина зажглась”, “спорили сотни колоколов”, эпитеты “жаркой рябины”, “горькую кисть”, – все это создает “общую образность” текста.

Основную изобразительную функцию выполняют существительные “рябина”, “кистью”, “листья”, “сотни колоколов”, “день”, “Иоанн Богослов”. Глаголы, “зажглись”, “падали”, “спорили”, придают тональность произведению, особую выразительность придает экспрессивно-окрашенное сказуемое, выраженное глаголами “хочется грызть”.

Существительные, стоящие в конце строк и рифмующиеся “кистью – листья”, “колоколов – Богослов”, глагол и существительное “грызть – кисть” – несут экспрессивную нагрузку. Они же образуют семантическую рамку, где просматривается моментальность и длительность действия.

Глаголы “зажглась-родилась” показывают только моментальность действия. Но они не образуют в тексте подобно единства. Они либо метафоричны “зажглась”, либо входят в метафоричный контекст “спорили сотни колоколов”. Глаголы, начинающие строки “падали”, “спорили”, “хочется грызть” получают большую семантическую и экспрессивную значимость.

Они формируют тревожно-напряженную динамику смысловой структуры.

Своеобразна звукопись стихотворения. Неполная рифма делает максимально звучными те слова, которые образуют семантическую канву, и, следовательно, является “говорящей” в тексте. Звуковая инструментовка взаимодействует с лирической стороной произведения.

Торжественно-праздничное настроение постепенно сменяется тревожно-трагическим. В частности из 80 согласных звуков 47 звонкие, которые чаще всего стоят перед гласными (красною, рябина, зажглась). Однако варианты звукописи неодинаковы и связаны с компонентами образной структуры текста.

Во 2, 4, 5, 10, 11, 12 строках содержание, связанное с действием или описанием предмета, сопровождается более звонкой инструментовкой, где мало глухих согласных. В остальных – содержание, связанное с состоянием предмета, сопровождается глухими согласными.

Максимальная звучность создается звонкими согласными [р], [б], [з], [ж], [г]: рябина зажглась, грызть, жаркой, горькую. Приглушенная звучность создается звуками [с], [п], [к]: хочется, кисть. В некоторых словах звукопись смешанная, и поэтому строки звучат приглушенно-звонко: сотни, субботний.

В основном же преобладающая звучность звонких согласных усиливает мелодико-стилевую окраску текста, внося в него бодрые жизнеутверждающие тона.

Этому способствуют другие элементы звуковой системы произведения. Слоги в словах в основном открытые, что создает условия для максимальной реализации свойства согласных, особенно звонких. Инструментовка гласных звуков более однородна. Основную нагрузку несут звуки [а] – [и] – [о]: красною кистью, хочется. Они создают жесткую вокальную структуру стихотворения.

Ведущую роль в организации общей тональности играет стиховая интонация. Она образуется на ритмико-синтаксической основе и небольшой длине строк.

Читайте также:  Краткий анализ рассказа «Петька на даче» ( Л. Андреев)

Повествовательная интонация с обратным и прямым порядком слов образует напряженность и передает взволнованность лирической героини. Главное здесь – перечислительная интонация, с которой взаимодействуют интонационные и логические акценты.

В первой части стихотворения (1-4) создается напряженность и убыстренность ритма благодаря чередованию прямого и обратного порядка слов.

Во второй и третьей части (5-12) напряженность снижается, мелодика звучит мягче, лиричнее, хотя общая напряженно-взволнованная тональность сохраняется. Она образуются разным расположением второстепенных членов.

Особое внимание следует уделить цветовой картине мира М. Цветаевой. Слова со значением цвета образуют в русском языке и в других языках лексико-семантическую группу.

Результатом семантического развития цветовых слов явилось существование в языке их прямых, переносных и символических значений на разных этапах развития языка.

Марина Цветаева часто говорила, что пишет “по слуху”, однако зрительный образ занимает в ее поэзии весьма значительное место.

Слова со значением цвета в поэзии М. Цветаевой многочисленны и разнообразны. Наиболее употребительны у М. Цветаевой цвета черный – 151, белый – 132, красный – 117, синий – 92, зеленый – 51.

Оттенки красного во всех текстах М.

Цветаевой представлены словами с шестнадцатью различными корнями: красный, пурпурный, алый, рдяный, ржавый, розовый, кумачовый, румяный, червонный, огненный, малиновый, кровавый, багряный, кровавый, жаркий вишневый, цвета зари – всего встречалось 269 цветообозначений красного в его разных оттенках. Красный цвет имел символику жизни и смерти в первобытных культурах. Тема огня и огненная символика часто встречаются в стихотворениях Цветаевой, начиная с ее ранних стихов.

Цветаева в данном стихотворении употребляет качественное прилагательное красный, значение которого приобретает метафоричный смысл “жаркий”.

Образ “жаркой” рябины открывает мир душевного горения, безмерности чувств, острейших драматических конфликтов поэта с окружающим миром. В произведении нет и следа покоя, умиротворенности, созерцательности.

Героиня вся в буре, в вихревом движении, в действии и поступке.

В стихотворении у Цветаевой сильный звонкий голос. В центре поэтического мира стоит образ лирической героини – женщины “с гордым видом”, носительницы страстной судьбы, которой все нипочем.

Системный анализ языкового материала приводит к пониманию содержательной формы и идейно-эстетического замысла поэта. Перед нами судьба лирической героини.

В коротком стихотворении, всего 12 строк, Цветаева рисует и внутреннее смятение, и беззащитность, и в то же время жизнеутверждающую силу и жажду борьбы с окружающим миром.

Просматривается трагичность ситуации, потому что автор с горечью и болью заканчивает стихотворение:

  • Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины
  • Горькую кисть.

И это не случайно. Как многие поэты, Цветаева охотно верила указующим, намекающим “знакам судьбы”. Полночь, листопад, суббота – она прочитала этот гороскоп легко и отчетливо.

Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы – она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения.

Листопад, полночь, суббота – все-все намекало о том же.

Символ рябины, как символ несчастной судьбы М. Цветаева воплотит в другом стихотворении “Рябину рубили…”.

Рябину Рубили Зорькою. Рябина – Судьбина Горькая. Рябина – Седыми Спусками… Рябина! Судьбина

Русская.

Стихотворение М. Цветаевой “Рябину рубили зорькою” написанное в 1934 году, состоящее всего лишь из 12 слов, 12 предложений, органично вплетается в патриотическую лирику поэта, относящуюся к концу зо-х годов. Это было время эмиграции М. Цветаевой, время интенсивной живой работы, когда в ее стихах появляются мотивы, обогащенные использованием традиций русского фольклора.

Своеобразное воплощение получает в творчестве поэта тема Родины. В статье “Поэт и время” М. Цветаева пишет: “А в общем прошло: здесь та Россия, там – вся Россия. Здешнему в искусстве современное прошлое.

Россия (О Росси говорю, не о властях), Россия, страна верующих, от искусства требует, чтобы оно вело, эмиграция, страна оставшихся, чтобы вместе с ней оставалось, то есть неудержимо откатывалось назад”.

Там, в эмиграции, Цветаева пыталась осмыслить и увидеть прошлое России в поэтических образах. Символом России для нее стала рябина. Этот образ появляется в стихотворении “Красною кистью…”, “Рябину рубили…”.

Ключевые понятия стихотворения – рябина – судьбина – это философское осмысление поэтом судьбы России в начале XX века. В тексте стихотворения эти понятия выделяются с помощью повторов (рябину – рябина – рябина; судьбина – судьбины); инверсии (судьбина горькая, судьбина русская).

Стихотворение начинается неопределенно-личным предложением (рябину рубили зорькою), которое создает ощущение преступления, греха. Ведь рябину рубить зорькою, значит очень рано, чтоб никто не видел, по-воровски, скрытно, тайно.

В Академическом словаре “зорька” толкуется как народнопоэтическое выражение – ласкательно заря. Заря – 1.это яркое освещение горизонта. 2.начало, зарождение, ранний восход.

При соотнесении слова (начало, зарождение, ранняя пора чего-либо) возникает ощущение трагичности происходящего (убивают не только рябину, но и прошлую Россию).

Лирическая героиня сравнивает рябину в конце стихотворения с поседевшей женщиной; в синтаксическом строе текста (неполных предложениях, бессоюзных конструкциях) прорезаются горькие размышления о разрушенной и погубленной жизни. Мгновенность и коренной характер жизненных изменений подтверждают строки:

  1. Рябина – горькая Судьбина русская Рябина – Седыми, спусками… Рябина! Судьбина
  2. Русская

В них нет антонимов, как таковых, но семантика текста создает образ России, у которой резко переменилась жизнь, сломался строй. Семантическое поле времени присутствует благодаря употреблению оборота: “зорькою” и сравнение рябины с поседевшей от горя женщиной.

Вырисовывается эмоциональное поле качеств, состояния субъекта.

Рефреном звучат в стихотворении строки:

  • Рябина Судьбина
  • Зорькою
  1. Рябина Судьбина
  2. Русская

В стихотворении слышится голос женщины, который с высоких регистров плача постепенно переходит в тяжкий болезненный стон.

Так возникают образы рябины, России, седой женщины, лирической героини, которые в представлении слушателей создают ощущение конца мира, апокалипсиса.

Дважды повторяющиеся слово “судьбина” неслучайно. Так всегда говорили на Руси о людях с непростой, сложной, трудной судьбой. В этом – связь с народнопоэтическим мышлением. Однако, здесь же и некий фатализм восприятия лирической героиней исторических процессов, происходящих в России в начале XX в.

Ненужность, нелогичность бытия выражается односоставными предложениями, создающими впечатление рубленой прозы; скупыми инверсионными эпитетами (гордая, русская).

Единственный глагол “рубили” становится многозначным, приобретает схему эмоциональной оценки: “рубили” это не безобидное действие, а действие разрушительное, силовое, преступное, получающее отрицательные знаки эмоционального восприятия.

Лихорадочность речи и ее высокий темп передается строением строфы: редким по строению. У Цветаевой стих состоит из 12 слов, каждое из которых расположено на отдельной строке.

  • Здесь поэт создает аллегорию человеческой жизни, прерванной насильственным путем.
  • Высокий темп речи создается употреблением многозначительных тире (2 раза), многоточиями, немотивированные тире в последнем трехстишии.
  • Характеризуя текст далее, замечу, что в целом он интенсивный, в нем встречаются элементы, придающие ему динамику (короткие строки, паузирование, повторы, рефрен); в композиции выделяется завязка, развязка и слабо-кульминация.
  • На синтаксическом уровне можно отличить анафору: рябину…, рябине…, рябина; повторы преобладания простых предложений (односоставных и неполных).
  • На фонетическом и акцентном уровнях можно отметить аллитерацию: [р] – 8 раз; [б] – 7 раз; [с] – 6 раз, ассонанс [и] – 9 раз; [а] – 8 раз; [о] – 3 раза.

Количество слогов в стихах одной строки одинаковое – 3 слога. Рифма перекрестная; женская, именная.

На лексическом и словообразовательном уровнях отмечается:

  • сочетание книжных и разговорных слов (зорькою, судьбина), что является признаком синтетического стиля художественной литературы;
  • использование постоянного эпитета “судьбина горькая”;
  • слова с суффиксами -ин
  • метафоры – рябина – судьбина – все это элементы устного народного творчества.

На морфологическом уровне отметим преобладание имен над глаголами: 11 имен (существительных, прилагательных); 1 глагол. Но странное обстоятельство: отсутствие глаголов не делает текст статичным. Динамичность стиху придает звукопись. Взрывные звуки [р], [б] создают звучание ударов топора по стволу дерева.

Стихотворение, несмотря на грустное звучание музыкальное, однако эта музыка не отличается напевностью, мелодичностью. Она резка, порывиста, дисгармонична.

Строку поэт рвет не отдельные слова и слоги.

Бродский в одной из своих статей говорил даже о “фортепианном” характере цветаевских произведений. Сама она предпочитает говорить о виолончели, т.к. ценила в этом инструменте сочетание музыки с тембром и темпом человеческого голоса.

Мне показалось в этом стихотворении звучание контрабаса, музыка Цветаевой соответствует, наверное, Шостаковичу.

Итак, анализ всех языковых уровней текста позволяет сделать вывод, что стихотворение Цветаевой “Рябину рубили…” по звучанию, словарному составу, синтаксическому строю напоминает песню-плач, в которой слышится отчаяние, боль, стенания, вопли женщины, оказавшейся волей судьбы на чужбине. Там, во Франции, она еще острее ощущает вероломность тех, кто привел Россию к бездне.

Действительно, анализ поэтических произведений М.Цветаевой показывает, что она – не только интуитивно лингвист, но и интуитивно историк языка. Именно поэтому поэзия М. Цветаевой дает богатейший материал для изучения потенциальных свойств русского языка.

Исключительная лингвистическая интуиция М.Цветаевой сочеталась с исключительной аналитичностью в ее языковых поисках, о чем свидетельствуют многие записи в записных книжках и черновых тетрадях. Именно поэтому слово в ее творчестве приобретало такую выразительность и емкость.

Данный материал можно использовать на уроках литературы и русского языка в старших классах, а также факультативах, элективных курсах по творчеству М.Цветаевой.

2.03.2012

Ссылка на основную публикацию