Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

  • Сегодня на уроке мы:
  • · Поговорим о противоречиях в
    характере главного советского писателя Максима Горького.
  • · Узнаем, что повлияло на
    развитие его литературного таланта.
  • · Разберёмся, почему Горький
    считал, рассказ «Старуха Изергиль» одним из самых красивых своих произведений.
  • Максим Горький – одна из самых противоречивых фигур в
    русской литературе.

Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Его называли основоположником соцреализма и символом
романтизма начала XX
века. Горький дважды становился политическим эмигрантом. Первый раз при царской
власти, второй – при советской. Оценивали жизнь и творчество писателя в разные
периоды истории нашей страны тоже по-разному. Горького возносили на вершину
славы и свергали с неё.

Алексей Максимович Пешков, известный нам под
псевдонимом Максим Горький, был единственным сыном Максима Савватиевича Пешкова
и его жены Варвары Васильевны. Писатель появился на свет 16 марта 1868 года.
Когда мальчику исполнилось 3 года, он тяжело заболел холерой. Его удалось
спасти, но болезнь оборвала жизнь его отца, который выхаживал своего больного
ребёнка.

Варвара Васильевна скоро вышла замуж второй раз, оставив сына
на попечение родителям. Детские впечатления о годах в доме бабушки и
дедушки позже нашли отражение в повести «Детство».

Конечно,
автобиографическую трилогию «Детство», «В людях» и «Мои университеты» нельзя
рассматривать как абсолютно достоверный источник. Всё-таки это художественное
переосмысление своего жизненного опыта.

Но именно в этих книгах можно
проследить формирование личности писателя, его мировоззрения.

Огромное влияние на писателя оказала его бабушка, Акулина.
Горький вспоминал: «Я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется,
я и думал в формах её стихов».

После того, как дед Горького разорился, вся семья переехала в
самый нищий район. В 11 лет писатель узнал, что такое голод, унижения и тяжкий
труд.

Мальчику приходилось искать на улице старые вещи, чтобы продать их и
заработать на хлеб. Вот что писал Горький о школе: «…

ученики высмеивали
меня, называя ветошником, нищебродом, а однажды, после ссоры, заявили учителю,
что от меня пахнет помойной ямой и нельзя сидеть рядом со мной».

Училище главный советский писатель не смог закончить из-за
бедности. А к экзаменам в Казанский университет его не допустили из-за
отсутствия аттестата. Поэтому своим образованием Горький занялся сам. Чтение он
полюбил ещё с детства. В юности его любимыми писателями стали Флобер, Бальзак
и Стендаль.

Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Кроме того, Горький изучал философию, особенно работы Ницше
и Шопенгауэра.

Постоянная нищета, голод и неудачи заставляли Горького
браться за любую работу. Он был помощником
пекаря, грузчиком и сторожем. Работал в столярной и красильной мастерских и
даже тянул лямку бурлаком. Горькому приходилось жить в ночлежках. А иногда он и
вовсе оставался без крыши над головой.

Эти тяготы довели его до попытки самоубийства. А чувство
чудовищной социальной несправедливости нашло отклик в кружке марксистов.
Горький начал заниматься революционной пропагандой, попал под надзор полиции и
был арестован.

Первым литературным опытом Максима Горького стала поэма
«Песнь старого дуба»
, которую он показал своему новому знакомому – писателю
Владимиру Короленко. Короленко раскритиковал поэму. И Горький поклялся никогда
больше не заниматься литературой. К счастью для всей мировой культуры, клятву
он не сдержал.

В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» был
опубликован рассказ «Макар Чудра». Именно тогда писатель впервые
подписался как Максим Горький. Вскоре в газетах появились и другие рассказы.

Ранний период творчества Максима Горького называют
романтическим. К романтическому периоду относится дебютный рассказ писателя
«Макар Чудра», рассказы «Емельян Пиляй», «Челкаш», «Старуха Изергиль» и многие
другие произведения. Главными темами этого периода для писателя стали тема
предназначения человека, тема борьбы низкого и высокого в его душе, тема
отношений человека и общества.

Замысел рассказа «Старуха Изергиль» возник у писателя, когда
весной 1891 года Горький путешествовал по южной Бессарабии. Но работа над этим
произведением была закончена только осенью 1894 года. В печать рассказ вышел
следующей весной в апрельских номерах «Самарской газеты».

Писатель очень ценил это произведение. «Видно, ничего не
напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал»,
– годы
спустя признавался он в письме Антону Павловичу Чехову.

В рассказе «Старуха Изергиль» очень яркий романтический
колорит. Это и экзотическая атмосфера южных молдавских земель, и
противопоставленные обществу исключительные герои, и мотив борьбы.

Кроме того,
в рассказе проявляются особенности, характерные для жанра притчи. Притчей
называют короткую поучительную историю с ярко выраженной моралью.

Назидательный
тон и нравственный пафос присущи практически всем горьковским произведениям
романтического периода.

Ключевую роль в рассказе играет сложная многослойная
композиция. В «Старухе Изергиль» есть легенды о Данко и Ларре. Есть
герой-рассказчик, старуха Изергиль, которая рассказывает эти две легенды и
историю собственной жизни. И есть автор-рассказчик, который даёт оценку всем
героям и их поступкам.

Как соотносятся истории старухи Изергиль, Данко и Ларры?
Прежде всего, это три разных жизненных позиции. Ларра живёт вне людей и для
себя. Данко живёт с людьми и для людей. А старуха Изергиль прожила жизнь с
людьми, но для себя. Она словно объединяет в себе этих двух героев,
противопоставленных друг другу.

Данко – идеальный романтический герой, который
пожертвовал собой ради блага людей. Ларра – абсолютный эгоист, образ
сверхчеловека, который уверен, что ему можно всё.

Сила и красота Ларры – ничто
без уважения к людям и их законам, без доброты и без цели в жизни. Цивилизация
отторгает его.

Это своеобразное предупреждение писателя современникам,
увлечённым теориями Фридриха Ницше о сверхчеловеке.

Старуха Изергиль – образ более сложный. Она горда,
отважна, свободолюбива и сильна. Изергиль способна рисковать жизнью ради
любимого человека.

Именно из её уст звучат слова о подвиге: «В жизни, знаешь
ли ты, всегда есть место подвигам.

И те, которые не находят их для себя, – те
просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали
жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не
пожирала бы людей бесследно…»

Но жизнь самой Изергиль прошла бесследно. Она относилась к
людям равнодушно и потратила жизнь на удовольствия и любовные приключения. Не
зря описание внешности красивой в прошлом старухи так напоминает о тени Ларры.
Призраке иссохшего красавца-орла.

Как это и бывает в притчах, мораль рассказа «Старуха
Изергиль» предельно ясна. Эгоизм и потакание своим порокам – это путь к
забвению, зря растраченное время и силы. Смысл человеческой жизни писатель
видит в бескорыстном и самозабвенном служении обществу.

Вместе с тем, в рассказе «Старуха Изергиль» писатель
рассуждает и на многие другие важные темы. Например, в легенде о Данко
раскрываются проблемы самопожертвования. Общество не ценит жертв, а зачастую
даже пытается противодействовать герою.

Так люди на середине пути бунтуют
против Данко, а выйдя к свету, тут же забывают о нём. Горящее сердце осторожный
человек давит ногой. В историях старухи Изергиль и Ларры раскрывается проблема
свободы и вседозволенности, в которую превращается свобода, если человек
эгоистичен.

Тогда как свобода Данко неотделима от чувства осознанной
ответственности за тех, кого он повёл за собой.

Очень интересно раскрывается в рассказе тема любви. Ларра
любит только себя. Изергиль заменяет любовь страстью. При этом объекты её
страсти стремительно меняются.

По сути, это просто другая форма любви к себе и
удовольствиям. По мнению писателя, истинная любовь именно та, что живёт в
сердце Данко. Это бескорыстная, всеобъемлющая любовь ко всем людям и ко всему
миру.

Именно поэтому образ Данко часто сравнивают с образом Христа.

Как мы знаем, в конце XIX – начале XX
века романтизм переживал своё второе рождение. Многие романтические традиции
унаследовал символизм. Но романтизм Горького никогда не был оторван от жизни.

Концепция чистого искусства была чужда этому писателю. Образ Данко для Горького
– образ идеального революционера.

А после выхода «Песни о Буревестнике» за
писателем закрепилось прозвище «буревестник революции».

В 1901 году в творчестве Горького начинается новый этап. Он
знакомится с Толстым и Чеховым, пишет роман «Трое» и пробует свои силы в
драматургии.

Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Создаёт знаменитые пьесы «Мещане» и «На дне». Популярность
Горького растёт. Его пьесы ставят и в русских, и в европейских театрах.
Нижегородская квартира писателя становится местом встреч русской интеллигенции.

Там бывали писатели Чехов, Бунин и Толстой. Частыми гостями стали знаменитый
оперный бас Фёдор Шаляпин, художник Илья Репин и актёр Константин Сергеевич
Станиславский.

Квартиру Горького за это называли «Горьковской академией».

В тысяча девятьсот втором году Горького избрали почётным
академиком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Но по
личному распоряжению императора Николая II это избрание аннулировали.

В знак протеста Чехов и Короленко
отказались от членства Императорской
Академии наук. У Горького даже появились подражатели, которых в литературных
кругах называли «подмаксимовками».

К «подмаксимовкам» причисляли даже
Бунина и Куприна.

Популярность Максима Горького была настолько велика, что,
когда его арестовали за создание прокламации с призывом к «немедленной,
упорной и дружной борьбе с самодержавием»,
на защитуписателя встал
весь мир.

Писатели Том Харди и Анатоль Франс, скульптор Огюст Роден, композитор
Джакомо Пуччини и многие титаны мировой культуры требовали освободить Максима
Горького.

В некоторых европейских странах даже организовывались студенческие
демонстрации.

Такого напора общественности власти не выдержали. Писатель
вскоре вышел на свободу и уехал в Соединённые Штаты Америки.

Там он встречался
с читателями и журналистами, общался с писателями, успев подружиться с Марком
Твеном. И попутно собирал деньги для большевиков. Горький поддерживал революцию
не только агитацией.

Часть гонораров он перечислял на нужды большевиков, а на
его даче даже собирали бомбы.

В Америке писатель провёл полгода, а после уехал на Капри,
чтобы лечить обострившийся туберкулёз. В эмиграции Горький продолжал активно
заниматься и литературой, и политической деятельностью. На родину он смог вернуться
только в 1913 году, когда объявили частичную амнистию политзаключённым честь
трёхсотлетия дома Романовых.

Будучи под постоянным надзором полиции, Горький издавал
политический журнал «Летопись»
, в котором печатались стихи Маяковского,
Есенина и Блока. Во время Первой Мировой войны Горький писал антивоенные
статьи. Кроме того, буревестник революции открыл издательство «Парус», в котором издавались
книги многих его знакомых коллег по писательскому цеху.

Издателем Горький был очень успешным.

Открытое им уже в 1919
году издательство «Всемирная литература» буквально спасало жизни русским
писателям, поэтам, переводчикам и литературоведам, обеспечивая их работой в
голодные годы Гражданской войны.

Горький создал организацию «Дом искусств»,
ставшую прообразом Союза Писателей. Поддерживал молодых литераторов. К Горькому
обращались с просьбами о помощи. Он пытался спасти Николая Гумилёва,
арестованного по обвинению в заговоре.

В 1921 году Горький покинул Советский Союз. Официальной
причиной было лечение обострившегося туберкулёза. Неофициальной – разногласия с
большевиками. Романтик и гуманист Горький не хотел принимать жестокость новой
власти и открыто критиковал её.

На родину писатель приехал только через 7 лет, в 1928 году.
По личному приглашению Сталина он объехал почти половину страны, чтобы увидеть,
как она изменилась при советской власти. Горький был восхищён успехами в
строительстве социализма, но окончательное возвращение на родину состоялось
только в 1931 году.

Первому лицу советской литературы власти выделили знаменитый
особняк Рябушинского в центре Москвы, дачи в Крыму и подмосковных Горках. В
Горки к нему приезжали зарубежные поэты и писатели, в том числе и знаменитый
английский фантаст Герберт Уэллс.

В июне 1936 года писатель умер от пневмонии. Похоронили его в
Кремлёвской стене.

Пожалуй, в советской литературе не было фигуры значительней,
чем Горький. Не только потому, что его ценила власть.

Вряд ли был кто-то, кто
сделал больше для развития и сохранения русской литературы, чем Горький:
издательская деятельность, помощь литераторам, организация Союза Писателей. О
литературном таланте Горького говорили его современники.

На Нобелевскую премию
писателя выдвигали пять раз. А когда в итоге она досталась не Горькому, а
Бунину, Марина Цветаева возмущённо написала:

«Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно
больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее – Горький.
Горький – эпоха, а Бунин – конец эпохи».

А вот как говорил о значении Горького знаменитый немецкий
писатель Генрих Манн:

«Горький расширил область литературного творчества, открыл
новые пути и перспективы для мировой литературы. Он дал новые темы и нового
читателя. Горький первый ввёл в литературу, в качестве героев её,
представителей того класса, который до того в литературе представлен не был.
Горький сделал широкие массы пролетариев друзьями литературы, друзьями книги»
.

Сочинение по литературе в декабре. Направление «Я и другие». Тема дисгармонии в отношениях людей в русской литературе. Аргумент. Легенда о Ларре из рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль»

 Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Легенда о Ларре из рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль».

Тема отношения человека и общества, причин дисгармонии в них, является центральной в легенде о Ларре. Почему общество не принимает героя, изгоняет его, что является одним из самых страшных наказаний? Чтобы ответить на эти вопросы, вспомним, каков герой, как он ведёт себя с окружающими.

Ларра – сын орла и земной женщины. Вся его жизнь проходила вдали от людей, он не имел возможности общаться с ними, в нём не привили правил поведения с другими.

Гордость, самовлюблённость, в высшей степени эгоизм, стремление к достижению цели любой ценой  – вот его основные черты характера, ведь он – сын орла, этой сильной птицы, не знающей поражения.

«Я не поклонюсь никому в жизни… Ибо первый в ней Я!» – в этой фразе заключена вся сущность Ларры. «…он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего».

Оказавшись среди людей, Ларра пренебрёг их традициями, порядками, правилами, главные из которых – это уважение старших, учёт желаний других, порядочность по отношению к женщине. Ларра сразу же поставил себя над людьми.

Особенно негодование людей вызывало отношение героя со старейшинами . “И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их…

По мнению Ларры, любое его желание должно сразу исполняться. Ему понравилась девушка – значит она должна идти с ним. А если в ответ он видит с её стороны нежелание выполнить его приказ, то он просто жестоко убивает её, объяснив циничто причину своего поступка: ««Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула…»

Трагична судьба и самого героя. Отвергнутый обществом, он получил вечную жизнь, которая человеку просто  не нужна, если вокруг нет никого: «…он стал уже как тень, и таким будет вечно!» Даже имя Ларра означает «отверженный, выкинутый вон». «И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!”»

Легенда имеет огромное воспитательное значение. Каждый должен понимать, что «за всё, что человек берёт, он платит собой», за любые слова и поступки обязательно приходит расплата. Поэтому нужно стремиться жить в гармонии с людьми, только так можно стать счастливым.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Максим Горький "Старуха Изергиль" – анализ произведения

Великий русский писатель Максим Горький много путешествовал по родной земле. Он встречался с разными людьми, изучал их жизнь, вникал в проблемы.

Встреченные писателем люди делились с ним своими горестями и радостями, рассказывали истории, случившиеся в их жизни, легенды и сказки. Внимательный слушатель, писатель брал их рассказы в основу сюжетов своих произведений.

Таким образом был создан и рассказ «Старуха Изергиль», краткий анализ произведения которого приводится ниже.

Краткий анализ

Год написания — 1894 г.

История создания — Мысль о создании рассказа посетила писателя в результате путешествий по землям Бессарабии еще в 1891 году. Писатель долго вынашивал идею произведения, которая вылилась в «Старуху Изергиль».

Тема — Тема любви, свободы, времени и личностных отношений с обществом.

Композиция — Интересно построение композиции в этом повествовании. По сути, это рассказ в рассказе. Старуха рассказывает путнику три истории. Первая история является противопоставлением третьей, а вторая часть — история жизни самой Изергиль.

Жанр — Эпический рассказ.

Направление — Интересно и направление этого произведения, если две крайние части принадлежат к романтизму, с элементами мифологии и фантастики, то вторая часть — ярко выраженный реализм.

История создания

Долгое время Алексей Пешков проводил в путешествиях по родной земле. Каждое из таких хождений было плодотворным для творчества русского писателя. Встречи с разными людьми давали пищу для размышлений, писатель черпал вдохновение в этих простых людях, которые делились с ним своими историями.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Антоновские яблоки»

Историей создания «Старухи Изергиль» также явилось хождение писателя по Бессарабии. Замысел «Старухи Изергиль» пришел в голову писателя еще весной 1891 года.

Горький в это время работал над романтическим циклом произведений, где между собой ведут борьбу низость и возвышенность.

Плодом его четырехлетних размышлений явилась «Старуха Изергиль», проблематика которого состоит в нравственных отношениях, год написания всего рассказа — 1894, в 1985 году рассказ был опубликован.

Самому писателю нравился процесс работы над «Старухой Изергиль», нравился результат получившегося произведения. В письме Чехову, автор признавался, что этим произведением он сумел выразить свои собственные взгляды на роль человека в обществе, что явилось основной мыслью рассказа.

Тема

В произведении М. Горького охвачена большая и разносторонняя тематика вопросов, волновавших автора.

Во — первых, это тема свободы. В каждом из трех рассказов есть главный герой: Ларра, Данко, Изергиль. Все эти герои по — своему вступают в конфликт с обществом, оставаясь независимыми и свободными от стадного понятия. Данко — положительный герой, который мечтает привести племя к свободе и свету, не обращая внимание на его ропот.

Старуха Изергиль так же свободна от предрассудков, навязываемых обществом. Она свободна и независима до такой степени, что на закате жизни сожалеет об этом. Ларра — считается отрицательным героем.

Это чрезмерно гордый и самоуверенный человек, своей свободой и независимостью поправший свободу других людей, и остался один, свободный и независимый, но несчастный.Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)Каждого из героев произведения касается и тема любви. Данко всем сердцем любил народ, ради этой любви он был готов пожертвовать собой, что и он сделал. Ларра тоже любил, но только себя. Это самовлюбленный человек, которому любовь не дала счастья.

Старуха Изергиль не всегда была старухой, когда — то и она была молодой. Она любила много и многих, но больше всего любила себя. В конце концов, она просто растеряла свою любовь по мелочам, и тоже не получила ничего взамен.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Куприн «Олеся » (краткое содержание для читательского дневника)

Тема отношений человека с обществом. Невозможно человеку находится вне социума. Все три героя играют разные роли в обществе. Данко — лидер, и общество идет за ним. Он все делает для общества. Ларра отвергает общество, он ставит себя выше его, и превращается в изгоя. Изергиль растеряла себя впустую, никому не принеся пользы, и жизнь ее растрачена напрасно.

В легенде о Данко писатель показал историю развития общества. Из темноты невежества и дикарства народ пришел к свету. Ценой жизни Данко дал народу свет и свободу.

Композиция

Композиция построена, как рассказ в рассказе. В первой главе старуха рассказывает легенду о Ларре. Гордый и самоуверенный человек, противопоставивший себя обществу, стал изгоем. Он даже не может умереть, и бродит тенью, ища успокоения. Это история, как и последняя, имеет элементы фантастики, и похожа на сказку.

Во второй части старуха Изергиль делится историей своей прошлой жизни. Бурной и насыщенной была ее молодость, она прожила долгую жизнь, многое видела и знала, но так и не нашла смысл жизни, прожив бесцельно.

Третья история — легенда о Данко. Здесь также присутствуют фантастические мотивы. История о человеке, старавшегося для людей, и погибшего, чтобы жили они.

В «Старухе Изергиль» анализ произведения показывает, что две части произведения, фантастические, противопоставлены друг другу, имеют романтическое направление. Вторая часть — чисто реалистическое направление. Таковы особенности композиционного построения рассказа.

Старуха Изергиль — это реальный образ в рассказе, который может выражать свои мысли, излагать свои суждения, в этом и смысл названия произведения.

Жанр

Алексей Пешков начинал свой творческий пусть с создания небольших рассказов, характерной особенностью которых является краткость формы, малое количество персонажей.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Сон смешного человека»

Старуха Изергиль включает в себе все эти характеристики, и жанр этого произведения определяется как рассказ. Его можно назвать и поучительной притчей, из которой читатель черпает для себя жизненные уроки и делает определенные выводы.

В «Старухе Изергиль» содержатся три истории, и повествование получается «рассказ в рассказе», два из них имеют романтическое направление, а среднее — направление реализма, где ярко выражены реальные события и герои.

Свобода от всего – наказание» (по рассказу м. горького «старуха изергиль»)

Мочалова Анастасия Сергеевна1, Ротанова Валерия Александровна11ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Библиографическая ссылка на статью:
Мочалова А.С., Ротанова В.А. Свобода от всего – наказание» (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/05/86637 (дата обращения: 21.10.2021).

Человек во все времена стремился к свободе. Сложно существовать, находясь в каких-то рамках. Для многих быть свободным – значит жить полной жизнью, не зависеть от людей, от их мнения.

Отсюда образ счастливого и светлого будущего. Каждый из нас мечтает о независимости действий, слова, мысли. Но не всяка свобода бывает подарком судьбы.

Для некоторых она становится крестом, который приходится нести на себе всю жизнь.

Так, в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» поднимается эта актуальная и по сей день проблема – проблема свободы. Ларра – сын простой женщины и орла. Попав в общество людей, герой выставляла напоказ свою гордыню, доставшуюся от отца. Ларра ставил себя выше всех, презирал людей и жестоко обращался с ними.

Он жаждал свободы, жил по своим правилам, не задумываясь, что вседозволенность может привести к ужасным последствиям. Герой убил девушку, оттолкнувшую его. Племя пыталось придумать казнь, достойную его преступления.

Как бы это парадоксально не звучало, но люди наказали Ларру свободой, тем, к чему так усердно стремятся многие из нас. Юноша был обречен на одиночество до конца своих дней. Он стал вольный, как птица. Но такая свобода – мучение. Устав от жизни, Ларра предпочёл быть убитым людьми, но земля не приняла его.

Герою не улыбалась ни жизнь, ни смерть. Свобода превратила его в едва заметную тень. Вот что сотворила с человеком высокомериеcх [1].

Образ Данко – полная антитеза образу Ларры. Как рассказывает легенда, люди были обречены на страшную смерть в дремучем лесу. В образе Данко Горький воплощает свой идеал сильной личности, готовой пожертвовать собой во имя высокой цели.

Устав идти, люди стали судить Данко, сулили ему смерть и даже были готовы сдаться врагу. Но герой был свободен от мнения народа. Он вырвал своё сердце, чтобы осветить путь. Воля Данко противопоставляется безволию толпы. Жертвенность спасла людей, но убила его самого.

Горький уверен, что свобода человека – это способность отдать свою жизнь ради благого дела.

Старуха Изергиль поведала слушателю и о своей жизни. Особое место в рассказе занимает история её судьбы – олицетворение нравственных ценностей, красоты и свободы.

В жизни Изергиль было много мужчин, и ради них она была готова на самопожертвование. Это сближает её с Данко. Но Бог наказал женщину, сделав её, как Ларру, одинокой до самой смерти. Она также оставалась свободной, но была никому не нужна.

Её черные глаза были пусты и серы, совсем как то, что осталось от Ларры [2].

Я глубоко убеждена, что человек сам творец своей судьбы. Свобода – это довольно противоречивое и многогранное понятие. Тем, кто достойно живёт, она будет ниспослана с небес, словно подарок от Бога. А тот, кто проявляет высокомерие и чувствует вседозволенность, будет наказан свободой.

Библиографический список

  1. Ямадзи А. Структурообразующие элементы в рассказе “Старуха Изергиль //          Горький – художник и мыслитель. Горьковские чтения. – 2016. С. 142-151
  2. Сопина Е.С. Сложный и многогранный внутренний мир героев Максима Горького в рассказе “Старуха Изергиль” // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин. – 2017. С. 210-214

Количество просмотров публикации: Please wait

Ссылка на основную публикацию