Анализ произведения «Дом с мезонином» (А.П. Чехов)

Главная страница » Русские классики » Антон Чехов

Меню статьи:

  • Главные герои повести
  • Основные темы повести
  • Любовь
  • Труд
  • Народ и споры
  • Счастье

Конец XIX века – Антон Павлович Чехов публикует одно из наиболее знаменитых его произведений – повесть «Дом с мезонином». Ей посвящены не только сочинения, написанные в свободном жанре – об общих впечатлениях, но и значительно количество статей филологического и литературно-критического характера. Наш анализ «Дома с мезонином» тоже будет проведен в рамках литературной критики.

Главные герои повести

Логика разворачивания авторской мысли такова, что в повести возникает деление персонажей на две категории: главные герои и, соответственно, второстепенные. Среди главных героев произведения Лида, Женя, а также художник. В свою очередь, к второстепенным героям можно отнести Белокурова и Екатерину Павловну.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа “Тоска” А.П. Чехова, где рассказывается о боли человека, потерявшего сына.

Лида и Женя – сестры. Они происходят из богатой семьи. Лида – старшенькая – по-настоящему живая, но в то же время отличающаяся строгостью и решительностью девушка.

Несмотря на то, что у Лиды достаточно материальных средств, чтобы жить, удовлетворяя свои прихоти, она поступает согласно велениям рационального ума и сердца как источника нравственности.

Лида умна и образована, она охвачена размышлениями о состоянии общества и насущных проблемах.

Беспокоясь о народе, девушка разворачивает активную общественную деятельность, пытаясь реформировать своими силами устоявшееся положение земской управы, а также улучшить жизнь крестьян.

Такая деятельность и такой круг интересов отдаляет Лиду от праздной жизни, характерной для представителей ее круга.

Ей чужда лесть и ложь, между тем, она отдает предпочтение жизни в согласии со своими принципами и правде.

Внешность Лиды соответствует ее внутреннему миру: ей присуща холодная внешняя строгость и аристократичность.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию пьесу “Вишневый сад”, которую написал А. П. Чехов

Младшая Женя (Мисюсь) – натура мечтательная, скромная и сентиментальная. Женя увлечена романтическими идеями, она, как и сестра, светлый и чистый человек.

Но такой воли, как у Лиды, у нее все же нет, она не любит жаркие споры, ей более приятны разговоры на общие, нейтральные темы, бессодержательные легкие беседы. Обладает ли Женя такой же сформированной личностью, как Лида, сказать сложно.

Но большая часть литературных критиков придерживается мнения, что у нее отсутствует собственное «Я».

Анализ произведения «Дом с мезонином» (А.П. Чехов)

Что касается внешности Жени, то особенно прекрасными кажутся художнику ее глаза: если Мисюсь встречает его взглядом, полным восхищения, то Лида почти не смотрит на него.

Художник чем-то похож на Женю. Может быть, эта схожесть – причина того, что им нравится проводить время вдвоем. Ему свойственная праздность и леность, львиную долю свое времени он не занимает ровно никакими делами. Женю он находит полной спокойствия и гармонии, в то время как черты личности Лиды чужды ему.

Анализ произведения «Дом с мезонином» (А.П. Чехов)

Художник полон цинизма и разочарования. Он талантлив, но искусство больше не приносит ему вдохновения. Он хочет любить, но это чувство оказывается для него непосильным.

Белокуров, по мнению некоторых критиков, имеет схожие черты с Обломовым. Он праздный и ленивый человек, безразличный почти всему. У него останавливается художник, который так же не отличается активностью, как и сам помещик.

Наконец, Екатерина Павловна – мать Лиды и Жени Волчаниновых. Она – вдова и помещица, владеющая значительным состоянием. Она тоже, как и Женя, отличается немного безвольным характером, а потом опасается Лиду, ведь ее живость и деятельность непривычны Екатерине Павловне.

Основные темы повести

В тексте сплетаются воедино несколько тем, которые, словно нить, нанизывают на себя сюжетные бусины. Прежде всего, это тема любви. Далее – проблема трудовой жизни и вопрос о народе. Структура произведения А. П.

Чехова похожа на другие примеры построения текстов классики русской литературы. В центре находится некая любовная история, но она периодически прерывается размышлениями на разные, часто – остросоциальные для того времени темы.

Нечто похожее мы видим в «Отцах и детях», или же в «Горе от ума».

Любовь

Любовь в «Доме с мезонином» носит прозрачный, едва уловимый характер. Ее можно рассмотреть, только приложив вплотную читательский окуляр.

https://www.youtube.com/watch?v=LMhyXkgILE0

Чувства вспыхивают быстро, развиваются незаметно. Юношеская влюбленность мимолетна и скоротечна, совсем другая – взрослая, зрелая любовь.

Если любовь более характерна для зрелой Лиды, то влюбленность и неспособность на сильные чувства – для Жени и художника.

В момент признания в любви Жене, художник, например, поддается лишь мимолетным порывам, суть которых – слабость. В ему становится стыдно за это признание.

Структура развития повествования в приложении к каждому герою напоминает круг или цикл: это путь из одиночества, через любовь, снова в одиночество – точке, откуда все началось.

Труд

Эта тема выписывается автором через некоторое противопоставление ключевых персонажей. Если Лида – это пример живой, активной и деятельной натуры, для которой в центре ее жизненной позиции стоят отнюдь не эгоистичные интересы и побуждения, то ее младшая сестра, художник, помещик Белокуров представляют группу персонажей, воплощающих «дух времени»: праздность и леность среды богачей.

Если в античности было принято делить практики на две категории – vita active и vita contemplative, то в «Доме с мезонином» нельзя сказать, что первая жизнь – активная – это удел Лиды, а жизнь созерцательная – это стиль всех остальных. Отнюдь. Скорее Лида является воплощение обеих разновидностей практик, тогда как другие герои представляют собой метафору пассивности.

Отдельный мотив – это размышления художника о природе творчества и таланте.

Оказывается, что талант художника делает его жизнь странной и бессмысленной, его роль непонятна, не оформлена, а потому наиболее легкий путь – это углубление в праздность. Она дает ложное ощущение дня, который вечно тянется и не заканчивается: это необходимо, чтобы избежать ужаса наступления момента собирания плодов творчества, которых нет.

Если художник страдает от своей праздности и даже устает от нее, как настоящий декадент, но для Белокурова его образ жизни оказывается вполне приемлемым.

Народ и споры

Тема народа раскрывается в идейных спорах, которые периодически прерывают любовную линию повести. Лида призывает задуматься о существующем порядке, о том, каким образом можно оказать посильную и реальную помощь крестьянам, улучшить жизнь земской управы в целом, а также о том, какую роль в этом процессе может сыграть интеллигенция.

Особое значение спор приобретает в третьей главе повести. Но суть этого спора не состоит в стремлении отыскать правду или доказать правоту кого-либо из сторон. Смысл беседы, происходящей между Лидой и художником, – скорее в том, чтобы сделать ее лишь предлогом для демонстрации идейных убеждений, господствовавших в то время в обществе.

Счастье

Может показаться, что о счастье в «Доме с мезонином» нет отдельной речи. Однако в повести все же есть намек не на счастье реализованное, семейное, выступающее лишь источником разочарования, но о счастье несостоявшемся.

Призрачный мотив счастья связан прежде всего с личностным расколом художника, который не может быть удовлетвориться своей работой, не способен по-настоящему что-то почувствовать – сильно, надолго и живо.

Чехов. Дом с мезонином. Краткое содержание и некоторые рассуждения по поводу..

Приветствую тебя, добрый мой читатель! Сегодня мы познакомимся с кратким содержанием рассказа Чехова «Дом с мезонином». А заодно и немного поразмышляем над этой историей – историей о любви и таком разном отношении к жизни.

Это рассказ о людях: о благодушном созерцателе и о девушке практической, не мыслящей себя вне службы обществу. И о другой девушке, беззащитной и романтической.

Столкнулись два мировоззрения, останется ли место третьему и любви? Что Чехов хотел показать нам в рассказе «Дом с мезонином»? Давай посмотрим вместе!

Краткое содержание рассказа «Дом с мезонином»

Герой, от лица которого ведётся повествование – некий художник, обозначенный как мсье Н. Он гостит у знакомого помещика Белокурова. Время проводит в лени и праздности, совершеннейшем бездельи. Может часами смотреть в окно, наблюдая небо, птиц, неспешную жизнь имения, протекающую, по сути, мимо.

В то же время Белокурова мысленно подвергает критике: мол, и медлителен тот, и необязателен, письма, что герой попросил отправить, в кармане неделями таскает. Делает всё «тяжело», то есть трудно и долго.

Заметим при этом, что сам мсье Н не делает ничего, но Белокуров вызывает у него раздражение и осуждение. Двойственность главного героя проявляется с первых строк рассказа и получает развитие по ходу повествования.

Но тут…

Случайно забрёл в соседнее имение и повстречал двух девушек. Уже по первому описанию очень разных.

Одна из них была старше, «имела строгое выражение (лица) и на меня едва обратила внимание», другая моложе, она «с удивлением посмотрела на меня, когда я проходил мимо, сказала что-то по-английски и сконфузилась».

Так наш художник знакомится с сёстрами Лидией и Женей, их матерью Екатериной Павловной и становится вхож в семью Волчаниновых.

Кто они, эти девушки? Что Антон Павлович Чехов хотел донести нам, читателям, подавая их образы в рассказе?

Первая характеристика Лидии звучит из уст Белокурова. Со слов молодого помещика семья безвыездно пребывает в деревне Шелковка, а девушка преподаёт в земской школе. Имея состояние, живёт исключительно на жалование в 25 рублей, чем очень гордится. Да и визит её к Белокурову обусловлен земскими делами. Вот уже и повод для анализа: барыня, состоятельная, а живёт на гособеспечении. Яркая черта!

Надо сказать, что институт земского выборного самоуправления, введённые реформой от 1864 года, сыграл немаловажную роль в развитии инфраструктуры на уровне уездов и губерний. Благодаря земским советам строились дороги и больницы, открывались школы и библиотеки для простого народа.

Чехов сам работал земским врачом, знал заботы и трудности земства не по наслышке. Именно деятельности в земском совете и посвятила себя Лидия, отдавая этому все свои силы и жар молодой души.

Приехав, она не преминет попенять Белокурову за низкую активность в совете, но и пригласит его с героем в гости.

Кратко рассмотрим переход состояния героя от тоски и уныния к радостной влюблённости

Посещение семьи Волчаниновых в старом доме с мезонином быстро расставляет персонажей рассказа по своим местам. Лидия – неулыбчивая, серьёзная девушка, совершенно не склонная к романтике.

Читайте также:  Анализ романа «Евгений Онегин» (А. С. Пушкин)

Все помыслы её крутятся вокруг «больничек, аптечек и библиотечек». Она и говорит только об этом, притом исключительно с Белокуровым, лишь кидая время от времени нашему художнику, что, мол, ему это, наверное, не интересно.

Это задевает его, а ведь он перед выбором! Две девушки, каждая хороша по-своему, как быть?

Женя, которую называют в семье смешным именем Мисюсь, более хрупкая, романтически настроенная девушка. В разговорах сестры участия не принимает. Чехов краток – он объясняет это возрастом, но мы понимаем, что ей и неинтересен предмет обсуждения.

Много больше её занимает творчество художника, новости в доме (даже если это большая рыбина, выловленная прислугой в пруду), чтение. Целыми днями Женя жадно читает. Какие мечты посещают девичью головку? Думаю, о любви большой и чистой…

Под одной крышей в доме с мезонином уживаются два столь разных характера.

Наконец, мать сестёр Екатерина Павловна – стареющая дворянка, «когда-то, по-видимому, красивая, теперь же старая не по летам, больная одышкой, грустная, рассеянная…

», встречает гостей радушно, пытается вспомнить картины художника и поговорить о его творчестве, но тон в семье задаёт Лидия. Она рассуждает громким голосом, и заметно, что все привыкли слушать её, не смея прерывать.

Мать лишь повторяет за дочерью рефреном: «Правда, Лида, правда».

Но обратим внимание: чем является в рассказе классика дом с мезонином. По определению, мезонин – это лишь надстройка на крыше жилого дома.

Для Чехова же, а следом и для нас, читателей, старый дом – это символ неспешного и плавного течения провинциальной жизни, неизменности устоев, традиций.

И, одновременно, мезонин – обиталище двух юных дев, столь сильно интересующих героя. О, мезонин ещё сыграет свою роль!

Пересказывать кратко содержание рассказов Чехова занятие не из простых. Характеры ярки, а конфликт не всегда очевиден. Во всяком случае, вначале. Итак, две сестры, совершенно разные во всём, и наш художник. В доме с мезонином он находит ту атмосферу, которую так ценит.

Атмосферу праздного ничегонеделания. Лидия постоянно ездит по делам земства: школы, библиотеки, фельдшерские пункты. В то время как художник с Мисюсь играют в лаун-теннис, гуляют, разговаривают о пустяках. Герой чувствует себя в подобной обстановке очень комфортно.

Ему не хватает только любви…

Чехов в анализируемом рассказе мастерски приводит картины природы, подчёркивающие негу: пасторальные, милые сердцу светлые пейзажи. Кажется, будто воздух вокруг струится густо и замедленно, словно патока, а зелень садов и лужаек купается и нежится в ласковом солнечном свете.

«…и всё мне казалось молодым и чистым, благодаря присутствию Лиды и Мисюсь, и всё дышало порядочностью».

Вот только царапают за вечерним чаепитием рассказы Лиды о кипучей деятельности в совете, о борьбе с неким Балагиным, подмявшем под себя земство. Эти разговоры как бы напоминают: есть другая жизнь, кипучая, непраздная…

Перелом в рассказе

Противопоставляя Женю Лидии Чехов точно и выверено описывает детали: тонкие, слабые руки Мисюсь (даже прозвище трогательное и милое, из детства), её узкие плечи, её беззащитность и женственность. В противовес старшей сестре – уверенной, громогласной, безапелляционной. Стыдящей Белокурова за бездействие.

Конфликт героя и Лидии нарастает ближе к концу рассказа и выливается в жаркий спор. Художник здесь выступает в типичном, традиционном для России всех времён образе «философа на кухне», когда так хорошо говорить высокие и красивые слова за чашкой чая. Не делая при этом ровно ничего, для претворения сказанного в жизнь.

Под крышей дома с мезонином звучат пламенные речи.

Тут есть всё: и предложение разделить труд на всех членов общества, а не перекладывать на рабочий народ (по три часа на каждого человека Земли; помним при этом, что сам художник давно картин не пишет), и обвинение в дальнейшем порабощении масс за счёт продвижения благ цивилизации – школ и больниц (удивительно, не правда ли?), – и, в противоречие собственным словам, призыв к отказу от труда вообще, как от неблагодарного занятия. Да ещё о богоискательстве и незавидной роли художника в обществе. Наш герой всё больше распаляется, но доказывает больше себе, чем слушателям.

Чехов в рассказе «Дом с мезонином» тонко подметил и блистательно подал смятение интеллигента перед лицом реальной жизни. Эмоциональные, нелогичные, полные противоречий излияния человека, потерявшего опору в жизни, утратившим её смысл.

Вопль мятущейся души: «И я не хочу работать, и не буду… Ничего не нужно, пусть земля провалится в тартарары!» И все эти тирады легко разбиваются об единственный аргумент: « Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! – сказала Лида с досадой, и по ее тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их».

И всё-таки чувство родилось – между художником и Женей. И объяснение состоялось – в увядающем саду на исходе лета. Иначе и быть не могло: Лидия не видела в живописце достойного человека, наоборот, видела человека лишнего, пустячного. Иное дело Женя, стремившаяся к любви, к обычному человеческому счастью. Она не могла не влюбится в художника, творческого человека. А наш мсье Н?

«В окнах мезонина, в котором жила Мисюсь, блеснул яркий свет, потом покойный зеленый – это лампу накрыли абажуром. Задвигались тени… Я был полон нежности, тишины и довольства собою, довольства, что сумел увлечься и полюбить…»

Но вот беда, в семье Волчаниновых, в старом доме с мезонином принято делиться всем, даже сокровенным. Мисюсь предупредила об этом сразу и сказала, что страшится предстоящего разговора с сестрой.

Опасения по ходу рассказа оправдались. Волею своей, словно железной рукой Лидия воспрепятствовала счастью Жени, отправив её с матерью вначале в Пензенскую губернию, а после и вовсе за границу.

Екатерина Павловна не могла помочь младшей дочери, авторитет старшей был непоколебим. Стремление творить добро всеобщее, для всего уезда, сыграло с Лидией злую шутку: не позволило благословить маленькое счастье, столь необходимое близкому человеку.

И кто знает, быть может разбила этим жизнь сестры.

Возврат к унылой и бесполезной жизни

Давайте проанализируем финал и немного весь рассказ в целом. Больше о Волчаниновых художник не слышал. Лишь однажды, случайно встретившись с Белокуровым, узнал, что Лида добилась своего, победила в земском совете и продолжает учить детей в Шелковской школе. О Жене и вовсе ничего не известно.

«А еще реже, в минуты, когда меня томит одиночество и мне грустно, я вспоминаю смутно, и мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся… Мисюсь, где ты?»

Так заканчивается эта грустная история – краткое содержание рассказа «Дом с мезонином». Добавлю от себя, что и сразу после разлуки, и позднее герой не предпринял ни единой попытки побороться за свою любовь.

В этом он весь, и это тоже грустно… Но чувства, оставшиеся после прочтения – светлые. Потому что была любовь, в старом доме с мезонином кипели страсти, сталкивались характеры, люди обретали и теряли. Это жизнь.

Критики чеховских времён попрекали мастера – мол, уход от классических схем, отсутствие морализаторского финала, слишком большое количество деталей, вроде бы не обязательных для повествования. Слова Антона Павловича о драматургии легко применимы и к его рассказам (из воспоминаний Д. Городецкого):

Требуют, чтобы были герой, героиня сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости.

И вот надо, чтобы это было видно на сцене.

Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни.

Это же мы видим и в рассказе «Дом с мезонином». Действительно, герои приходят, уходят, едят. А ещё влюбляются, спорят, ищут смысл жизни. И движутся вперёд не смотря ни на что. Где ты, старый дом с мезонином? Остался в прошлом. А у нас с вами – будущее, и предстоящие аналитические статьи о творчестве Чехова и не только. Успехов тебе, читатель, и до новых встреч!

Анализ произведения «Дом с мезонином» (А.П. Чехов)

Анализ рассказа А.П. Чехова "Дом с мезонином"

Замечание 1

Персонаж – это действующее лицо произведения.

Рассказ «Дом с мезонином» рождался долго. Об этом свидетельствуют черновые записи. В архиве А.П.

Чехова сохранились четыре записи, которые позволяют проследить направление его художественной мысли в ходе работы над этим произведением. В своем письме Е.М.

Шваровой, датированном 26 октября 1895 года, Чехов сообщает о том, что пишет небольшой рассказ «Моя невеста»: «Мою невесту звали так: «Мисюсь». Я ее очень любил. Об этом пишу я».

Писатель планировал закончить рассказ к декабрю 1895 года, чтобы опубликовать его в сборнике «Призыв». Но из-за расширения замысла и изменения жанра произведение к этому сроку не было окончено. Вместо рассказа получалась повесть, работа над которой была завершена в феврале 1896 года.

Есть ряд источников, которые позволяют определить прототипы героев произведения и мест, изображенных в рассказе. Например, имение помещика Белокурова связывают с Богимовской усадьбой Е.Д. Былим-Колосовского, которая располагалась в Тульской губернии (в рассказе – «Т-ской губернии»).

В этой усадьбе Чехов провел лето 1891 года. Дом Волчаниновых связывают с усадьбой Даньково, располагавшейся по соседству с Богимовской усадьбой.

Возможно, прототипами сестер Волчаниновых были хозяйки этой усадьбы: одна из сестер была учительницей в местной школе, другая – «весьма поэтической натурой».

Согласно другой версии, фамилия Волчаниновых восходит к фамилии сестер Турчаниновых, у которых в Тверской губернии, в доме с мезонином, гостил И.И. Левитан.

Считается, что Женя Волчанинова и есть та самая Мисюсь – дочь А.Н. Турчанинова, Варвара. Любовная коллизия произведения, по этой версии, связана со сложными взаимоотношениями художника с ними.

Вероятно, отдельные моменты были подсказаны писателю опытом его работы в земстве.

Рассказ «Дом с мезонином» стал не просто историей любви, а поднял проблему бюрократии в земствах. «Дом с мезонином» все же относится к жанру рассказа, так как в нем есть лицо, рассказывающее о событиях. Произведение относится к направлению реализма, которого писатель придерживался, описывая проблемы своего времени.

А.П. Чехов, описывая чувства и внутренние противоречия героя рассказа, приблизился к литературному экзистенциализму, но многие годы предвосхитив это направление. Основная сюжетная линия – воспоминания художника, от лица которого ведется повествование, о его любви к очаровательной Мисюсь. Действие рассказа охватывает примерно три месяца.

Читайте также:  Образ русского солдата в поэме «Василий Тёркин»

За этот период в жизни героев происходят многие важные события. В повести динамика человеческих судеб сопоставляется с циклами природы, что придает образу времени глубину. События рассказа разворачиваются с начала лета до осени. Контраст времен года подчеркивает полярность настроений персонажей произведения в начале рассказа и в конце.

Художник, который «сбежал» из города от «состояния одиночества, неудовлетворенности жизнью» в усадьбу обостренно ощущает бег неповторимых мгновений бытия. Он не может избавиться от ощущения неопределенности и зыбкости своего существования в мире.

Поэтому мир усадьбы Волчаниновых, где он видит воплощенное гармоничное, стабильное начало, так для него привлекателен. При этом герой рассказа понимает обманчивость мечты обрести жизненный покой.

Встреча с Мисюсь, которая воспринимает жизнь во всех ее проявлениях на настоящее чудо, любовь к ней возвращают ему вдохновение, радость ощущения полноты жизни, желание творить. Оба героя в рутинной обыденности сохраняют чувство причастности к вечности.

Главному герою и Жене в этом плане противостоят Белокуров, Лида, Любовь Ивановна. Их стремление к ограничению жизни лишь буднями лишает их возможности проникнуться красотой мира и узнать настоящую любовь.

Завершается рассказ меланхолическим вопросом: «Мисюсь, ты где?».

Основная идея, тема, проблематика произведения

Главными темами рассказа «Дом с мезонином» являются:

  • Надежда. Все герои произведения живут надеждой, но мало кто ее проявляет;
  • Глупость. Именно она мешает человеку воплощать свои идеи. Главный герой рассказа способен на многое, но именно глупость не дает ему проявить себя;
  • Любовь. А.П. Чехов часто поднимает вопросы романтики. В рассказе «Дом с мезонином» любовная линия касается художника и Жени;
  • Отчаяние. Художник полон этого чувства. С ним он приехал в деревню, это же чувство он испытывает после расставания с Женей, и с ним же живет дальше;
  • Счастье. Даже простые мужские и женские потребности оказываются недоступными, так как «засмеют» и «не положено».

Историческое время рассказа А.П. Чехова – канун нового столетия. В произведении в той или иной степени затрагивается множество проблем, которые тогда волновали русское общество, и именно эти проблемы и были остро восприняты критикой. В рассказе «Дом с мезонином» Чехов поднимает следующие вопросы:

  • Человек и его предназначение;
  • Народный быт и прогресс;
  • Управление земством и бюрократия;
  • Задачи искусства;
  • Роль интеллигенции в обществе;
  • Взаимоотношение интеллигенции с народом.

Чехов видит пропасть, которая отделяет интеллигенцию от народа, понимает необходимость поиска путей ее преодоления.

Монологи Лидии открывают читателю проблемы народа, которому не хватает образования и медицины. А конфликт между художником и Лидией хорошо показывает степень разобщенности людей в обществе.

Главная мысль произведения заключается в том, что каждый, вероятно, хочет, чтобы жизнь стала лучше, но при этом каждый хочет, чтобы в этом новом мире нашлось теплое местечко и для него, чтобы художник всегда имел возможность творить, чтобы Лида могла заниматься своими ежедневными хлопотами. Но писатель подчеркивает, что в этом мире очень нужна любовь.

Характеристика героев произведения

Главными героями рассказа являются:

  • Женя Волчанинова;
  • Лида Волчанинова;
  • Художник.

Лида Волчанинова – старшая сестра Жени. Очень красивая и деятельная девушка. Лида работает учительницей в школе, содержит себя сама. Она уверена, что забота о крестьянах сможет консолидировать общество и развить его.

Женя очень похожа на старшую сестру, но значительно мягче ее по характеру. Она сентиментальная молодая девушка, склонная к романтике. Женя в поисках себя. Ее воспринимают как ребенка. Она постоянно в сомнениях, оттого и сближается с художником, который тоже не в состоянии найти себя.

Характеристика художника мало чем отличается от характеристики Жени. Такой же праздный тип, ничем не занятый. Он не понимает активности Лиды, спокойная, уравновешенная Женя ему гораздо ближе. Художника раздражает стремление Лиды к преобразованию общества. Он не способен на сильные чувства, и даже испытывает стыд за свою слабость, когда признается в любви Жене.

Екатерина Павловна Волчанинова, Любовь Ивановна и Белокуров – второстепенные персонажи.

Екатерина Павловна – мать сестер Волчаниновых. Когда-то была красивой женщиной, но с годами утратила свою привлекательность. Рассеянна, во всем соглашается с Лидой, чтобы не породить конфликта.

Белокуров – помещик. Он почти не работает. Его платежи постоянно просрочены. Напоминает Обломова. Под стать ему во всем и Любовь Ивановна.

"Дом с мезонином": история создания, критика, анализ произведения – Чехов А.П. Литература 19 века

«Дом с мезонином» — повесть А.П. Чехова. Имеет подзаголовок «Рассказ художника». Впервые опубликована в журнале «Русская мысль» (1896 г., №4).

История создания

В архиве писателя сохранились четыре предварительные записи, позволяющие проследить направление художественной идеи писателя в начале его работы над этим замыслом. В письме Е.М. Шавровой от 26 октября 1895 г. автор сообщал: «Теперь пишу маленький рассказ «Моя невеста». У меня когда-то была невеста… Мою невесту звали так: «Мисюсь». Я ее очень любил. Об этом пишу я».

К обещанному для сборника «Призыв» сроку (декабрю 1895 г.) произведение закончено не было, что объяснялось расширением чеховского замысла и изменением жанра: вместо рассказа получалась повесть, которая была завершена в феврале 1896 г.

Существует ряд источников, опираясь на которые удается определить круг прототипов героев и даже мест, изображенных в «Доме с мезонином». Так, «имение помещика Белокурова» обычно связывают с Богимовской усадьбой Е.Д. Былим-Колосовского в Тульской (в тексте: «Т-ской») губернии, где Чехов жил летом 1891 г.

; «дом Волчаниновых» — с соседней с Богимовым усадьбой Даньково (одна из ее хозяек-сестер была учительницей местной школы, а о другой известно только то, что все считали ее «весьма поэтической натурой»; они-то, возможно, и явились прототипами чеховских героинь — сестер Волчаниновых).

Другая версия возводит фамилию Волчаниновых по созвучию к фамилии сестер Турчаниновых, у которых в действительно существовавшем доме с мезонином в Тверской губернии (в повести: «Т-ской») гостил И.И. Левитан, а любовную коллизию повести — к сложным взаимоотношениям художника-пейзажиста с ними.

Отдельные моменты были, вероятно, подсказаны Чехову опытом его работы в земстве.

Критика

По свидетельству многочисленных читательских писем, адресованных автору, повесть вызвала большой резонанс в обществе. Критика встретила «Дом с мезонином» Чехова неоднозначно.

Основное внимание рецензентов было сосредоточено на так называемой концепции «малых дел» и отношении к ней главных героев — художника и Лиды. При этом однозначно осуждалась бездеятельность художника, его равнодушие к «общественной пользе». Предельно резок в своих оценках был А.М.

Скабичевский, увидевший в чеховском центральном персонаже тип человека нравственно больного, психопатического, надломленного, приземленного, а потому «не нужного обществу».

Прижизненная писателю критика надолго определила основные принципы видения и интерпретации проблем, поднятых в произведении, практически сведя их к одной-единственной — теории «малых дел», «постепеновщины». Современное литературоведение преодолело такой упрощающий творческую мысль Чехова подход.

«Дом с мезонином»: анализ

Основную сюжетную линию повести составляют воспоминания художника, от лица которого идет повествование, о его «несостоявшейся любви» к очаровательной девушке Мисюсь. Действие охватывает примерно три месяца, в течение которых в жизни героев определяются многие важные вехи.

Динамика человеческих судеб сопоставляется в повести с циклами самой природы, придавая образу времени глубину, второй план. События разворачиваются с начала лета до осени — от встречи к разлуке.

Контраст времен года акцентирует полярность настроений героев в начале и в финале произведения.

Художник, бежавший из города от «жуткого состояния одиночества, неудовлетворенности жизнью» в загородную усадьбу, обостренно чувствует неостановимый бег неповторимых мгновений бытия. Ему негде укрыться от ощущения неопределенности, зыбкости своего существования в этом мире.

Поэтому столь привлекателен для него мир усадьбы Волчаниновых, где герой видит воплощенное стабильное, гармоничное начало, понимая при этом обманчивость мечты обрести жизненный покой.

Встреча с юной Мисюсь, воспринимающей жизнь во всех ее проявлениях как чудо, «заразившей» героя своим восторженным мироощущением, наконец, любовь к ней возвращают рассказчику вдохновение, желание творить, радость ощущения полноты бытия. Оба героя и в рутинной повседневности сохраняют чувство причастности к вечности, к чему-то выходящему за рамки обыденного.

В этом плане Жене и художнику противостоят Лида, Белокуров, Любовь Ивановна, стремление которых к ограничению своей жизни лишь одним временным измерением — буднями — лишает их возможности по-настоящему проникнуться красотой реального мира, узнать истинную любовь.

Историческое время «Дома с мезонином» Чехова — канун нового столетия.

В повести в той или иной мере писатель затрагивает множество проблем, волновавших тогдашнее русское общество (именно они-то и были восприняты критикой): человек и его предназначение, прогресс и народный быт, задачи искусства.

В споре художника с Лидой слышны отзвуки полемики вокруг вопроса о роли интеллигенции в обществе и ее взаимоотношении с народом. Для Чехова очевидны как пропасть, разделяющая народ и интеллигенцию, так и необходимость поиска путей ее преодоления.

Тема времени, вечности здесь органически связана с темой красоты и реализуется в особенностях художественного пространства произведения, включающего помимо усадьбы Волчаниновых, имение Белокурова, соседние нищие деревни (Сияново, Малоземово и др.

), город, откуда приезжает, точнее бежит, герой, имение в далекой Пензенской губернии, куда в финале уезжает Мисюсь. Скрытый драматизм повести проявляется и в конфликте «милого, старого дома» с окружающим миром, из которого он выделен.

Именно поэтому образ дома с мезонином обретает символическое звучание, сохраняя при этом свою жизненную конкретность. Сюжетообразующее значение дома подчеркнуто самим названием произведения.

По мнению Чехова, духовная свобода невозможна без свободы перемещения в пространстве. Движение судеб Мисюсь и художника обозначены их выходом за пределы пространства дома с мезонином: добрый мирок его все же никогда не заменит безграничного, многомерного космоса большой жизни.

В финале герои покидают усадьбу, куда они больше никогда не вернутся, но воспоминания о ней, о Мисюсь становятся для повествователя неким духовным прибежищем, где он ищет спасения в минуты одиночества и грусти.

Дом с мезонином — осколок пространства, перемещенный в память, его «потерянный рай».

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998

Анализ рассказа Чехова Дом с мезонином сочинение

“Дом с мезонином” – рассказ, написанный Чеховым, повествует об истории любви, которая пересекается с важными социальными проблемами. Рассказчик повествует о своем счастье, о том времени, когда он был влюблен, и как прошла эта влюбленность. Начинается рассказ с описания зарождения любви, а заканчивается рассказом о потере Мисюсь.

Читайте также:  Все стихи межирова на одной странице: список стихотворений александра межирова

В начале рассказа герой чувствует себя раздраженным, сетует, что в его жизни нет любви, после чего он все же встречает девушку, которая становится для него центром. Но в конце герой все равно возвращается к обычной жизни, полной скуки и безысходности. Таким образом, с первых строк читатель видит, как герой пытается изменить свою жизнь, но в конце возвращается к прежнему.

Если читатель прочтет произведение один раз, то даже может и не заметить любовь, которая быстро зарождается и быстро потухает.

Любовь к Мисюсь была только бегством от реальности, которая надоела герою, бегству к семейной жизни, теплу и уюту.

Но в это же время автор говорит и о недостатках Мисюсь, а это значит, что герой не смог бы прожить с ней долгое время, даже если бы им не помешала Лида.

Описания природы, дома звучат с грустью, это говорит о том, что семейная жизнь не полна счастья и наслаждения.

По мимо этого, есть и три другие линии неудавшегося счастья.  История Белокурова и Лиды схожи. Лида отрицает счастье, возвышает себя в уезде, а Белокуров не хочет чувствовать любовь – ему лень. Он привык жить с девушкой, которая сама имеет достаток. Все они похожи друг на друга тем, что так легко не пускают и отпускают свое счастье, они постепенно духовно умирают.

Также в рассказе поднимается проблема отсутствие самостоятельности, герои не управляют своей жизнью, они не размышляют о роли народа в жизни общества, о взаимоотношении его с аристократами.

Чехов стремился показать людей, которые ни на что не способны: им не удается личная жизнь, они не проявляют интереса к происходящему в обществе.

Вариант 2

Это один из известнейших рассказов, написанных в конце XIX века. О чем произведение? Автор выносит на суд общественности, личные переживания, субъективное описание мест, в которых побывал.

Рассказ отличителен тем, что каждый персонаж имеет реальный прототип, так или иначе связанный с жизнью дореволюционного писателя. Первая публикация состоялась в альманахе  «Русская мысль».

Рассказ написан на старорусском в 1896 году.

Сюжет

Рассказ адресован читателю в первом лице художника, проживавшего в имении помещика. Существование главного героя не выглядит слишком обремененным заботами. Во время одного из моционов он знакомится с молодой девушкой, работающей преподавателем и гордящейся тем, что она живет честным благородным трудом.

У художника и девушки часто возникали споры из-за социальных вопросов: необходимость постройки земских учреждений, улучшение быта крестьян. Во время одной из дискуссий они серьезно ссорятся, что вынуждает художника покинуть дом. Но перед этим он успевает влюбиться в младшую сестру героини и та отвечает ему взаимностью.

Но потребность защищать сестру не дремлет. Старшая сестра настоятельно требует разорвать отношения с творцом, что она и делает, слезно извиняясь. Это был окончательный конец пребывания художника в поместье и тот отбывает в столицу. По прошествии нескольких лет его гложет ностальгия, и он с трепетом вспоминает время, проведенное в том уютном сестринском доме.

История написания

Как уже отмечалось выше, произведение имеет реальную подоплеку. В частности, сохранились письма, где это обстоятельство прекрасно заметно.

Автору долго не удавались вкрапления социальных взглядов о земствах в любовную историю, которая превалирует в рассказе, в этой связи публикация произведения неоднократно откладывалась.

Как и во многих других рассказах писателя, большое внимание уделено описанию быта персонажей, что традиционно вызвало недовольство критиков. Утверждали, что автор часто теряет сюжетную нить, отдавая ее на откуп описательной части.

Сам же Чехов парировал, мол, это особенность его литературного стиля. В данном противостоянии хочется, конечно, встать на сторону автора. Действительно, без интересных словесных портретов его произведение было бы читать не так интересно.

Автор всеми силами пытался уйти от классического повествования, утяжеляющего прочтение рассказа, поэтому даже самые драматичные, либо философские изречения написаны простым языком. Это тоже плюс для произведения – оно остается привлекательным для легкого чтения и по сей день.

Можно только порекомендовать рассказ для прочтения. Он дает представление о поместной жизни в конце XIX века. Есть возможность узнать о мнении автора о реформах местного самоуправления и общей социальной ситуации в провинциальной среде.

Анализ рассказа Дом с мезонином

В рассказе «Дом с мезонином» Антон Павлович Чехов повествует нам о не состоявшейся любви художника и девушки с интересным именем Мисюсь. Так же писатель затрагивает идейные споры, которые касаются достаточно важных вопросов всего общества.

Эти вопросы волнуют достаточно давно, и многие писатели затрагивали эту тему наряду с темой любви. Сколько бы люди не спорили о порядках, условиях, положении народа так ничего и не меняется.

Единственно споры каждый раз по истечении времени меняют свою окраску.

Художник рассказывает о себе о своем счастье, о влюбленности. Все это было когда-то, но он еще помнит ощущение счастья, которое, как и влюбленность ушли.

Автор не просто представляет нам рассказ героя, но и пытается донести до нас состояние, в котором находился он и что чувствует сейчас.

Чехову важно чтобы читатель прочувствовал, что творилось в душе у рассказчика до влюбленности и во время нее, а также о его состоянии сейчас, когда потерял Мисюсь навсегда.

Художник так описывает свое состояние, что до того, как встретиться с любовью, чувствовал себя одиноким, ненужным соответственно всем недовольным.

И вот почувствовав любовь к девушке из никчемного, раздраженного человека он становится любящим, ощущающим свою необходимость.

И со временем, когда все заканчивается герой опять возвращается в то состояние ненужности и одиночества как ему кажется.

Любовь в рассказе настолько мимолетная, что ее можно вовсе не заметить или принять за легкое увлечение. Возможно так и было для Мисюсь. Это для главного героя девушка была спасательным кругом в его одинокой жизни. Встретив ее, он немного встрепенулся и почувствовал вкус к жизни.

Разумеется, для него, как творческого человека тихое семейное счастье вскоре бы наскучило и тогда пришлось бы искать новое увлечение, которое бы дало толчок к вдохновению, дело еще и в том, что со временем были бы заметны недостатки девушки.

Они рано или поздно начали бы раздражать героя и как человека и как художника.

Очень жаль, что наш герой не смог постичь даже мимолетного семейного счастья. На протяжении всего рассказа проходит грустная тема о несбывшихся мечтах. И как многие писатели чехов призывает природные явления, чтобы подчеркнуть тоску и безысходность.

В своем рассказе «Дом с мезонином» Чехов хотел сказать, что никто не виноват в никчемном существовании людей. Они сами отказываются от своего счастья, тушат огонек своей любви, при этом обвиняя во всем другую сторону. Как бы ни спорили герои рассказа они достаточно сильные противники, не желающие уступать друг другу ни в чем.

10 класс

Несколько интересных сочинений

Смысл произведения "Дом с мезонином" – Чехова | Какой Смысл

«Дом с мезонином» — она из самых известных повестей Чехова. Это история о четырех людях, которые сами себе отказывают в счастье. Повесть и все история крутится вокруг четырех главных персонажей:

  • Рассказчик. Художник, пребывающий в депрессии и творческом кризисе, решивший развеяться в деревне у своего приятеля Белокурова.
  • Белокуров — помещик, не желающий что-то менять в своей жизни. Медлительный и обленившийся человек;
  • Лида Волчанинова – девушка, ведущая активную общественную работу и параллельно «строящая» своих родственников;
  • Женя – сестра Лиды, очаровательная и глубокая девочка. Светлый человек, любит читать.

С семьей Волчаниновых художник познакомился случайно. Он сразу же понял, что Лида здесь главная, но сблизился с Женей, которую дома ласково звали Мисюсь (так она в детстве называла свою гувернантку).

Вероятнее всего, она еще гимназистка, а вот Лида – человек с высшим образованием и активной гражданской позицией. Она учит сельских детей, а также занимается открытием медпунктов и библиотек в деревнях.

С ней главный герой не нашел общего языка, а однажды вступил в конфликт. Вместе с тем, он сблизился с Женей, и у них наклевывается роман, но ничего не получилось: после конфликта Лида отправила сестру с матерью сначала в другой город, потом за границу.

Так как художник инертен, он решил не бороться за свою любовь. Тем не менее, он иногда вспоминает и эту девочку, и ее уютный дом с мезонином.

Повесть о людях, у которых так и не состоялось счастье.

Так и не стали парой влюбленные Мисюсь и художник, прозябает в провинции Белокуров, который, возможно, и раскрылся бы при других условиях, променяла личное счастье на сомнительную, пусть и активную деятельность красавица Лида. Чехов считает, что нужно спешить любить, и это одна из смысловых линий повести. Не нужно лишать себя счастья – жизнь и так заберет немало.

Идейная линия – это конфликт художника и Лиды. Трудно сказать, на чьей стороне автор, но он явно не критикует теорию малых дел, которой придерживалась Лида. Просто это два взгляда на одну проблему. Лида считает, что нужно что-то делать, что это задача образованных людей – сделать жизнь села лучше.

Художник же считает, что если раскрасить цепь, на которой сидит крестьянин, яркими красками, его жизнь ничуть не станет лучше: он так и останется подневольным, даже с библиотеками, аптеками и образованием. По мнению художника, все это – видимость деятельности и обман. Тем не менее, он не предлагает никакой альтернативы.

К сожалению, он слишком пассивен.

И наконец, как бы человек ни увлечен был своей деятельностью, от нее не должны страдать близкие. Помогая крестьянам, Лида превратилась в тирана для своей матери и сестры. И это еще одна смысловая линия повести.

Какой же смысл в названии? Дом с мезонином – это символ уюта, теплы воспоминаний и недостижимой мечты.

Тем не менее, Чехов явно слегка критикует и помещика, не желающего изменить свою ситуацию (он даже не думает делать предложение своей сожительнице), и влюбленных, которые отказались бороться за свое счастье, и Лиду, променявшую семью на сомнительные малые дела, которые могут просто не привести ни к каким результатам.

Ссылка на основную публикацию