Пьер Безухов в романе Война и мир

Образ Пьера Безухова: описание внешности, характера, поступков добавить в закладки

Пьер Безухов, портрет которого детально описывает автор на протяжении всего произведения, является одним из главных действующих лиц. Толстой много внимания уделяет внешности, повадкам, поведению героя. На протяжении жизни граф сталкивается с несколькими ситуациями, заставляющими его полностью изменить свое отношение к жизни. Молодой, неопытный парень к концу романа превращается в счастливого семьянина. Для этого ему пришлось пройти долгий путь: неудачный брак, дуэль, войну и плен. 

Писатель с любовью составляет образ Пьера Безухова. Ощущается, что в нем он находит свою родственную душу. Герой также является идейным, добрым, честным и искренним человеком. Некоторые опрометчивые поступки заставляют его менять приоритеты, ценности и моральные ориентиры.

Пьер Безухов в романе Война и мир

Внешность Пьера Безухова – как выглядит герой романа «Война и мир»

Пьер Безухов в романе Война и мир Пьер Безухов Понять, как менялся на протяжении книги Пьер Безухов, описание внешности может значительно помочь. Все трагедии, сложности и душевные переживания отражаются на внешнем виде человека. Изначально писатель описывает персонажа следующим образом:

  • Толстый, неуклюжий и высокий парень;
  • Возраст – около двадцати лет;
  • У него большие красные руки;
  • Пьер коротко стрижен, лицо некрасивое, широкое;
  • Герой носит очки;
  • Взгляд – беспокойный, тоскливый;
  • Персонаж носит панталоны светлого цвета, фрак темных оттенков, белую шляпу;
  • Мужчина сильный, но скромный, добродушный;
  • Обладает приятной, располагающей улыбкой.

В обществе многие подшучивают над внешним видом Пьера. С годами персонаж становится полнее. В период брака с Курагиной образ героя меняется под влиянием супруги. Она требует от мужа носить модные вещи, отпустить волосы и снять очки. На лице отражается постоянная тоска, уныние. 

На войне Пьер Безухов внешность снова поменял, но уже несознательно. Сказались пережитые трагедии и страдания. Герой худеет, на лице появляются борода, усы. Волосы остаются длинными, однако они спутанные, в голове завелись вши. 

После всех испытаний герой находит свой идеал – тихий семейный уют с Ростовой. Он обретает истинное счастье, удовлетворение, спокойствие души. Короткая стрижка, сюртук и счастливый взгляд делают мужчину поистине привлекательным в конце романа.

Образ Пьера Безухова – кратко

С первых страниц эпопеи «Война и мир» автор указывает на непонимание персонажем высшего общества. Безухов считает этих людей ненастоящими, неискренними, поверхностными и льстивыми. Будучи порядочным, честным человеком, Пьер ставит себе задание – найти свой смысл бытия. Герой легко поддавался влиянию окружающих, чем многие пользовались.

Как менялся образ Пьера с течением лет:

  • В детстве у Безухова не было отца – он внебрачный сын. Это сказалось на его характере. В каждом человеке герой подсознательно искал опору, хотел получить заботу, поддержку;
  • В молодые годы Пьер страдал от неуверенности в себе, чрезмерной доверчивости. Это приводило к тому, что он попадал под влияние подлых личностей;
  • Дуэль с Долоховым стала точкой отсчета в изменениях Безухова. Он понял, насколько хрупкая жизнь человека. Это помогло осмыслить некоторые ошибки, в том числе и брак с Курагиной;
  • Война и плен преподнесли решающий урок. Система ценностей снова изменилась. Теперь для персонажа важнее всего простое счастье, свобода;
  • Дружба с Каратаевым. Поучительные истории солдата сказались на отношении Пьера к народным проблемам, философии жизни. 

Пьер Безухов после плена – изменение мировоззрения

Портрет Пьера Безухова кардинально меняется в завершении эпопеи. Его гражданское, личностное сознание полностью сформировано. Персонаж понимает, что зря тратил время на глубокие философские рассуждения в поисках смысла жизни. На самом деле, ответ был предельно прост.

После плена ключевыми ценностями Безухова становятся:

  • Семейное счастье с Ростовой;
  • Духовная воля;
  • Отсутствие физических ограничений;
  • Единство с представителями простого народа.

Пройдя множество испытаний, Пьер обретает внутреннюю гармонию, душевное равновесие и личное счастье.

Смотри также: 

Характеристика Пьера Безухова, образ, описание, внешность, характер | "Война и мир" Толстого

Главная страницаВойна и мир

Пьер Безухов в романе Война и мир
Пьер Безухов.
Художник Д. Шмаринов

Граф Пьер Безухов является одним из главных героев выдающегося романа “Война и мир” Льва Толстого.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Пьера Безухова в романе “Война и мир”: описание внешности и характера Пьера, его происхождения, воспитания и пр.

Смотрите: 
– Все материалы о Пьере Безухове
– Все материалы по роману “Война и мир” Полное имя Пьера – Петр Кириллович Безухов:
“Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал.” (том 2 часть 5 глава VIII)
Пьер является незаконнорожденным сыном богатого графа Кирилла Безухова. У старого графа нет официальных детей, все они являются незаконнорожденными, однако Пьер является его любимым ребенком:

“Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве…” (том 1 часть 1 глава II)

“Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный…” (том 1 часть 1 глава VII)

“Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был…” (том 1 часть 1 глава VII)

“…Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю…” (том 1 часть 1 глава VII)
Возраст Пьера Безухова – 20 лет (в начале романа, в 1805 году):

“Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста.” (том 1 часть 1 глава V)
Пьер Безухов является лучшим другом князя Андрея Болконского. Молодые люди знакомы с детства:

“Я знаю его с детства.” (том 2 часть 3 глава XXIV) 
О внешности Пьера Безухова известно следующее:

“…вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке…” (том 1 часть 1 глава II)

“…Пьер был несколько больше других мужчин в комнате…” (том 1 часть 1 глава II) 

“Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне…” (том 1 часть 1 глава II) 

“Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками…” (том 1 часть 1 глава V)

         Смотрите: Внешность Пьера Безухова Пьер Безухов является физически сильным мужчиной:
“Ну-ка ты, силач…” (Анатоль – Пьеру, том 1 часть 1 глава VI)  

“Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.” (том 1 часть 1 глава II) 

“Образуйте мне этого медведя…” (князь Василий о Пьере, том 1 часть 1 глава III)
При этом, когда большой и сильный Пьер улыбается, его лицо кажется детским, добрым и даже глуповатым:

“У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения…” (том 1 часть 1 глава IV) Пьер Безухов живет и воспитывается за границей в течение 10 лет и возвращается в Россию в возрасте 20 лет, в начале романа (в 1805 г.):
“Для Пьера, воспитанного за границей…” (том 1 часть 1 глава II)

“…только что приехал из-за границы, где он воспитывался…” (том 2 часть 2 глава VI)

“…Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста…” (том 1 часть 1 глава V)
После смерти отца Пьер Безухов становится очень богатым человеком и получает титул графа:

“…Сорок тысяч душ и миллионы…” (том 1 часть 1 глава VII)
Безухов ничем не занимается, нигде не служит и ведет разгульный образ жизни (в то время среди дворян было принято служить или в армии, или чиновником):

“Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе.” (том 1 часть 1 глава II) 

“…Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал…” (том 1 часть 1 глава V)  

“…Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге и действительно был выслан в Москву за буйство…” (том 1 часть 1 глава XIII)

“– …Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей  

– Можете себе представить, я все еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится…” (том 1 часть 1 глава V)  
        Смотрите: Жизненный путь Пьера Безухова
Пьер является добродушным, скромным и простым человеком:

“Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности.” (том 1 часть 1 глава V)

“Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту…” (том 1 часть 1 глава VI)

“…Пьер улыбнулся своею доброю улыбкой…” (том 1 часть 1 глава XIII)

Пьер Безухов – добрый, умный, славный и смешной человек, по мнению окружающих:

“В глазах света Пьер был большой барин, несколько слепой и смешной муж знаменитой жены, умный чудак, ничего не делающий, но и никому не вредящий, славный и добрый малый.” (том 2 часть 3 глава IX)

Его подруга детства Наташа Ростова и лучший друг Андрей Болконский тоже считают Пьера смешным человеком:

“А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! — сказала вдруг Наташа, останавливаясь.” (том 1 часть 1 глава XVII)

“Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце.” (том 2 часть 3 глава XXIV) 

У Пьера золотое сердце, по мнению его лучшего друга Андрея Болконского:

“Это золотое сердце…  

Это… самое золотое сердце.” (том 2 часть 3 глава XXIV) 
У Безухова высокая, небесная душа, по мнению его родственницы Анны Михайловны Друбецкой:

“И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов!..” (Друбецкая о Пьере, том 2 часть 1 глава II)
При этом Пьер является безвольным, бесхарактерным человеком:

“…все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли…” (том 1 часть 1 глава VI) 

“…как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными…” (том 1 часть 1 глава VI) 
Пьер – неуклюжий, неловкий мужчина:

“…Пьер был неуклюж…” (том 1 часть 1 глава V)

“…он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное…” (том 1 часть 1 глава V) 

“…ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью…” (том 1 часть 1 глава XIII)

“… Пьер… неловко сидел посредине гостиной на первом попавшемся кресле, загородив всем дорогу…” (том 1 часть 1 глава XV) 

Он является скромным и смирным человеком:

“Большая часть гостей, знавшая его историю с медведем, любопытно смотрели на этого большого, толстого и смирного человека, недоумевая, как мог такой увалень и скромник сделать такую штуку с квартальным.” (том 1 часть 1 глава XV)  

Пьер – рассеянный человек:

“…Кроме того, он был рассеян…” (том 1 часть 1 глава V)

Рассеянный и неловкий Пьер не умеет вести себя в высшем свете:

Читайте также:  Итоговое сочинение: Если хочешь изменить мир – начни с себя

“…вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем…” (том 1 часть 1 глава V)

Он любит мечтательно философствовать:

“…мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер)…” (том 1 часть 1 глава VI)

Пьер Безухов является непрактичным человеком. Он не умеет управлять своими имениями и заниматься хозяйственными делами, поэтому его управляющий легко обманывает и обкрадывает его:

“…Пьер не имел той практической цепкости, которая бы дала ему возможность непосредственно взяться за дело, и потому он не любил его и только старался притвориться перед управляющим, что он занят делом…” (том 2 часть 2 глава X) 

Кроме того каждый год главноуправляющий писал то о пожарах, то о неурожаях, то о необходимости перестроек фабрик и заводов. И так, первое дело, представившееся Пьеру, было то, к которому он менее всего имел способности и склонности — занятие делами.” (том 2 часть 2 глава X) 

“…ту недостававшую Пьеру практическую цепкость…” (том 2 часть 3 глава I) 
При этом Пьер Безухов хорошо относится к своим слугам и редко ругает их:

“…при вас обиды не видим… за такими господами жить можно…” 

“…Дурак! ск*тина! – закричал Пьер, что редко с ним случалось, ругая своего кучера…”
Пьер Безухов женится на развратной и пустой девушке Элен Курагиной. Их брак оказывается неудачным. Супруга не любит Пьера и обманывает его с другими мужчинами:

“Часто, глядя на ее успех в глазах старых и молодых мужчин и женщин, Пьер не мог понять, отчего он не любил ее. Да я никогда не любил ее, говорил себе Пьер; я знал, что она развратная женщина, повторял он сам себе, но не смел признаться в этом.” (том 2 часть 1 глава VI)
         Смотрите: Отношения Пьера и Элен Курагиной

В 1812 г. во время Отечественной войны Пьер оказывается в плену у французов, оккупирующих Москву. Жизнь в плену меняет мировоззрение героя. Он обретает душевный покой, который безуспешно искал много лет:

“…Пьер почти не изменился в своих внешних приемах. На вид он был точно таким же, каким он был прежде. Так же, как и прежде, он был рассеян и казался занятым не тем, что было перед глазами, а чем‑то своим, особенным…” (том 4 часть 4 глава XIII) 

“Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою…  и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве.” (том 4 часть 2 глава XII) 
       Смотрите: Пьер Безухов в плену

Спустя 6 лет брака, в 1812 г., Элен Безухова внезапно умирает. В 1813 г. Пьер женится на своей подруге детства Наташе Ростовой. В их счастливом браке рождается четверо детей:

“…Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын…” Это был цитатный образ и характеристика Пьера Безухова в романе “Война и мир”: описание внешности, характера и личности героя, его воспитания, занятий и т.д.

Смотрите:

– Жизненный путь Пьера Безухова
– Все материалы о Пьере Безухове

Пьер Безухов

Пьер Безухов в романе Война и мир

Пьер Безухов. Актер С. Бондарчук. Х/ф «Война и Мир». 1967

Пьер Безухов – один из главных и наиболее психологически сложных персонажей романа «Война и Мир». Представление о характере героя читатель получает через его мысли, дела и поступки. На его фоне более полно раскрываются образы остальных героев, а также эпохи, описанной в произведении. Безухов – собирательный образ, вобравший в себя черты многих исторических личностей того времени.

Описание героя

Знакомство с Пьером Безуховым

Первые события романа начинаются в 1805 году. В этом же году, в салоне московской аристократки Анны Павловны Шерер происходит первое знакомство читателя с Пьером Безуховым. Это был обыкновенный, не публичный молодой человек, недавно вернувшийся в Россию после учебы за границей. Все знали его, как незаконнорожденного сына графа Безухова.

Столичный образ жизни Пьера резко отличался от московского. Гусары, пьяные кутежи, подозрительные компании – все это закончилось тем, что Пьера выслали из Петербурга. Теперь ему предстояло войти в высшее московское общество, которое его совсем не привлекало. Он видел весь его эгоизм, лицемерие, ханжество и пришел к выводу что «Жизнь – это что-то более глубокое, значительное, но неведомое».

Внешность Пьера

Так описывает Толстой первое появление Пьера: «вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке», «выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками … Пьер был несколько больше других мужчин в комнате».

Образ неуклюжего Пьера у некоторой части публики вызывал легкую ироничную усмешку. Но улыбка молодого человека совершенно преображала его лицо. Оно становилось немного детским, добродушным и начинало светиться какой-то внутренней красотой.

Московская жизнь

Пьер быстро освоился в Москве и вернулся к тому же образу жизни, какой вел в Петербурге. Слабохарактерный от природы, он легко попал под влияние определенных групп московской молодежи, ведущей праздный и разгульный образ жизни. Алкоголь, гусары, женщины, неприглядные поступки – все это теперь занимало большую часть жизни молодого человека.

Перед смертью старый граф Безухов переписал все свое состояние на любимого сына, каким всегда считал Пьера, и в одночасье молодой наследник превратился в неслыханного богача. Отношение к нему света резко изменилось, теперь он для всех не внебрачный сын графа, а самый завидный жених.

Интриги, умело сплетенные князем Василием Курагиным, привели к тому, что Пьер женился на его легкомысленной, но очень красивой дочери Элен. Вскоре Пьер понял, что допустил страшную ошибку, связав свою жизнь с этой распутной женщиной. Она оказалась настолько развратной, что Пьеру пришлось отстаивать свою честь на дуэли с ее любовником Долоховым.

К счастью, все остались живы, но Пьер не смог простить Элен это унижение.

Пьер и Андрей Болконский

Знакомство будущих друзей состоялось в салоне Анны Павловны Шерер, где собирались сливки петербургского общества. Несмотря на то, что Андрей был завсегдатаем этих приемов, ему была чужда та атмосфера бездуховности, которая там процветала. Для Пьера, оказавшегося впервые в подобной компании, все было странно и необычно.

Он с интересом наблюдал за публикой и, даже, пытался поддерживать разговор, но сказывались его неопытность и отсутствие манер. Так, например, нарушив правила этикета, Пьер начал горячо обсуждать Наполеона. Оказалось, что Андрей полностью разделял его мнение об этой великой личности.

Но уже потом, пройдя через множество испытаний, друзья одновременно изменили свои представления об этом тщеславном разжигателе одной из самых бесчеловечных войн в истории.

Основой дружбы Пьера и Андрея Болконского было родство их душ. У них совпадали взгляды на жизнь, приоритеты и идеалы, и это делало их близкими людьми. Для Пьера являлось ориентиром мировоззрение Андрея.

Болконский же, считал своим долгом на правах старшего указывать Пьеру верное направление, учить его тому, что знал сам. Ему всегда были чужды праздность и безделье, и Пьер поддерживал его взгляды.

Целью обоих стало служение обществу, стремление совершать что-то важное и полезное.

Поиски истины

Безухов все чаще начинал задумываться о том, правильно ли он проживает свою жизнь. После событий с Элен и ее любовником он совершенно запутался. Все, что он до этого любил, теперь казалось ему отвратительным и утратившим смысл.

К нему начало приходить понимание того, что все эти светские нормы поведения, надуманные правила и условия ужасающе ничтожны перед чем-то настоящим и великим, которое пока еще скрыто от него.

Пьер был еще очень слаб и не обладал той духовной силой, которая бы помогла  ему приоткрыть завесу к этому таинственному и великому смыслу. Эти мысли истощали Пьера и превращали его жизнь в одно сплошное мучение.

Масонство

При разводе с Элен, Пьер оставил ей приличную часть своего наследства, предоставив право управлять частью имений, сам же решил вернуться в Петербург.

На одной из станций ему повстречался человек, от которого Безухов узнал о братстве масонов. По его словам, только этим людям были подвластны все тайны бытия и направление, в котором нужно искать истинный смысл.

Измученный своей неопределенностью, Пьер был благодарен судьбе, подарившей ему эту встречу.

В столице он тут же вступил в ряды масонов, пройдя перед этим необходимый обряд посвящения. Поначалу все казалось ему загадочным и увлекательным. Он исправно посещал все собрания и безоговорочно верил всему, что на них говорили.

Но постепенно вся эта символика, непонятные взгляды на мир начали казаться ему слишком мрачными и не всегда правильными.

Он стал понимать, что не найдет здесь того ключа, который бы открыл ему дверь к истине и тому смыслу, который он мучительно искал все это время.

Попытка преобразований

Постепенно к Пьеру начало приходить осознание того, что отдельно взятый человек не может быть счастлив, когда вокруг столько несправедливости по отношению к обездоленным и бесправным людям. С этой мыслью он затеял преобразования в своих поместьях.

Его благая цель по улучшению жизни крепостных почти повсеместно натыкалась на непонимание. Крестьянам был чужд и непривычен тот уклад, который планировал организовать Пьер. Его вновь охватили отчаяние и разочарование.

Позже оказалось, что управляющий, воспользовавшись доверчивостью Пьера, растратил огромные суммы, которые были выделены им на проведение реформ.

Цель Пьера – Наполеон

События, происходившие в то время во Франции, и приход к власти Наполеона тревожили всю российскую элиту. Наполеон для части молодежи стал своего рода идолом, которому они были готовы если не служить, то поклоняться.

Пьер также восхищался этой личностью, и ему был непонятен настрой тех людей, которые рвались оказать сопротивление этому великому полководцу.

В мыслях Безухов был готов присягнуть Бонопарту, но события 1812 года полностью изменили его сознание.

Когда он увидел настоящее лицо войны, его восхищение Наполеоном сменилось на жгучую ненависть и жажду мщения. Безухова начала преследовать одна и та же навязчивая мысль, что именно ему выпала высшая миссия – убить Бонопарта. Теперь только в этом он видел свое земное предназначение. Месть тирану, который принес столько бед на его родную землю, стала для Пьера чем-то вроде наваждения.

Читайте также:  Какими мотивами и образами представлена любовная лирика Ахматовой?

Бородинское сражение

Трагические события войны 1812 года не обошли стороной и Пьера. Он решил окончательно покончить со своей пустой, никчемной жизнью и полностью посвятить ее службе отечеству. Война открыла Пьеру глаза на многие вещи, которые были до сих пор неведомы ему.

Нахождение среди простых солдат, сближение с ними позволило переоценить собственную жизнь. Особенно великой оказалась в этом смысле роль Бородинского сражения.

Шагая в одной шеренге с солдатами, Пьеру открылся их подлинный, не наигранный патриотизм, их готовность, не раздумывая отдать свои жизни за отчизну.

Все ужасы войны – смерть, кровь, трупы и разрушения, моральные страдания подвели героя к духовному возрождению.

Внезапно перед Пьером начали четко обозначаться ответы на те вопросы, которые не давали ему покоя все это время. Все вдруг стало простым и понятным.

Для Пьера раскрылись двери в новую жизнь, в которую он вступал осторожно, бережно охраняя то новое, хрупкое, непонятное чувство, которое сам пока еще не мог объяснить.

Плен

Все последующие события складывались так, словно судьба решила проверить Пьера на прочность. Его намерение убить Наполеона привело к тому, что он был схвачен французами.

В плену он подвергся допросу, на котором ему открылась еще одна истина: «все люди – дети человечества». Пьер понял это, встретившись взглядом с французским маршалом, и почувствовав между ним и собой незримую общность.

Он остался жив, но стал свидетелем казни пленных русских солдат, которая едва не стала причиной его сумасшествия.

Пьера спасла судьбоносная встреча с простым русским мужиком Платоном Каратаевым. Долгие беседы с ним в арестантском бараке, его философия всеобщей любви вновь пробудили в Безухове ощущение счастья и страстное желание жить.

Для Пьера эта встреча послужила близкому приобщению к той народной мудрости, которую он так стремился постичь.

Безухов познал «не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей».

Судьба жестоко обошлась с Платоном, одарившим Пьера бесценным опытом понимания жизни. Он заболел, лишился возможности передвигаться, и был расстрелян французскими солдатами. Через некоторое время Пьера освободили из плена русские партизаны.

После плена

Вернувшись из плена, Пьер узнает, что в его отсутствие произошло несколько печальных событий: умерла его бывшая жена Элен, смертельно ранен его друг, князь Андрей. Все это, вместе со смертью Платона Каратаева, вновь будоражит душу Безухова. Он начинает винить себя во всем произошедшем, считая себя причиной всех несчастий.

Внезапно перед глазами Пьера, как это всегда было в трудные моменты жизни, возникает образ Наташи Ростовой. Он понимает, что должен немедленно встретиться с этой женщиной. Встреча происходит в доме княжны Марьи Болконской. Герои долго беседуют, вспоминают Андрея, говорят о Боге. Эта встреча имеет для Пьера огромное значение. Благодаря ей, он вновь обретает уверенность и спокойствие.

Пьер и Наташа Ростова

Впервые Пьер встретился с Наташей, когда та была еще тринадцатилетней девочкой.

Он был поражен ее естественностью, «ему под взглядом этой смешной, оживлённой девочки хотелось смеяться самому, не зная чему».

При каждой новой встрече Пьер все больше осознавал, что полюбил эту открытую, умную, высокодуховную девушку. Позже, узнав об истории Наташи и Анатоля, он всеми силами содействовал восстановлению ее репутации.

Теперь же перед ним стояла совсем другая Наташа – это была грустная, похудевшая женщина с огромными печальными глазами, которые излучали свет мудрости и покоя. В эту минуту Пьер понял «что исчезла вся его прежняя свобода.

Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире». У каждого из них за плечами был свой собственный опыт, разочарования, любовь и страдания.

Но объединяло их богатство их душ, которым они стремились поделиться друг с другом. В 1813 году Пьер и Наташа стали мужем и женой.

Роль героя в произведении

Л.Н. Толстой определил Пьеру Безухову место одного из главных героев романа. Создавая для него определенные ситуации, он старался, чтобы в них наиболее ярко проявились его духовные качества.  Через ощущения этого героя, его взгляды и поступки Толстой смог передать свое представление о великих исторических событиях того времени.

Размышления Пьера о смысле жизни – это внутренняя душевная борьба самого Толстого, которую он испытывал до конца своей жизни.

По мнению писателя, человек должен все время находиться в поиске, находить, ошибаться и начинать искать снова, потому что «спокойствие – это душевная подлость».

Пьер Безухов у Толстого – один из лучших представителей высшего общества, пришедший после долгих и мучительных поисков к понимаю, что смысл жизни заключается  в неразрывной связи со своим народом, в абсолютной любви к этому народу.

Развитие героя по мере сюжета

Для Толстого было очень важно, чтобы читатели стали свидетелями не только итогов жизни героя, но и того пути, который ему пришлось пройти от первой и до последней страницы романа.

Поэтому для лучшего понимания образа Пьера немаловажен тот путь, который он преодолел в поисках своей собственной истины. На протяжении всего повествования героя мучил философский вопрос о смысле жизни.

Надежда получить на него ответ привела Пьера в масонскую ложу, которую он покинул в полном разочаровании.

Постоянно пребывая в нравственном поиске, герой часто ошибался и делал неправильные выводы, но всегда находил в себе силы для признания ошибок. Благодаря этому, он приобретал бесценный жизненный опыт, который с каждым разом делал его сильнее и мудрее.

Духовное перерождение Пьера произошло во время военных действий и, особенно, после знакомства с Платоном Каратаевым. У этого простого русского мужика он научился быть счастливым без привязки к материальному.  Он, наконец, нашел ответы на все вопросы и стал ценить каждое мгновение жизни.

После войны читатели видят совершенно другого Пьера. Теперь его главные ценности – это любовь Наташи, семья, близкие люди. Он научился понимать и ценить жизнь, обрел внутреннюю гармонию, душевное успокоение.

Все это досталось ему не сразу, а в результате длинного и трудного периода внутренней борьбы. Но, как показывает эпилог, жизнь продолжается, и герой вновь готов к тому, чтобы двигаться вперед.

В 1820 году Пьер принимает решение вступить в тайное общество декабристов.

Отношение автора к герою

Образ Пьера Безухова был во многом близок самому Л.Н. Толстому, прежде всего тем, что его герой – философ. Поэтому Пьера можно причислить к одним из самых любимых персонажей писателя.

Безухов является для Толстого своим собственным идеалом, потому что заблуждается и совершает ошибки, которые свойственны обычному человеку.

В отличие от Андрея Болконского, который всю свою жизнь стремился выглядеть идеальным, Пьер и Наташа уже являются такими, потому что проживают обычную человеческую жизнь, совершают ошибки, исправляют их, идут вперед и в итоге приходят к своему счастью.

Прототипы

У Пьера Безухова нет конкретного реального прототипа. Этот герой в некоторой степени наделен чертами самого автора и исторических личностей времен жизни Толстого и периода войны 1812 года.

Некоторые исследователи отмечают в образе Пьера сходство с поэтом и государственным деятелем Петром Вяземским, у которого с Безуховым были некоторые совпадения: он также носил очки, унаследовал большое наследство и участвовал в Бородинском сражении.

В работе над романом Л.Н. Толстой использовал его записи.

Экранизации героя

За все время своего существования знаменитый роман Л.Н. Толстого пережил пять экранизаций. Первый фильм производства США вышел на экраны в 1959 году. Роль Пьера Безухова исполнил голливудский актер Генри Фонда.

Во второй раз зрители познакомились с экранной версией романа в 1967 году.

Этот четырехсерийный фильм стал классикой советского кинематографа и получил Главный приз Московского международного кинофестиваля, а также удостоился «Оскара».

Роль Пьера Безухова в нем исполнил сам режиссер Сергей Федорович Бондарчук. Сначала он не собирался играть, но так и не нашел подходящего актера. На эту роль пробовались Андрей Кончаловский и тяжелоатлет Юрий Власов «с мощной фигурой штангиста и лицом интеллигентного «очкарика».

Но сейчас уже трудно представить себе другого Безухова, кроме образа, созданного знаменитым режиссером. Для этой роли Бондарчуку пришлось поправиться на десять килограммов, но возраст Сергею Федоровичу было изменить не под силу, поэтому 20-летнего Пьера играл 40-летний актер.

Это было стопроцентное попадание в образ – у Бондарчука получился тот самый герой, который существует на страницах романа. Ему удалось понять этого робкого, неловкого героя, который везде чувствовал себя чужим, которым часто манипулировали, и который также искал смысл жизни.

В 1972 году вышла очередная версия фильма производства Великобритании, в 2007 году – «Война и мир» совместного производства России, Франции, Германии, Италии и Польши. И, спустя сорок лет, ВВС вновь выпустила на экраны киноверсию романа Льва Толстого. Сериал получился необыкновенно атмосферным, хотя с некоторым «англиканским» налетом.

Литература

  1. Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
  2. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
  3. Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». – Л.: Детская литература, 1978.
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  6. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М Достоевского. – М., 1988.

Образ и характеристика Пьера Безухова — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Сложный и многогранный образ Пьера Безухова в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» стал воплощением духовных исканий. Жизненный путь Пьера — это путь духовного роста человека, стремящегося к гармоничной, счастливой жизни.

Портрет: описание внешности, манеры поведения, характеристика речи

Пьер Безухов — толстый человек выше среднего роста, «с стриженой головой, в очках». Руки у него огромные и красные. Взгляд Пьера умный и наблюдательный, а улыбка добрая, детская, выражение лица добродушное.

Он был рассеян, неуклюж, дружелюбен, скромен, прост в обращении с людьми, чем отличался от представителей петербургского высшего общества.

Когда Пьер первый раз появился на вечере Анны Павловны Шерер, ему было двадцать лет. Поведение его очень отличалось от поведения светских людей простотой и естественностью.

Если ему был неинтересен разговор, он мог, не дослушав слов собеседника, отойти от него.

Если же Пьер был заинтересован предметом разговора, то говорил громко, оживлённо и горячо, и это очень не нравилось хозяйке вечера Анне Павловне.

Читайте также:  Образ дома в романе Шолохова «Тихий Дон»

Происхождение, воспитание

Полное имя Пьера — Пётр Кириллович Безухов. Он был незаконным сыном очень богатого графа Кирилла Владимировича Безухова, знаменитого екатерининского вельможи. Отец Пьера Безухова очень любил сына. Кирилл Владимирович сам занимался его воспитанием.

В десятилетнем возрасте мальчик был послан отцом за границу с гувернёром-аббатом. Когда Пьер в двадцатилетнем возрасте вернулся в Москву, граф Безухов отпустил аббата, а сыну велел ехать в Петербург и выбрать там себе занятие.

Отец дал ему деньги и письмо к князю Василию Курагину, который был его роднёй, и обещал во всём помогать сыну.

Когда Безухов первый раз пришёл на вечер Анны Павловны, он знал, что здесь присутствуют все интеллигентные люди Петербурга и «боялся пропустить умные разговоры». Люди высшего света стали осуждать его манеры и прямодушие.

Перед смертью его отец оставил завещание с письмом к императору, в котором просил признать Пьера его законным сыном. Императором его просьба была уважена. Пьер получил всё состояние отца и стал одним из самых богатых женихов России.

Черты характера, поступки

Характер Пьера Безухова был от природы мягкий. Молодой человек легко попадал под чужое влияние:

  • В Петербурге, живя у князя Василия, он участвовал с его сыном Анатолем в кутежах, хотя понимал, что эта жизнь беспутная.
  • Когда отец находился при смерти, растерянный Пьер во всём положился на Анну Михайловну Друбецкую, которая стала на это время его руководительницей и говорила, что ему следует делать.
  • Став после смерти отца «богачом и графим Безуховым», Пьер попал под влияние корыстного князя Василия, задумавшего женить его на своей дочери Элен.
  • Быстро попадает под влияние Элен и женится на ней, не понимая, что влечение к этой красавице — не настоящая любовь.
  • Сразу всей душой поверил старому масону Баздееву, которого встретил на станции в Торжке, в возможность братства людей и в то, что можно легко изменить свою жизнь и стать безупречным, добродетельным человеком.

Пьер был умным, но наивным человеком. Получив богатое наследство, граф наивно думал, что повышенное внимание к нему людей, которые раньше были к нему равнодушны, похвалы его уму и доброте — это их искренние чувства. Он сам был простодушен и считал других тоже добрыми людьми.

Пьер по характеру был беззаботным человеком, не имеющим склонности к занятию делами. Когда он всерьёз решил произвести в своих имениях преобразования и освободить от крепостной зависимости крестьян, у него ничего не получилось.

Главноуправляющий имениями почти уверил его, что освобождать крестьян не нужно, поскольку они и так счастливы, что «барщинские» работы у них уменьшены. Этот хитрый человек играл наивным графом, как игрушкой. Он устроил во всех имениях для приезда барина какие-то «религиозно-благодарственные встречи» с хлебом-солью.

И Безухов считал, что народ ему благодарен, хотя на самом деле барщина крестьян была уменьшена только на бумаге.

Хотя Пьер был по натуре добродушен, но наглость некоторых людей доводила его иногда до бешенства.

После того, как Пьер стрелялся на дуэли с любовником своей жены Долоховым и ранил его, Элен с презрением и наглостью сказала ему, что он ревнует её без основания. Она долго ругала его, называя дураком.

Пьер, не выдержав её презрительного тона, схватил со стола мраморную доску, разбил её и закричал страшным голосом: «Вон!»

Безухов был человеком, постоянно сомневающимся в правильности своих мыслей и поступков. С начала и до конца романа этот герой проходит свой путь духовного роста.

Отношение к окружающим

Пьер, по натуре добродушный, в основном, хорошо относился к людям и очень ценил свою дружбу с князем Андреем Болконским.

Дружба с Андреем Болконским

Андрей Болконский и Пьер Безухов — совершенно разные по характеру люди, но их объединяет порядочность и склонность к духовным исканиям.

Безухов считал своего старшего друга «образцом всех совершенств», особенно поражала его сила воли Болконского. А князю Андрею Пьер был дорог, потому что он считал его одним живым человеком среди всего светского общества.

Болконский из добрых побуждений предупреждал своего друга, чтобы он не женился, пока не поймёт, что сделал в жизни всё, что мог, иначе потеряет всякую свободу и все силы истратятся по мелочам. Так же он советовал, чтобы Пьер перестал участвовать в разгульной жизни Анатоля Курагина. Пьер соглашался с князем Андреем.

Но он был молодой, бесхарактерный и продолжал общаться с компанией Анатоля и женился на его сестре Элен.

Отношение к Элен

Элен Курагина и Пьер познакомились, когда Безухов приехал в Петербург и стал жить в доме князя Василия Курагина, отца Элен. Когда он после смерти своего отца стал богачом и графом, Элен обратила на него внимание.

Молодой человек был восхищён её красотой (хотя понимал, что не любит эту девушку) и как-то незаметно для себя оказался её женихом.

Этому способствовал князь Василий, показывающий своими речами и поведением, будто Элен несомненно будет женой Пьера.

Став мужем Элен, Безухов быстро в ней разочаровался, увидев, что эта женщина очень эгоистичная и развратная.

Пьер Безухов и Наташа Ростова

Пьер познакомился с Наташей, когда ей было всего тринадцать лет. Ему очень нравилась эта озорная, весёлая девочка, и он покровительствовал ей.

Когда она подросла и пришла на свой первый большой бал, Пьер, видя, что ей очень хочется танцевать первый тур вальса, попросил князя Андрея пригласить её на тур вальса.

Заметив, что Наташа и князь Андрей полюбили друг друга, Безухов ещё больше стал ощущать, как он несчастлив в браке с Элен.

Когда Наташа, будучи невестой князя Андрея, увлеклась Анатолем Курагиным и хотела с ним убежать, Пьер был оскорблён за своего друга. Но увидев, как Наташа страдает из-за того, что сделала зло для князя Андрея, он пожалел девушку и уверил её в своей дружбе.

После смерти князя Андрея Наташа была убита горем, но со временем оно стало слабее. Она поняла, что Пьер её любит, и у неё тоже появилось к нему чувство. Безухов, будучи уже вдовцом, женился на Наташе и обрёл с ней семейное счастье.

Духовные искания

Пьер Безухов — один из главных героев романа «Война и мир». Толстой показывает, какой духовный путь проходит этот человек в поиске гармонии и счастья.

Отношение к Наполеону

Пьер следил за политикой. Он верил, что Наполеон Бонапарт — великий человек, так как подавил злоупотребления французской революции, удержав «и равенство граждан, и свободу слова и печати». Безухов не желал в 1805 году становиться военным и участвовать в войне, помогая «Англии и Австрии против величайшего человека в мире…»

Но во время Отечественной войны 1812 года отношение Безухова к Наполеону стало совсем иным. Для него это уже безжалостный завоеватель.

Пьер решил остаться в Москве, когда к ней подступили французские войска, и убить Наполеона, чтобы «прекратить несчастье всей Европы».

Это ему не удаётся, так как он попадает в плен к французам как один из подозреваемых в поджоге московских домов. Впоследствии он был, в числе других пленных, отбит у врага партизанами Василия Денисова.

Масонство Пьера Безухова

С юности Пьер был склонен к мечтательному философствованию. Он хотел верить, что в жизни возможно братство людей, цель которых — поддержка друг друга на пути к добродетели. Это убеждение стало твёрдым после того, как он узнал о взглядах масонов на жизнь.

В 1806 году, находясь в тяжёлом кризисе после дуэли с Долоховым и ссоры с женой, Пьер мучительно пытался разрешить такие вопросы: «Что дурно? Что хорошо?.. Для чего жить, и что такое я?» (том 2, часть 2, глава 1). В это время на станции по дороге в Петербург он познакомился с известнейшим масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым.

Пьер всей душой поверил тому, о чём говорил ему этот человек. Баздеев сказал, что главное для Пьера — встать на путь добродетели, тогда, по мере очищения своей личности от пороков, он сможет познать истину. Пьера привлекло в масонстве возможность нравственного совершенствования.

Он попросил у Базеева научить его жить праведно, и тот дал Безухову рекомендательное письмо графу Вилларскому, члену масонского ордена.

В Петербурге Безухов был принят в братство масонов (свободных каменщиков). Он стал считать, что «единственное верное счастье жизни» — это делать добро.

В 1808 году Пьер Безухов невольно стал во главе петербургского масонства. Как член ложи он вербовал новых людей в ложу, давал деньги на милостыни от ордена, на устройство храмин и на дом бедных в Петербурге, который устроил орден. Но «в душе его поднимались сомнения», и скоро Безухов разочаровался в масонстве.

Причины разочарования Пьера Безухова в масонстве:

  • У него не хватило характера и желания для того, чтобы стать примером добродетели и благочестия, тем самым противоборствуя злу и исправляя нравы человеческого общества.
  • Понял, что русское масонство «основано на одной внешности», что многим из его братьев по ложе интересны только обряды или таинства.
  • Увидел в среде братьев по ложе карьеризм, просто желание завязать нужные связи с теми масонами, которые состояли в высшем обществе.
  • Немногие из членов ложи верили в идеи масонства.

Разочаровавшись в масонстве, Безухов испытал отчаяние, у него пропал интерес к жизни.

Влияние Платона Каратаева на мировоззрение Пьера Безухова

Попав во время Отечественной войны 1812 года в плен к французам, Безухов познакомился с немолодым пленным солдатом Платоном Каратаевым, который сыграл в его жизни определяющую роль. Пьер научился у Каратаева воспринимать свою жизнь как частицу целого. Этот человек озарил его духовный мир новой истиной, открывшейся ему во всепрощении, любви, самоотречении, человечности.

Пьер никого так не уважал, как этого простого человека. Образ Каратаева остался в его душе как олицетворение всего «русского, доброго и круглого».

Заключение

Образ Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» — это образ глубокого, думающего человека. Этот герой прошёл большую эволюцию от убеждённости в прогрессивности Наполеона Бонапарта до признания правды народной и участия в тайном обществе декабристов во имя справедливых целей.

Характеристика образа Пьера Безухова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Ссылка на основную публикацию