Какими мотивами и образами представлена любовная лирика Ахматовой?

Какими мотивами и образами представлена любовная лирика Ахматовой?Любовная лирика Анны Ахматовой

Анна Андреевна Ахматова – блистательная русская поэтесса двадцатого века. Является единственной в своем роде женщиной-поэтом, проявившей свой талант в полной мере на одном уровне с мужчинами. Особенно ярко проявился в любовной лирике.

Для нее любовь – не просто чувство, а образ жизни, определяющий высоту личности каждого человека. Именно переживая любовь, взгляд на мир меняется, обычные вещи предстают в новом свете, в них замечается чарующая необычайность.

В творчестве Ахматовой любовь пронизывает все произведения. Это не только чувства в отношениях с противоположным полом, но и любовь ко всему вокруг. Сама поэтесса называла любовь «пятым временем года». В своих строчках она описывает переживания женщин, их широкое, чувственное восприятие мира, способность нести и передавать любовь.

Каждое стихотворение в ее творчестве – это своеобразный роман, сжатый в несколько строк. Каждое употребленное слово несет в себе скрытый смысл и раскрывает тему полнее. В прочитанное надо вдуматься, примерить образ героини на себя тогда, описанные переживания откроются со всей живостью. Появится возможность восприятия окружающего так, как его ощущала и чувствовала Анна.

В лирике Ахматовой любовь представлена в полной гамме и разнообразии красок. Она чутко описывает все волнение, настроение, эмоциональное напряжение женского сердца. Любовная лирика поэтессы носит определение- «энциклопедия любви».

Главным человеком, открывшим талант Анны и вдохновившим ее, стал супруг поэт – Николай Гумилев. На то время он уже был известен в поэтических кругах. Именно он ввел жену в литературную среду, где на нее тут же обратили внимание. Художественная элита была покорена, сначала удивительной аристократической, внешностью Анны Ахматовой, а затем и ее творчеством.

1912 год – важный период жизни Ахматовой, тогда вышел ее первый небольшой сборник лирических стихотворений «Вечер», в тот же год родился и единственный сын Лев. Ее первые строки нашли своих поклонников, она стала набирать популярность.

Я вижу все. Я все запоминаю,

Любовно-кротко в сердце берегу.(В царском селе)

Спустя два года на свет появился второй сборник «Четки», ставший настоящим триумфом в творчестве поэтессы. Ею стали восторгаться многие критики того времени. Тогда она обрела популярность, имя Ахматовой стало звучать чаще и громче, чем ее мужа Гумилева.

  • Я не любви твой прошу.
  • Она теперь в надежном месте…
  • Поверь, что я твоей невесте
  • Ревнивых писем не пишу.(Я не любви твоей прошу)

В 1918 году супруги расстались, а в 1921 Николай был расстрелян. Анна тяжело переживает его гибель и это находит отражение в ее стихах. Это был тяжелый период ее жизни, Ахматова подверглась преследованиям. Произведения запрещали, не пускали в печать, многие были утеряны. Но в 1924 году все же вышел ее последний сборник «Провокационные».

  1. Семнадцать месяцев кричу,
  2. Зову тебя домой,
  3. Кидалась в ноги палачу,
  4. Ты сын и ужас мой.(Реквием)

Последующее творчество великой поэтессы переплетается переживаниями за родных людей. В 1935 году были арестованы ее второй муж Николай Пунин и любимый единственный сын Лев.

Хоть арест и продолжался несколько дней, но пережитые чувства не оставят в покое Ахматову, оставив след в написанных ею строках. В 1938 год стал решающим и переломным, как в жизни, так и в творчестве Анны.

Ее сына приговорили к заключению на пять лет, она рассталась с мужем. И на основе всего пережитого выпустила свой знаменитый «Реквием».

Главная особенность лирических стихов – это то, что они не являются целостным произведением, а несут лишь основную взрывную, эмоциональную часть.

Таким образом, представляя некую любовную историю без начала и конца, давая возможность читателю ощутить себя ее частью.

Любовная лирика Анны Ахматовой отражает женское настроение, очень точно передает переживания за любимых, потому женщинам легче понять и прочувствовать ее глубокий смысл. Понять ее недосказанность, додумать продолжение.

Поэзия Ахматовой не оставит равнодушной ни одну читательницу. Ведь она воссоздает яркую гамму и многогранность любви, в той или иной степени знакомой всем представительницам слабого пола. В ее стихах найдется краткий очерк любовной повести, прожитой каждой женщиной.

Какими мотивами и образами представлена любовная лирика А.А. Ахматовой? (Сочинение)

Тип работы: Сочинение
Язык: Русский
Дата добавления: 12.03.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:

Много готовых тем для сочинений

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Творчество Ахматовой очень многогранно и включает в себя огромное количество образов, мотивов. Ее лирика отличается эмоциональностью, сюжетом, реализмом. Опыт ее лирического героя захватывает читателя с первых строк. Они показаны с использованием ощущений.

Например, холод и тьма в стихах Ахматовой означают разлуку. «Морозный ветер губ мерзнет», – говорит Анна Андреевна об одиночестве. Грусть, бесконечная меланхолия выражается так: «Я сложил руки под темной вуалью».

Читатель понимает эти мотивы и может легко угадать их по строкам.

Любовь к Ахматовой – это сильное чувство, без которого жизнь немыслима, но она может причинить страшную боль, вызвать непередаваемые муки и тоску. Противоречие сильных чувств также является известным поэтическим мотивом.

  • В творчестве Ахматовой он сопровождается изображением песни:
  • И эту песню я невольно
  • Я отдам за смех и упрек,
  • Тогда это невыносимо больно
  • Душа любит тишину.

Песня для Ахматовой – это что-то близкое, дорогая. Отдавая ее «за смех и упрек», она имеет в виду себя.

Также в стихах Ахматовой есть мотив женской гордости и независимости: «Ты скромен? Ты сумасшедший! »Или« И ты подумал – я тоже такой, что ты можешь забыть меня … ». В последнем стихотворении героиня даже ругается на самое дорогое, что у нее есть: чудотворная икона, сад ангела – что она не будет унижаться перед мужчиной.

В любовной лирике Ахматовой часто можно найти образ Санкт-Петербурга, где может произойти все: любовь и разлука, встреча и расставание.

Таким образом, в любовной лирике Ахматовой много образов, которые сочетаются с понятными для читателя мотивами, создающими уникальную лирику.

А.А. Ахматова: стихи о любви, краткий анализ

Анна Андреевна Ахматова долгое время писала стихи о любви, краткий анализ которых поможет лучше понять поэтессу. Команда Литеровед.ру собрала нужную информацию, благодаря которой появляется возможность лучше узнать жизнь поэтессы, а так же окунуться в её творчество.

Творческая деятельность Анны Андреевны приходится на начало двадцатого века. В данный период люди переживали революционные лихолетья, репрессии и военные действия. Все эти события не могли остаться в стороне и от творчества великой поэтессы.

Это хорошо прослеживается в тематике, эстетике стихотворений, а так же в философских рассуждениях, с помощью которых Ахматова передает свое восприятие мира. Но как бы там ни было, Анна Андреевна оставалась в первую очередь поэтессой, которая выбрала роль лирического поэта.

В своих произведениях она воспевает чувства, любовь и восхищение.

Любовная лирика А.А. Ахматовой

Именно в любовной лирике очень хорошо прослеживается талант великой поэтессы. Она мало что разъясняет или комментирует в своих произведениях.

Весь смысл стихотворений она передает через смысловую нагрузку. Она оставляет читателю возможность додумать стихотворение, пытаясь разгадать смысл.

Именно поэтому её творчеством увлекается большое количество людей, каждый из которых находит что-то близкое именно ему.

Ее первые издания, такие как «Вечер», «Четки», «Белая стая» — включают в себя практически полностью любовную лирику. Именно с этого она начинала свой творческий путь. Творчество Анны Андреевны практически сразу покорило сердца современников.

«Смятение»

В данном произведении Анна Ахматова умудрилась заключить десятилетнюю трагедию в одном небольшом событии, слове. Она очень часто оставляла свои миниатюры незаконченными. Это было похоже на небольшой отрывок черновика, который не имел ни начала, ни конца. Данный прием давал возможность читателю пофантазировать, придумывая до конца сюжетную линию.

Так называемые стихи-фрагменты передается настоящая буря чувств и эмоций, которые, наконец-то, вырвались наружу. Одним из ярких тому примеров является стихотворение «Хочешь знать, как всё это было?..»

  • Хочешь знать, как всё это было? –
  • Три в столовой пробило,
  • И прощаясь, держась за перила,
  • Она словно с трудом говорила:
  • «Это всё.… Ах, нет, я забыла,
  • Я люблю вас, я вас любила
  • Ещё тогда!»
  • «Да».

В этом, казалось бы, небольшом фрагменте, Анна Андреевна передает острый психологизм. Очень часто подобные произведения, которые больше напоминают заметки, были распространены намного больше. Они включали в себя большое количество действующих лиц, пейзаж и интерьер.

Читайте также:  Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?

Неоднократно говорилось о том, что Анна Андреевна обладает некой тайной, загадкой. Странным казалась и её очень многословная любовная лирика. Своим творчеством она смогла добиться некого равенства полов в отношениях.

Ошибочно будет считать, что в поэзии Ахматовой преобладает некое разочарование в любви. Нет, это далеко не так.

Подобное чувство возникало из-за трагической судьбы супруга Анны Андреевны Николая Гумилева, который очень сильно пострадал из-за репрессий.

С уверенностью можно сказать, что основной чертой характера поэтессы являлась сила и мужество. Свою огромную силу духа она наглядно показывает в стихотворении «Мужество».

Даже её любовной лирики коснулась эволюция и прогресс. Поэтессе начало казаться, что в своих произведениях она затрагивает лишь горести, блуждания и бури.

Но если разобраться, как следует, то становится понятно, что она писала в первую очередь о страдании всего народа.

Поэтесса все чаще и чаще начинает поднимать тему бренности человеческого бытия, греховности и пороков. Именно поэтому её лирическая героиня начинает искать спасение в религии и молитве. Но молитва начинает соединяться с любовью и томлением.

  1. Протертый коврик под иконой,
  2. В прохладной комнате темно.
  3. И густо плющ темно-зеленый
  4. Завил широкое окно.

Уже после революции в произведениях Ахматовой начинает подниматься тема совести. Благодаря этому, тема любовной поэзии протерпела некие изменения и отошла от обычных стандартов. Здесь поэтесса приводит пример боли и страданий, которые не имеют никакого отношения к данной ситуации.

Все чаще и чаще начинают встречаться религиозны мотивы. Лирические произведения Анны Андреевны изменяют свой характер, затрагивая осмысливания судьбы всего огромного государства. В любовной истории последовательность все так же отсутствует – в нем нет определенного начала и завершения.

А признание в любви больше напоминает некий отрывок невзначай подслушанного разговора.

Лирическая героиня стихотворений зачастую ведет монолог, находясь в каком-то полубредовом состоянии. Она так же не собирается объяснять все то, что происходит. Героиня делится с читателем лишь свои чувства и эмоции. Благодаря этому все лирические произведения поэтессы отличаются особой интимностью и открытостью души.

Поэтессе удалось соединить в своих лирических произведениях глубокие, драматические переживания, очарование, а так же всю неповторимость своей личности.

Основной темой её творчества становится столь важная тема любви. Именно благодаря своей искренности и открытости, поэтессе удается найти свою аудиторию, которая с упоением наслаждается её произведениями.

В них нет фальши, лжи, лишь открытая душа, чувства, эмоции и любовь.

Что касается раннего творчества Анны Андреевны, то его можно сравнить с некими записками лирического дневника. Она не пытается показать возвышенную и прекрасную любовь, как это делали большинство её современников.

Нет, Анна Ахматова рассказывает о простых чувствах, с которыми человеку приходится сталкиваться на протяжении своей жизни неоднократно. Она рассказывает о разлуке, измене, отчаянии, радости.

То есть о тех простых чувствах, которые каждый испытывал неоднократно.

Анна Андреевна пишет свои произведения на неком надрыве, показывая все чувства на их пике. В её произведения всегда присутствует некая драма, которая либо только начинается, либо заканчивается.

Произведения Ахматовой всегда эмоциональные и яркие. Она не скупится на яркость и контраст. Это отличает произведения поэтессы от столь привычной нам поэзии, в которой мы привыкли к воспеванию чувств.

Интимная лирика А.А. Ахматовой

В интимной лирике Анна Андреевна не ограничивается описанием влюбленных и их отношениями. Её больше интересует внутренний мир влюбленных, которому она уделяет особое место.

Ёе творчество неповторимо, стихотворения отличаются своей оригинальностью и чувственностью. В своих стихотворениях Анна Андреевна открывает самые сокровенные чувства своей лирической героини.

Что же касается мыслей героини, то они очень глубокие и философские.

Анна Ахматова раскрывает все то самое сокровенное, что есть у каждого человека. Возможно, благодаря своей искренности, чувственности и неповторимости творчество Анны Андреевны Ахматовой до сих пор пользуется большой популярностью. Она не лукавит, не старается показаться лучше. Нет, она показывает все вещи такими, какие они есть на самом деле.

Через всю свою творческую жизнь Анна Андреевна пронесла духовную связь со своей родиной. Она готова пойти на любые жертвы ради неё, отказавшись от собственного счастья и близости с самыми родными. Это можно увидеть в произведении «Молитва», события которого, к сожалению, исполнились в жизни поэтессы.

Любовь в лирике Анны Ахматовой сочинение

Любовная лирика Ахматовой – это небольшой мир с глубокими и драматическими переживаниями, это главная тема всей её поэзии. С выходом первого поэтического сборника Ахматовой все её современники назвали Анну Андреевну русской Сафо.

Раннюю любовную лирику многие воспринимают в качестве лирического дневника. Тем не менее, преувеличение чувств не свойственно в поэзии Анны Ахматовой. В своей поэзии она изображает простое человеческое счастье и горе, которое доступно испытать каждому: разлуку, измену, отчаяние.

У любви, описываемой Анной Андреевной, не бывает счастливого финала. Вся тема любви поэтессы переполнена печалью. К примеру: стихотворение «Муза» наполнено непониманием мужчиной девушки-поэтессы. Мужчина считал это не нужным занятием для дамы, и после этого лирическая героиня стихотворения выбрала творчество, отказавшись от отношений.

Любовные взаимоотношения – это самая распространённая тема в поэзии Анны Андреевны. Главная героиня стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью» рассказывает о впечатлениях после встречи с мужчиной, на которой они решили расстаться. Несмотря на обоюдное решение, женщине тяжело пережить разлуку, она раскаивается и пытается это исправить. Именно в этом и состоит «сердечная» сила притяжения.

Описывая материнскую любовь, Анна Ахматова возвышается до библейской высоты. «Реквием» потрясает своих читателей страданиями матери, которая видит крестные мучения собственного сына.

Любовь – это пятое время года, именно так назвала это чувство Анна Андреевна в своём стихотворении. Именно из этого необычного времени года можно увидеть четыре обычных. Главной мыслью стихотворения является то, что любовь преображает людей, заставляет видеть мир иначе, открывая иную реальность.

В поэзии А. А. Ахматовой не только исповедь влюблённых женщин, но и исповедь людей, которые живут, чувствуя всю боль и страсть собственного времени.

Познав любовь настоящую, Анна Андреевна Ахматова собственным творчеством доносила для читателей многогранность и разноречивость этого великого чувства.

Но для того, чтобы прочувствовать всю глубину, важно осознать, что прочную уверенность в своём чувстве люди заполучат только тогда, когда смогут пережить тяжёлые моменты.

Ведь любовь – это не только радость, но и разочарование и боль. Вся поэзия Анны Андреевны Ахматовой носит драматичный характер.

2 вариант

Анна Андреевна Ахматова – одна из знаменитых писателей-поэтесс нашей страны. Любовные чувства в ее стихах – наиболее острая проблематика. Однако для нее нежные чувства – не всегда радость, скорее, напротив, это огромные мучения, невыносимое недопонимание и расставание.

Писательница воспринимает любовные чувства как «эгоистическое» влечение, «любовь – забаву». Но в большинстве случаев в ее литературных трудах упоминается «великая земная любовь» для всех людей. И проявляется она, как и у многих стихотворцев серебряного столетия, в влечении к любимой родине.

Как все знают, поэтессе часто советовали покинуть Россию, больше всего в трудные для нее годы, но Ахматова категорично возражала. Поэтому, в ее творческом процессе послышались переплетения самопожертвенности и влюбленности к России. Разумеется, революционные явления очень беспокоили ее, а преследование властей затронуло ее семейство: первого супруга и ребенка.

О любви Ахматовой к родине выразительно описывают стихи «Молитва».

Любовные чувства, которые показывает писательница в собственных работах, никогда не содержат за собой хорошее завершение. Они, в подавляющем большинстве, переполнены горечью.

К примеру, в стихах «Муза» Анна Андреевна составляла текст о не осуществившихся любовных отношениях и о неспособности понять мужчиной дамы-поэтессы. Он полагал, что женщине подобное предназначение ни к чему.

После этого поэтическая знаменитость ответила отказом от этой любви ради творческой деятельности. Поэтому, писательница предназначала отдельные личные поэтические произведения музыке, таланту, лиризму.

Разумеется, отношения людей – наиболее популярный любовный сюжет в лирической поэзии Ахматовой. Возьмем общеизвестное стихотворение «Сжала руки под темной вуалью».

Где основной персонаж – женщина, которая рассказывает о сильных переживаниях от знакомства с мужчиной, после которых они решили, что расставание неизбежно.

И пусть это ясно им обоим, девушка достаточна остро чувствует прощание, сожалея и стараясь все изменить.

В данном поступке отражена необузданная мощь взаимного притяжения между людьми. Когда натянутая объединяющая струна между ними оборвалась, и в прошлом близкие люди бросились прочь друг от друга, а это событие заставило каждого страдать.

Заслуженная писательница узнала подлинные любовные чувства и личной деятельностью стремилась передать читателям, что этот душевный порыв обширен и разнообразен, однако для того чтобы познать все его масштабы, нужно осознать, что общее притяжение друг к другу – это не всегда радость и веселье, но и страдание, разочарованность, печаль. Люди могут поверить в неизменности своих чувств, лишь когда нашли в себе силы выдержать все сложные периоды жизни.

Читайте также:  Анализ художественного произведения «Она сидела на полу» Ф. И. Тютчев

← Поэт и окружающий мир в стихотворениях Пастернака
← Характеристика учителя Харлампия Диогеновича↑ ДругиеХарактеристика героев сказки Спящая красавица →
Герои повести Черная курица, или Подземные жители →

Лирика Ахматовой, основные темы и мотивы

Когда слышишь имя Анны Ахматовой, сразу представляется любовь, страстная и в то же время трагичная. Чувствуется материнское горе и ощущается преданность стране, которую писательница не пожелала покидать в трудные годы. Она продолжала творить вопреки всему, несмотря на потрясения обрушившиеся на страну в виде революций и войн.

Сегодня читатель имеет возможность познакомиться с лирикой Ахматовой, где чаще всего лирическим героем выступает человек, умеющий тонко чувствовать и переживать. Это отвергнутая или любимая героиня, которая может кого-то вознести на алтарь любви, а кого-то покинуть.

Темы и мотивы лирики Ахматовой

В целом творчество Анны Ахматовой можно разделить на три этапа.

Каждый из периодов характеризуется своей темой и мотивами, поэтому читатель с легкостью может отличить раннее творчество поэтессы, где в основном звучат любовные мотивы, от стихотворений более позднего периода, где поднимается тема Родины и раскрывается гражданская позиция. Давайте остановимся на лирике Ахматовой и ее своеобразии более подробно.

Ранняя лирика

Первый этап в творчестве поэтессы представлен ее ранними работами. Первые стихотворения Ахматовой вошли в сборники Вечер и Четки. Они представлены небольшими миниатюрами. Одни из них сюжетные, другие представлены простыми размышлениями. Но каждый ее стих наделен внутренней драматичностью и нежностью.

Эйхенбаум смог увидеть в раннем творчестве поэтессы небольшой роман, где главными героями были Он и Она. Это не безликие персонажи. Каждый из них имеет свою историю отношений и психологический портрет. Читая стихи Ахматовой, понимаешь почему писательницу признали мастером любовной лирики.

Ведь все ее раннее творчество пронизано мотивами любви и любовной тематикой с легким налетом мелодраматизма.

Любовная лирика

Тематикой любви пронизаны все стихотворения Ахматовой. Чаще всего любовная лирика раскрывается в критические моменты.

Поэтесса передает чувства в момент разрыва или встречи, передает ощущения лирического героя в период отказа или признания, во время взлета или падения.

При этом в своих произведениях она затрагивает не только отношения между противоположным полом, но и показывает любовь к окружающему миру.

Стоит прочитать несколько стихов, чтобы понять насколько разнообразна любовная лирика Ахматовой, и в каком разнообразии красок она показана. Ее лирика подобна энциклопедии любви, где поэтесса сумела передать настроение, эмоции и волнение женского сердца.

Особенностью в любовной лирике Ахматовой является отсутствие целостности стихотворения. Часто они представлены историей о любви, где не найти ни конца, ни начала истории. Это эмоциональный взрыв, отражающий настроение лирической героини. В каждой работе женщины смогут найти кусочек истории из своей жизни, может поэтому женщины с удовольствием зачитываются произведениями писательницы.

После первых сборников, Анна Ахматова пишет стихотворения, где просматриваются исторические ассоциации, и подниматься тема поэзии и поэта. В своих работах поэтесса затрагивает тему России. Одним из примеров является стихотворение Ты знаешь, я томлюсь в неволе.

Тему Родины писательница поднимает и в годы Первой мировой войны. Но в отличие от других поэтов, Ахматова понимает, что военное время приносит горе и потери, война — это убийство и зло, поэтому в ее творчестве звучат антивоенные нотки.

А дальше революционные события. Время разрухи и лишений. Ахматова не покидает страну, отказываясь от эмиграции. Она продолжает посвящать свои работы Родине, где чувствуется истинный патриотизм.

Одним из примеров таких работ является стихотворение Не с теми я, кто бросил землю.

Любовь к стране читатель видит и в стихе Молитва, где героиня готова на все, лишь бы туча стала светлым облаком, а страна засияла в лучах славы.

Позже она посвятит теме Родины и другие свои работы, как например, стихотворение Мужество, написанный в годы Великой Отечественной войны, где каждая строчка пронизана надеждой и верой на лучшее будущее. О Родине поэтесса пишет и в своей поздней лирике, например в стихотворении Родная земля.

Гражданская лирика поэтессы

Изучая своеобразие лирики Ахматовой, мы видим ее рост и взросление. Если поначалу это была камерная, интимная лирика, то со взрослением она приобретает философский смысл, окутываясь гражданскими мотивами. Эти мотивы прослеживаются в стихах поэтессы в годы Первой мировой войны и в революционный период.

Однако вершиной гражданской лирики Анны Андреевны стало предвоенное и военное время середины XX века. Теперь поэтесса достойно принимает все удары судьбы и призывает к народному мужеству. Ее знаменитая работа Реквием — настоящий памятник народной трагедии. В ней поэтесса делится не только со своим горем, но и трагедией всей нации. Это плач по сыну, и по всем тем, кого уводили на рассвете.

Это обвинение и обличение власти, рассказ о страданиях простых невинных людей.

После войны Ахматова продолжает писать на тему Родины, однако теперь поэтесса пишет свои воспоминания. Она размышляет над прошлым, о судьбе русского народа. Как написала Анна Ахматова, она была счастлива прожить эти годы и видеть произошедшие события, которым не было равных. Ее же стихи стали ниточкой, которая связывает писательницу со временем.

А.А. Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой

А.А. Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой

Цель:

  • помочь учащимся представить личность и творческую судьбу А.А.Ахматовой;
  • организовать исследовательскую деятельность учеников с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства «женской поэзии» А.А. Ахматовой.

Оборудование: портрет А.А.Ахматовой, выставка книг, музыкальное оформление.

  • Послушница обители Любви
  • Молитвенно перебирает чётки.
  • Осенней ясностью в ней чувства чётки.
  • Удел до святости непоправим.
  • И.Северянин
  • Словарь : акмеизм, психологизм, новелла, баллада, лирический герой (героиня).

Проблемный вопрос. В чём проявилось художественное своеобразие и поэтическое мастерство “женской поэзии” А.А.Ахматовой?

Выступления делегатов исследовательских групп, проведших исследование поэтических сборников разных лет и выявивших своеобразие и поэтическое мастерство стихов А.А. Ахматовой.

Название сборника Год Своеобразие и поэтическое мастерство
“Вечер” 1912 “Любовь”, “В Царском Селе”, “Музе”, “Сердце к сердцу не приковано…” и другие. Лирическая героиня Ахматовой – героиня несбывшейся, безнадежной любви. Любовь в её поэзии предстаёт как “поединок роковой”, “любовная пытка” (“Музе”). Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, идиллической, а, наоборот, в момент разрыва, разлуки, утраты чувств: “Сердце к сердцу не приковано…”. Даже небольшой цикл стихотворений “В Царском Селе” – это побег из мира жестокой реальности (“…душа тосковала,// Задыхалась в предсмертном бреду”) в розовый мир игры (“А теперь я игрушечной стала, Как мой розовый друг какаду”. Поэт стремится преодолеть дисгармонию мира, обратясь к миру культуры, природы. Любовь, по Ахматовой, уводит “от радости и от покоя”, “покоряет обманно”. Лирическая героиня охвачена болью недоумения. Стихотворения Ахматовой похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны. В них наблюдается сходство с балладой, новеллой (“Сероглазый король”). На фоне символистов язык Ахматовой кажется прозаическим, в нём много деталей, передающих быт, создающих “вещный мир”. Для стихотворений этого периода характерны следующие признаки акмеизма:

  1. ясный взгляд на жизнь;
  2. стремление к простоте, естественности;
  3. конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”;
  4. увлеченное любование мелочами;
  5. близость стиха разговорному строю языка;
  6. камерность.
  7. Лирике Ахматовой присуща интимность, она воспринимается как личные дневники, так как в образе лирической героини прослеживаются автобиографические черты поэта.
“Вечер” 1914 “Настоящую нежность не спутаешь…”, “Проводила друга до передней…”, “Сколько просьб у любимой всегда…” и другие. В сборнике “Вечер” лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё – плотные сети, не дающие покоя. Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: “золотая пыль”, “бесцветный ледок”.

  • В стихах данного периода звучит протест героини:
  • Брошена! Придуманное слово,
  • Разве я цветок или письмо?

В её характере проявляется величие, властность. Лирическая героиня заявляет о своей избранности. В стихах Ахматовой появляется новый мотив – властность. Однако в этом сборнике звучит лермонтовская “оскорблённость”: “Я не любви твоей прошу…” – “Я не унижусь пред тобой…” (Лермонтов). Лирическая героиня Ахматовой взрослеет – теперь в трагедии любви она винит и себя, ищет в себе причину разрыва. Теперь Ахматова думает, что “от счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца”. В стихах нет жалобы, но есть изумление: как такое может происходить со мной? Любовь, по Ахматовой, – чистилище, потому она показывает тончайшие оттенки чувств. Стихи этого периода близки народно-песенному творчеству, афористичны: “Сколько просьб у любимой всегда, // У разлюбленной просьб не бывает…”

“Белая стая” 1917 “Муза ушла по дороге…”, “Я улыбаться перестала”, “То пятое время года…”, “Целый год ты со мной неразлучен…”. Как по ступеням, лирическая героиня восходит вверх. Она становится мудрее, ценит обретённую свободу чувства и творчества. Теперь из мира камерной, замкнутой любви лирическая героиня вырывается к любви подлинной, великой. Внутренний мир любящей женщины расширяется до глобальных, общечеловеческих масштабов, и потому в мир стихов Ахматовой входит любовь к людям, к родной земле, к Родине. Всё чётче звучат патриотические мотивы:

  1. Тот голос, с тишиной великой споря,
  2. Победу одержал над тишиной.
  3. Во мне ещё, как песня или горе,
  4. Последняя зима перед войной.
  5. Белее сводов Смольного собора,
  6. Таинственней, чем пышный Летний сад,
  7. Она была. Не знали мы, что скоро
  8. В тоске предельной поглядим назад.

Стихам этого периода характерен психологизм. Чувства поэтесса передаёт через конкретную психологическую деталь: “Нестерпимо больно душе любовное молчанье…” Боль утраты не ослабела, но она теперь как песня. Для Ахматовой любовь – “пятое время года”.

  • Отчётливей слышится мотив смерти, смерти (“Муза ушла по дороге…”):
  • Я долго её просила
  • Зимы со мной подождать,
  • Но сказала: “Ведь здесь могила,
  • Как ты можешь ещё дышать?”
“Подорожник” 1921 “Это просто, это ясно…”, “О нет, я не тебя любила…”, “Не с теми я, кто бросил землю…”, “Долгим взглядом твоим истомлённая…” Теперь любовь становится уже “испытанием железом и огнём”. Резче отчуждение в любви, но сильнее в Ахматовой сознание Родины: “вижу холм, изрытый // Над окровавленным Днестром…”. Лирические стихотворения этого сборника проникнуты патриотизмом. Образ возлюбленного будет в памяти, как образ героя: “Но образ твой, твой подвиг правый // До часа смерти сохраню”. Такие переживания вызваны войной, революцией:

  1. Не с теми я, кто бросил землю
  2. На растерзание врагам.
  3. Их грубой лести я не внемлю.
  4. Им песен я своих не дам.
  5. Но вечно жалок мой изгнанник,
  6. Как заключённый, как больной.
  7. Темна твоя дорога, странник,
  8. Полынью пахнет хлеб чужой…

Ахматова уже не проклинает пытку чувств, а благословляет верность любви: “Ты мне не обещан ни жизнью, ни Богом…”. В стихах о любви устанавливается некое равновесие, что становится возможным сюжет, нет прежних драматических финалов, появляется диалог. Удел лирической героини – странничество. У неё появилась воля преодолеть ужас бытия, смуты сердца и времени. Героиня находит упоение в искусстве, античности, в молитве.

“Тростник” 1923-1940 “Одни глядятся в ласковые взоры…”, “От тебя я сердце скрыла…”, “Творчество”, “А вы, мои друзья последнего призыва!..” В стихотворениях этого периода развивается мотив бескрылости: “Прирученной и бескрылой // Я в доме твоём живу”. Если в ранней лирике утрата “крылатости” вызвана трагедией любви, то в поздней лирике – это груз бытия: “Твоё несу я бремя…” Стихи становятся более реалистичными в отличие от импрессионистического характера ранней лирики. Продолжает развиваться тема патриотизма, появляются новые мотивы – памяти: “Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет…”, совести: “А я всю ночь веду переговоры // С неукротимой совестью своей…” Лирическая героиня теперь уже переживает не личную драму любви, она страдающий участник и строгий судья истории: “Все на колени, все!”
  • (обобщение и систематизация результатов исследования)
  • Своеобразие любовной лирики:
  • Любовь безнадёжная, несбывшаяся.
  • Синтез тем любви к Родине, к человеку.
  • Доверительность, интимность, нежность.
  • Сюжетность (баллада, новелла, кино).
  • Мотив смерти, властности, величия, странничества.
  • Эволюция лирической героини.
  • Психологизм лирической героини.
  • Близость стиха разговорному строю языка.
  • Поэтическое мастерство:
  • Лаконизм.
  • Малый объём произведения.
  • Мастер “говорящей” детали, “овеществление” поэтических образов.
  • Афористичность речи.
  • В результате наблюдений и обобщений звучит ответ на проблемный вопрос.
  1. Любовная лирика А. Ахматовой
  2. Вестью душу мою окропи,-
  3. Не для страсти, не для забавы,
  4. Для великой земной любви.
  5. А. Ахматова

Цели: познакомить обучающихся с любовной лирикой А.Ахматовой;выявить основные черты поэтики А. Ахматовой через анализ и интерпретацию стихотворения “Сжала руки под темной вуалью…”;совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Оборудование: портреты А. Ахматовой 1910–х – 1920–х годов, сборники стихотворений, музыкальное сопровождение триптих “Смятение” в обработке Д. Тухманова.

II. Постановка целей и задач.

Любовь. Каждый слышит в этом слове что – то свое.

Любовь. К этому чувству обращались в своих стихах многие поэты А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А. Блок, но любовь, вернее те чувства, которые она порождает особенные. Почему? На этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

III. Создание ситуации диалога.

У Анны Андреевны Ахматовой по воспоминаниям Надежды Яковлевны Мандельштам течение любовных романов было в основном однотипным. Но в ее стихах лирическая героиня, испытывающая чувство любви, была иной.

Примечание: девушки читают отрывки из стихотворений А.Ахматовой, в которых затрагивается тема любви, отрывки расположены таким образом, что создается впечатление единого стихотворения.

  • Как соломинкой пьешь мою душу.
  • Знаю, вкус ее горек и хмелен.
  • Но я пытку мольбой не нарушу.

О, покой мой многонеделен. “Как соломинкой пьешь мою душу”.

  1. Мне никто сокровенней не был,
  2. Так меня никто не томил,
  3. Даже тот, кто на муку предал,
  4. Даже тот, кто ласкал и забыл. “Я не знаю, ты жив или умер”
  5. Тяжела ты, любовная память!
  6. Мне в дыму твоем петь и гореть,
  7. А другим – это только пламя,

Чтоб остывшую душу греть. “Тяжела ты, любовная память!”

  • Не гляди, не хмурься гневно,
  • Я любимая, я твоя.
  • Не пастушка, не королевна
  • И уже не монашенка я… “Ты письмо мое, милый не комкай”
  • Брошена! Придуманное слово –
  • Разве я цветок или письмо?
  • А глаза глядят уже сурово
  • В потемневшее трюмо. “Проводила друга до передней”
  • А ты думал – я тоже такая,
  • Что можно забыть меня
  • И что брошусь, моля и рыдая,
  • Под копыта гнедого коня. “А ты думал – я тоже такая”
  • Жгу до зари на окошке свечу
  • Ни о ком не тоскуя,
  • Но не хочу, не хочу, не хочу
  • Знать, как целуют другую. “Жгу до зари на окошке свечу”
  • Ты, росой окропляющий травы,
  • Вестью душу мою оживи, –
  • Не для страсти, не для забавы,
  • Для великой земной любви. “Эта встреча никем не воспета”
  • – Определите, пожалуйста, какие оттенки любовного чувства передают услышанные вами строки.
  • Учащиеся делают вывод об исследованном.

Примечание: В тетрадях и на доске записывается центральное понятие – любовь и те оттенки, которые существуют в лирики А. Ахматовой.

  1. Любовь – тяжесть
  2. – радость
  3. – несчастье
  4. – безумие
  5. – зависть
  6. – откровение
  7. – гордость
  8. – пытка
  9. – земная любовь.

Но есть еще одна сторона любовного чувства у Анны Ахматовой. Какая? Слушайте.

  • Примечание: ученица наизусть читает стихотворение А.Ахматовой “Сжала руки под темной вуалью”
  • Сжала руки под темной вуалью…
  • “Отчего ты сегодня бледна?”
  • – Оттого, что я терпкой печалью
  • Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь.

Искривился мучительно рот…

  1. Я сбежала, перил не касаясь,
  2. Я бежала за ним до ворот.
  3. Задыхаясь, я крикнула: “Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру”.

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: “Не стой на ветру”.

8 января 1911 г. Киев.

IV. Составленные самостоятельно вопросы для анализа и интерпретации стихотворения А. Ахматовой “Сжала руки под темной вуалью…”

– Какие эмоции вызвало у вас прочтение стихотворения? Какими чувствами, настроением оно проникнуто?

– Какие вопросы возникли у вас при прочтении стихотворения, что осталось непонятным?

– Почему героиня бежит только до ворот, какие особенности художественного пространства можно выявить?

– Как соотносятся прошлое и настоящее время в стихотворении? О каком времени, вообще, идет речь?

– От чьего лица идет речь в стихотворении? Что это диалог лирической героини и лирического героя или монолог героини?

– Какова тема этого стихотворения?

– Что является основным событием стихотворения?

– Как душевное состояние лирической героини проявляется в ее поступках, восприятии ситуации? Почему чувства, которые она испытывает, не называются прямо?

– Как поэтический ритм стихотворения помогает передать напряженность, недосказанность ситуации?

Примечание: вопросы записываются на доске, корректируются, выбирается вопрос, с которого начинается анализ стихотворения.

– Сегодня мы в ходе анализа стихотворения “Сжала руки по темной вуалью…” начали выявлять особенности поэтического мира А.Ахматовой. В течение одной – двух минут подумайте и запишите, какие особенности поэтического мира А.Ахматовой мы выявили.

Примечание: ученики выделят такие особенности как психологизм лирики А. Ахматовой, чувство передается через внешнее проявление: жесте, мимике, поступке героини или героя, драматургия стихотворения, выявляется сюжет стихотворения, близость стихотворения к прозе, говорящие детали, через которые передаются чувства героини.

V. Подведение итогов

Ссылка на основную публикацию