Характеристика Катерины в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

Впервые пьесу Александра Николаевича Островского увидел мир второй половины 19 века. В это время все повсюду обсуждали предстоящие изменения. Современники писателя увидели в «Грозе» призыв к свободе и нововведениям.

«Гроза» считается вершиной творчества Островского и одним из самых выдающихся произведений отечественной драматургии. Автор рассуждает над проблемами взаимоотношений двух совершенно разных поколений. Также подняты вопросы семьи, брака, покаяния. Ключевая фигура пьесы – Катерина Кабанова.

Краткая характеристика

Катерина – молоденькая девушка, которая до замужества жила тихо и спокойно. Она с удовольствием посещала церковь, видела яркие сны, помогала матери. Однако после свадьбы с Тихоном Кабановым увядает на глазах, становясь жертвой действий свекрови. Пытаясь выбраться из «темного царства», девушка начинает тайно встречаться с незнакомым мужчиной.

Подробный образ и характеристика Катерины из пьесы «Гроза»

Характеристика Катерины в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

Место героини среди других персонажей

Екатерина занимает первенствующее место в пьесе. Именно ее мысли, чувства, переживания показываются наиболее развернуто.

Она зависит и финансово, и морально от мужа и свекрови, так как живет в патриархальном обществе. Кабаниха постоянно упрекает и критикует девушку из-за своего деспотичного характера, а Тихон ничего поперек матери не может сказать или сделать.

История жизни Екатерины

История жизни героини привычна для того времени. Девушку в юном возрасте выдают замуж, потому как другого выхода не было. Супруга Катерина не любит, а просто жалеет. Неожиданно для самой себя она начинает испытывать теплые и нежные чувства к Борису, молодому и образованному человеку, племяннику влиятельного в городе человека. Эта влюбленность становится роковой для Катерины.

Характеристика Катерины в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

Жизнь и детство в родительском доме

Еще с раннего детства Екатерина была укутана любовью, лаской, заботой, теплом. Росла девочка в доме зажиточного купца. Мать жалела дочку и не нагружала сильно работой и домашними делами, именно по этой причине девушка «жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле». Одевала мама дочку, словно куклу.

В детстве Катерина полюбила всей душой церковь. Но часто в течение службы мысли девушки витали далеко-далеко в небесах.

Родители воспитали в Катерине чистоту и искренность души, а также неумение врать.

Отношения в семье

Катя хоть и замужем за Тихоном, но хозяйкой дома по праву считается Марфа Игнатьевна.

Тихая Катерина не вмешивается в семейные и домашние дела, несмотря на это, она пугает Кабаниху. Девушка не чтит устаревшие традиции и обычаи. Поэтому не стала выть, провожая мужа в дорогу.

Отношение Кабанихи к Кате

Кабаниха невесту не просто недолюбливает, а презирает и не уважает. Женщина изо дня в день критикует и буквально морально нападает на девушку. При том Катерина не вступает в открытые споры и конфликты. Отказ Кати от правил и порядков Кабанихи приводит к образованию семейного раздора.

Марфа Игнатьевна управляет не только своей жизнью, но и судьбами домочадцев.

Муж и отношения с ним

Тихон говорит Катерине о своей любви, прощает и жалеет жену. Только он подчиняется словам своей матери и не может возражать ей. Чаще всего поступки героя совершены под влиянием Кабанихи.

Смерть Катерины

Катерина ощущает страх перед самой собой, перед богом. И страх этот напрямую связан с ее грешной любовью. Девушка признается мужу в измене всенародно, во всеуслышание. Не имея ни малейшей надежды на понимание, поддержу, прощение, она сбрасывается в реку.

Катерина часто представляла себя волной птицей, и последние мгновения жизни дали ей возможность испытать ощущение свободного полета.

Внешность героини

Характеристика Катерины в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

Четкого описания Катерины Кабановы в «Грозе» нет. О внешности героини можно судить из уст других героев произведения. Они считают ее прелестной, красивой, восхитительной. Упоминается, что Катерина находится в расцвете сил.

До замужества девушка буквально светилась изнутри, но даже после свадьбы осталась недурна собой. Только жизнерадостность сменилась на уныние и тоску.

Черты характера Катерины

Характеристика Катерины в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

Девушка выделяется на фоне остальных участников пьесы. Катерину можно назвать сильным и стойким человеком. Но также впечатлительная, мечтательная и задумчивая сторона характера переплетается со свободолюбивой и решительной.

Даже живя в доме и подвергаясь тиранией Кабанихи, Катерина смогла сохранить твердость и чистоту. Она отказывалась подчиняться правилам Марфы Игнатьевны.

Девушка пытается отыскать личное счастье, но заводит себя в тупик, находясь под воздействием религиозной нравственности и появившегося чувства.

Стремление к свободе

На долю героини выпала несчастная судьба. Душа Катерины рвется к небесам, к свободному полету в чистом небе, к духовному раскрепощению. Неспроста в «Грозе» периодические упоминается птица – символ свободы.

  Катерина сравнивают свою жизнь до замужества с вольной птицей. «Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица».

Только эта птичка попала в клетку, а именно в дом Кабановых.

Религиозность

Девушка с раннего детства посещала церковь. Она помнит о прощении и милосердии, но воспринимает Бога страшным судьей, воля которого – карать и запрещать.

История любви Катерины и Бориса

Молодые люди влюбляются друг в друга, но боятся признаться в этом. Они не могут никак встретиться наедине, ведь Катерина несвободна. Они видятся лишь на бульваре и в церкви. Отъезд мужа девушки побудил героев тайно встречаться по ночам («И все-то десять ночей я гуляла»). На свиданиях они признаются друг другу в любви. Последняя встреча состоялась в лесу, незадолго до смерти Катерины.

Внутренний конфликт Катерины в пьесе «Гроза»

О внутреннем конфликте героини можно говорить как о трагическом. В ней борются стереотипы патриархального сознания с требованиями живой натуры.

Цитатная характеристика

Рассмотрим речевую характеристику Катерины.

В сложные моменты девушка сетует:

«кабы я маленькая умерла, лучше бы было… летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».

Душа Катерины увядает в «темном царстве»:

«Я у вас завяла совсем».

Девушка свободолюбива:

«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!»

Катерине не хватает простых добрых слов и обычной человеческой поддержки:

«Точно я стою над пропастью, а удержаться мне не за что.»

Сочинения

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры

Драма «Гроза» известного писателя Островского повествует о непростом существовании молодой девушки в мире злых, жадных и необразованных людей «темного царства». Катерина Кабанова – луч света в нем.

Героиня жила и воспитывалась свободно: «как птичка на воле». К сожалению, она не по своему желанию вышла замуж за Тихона Кабанова и живет с его матерью. Мужчина не имеет личной точки зрения, своего мнения, подвластен свой маме – Кабановой Марфой Игнатьевной.

Девушка чувствует себя в гармонии сама с собой. Катерина не подвластна злобам, обидам, ненависти. Для нее есть добро, любовь, свобода. При этом героиня не сломалась под гнет Кабанихи, а это говорит о силе ее характера.

Но душевная трагедия повлекла за собой смерть. Катерина просто бы не выжила в этом ужасном царстве. Я считаю, у нее просто не было другого выхода. Героиня «Грозы» была бы слишком светлым человеком для мира, где правит Кабаниха и ей подобные.

Образ Екатерины из пьесы «Гроза»

Русская литература предоставляет множество примеров удивительных женщин: Татьяна Ларина, княжна Мери, Ольга Ильинская. Островский создал свой образ – Катерину Кабанову в пьесе «Гроза».

Любовь и забота в детстве, приверженность к церкви воспитали в юной девушке стремление к свободе, чистоту разума и искренность. Вера девушки в Бога не имеет границ, но в согласии с религиозными правилами и со своей душой она не живет. Вся жизнь Катерины – один сплошные противоречия.

Она изменяет мужу, ища счастье в другом незнакомом человеке. Хотя эта любовь больше от безысходности. Не умея врать, Катя признается и мужу, и Кабанихе, и всему народу о своем поступке.  «Так не лучше ли и правда в могилу?», — думает девушка. Она не может больше бороться сама с собой, со своей верой, с этим «темным царством» и погибает.

Критика об образе героини

Наиболее известны две точки зрения.

Так, известный российский критик Добролюбов относился к Екатерине, как к «лучику света в темном царстве». Характер оценивал «по преимуществу созидающим, любящим, идеальным». А сила характера заключалась «в силе и гармонии». Он сравнивает девушку с полноводной речкой.

Писарев в своей работе «Мотивы русской драмы» с Добролюбовым не согласился. Он отметил, что мысли и поступки Катерины полны противоречий. Девушка запутала свою жизнь и посчитала лучшим решением «самый простой и глупый способ — самоубийством».

Личное отношение к персонажу разных читателей

С «Грозой» Островского знакомятся подростки еще в школы. И все помнят, что Катерина – «луч света» и сильный русский характер, если судить по школьной программе. Решила уже в более зрелом возрасте перечитать пьесу без оглядки на критиков.

Тот самый «луч света в темном царстве» постоянно безвольно соглашается со всеми и жалуется на жизнь. Только героиня считает, что во всем виновен кто угодно, но не она («Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел»). Непонятно, чем она занимается.

Есть лишь постоянные разговоры про мечты, грех и молитвы, но ни единой попытки изменить хоть что-то. Одно темное царство без единого лучика. На примере Катерины Островский показывает всю тяжесть и горечь лжи. Ради искренней любви героине приходится обманывать своего мужа и подвергать свою душу насилию.

Изнуренная этим, девушка губит не только свою жизнь, но и жизнь супруга. Основная мысль произведения, на мой взгляд, заключается в отстаивании своих интересов. Нужно стремиться к знаниям, духовной свободе, красоте. В противном случае все лучшие духовные порывы будут истреблены ханжескими устаревшими порядками.

А вам нравится образ Екатерины Кабановой? Правильно ли она поступала? Поставьте ей лайк или дизлайк на основе своего отношения!

Образ и характеристика Катерины в пьесе "Гроза": описание характера, жизнь и смерть Катерины Кабановой

Главная страницапьеса Гроза

Характеристика Катерины в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)
Катерина.
Художник С. В. Герасимов

Катерина Кабанова является главной героиней драмы “Гроза” А. Н. Островского. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, жизни и смерти героини в цитатах.
Смотрите: 
– Краткое содержание пьесы “Гроза”
– Все материалы по пьесе “Гроза”
Катерина Кабанова является молодой женщиной, открытой и свободолюбивой по характеру. Родители воспитали ее в любви и свободе, так что девочка жила счастливо и не знала печали.

Выйдя замуж за Тихона Кабанова не по любви, Катерина становится очень несчастна. Свекровь Катерины, злая старуха Кабаниха, обижает безответную Катерину. Ее муж Тихон не только не заступается за нее, но и сам нередко обижает ее.

Однажды Катерина влюбляется в молодого мужчину Бориса, племянника купца Дикого. Катерина тайно встречается с ним, пока муж находится в другом городе. Будучи не в силах врать мужу, Катерина рассказывает ему правду об измене.
Тем временем Борис уезжает из города, так как этого требует от нег его дядька Дикой. Борис отказывается взять Катерину с собой, так как боится разозлить дядьку Дикого. Не выдержав страданий, бедная Катерина бросается в Волгу и погибает.

Читайте также:  Стихи про медицину, медиков: красивые стихотворения про врача, доктора известных поэтов

Образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского, описание в цитатах

Полное имя героини — Катерина Петровна Кабанова:
“Так это молодая Кабанова, что ль?..” (действие 3 сцена 2 явление 2)“Это вы, Катерина Петровна?..” (действие 3 сцена 2 явление 3)Катерина Кабанова является красивой молодой женщиной:
“…Что, красавицы? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет…

” (барыня — Катерине, действие 1 явление VIII)“…с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь!..” (Кабанов о своей жене Катерине, действие 2 явление IV) “…видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота!..” (барыня о Катерине, действие 4 явление VI)Катерина — искренняя, открытая женщина, по ее собственным словам.

Она не умеет обманывать и притворяться:
“Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю…” (Катерина о себе, действие 1 явление V)“Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу…” (Катерина о себе, действие 2 явление II)

Катерина является мечтательницей.

Например, ей иногда кажется, что она является птицей и может летать:

“…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…” (действие 1 явление VII)“И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…” (действие 1 явление VII) Окружающие люди считают Катерину странной, “мудреной” и “чудной” женщиной:
“Ты какая-то мудреная, Бог с тобой!..” (Варвара о Катерине, действие 2 явление II)“Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что…” (Варвара о Катерине, действие 4 явление III)

Катерина называет себя горячей, эмоциональной натурой:

“Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!..” (действие 2 явление II)Она выросла в атмосфере любви и свободы, мать ее очень любила:
“Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю…” (Катерина о себе, действие 1 явление VII)

Она является свободолюбивой личностью:

Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова.”  Варвара. Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена. Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” (действие 2 явление II)
Катерина несчастлива в браке со своим мужем Тихоном Кабановым. Девушка не любит мужа, а лишь жалеет его, по мнению Варвары (сестры Тихона):
Варвара. А ведь ты, Катя, Тихона не любишь. Катерина. Нет, как не любить! Мне жалко его очень. Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь одного человека.” (действие 2 явление II)У Катерины и ее мужа Тихона нет детей, и для Катерины это настоящее горе:
“Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это…” (действие 2 явление VIII)Катерина и Тихон живут вместе со злобной матерью Тихона — Кабанихой. Катерина терпит незаслуженные обиды (“напраслину”) со стороны свекрови и не может дать ей отпор:
Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.Катерина. Напраслину то терпеть кому ж приятно!” (действие 1 явление V)Несмотря на все обиды, Катерина почитает свою свекровь, как родную мать:
“Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…” (Катерина о свекрови, действие 1 явление V) 

Муж Катерины, Тихон, говорит, что любит ее, но при этом обижает ее, чаще всего по указанию своей злой матери Кабанихи:

“Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену…” (Варвара о Тихоне, действие 1 явление VI)“А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала…” (действие 5 явление I)
Катерина рано вышла замуж и не успела “погулять в девках”, по мнению Варвары:
“Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще…” (действие 2 явление II)До замужества Катерина была резвой и веселой девушкой и ни о чем не тужила, а замужем она совсем завяла, по ее собственным словам:“Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем… Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле…  Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много…  Таково хорошо было!..” (действие 1 явление VII)До замужества ей снились яркие сны, а после замужества ее сны стали редкими и безрадостными:
“А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то…” (действие 1 явление VII)

Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис, племянник местного купца Дикого. Катерина влюбляется в Бориса, но считает эту любовь грехом, который ей никогда не замолить: 

“Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем…” (Катерина о своей измене мужу, действие 3 явление III)“Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?..” (действие 1 явление VII)Катерина и Борис встречаются несколько раз на тайных свиданиях, пока Тихон находится в другом городе. Пылкая, горячая Катерина признается Борису, что любит его всем сердцем и готова идти за ним на край света:“Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы…”

По словам Бориса, у Катерины ангельская улыбка, когда она молится в церкви:

А то в церкви вижу, на бульваре встречаемся. Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится…” (Борис о Катерине, действие 3 сцена 2 явление 2)

Катерина оказывается неспособна жить во лжи, поэтому она признается мужу и свекрови в своей измене:

Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…” (действие 4 явление VI) “И все то десять ночей я гуляла…  С Борисом Григорьичем.” (Катерина о себе, действие 4 явление VI)

При этом Катерина думает не только о себе и своих проблемах, но и о своем возлюбленном Борисе. Девушка чувствует за собой вину за то, что она “ввела Бориса в беду”. Катерина даже просит прощения у Бориса, хотя сама она пострадала от этого скандала куда больше, чем Борис:

“За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор! Да! Себе бесчестье – ему вечный покор.” (действие 5 явление II) “Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.” (действие 5 явление III) 

Катерина считает, что Борис — ее единственная возможность обрести счастье, увидеть какую-то радость в ее несчастной жизни:

“Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую нибудь я и видела… Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила.” (действие 5 явление II)

Тем временем Борис под давлением дядьки Дикого собирается срочно уехать из города. В их прощальную встречу несчастная Катерина просит его взять ее с собой, но Борис отказывается, так как он слишком боится своего дядьку Дикого, который может лишить его наследства за непослушание:

Катерина. Куда едешь? Борис. Далеко, Катя, в Сибирь. Катерина. Возьми меня с собой отсюда! Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом то тем проститься, где мы с тобой виделись.” (действие 5 явление III)

Оставшись без любимого и его поддержки, убитая горем Катерина совершает страшный поступок  — бросается в Волгу и погибает:

“Женщина в воду бросилась!” (действие 5 явление V) 

“Главным действующим лицом драмы является молодая женщина Катерина, образ которой принадлежит к лучшим созданиям творчества вашего драматурга. Из простодушного рассказа самой Катерины мы узнаем, что детство свое она провела на полной свободе, будучи любимым ребенком в семье и не чувствуя над собою никакого гнета.
Вся обстановка родительского дома, где строго соблюдались церковные обряды, развила в Катерине религиозность: она любила молиться и чувствовала себя в храме, как в раю; но вместе с религиозностью в ней развита была и мечтательность… Горячность и энергия, которыми отличалась Катерина в детстве, сохранились в ней и тогда, когда она, выйдя замуж за Тихона, попала в новую, суровую семью.
Правда, в силу своей любящей, чуждой разрушительных стремлений натуры, Катерина готова жить мирно, с терпением переносить обиды от жестокой свекрови, но до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уже ни на что не посмотрит.
…Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману… . она …, испуганная словами сумасшедшей барыни, раскатами грома и картиной геенны огненной и убежденная, что все это угрозы наказания за нарушение ею супружеской верности, при свекрови и при всем народе бросается к мужу и сознается в своем проступке. Самая основная и глубокая сторона ее внутренних мучений — это греховность ее любви, строгая религиозность ее натуры. Последним определяющим мотивом ее смерти … служит ее внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства…”

Читайте также:  Образ Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети» (И. С. Тургенев)

(С. З. Бураковский, книга “А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся”, 1904 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, жизни и смерти Катерины Кабановой в цитатах из драмы.

Смотрите: Все материалы по пьесе “Гроза”

Катерина — образ и характеристика героини драмы А. Н. Островского «Гроза»

Александр Николаевич Островский всё своё творчество посвятил исследованию мира русского купечества. Он сказал о нём так много и так исчерпывающе, что после него уже никто ничего нового сказать не смог.

Но патриархальное устройство этого мира показано им как «тёмное царство», в котором царят произвол, слепое повиновение, страх одних перед другими.

Характеристика образа Катерины помогает понять страшный семейный деспотизм, господствовавший в быту части купечества того времени.

«Мысль семейная»

В литературе XIX в. много произведений, в которых прослеживается эта тема. Можно вспомнить семью Лариных из пушкинского «Евгения Онегина», в которой царили мир, согласие и взаимопонимание. В этой патриархальной семье «хранили… привычки милой старины», а детей воспитывали в наивной вере в предания, предсказанья, но в то же время приобщали к чтению французских романов.

Или семья Гринёвых из повести А. Пушкина «Капитанская дочка», в которой также царили согласие, любовь и уют. Именно в семье Петруша Гринёв получил основные нравственные уроки о чести, справедливости, чувстве морального долга перед Отечеством. «Береги платье снову, а честь смолоду», — учил его отец.

Совсем другая атмосфера в семье Кабановых, куда попадает Катерина после замужества. Это также патриархальная семья, но нет в ней ничего похожего на то, что видели читатели в семьях Лариных или Гринёвых. Почему так отличалась семейная атмосфера в различных произведениях той же эпохи?

Сначала о том, что означает выражение «патриархальная семья».

Патриархальная семья

В патриархальной семье главой является отец. Понятие «патриархат» в переводе с греческого означает «власть отца» (от πατήρ — «отец»).

Древняя Греция и Древний Рим были патриархальными. Аристотель, например, считал женщин интеллектуально и физически менее полноценными, чем мужчины, и утверждал, что женщины должны находиться в собственности мужчин, рожать детей и служить мужчинам в доме. Это, по его мнению, естественно.

Совсем не так было в Древнем Египте. Там женщины не только самостоятельно могли заниматься торговлей, но также имели право участвовать в местном суде, продавать и покупать недвижимость, получать ссуды, заверять юридические документы.

В России распространилось греческое понимание роли женщины в семье в связи с завоеваниями Александра Македонского, бывшего учеником Аристотеля.

Характеристика Катерины

Катерина — главная героиня драмы А. Островского. Полное её имя — Катерина Петровна Кабанова, она жена Тихона Кабанова. Это молодая красивая женщина с открытым свободолюбивым характером. Она из мещанской семьи.

Воспитание

Детство Катерины было вполне безоблачным: в родном доме её любили и берегли, не ограничивали свободу.

О детстве и юности Катерина сама рассказывает в своих монологах, которые по настроению и напевности сходны с русскими народными песнями.

Они наполнены радостью бытия и любовью окружающих: «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю…» В родительском доме она чувствовала себя вольной птичкой.

Вся юность Катерины полна светом и радостными переживаниями. В её вере переплелись языческие и христианские мотивы, которые в душе девушки соединились в одно яркое ощущение счастья. Она радуется, находясь в храме, в саду, где кланяется солнцу, деревьям и траве.

Рано утром, выйдя в сад, она плачет от переполняющего её счастья и на коленях молится всему, что её окружает. В одном из монологов она вопрошает: «… отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.

Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…» Эти слова говорят о её возвышенной душе.

Замужество

Но вот пришло время выходить замуж, и Катерина стала женой Тихона. Замужество её не было насильственным, но не было там и любви. Просто пришло время, а по патриархальной традиции принято было спокойно подчиняться общепринятому распорядку.

О любви речи не шло вообще. Если вспомнить разговор Татьяны Лариной с няней, то увидим то же самое.

— Была ты, няня, влюблена? — спрашивает Татьяна.

  • И няня отвечает:
  • И полно, Таня! В эти лета
    Мы не слыхали про любовь;
    А то бы согнала со света
  • Меня покойница свекровь.

Татьяна и няня в слово «любовь» вкладывают разные смыслы: для крестьянки это слово означало запретное чувство не к мужу, а к чужому мужчине. А для романтичной Татьяны, начитавшейся французских любовных романов, любовь — возвышенное чувство.

В доме Кабановых Катерина оказывается в «темном царстве» духовной тюрьмы. Чистая, мечтательная, верующая девушка попадает в мир, где ей нечем дышать. Муж никогда не заступается за неё, он действует по указке матери, у которой в подчинении весь дом.

Катерине особенно тяжело, потому что она не идёт на компромиссы, как, например, Варвара, сестра Тихона. Она не умеет обманывать и притворяться. «Здесь все как будто из-под неволи», и такая жизнь для неё становится невыносимой.

Её душевное состояние усугубляют и приходящие в дом Кабанихи странницы, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали».

И светлый мир Катерины постепенно затемняется разговорами о «последних временах», о людях с пёсьими головами, о скором конце света.

К тому же у Катерины нет детей, и это обстоятельство её очень угнетает. Она очень любит детей и считает, что они скрасили бы её тяжёлое душевное состояние. Кабаниха же обижает молодую невестку, но та все обиды сносит терпеливо и уважительно относится к свекрови.

Отношения Катерины с Борисом

Борис — племянник Дикого. Он приезжает в город Калинов и влюбляется в замужнюю Катерину, она отвечает ему взаимностью. Но наедине им негде встречаться, они видятся только на бульваре и в церкви.

Когда муж Катерины уехал по делам из города, Катерина и Борис 10 дней тайно встречаются каждую ночь. Но после возвращения Тихона их тайные встречи прекращаются. Катерина тоскует по Борису, не может скрыть своих чувств и рассказывает о своей измене мужу и свекрови.

Избитая мужем, она попадает под ещё больший гнёт Кабанихи, и жизнь её в их доме становится невыносимой. Варвара описывает состояние Катерины так: «Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась! Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит, безответная.

Только плачет да тает, как воск…»

История любви Катерины и Бориса заканчивается тем, что Дикой отсылает племянника по делам в Сибирь на 3 года. И Борис не спорит: он надеется получить наследство от своего родственника, а значит — надо подчиниться.

Катерина хочет, чтобы он взял её с собой, просит об этом, но и здесь Борис малодушничает — он боится Дикого. Прощаясь с любимой женщиной, Борис рыдает, но ничего не делает для неё.

Фактически он предаёт Катерину и свою любовь.

И больше Катерине нет смысла жить. Она бросается в Волгу и погибает. Кабаниха говорит плачущему над мёртвой женой Тихону: «…Полно! об ней и плакать-то грех!..» Тихон добрый человек и по-своему любит жену, но он полностью лишён воли и весь в подчинении матери. Хотя и поздно, но всё-таки из его души вырывается протест: над телом Катерины он кричит: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы!..»

Вывод

Катерина — правдивая в высшей степени натура, она не могла жить в обмане. Да, ей тяжело в «тёмном царстве», которым правят Кабаниха и Дикой, но ещё тяжелее осознавать, что придётся держать ответ за свой грех не перед мужем, не перед свекровью, а перед Богом.

Если для ханжеского сознания вера в Бога составляет только пустой обряд (в Калинове часто поминают Бога, но никто не живёт по Его заповедям), то для Катерины ощущение вины и греха личностно.

Именно это личностное восприятие жизни, Бога, греха, долга выводит Катерину из замкнутого круга «тёмного царства» и противопоставляет её миру Калинова с его патриархальной моралью, губящей всех, кто не вписывается в его схему.

Образ Катерины — трагический, хотя пьеса А. Островского названа драмой.

Характеристика образа Катерины может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Образ Катерины в драме «Гроза»: план, анализ и характеристика, сочинение, вывод

В этой статье вы найдете описание и характеристику образа Катерины в пьесе «Гроза».

Катерина — это главная героиня драмы «Гроза» Островского. Ниже вы найдете характеристику ее образа, в цитатах и прозе, а также описание жизни и душевной трагедии этой женщины. Все это может пригодиться для написания сочинения, доклада или сообщения при подготовке к уроку. Читайте далее.

План образа Катерины в драме «Гроза»: пункты

Образ Катерины в драме «Гроза»

Для написания сочинения нужен план. Но чтобы его составить, необходимо сначала прочитать произведение. Если для этого нет времени, тогда мы поможем. Вот план образа Катерины в драме «Гроза» — пункты:

I. Катерина и «темное царство»: ретроспектива борьбы.
II. Причины доведения героини до состояния отчаяния:

  1. Трудности жизни в родительском доме.
  2. Конфликт с Кабановой.
  3. Идеальные представления Катерины о жизни и реалии: кардинальные различия.
  4. Катерина, Бог и суеверия.
  5. Героиня и любовь: потребность, которую невозможно реализовать.

III. Любовь к Борису как непохожему на других.
IV. Волшебность жизни без лжи как предел мечтаний Катерины.

Самоубийство Катерины — акт силы. Будучи порождением этого мира, на иную форму протеста она не способна. Перед ней выбор: жить лицемеря или умереть, спасая свою душу. Катерина выбирает смерть.

Катерина в системе образования по пьесе «Гроза»: анализ образа и душевная трагедия

Образ Катерины в драме «Гроза»

Истоки к пониманию образа Катерины влекут в прошлое. Детство ее было счастливым.

Героиня слепо верила тому, что рассказывают странницы и богомолки, считая это абсолютной истиной. Ходила в церковь и свято верила в ее доктрине. Возможно, именно поэтому в ней засели доброта и наивность.

 Катерина в системе образования по пьесе «Гроза» — анализ образа и душевная трагедия:

В жизни Катерины была стандартная схема — взросление и замужество. Причем замужество не по любви, а потому, что возраст вынуждает. Катерина уважала, но не любила человека, с которым состояла в браке. Сознание девушки лелеет достаточно нелепую мечту о том, что если она полюбит того, чьей женой стала, то жизнь изменится и станет раем. Но увы, этого не происходит.

Основной конфликт у молодой женщины происходит с Кабанихой. Свекровь ее явно недолюбливает. Что же касается супруга, Тихона, он очень зависим от матери, потому практически никогда не говорит свое веское слово, убеждая себя, что все в порядке.

В целом, к Катерине негативно относятся практически все односельчане. Такое впечатление, что в ней нашли некоего «козла отпущения», которого можно обвинить во всех смертных грехах. На него же можно сорвать свою неудовлетворенность и злость.

Отсутствие добра и любви очень сильно давит на девушку. Она думает, что обязательно зачахнет, если не будет противостоять действительности. Когда в поселении появляется непохожий на других, интеллигентный молодой мужчина, Борис, она думает, что это ее шанс на спасение из «темного царства», однако все оказывается миражом. Возлюбленный предает и уезжает один.

Читайте также:  Как поступить на журфак в МГУ, МГИМО или ВШЭ?

Каким же представляется образ Катерины в системе образования? Вот описание:

  • Это молодая симпатичная женщина (на первый взгляд, ей около 25-30 лет).
  • Она последовала за стереотипами, выйдя замуж без любви, оказалась среди людей, которые ее не понимают и недолюбливают, но при этом ищет счастья.
  • Назвать отрицательной героиней ее невозможно.
  • Когда она думает, что наконец нашла того человека, которого любит и который может показать ей светлое будущее, все оказывается иначе.
  • Возлюбленный исчезает, а жизнь не меняется. Душевные терзания Катерины заканчиваются только с ее смертью.

Относительно черт характера, Катерина:

  • Мыслящая
  • Любящая
  • Глубоко несчастная
  • Мечтательна
  • Очень ранимая натура

Также она по натуре бунтарь. Но ее бунт в темном царстве, увы, не принес положительных результатов. Хоть, вполне возможно, это была неправильная стратегия.

А. Н. Островский пьеса «Гроза» образ Катерины: сочинение по литературе, 10 класс

Образ Катерины в драме «Гроза»

Катерина привлекает читателя тем, что она кардинально отличается от иных героев. Каждый из которых, так или иначе представляет какой-либо противоборствующий фронт. Вот сочинение по литературе для 10 класса по теме: «А. Н. Островский пьеса «Гроза» образ Катерины»:

Девушка выступает против всех существующих среди ее односельчан, правил. Она не поддерживает ни Кулигина, ни Дикого, ни Кабаниху, ни прочих. Кажется, что она действительно является лучиком света в этом подземелье, который погибает в искусственных условиях вынужденной действительности.

Сны Катерины похожи на детские – она чувствует себя птицей, летает во сне, видит фантастические миры. Кажется, что в реальности женщина находится в неволе, в клетке и ей очень хочется свободы и независимости.

Она представляется нежной, чистой и светлой. Несмотря на то, что суждениями это взрослая женщина (25-30 лет), когда героиня мечтает и стремится к добру, источает наивность, кажется, что ее биологический возраст намного меньше (не более 17-18 лет). Впрочем, это естественно, учитывая, что в то время девушек выдавали замуж рано.

Обидно, что у героини нет никого, кто бы поддержал ее мнение. Тихон оказывается слабовольным, он слушает только свою маменьку.

У Катерины нет детей, она очень о них мечтает. Также героиня очень набожна. Она посещает церковь и верит в Бога.

Однако если Кабаниха верою пытается добиться власти, то Катя верит по-детски искренне.

Девушка обладает гордостью. Она понимает, что жизнь среди этих людей – не то, чего ей хотелось бы и ей хочется большего. Никто из жителей города, которые постоянно пятнают свою душу, лгут и лицемерят, не может стать близким ей человеком. Отчего героиня очень страдает.

Можно сказать, она пропитана протестом. После того, как Катерина понимает, что никакие иные методы больше не помогают, она осознает, что есть только один путь – уход из жизни. Однако и он никому ничего не доказывает. Просто кончаются мучения.

Образ Катерины, Варвары и Кабанихи в трагедии «Гроза»: характеристика кратко, с цитатами

Образ Катерины, Варвары

Образы Варвары и Катерины чем-то похожи. А вот образ Кабанихи кардинально отличается от них.

Если первые две являются молодыми девушками, но с кардинально разными понятиями, то последняя представляется умудренной опытом, зрелой сельской женщиной с дрянным характером и отсутствием манер и такта.

Вот характеристика образ Катерины, Варвары и Кабанихи в трагедии «Гроза» кратко, с цитатами:

Можно сказать, что Катерину и Варвару автор противопоставляет. В целом, обе девушки намного смелее, чем Тихон, который не смеет возразить маменьке.

Что же касается Кабанихи, она гиперболизирует свои достоинства, считает себя личностью уважаемой, хоть, на самом деле, мало кому интересна.

Единственный человек, за счет которого она может самоутвердиться, это Катерина.

Варвара менее возвышена, она редко касается каких-то духовных вещей. Это обычная деревенская девушка, немного простоватая, но все же смышленая. Примечательно, что она выражает свое недовольство многими вещами – но делает это тихо, под нос, словно бурчит.

«Кабанова — «Не очень-то нынче старших уважают. 
«Не уважишь тебя, как же!» — Варвара (про себя) — «Нашла место наставления читать».

Получается, что Варвара также протестует против «темного царства», только в отличие от Катерины, что не боится выражать недовольство открыто, Варя боится выделиться из толпы, боится, что ее осудят и не поймут. И поэтому срывает свою злость на действительность в грубоватых ремарках, что произносятся шепотом.

«Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одно ничего я из себя не доказываю».

И это несмотря на то, что Варвара – дочь Кабановой, и ей бы логичнее высказывать открытые претензии, а не бурчать исподволь. Впрочем, очевидно, героиня понимает, что с Кабанихой спорить бесполезно и подсознательно принимает правила игры.

Как Катерине, так и Варваре противно смотреть на апатичного Тихона. Что же касается Кабанихи, ей молчание сына и его безропотность даже нравятся – ведь скверная баба любит, когда ей подчиняются.

Варвара также отличается от калиновцев, как и Катерина. Но у последней более глубокое, интеллигентное видение мира. В этом отличие между ними. Катя очень набожна и ранима.

В то время как Варвара легко перетерпит несправедливость, плюнет и пойдет дальше.

Что же касается осознания «птицы в клетке», у Варвары не хватает интеллектуального развития, чтобы понять весь трагизм ситуации.

Но, возможно, это к лучшему. Ведь, в отличие от Катерины, она хотя бы осталась жива. Соответственно, иногда лучше быть немного проще и чувствовать меньше, зато не испытать всей боли.

Катерина хочет добиться лучшей жизни и чтобы право на лучшую жизнь за ней признали. А вот Варвара предпочитает жить свободной жизнью втихомолку. Пока никто не видит.

В этом и отличие между ними. Что же касается Кабанихи, для нее главное – осознавать свою значимость. Она считает, что все остальные, кроме нее – дураки и что только она знает как лучше.

Калиновый город и его обитатели в пьесе «Гроза» Островского: как связан с образом Катерины, почему назван темным царством?

Калиновый город и его обитатели в пьесе «Гроза»

Несмотря на то, что городок кажется тихим и безмятежным, его нельзя назвать раем на Земле. Люди здесь живут бесчувственные, жадные, алчные.

Они все думают только лишь о своем благосостоянии (как Кабаниха или Дикой), ценят только власть и деньги. Что же касается высших ценностей, жители Калинова их в грош не ставят.

Как связан Калиновый город и его обитатели в пьесе «Гроза» Островского с образом Катерины? Почему назван темным царством? Вот ответ:

Девушка изо всех сил стремится стать счастливой. Все, чего ей хочется, чтоб ее понимали и уважали. Но увы, ей попадается далеко не тот контингент, что на это способен. Все жители (кроме, пожалуй, нескольких человек) являются самодурами.

Конечно же, есть небольшой процент таких, как Тихон, но они безвольны и принимают правила более сильных личностей – а следовательно, не могут ничего изменить.

Почему же «темное царство»? Можно сказать потому, что жители Калинова живут по низменным, неправильным ценностям и устоям, но не замечают этого. Они пребывают в неведении, в непроглядной тьме своих суждений.

Лишь только Катерина видит истинный путь. Но увы, ей очень сложно в одиночестве встать и пройти его, чтобы приблизиться к лучшей жизни. Борис кажется ей спасением, однако у него не хватает смелости забрать девушку с собой. В результате чего, она принимает смерть и считает ее выходом из создавшегося положения, единственно верным и разумным шагом.

Критика образа Катерины в произведении «Гроза»: Писарев и Добролюбов

Критика образа Катерины в произведении «Гроза»

В отличие от Добролюбова, который считает героиню жертвой обстоятельств и положительной героиней, тем самым «лучом света в темном царстве», Писарев в своей критике более скептичен. Можно сказать, он даже стремится опровергнуть существующие доктрины. Вот подробнее критика образа Катерины в произведении «Гроза» — Писарев и Добролюбов:

Начинает один из критиков с того, что утверждает: Добролюбов намеренно слепил из персонажа положительный образ мученицы, игнорируя при этом недостатки, коих было много.

 Добролюбов видит в Катерине добродетель. Но, в понимании Писарева, ее там нет. Есть лишь меланхолия.

Мало того, критик утверждает, что идеализация образа Катерины – это систематическая, непростительная ошибка.

Писарев видит героиню импульсивной и инфантильной. Что же касается ее самоубийства, он считает это не выходом из положения, а неумением сладить с самой собой.

Отсутствует у героини (в его понимании) и умение ладить с людьми. Ведь человек, умеющий идти на компромиссы и налаживать отношения, может выжить и в «темном царстве». Катерина не смогла.

Следовательно, причина не в окружающих, а в ней.

Писарев осуждает Катерину за измену мужу, смеется над тем, что она, словно ребенок, испугалась грозы, что боится полоумной барыни и что мнит себя жертвой.

В его понимании, здесь не с кого брать пример, поскольку Катерина не наделена глубоким и острым умом, не имеет образования и талантов, не является человеком высоко чувствующим. Да, в ней присутствуют девичьи переживания, но это не настолько глубокая трагедия, чтобы сводить счеты с жизнью.

Критик не отрицает того факта, что героиня достаточно душевная, кроткая, добрая и ранимая. Но поводов называть ее «лучом света» и обожествлять, он не видит.

А вот Добролюбов, напротив, всячески превозносит Катерину, воспевает ее положительные качества, считает «героем времени» и поощряет ее поступки. Соответственно, в сравнении критики Писарева и Добролюбова, их мнения диаметрально противоположны.

Образ Катерины в драме «Гроза»: вывод

Образ Катерины в драме «Гроза»: вывод

Данная героиня вызывает множество противоречий. Вот вывод про образ Катерины в драме «Гроза»: 

С одной стороны, хочется оправдать ее поступок и искренне пожалеть. Девушка действительно оказалась в непонимающем ее обществе, без поддержки и каких-либо стимулов для жизни. Ее надежды на любовь потерпели крах.

Но с другой стороны, можно посчитать логичным и мнение Писарева — критика, который считает, что никакого героизма здесь нет. Напротив, если человек не сумел отыскать возможности выжить в существующей действительности, не сумел совладать с собой, значит, не такой уж он и «луч света».

Так или иначе, образ героини достаточно глубокий, драматический – читатель невольно проникается переживаниями со страниц романа. Конечно, смерть девушки это далеко не выход из положения. Вполне вероятно, что она действительно подчинилась некоему импульсу, совершив над собой подобное.

Хоть жизнь в «темном царстве» и была мукой, героине следовало найти иные пути решения ситуации.

Допустим, если Борис не взял ее с собой, можно было покинуть городок самовольно, без каких-либо попутчиков и начинать новую жизнь «с нуля», если данное общество действительно было ей глубоко антипатично.

«Гроза» — краткое содержание, образ Катерины: видео

Краткое содержание произведения «Гроза» вы найдете в видео ниже. В этом ролике большое внимание уделяется и образу Катерины.

Видео: ГРОЗА. Александр Островский

Прочитайте по теме:

Ссылка на основную публикацию