Итоговое сочинение по направлению «месть и великодушие» (пример)

Положительные и отрицательные черты характера оказываются в центре внимания писателей и поэтов разного периода. В сочинении на тему «Месть и великодушие» можно рассуждать о противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с суждениями о добре и зле, милосердии и бессердечности, миролюбии и враждебности.

Основная характеристика возмездия и благородства

Человек, которого предали, испытывает тягостные моральные муки. Предательство товарища или близкого родственника выбивает из общего ритма жизни, но своевременно можно исправить негативную ситуацию добрыми мыслями и поступками, сделать разумные выводы.

Определение и причины

Месть — сила, руководящая действиями человека оскорбленного, перенесшего безжалостность и несправедливость в свой адрес. Поводом для мести служат драматичные события в жизни. Желание возмездия закрадывается в сердце человека, не знакомого ранее с душевной злобой. Не все люди способны великодушно простить, потому что желание откликнуться жестокостью оказывается сильнее.

Мстительный человек может отличаться от доброго своими поступками и помыслами. Требующая возмездия личность старается ответить обидчику более сильным ударом, поставить соперника в аналогичные условия. Месть определяет слабую черту характера, потому что стремление возмездия разрушает душу.

Итоговое сочинение по направлению «Месть и великодушие» (пример)

Причины мести:

Люди находят в отмщении умиротворение и успокоение, а возмездие доставляет удовольствие за счет подавления своего гнева и внутренней боли.

Противоположным качеством характера выступает великодушие, выражающееся в уступчивости, толерантности и чутком отношении к людям. Издавна в обществе ценили и почитали добрых граждан, обладающих широкой духовной сущностью.

Описание великодушной личности:

Итоговое сочинение по направлению «Месть и великодушие» (пример)

  • Переживает о чужих проблемах.
  • Сочувствует горю.
  • Умеет прощать.
  • Не таит злобу и ненависть.
  • Жертвует своими интересами.

Ребенок, чувствующий любовь родителей, наблюдающий за их благородными поступками, способен стать таким в будущем. Главное направление доброты исходит из семейных ценностей. Быть великодушным сложно, а человек, научившийся думать о себе и о других, получит всеобщую любовь и почтение.

Подмечено в тезисе А. Дюма, что только «великодушные люди всегда проявляют сострадание, если бедствие врага превосходит их ненависть»

Последствия злых и добрых поступков

В сложные времена можно определить истинный характер человека: кто-то боится трудностей и не задумывается об окружающих, спасая только себя, а другие способны на доблестные, бескорыстные и опасные поступки.

Нынешнее развитие общества полностью убирает следующие категории: стыд, совесть, правила приличия, хотя они являются регуляторами социального поведения.

Детей с малого возраста воспитывают на чувствах сострадания и прощения окружающих, но человек под властью негативных эмоций может причинить вред. Люди стремятся отомстить, расплатиться «по счетам» за нанесенные действия или предъявленные оскорбления в их адрес.

Не каждая личность становится милосердной и великодушной по отношению к своему обидчику. Решившись однажды на подлый поступок, человека оправдывают правотой мыслей.

Итоговое сочинение по направлению «Месть и великодушие» (пример)

Последствия мести:

  • Отсутствие осознания и восприятия других, ярких положительных и конструктивных, эмоций.
  • Разрушение психической и физической гармонии.
  • Возникновение чувства тревоги и страха.

Ощущение сладкой мести, поселившись в душе однажды, разрушает все доброе и положительное оставшейся жизни, обернувшись в непрерывный поиск орудий и инструментов возмездия.

В итоге собственная судьба разрушается, а человек не осознает реальных событий и действительности.

Необходимо объективно разобраться с личными посылами и желаниями, выяснить настоящую природу мести: стремление доказательства собственной правоты, получение выгоды или удовлетворения от содеянного поступка.

Итоговое сочинение по направлению «Месть и великодушие» (пример)

Психология мстительного человека коварна, она искусно маскируется под желание справедливости, восстановление чувства достоинства. Во вселенной «работает» закон бумеранга, согласно которому все возвращается обидчику (например, посыл злобы обернется бедствием, а доброта — положительным поступком).

Являясь морально-этической категорией, благородство проявляется не у всех, но каждый человек способен развить в себе это качество. Великодушие является уделом сильнейших личностей. Антонимом понятия выступает: жадность, бездушность и злость. Нужно постепенно освобождаться от мгновений, препятствующих открытию души. В литературной классике приводятся факты по теме великодушия и мести.

Примеры из произведений литературы

Поэты анализируют поведение своих героев в ситуации морального выбора в личностном или социально-историческом плане. Уязвленный, обиженный или преданный человек не может проявить великодушие, а значит, является слабым и беззащитным.

Аргументы о расплате

В различных произведениях на тему президентского сочинения «Месть и великодушие» писал А. Пушкин.

Примеры поступков главного героя прослеживаются в «Евгении Онегине», который решил отомстить приятелю Ленскому, убедившему его посетить бал в честь рождения Татьяны. Подлый поступок Евгений совершил через Ольгу.

Влюбленный Ленский разозлился, когда увидел невесту, танцующую с Онегиным, и вызвал недавнего товарища на поединок. В результате Онегин принимает вызов и убивает друга.

Итоговое сочинение по направлению «Месть и великодушие» (пример)

В драме Пушкина «Пиковая дама» главный герой — военный инженер стремится узнать секрет трех беспроигрышных карт. Ему хотелось обогатиться, занять высокое положение в обществе, раз наследство получить не удалось.

Главный герой воспользовался чувствами девушки, которая была воспитанницей графини. На самом деле, его интересовала графиня, ведавшая секрет карт. Достигая открытия тайны, он доводит старуху до гибели.

Погибшая женщина является призраком к своему убийце и раскрывает секрет. Герман не сдерживает обещание и в итоге проигрывает все деньги в карточной игре. Страшная беда настигла мужчину — он сошел с ума. Автор показал, что месть приходит нежданно, поэтому не стоит игнорировать обещания, надеясь избежать возмездия.

В произведении У. Шекспира «Отелло» сюжет строится на ревности. Но если бы главный герой проявил великодушие по отношению к супруге, Дездемона осталась живой.

Итоговое сочинение по направлению «Месть и великодушие» (пример)

В работе Б. Васильева «А зори здесь тихие» повествуется о Великой Отечественной войне, во время которой пять девушек-зенитчиц защищают свою родину. В финале командир мстит немецким солдатам за каждую погибшую сослуживицу.

Такая месть оправдана и носит иной характер.

Мстить способны люди с низким уровнем нравственности, но иногда ситуация требует возмездия. Так поступать можно ради достижения правосудия или защиты чести.

В произведении В. Астафьева «Людочка» рассказывается о несчастной судьбе юной девушки, которая была изнасилована преступниками. Людочка не найдя поддержки среди близких и правоохранительных органов решилась на самоубийство. После страшного события отчим девушки мстит — он подкараулил Стрекача и избил его до смерти. Автор не оправдывает поступок мужчины, но объясняет совершенные действия.

Доброта и милосердие в творчестве авторов

В сочинении на тему «Великодушие и месть» можно привести аргументы из «Капитанской дочки» Пушкина. Петр Гринев противопоставлен по нраву Швабрину.

Благородство и порядочность характерны для Петра — он прощает друга и не желает ему мстить из-за неразделенных чувств. Швабрин не справился со своей ненавистью до конца жизни, хотя ничего хорошего все равно не добился.

Великодушие и доброта Гринева по отношению к людям приносило ему положительные моменты.

Итоговое сочинение по направлению «Месть и великодушие» (пример)

В книге Д. Роулинг о «Гарри Поттере» содержится тема мести, великодушия по отношению к ученикам школы. Гарри не отвечает ненавистью на колкие действия Снейпа, а проявляет благородство и терпение.

В произведении Куприна «Гранатовый браслет» главный герой Желтков, заканчивая жизнь самоубийством, подтверждает благородство, потому что обещал мужу и брату своей любимой, что больше не будет им препятствовать. Мужчина погибает, так как чувствует, что мешает гармонии семейной жизни, а жить без любви он не может.

В работе Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей» Федор Бурьянов жаждет мести из-за зависти. Мужчина не может смириться с тем, что Егор Полушкин принял пост лесничего.

Федор вместе с друзьями избивает мужчину, оставляя погибать. Борис Васильев затронул тему великодушия, поставленную выше по уровню, чем ненависть и злоба.

Перед смертью Егор не говорит кто виновник этой драки, не желая опускаться до уровня своего обидчика.

Итоговое сочинение по направлению «Месть и великодушие» (пример)

В произведении Кондратьева «Сашка» рассказывается о благородном поступке солдата, пожалевшего пленного немца. Русский воин не смог убить фашиста, оказавшегося без защиты, а также неспособного сопротивляться в один из зимних дней.

Роман Льва Толстого «Война и мир» охвачен темой милосердия, сочувствия и благородства к оступившимся, людям, выбравшим неверный путь или причинившим другим боль и страдание.

Примером великодушия является поведение графа Ильи Ростова, когда его сын Николай, проиграв в карты крупную сумму средств, нагло и фамильярно рассказывает ему об этом. Отец понимает такой поступок, ведь сын несерьезно относится к деньгам.

Благородство проявляется в том, что после случившегося старший Ростов не оттолкнул своего сына, разорившего их семью, а простил и проявил внимание. Поступок отца привел Николая к осознанию своих действий.

Отмщение редко приносит удовлетворение, этим чувством не заглушить боль. Наоборот, месть порождает еще большее зло, разрушая душу. Чтобы искоренить ненависть, на нее нужно отвечать добром и прощением, ведь милосердие может спасти в трудной ситуации.

Примеры сочинений на тему: Месть и великодушие

Подробности Категория: Образцы сочинений ЕГЭ по литературе
Итоговое сочинение по направлению «Месть и великодушие» (пример)

Направление “Месть и великодушие” итогового сочинения 2018-2019 по литературе: примеры, образцы

Примеры написания сочинений по литературе по направлению “Месть и великодушие”. К сочинениям приведена статистика. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Примеры сочинений

С малых лет нас учат прощению: прощать нужно всех и вся. ,- говорит мама. , – гласит Библия. Но сердце жаждет мести, желая отомстить обидчику. Стоит ли опускаться до уровня негодяя, причинившего вам боль? Опыт мировой литературы говорит о том, что нет, не стоит. Достаточно вспомнить историю Швабрина, героя повести А.С.Пушкина .

Молодой человек, оскорбленный невзаимностью Маши Гриневой, распускает о девушке гнусные сплетни. Воспользовавшись случаем, герой берет в плен Машу и требует, чтобы она вышла за него, угрожая заморить девушку голодом.

Это не любовь, это месть Гриневу, более удачливому влюбленному. Но справедливость торжествует, ведь мстительность – всего лишь одна из многих отрицательных черт персонажа.

И Швабрин в итоге попадает в темницу за измену Родине. То есть человек, не умеющий прощать, скорее всего, не способен сострадать, а значит, жесток и порочен. И Б.

Васильев, известный писатель, тоже поддерживает данную точку зрения. Вспомним повесть .

Читайте также:  Почему плохо жить без цели?

Федор Ипатьевич Бурьянов не смог простить Егору Полушкину назначения на пост лесничего. Поэтому вместе с дружками избивает Егора так, что за мужчиной тянется кровавый след до самого дома.

Но Полушкин, даже умирая, не отплатил родственнику той же монетой: не выдал, что узнал нападавших. Его совесть чиста, не испятнана местью. Но мне кажется, что дело все-таки в том, кому и за что мстить.

Тот же автор в повести рассказывает о гибели пяти девушек-зенитчиц от рук фашистских захватчиков.

Оставшись в живых, командир маленького отряда Васков в ярости убивает немцев, оставляя в живых только четверых. Это праведная месть, и, мне кажется, единственная, имеющая право на существование.

Таким образом, месть – низкий для нравственно развитой личности поступок, который, в порыве гнева, может показаться единственно верным. Однако это далеко не так. Лишь единичные случаи достойны праведного возмездия.

Но точно не человек, который нарочно или нечаянно вас обидел.

Всего: 296 слов

Великодушие и эгоизм – антонимы в русском языке и антонимы в жизни.Как много говорят лишь одним своим происхождением эти два слова: великодушие – сложение двух основ – великая душа.

  • Эгоизм – основа слова – эго – “я”.
  • Великодушие, на мой взгляд, это редкое качество у нынешнего поколения, нечасто встретишь по-настоящему великодушных людей, открытых миру, близким, окружающим, готовых помочь всегда и безвозмездно.
  • При нашей жизни, жестокой и неискренней, люди становятся эгоистами, перестают доверять окружающим, делают всё лишь во благо себе, идут на какие-то поступки только из корыстных побуждений.
  • В них говорит то самое “я”, которое заложено с самом слове – эгоизм.

А как же важно все-таки, несмотря на все жизненные неурядицы и трудности, оставаться великодушным человеком, прощать, но при этом не ждать прощения, помогать, и не ждать чего-то взамен, любить без корысти, без злого умысла, делать открыто, мыслить светло.Мне кажется, важно уметь посмотреть на себя со стороны, если тебя назвали эгоистом, задуматься, почему так произошло, что дало повод людям так думать. Важно, я бы сказал, жизненно важно, искоренить в себе ростки эгоизма, если они стали прорастать.

Великодушие еще никогда не было никому во вред, а эгоизм – это то, из-за чего происходят многие разрушения в нашей жизни – рушатся дружба, любовь, близкие и родственные отношение, отношения деловые, рушится бизнес, карьера, да, в конце концов, часто рушится сама жизни. Эгоизм – это не только отделение себя от остальных, эгоизм – это, прежде всего, одиночество.

  1. Будьте великодушными, люди, ведь тогда мы сможем разукрасить нашу жизни более яркими красками, и закрасить чёрный цвет эгоизма.
  2. Всего: 252 слова

Можно ли оправдать месть? Это сложный этический вопрос, на который каждый ответит по-своему. Однако никто не может сказать честно, пока сам не окажется в ситуации, когда правосудие и месть в его сознании сольются воедино. Кто-то сможет превозмочь себя и отказаться от зла в ответ на зло. Но большинство людей, как я думаю, ответит ударом на удар.

И в некоторых ситуациях я могу их оправдать. Приведу примеры из литературы.Бывают случаи, когда месть – единственное средство добиться правосудия. Например, в книге В. П. Астафьева молодую девушку изнасиловали преступники.

Один из них, зачинщик, только что вернулся из тюрьмы и набросился в темном парке на героиню, заставив и других сообщников овладеть ею силой, чтобы все они были связаны одним преступлением. Несчастная жертва ни у кого не нашла поддержки: наставница ее сказала, что это норма, мать была занята созданием новой семьи, а знакомый парень и вовсе стал одним из насильников.

Никто не проявил должного участия к ее судьбе. Отчаявшаяся Люда повесилась, так и не найдя выхода. Узнав об этом, ее отчим пошел и зверски избил Стрекача, того самого мужчину, который первым набросился на девушку.

Я понимаю, что это самосуд, но осуждать героя не могу, ведь его гнев достоин оправдания, раз власть бездействовала, а преступников никто не смог остановить.В книге М. Горького молодые цыгане не смогли найти общий язык. Радда и Лойко любили друг друга, но были слишком горды и независимы, чтобы признать власть чувства над собой.

Героиня поставила перед возлюбленным ультиматум: либо он встает на колени перед ней при всем таборе, либо она никогда не выйдет за него замуж. После разговора он долго и напряженно думал. И вот они вдвоем стоят друг напротив друга, и женщина уже предвкушает победу. Но вдруг Лойко убивает ее и падает перед ней на колени, как она того и хотела.

Героиня лишь прошептала, что избранник все сделал правильно. Но отец Радды думал иначе и убил молодого цыгана. Он отомстил за дочь, и Лойко знал, что так будет. Старика нельзя осуждать, ведь потеря ребенка – это самое ужасное потрясение в жизни родителя, и этого горя никак не забыть и не смягчить. Тем более молодой человек прекрасно понимал, на что идет, убивая дочь на глазах отца.

Таким образом, в некоторых случаях месть можно оправдать, ведь иногда людям больше не на кого рассчитывать, кроме них самих. Оставляя преступников без наказания, они обрекают на заклание новых жертв.

Также бывают случаи, когда злоумышленник сам призывает возмездие, осознавая вину и принимая ту меру, которую избрал тот, кто имеет моральное право воздать преступнику по заслугам.

Я считаю, что в этих ситуациях месть может быть оправдана.

Всего: 423 слова

Месть – порождает зло,а зло влечет за собой кару.Месть – это последнее, что остается у человека.Человека одиного, безнадежного.Отказаться от мести все ранво,что спасти себя.

Мы часто не понимаем, что если человек сделал тебе что то плохое, неужели он должен остаться безнаказанным?Моя бабушка всегда говорила, что месть сводит сума. Я ей верю. Она прожила много лет и видела, то что мне предстоит узнать.

Она говорила, что сама на себе испытывала это чувство беспощадности, то что грызет тебе изнутри, то что пораждает боль и обида. Всегда хочется дать сдачи, так чтобы обидчику было намного больней чем тебе.Порой месть может занять всю твою жизнь. Ты забываешь о друзьях, родителях.

Ты увлечен карой, которой ты каждый раз успокаиваешь себя: “Вот погоди же ты! Отомщу я тебе сполна!”У А.

Дюмы есть замечательный роман “Монте-Кристо”, в котором описывается жизнь юного моряка, у которого отняли все невесту, звание капитана, посадили в тюрьму, основываясь на ложных обвинениях и 11 лет он прозивал во мраке замка Иф. С того момента, как он понял, что попал в тюрьму благодаря злым людям, именно с того момента, он начал обдумывать план мести. Он отомстил, потратив на это большую часть своей жизни. И в конце он понимает, что месть была словно червем, которая грызла его изнутри.

  • Месть – это отчаянный поступок.
  • Нужно сто раз все обдумать, прежде чем идти на этот отчаянный поступок.
  • Всего: 226 слов

Личность рождается одновременно с деятельностью: на добро или на зло. Поэтому бывают личности со знаком плюс, а бывают – со знаком минус.

Те люди, которые ничего не делают, чтобы избавиться своих “минусов”, становятся на путь преступности. Что такое преступность? Это – деятельность человека, который поднимает установленные нормы, законы; запрещенную деятельность.

По моему мнению, преступность идет от нетерпимости, нелюбви, зависти, обмана, злопамятства, мести.

Библейская мудрость гласит. “Люби ближнего и прощай все несправедливости”. А потому я считаю, что месть – это большой грех человека, который может привести к преступлению. Человек, по моему мнению, не имеет права на месть, так как родился для любви.

Люди должны прощать друг другу, тогда в их отношениях не останется места для мести. Относительно смертного наказания, то я считаю, что никто не имеет права забирать жизнь у человека. А потому, наверное, не будет одинакового ответа на эту проблему.

История показывает, что смертное наказание не оказывало содействие преодолению преступности в разные времена. А потому это не выход и ситуации. И выход я усматриваю здесь один – в высокой духовности людей.

Только высоко духовная личность способна прощать, ответить на зло добром, избавиться от страха, открыть свое сердце для любви и нести ее людям.

Личностью является каждый человек. Деятельность человека, как утверждают психологи, бывает воспроизведенной и творческой. Воспроизведенная деятельность – это подготовка к творчеству, необходимый ее элемент, который характеризуется накоплением фактов и данных, необходимых для будущего творчества.

А что такое творчество? Наиболее распространенная мысль: творчество – это рождение чего-то нового, связанного с преобразованием практического опыта человека.

Есть люди одаренные, наделенные Божьей искрой, которые владеют большим талантом, – это люди, которые постоянно работают над усовершенствованием своих возможностей, и в этом их творчество.

Такой творческий человек – это профессионал своего дела, высокоразвитая, духовно богатая личность, которая создает духовные или материальные ценности человечества. Но творческих и талантливых людей в мире значительно меньше, чем творческих и трудолюбивых.

Так как, по моему мнению, творчество возможное и в будничной жизни простого человека. Я считаю, что и домохозяйку, которая устроила в доме волшебный порядок, можно назвать человеком творческим. И садовник, который выращивает новые сорта растений – творческий человек.

За годы обучения в школе я не раз слышала “творческий ученик”, “творческий учитель”. Это какого же человека называют творческим? Творческий человек тот, который вносит элементы нового, который совершенствует, развивает, обогащает себя и окружающую действительность.

Это человек, который способен создавать.

В сложное и трудное время мы живем. Может, именно через это теряем такие черты национального характера, как гостеприимность, милосердие, сочувствие. А этого так не достает нашим стареньким дедушкам и бабушкам.

Читайте также:  Как характеризует человека способность признавать свои ошибки

Мне бывает стыдно проходить переходами метро, так как там многие люди преклонного возраста просят милостыню. Это значит, что они никому не нужны: ни государству, ни родным. Отдав свои силы развитию государства и воспитанию детей, они оказались за гранью бедности.

Раньше к старым людям относились с большим уважением.

Недаром говорили: “Пока деда, пока и хлеба; пока баба, пока и совета”. Даже, если дедушка уже не слезал из печи, от него можно было услышать много поучительного и полезного.

Для ребятишек он был непочатым источником захватывающих повествований, небылиц, сказок. Бабой дорожили даже больше, чем дедом. Она была суровым охранником норм морали, праздничных обычаев, семейных традиций.

Ее присутствие и за праздничным столом, и на семейных советах укрепляло семью, делало ее богатой, духовной.

Надеюсь, что и мои ровесники, люди третьего тысячелетия, с таким же почетом и уважением будут относиться к людям преклонного возраста.

Всего: 547 слов

Месть и великодушие

Согласно Большому толковому словарю русского языка С.А. Кузнецова, месть – это намеренное причинение зла кому-либо с целью отплатить за потери, страдания, обиды; возмездие. Великодушие – наличие высоких качеств; щедрость души, благородство, снисходительность.

В этой статье мы разберём некоторые художественные произведения, которые учащиеся смогут использовать в качестве литературных аргументов на итоговом сочинении.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 21 главе описывается полёт Маргариты над Москвой. Внимание её привлекает новый восьмиэтажный дом. Она понимает, что здесь живёт критик О. Латунский.

Желание немедленной мести руководит Маргаритой, и она начинает громить квартиру того, кто «погубил мастера»: «Разрушение, которое она производила, доставляло ей  жгучее  наслаждение, но при этом ей все время казалось, что результаты получаются какие-то мизерные. Поэтому  она  стала  делать что попало».

Месть Маргариты потрясает Латунского: «Говорят, что и до сих пор критик Латунский бледнеет, вспоминая этот страшный вечер…». Лишь четырёхлетний испуганный мальчик смог остановить разрушительные действия Маргариты, и она успокаивает заплаканного ребёнка.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» князь Андрей Болконский долго не может простить Наташу Ростову, изменившую ему с Анатолем Курагиным. Его терзает чувство мести к Анатолю, человеку, который разрушил его счастье.

Будучи тяжело раненным, Болконский встречается со своим врагом. Анатоль страдает от боли, он потерял ногу. И вместо чувства реализованной мести Андрей испытывает желание «плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами». Чувство всепрощения открывается герою.

Андрей Болконский проявляет великодушие и прощает Анатолю все прошлые обиды.

Тема проявления великодушия интересно представлена в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», а именно во взаимоотношениях Петра Гринёва и Емельяна Пугачёва. Незнакомый человек, впоследствии оказавшийся Пугачёвым, во время бурана показывает дорогу к постоялому двору Гринёву и его слуге Савельичу, тем самым выручая их.

Пётр преподносит спасителю заячий тулуп. И хоть тулуп не подходит Пугачёву, тот благодарен за него: «Награди вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», – говорит он Гринёву. Следующая встреча происходит уже во время восстания. Гринёв находится между жизнью и смертью.

Его должны повесить вместе с остальными, но Пугачёв узнаёт Савельича и сохраняет жизнь Петру, проявляя великодушие: «Я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов». И далее Пушкин начинает испытывать великодушие Пугачёва, ставя его всё в новые ситуации.

Гринёв отказывается присягнуть Пугачёву: «Я природный дворянин; я присягал императрице: тебе служить не могу», – говорит Гринёв Пугачёву. Самозванец принимает этот отказ. Также бунтовщик выручает из беды Машу Миронову, хотя и узнаёт, что Маша – дочь коменданта крепости. Он помогает освободить её: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай».

Образ Пугачёва неоднозначен. Действительно, каким бы злодеем ни был человек, но в глубине души всегда можно найти доброе начало.

Поистине великодушный и благородный характер представлен в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

В центре повествования простой русский солдат Андрей Соколов, который и в мирной жизни, и  на войне действует по одному принципу: «На то ты и мужчина, на то ты и  солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». В этом образе воплощён русский национальный характер.

                                                                               К.ф.н. Кривенкова И.А.

Сочинение по направлению «Месть и великодушие»

Сочинение по направлению «Месть и великодушие». Разбор по направлениям тем итогового сочинения. Итоговое сочинение 2018-2019.

Цитата: «Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его». (Фрэнсис Бэкон)

Вступление (тезис)
Мстительность – давно известное свойство человека. В большей или меньшей степени оно присутствует в каждом из нас и выступает как самая первая, крайне эмоциональная, реакция на несправедливость. Унижение, оскорбление, обида, — вот, что побуждает нас желать мести.

Однако, давайте вспомним, в каком психологическом состоянии находится человек, твёрдо решивший мстить? – Это душевная чёрствость, раздражительность, замкнутость, агрессивность. Момент мести может случиться ещё не скоро, а человек своим поведением уже причиняет страдания родным и друзьям.

Поэтому мстительность имеет крайне деструктивные, разрушающие душу последствия. Конечно, наш обидчик может совершить такой поступок, из-за которого мы не сможем его легко простить.

Но и отвечать подлым поступком на подлый поступок тоже не выход, ведь таким образом мы становимся вровень с врагом.

Чтобы не быть голословными, проиллюстрируем данный тезис на примерах из отечественной литературы.

Аргумент №1
В качестве первого аргумента можно привести пример Алексея Александровича Каренина, героя романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Будучи уже совсем немолодым человеком, Каренин женился на юной девушке Анне, которая стала ему хорошей женой.

В течение десяти лет в их семье царила гармония: Алексей Александрович всего себя отдавал работе, вместе с женой посещал светские мероприятия и вообще во всех смыслах держался достойно; Анна воспитывала ребёнка, создавала домашний уют, помогала мужу.

Но однажды женщина познакомилась с молодым офицером-аристократом Вронским и влюбилась в него. Быстро развивающийся роман поставил под угрозу брак Карениных. Анна оставила мужа и ушла к Вронскому. Алексей Каренин вознамерился отомстить жене и её любовнику. Он запретил матери видеться с сыном.

На предложение Анны расторгнуть брак ответил категорическим отказом, прикрываясь нормами церкви и морали. Мстительность Каренина переросла в озлобление, отчего он имел болезненный вид.
Алексей работал в министерстве и считался передовым человеком, которому завидовали и на которого равнялись коллеги.

Вследствие семейного конфликта его деловая хватка ослабла. Он стал допускать ошибки, плохо готовился к заседаниям, выдвигал изначально провальные законодательные предложения. Умопомрачением чиновника воспользовались конкуренты по министерству и обошли Каренина, отчего последний совершенно отчаялся.

Алексей Александрович ясно понимал, что жену не вернуть, что брак окончательно разрушен и может иметь только формальный вид. Но при этом не давал жене развода, нанимал адвокатов, стал невероятно суров и строг со своим сыном.

Мстительность Каренина, его упорство в нежелании прощать жену, предоставить ей свободу привела к катастрофе – не выдержав общественного порицания, Анна бросилась под поезд. Самого же Каренина ждала не лучшая участь: он потерял всякий интерес к жизни, перестал видеть смысл в работе, стал раздражительным и болезненным.

Аргумент №2
Вторым аргументом, ярко демонстрирующим, как жажда мести разъедает душу человека, может стать пример из другого романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Наверное, нет в отечественной литературе более непохожих героев, чем Андрей Болконский и Анатоль Курагин. Молодые люди принадлежат к сословию высшей русской аристократии.

Однако, если Болконский дорожит дворянским происхождением, ведёт себя сдержанно и серьёзно относится к долгу, то Курагин позорит своё имя, впутываясь в различные хулиганские авантюры.

Оба являются людьми очень состоятельными, однако Болконский ведёт аскетический, почти спартанский образ жизни, а вот Курагин стремительно проматывает деньги семьи и влезает в долги.
Естественно, различно и отношение молодых людей к женщинам. Женщина для Болконского – объект поклонения и любви. Любви искренней, платонической.

Когда судьба познакомила его с графиней Ростовой, Андрей был на седьмом небе от счастья и желал только одного – быть для Наташи достойным и преданным мужем. Что же касается Курагина, то женщина для него – только объект вожделения и игры. Не стала исключением и невестка Болконского Наташа Ростова.

Разлучить девушку с женихом, влюбить в себя и воспользоваться её наивностью, — для молодого человека это стало очередной гусарской забавой и способом самоутверждения. Что при этом чувствуют другие люди, какого им быть жертвами его подлых игр? – Анатоля это вовсе не заботит.

Болконский всегда с презрением относился к Курагину, но, до случая с Наташей, ему не было до него никакого дела: шалит себе – да и пусть шалит. Теперь же Анатолий нанёс ему личное оскорбление, и Андрей поклялся отыскать наглого барчонка и вызвать на дуэль.

Два года князь не находил покоя, был одержим желанием мести, но случай всё разводил молодых людей. Андрей выглядел подавленным, был груб с сестрой и даже для лучшего друга стал враждебен и суров.
И вот, в самый разгар Бородинского сражения, Болконский и Курагин оказались на поле битвы, не подозревая друг о друге.

Разорвавшаяся граната серьезно ранила князя Андрея, и он попал в полевой госпиталь. В полусознательном состоянии он лежал на операционном столе и ждал своей участи. Полностью забыться ему мешал дикий вопль раненого соседа. Болконский видел, как полевой доктор быстро и легко отрезал бедолаге ногу, отчего последний получил болевой шок. Вглядевшись в лицо страдающего офицера, князь узнал в нём своего заклятого врага.

Андрей осознал, что их обоих ждёт одно и то же – смерть и забвение. И зачем теперь ненавидеть Анатоля и желать ему смерти? Что бы не совершил этот человек, он не заслужил таких страданий.

Читайте также:  Тема маленького человека в повести Гоголя «Шинель»

Озлобление, желание отомстить, жажда возмездия, — ничего не чувствовал к нему Болконский, кроме любви и сострадания. Сцена встречи заклятых врагов – одна из сильнейших в русской литературе.

Толстой ясно дал понять, что перед лицом смерти вражда, мелкие склоки, обида, уходят на второй план. В такой момент лучшее, что может сделать человек – простить.

Вывод
Рассмотренные нами примеры подтверждают тезис об исключительно деструктивном, разрушающем характере мести.

«Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили», — сказал известный английский философ.

Это верно как по отношению к Алексею Каренину, так и к Андрею Болконскому. Мир человека, вознамерившегося отомстить, очень быстро окрашивается в тёмные тона.

Материалы к ИТОГОВОМУ. МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ

Если рассматривать в данном направлении диаметрально-противоположные понятия, то наиболее точным антонимом слова «месть» является слово «прощение».

Учитывайте это при подготовке к  декабрьскому сочинению.

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

  • Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане. 
  • Аспекты направления: 
  • Месть. 

Причины мести: обида, зависть и т.д. 

  1. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). 
  2. Последствия мести.
  3. Прощение и его последствия. 
  4. Месть и прощение как тяжелый нравственный  выбор. 
  5. Месть и великодушие как две стороны одной медали. 
  6. Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. 
  7. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. 
  8. Великодушие к врагу. 
  9. Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением. 
  10. Месть как чувство и действие 
  11. Кровная месть как социально-историческое явление. 
  12. Рассмотрим 3 взаимосвязанных  понятия: 
  13. МЕСТЬ/ ВЕЛИКОДУШИЕ/ПРОЩЕНИЕ
  14. МЕСТЬ 
  15. Определение: 

Месть как действие: намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Желание наказать того человека, который причинил вам зло. Кровной местью называют обычай у некоторых народов карать смертью человека, который убил родственника или кого-либо из родных. = возмездие, вендетта 

Синонимический ряд: вендетта, мщение, отплата, отмщение, разг. отместка, сатисфакция, реванш, кара, расплата, воздаяние, наказание, возмездие, злопамятство, жестокость. 

Словоупотребление: 

Насладиться местью, месть свершилась, вынашивать месть, замышлять месть, месть настигла, упиваться местью, предвкушать месть, лелеять месть, обрушить месть, утолить жажду мести, удовлетвориться местью, отплатить местью, задумать месть, продиктовано местью, жажда мести, месть за месть, грозить местью, обдумывать план мести, оправдывать месть. 

Какой бывает месть (определения)? грозная (Жуковский, Рылеев); губительная (Рылеев); жестокая (Белый); кровавая (Пушкин); лютая(Рылеев); свирепая (Полевой); слепая (Фруг); ярая (Козлов) праведная, изощрённая, справедливая, мелочная, удовлетворённая, банальная, родовая, сладостная, запоздалая, беспощадная, утончённая, сладкая, долгожданная, своеобразная, жестокая, личная, немедленная, страшная, мелкая, грядущая, злобная, достойная, коварная, слепая, священная, возможная, маленькая, бессмысленная, желанная, жалкая, благородная, ужасная, маленькая, лучшая, ответная, святая, скорая, народная, глупая, низкая, предстоящая, будущая, идеальная, тайная, жуткая, простая, обычная, великая, настоящая, небольшая, подобная, политическая, единственная, хорошая, последняя, собственная. 

  • ВЕЛИКОДУШИЕ 
  • Определение: 
  • Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. 
  • Простить обиду в порыве великодушия. 
  • Наличие высоких душевных качеств, щедрость души; благородство. 

Итак, великодушие – это положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает.

Моральным сознанием общества оцениваются как великодушие такие случаи проявления гуманности как самопожертвование ради интересов других, отказ от требования наказать совершившего проступок или причинившего ущерб, гуманное отношение к побежденному.

В христианской морали великодушие понимается как всепрощение. Людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих», быть терпимым.

Оборотной стороной этой заповеди является отсутствие требовательности к людям, попустительство злодеяниям. 

  1. Синонимы: благородство, терпимость, милосердие, снисходительность, величие души, прощение, бескорыстность, благородность, благородство, великосердие, возвышенность, высокость, рыцарство, щедрость. 
  2. Устойчивые выражения и словоупотребление: взывать к великодушию, проявить великодушие, в порыве великодушия, играть в великодушие, уповать на великодушие, простите великодушно. 
  3. ПРОЩЕНИЕ 
  4. Определение: 
  5. Отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб. 

Требование прощения исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершенное зло и снисхождения к обидчику, широко представленного в древних религиозно-этических текстах: “Недобрым делай добро, будь верен также и неискренним…

На ненависть нужно отвечать добром” (“Даоде цзин”, § 49, 63), “Нельзя ударить брахмана, но и брахман пусть не изливает свой гнев на обидчика. Позор тому, кто ударил брахмана, и еще больший позор излившему гнев на обидчика” (“Дхаммапада”, 389).

Смысл милосердного прощения не просто в забвении причиненного зла (забыть можно в презрении, в равнодушии к тому, кто совершил зло или стремился к этому), а в отказе от мщения как первом условии возможного примирения. Прощение — это забвение обиды и согласие на мир в прощении происходит признание другого, а через признание — принятие его.

Прощение соотнесено с раскаянием, нравственный смысл которого заключается в искреннем признании собственных прегрешений.

Не противореча требованию непримиримости ко злу (ненависть к нему не означает непременной ненависти к тем, кто совершил зло), милосердное прощение, в частности, выражается и в том, что, ненавидя порок, следует относиться к порокам других так, как по долгу совершенства человек относится к своим собственным порокам, т. е. делать все возможное, чтобы исправлять их.

Но прощение не должно быть истолковано как попустительство (ведь есть нечто, в чем нельзя уступать); Этически сложна ситуация, в которой человек должен прощать обиды, нанесенные не ему, а тем, кого он любит и о ком призван заботиться. На это указывает Ф. Ницше, уточняя: прощай обиды, нанесенные тебе, но недопустимо прощение обид, нанесенных другу, твоим другом самому себе.

В отличие от этики милосердия и совершенства прощение рассматривается в контексте заключенных договоров и принятых обязательств и соответственно как зависящее от них. Так, у Т.

Гоббса требование прощения, рассматриваемое как один из естественных законов, — обязательно, однако не абсолютно и допустимо при условии, что: а) имеются гарантии в отношении будущего, б) обидчик раскаивается, в) обидчик просит прощения и тем самым желает восстановления мира.

При другом подходе к морали прощение и забвение обид трактуются как проявление неблагоразумия: прощать и забывать — значит не учитывать приобретенный опыт, и каждый отдельный случай прощения может стать предпосылкой новых обид и ущерба себе или другим (А. Шопенгауэр). В конце 20 в. понятие прощения проблематизируется в этико-психологических исследованиях и психотерапевтических разработках, где рассматривается не столько как нравственное требование, сколько как конкретная жизненная задача, решение которой необходимо и насущно либо с целью восстановления отношений с близкими людьми после нанесенной ими обиды (оскорбление, унижение, измена и т. п.), либо с целью перестраивания собственной жизни после нанесенного непоправимого ущерба (намеренное разорение, нанесение увечья человеку или его близким, убийство близких и т. д.). 

  • Синонимы к слову прощение: помилование,  отпущение, оправдание, амнистия, извинение, пощада, милосердие. 
  • Словоупотребление и устойчивые выражения:  заслужить прощение, просить прощения, умение/неумение прощать.
  • Тезисы по проблеме «Месть и великодушие»

Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.

Месть и прощение как тяжелый нравственный  выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.

Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.

  1. Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.
  2. Месть как чувство и действие.
  3. Кровная месть как социально-историческое явление
  4. Список литературы

•«Война и мир» Л.Н. Толстой 

•«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов 

•«Капитанская дочка» А.С Пушкин 

•«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков

•«Граф Монте-Кристо» А. Дюма 

•«Маскарад» М.Ю. Лермонтов 

  • •«Три мушкетера» А. Дюма 
  • •«Гамлет» У. Шекспир 
  • •«Ромео и Джульетта» У. Шекспир 
  • •«Макбет» У. Шекспир 

•«Выстрел» А.С. Пушкин

•«Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин

•«Электра»  Софокл 

•«Страшная месть» Н.В. Гоголь 

•«Дубровский» А.С. Пушкин 

•«Дочь Ивана, мать Ивана»  Г.Е. Распутин 

  1. •«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Бах
  2. •«Искупление» И. Макьюэн 
  3. •«Ребекка» Д. Дюморье 
  4. •«Отелло» У. Шекспир 
  5. •«Грозовой перевал» Э. Бронте 

•«Три товарища» Э.М. Ремарк

  • •«Медея»  Еврипид 
  • •«Белый олеандр» Дж. Фитч 
  • •«Кэрри» С. Кинг 
  • •«Милые кости»  Э. Сиболд 
  • •«Замок из стекла» Дж. Уоллс 

•«Театр» У.С. Моэм 

  1. •«Тигр, тигр!» Альфред Бестер 
  2. •«Рита Хейуорт или побег из Шоушенка»  С. Кинг 
  3. •«К востоку от рая» Дж. Стейнбек 
  4. •«Амстердам» И. Макьюэн 
  5. •«Убийство в «Восточном экспрессе»»  А. Кристи 

•«Овод» Э.Л. Войнич 

  • •«Джентльмены и игроки» Дж. Харрис 
  • •«Притворяясь мертвым» С. Каста 
  • •«Кадиллак» Доллана  С. Кинг 
  • •«Клоун Шалимар» С. Рушди 

•«Ворошиловский стрелок» В.А. Пронин 

•«Декамерон»  Дж. Боккаччо 

•«Дом, в котором» М.С. Петросян 

•«Мемуары гейши» А. Голден 

•«Белая голубка кордовы» Д.И. Рубина 

•«Выживший» М. Панке 

•«Алая буква» Н. Готорн 

•«Опасные связи» П. Ш. де Лакло 

  1. •«Престиж» К. Прист 
  2. •«Срок авансом» У. Тенн 
  3. •«Все мои враги мертвы» Р. Брэдбери 

•«Месть» А.П. Чехов 

•«Бабка» В.А. Осеева 

•«Любовь к жизни» Дж. Лондон

•«Друг» Л.Н. Андреев (возмездие) 

•«Смертный приговор» А. Азимов 

•«Приказ есть приказ» Б. Фредерик 

Е.М.Майорова

Ссылка на основную публикацию