Сочинение: Поэты Великой Отечественной войны

Война захлестнула их в свой беспощадный огненный вихрь, не оставив шанса выжить.

Их искренняя и честная лирика протянулась сквозь годы светлой грустью воспоминаний о трепетном юношестве, о больших надеждах и оборвавшихся на полуслове мечтах…

Их жизни и судьбы навсегда останутся на страницах книг, их подвиги будут вечно жить в сердцах многих поколений. Накануне 75-летия Победы рассказываем о поэтах, чьи имена увековечены в словах и рифмах.

24 апреля 2020

Сочинение: Поэты Великой Отечественной войны Фото с сайта ru.wikipedia.org Ещё школьником Майоров начал писать стихи. Он участвовал с ними в школьных вечерах, публиковался в стенгазете. А во время учёбы на истфаке МГУ он становится слушателем поэтического семинара в Литературном институте им. Горького. Руководитель семинара П.Г. Антокольский говорил о Майорове: «Его поэтическая лирика, повествующая об искренней мужской любви, органична в этом поэтическом мире». Летом 1941 года вместе с другими студентами поэт роет противотанковые рвы под Ельней. А уже в октябре он узнаёт о том, что его просьба о зачислении в армию удовлетворена. 8 февраля 1942 года политрук пулемётной роты Николай Майоров был убит в бою на Смоленщине… …Мы были высоки, русоволосы, Вы в книгах прочитаете, как миф, О людях, что ушли, не долюбив, Не докурив последней папиросы. Когда б не бой, не вечные исканья Крутых путей к последней высоте, Мы б сохранились в бронзовых ваяньях, В столбцах газет, в набросках на холсте. (Фрагмент стихотворения «Мы», дата неизвестна)
Сочинение: Поэты Великой Отечественной войны Фото с сайта sovsekretno.ru Муса Мустафиевич Джалилов редактировал детские журналы «Маленькие товарищи» и «Дитя Октября», участвовал в создании Татарского государственного театра оперы и балета, написал для него либретто двух опер. Накануне Великой Отечественной войны Муса Джалиль возглавлял союз писателей Татарии. Поэт ушёл на войну в самом её начале. Он был тяжело ранен и взят в плен в 1942 году, когда воевал на Волховском фронте. В концлагере поэт активно вёл подпольную работу, за что был жестоко наказан и отправлен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме поэт написал цикл стихотворений, которые обрели славу далеко за пределами Родины. В 1944 году палачи тюрьмы Моабит казнили узников, в числе которых был и Муса Джалиль. Поэту посмертно присвоено звание героя Советского Союза. Случается порой Душа порой бывает очень твёрдой. Пусть ветер смерти яростный жесток, Цветок души не шевельнётся, гордый, Не дрогнет даже слабый лепесток. Нет скорби на твоём лице ни тени, Нет в строгих мыслях суеты мирской. Писать, писать — одно тогда стремленье Владеет ослабевшею рукой. Беситесь, убивайте — страха нету. Пусть ты в неволе, но вольна душа. Лишь клок бумаги чистой бы поэту, Огрызок бы ему карандаша. (1943)
Сочинение: Поэты Великой Отечественной войны Фото с сайта poezia.ru Павел Коган родился в Киеве. В 1922 году его семья переехала в Москву, откуда он, ещё будучи школьником, не раз отправлялся пешком по России, чтобы увидеть собственными глазами, как устроен быт только что коллективизированной деревни. Коган поступает в Институт истории, философии и литературы, а позже переводится в Литературный институт имени Горького. Став участником поэтического семинара И. Сельвинского, Коган выделяется среди прочих, как наиболее одарённый поэт. Его стихи пронизаны революционно-патриотической тематикой, но, вместе с тем, литературно более близки к романтизму. Во время войны Коган пытается попасть на фронт, но получает отказ: по состоянию здоровья он был снят с учёта. Тогда поэт решает поступить на курсы военных переводчиков. Его берут сначала переводчиком, а затем назначают помощником начальника штаба стрелкового полка по разведке. 23 сентября 1942 года лейтенант Коган был убит под Новороссийском. В поле темень, в поле жуть — Осень над Россией. Поднимаюсь. Подхожу К окнам тёмно-синим. Темень. Глухо. Темень. Тишь. Старая тревога. Научи меня нести Мужество в дороге. Научи меня всегда Цель видать сквозь дали. Утоли, моя звезда, Все мои печали. (Фрагмент стихотворения «Звезда», 1937 г.)

Сочинение: Поэты Великой Отечественной войны

Сочинение: Поэты Великой Отечественной войны Фото с сайта ru.wikipedia.org Елена с детства сочиняла стихи. В 1933-м она окончила литературный факультет Ростовского пединститута, а затем — Литературный институт имени Горького. Как и многие другие поэты той эпохи, Ширман была участницей литературного семинара И. Сельвинского. Во время учёбы Елена сотрудничала с несколькими ростовскими редакциями, была литературным консультантом газеты «Пионерская правда». С самого начала войны Ширман стала редактором ростовской газеты «Прямой наводкой», где публиковались её боевые сатирические стихотворения. В июле 1942 года поэтесса героически погибла, находясь в одном из районов Ростовской области в составе выездной редакции газеты «Молот». Возвращение Это будет, я знаю… Нескоро, быть может, — Ты войдёшь бородатый, сутулый, иной. Твои добрые губы станут суше и строже, Опалённые временем и войной. Но улыбка останется. Так иль иначе, Я пойму — это ты. Не в стихах, не во сне. Я рванусь, подбегу. И наверно, заплачу, Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель… Ты поднимешь мне голову, Скажешь: «Здравствуй…» Непривычной рукой по щеке проведёшь. Я ослепну от слёз, от ресниц и от счастья. Это будет нескоро. Но ты — придёшь. (1941)
Сочинение: Поэты Великой Отечественной войны Фото с сайта livejournal.com Иосиф Уткин окончил Московский институт журналистики. Стал печататься в 1922 году. Первый литературный успех поэту принесла «Повесть о рыжем Мотеле» (1925). О сборнике Уткина «Первая книга стихов» А. Луначарский говорил: «…музыка перестройки наших инструментов с боевого лада на культурный». Революционный пафос и мягкая лиричность, отличавшие стихотворения Уткина, сделали его поэзию такой популярной в 1930-е. В 1941 году поэт уходит на фронт. После ранения он становится военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб в авиакатастрофе под Москвой в 1944 году. После войны неоднократно издавались сборники избранных стихотворений, а в год его смерти вышел последний сборник «О родине. О дружбе. О любви». Песенка Подари мне на прощанье Пару милых пустяков: Папирос хороших, чайник, Томик пушкинских стихов… Жизнь армейца не балует, Что ты там ни говори!.. Я б хотел и поцелуи Захватить, как сухари. Может, очень заскучаю, Так вот было бы в пути И приятно вместо чаю Губы теплые найти. Или свалит смерть под дубом. Всё равно приятно, чтоб Отогрели твои губы Холодеющий мой лоб. Подари… авось случайно Пощадят ещё в бою, Я тогда тебе и чайник, И любовь верну свою! (1933)
Сочинение: Поэты Великой Отечественной войны Фото с сайта ru.wikipedia.org Борис Костров начал писать стихи с детства. Часто он читал их на школьных вечерах и праздниках. В 1933 году его стихи впервые публикуются в журналах «Резец» и «Звезда». Поэт поступает в Рабочий литературный университет, затем работает в редакции газеты «За колхоз». В 1941 году Костров выпускает книгу стихов «Заказник». С самого начала войны он уходит на фронт. Поэт воевал под Ленинградом, в Карелии, на Калининском фронте, был трижды ранен. Окончив танковое училище, куда Костров был направлен в 1943 году, он возвращается на фронт с самоходной артиллерийской установкой. В марте 1945 года командир самоходки Борис Костров был тяжело ранен при штурме Крейцбурга в Восточной Пруссии, а через три дня умер от полученного ранения в госпитале. После боя Портянки сохнут над трубой, Вся в инее стена… И, к печке прислонясь спиной, Спит стоя старшина. Шепчу: «Товарищ, ты бы лёг И отдохнул, солдат; Ты накормил как только мог Вернувшихся назад. Ты не поверил нам. Ну что ж, В том нет большой беды. Метёт метель. И не найдёшь На небе ни звезды. Твоей заботе нет цены, Ляг между нами, брат. Они снежком занесены И не придут назад». (1943)
Сочинение: Поэты Великой Отечественной войны Фото с сайта poembook.ru Интерес к поэзии у Бориса Смоленского появился ещё в детстве. Со второй половины 30-х он пишет стихи, главная тема которых — морская романтика и отважные люди. Вдохновлённый морем и героическими подвигами, поэт поступает в один из институтов Ленинграда, готовясь стать капитаном дальнего плавания. В это же время он изучает испанский, переводит Гарсию Лорку. В начале войны Смоленский был призван на фронт. В ноябре 1941 года поэт пал в бою. Война не пощадила его фронтовые стихотворения и поэму о Гарсии Лорке, о которых он упоминал в своих письмах близким. Я очень люблю тебя. Значит — прощай. И нам по-хорошему надо проститься. Я буду, как рукопись, ночь сокращать, Я выкину всё, что ещё тяготит нас. Я очень люблю тебя. Год напролёт, Под ветром меняя штормовые галсы, — Я бился о будни, как рыба об лёд (Я очень люблю тебя), и задыхался. (Фрагмент стихотворения, 1939 г.)

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Они сохранили наши души: скромный, но неоценимый подвиг поэтов-фронтовиков

Сочинение: Поэты Великой Отечественной войны instagram.com

Стихи советских поэтов-фронтовиков многие помнят еще со школьной скамьи. Знаменитый герой войны Василий Теркин, созданный талантливейшим писателем Александром Твардовским, собрал в себе все лучшие качества простого советского солдата, неунывающего балагура, который в бою был одним из надежнейших друзей. Солдаты переписывали друг у друга отрывки поэмы, учили их наизусть, собирали вырезки из газет и хранили рядом с фотографиями любимых людей.

Сочинение: Поэты Великой Отечественной войны Александр Твардовский

А такие простые на первый взгляд слова Константина Симонова: «Жди меня, и я вернусь…», вселяли в души людей огромную, безграничную надежду. Эти слова мы помним и сейчас, иногда даже кажется, что они буквально вросли в наши сердца, превратившись со временем в народное произведение. Солдаты, писавшие письма домой, часто вкладывали строки этого стихотворения в конверт.

Сочинение: Поэты Великой Отечественной войны Константин Симонов

Среди одаренных юношей, ушедших на фронт в самом начале войны, был и ярославский поэт Марк Лисянский. Он принял участие во множестве сражений, а затем стал военным корреспондентом и редактором нескольких фронтовых газет. В самом начале своего солдатского пути Марк написал потрясающие строки, которые сегодня нам знакомы во многом благодаря тому, что они являются гимном столицы:

И врагу никогда не добиться,Чтоб склонилась твоя голова,Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

Сочинение: Поэты Великой Отечественной войны Марк Лисянский с женой

Страшно представить на скольких судьбах молодых и одаренных поэтов война поставила крест. Кого-то из них мы знаем, а кто-то, как 23-летний Михаил Кульчицкий, так навсегда и останется известен лишь малому кругу людей. Юноша погиб в бою, успев оставить потомкам лишь строки своих трогательных стихотворений.

Читайте также:  Новый роман во французской литературе

Сочинение: Поэты Великой Отечественной войны Михаил Кульчицкий

Конечно, писали на фронте не только мужчины. Одной из самых известных поэтесс военного времени стала Юлия Друнина.

После начала Великой Отечественной войны, прибавив себе год, шестнадцатилетняя Юлия записалась в добровольную санитарную дружину.

Девушка не раз оказывалась на волосок от смерти, но прошла всю войну, вдохновляя своими стихами однополчан, ведь тогда еще совсем юную поэтессу мало кто знал.

До сих пор не совсем понимаю,Как же я, и худа, и мала,Сквозь пожары к победному МаюВ кирзачах стопудовых дошла.И откуда взялось столько силыДаже в самых слабейших из нас?..Что гадать! — Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

Сочинение: Поэты Великой Отечественной войны Юлия Друнина

В конце хотелось бы вспомнить цитату великого писателя Алексея Толстого: «Казалось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта, должен огрублять, упрощать литературу, укладывать ее в узкую щель окопа… Советская литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа!»

Подарки и скидки для наших читателей

Писатели и поэты-фронтовики

Великая Отечественная война стала одной из самых освящаемых тем русской литературы. Многие авторы военных произведений знали о ней не понаслышке. Писатели-фронтовики это целое поколение истинных патриотов страны, которые опираются в своих книгах на реальные события, зачастую собственный фронтовой опыт. 

Василий Семенович Гроссман 

Сочинение: Поэты Великой Отечественной войныПисатель родился 12 декабря 1905 года в Бердичеве, в образованной еврейской семье. В юности учился в Московском университете на физико-математическом факультете. Потом работал инженером-химиком в Макеевке, а также научным сотрудником в донецкой лаборатории. Позже решил заняться литературной деятельностью.

С начала войны Василий Семенович отправился на фронт, и там стал военным корреспондентом. Его фронтовые очерки печатались в газете «Красная звезда». Гроссман находился в Сталинграде во время известной на весь мир битвы. За свое мужество в боях был награжден орденом Красного знамени.

Самым знаменитым произведением писателя стал роман «Жизнь и судьба», посвященный его погибшей в ходе уничтожения еврейского населения матери.

Произведение было конфисковано КГБ, но чудом уцелело на микрофильме, вывезенном из страны, и было опубликовано только в 1980 г.

Также известны такие его книги, как «Народ бессмертен», «Годы войны», «Глюкауф», «Два рассказа», «Направление главного удара», «Сталинградская быль», «Осенняя буря», «Степан Кольчугин».

Юлия Владимировна Друнина 

Сочинение: Поэты Великой Отечественной войныПоэтесса родилась 10 мая 1924 года. Ее отец был учителем истории, а мать – работала в библиотеке. С самого детства Юлия решила, что станет литератором. Ее стихотворение «Мы вместе за партой сидели…» было напечатано в газете.

С началом войны Юлия Друнина отправилась на фронт добровольцем. Летом 1941 года находилась на строительстве оборонительных сооружений возле Можайска. Но ее отряд потерялся, и им пришлось выходить из окружения около двух недель по тылам противника. Это страшное событие стало основной для одного из самых известных ее стихотворений.

Когда, забыв присягу, повернулиВ бою два автоматчика назад,Догнали их две маленькие пули -Всегда стрелял без промаха комбат.Упали парни, ткнувшись в землю грудью,А он, шатаясь, побежал вперёд.

За этих двух его лишь тот осудит,Кто никогда не шёл на пулемёт.Потом в землянке полкового штаба,Бумаги молча взяв у старшины,Писал комбат двум бедным русским бабам,Что… смертью храбрых пали их сыны.

И сотни раз письмо читала людямВ глухой деревне плачущая мать.За эту ложь комбата кто осудит?

Никто его не смеет осуждать!

В 1942 году она уезжает в Хабаровск, где становится курсантом Школы младших авиационных специалистов. Потом ее отправляют в санитарное управление, на Второй белорусский фронт. Получила ранение, была отправлена в госпиталь. После этого, несмотря на присвоенную инвалидность, воевала в Псковской области, затем Прибалтике. Была награждена орденом Красной звезды и медалью за отвагу.

После войны Юлия училась в Литературном институте, в 1947 году ее приняли в Союз писателей. Самые известные произведения Юлии Друниной – «А люблю я, как любят поэты…», «Не бывает любви несчастливой», «Мы обетам верны», «В солдатской шинели». Многие стихи поэтессы легли в основу песен известных композиторов.

Семен Петрович Гудзенко 

Сочинение: Поэты Великой Отечественной войныЭтот украинский поэт родился в Киеве в 1922 году. Он был сыном инженера и учительницы. В 1939 году уехал в Москву и поступил в вуз.

Сразу после объявления войны отправился на фронт добровольцем. В 1942 году получил тяжелое ранение, после выздоровления стал работать корреспондентом в газете «Суворовский натиск».

В 1945 году получил орден Отечественной войны второй степени. Получил ордена Красной звезды, медаль «За оборону Москвы».

 Самые известные произведения поэта: «Однополчане», «Битва», «Закарпатские стихи», «Дальний гарнизон». «Поездка в Туву». 

ПЕРЕД АТАКОЙ

Когда на смерть идут — поют,а перед этим можно плакать.Ведь самый страшный час в бою —час ожидания атаки.Снег минами изрыт вокруги почернел от пыли минной.Разрыв — и умирает друг.И значит — смерть проходит мимо.Сейчас настанет мой черед,За мной одним идет охота.

Будь проклят сорок первый год —ты, вмерзшая в снега пехота.Мне кажется, что я магнит,что я притягиваю мины.Разрыв — и лейтенант хрипит.И смерть опять проходит мимо.Но мы уже не в силах ждать.И нас ведет через траншеиокоченевшая вражда,штыком дырявящая шеи.Бой был короткий.

А потомглушили водку ледяную,и выковыривал ножомиз-под ногтей

я кровь чужую.

Александр Петрович Межиров 

Сочинение: Поэты Великой Отечественной войныЭтот русский поэт родился в 1923 году в Подмосковье. Его отец был экономистом, а мать преподавала немецкий язык.

С первых дней войны отправился защищать Родину. Участвовал в боях на Ленинградском фронте. Был в составе первого батальона стрелкового полка 189 стрелковой дивизии. В 1943 году получил контузию, после этого был демобилизован.

Литература становится его призванием в юношеском возрасте. Но лучшими считаются его послевоенные произведения, в частности, сборник стихотворений «Дорога далека». Поэт был награжден Государственной премией СССР, а также премией Важа Пшавелы. В 1994 году в Белом доме ему вручил награду Билл Клинтон.

Поэтические сборники поэта, изданные при его жизни:

  • Возвращение;
  • Подкова;
  • Ветровое стекло;
  • Ладожский лед.

В 1992 году эмигрировал в США, в штат Орегон, потом переехал в Нью-Йорк. Александр Петрович был родственником скульптора Эрнста Неизвестного. 

Сергей Сергеевич Орлов 

Сочинение: Поэты Великой Отечественной войныИзвестный поэт родился в Вологодской области, в селе Мегра. Стремление заниматься литературой появилось к него в детстве, он начал писать стихи. О молодом таланте одобрительно отзывался Корней Чуковский.

После начала Великой Отечественной войны отправляется на фронт добровольцем. Потом учится в танковом училище в Челябинске. В бою с немцами в 1944 году Орлов чуть не погиб. Он горел в танке заживо, но успел спастись. В итоге всю жизнь ему пришлось маскировать на лице следы от ожогов.

 Получил Орден Октябрьской революции, орден трудового Красного знамени, медаль за оборону Ленинграда. Самые известные сборники стихов – это «Фронт» и «Третья скорость», «Лирика», «Страница». Сергей Орлов – автор знаменитых строк «Его зарыли в шар земной…»

Его зарыли в шар земной,А был он лишь солдат,Всего, друзья, солдат простой,Без званий и наград.Ему как мавзолей земля -На миллион веков,И Млечные Пути пылятВокруг него с боков.На рыжих скатах тучи спят,Метелицы метут,Грома тяжелые гремят,Ветра разбег берут.Давным-давно окончен бой…Руками всех друзейПоложен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей…

Внук поэта и сейчас живет в Москве, он депутат Московской городской думы. В городе Белозерске есть музей поэта Орлова. Этот музей открыт для всех посетителей, любителей русской истории и почитателей литературы. 

Поэт на войне сочинение

В истории нашей страны имеются разные странички, каждая из которых повествует о разнообразных событиях. Не осталась в стороне и тема Великой Отечественной войны.

Писатели и поэты в тяжелое для страны и народа время, старались не только исполнить свой долг по защите нашей Родины, но и оставить и запечатлеть в своих строках то, чему они оказались свидетелями. Казалось бы, когда пушки гремят, то музы умолкают. Но писатели военного времени доказали обратное.

В войну музы не уснули, музы не молчали, они трубили и стали огромной поддержкой для наших бойцов в эти тяжелейшие времена.

Поэт на войне и о войне

Довоенное мирное время. Многие будущие писатели и поэты учатся в школах, институтах, и в своем творчестве подражают своим любимым авторам. Но пришел 1941 год. Он заставил встать на защиту страны не только военнообязанных, но и весь народ, в том числе и поэтов.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое жизненные ценности» по тексту Алексина

Тысячи поэтов отправились на фронт защищать нашу Родину. Не вернулось более четырехсот. Но независимо от этого, каждый из них сделал огромный вклад в будущую победу, защищая свою Родину не только как солдат, но и как поэт. Поэт на войне своими строками поднимает в атаку солдат.

Поэт на войне говорит о войне, вселяя надежду в сердца своих товарищей и поднимая их боевой дух. В то время, когда обычный солдат изможденный войной изо всех сил старается сохранить надежду, поэт даже на привале продолжает свою невидимую войну.

И его строки отпечатываются каждой буквой в сердцах боевых товарищей, заставляя вновь и вновь подниматься в атаку и не покидать боевых рубежей даже в самые тяжелые минуты.

Кедрин, Исаковский, Ахматова, Сурков, Симонов, Коган, Самойлов, Берггольц, Джалиля. Это лишь незначительный перечень поэтов на войне, тех кто писал о войне, и у кого война стала неотъемлемой частью творчества. Советские писатели и поэты не могли молчать.

Они понимали, что моральная поддержка тех кто на фронте это не только лозунги и плакаты. Это и Священная война Лебедева-Кумача, ставшая настоящим символом военной поэзии.

Это такие душевные песни, как Темная ночь, Заветный камень, В землянке, Огонек, Платочек, В лесу прифронтовом и многие другие произведения поэтов военных лет.

Поэты на войне 1941-1945 гг, применили собственное оружие против врага, которое проявилось в самых разных жанрах. Здесь и публицистика, что говорила, призывала и воспламеняла. Лирика, что оголяла солдатские сердца. Едкая сатира, поэмы военного времени. Все это стало нашим бессмертным наследием, которое родилось в огне сражений.

Творчество писателей-фронтовиков и поэтов-фронтовиков Великой Отечественной войны

  • Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности»
  • Материал подготовила ученица 9 класса МБОУ «Фатневская СОШ» Романова Анастасия
  • ТЕМА: «Творчество писателей-фронтовиков и поэтов-фронтовиков Великой Отечественной войны»
  • Война застала их семнадцатилетними 

Почти 75 лет отделяют нас от начала Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата – героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира – они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г.

Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев – танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона.

Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В. Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком – М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном – К. Воробьёв; связистами – В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком – В. Курочкин; десантником и разведчиком – В.

Богомолов; партизанами – Д. Гусаров и А. Адамович… 

1924 год стал годом рождения известных всей стране фронтовиков – прозаиков, поэтов. Это Виктор Астафьев, Юрий Бондарев, Борис Васильев, Василь Быков, Булат Окуджава и Юлия Друнина. «Поколение 24-го» – это те, кому к началу Великой Отечественной войны едва исполнилось семнадцать.

О трагической судьбе ушедших на войну старшеклассников прекрасно сказано в статье поэта, прозаика и переводчика Н. Коржавина, посвященной Булату Окуджаве: «Война обогатила опыт этого поколения, приоткрыла ему ценность жизни и значение жизненных ценностей, сблизила его с народом…

А ведь было же что-то в молодежи тех стыдных и страшных лет, что привлекает к ней наши сердца и сегодня. Какая-то естественная потребность в личном причастии ко всему высокому и великому… Всех, погибших на войне в семнадцать-восемнадцать лет, сегодня естественно называть мальчиками.

И не погибших – тоже, а разделявших с ними смертельную опасность подруг – девочками, как это и делает Булат Окуджава в песне «До свидания, мальчики!».    

Виктор Астафьев

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960-1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.

В повести «Пастух и пастушка» (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе «Прости меня» (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти.

Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести «Так хочется жить» (1995) и в романе «Прокляты и убиты» (1995). “

Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего войны – на котором держится вся армия , которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания.

Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые в больших количествах обитали на протяжении всей войны в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение.

Булат Окуджава

Окуджава писал: «Репрессировали моего отца, пятерых дядьев, тетю и мать. Девять лет она просидела, а я – «сын врагов народа» – уцелел. На войну я пошел добровольцем, после девятого класса, в 1942 году. Был патриотически-настроенным мальчиком-романтиком.

Оказалось, война – это тяжелая кровавая работа». Сначала был миномётчиком. Воевал под Моздоком. В декабре 1942 года был ранен.  Потом служил радистом в тяжёлой артиллерии.

Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось». 

Восприятие войны юным, еще не готовым к испытаниям человеком отразилось в повести Б. Окуджавы «Будь здоров, школяр»: «В семнадцать лет мой отец создавал в подполье комсомол, а я ничего не создал… я даже десятого класса не кончил… Смогу ли я на танк выйти? Нет, не смогу… А я солдат…

Что случилось: всех подняло, понесло, перепутало… Ползают школьники по окопам, умирают от ран, безрукими, безногими домой возвращаются… Девочка-старшина… Что случилось?.. Перед войной я смотрел кинокартину. Так все бойцы были как бойцы: взрослые, опытные, они знали что к чему.

А я не знаю, Сашка не знает, и эта девочка не знает».

Борис Васильев

В 1943 году, после окончания девятого класса, ушел добровольцем на фронт в составе истребительного комсомольского батальона и был направлен под Смоленск.

Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года, потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил.

Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

 После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

Василь Быков

Война застала Быкова на Украине. В составе действующей армии он отступал до Воронежа. Затем, после Саратовского пехотного училища, в звании младшего лейтенанта вернулся на фронт и воевал до Победы – на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии. Дважды был ранен. Окончательно демобилизовался в 1955 г.; жил в городе Гродно (Белоруссия).

Юлия Друнина     

Когда началась война, она нашла свой документ об окончании курсов медсестры и отправилась на фронт в действующие части Белорусского фронта. Юлия была тяжело ранена в 1943 году, стала инвалидом и её комиссовали.

Затем она вернулась в Москву и пыталась поступить там в Литературный институт, однако её не приняли. Тогда она снова вернулась на фронт и воевала в Псковской области и Прибалтике. В 1944 году она была контужена и признана негодной к службе.

Ей присвоили звание старшины медицинской службы и наградили медалью “За отвагу” и орденом Красной звезды.

Читайте также:  Сочинение: Тема любви в романе Тургенева «Отцы и дети»

Юрий Бондарев

В 1941 году вместе с тысячами своих сверстников участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском.

Потом он учился в пехотном училище в городе Актюбинске, а затем оказался под Сталинградом и стал командиром минометного расчета. В боях был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину.

Потом участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, дошел до Польши и Чехословакии. 

По окончании войны он демобилизовался из армии и вернулся в Москву. Он поступил на шоферские курсы, но уже всерьез задумывался о высшем образовании и решил идти в институт.

Сначала поступил на подготовительное отделение авиационно-технологического института, но вскоре понял, что его влечет совсем другое, и поступил в Литературный институт им. М. Горького.

В Литературном институте ему повезло: он попал в творческий семинар, которым руководил Константин Паустовский, один из самых крупных русских писателей.

Такие книги надо читать, особенно мальчишкам лет 14-16… В ней правда о войне, о жизни и смерти, а не лозунги и сказки. Играя в компьютерные игры они совсем теряют связь с реальностью, совсем не ценят то, что имеют.

Вопрос только в том, как заставить их начать это читать.

Именно начать, потому что это уникальные писатели, даже такие страшные темы они раскрывают доступно и захватывающе – читатель будто ныряет в сюжет, становиться невольным зрителем, соучастником… 

Мальчишки, читайте такие книги…

Сочинение на тему: ПОЭЗИЯ ВОЕННЫХ ЛЕТ

Годы Великой Отечественной войны вызвали небы­валый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера. Чувство Родины обострилось.

Появляются про­никновенные стихи, в которых образ Родины, России наполняется исторической глубиной («Дума о России» Д. Кед­рина, «Поле русской славы» С. Васильева, «Слово о Рос­сии» М. Исаковского).

Особое значение приобретает чув­ство национального самосознания (К. Симонов «Ты помнишь, Алеша…»).

Для многих поэтов годы войны явились новой стра­ницей творчества, переломным рубежом, перестроившим их стиль (Пастернак, Ахматова).

В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывный, агитационный ха­рактер. Особое значение в поэзии военного периода имела пес­ня. В первый же день войны появилась песня В.

Лебедева-Кумача «Священная война», которая стала поэтической эмблемой Вели­кой Отечественной войны.

В «Священной войне» гнев против захватчиков, ненависть к ним были выражены с такой силой, которая позже стала стержнем военной поэзии.

Призывный характер имела «Песня смелых» А. Суркова. Очень важно было дойти до души, до сердца защитника Родины. В песнях соединились интимное лирическое чувство и гражданский пафос.

Самые сокровенные движения души приобретали характер типи­ческих, общих, любовь к далекой девушке, тоска по ней слива­лись с любовью к родной земле. Написанные в годы войны «В приф­ронтовом лесу», «Огонек», «Лучше нету того цвету…» М. Исаков­ского, «В землянке», «Лирическая песня» А. Суркова, «Темная ночь» В.

Агатова, «Соловьи» А. Фатьянова, «Заветный камень» А. Жарова раскрывали душу народа. В песнях находили место любовь и ненависть, свободолюбие, «благородная ярость».

В начале войны в поэзии существовали две контрастные крас­ки — черная и белая, два чувства — ненависть и любовь.

Посте­пенно «плакатная» поэзия обогащалась оттенками чувств, при­обретала более сложный характер. Усиливалась ее реалистичность и одновременно индивидуальная, личная интонация.

Война выступала не только в своей общей, нерасчлененной сути, но и в конкретных подробностях военного быта.

Одной из самых глубоко лирических книг военного времени была «Фронтовая тетрадь» А. Суркова. Стихи, написанные во вре­мя отступлений, передают прерывистое, тяжелое дыхание боев, отхода советских войск вместе с жителями оставляемых районов:

  • Толпы людей без конца и числа Шли им навстречу в утренней рани.
  • Помню: старуха козленка вела,
  • Девочка в тонких ручонках несла Маленький кустик чахлой герани.
  • Гнал их из города ужас ночной,
  • Пламя ревело за их спиной.

Главная идея сборника — ненависть к захватчикам и чувство мести. Располагая стихи по циклам, Сурков неизменно откры­вает их рубрикой: «Я пою ненависть». Своеобразие лирики Сур­кова заключается в сочетании камерности голоса с высокой па­тетикой содержания, в изображении великих событий через тра­гические подробности войны.

  1. Сурков считал себя солдатским, «окопным» поэтом, смысл творчества которого — дойти до сердца солдата, поддержать его простым задушевным словом. Поэтому он отрицал «красивую» поэзию, отвлеченную от страшных будней войны:
  2. Привычной меркой без толку не мерьте Все, что грозой войны потрясено.
  3. Тому, кто ходит близко возле смерти,
  4. На свете видеть многое дано. …
  5. Когда снега багрились кровью ало,
  6. С души солдатской, что таить греха,
  7. Как мертвый лист по осени, опала Красивых слов сухая шелуха.

Близким по восприятию войны к Суркову был К. Симонов. Одно из первых военных стихотворений его посвящено А. Сур­кову — «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Это ли­рическая поэма, в центре которой — образ Родины.

Поэт пони­мает, что Родина — это прежде всего народ, та «седая старушка в солопчике плисовом, весь в белом, как на смерть одетый ста­рик». Родина постигается душевно, эмоционально.

Симонов гор­дится тем, что он — русский,

  • Что русская мать нас на свет родила,
  • Что в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.
  • Стихотворение построено на двух потоках — уходящая на вос­ток, отступающая армия и уплывающая из виду, остающаяся врагу родная земля.
  • В стихотворении «Родина» Симонов вновь обращается к теме земли, нации, народа. «Большая» Родина, вся страна отражает­ся в конкретной «малой» родине, в том кусочке земли,
  • …где нам посчастливилось родиться,
  • Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится,
  • Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
  • Нежное лирическое чувство любви перерастает в патетиче­ское ораторское заключение:
  • Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
  • Да, можно холодать и голодать,
  • Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.
  • Любимым лирическим стихотворением Симонова среди сол­дат стало «Жди меня», написанное как заклинание бойца своей любимой.

Во время войны очень распространенным жанром была бал­лада, которая давала возможность изображения героического поступка в развернутом виде. В основе баллады Симонова «Сын артиллериста» лежит один эпизод — героический поступок Лень­ки, вызвавшего на себя огонь батареи. Драматизм события уг­лублялся тем, что огонь корректирует отец Леньки.

Баллады, как правило, посвящались конкретным эпизодам или конкретным людям: «Баллада о трех коммунистах» Н. Тихо­нова, «Баллада о боевом знамени» И. Сельвинского, «Баллада о красноармейце Демине» А. Прокофьева.

Любовью к человеку-соотечественнику, болью за трагические судьбы, изломанные жизни пронизаны стихи М. Исаковского. Поэт писал не только песенные стихи, но и глубокие психоло­гические размышления о судьбе солдата, у которого «враги со­жгли родную хату, сгубили всю его семью».

Одой русской жен­щине звучат строки одноименного стихотворения. Поэт восхи­щается силой, выносливостью, мужеством женщины, которая «со своею судьбою осталась один на один».

В стихотворении соз­дан образ верной, чистой подруги, жены, сестры, чьими труда­ми и молитвами поддерживался воинский дух:

  1. Да разве об этом расскажешь,
  2. В какие ты годы жила,
  3. Такая безмерная тяжесть На женские плечи легла

Большое развитие в годы войны получила поэма, которая мог­ла вместить и эпическое, эпохальное, и личное, лирическое. Наибо­лее известными были «Сын» П. Антокольского, «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Василий Теркин» А. Твар­довского.

В период Великой Отечественной войны вся поэзия была объ­единена единым чувством — любви к Родине. Характерной осо­бенностью поэзии были сочетание драматизма и лиризма, про­стота и народность языка.

Дополнительная литература

Бялик Б. Подвиг советской литературы. М., 1970.

Глинкин П. Страницы подвига. М., 1978.

Павловский А. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л., 1967.

На этой странице искали :

  • поэт на войне и о войне сочинение
  • поэзия военных лет
  • образ родины в поэзии военных лет
  • Сочинение Поэт на войне и о войне
  • сочинение на тему песни военных лет

Сохрани к себе на стену!

Ссылка на основную публикацию