Анализ стихотворения А. Вознесенского «Сага»

Тема: «Стихотворение “Сага” А.Вознесенского», или «История одной любви»,10 класс Анализ стихотворения А. Вознесенского «Сага» Цель урока: Познакомить с творчеством поэта, его стихотворением; Развивать логическое мышление, речь, творческие способности учащихся; Активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся; Воспитывать уважение к русской истории и культуре, к чувствам. Тип урока: интегрированный. Приемы: синквейн, кластер, беседа, слово учителя. Опережающее задание: сообщение учащегося (интересные факты из биографии А.Вознесенского). Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация (слайдовый материал), раздаточный материал, музыкальное сопровождение (песня о Калифорнии, запись из рок- оперы « Юнона и Авось»).

Ход урока: 1. Орг. момент. 2. «Мозговой штурм» (звучит песня о Калифорнии). Вы, наверное, удивлены тем, что я начала свой урок с песни о Калифорнии? Но это необходимое звено нашего урока. Работа в паре. Вопросы и задания: А) Что вы знаете о Калифорнии? (Раздаются листочки с таблицей, в которой нужно заполнить две колонки). (Один из учеников заполняет таблицу, второй составляет синквейн к слову «любовь»).

Б) «Творческое задание». Составить синквейн на слово «Любовь».

  • ( Второй ученик составляет синквейн).
  • (ответы зачитываются).
  • любовь любовь
  • нежная мудрая пылкая долгожданная
  • соединяет губит властвует покоряет умиротворяет движет
  • Любовь – высшее проявление духовной Любовь – великий шедевр жизни.
  • жизни человека.
  • жизнь спасение

3.Слово учителя. Итак, ответы зачитываются (учащиеся читают и сдают выполненные работы).

  1. На интерактивной доске представлена карта штата Калифорнии.
  2. Познакомьтесь с некоторыми фактами об этом штате.
  3. Анализ стихотворения А. Вознесенского «Сага» Анализ стихотворения А. Вознесенского «Сага» Девиз штата «Эврика!»
  • Крупнейший город Столица Сакраменто
  • Лос-Анджелес Калифорния.
  • Прозвище штата
  • Печать Калифорнии Образован
  • 9 сентября 1850года «Золотой штат»

А что еще вы хотели бы узнать о Калифорнии? Почему на флаге изображен медведь? На берегу какого океана расположен штат? С какими штатами он граничит? Какие есть важные отрасли экономики? Почему у него такое прозвище? Это будет вашим первым домашним заданием.

4.Слово учителя. У каждого человека любовь неповторима, незабываема. Любовь может быть счастливой и несчастливой, взаимной и одинокой. Но поэты всегда с глубокой искренностью рассказывают о любви, которая всегда возвышала человека. Вспомните стихотворение А.С.

Пушкина «Я помню чудное мгновенье», где поэт сравнивает свою возлюбленную, Анну Керн, с «гением чистой красоты», а композитор Глинка, впоследствии влюбившись в дочь А.П.Керн, написал музыку на эти стихи. ( Учащиеся зачитывают подготовленные цитаты и отрывки о любви). И в русской и советской поэзии огромное количество образцов любовной лирики.

И каждый поэт сумел передать нам неисчислимое множество оттенков любовного чувства. В том числе и Андрей Вознесенский. Сообщение ученика о Вознесенском (в форме кластера).

Это стихотворение было написано в 1976году. Что заставило его написать этот шедевр русской литературы, впоследствии ставший романсом? Возможно, это был просто порыв, а, может, и собственные душевные переживания . Стихотворение «Сага»- это образец верности, верности своему слову, своей клятве. Но прежде чем его прочитать, понять его, необходимо провести следующую работу.

Словарно-орфографическая работа (листочки со словами раздаются учащимся). Сага – древнескандинавское и древнеирландское поэтическое сказание Запруда- 1) простейшая плотина, обычно в виде насыпи, преграждающей течение реки. 2) запруженный водоем.

  1. Безнадежный – 1) не дающий надежд на улучшение;
  2. 2)отсутствие надежды.
  3. Разминемся- 1) разойтись в пути, не встретиться;
  4. 2) разойтись при встрече на дороге, не зацепив друг друга, не столкнувшись.
  5. Командор-1)высшее звание в рыцарском ордене в средние века, а также лицо, имевшее это звание.
  6. 2) руководитель, распорядитель каких-нибудь спортивных соревнований.
  7. Звучит романс из рок- оперы « Юнона и Авось».

САГАТы меня на рассвете разбудишь,проводить необутая выйдешь.Ты меня никогда не забудешь.Ты меня никогда не увидишь.Заслонивши тебя от простуды,Я подумаю: «Боже всевышний!Я тебя никогда не забуду,Я тебя никогда не увижу».Эту воду в мурашках запруды,это Адмиралтейство и Биржуя уже никогда не забудуи уже никогда не увижу.

Не мигают, слезятся от ветрабезнадежные карие вишни.Возвращаться – плохая примета.Я тебя никогда не увижу.Даже если на землю вернемсямы вторично, согласно Гафизу,мы, конечно, с тобой разминемся.Я тебя никогда не увижу.И окажется так минимальнымнаше непониманье с тобоюперед будущим непониманьемдвух живых с пустотой неживою.

И качнется с бессмысленной высьюпара фраз, залетевших отсюда:«Я тебя никогда не забуду.Я тебя никогда не увижу».

Вопросы и задания: Как вы думаете, почему так озаглавлено стихотворение? -В переводе «Сага» – это сказание. Значит, речь пойдет о влюбленных, возможно, у которых были прототипы. – Какой же предстает любовь в прозвучавшем стихотворении? -Она предстает грустной, печальной, уставшей.

-Какой предстает героиня в этом стихотворении? – Она чуткая, кроткая, верная, с нежным сердцем.

– Какие картины возникают при чтении стихотворения? ( Рассвет; босоногая девушка провожает своего любимого, долго смотрит ему вслед; вот машет ему косынкой, словно чувствует, что видит любимого в последний раз; ветер усиливается; вскоре в тумане исчезает силуэт дорогого ей человека).

– Что привлекло ваше внимание в этом стихотворении или, иначе говоря, какие слова запомнились быстрее? – Неоднократно повторяющиеся строчки « Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу». -Как вы думаете, эти две фразы – главные? -Да, так как усиливается звучание, благодаря наречиям никогда и уже, которые указывают на окончательность, завершенность.

– С помощью каких средств автор передает чувства и состояние героя? -Помогают нам понять его душевное состояние эпитеты и метафоры («безнадежные карие вишни», «эту воду в мурашках», «минимальным наше непониманье с тобою», «с пустотой неживою», «бессмысленной высью», «пара фраз, залетевших отсюда». -Почему автор употребил «карие вишни», описывая глаза любимой? -В литературе глаза-это зеркало души.

-Почему скупы художественные средства? – Главное в стихотворении – это переживания героя, его предчувствия разлуки, смерти.

  • -А как бы вы озаглавили это стихотворение?
  • -Каков внутренний сюжет?
  • 1)Завязка-момент пробуждения: «Ты меня на рассвете разбудишь,/ проводить необутая выйдешь…»;
  • 2)развитие действия – малейшая надежда на спасение:
  • «Заслонивши тебя от простуды,/
  • Я подумаю: «Боже всевышний!»;
  • 3) кульминация – напрасно потраченные усилия:
  • «Даже если на землю вернемся/ мы вторично, согласно Гафизу,/
  • мы, конечно, с тобой разминемся/.
  • 3) развязка – последствия душевного напряжения:
  • «И качнется с бессмысленной высью/ пара фраз, залетевших отсюда…».
  • -Определите тему, основной мотив.

Я тебя никогда не увижу».

– Прощание с любимой и родиной. Психология героя, душевные переживания, внутренняя жизнь персонажа, душевное состояние героя. – В стихотворении употреблены личные местоимения «ты», затем «мы » и «я». Почему они расположены в такой последовательности? – Это означает, что героев ничто больше не объединяет и у них нет будущего.

– В стихотворении прослеживается нарастающая тревога, чувствуется какой-то надрыв, приближение надвигающейся смерти, бесполезность, бессмысленность. В этом помогают понять глаголы «выйдешь», « не забудешь», «не увидишь», «разминемся», «слезятся», а также имена прилагательные, несущие в себе отрицание «необутая», «безнадежные», «неживою», «бессмысленною».

Отсутствуют глаголы множественного числа, которые передавали бы общность действий. – В произведении прослеживаются библейские мотивы. Найдите эти слова. – В первом четверостишии слово «рассвет», образованное от слова «свет», которое в свою очередь тождественно со словом «свят».

Во втором герой обращается к богу со словами «Боже всевышний», к которому мы обращаемся в минуты сильного волнения, в минуты душевного расстройства, в минуты, когда даже надежда покидает нас. -Через все стихотворение проходят повторяющиеся мотивы холода и ветра, которые отражают состояние героев. Найдите их.

– «Рассвет», «вода в мурашках», «простуда», «пустота», «пара фраз, залетевших отсюда». -Меняется ли тональность стихотворения? Покажите на примерах. – Да. Все сильнее нарастает тревога. 5.Слово учителя. Назовите влюбленных из истории литературы, которым не суждено было быть вместе. Соедините линиями.

  1. Ромео Жибек
  2. Меджнун Кебек
  3. Енлик Джульетта
  4. Козы-Корпеш Кончита
  5. Толеген Лейли
  6. Резанов Баян-сулу

– Какие два имени для вас оказались новыми? – Да, это Резанов, командор Резанов, и его возлюбленная Кончита. О них и повествует А.Вознесенский в своем шедевре «Сага».

Кончита и Николай Резанов

-Каким должен быть командор? -Смелым, решительным, умным, талантливым, патриотом своей Родины. -Правильно. Именно такими качествами обладал и Николай Резанов. Кстати, русские историки говорят, если бы Резанов вернулся и прожил еще дольше, Россия никогда бы не продала Аляску. А теперь вернемся к Калифорнии. Историческая справка. Слово учителя.

Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились.

Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет (годы жизни Резанова 1764-1807).

Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели.

Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтеррее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.

В своем последнем письме от 24 -26 января 1807 года своему свояку, директору РАК Михайло Булдакову Резанов так отзывается о своей калифорнийской невесте: «Из моего калифорнийского донесения не сочти меня, мой друг, ветреницей.

Любовь моя у вас, в Невском под куском мрамора, а здесь – следствие ентузиазма (орфография Резанова.- Авт.) и очередная жертва отечеству. Контенсия мила, добра сердцем, любит меня, и я люблю ее и плачу, что нет ей места в сердце моем».

Подобное замечание сделал в своем дневнике доктор Лангсдорф: «Все-таки надо отдать справедливость оберкамергеру фон Резанову, что при всех своих недостатках он все же отличается большими административными способностями. И не все человеческое ему чуждо.

Можно было бы подумать, что он уже сразу влюбился в эту молодую испанскую красавицу. Однако, в виду присущей этому холодному человеку осмотрительности, осторожнее будет допустить, что он просто возымел на нее какие-то дипломатические виды».

  • Патриотизм заставил меня изнурить все силы мои;я плавал по морям, как утка;страдал от голода, холода, в то же время от обиды,
  • и еще вдвое от сердечных ран моих.
Читайте также:  Аргументы для сочинения по направлению «Добро и зло»

Н.П.Резанов – М.М. Булдакову 24-26 января 1807 года, Иркутск

-Почему Кончита осталась верна Резанову, своему долгу до конца своих дней?

– Они обручились, а обеты, принесенные перед алтарем, перед Богом, святы и нерушимы. – Какую героиню нам напоминает Кончита? -Машу Троекурову из повести А.С.Пушкина «Дубровского». Донна Мария де ла Консепсьон Марселла Аргуэльо родилась 10 февраля 1791 года.

По воспоминаниям современников, Кончита отличалась от других живостью и жизнерадостностью, своими воспламеняющими любовь глазами, белоснежной улыбкой, выразительными и приятными чертами, стройностью фигуры и природной добротой.

Доктор Георг Лангсдорф, участник первого русского кругосветного путешествия и экспедиции в Калифорнию, натуралист и личный врач Резанова, так описывает ее в своем дневнике: «Она выделяется величественной осанкой, черты лица прекрасны и выразительны, глаза обвораживают. Добавьте сюда изящную фигуру, чудесные природные кудри, чудные зубы и тысячи других прелестей.

Таких красивых женщин можно сыскать лишь в Италии, Португалии или Испании, но и то очень редко». Всю свою жизнь донна Консепсьон посвятила благотворительности и обучению индейцев. В Новой Калифорнии ее называли La Beata (Благословенная). Ее тело было захоронено на кладбище монастыря, а в 1897 году перенесено на специальное кладбище Ордена Святого Доминика.

«Консепсион оказалась не только внешне прекрасной, своевольной и страстной женщиной. Она оказалась сильной духом, способной вынести все с гордо поднятой головой и без жалоб и компромиссов прийти к своему горькому концу», – так напишет о первой красавице Калифорнии американский писатель Гектор Шевиньи в романе «The Lost Empire. The Life and Adventures of Nikolai Petrovich Rezanov».

Консепсион оказалась не только внешне прекрасной, своевольной и страстной женщиной.Она оказалась сильной духом, способной вынести все с гордо поднятой головой и без жалоб и компромиссов прийти к своему горькому концу. Так написал о первой красавице Калифорнии американский писатель Гектор Шевиньи в романе «The Lost Empire. The Life and Adventures of Nikolai Petrovich Rezanov».

А спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привез в Красноярск горсть земли с ее могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду, а на другой — Я тебя никогда не увижу.

» Шериф Монтеррея развеял над могилой горсть земли с могилы Кончиты. Обратно увез горсть красноярской земли — для Кончиты. Итог урока: Сегодня вы были в роли путешественников, историков, географов и литературоведов. Но жизнь вам подарит еще одну роль – любить и быть любимым.

Сможете ли вы понять, уберечь, спасти любовь, пронести это светлое чувство через всю жизнь – зависит только от вас самих. Надо ценить любовь и оберегать любимого человека. Надо дорожить каждой минутой, думая и заботясь о нем. И последним аккордом нашего урока будут слова из стихотворения А.

Кочеткова « С любимыми не расставайтесь…», которые будут для вас в будущем, я надеюсь, С любимыми не расставайтесь, С любимыми не расставайтесь Всей кровью прорастайте в них. С любимыми навек прощайтесь, С любимыми навек прощайтесь, Когда уходите на миг.

Д/з: написать эссе « Любить -значит жить »

"Я тебя никогда не забуду", или Сага о любви и разлуке..

Но здесь должен я Вашему Сиятельству зделать исповедь частных моих приключений.

Прекрасная Консепсия умножала день ото дня ко мне вежливости, разныя интересныя в положении моем услуги ея и искренность, на которыя долгое время смотрел я равнодушно, начали неприметно наполнять пустоту в моем сердце; мы ежедневно зближались в объяснениях, которыя кончились наконец тем, что она дала мне руку свою.“Письмо Н. Резанова Н.

Румянцеву, 17 июня 1806 года.Анализ стихотворения А. Вознесенского «Сага»«Юнона и Авось» — одна из наиболее известных русских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 года на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор. В названии спектакля использованы имена двух парусников, – «Юнона» и «Авось», – на которых совершала своё плавание экспедиция русского путешественника, графа Николая Резанова. В главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Федерико).

В основу сюжета легла романтическая история любви Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии де ля Консепсьон Марселлы Аргуэльо. Николай Петрович Резанов, камергер двора Его Величества, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 году прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Прекрасно образованный и воспитанный командор сумел очаровать дочь коменданта крепости Сан-Франциско прекрасную Консепсию де Аргуэльо (Кончиту). Состоялось обручение. Свадьбу не предрешали, ибо достигнуто было соглашение: жених вернется в Петербург и испросит ходатайства своего императора перед папой Римским на искомый брак с католичкой. Сам Николай Петрович обещал Кончите и ее родителям, что на это вполне хватит двух лет, после чего он вернется и они обретут семейное счастье. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 42 лет. Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтерее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.

Спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. 28 октября 2000 года в Красноярске, на предполагаемом месте захоронения Н.П.Резанова на Троицком кладбище, состоялась панихида и открытие памятника. Памятник представляет собой белый крест, на одной стороне которого написано «Николай Петрович Резанов. 1764—1807.

Я тебя никогда не забуду», а на другой — «Мария Консепсьон де Аргуэльо. 1791—1857. Я тебя никогда не увижу». На панихиде присутствовал шериф г. Монтерея (Калифорния, США) Гарри Браун. Шериф развеял на могиле Резанова землю с могилы Кончиты, а взамен взял землю с могилы Резанова, чтобы развеять ее на могиле Консепсии де Аргуэльо.

Эта возвышенно-трагическая история любви вдохновила Андрея Вознесенского на создание в 1970 году поэмы “Авось”, которая позднее послужила основой для либретто рок-оперы. По воспоминаниям поэта, «Авось» он начал писать в Ванкувере, когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника».

Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским. Разумеется, и поэма, и опера – это не документальные хроники. Как писал сам Андрей Вознесенский, “автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью.

Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных…” Для театральной постановки пришлось, естественно, дописывать многие арии и сцены. В либретто оперы поэт включил и стихотворение “Сага” (“Ты меня на рассвете разбудишь…”), написанное им в 1977 году.

Поскольку термин «рок-опера» в то время был запрещен (как и рок-музыка вообще), авторы написали под названием произведения: «современная опера».

Одна из рецензий 2006 года на спектакль театра “Ленком” “Юнона и Авось”:”«Юнона и Авось» – культовый спектакль не только для “Ленкома”, но и для театральной Москвы не одного десятилетия.

Он появился на свет в 1981 году и с тех самых пор вот уже более двадцати лет идет с неизменным аншлагом. Все в этом спектакле соотнесено безукоризненно: актерские работы, сценография, цвет, свет, ритм. Он до сих пор свеж и многозначен, умен и непривычно броско зрелищен.

Слово и мысль, музыка и танец, сценические эффекты, рисунок мизансцен, пластика жестов, изящество костюмов – все слито в органичное единство. История любви русского путешественника, камергера, графа Николая Петровича Резанова и юной красавицы Кончиты, дочери испанского губернатора Сан-Фран­циско, словно создана для музыкального спектакля.

Постановка Марка Захарова, соединившая поэму Андрея Вознесенского и музыкальное произведение композитора Алексея Рыбникова, стала сценическим сочинением с присущей только ему поэтической условностью, метафоричностью, полифонией. Наряду с этим в «Юноне и Авось», как ни в каком другом спектакле Захарова, звучит тема вечной России с ее неистовым, только ей свойственным лиризмом. Спектакль словно наполнен сильным, глубоким и живым дыханием, в чудесной романтической атмосфере которого перед зрителями разыгрывается красивая история любви”. ( Жанна Филатова)

Это, действительно, прекрасный спектакль, – одна из лучших постановок Марка Захарова. Сейчас в нем задействованы уже другие актеры, но популярность у зрителей по-прежнему не ослабевает.”Юнона и Авось”, в ролях: Николай Караченцов, Елена Шанина.Романс “Я тебя никогда не забуду” со временем обрел самостоятельную жизнь, – вне спектакля и его сюжета.

Он стал известен всей стране прежде всего благодаря трио “Меридиан”.
 
На своих концертах часто пела этот романс и певица Жанна Рождественская, чей уникальный голос звучал во многих кино-хитах того времени. Среди исполнителей были Александр Маршал, Павел Смеян, дуэт “Smash” и многие другие…Декабрь 2013 года. Финал второго сезона проекта “Голос”. Поет Гела Гуралиа.

Звучат первые слова: “Ты меня на рассвете разбудишь…”. В отличие от театральной версии, у Гелы это – монолог, в котором сосредоточена вся боль человека, расстающегося со своей возлюбленной, и предчувствующего (знающего?), что это – навсегда. Я забываю о том, что это – сцена, вокруг которой переполненный зал, телекамеры, жюри…

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа А.И.Куприна «Белый пудель» 

Я только чувствую эту боль, и одновременно, – огромную внутреннюю силу этого человека. Не только того, от имени которого поет артист, но и его самого – Гелы Гуралиа. Каждая нота тщательно пропета, каждое слово столь же тщательно и продуманно высказано.

Возможно, Гела не связывает свое исполнение именно с историей любви графа Резанова и Кончиты, но когда он поет “Заслонивши тебя от простуды…”, – я вижу, как бережно укрывает невесту своим плащом старающийся быть мужественным командор.

“Не мигая, слезятся от ветра безнадежные карие вишни”, – и я действительно ощущаю пронизывающий ветер, вижу тоску и отчаяние в карих глазах его невесты… Этому монологу невозможно не сопереживать. Равнодушным может остаться только тот, кто вообще не наделен этой способностью, – сопереживания.

https://www.youtube.com/watch?v=62-0Va_4p1s

Как я уже сказала, романс “Я тебя никогда не забуду” пели многие прекрасные артисты, в памяти навсегда останется и голос Николая Караченцова… Но сердце у меня замирает только тогда, когда я слышу, как поет эту сагу Гела Гуралиа. Какое счастье, что романс вошел и в его концертный репертуар.

Каждый раз он звучит по-разному, пробуждая новые эмоции и чувства, неизменным остается одно – радость соприкосновения с тем, что называется высочайшим искусством. “Я ничего лишнего не делаю. Я стараюсь смысл песни передать голосом, звуком, – это самое главное”, – сказал когда-то Гела. Романс “Я тебя никогда не забуду” служит ярким тому и примером, и подтверждением.Орел. Видео: Алена П.А это – моя любимая (на сегодняшний день) “версия”:Иваново. Видео : Елена Хлебникова.

“Для любви не названа цена —Лишь только жизнь одна,

Жизнь одна…”

Спасибо, Гела!

Использованы материалы сайта: www.lenkom.biz

В америку за любовью

18 октября 1867 года территория Аляски окончательно перешла от Российской империи к США. Prosodia отмечает это событие «Сагой» Андрея Вознесенского. К американскому крайнему северу она никакого отношения не имеет, но именно это стихотворение сделало Аляску полноправной частью русской поэтической географии.

Рыбкин Павел

Анализ стихотворения А. Вознесенского «Сага»

Эмануэль Готлиб Лойце (1816 – 1868). «Приобретение Аляски» 

Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь. Ты меня никогда не забудешь.

Ты меня никогда не увидишь.

Заслонивши тебя от простуды, я подумаю: «Боже всевышний! Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу».

Эту воду в мурашках запруды, это Адмиралтейство и Биржу я уже никогда не забуду

и уже никогда не увижу.

Не мигают, слезятся от ветра безнадежные карие вишни. Возвращаться — плохая примета.

Я тебя никогда не увижу.

Даже если на землю вернемся мы вторично, согласно Гафизу, мы, конечно, с тобой разминемся. Я тебя никогда не увижу.

  • И окажется так минимальным наше непониманье с тобою перед будущим непониманьем двух живых с пустотой неживою.
  • И качнется бессмысленной высью пара фраз, залетевших отсюда: «Я тебя никогда не забуду.
  • Я тебя никогда не увижу».
  • (1977 год)
  • Чем это интересно

«Сага» интересна полной непредсказуемостью своих превращений. Трудно найти более наглядный пример того, как мало судьба стихотворения зависит и от замысла автора, и от качества его работы.

«Сага» стала лейтмотивной основой рок-оперы «Юнона и Авось» (1981), до сих пор остающейся визитной карточкой Ленкома. Опера написана по мотивам одноименной поэмы Вознесенского, где нет никакой «Саги»,  и повествует о любви командора Николая Резанова (42 года) к прекрасной Кончите или Консепсьон Аргуэльо (15 лет), дочери коменданта Сан-Франциско Хосе Аргуэльо.

Резанов прибыл в Калифорнию в 1806-м, чтобы наладить поставки продовольствия для русской Аляски: из России оно шло через всю Сибирь (!) и часто приходило совершенно испорченным. Командор приехал. Увидел. Влюбился. Был помолвлен.

Отбыл обратно, через Аляску, на родину за высочайшим разрешением на брак – оно требовалось из-за различий в вероисповедании жениха и невесты, – и умер от обычной простуды в Красноярске.

Теперь в городе установлен памятный крест, где на одной стороне выбиты имя командора, даты его жизни (1764 – 1807) и слова «Я тебя никогда не увижу», а на другой – имя Консепсьон Аргуэльо, даты ее жизни (1791 – 1857) и слова «Я тебя никогда не забуду».

Вознесенский говорил, что стихотворение ему приснилось – он встал, записал его и даже будто снова лег спать после этого. По другой версии, при расставании со своей возлюбленной, актрисой Татьяной Лавровой (1938 – 2007), поэт спросил ее: «Я тебя никогда не вижу?» Та ответила: «Я тебя никогда не забуду». Это и дало толчок.

В любом случае, Аляски не было и в помине. Написанное в 1977 году стихотворение тогда же было положено на музыку Оскаром Фельцманом. Песня вышла на пластинке группы «Веселые ребята» под названием «Разлука». Текст там гораздо короче.

В нем нет ни Адмиралтейства с Биржей, ни тем более мало понятного широкой аудитории персидского поэта Гафиза (ок. 1321 – 1390). Бессмысленной выси не было тоже. Последний куплет звучал так: «И несется над шумною жизнью / голос твой непонятно откуда: /  “Я тебя никогда не увижу.

Я тебя никогда не забуду”». Песня прошла незамеченной.

В опере она стала уже не «Сагой» и не «Разлукой», а «Романсом морских офицеров». Резанов только что схоронил жену и рвется спасти Аляску, но бюрократы медлят с ответами на его запросы. Командор с горя идет – куда? Правильно, в таверну. Там офицеры и поют за столом свой романс.

Потом стихи звучат в ответах Резанова священнику во время помолвки (это казалось особенно смелым ходом режиссеру Марку Захарову) и только ближе к финалу становятся гимном любви, а заодно, пожалуй, и подвигу русских моряков, спасших своих от голода и цинги на Аляске.

В фильме Яны Чуриковой, посвященном истории песни, одна из героинь, жена капитана дальнего плавания, говорит, что в самом деле всегда провожает его в море на рассвете и необутая. Почему?

Спрашивать бесполезно, как и вообще задавать вопросы к тексту Вознесенского: они возникают ко всем строчкам, за исключением разве что стержневой эпифоры. Но этого и ненужно: тут главное – сама бессмысленная высь трагической риторики. Смысл ей придают сами читатели.

Более того, они умеют эту риторику материализовать. Вершиной такой материализации (в буквальном значении слова) стало пилотажное выступление Светланы Капаниной под этот романс, посвященное памяти мужа-летчика и вообще всех, кого с нами нет. Зрители рыдали.

А вы говорите – качество текста.

Справка об авторе

Андрей Вознесенский (1933 – 2010) – один из ведущих поэтов-шестидесятников.

Считал себя единственным учеником Бориса Пастернака (прислал ему свои стихи в 14 лет и удостоился не только ответа, но и личного дружеского общения) и человеком, легализовавшим в СССР Бориса Гребенщикова: Вознесенский отстоял выпуск первой пластинки «Аквариума» в 1987 году. Кроме «Саги», написал еще множество песенных текстов, в том числе «Миллион алых роз».

Prosodia.ru — некоммерческий просветительский проект. Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите нас пожертвованием. Все собранные средства идут на создание интересного и актуального контента о поэзии.

Поддержите нас

Анализ стихотворения Вознесенского сага

В этом мире счастье приходит случайно. Если ты будешь стремиться к счастью, то никогда не достигнешь его. Стремись к другим целям – и очень возможно, что ты найдешь счастье, о котором даже не мечтал.

Перестань постоянно думать, будто ты всем мешаешь! Если кому-то не нравится, он сам пожалуется. А если ему не достает смелости пожаловаться, то это его проблема.

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец – Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), участник строительства крупнейших гидроэлектростанций – Братской, Ингурской. Фамилия ясно указывает на происхождение из духовного сословия. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.

Мать – Антонина Сергеевна Вознесенская, урожденная Пастушихина (1905-1983) – тоже из Владимирской области. Здесь, в Киржаче, провел часть детства будущий поэт. Анализ стихотворения Вознесенского сага Во время войны эвакуированные из Москвы мать с Андреем жили в зауральском Кургане.

Супруга – Зоя Борисовна Богуславская, известная писательница, кино- и театральный критик, инициатор и координатор премии “Триумф”.

Тяга к поэзии проявилась у Андрея Вознесенского еще в юности. Детские стихи Андрей Андреевич никогда не упоминает, хотя, очевидно, они уже обнаруживали талант. Недаром Борис Леонидович Пастернак, получив их по почте от четырнадцатилетнего мальчика, пригласил его к себе и затем приблизил.

Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил специальность архитектора. Но его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. В 1958г.

его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы “Мастера” (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей.

“Ваше вступление в литературу – стремительное, бурное, я рад, что до него дожил” – так писал Пастернак из больницы.

В то время поэтические вечера в зале Политехнического музея стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием.

В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта – “Парабола” и “Мозаика”. Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов “40 лирических отступлений из поэмы “Треугольная груша” (1962).

Уже тогда наиболее прозорливые знатоки поняли, что в лице Вознесенского Россия получила нечто ранее не бывавшее. Уже тогда они говорили, что остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в набат тревоги.

Читайте также:  «Бедная Лиза» глазами современного читателя

Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические “порывы” ломали устоявшиеся каноны “благополучной” советской поэзии. Именно поэтому еще громче и чаще слышались злобные вопли советских ортодоксов и просто завистников.

Анализ стихотворения Вознесенского сага Сохранился плакат, выпущенный огромным тиражом, где рабочий выметает метлой “идеологический мусор”, в котором наиболее заметна книжечка с названием “Треугольная груша”

В марте 1963 года Н.С.Хрущев, Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР собрал в Кремле “представителей художественной интеллигенции”. На трибуну был вызван Вознесенский.

Он не успел сказать и нескольких слов, когда Хрущев обрушился на молодого поэта с яростной руганью, с угрозами выслать его из страны. По стране началась кампания проработок и разоблачений.

Вознесенский решил на всякий случай не появляться в Москве, скитаясь по стране, где всегда находились его почитатели.

Ему повезло, что еще до хрущевской ругани он успел побывать за границей. После снятия Хрущева у Вознесенского с властью складываются двойственные отношения.

Его выпускают за границу, но только изредка, далеко не на все приглашения, которые он получает. Его печатают, но чаще не печатают.

Каждый его сборник моментально исчезает из магазинов (часть тиража просто забирает себе номенклатура). За три десятка лет критика писала о нем считанные разы.

Но несмотря на замалчивание, неизменным оставалось восторженное почитание поклонников – от “шестидесятников” до современной молодежи – проявляющееся во всегда переполненных залах, где проходили выступления поэта, в ценах “черного рынка” на сборники, в переписанных от руки текстах, в сочинениях смелых десятиклассников.

Перу А.А.

Вознесенского принадлежит два десятка сборников прозы и стихов, в том числе “Треугольная груша”, “Антимиры” (1964), “Ахиллесово сердце” (1966), “Взгляд” (1972), “Дубовый лист виолончельный” (1975), “Витражных дел мастер” (1976), “Соблазн” (1978), “Избранная лирика” (1979), “Безотчетное” (1981), “Прорабы духа” (1984), “Ров” (1986), “Аксиома Самоиска” (1990), “Видеомы” (1992) (тираж 1000 экземпляров), “Casino “Россия”” (1997), “На виртуальном ветру” (1998), “Страдивари сострадания” (1999), а также “Девочка с персингом”, “Жуткий кризис “Суперстар””, “Гадание по книге”и другие. В 1993 году в журнале “Дружба народов” опубликован безразмерный молитвенный сонет “Россия воскресе”. В 1983 году вышло собрание сочинений в 3-х томах. В настоящее время издательство “Вагриус” приступило к выпуску 5-томного собрания сочинений поэта.

Цикл стихов Вознесенского “Антимиры” (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел В.Высоцкий.

На Таганке был поставлен также спектакль “Берегите ваши лица”, снятый сразу же после премьеры.

Рок-опера “Юнона и Авось” (музыка Алексея Рыбникова) в Ленкоме и в других театрах России, ближнего и дальнего зарубежья приобрела огромную популярность, стала классикой жанра.

На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе “Миллион алых роз” (муз.Р.Паулса), “Песня на “бис” (муз.Р.Паулса), “Начни сначала” (муз.Е.Мартынова), “Плачет девочка в автомате” (муз.Е.Осина), “Новые московские сиртаки” (О.Нестеров), а также много романсов на музыку М.Таривердиева.

Последние годы, найдя применение своей “академической” специальности, А.Вознесенский работает в жанре визуальной поэзии. Всегда стремившийся к синтезу искусств, он соединяет чтение стихов с музыкой и демонстрацией так называемых видеом.

Выставки этих произведений – видеом – с успехом прошли в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве, в Париже, Нью-Йорке, Берлине. Анализ стихотворения Вознесенского сага Его авторские вечера проходят по многих городах планеты.

Андрей Вознесенский – автор эссе и статей по вопросам литературы и искусства. Много и плодотворно занимается переводами, активно участвует в организации авторских вечеров молодых поэтов. В 1979 году он принял участие в выпуске неофициального альманаха “Метрополь”.

А.А.Вознесенский – вице-президент Русского Пен-центра, его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. Он избран академиком и почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.

Андрей Вознесенский – лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник “Витражных дел мастер”), дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале “Триумф” (1996) газета “Нувель Обсерватер” назвала А.А.Вознесенского “самым великим поэтом современности”. Живет и работает в Москве. Анализ стихотворения Вознесенского сага

Жизнь была бы намного счастливее, если бы мы рождались в возрасте 80 лет и постепенно достигали 18 лет.

Анализ лирического произведения. А.А.Вознесенский «Живите не в пространстве, а во времени…"

“Юнона и Авось” – одна из наиболее известных русских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского.

Премьера состоялась 9 июля 1981 года на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссер Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор.

В названии спектакля использованы имена двух парусников, – “Юнона” и “Авось”, – на которых совершала свое плавание экспедиция русского путешественника, графа Николая Резанова.

В главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Федерико). В основу сюжета легла романтическая история любви Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии де ля Консепсьон Марселлы Аргуэльо.

Николай Петрович Резанов, камергер двора Его Величества, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 году прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске.

Прекрасно образованный и воспитанный командор сумел очаровать дочь коменданта крепости Сан-Франциско прекрасную Консепсию де Аргуэльо (Кончиту). Состоялось обручение. Свадьбу не предрешали, ибо достигнуто было соглашение: жених вернется в Петербург и испросит ходатайства своего императора перед папой Римским на искомый брак с католичкой.

Сам Николай Петрович обещал Кончите и ее родителям, что на это вполне хватит двух лет, после чего он вернется и они обретут семейное счастье. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 42 лет. Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха.

Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтерее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.

Спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. 28 октября 2000 года в Красноярске, на предполагаемом месте захоронения Н. П. Резанова на Троицком кладбище, состоялась панихида и открытие памятника. Памятник представляет собой белый крест, на одной стороне которого написано “Николай Петрович Резанов. 1764-1807.

Я тебя никогда не забуду”, а на другой – “Мария Консепсьон де Аргуэльо. 1791-1857. Я тебя никогда не увижу”. На панихиде присутствовал шериф г. Монтерея (Калифорния, США) Гарри Браун. Шериф развеял на могиле Резанова землю с могилы Кончиты, а взамен взял землю с могилы Резанова, чтобы развеять ее на могиле Консепсии де Аргуэльо.

Эта возвышенно-трагическая история любви вдохновила Андрея Вознесенского на создание в 1970 году поэмы “Авось”, которая позднее послужила основой для либретто рок-оперы. По воспоминаниям поэта, “Авось” он начал писать в Ванкувере, когда “глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника”.

Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским. Разумеется, и поэма, и опера – это не документальные хроники. Как писал сам Андрей Вознесенский, “автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью.

Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных…” Для театральной постановки пришлось, естественно, дописывать многие арии и сцены. В либретто оперы поэт включил и стихотворение “Сага” (“Ты меня на рассвете разбудишь…”), написанное им в 1977 году. Поскольку термин “рок-опера” в то время был запрещен (как и рок-музыка вообще), авторы написали под названием произведения: “современная опера”.

Андрей Вознесенский — Сага (Я тебя никогда не забуду): Стих Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь. Ты меня никогда не забудешь. Ты меня никогда не увидишь. Заслонивши тебя от простуды, я подумаю: «Боже всевышний! Я тебя никогда не забуду.

Я тебя никогда не увижу». Эту воду в мурашках запруды, это Адмиралтейство и Биржу я уже никогда не забуду и уже никогда не увижу. Не мигают, слезятся от ветра безнадежные карие вишни. Возвращаться — плохая примета. Я тебя никогда не увижу.

Даже если на землю вернемся мы вторично, согласно Гафизу, мы, конечно, с тобой разминемся. Я тебя никогда не увижу. И окажется так минимальным наше непониманье с тобою перед будущим непониманьем двух живых с пустотой неживою.

И качнется бессмысленной высью пара фраз, залетевших отсюда: «Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу».

Почему стихотворение А. А. Вознесенского названо автором сагой?

В своем рассуждении отметьте, что понятие сага имеет два значения: древнескандинавское с древнеирландское народное эпическое сказание о богах и героях; нечто легендарное и поэтическое (таинственные саги прошлого). В этом высоком переносном значении “Сага” А. А. Вознесенского воспринимается как гимн любви, лирический дифирамб женщине.

  Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина

  • Укажите, что написанное ранее, а затем вошедшее в либретто рок-оперы “”Юнона” и “Авось””, стихотворение оказалось
  • прочно спаянным с сюжетом поэмы “Авось!” Лейтмотив “Саги” стал лирическим нервом сюжета рок-оперы:
  • Я тебя никогда не забуду.
  • Я тебя никогда не увижу.

Эти слова граф Резанов произносит как заклинание, обращаясь к своей возлюбленной Кончите. Трагизм разлуки двух любящих усиливается предчувствием смерти.

Ссылка на основную публикацию