Андрей Гуськов вернулся с войны в свое родное село на Ангаре, не сообщив об этом никому из близких. Он конечно не представлял себе, как примут родные его возврат, однако всегда верил и доверял своей женушке. Настена – жена Андрея, выходила за него совершенно не по сильному и всепоглощающему чувству.
Бедной девушке необходима была защита и кров. Она долгие годы трудилась для своей тетки, а взамен ничего доброго не получала. Муж и жена прожили вместе 4 года, которые были не особо счастливыми или незабываемы. Он жена всегда слушалась мужа и для нее не существовали на свете иные мужики.
Может по этой лишь причине Настена чувствовала присутствие Андрея неподалеку.
Жизнь бедной Настены не изменилась в лучшую сторону после замужества. Поменялись только обстоятельства, а труд и отношение к ней стали только похуже бывшего. Причина недоброго отношения к ней в какой-то степени кроилась в отсутствии деток у пары.
Конечно же в этом винили только невестку. И муж все бранил ее за не сбывающуюся надежду семьи. Только однажды ужасно оскорблённая и несчастная Настена осмелилась сказать, что причина может и не в ней, только от этих слов ей совсем не посчастливилось.
Муж просто избил ее.
Из фронта Андрей постоянно писал семье, сообщал свое положение и местонахождение. Писал он даже из госпиталя, когда был не в очень здоровом состоянии. Вдруг от него престали письма получать. Жена сразу начала думать о его приходе. В один день муж является ей.
Бедняге Настене теперь уже нужно скрывать мужа, поить и кормить его, брать на себя вину за его преступления. Такова учесть бедной женщины. Она тихо выполняет все, поскольку верит в свой брак и необходимость поддерживать супруга в любом положении.
Она мужественно выполняет вес, что в ее силах и даже больше, особенно, когда узнает о своей беременности.
Как оказывается, Андрей Гуськов бежит не потому, что совершил тяжкое преступление или убил кого-либо. Он всего-то сбежал из госпиталя. Там его еще очень слабого хотели обратно на пекло войны отправить.
Иногда бывали времена, когда Настена винила своего мужа и ненавидела его из-за побега. Его побег не давал ей искренне радоваться концу войны, спокойно жить и смотреть в лица знакомым. Беременность стала совсем скоро заметной. Этот факт никем, разумеется, не был радостно принят. Все обвиняют беднягу, свекровь выставляет из единственного крова.
М. Твен, “Приключения Гекльберри Финна”: краткое содержание
Настена женщина сильная, но всему есть предел. Быть посмешищем для каждого, выносить все тяжести судьбы и не быть кем-либо оцененной как следует – все это довели бедную до окончательного решения. Настена пошла на самоубийство. Она утопилась в реке и нашла свой покой только там.
Оцените произведение:
Краткое содержание повести Валентина Распутина «Живи и помни»
«Зима на сорок пятый, последний военный». В бане Гуськовых пропал плотницкий топор Михеича, лежавший под половицей, и старые лыжи. Настена почти сразу поняла, что вор – ее муж.
Женщина отнесла в баню хлеб, и вскоре его кто-то забрал. Растопив через несколько дней баню, Настена решила подождать, и вскоре туда действительно пришел Андрей.
Глава 2
Семья Гуськовых жила в деревне Атамановка, находившейся у реки Ангары. Настена была сиротой. После смерти матери девушка устроилась работать в колхоз, где и познакомилась с Андреем Гуськовым. Они быстро поженились и переехали в Атамановку.
Девушка «кинулась в замужество, как в воду, – без лишних раздумий». У свекрови Семеновны «характер выказался несладкий», но с годами женщина ворчала на невестку все меньше. Свекровь болела, поэтому Настена «почти одна везла на себе хозяйство».
За четыре года семейной жизни у Андрея и Настены не было детей. Как-то мужчина начал сильно попрекать жену за бездетность. Настена ответила, «что неизвестно еще, кто из них причина», и Андрей избил ее до полусмерти.
Началась война, Гуськова взяли в первые же дни. «Андрей долго воевал удачно», но был ранен, попал в госпиталь. Находясь в госпитале, прислал письмо, что скоро приедет в отпуск. Однако поздней осенью пришла весточка, что его сразу после госпиталя отправят обратно на фронт.
Перед рождеством в Атамановку приехали председатель сельсовета и участковый милиционер: они искали пропавшего Андрея.
Глава 3
Пришедший в баню Андрей строго запретил Настене рассказывать, что она с ним виделась, пригрозив, что в случае чего убьет – ему терять нечего. Андрей распорядился, чтобы женщина принесла ему ружье и патроны, но так, чтобы никто не заметил.
Глава 4
Находясь в госпитале в Новосибирске, Гуськов был уверен, что скоро попадет домой. Однако новость, что после выписки нужно ехать сразу в часть, его оглушила. В последний момент Гуськов решил заехать домой.
Но дорога заняла намного больше времени, чем он думал. Решив пересидеть в Иркутске, Андрей поселился у Тани – «чистенькой, гладенькой немой женщины». Через месяц он сбежал от нее и, скрываясь, добрался до Атамановки.
Глава 5
Андрей скрывался в Андреевском нижнем зимовье. Чтобы свекор со свекровью не догадались о возвращении сына, Настена придумывала всяческие отговорки о том, куда подевались из дому вещи: «вот и научилась ты, Настена, врать, научилась воровать».
Главы 6 – 7
Настена приехала к Андрею в зимовье. Он рассказал, что решил поехать не на фронт, а домой, потому что «невмоготу стало. Дышать нечем было – до того захотелось увидеть вас». Андрей отдал Настене часы, которые он забрал у немецкого офицера.
Возвращаясь домой, женщина думала, что «убежать от судьбы она не может», теперь придется «жить наособь, под секретом».
Глава 8
К зимовью начал прибегать волк и выть по ночам. Как-то Гуськов приоткрыл двери зимовья и, «передразнивая, ответил» животному. «Ответил и поразился: так близко его голос сошелся с волчьим».
Глава 9
В середине марта в Атамановку вернулся первый фронтовик – Максим Вологжин. Настена пошла праздновать со всеми односельчанами, но, «затаившись, молчала», она поняла, что не имеет права «ни говорить, ни плакать, ни пить вместе со всеми».
Глава 10
В сильную метель, чтобы никто не заметил, Настена снова пошла к Андрею. Муж угощал ее рыбой, которую якобы поймал, но на самом деле украл у рыбаков. Женщина рассказала о том, что забеременела. Андрей был очень рад, но не понимал ее страха: Настена боялась, что скажут люди, когда заметят ее беременность.
Глава 11
«Война надолго задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет».
Глава 12
Через три дня после встречи с Настеной Андрей пошел в Атамановку. Затаившись в ельнике, мужчина наблюдал за своим домом: как вышел из хомутарки Михеич, как вывел кобылу. Проходя мимо Андрея, отец посмотрел на него, но не узнал сына и пошел дальше.
Глава 13
Возвращаясь назад, Андрей думал о том, что без Настены ему жизни нет: «Настена тебе дышать дает, и, может быть, далеко-далеко вперед, даже после твоей смерти».
Глава 14
В апреле Михеич заметил пропажу ружья Андрея. Настена соврала, что обменяла его на немецкие часы. Михеич заподозрил, что Настена знает, где Андрей, и пытался ее расспросить, но девушка ничего не сказала.
Глава 15
Река таяла, и Андрей уже не мог приходить к бане за едой. Вскоре он перебрался в верхнее зимовье.
Глава 16
Закончилась война. Настена думала о том, «что это не ее день, не ее победа, что она к победе никакого отношения не имеет».
Глава 17
Настене казалось «что теперь, раз кончилась война, вот-вот должно что-то решиться в его [Андрея] судьбе, а значит, и в ее судьбе тоже». Они не виделись несколько недель. За это время у Настены появился живот.
Глава 18
Настена наконец смогла выбраться к Андрею. «Лицо его сильно заострилось и высохло», «глаза застыли и смотрели из глубины с пристальной мукой».
Настена, спросила, что теперь с ними будет. Андрей ответил, что ей нужно рожать: «умри, но роди: в этом вся наша жизнь», «я знаю: тебе придется ходить по раскаленным углям… вытерпи».
Глава 19
Через несколько дней Настена снова приплыла к Андрею. Женщина попыталась заговорить о том, что им стоит выйти к людям. Андрей был непреклонен, говорил, что она «надумала от него избавиться» – дезертиров расстреливали.
Глава 20
Семеновна заметила, что Настена беременная и выгнала ее из дома. Женщина ушла к своей подруге Надьке. Подруге Настена соврала, что ребенок от заезжавшего к ним в деревню мужика.
Поздно вечером Настену позвал Михеич. Старик пытался уговорить женщину: «Он здесь, Настена. Не отказывайся, я знаю. Никому не говори, откройся мне одному». Но женщина, держа данное мужу слово, так ничего и не рассказала.
Глава 21
Настена перестала скрывать свою беременность. В деревне появился слух, что у нее ребенок «от родного мужика».
Настену охватил страх, и она этой же ночью решила навестить Андрея. Отплыв от берега, она услышала, что кто-то следует за ней. Женщина тут же вернулась назад, но случайно причалила к кладбищу утопленников. Испуганная Настена вернулась домой.
Глава 22
Весь следующий день Настена «совсем потерялась», «в душе засела пустая, противная тяжесть». Михеич рассказал, что «мужики что-то задумали» и попросил предупредить Андрея. Вечером в деревню приехал милиционер.
Ночью Настена снова поплыла к Андрею. Неожиданно услышала позади себя голоса догоняющих ее односельчан. «Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть! Не бояться, не стыдиться, не ждать со страхом завтрашнего дня, на веки вечные сделаться вольной, не помня ни себя, ни других, не помня ни капли из того, что пришлось испытать».
Настена встала на лодке и бросилась в реку. «После похорон собрались бабы у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Настену».
Краткое описание персонажей
В персонажах Распутина заключены судьбы десятков человек. Это образы всего народа. Миллионы женщин ждали мужей и были готовы на все, лишь бы спасти их, понимая, что многие обречены не вернуться домой.
Надежда боролась с отчаянием. Мужчины видели во снах свое возвращение. К сожалению, большинство приходили уже не теми любящими мужьями и отцами.
Война делала из простых и сильных людей зверей, заставляла идти их на страшные поступки.
Главные герои
Главными действующими лицами Валентин Григорьевич сделал простых людей – жену и мужа. В этих образах были представлены судьбы сотни советских людей.
- Настена – ппростая русская женщина средних лет. Высокая и стройная, она готова была терпеть и идти напролом. На лице ее отражалась скорбь и боль.
- Андрей – муж Насти. Стал дезертиром, вернулся домой уже не тем любящим мужчиной. Заставил жену скрывать факт его предательства.
Прочие персонажи
Краткое содержание Дом Абрамова
Сюжет строится и вокруг второстепенных персонажей. Это помогает понять суть многострадального народа. Настя была сиротой, но у ее мужа были родители.
Федор Михайлович – отец, добрый и открытый человек. Мать, Семеновна, — хорошая хозяйка, но женщина со сложным характером. Второстепенными героями также выступают знакомые семьи, жители села.
Среди них были простые, добродушные, но и хитрые люди.
Главные герои в экранизации повести
Пересказ в кратких тезисах
Читая произведение Распутина «Живи и помни» в кратком содержании, рекомендуется обратить на пересказ в тезисах.
- Зимой сорок пятого года из бани пропадает топор и другие вещи. Настя понимает, что, скорее всего, это дело рук ее мужа, который от чего-то скрывается. Вскоре женщина действительно встретилась с Андреем.
- Жизнь Насти была непростой. Она тянула на себе весь быть, не видя помощи и уважения мужа и свекрови.
- Во время встречи в бане Андрей приказал скрывать свое положение, угрожая Насте. Также попросил принести ему ружье.
- Как же Андрей стал дезертиром? Попав в госпиталь, мужчина решил заглянуть домой перед возвращением на войну. Он скучал по своей семье, поэтому остался в деревне, не имея возможности сознаться в побеге.
- Родители солдата стали подозревать о том, что вещи пропадали не просто так, заподозрив невестку в воровстве.
- В село вернулся первый фронтовик, но для Насти это не стало праздником. Андрей до сих пор скрывался в зимовье, и она должна была молчать.
- Женщина забеременела от мужа. Это стало радостной и одновременно тревожной вестью. Ведь ее положение приведет к подозрениям в неверности.
- Солдат наблюдал за домом и встретился лицом к лицу с отцом, который его не узнал.
- К беглецу пришло осознание того, что он любит свою жену и благодарен ей за то, что она не отказалась от него.
- Отец заметил пропажу вещей из дома, стал подозревать и расспрашивать Настю. Но верная жена не выдала супруга, сказав, что обменяла ружье на часы.
- Окончание войны не принесло женщине той радости, о которой она мечтала. Но вселило надежду в то, что история должна подойти к концу.
- Беременность уже скрыть было нельзя. Однако Андрей был непреклонен: он не мог выдать себя. Настя оказалась на улице, так как свекровь ее выгнала, обвинив в неверности.
- В селе появились слухи, что ребенок Насти от местного мужчины. Жители стали преследовать беременную женщину, чтобы понять, к кому она ходит и кто отец.
- Настя отправилась к мужу, однако, не выдержав преследования, утопилась, ведь односельчане могли увидеть Андрея и выдать его.
Ради мужа женщина была готова рисковать своей жизнью.
Предательство Гуськова
Когда началась война, Андрея сразу же забрали. На протяжении долгого времени он воевал, но однажды его ранили и отправили в госпиталь. Находясь на лечении, он отправил Настёне письмо, в котором написал, что собирается приехать в отпуск. Тем не менее осенью женщина получила известие о том, что сразу после госпиталя её мужа снова отправят на фронт.
Пребывая в новосибирской больнице, Андрей был убеждён, что вскоре окажется дома. Когда он узнал, что после выписки придётся возвращаться на фронт, очень расстроился. Эта новость его огорошила.
В последний момент герой решил заехать домой, однако дорога заняла слишком много времени. Он принял решение пересидеть у немой женщины Татьяны. Спустя месяц, он от неё сбежал и, скрываясь, добрался до родной деревни.
Накануне Рождества в деревню приехал милиционер, он пытался найти пропавшего мужчину. Андрей и Настёна встретились в бане. Муж запретил жене рассказывать об их встрече. Он сказал, что убьёт её, если она нарушит обещание, так как ему уже нечего терять. Мужчина попросил супругу, чтобы она принесла ему ружьё с патронами. Нужно было сделать это так, чтобы никто ничего не заподозрил.
Мужчине пришлось прятаться в Андреевском нижнем зимовье. Чтобы его родители не раскрыли правду, Настя была вынуждена сочинять всякие отговорки о том, куда делись из дома вещи.
Трагический конец
Наконец, она увиделась с супругом. За это время у него высохло лицо, а глаза будто бы заострились. Девушка спросила, что теперь будет с ними. Мужчина ответил, что она должна родить. Он понимал, что ей придётся тяжело, но сказал, что нужно всё вытерпеть.
Спустя несколько дней, она вновь встретилась с мужем. Она пыталась ему объяснить, что они должны открыться, но Гуськов стоял на своём. Он боялся, что его расстреляют.
Когда свекровь увидела у Насти выросший живот, она её прогнала. Девушке оставалось лишь поселиться у своей приятельницы Надьки.
Она соврала ей, что забеременела от заезжавшего к ним в село мужика. Михеич чувствовал, что сын где-то рядом. Он просил девушку, чтобы она ему всё рассказала, но Настя сдержала данное мужу слово.
Живот стал настолько большим, что Настя уже была не в силах скрывать своё положение. По селу пошёл слух, что она ждёт малыша «от родного мужика». Девушку охватила паника. Она решила как можно скорее навестить любимого.
Когда она отплыла от берега, то заметила, что кто-то её преследует. Настёна тут же возвратилась обратно, но ошибочно причалила к кладбищу утопленников. В страхе она вернулась домой.
На следующий день девушка «совсем потерялась». Михеич сказал ей, что мужики что-то замышляют, и попросил предупредить об этом Андрея. Вечером в село приехал милиционер.
Дождавшись ночи, девушка поплыла к возлюбленному. Вдруг она услышала, как позади разговаривают догоняющие её односельчане. Тогда она встала и бросилась в реку.
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Краткое содержание повести Валентина Распутина «Живи и помни»
В отечественной литературе Валентин Григорьевич Распутин заслужил славу одного из лучших представителей «деревенской прозы».
Наиболее яркой и эмоционально сильной стала повесть Распутина «Живи и помни», в которой он раскрыл проблематику нравственного выбора, долга, ответственности и любви.
Предлагаем ознакомиться с анализом произведения, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.
Краткий анализ
Год написания – 1974 год.История создания – Испытывая финансовую нужду, Распутин заключил договор на написание книги на тему стройки коммунизма. Однако в итоге сдал рукопись, центральным персонажем которой был дезертир. Повесть сразу завоевала большую популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами.
Тема – Центральная тема произведения – нравственный выбор каждого из героев. Также автором затронуты проблемы долга, ответственности, сострадания, любви.
Композиция – В основе композиция лежит антитеза – противопоставление двух человеческих начал – Андрея и его жены Настены. Композиция включает в себя эпилог (описание главных героев и их жизни), завязку (уход Андрея на фронт), развитие событий (госпитализация Андрея, его дезертирство), кульминация (самоубийство Настены), развязка (поиск Андрея в деревне).
«Идиот» Фёдора Достоевского в кратком изложении
Жанр – Повесть.
Направление – Реализм.
Краткое описание персонажей
В персонажах Распутина заключены судьбы десятков человек. Это образы всего народа. Миллионы женщин ждали мужей и были готовы на все, лишь бы спасти их, понимая, что многие обречены не вернуться домой.
Надежда боролась с отчаянием. Мужчины видели во снах свое возвращение. К сожалению, большинство приходили уже не теми любящими мужьями и отцами.
Война делала из простых и сильных людей зверей, заставляла идти их на страшные поступки.
Главные герои
Главными действующими лицами Валентин Григорьевич сделал простых людей – жену и мужа. В этих образах были представлены судьбы сотни советских людей.
- Настена – ппростая русская женщина средних лет. Высокая и стройная, она готова была терпеть и идти напролом. На лице ее отражалась скорбь и боль.
- Андрей – муж Насти. Стал дезертиром, вернулся домой уже не тем любящим мужчиной. Заставил жену скрывать факт его предательства.
Прочие персонажи
Сюжет строится и вокруг второстепенных персонажей. Это помогает понять суть многострадального народа. Настя была сиротой, но у ее мужа были родители.
Федор Михайлович – отец, добрый и открытый человек. Мать, Семеновна, — хорошая хозяйка, но женщина со сложным характером. Второстепенными героями также выступают знакомые семьи, жители села.
Среди них были простые, добродушные, но и хитрые люди.
Главные герои в экранизации повести
История создания
По признанию Валентина Григорьевича, повесть «Живи и помни» оказалась совершенно незапланированной: писатель не вынашивал долгие месяцы ее идею, не собирал по крупицам необходимый ему материал.
В 70-х годах, оказавшись в стесненном материальном положении, Распутин заключил договор на написание книги, посвященной стройке коммунизма. Однако в результате, вместо идеологического произведения, Распутиным была написана глубоко драматическая повесть «Живи и помни».
С точки зрения выбора темы писатель иркутский писатель оказался новатором, поскольку главными героями его повести оказались дезертир и его супруга. Суть произведения заключена в смысле названия – живи, но помни о содеянном тобой.
Впервые повесть «Живи и помни» была опубликована в 1974 году в литературном журнале «Наш современник». До этого небольшие отрывки печатались в газетах. Спустя год повесть, благополучно пережившая литературную критику, вышла отдельной книгой, после чего неоднократно переиздавалась и была переведена на множество иностранных языков.
Повесть Распутина была удостоена литературными премиями еще при жизни писателя, она легла в основу театральных постановок и оперы, по ней снят художественный фильм.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Живи и помни»
- для самых компанейских — Главные герои «Живи и помни»
Тема
В основе произведения лежит тема нравственного выбора человека во время суровых жизненных испытаний. В повести «Живи и помни» лакмусовой бумажкой, показывающей истинное лицо героев, становится война. Как известно, именно в экстремальных, суровых условиях человек способен снять все свои маски, проявить подлинные черты своего характера.
Краткое содержание романа “Гроздья гнева” Стейнбека Д.
Война становится непреодолимым испытанием для Андрея Гуськова. На фронте он честно сражался за родину, не особо задумываясь о возможной смерти, был несколько раз ранен. Но уже на самом исходе войны, оказавшись в госпитале и узнав о преждевременном возвращении на линию огня, Гуськов сломался.
Оказавшись во власти собственного эгоизма и малодушия, он решается на дезертирство. Однако совершенное им предательство накладывает отпечаток на его душу, на всю его судьбу.
Вид родной деревни уже не радует Андрея, ведь он не может открыто показаться своей семье – он дезертир, предатель, отщепенец.
Жизнь, которой так дорожил герой, уже не мила ему: непрестанное нервное напряжение, душевные муки, невозможность расслабиться превращают его в загнанного зверя.
Однако не Андрей и его внутренняя трагедия занимает писателя. Центральным в повести является образ Настены – его супруги. Молодая женщина сочетает в себе все лучшие черты: милосердие, доброту, беспокойство и ответственность за других людей, искреннюю веру в доброе начало.
Узнав о предательстве Андрея, она, все же, находит в себе силы пожалеть и помочь ему. Помимо воли Настена становится соучастницей страшного преступления, за которое по законам военного времени грозит расстрел. Ради мужа, которому она помогает скрываться в лесу, она вынуждена непрестанно лгать, хитрить, жить в постоянном страхе.
Пережив все ужасы войны, супруги понимают, что истинное счастье – это дом, семья, любовь. Однако им уготована совсем иная судьба. Настена верит, что Андрея простят, если он выйдет людям и добровольно покается.
Однако мужчина слишком слаб и труслив, чтобы совершить подобный поступок. Он находит бесчисленные оправдания собственному малодушию, не беспокоясь о том, что подставляет под удар, прежде всего, всю свою семью.
Весть о беременности Настены становится большим счастьем и, вместе с тем, серьезным испытанием для женщины. В деревне ее обвиняют в измене мужу, свекр выгоняет из дома, она вынуждена терпеть бесконечные унижения.
Не выдержав всех лишений, выпавших на ее долю, Настена принимает решение покончить жизнь самоубийством.
Весть о смерти жены и их не родившегося ребенком становится страшным ударом для Андрея, которому суждено нести этот крест до конца своих дней.
Автор подчеркивает основную мысль своего произведения – нет никаких оправданий безнравственным поступкам. Каждый может оступиться и сделать ошибку, но нужно находить в себе силы отвечать за свои проступки перед людьми, обществом, перед собственной совестью.
Живи, смотри и помни
- «Живи и помни»
- Режиссер — Александр Прошкин
- В ролях: Дарья Мороз, Михаил Евланов, Анна Михалкова, Сергей Маковецкий, Евгения Глушенко
- Историю о любви, войне и предательстве, рассказанную в повести Распутина, постановщик «Холодного лета 53-го» прочитал под увеличительным стеклом большого кино, укрупнив конфликт и сделав видимыми подвластные только литературе переживания и эмоции.
Деревенская красавица Настена (Дарье Мороз гарантирован приз «Кинотавра» за лучшую женскую роль), недолюбившая своего ушедшего на фронт молодого мужа, не ожидала повстречаться с ним таким образом — лесное чудище в мохнатом тулупе, с заиндевевшей бородой подстерегло ее однажды в бане и весьма грубо овладело ею. Неудивительно, что Настена поначалу приняла своего пригожего мужа Андрея за лешего. Решивший не возвращаться в свою часть после госпиталя, хоронящийся в сибирской чаще Андрей (Михаил Евланов) и вправду одичал и стал походить на лесного зверя. Это сходство в фильме настойчиво подчеркивается режиссером: за Андреем по пятам ходит красавица волчица, да и сам дезертир от безнадеги время от времени принимается выть на луну. И объедать веточки от бескормицы.
Впрочем, животные способны на предательство в гораздо меньшей степени, чем человек. То, что Андрей намного хуже животного, призвана показать сцена, в которой он забивает по-ребячьи наивно моргающего теленка.
Прошкин далек от того, чтобы пригвождать героя-дезертира к позорному столбу, он лишь демонстрирует обстоятельства, попав в которые человек может и расчеловечиться. Этого не происходит с забеременевшей «от лешего» Настеной, достойно несущей свой крест на виду всей деревни, для которой она — неверная подзаборная шалава, не дождавшаяся с фронта героя-мужа.
Всем ностальгирующим по «настоящему советскому кино» фильм Прошкина будет словно бальзам на душу.
Тут есть почти все, чего днем с огнем не встретишь в современном отечественном кино, — и обстоятельно проработанная среда, и крепкая драматургия, и убедительные характеры, и вкусные актерские работы (особо выделим Анну Михалкову и Сергея Маковецкого в ролях персонажей из самой гущи народной), и высокая изобразительная культура. И, само собой, качественная литературная основа, поднимающая извечные моральные проблемы вины, выбора, самопожертвования.
В картине Прошкина есть и замечательные кадры русской деревни, кстати, в нынешнем своем виде не слишком отличающейся от деревни послевоенной. Об этом и впрямь нелишне напомнить и гламурной Москве, и неустанно воспевающим ее кинематографистам.
- ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
- Александр ПРОШКИН: «Нормальное человеческое кино снять сейчас очень сложно»
- Режиссер ответил на вопросы кинообозревателя «КП»
— Почему вы согласились снять фильм по повести Распутина? У вас настолько широкие литературные вкусы — от Распутина до «Доктора Живаго», которого вы экранизировали?
— Проза Распутина — это настоящая русская литература, где нет ни одного слова неправды. Я с радостью взялся за предложение продюсеров экранизировать «Живи и помни» — сейчас ведь очень сложно сделать нормальное человеческое кино. Не дают денег на человеческое — только на страшилки из жизни ментов или «новых русских».
Но самым главным побудительным мотивом для меня было желание выразить ощущение обреченности, пронзившее меня в поездках по российским деревням. То, что за 70 лет не добила Советская власть, сейчас окончательно уничтожается — при тотальном равнодушии нашего общества. Все знают, что деревни уже нет, и всем наплевать.
А у меня от этого страшные ощущения! Сельского хозяйства нет, поля заросли, помощи людям ждать просто неоткуда.
— Когда я смотрел картину, у меня было ощущение, что нынешняя российская деревня не слишком отличается от той, что вы показали.
— Сейчас она в худшем состоянии, чем в военные годы! Тогда она не была разрушена. Мы ведь не показываем в картине разваленные деревянные церкви, порушенные вековые дома, которых полно в тех местах, где мы снимали.
— В картине чувствуются интонации другой распутинской вещи — «Прощание с Матерой». С другой стороны, она написана уже лет 30 назад. И мы все прощаемся с русской деревней, а она все же еще как-то теплится.
— Скоро простимся окончательно, и что с нами будет тогда — непонятно. Крестьянство ведь — генетическая основа нации. Это сейчас у нас все «графьями» стали, но на деле у большинства русских людей корни именно деревенские.
— Вы снимали не в распутинских местах, не на Ангаре, а под Нижним Новгородом. Почему?
— Ангары как таковой тоже уже нет. Там сейчас каскад электростанций. Но даже если бы можно было там снимать, мы с нашим бюджетом не могли бы этого себе позволить. Туда ведь не доберешься!
— Если вашу картину назовут «отличным советским фильмом», для вас это будет оскорбление или комплимент?
— В ней ничего советского нет. Если ее назовут «феминистской», это будет странно, но объяснимо: весь груз на плечах несут женщины, а мужики только и могут, что стенка на стенку. Или на войне полечь. Это типичная русская история.
— Когда я говорю «советский фильм», то имею в виду прежде всего качество, утерянное «новым русским» кино. И потом, оно ведь практически не выходит за границы Москвы, как будто бы нет огромной страны.
— Я никогда не снимал в Москве. Во-первых, потому что снимаю исторические картины, а дух эпохи в Москве почти не сохранился. Во-вторых, я ее не чувствую, поскольку сам питерец. Даже «Николая Вавилова», чье действие происходит в Москве, я частично в Питере снимал.
— Я очень вам благодарен за то, что смерть теленка вы показали сугубо кинематографическими средствами, а не так, как это принято сейчас в «авторском кино», не гнушающемся убивать ни в чем не повинных животных. Но эта сцена, несомненно, вызовет вопросы у зрителей.
— У нас есть в конце титр о том, что ни одно животное не пострадало. Никакое искусство не стоит крови.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр Прошкин. Родился 25 марта 1940 года в Ленинграде. Окончил актерский факультет ЛГИТМиКа и Высшие режиссерские курсы.
Много работал на ТВ, где снял такие замечательные фильмы, как «Опасный возраст» с Алисой Фрейндлих и Юозасом Будрайтисом и сериал «Михайло Ломоносов».
Постановщик картин «Холодное лето 53-го…», «Николай Вавилов», «Русский бунт», «Доктор Живаго». Лауреат Государственной премии СССР.
- КСТАТИ
- Что еще покажут на фестивале
- «Живи и помни» откроет не только фестиваль, но и конкурсную программу главного российского кинофестиваля. Среди лент, снятых начинающими кинематографистами, — участвовавшая в каннском «Двухнедельнике режиссеров» криминальная драма «Шультес» («КП» о ней подробно писала), лирическая комедия от под названием «Плюс один», масштабная ненаучно-фантастическая притча «Новая земля» с участием Константина Лавроненко…
- Из картин известных режиссеров за главный приз «Кинотавра» поборются фаворитка многих западных фестивалей Гука Омарова со снятой в Казахстане картиной «Баксы» (по сценарию, написанному совместно с Сергеем Бодровым), знаменитый документалист Виталий Манский с фильмом под интригующим названием «Девственность», Алексей Учитель с военной драмой «Пленный» и Кирилл Серебренников с современной притчей «Юрьев день».
- Жюри в этом году возглавляет маститый режиссер Павел Чухрай.
Эсхил “Орестея” – краткое содержание
- Стас Тыркин ждет ваших откликов на нашем сайте.
- xHTML-код
- Живи и помни.Монтаж: Алексей ЕПИФАНОВ Читайте: Живи, смотри и помни
Композиция
Проводя в повести «Живи и помни анализ произведения, необходимо отметить его композиционную структуру, основанную на антитезе. Особенно ярко противопоставлены в повести характеры главных героев: слабого, трусливого и безвольного Андрея и его супруги Настены, женщины безгранично доброй, отзывчивой, совестливой.
Композиция произведения включает в себя:
- эпилог – знакомство с главными героями и особенностями их быта в глухой сибирской деревушке;
- завязка – уход Андрея на фронт;
- развитие событий – тяжелое ранение Андрея, известие о его преждевременном возвращении на фронт, решение героя самовольно вернуться в родную деревню;
- кульминация – самоубийство Настены, не выдержавшей душевных мук, связанных с предательством Андрея;
- развязка – известие о дезертирстве Андрея, его поиск в деревне.
Тайные встречи
Настёну не отпускала мысль о возвращении мужа. Встретившись с ним, она стала тайком носить ему еду, передавать вещи, лгать и изворачиваться перед его родными и односельчанами, чтобы ничего не заподозрили, потому что деревня была маленькая — все у всех на виду.
При встречах они вели долгие разговоры. Андрей понимал, что обречён скрываться всю оставшуюся жизнь, ведь такое преступление никому не прощают. Ему нужно было уходить в другие места, чтобы не обнаружить себя, однако он все оттягивал момент расставания с Настей.Когда она поняла, что беременна, её охватил ужас.
С одной стороны, ребёнок был долгожданным и желанным, а с другой — она не могла признаться, что отец ребёнка — Андрей. В любом случае она находилась в безвыходном положении, ведь родить без мужа — большой позор, скрыть который в деревне никак было нельзя. Муж стал упрашивать Настю оставить ребёнка.
Она видела в этом лишь эгоистичное чувство, ведь он не думал о том, что на неё будут показывать пальцем.
Живи и помни Распутин В.Г
Зима на сорок пятый, последний военный год в этих краях простояла сиротской, но крещенские морозы свое взяли, отстучали, как им полагается, за сорок.
Прокалившись за неделю, отстал с деревьев куржак, и лес совсем помертвел, снег по земле заскрип и покрошился, в жестком и ломком воздухе по утрам было трудно продохнуть.
Потом снова отпустило, после этого отпустило еще раз, и на открытых местах рано затвердел наст.
В морозы в бане Гуськовых, стоящей на нижнем огороде у Ангары, поближе к воде, случилась пропажа: исчез хороший, старой работы, плотницкий топор Михеича.
Сроду, когда надо было что-то убрать от чужих глаз, толкали под не пришитую половицу сбоку от каменки, и старик Гуськов, крошивший накануне табак, хорошо помнил, что он сунул топор туда же. На другой день хватился нет топора. Обыскал все – нет, поминай как звали.
Зато, облазив вдоль и поперек баню, обнаружил Михеич, что топор – не единственная его потеря: кто-то, хозяйничавший здесь, прихватил заодно с полки добрую половину листового табаку-самосаду и позарился в предбаннике на старые охотничьи лыжи.
Тогда-то и понял старик Гуськов, что вор был дальний и топора ему больше не видать, потому что свои, деревенские, лыжи не взяли бы.
Настена узнала о пропаже вечером, после работы. Михеич за день не успокоился: где теперь, в войну, возьмешь такой топор? Никакого не возьмешь, а этот был словно игрушечка – легкий, бриткий, как раз под руку.
Настена слушала, как разоряется свекор, и устало думала: чего уж так убиваться по какой-то железяке, если давно все идет вверх тормашками.
И лишь в постели, когда перед забытьем легонько занывает в покое тело, вдруг екнуло у Настены сердце: кому чужому придет в голову заглядывать под половицу? Она чуть не задохнулась от этой нечаянно подвернувшейся мысли, сон сразу пропал, и Настена долго лежала в темноте с открытыми глазами, боясь пошевельнуться, чтобы не выдать кому-то свою страшную догадку, то отгоняя ее от себя, то снова подбирая ближе ее тонкие, обрывающиеся концы.
В эту ночь Настена не выспалась, а утром чуть свет решила сама заглянуть в баню. Она не пошла по телятнику, где в снегу была вытоптана дорожка, а по общему заулку спустилась к Ангаре и повернула вправо, откуда над высоким яром виднелась за городьбой крыша бани.
Постояв внизу, Настена осторожно поднялась по обледенелым ступенькам вверх, перелезла, чтобы не скрипнуть калиткой, через заплот, потопталась возле бани, боясь войти сразу, и лишь тогда тихонько потянула на себя низенькую дверку. Но дверка пристыла, и Настене пришлось дергать ее изо всех сил. Нет, значит, никого тут нет, да и не может быть.
В бане было темно, маленькое окошечко, выходящее на Ангару, на запад, только-только начинало заниматься блеклым полумертвым светом.
Настена села на лавку у окошечка и чутко, по-звериному стала внюхиваться в банный воздух, пытаясь найти новые и непривычные, знакомые когда-то давно запахи, но ничего, кроме резкого и горьковатого духа подмерзшей прели, отыскать не смогла. «Выдумала, дура, чего-то», – упрекнула она себя и поднялась, не понимая толком, зачем она сюда приходила и что тут хотела найти.
Днем Настена возила с гумна солому на колхозный двор и всякий раз, спускаясь с горы, как завороженная посматривала на баню. Одергивала себя, злилась, но пялилась на темное и угловатое пятно бани снова и снова.
Солому приходилось выколупывать из-под снега железными вилами, набрасывая на сани по жвачке, и за три ездки терпеливая к любой работе Настена умаялась так, что хоть веди под руки. Сказалась, видно, к тому же бессонная ночь. Вечером, едва поев, Настена упала в постель как убитая.
То ли ей что ночью приснилось, да она заспала и забыла, то ли на свежую голову пало само, но только, проснувшись, она уже точно знала, что делать дальше. Выбрала в амбаре самую большую ковригу хлеба, завернула ее в чистую холстину и тайком отнесла в баню, оставив хлеб на лавке в переднем углу.
Посидела еще, подумала, размышляя, в своем она уме или нет, и ушла, притворив за собой дверку с тайным, заклинающим вздохом.
Два утра после этого проверяла Настена – ковригу никто не тронул. Тогда она обменяла ее на другую, свежей выпечки, и положила туда же, на видное место.
Она уже ни на что не надеялась, но какая-то неспокойная, упрямая жуть в сердце заставляла ее искать продолжения истории с топором.
Не мог чужой догадаться, что под плахой тайник, – вот она, плаха, намертво лежит рядом с другими, не шевельнется, не дрогнет, хоть пляши на ней. Или кто подглядел? Хлеб, хлеб должен указать, кто это был, против хлеба устоять трудно.
Еще через два дня коврига исчезла! Не найдя ее на месте, Настена испугалась. Бессильно, со стоном опустилась она на лавку и покачала головой: нет, не может быть.
Не может этого быть! Наверно, зашел свекор или свекровь, увидели тут ковригу и прибрали домой. Вот и все объяснение. Настена кинулась на колени – на полу валялись хлебные крошки. Нет, не свекор и не свекровь, кто-то другой.
В каменке, в холодной золе, Настена разворошила окурок.
С этого часа она словно бы выглядывала из себя: что же будет дальше? Справляла домашнюю работу, ходила на работу колхозную, оставаясь на людях такой же, какой была всегда, а сама все время озиралась, пугаясь каждого стороннего звука.
Но ждать, когда не знаешь как следует, чего ждешь, было больше невмоготу, и на субботу Настена затеяла баню.
Семеновна отговаривала, ссылаясь на морозы, но Настена настояла на своем: она сама натаскает воды, сама протопит, им останется только помыться.
Она могла бы спроворить баню быстро, дело нехитрое, но нарочно не стала торопиться. Наколола пополам с сосновыми негарких березовых дров, позже обычного растопила каменку. День был холодный – морозы только еще начинали сдавать, – но спокойный и ясный.
Поднимаясь от Ангары с водой, Настена невольно всякий раз посматривала на дым из трубы: его черный от березы, прямой столб уходил без ветра высоко и был виден издалека.
Она нагрела полный, сверх надобности, чан воды, помыла пол и полок, прикрыла трубу и уже в сумерках пошла звать стариков, не забыв сказать им, чтобы они прихватили с собой керосину для лампы.