Анализ стихотворения «К Чаадаеву» (А. Пушкин)

  • Любви, надежды, тихой славы
  • Недолго нежил нас обман,
  • Исчезли юные забавы,
  • Как сон, как утренний туман;
  • Но в нас горит еще желанье,
  • Под гнетом власти роковой
  • Нетерпеливою душой
  • Отчизны внемлем призыванье.
  • Мы ждем с томленьем упованья
  • Минуты вольности святой,
  • Как ждет любовник молодой
  • Минуты верного свиданья.
  • Пока свободою горим,
  • Пока сердца для чести живы,
  • Мой друг, отчизне посвятим
  • Души прекрасные порывы!
  • Товарищ, верь: взойдет она,
  • Звезда пленительного счастья,
  • Россия вспрянет ото сна,
  • И на обломках самовластья
  • Напишут наши имена!

Краткое содержание

Стихотворение «К Чаадаеву», написанное в 1816 году, по жанру принадлежит к гражданской лирике, посланию с элементами философских размышлений. Поэтому в нем отсутствует сюжетная составляющая, оно практически не содержит ярких эмоций и образов. Пушкин всего лишь делится с другом своими взглядами, выражает свое отношение к сложившейся ситуации.

Уже в первых строках ощущается тенденция ухода поэта от недавнего, так любимого им романтизма. Все те чувства, которые раньше вызывали бурю эмоций – любовь, страдание, ревность, надежду сегодняшний Пушкин считает мальчишеством. Он уверен, что им уже не место в стране, раздираемой политическими разногласиями из-за отсутствия справедливости и свободы.

В стихотворении звучит призыв отдать всего себя служению России. В это понятие поэт вкладывает защиту родины и простого народа от ее поработителей-самодержцев. Слова, которые он использует (свобода, звезда, товарищ и др.) вполне можно назвать революционными.

Финальная фраза «И на обломках самовластья напишут наши имена!» говорит о решимости встать в один ряд с теми патриотами, задача которых – свержение самодержавия и проведение реформ.

Анализ

История создания

Это стихотворное послание поэт адресовал Петру Чаадаеву, философу и публицисту, дружба с которым началась еще в Царском Селе. Своими идейными убеждениями и взглядами на состояние общества Пушкин во многом обязан влиянию этого человека.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» (А. Пушкин)

П.Я. Чаадаев

Знакомство юного Александра с Петром Чаадаевым состоялось в 1816 году, когда оба молодых человека встретились в доме русского литератора и историка Н.М. Карамзина. В ту пору Чаадаев был назначен адъютантом лейб-гвардейского полка в Царском Селе и имел за плечами военный опыт, приобретенный в сражениях с французами.

Его всесторонняя образованность покорила молодого лицеиста, разделявшего гражданскую позицию Петра Яковлевича. Молодых людей сблизила общность взглядов на многие вещи, хотя, они много и часто спорили о методах борьбы с монархией и о государственном устройстве.

Послание, написанное вскоре после окончания лицея, пропитано юношеским максимализмом, и его можно назвать продолжением этих споров. Молодой поэт отдавал предпочтение революционному методу борьбы, в чем с ним не соглашался Чаадаев, которому претило любое проявление насилия.

Вольнолюбивый характер послания стал причиной отказа в публикации, более того, стихотворение было внесено в список запрещенных. Несмотря на это, оно моментально распространилось в рукописном варианте, причем, каждый, кто переписывал текст, старался дополнить его чем-то своим.

В итоге появилось почти семьдесят вариантов этого произведения. Стихотворение все-таки было опубликовано в 1829 году в «Северной звезде», несмотря на то, что Пушкин был категорически против искаженного варианта. В первозданном виде стихотворение появилось лишь в 1901 году.

Впоследствии друзья окончательно разошлись во взглядах, однако, сближало их то, что оба подвергались постоянным гонениям и считались опальными. В итоге, Петр Чаадаев был объявлен сумасшедшим, а Пушкин за свою недолгую жизнь неоднократно подвергался политическим репрессиям и ссылкам.

Персонажи и образы

Несмотря на то, что послание адресовано конкретному человеку, образ Чаадаева вырисовывается очень смутно. Звучит лишь призыв-обращение посвятить отчизне «души прекрасные порывы». Скорее всего, у Пушкина была цель – этим неясным образом замаскировать истинное назначение произведения.

Образ России Пушкин олицетворяет фразой: «Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье». Светлому чувству любви к родине противопоставлена ненависть к царскому режиму, не позволяющему ей дышать и свободно развиваться. Пушкин страстно желает помочь ей сбросить оковы «гнета власти роковой».

Прибегая к ярким сравнениям, поэт описывает прекрасное время молодости, «пока сердца для чести живы», сравнивая ожидание перемен с томлением любовника, предвкушающего «минуты верного свиданья».

Композиция

Композиционно в произведении можно выделить три части. Первая – это прошлое, когда герои еще были полны ожиданием «любви, надежды, тихой славы».

Но все растворилось, словно в тумане, и во второй части читатель видит суровую действительность – отчизна страдает и взывает к помощи.

В третьей части автор пытается нарисовать светлое будущее, которое должно наступить после падения «самовластья». Стихотворение представляет собой монолитный текст, без деления на строфы.

Жанр

Определение жанра данного произведения не вызывает затруднений – это послание, но послание не только другу, но и обществу в целом. Литературное направление – реализм.

По роду литературы стихотворение относится к лирике. Здесь можно выделить несколько ее разновидностей: гражданская (переживания за судьбу отечества); любовная (томление влюбленного перед свиданием); философская (размышления о прошлом и будущем).

Размер и средства художественной выразительности

При написании «К Чаадаеву» Пушкин использовал четырехстопный ямб. Рифма в первых четырех стихах – перекрестная (АБАБ), в следующих четырех – опоясывающая (ВГГВ) и последние пять строк оформлены не совсем обычной рифмовкой по типу ДЕДЕД.

Произведение написано четким, выразительным языком. Использование таких слов, как «вольность», «власть», «свобода», «отчизна» еще раз подчеркивает его принадлежность к гражданской лирике.

Словосочетания «горит желанье» (единственная метафора в тексте), «свободою горим», «души прекрасные порывы» раскрывают душевное состояние поэта.

Художественные образы создаются с помощью эпитетов: «нетерпеливая душа», «юные забавы», «роковая страсть» и сравнений: «как ждет любовник молодой», «как сон, как утренний туман».

Проблематика и основная идея произведения

Пушкин поднимает в стихотворении очень важную для себя и для общества проблему свободы слова, мыслей и действий. Его эмоциональная смелость писать об этом практически не завуалированно, объясняется его молодостью, потому что зрелый и поздний Пушкин, уставший от постоянных преследований и ссылок, намного сдержаннее в выражении своих чувств.

Произведение принято рассматривать, как патриотический порыв и призыв к свержению существующего строя, побуждение декабристов к действию. Но основная идея была несколько иной. Для Пушкина это, прежде всего, послание к другу, отношениями с которым он очень дорожил.

Он не сомневался, что Чаадаеву предначертано войти в историю России, как вершителю благих дел. Данное послание – это задушевная товарищеская беседа на волнующие поэта темы: состояние дел в обществе, положение в нем поэта, человеческое взросление и наступление зрелости.

Актуальность этого пушкинского творения бесспорна. Современному читателю оно демонстрирует пронзительную любовь к родине, стремление сделать ее лучше и счастливее, не взирая ни на какие обстоятельства.

Стихотворение Пушкина "К Чаадаеву": анализ стиха

Стихотворение «К Чаадаеву» было написано А.С. Пушкиным, когда ему было 19 лет. В этом юношеском возрасте молодым людям зачастую кажется, что они познали жизнь, все испытали и все знают.

Молодой поэт мечтал о служении Отечеству, о том, чтобы сделать Россию великой и счастливой. К этому же он призывает своего лучшего друга, офицера семеновского полка Петра Чаадаева.

Стихотворение «К Чаадаеву» отражает действительное настроение молодежи XIX века.

К сожалению, умы девятнадцатилетних в ХХI веке не стремятся к служению Отечеству и своему народу. Лозунг нашего века – каждый сам для себя.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» (А. Пушкин)

Стихотворение написано в форме дружеского послания. Жанр стиха – гражданская лирика, зародившаяся в начале XIX века на фоне роста гражданской сознательности у молодых дворян. В этом большую роль сыграла война 1812 года.

Офицеры по иному стали смотреть на крестьянство, поднявшее «дубину народной войны» на французское нашествие. Прогрессивная дворянская молодежь задалась целью, прежде всего, добиться отмены крепостничества.

И только самые радикальные умы стремились к свержению самодержавной власти.

Сам Пушкин был натурой страстной и пылкой. Этой самой страстности опасались его друзья, стараясь держать талантливого поэта на некотором расстоянии от своих замыслов и тайного общества. Но эта страстность выразилась в рассматриваемом произведении.

Анализ стиха «К Чаадаеву» требует сказать несколько слов о композиции. Стихотворение состоит из трех частей, разделенных на временные отрезки – прошлое, настоящее и будущее.

Прошлое – это беззаботное отрочество, наполненное мечтами о любви, о будущей славе. Это четверостишие написано в спокойном лирическом тоне.

Настоящее — гнет власти роковой, ожидание минуты вольности святой, стремление что-то для этого совершить. В этой части слышится призыв к действию.

И, наконец, будущее:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Читайте также:  Женские образы в романе «Доктор Живаго» (Б. Пастернак)

Здесь звучит патетика.

Пушкин, сам того не подозревая, выразил этим стихотворением настроение участников различных тайных обществ, вышедших впоследствии на Сенатскую площадь Санкт-Петербурга.

Стихотворение изложено четырехстопным ямбом. Перекрестная рифма чередуется с кольцевой. Женские (безударные) строфы чередуются с мужскими.

Интерпретация стихотворения «К Чаадаеву» вызывает противоречивые толкования и споры различных критиков. Находятся и такие, кто считает, что это произведение было написано не Пушкиным.

Некоторые Пушкинисты считают, что тон стихотворения не революционный, что Пушкин просто нахваливает своего единомышленника за то, что мировоззрения Чаадаева совпадают с его собственными.

Но если вспомнить о том, что Чаадаев был на 5 лет старше поэта, и уже занимал определенное положение в обществе, подобная интерпретация выглядит неубедительно. Нельзя забывать и о том, что сами будущие декабристы увидели в этом произведении призыв к действию.

Тот факт, что Пушкин в разное время посвятил Чаадаеву 5 посланий, говорит о том, что он дорожил дружбой с этим блистательным офицером, философом и публицистом, преклонялся перед ним.

Краткий анализ стихотворения «К Чаадаеву» по плану

1. История создания

Стихотворение «К Чаадаеву» своим вольнолюбивым настроем, красноречием, пылкостью чувств явно говорит, что принадлежит раннему Пушкину.

Действительно, оно написано в 1818 году, практически сразу после окончания Лицея.

Посвящая эти строки старшему другу – Петру Чаадаеву, молодой поэт искренне верил в торжество справедливости, смелость и свободу взглядов, творчества.

Впоследствии Пушкин и Чаадаев разошлись в мировоззрениях. Однако оба были гонимы правительством за свои взгляды. Петра Чаадаева вообще признали сумасшедшим. Пушкина неоднократно ссылали.

Однако все это еще впереди, а пока гениальный юноша пишет вот такое стихотворение и адресует его старшему товарищу.

Широкая публика увидит текст гораздо позже: в 1829 году, да и то напечатанный с серьезными правками. Причем, Пушкин не даст официального согласия на искаженную публикацию, однако все равно «К Чаадаеву» будет представлено в «Северной звезде».

2. Литературное направление

Без сомнения, произведение относится к романтизму.

3. Род

По роду литературы это лирика.

4. Жанр

Жанр тоже определяется очень просто, это дружеское послание.

5. Проблематика

Автор завуалировано поднимает проблему свободы и несвободы. Прежде всего, творческой, но так же и человеческой – свободы слова, выражения мыслей, действий.

Пока еще поэт не боится говорить об этом открыто, яростно, вдохновенно. Поздний Пушкин, устав от постоянных гонений, был более сдержан в высказываниях и проявлении чувств.

Такая эмоциональность характерна именно для раннего периоды творчества великого русского гения.

6. Тематика

Формально стихотворение написано на тему дружбы, что и определяется самим жанром. Однако это только внешняя сторона.

  • Автора явно волнуют совсем иные темы: гласность, свобода выражения мыслей.
  • Если посмотреть глубже, то гений намекает на свержение существующего строя, иначе откуда появляются эти красноречивые строчки?
  • Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
  • Напишут наши имена!

Учитывая тонкости содержания, можно говорить уже и о гражданской лирике, в которой четко отображена позиция автора.

7. Идея

Прежде всего, Пушкин написал стихотворение, чтобы поддержать друга.

Но так же в тексте он выразил собственные политические взгляды, весьма прогрессивные для того времени.

8. Пафос

  1. Рассматриваемое стихотворение буквально бурлит эмоциями.
  2. Читатель улавливает и нотки гнева, возмущения, и искреннюю преданность автора не только дружбе, но и своим идеалам.
  3. В тексте сквозит уверенность в лучшем будущем, в том, что когда-нибудь существующий строй изменится, и все будет совсем по-другому!

9. Система образов

Стихотворение является посланием к Чаадаеву, но образ друга Пушкин практически не прописал. Он только обращается к нему, призывая отчизне посвятить «души прекрасные порывы». Александр Сергеевич словно поддерживает, вдохновляет Петра Яковлевича.

  • Автор рисует образ родины, олицетворяя ее:
  • Нетерпеливою душой
    Отчизны внемлем призыванье.
  • Здесь чувствуется любовь к Отчизне, страстное желание помочь ей освободиться от «гнета власти роковой».

Писатель в красивых сравнениях описывает молодость, юность, когда еще сердца горят сильными чувствами. Не зря он сравнивает ожидание прихода нового режима, более вольного и свободного, с томлением любовника, торопящего миг назначенного свидания.

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей тут несколько, и образ Чаадаева не является главным.

Скорее, поэт строит свое произведение на противопоставлении свободной Отчизны и угнетающей, несправедливой власти.

В этом смысле фигура Петра Яковлевича, к которому Пушкин обращается, служит как бы формальным прикрытием истинного посыла стихотворения. Получается гораздо более глубокий, сложный текст.

Мы наблюдает яркую художественную антитезу: с одной стороны, любимая родина, с другой – ненавистное самодержавие, не дающее ей развиваться правильно и гармонично. С одной стороны, страстное желание свободы, с другой – царский режим, при котором ни шагу нельзя сделать в сторону, будешь крепко наказан.

11. Лирический герой

Лирическим героем является творческая проекция личности самого автора. Это говорит Пушкин, это его мысли слышит читатель, его эмоции воспринимает.

12. Сюжет

Как такового, сюжета нет.

Как и в любой гражданской лирике, поэт высказывает собственные взгляды, идеи, открывает личное видение сложившейся ситуации.

В конце он выражает искреннюю надежду, что неправедный строй будет свержен, и наконец-то, люди освободятся от царского гнета. И, конечно, учтут заслуги тех, кто привел их к этой победе – певцов, провозглашающих либеральные взгляды.

13. Композиция

  1. В произведении можно выделить три части.

  2. В первой повествуется о молодом, вдохновенном лирическом герое и его друге, которые жили в своем собственном, красивом мире:
  3. Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
  4. Как сон, как утренний туман

Однако все это развеялось очень быстро. Условно назовем первую часть прошлым.

Вторая часть – суровое настоящее. Открываются глаза не только у персонажей произведения, но и самого читателя: отчизна стонет, зовет на помощь.

Третья часть – это попытка заглянуть в будущее. Пушкин рисует совсем другой порядок, когда уже «самовластье» пало.

Учитывая, что мотивы призывов повторяются и в начале, и в конце стихотворения, можно назвать композицию кольцевой.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык стихотворения точный, меткий и выразительный. Используется много слов, относящихся к свободе, существующему политическому строю, что опять же подтверждает гражданскую направленность лирики: «власть», «отчизна», «вольность», «свобода».

Автор использует слова возвышенного стиля, чтобы подчеркнуть значимость, торжественность послания.

Кроме того, очень много глаголов, прилагательных и словосочетаний, характеризующих внутреннее состояние Пушкина: «свободою горим», «горит желанье», «души прекрасные порывы» и т.д.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

Рифма разнообразная:

  • перекрестная по типу АБАБ (первые четыре стиха, например),
  • опоясывающая ВГГВ (следующие четыре стиха).
  • Последние пять строчек зарифмованы особенно интересно: ДЕДЕД.

На строфы разделения нет.

16. Средства художественной выразительности

Для создания необходимых художественных образов Пушкин использует множество эпитетов: «юные забавы», «роковая власть», «нетерпеливая душа».

А также сравнения « как сон, как утренний туман», «как ждет любовник молодой».

Кроме того, автор олицетворяет отчизну: «Отчизны внемлем призыванье». А вот метафора только одна: «горит еще желанье».

17. Значение произведения

Произведение воспевает любовь к своему отечеству, что всегда значимо для любого человека. Кроме того, оно помогает понять настроения молодого Пушкина.

18. Актуальность

Именно из-за своего патриотического содержания, бессмертное творение великого гения будет актуально всегда.

19. Моё отношение

Мне нравится это стихотворение именно своим эмоциональным фоном. С помощью него я могу узнать, каким был молодой Пушкин: что его волновало, какие настроения владели им.

20. Чему учит

Оно учит любить родину и всегда, несмотря ни на какие обстоятельство, верить и стремиться к лучшему будущему для Отчизны и народа.

Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» – полный разбор по плану

Время на чтение: 10 минут

Об авторе произведения

Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) — великий русский поэт, драматург и прозаик. Автор знаменитых романов «Евгений Онегин» и «Дубровский», поэмы «Руслан и Людмила», сказок для детей и других произведений.

Впервые стих поэта был опубликован в 1814 году в журнале «Вестник Европы». Он носил название «К другу-стихотворцу».

В 1817 году по окончании Царскосельского лицея Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел и продолжил заниматься литературным творчеством.

На взгляды поэта значительное влияние оказали труды Радищева, Фонвизина, Жуковского, Батюшкова. В период 1817—1820 годов политическая лирика поэта («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву») вызвала гнев Александра I. От ссылки в Сибирь Пушкина спасло заступничество Крылова, Жуковского и Карамзина. Наказание заменили ссылкой на юг России.

При жизни поэта многие его произведения не печатались из-за цензуры (например, поэма «Медный всадник»). С 1836 г. поэт издавал свой журнал «Современник»,где впервые была опубликована повесть «Капитанская дочка».

Читайте также:  Пример итогового сочинения по направлению «Гордость и смирение»

Однако журнал не пользовался популярностью. В 1837 г. автор был смертельно ранен на дуэли Жоржем Дантесом.

После его смерти император Николай I распорядился оплатить долги поэта и обеспечить его семью средствами.

Создание стихотворения

Интересной является история создания стихотворения «К Чаадаеву». А.С. Пушкин был неравнодушен к трудностям, которые возникли в обществе после европейской кампании Александра I.

Страна была в бедственном положении, что вызывало революционные настроения среди думающей интеллигенции.

До декабрьского восстания 1825 года оставалось совсем немного времени, недовольство правлением самодержца возрастало.

Идея стихотворения «К Чаадаеву» возникла у Пушкина вполне закономерно. Он хотел поделиться с другом своими размышлениями о том, что происходит в обществе, и надеждами на светлое будущее страны. Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) был близким другом поэта по лицею и разделял его революционные взгляды. Ему и посвящен стих, написанный в 1818 г.

В возрасте 19 лет Пушкин жил в столице, он еще не знал наказаний со стороны властей за вольномыслие и написание произведений революционного направления. Адресованный другу стих спровоцировал его первую южную ссылку в 1820 году.

Характеристика и анализ

Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в девятом классе. Но прежде стоит познакомиться с текстом стихотворения.

Сюжет послания развивает мысль о становлении личности гражданина и патриота. Его начало вызывает грустные эмоции: поэт говорит об обманчивых надеждах былой юности.

Все мечты о свободе и славе столкнулись с реальностью и обернулись сном, который развеялся в считаные секунды.

Большинство современников улавливало в первой части стихотворения истинное отношение к эпохе правления Александра I, который придерживался либеральных взглядов.

Вторая часть послания — антитеза. Нетерпеливая душа героя испытывает порывы свободолюбия. Он стремится защищать не свои интересы, а выступает за нужды родины.

Это зрелый шаг на нелегком пути становления гражданина своей страны и важное условие для проявления «вольности святой».

Поэт убежден, что Россия проснется, когда каждый ее гражданин станет неравнодушным и внесет свой вклад в судьбу страны.

При всей пылкости, свойственной девятнадцатилетнему юноше, поэт осознавал, что в России есть силы, которые будут всячески препятствовать пробуждению. Порывам «нетерпеливой души» у него противопоставлен «гнет власти роковой».

Однако Пушкин убежден, что лучшие годы жизни следует посвятить Отчизне, тогда патриотов будет ждать посмертная слава. В концовке на это указывает выразительная фраза: «на обломках самовластья напишут наши имена».

Кратко проведя художественный разбор, можно подытожить:

  1. Жанр стихотворения — дружеское послание. Ему свойственна адресация к определенному человеку, призывание к действию, выражение идей, надежд. До XIX века подобный жанр носил название «эпистола». Стиль стихотворения — романтический.
  2. Композиция. Произведение написано по принципу «теза-антитеза» (контраст). В первой части упоминается прошлое (наивная юность). Вторая треть посвящена настоящему, остальное — будущему. Открывает и закрывает композицию мотив пробуждения страны от сна. Отсюда несложно понять, что поэт пребывал в приподнятом эмоциональном состоянии.
  3. Стихотворный размер — четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмой. С его помощью произведение выглядит легким, воодушевляющим.
  4. Темы стихотворения «К Чаадаеву» — патриотизм и дружба. На патриотизме основано все произведение. Лирический герой не только видит проблемы, существующие в России, но и готов принять участие в их разрешении. Нет мысли бежать из страны, но есть надежда на светлое будущее. Обращаясь к Чаадаеву, поэт пытается развеять пессимистичное настроение друга. Он мотивирует Чаадаева на достижение целей вопреки препятствиям и искренне верит, что тот сможет раскрыть свой потенциал.
  5. Метафоры (выражения, употребляемые в переносном значении). «Горит еще желанье».
  6. Оксюморон (остроумное сочетание противоречивых понятий). «Тихой славы».
  7. Инверсия (перестановка частей фразы для придания ей особой выразительности). «Власти роковой».
  8. Эпитеты (художественно-образные определения, подчеркивающие наиболее существенный признак предмета или явления). «Утренний туман», «власти роковой».
  9. Сравнение. «Как сон, как утренний туман».

Стихотворение насыщено общественно-политической лексикой («власть», «гнет», «честь»), что присуще раннему творчеству декабристов. Оно распространялось практически анонимно среди петербургской интеллигенции и было напечатано в альманахе «Северная звезда» в 1829 году (после восстания декабристов).

Режиссер Владимир Мотыль взял строчку из него для названия киноленты о судьбе людей, вышедших в 1825 году на Сенатскую площадь. Фильм 1975 года носит название «Звезда пленительного счастья».

Главная мысль

Основная мысль стихотворения «К Чаадаеву» состоит в том, что путь к справедливости и светлой цели не бывает простым, а противников может быть несколько: внешний (самовластие) и внутренний (уныние), о чем напоминает Чаадаеву поэт.

Идея Пушкина в том, что нельзя опускать руки. Следует бороться за свою свободу, проявляя настойчивость. Нельзя отказываться от намерений, встретив на пути помехи. Для молодого возвышенного юноши истинная цель — подарить свободу своему народу.

В произведении рассматриваются две главные проблемы для поэта:

  1. Самовластие. Поэту небезразлична ситуация, которая происходит в стране из-за тиранического политического режима. Он чувствует гнет роковой власти и стремится найти путь избавления о нее. Однако в одиночку добиться счастья для народа невозможно, поэтому поэт ищет помощи у друга.
  2. Отчаяние. Испытав воздействия юношеских иллюзий, Пушкин четко осознает, как горько обмануться мечтами. Очевидно, что такие же чувства возникают и у адресата послания. Но Пушкин сумел победить уныние, воспрянул духом. Того же он ждет от Чаадаева.

Исходя из смысла стихотворения, возникает вопрос: почему Пушкина не было на Сенатской площади в день, когда многое можно было изменить? Накануне, узнав о смерти Александра I, поэт намеревался выехать из Михайловского (ныне – Псковская область), где был в очередной ссылке, и присоединиться к декабристам. Однако дорогу его повозке дважды перебежал заяц, а слуга заболел лихорадкой. Он взял другого человека, но навстречу вышел поп. Всего этого было достаточно, чтобы суеверный поэт отказался от плана ехать в Петербург.

Восстание закончилось трагически: 5 повешенных (близкие друзья автора), 120 сосланных на каторгу и сотни разжалованных военных. Неизвестно, как бы сложилась судьба Пушкина, если бы он принял в нем участие. В селе Михайловском установлен памятник зайцу, перебежавшему дорогу поэту. Надпись на нем гласит, что до Сенатской площади — 416 верст.

Стихотворение юного Пушкина «К Чаадаеву» проникнуто любовью к родине, горячим призывом к свободе, верой в светлое будущее России. В будущем поэт адресовал другу еще несколько произведений.

Это свидетельствует о том, что он дорожил этим блестящим философом и публицистом, преклонялся перед его талантом.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» А.С. Пушкин: история создания, характеристика лирического героя, тема, композиция

В этой статье сделан краткий и полный анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву».

Содержание

  • Стихотворение «К Чаадаеву» поэта Пушкина: план, текст
  • Краткий, небольшой анализ стихотворения «К Чаадаеву» поэта Александра Сергеевича Пушкина — 7, 8, 9 класс: история создания, жанр, размер, направление для презентации, урока-анализа
  • Стихотворный анализ вольнолюбивой лирики «К Чаадаеву» поэта Александа Сергеевича Пушкина: тема, идея, композиция
  • Анализ стихотворения «К Чаадаеву» поэта А.С. Пушкина: средства выразительности
  • Анализ стиха «К Чаадаеву» поэта А.С. Пушкина: характеристика лирического героя, проблема, критика
  • Полный, комплексный, подробный, идейно-художественный, письменный анализ лирического стихотворения поэта Пушкина «К Чаадаеву»: сочинение
  • Анализ стихотворения «К Чаадаеву» поэта А.С. Пушкина: вывод
  • Видео: Аудио-книга — Александр Сергеевич Пушкин — К Чаадаеву

Стихотворение «К Чаадаеву» Пушкина сыграло ключевую роль как в судьбе самого поэта, так и в жизнях его близких друзей. Неудивительно, что оно имело влияние и на движение декабристов в целом.

«К Чаадаеву» относится к тем творениям поэта, которые были написаны в ранний период. Можно сказать, что это послание другу и соратнику.

Ниже вы найдете анализ этого стиха с описанием основной мысли, раскрытием направления, жанра, темы и идеи. Читайте далее.

Стихотворение «К Чаадаеву» поэта Пушкина: план, текст

Поэт не хотел публиковать свое творение «К Чаадаеву», поскольку понимал, что работа весьма провокационная. Тем не менее, стихотворение получило распространение независимо от его желания.

Кстати, именно благодаря содержанию данного творения, контроль над поэтом Пушкиным ужесточился, и он был отправлен в ссылку.

Однако после ссылки поэт начал писать лирику, к примеру, «Я вас любил» и другие.

План стиха:

  1. С чем ассоциирует поэт юные забавы?
  2. Чего ждут декабристы «под гнетом власти роковой»?
  3. Кому автор призывает посвятить прекрасные порывы души?
  4. Где Пушкин ожидал увидеть имена — свое и своих друзей?

Вот текст этого известного творения:

Читайте также:  Краткое содержание сказки В. Каверина «Песочные часы»

Стихотворение «К Чаадаеву» поэта Пушкина

Краткий, небольшой анализ стихотворения «К Чаадаеву» поэта Александра Сергеевича Пушкина — 7, 8, 9 класс: история создания, жанр, размер, направление для презентации, урока-анализа

Стихотворение «К Чаадаеву» поэта Пушкина

История создания каждого произведения Пушкина интересная. Одни творения появились, когда поэт был в ссылке, другие — в порыве души, а третьи — через некоторое время после написания.

Вот краткий, небольшой анализ стихотворения «К Чаадаеву» поэта Александра Сергеевича Пушкина — 7, 8, 9 класс, с историей создания, описанием жанра, размера, направления для презентации и урока-анализа:

Творение было написано в ту пору, когда Пушкин еще не разошелся во взглядах со своим старшим товарищем, Петром Чаадаевым, а напротив, видел в нем наставника, человека более умудренного жизнью.

Стоит отметить, что свободолюбие и объединяло этих людей. Кстати, Чаадаев был членом декабристской организации, а за свое «философское письмо» и вовсе был объявлен душевнобольным.

Что же касается Пушкина, тогда он состоял в «Зеленой лампе», и также критиковал существующий режим императора.

Что же касается жанра, произведение можно отнести к гражданской лирике, воспевающей свободу и вольнодумство. Именно поэтому оно по праву считалось настоящим гимном декабристов. Впрочем, присутствует и дружеский тон – однако, он граничит с твердой и стойкой гражданской позицией.

Пушкин не изменяет себе и пишет привычным четырехстопным ямбом, со своими уже полюбившимися средствами выразительности. Очень интересен тот факт, что дружелюбие, с которым он обращается в стихотворении к соратнику, граничит со свободолюбивыми мыслями настоящего «революционера» и борца.

Стихотворный анализ вольнолюбивой лирики «К Чаадаеву» поэта Александа Сергеевича Пушкина: тема, идея, композиция

Стихотворение «К Чаадаеву» поэта Пушкина

Конечно же, всякий мыслящий человек понимает, что основная тема данного творения – вовсе не дружба.

Поэт воспевает свободу, верит в то, что справедливость восторжествует, что она воцарится, что страна пробудится ото сна и заживет лучшей жизнью. Именно поэтому главная линия – политическая. Кстати, данный материал вполне походит на агитационный.

Что-то подобное и есть в другом творении автора «Анчар» — данное произведение вы найдете по этой ссылке. 

Несмотря на то, что Пушкин использует простой слог, он умудряется лаконично выразить свою позицию, а также взгляды на будущее. Впрочем, подобные мысли разделяли и все декабристы того времени. Вот стихотворный анализ вольнолюбивой лирики «К Чаадаеву» поэта Александра Сергеевича Пушкина с описанием идеи и композиции:

Видно, что литератор пропитан духом свободы, верит в перемены, и, если нужно, пожертвует своими принципами ради великих идеалов и освобождения страны. Что же касается композиции, стих делится на три раздела:

  1. В первом — наивный и юный автор мечтает о любви и славе. Его иллюзии рассеиваются, подобно туману. Это логично – ведь имеет место внутреннее и внешнее взросление.
  2. Во второй части, он избавился от юношеской наивности, но не смирился с тем, что происходит в стране. Он надеется на исправление всех политических ошибок и счастливый исход, понимая, что под лежачий камень вода не течет, следовательно, необходимо бороться.
  3. А вот в третьем кусочке творения поэт уже смотрит в будущее, видит Россию обновленной, пробудившейся. А себя и прочих борцов – увековеченными.

Кстати, подобный факт не выглядит как проявление самовлюбленности. Но композиция закольцовывается – это происходит, потому, что мотив пробуждения имеется как в третьей, так и в первой части.

Меняются и эмоции — поначалу герой печален (потому, что юношеские надежды оказались напрасными). Однако ближе к концу стихотворения настроение сменяется на боевое – поэт верит, что все возможно, но нужно встать единым фронтом, объединить усилия и бороться за счастье государства.

Без сомнения, творение автобиографичное – ведь в нем отображена позиция самого Александра Сергеевича в те годы, его протест против существующей действительности и желание во что бы то ни стало изменить ситуацию. Герой полагает, что Россия может стать великой державой, однако для этого нужно менять «систему» и менять в корне. Иначе прогресс будет недостижим.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» поэта А.С. Пушкина: средства выразительности

Стихотворение «К Чаадаеву» поэта Пушкина

Средства выразительности в стихотворении «К Чаадаеву» поэта А.С. Пушкина представлены широко. Имеются даже оксюмороны («тихой славы»). Сразу бросаются в глаза:

  • Сравнение — «как сон, как утренний туман», «как ждет любовник молодой минуты верного свидания».
  • Обращение — «мой друг».
  • Инверсия — «власти роковой», эпитеты «юные забавы», «утренний туман».
  • Метафора всего одна – «горит еще желанье».
  • Метонимия — «звезда пленительного счастья».

Убедительности придает четырехстопный ямб. Поэт выражает мысль ярко, размашисто. Последняя строфа выделяется, так как она состоит из пяти строк.

Анализ стиха «К Чаадаеву» поэта А.С. Пушкина: характеристика лирического героя, проблема, критика

Стихотворение «К Чаадаеву» поэта Пушкина

Нередко в своих произведениях поэт А.С. Пушкин представлял себя в образе героя. Есть такой прием и в стихе «К Чаадаеву». Вот анализ этого творения с характеристикой лирического героя, проблемой и критикой:

Без сомнения, лирический герой в этом произведении – это сам Пушкин. Обращаясь к своему другу и союзнику (а точнее, даже старшему товарищу и наставнику), он выражает не только свои мысли, но и прямой призыв к действиям. В самом начале он дает понять, что то, о чем он мечтал в юные годы не нашло воплощения.

Во второй части герой сменяет печальный тон на более бодрый. Он верит, что надежды еще можно приблизить. Однако для этого нужно бороться, не стоять на месте. Он верит, что вместе с единомышленниками сумеет приблизить счастливый для государства час. Подобные мысли постепенно перетекают в размышления о будущем России, которую он видит воспрянувшей.

Полный, комплексный, подробный, идейно-художественный, письменный анализ лирического стихотворения поэта Пушкина «К Чаадаеву»: сочинение

Стихотворение «К Чаадаеву» поэта Пушкина

Писать сочинения на тему стихов Пушкина просто. Ведь все произведения автора понятны и всегда западают в душу уже после первого прочтения. Вот сочинение в виде полного, комплексного, подробного, идейно-художественного, письменного анализа лирического стихотворения поэта Пушкина «К Чаадаеву»:

В творении рассматривается мысль о становлении как государства, так и отдельной личности, которая является патриотом и гражданином. В нем сплелись как разочарование от несбывшихся надежд былых лет, так и неугасшее желание бороться, жить дальше. Учитывая, насколько наивными бывают юные люди, неудивительно, что надежды оказались обманчивы.

Автор мудреет – он считает, что за свободу и славу нужно бороться, они не даются никому просто так. Кстати, большинство современников считают, что стихотворение относится к эпохе правления, Александра I, ярого либерала.

Имеется антитеза и заключена она во второй части. Герой нетерпелив. Его душа трепещет.

Он заражен свободой, и готов распространять этот вирус повсюду, чтобы каждый гражданин испытал подобные эмоции и присоединился, стал таким же «освободителем России».

Примечательно, что прибегая к эпитетам, сравнениям, инверсиям, Пушкин отстаивает в творении в первую очередь государственные интересы, а не свои. Собственные потребности в данном случае вторичны.

Когда же страна сможет проснуться? На самом деле, она сделает это, если каждый человек перестанет быть равнодушным и начнет не только думать о государстве, но и делать что-либо.

Мало того, проявления «святой вольности» можно считать зрелостью каждого гражданина.

Несмотря на молодой возраст, Пушкин понимал, что враги не сдадутся, будут препятствовать возрождению России. Однако он был готов к бою. Мало того, поэт считал, что лучшие годы стоит посвятить борьбе за Отчизну и прекрасно понимал, что некоторые могут не вернуться из этого «боя» — «на обломках самовластия напишут наши имена».

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» поэта А.С. Пушкина: вывод

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» поэта А.С. Пушкина

Заключение к любому сочинению или рассказу также должен быть ярким и запоминающимся. Вот вывод по анализу стихотворения «К Чаадаеву» поэта А.С. Пушкина: 

В творении поэт взывает не только к другу и всем декабристам, но и к сознанию каждого россиянина. Он уверен – чтобы надежды юности сбылись, следует прилагать усилия и бороться с существующей государственной системой.

Стих написан в дружелюбной манере с элементами обращения к человеку, а потом, напротив, переходит в своеобразную «оду свободе» и призыву, подобному революционным гимнам. Автор использует различные средства выразительности, но умеренно. Не изобилует ими. Несмотря на то, что творение было написано в юные годы, в нем чувствуется гражданская зрелость.

Видео: Аудио-книга — Александр Сергеевич Пушкин — К Чаадаеву

Прочитайте по теме:

Ссылка на основную публикацию