Редактор Arzamas и бывший стиховед пытается помочь школьникам и студентам
Автор Кирилл Головастиков
Здравствуйте! Скорее всего, если вы здесь оказались, вы школьник, студент филфака или журфака, а то и бедный родитель школьника — и вам надо определить размер стихотворения, потому что это задали на дом.
Я в прошлом много занимался стиховедением — наукой о ритме в стихах — и знаю, что очень часто эту не самую сложную вещь плохо понимают и тем более объясняют даже те учителя, которые ее преподают.
Я попробую облегчить вам жизнь.
Важно! Здесь я хочу помочь с практическими заданиями — определением метров и размеров.
Если вы готовитесь к теоретическому экзамену, лучше зазубривайте определения из тех учебников, которые вам советовали преподаватели, чтобы сдать на пять.
И — я буду сходу использовать термины вроде «силлабо-тонический» и «стопа», не особенно их поясняя: раз вы читаете этот материал, значит, хотя бы приблизительно в курсе.
Итак, сначала научимся определять метр, потом перейдем к размеру. Но сначала —
Маленькое предуведомление
Давайте договоримся вот о чем: в каждой строке каждому слогу мы присвоим порядковый номер — считая слева направо. В «Буря мглою небо кроет» слог «бу» — 1-й, «ря» — 2-й и так далее, вплоть до 7-го «кро» и 8-го «ет».
Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?
Скорее всего, вам объяснили, что ямб и хорей — это стопы из двух слогов. В стопе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…).
Однако тут же начинаются проблемы. Вы беретесь за «Евгения Онегина», твердо со школы зная, что он написан ямбом — четырехстопным! (вообще большинство примеров будет на ямб, чтобы было удобнее, но то же самое можно сказать и про хорей):
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,
Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.
Когда́ не в шу́тку занемо́г, Он уважа́ть себя́ заста́вил И лу́чше вы́думать не мо́г.
Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?
Подобных примеров можно привести тьму. Вот еще классический четырехстопный ямб, теперь Тютчев:
Мы́сль изрече́нная е́сть ло́жь.
Здесь нет ударения на 2-м слоге («из») и на 6-м («я»), но зато есть на 1-м («мысль»), а еще на 7-м («есть»), которые вроде бы в ямбе должны быть безударными. Самое поразительное, что таких строк, которые не подходят под строку «идеального» ямба, гораздо больше, чем «идеальных»! Так что же, все это обман?
(В школьном стиховедении, возможно, пустились бы в рассуждения о пиррихиях и спондеях, но нам это сейчас ни к чему — тем более что они ничего не объясняют.)
То же самое с анапестами и дактилями (трехсложными силлабо-тоническими стопами). В строках дактиля ударения должны падать на 1-й, 4-й, 7-й, 10-й слоги и так далее.
В анапестах — на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… Однако по факту в дактилях очень часто на 1-м слоге ударений не оказывается, хотя они там нужны («А за окно́м шелестя́т тополя́…»).
А в анапестах они там не нужны, но очень часто оказываются:
Де́тский ад на старинной картинке, где спускают семь шкур по старинке —
жа́рят заживо, вдумчиво бьют,
ко́рмят сельдью и пить не дают. А когда торжествует наука,
в хо́д идет просвещенная мука:
ра́й утраченный (вид из окна) — ли́па, клумба, мангал, бузина.
Сергей Гандлевский
Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —
Самый простой способ определить метр
Самый легкий способ определить простой (классический, силлабо-тонический) метр — это скандовка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попытка почувствовать ритм, подставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:
мойДЯ!дяСА!мыхЧЕСТ!ныхПРА!вил
мысльИ!зреЧЕ!наЯ!естьЛОЖЬ!
Стиховед Александр Илюшин предложил изящный способ, как перевести результаты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:
Хорей: Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня Ямб: Ива́н-Ива́н-Ива́н-Ива́н Дактиль: Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка Амфибрахий: Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша Анапест: Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн
Проскандировали строчку? Теперь посмотрите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкрепления. А теперь —
Немного о науке
Какие определения ямба и хорея приняты в строгой науке? Примерно такие: ямб — метр, в котором ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.
Здесь, во-первых, добавлено слово «могут» — значит, не обязаны: это объясняет строки «Когда не в шутку занемог» (ямб, хотя нет ударения на 6-м слоге) или «Он уважать себя заставил» (ударения нет на 2-м).
Во-вторых, добавлено слово «неодносложных»: тогда можно не думать о примерах вроде «Мы́сль изреченная е́сть ложь» или «Бе́г санок вдоль Невы широкой» (или, в случае с хореями, «В тот же день ста́л княжить он»).
Действительно, здесь есть «лишние» ударения — но все они обеспечены односложными словами, а их мы договорились не учитывать.
Лекции о поэзии и прозе
Русская литература XX века
Лекции о Блоке, Маяковском, Хлебникове и других
Как работает литература
Лекции, в которых литературоведение становится точной наукой и раскрываются секреты Пушкина, Пастернака, Мандельштама — и художественного творчества вообще
Но есть две проблемы. Во-первых, это определение верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или анапеста (трехсложных силлабо-тонических размеров) его пришлось бы менять на «ударения неодносложных и недвусложных слов», что уже слишком сложно.
А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, например, дольников («Все мы бражники здесь, блудницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по облакам») или тактовиков («По городу бегал черный человек.
/ Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу») вообще нельзя вывести из этого правила.
Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нарушаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).
Могут нарушаться потому, что поэт приспосабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не предположить, что у Пушкина ошибка в метре.
И, самое главное, могут нарушаться специально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает правила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворение Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:
- Когда обидой — опилась Душа разгневанная, Когда семижды зареклась
- Сражаться с демонами —
- Не с теми, ливнями огней В бе́здну нисхлестнутыми: С земными низостями дней.
- С людскими косностями —
Деревья! К вам иду! Спастись От рева рыночного!
Ва́шими вымахами ввысь
Как сердце выдышано!
Дуб богоборческий! В бои Всем корнем шествующий!
- и́вы-провидицы мои!
- Вяз — яростный Авессалом, На пытке вздыбленная Сосна — ты, уст моих псалом:
- Го́речь рябиновая…
Березы-девственницы!
К вам! В живоплещущую ртуть Листвы — пусть рушащейся! Впервые руки распахнуть!
- Забросить рукописи!
- Зеленых отсветов рои… Как в руки — плещущие… Простоволосые мои,
- Мои трепещущие!
Ямб нарушен четыре раза — однако это не делает его не ямбом. Во-первых, если это не ямб, то что же еще? Во-вторых, «нарушение» метра не значит, что это плохие стихи. Наоборот, можно трактовать это как проявление поэтической силы: поэт сам поставил условия — сам их и нарушил, имеет право.
Arzamas для занятий со школьниками! Подборка материалов для учителей и родителей
Лекции и тексты о литературе, истории и искусстве, игры, тесты, видео, подкасты и многое другое
Что же делать?!
Итак, вы попытались применить скандирование или что-то еще, но у вас не получилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь карандашом. Возьмите текст или, если он большой, его фрагмент — строк 16, не меньше.
Расставьте в нем ударения так, как вам кажется правильно, считаясь с интуицией (понятное дело, что существительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безударны, а остальные части речи — по-разному.
Например, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае скорее ударное, а в другом скорее нет — так и отмечайте).
Между ударениями у вас окажутся безударные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:
Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: считается, что иногда поэт пишет без любой метрической схемы в голове, как бог на душу положит.
В таком случае междуударные интервалы будут распределяться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не будет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).
Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостовериться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было найти более строгое соответствие:
— Если у вас получился тактовик, но интервалов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на самом деле ямбом и хореем (с помощью скандирования).
— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помощью скандирования проверьте, вдруг это идеальный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверхсхемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напевать, то станет ясно, что это чистейший анапест.
Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то определите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом скандирования.
Метр определили. А размер?
Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее.
Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказывается разным (как в баснях Крылова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий.
Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстопного, а потом заново), то так и говорите: урегулированное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.
Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!).
А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов).
Правило простое: «неполная» стопа считается, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не считается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).
Не попадитесь еще вот на какую удочку: иногда целая стопа могла бы уместиться в конец строки, но если ударения нет — ее учитывать не надо. Строки «По вечерам над ресторанами» и «Как обещало, не обманывая» — это четырехстопный ямб, хотя после последнего ударения еще идут два («нами») и три («нывая») безударных слога соответственно.
Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения.
В тактовиках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэзии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интервалов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки.
Посчитали? Теперь прибавляйте единицу: если в строках по два интервала, то ударений, что логично, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.
С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единичку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте по-другому: интервалы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибавляйте единицу.
В верлибре (свободном стихе) размер не считается, ура!
Что, это все?
Нет, конечно. Есть много сложных и переходных форм.
Есть сложные произведения — в которых автор в разных строках или фрагментах любит сталкивать несочетаемые обычно метры: например, ямбы, анапесты и дольники.
Наконец, есть сложные гибридные размеры (которыми, например, написано «Не выходи из комнаты…» Бродского). Но эти сложные формы на экзамене вам вряд ли попадутся — они скорее для специалистов.
P. S. Зачем все это надо?
Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но поймите и вы меня. Во-первых, стиховедение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графиками и формулами, и от него можно получать то же наслаждение, которое математик получает от изящной теоремы.
Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разгадывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших проявлениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотворение написано, и со смыслами, которые в нем выражены. В некоторых шедеврах это достигает удивительной связи.
В старой лекции я пытался раскрыть один такой пример — на примере «Молитвы» Лермонтова (не знаю, убедит ли он вас):
@ Arzamas
таблицы-шпаргалки для тех, кто готовится к экзамену или хочет разбираться в теме
Вся русская литература XIX века в 230 карточках
От публикации «Слова о полку Игореве» до последнего романа Толстого
Русь, Запад, Восток: 10 веков в одной таблице
От Рюрика до Робеспьера — синхронная таблица по мировой истории
Весь XIX век в одной таблице
От Наполеона до возрождения Олимпийских игр: главные события, герои и идеи в синхронной таблице по истории
Философия Просвещения в одной таблице
Главные идеи и герои европейского, американского и русского Просвещения
XX век: все главные стили живописи в одной таблице
Раскладываем все по полочкам: от фовизма до концептуализма
Средневековая литература: главные книги в одной таблице
«Беовульф», Данте, «Эдда», трубадуры и другие
Стихотворные размеры в таблице с примерами | Пиши.про
Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера. Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха. Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений.
Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова.
Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений: «Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.
- Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
- Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
- Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.
- Пронумеровать все слоги в строке.
- Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
- Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
- Выписать подряд номера ударных слогов.
- Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
- 1-3-5-7-9 — хорей
- 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
Хорей, ямб и другие стихотворные размеры
Мы расскажем о том, какими бывают стихотворные размеры, как отличить ямб от хорея и, как определить размер стиха.
Ямб, хорей, брахиколон, анапест… Все эти сложные, на первый взгляд, слова обозначают название стихотворных размеров. Стихи пишутся по определенным законам.
Именно следование размеру поэтического произведени (не всегда строгое) делает стихи складными, запоминающимися и приятными для чтения.
Мы расскажем о том, какими бывают стихотворные размеры, как отличить ямб от хорея и, как определить размер стиха.
Односложные стихотворные размеры: брахиколон
У каждого стихотворения есть свой уникальный ритм и мелодия, совсем как в танце. Только вместо танцевального па, у стихотворения есть стопы, их структурные единицы. Стопа- это целая группа слогов, которая объединена одним ритмическим ударением (иктом).
Так в односложном стихотворном размере, брахиколоне, всегда есть слово, в котором только один слог. Слов в строке может быть и сразу несколько, но слог останется в единственном экземпляре. Пример стихотворения, написанного брахиколоном:
Дол
Сед.
Шел
Дед.
След
Вел —
Брел
Вслед.
Вдруг
Лук
Ввысь:
Трах!
Рысь
В прах.
И.Сельвинский «Сонет»
Все слоги в этом стихотворении сильные, оно звучит как манифест! Отличить брахиколон от других стихотворных размеров нетрудно по его уникальному ритму, а вот ямб и хорей нередко вызывают трудности.
Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорей
Ямб и хорей — это стопы из двух слогов.
- В стопе ямба первый слог безударный, второй — ударный.
- В стопе хорея: первый слог — ударный, а второй — безударный.
Кажется, что все просто. При этом даже произведения классической литературы нередко заставляют нас задуматься о том, как устроены эти стихотворные размеры. Со школьных времен мы знает, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написал четырехстопным ямбом. Значит, ударными должны быть четные слоги. Но как быть с этим отрывком:
Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.
Как мы видим, поэты могут нарушать и нередко нарушают строение «идеального» ямба, тоже самое происходит и с хореем. Классики нередко позволяли себе отойти от строгих размеров стиха, случайно или намеренно игнорировали правила, потому что язык служит мастеру стихосложения, а не наоборот. Поэтому при определении размера стиха вас не должны смущать некоторые несоответствия.
Пример стихотворения, написанного ямбом:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А. С. Пушкин «К Чаадаеву»
Пример стихотворения, написанного хореем
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века —
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
Ф. Тютчев
Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий
Трехсложные размеры:
- Дактиль,
- Анапест,
- Амфибрахий.
Дактиль состоит из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Это один ударный слог и два безударных после него. Запомнить это легко, если знать, что слово «дактиль» произошло от греческого «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длиннее двух других. Так и дактилическая стопа состоит из трех слогов: одного ударного и двух безударных.
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!
С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!
А. Блок
Анапест — это «дактиль наоборот». Здесь два кратких слога оканчиваются одним долгим. Первые слоги безударные, а последний — ударный.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
А. Фет
Амфибрахий также состоит их трех стоп, но сильным ударным слогом здесь будет второй слог.
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…
М. Ю. Лертмонтов
Как определить стихотворный размер
- Чтобы определить размер стиха, надо в первую очередь разбить его на слоги. Лучше делать это письменно, чтобы слоги были перед глазами. Позже вы сможете выполнять это действие умозрительно.
- Затем проставьте в каждой строке ударения. Удобнее всего — проговаривать строки стихотворения вслух.
- Посчитайте слоги, так будет проще определить — двусложный или трехсложный размер стиха перед вами (четное или нечетное количество).
- Вы можете нарисовать схему стихотворения, где каждый слог будет горизонтальной линией. Проставьте ударения. Посмотрите, с какой периодичностью ударения повторяются.
Если через один слог — размер двусложный, если через два — трехсложный.
- Выберите нужный размер стихотворения, согласно схеме.
Эти знания могут пригодиться не только школьникам, студентам и узким специалистам, изучающим поэзию.
Чтобы писать хорошие стихи, надо научиться определять размеры стихосложения и пользоваться ими в собственных произведениях!
- Как писать стихи
- Анна Ахматова. Стихи, которые не забываются
Поскольку вы здесь…
… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.
Правмир работает уже 16 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.
Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей – чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!
Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen
Как научиться определять размеры стиха
Обновлено 20 июля 2021 Просмотров: 311351 Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На уроках литературы в школе рано или поздно наступает момент, когда нужно проанализировать поэтический текст.
В числе прочего требуется определить его стихотворный размер. Без подготовки тут не обойтись.
Вот несколько простых способов разобраться в теме и превзойти в этом самого Евгения Онегина, о котором Пушкин, как вы помните, сказал:
«Не мог он ямба от хорея,Как мы ни бились, отличить…».
Стихотворные размеры — это ..
Стихотворные размеры (или размеры стиха) – это схема построения стихотворной строки, ритмически организованный с помощью стоп, ударений и слогов словесный ряд.
Существует несколько систем стихосложения. Наиболее известны три:
- силлабическая (основанная на равном, упорядоченном количестве слогов);
- тоническая (важно, чтобы в строках было одинаковое количество ударных слогов);
- силлабо-тоническая (построенная на ударно-слоговом принципе, для которого значимы равномерно чередующиеся ударные слоги).
В настоящее время самой распространённой и привычной для нас является силлабо-тоническая система стихосложения.
Немного об истории
Русская авторская поэзия начиналась с силлабического стиха, так как брала за образцы европейскую (французскую, польскую) литературу, для которой были характерны постоянные ударения. Ф.Прокопович, А.Сумароков, В.Тредиаковский писали длинным силлабическим стихом, состоявшим из 8-ми, 11-ти или 13-ти стоп.
Вскоре их последователи поняли, что подвижные ударения русского языка требуют более гибкого подхода. Постепенно поэтический канон стал меняться. Немало сделали для этого Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, а затем и великий А.С.Пушкин, считавший себя продолжателем их реформаторского дела.
Собственно с Пушкина начинается современный русский язык, в том числе и язык поэтический. Именно он «канонизировал» классические стихотворные размеры, которыми написаны добрые три четверти всех русскоязычных поэтических текстов.
Двусложные стихотворные размеры
- Лидер среди размеров — это любимец Пушкина лучезарный и жизнеутверждающий ямб.
- Ямбом называется двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.
- Чтобы понять, что значит «двусложный», рассмотрим известную строчку: «Мой дядя самых честных правил…»
Попробуем произнести её по слогам и расставим ударения: «Мой дЯ–дя сА–мых чЕст–ных прАвил».
Каждый второй слог является ударным.
Группа ударных и безударных слогов называется стопой.
В данном случае стопа состоит из двух слогов: одного безударного и одного ударного. А всего таких стоп 4. Значит, перед нами четырёхстопный ямб.
Второй двусложный размер – хорей. В нём ударение падает на первый слог каждой стопы.
- Приведём пример:
- БУря мглОю нЕбо крОет,ВИхри снЕжные крутя…
- В первой строчке 4 стопы, во второй – 3,5.
Ударение в каждой стопе падает на первый слог. Это хорей.
Ямб похож на ритм сердца, звук бодрого, чёткого, размеренного шага. Хорей напоминает плач, причитание.
Люди почувствовали это ещё в глубокой древности, так что обращайте внимание на размеры стихотворений – они имеют определённый смысловой посыл.
Трёхсложные размеры стихов
В трёхсложных стихотворных размерах стопа состоит из трёх слогов: одного ударного и двух безударных.
В зависимости от того, который слог становится ударным, выделяют три размера:
- дактиль;
- амфибрахий;
- анапест.
- Трёхсложные размеры получили распространение в послепушкинскую эпоху, поэтому примеры я подберу из лирики поэтов.
- Дактиль – это стихотворный размер с ударением на 3-м слоге.
- Он звучит напевно и жалобно:
- Амфибрахий – стихотворный размер с ударением на 2-м слоге. Смотрим пример:
Иногда одно ударение как бы перетягивает на себя другое, как в стопе «был сильный». Слог «был» тоже ударный, но фразовое ударение падает именно на «силь».
Анапест – стихотворный размер с ударением на 3-м слоге. Выглядит это так:
Как всё это применить на практике
Чтобы не запутаться, нужно научиться скандировать, то есть произносить фразы по слогам с чётким выделением сильных слогов.
Определять сильный слог можно тремя способами:
- Положите ладонь под подбородок и, проговаривая строчку, почувствуйте, как на безударных слогах подбородок касается ладони слегка, а на ударных словно удлиняется.
- Ритм можно выстукивать ногой по полу. Произносите строку про себя и сопровождайте стуком каждый слог: безударный – слабым, ударный – сильным. Постепенно вы «поймаете волну».
- Если ноги вас смущают, возьмите ручку или карандаш и стучите по столу. Звук будет чёткий, резкий. Даже посторонний наблюдатель услышит и увидит ваш ритмический рисунок.
Без музыкальной подготовки сразу определить размер стиха довольно сложно. Но если вы дружите с музыкой и у вас есть чувство ритма, почувствовать мелодию стихотворения вы точно сможете.
Ничего удивительного в этом нет, ведь музыка и поэзия – родные сёстры. Берите текст и пойте его, так он точно станет «лично вашим», а не «казённо-хрестоматийным».
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест
Стихотворный размер — это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов. Размер принято определять как последовательность нескольких стоп.
Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.
Силлабо-тонические размеры В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:
- Хорей
- Ямб
- Дактиль
- Амфибрахий
- Анапест
(в силлабо-тонической системе стихосложения)
___/ – ударный слог
___ – безударный слог
- Двусложные стихотворные размеры: __/__ – стопа Хорея
Хорей – ДВУсложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный.
Для запоминания: Мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи, На хорей они летят __ __/ – стопа Ямба
Ямб – ДВУсложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный.
- Трехсложные стихотворные размеры: __/__ __ – стопа Дактиля
Дактиль – ТРЁХсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.
Для запоминания: Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая __ __/__ – стопа Амфибрахия
Амфибрахий – ТРЁХсложный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные.
__ __ __/ – стопа Анапеста
Анапест – ТРЁХсложный размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.
Чтобы запомнить названия ТРЁХсложных размеров стихотворений нужно выучить слово ДАМА. ДАМА расшифровывается так:
Д – Дактиль – ударение на первый слог, АМ – АМфибрахий – ударение на второй слог, А – Анапест – ударение ударение на третий слог.
Чтобы запомнить ВСЕ стихотворные размеры нужно выучить ударения в пяти вариантах имени Иван:
- Ва́-ня – хорей (2 слога, первый-ударный)
- И-ва́н – ямб (2 слога, второй-ударный)
- Ва́-не-чка – дактиль (3 слога, первый-ударный)
- Ва-ню́-ша – амфибрахий (3 слога, второй-ударный)
- И-о-а́нн – анапест (3 слога, третий-ударный)
Примеры стихотворений(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами) | Стихотворный размер |
Пример четырехстопного хорея: Бу́ря мгло́́ю не́бо кро́ет __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Ви́хри сне́жныЕ крутя́; __/ __ __/ __ __ __ __/ (А.С. Пушкин) Разбор:
|
Хорей __/__ |
Пример четырехстопного хорея: Я прише́л к тебе́́ с приве́том __ __ __/ __ __/ __ __/ __ РАссказа́ть, что со́лнце вста́ло, __ __ __/ __ __/ __ __/ __ ЧтО оно́ горя́чим све́том __ __ __/ __ __/ __ __/ __ ПО листа́м затрЕпета́ло. __ __ __/ __ __ __ __/__ (А. Фет) | Хорей __/__ |
Пример пятистопного хорея: ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу; __ __ __/__ __/__ __ __ __/__ СквОзь тума́н кремни́стый пу́ть блести́т; ___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/ НОчь тиха́. Пусты́ня вне́млет Бо́гу, ___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __ И звезда́ с звездо́ю гОвори́т. __ __ __/ _____ __/__ __ __ _/ (М.Ю. Лермонтов) | Хорей __/__ |
Пример трехстопного хорея: Ла́сточкИ пропа́ли, __/ __ __ __ __/ __ А вчера́ заре́й __/ __ __/ __ __/ Всё грачи́ лета́ли __/ __ __/ __ __/ __ Да, как се́ть, мелька́ли __/ __ __/ __ __/ __ Во́н над то́й горо́й. __/ __ __/ __ __/ (А. Фет) | Хорей __/__ |
Пример четырехстопного ямба: Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ __/ __ __/ __ __ __ __/ Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ И лу́чше вы́думАть не мо́г. __ __/ __ __/ __ __ __ __/ (А.С. Пушкин) | Ямб __ __/ |
Пример четырехстопного ямба: Я по́мню чу́дноЕ мгнове́нье __ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ ПерЕдо мно́й яви́лась ты́ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ Как мИмоле́тноЕ виде́нье __ __ __ __/ __ __ __ __/ __ Как ге́ний чи́стой крАсоты́ __ __/ __ __/ __ __ __ __/ (А.С. Пушкин) | Ямб __ __/ |
Пример пятистопного ямба: Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать, __ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ Но, ка́жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ть… __ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/ (А.С. Пушкин) | Ямб __ __/ |
Пример пятистопного ямба: Ты пОгрусти́, когда́ умрЁт поэ́т, __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Не вОзвести́т, что э́тот ни́зкий све́т __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Я прОменя́л на ни́зший ми́р черве́й. __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ (Шекспир; перевод С.Я. Маршак) | Ямб __ __/ |
Пример трехстопного дактиля: Кто́ бы ни зва́л – не хочу́ __/ __ __ __/ __ __ __/ На́ суетли́вую не́жность __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Я́ променя́ть безнаде́жность __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И́, замыка́ясь, молчу́. __/ __ __ __/ __ __ __/ (А. Блок) | Дактиль __/__ __ |
Пример четырехстопного дактиля: Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники! __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною… __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ (М.Ю. Лермонтов) | Дактиль __/__ __ |
Пример четырехстопного дактиля: Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный __/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __ Во́здух уста́лые си́лы бодри́т… __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (Н.А. Некрасов) | Дактиль __/__ __ |
Пример трёхстопного амфибрахия: Не ве́тер бушу́ет над бо́ром, __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Не с го́р побежа́ли ручьи́ – __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Моро́з-воево́да дозо́ром __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Обхо́дит владе́нья свои́. __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (Н.А. Некрасов) | Амфибрахий __ __/__ |
Пример четырехстопного амфибрахия: Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́ __ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/ Бое́ц, не люби́вший поко́я. __ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __ (Н.А. Некрасов) | Амфибрахий __ __/__ |
Пример трёхстопного амфибрахия: Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях __ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___ С споко́йною ва́жностью ли́ц, ___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ С краси́вою си́лой в движе́ньях, ___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __ С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц. __ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/ (Н.А. Некрасов) | Амфибрахий __ __/__ |
Пример трёхстопного амфибрахия: Средь шу́много ба́ла случа́йно, __ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __ В трево́ге мирско́й суеты́, __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Тебя́ я уви́дел, но та́йна, __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Твои́ покрыва́ла черты́. __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (А.К. Толстой) | Амфибрахий __ __/__ |
Пример трёхстопного анапеста: О, весна́ без конца́ и без кра́ю — __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Без конца́ и без кра́ю мечта́! __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю! __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И приве́тствую зво́ном щита́! __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (А. Блок) | Анапест __ __ __/ |
Пример трёхстопного анапеста: Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных ___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Рокова́я о ги́бели ве́сть. __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных, ___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Поруга́ние сча́стия е́сть. __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (А. Блок) | Анапест __ __ __/ |
Пример трёхстопного анапеста: Пропаду́ от тоски́ я и ле́ни, __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Одино́кая жи́знь не мила́, __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Сердце но́ет, слабе́ют коле́ни, __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ В каждый гво́здик души́стой сире́ни, __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Распева́я, вполза́ет пчела́. __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (А. Фет) | Анапест __ __ __/ |
Пример (разностопный размер) поочерёдно: дактиль, амфибрахий и анапест: Во́все не сло́жные __/ __ __ __/ __ __ /дактиль/ Разме́ры трёхсло́жные, __ __/ __ __ __/ __ __ /амфибрахий/ Всё зави́сит от си́льных в них ме́ст. __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ /анапест/ Да́ктиль – он пе́рвый, __/ __ __ __/ __ /дактиль/ Второ́й – амфибра́хий, __ __/ __ __ __/ __ /амфибрахий/ Ну а тре́тий уже анапе́ст! __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ /анапест/ (В.В. Онуфриев) |
|
Как определить стихотворный размер?
- Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
- Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
- Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение: а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб; б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
- Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения. (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)