Сочинение: Семья Коршуновых в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон»

Главная страницаРоман “Тихий Дон”

Сочинение: Семья Коршуновых в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон»
Митька Коршунов в карательном отряде (часть 7 глава 12).
Художник О. Верейский

Молодой казак Митька Коршунов является одним из ярких второстепенных персонажей романа “Тихий Дон” Шолохова. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Митьки Коршунова в романе “Тихий Дон”: описание внешности и характера героя.
Смотрите: Все материалы по роману “Тихий Дон” Полное имя героя – Дмитрий Миронович Коршунов.

Митька Коршунов является другом детства и одногодкой главного героя, Григория Мелехова. Они вместе ходили в приходскую школу. При этом Митька бросил школу на второй год:

“…он и приходской не кончил, убег на вторую зиму.”

“…с давнишним другом-одногодком Митькой Коршуновым.”

“Григорий, друзьяк мой.” 

“…я Гришку знаю, друзьяки с ним.” 

“Я-то подюжей знаю. В школу вместе ходили.” 

Митька Коршунов – сын богатого казака Мирона Коршунова:

“…сидели рядом Мирон Григорьевич с Лукиничной…” 

“Сожгли… А курень был богатый! Первый в хуторе.”

Митька является старшим братом Натальи Коршуновой (жены Григория Мелехова). Также в семьей Коршуновых растут еще две дочери:

“…внизу шушукались две младшие Натальины сестренки.” 
Возраст Митьки Коршунова, судя по всему – около 20 лет (в 1912 г. в начале романа).

О внешности Митьки известно следующее:

“Идет Митька, играет концом наборного пояска. Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки — кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд Митькин текуч, неуловим.” 

“Митька стал, щуря кошачьи глаза, как от солнца.”  

“А отчего это у вас глаза как у кота? Вот именно, кошачьи.”  

“…замерцал желтизною глаз. “ 

“…щелкая нарядной плеткой по голенищам лакированных сапог…” 

“…обхватила смуглый твердый столб его шеи…”  

“Играл Митька зелеными кошачьими глазами, маслено блестел в темноте сеней разрезами зрачков.”

“и на прямых его волосах, на папахе шпанского меха висели зеленые травяные былки.”

“Кошачьи зрачки его то суживались в зеленые, как осокой прорезанные, щелки, то ширились, темнели. Изменился он за эти годы неузнаваемо. Почти ничего не осталось в этом здоровенном черноусом казачине от того тонкого, стройного Митьки, которого три года назад провожали на службу. Он значительно вырос, раздался в плечах, ссутулился и пополнел, весил, наверное, никак не меньше пяти пудов, огрубев лицом и голосом, выглядел старше своих лет. Одни глаза были те же — волнующие и беспокойные…  …прямые коротко остриженные волосы сына и белый его узкий лоб.” (внешность Митьки в 1916 г.)

“Высокий, одетый в одну легонькую защитную тужурку, попирал раскачкой хуторские улицы, сдвинув фуражку набекрень, хвастая крепостью своей на холод.”“…пощурил на Дарью зеленые, камышовые глаза и собрался уходить.” 

“Улыбаясь, топтал Митька землю легкими волчьими ногами, было много в нем от звериной этой породы: в походке увалистой — шаг в шаг, в манере глядеть исподлобья зелеными зрачкастыми глазами; даже в повороте головы — никогда не вертел Митька контуженой шеей — поворачивался всем корпусом, коли надо было оглянуться. Весь скрученный из тугих мускулов, на широком костяке, был он легок и скуп в движениях, терпким запахом здоровья и силы веяло от него — так пахнет поднятый лемехами чернозем в логу.” 

“…Митька Коршунов, приглаживая ладонью выбившиеся из-под козырька прямые волосы, увалисто подошел к Петру, сказал, мерцая камышовой зеленью прижмуренных глаз…”

“Митька Коршунов улыбнулся одними зелеными глазами, закрутил тонкий пушистый ус.” 

“…в хутор приехал во всей красе новой офицерской формы. Надо думать, что неплохо жилось ему в отступлении, за Донцом; легкий защитный френч так и распирали широченные Митькины плечи, на тугой стоячий воротник набегали жирные складки розовой кожи, сшитые в обтяжку синие диагоналевые штаны с лампасами чуть не лопались сзади…” (внешность Митьки в 1919 г.)

“Митька только щурил свои желтые, мелкой искрой крапленные глаза…”

Митька вырос в богатой семье, но при этом он привык трудиться:

“Мирон Григорьевич детей школил; не глядя на свое богатство и на то, что помимо них были работники, заставлял работать, приучал к делу.”

Митька Коршунов – отчаянный, драчливый парень:

“Недолюбливала старая отчаянного и драчливого Митьку.”

Митька – строптивый человек с непокорным характером:

“Митька, не раз пробовавший пряжек за свою строптивость и непокорный характер, натянул на лицо почтительное выражение.”
Митька Коршунов – гордый человек:

“Он, сваточек, гордый у нас, — спешил дед Гришака. — Он, поганец, весь в меня, в деда. Он не могет спину гнуть.”
Митька любит изводить сестру Наталью и ехидничать над ней:

“…проходил к Наталье в горницу, подсаживался. Изводить сестру было для него большущим удовольствием…”

“…безжалостно ехидничал Митька. — Чего же ты кричишь? Глупая ты, Наташка. Откажись!”

“Наталья сердилась, глотала слезы, клонила над шарфом жалкое лицо.” 

Митька Коршунов встречается с дочкой местного купца, Лизой Моховой. По хутору начинают ходить неприятные слухи о Лизе:

“…Ветровым шелестом-перешепотом поползла по хутору новость: «Митька Коршунов Сергея Платоновича дочку обгулял!»” 

“Приневолил ее, гутарили надысь, ссильничал…” 
Митька решает прикрыть свою вину и предлагает Лизе стать его женой. Отец девушки, купец Мохов, отказывает ему:

“Не примите в обиду… Думал вину свою покрыть.”  

“Воля ваша, Сергей Платонович, как хотите, а я от души… Кому она такая-то нужна? Вот и думалось славу прикрыть… Ато ить надкушенный кусок кому нужен? Собака и то не исть.” 

“Выходи за меня замуж, Лизавета, а? Жалеть буду, кохать буду… Работать у нас есть кому, будешь у окна сидеть, книжки читать.”

“…пришел к Сергею Платоновичу Митька (нарочно припозднился, чтоб не видели люди). Не просто так-таки пришел, а сватать дочь его Елизавету.”  

В свободное время Митька встречается с жалмерками (замужними казачками) и играет в карты: 

“Митька, не изживший давнего своего позора со сватовством, ходил хмурый и злой. По вечерам уходил на игрища и редко приходил домой рано, все больше заря выкидывала. Путался с гулящими жалмерками, ходил к Степану играть в очко.”

Во время Первой мировой войны в 1914 г. Митька Коршунов служит в 3-ем Донском казачьем полку:

“Вешенской станицы влили почему-то в 3-й Донской казачий имени Ермака Тимофеевича полк, состоявший сплошь из казаков Усть-Медведицкого округа. В числе остальных попал в 3-й полк и Митька Коршунов.”
За годы Первой мировой войны Митька получает 2 судимости – за изнасилование и грабеж, а также множество взысканий. При этом он умеет выкручиваться из бед:

“…зато послужной список Митьки являл некоторое неблагополучие: был хозяин его два раза судим — по обвинению в изнасиловании русско-подданной польки и в грабеже, за три года войны подвергался бесчисленным наказаниям и взыскам; однажды военно-полевой суд чуть не прилепил ему даже расстрела, но как-то умел Митька выкручиваться из бед, и, хотя и был в полку на последнем счету…”
Во время войны в 1915 г. Митька попадает в плен, но сбегает оттуда:

“В 1915 году попался в плен, был избит и изранен тесаками, а ночью, изломав до корней ногти, продрал крышу сарая и бежал, захватив на память обозную упряжь. Поэтому-то многое и сходило Митьке.”
За подвиги на войне Митька получает Георгиевский крест (к осени 1916 г.):

“Митька-то тоже с крестом!”  
Митька – человек с примитивными, простыми мыслями. Во время войны он не брезгует воровать у своих же товарищей, плохо обращается с пленными и т.д.:

“Была для Митьки несложна и пряма жизнь, тянулась она пахотной бороздой, и он шел по ней полноправным хозяином. Так же примитивно просты и несложны были его мысли: голоден — можно и должно украсть, хотя бы и у товарища, и крал, когда был голоден; износились сапоги — проще простого разуть пленного немца…”
Митька – отчаянный, рискованный человек. Во время войны он участвует в рискованных заданиях:

“…проштрафился, надо искупить вину — и Митька искупал — ходил в разведку, приносил снятых им полузадушенных немецких часовых, охотником шел на рискованнейшие предприятия.”
Митька Коршунов – бесстрашный человек, живущий бездумной, беспечной жизнью:

“Жил Митька птичьей, бездумной жизнью: жив нынче — хорошо, а назавтра — само дело укажет. Служил он с прохладцей и, несмотря на то, что бесстрашное сердце гоняло его кровь, не особенно искал возможности выслужиться…”
Митька – улыбчивый, простой, лихой казак:

“…любили его казаки за веселый улыбчивый нрав, за похабные песни (на них был Митька мастер не из последних), за товарищество и простоту, а офицеры — за разбойную лихость.” 
В конце 1917 г. Митька Коршунов возвращается с фронта и участвует в Гражданской войне:

“Глубокой осенью 1917 года стали возвращаться с фронта казаки. …в декабре неожиданно заявился Митька Коршунов…”
Во время Гражданской войны в 1918 году Митька лично казнит коммуниста Подтелкова и его команду (в том числе пулеметчика Бунчука):

“Я стрельну… Зачем говоришь — «нет». Я согласен. — И улыбчиво потупил глаза: — Патронов мне дай. У меня одна обойма.”
Во время Гражданской войны в 1919 г. Митька Коршунов служит в карательном отряде Донского войска и борется против большевиков. Здесь он становится офицером, получает звание вахрмистра, а затем – подхорунжего:

“…попав в казачьей части на легкие хлеба — в карательный отряд войскового старшины Прянишникова.” 

“Видно, немалую службу сослужил Митька Войску Донскому, будучи в карательном отряде: за зиму был он произведен в вахмистры, а затем в подхорунжий…”
Митька – жестокий человек, “палач”. В карательном отряде он выполняет самую грязную работу, за что его называют “драконом”:

“Нам, Мелеховым, палачи не сродни, так-то!”

“Добился и он офицерского чина, да не так, как Григорий Мелехов, рискуя головой и бесшабашно геройствуя. Чтобы выслужиться, в карательном отряде от человека требовались иные качества… А качеств этих у Митьки было хоть отбавляй: не особенно доверяя казакам, он сам водил на распыл заподозренных в большевизме, не брезгал собственноручно, при помощи плети или шомпола, расправляться с дезертирами, а уж по части допроса арестованных — во всем отряде не было ему равного, и сам войсковой старшина Прянишников, пожимая плечами, говорил: «Нет, господа, как хотите, а Коршунова превзойти невозможно! Дракон, а не человек!»  

“Из-под Митькиных рук еще ни один осужденный живым не вставал.” 

“Жестокость, свойственная Митькиной натуре с детства, в карательном отряде не только нашла себе достойное применение, но и, ничем не будучи взнуздываема, чудовищно возросла.”   

“…Митька ваш оказался истым супостатом! И службу-то себе такую нашел: нет чтобы, как и другие казаки, в верных частях служить, а он — вишь! — поступил в казнительный отряд! Да разве ж это казацкое дело — казнителем быть, старух вешать да детишков безвинных шашками рубить?! Да разве они за Мишку своего ответчики?”
Во время Гражданской войны Митька Коршунов расправляется с семьей коммуниста Мишки Кошевого за то, что тот ранее рассправился с дедом Митьки (дедом Гришакой) и сжег дом Коршуновых:

“Митрий Кошевых побил.” 

“Да разве ж это казацкое дело — казнителем быть, старух вешать да детишков безвинных шашками рубить?! Да разве они за Мишку своего ответчики?”
О дальнейшей судьбе Митьки Коршунова ничего не известно. Это был цитатный образ и характеристика Митьки Коршунова в романе “Тихий Дон” Шолохова: описание внешности и характера героя.

Смотрите: Все материалы по роману “Тихий Дон”

Сочинение Образ Натальи Мелеховой (Коршуновой) в романе Тихий Дон Шолохова

Супруга Григория Мелехова – Наталья – одна из ключевых героинь романа «Тихий Дон». Автор знакомит нас с еще совсем юной и светлой Натальей, которой предстоит выйти замуж за Мелехова, но с мужем красивой и работящей девушке не повезло, ведь все вокруг знают о его связи с замужней Аксиньей. Наталья полюбила его с первого взгляда и стала его женой вопреки воле отца.

Добрую и ласковую Наталью вскоре полюбила вся семья, за исключением мужа, который не разделял ее чувств, а лишь во всем сравнивал ее со страстной Аксиньей. Он был недоволен молодой женой и в итоге покинул ее. Ему была ближе пылкая Аксинья, а не скромная и неопытная Наталья, которая на самом деле всего лишь боялась проявлять свои чувства и оттого казалось мужу слишком холодной.

Несмотря на измены мужа Наталья тоскует по нему и продолжает любить и ждать.  Не в силах больше страдать она решается встретиться с Аксиньей и поговорить. Она слезно умоляет ее вернуть ей мужа. Но Аксинья тоже любит Григория и не готова уступать.

Поняв, что муж к ней не вернется Наталья пытается покончить жизнь самоубийством, но в итоге остается калекой. Она по – прежнему живет в семье Мелеховых и все еще надеется на возвращение мужа. После того, как Аксинья изменила Григорию, он принял решение вернуться к жене.

Наталья была счастлива и даже похорошела, родив мужу близнецов. Он стал иначе к ней относится, начал уважать и заботиться. Но счастье длилось не долго, и Григорий простил Аксинью забыв и о детях, и об ответственности. Между семьей и страстью Григорий снова выбрал страсть.

Читайте также:  Анализ стихотворения А. Вознесенского «Сага»

Но Наталья об этом не знала.

Григорий ушел на войну взяв с собой Аксинью, а Наталья продолжала страдать от злости на мужа и одиночества. Один из приездов Григория домой на побывку обернулся для Натальи беременностью, которая стала для героини роковой.

Вместо того, чтобы радоваться новости о беременности, Наталья страдала от новости о том, что ее муж снова с Аксиньей. Она вновь пытается поговорить с Аксиньей, а в ответ получает лишь унижения. Не выдержав очередного предательства со стороны мужа она решается на аборт, который ее убивает.

Будучи при смерти она прощает неверного мужа, которого не прекращала любить. Григорий сломлен смертью жены, ведь он понимает, что в этом есть и его вина.

Только такая сильная духом женщина как Наталья смогла бы так преданно любить и так благородно прощать. Несмотря на все, что ей пришлось пережить, она сумела сохранить свою честь и веру в лучшее, ведь она всякий раз пыталась сохранить семью.

Сочинение 2

Наталья Коршунова — это героиня романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Это девушка из богатой семьи. Наталья была завидной невестой, поэтому очень часто к ней сватались богатые женихи.

Однако, девушка не хотела выходить за них замуж, так как любила Григория Мелехова. Его отец, Пантелей Прокофьевич, тоже мечтал женить сына, чтобы отбить у него охоту встречаться с Аксиньей.

Таким образом, интересы двух семей соединились, и Наталья стала женой Григория.

Наталья была очень красивой и видной женщиной, но Григорий не ценил ее красоты. Он не любил жену. Григорий сперва сравнивал холодность Натальи со страстностью Аксиньи, и, конечно же, результаты были не в пользу жены. Григорий продолжал встречаться с Аксиньей, из-за чего страдала Наталья. Она очень любила Григория и ревновала его. Затем он ушел от жены с любовницей к Листницкому.

Наталья прижилась в доме Мелеховых. Свекры любили ее за трудолюбие, хозяйственность, аккуратность. После предательства мужа девушка решила совершить самоубийство, но выжила.

Это окончательно отвернуло семью Коршуновых от Натальи.

Девушка перестала общаться со своими родителями, а ведь раньше была любимой дочкой… Ее отец не смог принять, как его дочь унижалась перед мужем, который не любил ее.

Однако, на этом не закончились отношения Натальи и Григория. Он узнал об измене Аксиньи и вернулся к жене. Наталья была очень рада такому исходу событий. В женщине проснулась страсть к своему супругу.

Григорий увидел красоту а своей жене, но не смог полюбить ее так, как любил Аксинью. У них родились близнецы — сын и дочка. После рождения детей Наталья полностью посвятила себя их воспитанию. Она была счастлива с Григорием, который тоже безумно любил своих детей.

На некоторое время их отношения были идеальными, но спустя время Григорий опять сошелся с Аксиньей.

Это обидело Наталью еще сильнее, чем прежде. Девушка поняла, что ее чувства не стоят ее мужа. Она уже достаточно настрадалась. Наталья была беременна, но не смогла принять этого ребенка, поэтому сделала аборт, от которого и погибла.

Перед своей смертью Наталья отпустила супруга и простила его за измены. Она попросила Григория лишь о том, чтобы он не бросал их детей и воспитывал их, любил. Григория очень тронули последние мысли жены. Он стал еще трепетнее относится к своим ребятам.

В образе Натальи автор изобразил безответную любовь и то, к чему она приводит. В понимании автора это пагубное чувство.

Образ 3

Одной  из самых светлых  женских героинь в романе Шолохова “Тихий Дон” является Наталья Коршунова.

Девушка выросла в зажиточной семье казака, была любимой дочерью у родителей, но, вместе с тем, трудолюбивой, скромной и послушной.

Когда к ней посватался Григорий Мелехов, Наталья полюбила его с первого взгляда, хотя её отец был против этого союза. Девушка проявила характер и пригрозила родителям уйти в монастырь, если они не разрешат ей выйти замуж за Григория. Отцу пришлось смириться с выбором любимой дочери.

Семья мужа приняла Наталью как родную. Григорий надеялся, что молодая красивая жена поможет ему забыть страстную Аксинью и сможет остановить его от порочной связи с ней. Однако тихая и целомудренная Наталья быстро наскучила новоиспечённому мужу и стала раздражать его.

Григорий стремился найти возможность встретиться  с бывшей возлюбленной  и через некоторое время возобновил отношения с ней, а потом и вовсе ушел из семьи. Его родители были на стороне невестки, но и они не смогли удержать сына. Наталье пришлось вернуться в отчий дом.  Всю боль и обиду от неудавшейся семейной жизни девушка переносила молча, никому не жаловалась.

Не выдержав позора, она пыталась свести счёты с жизнью, но у неё ничего не вышло, только покалечила себя.

Григорий возобновил отношения с Натальей после того, как Аксинья изменила ему с Листницким, пока он был на войне. Это был самый благополучный период в её семейной жизни, во время которого  она родила двойню – Мишатку и Полюшку. Наталья познала счастье материнства, стала более уверенной в себе, расцвела и похорошела.

Однако счастье длилось недолго. Григорий примкнул к отряду повстанцев и в очередной раз предал жену, взяв с собой в поход Аксинью.

Наталья ничего об этом не знала, занималась детьми и терпеливо ждала возвращения мужа домой. Новость от Дарьи Мелеховой о возобновившихся отношениях Григория с Аксиньей причинила ей невыносимую боль, заставила пойти на необдуманный поступок.

 Чаша терпения переполнилась, Наталья не видела больше смысла приносить себя  в жертву мужа. Она решила избавиться от ребенка Григория, которым была на тот момент беременна. Неудачный аборт привёл женщину к гибели. Наталья умерла от потери крови.

Последние её мысли были о муже, которого она простила за всё.

Только после потери жены Григорий смог оценить её по-настоящему. Он чувствовал себя виноватым перед Натальей и даже решил прекратить отношения с Аксиньей.

В образе героини Шолохова представлены горькие судьбы многих русских женщин, растоптанных тяжёлым временем, но сохранивших в себе человеческое достоинство, любовь и доброту.

Характеристика Натальи

Наталья Мелехова является восемнадцатилетней казачкой. Она очень красивая, опрятная, любит нарядно одеваться. Наталья родом из богатой семьи, она скромна, молчалива, трудолюбива. Уважает своего отца и всегда его слушается. У Натальи имеется также две сестры.

Наталья так же как и ее сестры трудолюбивые, к труду их с детства приучал отец. Также Наталья хозяйственная, шьет, вяжет. У героини добрая душа, ухаживает за своим дедом. Наталья очень серьезная, ей не нравятся гулянки. Она очень скромная, и никогда не показывает своих эмоций и не рассказывает о своих страданиях.

Она терпеливая, мудрая и очень рассудительная женщина.

Наталья находилась в браке с Григорием. Она выходила замуж за него по любви, а вот Мелехов решил жениться по расчету. Она всегда хотела иметь с ним крепкую семью, но супруг ей изменял, и говорил Наталье, что не любит ее. Наталья очень трудолюбива и нравилась родителям мужа. Сам же Григорий скучал по своей любовнице по имени Аксинья.

Через какое-то Григорий все-таки решил бросить Наталью и уйти к своей любовнице. Наталья не выдержала этого и решила уйти к отцу.

Позже появились сплетни о том, что на женщину наведена порча и мужчины говорили про нее всякие гадости. Наталья решает покончить жизнь самоубийством, но ее попытка была неудачной.

Но отец не смог ее простить, попрекал ее, то что та терпела унижения своего мужа. Тогда Наталья вернулась в дом Мелеховых, ведь девушка и дома ощущала себя чужой, так как ее отец кричал на нее и стыдил. Мелеховы хорошо приняли девушку хорошо.

Григорий решил вернуться в семью, так как Аксинья изменила ему. У Григория и Натальи родились двойняшки. Наталья полностью посветила себя своим детям-сыну и дочке. С рождением детей женщина стала еще красивее выглядеть, это и заметил ее супруг. Но отношение к ней так и не поменял. Он стал добрым и более внимательным, но только ради детей.

Наталья очень благоразумная девушка, она готова была на все ради семейного блага и детей. Она терпела отношения супруга и унижения.

Чуть позже опять вспыхнула связь между двумя любовниками Григорием и Аксиньей. В это же время Наталья ждала третьего ребенка.

Наталья же больше не смогла выдержать таких отношений и решает делать аборт и расходиться с супругом. Но жизнь героини заканчивается трагически, так как аборт прошел неудачно, и Наталья умерла.

Любовь Наталье приносила много горя, переживаний, страданий и в итоге стала виновницей в ее смерти.

`

Образ Натальи Мелеховой в романе Тихий Дон

Популярные сочинения

Сочинение: Семья Коршуновых в романе «Тихий Дон» (М. Шолохов) – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

В романе «Тихий Дон» семья Коршуновых занимает одно из первых мест: история этих людей занимает автора не меньше, чем революции и войны. Причина в том, что эти зажиточные казаки впитали в себя все черты реакционного движения, вспыхнувшего на Дону в ходе Гражданской войны. Их образы помогают понять мотивировку многих семей и станиц того периода.

Глава семьи — Мирон Григорьевич Коршунов. Он богат по меркам станицы: нанимает рабочую силу, имеет много скота и земли. Его дочь считается самой завидной невестой. Однако это довольство не сделало его лентяем: он и его семья работали так, как будто не имели большого дохода. Привычка к труду роднит его с другими казаками, как и менталитет.

Мирон Григорьевич любит выпить, поспорить, похитрить, доминирует в доме и отличается верноподданническими настроениями. Когда казаков поразило известие о революции, он был одним из первых, кто пошел за царя и прежние устои. Ему было, что защищать от большевиков, поэтому он был готов пожертвовать многим, чтобы сохранить с трудом нажитые ценности.

 

У него была жена — Марья Лукинична Коршунова. Она была верной рабой мужа и выполняла все его указания. Ее тоже можно назвать традиционной казачкой: ее интересовали хозяйство, быт и дети. Также она любила наряжаться, но при этом никогда не была белоручкой. Весь ее ден был занят работами по дому или полю. 

У них есть четверо детей: Митька, Наталья, Маришка и Грипка. Про Маришку и Грипку говорить не приходится: о них автор упоминал нечасто. А вот Наталья и ее брат — полноценные герои произведения. Наталья отличалась трудолюбием, преданностью, скромностью и хозяйственностью.

Она была любимицей отца. Но брак с Григорием подорвал ее отношения с семьей. Неудачная попытка вернуться в дом стала позорным пятном в ее жизни, которое едва не свело ее в могилу.

Никто из Коршуновых, поглощенных материальными заботами, не смог ее утешить, и Наталья решила свести убить себя, но не смогла. Эта отчаянная женщина до последнего боролась за свою семью и за те ценности, которые определяли казачий уклад веками.

Но битва ее была проиграна, как и война отца и брата: прежние устои ушли в прошлое, как и типаж скромной матери и жены, которая довольствовалась второй ролью в семье и ничего не решала.

Митька был порочным и жестоким парнем с самого начала: он соблазнил дочь Мохова, а потом и вовсе приставал к родной сестре. На фронте герой очерствел окончательно и пошел по пути насилия.

В гражданской войне он занял сторону белогвардейцев и устроился в полк, но какой? Карательный! Он объезжал своих же соседей и друзей и безжалостно истреблял тех, кто хоть как-то помогал большевикам. Так он расправился и с семьей Мишки Кошевого — женщинами и детьми.

Он убил их, так как мстил за смерть деда Гришаки — последнего не упомянутого члена семьи Коршуновых.

Дед Гришака был старым военным. В походах он заслужил награды и пришел домой на покой. Старость взяла свое: он был глуховат, зависим от других членов семьи и не имел авторитета в доме. Особенно тепло к нему относилась Наталья. Она чинила ему белье, подавала хорошие куски за обедом.

Другие же родственники посмеивались над дедом и не особенно с ним считались. Своеобразная мораль казаков редко щадила старость: человек в семье был работником, и его зачастую ценили только как рабочую силу.

Как только он дряхлел и терял способности, его переставали уважать так, как раньше уважали. 

Пример семьи Коршуновых весьма показателен: эти люди были зажиточными казаками, поэтому пошли против революции и пожертвовали собой, но не ради идеи, а ради скота, земли и другой собственности.

Очевидно, что обеспеченность отгородила их от многих соседей и знакомых. Мирон, как и его супруга, мерили сограждан по кошельку и были эгоистичны в погоне за наживой.

Возможно, именно эти обстоятельства обрекли их движение на поражение.

ПредыдущаяСледующая

Семья Коршуновых в романе Шолохова «Тихий Дон» :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • История семьи Мелеховых в романе Тихий Дон

Роман Шолохова «Тихий дон» повествует об истории семьи Мелеховых в годы Первой мировой и Гражданской войн.

С мастерством, присущим великому литератору, он выписывает образы своих героев, и они предстают перед нами как живые. История этой семьи словно слепок со всей России того времени – трагичная и обыденная одновременно.

Читайте также:  Стихи о дружбе для детей: детские стихотворения известных поэтов о друзьях

В то время каждая семья была, как плугом перепаханная, как бывает в годы больших перемен.

Мелеховы – семья большая. Глава семьи Пантелей Прокофьевич, наполовину турок; его жена, потомственная казачка, Василиса Ильинична; их дети – Петр, Григорий и Дуняшка; жена Петра – Дарья. Живут они размеренной крестьянской жизнью.

Быт казаков настолько красочно описан Шолоховым, что создается ощущение, что ты видишь это своими глазами. Понятно, что, если бы не война, так бы и прожили эти люди – женились, рожали и воспитывали детей, умирали. Однако каждый казак с рождения готовился отцом к военной службе.

Поэтому к войне донские казаки были привычны и уходили на нее, как в наше время люди уходят на работу.

Родители в то время были для детей непререкаемым авторитетом, а глава семьи правил домашними безраздельно. Так было и в семье Мелеховых, но турецкая кровь не позволяла Григорию полностью подчиняться отцу. Между братьями вообще большой контраст. Мягкий, покладистый Петр, похожий на мать, и вспыльчивый, весь в отца, непокорный Григорий. Объединяет их любовь к семье и к казацкой земле.

В самом начале повествования, автор рассказывает о трагической смерти матери главы семьи – Пантелея Прокофьевича. То, что мать его была турчанкой, привезенной отцом из дальних походов, хорошо объясняет характер этого человека.

Он вспыльчивый, жесткий даже порой жестокий с окружающими.

Судя по роману, в молодости от него сильно страдала его жена – Ильинична, но с годами характер его стал мягче и это хорошо видно в тот момент, когда Пантелей Прокофьевич возвращает домой жену своего сына Григория – Наталью.

С Революцией начинается излом семьи Мелеховых. Автор проводит нас со своими героями по всем трагическим эпизодам слома старого государственного строя и построения нового. Жители одного хутора, годами живущие дружно, становятся лютыми врагами.

Как страшен эпизод убийства Петра своим односельчанином – Мишкой Кошевым. Но вся суть слома семейных традиций в полной мере проявляется, когда Дуняшка решает выйти замуж за убийцу своего брата.

Не возможно этого понять и осознать, если сам в такое время не жил.

К концу повествования от большой семьи Мелеховых остаются в живых только Дуняшка, Григорий и сын его – Мишатка. Но этот маленький мальчик, на мой взгляд, символ надежды на возрождение, на новую жизнь.

Ведь это ему – последнему Мелехову, предстоит возродить семью, чтобы не прервался род.

Он и есть – символ России, которая всегда возрождалась, измученная и израненная, она все равно вставала, и стоять будет вечно.

Несколько интересных сочинений

  • Левий Матвей в романе Мастер и Маргарита Булгакова Левий Матвей является второстепенный героем, очень мало текста отводится ему в романе. Но несмотря на это, его образ важен, и несет большую смысловую нагрузку.
  • Особенности изображения героев русской литературы 19 века Русская литература во все времена значительно отличалась от творчества мировых писателей особенным чувственным содержанием, живостью форм, богатым спектром художественных образов и форм
  • Сочинение Летняя ночь (со словам тишь, глушь, ночь, полночь, сыч, камыш, рожь, дрожь) Что такое летняя ночь? Это яркие звезды на небе, которые можно видеть во всей красе, лишь в дикой глуши. Летняя ночь – это теплый ветерок, который запутывается в волосах и тихо играет ними, а они в свою очередь наслаждаются ласковыми объятьями.
  • Сочинение на тему Материнская любовь что это такое ОГЭ 15.3 9 класс Материнская любовь заключается не только в стирке, уборке, готовке. Никто не пожалеет, не приласкает так искренне, как способна это сделать мама
  • Сочинение по картине Левитана Ранняя весна (описание)

Семьи в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)

Семьи в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» рассмотрены очень подробно, потому что именно они и составляют основу бытия. Каждый герой описывается автором не отдельно, как существующий сам по себе, а как часть чего-то большего — семьи и даже рода. А внутрисемейные отношения в романе — это часть быта донских казаков, устоявшегося веками, где всё чётко определено обычаями и традициями.

Конечно, в центре романа — семья Мелеховых. Дом их «самодовольный и зажиточный», все домочадцы крепко стоят на ногах.

Это глава семьи — Пантелей Прокофьевич, крутой нравом, но справедливый, Ильинична, заботящаяся о семейном очаге, сыновья Пётр и Григорий, дочь Дуня, невестки Дарья и Наталья, потом и внуки. Рядом соседи Астаховы — Степан и Аксинья.

Описана и богатая казачья семья Коршуновых, купцов Моховых, бедняков Кошевых. Все они живут на хуторе Татарском. Живут дружно, всё делают вместе. Они воины и хлеборобы одновременно. Работа для них в радость. Умеют они и веселится. Первая мировая война только сближает их ещё больше.

Так, все радуются, когда Григорий получает георгиевский крест. Любовь к семье и дому, к родной земле и труду, уважение к старшим, свободолюбие — вот ценности, которые роднят такие разные, на первый взгляд, семьи вольных казаков.

Какие же нравы характерны для традиционной казачьей семьи?

Безусловно, дореволюционный быт патриархальный. То есть во главе стоит мужчина. Что, впрочем, вполне объяснимо: ведь изначально это воины, подчинение в таком случае обязательно.

Например, Пантелей Прокофьевич — глава семьи Мелеховых. Он не считается ни с чьим мнением, да никто и не думает даже противоречить ему. Он бьёт жену и сыновей. Женит Григория на Наталье, не интересуясь его согласием.

Точно так же ведёт себя глава семьи Коршуновых Мирон Григорьевич, когда речь идёт о сватовстве Дмитрия к Елизавете: «Дурак!… Иди-ка отсель, не придуривайся…» Старшие не выбирают выражений, а младшие ведут себя сдержанно.

Однако и самодурами назвать никого нельзя. Женят Григория после того, как он позорит семью связью с замужней женщиной.

Наталью никто же к замужеству не принуждает: ей по нраву младший Мелехов, а до этого она отказывает трём женихам, потому что они «не нравились».

Аксинью избивает Степан (кстати, он, скорее, исключение, потому что жесток), но и его поведение можно в какой-то мере оправдать: жена не просто изменяет ему, но позорит перед всеми их семью.

Женщины в такой ситуации тоже могут поднимать руку на своих мужей. Так, «занозистая бабёнка» Фроська рассказывает, что избила своего казака «по спине, по голове, по чём пришлось», когда застала его с «задонской жалмёркой».

То есть грубость, свойственная старшим, — это не постоянное семейное насилие над младшими, не обыденная норма, а, скорее, исключение.

Хотя слова и крепки, иногда до такой степени, что автор ставит многоточия, как бы стесняясь их повторить.

Вот лишь несколько примеров: Пантелей Прокофьевич — «карга старая» (Ильиничне), «кобелина» (Григорию); Мирон Григорьевич — «репей», «лишай» (жене). При этом они любят своих домочадцев, по-своему заботятся о них.

В целом жизнь казачьих семей, их быт очень гармоничны. Всё обсуждается открыто, важные вопросы выносятся на суд всех членов.

Вспомним, например, обсуждение отношений Григория и Натальи, чья семейная жизнь не заладилась с самого начала. Никто не вмешивается, но все тихо сочувствуют женщине.

Вспыльчивый глава семьи Мелеховых начинает прямой разговор о молодых. Высказываются все: и сам Пантелей Прокофьевич, и Григорий, и Пётр. Здесь же находится Дуняшка, на тот момент ещё подросток.

И хотя она молчит, её никто не выгоняет, потому что это своеобразное воспитание и для неё.

Также открыто обсуждают в мелеховской семье, остаться или уйти, когда на хутор приходят красные. Старый Мелехов боится, что они разорят дом, его сыновья боятся, потому что они белые офицеры, Ильинична бежать не хочет категорически. И хотя сначала решают, что мужчинам надо уехать, а женщинам остаться, потом всё же не разлучаются: смерть «и тут налапает».

Вместе со всей семьёй обсуждают Дуняшку и Михаила Кошевого, объясняя девушке, что счастья им не видать, потому что Мишка — враг. Женщины тактично переводят разговор на другие темы, видя, что обсуждение неприятно для всех.

Таким образом, примеры подтверждают, что в казачьих семьях любые дела обсуждаются, проблемы проговариваются, вместе ищут решения вопросов. Тут явно прослеживается идея того, что раскол начинается тогда, когда человек хочет что-то утаить, ставит свои интересы выше семейных, родственных, общественных. Открытость и честность — главная черта донских казаков.

Ещё одна особенность семей — это любовь к детям как к продолжению рода. Все искренне радуются рождению малышей, с удовольствием заботятся о них. Даже суровые казаки смягчаются, когда речь идёт о младших: Наталья — «любимица» в семье Коршуновых, Дуняшка — «отцовская слабость» Мелехова, во внуках Пантелей Прокофьевич тоже «души не чает», прощает им всё, балует их.

Если же детей в семье нет, то это считается большой печалью, «господним наказанием».

Бездетность является и характеристикой героя. Так, Дарья теряет ребёнка (немаловажно, что у него даже нет имени, просто «дитё»), но её эта смерть не тяготит, она по-прежнему весела.

Она вообще идёт по жизни легко, ни о чём не переживая: «Никакое горе не было в силах не только сломать её, но даже пригнуть к земле». За свои поступки она платит большую цену: кончает жизнь самоубийством, утопившись в Доне.

И очень сожалеет о том, что не может прожить её заново.

Аксинья также теряет своих детей: и ребёнка от Степана (тоже безымянного и неизвестно, какого пола), и дочь Таню от Григория. И это своеобразное наказание для неё, как и для Дарьи из-за небрежности по отношению к материнскому долгу, к чести семьи, к супружеской верности. Обе погибают одинокими, не оставив после себя ничего.

Невозможно представить такое отношение к семье, например, у Ильиничны, у Натальи или Дуняшки. Василиса Ильинична Мелехова — воплощение материнской мудрости.

Да, её жизнь нелёгкая (и измены, и побои со стороны мужа), но она всё терпит ради семьи.

И даже прощает Мишку Кошевого, видя в нём не убийцу своего Петра, а просто несчастного человека, такого же потерянного и запутавшегося, как и её сыновья.

Вообще женщины, воспитанные в казачьих традициях, не участвуют в войне, не проливают чужую кровь, не мстят. Они, напротив, хранят, устои и порядок. Исключение составляет лишь Дарья Мелехова, которая с удовольствием стреляет, убивает, ведёт разгульную жизнь после смерти Петра. Но ведь автор и не рассказывает, в какой семье воспитывалась Дарья, мы даже не знаем её девичьей фамилии.

Семейные узы для казаков, живущих на Дону, считаются священными, нерасторжимыми, вечными. Неверность, конечно, есть, но она осуждается. Именно поэтому окружающие не принимают открытого романа Григория и Аксиньи: «теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть».

Эта же верность воспитывается в казаках и по отношению к товарищам: с «односумом» следует делиться последним, даже отдать жизнь за друга.

Да и как может быть иначе, если они совместно трудятся и воюют? Все казаки на Тихом Дону — одна большая семья. Аникушка — сосед Мелеховых и троюродный брат Григория и Петра. Аксинью приютит двоюродная тётка.

Старому казаку Архипову белят избу три бабы — снохи и водворка. Такие отношения для всех понятны и естественны.

Пьянство, разгул в казачьих семьях также не приветствуются. Макар Ногайцев, дальний родственник Мелеховых, склонен к загулам, именно этим он и известен «по всей округе» (то есть никого больше, любящего выпить, встретить нельзя).

И лишь Гражданская война вносит перемены в сложившийся уклад жизни: «А пьют! Дуром!» Политические перемены, деление на красных и белых, братоубийственная война — всё это вместе пытается сломать вековые устои казаков, ведь нарушаются главные нравственные заповеди «не убий», «не укради» и т. д.

Итак, М.А. Шолохов откровенно описывает казачьи семьи: при всей грубости нравов, отношения в них гармоничны, отличаются чистотой и душевной теплотой. Именно в семье и видится будущее. Да, прошлое окончательно разрушено войной.

Но всё лучшее, что заложено в казаках с детства, поможет им наладить новую гармоничную жизнь.

Григорий Мелехов, возвращаясь домой после похорон Аксиньи, видит сына Мишатку: «Это было всё, что осталось у него от жизни…» Именно сыну отец и передаст свой опыт.

Образ Натальи Коршуновой в романе Шолохова «Тихий Дон» :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

Наталье только что исполнилось семнадцать лет, была она стройнa, красива, работяща «всем взяла: что на полях, что дома».

Считали ее на хуторе завидной невестой, и «еще в прошлый мясооед наезжали сваты издалека, с речки Цуцкана, богатые невпроворот староверы-казаки… но женихи Наталье не нравились, пропадала даром сватовская хлеб-соль». Мирон Григорьевич любил старшую дочь, поэтому «не теснил ее выбором».

Григорий приглянулся ей сразу, на первых же смотринах, хотя отец противился этому браку и прямо говорил о дурной славе жениха («потаскун, бабник, по жалмеркам бегает»), Наталья твердо стояла на своем. «Не нужны, мне, батенька, другиe… – Наталья краснела и роняла слезы.

– Не пойду, пущай нe сватают. А то хучь в Усть-Медведицкий монастырь везите…»

Со всей неопытной девичьей нежностью тянется Наталья к Григорию, полюбив его сразу и на всю жизнь. Стыдливая, сдержанная по характеру, она не умеет проявлять свои чувства.

Смущаясь и робея, дарит она Григорию-жениху вышитый кисет («краснея, глядя на Григория влюбленными глазами, сунула ему в руку мягкий, таящий тепло девичьих ее грудей матерчатый комочек»), когда Григорий «нерешительно притянул ее к себе, хотел поцеловать», она пугливо отклонилась: «Совестно».

Читайте также:  Футуризм в творчестве Маяковского

Провожая жениха, «Наталья отворила ворота, из-под ладони глядела вслед… «Одиннадцать ден осталось», – высчитывала в умe Наталья и вздохнула и засмеялась».Доверчиво и беззаветно поверила Наталья. в свое девичье счастье: рядом любимый человек, семья, дети.

↑ Отношения с семьей Мелиховых после свадьбы. Отношения с Григорием, его измена

Но жизнь повернулась по-другому. В семье Мелеховых Наталью полюбили, была она скромна, работяща. «Поспись, поспись, моя чадунюшка! Чего вскочила? – ласково говорила Ильинична. – Иди, позорюй, без тебя управимся». Одобрял ее и «строгий по дому» Пантелей Прокофьевич. Только Григорий и Наталья не могли наладить отношения.

С болью и ужасом Наталья осознает, что она не любима, что Григорий не может забыть Аксинью, тянется к ней. Таясь от людей, она «убегая в сарай, падала на кизяки, трясясь, сжимаясь в комок, оплакивала заплеванное свое счастье». Да и сам Григорий с присущей ему прямотой жестоко сказал Наталье, что не любит ее.

Взаимоотношения Натальи и Григория

Наталья нежно полюбила своего жениха Григория, еще невестой «влюбленными глазами» разглядывала его, высчитывала с нетерпением дни, которые остались до свадьбы.

Эта девушка, провожая жениха, смотрела «со слезами взволнованной радости» ему вслед, ощущая, как стремительно бьется ее сердце. Обычно робкая и застенчивая, она настаивала на своем тогда, когда родители сначала не хотели выдавать ее замуж за Григория.

Однако жизнь с этим человеком радостных надежд героини не оправдала. Не были счастливы в произведении «Тихий Дон» Григорий и Наталья в семейной жизни. Героиня убеждалась все больше в том, что супруг к ней равнодушен, что он любит лишь Аксинью.

И когда он признается ей честно в том, что не любит ее, Наталья одиноко и молчаливо переживает свое горе, худеет, а в глазах ее появляется что-то «жалкое».

Беззаветность чувства этой женщины и ее целомудренную сдержанность подчеркивает писатель. Создавая образ Натальи в романе «Тихий Дон», автор отмечает печаль, покоряющую скорбь своей героини.

Особо запоминаются ее глаза, которые Шолохов называет «печальными», «скорбными». Сдержанная и скромная Наталья стыдится проявлять на людях чувства, скрывает их. Такова основная характеристика этой героини (роман «Тихий Дон»).

Образ Натальи — один из самых светлых в произведении.

↑ Разрыв отношений с мужем

Оскорбленная незаслуженной обидой, Наталья попыталась защитить свою любовь. Она угрожает вернуться к родителям, надеясь образумить этим Григория. Такого скандала в хуторе еще не знали. Но все обернулось по-другому: Григорий уходит к Аксинье, грубо обрывая все попытки вернуть его.

Такого жестокого удара судьбы Наталья не ожидала. Опозоренная, надломленная уходит она в родительский дом. «Батянюшка, пропала моя жизня!.. Ушел Гришка с своей присухой!.. Одна я! Батянюшка, я как колесом перееханная!..»

Но у своих Наталья чувствует себя чужой, все мысли по-прежнему о Григории: ей «казалась, что Григорий вернется к ней, сердцем ждала, не вслушиваясь в трезвый на шепот разума; исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной,незаслуженной обидой».

Надежда вернуть мужа не покидает ее. Наталья пишет письмо Григорию в Ягодное, ведь жизнь без него «навовсе потерянная». Но когда пришел ответ, «Наталья прочла и посерела. В четыре приема вошло в сердце зубчато-острое… Четыре расплывшихся слова на бумажке: «Живи одна. Мелехов Григорий».

И тогда робкая, нежная молодая женщина решается на самоубийство. Все девичьи мечты ее растоптаны, жизнь потеряла всякий смысл.

Наталье не суждено было умереть, она выжила, поправилась и решила снова уйти в мелеховский курень. «Пришла Наталья к свекрам после долгих колебаний. Отец ее не пускал, прикрикивал и стыдил, разубеждая, но ей неловко было после выздоровления глядеть на своих и чувствовать себя в родной когда-то семье почти чужой».

↑ Вовзращение в семью Мелиховых

В доме Мелеховых с радостью приняли ее возвращение. Все полюбили Наталью: берегла и глубоко сочувствовала ей мудрая Ильинична, доверчиво делилась с ней своим девичьими тайнами Дуняшка, даже вспыльчивый Пантелей Прокофьевич никогда не повышал голос.

Наталья постепенно возрождается, здесь она «законная» жена любимого Григория, а в душе по-прежнему живет бессознательная надежда на его возвращение. «Она ничего не писала Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и болью ожидал от него письма».

Нравственная чистота, сдержанная стыдливость чувства – главные свойства характера Натальи. Она сторонится Дарьи, которая после отъезда мужа на войну стала особенно наряжаться и ходить на «игрища».

Петро, встретив на чужой стороне Григория, с одобрением вспоминает о Наталье: «…Человек своей надеждой живет. Славная бабочка. Строгая. Себя дюже блюдет. Чтоб баловство какое аль ишо чего – нету за ней этого».

  Список тем для сочинений по произведению Островского «Гроза»

↑ Наталья и Григорий

С самого начала, с самой первой встречи Григория и Натальи автор намекает на то, что отношения этой пары будут сложными. Наталья полюбила Григория с первого взгляда и уже после сватовства провожает его глазами, исполненными любви и трепетной надежды на счастье, в то время, как Григорий находит ее всего лишь «славной», скользнув взглядом по ее ладной фигуре.

Автор подчеркивает, что Григорий осматривал невесту, как матку-кобылицу перед покупкой. Руки Натальи еще в девичестве были «раздавлены работой», потому и пришлась она Мелеховым по душе, что работящая. Не жену выбирал себе Григорий, не любимую спутницу жизни, а полезный предмет, который может пригодиться в хозяйстве.

Григорий был настолько равнодушен к ней, что ни разу не сорвался в гневе, не ударил, и не приласкал от души. Ласкал он ее по необходимости: равнодушно и отстраненно, потому что чужая она ему была, «как энтот месяц». В то время, как Наталья всей душой жаждала лишь его, Григория. Именно он был светочем в ее нелегкой жизни, тем огоньком, который поддерживал в ней желание жить.

Ушел Григорий – и Наталье на земле более нет места.

Ее отчаянная попытка самоубийства свидетельствует о чувстве собственного достоинства, когда она не в состоянии снести позора брошенной жены, но одновременно с этим, она униженно просит Аксинью отдать ей Гришку. Эти две крайности, эта внутренняя борьба и смятение в душе Натальи глубоко трогают автора и волнуют читателя. Наталья живет жизнь, подавляя себя.

Ее любовь – это скорбь. Она старается сублимировать свои неразделенные чувства к мужу, занимаясь работой и детьми. Всю свою нерастраченную женскую нежность, всю свою душу она вкладывает в них.

И у читателя создается впечатление, что безропотная Наталья уж и смирилась со своей незавидной долей нелюбимой женщины. Но нет.

В самом конце романа вся кипучая страсть, все накопленные обиды взрываются в ней, и она проклинает Григория, желая ему смерти.

Сильная гроза, буря, которая заволакивает в этот момент небо словно бы затмевает в Наталье все божественное, то, что делало ее образ схожим с образом русской Богородицы, и читатель понимает, что она – человек, что она земная женщина, которая отчаянно нуждается в защите и любви отнюдь не Божьей, а человеческой. Наталья в этот момент перестает быть иконой, но от этого ее образ лишь выигрывает. Если в течение всего романа Наталья – это та, кому нужно поклоняться, то в этот момент она становится той, которую нужно любить.

↑ Возвращение Григория в семью

Наталья по-прежнему пытается бороться за разрушенное счастье. «Как-то внезапно…созрело решение сходить в Ягодное к Аксинье – вымолить, упросить ее вернуть Григория… Она не задумывалась над тем, осуществимо ли это, и как примет Аксинья ее странную просьбу. Толкаемая подсознательным чувством, она стремилась скорей претворить внезапное свое решение в жизнь.

На исходе месяца Мелеховы получили от Григория письмо. После поклонов отцу и матери он слал поклон и нижайшее почтение Наталье Мироновне. Какая бы неведомая причина ни побудила его на это, но для Натальи это было толчком: в первое же воскресенье она собралась идти в Ягодное». Ничего, кроме тяжелого унижения, она не добилась. Жестоко насмеялась над ней Аксинья.

После разрыва с Аксиньей, Григорий возвращается в родной курень. Наконец-то сбываются мечты Натальи. Родив сразу двоих ребятишек, мальчика и девочку, она «расцвела и похорошела диковинно».

Наталья полна счастьем любви, счастьем матери.

Именно эту внутреннюю духовную красоту, нравственную, чистоту вдруг увидел и понял Григорий в своей «законной» жене, оценил ее преданность, по-своему полюбил.

«Она была рядом с ним, его жена и мать Мишатки и Полюшки. Для него она принарядилась и вымыла лицо.

Торопливо накинув платок, чтобы не было видно, как безобразна стала ее голова после болезни, слегка склонив голову набок, сидела она такая жалкая, некрасивая и все же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой.

Она всегда носила высокие воротнички, чтобы скрыть от него шрам, некогда обезобразивший ее шею. Все это из-за него… Могучая волна нежности залила сердце Григория. Он хотел сказать ей что-то теплое, ласковое, но не нашел слов и, молча притянув ее к себе, поцеловал белый покатый лоб и скорбные глаза…»

Для Натальи забота о детях, любовь к Григорию – смысл всей жизни. Она привыкла к постоянному тяжелому труду, покорно переносила тяжести наступившего лихолетья.

Но понять мучительный надлом в душе Григория, его тяжелые раздумья о жизни, о будущем она не смогла.

Раздраженно и ревниво она упрекает Григория в разгуле, в связях с женщинами. На его искренние слова: «Совесть!… Какая уж там совесть, когда вся жизня похитнулась… Людей убиваешь… Неизвестно для чего всю эту кашу…»,

  • Наталья лишь отвечает грубо: «Напаскудил, обвиноватился, а теперь все на войну сворачиваешь… Мало через тебя, черта, я лиха приняла?»
  • И глубоко оскорбленный Григорий с горечью отвечает: «Больше не об чем с тобой гутарить».
  • Теперь Наталья не хотела и не могла прощать человеку, которому отдала все.

Она еще тяжелее переживает новые измены Григория, ведь она мать его детей. Он обманывает и позорит не только жену, но и их: «Дети у тебя уж вон какие!» Узнав о новом сближении Григория с Аксиньей, «Наталья жила, испытывая такое ощущение, какое бывает во сне, когда тяжко давит дурной сон и нет сил очнуться».

Без страха идет она на открытый разговор с Аксиньей («У меня двое детей, и за них и за себя я постоять сумею!»)

. Но нравственных сил пережить новый жестокий удар судьбы у нее уже не хватает.

Горе Натальи было беспредельным. Она не верила в любовь Аксиньи, считала ее распутной женщиной, недостойной Григория. «Одно я знаю: не любишь ты его, а тянешься за ним по привычке. Да и любила ль ты его когда-нибудь так, как я? Должно быть, нет. Ты с Листницким путалась, с кем ты, гулящая, не путалась? Когда любят – так не делают».

Глубоко страдая, Наталья всю силу и горечь возмущения обрушивает на изменившего ей Григория. В полубезумном исступлении во время грозы она проклинает самого любимого и дорогого человека, призывает на него смерть.

«Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыданий.

Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез… “Господи! Всю душеньку мою он вымотал! Нету больше силы так жить! Господи, накажи его, проклятого! Срази его там насмерть! Чтоб больше не жил он, не мучил меня!..

” Ветер трепал раскосмаченные волосы Натальи, сушил ее мокрое лицо… Несколько секунд Ильинична с суеверным ужасом смотрела на сноху. На фоне вставшей в полнеба черной грозовой тучи она казалась ей незнакомой и страшной».

Наталья находит счастье в работе и материнстве

Любовь Натальи в начале супружеской жизни была еще медлительна и холодна, а чувства ее — скрыты глубоко в душе. Лишь после рождения детей раскрылась эта героиня, приобретя уверенность в себе.

О людях она заботится всем своим щедрым сердцем, сама же переживает одиноко несчастье нелюбимой жены. Забвение находит Наталья в тяжелом ежедневном труде.

Еще больше, чем Аксинья, эта героиня любит труд, и Шолохов поэтизирует это ее качество, способность вдохновенно и легко отдавать все свои силы ему, при этом не жалея своих «рабочих рук».

Наталья, не познав радости в любви, находит счастье в материнстве. После того как родились Полюшка и Мишатка, эта героиня похорошела и расцвела. Ее лицо светилось горделивой радостью, когда она показывала детей своему супругу.

Счастливая мать, Наталья отдает детям всю свою неизрасходованную ласку. И Григория покоряет «чистой внутренней красотой» эта героиня в образе матери. Его сердце заливает нежность.

Однако Григорий лаской свою жену никогда не баловал, поэтому не находит и теперь теплого слова.

Ссылка на основную публикацию