Образ Сатина в пьесе «На дне» (Горький)

Главная страница » Советские писатели » Максим Горький

Меню статьи:

Пьеса Горького «На дне» стала прорывом в мире литературы того времени. Обличенное «дно» общества потрясло многих, даже тех, кто осознавал, что не все так хорошо в социуме и люди, которые полностью деградировали, есть.

Однако впервые в литературе Горький показал этих людей не как безликий сброд, а как личностей, которые стали такими под влиянием определенных событий в их жизни, они не смогли противостоять жизненным неурядицам и оказались за бортом жизни.

Все их попытки изменить свою жизнь к лучшему были обречены на провал еще с самого начала. Для них благополучная жизнь стала утопией. Один из таких персонажей «дна» является Сатин.

Жизненный путь Сатина

Сатин не всегда принадлежал к отбросам общества.Когда-то в свое время (по молодости), от был «приличным человеком и работал телеграфистом:

Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе.

В молодости Сатин был веселым и компанейским человеком, он люби петь и плясать и делал это мастерски:Я, брат, молодой — занятен был! Вспомнить хорошо!.. Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно!Сатин не был одинок в этом мире – у него была родная сестра. Именно события, связанные с ее личностью, стали роковыми в жизни молодого человека.

Однажды он заступился за честь своей сестры. В стычке он случайно убил своего противника.

Предлагаем ознакомиться с анализом рассказа “Старуха Изергиль”, который написал советский писатель Максим Горький.

За этот поступок Сатин был осужден и посажен в тюрьму на четыре года. После выхода из тюрьмы молодой человек уже не смог реализовать себя в жизни и начал спускаться на дно:Из-за родной сестры… И… все это было давно… Сестра — умерла… уже девять лет… прошло… Славная, брат, была человечинка сестра у меня!..

За подлеца… убил подлеца в запальчивости и раздраженииЯ четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы — нет ходу.В тюрьме Сатин научился играть в карты и жульничать:

В тюрьме я и в карты играть научился …

Характеристика личности Сатина

Сатин определенно выделяется среди «дна» общества. У него есть своя философия. Во многих моментах, связанных с видением жизни и ее обустройства, у Сатина происходят стычки с другим персонажем «дна» – Актером. Именно в таких небольших дискуссиях и проясняется его жизненная позиция и философия.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с историей создания повести М. Горького “Детство”, которая рассказывает о тяжелой судьбе детей, живших в дореволюционное время.

Сатину нравится выговаривать разные слова иностранного происхождения. Он даже не старается запомнить их значение. При этом он не выдает их как умные изречения, а скорее как пародию по отношению к человеку их оглашающему, при этом Сатин намеренно коверкает их произношение:Организм… органон…Сикамбр…Макробиотика… ха!

Сатин. А то еще есть — транс-сцедентальный…

Бубнов. Это что?Сатин. Не знаю… забыл…Так… Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…Люблю непонятные, редкие слова…В свое время Сатин был образованным человеком, ему нравилось читать книги:я много читал книг…

Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком…

Образ Сатина в пьесе «На дне» (Горький)

Сатин считает, что работа для человека не должна быть в тягость.

Она должна приносить человеку не только деньги, но и моральное удовольствие:Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются… Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!Сатин часто играет в карты и постоянно жульничает во время игры – этому он научился в тюрьме:

Что мы — жулики, тебе известно.Татарин. Надо играть честно!Сатин. Это зачем же?Татарин. Как зачем?Сатин. А так… Зачем?Татарин. Ты не знаешь?Сатин. Не знаю. А ты — знаешь?

Часто карточные игры Сатина заканчиваются дракой:Сатин. Кто это бил меня вчера?Бубнов. А тебе не все равно?..Сатин. Положим — так… А за что били?Бубнов. В карты играл?Сатин. Играл…Бубнов. За это и били…

Пребывание в тюрьме сделало Сатина грубым, он понял, что порой отстаивание личных интересов и справедливости наказуемо:Не обижай человека — вот закон!Сатин. Это называется «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»…

  • Ну да… пришло время и дало «Уложение о наказаниях»… Крепкий закон… не скоро износишь!
  • Сатин не любит рассказывать о своей жизни:Я не люблю, когда меня расспрашивают

Сатин не признает самоубийства, он думает, что лучше плыть по течению жизни, чем умереть:Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто — обременяй землю!

Со временем Сатин перестал стыдиться своего низкого положения в обществе, он подметил, что многие люди так живут, и их совсем не смущает их нищета:Брось! Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется… Подумай — ты не станешь работать, я — не стану… еще сотни… тысячи, все! — понимаешь? все бросают работать! Никто ничего не хочет делать — что тогда будет?

Образ Сатина в пьесе «На дне» (Горький)

Сатин никогда не жалеет людей, не потому, что ему никого не жалко, а потому, что не видит смысла в жалости:Какая польза тебе, если я тебя пожалею? Сатин считает, что многое в жизни зависит от самого человека.

Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!

Сатин не боится говорить об окружающих правду, даже если она самая неприглядная:Вы — все — скоты!Вы — тупы, как кирпичиТы, Барон, — всех хуже!.. Ты — ничего не понимаешь… и — врешь!Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю…Сатин умеет красиво изъясняться:

Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но — еще кое-что знаю!

  1. Алкоголь помогает Сатину забыть о неприглядной действительности:Когда я пьян… мне все нравитсяСатин считает, что еда – не самая главная цель в жизни человека:
  2. Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми.

Окружающие осуждают Сатина и считают его разбойником, общество даже не пытается разобраться в причинах его деградации и дать ему шанс на полноценную жизнь:Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан!

Образ Сатина в пьесе «На дне» (Горький)

Сатин высокого мнения о старике, который жил вместе с ними. Он всегда скептически воспринимал позицию старика и его поощрение в активным действиям по изменению жизни представителей «дна», но после его смерти, смог осознать всю значимость его персоны:Старик? Он — умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету

Сатин высоко ценит свободу. Он раньше был свободным человеком и осознает все прелести такой жизни:Хорошо это… чувствовать себя человеком!

Сатин считает, что человек должен за все платить в этой жизни. Ничто не дается человеку бесплатно именно это, по мнению Сатина и делает человека свободным:он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!

Сатин считает, что в мире существует много разновидностей лжи, и каждая из них имеет право на существование и нужна для людей слабых духом.

Только сильный духом человек, хозяин своей жизни не нуждается во лжи:Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я — знаю! я — читал! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?

Образ Сатина необычен и уникален

Подведем итог: образ Сатина необычен и уникален. Он ярко выделяется из всеобщей толпы «дна». Сатин не всегда был на обочине дороги. В молодости он был вполне успешным и перспективным человеком, но по случайному стечению обстоятельств его жизнь пошла под откос.

Сатин умеет анализировать и делать выводы их ситуации, но уже не верит в то, что его жизнь изменится к лучшему, так как общество не дает ему ни малейшего шанса обрести былую свободу и считает его мерзавцем.

Философия Сатина

Сатин достаточно образованный начитанный человек. Он свободный и всегда остается при своем мнении, не любит играть по правилам, так как живет не по честному. У него философия свободного человека.

Он никогда никого не жалеет, считает что человек сам делает выбор в жизни и руководит своей судьбой, поэтому человек может подняться выше по социальной лестнице и упасть на дно – это уже его выбор. Он рассуждает так что любой труд должен делаться с любовью и вдохновением.

Автор описывает Сатина как человека который смотрит  на жизнь не в розовых очках, она больше реалист, не верит в мечты. По его мнению – истина главная ценность  в жизни человека.

Главный герой верит что любое действие дает свои плоды, и за них в свое время придется платить, так как каждый поступок возвращается бумерангом. Сатин пишет о судьбе человека в своем монологе :

“Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга!”. Человек, по мнению героя, сам творит свою судьбу, и поэтому все люди в равных условиях, не нужно кого-то жалеть. “Надо уважать человека” – говорит герой.

Мечта Сатина

В пьесе Горького “ На дне” автор описал реальную жизнь людей, Он продемонстрировал самую нижнюю ступень общества. Для этого произведения ему пришлось посетить ночлежки, приюты, углубился в общение с пьяницами ворами, безработными и тюремщиками, чтобы хорошо узнать их судьбы.

  Некоторые из героев пьесы умеют мечтать, и именно мечты являются единственным, что дает стимул жить дальше. В произведении люди встречаются с разными характерами взглядами на жизнь: мечтательная Настя, больная Анна, работяга Клещ, доверчивый Актер,сострадательный Лука.

Сатин Раньше был веселым жизнерадостным человеком, у него могло бы сложиться совсем другое будущее светлое и прекрасное, но в один момент Сатин перечеркнул всю свою жизнь ,у защищая свою сестру он убил человека и его посадили в тюрьму.

и стого времени Сатин спился и упал на самое дно жизни, получалось по совершенно случайно, ведь у Сатина на самом деле добрая душа.

Сатин в пьесе "На дне": образ, характеристика, описание, биография, история жизни

Главная страницаПьеса “На дне”

Образ Сатина в пьесе «На дне» (Горький)
Сатин в исполнении К. С. Станиславского.
1902 г.

Господин Сатин является одним из центральных персонажей пьесы “На дне” Горького. Ниже представлен цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе “На дне” Горького: описание, биография, история жизни, критика о персонаже и т.д.
Смотрите: 
– Краткое содержание пьесы
– Все материалы по пьесе “На дне”
Полное имя героя – Константин Сатин:
“…Веселый ты, Костянтин…”
“…Эдакий ты бравый… Костянтин…

  • Возраст Сатина – около 40 лет:
  • Сатин является бездомным пьяницей, жителем ночлежки для бедняков:
  • Константин Сатин – шулер, карточный мошенник:
Читайте также:  Сенека - об опасностях (надежда, зависть, ненависть и страх): читать стих, текст стихотворения поэта классика

“…лет под 40…”

“…Ты бы, насчет совести, Сатина послушал… а то – Барона Они – поумнее тебя будут… хоть и пьяницы…”
“…Нелепо, и всё тут! Дай, я пропью… а то – проиграю…”

“…Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?..”
“…Продулся, брат, я – вдребезги! Еще не всё пропало, дед, – есть на свете шулера поумнее меня!..”
“…Я видел! Жулик!..”

“…Ты, Асан, отвяжись… Что мы – жулики, тебе известно. Стало быть, зачем играл?..”

Сатин и его приятель Актер вместе пьянствуют. При этом деньги на пьянство они иногда выпрашивают у своего соседа, вора Васьки Пепла: 
Сатин. Василий! Дай пятак…
Актер (Сатину). Эх ты… пятак! Вася! Дай нам двугривенный…
Пепел. Надо скорее дать… пока рубля не просите… на!”

  1. Сатин – образованный, начитанный человек:
  2. Сатин – веселый и приятный человек:
  3. Сатин – умный человек:
  4. Сатин – рассудительный человек:

“…я много читал книг…”
“…Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком… знаешь?..”
“…Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал!..”

“…Веселый ты, Костянтин… приятный!..”

“…Эдакий ты бравый… Костянтин… неглупый… и вдруг…”
“…Жулики – все умные… я знаю! Им без ума – невозможно. Хороший человек, он – и глупый хорош, а плохой – обязательно должен иметь ум…”

“…Чёрт тебя возьми… ты… умеешь рассуждать спокойно… А у меня… кажется, нет характера…” (Барон о себе и Сатине)
“…Ты рассуждаешь… Это – хорошо… это, должно быть, греет сердце…”

Сатин любит вставлять в речь необычные слова:
“…Сатин. Макробиотика… ха! А то еще есть – трансцендентальный…
“…Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…”
“…Люблю непонятные, редкие слова…”

Сатин – скрытный человек. Он не любит рассказывать о себе:

“…Я не люблю, когда меня расспрашивают…
Константин Сатин говорит жителям ночлежки правду, которую те не хотят слышать:
“…Фата-моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей…ничего нет!..”

Сам себя Сатин считает уже “мертвым человеком”:

Актер. Однажды тебя совсем убьют… до смерти…
Сатин. А ты – болван Потому что – дважды убить нельзя…” Константин Сатин не хочет жить честно:
Татарин (горячо). Надо играть честна!
Сатин. Это зачем же? Не знаю. А ты – знаешь?..”
“…Ты – пойми! Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут…” (о Сатине и его приятелях)
Шулер Сатин не хочет работать как все:
“…Когда я иду по улице, люди смотрят на меня, как на жулика… и сторонятся, и оглядываются… и часто говорят мне – «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?..”
“…Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..” (совет от Сатина)

Сатин считает, что труд должен быть в удовольствие, иначе жизнь превращается в рабство:
“…Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да!Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь
– рабство!..”
В молодости Сатин работал телеграфистом и много читал:
“…Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе… я много читал книг…”

Бубнов. А ты был и телеграфистом?

Сатин.Был…”

Молодой Константин Сатин был веселым парнем и хорошо танцевал:

“…Я, брат, молодой – занятен был! Вспомнить хорошо!.. Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно!..”

Сатин отсидел в тюрьме почти 5 лет за убийство, после того как заступился за сестру и по неосторожности убил человека:
“…Тюрьма, дед! Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел…”
“…Я – арестант, убийца, шулер… ну да!..”
“…За подлеца… убил подлеца в запальчивости и раздражении…”

“…Лука. А убил – из-за бабы?

Сатин. Из-за родной сестры…”

В тюрьме Сатин научился шулерству:

“…В тюрьме я и в карты играть научился…”

После тюрьмы жизнь Сатина пошла под откос. Он стал бездомным шулером:

“…а после тюрьмы – нет ходу!..”

Ю. Юзовский об образе Сатина:

“…Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки…  …в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь…  …Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина – деяния, действия, созидания…  …По мнению Сатина, по горьковскому мнению, в людях заложена потребность творчества, способность к творчеству. Имеется в виду не только художник, поэт – а простой, рядовой человек, трудящийся человек, “заурядный” человек, такой, как столяр или сапожник…”

(Ю. Юзовский, “Драматургия Горького”)

Это был цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе “На дне” Горького: описание, биография, история жизни, критика об образе Сатина.

Смотрите: Все материалы по пьесе “На дне”

Константин Сатин — образ и характеристика героя пьесы М. Горького «На дне»

В драматическом произведении авторская характеристика персонажей ограничена невозможностью подробного описания героя, рассуждения о его прошлом и настоящем. Короткие ремарки дают только некоторый толчок к пониманию авторской позиции.

Характеристика образа Сатина, как и других героев пьесы, формируется в основном через монологи и диалоги героев, их действия и развитие сюжета.

Главный сюжет драмы «На дне» составляет философский спор героев о том, как остаться человеком перед лицом жестокой действительности. В этом споре определяются три точки зрения: Бубнова (бесперспективная и циничная «правда жизни»), Луки (утешительная и бескорыстная помощь) и Сатина, направленная против этих двух.

Что же проповедует Сатин?

В монологах Сатина выражена позиция автора, он официальный резонёр пьесы. Важно вспомнить, что драма «На дне» была создана в 1902 г., когда Горький разделял ницшеанские взгляды, в том числе идею о сверхчеловеке.

Но это слишком сложный вопрос, чтобы затрагивать его в данной статье.

Скажем лишь, что Сатин отвергает любовь к ближнему, которую проявляет Лука, но проповедует в своих монологах любовь к дальнему, абстрактному человеку.

Все герои драмы противоречивы, особенно отличается этим Сатин.

  • Сатин как личность
  • Взгляды Сатина
  • Вывод

Сатин как личность

Константину Сатину около 40 лет. Он постоялец ночлежки, в которой, кроме него, находятся и другие обитатели, попавшие туда в силу разных обстоятельств.

Но так было не всегда. По его воспоминаниям, в молодости он работал телеграфистом, был весёлым, хорошо пел и танцевал.

А сейчас это пьяница и шулер. Он почти 5 лет отсидел в тюрьме за убийство обидчика своей сестры, там научился заниматься шулерством и теперь жить честно не хочет. Но в то же время именно он говорит об истинах, которые волнуют лучшие умы человечества.

Человек он неглупый и даже довольно образованный, бывший телеграфист. Он много читал — это отличает его от остальных обитателей ночлежки.

По его мнению, а также по мнению автора, в людях, даже в самых простых, заложена потребность творчества, т. е. творческого отношения к жизни.

Взгляды Сатина

Сатин — скептик и нигилист. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест выражается в страстных монологах о Человеке, но на деле он ничем полезным не занимается и призывает к этому других: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Πросто – обременяй землю!..»

На «дне жизни» Сатин оказался добровольно, обосновался там и чувствует себя вполне нормально, пропивает и проигрывает свои возможности.

Он спорит с Лукой и осуждает его позицию «утешительной» лжи, считает её унизительной: «Лοжь — религия рабов и хозяев…». «Πравда — бοг свοбодного человека!».

И кто говорит о правде? Человек, который сам живёт ложью, шулерством! Который не стыдится просить денег на выпивку у вора!

Высокопарно говорит он о свободном Человеке (с большой буквы): «Ηадо уважать челοвека! Ηе жалеть… не унижать его жалостью…». «Человек — вот правда!». «Че-лο-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»

Но что значит слово «человек» для Сатина? «Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» То есть, уважать надо не конкретного человека с его проблемами, бедами иди радостями; не человека, нуждающегося в помощи здесь и сейчас, а только некое идеализированное представление о человеческой личности вообще. Это похоже на ницшеанскую «этику любви к дальнему»: в человеке нужно любить то, чем он может стать, и с требовательностью относиться к тому, что он есть. Иначе, любя его просто так, мы окажем ему плохую услугу. Человек в его развитии (в перспективе сверхчеловек) — это и есть, по Ницше, «дальний».

Сатин не только не сочувствует людям, он подталкивает к окончательной гибели других жителей ночлежки. Например, он как бы в шутку советует Ваське Пеплу убить содержателя ночлежки Костылева, а затем сам участвует в его избиении и призывая других: «Бей его… Лупи их!..»

Он равнодушен к людям, что проявляется в проповеди презрительного отношения к нравственным ценностям.

Для многих ночлежников работа является единственной возможностью честно заработать себе на жизнь, он же не только сам отвергает такую возможность, но настраивает на это и других: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек — выше! Человек — выше сытости!..

» Сатин считает, что работа должна приносить человеку не только деньги, но и моральное удовлетворение. С этим вполне можно согласиться.

Но тут же он говорит следующее: «Сделай так, чтоб работа была мне приятна я, может быть, буду работать … да! Μожет быть!» То есть, кто-то должен сделать для него работу приятной. А почему не самому это сделать? И вот это дважды повторенное «может быть» говорит о том, что и тогда ещё не факт, что он будет работать.

«Κогда труд удовольствие, жизнь хороша! Κогда труд обязанность, жизнь рабство!» — тоже правильная формула. Но только формула, потому что не всегда труд может быть удовольствием, а вот обязанностью — всегда.

Произнося высокопарные слова, Сатин оправдывает собственную аморальность, утверждая, что честь и совесть нужны только богатым и тем, у кого есть власть. Философию «свободного человека» Сатин доводит до крайности. Он сам уже является человеком, свободным ото всего, в том числе и от морали. Поэтому и «дно» для него — норма существования.

Вывод

Образ Сатина недостаточно убедителен. Его страстные монологи не соответствуют его поступкам, его образу жизни, поэтому и не убеждают. Горький писал, что больше некому было выразить эти идеи, поэтому он вложил их в уста Сатина.

Сам себя Сатин декларирует человеком свободным и сильным, презирает тех, кто живёт рядом с ним в ночлежке, считая их слабыми.

Но на самом деле его пафос ложный, сильной личностью он не является хотя бы потому, что тюрьма его сломила.

Сатин не смог вернуться к прежней нормальной жизни, а пошёл по более лёгкому пути — жульничеству, ничегонеделанию, его устраивает теперешнее состояние, он готов и дальше «обременять землю», и такой образ жизни советует другим.

  • Он считает, что в жизни всё зависит от самого человека, но сам с собой не справился — значит, его убеждения расходятся с его действиями.
  • Да, можно согласиться с тем, что монологи Сатина несут в себе истину, но они никак практически в его жизни не реализованы, а потому и остаются только лозунгами.
  • Характеристика образа Сатина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Читайте также:  В чём состоят обязанности человека перед обществом?

Константин Сатин («На дне»)

Один из обитателей ночлежки в пьесе Максима Горького «На дне» 40-летний Константин Сатин — фигура противоречивая и колоритная. Он с отвращением относится к своей нищенской жизни, и, наверняка, вспоминает те времена, когда служил телеграфистом.

Характеристика образа Сатина даёт полное представление о характере героя и его жизненных ценностях. Автор акцентирует внимание читателя на том, что этот игрок в карты живёт одним днём и, кажется, совершенно не боится смерти.

Как же могло получиться, что из «рубахи-парня» Константин превратился в угрюмого, разочаровавшегося в жизни человека? Найти ответ на этот вопрос можно, узнав поближе героя ночлежки.

Главные черты характера

Когда-то Константин Сатин был веселым балагуром, душой компании. Но однажды он переступил черту, которая разделяет добро и зло. Сатин убил человека. И хотя он сделал это, встав на защиту своей сестры, преступление не могло не отразиться на его характере. В прошлом остались успешная игра на сцене, весёлые посиделки и шутки. Константин начал скатываться на дно жизни.

Сатин, живя в ночлежке, сохранил свои основные черты характера — правдолюбие и сарказм. В отличие от многих обитателей дна, он отлично понимает ущербность своего положения. Константин не признаёт жалость. При этом его нельзя назвать безжалостным человеком.

Он сочувствует людям, но не проявляет это открыто. Он считает, что каждый человек должен быть свободным. Сатина можно отнести к категории людей-философов. Ему нравится рассуждать о смысле жизни и о своей миссии в этом мире, он находится в постоянном поиске.

Этого героя невозможно назвать равнодушным человеком. Он проникается сочувствием к постояльцам ночлежки, но внешне держит дистанцию. По его мнению, жалость способна унизить человека. Он оставляет право выбора за каждым, не навязывая свое мнение и предпочитая следовать своей философии.

Сатина нельзя назвать глупым человеком. Напротив, он склонен к вполне разумным рассуждениям. При этом он любит непростые для понимания, редкие слова. Обитатели ночлежки считают его речь очень необычной. При этом многие придерживаются мнения, что Сатин скрытная личность. И ему действительно присуща эта черта характера.

Пристрастия

Сатин весьма неравнодушен к алкоголю. Он пьёт, чтобы не думать о том, в каком положении находится. Компанию ему составляет его друг Актёр. При этом не всегда Константин пьёт на свои деньги. Он не считает зазорным попросить денег на выпивку у вора Васьки.

Ещё одним пристрастием Константина являются карточные игры. Он отлично играет в покер. Его считают шулером, так как в игре он часто использует мошеннические приемы. Этому Сатин научился в тюрьме, где провел почти 5 лет.

Но он не раскаивается в своем поведении, и честно играть и жить не собирается.

Сатин не любит работать. Точнее, он и хотел бы работать, но так, чтобы испытывать настоящий интерес к своему делу. Он не приемлет обязательную работу, считая её рабством.

Труд, по его мнению, должен быть в удовольствие. До ночлежки и тюрьмы Констанин серьёзно увлекался литературой, он много читал в молодости. Это положительно повлияло на его кругозор.

Также он хорошо танцевал и участвовал в сценических постановках.

Сатин: положительный или отрицательный герой

Сатин предстает читателям шулером, пьяницей, обитателем дна, но его нельзя назвать преступником. Совершенное им убийство произошло из-за желания защитить сестру. Этого человека сломала жизнь. Трагизм его истории заключается в том, что сам он считает, что уже не сможет исправиться. Тюрьма перечеркнула его будущее. У Константина нет дома, нет работы, нет целей.

По мнению литературных критиков, Сатин отражает позицию автора произведения. Он не признаёт бесперспективной философии и утешительных речей. В нём есть некий внутренний стержень, который помогает ему выжить в условиях ночлежки. Этот герой убеждён в том, что человек сам строит свою жизнь.

Мнение Сатина— это нередко отражение мнения автора пьесы. Присутствие автора рядом с этим героем ощущается на протяжении развития всего сюжета. По сути, Сатин излагает горьковскую философию. Главное, как он считает, в жизни, это действие и созидание. В каждом человеке есть творческая нотка, которую не могут уничтожить даже самые тяжелые жизненные испытания.

Заключение

В пьесе Максима Горького «На дне» образ Сатина отождествляет представление самого автора об этом мире. Этот обитатель ночлежки — незаурядная личность, ищущая смысл жизни.

При всех его пороках, Сатин способен вызвать уважение. Он отличается от других обитателей ночлежки силой характера и особым взглядом на жизнь.

Это герой, который передаёт мысли автора о силе и независимости настоящих людей.

Характеристика Сатина (На дне)

Среди персонажей есть герой, который наиболее близок автору. Образ и характеристика Сатина – это возможность классика передать свои мысли, высказать их и представить на обсуждение широкому кругу читателей нескольких эпох.

История появления в ночлежке

Константин или Костянтин Сатин был до жизни в ночлежке телеграфистом. Он много читал и поэтому знает сложные умные слова. Сатину они нравятся. Слова напоминают о веселом беззаботном прошлом, молодости парня:

  • макробиотика;
  • фата-моргана.
  • Сатин любил плясать и играть на сцене. Выступления были, вероятно, веселыми, потому что

    Честный парень ценил семью. Он встал на защиту сестры и по неосторожности убил человека. В тюрьме провел 4 года и 7 месяцев. После тюрьмы никуда не смог пристроиться:

    «арестант, убийца, шулер…», нет ходу таким людям. Попал в костылевский подвал. Чтобы доставать деньги на жизнь и пьянку, Константин стал шулером.

    Положительная характеристика персонажа

    Сатин считает, что труд должен приносить удовлетворение, радовать человека. Труд, который в тягость, превращает личность в раба, жизнь в беспросветное рабство. Высказывание персонажа: «Когда труд удовольствие – жизнь хороша!», стала крылатой. Сатин отличается положительными чертами характера:

    • Умение увидеть правду. Сатин понимает, что Лука обманул. Нет городов с правдой, с лечебницами для отравленных вином. Это фантазия, вымысел, сказка для доверчивых.
  • Рассудительность. Константин рассуждает о судьбе без эмоций, спокойно. Такое поведение «греет сердце».
  • Ум. Постояльцы признают, что Сатин неглупый человек. Жулик должен быть умным, ему требуется просчитать свою выгоду, найти возможность нажиться за счет других.
  • Веселье. Сатин не унывает. Он относится ко всему философски, с юмором.
  • Образованность. Константин не потерял всего, что знал. Он доказывает это действиями. Сатин читал книги о лжи из жалости. Он пытается остановить
  • Луку, предупредить гибель Актера, но не может изменить судьбу других.
  • Жильцы называют мужчину приятным, к нему нет жалости или неприязни. Все относятся ровно или с интересом.

    Отрицательные черты

    В ночлежке не мог оказаться человек с честными взглядами и чертами характера. Все персонажи пьесы реальны, в них смешано плохое и хорошее. Сам персонаж называет себя «мертвым». Он потерял душу, разменял ее на пьянство и драки. Какие отрицательные черты ярко выделяются в герое:

    • Шулерство и обман. Люди на улице сторонятся мужчину. По его внешности видно, что он жулик и шарлатан, проигрывается мужчина «вдребезги», но это его не останавливает.
  • Тунеядство. Константин не хочет работать. Он признается, что обременяет землю, не приносит никому пользы.
  • Бесчестность. Для мужчины в жизни нет места честности. Она приведет их к голоду и смерти.
  • Скрытность. Немногословен мужчина, когда его начинают расспрашивать о своей жизни. Он не ищет собеседников, не пытается успокоить себя лживыми рассказами.
  • Сатин пьянствует. Он заводит в ночлежке приятеля Актера и не гнушается попрошайничать, когда своих денег на водку не хватает.

    Особенности образа

    Сатин пытается в пьесе передать позицию автора. Он против фатализма Бубнова, утешительной покорности Луки. Константин убежден, что человек сам строит свою судьбу. Он за созидательный характер. Сатин отражает мнение классика: в человеке заложен дар творить. В любом труде ему есть место. Столяр, плотник, сапожник могут раскрыть свои таланты и стать незаурядными личностями.

    Именно Сатин завершает пьесу. Он произносит фразу, как бы подытоживая жизнь одного человека и всех постояльцев. Страшная реплика заставляет задуматься, долго ли еще будут люди попадать в ночлежки, опускаться на самое дно, терять свою сущность, становиться изгоями. Каждая жизнь – это песня, в ней свой мотив, смысл и содержание. Нельзя портить ее своими руками.

    Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?

    Константин или Костянтин Сатин был до жизни в ночлежке телеграфистом. Он много читал и поэтому знает сложные умные слова. Сатину они нравятся. Слова напоминают о веселом беззаботном прошлом, молодости парня:

    • трансцендентальный;
    • макробиотика;
    • фата-моргана.

    Сатин любил плясать и играть на сцене. Выступления были, вероятно, веселыми, потому что

    «…смешили людей…славно».

    Честный парень ценил семью. Он встал на защиту сестры и по неосторожности убил человека. В тюрьме провел 4 года и 7 месяцев. После тюрьмы никуда не смог пристроиться:

    «арестант, убийца, шулер…»,

    нет ходу таким людям. Попал в костылевский подвал. Чтобы доставать деньги на жизнь и пьянку, Константин стал шулером.

    Образ Сатина в пьесе «На дне» (Горький)

    (352 слова)

    В своей пьесе «На дне» Максим Горький впервые в русской литературе изобразил не просто людей низшего класса, а людей, которых нельзя отнести ни к одной социальной группе.

    Выкинутые жизнью на обочину обитатели убогой ночлежки утратили не только своё общественное положение, богатство и влияние, но и человечность, и смысл жизни.

    Одним из самых ярких представителей этого мира является карточный шулер Сатин, играющий одну из важнейших ролей в произведении.

    Когда-то Сатин работал в театре, но, защищая честь своей сестры, совершил убийство и попал в тюрьму. Выйдя на свободу, он уже не смог реализоваться и докатился до ночлежки и карт.

    Даже по сравнению с другими такими же опустившимися людьми он кажется ещё более озлобленным и бесчеловечным. Он осознаёт весь ужас ситуации, в которой оказался, но, будучи не способным «подняться на верх», впал в апатию и пессимизм.

    Его протест выражается в нежелании работать и презрении, как к окружающим, так и к себе.

    По ходу пьесы в ночлежку попадает странник Лука. Добрый богобоязненный старичок искренне жалеет несчастных людей. Утешительными словами и обещаниями лучшей доле он изменяет саму атмосферу некогда мрачного места.

    Актёр обретает надежду на исцеление от алкоголизма, а Пепел решает завязать с воровством и начать новую жизнь со своей возлюбленной Наташей. Однако Сатин не верит Луке, а все его увещевания считает вредными и далёкими от реальности. К сожалению, именно этот опустившийся, живущий без веры и надежды человек оказывается правым.

    Из-за внешних обстоятельств Пепел попадает в тюрьму за убийство, Наташа бесследно исчезает, а Актёр заканчивает жизнь самоубийством.

    Однако в самом конце, когда отчаяние снова сгустилось над персонажами пьесы, Горький вкладывает в уста Сатина пламенную речь, отображающую идеи самого автора. Понимая и защищая Луку, герой заявляет, что не жалость и сожаления спасут человечество, а долгий и упорный труд.

    Именно тот, кто способен трезво взглянуть на мир и в итоге изменить его, победив обстоятельства, достоин называться «человеком». И настоящему «человеку» не нужна жалость.

    К сожалению, из всех нахлебников только честно работающий кустарь Клещ, возможно, сумеет однажды стать «человеком», о котором говорил правдолюб.

    Образ Сатина-неотъемлемая часть всей пьесы «На дне». Именно устами этого персонажа Горький провозглашает идею всесильности человечества, которое способно изменить под себя всю вселенную, построив дивный новый мир.

    Михаил Щепин Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Читайте также:  Как зависит поведение человека от среды, в которой он находится?

    Положительная характеристика персонажа

    Сатин считает, что труд должен приносить удовлетворение, радовать человека. Труд, который в тягость, превращает личность в раба, жизнь в беспросветное рабство. Высказывание персонажа: «Когда труд удовольствие – жизнь хороша!», стала крылатой. Сатин отличается положительными чертами характера:

    • Умение увидеть правду. Сатин понимает, что Лука обманул. Нет городов с правдой, с лечебницами для отравленных вином. Это фантазия, вымысел, сказка для доверчивых.
    • Рассудительность. Константин рассуждает о судьбе без эмоций, спокойно. Такое поведение «греет сердце».
    • Ум. Постояльцы признают, что Сатин неглупый человек. Жулик должен быть умным, ему требуется просчитать свою выгоду, найти возможность нажиться за счет других.
    • Веселье. Сатин не унывает. Он относится ко всему философски, с юмором.
    • Образованность. Константин не потерял всего, что знал. Он доказывает это действиями. Сатин читал книги о лжи из жалости. Он пытается остановить
    • Луку, предупредить гибель Актера, но не может изменить судьбу других.

    Жильцы называют мужчину приятным, к нему нет жалости или неприязни. Все относятся ровно или с интересом.

    Характеристика Константина Сатина

    Константин Сатин – мужчина лет сорока, он является пьяницей и ночлежка – единственное место, где он может выспаться и привести себя в порядок. Мужчина увлекается игрой в карты и шулерством.

    Сатин опустился на самое дно, с которого вряд ли сможет подняться наверх. При этом он не всегда был таким. Герой очень образован и начитан, многое понимает в этой жизни.

    Себя он считает уже мертвым человеком, что подтверждается следующими цитатами Актера и Сатина:

    “Актер: Однажды тебя совсем убьют… до смерти…

    Сатин. А ты – болван Потому что – дважды убить нельзя…”

    Сатин очень часто размышляет о месте человека в этом мире. он считает, что работа человека должна быть в удовольствие, иначе это не работа, а рабство. Именно поэтому Сатин и не хочет трудоустраиваться, потому что хочет оставаться свободной личностью. Его умозаключения имеют философский смысл:

    …Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да!

    Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!..”

    Вспоминая свое прошлое, Сатин рассказывает, что в молодости он был телеграфистом, много читал и весело проводил время. потом за убийство он попал в тюрьму, где отсидел четыре с половиной года. Оказывается Сатин на дне после тюрьмы. Попал он туда, так как заступился за родную сестру и убил подлеца. По признанию самого героя после тюрьмы его жизнь пошла под откос.

    Отрицательные черты

    В ночлежке не мог оказаться человек с честными взглядами и чертами характера. Все персонажи пьесы реальны, в них смешано плохое и хорошее. Сам персонаж называет себя «мертвым». Он потерял душу, разменял ее на пьянство и драки. Какие отрицательные черты ярко выделяются в герое:

    • Шулерство и обман. Люди на улице сторонятся мужчину. По его внешности видно, что он жулик и шарлатан, проигрывается мужчина «вдребезги», но это его не останавливает.
    • Тунеядство. Константин не хочет работать. Он признается, что обременяет землю, не приносит никому пользы.
    • Бесчестность. Для мужчины в жизни нет места честности. Она приведет их к голоду и смерти.
    • Скрытность. Немногословен мужчина, когда его начинают расспрашивать о своей жизни. Он не ищет собеседников, не пытается успокоить себя лживыми рассказами.

    Сатин пьянствует. Он заводит в ночлежке приятеля Актера и не гнушается попрошайничать, когда своих денег на водку не хватает.

    Большой Бейсуг

    Задумывая свою пьесу «На дне», Горький опирался на образы реальных людей, реальные события и факты. Он посещает ночлежки, приюты. Хитров рынок, существовавший в то время в Москве, был скопищем воров, нищих, проституток и других людей, скатившихся на самую последнюю ступень жизни. Именно с них и рисует Горький своих героев. Один из самых ярких персонажей а пьесе — Сатин.

    Горький не называет его по имени, подчеркивая тем ненужность самой жизни Сатина. Живет тот в ночлежке Костылева, подавляющей уже одним своим интерьером: тяжелые своды, законченные стены с обвалившейся штукатуркой, грязный стол и табуретки, нары вдоль стен. Уже одно это не оставляет человеку никакого шанса.

    Впервые мы встречаемся с Сатиным, когда он просыпается в ночлежке. Впечатление о человеке складывается с первых минут: Горький наделяет Сатина чем-то звериным. Сатин лежит на нарах и рычит. В этом выражается его боль, усталость и отвращение к такой жизни.

    За пристрастие к картам его когда-нибудь «совсем убьют до смерти», но Сатин уже не считает себя живым человеком. «Дважды убить нельзя», — говорит он. А ведь Сатин не всегда был таким. Это был «рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей». А потом… бывает случается что-то непоправимое, это решает всю дальнейшую судьбу.

    Сатин убил человека из-за родной сестры и отсидел за это четыре года и семь месяцев. «А после тюрьмы нет ходу!».

    Сатину говорят: «Легко ты жизнь переносишь!». Но ему приходится не так просто как может показаться. Он скептически ко всему относится, насмехается над собой и окружающими. Но это всего лишь способ отгородиться от реальности, потому что ничего обнадеживающего для него в ней нет. «А кому хорошо жить? Всем плохо».

    Сатину, может быть, даже хуже, чем остальным. Он раньше много читал, мог назвать себя образованным человеком, Сатин отлично осознает, что то, как они живут, нельзя даже назвать жизнью. Он и любит «непонятные, редкие слова», потому что они ассоциируются с какой-то другой жизнью, с тем, что когда-то было или могло быть.

    У Сатина сформировались очень интересные взгляды. Он сам себе пытается доказать, что стоит не ниже остальных людей. Он спрашивает, зачем работать. Он презирает работу ради еды, выживания. Он говорит: «Ты не станешь работать, я не стану… еще сотни тысяч.., все!».

    Сатин говорит, что стал бы работать, если бы работа была ему приятна. Но, как нам кажется, не смог бы. Слишком уж сильно опутали его стены ночлежки. Всякий, кто там остается, становится ее заложником. Клещ еще не смирился, он пытается в себе что-то сохранить, как-то бороться.

    Но прав Сатин, говоря, что и Клещ «привыкнет».

    А нужны ли человеку, находящемуся «на дне», человеческие качества? По этому вопросу и происходит первое столкновение взглядов Сатина и Луки. Сатин говорит: «Всякий человек хочет, чтобы его сосед совесть имел, а никому, видишь, не выгодно иметь-то ее». Лука приветствует обитателей ночлежки словами: «Доброго здоровья, народ честной!».

    И на всем протяжении пьесы Сатин является антагонистом Луки. Автор оставляет за нами выбор, как же лучше жить и что нужно человеку: правда или ложь. Лука словесно демонстрирует; что человек всегда остается человеком. Он успокаивает людей, вселяет в них надежду.

    Он внушает Актеру мысль об излечении, рассказывает о лечебнице для алкоголиков. Актер загорается этой идеей. Сатин же называет все это миражом. Он говорит: «Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!».

    Появление Луки заставляет Сатина задуматься о своей жизни, об их мире: «Мертвецы не чувствуют… Кричи…реви… мертвецы не слышат!».

    Но вот «на дне» наступает весна. Но даже она не кажется веселой. Снег стаял, а грязь как была, так и осталась. Все собираются на пустыре, занесенном грязью и мусором ( пакеты для мусора ). И серый цвет стен, и сучья деревьев без почек еще больше подчеркивают всю безысходность жизни. И единственный, кто пытается помочь несчастным, является Лука.

    Он успокоил умирающую Анну, он утешает и расстроенную Настю. Лука говорит, что «надо кому-нибудь и добрым быть.. жалеть людей надо». Актер, благодаря ему, уже совсем решает бросить пить, пойти работать. На это у Сатина есть лишь одна фраза: «Нелепо». Поведение Сатина кажется жестоким, но он просто осознает бессмысленность происходящего.

    Он и Клещу, который уже ощутил безвыходность своего положения, дает совет: ничего не делать.

    Но о человеке судят не по словам, а по делам. Тот же Сатин с неподдельной нежностью вспоминает о сестре: «Славная была человечинка сестра у меня». Ради нее он и в тюрьму-то сел. Когда бьют Наташу, Сатин сразу же бежит защищать ее. Даже Пепел говорит: «Ты — можешь… не то, что пожалеть можешь… ты умеешь не обижать…».

    Сатин пытается быть сильным, противоречит Луке. Он говорит, что человека нельзя жалеть, «унижать его жалостью». Он говорит, что ложь нужна только тем, «кто слаб душой и кто живет чужими соками». Но эта жизнь к Сатину была слишком жестока.

    Он считает, что смирился с реальностью, привык, но ему все, еще очень больно вспоминать прошлое. Лука говорит: «Не обижай человека».

    Но эта фраза слишком сильно жжет душу Сатина: «Не тронь… не обижай человека! А если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу!».

    Сатин говорит; что человека уважать надо, что ложь унижает человека. Но ведь Лука, уговаривал Пепла бросить воровство, тоже говорит, что «человек должен уважать себя». Он просто не считает жалость. и «ложь во спасение» унизительными.

      Сочинение Что такое Вера в чудо 15.3 ОГЭ 9 класс

    Горький словами Сатина утверждает величие человека, говоря: «Человек! Это звучит гордо».

    Сатин называл себя «арестантом, убийцей, шулером», доказывая свое право быть человеком. Он говорит, что «человек — свободен».

    Очень хочется верить Сатину, но иногда так трудно быть смелым сильным, независимым. И как порой хочется встретить своего Луку.

    Сатин смеется над словами Луки, что «человек рождается для лучшего». Он был бы готов поверить Луке, если бы была хоть какая-то надежда.

    Но её нет! Он, наверное, и Актера-то пытается оторвать от мыслей об излечении, потому что предвидят его конец. Горький говорят: «Правда — бог свободного человека!». Но он же и противоречит себе словами, что «правда и убить может».

    Не удивляют Сатина слова Барона: «Актер удавился!». Он лишь констатирует: «Эх… испортил песню… дурак!».

    Но эта смерть уж всем открывает глаза на безысходность жизни:

    Со-олнце всходит и захо-одит…

    А-а в тюрьме моей темно-о!

    Особенности образа

    Сатин пытается в пьесе передать позицию автора. Он против фатализма Бубнова, утешительной покорности Луки. Константин убежден, что человек сам строит свою судьбу. Он за созидательный характер. Сатин отражает мнение классика: в человеке заложен дар творить. В любом труде ему есть место. Столяр, плотник, сапожник могут раскрыть свои таланты и стать незаурядными личностями.

    Именно Сатин завершает пьесу. Он произносит фразу, как бы подытоживая жизнь одного человека и всех постояльцев. Страшная реплика заставляет задуматься, долго ли еще будут люди попадать в ночлежки, опускаться на самое дно, терять свою сущность, становиться изгоями. Каждая жизнь – это песня, в ней свой мотив, смысл и содержание. Нельзя портить ее своими руками.

    Позиция Сатина

    Сатин – это единственный персонаж ночлежки, который пытается сохранять свое человеческое достоинство в нечеловеческих условиях крайней нищеты.

    Когда-то он был более значительным человеком (хотя и являлся шулером и картежником), однако потерял свой статус после того, как вступившись за честь сестры, был осужден на лишение свободы сроком на 5 лет.

    Лука и Сатин – очень разные. Их различает не столько возраст, сколько убеждения.

    Сатин – гуманист, в тяжелых условиях он не потерял веру в людей, он не хочет верить сладким речам Луки, считая, что каждый человек есть «кузнец своего счастья».

    Ссылка на основную публикацию