Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

В 1934 году знаменитый бельгийский сыщик Эркюль Пуаро (Кеннет Брана) садится на фешенебельный поезд, который следует из Турции во Францию. Посреди ночи одного из пассажиров жестоко убивают.

В то же время снежная лавина заваливает пути, и начальник поезда умоляет Пуаро, чтобы тот раскрыл преступление, пока никто из подозреваемых не может скрыться и пока в дело не вмешалась топорно работающая югославская полиция.

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

Роман Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» – одна из самых известных детективных историй во всей западной литературе. Любой, кто хоть немного интересуется книгами о сыщиках и убийцах, отлично знает, кто нанес жертве «Убийства» 12 ударов кинжалом, даже если не помнит всех обстоятельств дела.

С одной стороны, столь громкая слава романа привлекает внимание к любой его экранизации. С другой стороны, всеобщая известность развязки лишает постановки «Убийства» львиной доли их увлекательности.

Вместо того чтобы воодушевленно гадать вместе с Пуаро, зрители ждут, когда сыщика осенит известная им разгадка.

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

  • Экранизация «Убийства в Восточном экспрессе» 1974 года удостоилась 6 номинаций на «Оскар». Ингрид Бергман получила статуэтку за роль второго плана

Как решить эту проблему? Когда в 1974 году Сидни Люмет экранизировал «Убийство», он сделал фильм занятным, поручив почти каждую роль знаменитому и яркому исполнителю – от Альберта Финни в роли Пуаро до Майкла Йорка в роли венгерского аристократа. 43 года спустя британский актер и постановщик Кеннет Брана пошел по тому же пути. Титры его ленты тоже читаются как «ху из ху» западного кино, и большой вопрос, у кого труппа получилась звезднее.

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

Дело здесь, заметьте, не только в продвижении фильма и в повышении его увлекательности. Пуаро имеет дело с толпой подозреваемых, и двухчасовая картина, которая тратит довольно много времени на представление сыщика и сюжетную завязку, может уделить каждому из участников дела лишь несколько сцен.

Поэтому важно, чтобы зрители легко различали персонажей и чтобы каждый из них запоминался. В противном случае детективный пасьянс не сложится. Актеры фильма с этими задачами вполне справляются, хотя не сказать, что кто-то из них выдает все, на что профессионально способен.

Есть в таком кастинге что-то от стрельбы из пушки по воробьям.

Помимо звездной труппы «Убийство» завлекает роскошными зимними пейзажами, не менее красивыми декорациями и костюмами, играми с точкой съемки (так, несколько сцен сняты с потолка) и несколькими короткими экшен-сценами, которые придают энергии чинной разговорной постановке. Кроме того, в фильме больше юмора и эмоций, чем обычно бывает в экранизациях Кристи.

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

К сожалению, плюсы ленты перекрываются существенными минусами. Прежде всего, картина существенно упрощает загадку, которая стоит перед Пуаро.

Персонажи меньше лгут и хуже скрывают правду, и сыщику не приходится долго ломать голову, чтобы докопаться до истины. При этом Пуаро в совершенно несвойственной ему в книгах манере вслух жалуется, что дело очень сложное и что оно ставит его в тупик.

Он даже разговаривает об этом с фотографией любимой девушки. Великий сыщик должен вызывать восхищение, а не жалость!

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

Брана, однако, настаивает на принижении Пуаро. Из фильма следует, что сыщик – раб своего эксцентричного поведения и что он страдает психическим отклонением, которое помогает вести следствие, но в остальном мешает жить. Например, ему трудно есть яйца всмятку, если они не в точности одинакового размера.

Это популярный мотив в современных детективах (вспомним «Детектива Монка»), но у Кристи все ровно наоборот. Книжный Пуаро намеренно ведет себя нелепо и комично, чтобы сбить подозреваемых с панталыку. В этом суть его метода.

Даже умные преступники, отлично осведомленные о его репутации, не принимают всерьез смешного человечка с густым акцентом, и сыщик мастерски этим пользуется.

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

Это, впрочем, цветочки. Ягодки в том, что, сокращая и меняя текст Кристи, авторы ленты не проделали столь же скрупулезную работу, как Королева детективов.

Например, в фильме Пуаро позволяет доктору из числа подозреваемых осмотреть тело – детская ошибка, которую никогда бы не допустил даже начинающий сыщик.

Мало ли что подозреваемый с медицинским опытом может сделать с трупом, если он причастен к убийству и хочет замести следы!

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

А как вам то, что венгерский танцор путешествует с дипломатическим паспортом? В книге этот персонаж – сотрудник посольства, и его сделали танцовщиком, потому что на роль взяли украинского артиста балета Сергея Полунина. Но, сказав «а», нужно говорить «б». Особенно в детективном кино, которое держится на мелких деталях и незначительных проговорках. В «Убийстве» каждая настыковка бросается в глаза и ощущается как значимое фиаско.

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

  1. Финал картины прозрачно намекает, что это начало цикла фильмов по мотивам романов об Эркюле Пуаро

Настоящий ад разверзается в финале, где Брана забывает, что играет сыщика с огромным опытом неоднозначных дел, и устраивает пафосное и смехотворное шоу, во время которого Пуаро мучительно решает, расскажет ли он полиции, кто совершил убийство. Неужели сыщик впервые расследует дело, в котором убийца вызывает большую симпатию, чем убитый? Невозможно поверить.

Равно как и в то, что пожилой человек, который в прошлом служил полицмейстером Брюсселя и участвовал в политических интригах, сохранил «черно-белый» взгляд на мир («Добро есть добро, а зло есть зло»). У Кристи ничего подобного нет – это сценарные домыслы. И домыслы откровенно неудачные.

Понятно, что Брана пытался добавить в картину перца, но это можно было сделать как-то умнее и с большим уважением к герою.

По крайней мере, усы у него эпичные. Это в фильме о Пуаро самое главное!

С 9 ноября в кино.

Кондуктор не спешит: рецензия на новый фильм «Убийство в Восточном экспрессе» с Джонни Деппом

11.11.2017, 18:45Звезды

Это вообще большой вопрос — стоило ли вновь выводить на большой экран персонажей романа Агаты Кристи, который давно получил статус хрестоматийного.

Слишком многие знают развязку, к тому же книга уже получала киновоплощение: поэтому режиссеру Кеннету Бране, который еще и взялся исполнить в картине главную роль, необходимо было искать некий новый подход.

Делать этого он не стал — как мастер шекспировских постановок перевел на кинематографический язык роман практически дословно, а для завлечения зрителя набрал воодушевляющий актерский состав: от Джонни Деппа до Пенелопы Круз. То, что получилось, вызывает изрядное недоумение, хотя большая его часть должна была возникнуть еще при прочтении «Убийства в Восточном экспрессе». 

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

Делать этого он не стал — как мастер шекспировских постановок перевел на кинематографический язык роман практически дословно, а для завлечения зрителя набрал воодушевляющий актерский состав: от Джонни Деппа до Пенелопы Круз. То, что получилось, вызывает изрядное недоумение, хотя большая его часть должна была возникнуть еще при прочтении «Убийства в Восточном экспрессе». “> telegraf.com.ua

Ну что это в самом деле за история — понятное дело, что герметичный детектив требует известных ограничений, но все-таки. Поезд, в который сыщик Эркюль Пуаро попадает с превеликим трудом, воспользовавшись личным знакомством с его начальником, оказывается, перевозит менее 20 пассажиров.

Комфортабельность, конечно, — но четыре вагона и при этом нам показывают ногу, свисающую с верхней полки, когда хитроумному бельгийцу приносят на завтрак его любимые вареные яйца.

Когда начинается расследование, никто не рассматривает участие в преступлении тех, кто ведет поезд и кидает в топку уголь: этих плебеев просто нет. В одном вагоне собрались сплошь князья да графья, попробуй кого-нибудь задень.

Начальник поезда, обнаружив в одном из купе труп с множественными ножевыми ранениями, пытается спасти репутацию компании тем, что обращается к возвеличенному газетами любителю с просьбой найти убийцу. Поезд при этом застрял в снегах и частично сошел с рельсов: какая, к чертям собачьим, репутация, никто никуда не успел.

Доктор определяет время смерти убитого одним взглядом — он же доктор. Знаменитый сыщик крепко спит, когда из соседнего купе, как слоны, вываливаются все пассажиры, но оказывается любопытным и одетым, когда проводник приносит туда же завтрак. Не история — сказка. 

Концовка и вовсе переходит все мыслимые границы абсурда: состав, в котором произошло жестокое убийство, прибывает на какую-то там станцию, где Эркюль Пуаро торжественно объявляет всем свидетелям и подозреваемым, что «полиция приняла его версию» и сообщает, что «они свободны».

Правоохранительным органам, видимо, остается лишь зарегистрировать покойника и немедленно списать его в «глухари»: ну Пуаро же сказал. Но все эти огрехи трудно сделать камнями в сторону постановщика — лепил из того, что было. Тем не менее, претензий полно и к нему самому.

В руках у него потрясающий набор исполнителей: уже упомянутые Депп и Круз, а также великолепная Джуди Денч, безупречный Уиллем Дефо, Мишель Пфайффер, переживающая повторный карьерный и творческий пик, Дейзи Ридли, которой после спин-оффа «Звездных войн» солнце светит ярче, чем кому либо.

Что же сделано? Сделана вполне добротная, но ужасно скучная постановка, персонажи которой не успевают как следует раскрыться, хотя мертвец в этой истории всего один.

Брана делает ошибку за ошибкой: смотреть на героя Сергея Полунина просто смешно, понять зачем он тут нужен — невозможно; Денч, которая входит в действие с уверенностью сыгранной ею королевы, мгновенно теряется на задворках; Дефо, способный сыграть что угодно, мямлит; Пфайффер только лишь поднимает бровь — и так далее. Из этого симпатичного поезда хочется как можно быстрее высадиться. 

Все это, конечно, дорого, красиво, а камера с вертолета рисует нам нечто вроде бондианы, в которой британский режиссер, как ни странно, пока не отметился.

Поезд делает чух-чух, щедро попыхивает дымком, а пассажиры, как и положено для повествования от Кристи, аристократничают на полную мощность, даже друг с другом общаясь через губу. Столь же чопорно ведет себя и великий сыщик, которого Брана играет так, чтобы мы поняли: он в отпуск хотел, а не в герметичный детектив угодить.

Чтобы усилить это ощущение, в начале фильма зрителю вежливо подают порцию чего-то, похожего на акунинский «Турецкий гамбит». Не только в смысле восточного колорита, а вообще: я вам нашел вора, вон он бежит, ловите, пойду расправлю усы.

А тут вся эта возмутительная возня, основанная зачем-то на реальной истории про летчика Линдберга: это во времена Кристи она была на слуху, а современный зритель в последний раз слышал об этой трагедии, когда смотрел посредственный триллер «И пришел паук».

На ее примере Брана пытается линчевать сразу все проблемы общества, которое со времен жизни Эркюля Пуаро не так уж изменилось: неравноправие, жестокость, безнаказанность, необходимость вершить справедливость самостоятельно. И тут же возникает совсем уж притянутая за уши дилемма с цветом кожи, которая в сюжете не очень умещается, ну да ладно. 

Зато как снято: происходящее герметично не только для зрителя, но и для создателя, поэтому он прибегает ко всем возможным уловкам. Камера то и дело снимает актеров сверху, что создает определенный колорит: мол, на вас смотрит бог, месье Пуаро, не подкачайте.

Читайте также:  Короткие стихи самуила маршака для детей: читать детские стихотворения маршака - маленькие, небольшие

Религиозная тематика набирает пик в финале, когда Брана устраивает в удачно подвернувшемся под руку железнодорожном туннеле «тайную вечерю», на которой, правда, с главным ее персонажем произойдет разительная (и совершенно дурацкая) истерика.

Здесь расследование — вообще не в счет, ведь режиссер не успел даже дать как следует показать себя главному и абсолютному негодяю, а потенциальных преступников показал исключительно неловкими штрихами.

Как исполнитель центральной роли, он сосредоточился именно на себе — и складывается ощущение, что благодарить его будут исключительно за шикарные усы, которые давным-давно вывел из линейки стереотипов сериальный Давид Суше.

В «Убийстве в Восточном экспрессе» даже есть нечто вроде голливудской перестрелки, которая призвана подчеркнуть стойкость и непоколебимость Пуаро: впрочем, в финале он с легкостью расстанется со своими принципами. Для чего? для того, чтобы перекинуть мостик в «Смерть на Ниле» — это произведение, опять же экранизированное ранее, явно значится в планах британца. Как будто Шекспир закончился. 

Резюмируем: при таком наборе актеров, при таком бюджете и при таком первоисточнике Кеннет Брана умудрился снять кино, через которое зрителю пробраться не менее сложно, чем Восточному экспрессу через альпийский снег.

Загадка слаба (и к тому же ее разгадка известна доброй половине мира), актерам некуда деваться из душных купе, а режиссер, подобно машинисту, упорно просит подкидывать угольку. Публике, конечно, импонировали трейлеры, в которых за столиками вагона-ресторана сидели знаменитости, которых не так часто можно увидеть вместе.

Но в итоге пассажиру этого экспресса хочется поскорее добраться до точки назначения — хотя до нее и не совсем добираются сами персонажи. Вряд ли Кеннет Брана станет для общественного сознания новым Пуаро: пока там спокойно располагается вышеупомянутый Суше, сумевший, похоже, сыграть все пожелания публики.

А этот фильм запомнится скорее как странная попытка совместить в себе развлечение и нотацию, сделанная на фоне очень красивой местности. Под конец хочется пожать руки Пфайффер, Деппу и Денч: они сделали, что могли. Но классикой это, конечно, никогда не станет. 

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)Неосознанный объект: рецензия на новый фантастический фильм «Вратарь галактики» с Евгением Мироновым30.08.2020, 12:15Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)Враги и их отсутствие: рецензия на фильм «В ожидании варваров» с Марком Райлэнсом и Джонни Деппом14.08.2020, 18:30Спасение отупляющих: рецензия на новый фильм «Неистовый» с Расселом Кроу и Джимми Симпсоном08.08.2020, 15:12Корни привередливые: рецензия на новый сериал «Чики» с Ириной Горбачёвой и Антоном Лапенко02.08.2020, 10:45В произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевидения22.02.2020, 19:30Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман18.02.2020, 19:59Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом15.02.2020, 07:06Химия и жизнь: рецензия на новый фильм «Тёмные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй10.02.2020, 20:10Вместо девичника: рецензия на новый кинокомикс «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»07.02.2020, 19:27Боги, девочка и волк: рецензия на новый скандинавский кинокомикс «Вальгалла: Рагнарёк»03.02.2020, 18:12Очень личная мировая: рецензия на новую военную драму Сэма Мендеса «1917»01.02.2020, 13:00Картина дняПопулярноеОбсуждаемоеНа благовещенца составили административный протокол за проход в торговый центр без QR-кодаСегодня, 14:09КоронавирусВ амурской столице откроют реабилитационный центр для редких видов птицСегодня, 13:47ОбществоВ Зее на мужчину упал строительный кранСегодня, 13:21ПроисшествияБолее 3 000 амурчан ежедневно ставят прививку от COVID-19Сегодня, 13:02КоронавирусНа Амурском ГХК начался монтаж оборудования для производства полиэтилена и полипропиленаСегодня, 12:30ЭкономикаУмер известный в Приамурье хирург Лев ВолковСегодня, 12:04Общество«Не терпите плохое настроение»: как распознать депрессию и справиться с осенней хандрой04.11.2021, 08:04Здоровье«Острова», «XL», «Флагман»: список торговых центров, куда с 1 ноября не пропустят без QR-кода26.10.2021, 13:34КоронавирусКак меняется жилищный рынок Благовещенска:первичка в цене,вторичка падает, коттеджи ждут миллионеров28.10.2021, 10:15ЭкономикаСбер начинает принимать заявки от бизнеса по льготной программе кредитования под 3 процента26.10.2021, 16:00Новости партнеровЗаммэра Благовещенска по ЖКХ решили стать 35 человек: среди них есть строители и правоохранители26.10.2021, 18:08ВластьАнтирекорд пандемии взят: Приамурье достигло прошлогоднего пика заболеваемости коронавирусом31.10.2021, 18:36КоронавирусВасилий Орлов: «Реконструкция ДК железнодорожников в Свободном на особом контроле правительства»28.10.2021, 09:55ОбществоЗаммэра Благовещенска по ЖКХ решили стать 35 человек: среди них есть строители и правоохранители26.10.2021, 18:08ВластьСбер начинает принимать заявки от бизнеса по льготной программе кредитования под 3 процента26.10.2021, 16:00Новости партнеровПочему подарки дарят сегодня просто так, и львицы на водопое: утро с АП26.10.2021, 06:01Общество

Читать все новости

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) ​Нина Усатова: «Без корней мы никто» Народная артистка России — о простых вещах и великих артистах, деревенской закалке и нынешней жизни. Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) Вчера, 12:16
Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) «И снова здравствуйте!»: Андрей Мерзликин встал на тропу местиАрина Шарапова: «Смотрю на шоколадки из Владивостока — и не ем!»Самолет на кукурузном поле: об аварийной посадке и спасении пассажиров снимут фильм«Готовы и на Луну, и на Марс»: киноэкипаж Пересильд и Шипенко — о полете в космосЧеловек войны и мира: Федор Бондарчук представил документальный фильм о своем отце

«Убийство в «Восточном экспрессе» – рецензия на фильм • Чтиво • Сибдепо

«Окунаться в детективы Кристи – все равно что зайти в уютный профессорский кабинет с лампой под зеленым абажуром. Этот самый уют удачно передан в роскошных интерьерах поезда, в самом сочетании замкнутого пространства и неподвижности – понятно, что как только пути расчистят и экспресс будет готов к отправке, щекочущая нервы тайна будет разгадана».

The Hollywood reporter 

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

«Убийство в Восточном экспрессе» с первых минут погружает зрителя в очаровательную атмосферу затишья перед бурей – события происходят на стыке Европы и Азии за пять лет до II Мировой войны.

Очарование почти современного мира, в котором привычные нам идеи пытаются ужиться с нравами викторианской эпохи и аристократическими замашками героев. Несмотря на то, что ситуацию в «Восточном экспрессе» никак не назовёшь позитивной, в словах и действиях героев чувствуется некоторая беспечность.

Особенно она проявляется в словах мисс Хаббрад (Мишель Пфайффер): «Пусть у каждого будет будущее». Наивные, знали бы они, что это будет за будущее… Всё описанное происходит на изумительной красоты фоне. Вечно кажущийся полуразрушенным Иерусалим, кипящий Стамбул и горные пейзажи Югославии меняются, как экспозиции в Британском музее.

Но главный экспонат на этой выставке — сам «Восточный экспресс». Он кажется фэнтезийной машиной, он полон роскоши и комфорта, а главное – везёт крайне интересных персонажей.

Сюжет

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

Вся суть недовольства критиков кроется именно здесь. С подобным мы уже сталкивались после экранизации «Тёмной башни» — киноэксперты бросились на защиту первоисточника. Вот основная претензия – Брана упростил детективную составляющую романа Кристи, сильно облегчив работу гениальному Эркюлю Пуаро (которого сам же и сыграл). Верно, пару слоёв лжи режиссёр действительно убрал. В шкафах пассажиров «Восточного экспресса» действительно поубавилось скелетов, они меньше лгут в глаза гениальному сыщику. Но с другой стороны, мы не хуже критиков помним гениальный роман Агаты Кристи, сами в детстве зачитывались. И на наш взгляд, следуй Брана сюжету книги неукоснительно, его фильм больше потерял бы, чем приобрёл.

Агата Кристи – это не только «мать детектива». Её книги были ещё и зеркалом эпохи, а каждый герой — не просто личность с набором секретов, а живое отражение целой социальной группы.

Вспомните другие её романы, хотя бы «10 негритят» — Кристи очень любила собирать разношёрстную и разноплемённую компанию на ограниченном пространстве. А взаимодействие персонажей в критической ситуации отражало суть современного общества вообще (естественно, с точки зрения писательницы).

Если принять во внимание эти особенности её романов, то Брана не оскорбил первоисточник, а наоборот – очень трепетно и уважительно подошёл к нему.

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

Что же касается собственно сюжета… Извините, негласный зрительский кодекс чести обязывает нас молчать. Это ведь детектив: напишешь пару строчек, а читатели уже сообразили, что убийца – машинист.

Скажем лишь, что картина не лишена юмора, но практически лишена экшна. И это прекрасно, настоящий детектив – это, в первую очередь, череда диалогов. В фильме Браны диалоги великолепны.

Ещё бы, вы только посмотрите на список действующих лиц!

«Когда в 1974 году Сидни Люмет экранизировал «Убийство», он сделал фильм занятным, поручив почти каждую роль знаменитому и яркому исполнителю – от Альберта Финни в роли Пуаро до Майкла Йорка в роли венгерского аристократа. 43 года спустя британский актер и постановщик Кеннет Брана пошел по тому же пути. Титры его ленты тоже читаются как «ху из ху» западного кино, и большой вопрос, у кого труппа получилась звезднее».

Film.ru

Герои

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

К главной роли (Эркюля Пуаро сыграл сам режиссёр Кеннетт Брана) у критиков тоже нашлись претензии. Нужно признать, этот Пуаро действительно очень отличается от книжного персонажа. Даже внешне он похудел, стал выше ростом, а знаменитые усы теперь выглядят ещё более нелепыми. Но главные отличия – в характере.

Агата Кристи подарила нам гения, периодически косившего под неуклюжего простофилю, чтобы заманить злоумышленника в ловушку. Но фактически, у оригинального Пуаро не было слабых мест – этакая французская машина по раскрытию преступлений.

Брана решил подарить герою душу, со всеми вытекающими. Пуаро научился переживать, он даже (когда никто не видит) проявляет слабость, беседуя с портретом своей былой возлюбленной. Понятно, почему такой персонаж не понравился любителям классики.

Но современный зритель, как нам кажется, теплее примет именно такого Пуаро – человечного.

Помимо Пуаро в «Восточном экспрессе» путешествовали 12 пассажиров. И каждая из этих ролей – звёздная. По уже указанным причинам, подробностей в этом обзоре не будет. Но, поверьте, никто не филонил, все роли сыграны блестяще.

Улыбчивый Мануэль Рульфо (американский автомобильный магнат), капризный Джош Гад (юрист и секретарь), целомудренная Пенелопа Крус (набожная горничная), опасный Уильям Дефо (сыщик из США) и надменная Джуди Денч (русская княгиня) украшают каждую сцену, в которой появляются.

Но особенно хороши Джонни Депп (торговец антиквариатом) и Мишель Пфайффер (ушедшая на пенсию актриса), не утратившая обаяния и в 59 лет.

Единственная роль, вызвавшая недоумение, – профессиональный артист балета, премьер Московского музыкального театра Сергей Полунин в роли венгерского графа. Роль очень маленькая и заключается, в основном, в гневном рычании и избиении окружающих по пустяковым поводам. В итоге и интересный персонаж, считай, потерян, и сам Полунин никак себя не показал.

Читайте также:  Дружба и вражда в романе «преступление и наказание»

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

Есть одно «но», которое неизбежно возникнет при мысли о походе на «Убийство в «Восточном экспрессе»» — многие ведь уже читали книгу или видели предыдущую экранизацию 1974 года. Другими словами, смотреть детектив, заранее зная, чем всё кончится – то ещё удовольствие.

Но, если вы поклонник блестящей актёрской игры, оно того всё равно стоит. А если шедевр Агаты Кристи ещё не попадал к вам в руки, то нет решительно никакого повода не купить билет в кино.

А потом можно и прочитать книгу, чтобы самому понять – правы ли критики, ругая Кеннета Брана и его картину.

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

«Убийство в Восточном экспрессе»: Рецензия Киноафиши

В человеке все должно быть прекрасно – и не только лицо, душа или мысли. Галстук его обязан быть безупречно ровным, усы – безупречно симметричными, а манеры – безупречно галантными.

Да что манеры! Даже куриные яйца, которые он (человек) изволит вкушать на завтрак, не могут быть разной формы (измерительные приборы вам в помощь). Так считает Эркюль Пуаро – педант и гений частного сыска.

А еще он уверен, что мир делится на черный и белый цвета: что есть добро и есть зло – а третьего просто не существует. И что убийца – всегда убийца. А жертва – всегда лишь жертва. Остальное же – от лукавого.

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) Кеннет Брана в фильме «Убийство в Восточном экспрессе»

Но убийство в «Восточном экспрессе» ставит детектива в тупик. Оно явно не желает укладываться в привычную схему. И Пуаро невольно пасует. Судите сами: в поезде ехало 13 пассажиров.

Вдова в последнем приступе молодости, искательница мужа и приключений (Мишель Пфайффер); торгаш поддельным антиквариатом (Джонни Депп); его вороватый бухгалтер (Джош Гад); чопорная русская княгиня (Джуди Денч) со своей серенькой компаньонкой; венгерский танцор (Сергей Полунин) с женой и дипломатической неприкосновенностью; молоденькая «проповедница» (Пенелопа Крус) и т.д. Утром одного из них нашли мертвым. С поезда же никто не сходил – а значит, убийца всё еще среди пассажиров. Но кто?

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) Джонни Депп в фильме «Убийство в Восточном экспрессе»

Снимать кино по мотивам известных детективных романов – задачка совсем не из легких. Особенно, если тебя уже успели опередить. А режиссера Кеннета Брану опередили, и не однажды.

«Восточный экспресс» экранизировали несколько раз: самой удачной оказалась версия 1974-го года, снятая Сидни Люметом и получившая шесть номинаций на «Оскар».

В такой ситуации мистеру Бране не позавидуешь: большая часть потенциальной аудитории не только хорошо знакома с сюжетом (кто из нас не читал Агату Кристи!), но и, скорее всего, помнит фильм-предшественник. А значит, надобно рисковать. Рисковать, потому что иначе автора обвинят в банальном копировании, в предсказуемости и т.д.

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) Джуди Денч в фильме «Убийство в Восточном экспрессе»

И Кеннет Брана рискует. Правда, делает это довольно робко и в рамках дозволенного. Прежде всего, его «новации» касаются характера Пуаро (которого, кстати, играет он сам).

Из привычного нам чудака усач-бельгиец превращается в настоящего педанта, в харизматичного джентльмена в отличной физической форме, который и врага легко на лопатки уложит в честном бою, и от принципов своих не отступит.

Также к основной истории прилагается предисловие, в котором Пуаро, под стать царю-Соломону, решает спор «трех религий» (то есть «находит виновного» среди трех подозреваемых: священника, имама и раввина).

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) Пенелопа Крус в фильме «Убийство в Восточном экспрессе»

С другой стороны, когда дело доходит, собственно, до главных событий, становится ясно, что от классического варианта новый «Восточный экспресс» уехал не так уж и далеко. Фильм Браны здорово напоминает своего предшественника, хотя разговоров стало гораздо меньше, а динамики – больше.

Эмоциональности тоже прибавилось, а вот атмосфера загадочности куда-то исчезла – видимо, растаяла под театральными софитами, коих в избытке. Нет, не поймите меня буквально: я имею в виду лишь то, что новоявленный «Экспресс» иногда слишком уж театрален.

Да, он красочен, ярок и динамичен, но иногда ловишь себя на мысли, что эта роскошь картинки – роскошь дорогущего телеспектакля. Впрочем, давайте назовем это особенностями стилистики – почему бы и нет?!

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) Мишель Пфайффер в фильме «Убийство в Восточном экспрессе»

Тем более что непозволительно театральным, пожалуй, выглядит только финал. «Прощальный» монолог–разоблачение от Эркюля Пуаро явно не самое сильное звено в этой истории.

Как бы то ни было, придираться к фильму не очень хочется: за пару операторских находок («проходку» Пуаро по вагонам, снятую одним кадром; необычные ракурсы, съемки с потолка и т.д.) да за феноменальный каст фильму простить можно многое. А кастинг и в самом деле такой, что нет слов.

Только представьте: Джонни Депп, Пенелопа Крус, Джуди Денч, Мишель Пфайффер, Джош Гад и т.д. Правда, что-то мне подсказывает, что шесть номинаций на «Оскар» «Убийству» Кеннета Браны, скорее всего, не светит. Но это уже так, мелочи.

  • Вера Алёнушкина
  • В российском прокате с 9 ноября
  • Расписание и покупка билетов на фильм «Убийство в Восточном экспрессе»

Когда убийца – не садовник. Рецензия на "Убийство в Восточном экспрессе"

Фильм можно смело рекомендовать тем, кто не читал оригинал

Рецензия на фильм «Убийство в Восточном экспрессе» (2017)

Литературный первоисточник «Убийства в Восточном экспрессе» поражает неожиданной развязкой, хоть и не без участия фантастических совпадений. От режиссера экранизации требовалось лишь аккуратно перенести сюжет на экран, добавив минимум косметических изменений.

На первый взгляд, Брана достаточно уважительно отнесся к роману, экранизировав большую его часть практически дословно. И как человек со связями в Marvel, оформил его палитрой сочных оттенков. Внешность «Убийства» поблескивает глянцем на грани с гламуром.

Однако вся прелесть детективных историй как раз и заключается в миксе камерности локации с погружением зрителя в персонажей, в их ход мыслей, характеры и нераскрытое прошлое. Агата Кристи через своего любимого детектива позволила читателю занырнуть в каждого из двенадцати героев книги, так что под конец тот мог самостоятельно составить картину и прийти к какому-то выводу.

Джонни Деппу чуть ли не впервые удалось хорошо сыграть роль нефрика

Актерский состав «Убийства» выше всяких похвал. Джонни Депп, которому чуть ли не впервые удалось хорошо сыграть роль нефрика. Мишель Пфайффер, двигатель сюжета. Уильям Дефо, Пенелопа Круз… Количество звезд на один кадр зашкаливает, но чаще всего на экране мелькает Кеннет Брана и усы Эркюля Пуаро.

Агата Кристи, чтобы сделать классического персонажа более ярким, в противовес блестящим умственным способностям, наделила его некоторыми комичными чертами внешности и повадками.

Брана делает акцент на вторых аспектах, местами едва не превращая Пуаро в эксцентричного дурачка, склонного к самолюбованию (чего только стоит сцена-отсебятина с поимкой преступника у Стены Плача, которой не было в книге). В результате актерского эгоцентризма, добрая половина персонажей теряется в шикарных апартаментах поезда, и зритель не получает о них достаточно информации, чтобы делать какие-то свои предположения.

Как было сказано выше, Брана достаточно близко экранизировал роман, что также касается и финальных сцен. Но пафосный тон, с которым он преподносит свои умозаключения, и весь антураж предтитровой постановки, откровенно пахнут «михалковщиной» и способны вызвать отторжение, если зритель уже ознакомлен с детективной историей.

Словом, «Убийство в Восточном экспрессе» – это кино одного актера. Да, это кино, не лишено интриги и хорошей игры тех, кому удалось прорваться сквозь «сэлфики» режиссера. Но в этом кино акценты смещены на второстепенные или вовсе надуманные детали.

Этот фильм можно смело рекомендовать тем, кто не читал оригинал. Такой зритель посмотрит комедию с Джонни Деппом про нелепого усача, расследующего убийство. Те же, кто знаком с «Экспрессом» в печатном варианте, могут испытать дискомфорт от авторской трактовки классической детективной истории.

  • 6 из 10
  • Новое Время приглашает на лекции наших известных колумнистов Диалоги о будущем. Подробная программа здесь
  • Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени
  • Больше блогов здесь

Все отзывы о фильме «Убийство в Восточном экспрессе» (Мальта, США, 2017) – Афиша-Кино

Зимой 1934 года знаменитый бельгийский детектив Эркюль Пуаро (Кеннет Брана) приплывает в Стамбул, чтобы там отдохнуть, но дела срочно зовут его в Лондон — и он по знакомству получает верхнюю полку в переполненном Восточном экспрессе.

Среди его попутчиков много колоритных личностей, в том числе австрийский профессор (Уиллем Дефо), русская княгиня (Джуди Денч), испанская миссионерка (Пенелопа Крус), чернокожий доктор (Лесли Одом-мл.), молодая гувернантка (Дейзи Ридли), легкомысленная богатая американка (Мишель Пфайффер) и так далее.

А также неприятный тип по фамилии Рэтчетт (Джонни Депп), со шрамами и в кожаном пальто, — подкараулив Пуаро, он сообщает, что ему угрожают, и предлагает сыщику поработать его телохранителем.

Детективы — такой же литературный или киножанр, как любой другой, но все же, вероятно, самый одноразовый из них: значительная часть удовольствия завязана на непредсказуемой разгадке — и повторное чтение даже Конан Дойла и Агаты Кристи, каким бы оно ни было приятным, не сравнится с первым опытом.

Поэтому новая постановка «Восточного экспресса» Кристи, развязка которого — одна из самых знаменитых за всю историю жанра, с самого начала казалась предприятием не то что рискованным (понятно, что все равно миллионы людей не читали роман и не смотрели ни классическую киноверсию Сидни Люмета, ни телефильмы), но каким-то необязательным. Британец Кеннет Брана, впрочем, серьезную часть жизни посвятил театру и в особенности пьесам Шекспира, которые сегодня редко удивляют нас сюжетными поворотами, так что, возможно, вовсе не считал это проблемой: хорошему режиссеру в любом случае удастся привнести в знакомый текст что-то новое.

Беда в том, что Брана, вообще-то, не очень хороший режиссер, что здесь особенно заметно. Картинка, разумеется, ласкает взгляд — поезд, пейзажи, костюмы, — но в голливудских постановках за 50 миллионов иначе просто не бывает.

При этом, например, проблему клаустрофобии, с которой сталкиваются все авторы транспортных фильмов, Брана решает максимально тупо: камера — помимо эффектных проездов по вагонам, от которых, конечно, невозможно удержаться, — регулярно уплывает то куда-то вниз, то куда-то вверх, в одной из ключевых сцен мы вообще видим только макушки героев. Вместо того чтобы впустить в кадр воздух, вся эта акробатика достигает только одного: настойчиво напоминает нам, что дело происходит не в Югославии середины 30-х, а в студийном павильоне, и вокруг лежит не снег, а провода и осветительные приборы.

Кроме того, Брана не справляется с ритмом: местами действие подтормаживает, но гораздо чаще торопится, на ходу проглатывая важные сюжетные узлы.

Это объяснимо: сюжет сложный, у Браны меньше двух часов, а ведь еще жизненно необходим был длинный полуанекдотический пролог в Иерусалиме и концовка, в которой сценарист Майкл Грин («Бегущий по лезвию 2049») не удержался, чтобы немного не улучшить Агату Кристи с высоты своей мудрости.

Читайте также:  Давид бурлюк стихи: лучшие стихотворения поэта в стиле футуризм

Но в результате неофиту может не хватить маленьких серых клеточек на то, чтобы попросту понять некоторые моменты (скажем, историю про кимоно или про кинжал в спине). Что касается отступлений от текста, то они, в общем, незначительны, но по большей части неуместны.

Так, точечная модернизация с помощью темы расизма, например, едва ли делает Агату Кристи ближе сегодняшнему зрителю — скорее опять же напоминает ему о присутствии высокооплачиваемого сценариста.

И даже звездный актерский ансамбль в конечном счете слабое утешение. Очаровательна Мишель Пфайффер, которая как-то незаметно стала нашей Лорен Бакалл (именно она исполняла эту роль в 1974 году). Играющий мерзавца Джонни Депп — не всегда хорошо, но всегда любопытно. Однако дюжина их коллег, в общем, теряется — и как артисты, и как персонажи.

У кого-то полсцены, у кого-то — допустим, у Пенелопы Крус — вообще ничего. Особняком, понятное дело, стоит Кеннет Брана, который сам себя не обидит: его Пуаро действительно отличается от героев Альберта Финни, Питера Устинова и Дэвида Суше. Если в двух словах, то он такой же забавный, но более человечный — вплоть до того, что ночами теребит женское фото.

Этот Пуаро все равно не достаточно объемен, чтобы трудные моральные вопросы, которые поднимает финал и акцентирует эта версия, прозвучали веско и трансформация бельгийца выглядела хоть сколько-нибудь убедительно. Но по-своему это интересно; судя по финальному диалогу, Брана не прочь сыграть детектива снова, и если это будет другой режиссер, почему бы нет.

И поскольку еще ни слова не было сказано про усы, придется это компенсировать: усы, усы, усы.

Рецензия на «Убийство в Восточном экспрессе»

9 ноября в наших кинотеатрах вышло «Убийство в Восточном экспрессе», экранизация одного из самых знаменитых произведений Агаты Кристи с участием Эркюля Пуаро.

На этот раз историю про интригующее преступление в роскошном поезде взялся ставить Кеннет Брана, который недавно простоял весь «Дюнкерк» на причале в образе адмирала, а до этого снял первого «Тора» и ряд киноверсий шекспировских пьес. Многие, впрочем, знают его прежде всего как Златопуста Локонса из фильмов о Гарри Поттере.

Из всех преступных сценариев Кристи «Восточный экспресс» – один из самых пафосных и невероятных. Сеттинг, персонажи, схема убийства – правдоподобие принесено в жертву максимальной яркости и фактурности.

Среди пассажиров элитного поезда русская княгиня, американский аферист, венгерская графская чета и так далее, что ни персонаж – громкое имя, четкий архетип, так что зритель/читатель вряд ли перепутает столь очевидно разных персонажей, тем более что играют их здесь сплошь знакомые лица: Дэйзи Ридли, Пенелопа Крус, Уиллем Дефо, Джуди Денч, Джонни Депп, Джош Гад и Мишель Пфайффер.

Чтобы окончательно оторвать уши, за которые притянута вся эта полная чудесных совпадений ситуация, Пуаро по чистой случайности оказывается в поезде, где при нем совершается изощренное убийство (обычно его все же вызывали на место преступление постфактум).

Все эти условности лучше принять заранее, так как несмотря на них и отчасти благодаря им, Кристи удается создать одну из самых красивых и концентрированных историй в жанре.

Это не просто очередное таинственное убийство в череде раскрытых гениальными сыщиками, это квинтэссенция детектива, попытка создать всеобъемлющую мета-историю, посвященную не какой-то конкретной загадке, а портрету жанра, эпохи и людей того времени.

Помогает и то, что в основу этой крайне надуманной истории положено вполне реальное преступление, одно из самых громких убийств века, оставившее свой отпечаток на людях по всему миру.

В «главных фильмах ноября» я уже писал, что Брана отлично подходит для экранизации подобного материала, учитывая его склонность к театральности.

Яркие типажи, изящная гипертрофированность всей ситуации и интрига, очищенная от всего лишнего — все это как нельзя лучше вписывается в стиль Браны.

Как обычно, он сам решил исполнить главную роль, приделав себе максимально нелепые усы и довольно искусный французский акцент. В дубляже акцент сделали не таким ярким, поэтому в идеале «Убийство» лучше как-нибудь пересмотреть в оригинале.

Брана снимает пьесы как пьесы, не стремясь добавить в театральную постановку реализма, как делают многие другие режиссеры при экранизации такого материала. Он наоборот пытается передать ощущение театра на экране – яркие декорации и костюмы, широкие жесты, громкие фразы, поэтому гипертрофированность сюжета Кристи получает поддержку и развитие в помпезной подаче Браны.

Впрочем, Кеннет умеет снимать и куда более камерно, сдержано, ведь великолепного «Сыщика» с Джудом Лоу и Майклом Кейном поставил тоже он.

Многие решения в «Убийстве в Восточном экспрессе» простые и очевидные, классические до боли: множащееся в зеркалах лицо двуличного персонажа, короткие перебивки на вздыхание Пуаро над портретом любимой и так далее, Брана явно не боится быть топорным местами и здесь ему это легко прощаешь. Часть персонажей меняют национальность в этой версии, чтобы завести неизбежный в наше время разговор о равноправии рас, добавляется отсутствующий в романе экшен, хоть и в нераздражающих, разумных пределах.

Но даже со всеми изменениями и незначительными добавлениями, «Убийство» – все еще крайне старомодный и театральный фильм с неторопливым сюжетом, акцентом на персонажах и ощущении таинственности, что крайне непривычно для современного зрителя.

Если честно, я получил от фильма большое удовольствие. После хаоса блокбастеров, которые обращают все меньше внимания на вменяемость своего сюжета и грамотную подачу его элементов, посмотреть картину, которая заботится об этом в первую очередь, очень приятно.

Я верю, что этот фильм может стать некой терапевтической перезагрузкой рецепторов для многих зрителей.

Качественная синематография, роскошные декорации и непровисающая динамика истории помогают снизить контраст с боевиками и фантастикой, так что фильм не ощущается скучным и пустым.

Конечно, он подойдет не всем и перед походом в кино лучше точно понять, что вы будете смотреть и любите ли вы подобные истории, но на мой взгляд Брана качественно подал классическую историю для современного зрителя.

Да, не все изменения удачны, но общее впечатление определенно положительное. У фильма есть свой стиль, есть цельность и внутренняя энергия, напряжение и желание раскрыть тайну, необходимые для хорошего детектива.

Учитывая звездный состав, актерская игра должна быть отдельным источником удовольствия и жаловаться тут действительно не на что.

Но из-за обилия героев ни одному из них не уделяется достаточно времени для создания действительно живого образа, персонажи скорее представляют свою позицию весь фильм, нежели двигаются внутри собственных арок, способных преобразить героя к финалу. Поэтому я не могу сказать, что хоть кто-то из прекрасных актеров сильно запоминается в этом образе, кроме, возможно, Джоша Гада, но его просто непривычно видеть в серьезной роли, с которой он более чем справляется, и самого Браны в роли Пуаро.

Брана изображает бельгийского детектива более карикатурным и эксцентричным, нежели тот же Дэвид Суше (он играл Пуаро в сериале, который я тоже советую), но конкретно в этой истории такой подход выглядит оправданным и уместным.

В финале Кеннет и вовсе умудряется превратить Пуаро в трагичного персонажа, обремененного философской дилеммой, и за этого его нельзя не похвалить.

Его Эркюль более человечен, ярок и интересен, чем довольно черствый, пусть и куда более реалистичный вариант Суше.

Дэвид Суше и Тоби Джонс в сериальной версии «Восточного экспресса» 2010 года

Это не первая экранизация романа, вышедшего еще в 1934 году. Есть и оскароносный фильм Сидни Люмета 1974 года с Альбертом Финни, Ингрид Бергман, Шоном Коннери и Энтони Перкинсом (потрясающий хозяин отеля из «Психо» Хичкока), и эпизод сериала с Дэвидом Суше 2010-го, где снимались Тоби Джонс и Джессика Честейн, и неудачный фильм 2001 года с Альфредом Молина.

Бране как минимум удалось создать нечто, выглядящее достойно в этом ряду, привнести что-то свое. Он попытался вывести детективную историю на уровень притчи, портрета эпохи, психологического парадокса и размышлений на тему справедливости. Естественно, все это было заложено еще самой Агатой Кристи, но он уделил этому аспекту особое внимание.

Концовка становится особенно театральной с прямолинейной отсылкой к тайной вечере, где Брана превращает ключевой для детективов момент раскрытия сыщиком убийцы и схемы преступления в нечто большее: исповедь, монолог о добре и зле. Это могло выйти (и должно было выйти) крайне картонно, но почему-то цепляет. Простая фраза Пуаро «Все было просто. Было хорошее и плохое.

А теперь есть вы…» вкупе с задумчиво-долгим пейзажем с отъезжающим поездом оставляет сильное впечатление после сеанса, это даже больше, чем я ожидал перед просмотром.

Да, все это прописные истины, выведенные из надуманной истории о карикатурно-выпуклых персонажах, но это воспринимается как умышленное упрощение с целью высказать нечто большее, нарисовать простую, но очень универсальную и яркую картину.

Это приятный старомодный фильм, который осовременили в разумных пределах. Нововведения выпирают иногда и как откровенно неудачные решения, но общее впечатление они окончательно испортить не в силах.

Брана справляется с главным – правильной подачей, работающей динамикой, атмосферой тайны и уместным театральным пафосом, позволяющим вывести историю на новый уровень.

Я советую сходить на эту картину всем, кто чувствует усталость от однообразия современных премьер, от беспорядочности разваливающихся на экране историй, предпочитающих нанизывать гэги и экен на нить довольно условного сюжета, нежели кропотливо выстраивать события в историю, которая позволяет эмоциям зрителя перетекать одна в другую, наращивая мощность финального впечатления.

Ссылка на основную публикацию