Краткое содержание повести Валентина Распутина «Живи и помни», главы 15 — 18

Андрей Гуськов вернулся с войны в свое родное село на Ангаре, не сообщив об этом никому из близких. Он конечно не представлял себе, как примут родные его возврат, однако всегда верил и доверял своей женушке. Настена – жена Андрея, выходила за него совершенно не по сильному и всепоглощающему чувству.

Бедной девушке необходима была защита и кров. Она долгие годы трудилась для своей тетки, а взамен ничего доброго не получала. Муж и жена прожили вместе 4 года, которые были не особо счастливыми или незабываемы. Он жена всегда слушалась мужа и для нее не существовали на свете иные мужики.

Может по этой лишь причине Настена чувствовала присутствие Андрея неподалеку.

Жизнь бедной Настены не изменилась в лучшую сторону после замужества. Поменялись только обстоятельства, а труд и отношение к ней стали только похуже бывшего. Причина недоброго отношения к ней в какой-то степени кроилась в отсутствии деток у пары.

Конечно же в этом винили только невестку. И муж все бранил ее за не сбывающуюся надежду семьи. Только однажды ужасно оскорблённая и несчастная Настена осмелилась сказать, что причина может и не в ней, только от этих слов ей совсем не посчастливилось.

Муж просто избил ее.

Из фронта Андрей постоянно писал семье, сообщал свое положение и местонахождение. Писал он даже из госпиталя, когда был не в очень здоровом состоянии. Вдруг от него престали письма получать. Жена сразу начала думать о его приходе. В один день муж является ей.

Бедняге Настене теперь уже нужно скрывать мужа, поить и кормить его, брать на себя вину за его преступления. Такова учесть бедной женщины. Она тихо выполняет все, поскольку верит в свой брак и необходимость поддерживать супруга в любом положении.

Она мужественно выполняет вес, что в ее силах и даже больше, особенно, когда узнает о своей беременности.

Как оказывается, Андрей Гуськов бежит не потому, что совершил тяжкое преступление или убил кого-либо. Он всего-то сбежал из госпиталя. Там его еще очень слабого хотели обратно на пекло войны отправить.

Иногда бывали времена, когда Настена винила своего мужа и ненавидела его из-за побега. Его побег не давал ей искренне радоваться концу войны, спокойно жить и смотреть в лица знакомым. Беременность стала совсем скоро заметной. Этот факт никем, разумеется, не был радостно принят. Все обвиняют беднягу, свекровь выставляет из единственного крова.

  М. Твен, “Приключения Гекльберри Финна”: краткое содержание

Настена женщина сильная, но всему есть предел. Быть посмешищем для каждого, выносить все тяжести судьбы и не быть кем-либо оцененной как следует – все это довели бедную до окончательного решения. Настена пошла на самоубийство. Она утопилась в реке и нашла свой покой только там.

Оцените произведение:

Краткое содержание повести Валентина Распутина «Живи и помни»

«Зима на сорок пятый, последний военный». В бане Гуськовых пропал плотницкий топор Михеича, лежавший под половицей, и старые лыжи. Настена почти сразу поняла, что вор – ее муж.

Женщина отнесла в баню хлеб, и вскоре его кто-то забрал. Растопив через несколько дней баню, Настена решила подождать, и вскоре туда действительно пришел Андрей.

Глава 2

Семья Гуськовых жила в деревне Атамановка, находившейся у реки Ангары. Настена была сиротой. После смерти матери девушка устроилась работать в колхоз, где и познакомилась с Андреем Гуськовым. Они быстро поженились и переехали в Атамановку.

Девушка «кинулась в замужество, как в воду, – без лишних раздумий». У свекрови Семеновны «характер выказался несладкий», но с годами женщина ворчала на невестку все меньше. Свекровь болела, поэтому Настена «почти одна везла на себе хозяйство».

За четыре года семейной жизни у Андрея и Настены не было детей. Как-то мужчина начал сильно попрекать жену за бездетность. Настена ответила, «что неизвестно еще, кто из них причина», и Андрей избил ее до полусмерти.

Началась война, Гуськова взяли в первые же дни. «Андрей долго воевал удачно», но был ранен, попал в госпиталь. Находясь в госпитале, прислал письмо, что скоро приедет в отпуск. Однако поздней осенью пришла весточка, что его сразу после госпиталя отправят обратно на фронт.

Перед рождеством в Атамановку приехали председатель сельсовета и участковый милиционер: они искали пропавшего Андрея.

Глава 3

Пришедший в баню Андрей строго запретил Настене рассказывать, что она с ним виделась, пригрозив, что в случае чего убьет – ему терять нечего. Андрей распорядился, чтобы женщина принесла ему ружье и патроны, но так, чтобы никто не заметил.

Глава 4

Находясь в госпитале в Новосибирске, Гуськов был уверен, что скоро попадет домой. Однако новость, что после выписки нужно ехать сразу в часть, его оглушила. В последний момент Гуськов решил заехать домой.

Но дорога заняла намного больше времени, чем он думал. Решив пересидеть в Иркутске, Андрей поселился у Тани – «чистенькой, гладенькой немой женщины». Через месяц он сбежал от нее и, скрываясь, добрался до Атамановки.

Глава 5

Андрей скрывался в Андреевском нижнем зимовье. Чтобы свекор со свекровью не догадались о возвращении сына, Настена придумывала всяческие отговорки о том, куда подевались из дому вещи: «вот и научилась ты, Настена, врать, научилась воровать».

Главы 6 – 7

Настена приехала к Андрею в зимовье. Он рассказал, что решил поехать не на фронт, а домой, потому что «невмоготу стало. Дышать нечем было – до того захотелось увидеть вас». Андрей отдал Настене часы, которые он забрал у немецкого офицера.

Возвращаясь домой, женщина думала, что «убежать от судьбы она не может», теперь придется «жить наособь, под секретом».

Глава 8

К зимовью начал прибегать волк и выть по ночам. Как-то Гуськов приоткрыл двери зимовья и, «передразнивая, ответил» животному. «Ответил и поразился: так близко его голос сошелся с волчьим».

Глава 9

В середине марта в Атамановку вернулся первый фронтовик – Максим Вологжин. Настена пошла праздновать со всеми односельчанами, но, «затаившись, молчала», она поняла, что не имеет права «ни говорить, ни плакать, ни пить вместе со всеми».

Глава 10

В сильную метель, чтобы никто не заметил, Настена снова пошла к Андрею. Муж угощал ее рыбой, которую якобы поймал, но на самом деле украл у рыбаков. Женщина рассказала о том, что забеременела. Андрей был очень рад, но не понимал ее страха: Настена боялась, что скажут люди, когда заметят ее беременность.

Глава 11

«Война надолго задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет».

Глава 12

Через три дня после встречи с Настеной Андрей пошел в Атамановку. Затаившись в ельнике, мужчина наблюдал за своим домом: как вышел из хомутарки Михеич, как вывел кобылу. Проходя мимо Андрея, отец посмотрел на него, но не узнал сына и пошел дальше.

Глава 13

Возвращаясь назад, Андрей думал о том, что без Настены ему жизни нет: «Настена тебе дышать дает, и, может быть, далеко-далеко вперед, даже после твоей смерти».

Глава 14

В апреле Михеич заметил пропажу ружья Андрея. Настена соврала, что обменяла его на немецкие часы. Михеич заподозрил, что Настена знает, где Андрей, и пытался ее расспросить, но девушка ничего не сказала.

Глава 15

Река таяла, и Андрей уже не мог приходить к бане за едой. Вскоре он перебрался в верхнее зимовье.

Глава 16

Закончилась война. Настена думала о том, «что это не ее день, не ее победа, что она к победе никакого отношения не имеет».

Глава 17

Настене казалось «что теперь, раз кончилась война, вот-вот должно что-то решиться в его [Андрея] судьбе, а значит, и в ее судьбе тоже». Они не виделись несколько недель. За это время у Настены появился живот.

Глава 18

Настена наконец смогла выбраться к Андрею. «Лицо его сильно заострилось и высохло», «глаза застыли и смотрели из глубины с пристальной мукой».

Настена, спросила, что теперь с ними будет. Андрей ответил, что ей нужно рожать: «умри, но роди: в этом вся наша жизнь», «я знаю: тебе придется ходить по раскаленным углям… вытерпи».

Глава 19

Через несколько дней Настена снова приплыла к Андрею. Женщина попыталась заговорить о том, что им стоит выйти к людям. Андрей был непреклонен, говорил, что она «надумала от него избавиться» – дезертиров расстреливали.

Глава 20

Семеновна заметила, что Настена беременная и выгнала ее из дома. Женщина ушла к своей подруге Надьке. Подруге Настена соврала, что ребенок от заезжавшего к ним в деревню мужика.

Поздно вечером Настену позвал Михеич. Старик пытался уговорить женщину: «Он здесь, Настена. Не отказывайся, я знаю. Никому не говори, откройся мне одному». Но женщина, держа данное мужу слово, так ничего и не рассказала.

Глава 21

Настена перестала скрывать свою беременность. В деревне появился слух, что у нее ребенок «от родного мужика».

Настену охватил страх, и она этой же ночью решила навестить Андрея. Отплыв от берега, она услышала, что кто-то следует за ней. Женщина тут же вернулась назад, но случайно причалила к кладбищу утопленников. Испуганная Настена вернулась домой.

Глава 22

Весь следующий день Настена «совсем потерялась», «в душе засела пустая, противная тяжесть». Михеич рассказал, что «мужики что-то задумали» и попросил предупредить Андрея. Вечером в деревню приехал милиционер.

Ночью Настена снова поплыла к Андрею. Неожиданно услышала позади себя голоса догоняющих ее односельчан. «Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть! Не бояться, не стыдиться, не ждать со страхом завтрашнего дня, на веки вечные сделаться вольной, не помня ни себя, ни других, не помня ни капли из того, что пришлось испытать».

Читайте также:  Самые модные авторы книг в 21 веке

Настена встала на лодке и бросилась в реку. «После похорон собрались бабы у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Настену».

Краткое описание персонажей

В персонажах Распутина заключены судьбы десятков человек. Это образы всего народа. Миллионы женщин ждали мужей и были готовы на все, лишь бы спасти их, понимая, что многие обречены не вернуться домой.

Надежда боролась с отчаянием. Мужчины видели во снах свое возвращение. К сожалению, большинство приходили уже не теми любящими мужьями и отцами.

Война делала из простых и сильных людей зверей, заставляла идти их на страшные поступки.

Главные герои

Главными действующими лицами Валентин Григорьевич сделал простых людей – жену и мужа. В этих образах были представлены судьбы сотни советских людей.

  • Настена – ппростая русская женщина средних лет. Высокая и стройная, она готова была терпеть и идти напролом. На лице ее отражалась скорбь и боль.
  • Андрей – муж Насти. Стал дезертиром, вернулся домой уже не тем любящим мужчиной. Заставил жену скрывать факт его предательства.

Прочие персонажи

  Краткое содержание Дом Абрамова

Сюжет строится и вокруг второстепенных персонажей. Это помогает понять суть многострадального народа. Настя была сиротой, но у ее мужа были родители.

Федор Михайлович – отец, добрый и открытый человек. Мать, Семеновна, — хорошая хозяйка, но женщина со сложным характером. Второстепенными героями также выступают знакомые семьи, жители села.

Среди них были простые, добродушные, но и хитрые люди.

Главные герои в экранизации повести

Пересказ в кратких тезисах

Читая произведение Распутина «Живи и помни» в кратком содержании, рекомендуется обратить на пересказ в тезисах.

  1. Зимой сорок пятого года из бани пропадает топор и другие вещи. Настя понимает, что, скорее всего, это дело рук ее мужа, который от чего-то скрывается. Вскоре женщина действительно встретилась с Андреем.
  2. Жизнь Насти была непростой. Она тянула на себе весь быть, не видя помощи и уважения мужа и свекрови.
  3. Во время встречи в бане Андрей приказал скрывать свое положение, угрожая Насте. Также попросил принести ему ружье.
  4. Как же Андрей стал дезертиром? Попав в госпиталь, мужчина решил заглянуть домой перед возвращением на войну. Он скучал по своей семье, поэтому остался в деревне, не имея возможности сознаться в побеге.
  5. Родители солдата стали подозревать о том, что вещи пропадали не просто так, заподозрив невестку в воровстве.
  6. В село вернулся первый фронтовик, но для Насти это не стало праздником. Андрей до сих пор скрывался в зимовье, и она должна была молчать.
  7. Женщина забеременела от мужа. Это стало радостной и одновременно тревожной вестью. Ведь ее положение приведет к подозрениям в неверности.
  8. Солдат наблюдал за домом и встретился лицом к лицу с отцом, который его не узнал.
  9. К беглецу пришло осознание того, что он любит свою жену и благодарен ей за то, что она не отказалась от него.
  10. Отец заметил пропажу вещей из дома, стал подозревать и расспрашивать Настю. Но верная жена не выдала супруга, сказав, что обменяла ружье на часы.
  11. Окончание войны не принесло женщине той радости, о которой она мечтала. Но вселило надежду в то, что история должна подойти к концу.
  12. Беременность уже скрыть было нельзя. Однако Андрей был непреклонен: он не мог выдать себя. Настя оказалась на улице, так как свекровь ее выгнала, обвинив в неверности.
  13. В селе появились слухи, что ребенок Насти от местного мужчины. Жители стали преследовать беременную женщину, чтобы понять, к кому она ходит и кто отец.
  14. Настя отправилась к мужу, однако, не выдержав преследования, утопилась, ведь односельчане могли увидеть Андрея и выдать его.

Ради мужа женщина была готова рисковать своей жизнью.

Предательство Гуськова

Когда началась война, Андрея сразу же забрали. На протяжении долгого времени он воевал, но однажды его ранили и отправили в госпиталь. Находясь на лечении, он отправил Настёне письмо, в котором написал, что собирается приехать в отпуск. Тем не менее осенью женщина получила известие о том, что сразу после госпиталя её мужа снова отправят на фронт.

Пребывая в новосибирской больнице, Андрей был убеждён, что вскоре окажется дома. Когда он узнал, что после выписки придётся возвращаться на фронт, очень расстроился. Эта новость его огорошила.

В последний момент герой решил заехать домой, однако дорога заняла слишком много времени. Он принял решение пересидеть у немой женщины Татьяны. Спустя месяц, он от неё сбежал и, скрываясь, добрался до родной деревни.

Накануне Рождества в деревню приехал милиционер, он пытался найти пропавшего мужчину. Андрей и Настёна встретились в бане. Муж запретил жене рассказывать об их встрече. Он сказал, что убьёт её, если она нарушит обещание, так как ему уже нечего терять. Мужчина попросил супругу, чтобы она принесла ему ружьё с патронами. Нужно было сделать это так, чтобы никто ничего не заподозрил.

Мужчине пришлось прятаться в Андреевском нижнем зимовье. Чтобы его родители не раскрыли правду, Настя была вынуждена сочинять всякие отговорки о том, куда делись из дома вещи.

Трагический конец

Наконец, она увиделась с супругом. За это время у него высохло лицо, а глаза будто бы заострились. Девушка спросила, что теперь будет с ними. Мужчина ответил, что она должна родить. Он понимал, что ей придётся тяжело, но сказал, что нужно всё вытерпеть.

Спустя несколько дней, она вновь встретилась с мужем. Она пыталась ему объяснить, что они должны открыться, но Гуськов стоял на своём. Он боялся, что его расстреляют.

Когда свекровь увидела у Насти выросший живот, она её прогнала. Девушке оставалось лишь поселиться у своей приятельницы Надьки.

Она соврала ей, что забеременела от заезжавшего к ним в село мужика. Михеич чувствовал, что сын где-то рядом. Он просил девушку, чтобы она ему всё рассказала, но Настя сдержала данное мужу слово.

Живот стал настолько большим, что Настя уже была не в силах скрывать своё положение. По селу пошёл слух, что она ждёт малыша «от родного мужика». Девушку охватила паника. Она решила как можно скорее навестить любимого.

Когда она отплыла от берега, то заметила, что кто-то её преследует. Настёна тут же возвратилась обратно, но ошибочно причалила к кладбищу утопленников. В страхе она вернулась домой.

На следующий день девушка «совсем потерялась». Михеич сказал ей, что мужики что-то замышляют, и попросил предупредить об этом Андрея. Вечером в село приехал милиционер.

Дождавшись ночи, девушка поплыла к возлюбленному. Вдруг она услышала, как позади разговаривают догоняющие её односельчане. Тогда она встала и бросилась в реку.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Краткое содержание повести Валентина Распутина «Живи и помни»

В отечественной литературе Валентин Григорьевич Распутин заслужил славу одного из лучших представителей «деревенской прозы».

Наиболее яркой и эмоционально сильной стала повесть Распутина «Живи и помни», в которой он раскрыл проблематику нравственного выбора, долга, ответственности и любви.

Предлагаем ознакомиться с анализом произведения, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1974 год.История создания – Испытывая финансовую нужду, Распутин заключил договор на написание книги на тему стройки коммунизма. Однако в итоге сдал рукопись, центральным персонажем которой был дезертир. Повесть сразу завоевала большую популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами.

Тема – Центральная тема произведения – нравственный выбор каждого из героев. Также автором затронуты проблемы долга, ответственности, сострадания, любви.

Композиция – В основе композиция лежит антитеза – противопоставление двух человеческих начал – Андрея и его жены Настены. Композиция включает в себя эпилог (описание главных героев и их жизни), завязку (уход Андрея на фронт), развитие событий (госпитализация Андрея, его дезертирство), кульминация (самоубийство Настены), развязка (поиск Андрея в деревне).

  «Идиот» Фёдора Достоевского в кратком изложении

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

Краткое описание персонажей

В персонажах Распутина заключены судьбы десятков человек. Это образы всего народа. Миллионы женщин ждали мужей и были готовы на все, лишь бы спасти их, понимая, что многие обречены не вернуться домой.

Надежда боролась с отчаянием. Мужчины видели во снах свое возвращение. К сожалению, большинство приходили уже не теми любящими мужьями и отцами.

Война делала из простых и сильных людей зверей, заставляла идти их на страшные поступки.

Главные герои

Главными действующими лицами Валентин Григорьевич сделал простых людей – жену и мужа. В этих образах были представлены судьбы сотни советских людей.

  • Настена – ппростая русская женщина средних лет. Высокая и стройная, она готова была терпеть и идти напролом. На лице ее отражалась скорбь и боль.
  • Андрей – муж Насти. Стал дезертиром, вернулся домой уже не тем любящим мужчиной. Заставил жену скрывать факт его предательства.

Прочие персонажи

Сюжет строится и вокруг второстепенных персонажей. Это помогает понять суть многострадального народа. Настя была сиротой, но у ее мужа были родители.

Федор Михайлович – отец, добрый и открытый человек. Мать, Семеновна, — хорошая хозяйка, но женщина со сложным характером. Второстепенными героями также выступают знакомые семьи, жители села.

Среди них были простые, добродушные, но и хитрые люди.

Главные герои в экранизации повести

История создания

По признанию Валентина Григорьевича, повесть «Живи и помни» оказалась совершенно незапланированной: писатель не вынашивал долгие месяцы ее идею, не собирал по крупицам необходимый ему материал.

В 70-х годах, оказавшись в стесненном материальном положении, Распутин заключил договор на написание книги, посвященной стройке коммунизма. Однако в результате, вместо идеологического произведения, Распутиным была написана глубоко драматическая повесть «Живи и помни».

Читайте также:  Топ-7 стихов Есенина, которые легко учатся

С точки зрения выбора темы писатель иркутский писатель оказался новатором, поскольку главными героями его повести оказались дезертир и его супруга. Суть произведения заключена в смысле названия – живи, но помни о содеянном тобой.

Впервые повесть «Живи и помни» была опубликована в 1974 году в литературном журнале «Наш современник». До этого небольшие отрывки печатались в газетах. Спустя год повесть, благополучно пережившая литературную критику, вышла отдельной книгой, после чего неоднократно переиздавалась и была переведена на множество иностранных языков.

Повесть Распутина была удостоена литературными премиями еще при жизни писателя, она легла в основу театральных постановок и оперы, по ней снят художественный фильм.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Живи и помни»
  • для самых компанейских — Главные герои «Живи и помни»

Тема

В основе произведения лежит тема нравственного выбора человека во время суровых жизненных испытаний. В повести «Живи и помни» лакмусовой бумажкой, показывающей истинное лицо героев, становится война. Как известно, именно в экстремальных, суровых условиях человек способен снять все свои маски, проявить подлинные черты своего характера.

  Краткое содержание романа “Гроздья гнева” Стейнбека Д.

Война становится непреодолимым испытанием для Андрея Гуськова. На фронте он честно сражался за родину, не особо задумываясь о возможной смерти, был несколько раз ранен. Но уже на самом исходе войны, оказавшись в госпитале и узнав о преждевременном возвращении на линию огня, Гуськов сломался.

Оказавшись во власти собственного эгоизма и малодушия, он решается на дезертирство. Однако совершенное им предательство накладывает отпечаток на его душу, на всю его судьбу.

Вид родной деревни уже не радует Андрея, ведь он не может открыто показаться своей семье – он дезертир, предатель, отщепенец.

Жизнь, которой так дорожил герой, уже не мила ему: непрестанное нервное напряжение, душевные муки, невозможность расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Однако не Андрей и его внутренняя трагедия занимает писателя. Центральным в повести является образ Настены – его супруги. Молодая женщина сочетает в себе все лучшие черты: милосердие, доброту, беспокойство и ответственность за других людей, искреннюю веру в доброе начало.

Узнав о предательстве Андрея, она, все же, находит в себе силы пожалеть и помочь ему. Помимо воли Настена становится соучастницей страшного преступления, за которое по законам военного времени грозит расстрел. Ради мужа, которому она помогает скрываться в лесу, она вынуждена непрестанно лгать, хитрить, жить в постоянном страхе.

Пережив все ужасы войны, супруги понимают, что истинное счастье – это дом, семья, любовь. Однако им уготована совсем иная судьба. Настена верит, что Андрея простят, если он выйдет людям и добровольно покается.

Однако мужчина слишком слаб и труслив, чтобы совершить подобный поступок. Он находит бесчисленные оправдания собственному малодушию, не беспокоясь о том, что подставляет под удар, прежде всего, всю свою семью.

Весть о беременности Настены становится большим счастьем и, вместе с тем, серьезным испытанием для женщины. В деревне ее обвиняют в измене мужу, свекр выгоняет из дома, она вынуждена терпеть бесконечные унижения.

Не выдержав всех лишений, выпавших на ее долю, Настена принимает решение покончить жизнь самоубийством.

Весть о смерти жены и их не родившегося ребенком становится страшным ударом для Андрея, которому суждено нести этот крест до конца своих дней.

Автор подчеркивает основную мысль своего произведения – нет никаких оправданий безнравственным поступкам. Каждый может оступиться и сделать ошибку, но нужно находить в себе силы отвечать за свои проступки перед людьми, обществом, перед собственной совестью.

Живи, смотри и помни

  • «Живи и помни»
  • Режиссер — Александр Прошкин
  • В ролях: Дарья Мороз, Михаил Евланов, Анна Михалкова, Сергей Маковецкий, Евгения Глушенко
  • Историю о любви, войне и предательстве, рассказанную в повести Распутина, постановщик «Холодного лета 53-го» прочитал под увеличительным стеклом большого кино, укрупнив конфликт и сделав видимыми подвластные только литературе переживания и эмоции.

Деревенская красавица Настена (Дарье Мороз гарантирован приз «Кинотавра» за лучшую женскую роль), недолюбившая своего ушедшего на фронт молодого мужа, не ожидала повстречаться с ним таким образом — лесное чудище в мохнатом тулупе, с заиндевевшей бородой подстерегло ее однажды в бане и весьма грубо овладело ею. Неудивительно, что Настена поначалу приняла своего пригожего мужа Андрея за лешего. Решивший не возвращаться в свою часть после госпиталя, хоронящийся в сибирской чаще Андрей (Михаил Евланов) и вправду одичал и стал походить на лесного зверя. Это сходство в фильме настойчиво подчеркивается режиссером: за Андреем по пятам ходит красавица волчица, да и сам дезертир от безнадеги время от времени принимается выть на луну. И объедать веточки от бескормицы.

Впрочем, животные способны на предательство в гораздо меньшей степени, чем человек. То, что Андрей намного хуже животного, призвана показать сцена, в которой он забивает по-ребячьи наивно моргающего теленка.

Прошкин далек от того, чтобы пригвождать героя-дезертира к позорному столбу, он лишь демонстрирует обстоятельства, попав в которые человек может и расчеловечиться. Этого не происходит с забеременевшей «от лешего» Настеной, достойно несущей свой крест на виду всей деревни, для которой она — неверная подзаборная шалава, не дождавшаяся с фронта героя-мужа.

Всем ностальгирующим по «настоящему советскому кино» фильм Прошкина будет словно бальзам на душу.

Тут есть почти все, чего днем с огнем не встретишь в современном отечественном кино, — и обстоятельно проработанная среда, и крепкая драматургия, и убедительные характеры, и вкусные актерские работы (особо выделим Анну Михалкову и Сергея Маковецкого в ролях персонажей из самой гущи народной), и высокая изобразительная культура. И, само собой, качественная литературная основа, поднимающая извечные моральные проблемы вины, выбора, самопожертвования.

В картине Прошкина есть и замечательные кадры русской деревни, кстати, в нынешнем своем виде не слишком отличающейся от деревни послевоенной. Об этом и впрямь нелишне напомнить и гламурной Москве, и неустанно воспевающим ее кинематографистам.

  1. ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
  2. Александр ПРОШКИН: «Нормальное человеческое кино снять сейчас очень сложно»
  3. Режиссер ответил на вопросы кинообозревателя «КП»

— Почему вы согласились снять фильм по повести Распутина? У вас настолько широкие литературные вкусы — от Распутина до «Доктора Живаго», которого вы экранизировали?

— Проза Распутина — это настоящая русская литература, где нет ни одного слова неправды. Я с радостью взялся за предложение продюсеров экранизировать «Живи и помни» — сейчас ведь очень сложно сделать нормальное человеческое кино. Не дают денег на человеческое — только на страшилки из жизни ментов или «новых русских».

Но самым главным побудительным мотивом для меня было желание выразить ощущение обреченности, пронзившее меня в поездках по российским деревням. То, что за 70 лет не добила Советская власть, сейчас окончательно уничтожается — при тотальном равнодушии нашего общества. Все знают, что деревни уже нет, и всем наплевать.

А у меня от этого страшные ощущения! Сельского хозяйства нет, поля заросли, помощи людям ждать просто неоткуда.

— Когда я смотрел картину, у меня было ощущение, что нынешняя российская деревня не слишком отличается от той, что вы показали.

— Сейчас она в худшем состоянии, чем в военные годы! Тогда она не была разрушена. Мы ведь не показываем в картине разваленные деревянные церкви, порушенные вековые дома, которых полно в тех местах, где мы снимали.

— В картине чувствуются интонации другой распутинской вещи — «Прощание с Матерой». С другой стороны, она написана уже лет 30 назад. И мы все прощаемся с русской деревней, а она все же еще как-то теплится.

— Скоро простимся окончательно, и что с нами будет тогда — непонятно. Крестьянство ведь — генетическая основа нации. Это сейчас у нас все «графьями» стали, но на деле у большинства русских людей корни именно деревенские.

— Вы снимали не в распутинских местах, не на Ангаре, а под Нижним Новгородом. Почему?

— Ангары как таковой тоже уже нет. Там сейчас каскад электростанций. Но даже если бы можно было там снимать, мы с нашим бюджетом не могли бы этого себе позволить. Туда ведь не доберешься!

— Если вашу картину назовут «отличным советским фильмом», для вас это будет оскорбление или комплимент?

— В ней ничего советского нет. Если ее назовут «феминистской», это будет странно, но объяснимо: весь груз на плечах несут женщины, а мужики только и могут, что стенка на стенку. Или на войне полечь. Это типичная русская история.

— Когда я говорю «советский фильм», то имею в виду прежде всего качество, утерянное «новым русским» кино. И потом, оно ведь практически не выходит за границы Москвы, как будто бы нет огромной страны.

— Я никогда не снимал в Москве. Во-первых, потому что снимаю исторические картины, а дух эпохи в Москве почти не сохранился. Во-вторых, я ее не чувствую, поскольку сам питерец. Даже «Николая Вавилова», чье действие происходит в Москве, я частично в Питере снимал.

— Я очень вам благодарен за то, что смерть теленка вы показали сугубо кинематографическими средствами, а не так, как это принято сейчас в «авторском кино», не гнушающемся убивать ни в чем не повинных животных. Но эта сцена, несомненно, вызовет вопросы у зрителей.

— У нас есть в конце титр о том, что ни одно животное не пострадало. Никакое искусство не стоит крови.

Читайте также:  Аргументы: Цели и средства в романе «Преступление и наказание»

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Александр Прошкин. Родился 25 марта 1940 года в Ленинграде. Окончил актерский факультет ЛГИТМиКа и Высшие режиссерские курсы.

Много работал на ТВ, где снял такие замечательные фильмы, как «Опасный возраст» с Алисой Фрейндлих и Юозасом Будрайтисом и сериал «Михайло Ломоносов».

Постановщик картин «Холодное лето 53-го…», «Николай Вавилов», «Русский бунт», «Доктор Живаго». Лауреат Государственной премии СССР.

  • КСТАТИ
  • Что еще покажут на фестивале
  • «Живи и помни» откроет не только фестиваль, но и конкурсную программу главного российского кинофестиваля. Среди лент, снятых начинающими кинематографистами, — участвовавшая в каннском «Двухнедельнике режиссеров» криминальная драма «Шультес» («КП» о ней подробно писала), лирическая комедия от под названием «Плюс один», масштабная ненаучно-фантастическая притча «Новая земля» с участием Константина Лавроненко…
  • Из картин известных режиссеров за главный приз «Кинотавра» поборются фаворитка многих западных фестивалей Гука Омарова со снятой в Казахстане картиной «Баксы» (по сценарию, написанному совместно с Сергеем Бодровым), знаменитый документалист Виталий Манский с фильмом под интригующим названием «Девственность», Алексей Учитель с военной драмой «Пленный» и Кирилл Серебренников с современной притчей «Юрьев день».
  • Жюри в этом году возглавляет маститый режиссер Павел Чухрай.

  Эсхил “Орестея” – краткое содержание

  1. Стас Тыркин ждет ваших откликов на нашем сайте.
  2. xHTML-код
  3. Живи и помни.Монтаж: Алексей ЕПИФАНОВ Читайте: Живи, смотри и помни

Композиция

Проводя в повести «Живи и помни анализ произведения, необходимо отметить его композиционную структуру, основанную на антитезе. Особенно ярко противопоставлены в повести характеры главных героев: слабого, трусливого и безвольного Андрея и его супруги Настены, женщины безгранично доброй, отзывчивой, совестливой.

Композиция произведения включает в себя:

  • эпилог – знакомство с главными героями и особенностями их быта в глухой сибирской деревушке;
  • завязка – уход Андрея на фронт;
  • развитие событий – тяжелое ранение Андрея, известие о его преждевременном возвращении на фронт, решение героя самовольно вернуться в родную деревню;
  • кульминация – самоубийство Настены, не выдержавшей душевных мук, связанных с предательством Андрея;
  • развязка – известие о дезертирстве Андрея, его поиск в деревне.

Тайные встречи

Настёну не отпускала мысль о возвращении мужа. Встретившись с ним, она стала тайком носить ему еду, передавать вещи, лгать и изворачиваться перед его родными и односельчанами, чтобы ничего не заподозрили, потому что деревня была маленькая — все у всех на виду.

При встречах они вели долгие разговоры. Андрей понимал, что обречён скрываться всю оставшуюся жизнь, ведь такое преступление никому не прощают. Ему нужно было уходить в другие места, чтобы не обнаружить себя, однако он все оттягивал момент расставания с Настей.Когда она поняла, что беременна, её охватил ужас.

С одной стороны, ребёнок был долгожданным и желанным, а с другой — она не могла признаться, что отец ребёнка — Андрей. В любом случае она находилась в безвыходном положении, ведь родить без мужа — большой позор, скрыть который в деревне никак было нельзя. Муж стал упрашивать Настю оставить ребёнка.

Она видела в этом лишь эгоистичное чувство, ведь он не думал о том, что на неё будут показывать пальцем.

Живи и помни Распутин В.Г

Зима на сорок пятый, послед­ний воен­ный год в этих краях про­сто­яла сирот­ской, но кре­щен­ские морозы свое взяли, отсту­чали, как им пола­га­ется, за сорок.

Про­ка­лив­шись за неделю, отстал с дере­вьев кур­жак, и лес совсем померт­вел, снег по земле заскрип и покро­шился, в жест­ком и лом­ком воз­духе по утрам было трудно про­дох­нуть.

Потом снова отпу­стило, после этого отпу­стило еще раз, и на откры­тых местах рано затвер­дел наст.

В морозы в бане Гусь­ко­вых, сто­я­щей на ниж­нем ого­роде у Ангары, поближе к воде, слу­чи­лась про­пажа: исчез хоро­ший, ста­рой работы, плот­ниц­кий топор Михе­ича.

Сроду, когда надо было что-то убрать от чужих глаз, тол­кали под не при­ши­тую поло­вицу сбоку от каменки, и ста­рик Гусь­ков, кро­шив­ший нака­нуне табак, хорошо пом­нил, что он сунул топор туда же. На дру­гой день хва­тился нет топора. Обыс­кал все – нет, поми­най как звали.

Зато, обла­зив вдоль и попе­рек баню, обна­ру­жил Михеич, что топор – не един­ствен­ная его потеря: кто-то, хозяй­ни­чав­ший здесь, при­хва­тил заодно с полки доб­рую поло­вину листо­вого табаку-само­саду и поза­рился в пред­бан­нике на ста­рые охот­ни­чьи лыжи.

Тогда-то и понял ста­рик Гусь­ков, что вор был даль­ний и топора ему больше не видать, потому что свои, дере­вен­ские, лыжи не взяли бы.

Настена узнала о про­паже вече­ром, после работы. Михеич за день не успо­ко­ился: где теперь, в войну, возь­мешь такой топор? Ника­кого не возь­мешь, а этот был словно игру­шечка – лег­кий, брит­кий, как раз под руку.

Настена слу­шала, как разо­ря­ется све­кор, и устало думала: чего уж так уби­ваться по какой-то желе­зяке, если давно все идет вверх тор­маш­ками.

И лишь в постели, когда перед забы­тьем легонько заны­вает в покое тело, вдруг екнуло у Настены сердце: кому чужому при­дет в голову загля­ды­вать под поло­вицу? Она чуть не задох­ну­лась от этой неча­янно под­вер­нув­шейся мысли, сон сразу про­пал, и Настена долго лежала в тем­ноте с откры­тыми гла­зами, боясь поше­вель­нуться, чтобы не выдать кому-то свою страш­ную догадку, то отго­няя ее от себя, то снова под­би­рая ближе ее тон­кие, обры­ва­ю­щи­еся концы.

В эту ночь Настена не выспа­лась, а утром чуть свет решила сама загля­нуть в баню. Она не пошла по телят­нику, где в снегу была вытоп­тана дорожка, а по общему заулку спу­сти­лась к Ангаре и повер­нула вправо, откуда над высо­ким яром вид­не­лась за городь­бой крыша бани.

Постояв внизу, Настена осто­рожно под­ня­лась по обле­де­не­лым сту­пень­кам вверх, пере­лезла, чтобы не скрип­нуть калит­кой, через заплот, потоп­та­лась возле бани, боясь войти сразу, и лишь тогда тихонько потя­нула на себя низень­кую дверку. Но дверка при­стыла, и Настене при­шлось дер­гать ее изо всех сил. Нет, зна­чит, никого тут нет, да и не может быть.

В бане было темно, малень­кое око­шечко, выхо­дя­щее на Ангару, на запад, только-только начи­нало зани­маться блек­лым полу­мерт­вым све­том.

Настена села на лавку у око­шечка и чутко, по-зве­ри­ному стала вню­хи­ваться в бан­ный воз­дух, пыта­ясь найти новые и непри­выч­ные, зна­ко­мые когда-то давно запахи, но ничего, кроме рез­кого и горь­ко­ва­того духа под­мерз­шей прели, отыс­кать не смогла. «Выду­мала, дура, чего-то», – упрек­нула она себя и под­ня­лась, не пони­мая тол­ком, зачем она сюда при­хо­дила и что тут хотела найти.

Днем Настена возила с гумна солому на кол­хоз­ный двор и вся­кий раз, спус­ка­ясь с горы, как заво­ро­жен­ная посмат­ри­вала на баню. Одер­ги­вала себя, зли­лась, но пяли­лась на тем­ное и угло­ва­тое пятно бани снова и снова.

Солому при­хо­ди­лось выко­лу­пы­вать из-под снега желез­ными вилами, набра­сы­вая на сани по жвачке, и за три ездки тер­пе­ли­вая к любой работе Настена ума­я­лась так, что хоть веди под руки. Ска­за­лась, видно, к тому же бес­сон­ная ночь. Вече­ром, едва поев, Настена упала в постель как уби­тая.

То ли ей что ночью при­сни­лось, да она заспала и забыла, то ли на све­жую голову пало само, но только, проснув­шись, она уже точно знала, что делать дальше. Выбрала в амбаре самую боль­шую ков­ригу хлеба, завер­нула ее в чистую хол­стину и тай­ком отнесла в баню, оста­вив хлеб на лавке в перед­нем углу.

Поси­дела еще, поду­мала, раз­мыш­ляя, в своем она уме или нет, и ушла, при­тво­рив за собой дверку с тай­ным, закли­на­ю­щим вздохом.

Два утра после этого про­ве­ряла Настена – ков­ригу никто не тро­нул. Тогда она обме­няла ее на дру­гую, све­жей выпечки, и поло­жила туда же, на вид­ное место.

Она уже ни на что не наде­я­лась, но какая-то неспо­кой­ная, упря­мая жуть в сердце застав­ляла ее искать про­дол­же­ния исто­рии с топо­ром.

Не мог чужой дога­даться, что под пла­хой тай­ник, – вот она, плаха, намертво лежит рядом с дру­гими, не шевель­нется, не дрог­нет, хоть пляши на ней. Или кто под­гля­дел? Хлеб, хлеб дол­жен ука­зать, кто это был, про­тив хлеба усто­ять трудно.

Еще через два дня ков­рига исчезла! Не найдя ее на месте, Настена испу­га­лась. Бес­сильно, со сто­ном опу­сти­лась она на лавку и пока­чала голо­вой: нет, не может быть.

Не может этого быть! Наверно, зашел све­кор или све­кровь, уви­дели тут ков­ригу и при­брали домой. Вот и все объ­яс­не­ние. Настена кину­лась на колени – на полу валя­лись хлеб­ные крошки. Нет, не све­кор и не све­кровь, кто-то дру­гой.

В каменке, в холод­ной золе, Настена раз­во­ро­шила окурок.

С этого часа она словно бы выгля­ды­вала из себя: что же будет дальше? Справ­ляла домаш­нюю работу, ходила на работу кол­хоз­ную, оста­ва­ясь на людях такой же, какой была все­гда, а сама все время ози­ра­лась, пуга­ясь каж­дого сто­рон­него звука.

Но ждать, когда не зна­ешь как сле­дует, чего ждешь, было больше нев­мо­готу, и на суб­боту Настена зате­яла баню.

Семе­новна отго­ва­ри­вала, ссы­ла­ясь на морозы, но Настена насто­яла на своем: она сама натас­кает воды, сама про­то­пит, им оста­нется только помыться.

Она могла бы спро­во­рить баню быстро, дело нехит­рое, но нарочно не стала торо­питься. Нако­лола попо­лам с сос­но­выми негар­ких бере­зо­вых дров, позже обыч­ного рас­то­пила каменку. День был холод­ный – морозы только еще начи­нали сда­вать, – но спо­кой­ный и ясный.

Под­ни­ма­ясь от Ангары с водой, Настена невольно вся­кий раз посмат­ри­вала на дым из трубы: его чер­ный от березы, пря­мой столб ухо­дил без ветра высоко и был виден изда­лека.

Она нагрела пол­ный, сверх надоб­но­сти, чан воды, помыла пол и полок, при­крыла трубу и уже в сумер­ках пошла звать ста­ри­ков, не забыв ска­зать им, чтобы они при­хва­тили с собой керо­сину для лампы.

Ссылка на основную публикацию