Образ Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети» (И. С. Тургенев)

Павел Петрович Кирсанов является дядей одного из главных персонажей романа Аркадия Кирсанова.Павел Петрович является дворянином. Он и его брат Николай Петрович Кирсанов вдвоём владеют имением Марьино.

Оба брата уже некоторое время живут в этом имении:“…имение, ты, может быть, не знаешь, у них не разделено…” (Аркадий о дяде и отце, глава VII) “Я живу в деревне, в глуши…

” (Павел Петрович о себе, глава X) 

Возраст Павла Петровича — около 45 лет:

“На вид ему было лет сорок пять…” (глава IV)
О внешности Павла Петровича Кирсанова известно, что это красивый мужчина среднего роста с седыми волосами. Он прекрасно одевается, аккуратно бреется, носит накрахмаленные воротники и пользуется очень приятными, “благородными” духами. У него очень ухоженные ногти, которые можно показывать на выставке, по словам Базарова:“...в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста…” (глава IV) “…его коротко остриженные седые волосы…” (глава IV)“Он с детства отличался замечательною красотой…” (глава VII)“…он прекрасно одевался…” (глава VII)“Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные*, и подбородок так аккуратно выбрит.” (Базаров о нем, глава IV) (*каменные воротнички – то есть сильно накрахмаленные) “…от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами…” (глава VII) Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!” (слова Базарова, глава IV) “Одетый в легкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны, он быстро шел по дороге…” (глава XXIV)“Павел Петрович достал свою трость…” (глава XXIV)   

Павел Петрович одевается щеголевато, как будто находится в Петербурге, хотя на самом деле он живет в деревне, где это щегольство совсем не обязательно:

“Щегольство какое в деревне, подумаешь!” (слова Базарова, глава IV)

           Смотрите: Внешность Павла Петровича Кирсанова

Павел Петрович родился на юге России, как и его брат Николай:

“…родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу…” (цитата о двух братьях Кирсановых, глава I)Юный Павел Кирсанов учился в Пажеском корпусе в Петербурге. Пажеский корпус являлся привилегированным военным учебным заведением для молодых дворян:Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, так же как и младший брат его Николай, потом в Пажеском корпусе.” (глава VII)
Затем он служил в гвардейском полку, элитном подразделении армии:

В молодости Павел Кирсанов был “светским львом” в Петербурге:


“…ведь он львом был в свое время…” 
(глава IV) 

“Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло…” (глава VII)

“…с тем особенным отпечатком, который дается человеку одним лишь долгим пребыванием в высших слоях общества…” (Павел Петрович носит отпечаток человека из высшего общества, глава XXVIII)

Будучи молодым человеком, он сводил женщин с ума, из-за чего мужчины тайно завидовали ему:

“Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему…” (глава VII) “Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам.” (Аркадий о дяде, глава IV)

Он является умным мужчиной, по мнению его племянника и брата:

“И он далеко не глуп. Какие он мне давал полезные советы… особенно… особенно насчет отношений к женщинам…” (глава VII) “…ты самый добрый и умный человек в мире…” (Николай Петрович о нем, глава XXIV) Он является практичным человеком, по мнению его брата Николая Петровича, который, наоборот, не отличается практичностью:“…Николай Петрович, напротив, был высокого мнения о практичности Павла Петровича и всегда спрашивал его совета…” (глава VIII)Он является чудаковатым мужчиной и “архаическим явлением” (то есть устаревшим, несовременным), по мнению Евгения Базарова:“А чудаковат у тебя дядя, – говорил Аркадию Базаров…” (глава IV) “Архаическое явление!..” (Базаров о Павле Петровиче, глава IV)

У него отличные, аристократические манеры:

“…и те и другие его уважали за его отличные, аристократические манеры…” (глава VII) 

Являясь аристократом по натуре, он не любит развязность, которая, например, свойственна Базарову:  

Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова…” (глава VI)

Павел Петрович ведет себя как джентльмен, и окружающие уважают эту черту в нем:

“…уважают в нем совершенного джентльмена, «a perfect gentleman»…” (глава XXVIII)Он является человеком с принципами. По его мнению, без принципов нельзя ступить и шагу:“Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов… принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя…” (глава V)

Павел Петрович – любезный, учтивый, вежливый человек:

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подергивая плечами…” (глава IV)– Вы столь высокого мнения о немцах? – проговорил с изысканною учтивостью Павел Петрович…” (глава VI)“…Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью…” (глава XXIV)Он является гордым, заносчивым человеком:“И те и другие считали его гордецом…” (глава VII)“…он стыдился своей заносчивости…” (после дуэли, глава XXIV)

У него есть чувство собственного достоинства. По его мнению, уважение к себе важно не только для самого человека, но и для общества в целом:

“…без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному… bien public {общественному благу (фр.)}… общественному зданию.” (глава X) “Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека…” (глава X)  “Я не позабудусь именно вследствие того чувства достоинства, над которым так жестоко трунит господин…” (глава X) “С англичанами он держится просто, почти скромно, но не без достоинства…” (глава XXVIII) 

Он является самоуверенным человеком:

“…к тому же он был самоуверен…” (глава VII) 

Павел Петрович – насмешливый, ироничный и забавно желчный человек:

“…немного насмешлив и как-то забавно желчен – он не мог не нравиться…” (глава VII) “С русскими он развязнее, дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними; но все это выходит у него очень мило, и небрежно, и прилично…” (глава XXVIII)

Он является самолюбивым человеком, по словам Базарова:

“Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатство…” (глава VI)

Павел Петрович – слабонервный, чувствительный человек, по мнению Базарова: 

“Известное дело: нервы, – перебил Базаров…” (глава VII) “Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая…” (слова Базарова, глава XXIV)

Он является вспыльчивым и упрямым человеком, по словам его брата:

“Мой брат – человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый…” (глава XXIV)

Павел Петрович не является романтиком и не умеет мечтать, но при этом у него страстная душа:

“Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая  душа…” (глава XI)

Со стороны Павел Петрович кажется холодным человеком:

“«Так тебя холодом и обдаст», – жаловалась Фенечка Дуняше…” (мнение Фенечки, глава XXIII) Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью.” (накануне дуэли, XXIV)

Несмотря на все свои особенности, Павел Петрович Кирсанов является хорошим, добрым человеком, по мнению его племянника и его брата:

“Может быть, только у него сердце предоброе.” (Аркадий о дяде, глава VII)  “…только он, право, хороший человек…” (Аркадий о дяде, глава IV)“Я недаром всегда утверждал, что ты самый добрый и умный человек в мире…” (Николай Петрович о своем брате Павле Петровиче, глава XXIV) 

Он искренне любит своего единственного брата Николая Петровича. Братья Кирсановы очень отличаются по характеру, но у них прекрасные отношения:

Добрый Павел Петрович неоднократно помогает брату деньгами, когда тот оказывается в трудном положении:

“Я уже не говорю о том, что он не раз выручал отца из беды, отдавал ему все свои деньги…” (Аркадий о дяде, глава VIII) “Павел Петрович не раз помогал своему брату; не раз, видя, как он бился и ломал себе голову, придумывая, как бы извернуться, Павел Петрович медленно подходил к окну и, засунув руки в карманы, бормотал сквозь зубы: «Mais je puis vous donner de l'argent» {Но я могу дать тебе денег (фр.)}, – и давал ему денег…” (глава VIII)

Павел Кирсанов является отзывчивым человеком, который рад помочь любому человеку, по словам его племянника Аркадия. Он также всегда вступается за крепостных крестьян:

“…он всякому рад помочь и, между прочим, всегда вступается за крестьян…” (Аркадий о дяде, глава VII)Он является великодушным человеком, по словам его брата Николая:


“…ты такой же благоразумный, как и великодушный…” (глава XXIV)

Павел Петрович – безукоризненно честный человек:


“…его уважали также за его безукоризненную честность…” (глава VII)

Он хорошо разбирается в людях, по словам его брата Николая:

“…ты недаром так много жил с людьми, ты их хорошо знаешь: у тебя орлиный взгляд…” (глава VIII)

Павел Петрович Кирсанов является глубоко несчастным человеком и “мертвецом” в душе, по словам его племянника Аркадия. Причиной тому – печальная история любви к одной княгине:

“…он глубоко несчастлив, поверь мне; презирать его – грешно…” (глава VII)“…но жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает…” (глава XXVIII)“Да он и был мертвец…” (глава XXIV)Влюбившись без ума в княгиню Р., 27-летний офицер Павел Петрович оставил блестящую карьеру военного ради любви. В итоге отношения с княгиней не принесли ему счастья: эта любовь раздавила его морально, он стал ни на что не способен. Спустя некоторое время княгиня умерла, и он больше не сближался с женщинами:“На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном; блестящая карьера ожидала его. Вдруг все изменилось…” (глава VII) “Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней; года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею…” (глава VII)“…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен…” (глава VII) “Дамы находили его очаровательным меланхоликом, но он не знался с дамами…” (глава VII)

Так Павел Петрович Кирсанов из светского льва превратился в мизантропа, то есть начал избегать общества людей. В итоге он поселился в имении в глуши, где и живет с братом в начале романа:

“Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею… Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро…” (глава VII)“…его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…” (глава XI)

Читайте также:  Сочинение «Мертвые души: Чичиков»

Павел Петрович любит детей, но к сожалению, ему, судя по всему, так и не удается завести своих. Он хорошо относится к детям своего брата:

“Я люблю детей: покажите-ка мне его…” (он просит показать ему племянника Митю, глава VIII)

Он считает себя либеральным человеком, любящим прогресс:

“…меня все знают за человека либерального и любящего прогресс…” (глава X)

Он придерживается славянофильских взглядов. Славянофилы выступали за развитие особого русского пути, который не похож на западноевропейский:

“Он придерживается славянофильских воззрений…” (глава XXVIII)

Судя по всему, Павел Петрович, является поклонником всего английского. Он устроил свою жизнь в деревне на английский манер:

“…он вообще всю жизнь свою устроил на английский вкус…” (глава VII) 

Он читает книги и газеты на английском языке:

“Он стал читать, все больше по-английски…” (глава VII)“Он держал в руках последний нумер Galignani*…” (глава IV)  (*«Galignani´s Messenger», «Вестник Галиньяни» – газета на английском языке, издавалась в Париже)

Он пьет какао и зеленый чай (эти продукты считались дорогими напитками в то время):

“…мне пора пить мой какао…” (глава V)“…велите купить для меня зеленого чаю…” (глава VIII)

Он хорошо играет в вист (в карты), но по каким-то причинам всегда проигрывает:

“…за то, что он мастерски играл в вист и всегда проигрывал…” (глава VII)

Павел Петрович ненавидит главного героя романа, нигилиста Евгения Базарова, который приезжает на каникулы в гости к Аркадию. По мнению Павла Петровича, Базаров с его идеями нигилизма плохо влияет на неопытного Аркадия:

Это все ему в голову синьор этот вбил, нигилист этот. Ненавижу я этого лекаришку; по моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками он и в физике недалеко ушел.” (слова Павла Петровича о Базарове, глава X)

Из-за различий во взглядах между Павлом Петровичем и Базаровым возникает острый конфликт. Герои не могут терпеть друг друга. Однажды Павел Петрович видит, как Базаров тайком целует Фенечку. Чаша терпения господина Кирсанова переполняется, и он вызывает дерзкого Базарова на дуэль. К счастью, в результате дуэли никто не погибает, Павел Петрович отделывается легким ранением:  

” Мы друг друга терпеть не можем. Чего больше?” (Павел Петрович о себе и Базарове, глава XXIV)  “Я верю, что вам нельзя было избегнуть этого поединка, который… который до некоторой степени объясняется одним лишь постоянным антагонизмом ваших взаимных воззрений.” (глава XXIV)  

Родители братьев Кирсановых 

Об отце братьев Кирсановых известно следующее:

“Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль…” (глава I) 

“«Пиотр Кирсаноф, генерал-майор»…” (глава I)

О матери братьев Кирсановых автор сообщает следующее:

“Родительница его, из фамилии Колязиных, в девицах Agathe, а в генеральшах Агафоклея Кузьминишна Кирсанова, принадлежала к числу «матушек командирш», носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, – словом, жила в свое удовольствие…” (глава I)

Характеристика и образ Павла Петровича Кирсанова в романе Тургенева Отцы и дети

Кирсанов Павел Петрович – один из центральных персонажей произведения Тургенева «Отцы и дети». Он представляет собой образ «отца-сторожила», которого не принимает современное общество в связи с его устаревшим укладом и понятиями в лице окружающей молодежи. Вместе со своим мнением он вынужден доживать свой век, наблюдая со стороны за развитием общественного прогресса.

Внешность Павла Петровича постоянно меняется в зависимости от разворачиваемых событий, описанных в романе. Сначала он выглядит настоящим аристократом, следящим за модой, всегда одет с иголочки.

Все в нем выдавало настоящего светского человека – манера держаться и вести диалог. Он был красив, несмотря на свой возраст его лицо, было гладким, ухоженным без морщин. Но во время споров с Базаровым во внешности Кирсанова происходили кардинальные изменения.

Он становился раздражительным, лицо становилось дряблым, появлялось много морщин, как у старика.

Кирсанов был умным и честным человеком, но с устарелыми и чопорными взглядами на жизнь. Он не понимает простых людей, их идеи и поведения. По словам Базарова народ боялся Кирсанова. Он был принципиальным, остроумным, благородным человеком, достойным соперником в постоянных спорах с Базаровым, приверженцем всего английского.

В молодые годы Павел Петрович любил ходить на светские мероприятия, любил общество женщин. Сначала он стал офицером, а к 28 годам получил звание капитана. У Кирсанова могла сложиться успешная карьера в военном деле.

Но произошедшая драма в личной жизни отложила серьезный отпечаток в душе, и молодой человек отказался от своего светлого будущего в пользу одиночества. Будучи молодым, Кирсанов безумно влюбился в женщину, но она отвергла его, уехав за границу.

Павел Петрович отправился вслед за ней, но судьба не дала возможности им быть вместе.

Кирсанов снова вернулся в Россию, делал попытки жить по-новому, но мысли и чувства всегда были рядом с его возлюбленной. Получив известие о трагической гибели любимой женщины, он полностью потерял надежду на светлое будущее. Большую часть своей жизни он провел у родного брата в Марьино, а под конец уехал в Германию, город Дрезден и так и остался одиноким.

В своих постоянных спорах с Базаровым Кирсанов отстаивал права и свободу человека, право на личное мнение и самоуважение. Имея такие принципиальные взгляды и поддерживая высокие идеи, Россия сможет стать сильной и процветающей страной.  

Сочинени на тему Кирсанов Павел Петрович

Павел Петрович Кирсанов – один из героев романа великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети».  В произведении поднимается проблема конфликта поколений, в котором Павел Петрович принадлежит к «отцам».

Это аристократ, имеющий красивую внешность и чопорные манеры. Скрытой чертой Павла Кирсанова является сильная любовь к брату Николаю и племяннику Аркадию. Он добрый человек, но пытается скрыть это от окружающих за маской равнодушия.

Павел Петрович отставной офицер. В молодости он быстро продвигался по служебной лестнице, его ждала карьера военного. Но в двадцать восемь лет, будучи капитаном, он влюбился в некую княгиню Р., замужнюю женщину. Эта любовь сломала его жизнь.

Княгиня была легкомысленной, эгоистичной особой, ее интерес к Кирсанову скоро угас, однако она не отпустила его, а продолжила мучить. Наконец Кирсанов нашел в себе силы разорвать эти отношения. Однако они навсегда оставили в нем неизгладимый отпечаток.

Он не смог более стать прежним насмешливым, самоуверенным офицером. Последним ударом стала весть о смерти княгини Р.. Павел Петрович ушел в себя, отгородившись от общества высшего света. В это время он получает приглашение брата Николая приехать к нему в поместье.

У  Николая умерла жена. Эти обстоятельства воссоединяют братьев, неразлучных в детстве.

Спрятав свою боль от потери за маской чопорного аристократа, Павел Петрович селится в поместье брата рядом с дорогими ему людьми. От прежней жизни остаются изящные манеры, внешний лоск и пристрастие ко всему английскому.

Встреча с Базаровым встревожит мерный уклад его жизни, а споры с ним проявят такую черту его характера, как вспыльчивость. Как истинный офицер Кирсанов человек благородный, честный и принципиальный.

В конце романа Павел Петрович уедет заграницу, чтобы не мешать счастью своего брата женившегося во второй раз, который, как и Аркадий действительно счастлив в браке.

Этот  поступок еще раз доказывает глубокую любовь Кирсанова к своим близким.

Образ Павла Петровича Кирсанова – это образ человека внешне холодного и безразличного, но в душе доброго и очень человечного. Внешний  надменный лоск попытка скрыть истинное лицо и затаенную скорбь.

Вариант 3

Павел Петрович Кирсанов является одним из ключевых персонажей романа, олицетворяющих старое поколение.

Это дворянин средних лет и довольно приятного вида. Павел Петрович имеет стандартную для своего сословия биографию.

Он окончил Пажеский корпус (привилегированное военное училище в Санкт-Петербурге), служил гвардейским офицером и светским человеком и сломав карьеру из-за  увлечения княгиней Р. Кирсанов образованный, учтивый и приятный в общении человек довольно либеральных взглядов.

О его личностных качествах также нельзя сказать ничего плохого. Этот представитель поколения «отцов» безупречно честен и готов помочь деньгами человеку, оказавшемуся в тяжелой ситуации.

Либерал Павел Петрович в столкновении с нигилистом Базаровым отстаивает традиционные ценности. Оба они обвиняют друг друга в бессмысленном существовании. Базаров Кирсанова-старшего, как аристократа, ведущего праздную и бесполезную жизнь,  а отставной офицер видит в студенте-медике разрушителя всего, не имеющего никаких принципов.

Павел Петрович выступает за естественное развитие общества. По его мнению, примером здесь может служить Англия, где не происходило разрушение сословий и общественного строя, но сами высшие классы шаг за шагом отстаивали свободу. Личность и ее права – это важнейшие для отставного офицера ценности.

Читайте также:  Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Вольность»

Он не может согласиться с механистическим устройством мира и человеческого общества, проповедуемыми Базаровым. Подчинение всего одному принципу, даже если это просто принцип целесообразности, делает рабами всех, поэтому для Кирсанова столь дороги такие не имеющие прямой пользы вещи как искусство.

Павел Петрович чувствует наступление нового порядка вещей, который несет промышленная революция и социальные изменения, вызываемые ей. Этот подсознательный страх заставляет его цепляться за остатки прежнего мира, такие как крестьянская община и семья. Либерал-аристократ косвенно признает правильным упрек Базарова в непонимании мужика.

Павел Петрович чувствует, что рациональный новый мир нигилистов принесет простому народу гораздо больше зла, чем помещики и весьма несовершенная Российская империя. В романе он выведен, чтобы задать нигилистам ряд справедливых вопросов.

← Образ и характеристика Хоря в рассказе Хорь и Калиныч
← Хорь и Калиныч сравнительная характеристика↑ ТургеневПолутыкин в рассказе Хорь и Калиныч →
Герасим и Татьяна в рассказе Муму →

  • Сочинение Анализ рассказа Коновалов Горького
    Основным персонажем произведения является Александр Коновалов, представленный писателем в образе странствующего босяка, отличающегося меланхоличностью натуры.
  • Психологизм прозы Тургенева сочинение
    Психологизм в литературе – это такой способ и подход к написанию художественного произведения, при котором автор предпринимает попытку раскрыть внутренний мир и духовную составляющую личности своего персонаж через описание его чувств
  • Анализ Легенды о Великом Инквизиторе Достоевского
    Писатель Достоевский построил роман так, что Иван Карамазов (средний из братьев) создаёт Легенду…. Он думает, что это творение – пик его всего творчества. В
  • Сочинение Чиновники в поэме Мертвые души Гоголя
    Чиновники в поэме Гоголя «Мертвые души» представляют из себя целый ряд различных образов. В произведение описываются они как по отдельности, так и как целый коллектив. Образы чиновников показаны здесь, как сатира.
  • Сочинение Как отстоять свою точку зрения
    Окружающие судят о человеке по его поведению. Так, если человек умеет отстаивать свою точку зрения, его уважают в коллективе, к его мнению прислушиваются. Уверенность в себе и умение доказать свою правоту – важные качества личности.

Павел Петрович Кирсанов — образ и характеристика героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Павел Петрович Кирсанов, как и другие герои романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», выведены писателем для более яркого изображения главного героя — Базарова.

В общении с ними его характер, убеждения и поступки становятся понятнее.

Но, хотя авторская характеристика образа Павла Петровича Кирсанова дана довольно развёрнуто, это самый сложный в психологическом плане персонаж, гораздо сложнее Базарова с его прямолинейностью поступков и суждений.

Часто смысл этого романа сводится лишь к конфликту аристократов и разночинцев, «отцов» и «детей». Это слишком упрощённый взгляд.

Да, конфликт поколений — реальность и остаётся таковой до наших дней. Эта реальность существовала всегда, но она не является неизбежностью, что видно из одного только этого романа. Между братьями Кирсановыми («отцами») и Аркадием Кирсановым («детьми») никаких конфликтов поколений не существует.

В романе видны не только идеологические разногласия Павла Петровича Кирсанова и Базарова, но также их психологическая несовместимость. Это два типа людей с противоположным мировосприятием, и даже если бы между ними не было идеологических разногласий, они всё равно ненавидели бы друг друга.

Им некомфортно вместе. Каждый из нас хотя бы раз в жизни чувствовал дискомфорт при общении с каким-то определённым человеком, а это означает, что собеседник осознанно или неосознанно давил на психику. Базаров же делал это осознанно, вёл себя развязно, чего Павел Петрович не переносил в людях.

Происхождение и воспитание

Павел Петрович Кирсанов — старший брат Николая Петровича Кирсанова, дядя Аркадия.

Братья Кирсановы воспитывались в семье боевого генерала 1812 г. Это был не очень грамотный, грубоватый человек, всю жизнь отдавший военному делу. При этом он не был злым, заботился о своих сыновьях и дал им хорошее образование.

Мать была типичной генеральшей, командиршей не только в семье, но и в обществе, в основном провинциальном, где командовал её муж сначала бригадой, потом дивизией и в силу своего чина играл значительную роль. Она, как жена генерала, пользовалась своим положением.

Павел Петрович пошёл по стопам отца и стал военным — окончил Пажеский корпус, привилегированное военное учебное заведение для молодых дворян,
а затем поступил на службу в гвардию.

В светском обществе Петербурга он быстро стал своим, вёл ту же жизнь, что и другие молодые люди того времени (это подробно показал А. Пушкин на примере жизни Евгения Онегина). Имел большой успех у женщин.

Его карьера развивалась успешно, но всё изменила роковая любовь, постигшая молодого человека.

Роковая любовь

Однажды встретив на балу княгиню Р., влюбившись в неё без ума, 27-летний офицер Павел Петрович оставил блестящую карьеру военного ради этой женщины.

Её имя — Нелли. Она замужем, но детей нет.

Характер и поведение княгини непредсказуемы. В обществе она кажется весёлой и легкомысленной, танцует и шутит, а по ночам плачет, молится, не находит покоя, мечется по комнате или сидит бледная над Псалтырью. Она то смеётся без причины, то рыдает…

В общении с ней у Павла Петровича всегда оставалась какая-то недосказанность, тяжесть, он не мог разрешить загадку этой женщины и поэтому, любя её страстно, постоянно страдал, её загадочность манила его и мучила.

Когда она уехала за границу, он отправился за нею вслед, бросив и службу, и свою карьеру. Но княгиня уже охладела к нему, от этого его страдания стали еще сильнее.

Наконец произошёл полный разрыв их отношений, и Кирсанов возвратился в Петербург. Но за 10 лет отсутствия он потерял все былые связи, утратил навык светской жизни — в прежнюю колею попасть уже не смог. Он начал избегать людей.

Его жизнь потеряла смысл. И тогда он отправился в своё имение Марьино.

Что это было?

Скорее всего, так проявляются чувства у людей-однолюбов. Они любят раз и на всю жизнь. Это свойство человека, не зависящее от него самого и не подлежащее осуждению.

Что же касается княгини Р., то здесь налицо какое-то психическое отклонение — эти метания, внезапные переходы от смеха к слезам и т.д. Автор пишет, что «она скончалась в Париже, в состоянии, близком к помешательству». Вот и вся загадка этой женщины, которую так стремился разгадать бедный Павел Петрович.

Внешность

В начале романа Павлу Петровичу Кирсанову около 45 лет. Он среднего роста, красив и хорош собою даже и в этом возрасте — это природное, он с детства отличался красотой.

У него уже седые волосы, коротко подстриженные, но выглядит он моложаво, на лице его нет морщин. Он всегда тщательно следит за своей внешностью: его зубы поражали белизной, руки были с длинными розовыми ногтями. Его облик отличался изяществом и породистостью, сохранённой юношеской стройностью.

В одежде он щепетилен, одет по моде своего времени, дорого, со вкусом и даже в деревне не изменял своим правилам или, как он говорил, «принсипам».

В споре с Базаровым Павел Петрович объяснял свою позицию так: «Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека…». С этим невозможно не согласиться, и ставить этот принцип в число отрицательных качеств человека нельзя. Ещё А. С.

Пушкин убеждал, что «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». А гораздо позже А. П. Чехов расширил эту формулировку, сказав: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Павел Петрович Кирсанов как нельзя лучше соответствовал этой формуле. Он следил не только за своей внешностью, но и за поведением, никогда не позволял себе развязного тона в разговоре с людьми, был учтивым и внимательным.

Характер

Павел Петрович, обладая устойчивыми жизненными принципами, ни на кого не давил и никого не призывал следовать его принципам.

Он жил в имении Марьино, которым владел вместе с братом, прекрасно уживался со всеми членами семьи и не осуждал брата за то, что тот, дворянин, полюбил простую девушку, что у них есть ребёнок. К Фенечке он испытывал нежные чувства, отчасти оттого, что она была похожа на его возлюбленную, княгиню Р.

Любил возиться с их сыном Митей. Помогал брату материально. Между ними никогда не было ссор или взаимных упрёков, что так часто случается между родственниками, особенно если дело касается финансовых вопросов.

Ко всему прочему, Павел Петрович был человеком практичным, с чем соглашался даже брат, хотя именно Николай Петрович в основном хозяйничал в имении.

Из-за различий во взглядах между Павлом Петровичем и Базаровым возник острый конфликт, который окончился дуэлью. Формальной причиной дуэли послужило то, что Павел Петрович увидел, как Базаров тайком целует Фенечку.

На дуэли никто не погиб, а Павел Петрович отделался легким ранением.

Что же за разногласия были между Кирсановым и Базаровым?

Идейные разногласия

Павел Петрович считал себя славянофилом (славянофилы верили, что у России свой, особый путь развития, не похожий на западноевропейский), но придерживался либеральных взглядов.

Либерал Кирсанов и нигилист Базаров постоянно спорили об актуальных проблемах того времени: отношении к общественному строю, дворянству, народу, религии, искусству.

Павел Петрович признавал, что общество несовершенно, существует много недостатков в его устроении.

Базаров был того же мнения, но считал, что Кирсанов только обличает, а этого недостаточно, надо исправить общество. Главная цель нигилистов — деятельность.

Но какую деятельность предлагает Базаров? Разрушить старый мир, а построением нового мира должен заняться кто-то другой: «Сперва нужно место расчистить».

Читайте также:  Саша черный - смешные, юмористические стихи: читать иронические, сатирические стихотворения для детей, взрослых

Спор о русском народе. Кирсанова умиляет религиозность и патриархальность народа. Базаров за это же самое презирает мужика. Серьезные расхождения между ними и в отношении к искусству, к природе.

Павел Петрович говорит о духовной жизни и необходимости культуры.

Базаров же высмеивает всё то, что не имеет практического смысла («читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой глупо, наслаждаться природой — нелепо»), искусство только отвлекает человека от дела.

Чем же окончилась эта дуэль мнений?

Ничем. Победителя в ней нет. Каждый остаётся при своем мнении. В финале Тургенев показывает безжизненность идей обоих героев: Кирсанов уезжает за границу и живёт в Дрездене, не отрекаясь от своих принципов, но понимая, что в России происходит смена эпох, мировоззрений и поколений.

Базаров уезжает к родителям и постепенно приходит к осознанию несостоятельности нигилистических принципов. Молодое поколение, заражённое идеями нигилизма, не способно изменить Россию к лучшему, т.к. прежде чем разрушать, надо твёрдо знать, что затем строить.

Опыт предшественников игнорировать нельзя.

Вывод

Каждая новая эпоха даёт новых людей, а с ними — новые убеждения, взгляды, идеи. Но смена поколений не должна происходить революционным путём: сломать всё старое и на развалинах старого построить новый мир. Так не бывает. Вернее, бывает, в России так и произошло в 1917 г.

Но это неправильный путь. Новое поколение должно брать всё лучшее от предыдущих поколений и развиваться дальше, только тогда возможно движение вперед.

Образ Павла Петровича Кирсанова вносит равновесие в идеологический спор двух противников: нельзя искать истину в крайностях, она всегда посередине.

Какая идея дальше овладела бы Базаровым, если бы не смерть?

Возможно, Тургенев поэтому и не разделял нигилистических убеждений Базарова и развенчивал их, что предугадывал, к чему это может привести. Новое поколение ещё толком не выработало новых взглядов: нигилизм — переходное состояние мировоззрения героя, и он постепенно сам от него отходит.

Характеристика образа Павла Петровича Кирсанова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Сочинение: Павел Петрович Кирсанов в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев) | Литрекон

(449 слов) Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» занимает одна из важных мест в классической русской литературе. Это произведение посвящено проблемам взаимоотношений разных поколений, которые остаются актуальными и по сей день. Сюжет романа построен на конфликте нигилиста Евгения Базарова с миром аристократов, примером которого выступает дворянин Павел Петрович Кирсанов.

Павел Петрович Кирсанов является представителем дворянского сословия, аристократом. Он обладает красивой внешностью и нравится противоположному полу, его красоте завидовали мужчины. Жизнь его изначально складывалась довольно хорошо, представляла цепь сплошных успехов. Павел Петрович уже в возрасте двадцати восьми лет стал капитаном – его ожидала прекрасная карьера.

Но все изменилось с появлением княгини Р, а точнее из-за безответной любви к ней. Ради любви Кирсанов ушел в отставку и несколько лет преследовал по пятам свою любовь, но безуспешно. После её смерти он сильно переживал потерю княгини Р., перебрался в родное поместье к Николаю Петровичу.

Внешним видом Кирсанов дает представление о себе, как о самовлюбленном и надменном мужчине.

Представитель дворянства придерживается такого взгляда, что аристократы – это основная движущая сила развития общества. Павел Кирсанов не понимает и осуждает нигилистов за то, что они не признают авторитетов, живут без принципов. Представитель аристократизма превозносит ценность семьи, религиозность, крестьянскую общину.

Для него самым возвышенным и прекрасным является принцип, который позволяет человеку проникнуться благородством и оправдать свое высокое назначение. Он считает, что принципы совершенно необходимы для людей, так как они упорядочивают их жизнь.

Осознавая, что в споре с Базаровым он уступает и не может ему ничего противопоставить, герой следует своим принципам: Павел Петрович отстаивает свое мнение в спорах, а в финале и вовсе объявляет сопернику дуэль.

Сцена дуэли изображена сатирически, автор подчеркивает всю нелепость происходящего, он считает, что молодое поколение не может думать так же, как и старшее, и грубая сила тут не поможет.

Финал истории оказывается плачевным для обоих дуэлянтов: Базаров умирает от полученной раны во время операции над зараженным тифом, а Павел Петрович «погибает» духовно.

Встреча с Евгением не прошла бесследно, он переступает через свои принципы и благословляет брата на брак с Фенечкой.

Таким образом, Иван Сергеевич Тургенев изображает в произведении умного, статного, образованного и порядочного мужчину, который, тем не менее, застрял в прошлом времени и принял консерватизм за благородный принцип. Он противоречит сам себе, когда помогает крестьянам и все же не принимает мезальянс брата.

В образе Павла Петровича Кирсанова автор воплотил типичного представителя дворянского сословия, аристократа, который ценит свое происхождение, поэтому не может отказаться от стереотипов мышления, навязанного его сословию.

В спорах с Евгением Базаровым он постоянно терпит поражение, в этот момент меняется даже внешность: лицо полное спокойствия, мгновенно преображается раздражением. Он не представляет, как можно жить, не веря ни во что.

Однако финал романа очень наглядно показывает двойственность его образа: герой и сам не верит в лучшее будущее, поэтому оставляет свою семью и уединяется в ожидании смерти.

Марина Ильина

Павел Петрович Кирсанов («Отцы и дети»)

Конец XIX века стал переломным периодом в жизни России. В это время происходила смена существовавших веками жизненных устоев общества. Очень остро эта борьба была заметна в отношениях разных поколений. В романе И.С.

Тургенева «Отцы и дети» конфликт происходит между двумя представителями старого и молодого поколения. Но если между отцом и сыном Кирсановыми этот конфликт гаснет, едва начавшись, то другая пара спорящих не могут найти компромисс.

Характеристика образа Павла Петровича Кирсанова наиболее ярко демонстрирует непримиримость взглядов молодого и старого поколения.

  • Биография
  • Внешность
  • Характер
  • Кирсанов и Базаров
  • Заключение

Биография

Павел Петрович Кирсанов в юности окончил Пажеский корпус. Затем, став офицером, в 28 лет дослужился до капитана.

Удача благоволила к нему: он был красив, нравился женщинам и вызывал зависть у мужчин, пользовался успехом в обществе, слыл светским львом, любителем шумных компаний, быстро продвигался по службе.

Пользуясь положением и внешностью, офицер вовсю крутил романы, но однажды попался сам в любовные сети.

На балу Павел Петрович встретил княгиню Р., которая сломала ему жизнь и карьеру. Очаровательная кокетка вскружила голову молодому капитану, желавшему, как обычно, весело развлечься. Женщина околдовала его своим неуравновешенным характером. Она была для заядлого сердцееда загадкой.

Кирсанов влюбился, но княгиня отвергла его любовь, а вскоре уехала за границу. Он вышел в отставку и отправился вслед за ней. Но она избегала его, и Кирсанов вернулся в Россию. Когда Павел Петрович узнал о смерти княгини Р., он уехал жить в деревню к брату.

На момент повествования ему около 45 лет.

Внешность

Расставшись с высшим светом, Павел Петрович не бросил своих аристократических привычек. Его поседевшие волосы аккуратно уложены, он чисто выбрит и одет с иголочки, как английский сэр.

«Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит».

«…от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно „благородными“ духами…» Особое внимание Базаров обратил на его ухоженные ногти («Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!») Кирсанов всё ещё красив, худощав и строен.

Характер

Павел Петрович добр и нежен с племянником и братом. Он всегда помогал Николаю в трудную минуту. Кирсанов по-доброму относится к Фенечке. По всей видимости, Павел Петрович любит молодую женщину, поэтому и уезжает после свадьбы Фенечки и Николая Петровича в Дрезден, чтобы не нарушить их покой.

Брат Николай не раз указывает на такие положительные черты характера Павла Петровича, как честность, благородство, великодушие.

Тургеневым же подчёркнуты такие черты его характера как желчность, насмешливость, гордость и самолюбие. Но автор упоминает и о том, что Павел Петрович всегда вступался за крестьян, правда при разговоре с мужиками он морщился и нюхал одеколон.

По отношению к Базарову Павел Петрович проявляет неприязнь и настороженность. Однако, когда Евгений с Аркадием уехали на время в город, он скучал без Базарова. Евгений своими спорами вдохнул в Кирсанова жизнь, несмотря на не мирный исход словесных битв.

Тургенев часто подчёркивает тоскливое одиночество этого человека, его чужеродность в этом доме. Даже в своём кабинете, обустроенном в английском стиле, он сидит потерянный и одинокий, держа в руках неразрезанный номер английской газеты.

И всё-таки это сильный человек. Роковая любовь его хоть значительно подкосила, но не сломала полностью. Кирсанов стал затворником, но не опустился, а остался всё таким же франтом, заботящимся о своей внешности и образованности.

Кирсанов и Базаров

Ненависть вспыхнула в Павле Петровиче Кирсанове с первых же минут появления в доме Базарова. Это чувство видно уже с первой встречи, когда Кирсанов не подал руки Евгению.

В дальнейшем их взаимная неприязнь только усиливается. Особенно обостряется она во время споров, в которых Базаров выводит Павла Петровича из себя, доводя до бешенства.

Во время стычек спокойное красивое лицо Кирсанова становится старше и на нём явно читаются раздражение и ярость.

Отношения Базарова и Кирсанова наиболее ярко показывают конфликт не только «отцов» и «детей», но и представителей разных течений: «либералов» и «разночинцев». И, несмотря на то, что многие суждения Базарова абсурдны и несостоятельны (отрицание любви, искусства), в спорах с Кирсановым он выходит победителем, благодаря невозмутимому спокойствию.

Заключение

Несмотря на все положительные качества характера: острый ум, аристократизм, хорошие манеры, Павел Петрович становится ненужным обретшим семейное счастье родственникам, и вынужден покинуть страну.

Образ Павла Петровича Кирсанова представляет собой портрет целого поколения «старых аристократов», которое, не желая мириться с новыми реалиями жизни, остаётся непонятым и одиноким.

Ссылка на основную публикацию