Анализ романа Моэма «Театр»

Опубликовано пользователем сайта

Анализ романа Моэма «Театр»

Дисклеймер: этот пост совсем не претендует на глубокий анализ творчества Моэма – я поняла, что мне нужно перечитать еще несколько его книг, чтобы созреть до более объемного поста (и не факт, что это случится…), но в рамках серии Чтение 2017 этот пост как раз можно уже опубликовать, потому что так можно ограничиться только тем, о чем прямо сейчас хочется написать.

Итак,  Сомерсет Моэм нравится мне с юности, даже с детства, когда читая все подряд, я достала с полки два “макулатурных” издания – сборник рассказов “Нечто человеческое” и книгу, в которую входили 2 романа – “Театр” и “Луна и грош” и еще несколько рассказов. “Луна и грош” меня не впечатлила, а вот рассказы и особенно “Театр” я читала множество раз.

Кстати, здесь был прекрасный пост про “Театр” из серии “Перечитать или пересмотреть”, но я все равно не могу не поделиться своим мнением об этой книге и двух ее экранизациях.

Сначала о книге. Во-первых, для меня это одно из тех произведений, которое я с удовольствием читаю как в 15 лет, так и в гм…. скажем так, пару десятилетий спустя. Но только спустя пару десятилетий я разглядела в ней то, что не видела в юности.

В 15-18 лет Джулия меня восхищала – она была такая талантливая, яркая, саркастичная, она так красиво уела своего молодого любовника, который ее бросил, и я так понимала ее с этой вечной диетой. Ее сын Роджер казался мне просто занудой, и я смотрела на него ее глазами.

Я вообще когда читала книгу смотрела на все события ее глазами, и только сейчас смогла немного отстраниться и посмотреть на нее глазами автора. И что я увидела? Да, Джулия великая актриса, это не изменилось, и она совсем не дура и красиво уделала молодую конкурентку.

Но она фантастически эгоистична и зациклена на себе, она не обладает особо широким кругозором и хорошим вкусом (за исключением умения одеваться, конечно) – не случайно Моэм показывает, что газеты она читает, начиная с театральной хроники, потом светские сплетни и только в самом конце мельком смотрит на главные новости.

На самом деле ее не интересует по-настоящему ничего, кроме себя и театра как точки приложения своего таланта. В молодости она была страшно влюблена в Майкла, но когда это прошло, почувствовала даже освобождение и сосредоточилась на главном интересе своей жизни – себе как актрисе. Даже единственного сына Джулия знает плохо и предпочитает видеть пореже.

Когда Роджер сказал ей, что он устал от того, что она постоянно играет, и он не доверяет актерам, я подумала в юности, что это скучно. Когда Чарльз, аристократ, влюбленный в Джулию лет 20,  дал понять, что парень-то прав, решила, что он тоже зануда – да и импотент, похоже, судя по сюжету.

А на самом деле это была другая – важная – точка зрения на Джулию, взгляд тех, кто ее любит, но признает правду.

Более того, у Моэма есть рассказ на ту же тему, где он излагает свой взгляд на актрис намного более прямолинейно – “Голос горлицы” (“The Voice of the Turtle”), в котором действует оперная певица – стервозная, жадная, эгоистичная, бессердечная женщина, которая любой разговор сводит на обсуждение ее ролей, планов, зажигательных историй из ее жизни и так далее (хотя некоторые окружающие, подпадающие под магию ее таланта, видят ее именно такой, какой она хочет предстать – бескорыстной служительницей искусства, светлым и чистым созданием). Моэм написал “Театр” спустя пару лет после этого рассказа, и постарался быть там не таким прямолинейным, однако эти два персонажа абсолютно точно раскрывают его взгляд на актрис, который он сформировал на основании личного общения с ними, поскольку был довольно известным и успешным драматургом.

Анализ романа Моэма «Театр»

Ну и в заключение кратко про экранизации. Мне по-настоящему не нравится ни одна. В нашей, прибалтийской, которую многие считают каноном, Джулия слишком тетка.

В книге она столько внимания уделяет своей стройной фигуре, ногам и прочему, что принять корпулентную Вию Артмане в этой роли я так и не смогла.

А вот Том хорош и вообще авторы экранизации постарались бережно обойтись с первоисточником, за что им большое спасибо.

В версии с Аннет Бенинг (ее я наконец посмотрела совсем недавно)  именно Джулия выглядит так, как должна выглядеть по книге. Актрисе даже было именно 46 лет на время съемок – как персонажу.

Но мне не нравится, когда зачем-то вносятся странные изменения в сюжет – почему вдруг Том американец, зачем? И почему Эвис такая страшная (вот она ниже) и прыгает в койке с Томом, когда чуть ли не больше всего Джулию бесило, что он слишком уважает эту Эвис (которая Джулии кажется этого недостойной), чтобы тащить ее в постель. Почему Чарльз – гей??? В книге на этого не было и намека. Наконец, финальная сцена – зачем извращать ее смысл? Джулия подставила Эвис не тем, что вдруг понесла отсебятину на сцене, а исключительно тонкими актерскими штуками, которые, видимо, показались режиссеру слишком тонкими для массового зрителя. Жаль.

Наконец, про рассказы. Почти на каждом из них хочется остановиться отдельно, но не буду. Всем любителям этого жанра советую их прочитать, среди них есть как просто хорошие, так и настоящие шедевры.

Некоторые оставляют довольно тяжелое впечатление (“Непокоренную” я сознательно не стала перечитывать). Много рассказов вдохновлены пребыванием Моэма в колониях Британской империи – в Малайзии и т.п.

Некоторые рассказы, как мне кажется, весьма неполиткорректны на современный взгляд, но они не могут быть другими, потому что посвящены взаимоотношениям белых колонизаторов с местным населением.  

Анализ романа Моэма «Театр»

И даже если Моэм осуждает  тех же самых миссионеров или местных управляющих, все равно отношение белых людей к туземцам не назовешь равноправием ни в каком виде.

Они для колонизаторов слишком другие, слишком чужие – об этом как раз “Заводь” – один из самых известных его рассказов – образованного англичанина погубила женитьба на красивой девушке, которая хотя и была смешанных кровей, но тяготела больше к своей туземной стороне – и эта сторона была настолько чужда и  неприемлема для англичанина, что жить с этим он не смог.

Хотя иногда объективности ради Моэм даже рассказывает о преимуществах дауншифтинга (рассказ “Падение Эдварда Бернарда”), но было бы очень интересно узнать взгляд Моэма на то, к чему привели колонизаторские амбиции британцев через 100 лет.

В целом, конечно, темы рассказов Моэма совсем не ограничиваются событиями на окраине империи, он много пишет и о светском обществе, литераторах, е менее, рассказы Моэма очень хороши своими точными характерами, часто неожиданной развязкой и тонким юмором в сочетании с даже некоторым цинизмом. Я их всем настоятельно рекомендую!

Роман Сомерсета Моэма «Театр»

  •                                                               Весь
    мир — театр, в нем женщины,
  •                                                               мужчины
    — все актеры.
  •                                                           У. Шекспир
    «Как вам это понравится»

   Роман
С.

Моэма «Театр» — произведение достаточно
хорошо известное русским читателям,
вероятно, во многом благодаря популярному
фильму режиссёра Яниса Стрейча 1978 года. Это
история жизни актрисы Джулии Ламберт,
рассказанная с легким юмором и иронией
в двадцати девяти главах.

Но прелесть
романа состоит в большой обобщающей
силе, казалось бы, банальной истории
немолодой актрисы, переживающей
личностный и творческий кризис.

   Повествование
ведет автор, однако он так подробно
воспроизводит внутренние монологи
героини, комментирует ее мысли, чувства,
поступки, что возникает ощущение полного
погружения в мир Джулии, которая верно
судит об окружающих ее людях, умело
использует их слабости в своей игре, но
и сама оказывается во власти чужих
интриг.

   Название романа
точно отражает содержание произведения,
так как слово «театр» является многозначным
символом: театр как сфера деятельности
главных героев, театр как форма
существования общества, театр как модель
поведения людей. Джулия Ламберт все
время подчеркивает, что окружающие ее
люди играют роли, притворяются, преследуя
цель — преуспеть в жизни, добиться
своего. Она и сама пользуется талантом
актрисы, чтобы достигать желаемого.

   Фабула и сюжет
в романе не совпадают: Моэм начинает
рассказ о преуспевающей чете актеров
Майкле Госселине и Джулии Ламберт в
период их расцвета.

Затем возвращается
во времена их молодости и первых шагов
на сцене, периодически в воспоминаниях
главной героини всплывают эпизоды из
ее прошлого.

В основном повествование
ведется в аспекте Джулии: именно ее
восприятие событий дается в романе, о
реакции других персонажей мы узнаем
либо из их реплик, либо из комментариев
главной героини.

   Стоит
отметить, что сама жизнь Джулии словно
бы поставленная ею пьеса: она умело
исполняет именно ту роль, которая
позволяет ей произвести впечатление
на родителей Майкла и понравиться им:
«Джулия
интуитивно поняла, что должна скрыть в
себе актрису и, без всякого усилия, без
сознательного намерения, просто потому,
что чувствовала — это должно понравиться,
стала играть роль простой, скромной,
простодушной девушки, всю жизнь спокойно
жившей на лоне природы. Она гуляла с
полковником по саду и, затаив дыхание,
слушала разглагольствования о горохе
и спарже; она помогала миссис Госселин
поливать цветы и стирала пыль с
бесчисленных безделушек, которыми была
забита гостиная» (Гл. 4).
А вот сцена с подружкой сына: «Джулия
приняла Джун Денвер сразу же, как
закончились вызовы. Она умела в мгновение
ока переходить с подмостков в обычную
жизнь, но сейчас без всякого усилия со
своей стороны Джулия продолжала
изображать надменную, холодную, величавую,
хотя и учтивую героиню пьесы» (Гл. 20).

   Джулия
всегда заранее планирует свое поведение
с тем или иным человеком, примеряя именно
ту маску, которая позволяет ей произвести
нужное впечатление. Именно поэтому
такой неожиданностью становится для
нее поведение молодого бухгалтера Тома
Феннела, который становится ее любовником.

Читайте также:  Краткое содержание книги «Трус» для читательского дневника (В.М. Гаршин)

   Конфликт
в романе — столкновение Джулии с Томом
и его протеже Эвис Крайтон  — на самом деле
отражает внутренний конфликт Джулии-актрисы
и Джулии-человека.

   Все
события, казалось бы, связаны именно с
любовными переживаниями зрелой актрисы,
которая давно не испытывала чувств, но
жаждала их. Однако по сути перед нами
роман о художнике, в роли которого
выступает Джулия, перевоплощающаяся в
разных героинь, исполняющая множество
ролей в течение каждого дня и всей своей
жизни.

   Большое
место в романе занимают размышления о
театре, о том, из чего складывается
талант актеров. Моэм сталкивает взгляды
Роджера, сына Джулии и Майкла, и самой
актрисы.

Роджер считает, что жизнь его
родителей — это иллюзия, притворство,
так как они всю жизнь играют роли, Джулия
приходит в финале романа к выводу о том,
что «лишь мы, артисты, реальны в этом
мире… Все люди — наше сырье.

Мы вносим
смысл в их существование» (Гл. 29).

   Все
герои Моэма имеют свои достоинства и
недостатки, но критерием их значимости
становится умение ценить театр и игру
актеров.

Поэтому Джулия с нежностью
относится к мужу, которого давно
разлюбила, ведь в Майкле есть великодушие,
он способен ради успеха супруги отказаться
от роли, уйти на задний план.

Героиня с
благодарностью вспоминает Джимми
Лэнгтона, режиссера и хозяина театр а
в Миддлпуле, который тонко чувствовал
актеров; именно он разглядел в молодой
начинающей актрисе тот богатый потенциал,
что позволил Джулии стать ведущей
актрисой Лондонского театра.

   С
едкой иронией автор изображает Тома
Феннела, ведь его цель — втереться в
высшее общество, хотя Джулия, хорошо
знающая свет, презирает этих скучных и
неинтересных людей. Стремясь к своей
цели, молодой человек использует Джулию,
ловко играя на ее чувстве. Именно цинизма
и расчетливости не прощает великая
актриса своему любовнику.

Ее тонкая
месть просто восхитительна: Джулия
отнимает у Эвис Крайтом мизансцену,
переворачивает смысл пьесы, выставляет
свою соперницу в глупом и невыгодном
свете. Но об этом до конца знает только
читатель. Майкл убежден, что Джулия
поступает так из-за ревности к нему, а
Том понимает, что именно Джулия —
настоящая актриса, которая теперь от
него далека.

А сама героиня обретает
желанную свободу от своего чувства к
ветреному любовнику.

   Идея
романа заключается в утверждении мысли
о том, что именно артисты отражают жизнь,
наполняют ее смыслом. Обретение этой
истины умиротворяет Джулию и делает ее
счастливой.

© Елена Исаева

Книга «Театр»

Прекрасная, талантливая актриса, у которой все получается. Если не задумываться, то Джулия живет отличной жизнью. Хороший муж, любимая работа, потрясающая внешность и много денег.
Но если задуматься.

Случайно ли она влюбилась? Конечно, это никто не планировал. Был шанс оборвать отношения на второй встрече, но сомнения привели к тому к чему привели. Джулия разлюбила своего мужа, когда родила ребёнка. Она поняла, что этот человек в физическом плане ей даже противен.

Муж не задумался, его секс не привлекал. Да и вообще не был против того, что они станут спать отдельно. Супруги- отличные друзья и партнёры, но и все. Джулия выплёскивала свой темперамент на сцене, но все же не смогла удержаться, потому что тело хочет любви.

Фрейд утверждал, что мы так устроены и ничего страшного нет в том,…

Развернуть 2021-09-19 14:25:01 www.livelib.ru/review/2294458

19 сентября 2021 г. 14:25

421

Начав читать эту книгу, я впомнила, что смотрела одноименный советский фильм с великолепной Вией Артмане в роли Джулии Лэмберт.

Правда в книге у Джулии каштановые волосы, а книжный Том мало похож на брутального красавца Ивара Калныньша. )

Сюжет был мне известен. Да собственно интриги здесь никакой нет. Успешная женщина стареет и естественно переживает по этому поводу.

«Сорок шесть. Сорок шесть. Сорок шесть. Я уйду со сцены в шестьдесят. В пятьдесят восемь – турне по Южной Африке и Австралии. Майкл говорит, там можно изрядно набить карман. Сыграю все свои старые роли. Конечно, даже в шестьдесят я смогу играть сорокапятилетних. Но откуда их взять? Проклятые драматурги!»

Возникает вопрос о востребованности в профессии, сможет ли Джулия так и блистать дальше. Мир принадлежит молодым.

И второй…

Развернуть

После блестящей экранизации с Вией Артмане меня как-то не тянуло читать роман. А зря: книга-то оказалась просто замечательной. Вот за что люблю Моэма, так это за неоднозначность трактовок и характеристик, за умение балансировать на полутонах, тонко передавать целую палитру внутренних движений героев, за ироничную интонацию в повествовании.

Джулия Лэмберт – выдающаяся театральная актриса, находящаяся в расцвете своего таланта. Она играет вдохновенно, с огромной самоотдачей. Джулия уже немолода, но рука не поднимается написать «стареющая», как значится в некоторых аннотациях и рецензиях, да и в самом тексте романа. У неё есть муж, сын, любимое дело, успех у публики. Казалось бы, чего еще желать?

Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что она никогда не была по-настоящему по-женски…

Развернуть

Нельзя просто так взять и перестать читать Моэма.И сегодня — одно из самых известных его произведений.Очень часто его упоминают в списках книг, которые нужно читать осенью. К этому я не стремилась. Так совпало. И…. тут совсем не про осень, но что-то в этом есть. Может, потому что как октябрьский бархат. Или буйство цвета листвы.

Или горячий грог в ноябре. Или особая атмосфера, прочувствовать которую можно, лишь открыв книгу.Сюжет, слог, юмор — прекрасны. В этом весь Моэм. Ёмко, сочно, искрометно.Роман о том, что весь мир театр, все мы в нем актёры.Итак, Джулия Лэмберт.

Великая актриса, на спектакли которой собирается весь Лондон, мудрая жена, странная подруга и так себе мать.

И все здесь есть. Успех, наивность, лицемерие, усталость, убегающая молодость и горький опыт, который не мешает,…

Развернуть 2021-09-26 11:23:54 www.livelib.ru/review/2304208

26 сентября 2021 г. 11:23

171

Прочитала всего роман, а в реальности благодаря Соммерсету прожила жизнь одной незаурядной англичанки. 

Это первая книга, от которой у меня произошёл взрыв всевозможных эмоций и ничего толком составить в «что-то» целесообразное  от прочитанного не получается. Но я так сильно переживала за героев, что успела подружиться со всеми. И поэтому чем делиться ощущениями от книги- хотелось бы оставить «несколько слов» о 3-х героях романа без которых, на мой взгляд, не получился бы данный шедевр. 

Данный список можно составлять и до 1000 важных личностей «Театра». Потому что каждый герой занимает особое место в этой истории. 

Но мой персональный топ-3 состоит вот из таких интересных людей: Джулия, Том, Роджер.

Джулия – очень ранимая, искренняя, тщеславная актриса. Не знаю как в начале истории, но…

Развернуть

Когда читаю подобные книги, просто не понимаю, это я такая ледышка и не способна никого любить со всей страстью (ну или мне не встретился тот, кого я ТАК полюбила бы) или же всё же в книгах всё изрядно “приукрашают”, чтобы читать интереснее было. Хотя тут это играет не на интерес, а на количество фейспалмов, исполненных мной глядя на поведение героини.

Не понимаю я, как можно так убиваться из-за мужчин. Даже если ко мне сегодня подойдёт муж, которого я искренне люблю, и скажет “извини, я полюбил другую, давай расстанемся” я пожелаю ему удачи, но вряд ли “полезу на стену”. С другой стороны, это я сейчас так думаю, а кто знает, как было бы на самом деле…

И всё же, мысли и действия героини после разрыва с Томом кажутся слишком утрированными и неправдоподобными.

А вот первая часть романа с…

Развернуть 2021-09-29 22:33:52 www.livelib.ru/review/2309587

29 сентября 2021 г. 22:33

118

Жизнь – театр, а мы в нем актеры. Что ж, правда в этом есть, самое главное не увлечься и не потерять себя среди тысячи ролей. 

Успешная актриса Джулия была примерной матерью и женой.. это для всех и для фото, а в жизни она умирала от скуки с чопорным и дотошным мужем Майклом и с сыном Роджером, с которым отношения у неё не сложились совсем.

Вечный ее поклонник Чарльз… обычный, дешёвый Альфонс Том… у неё ко всем были свои чувства, которые она отыгрывала в своих мыслях, вся жизнь – сцена.  Только театр придавал ей сил… в любой ситуации она оценивала себя со стороны, как если бы на неё смотрели и как бы эффектно уйти. Мизансцена..

В возрасте за 40 Джулия имеет огромный успех в очередном спектакле, передача чувств, эмоций.. и в самом конце «получаем по «щам» бифштексом» 

Развернуть «Ничего не поделаешь, люди редко бывают довольны тем, что они имеют, им подавай все новое да новое, и так без конца»

Театр – жизнь или жизнь – театр?

Для одних нет разделения и продолжение актерской игры переходит в жизненные события. Кто-то вообще не знает себя настоящего потому что всегда играет роли, но не себя. А кто-то против игр и хочет видеть искреннее, пусть и уязвимое.

Джулия – великолепная актриса, сцена для нее все. А вот в жизни случился эмоциональный кризис, ей нужна любовь, которая зажигает глаза и сердце. Но та любовь, что у нее случилась, легла пеленой на глаза и ватой в ушах.

Но розовые очки имеют свойство биться. И героине предстоит пройти этот урок. А вот достойно у нее получилось или не очень, каждый решит сам.

«Театр» очень яркий и богатый на эмоции роман. И здесь…

Читайте также:  Сочинение на тему: великая отечественная война

Развернуть 2021-09-20 12:18:27 www.livelib.ru/review/2295745

20 сентября 2021 г. 12:18

156

Как уже давно было сказано Шекспиром «Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль» так и роман Моэма вновь подтверждает это высказывание.

Кто-то играет и притворяется всю жизнь, кто-то играет по крупному, а кто-то просто живет, играя только одну единственную роль- свою собственную.

Джулия талантливая актриса, про таких говорят «один на миллион», она блистает на сцене, имеет тысячи поклонников, но при этом, она самоуверенна, честолюбива, и почти всегда считает себя лучше других. Она замужем и у нее есть ребенок.

Муж Майкл слишком зациклен на любви к себе, а сыну Рождеру просто не очень повезло родиться в семье актеров.

И вот в 46 лет она неожиданно влюбляться в молодого мужчину, который моложе нее на целых 25 лет.…

Развернуть Текст вашей рецензии… Всего 6

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Всего 1K Всего 343

Театр — Уильям Сомерсет Моэм

«Театр» — по мнению критиков, самый известный из романов Сомерсета Моэма. Одно из послевоенных произведений писателя, написанное в 1937. История о жизни немолодой, но красивой и талантливой актрисы театра, которая переживает кризис среднего возраста.

Ключевые герои

Главная героиня романа – Джулия Лэмберт. Женщине 46 лет. Она одна из самых известных театральных актрис Англии. У нее есть муж Майкл и 18-летний сын Роджер. Живут они далеко не бедно и владеют собственным театром «Сиддонс». Театр не полностью собственность семьи Лэмберт, частью акций владеет богатая старуха Долли де Фриз.

Джулия очень сдержанная и практичная женщина. Ее главным увлечением является игра на сцене. Она готова полностью отдаваться своей любимой работе. Ее отношения с мужем нельзя назвать по-настоящему искренними. Всюду фальшь и притворство. По сути каждому из них, по большей части, наплевать на партнера. Все это похоже больше на дружбу, нежели семейные отношения.

«Коллекционер — Джон Фаулз»

Майкл тоже играет на сцене, но намного реже. Ему больше по душе заниматься бюрократией и счетами. Таланта или актерского мастерства у него нет. До покупки театра, если его и брали на роли, то только из-за красивой внешности. Джулия считает своего мужа самым красивым мужчиной в Англии и не забывает напоминать ему об этом.

Любовник Джулии

Из ключевых героев, кроме Джулии, можно выделить молодого бухгалтера Томаса Феннела. Он младше актрисы на 25 лет. Но его застенчивость и в тоже время страсть смогли заинтересовать Джулию. Она влюбляется в него.

В их отношениях, Томас ищет личную выгоду. По своей сути он ужасный сноб. Чтобы сблизиться с ним, Джулия постоянно приглашает его на именитый вечера. Ему доставляет необычайное удовольствие общаться с известными людьми.

Кроме того юноша очень надоедливый и скучный.

Кризис среднего возраста

Именно за счет их взаимоотношений, Моэм и показывает кризис среднего возраста. Немолодая женщина окутана скукой. Игра в театре для нее намного интереснее, чем реальная жизнь. Она не получает любви от своего мужа.

Ей хочется каких-либо новых ощущений и эмоций. Джулия понимает, что ведет себя очень глупо и неправильно, но не может ничего поделать. Она видит в Томасе молодого и амбициозного юношу.

Женщина даже всячески помогает ему с деньгами и старается приучить к светскому обществу, чтобы он ее не покинул.

«Театр»

Название романа очень символично. Он назван «Театр» не потому, что половина событий связана с театром (хотя доля правды в этом есть). На самом деле это все большая отсылка к цитате Уильяма Шекспира: “Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры.

И каждый ни одну играет роль”. Сомерсет хочет сказать, что люди живут не своей настоящей жизнью. Их душа, чувства, искренность скрыты под маской. Надев такую маску, это уже не те “настоящие” люди.

Они как бы играют чью-то роль, в то время как, их настоящее естество скрыто.

Маски людей

Даже в самой театральной игре нельзя быть искренним. Ты так играешь роль, как написал ее автор. Исполнитель роли не может дать волю своим чувствам и эмоциям, хотя возможно были бы и плюсы.

По мнению героини, любовь и искусство – две несовместимые вещи. Они не могут пересекаться или совмещаться, иначе одно будет страдать от другого. На сцене, будучи в состоянии аффекта, героиня дает волю своим настоящим чувствам.

После спектакля, Майкл активно критикует ее игру.

«Тарас Бульба — Николай Гоголь»

«Театр» представляет, своего рода, нестареющую классику. Он вполне актуален и по сей день. Ведь, благодаря интернету, у людей может быть сразу несколько образов. Люди могут надевать разные маски и играть разные роли. Хорошо это или плохо, решает каждый для себя. Произведение рекомендуется к прочтению всем, особенно если вам нравится театр и все что с ним связано.

Театр, Уильям Сомерсет Моэм – отзыв

Всем bonjour!

Составляя список книг, которые хотела бы прочесть в первую очередь, внесла туда пару творений Сомерсета Моэма. До этого с творчеством автора была знакома по роману “Бремя страстей человеческих”, который мне понравился, но особого восторга не вызвал. “Театр” – наверное, одно из самых популярных и знаменитых произведений Моэма.

Начиная его читать, как всегда, рассчитывала на что-то близкое к шедевру, который захватит меня с первых страниц. Сто раз себе говорила, что уже давно пора перестать доверять чужому мнению, а звание “шедевра” присуждать только после личного ознакомления и анализа. Но грабли они такие.

Читалась книга вяло и долго, несмотря на скромный объем (в электронном виде всего 160 страниц), не могла осилить больше 1-2 глав, ибо просто было не очень интересно. Страниц за 20 до окончания, я ее просто забросила и вернулась только через месяц.

Эмоции от первого прочтения уже чуть подстерлись, поэтому решила перечитать роман полностью. Вот Вам мое краткое резюме.

О сюжете.

Джулии Лэмберт 46 лет, она одна из самых знаменитых театральных актрис Англии. С детства у Джулии был талант к перевоплощениям и никто из ее семьи не сомневался, что она станет актрисой.

https://www.youtube.com/watch?v=mYRZs1okz30

В шестнадцать она с легкостью поступила в Театральную Академию, учеба ей легко давалась, девушка не сомневалась, что ее ждет “будущее” в этой профессии. Как и полагается, поначалу ей давали эпизодические роли всяких горничных и гувернанток, которые она блестяще отыгрывала.

Ее открыл Джимми Лэнгтон, владелец небольшого провинциального театра. Джулия сразу привлекла его своей харизмой и проникновенно-сильной игрой. Будучи человеком опытным и проницательным, он сразу понял, что из этой молодой актрисы выйдет толк.

Лэнгтон переманил героиню и приложил много сил и труда, чтоб отточить все ее знания и умения, раскрывая новые грани таланта девушки. Под его чутким руководством, довольно быстро о Джулии заговорили в театральных кругах, а на пьесы с ее участием стал ломиться народ.

Так она стала звездой, пусть и местного масштаба.

Майклу Госселини 52 года, он актер, владелец театра и по совместительству муж Джулии Лэмберт.

Он начал свою карьеру в 25 и только потому, что обладал привлекательной внешностью. Его родители были против такого выбора и попросили сына сначала закончить приличное учебное заведение – Кэмбридж, конечно.

Майкл никогда не кичился своей внешностью, хотя и получал множество комплиментов, а девушки так вообще готовы были на многое ради него.

Не обольщался он и по поводу своего актерского таланта, зная, что того с гулькин нос и все вытягивает его приятная наружность.

Но, будучи человеком практично-приземленным и даже скупым, он и не собирался всю жизнь быть актером, понимая, что такой бонус как красота, имеет свойство с возрастом улетучиваться. Майкл Госселин мечтал о собственном театре.

Майкл был неглуп и честолюбив; он знал, что красота – пока его главный козырь, но знал также, что она недолговечна, и твердо решил стать хорошим актёром, чтобы в дальнейшем опираться на кое-что ещё, кроме внешних данных.

Холодный, сдержанный, не слишком эмоциональный – он был воплощением настоящего джентльмена. Его не интересовали интрижки в частности, и любовь – в целом. У него была цель – быть обеспеченным и только это по-настоящему занимало мысли мужчины.

Он никогда не отказывался даже от малюсенькой роли, ведь чтобы что-то приобрести – нужны деньги.

Никакая лесть, никакие соблазны не могли его совратить, если на следующий день его ждала деловая встреча, для которой требовалась свежая голова…

Они познакомились в театре Лэнгтона. К тому моменту, как Майкл Госселин поступил на службу, Джулия играла там год и к этому моменту уже была звездой.

Это была любовь с первого взгляда, с ее стороны. Привлекательная внешность нового актера просто поразила героиню, она поняла, что этот мужчина должен быть ее любой ценой.

Однако, довольно быстро стало понятно, что заполучить Майкла будет не так и легко, ведь его вообще не интересуют романы, он слишком серьезен и отстранен.

Совместная роль в пьесе сблизила их и перевела из ранга незнакомых людей в ранг приятелей. Джулии было достаточно и этого, просто находится рядом, видеть его, слышать его голос, смотреть на его красивое лицо. Она любила. Но когда один любит, а другой просто считает тебя другом: легко ли с этим жить?

Джулия не могла сказать, знает он, что она в него влюблена, или нет. Сам он никогда никаких авансов не делал. Ему нравилось её общество, и, когда они оказывались в компании, он почти не отходил от неё.

Читайте также:  Сенека - о родах и видах: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Иногда их приглашали в воскресенье в гости, на обед или на роскошный холодный ужин, и ему казалось вполне естественным, что они идут туда вместе и вместе уходят. Он целовал её, прощаясь у двери, но так, как мог бы целовать пожилую актрису, с которой играл в «Кандиде».

Майкл был сердечен, добродушен, ласков, но, как ей это ни было больно, Джулия не могла не видеть, что он для него всего лишь товарищ. Однако знала она и то, что ни в кого другого он тоже не влюблен. Любовные письма, которые ему писали, он со смехом читал ей вслух, а когда женщины присылали ему цветы, тут же отдавал их Джулии.

Но молодость на то и молодость, чтоб дарить надежды и укреплять веру в собственных силах. Героиня была девушкой активной, страстной, умной, темпераментной и где-то даже пробивной. Она верила, что, в конце концов, удача улыбнется ей и на любовном поприще, продолжая медленное, но верное сближение с Майклом.

Она старалась не докучать ему, разделяла его интересы, поддерживала его во всех начинаниях. Это дало свои плоды, она стала лучшим другом героя. Да, она не обольщалась на его счет, понимая, что, возможно, этот мужчина вообще не способен на глубокие чувства, но ее любовь была так сильна, что ее хватило бы на двоих.

https://www.youtube.com/watch?v=jhnQMkIsXTM

Майкл относился к ней с нежностью и восхищением, ему было легко с ней, он ей доверял, но Джулия прекрасно знала, что он в неё не влюблен.

Она утешала себя тем, что он любит её так, как может, и думала, что, когда они поженятся, её страсть пробудит в нём ответную страсть.

Ее звездный час, в конце концов, настал, мужчина о котором она так долго мечтала, очнулся, поняв, что лучшей партии ему не найти, и сделал предложение.

Темпераментная и страстная Джулия и холодный, не склонный к сантиментам Майкл, как думаете: удачный ли это симбиоз? Ей хотелось секса, поцелуев, объятий, признаний, но он не способен на это, в принципе. Его цели и желания были слишком прагматичны, несмотря на молодой возраст. Романтика? Не, не слышали.

– Я не понимаю, чего ты хочешь.– Я хочу любви. Я думала, что вышла за самого красивого мужчину в Англии, а я вышла за портновский манекен.

– Не говори глупостей. Я – обыкновенный нормальный англичанин, а не итальянский шарманщик.

Первые годы брака были бурными, ибо кипучая страсть Джулии искала выход, и, возможно, этот союз и распался бы, но с Майклом невозможно было поссориться, он был слишком добродушен и невозмутим. Вполне логично, что в какой-то момент, провинциальный театр “становится мал” и хочется чего-то большего. Так наши герои перебираются в Лондон, так начинается их большой путь…

И это прошлое, воспоминания… В настоящем ему 52, ей 46 и у них есть все, о чем они мечтали: ребенок, деньги, собственный театр, слава и популярность. Они вместе все эти годы и пусть любовь Джулии к мужу умерла уже много лет назад – они семья.

В свое время Майкл был счастлив, что его жена, наконец-то, остыла и поубавила свой “пылкий” интерес к нему. Он списал это на материнство, на деле же, она просто разлюбила его и все.

Уважение, привычка, общая реальность – киты, на которых держится эта семья, и довольно уверенно держится.

…А незадолго до конца войны Джулия его разлюбила…Он прижался губами к её губам. И вдруг Джулию охватило смутное отвращение. Она еле удержалась, чтобы его не оттолкнуть. Раньше ей казалось, что его тело, его юное прекрасное тело пахнет цветами и медом, она жадно вдыхала этот сладостный аромат, такие вот ощущения и приковывали её к Майклу, но теперь каким-то таинственным образом Майкл утратил своё очарование. Джулия осознала, что он потерял аромат юности и стал просто мужчиной.

Все меняется, когда в театре появляется юный бухгалтер Том Феннел, большой поклонник таланта Джулии – это раз, и хороший специалист, знающий свое дело – это два. Неожиданно для себя Джулия увлекается им, поначалу думая, что это что-то несерьезное, а так развлечение. Ну можно же, в конце концов, позволить себе легкий флирт?

Да, юноша очень мил: эти голубые глаза и светло-каштановые волосы! Как жаль, что он их прилизывает.

И такая белая кожа и яркий румянец на скулах; интересно, нет ли у него чахотки? Дешевый костюм сидит хорошо, он умеет носить вещи, ей это нравится; и он выглядит неправдоподобным чистюлей.

Ей 46, ему 20, он настойчив и не знает преград, легкий флирт переходит в сексуальную интрижку и увлекает знаменитую актрису все сильней.

Когда такси отъехало, Джулия втиснулась в угол сиденья и чуть не захлебнулась от смеха.«Изнасилована, голубушка. Самым натуральным образом.

В мои-то годы! И даже без всяких там „с вашего позволения“. Словно я – обыкновенная потаскушка.

Но и тут героиня не видит ничего страшного, за всю свою супружескую жизнь она лишь несколько раз изменяла мужу и все это было мимолетно, больше из интереса.

Своеобразная катастрофа происходит, когда Джулия понимает, что уже не просто увлечена молодым бухгалтером, а влюблена в него!..

Так что же будет дальше? Чем обернется эта любовь? Как повлияет на семью и карьеру? Это нам только предстоит узнать.

Предисловие, описанное мной выше и затрагивающее начало пути героев, это только лишь воспоминания, занимающие малую часть романа и всплывающие периодически в сознании главных персонажей.

Они важны именно для общей картинки и понимания того, к чему все пришло. Суть романа затрагивают именно события происходящие здесь и сейчас, с уже взрослыми и состоявшимися людьми.

Нам предлагается пережить с ними определенный временной отрезок.

Слог Моэма прекрасен, сразу видно, что это произведение первой половины двадцатого века. Скажу, что и с переводом мне явно повезло. Читается роман очень легко и быстро, особенно, если сразу затянет.

Меня это творение не тронуло, поэтому были мытарства, но прочесть “Театр” запросто можно в течение дня.

В основном он построен на диалогах, но даже и описательная часть или воспоминания читается также легко, там нет особого занудства или демагогии.

Произведение неспешное, но в тоже время и динамичное, события тщательно описываются, но не стоят на месте. Антураж довольно серый, обыденный. Несмотря на то, что роман именуется “Театр” здесь будет очень мало о закулисье жизни актеров, театр выступает как метафора судьбы одного человека. Меня это немного разочаровало, хотелось больше подробностей.

Персонажи раскрыты здорово и именно в действиях и поступках автор показывает нам: что представляет собой тот или иной герой, а это намного более интересно, чем просто характеристика.

Это произведение – театр одного актера, в данном случае – Джулии Лэмберт, все остальные персонажи, которые занимают огромную часть романа, все же идут как второстепенные, лишь оттеняя действия и поступки главной героини.

Надо сказать, что Сомерсет Моэм большой знаток женской природы, до того тонко и четко он раскрыл нам понятие слова театр.

В книге показана вся многогранность и противоречивость женской натуры: хитрость, лицемерие, гордыня, месть, жалость, страсть, отчаяние – и это не полный список.

Язык Джулии сильно разнился, когда она говорила сама с собой и с другими людьми. С собой она не стеснялась в выражениях.

Не знаю, кто был прототипом Джулии Лэмберт (если он вообще был), но наблюдательность автора просто поражает. И что самое интересное, мужские образы получились более скучными.

Хоть перед нами и описывается определенная ситуация и жизненный путь, но подтон книги, безусловно философский. И чем дальше – тем больше. Основная суть – эгоизм и притворство во всех его проявлениях. Финал меня разочаровал, честно.

Я ждала развязки более примитивно-приземленной, а получилась ну уж совсем прям чистая философия. Да, наверное, считывая тон романа этого и нужно было ожидать, но я, наивная, рассчитывала на что-то более интересное.

Театр – как состояние души и образ жизни, сожравший реальность – вот что для меня концовка творения.

Ты всегда играешь. Эта привычка – твоя вторая натура. Ты играешь, когда принимаешь гостей. Ты играешь перед слугами, перед отцом, передо мной. Передо мной ты играешь роль нежной, снисходительной, знаменитой матери. Ты не существуешь. Ты – это только бесчисленные роли, которые ты исполняла.

Я часто спрашиваю себя: была ли ты когда-нибудь сама собой или с самого начала служила лишь средством воплощения в жизнь всех тех персонажей, которые ты изображала.

Когда ты заходишь в пустую комнату, мне иногда хочется внезапно распахнуть дверь туда, но я ни разу не решился на это – боюсь, что никого там не найду.

Если задумываться, то каждый хоть раз за свою жизнь сталкивался с этим, когда заигравшись теряешь чувство меры, и происходит какой-то бесполезный сюр из которого хочется быстрей выбраться, ибо притворство и вранье накапливаются как снежный ком, который грозит влепить не хилую оплеуху тому, кто это все затеял.

Итог: если Вы поклонник Сомерсета Моэма, но еще не читали это произведение, не сомневаюсь – Вам понравится; если любите литературу с философским подтоном – Вам понравится; если обожаете легкий слог – Моэм в этом мастер. Для меня этот роман стал темой “для общего развития” и понимания направленности автора, но восторга не вызвал.

  • На этом у меня все, на связи была Наташа.
  • Люди, читайте книги, они делают нас лучше.
  • Всем пока и удачи в жизни!
Ссылка на основную публикацию