Жизнь и сад в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Нет ни одного писателя, который бы не затронул темы природы и единения человека с природой в своем творчестве. Антон Павлович Чехов не мог обойти эту тему стороной.

Поэтому в произведении «Вишневый сад» автор вложил многозначный образ сада как символа жизни. Пьеса является последней в творчестве Чехова. В последние годы жизни Антон Павлович стал сильнее беспокоиться за изменения, происходящие в России.

Автор проводит параллели вишневого сада со своей Родиной. Ему не безразлично происходящее.

Рассказ начинается с описания поместья и людей, которые собрались в пору цветения сада. Эти люди разные не только по статусу, но и по жизненным позициям и взглядам. Сад является объединяющим элементом.

Самым старым жителем и героем является Фирс, который отдал большую часть своей жизни уходу за садом и служению помещикам. Верность и преданность – главные черты этого персонажа. Его противоположностью является лакей Яшка. Он бездушен. Понятия доброты и преданности ему далеки.

Антон Павлович делит героев на представителей старой и новой эпохи. Раневская и Гаев – представители старого класса. Новые понятия им чужды. К окружающим людям они испытывают равнодушие. Несмотря на то, что герои восхищаются красотой вишневого сада, попыток спасти его они не предпринимают.

Представителем нового класса является Лопахин. Герой молод, полон сил и новых идей. Лопахин восхищается красотой вишневого сада и пытается помочь Раневской спасти его. Но попытки тщетны. Меркантильность героя берет верх.

Еще одними представителями молодежи и новой эпохи являются Петя Трофимов и Аня. Их намерения и порывы души чисты и бескорыстны, пока ничем не испорчены.  Однако автор не вверяет Пете и Ане спасение вишневого сада. Поступки и действия героев поверхностны и достаточно апатичны. В будущее сада молодые люди не верят и относятся скептически.

Чехов проводит параллель между своей Родиной и старым вишневым садом, пытаясь предсказать исход событий. Многие поколения бережно ухаживали за цветущим садом, как Россия держалась на дворянстве. С вырубкой сада к читателю приходит понимание, что настал конец былому укладу в России.

2 вариант

Пьеса « Вишнёвый сад» написана Чеховым в конце жизни. Уже неизлечимо больной, он думает о судьбе России. Вишнёвый сад – это вся страна.

В пьесе все герои объединятся вокруг сада. Чехов органично вписал разные социальные и возрастные группы людей, которые собрались в поместье для решения сложных житейских проблем. Здесь хозяева поместья помещики Раневская и Гаев, их дочь Аня, старый слуга Фирс «вечный студент» Петя Трофимов и другие, так или иначе причастные к поместью с вишнёвым садом.

Старый лакей Фирс считает, что все беды начались после того, как отменили крепостное право, он предан своим господам, он любит их и ему хочется сохранить патриархальные устои. Но эпоха Фирса уйдёт, вместе с ней уйдут его идеалы: любовь и преданность к хозяевам, стремление всех объединить, уберечь самое дорогое его сердцу сокровище – вишнёвый сад.

Герои среднего возраста – это помещик Гаев и его сестра Раневская. Они образованы, умны, умеют ценить красоту. Но при этом у них нет чувства реальности, они не могут позаботиться о своих близких, детях, стариках, да и самих себе. Они безответственны по отношению к саду и не предпринимают мер по спасению сада, да и не знают, как это сделать.

Гаев и Раневская – не жизнеспособные образы героев, они жалки, и даже смешны.

В пьесе есть и энергичный герой, капиталист Лопухин, он ещё помнит своих униженных крепостных предков. И хотя он видит красоту цветущего сада, прекрасное маковое поле, его деловитость отодвигает на задний план всю эту красоту.

При этом Лопухин не является злодеем, он порядочен, привязан к Раневской, главное для него не прогореть, а остаться в выигрыше. Лопухин учит Раневскую, как можно спасти ситуацию. Для этого он предлагает вырубить вишнёвый сад под строительство дач.

Автор не на стороне человека, готового уничтожить красоту цветущего сада.

Лопухин – хозяином жизни. Он знает ответы на все вопросы, главное для него рассчёт. В чем-то схож с ним слуга Яков. Про этого героя нельзя сказать ни одного доброго слова. В нём нет доброты, любви, привязанности к родной земле. В этом он полная противоположность старому слуге Фирсу.

Многие свои идеалы Чехов связывает с молодыми героями – Петей Трофимовым и Аней, они чисты и мечтательны. Но и на них автор не надеется в дальнейшей новой жизни.

Петя не способен к большому, глубокому чувству, как признается он сам « Мы выше любви», в нем нет надёжности, основательности, ценимые во все времена на Руси.Чехов не возлагает свои надежды на дальнейшее преобразование страны, на таких, как он.

Да и сам Пётя не проникся проблемой, его не волнует предстоящая вырубка сада. Дальнейшая жизнь видится ему наподобие его выдуманных иллюзий, не основанных на реальности.

В конце пьесы стоит знак вопроса. Кто спасёт красоту?

Вопрос, заданный в пьесе и сегодня заставляет задуматься над судьбой России во все её времена.

← Роль детали в рассказах Чехова
← Герои рассказа Толстый и тонкий↑ ЧеховГлавные герои рассказа Дама с собачкой →
Проблематика рассказов Чехова →

  • Анализ романа Тихий Дон Шолохова сочинение
    Принося в литературу свой жизненный опыт, Шолохов обогатил традиции своих предшественников выявлением в «Тихом Доне» психологии трудящегося народа, участия и роста народных масс.
  • Сочинение на тему Моя родословная 6 класс, 5 класс
    Многие люди занимаются изучением своей родословной. Узнавать свою историю довольно интересное занятие. Генеалогия – именно так называется эта наука, она дает нам возможность разобраться в семейных связях.
  • Сочинение на тему Чтение – вот лучшее учение! рассуждение
    В нашем современном мире редко можно встретить подростка, читающего книгу. Зато, все чаще встречаются молодые люди, активно использующие социальные сети для общения и просмотры фильмов, вместо классического чтения
  • Интересные факты из жизни Шопена
    Фредерик Шопен родился в 1810 году недалеко от Варшавы в семье Николя Шопена и Юстины Кжижановской. Спустя семь месяцев после его рождения , семья переселилась в Варшаву. Отец получил место преподавателя французского и немецкого языка в лицее.
  • Сочинение на тему Что толкает человека на месть? (итоговое 11 класс)
    На протяжении всего времени, месть связана с характерными качествами человека: гордыней, злом, самолюбием. На пустом месте месть возникнуть не может, на это должны быть объективные обстоятельства: ненависть, глубокая обида

Жизнь и сад в пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова

Известная пьеса «Вишнёвый сад» является последним произведением великого писателя Антона Чехова. В ней Антон Павлович рассуждает о том, как красива и богата его родина, и кому ее можно будет доверить.

Именно поэтому вишнёвый сад – это образ, который невозможно истолковать однозначно.

Сад у Чехова – это символ красоты природы России и тех русских традиций, которые запечатлены в великих музыкальных, живописных и литературных творениях.

Вишнёвый сад в пьесе является объединяющим элементом. Он является главным образом всей пьесы. Писатель в пору цветения сада собирает в этом поместье людей, которые не только разные по своему социальному сословию, но и у них разные взгляды на жизнь и окружающий мир. Самым старым героем является Фирс, который всю свою жизнь посвятил служению господам. Он говорит:

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

«Жизнь-то прошла, словно и не жил».

В нем есть преданность, которую трудно встретить в остальных персонажах. Он не может помочь своим господам сохранить их родовое гнездо и после продажи сада, он умирает, оставленный и забытый теми, кому он служил всю жизнь.

Раневская и Гаев – это умные помещики, образованные, культурные, чуткие. Они умеют ценить красоту вокруг себя. Раневская прекрасна собой, черты лица ее утонченны. Она добра по характеру и благородна.

Но эти брат с сестрой совершенно лишены какой–либо практичности. Они не могут позаботиться об окружающих их людях, равнодушны к тем, кто их окружает.

Видя красоту вишнёвого сада, они не могут его спасти и даже не предпринимают никаких попыток для этого. Они беспомощны, словно дети.

Раневская восклицает:

«О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!»

Раневской и Гаеву противопоставлен другой герой – Лопахин. Русский молодой капиталист энергичен и деятелен. Выходец из крепостных крестьян, он не забыл о том, как были унижены его предки.

И он умеет чувствовать красоту и жизнь природы. Так, он восхищается маковым полем, которое изумительно цветет. Но тут же успевает удачно продать мак и ликовать по этому поводу.

Он видит и цветущий вишнёвый сад, и понимает, что ничего прекраснее этого нет.

Лопахин пытается научить Раневскую, как спасти сад. Но она не прислушивается к его советам. Его деловые качества постоянно берут вверх над его духовностью. Лопахин говорит:

«Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей».

Он сам это прекрасно понимает, так как он не может читать и восхищаться книгами, да он просто не умеет любить. Этот прекрасный вишнёвый сад приобретает Лопахин. И, кажется, что он должен быть спасен таким человеком, но деловые качества, желание наживы берут вверх и вот уже деревья вырубают, чтобы строить там дачные дома. Так умирает жизнь сада и его красота.

И, несмотря на то, что Лопахин чувствует себя хозяином жизни, Чехов не на его стороне. В этот же лагерь бездушных героев можно отнести и Яшку. Об этом лакее нельзя сказать ничего хорошего: он не знает, что такое доброта, любовь и привязанность. И в этом он противопоставлен Фирсу, у которого все это развито.

Есть в пьесе и молодое поколение, которое представлено Петей Трофимовым и Аней. Эти молодые герои мечтательны и совершенно бескорыстны. Их мысли еще чисты. Но автор не связывает с ними новую жизнь в будущем.

Читайте также:  Полная биография Сергея Аксакова

Так, Петю всегда останется студентом, который неспособен полюбить по-настоящему.

И если проследить за его поступками, действиями и мыслями, то становится ясно, что он неглубокий человек, у которого нет жизненной силы и нет понятных и ясных целей в жизни.

Чехов даже не пытается доверить ему спасение сада, так как на все этот персонаж смотрит поверхность и равнодушно. Петя сам придумывает себе идеи, которые не совпадают с реальностью, а затем, не зная жизни, пытается ее переустроить.

Поэтому и пьесе оканчивается так, чтобы каждый читатель сам смог ответить на вопрос о том, что же ждет впереди этих людей. У писателя в конце пьесы нет точки, он ставит вопрос. Кто же все-таки спасет красоту?

Сочинение: Жизнь и сад в пьесе «Вишнёвый сад» (А.П. Чехов) | Литрекон

(423 слова) Пьеса «Вишнёвый сад» получила разную оценку критиков. Так, И.А. Бунин упрекал автора за неправдоподобность: в России в дворянских имениях не было садов, полностью состоявших из вишнёвых деревьев. Однако главное для Чехова заключалось не в точном соответствии реальности, а в символичности образа.

Роль главного героя в произведении играет сам Вишнёвый сад. Вишнёвые деревья – красивы, и дворянскую жизнь можно было назвать таковой. Разрушение сада – символ разрушения прежней жизни – дворянской. Красивой, праздной, со своими достоинствами и недостатками, но теперь не нужной.

Исторические перемены, отражённые в жизни людей, стали переменами и для сада. Многовековое угнетение крестьян подошло к концу. Из этой среды вышли новые люди, совершенного другого склада.

Их жизнь и жизнь их предков разительно отличалась от барской жизни. Им приходилось выживать, постоянно трудиться, часто сверх своих сил.

Это лишило их возможности получить достойное образование, но научило использовать любые условия с максимальной для себя пользой. 

В литературе и жизни множество примеров благоприятно сложившихся отношений между крепостными и их хозяевами, однако там же можно найти и обратные примеры, в корне противоположные. Среда закалила их, и они привыкли искать возможность наилучшим образом использовать сложившуюся ситуацию.

Ключевыми словами для того, чтобы охарактеризовать людей нового типа, становятся слова «использовать», «искать выгоду». Так, купец Ермолай Лопахин моментально сориентировался в происходящем и сумел извлечь материальную пользу из положения, которое прежним хозяевам имения казалось безвыходным.

Представители же дворянской среды – это люди, которые воспитывались в более благоприятных условиях. У большинства из них была возможность получить образование, путешествовать, что позволило развить эстетическое чувство, интеллектуальные способности. Для таких, как Раневская и Гаев, сад – источник вдохновения, воспоминаний, приятных эмоций и просто красивое место.

Они не приучены искать способы извлечь выгоду, потому что не нуждались в этом. Но они, в отличие от Лопахина, склонны наслаждаться природой просто так, не используя её.

Вишнёвый сад – как источник эстетического наслаждения, которое нельзя превратить в материальную выгоду, больше не нужен. И жизнь людей, привыкших к размеренности и непрактичности, фактически становится не нужна.

  На сцену выходят другие герои, те, которые смогут занести топор над деревьями ради спасения всего имения и будущей пользы. Таким образом, пора старого, патриархального уклада, которая давала возможности наслаждаться чем-то без практической выгоды, уходит.

Наступает другая пора – людей деловых, с практическим складом ума. 

И у того и у другого подхода есть свои плюсы и минусы. Можно понять Любовь Раневскую и вместе с ней сожалеть о гибели сада, и точно также можно понять деловую точку зрения Лопахина – он готов пожертвовать садом, но спасти остальное имение. 

Гибнет сад, гибнет и дворянство. Оно сдаёт свои позиции, люди этой среды теряются в новых условиях, и шаг вперёд совершают те, кто раньше этого сделать не мог. 

Таисия Ишниазова

Сочинение на тему: Жизнь и сад в пьесе Вишневый сад, Чехов

Жизнь и сад

Пьеса “Вишневый сад” была написана Антоном Павловичем Чеховым незадолго до его смерти. Она пропитана горечью, предчувствием неминуемого и озабоченностью судьбой своей страны, своего дома, семьи, сада. Читая это произведение, мы понимаем, что под термином “вишневый сад” автор подразумевал всю страну.

Так, один из ключевых героев, Петя Трофимов, восклицает: “Вся Россия – наш сад” и сразу становится понятно, отчего в пьесе такая тревога.

На поверхности видны переживания за жизнь и дальнейшую судьбу главных

героев, но в подтексте читается тревога за будущее России. Вишневый сад – это целая эпоха! Поколения дворян выросли в таких садах, а вместе с их вырубкой умирала и эта эпоха.

Незаметно Чехов рассуждает о прошлом, настоящем и будущем страны. На смену былым буржуа приходят простые крестьяне, некоторые из которых разбогатев, стали купцами. Одним из таких “мужиков” является Ермолай Алексеевич Лопахин.

Если для былых владельцев имения этот сад – вся жизнь, то для Ермолая он представляет только коммерческий интерес. С другой стороны, решение, которое он предлагает хозяевам для сохранения дома, совсем неглупое.

Еще вначале пьесы, по приезду Раневской из Парижа, он говорит, что неплохо бы разбить сад на участки и сдать его в аренду.

Однако для Любови Андреевной, выросшей и прожившей почти всю жизнь в тени этого сада, такое решение абсурдно.

Без вишневого сада ее жизнь теряет смысл.

Раневская итак перенесла одно большое горе в своей жизни, когда в реке утонул ее маленький сын Гриша, а теперь ее ждала новая беда – продажа родового поместья с торгов.

Брат Раневской, Леонид Андреевич Гаев – человек более поверхностный, но тоже беспокоится о судьбе сада.

Он надеется, что их выручит богатая тетка из Ярославля, но денег, которые она прислала, оказывается недостаточно, чтобы выкупить имение.

Другие герои пьесы также живо участвуют в решении участи сада.

Это и ворчливый Фирс, который прожил полжизни в поместье, и дочь Раневской Аня, которая влюблена в студента Петю Трофимова, и Варя, которая ждет предложения от Лопахина, и гувернантка Шарлотта Ивановна, и конторщик Епиходов, и помещик Симеонов-Пищик. Герои Чехова каждый по-своему вовлечены в “дело сада” и искренне переживают за его судьбу.

Казалось бы, одному только Лопахину все равно. Это тот человек, который произносит фразу: “Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду…” Он убежден, что вишня нынче доходов не приносит, лучше бы посеяли маковое поле. А Гаева и Раневскую за такую слепую привязанность к обыкновенному саду он считает “легкомысленными, неделовыми и странными” людьми.

Не менее равнодушным к красоте вишневого сада кажется Петя Трофимов. У этого героя новаторский взгляд на жизнь. Он рассказывает Ане, что нужно быть “выше любви”, нужно трудом и страданием искупить прошлое, чтобы жить счастливо в настоящем.

Несмотря ни на что, двадцать второго августа решается судьба сада, а вместе с тем для жителей поместья заканчивается целая эпоха и у всех кардинально меняется жизнь.

Образ сада в пьесе «Вишнёвый сад»

Действие последнего произведения А.П. Чехова происходит в имении Раневской Любови Андреевны, которое через несколько месяцев будет продано на аукционе за долги, и именно образ сада в пьесе «Вишнёвый сад» занимает центральное место. Однако уже самого начала присутствие такого огромного сада вызывает недоумение.

Довольно жесткой критике это обстоятельство подверг И.А. Бунин, потомственный дворянин и помещик. Он недоумевал, как можно превозносить вишневые деревья, которые не отличаются особой красотой, имеют корявые стволы и мелкие цветочки.

Также Бунин обращал внимание на тот факт, что в барских усадьбах никогда не встречаются сады только одной направленности, как правило, они были смешанными. Если посчитать, то сад занимает площадь примерно в пятьсот гектар! Для ухода за таким садом необходимо очень большое количество людей.

Очевидно, что до отмены крепостного права сад содержался в порядке, и вполне возможно, что урожай приносил прибыль своим хозяевам. Но после 1860 года сад начал приходить в запущенное состояние, так как денег или желания для найма рабочих у хозяев не было.

И страшно представить, в какие непролазные дебри сад превратился за 40 лет, так как действие пьесы происходит на стыке веков, доказательством чего может служить прогулка хозяев и слуг не по прекрасным кущам, а по полю.

Это все показывает, что конкретного бытового значения образа вишневого сада в пьесе не замышлялось. Лопахин выделил только главное его преимущество: « Замечательного в этом саду только то, что он большой».

Но именно образ вишневого сада в пьесе Чеховым вынесен как отображение идеального значения объекта художественного пространства, строящееся со слов действующих лиц, которые в течение всей сценической истории идеализируют и приукрашивают старый сад. Для драматурга цветущий сад стал символом идеальной, но уходящей в прошлое красоты.

И эта скоротечная и разрушаемая прелесть былого, заключенная в мыслях, чувствах и поступках, притягательна и для драматурга, и для зрителей. Связав судьбу усадьбы с героями, Чехов соединил природу с социальной значимостью путем их противопоставления, тем самым раскрывая мысли и поступки своих действующих лиц.

Он старается напомнить, каково истинное предназначение людей, для чего необходимо духовное обновление, в чем заключена красота и счастье бытия.

Образ вишневого сада в сюжетном развитии пьесы имеет большое значение. Именно через отношение к нему происходит знакомство с мироощущением героев: становится понятно их место в исторических переменах, постигших Россию.

Знакомство зрителя с садом происходит в мае, в замечательную пору цветения, а его аромат заполняет окружающее пространство. Из-за границы возвращается хозяйка сада, которая долго отсутствовала. Однако за годы, пока она путешествовала, в доме ничего не изменилось.

Даже детская, в которой давно не было ни одного ребенка, носит прежнее название. Что для Раневской значит сад? Это ее детство, ей даже мерещится мать, ее молодость и не очень удачное замужество за человеком, как и она, легкомысленным транжирой; возникшая после смерти мужа сжигающая ее любовная страсть; гибель младшего сына.

От всего этого она сбежала во Францию, бросив все, надеясь, что побег поможет ей забыться. Но и за границей она не нашла покоя и счастья. И теперь ей предстоит решать судьбу усадьбы. Лопахин предлагает ей единственный выход – вырубить сад, не приносящий ни какой пользы и весьма запущенный, и отдать освободившуюся землю под дачи.

Читайте также:  Джованни боккаччо - ее ланиты: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Но для Раневской, воспитанной в лучших аристократических традициях, все, что заменяемо деньгами и ими меряется – пошло. Отклонив предложение Лопахина, она вновь и вновь просит его совета, надеясь, что возможно спасти сад, не уничтожая его: « Что же нам делать? Научите, что?».

Любовь Андреевна так и не решается переступить через свои убеждения, и потеря сада становится горькой утратой для нее. Однако она признала, что с продажей имения у нее развязаны руки , и без долгих размышлений, оставив дочерей и брата, вновь собирается покинуть родину.

Гаев перебирает способы спасения усадьбы, но все они безрезультатны и слишком фантастичны: получить наследство, выдать Аню за богача замуж, попросить денег у богатой тетушки, или перезанять у кого-нибудь.

Впрочем, он об этом догадывается: «…у меня много средств…значит… ни одного». Ему тоже горько от потери родового гнезда, но его переживания не столь глубоки, как ему хотелось бы это показать.

После аукциона его печаль развеивается, как только он слышит звуки так любимого им бильярда.

Для Раневской и Гаева вишневый сад – это ниточка в прошлое, где не было места мыслям о финансовой стороне жизни. Это счастливое беззаботное время, когда не нужно было что-то решать, не случалось никаких потрясений, и они были хозяевами.

Аня любит сад как то единственно светлое, что было в ее жизни « Я дома! Завтра утром встану, побегу в сад…». Она искренне переживает, но ничего сделать для спасения имения не может, полагаясь на решения своих старших родственников.

Хотя на самом деле, она куда более рассудительна, чем мать и дядя. Во многом под влиянием Пети Трофимова сад перестает значить для Ани то же, что и для старшего поколения семьи.

Она перерастает эту в чем-то даже болезненную привязанность к родным пенатам, и позже сама недоумевает, что разлюбила сад: «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде… мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад».

И в финальных сценах она единственная из жителей проданного поместья, которая с оптимизмом глядит в будущее: «…Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь…»

Для Пети Трофимова сад – это живой памятник крепостничеству. Именно Трофимов говорит, что семья Раневской до сей поры живет прошлым, в котором они были владельцами «живых душ», и этот отпечаток рабовладения на них: « …вы …уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет…», и открыто заявляет, что Раневская и Гаев просто боятся настоящей жизни.

Единственный человек, полностью осознающий ценность вишневого сада – «новый русский» Лопахин. Он искренне восхищается им, называя местом «прекрасней которого ничего нет на свете».

Он мечтает скорее очистить территорию от деревьев, но не с целью уничтожения, а чтобы перевести эту землю в новую ипостась, которую увидят «внуки и правнуки».

Он искренне старался помочь Раневской сберечь имение и жалеет ее, но теперь сад принадлежит ему, и безудержное ликование странно перемешано с состраданием к Любови Андреевне.

Написанная на рубеже эпох пьеса «Вишневый сад» стала отражением происходящих в стране перемен. Старое уже ушло, а на смену ему идет неизведанное будущее. Для каждого из участников пьесы сад – свой, но символический образ вишневого сада – как уходящего былого для всех, кроме Лопахина и Трофимова, един.

«Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест» – говорит Петя, тем самым показывая, что людям новой эпохи, к которым он относится, не свойственна привязанность к своим корням, и это настораживает.

Люди, любившие сад, легко отказались от него, и это пугает, ведь если «Вся Россия наш сад», как говорит Петя Трофимов, что же будет, если на будущее России так же все махнут рукой? И вспоминая историю, мы видим: спустя всего чуть более 10 лет в России начали происходить такие потрясения, что страна действительно стала безжалостно уничтоженным вишневым садом. Поэтому можно сделать однозначный вывод: главный образ пьесы стал истинным символом России.

Образа сада, анализ его значения в пьесе и описание отношения главных героев к нему поможет учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «Образ сада в пьесе «Вишнёвый сад» Чехова».

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 5/16

Гость завершил

Тест Тундра (4 класс)с результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Мертвые души»с результатом 13/19

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Значение символа вишневый сад в пьесе "Вишневый сад" (А.П. Чехов)

Символ сада в пьесе «Вишнёвый сад» занимает одно из центральных мест. Это произведение подвело черту под всем творчеством А.П.Чехова. Именно с садом автор сравнивает Россию, вкладывая это сравнение в уста Пети Трофимова: «Вся Россия – наш сад».

Но почему сад именно вишнёвый, а не яблочный, допустим? Примечательно, что Чехов делал особый акцент на произношении названия сада именно через букву «Ё», и для Станиславского, с которым эта пьеса обсуждалась, не сразу стала понятна разница между «вишневым» и «вишнёвым» садом.

А разница, по его словам, была заключена в том, что вишневый – это сад, способный приносить прибыль, и он всегда нужен, а вишнёвый – это хранитель уходящего барского быта, цветущий и растущий для услады эстетических вкусов своих хозяев.

Драматургии Чехова свойственно вовлекать в действие не только героев, но и окружающую их обстановку: он считал, что только через описание ежедневной жизни и рутинных дел возможно полностью раскрыть характеры персонажей.

Именно в чеховских пьесах появились «подводные течения» придающие движение всему происходящему. Еще одной особенностью пьес Чехова стало применение символов.

Причем эти символы имели две направленности- одна сторона была реальной, и имела весьма предметное очертание, а вторая сторона была неуловимой, ее можно только ощутить на уровне подсознания. Так произошло и в «Вишнёвом саде».

Символика пьесы заключена и в саду, и в звуках, раздающихся за сценой, и даже в сломанном Епиходовым бильярдном кие, и в падении Пети Трофимова с лестницы. Но особое значение в драматургии Чехова занимают символы природы, включающие в себя проявления окружающего мира.

Семантика пьесы и отношение героев к саду

Значение символа вишнёвого сада в пьесе, отнюдь не случайно. У многих народов цветущие вишневые деревья символизируют чистоту и юность. Например, в Китае весеннее цветение, кроме перечисленных значений, соотносится с мужеством и женской красотой, а само дерево- это символ удачи и весны.

В Японии цветок вишни – эмблема страны и самураев, и означает процветание и богатство. А для Украины вишня второй символ после калины, обозначающий женское начало. Вишня соотносится с красивой молодой девушкой, а вишневый сад в песенном творчестве – любимое место для прогулок.

Символика вишнёвого сада около дома на Украине огромна, именно он отгоняет злую силу от дома, исполняя роль оберега. Даже было поверье: если нет сада около хаты, то вокруг нее черти собираются. При переезде сад оставался нетронутым, как напоминание об истоках своего рода. Для Украины вишня – божественное дерево.

А ведь в конце пьесы прекрасный вишневый сад идет под топор. Не предупреждение ли это, что впереди не только героев, но и всю Российскую империю ждут великие испытания?

Недаром ведь, Россия сравнивается с этим садом.

  Сочинение Роль знаний в жизни человека 9 класс

Для каждого героя символ сада в комедии «Вишнёвый сад» имеет свое значение. Действие пьесы начинается в мае, когда вишнёвый сад, судьбу которого предстоит решить хозяевам, цветет, а оканчивается глубокой осенью, когда вся природа замирает.

Цветение напоминает Раневской и Гаеву их детство и молодость, этот сад был рядом с ними всю жизнь, и они просто не представляют, как его может не стать. Они любят его, они восхищаются и гордятся им, рассказывая, что их сад занесен в книгу достопримечательностей местности.

Они понимают, что способны лишиться поместья, но в их головах не может уложиться, как возможно вырубить прекрасный сад и на его месте настроить какие-то дачи. А Лопахин видит прибыль, которую он может принести, но это лишь поверхностное отношение к саду.

Ведь купив его за огромные деньги, не оставив конкурентам на аукционе ни малейшего шанса завладеть им, признается, что этот вишневый сад, лучшее, что он когда-либо видел. Торжество от покупки связано, в первую очередь, с его гордыней, ведь неграмотный мужик, каким Лопахин себя считал, стал хозяином там, где его дед и отец «были рабами».

Равнодушнее всего к саду относится Петя Трофимов. Он признает, что сад красив, он услаждает взор, придает какой-то важности жизни своих хозяев, но ему каждая веточка и листочек рассказывают о сотнях крепостных крестьян, которые трудились, чтобы сад процветал и что этот сад – пережиток крепостничества, с которым необходимо покончить.

Это же он старается донести и до Ани, которая любит сад, но уже не столь сильно как ее родительница, готовая до последнего за него держаться. И Аня понимает, что невозможно начать новую жизнь, сохранив этот сад.

Именно она призывает мать уйти, чтоб заложить новый сад, подразумевая, что необходимо начать другую жизнь, которая позволит вписаться в реалии времени.

С судьбой поместья и сада тесно связан и Фирс, прослуживший в нем всю свою жизнь.

Он слишком стар, чтобы начинать что-то заново, да и была у него такая возможность, когда крепостное право отменили и хотели его женить, но получение свободы для него стало бы несчастьем, и он прямо говорит об этом. Он глубоко привязан к саду, к дому, к хозяевам.

Он даже не обижается, обнаружив, что его забыли в пустом доме, то ли потому, что у него уже нет сил и ему безразлично, то ли потому, что понимает: старое существование закончилось, а в будущем уже ничего для него нет.

И как же символично выглядит смерть Фирса под звуки вырубающегося сада, это связано с тем, что заключительной сцене роль символов переплетается – звук лопнувшей струны тонет в звуках ударов топоров, показывая, что прошлое безвозвратно ушло.

Читайте также:  Золотая пора детства в произведении л. н. толстого «детство»

Значение символа вишневый сад в пьесе “Вишневый сад” (А.П. Чехов)

Дорогие читатели нашего интернет-журнала «Литеровед», предлагаем вам сегодня поразмышлять вместе с нами над темой «Значение символа вишневый сад в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)».

Одно из самых ярких и запоминающихся произведений А.П. Чехова, великого русского писателя и драматурга, чей талант продолжает радовать не одно поколение благодарных читателей, – комедия в четырех действиях «Вишневый сад». В пьесе отражается переломный момент в истории России, когда старое уже отжило свое и уходит в прошлое, освобождая место новому, которое еще не наступило.

К числу действующих лиц произведения можно с полным правом отнести и образ вишневого сада, вокруг которого разворачивается конфликт пьесы и который объединяет всех персонажей произведения. Вишневый сад – своеобразный символ, который для каждого героя заключается в чем-то своем. Под символом в литературоведении считают образ или объект, имеющий собственное значение, содержание.

Вишневый сад в произведении показан весной, в мае, когда вишневые деревья цвели.

Как и несколько десятков лет назад, сад был прекрасен и напоминал райский уголок: весь белый, с нежно-белыми массами цветов, над которыми раскинулось бездонное голубое небо.

Белоснежные деревца похожи на прекрасных женщин, застывших в разных замысловатых позах. «Какой изумительный сад!», – восклицает Любовь Раневская, не в силах сдержать восторга при виде этой невероятной красоты.

Для Любови Андреевны и Гаева – это место, связанное с воспоминаниями детства и юности, предмет гордости, место благополучия, богатства и упущенного счастья. Раневская и Гаев – помещики, которые владеют вишневым садом, люди чуткие, образованные, умные. Старые хозяева безгранично любят свое имение.

Раневская отмечает, что во всей губернии если и было что-то интересное, то это их вишневый сад. Любовь Андреевна искренне восхищается им и с нежностью вспоминает, как в детстве и юности, просыпаясь по утрам, любовалась прелестью этого райского уголка.

Для нее вишневый сад совсем не изменился, а после ненастной осени и холодной зимы опять полон счастья, молодости и красоты. Когда-то выращенная в саду ягода приносила неплохой доход. По словам Фирса, старого слуги, вишню и сушили, и мариновали, и мочили, варили из нее варенье и даже отправляли на продажу в Москву и Харьков в сушеном виде.

И Любови Андреевне, и ее брату Леониду Андреевичу очень жаль терять сад, но, к сожалению, они не приучены трудиться, добиваться чего-то своим трудом, поэтому спасти от разорения этот прекрасный уголок, который связывает их с их прошлым, не могут.

Они лишены чувства ответственности, практичности, реальности, поэтому не хотят прислушаться к советам Лопахина, который предлагает сдать землю в аренду и получать доход. Брат и сестра – люди духовно богатые, такое предложение Лопахина им кажется пошлым и нечестным.

Для Ермолая Лопахина, чьи предки были крепостными крестьянами, сад – источник богатства, один из способов преумножения капитала. Для него это всего лишь земля, которую можно купить, продать, заложить или сдать в аренду. Герой не может поверить, что именно он стал новым хозяином вишневого сада, смог его купить.

Его предки когда-то были в этом имении крепостными крестьянами, бесправными рабами, которых не пускали даже на порог кухни, а сам он, малограмотный и не раз битый Ермолай, и зимой бегал босиком, так как не было у него обуви. А сейчас он ходит в лаковых ботинках и безмерно гордится тем, что сумел купить сад.

Лопахин не чувствует и не видит красоты сада, не понимает его ценности и важности для других героев. Он мечтает вырубить вишневые деревья и построить на их месте дачи, чтобы внуки и правнуки смогли увидеть новую, счастливую, по его мнению, жизнь. Новый владелец сада приглашает всех посмотреть, как ударят топором по деревьям, чтобы разрушить старую жизнь и построить новую.

Он настолько оглушен счастьем, что проявляет бестактность к прежним владельцам имения и, не дождавшись, когда они уедут, начинает вырубать вишневый сад.

Для Ани и Пети Трофимова сад связан с надеждами на светлое будущее. Молодые люди понимают, что его уже не вернуть, зато можно посадить на его месте новый, еще больше и роскошнее. Трофимов считает, что сад прекрасен, им приятно любоваться, он много значит для Любови Раневской и Леонида Гаева, а также для Ани.

Петя напоминает девушке, что когда-то ее предки владели сотнями душ крепостных крестьян, которые работали в этом саду, чтобы он рос, давал урожай. А теперь с каждого листика, ствола, с каждой веточки глядят на нее глаза этих крестьян.

Он убеждает Аню, что новую жизнь невозможно начать, не порвав со старой, не оторвавшись от вишневого сада, – пережитка крепостничества. И Аня соглашается с ним. Она уже не так любит этот сад, как раньше, уже не связывает с ним свои мечты и планы, поэтому уговаривает мать уехать, начать новую жизнь, заложив новый, еще более роскошный сад.

Однако, чтобы он процветал, сидеть сложа руки не стоит: нужно ухаживать за садом и оберегать его от всего недоброго, несправедливого, злого и безнравственного. Автор не возлагает большие надежды ни на Петю Трофимова, ни на Аню. Первого называют «облезлым барином» и «вечным студентом» за его бедность и нежелание закончить наконец учебу в университете.

Слова Трофимова так и останутся словами, так как их автор не способен к решительным действиям. А Аня еще слишком юна и наивна, чтобы без чьей-либо помощи воплотить мечты в реальность.

Для самого автора вишневый сад – это вся Россия, которая переживает не совсем простые времена, это символ безграничной любви к родине, родной природе. «Вся Россия – наш сад», – утверждает драматург устами Пети Трофимова. В этом символе воплотилась вся горечь сердечных мук самого А.П.

Чехова о невозможности сберечь красоту, богатство и прелесть сада, сохранить ее для своих потомков. Автор задается вопросом, может ли кто-то из героев спасти этот райский уголок природы – вишневый сад.

Писатель пытается примерить роль настоящего хозяина сада и бывшим владельцам, и новому хозяину сада, и молодому поколению, однако не находит среди них ни одного достойного, несмотря на их положительные качества.

Таким образом, значение символа вишневый сад многозначно. Для каждого из героев произведения он ассоциируется с чем-то своим, лишь для него одного близким и понятным. Для одних героев комедии в образе сада заключается их незабываемое прошлое, для других – счастливое будущее.

Будущее России: взгляд современника

На протяжении всей пьесы видно, что герои связаны с вишнёвым садом, кто-то больше, кто-то меньше, но именно через отношение к нему автор постарался раскрыть их значение во временном пространстве прошлого, настоящего и будущего.

Символ вишневого сада в пьесе Чехова – это символ России, находящейся на перепутье своего развития, когда смешиваются идеологии, социальные слои и многие люди просто не представляют, что будет дальше. Но это настолько ненавязчиво показано в пьесе, что даже М.

Горький, у которого постановка не вызвала высокой оценки, признал, что она пробудила в нем глубокую и необъяснимую тоску.

Анализ символики, описание роли и значения основного символа пьесы, которые были выполнены в данной статье, помогут ученикам 10 класса при написании сочинения на тему «Символ сада в комедии «Вишнёвый сад»».

Тест по произведению

Символ сада в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

В 1903 году Антон Павлович Чехов создал великолепную пьесу в четырех действиях. «Вишневый сад» и по сей день является классикой драматического жанра.

Несмотря на то, что произведение начинается в жанре комедии, к концу можно заметить (в принципе, характерное для автора) сочетание комического и трагического.

Насколько символическим является название произведения? Или же «вишневый сад» не имеет никакого двойного смысла?

  Биография Людвига Ван Бетховена: кратко, самое главное

Вишневый сад является объединительным образом в произведении. Он соединяет судьбы героев и обнажает замыслы каждого.

Сад выступает в образе конкретного палисадника, где растут деревья вишен, но также он символизирует дворянский упадок и нарастающие революционные настроения в стране. Середина пьесы пропитана грустными и пессимистичными настроениями от необходимости вырубки любимого сада главной героини.

В пьесе собрались представители трех времен: прошлого, настоящего и будущего. Прошлое время выступает в образе Раневской, которая привязана к «вишневому саду», то есть она не готова к изменениям и ее все утраивает.

Настоящее представлено в образе Лопахина, который готов к изменениям, более того, он выступает в качестве пропагандиста перемен. Будущее же выступает в роли Ани, дочери Раневской, перспективной девушке, которая пока не знает, чем она будет заниматься в жизни.

Вишневый сад выступает связующим звеном среди этих трех поколений, он — нейтральный образ, вокруг которого плетутся интриги и завязываются споры. Символичным также выступает сезон, который действует на сад: пьеса начинается весной, когда деревья цветут и заканчивается осенью, когда оголение ветвей деревьев неизбежно.

В каждом действии пьесы, практически в каждом диалоге, вишневый сад выступает главной соединительной частью героев. Конечно, кто-то связан с садом напрямую, как, например Раневская, а кто-то и вовсе не имеет никакого отношения и интереса к деревьям, как, например Петр Трофимов. Но именно отношение героев к саду раскрывает истинное значение каждого на временной ленте.

В пьесе Чехова символ вишневого сада является символом России, которая в тот момент находилась на перепутье своего развития. Идеологии, социальные слои и люди разных профессий не могли знать, что ждет их впереди.

Автор старается ненавязчиво об этом сказать в произведении, так, что даже Максим Горький, не дав высокой оценки пьесе, высказался о необъяснимом приливе тоски после прочтения Чеховского сада.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ссылка на основную публикацию