Образ и характеристика Олеси в одноименной повести А. Куприна

Повесть «Олеся» — одно из самых запоминающихся и любимых многими творений Куприна. Здесь есть все: захватывающий сюжет с элементами мистики, красивая и печальная история любви, яркие образы главных героев. Характеристика и образ Олеси в повести Куприна рисуют перед глазами читателя чистый и светлый портрет полесской ведьмы, обладающей исключительными человеческими качествами.

Образ и характеристика Олеси в одноименной повести А. Куприна

Описание внешности

Центральный персонаж повести Куприна — обычная крестьянская девушка 24 лет, названная Аленой при рождении, но местные зовут ее Олесей. Из цитатного описания очевидно, что автор наделил простую девушку Олесю уникальной и запоминающейся внешностью:

  • стройная,
  • высокая,
  • темноволосая,
  • чернобровая,
  • кареглазая.

Образ и характеристика Олеси в одноименной повести А. Куприна

Особый шарм внешности героини придавали выразительные глаза «…И как много я читал в больших темных глазах Олеси…». Одевалась девушка в обычную для крестьян одежду: белую рубашку, юбку красного цвета, на голову повязывала кашемировый платок.

Ее руки были миниатюрными, имели утонченную форму, несмотря на то, что от трудной работы они потемнели, таким красивым рукам могли бы позавидовать многие благородные дамы.

Девушка обладала ко всему прочему и красивым, сильным, звонким голосом, ее песни завораживали.

Женская судьба

История любви Олеси и заезжего барина Ивана Тимофеевича раскрывает новые грани личности героини.

Образ и характеристика Олеси в одноименной повести А. Куприна

Начинающееся с интересных бесед дружеское общение со временем меняется и перерастает в более сильные и глубокие эмоции. Охваченная чувством первой любви девушка готова на все ради дорогого ее сердцу человека. Даже мрачное сообщение от гадальных карт о грядущей беде не может остановить Олесю на пути к счастью.

Для Ивана девушка совершила почти подвиг, она одна пошла в церковь, хотя прекрасно понимала, какой будет результат. Жители деревни с ненавистью и презрением относились к наследственной ведьме и не смогли перенести ее появление в священном месте, девушку с позором прогнали. Ни одного слова в упрек не было сказано барину, Олеся считала только себя виноватой в этой ситуации.

Понимая, что может испортить репутацию любимого человека, находясь рядом с ним, благородная девушка принимает решение уехать, оставив на прощание красные коралловые бусы. Почему красные? Стоит отметить, что именно этот цвет сопровождает образ девушки с самого начала рассказа о ней. Красный цвет символизирует яркость, насыщенность, теплоту и любовь.

По данным Википедии, для Куприна повесть «Олеся» стала любимым произведением. Для автора Олеся — особенный благородный образ девушки, способной на глубокие, бескорыстные и искренние чувства.

Выбирая между своим счастьем и успешной жизнью любимого мужчины, она проявляет истинное самопожертвование и в финале отдает предпочтение второму варианту.

Она наравне со своей бабушкой обречена на одиночество.

И причина этому — не только глупая суеверность деревенских жителей, но и общественное невежество, отказывающееся принимать что-то, выходящее за общепринятые рамки.

Характеристика Олеси – образ главной героини в повести А.И. Куприна

Характеристика образа Олеси в повести Куприна раскрывает нравственную красоту девушки. Унижения и гонения со стороны жителей деревни не очернили душу героини, она остаётся такой же доброй и отзывчивой.

Жизнь в лесной глуши

Родители назвали героиню Алёной, но деревенские жители зовут её Олесей. Девушке 24 года, из родных у неё осталась только бабушка Мануйлиха. Раньше они жили в деревне, но потом местные жители выгнали их за «колдовство». После этого бабушка и внучка поселились в лесу.

Находясь вдали от цивилизации, девушка наслаждается природой и лестными обитателями. Она не нуждается в общении с людьми. Деревню героиня посещает лишь раз в год, чтобы купить чай, мыло и соль.

Девушка верит, что является настоящей колдуньей.

В её семье дар целительства передаётся по женской линии:

Бабка моя, когда помоложе была, тоже смерть узнавала, и моя мать, и бабкина мать — это не от нас… это в нашей крови так.

Жизнь в лесной глуши становится раем для героини. Она собирает лекарственные травы, готовит различные настои и лекарства. Именно поэтому местные жители считают её ведьмой.

Внешний вид героини

Олеся обладает оригинальной и запоминающейся внешностью. Красоту её лица подчёркивают блестящие глаза и смугло-розовый тон кожи. Нижняя губа у неё чуть полнее и выступает вперёд, это придаёт героине капризный вид. Взгляд у девушки лукавый и властный, но в то же время наивный:

…я невольно залюбовался ею. В ней не было ничего похожего на местных «дивчат».

  • Портрет Олеси дополняет статная фигура, в её теле чувствуются сила и здоровье.
  • Движения молодой колдуньи отличаются изящностью и благородством.
  • Кратко описать внешность героини можно следующим образом:
  • высокий рост;
  • крепкое тело;
  • красивые, но загрубевшие от работы руки;
  • густые чёрные волосы;
  • тонкие, надломленные посередине брови;
  • большие тёмные глаза.

Голос девушки звучит звонко и сильно, в нём явно улавливаются бархатные нотки. Одевается Олеся скромно, она предпочитает носить белую рубаху, красный платок и юбку. Именно красный цвет сопровождает образ Олеси на протяжении всего произведения.

Особенности характера

Жизнь в лесу закалила характер Олеси. Девушка отличается смелостью и может за себя постоять. Об этом свидетельствует цитата из повести:

Чего мне бояться? Ничего я не боюсь.

Героиня самолюбивая и уверенная в себе. Цитатная характеристика Олеси позволяет составить описание основных черт её характера:

  • независимость;
  • смелость;
  • гордость;
  • решительность;
  • самоуверенность;
  • любознательность;
  • чуткость.

Не только внешность Олеси приковывает к себе внимание. Окружающих очаровывает её ясный, по-детски наивный ум. Несмотря на отсутствие образования и должного воспитания, героиня отличается тактичностью и деликатностью. Она не умеет читать, но говорит не хуже настоящей барышни. Девушка отличается любознательностью и обладает ярким воображением. Об этом говорит цитата из произведения:

Ты не подозреваешь даже, сколько в тебе врождённого ума и наблюдательности.

История любви

Барин Иван Тимофеевич приезжает в Полесье по делам. На досуге мужчина отправляется на охоту и встречает на своём пути избушку Мануйлихи. Там он знакомится с молодой колдуньей.

С его появлением героиня наконец-то узнает, что такое любовь, и окунается в неё с головой. С первой их встречи девушка понимает, что эти отношения не закончатся добром. Героиня произведения пытается противостоять нахлынувшим чувствам, но это ей не удаётся.

Автор «Олеси» показывает, какой может быть героиня в любви. Она любит Ивана Тимофеевича всем сердцем и полностью растворяется в нём. В отношениях с молодым барином автор раскрыл в характере Олеси такие чувства, как нежность и жертвенность.

По настоянию возлюбленного она впервые посетила церковь. Можно сказать, что именно после этого события судьба девушки кардинально меняется. Женщины прогоняют её из церкви и закидывают камнями. Героиня не понимает, почему люди так враждебно настроены против неё.

В финале рассказа Иван делает девушке предложение, но та отказывается. Она не желает быть помехой для любимого человека и решает освободить его от обязательств.

Пережив публичные унижения, она собирается покинуть деревню. Девушка понимает, что своим сообщением об отъезде сделает больно любимому, поэтому решает уйти ночью.

В знак своей любви она оставляет Ивану на память красные бусы.

Внезапный отъезд без предупреждения раскрывает благородную натуру девушки. Случайность это или нет, но в порыве гнева Олеся желает жителям деревни много слёз. Тем же вечером град уничтожает весь урожай.

Характеристика Олеси

События, описанные в повести, происходят в одной из деревень, куда приезжает заезжий барин, влюбившийся в местную девушку-колдунью.

Образ и характеристика Олеси в повести А. И. Куприна является ключевым. Ее любовь могла свернуть горы, но избранник не смог по достоинству оценить искренность чувств девушки, подставив ее под удар.

Внешность

Внешность Олеси была запоминающейся. Стоило раз увидеть девушку, как ее образ врезался в память навсегда. Высокая, красивая, с густыми, цвета вороньего крыла волосами, мягкой волной, ниспадающими на плечи.

Стройное и сильное тело хотелось обнять и не выпускать из рук. Красоту рук не портила даже постоянная работа. Темные глаза смотрели чуть лукаво, но в то же время взгляд был открыт, без притворства и фальши.

Оригинальная красота лица выгодно отличала ее на фоне других деревенских девушек. Примерный возраст Олеси 24 года.

«…рослая смеющаяся девушка»«…тонкие черные брови недовольно сдвинулись…»«…большие черные глаза с блестевшими в них яркими лунными бликами…»«…оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать…»«…невольно я обратил внимание на эти руки: они загрубели и почернели от работы, но были невелики и такой красивой формы, что им позавидовали бы многие благовоспитанные девицы…»«… ее сильное, крепкое, горячее тело…»«ее свежий голос, с неожиданными низкими бархатными нотами…»

Семья

Девушка не помнила своих родителей. Заботу о ее воспитании взяла на себя бабка Мануйлиха, местная знахарка. Жизнь в лесу в полной гармонии с природой она никогда бы не променяла на городскую суету. Лес стал ей домом, ее опорой.

Образование

Дитя природы не имела никакого образования, но, несмотря на это была достаточно умна. Любознательна по натуре. Имеет широкий кругозор. Даже читать девушка не умела, однако речь ее была изысканна, как у настоящих барышень из высшего общества.

«…ты так хорошо говоришь, не хуже настоящей барышни…»« Да я вовсе не умею и читать-то…»«…для своей среды, для своего воспитания (или, вернее сказать, отсутствия его) она обладала изумительными способностями…»

Характер

Среди основных черт характера Олеси можно выделить следующие:

  • независимость;
  • гордость;
  • решительность;
  • умение постоять за себя;
  • доброта, отзывчивость;
  • самоуверенность;
  • тактичность;
  • искренность;
  • деликатность;
  • чуткость.
  • Любовь в жизни Олеси

    Любовь к заезжему барину стала первой в ее жизни. Девушка полностью отдалась охватившему ее чувству. Она была готова отдать себя всю, ничего не требуя взамен. Зная наперед, что у них нет будущего, она не в силах отказаться от встреч с Иваном.

    Гадание предостерегало ее, что от этого знакомства будут одни беды, что ждет ее величайший позор, но даже это ее не остановило. По просьбе Ивана она пошла в церковь, туда, где ее ненавидели и проклинали, но он не оценил жертвенность Олеси. Хотя по его вине ее избили и прогнали из храма.

    Даже после этого случая она не упрекнула любимого, считая виновной во всех бедах исключительно себя, что лишний раз подтверждает благородность ее характера. Решив внезапно уехать, она освободила Ивана от обязательств, чтобы не быть помехой для благополучия любимого человека.

    Лишь красного цвета бусы, оставленные ею перед отъездом, напоминали об их несостоявшемся романе с печальным финалом.

    «…яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых, красных бус, известных в Полесье под названием кораллов, – единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и ее нежной, великодушной любви…»

    Олеся — образ и характеристика героини повести А. И. Куприна «Олеся»

    Девушка-колдунья из повести Александра Ивановича Куприна «Олеся» — одна из самых романтичных героинь русской литературы. Характеристика образа Олеси демонстрирует изменение традиционного сентиментально-романтического противостояния «дитя природы — цивилизация» в прозе начала XX века.

    Внешность, характеристика речи

    Первое появление героини на страницах повести автор изображает необыкновенно ярко. Сначала рассказчик слышит «свежий, звонкий, сильный» голос, поющий жизнерадостную песенку.

    На пороге избушки, напоминающей обитель бабы Яги, появляется высокая, красивая, смеющаяся девушка, создавая ощутимый контраст и с убожеством обстановки, и со старухой-хозяйкой.

    Олеся похожа на лесную волшебницу, добрую фею: она придерживает руками трёх крошечных птичек, которые, по её словам, опять за нею увязались.

    Врождённая чуткость к слову позволяет Олесе образно, ярко и точно формулировать свои мысли, описывать, рассказывать. Речь девушки — свидетельство гармоничности её натуры, редкого свойства одним своим присутствием украшать окружающий мир.

    Читайте также:  Краткое содержание рассказа «пугало» для читательского дневника (н.с. лесков)

    Отношение Олеси к природе и людям

    Девушка органично связана с окружающей её природой. Лес, болота — это её мир, в котором нет ничего, что бы несло угрозу. Другое дело — деревня.

    Люди вызывают в героине настороженность, ощущение скрытой опасности. Ведь её бабушку, посчитав ведьмой, односельчане прогнали вместе с внучкой в лес, сломав её хату.

    Девушка не верит в существование добрых и умных, дружелюбных и приветливых людей. Она таких никогда не видела.

    Характер

    Немалую долю обаяния лесной отшельнице добавляет окружающая её таинственность.

    Даже если бы повествователь не слышал рассказа о колдунье на болотах, образ девушки, живущей уединённо, в лесу, сторонящейся людей, сам по себе глубоко воздействует на воображение, как и чудеса, которые она демонстрирует.

    Манеры таинственной красавицы не похожи на поведение здешних жительниц и поражают своей естественной простотой и изяществом. Олесю отличали такие черты характера, как независимость, своеволие, свободолюбие.

    К сожалению, ограниченность сознания, свойственная в то время простым людям, населяющим Полесье, наложила отпечаток и на героиню. Она искренне считает, что от рождения её душа продана дьяволу. Этим она объясняет свою непохожесть на других.

    Взаимоотношения Олеси и Ивана Тимофеевича

    Герой-рассказчик в «Олесе» — мелкий чиновник, прибывший по служебным обязанностям в маленькую деревеньку. Молодой интеллигентный человек, мечтающий стать писателем, находит в Олесе воплощение своих романтических представлений. Девушка привлекла его не только своей яркой красотой.

    Огромное впечатление на Ивана Тимофеевича произвела независимость, сила характера обитательницы полесских болот.

    На протяжении повествования он не раз удивляется её чувству собственного достоинства, благодаря которому лесная дикарка ведёт себя с удивительной тактичностью и вместе с тем непринуждённо, уверенно.

    Отношения между представителем образованного слоя общества и девушкой из простого народа составляли сюжет и других произведений русской литературы. Однако в повести А. И. Куприна нет привычного противоречия между человеком, избалованным достижениями и возможностями цивилизации, и наивной, простодушной женщиной, сформировавшейся вдали от городской культуры.

    Олеся не наскучила Ивану, как Лиза Эрасту в повести Карамзина или Бэла Печорину в романе Лермонтова. Она не напугала молодого человека чрезмерной откровенностью чувств, как тургеневская Ася. Напротив, искренняя любовь девушки, не знакомой с правилами общества, восхищает и притягивает героя. У Куприна к трагедии приводит вовсе не противостояние социально далёких друг от друга персонажей.

    Причина разлуки Олеси и Ивана Тимофеевича

    Причиной разлуки героев повести являются люди, населяющие Полесье. Унизительное положение, в котором много лет жили здешние крестьяне, сформировало из них рабов. Рассказчик отмечает характерный угрюмый взгляд исподлобья, замкнутость, молчаливую недоброжелательность деревенских жителей.

    Вместе с тем, они уже издали ломают перед «барином» шапки и почтительно кланяются. Просвещённый горожанин, Иван с отвращением пишет о «подлой манере» целовать руки даже самому мелкому чиновнику. Вопреки ожиданиям, он не записал ни одной полесской сказки, легенды или песни.

    Жизнь не дала местным обитателям повода для творчества.

    Зажатые в тисках нищеты и рабского сознания, жители Полесья причину своих несчастий видят в том, что им непонятно. Они боятся всего, что не укладывается в рамки привычного мира. Поэтому независимость Олеси вызывает у них ненависть. Им чужда её внутренняя свобода, своеволие, дерзость. Это пугает и настораживает их.

    Попытка «колдуньи» пойти в церковь, желание присоединиться ко всем, стать такой же, едва не убила её. Олеся отказывается уехать с рассказчиком, потому что уверена: люди везде таковы, как здесь, и никогда не позволят ей жить рядом с ними.

    Вывод

    Образ Олеси — олицетворение естественной свободы. Её трагедия обусловлена не традиционным романтическим противостоянием природного начала и цивилизации. Это конфликт свободного человека и рабского мироощущения.

    Общество, привыкшее к покорности, не желающее никакого развития, неспособное распоряжаться даже собственной судьбой, одурманенное самыми тёмными суевериями, ненавидит всякое свободное проявление духа.

    Оно стремится уничтожить всё необычное, слишком яркое, смелое, красивое, потому что это грозит разрушить отвратительный, но привычный порядок вещей.

    Характеристика образа Олеси может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

    Олеся из повести («Олеся»)

    Александр Иванович Куприн написал повесть «Олеся» в 1898 году. Действие её происходит в Полесье во второй половине девятнадцатого века. В основе — история любви девушки, внучки колдуньи, и молодого барина. Характеристика образа Олеси поможет глубже понять идею этого произведения.

    Две колдуньи

    Главной героине около двадцати-двадцати пяти лет. Алёна (Олеся, как она представилась Ивану Тимофеевичу) живёт в лесу с бабушкой в небольшой старой избушке. Старуху с внучкой изгнали пять лет назад из деревни за колдовство. Они были пришлыми в этом поселке. Слуга барина Ярмола, рассказывая хозяину об отшельницах, говорит, что они или кацапки, или цыганки.

    Главный герой обращает внимание на то, что в начале обеда, когда он был у них в гостях, они не перекрестились, как было ранее принято в народе. Молодая полесская ведьма говорит возлюбленному о своём таинственном предназначении и о том, что для исполнения судьбы ею отдана душа дьяволу.

    Олесе передан дар предвидения, целительства. Она может заговорить кровь, гадает на картах на судьбу, определяет по лицу скорую смерть или болезнь, передаёт мысли на расстоянии. Все свои умения колдунья продемонстрировала барину. Девушка предсказала ему незавидную судьбу и увидела, гадая, ту боль, которую любимый принесет ей самой. Все произошло именно так, как она сказала.

    Портрет

    Описывая внешность героини, автор подчёркивает её оригинальную красоту, молодость, рослость, здоровье, силу. Он восхищается прелестью её блестящих глаз, лёгкой надломленностью бровей, лукавым и наивным выражением лица.

    Румянец на щеках Олеси густой, кожа смугло-розовая, взгляд пристальный, изгиб губ своевольный.

    Автор обращает внимание читателей на загрубевшие и почерневшие от работы руки молодой колдуньи, их небольшой размер, красивую форму, которым могли бы позавидовать светские красавицы.

    Характер

    По характеру героиня независима, горда, но добра к беззащитным птицам и животным, ласкова с близкими людьми. Девушка трудолюбива: она выполняет всю работу по дому, прядёт, собирает лекарственные травы. Олеся способна на глубокое чувство. Она близка к природе. Главный герой Иван Тимофеевич мысленно сравнивает её с молодой ёлочкой.

    Речь

    Девушка не умеет читать и писать, но говорит очень образно и красиво. Разговаривать с Олесей Ивану Тимофеевичу интересно, так как у неё гибкий, подвижный ум и большое воображение. Голос у героини сильный, свежий и громкий, особенно когда она поёт малороссийские песни.

    Взаимоотношения с другими людьми

    Девушка очень любит, ценит единственного своего родного человека — бабушку. Ивану Тимофеевичу Олеся рассказывает о Мануйлихе (так называют старушку местные жители), подчеркивая её глубокий ум, знание жизни и мира.

    Пожилая колдунья боится за Олесю, старается оградить её от посторонних взглядов, злых людей.

    Жизненный опыт подсказывает Мануйлихе, что нужно подальше держаться от деревенских: она помнит, как скиталась с маленькой внучкой по городам и сёлам, как разрушили их старый дом, обвинив в насланной на людей порче, как жестоко избили её и выгнали из селенья.

    Олеся полюбила молодого барина со всей пылкостью своего чистого сердца. Она тоже ему очень понравилась.

    Иван Тимофеевич постоянно думал о ней, любовался её истинной, неподдельной красотой, восторгался непосредственностью: «Во всех её движениях, в её словах есть что-то благородное, какая-то врождённая изящная умеренность…» Они подолгу разговаривали обо всём, Иван старался ответить на вопросы Олеси о странах и народах, о явлениях природы, об устройстве Земли и Вселенной, об учёных людях, о Петербурге. Его поражали целостность взглядов, богатство внутреннего мира, любознательность возлюбленной.

    Их отношения закончились неожиданно и драматично. Бабушке с внучкой пришлось покинуть своё убежище, так как оставаться там было опасно: Олесю избили в деревне женщины, когда увидели, что она пришла в церковь.

    Молодая колдунья знала, что ей нельзя было идти в храм, она незадолго до этого говорила любимому, что весь её род проклят во веки веков, потому что вся сила к ним идёт от сатаны. Предвидела плохое, но всё равно пошла, чтобы доставить удовольствие Ивану Тимофеевичу.

    Тучи сгущались над убежищем полесских ведьм, их отъезд был стремителен и похож на побег.

    Главные герои даже не успели проститься.

    Заключение

    В замечательной повести А. И. Куприна центральным является образ Олеси. Автор подчёркивает в главной героине естественность, глубину чувств, искренность.

    Основная мысль произведения: показать, что близость к природе делает человека способным на щедрость души, самопожертвование во имя любимого.

    Образ и характеристика Олеси в повести Куприна Олеся

    Олеся – главная героиня произведения А. И. Куприна «Олеся».  Писатель изобразил её как естественную, загадочную, словно бы сошедшую со страниц сказки девушку-колдунью.

    Внешне девушка описана как очень красивая высокая темноглазая брюнетка в возрасте двадцати четырёх лет. Оригинальная красота лица, густые темные волосы, красивые руки, пусть и загрубевшие от работы, стройное и сильное тело, свежий и звонкий голос, изящность и благородство манер выгодно отличали её от остальных деревенских девушек.

    Алена, или, как её называли, Олеся, выросла со своей бабушкой Майнулихой, которую вместе с внучкой изгнали жители деревни из-за подозрений в колдовстве. Жизнь в лесу вдали от общества и в единении с природой коренным образом определила её характер. Такая жизнь стала раем для девушки, который она никогда не променяла бы на город.

    Олеся умна, смела и независима. Она могла в любой ситуации постоять за себя, ничего не боялась, имела широчайший кругозор, несмотря на отсутствие образования. Девушка сочетала в себе такие качества, как любознательность, самобытность, гордость, самоуверенность и тактичность.

    С появлением Ивана Тимофеевича Олеся узнала, что такое настоящая любовь.  С самого начала общения девушка поняла, что отношения с молодым барином не обернутся для неё добром, но все же она полюбила его всем сердцем и полностью отдалась своим чувствами.

    Ради любимого человека она выполнила его просьбу посетить церковь, хоть девушка и не любила бывать на людях. В деревне Олесю, как и её бабушку, считали ведьмой, поэтому посещение церкви имело печальные последствия. Невежественность и враждебность людей обернулась нападением на девушку, из-за чего впоследствии ей и пришлось покинуть её место жительства.

    В отношениях с Иваном Тимофеевичем автор раскрыл в Олесе такие качества, как нежность, чуткость и жертвенность. Её внезапный отъезд без предупреждения в который раз продемонстрировал её благородную, любящую и понимающую натуру.

    Весь образ девушки показал читателю её нравственную чистоту, естественность и возвышенность, противопоставляя её благородный характер ханжеству и злобе обитателей деревни.

    Сочинение на тему Олеся

    Олеся является героиней известной повести Куприна Александра Ивановича. Произведение написано в конце девятнадцатого века, когда на замену старой русской жизни приходит технический прогресс.

    Главная героиня повести «Олеся» показывается нам верующим человеком. Мы знаем из произведения, что живет она в лесу рядом с деревней. Из этого следует ее воспитание. Она не умеет читать, но очень смышленая.

    Иван Тимофеевич в дальнейшем разговоре с Олесей сравнивает ее с барышнями, указывая, что она говорит не хуже них.

    А также, в тексте сказано о том, что она спрашивала его об окружающем мире: явлениях природы, о народах и странах, об устройстве вселенной и известных людях.

    Впервые она появляется в тексте, когда герой оказывается в избушке. Он слышит женский голос, который описан звонким, свежим и сильным. Автор дает полное описание внешности, какой видит ее Иван Тимофеевич.

    Читайте также:  Итоговое сочинение по направлению «месть и великодушие» (пример)

    Молодая колдунья была не похожа на местных «дивчат», Александр Иванович изображает ее высокой брюнеткой, далее мы узнаем, что ей двадцать четыре года. На этой встрече она была одета в белую рубаху. Герой повести считает, что обаяние ее лица заключается в больших темных глазах и надломленных бровях.

    Это дает легкое ощущение в ней лукавства, властности и наивности. Она шла рядом с заблудившимся гостем решительно, с капризным видом.

    Когда колдунья все-таки провожает гостя, то называет свое имя. Оказывается, что ее настоящее имя Алена, но «по-здешнему – Олеся». К слову, Алена означает «сияющая», «привораживающая», какой, собственно, мы ее встретили. Женщины с таким именем имеют на все собственное мнение.

    Это подтверждается словами Ивана Тимофеевича о том, что она упрямо опровергала его объяснения. Также, к Алене и Олесе могут обращаться по имени Леся, что является неким мостом. Имя же Олеся близко по значению к «лесная», то есть девушка из леса, какой и представлена наша героиня.

    Обладательницу этого имени можно назвать однолюбом, она ласковая и испытывает любопытство ко всему.

    Конфликтной ситуацией в произведении становится появление Олеси в церкви. Она решилась на этот поступок, несмотря ни на какие запреты. Конторщик описал Ивану Тимофеевичу, что же там произошло.

    Ее поступок кажется наивным, но с другой стороны она такая же, как и мы. Быть может, ей в первый раз удалось встретить такого человека. После произошедшего она не упрекала его.

    Героиня считает виновной себя.

    Я считаю, что образ Олеси должен быть примером современному читателю. Она по-настоящему искренний человек с чистой душой. И, несмотря на конфликт в деревне, молодая ведьма осталась такой же доброй и великодушной.

    Вариант 3

    У Куприна имеется огромное количество разных произведений. И, конечно же, есть и такие, которые изучаются ребятами в школе. И вот одно из них под названием «Олеся». Главной героиней стала обычная крестьянка по имени Олеся.

    И хотя родители всегда называли ее Аленой, но автор по ходу повести называет ее Олесей. Если сравнивать ее с другими девушками, то она является из них самой красивой. Она привыкла всегда и во всем помогать своим родителям и поэтому не боится работы.

    От постоянно и порой тяжелой работы ее руки стали твердыми и жесткими.

    После того как ее родители умерли ее забрала к себе бабушка. Она научила лечить и приготавливать различные настои, примочки и лекарства при помощи трав, которые растут в лесу. Вот туда они постоянно и ходят. Именно поэтому многие жители считают не только бабушку, но и девушку ведьмами.

    Поскольку Олеся нигде не училась, но с ней любому собеседнику будет не интересно, и она умеет заворожить и расположить к себе. Кроме этого она ни разу не была на вечеринках и светских беседах, но зато у нее с рождения имеется деликатность, вежливость, а также тактичность.

    И не было ни одной ситуации, из которой девушка не сумела бы выпутаться. Она умела за себя постоять и не дать в обиду. Иногда для того чтобы узнать свою судьбу, а также и то что ее ожидает в будущем девушка прибегает к гаданию на картах. Вот только общаться ей порой бывает не с кем.

    Из-за того чтобы спасти себя и Олесю, бабушка решила отправиться в лес, где их никто не сможет отыскать и там они будут спокойно жить и никого не нужно будет бояться. Но девушка не переживает поэтому поводу, ей нравится здесь чистый воздух, а также жителей этого леса.

    Много раз бабушка уговаривала внучку сходить в церковь, но девушка не хочет, потому что думает, что действительно обладает способностями, которыми может обладать не каждый.

    И хотя она говорила бабушке о том, что никогда никого не сможет полюбить, но судьба распорядилась по-другому. И вскоре она встретила молодого и очень красивого мужчину по имени Иван. Сначала девушка даже не хотела признаваться в своих чувствах к парню, но сердце уже давно было ему отдано.

    И только после того как они расстались, то Олеся поняла, что без него жизнь кажется немыслимой. В итоге Иван предлагает ей скрепить их отношения узами брака, но девушка решила пожалеть любимого и для того чтобы он не потерял репутацию отказалась. А для того чтобы было не так больно, да и расставание она не переживет, то решила уйти ночью пока никто не видит.

    А на столе оставила те самые бусы, которые он недавно ей подарил в знак любви.

    Олеся является положительным героем, ведь не смотря на то, что все жители ее ненавидят, но она все равно осталась доброй и отзывчивой.

    Несколько интересных сочинений

    • Сочинение Что лучше: горькая правда или сладкая ложь?
      Что лучше: сладкая ложь или горькая правда? Философско – психологический вопрос, который мучает подрастающее поколение. Чтобы постараться ответить на этот вопрос рассмотрим несколько наглядных примеров.
    • Характеристика и образ Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение
      Соня Мармеладова – главный женский образ романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
    • Краткое мини сочинение на тему Моя школа
      У меня очень хорошая школа. Меня и моих одноклассников учит добрая учительница, она рассказывает, как нужно считать, пишет на доске буквы и слова, чтобы мы писали их в свои тетради.
    • Сочинение Очумелов в рассказе Хамелеон (характеристика и образ героя)
      В произведении А. П. Чехова Хамелеон есть много героев, как хороших, так и плохих. Очумелов, чья фамилия говорит сама за себя, является главным героем произведения Антона Павловича, в котором содержится вся суть хамелеона.
    • Сочинение Доримена в рассказе Мещанин во дворянстве Мольера
      Доримена является представителем богатого аристократического слоя. В комедии, она вдова. Господин Журден, любит тайно от своей жены, ухаживать за вдовствующей маркизой. Но кроме Журдена, о ней также заботится некий хитрый граф

    Олеся: характеристика и образ героини в повести А.И. Куприна "Олеся"

    Внешность Олеси была запоминающейся. Стоило раз увидеть девушку, как ее образ врезался в память навсегда. Высокая, красивая, с густыми, цвета вороньего крыла волосами, мягкой волной, ниспадающими на плечи.

    Стройное и сильное тело хотелось обнять и не выпускать из рук. Красоту рук не портила даже постоянная работа. Темные глаза смотрели чуть лукаво, но в то же время взгляд был открыт, без притворства и фальши.

    Оригинальная красота лица выгодно отличала ее на фоне других деревенских девушек. Примерный возраст Олеси 24 года.

    • «…рослая смеющаяся девушка»
    • «…тонкие черные брови недовольно сдвинулись…»
    • «…большие черные глаза с блестевшими в них яркими лунными бликами…»
    • «…оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать…»

      Краткое содержание повести «Наталья, боярская дочь»

    1. «…невольно я обратил внимание на эти руки: они загрубели и почернели от работы, но были невелики и такой красивой формы, что им позавидовали бы многие благовоспитанные девицы…»
    2. «… ее сильное, крепкое, горячее тело…»
    3. «ее свежий голос, с неожиданными низкими бархатными нотами…»

    Популярные сочинения

    • Сочинение Мой первый учитель Так много лет прошло с тех пор, как я в первый раз переступила порог моей школы… Не верится, что прошло уже больше десяти лет с того момента, как я – маленькая девочка с огромными бантами и букетом зашла в свой первый класс.
    • Сочинение Если бы я был волшебником Чудеса со страниц книг всегда пробуждают множество фантазий. А что бы сделал я, если бы был волшебником? Помимо возможности телепортироваться сквозь время и пространство, помимо умения владеть стихийной магией
    • Сочинение Первый раз на катке Наступила зима. А это значит, что физкультура теперь будет проходить на лыжах или на коньках. Каждый год у нас чередуются эти виды спорта. В прошлом году были лыжи, значит в этом – коньки.

    Образование

    Дитя природы не имела никакого образования, но, несмотря на это была достаточно умна. Любознательна по натуре. Имеет широкий кругозор. Даже читать девушка не умела, однако речь ее была изысканна, как у настоящих барышень из высшего общества.

    • «…ты так хорошо говоришь, не хуже настоящей барышни…»
    • « Да я вовсе не умею и читать-то…»
    • «…для своей среды, для своего воспитания (или, вернее сказать, отсутствия его) она обладала изумительными способностями…»

    I

    Мой слуга, повар и спутник по охоте – полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал на замерзшие пальцы. – У, какой ветер, паныч, на дворе, – сказал он, садясь на корточки перед заслонкой. – Нужно хорошо в грубке протопить. Позвольте запалочку, паныч.

    – Значит, завтра на зайцев не пойдем, а? Как ты думаешь, Ярмола?

    – Нет… не можно… слышите, какая завируха. Заяц теперь лежит и – а ни мур-мур… Завтра и одного следа не увидите.

    Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья, и охота была единственным моим занятием и удовольствием. Признаюсь, в то время, когда мне предложили ехать в деревню, я вовсе не думал так нестерпимо скучать. Я поехал даже с радостью.

    «Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры, – думал я, сидя в вагоне, – совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком… и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!» А я в то время (рассказывать, так все рассказывать) уже успел тиснуть в одной маленькой газетке рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством и знал теоретически, что для писателей полезно наблюдать нравы.

    Но… или перебродские крестьяне отличались какой-то особенной, упорной несообщительностью, или я не умел взяться за дело, – отношения мои с ними ограничивались только тем, что, увидев меня, они еще издали снимали шапки, а поравнявшись со мной, угрюмо произносили: «Гай буг», что должно было обозначать: «Помогай Бог». Когда же я пробовал с ними разговориться, то они глядели на меня с удивлением, отказывались понимать самые простые вопросы и все порывались целовать у меня руки – старый обычай, оставшийся от польского крепостничества.

    Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. От скуки – хотя это сначала казалось мне неприятным – я сделал попытку познакомиться с местной интеллигенцией в лице ксендза, жившего за пятнадцать верст, находившегося при нем «пана органиста», местного урядника и конторщика соседнего имения из отставных унтер-офицеров, но ничего из этого не вышло.

    Потом я пробовал заняться лечением перебродских жителей. В моем распоряжении были: касторовое масло, карболка, борная кислота, йод. Но тут, помимо моих скудных сведений, я наткнулся на полную невозможность ставить диагнозы, потому что признаки болезни у всех моих пациентов были всегда одни и те же: «в сере́дине болит» и «ни есть, ни пить не можу».

    Приходит, например, ко мне старая баба. Вытерев со смущенным видом нос указательным пальцем правой руки, она достает из-за пазухи пару яиц, причем на секунду я вижу ее коричневую кожу, и кладет их на стол. Затем она начинает ловить мои руки, чтобы запечатлеть на них поцелуй. Я прячу руки и убеждаю старуху: «Да полно, бабка… оставь… я не поп… мне это не полагается… Что у тебя болит?»

    Читайте также:  Расул гамзатов - стихи о войне: читать стихотворения гамзатова про войну

    – В сере́дине у меня болит, панычу, в самой что ни на есть сере́дине, так что даже ни пить, ни есть не можу.

    – Давно это у тебя сделалось?

    – А я знаю? – отвечает она также вопросом. – Так и печет и печет. Ни пить, ни есть не можу.

    И сколько я ни бьюсь, более определенных признаков болезни не находится.

    – Да вы не беспокойтесь, – посоветовал мне однажды конторщик из унтеров, – сами вылечатся. Присохнет, как на собаке. Я, доложу вам, только одно лекарство употребляю – нашатырь. Приходит ко мне мужик.

    «Что тебе?» – «Я, говорит, больной»… Сейчас же ему под нос склянку нашатырного спирту. «Нюхай!» Нюхает… «Нюхай еще… сильнее!..» Нюхает… «Что, легче?» – «Як будто полегшало…» – «Ну, так и ступай с Богом».

    К тому же мне претило это целование рук (а иные так прямо падали в ноги и изо всех сил стремились облобызать мои сапоги).

    Здесь сказывалось вовсе не движение признательного сердца, а просто омерзительная привычка, привитая веками рабства и насилия.

    И я только удивлялся тому же самому конторщику из унтеров и уряднику, глядя, с какой невозмутимой важностью суют они в губы мужикам свои огромные красные лапы…

    Мне оставалась только охота. Но в конце января наступила такая погода, что и охотиться стало невозможно.

    Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовывался твердый, льдистый слой наста, по которому заяц пробегал, не оставляя следов. Сидя взаперти и прислушиваясь к вою ветра, я тосковал страшно.

    Понятно, я ухватился с жадностью за такое невинное развлечение, как обучение грамоте полесовщика Ярмолы.

    Началось это, впрочем, довольно оригинально. Я однажды писал письмо и вдруг почувствовал, что кто-то стоит за моей спиной. Обернувшись, я увидел Ярмолу, подошедшего, как и всегда, беззвучно в своих мягких лаптях.

    – Что тебе, Ярмола? – спросил я.

    – Да вот дивлюсь, как вы пишете. Вот бы мне так… Нет, нет… не так, как вы, – смущенно заторопился он, видя, что я улыбаюсь… – Мне бы только мое фамилие…

    – Зачем это тебе? – удивился я… (Надо заметить, что Ярмола считается самым бедным и самым ленивым мужиком во всем Переброде: жалованье и свой крестьянский заработок он пропивает; таких плохих волов, как у него, нет нигде в окрестности. По моему мнению, ему-то уж ни в каком случае не могло понадобиться знание грамоты.) Я еще раз спросил с сомнением: – Для чего же тебе надо уметь писать фамилию?

    – А видите, какое дело, паныч, – ответил Ярмола необыкновенно мягко, – ни одного грамотного нет у нас в деревне. Когда бумагу какую нужно подписать, или в волости дело, или что… никто не может… Староста печать только кладет, а сам не знает, что в ней напечатано… То хорошо было бы для всех, если бы кто умел расписаться.

    Такая заботливость Ярмолы – заведомого браконьера, беспечного бродяги, с мнением которого никогда даже не подумал бы считаться сельский сход, – такая заботливость его об общественном интересе родного села почему-то растрогала меня. Я сам предложил давать ему уроки.

    И что же это была за тяжкая работа – все мои попытки выучить его сознательному чтению и письму! Ярмола, знавший в совершенстве каждую тропинку своего леса, чуть ли не каждое дерево, умевший ориентироваться днем и ночью в каком угодно месте, различавший по следам всех окрестных волков, зайцев и лисиц, – этот самый Ярмола никак не мог представить себе, почему, например, буквы «м» и «а» вместе составляют «ма». Обыкновенно над такой задачей он мучительно раздумывал минут десять, а то и больше, причем его смуглое худое лицо с впалыми черными глазами, все ушедшее в жесткую черную бороду и большие усы, выражало крайнюю степень умственного напряжения.

    – Ну скажи, Ярмола, – «ма». Просто только скажи – «ма», – приставал я к нему. – Не гляди на бумагу, гляди на меня, вот так. Ну, говори – «ма»…

    Тогда Ярмола глубоко вздыхал, клал на стол указку и произносил грустно и решительно:

      Малиновая вода   ::   Тургенев Иван Сергеевич

    – Нет… Не могу…

    – Как же не можешь? Это же ведь так легко. Скажи просто-напросто – «ма», вот как я говорю.

    – Нет… не могу, паныч… забыл…

    Все методы, приемы и сравнения разбивались об эту чудовищную непонятливость. Но стремление Ярмолы к просвещению вовсе не ослабевало.

    – Мне бы только мою фамилию! – застенчиво упрашивал он меня. – Больше ничего не нужно. Только фамилию: Ярмола Попружук – и больше ничего.

    Отказавшись окончательно от мысли выучить его разумному чтению и письму, я стал учить его подписываться механически. К моему великому удивлению, этот способ оказался наиболее доступным Ярмоле, так что к концу второго месяца мы уже почти осилили фамилию. Что же касается до имени, то его ввиду облегчения задачи мы решили совсем отбросить.

    1. По вечерам, окончив топку печей, Ярмола с нетерпением дожидался, когда я позову его.
    2. – Ну, Ярмола, давай учиться, – говорил я.
    3. Он боком подходил к столу, облокачивался на него локтями, просовывал между своими черными, заскорузлыми, несгибающимися пальцами перо и спрашивал меня, подняв кверху брови:
    4. – Писать?
    5. – Пиши.
    6. Ярмола довольно уверенно чертил первую букву – «П» (эта буква у нас носила название: «два стояка и сверху перекладина»); потом он смотрел на меня вопросительно.

    – Что ж ты не пишешь? Забыл?

    – Забыл… – досадливо качал головой Ярмола.

    – Эх, какой ты! Ну, ставь колесо.

    – А-а! Колесо, колесо!.. Знаю… – оживлялся Ярмола и старательно рисовал на бумаге вытянутую вверх фигуру, весьма похожую очертаниями на Каспийское море. Окончивши этот труд, он некоторое время молча любовался им, наклоняя голову то на левый, то на правый бок и щуря глаза.

    – Что же ты стал? Пиши дальше.

    • – Подождите немного, панычу… сейчас.
    • Минуты две он размышлял и потом робко спрашивал:
    • – Так же, как первая?

    – Верно. Пиши.

    Так мало-помалу мы добрались до последней буквы – «к» (твердый знак мы отвергли), которая была у нас известна как «палка, а посредине палки кривуля хвостом набок».

    – А что вы думаете, панычу, – говорил иногда Ярмола, окончив свой труд и глядя на него с любовной гордостью, – если бы мне еще месяцев с пять или шесть поучиться, я бы совсем хорошо знал. Как вы скажете?

    Любовь в жизни Олеси

    Любовь к заезжему барину стала первой в ее жизни. Девушка полностью отдалась охватившему ее чувству. Она была готова отдать себя всю, ничего не требуя взамен. Зная наперед, что у них нет будущего, она не в силах отказаться от встреч с Иваном.

    Гадание предостерегало ее, что от этого знакомства будут одни беды, что ждет ее величайший позор, но даже это ее не остановило. По просьбе Ивана она пошла в церковь, туда, где ее ненавидели и проклинали, но он не оценил жертвенность Олеси. Хотя по его вине ее избили и прогнали из храма.

    Даже после этого случая она не упрекнула любимого, считая виновной во всех бедах исключительно себя, что лишний раз подтверждает благородность ее характера. Решив внезапно уехать, она освободила Ивана от обязательств, чтобы не быть помехой для благополучия любимого человека.

    Лишь красного цвета бусы, оставленные ею перед отъездом, напоминали об их несостоявшемся романе с печальным финалом.

    «…яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых, красных бус, известных в Полесье под названием кораллов, — единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и ее нежной, великодушной любви…»

    Вариант 3

    Повесть «Олеся» по праву считается одним из лучших произведений Куприна. В ней речь идет о благородстве, чистоте и красоте необычной девушки по имени Олеся, которая живет вместе с бабушкой в глухом лесу.

    Их уединение вынужденное, так местные жители считают, что бабушка с внучкой колдуньи. Сама Олеся уверена, что душа ее и всех женщин их рода продана дьяволу. Случайно повстречавшись в лесу с барином Иваном Тимофеевичем, Олеся постепенно влюбляется в него и даже готова выполнить любой его причуд.

    Молодая «колдунья» выгодно отличается от деревенских девушек и женщин, живущих недалеко. Автор подчеркивает ее необычную красоту, но больше всего Ивана Тимофеевича поражает ум и целостность девушки. Непривыкшая никому подчиняться, кроме бабушки, кажется, что Олеся является частью природы, с которой слилась. Даже дикие звери и птицы слушаются ее.

    Ее природный ум выгодно развивается в дали от «цивилизации». Подружившись с человеком из высшего общества, достаточно незаурядного, Олеся сама развивается. Ей интересно все, что может рассказать этот молодой человек. А он поражается тому, как разумно она делает выводы из его рассказов и как жадно впитывает все то, что ей неизвестно.

    И хотя деревенские жители считают ее и бабушку «ведьмаками», Куприн показывает насколько в нравственном отношении эти женщины выше их.

    Скорее жителей Полесья бесит то, что бабушка с внучкой сами не желают сходиться с ограниченными людьми, держатся особняком.

    Из зависти и злости, они под пьяную руку обвиняют Олесю с бабушкой во всех бедах, сплетничают, ненавидят, и все это поразительно контрастирует с безмятежностью молодой девушки, с ее сильным характером и богатым внутреннем мире.

    Для таких женщин как Олеся любовь — это то чувство, которое рождается один раз. Она однолюб и как цельная натура готова принести себя в жертву. Девушка отлично понимает, что церковь — это не то место, где ее поймут. Олеся суеверна, она «видит» судьбу, уготованную человеку. Может предсказать смерть и так далее.

    Пожалуй это единственный минус у этой славной девушки. Но даже в этом она не виновата. На желание Ивана Тимофеевича прийти в православную церковь Олеся отвечает согласием. Может быть она делает это не только для него, но и для себя. Может быть хочет удостовериться, что храм Божий и для нее также открыт, как и для других.

    Однако ограниченность и дикие обычаи местных жителей приводят к тому, что красивую, высокую, свободолюбивую девушку избивают. Это испытание она выдерживает с гордо поднятой головой. На желание Ивана Тимофеевича выйти за него замуж, она отвечает отказом.

    Несмотря на то, что она выросла в лесу, Олеся более дальновидная, понимает, что их брак обречен. Она не принадлежит его кругу и скорее всего он рано или поздно не выдержит такого испытания.

    Олеся не хочет, чтобы барин возненавидел ее, поэтому на следующий день после избиения она с бабушкой уезжает в неизвестном направлении.

    В этом заключается мудрость женщин, но будут ли данные герои счастливы в дальнейшем — никто не знает.

    Ссылка на основную публикацию