Анализ произведения «посторонний» (альбер камю)

Анализ произведения «Посторонний» (Альбер Камю)

Роман «Посторонний» опубликован в 1942 году. Многоплановое произведение написано в жанре философской притчи, в нём остро показано социальное отчуждение человека. Альбер Камю долго выбирал название для книги. В черновиках встречаются такие варианты, как: «Безразличный», «Незнакомец», «Счастливый человек».

Повествование идёт от первого лица. Главный герой Мерсо в виде исповеди беспристрастно, без эмоций рассказывает о себе. От него мы узнаем о трёх важных этапах в его жизни — о смерти матери, кратких отношениях с девушкой и об убийстве.

Фамилия главного героя Мерсо имеет скрытый смысл. Она состоит из двух слов, по-французски переводящихся, как «смерть» и «солнце». Если вы ещё незнакомы с творчеством знаменитого французского писателя Альбера Камю, то начните с этого небольшого по объёму, но вместительного по содержанию произведения. 

Краткая биография Альбера Камю

Анализ произведения «Посторонний» (Альбер Камю)

Французский писатель Альбер Камю родился в 1913 году в Алжире. Мать Кутрин Сантэ испанка по происхождению, отец Люсьен Камю из Эльзаса. В результате смертельного ранения во время Первой мировой войны отец преждевременно умер.

Альбер прилежно учился в школе, а затем в университете на философском факультете. Будучи студентом, изучал труды С. Кьеркегора, Л. Шестова, М.Хайдеггера. На старших курсах увлёкся идеями социализма и вступил в коммунистическую партию

Правда, через год его оттуда исключили за подозрение в «троцкизме». В середине 30 годов прошлого столетия он путешествовал по Франции и Европе. Свои впечатления описал в сборнике эссе «Изнанка и лицо».

Во время оккупации Франции Германией, не желая жить в порабощённой стране, вернулся в алжирский Оран, где он преподавал. Скоро вернулся в Париж, вступив в движение Сопротивления. Писал патриотические статьи в подпольной газете.

После войны он сотрудничает с анархистами и критикует социализм. По мнению Камю, этот строй неизбежно вёл к установлению авторитарных режимов. Литературное творчество и театральное искусство всё больше увлекали Альбера. По своим пьесам он ставит спектакли, планирует открыть в Париже Экспериментальный театр.

В 1957 году Камю присудили Нобелевскую премию за огромный вклад в литературу. Погиб Альбер Камю в автомобильной катастрофе, произошедшей 4 января 1960 года. Писателю было всего 46 лет. Самые известные его произведения:

Все книги Альбера Камю можно прочитать онлайн бесплатно на нашем сайте в удобном для вас формате.

Что такое экзистенциализм?

Слово происходит от латинского existentia, то есть существование. Главный тезис этого направления в искусстве — существование предшествует сущности.

Проще говоря, согласно экзистенциализму поступки человека определяют природу человека. Выбор человек делает сам осознанно и несёт за это полную ответственность.

Цепь философского построения — человек, моральный выбор, ответственность.

Альбер Камю «Посторонний». Краткое содержание

Анализ произведения «Посторонний» (Альбер Камю)

Мелкий служащий, чьё имя не упоминается, а известна лишь фамилия — Мерсо, получает известие о смерти матери, которую он содержал в доме для престарелых, и спешит на её похороны во Францию. По поведению и разговорам директор, да, и все служащие богадельни замечают его безразличный взгляд и отрешённость.

После похорон Мерсо возвращается домой в Алжир. Отоспавшись как следует, он идёт к морю освежиться и встречает на бывшую сослуживицу Мари Кардона. Девушка в тот же вечер становится его любовницей. Утром мужчина констатирует, что в его жизни с появлением Мари ничего не изменилось.

На следующий день герой встречает Раймона Синтеса. Тот просит написать письмо подружке, которая ему изменила. Раймон хочет заманить свою любовницу арабку на свидание, а потом отколотить её. После бурных разборок друзья попадают в полицию для выяснения обстоятельств.

В поле зрения Мерсо постоянно попадают два араба, один из которых брат любовницы Раймона. Это его настораживает, ему кажется, что за ними следят. После очередной случайной встречи завязывается потасовка и Раймона ранят ножом. Друзья убегают.

Прошло несколько дней и Мерсо с друзьями идёт к морю отдохнуть. Он снова видит тех же арабов. Причин для ссоры нет, но наш герой под влиянием то ли солнечного зноя, то ли «по пьянке» берёт револьвер, стреляет в одного из них и убивает.

Парня арестовывают. Сам он считает дело ясным, но его адвокат и следователь так не думают. Видя, что Мерсо неглуп и не агрессивен, следователь не может понять его мотивов. Следствие затягивается на 11 месяцев. В это время наш герой не пытается оправдать себя.

В камере Мерсо вспоминает свою жизнь. Он ни о чём не жалеет только приходит к пониманию, что если человек пробыл хоть один день на свободе, то этих воспоминаний хватит на сто лет в тюрьме. Скоро Мерсо и вовсе потерял счёт времени.

На последнее слушание его дела собралось много народа. Глядя на знакомые лица, Мерсо чувствовал себя Посторонним. Иным. Перед ним мелькали свидетели — знакомые матери из богадельни, Мари, Раймон, директор и другие, обвинявшие его за равнодушие и чёрствость. В ужасе от услышанного прокурор требует публичную смертную казнь для Мерсо.

Как ни странно, героя смущает только «механическая» сторона дела. Смирившись с неизбежным, он успокаивает себя, что всё равно рано или поздно придётся умереть, а жизнь не стоит того, чтоб за неё цепляться. Это всего лишь краткий пересказ, а читать полностью книгу вы можете на нашем сайте.

Почему стоит прочесть книгу?

  1. Альбер Камю — классик XX века. Ему близка была философия экзистенциализма. Познакомиться с этим направлением в искусстве можно, прочитав повесть «Посторонний». Тем более,что она небольшая по объёму, читается легко.

     

  2. Произведение интересно тем, что многое читается «между строк». На первый взгляд, герой произведения Мерсо бесчувственный, но при близком рассмотрении видна его искренность. Он не умеет лгать и в этом его вина.

    По сути, приговорили его к смерти за то, что он другой и не желает жить по чужим правилам.

  3. Не оправдываясь, герой приговаривает сам себя к страшной казни. Он делает осознанно свой выбор.

    Каждому читателю дано право поразмышлять об этом через призму своих ценностей и своих жизненных идеалов.

  4. Повесть проста и сложна одновременно.

    Она заставит призадуматься: кто мы такие, чем живём и куда движемся? 

Итак, мы коротко рассмотрели повесть Альбера Камю «Посторонний». Можно увидеть, что она написана необычно, сюжет оригинальный, в произведении есть место пище для ума. Тем, кому нравится такое сочетание, смело можно приступать к чтению этой замечательной книги!

Альбер Камю — «Посторонний», разбор, анализ, фабула

«Незнакомец» или же «Посторонний» Альберта Камю – дебютная повесть автора. Она довольно короткая, посему прочитать ее вполне можно днем за час-два. Тем не менее, чтобы осмыслить и переварить содержание понадобится гораздо больше времени. Повесть поднимает серьезные вопросы о морали, обществе, справедливости, религии и индивидуальности.

https://www.youtube.com/watch?v=4YzbufEMCOw

Повествование ведется от первого лица. Рассказчик – 30-летний француз по фамилии Мерсо. Живет он в колониальном Алжире, принадлежащем Франции. Весь сюжет можно поделить на 2 условные части: убийство и суд.

Анализ и разбор повести Альбера Камю «Посторонний»

“Мама умерла сегодня. Или, может быть, это было вчера, я не знаю.”

Начну свой анализ повести с завязки «Постороннего». Все начинается с того, что Мерсо читает телеграмму, информирующую его о смерти матери. На первых страницах автор показывает героя, как какое-то бесчувственное создание.

Он не хочет посмотреть на тело своей матери перед церемонией, а затем спокойно распивает кофе и курит в пару метрах от гроба. Пока все близкие на похоронах плачут, Мерсо изнемогает от жары и думает о том, как придет в свою прохладную квартиру.

На следующий день главный герой и вовсе, решил пойти в кинотеатр на комедию со своей любовницей.

 «Влияние книг на психологическое состояние»

Такое отношение героя к происходящему вызывает единственный вопрос: “Да что с этим парнем не так?”. Что интересно, чем больше ты читаешь повесть, тем больше начинаешь заблуждаться в собственных выводах. Единственное, что можно сказать с уверенностью: Мерсо – весьма противоречивая личность, которую можно обсуждать и обсуждать.

Убийство в повести Альбера Камю

Есть у главного героя друг по имени Раймон. Официально он работает кладовщиком, неофициально – сутенером. Как-то раз он очень сильно повздорил со своей возлюбленной, посему брат девушки решил отомстить ему.

В схватке, один из противников режет друга Мерсо ножом. За исключением этого, никто не получил серьезных увечий. Но, как говорится, дальше – больше.

На обратном пути Мерсо со своим другом вновь встречают одного из нападавших.

Что интересно, Мерсо стреляет в противника не из-за мести. Вообще, довольно трудно описать, что испытывал главный герой в тот момент и что побудило его на такой поступок.

Это могла быть яркость солнца, которое нещадно слепило Мерсо, или же безразличие ко всему вокруг, а могла и повлиять общая обстановка последней недели.

Это убийство является коренным моментом в повести. Оно разделяет историю на две части: “до” и “после”.

Главный герой — Мерсо

Мерсо в повести Камю показывается как маргинальный или “отчужденный” от общества человек (отсюда и название). Он “чужой” во многих отношениях. Во-первых, он французский колонист в Алжире, где подавляющее число населения составляют арабы.

Во-вторых, он кажется отрезанным от нормальных чувств, в основном из-за своего желания жить честно, без притворства. Мерсо не хочет показывать ложные эмоции и чувства только потому, что они более ожидаемы.

Но оглядываясь назад, он понимает, что именно за это его и осуждают больше всего.

Отношение к религии и вере

Встреча Мерсо с тюремным священником обеспечивает еще одну мощную сцену. К нему в камеру приходи священник, что бы преступник покаялся в содеянном. Но все приобретает совершенно другой оборот, нежели хотел представитель церкви.

Мерсо не находит необходимости верить в Бога. Мало этого, он еще и пытается убедить священника в этом, но у него ничего не выходит.

В споре, главный герой становится все более раздражительным и доходит до того состояния, когда просто не может себя сдерживать.

Фабула повести Альбера Камю «Посторонний»

Фабула заключается в том, что Альбер Камю использовал “Постороннего” как платформу для исследования абсурда нашей жизни. Он исследует концепцию нашей жизни, а затем излагает ее читателям на бумаге. Однако, Камю не называл себя философом.

На самом деле, он отрекся от ”кабинетной философии” и утверждал, что сидеть и просто думать недостаточно. Нужно жить жизнью, как бы обыденно это не звучало. Он также не идентифицировал себя как экзистенциалист.

Он согласился с некоторыми сторонниками экзистенциалистской мысли по типу, что жизнь может и не имеет внутреннего смысла. Но и при этом он критиковал других за их стремление к личному смыслу.

Концепция абсурда Альбера Камю вместо этого умоляла людей принять отсутствие смысла жизни и восстать, радуясь тому, что предлагает жизнь. Элементы этой философии можно увидеть в Мерсо.

Он отказывается вести себя так, как будто видит смысл там, где его на самом деле нет. Подобные мысли можно увидеть и в другом произведении автора – эссе «Миф о Сизифе».

Сам автор Постороннего выразился в предисловии: Мерсо “не играет в игру”.

Влияние событий в жизни Альбера Камю на создание повести

Камю написал “Постороннего” на месте трагедии и страдания. Его отец погиб в Первую мировую войну, a разворачивающаяся бойня Второй мировой заставила писателя задуматься о жизни и ее назначении. Помимо этого, Альбер Камю был свидетелем жестокого обращения французов с коренным населением во время оккупации Алжира, начавшейся в первой половине XIX века.

 «Преступление и наказание — Фёдор Достоевский»

Пример конфликта можно увидеть в убийстве “араба”, единственное имя, которое он использует для обозначения брата возлюбленной Раймона.

Альбер Камю опубликовал повесть в то время, когда алжирцы требовали политической автономии с наибольшей силой.

Хоть Франция и расширила некоторые права в 1940-х годах, продолжающиеся конфликты и невыполненные обещания большей независимости завершились началом Алжирской войны в 1954 году.

«Посторонний», анализ повести Камю

Повесть Альбера Камю «Посторонний» была написана в 1940 году и опубликована в 1942 году. Анализ данного произведения, как наиболее яркого и известного, помогает проследить все основные идеи творчества автора.

Сюжетная линия “Постороннего” (как, кстати, и композиция) линейна. Повесть состоит из двух частей. В первой части француз Мерсо, который живет в Алжире, получает известие о смерти матери и прибывает на похороны. Следующий день в Алжире герой проводит с дамой по имени Мари, которая становится его девушкой.

Сосед-сутенер Раймон приглашает Мари и Мерсо провести выходные на берегу моря, но по дороге они замечают, что за ними следят арабы, один из которых – брат бывшей любовницы Раймона. На отдыхе между арабами и друзьями Мерсо происходит стачка, которая заканчивается ничем. Через некоторое время герой, увидев на пляже одного из арабов, убивает его.

Вторая часть – затянувшееся на 11 месяцев дело Мерсо, в результате которого его приговаривают к смертной казни.

Несмотря на простой сюжет, идея автора очень глубока. Нам важны не сюжетные линии, а реакция главного героя на происходящее вокруг, точнее, отсутствие какой-либо реакции.

Камю рисует человека, который не испытывает традиционные, принятые в обществе эмоции. Он не плачет на похоронах матери, ему безразлично предложение Мари пожениться, он не ощущает ничего во время убийства.

Судебный процесс кажется главному герою муторным и затянутым, он не обращает внимания на происходящее.

Повесть имеет два смысловых уровня – социальный и метафизический. Первый уровень – реальность и реакция окружающих. Второй уровень оторван от реальной составляющей, в нем раскрывается внутренний мир Мерсо.

В действиях главного героя проявляется экзистенциальный романтизм его образа. Мерсо – изгой в обществе, его поступки вызывают непонимание и порицаются. Его не понимают ни присяжные, ни судьи, ни Мари.

Видимость понимания и дружбы создает Раймон, однако, в конечном счете, ему нет дела до Мерсо (как и тому нет дела до Раймона). Еще одна составляющая романтического образа – действиями героя движет природа. Он единственный, кто любит смотреть в небо.

Даже убийство, казалось бы, направляет палящее солнце, которое светит в тот момент на пляже.

В повести виден яркий авторский стиль. Текст представляет собой смесь описания и повествования в прошедшем времени от первого лица.

Герой лаконично перечисляет все, что он сделал, не делая разницы между распитием чашки кофе, походом в кино и убийством. Все действия Мерсо пропитаны атмосферой абсурда – абсурдны его поступки, его внутренний мир.

Абсурдны и доводы присяжных: в конечном счете, основным аргументом в пользу смертной казни служит то, что Мерсо не плакал на похоронах своей матери.

Кульминационный момент повести – последняя ночь в камере, когда безразличие оставляет главного героя. Мерсо мечется и засыпает в кошмарах.

Он чувствует желание пережить все заново, открывает душу миру и вдруг понимает, что мир такой же, как и ОН. Герой безразличен миру, как и мир был безразличен герою.

Мерсо ощущает одиночество и видит своим успокоением только одно: чтобы во время казни все пришедшие не смотрели на него со стеклянными лицами, а испытывали искреннюю ненависть.

Таким образом, в повести «Посторонний» в полной мере проявляются экзистенциалистские взгляды и идеи абсурдизма Камю. Что интересно, автор не порицает поступки главного героя. Порицание – удел традиционного общества, абсурд которого показывается в повести.

  • Прочитав анализ «Постороннего», ознакомьтесь с другими сочинениями, связанными с Альбертом Камю:
  • По произведению: «Посторонний»
  • По писателю: Камю Альберт

Камю, "Посторонний": краткое содержание. Альбер Камю, "Посторонний": анализ

Повесть «Посторонний» — художественный манифест экзистенциальной философии, который выражает сложную систему мировоззрения на языке художественной литературы и тем самым адаптирует ее для широкого круга читателей.

Альбер Камю написал множество научных работ, где изложил все принципы и догмы экзистенциализма, но многие люди не смогли бы осилить эти трактаты и никогда не узнали об их содержании.

Тогда философ превратился в писателя и в своем произведении отразил рефлексию послевоенного поколения, которое столь болезненно воспринимало мир вокруг.

Предшественники и попутчики

Основные черты экзистенциализма были обозначены ещё в девятнадцатом веке датским философом С. Кьеркегором.

Развитие этого философского направления началось через много лет, когда человечество подустало от благ технического прогресса.

И действительно: с одной стороны — телефон, телеграф, реактивные самолёты и бикини-мини, а с другой — жесточайшие мировые войны, тоталитарные режимы и человек человеку — волк.

Установками экзистенциализма стали наблюдения за существованием внутри самого существования, изучение внутреннего мира при пограничных ситуациях, когда даже если есть выбор, то он всегда ложный, а способность адекватно оценить свои поступки отсутствует. Впрочем, если есть адекватность — это уже не экзистенциализм.

Основы философии экзистенциализма заложил Жан-Поль Сартр в своих работах тридцатых годов двадцатого века: «Воображение», «Эскиз теории эмоций» и многих других. Одновременно с Сартром огромное влияние на ищущие истинных ответов умы европейских читателей оказал и Альбер Камю.

Краткое содержание первой части

Алжирец французского происхождения, живущий в пригороде, мелкий чиновник Мерсо, узнаёт о смерти матери. Несколько лет назад он отвёз её в богадельню, поскольку жалованье не позволяло её содержать. Мерсо отправляется на похороны.

  Краткое содержание драмы «Маскарад» М. Ю.

Лермонтова

В богадельне он ведёт себя явно неподобающе скорбящему сыну: побеседовав с директором, идёт ночевать к гробу матери, но даже не хочет взглянуть на её тело, разговаривает о пустяках со сторожем, спокойно пьёт кофе, курит, спит, а потом видит у гроба друзей матери из богадельни, которые явно осуждают его бесчувственность. Так же равнодушно хоронит мать и возвращается в город.

Дома долго спит, потом идёт к морю купаться и встречает бывшую сослуживицу Мари, которая очень сочувствует его потере. Вечером они становятся любовниками. Следующий день Мерсо проводит у окна, неторопливо размышляя о том, что почему-то в его жизни практически ничего не изменилось.

Вечером следующего дня Мерсо возвращается с работы и встречается с соседями: стариком Саламано и кладовщиком Раймоном, который слывёт сутенёром.

У Раймона любовница-арабка, которую он хочет проучить: просит Мерсо помочь в сочинении письма, которым пригласит её на свидание, чтобы там её избить.

Мерсо видит их бурную ссору, которую пресекает полиция, и соглашается быть свидетелем в пользу Раймона.

На похоронах матери

Фамилия главного героя – Мерсо. Имени его автор не называет. Мерсо – мелкий чиновник, получающий небольшое жалованье. История начинается со смерти матери. Мерсо когда-то определил ее в богадельню, а теперь, взяв отпуск, едет на похороны.

Обитатели богадельни ожидают увидеть безутешного сына. Велико их удивление, когда Мерсо отказывается взглянуть на покойную, а после спокойно пьет кофе, курит и идет спать. На следующий день после похорон главный герой возвращается в Алжир.

Мерсо возвращается домой. Проспав около двенадцати часов, он отправляется на пляж, где встречает Мари Кардон — бывшую служащую его конторы. Между ними завязывается роман, который не вызывает в душе главного героя никаких эмоций. В его жизни ничего не изменилось ни после смерти матери, ни после ночи, проведенной с Мари.

На следующий день Мерсо отправляется в контору. На обратном пути встречает соседей — старика, выгуливающего собаку, и сутенера Раймона. Последний просит его о помощи. Нужно написать письмо бывшей любовнице, чтоб вызвать ее на свидание. Раймон, дабы отомстить за измену, изобьет ее. Мерсо не только соглашается, но и позже, когда на сутенера подают в суд, выступает в его защиту.

Перспективы и отказ

Начальник на работе предлагает Мерсо повышение по службе с переводом в Париж. Мерсо не хочет: жизнь от этого не переменится. Потом Мари справляется у него о намерении на ней жениться, но Мерсо и это не интересует.

В воскресенье Мари, Мерсо и Раймон идут на море в гости к Массону — приятелю Раймона. На автобусной остановке их настораживает встреча с арабами, среди которых — брат любовницы Раймона. После завтрака и купания на прогулке, снова заметив арабов, друзья уже уверены, что их выследили. Завязывается драка, в которой Раймон получает удар ножом, после чего арабы убегают.

Через некоторое время, обработав рану Раймона, все трое снова идут на пляж и опять натыкаются на тех же арабов. Раймон передаёт Мерсо свой револьвер, но ссоры с арабами не получилось. Мерсо остаётся один, одурманенный зноем и алкоголем. Снова увидев араба, ранившего Раймона, он убивает его.

Краткое содержание второй части

Мерсо арестовали и вызывают на допросы. Он думает, что дело его совсем простое, но адвокат и следователь не соглашаются. Мотивы преступления никому не понятны, а сам Мерсо испытывает лишь досаду от случившегося.

Одиннадцать месяцев длится следствие. Камера стала домом, жизнь остановилась. Воля закончилась даже в мыслях после свидания с Мари. Мерсо скучает, вспоминает прошедшее. К нему приходит понимание, что даже один день жизни может наполнить сто лет заключения в тюрьме, столько остаётся воспоминаний. Постепенно понятие времени теряется.

В камере смертника

После вынесения приговора Мерсо не посещают страхи. Он не раскаивается в содеянном, не жалеет о совершенных ошибках. Он не боится смерти. Когда в камеру приходит священник, Мерсо отказывается от исповеди.

Единственное, что вызывает у него досаду, — это разговоры о вечной жизни.

Главный герой повести «Посторонний» полагает, что она не имеет смысла и не стоит тратить на разговоры о Боге последние часы своего существования.

Приговор

Дело слушается судом присяжных. Много народу в очень душном зале. Мерсо не различает лиц. Впечатление, что он тут лишний. Свидетелей опрашивают долго, картина вырисовывается печальная.

Прокурор обвиняет Мерсо в бездушии: ни одной слезы на похоронах матери, даже не пожелал взглянуть на неё, суток не прошло, как он вступил в связь с женщиной, дружит с сутенёром, убивает без повода, ни человеческих чувств, ни принципов морали у подсудимого нет. Прокурор требует смертной казни.

Адвокат заявляет противоположное: Мерсо — честный труженик и примерный сын, который содержал свою мать, пока мог, его погубило минутное ослепление, и самая тяжкая кара ему — раскаяние и совесть.

  О Генри «Дары волхвов» – нравственная красота души героев

Приговор, тем не менее, — смертная казнь. От имени всего французского народа Мерсо публично отрубят голову на площади. Он не понимает неизбежности происходящего, но всё-таки смиряется.

Жизнь не так хороша, чтобы за неё цепляться. И если всё равно придётся умереть, то нет разницы, когда и как. Перед казнью Мерсо ссорится со священником, потому что не хочет тратить оставшееся малое время Бог знает на что. Вечная жизнь не имеет смысла, и Мерсо в неё не верит.

Но на самом пороге смерти, уже чувствуя дыхание мрака, он видит свою судьбу. И, наконец, потрясённо открывает душу миру. Мир равнодушно ласков. Как и сам Мерсо. Именно такого героя и описал Альбер Камю: посторонний. Не отождествляющий собственное существование с реалиями мира.

Они постороннему чужды.

Арест

Мерсо задержали. Но ни убийство, ни арест не вызвали у него эмоций. Он полагал, что дело его очень простое. Следователь же пытался найти мотив. Но безрезультатно. Однажды он завел с Мерсо разговор о Боге, но тот признался в своем неверии.

Следствие продолжалось почти год. Он привык к тюремной камере, однажды, после того как его посетила Мари, вдруг подумал: достаточно всего одного прожитого дня для того, чтобы провести в тюрьме век. У Мерсо было достаточно воспоминаний. Он уже не тосковал по свободе. А спустя несколько месяцев пребывания в камере утратил чувство времени.

Начинается слушание дела Мерсо. В зале много народу. Мерсо здесь чувствует себя не преступником, ожидающим наказания, а посторонним, лишним. Допрашивают Мари, Раймона, Массона и даже директора богадельни, в которой провела последние годы мать подсудимого. Последний рассказывает о странном поведении Мерсо на похоронах матери.

Вырисовывается портрет убийцы.

Равнодушный, беспринципный человек, который, не всплакнув ни разу на похоронах матери, вступает на следующий же день в любовную связь с женщиной, кроме того, состоит в дружеских отношениях с сутенером.

А стреляет в человека он, пытаясь свести старые счеты. Прокурор называет Мерсо бездушной, беспринципной личностью и требует высшей меры наказания. Главного героя приговаривают к казни.

Краткий анализ

Повесть, которую написал Альбер Камю («Посторонний»), поколение читателей, лишённых будущего, прочло с жадностью и сочло Мерсо собственным героем. Особенности существования современников автора были те же: безлицемерность, неприятие лжи даже ради собственной выгоды.

Повесть ясно делится на две части, которые перекликаются между собой. Вторая часть — кривое зеркало первой. Отражается в зеркале, как того и добивался Камю, — посторонний. Человек без корней. Человек, пришедший ниоткуда и уходящий в никуда. То, что композиция и сюжет линейны, даёт понять даже краткое содержание.

Камю («Посторонний» — произведение, которое несёт идею, тем не менее, весьма глубокую) написал свое творение так, что оно оказалось понятно многим. Реакция на происходящее у главного героя — это отсутствие всякой реакции. То есть и мировоззренчески герой Камю — посторонний, отзывы на события в нём отсутствуют.

Он не участвует эмоционально ни в одном из них, как инопланетянин.

В повести Камю «Посторонний» анализ текста возможен по двум смысловым уровням — социальному и метафизическому.

Первый отражает реальность и проявляющуюся реакцию окружающих, а второй от реальности отрывается и уплывает во внутренний мир главного героя.

Кто для Камю посторонний? Краткое упоминание о том, что Мерсо любит смотреть в небо, уже делает героя близким читателю, не чуждым романтизму. Значит, автор понимает и любит своего героя.

Об авторском языке и стиле

Авторский стиль очень ярок, несмотря на то, что весь текст повести — повествование пополам с описаниями от первого лица и в прошедшем времени, то есть насколько возможно прост и ясен. В этой повести и сам автор — Альбер Камю — посторонний в той же мере, что и его герой.

Лаконичен, бесстрастен. Особенно в перечислении действий героя: выпил кофе, сходил в кино, убил человека. Но какая сила и какая глубина в этой простоте! Легко только конспектировать краткое содержание. Камю — посторонний, может быть, в чём угодно, но только не в литературе.

Слишком точно выбран метод. Слишком живые герои, словно только с улицы. И очень тонко сотканная атмосфера абсурда, где абсурдно буквально всё: поступки героев, их внутренний мир. Даже доводы присяжных: главным аргументом за смертную казнь послужило то, что Мерсо не плакал на похоронах — это вершина абсурда.

«Посторонний» Альбера Камю

Краткое содержание повести передать буквально парой слов: это история странного молодого человека, совершившего убийство из-за ярких лучей солнца.

Более подробное изложение, характеристика героя и анализ произведения представлены ниже.

Особенности книги Альбера Камю «Посторонний»: повествование ведется от первого лица, герой рассказывает о событиях из своей жизни беспристрастно. Даже тогда, когда речь идет об убийстве.

Писатель однажды сказал: «В нашем обществе тот, кто не плачет на похоронах матери, может быть приговорен к смерти». В этом идея книги «Посторонний» Альбера Камю. Краткое содержание изложено по следующему плану:

  • На похоронах матери.
  • Мари.
  • Раймон.
  • Безразличие.
  • Убийство.
  • Арест.
  • В камере смертника.

Анализ произведения "Посторонний" Камю – Камю А. Зарубежная литература

Повесть построена как исповедь убийцы, ожидающего собственной казни. Главный герой не раскаивается, он лишь хочет объяснить свои поступки, причём в первую очередь — самому себе. Состоящее из двух частей, произведение словно разделено сценой убийства.

Стиль повествования в произведении один из критиков метко охарактеризовал как «нулевой градус письма».

Рассказ Мерсо разбит на многочисленные простые предложения, и такая структура позволила другому французскому писателю Жан-Полю Сартру сказать: «Между каждой фразой мир уничтожается и возрождается: слово, как только оно возникает, является творчеством из ничего; фраза „Постороннего“ — это остров. И мы прыгаем от фразы к фразе, от небытия к небытию».

Здесь почти нет сложноподчинённых предложений, одна часть которых проистекает из другой, зависит от неё либо поясняет её содержание. Такой стиль предполагает читательскую активность: именно читателю предстоит восполнить суховатость слога своими эмоциями, переживаниями.

Сюжет повести «Посторонний» Камю

В «Постороннем» не так уж много поступков, не столь много и размышлений. Мерсо получает известие о смерти матери, едет на её похороны, затем возвращается. На следующий день после возвращения он знакомится с женщиной, приглашает её в кино на кинокомедию с участием знаменитого комического актёра Фернанделя, затем они становятся близки.

Во второй части повести мы не узнаём о герое ничего нового, ровно ничего по сравнению с тем, что он сам успел о себе рассказать.

Но если первая часть предстаёт перед нами как рассказ простого обывателя о самом себе, то во второй части уже факты его жизни интерпретируются таким образом, что он предстаёт перед нами заурядным злодеем, жестоким и беспощадным. Где истина — об этом судить читателю.

Ведь суд оказывается не в состоянии установить истину: сдержанность Мерсо у гроба матери, с которой он давно утратил духовную связь, рассматривается как проявление его бессердечия; последовавшая вскоре после похорон встреча, а затем и близость с женщиной — проявление цинизма; то обстоятельство, что его сосед Раймон оказался сутенёром (а не кладовщиком, в чём он убеждал Мерсо), даёт основания обвинить главного героя в принадлежности к преступному миру. Но главное — поиск тенистого уголка в жаркий день суд трактует как преследование жертвы с последующим хладнокровным её убийством, и это становится роковым для Мерсо.

Начинается произведение «Посторонний» со смерти. Умерла мать Мерсо: «Сегодня умерла мама. А может быть, вчера — не знаю». Такое шокирующее начало говорит о том, что Мерсо совершенно не волнуют приличия, он игнорирует их.

Однако Мерсо всё же помнит о них, поэтому и начинает свой рассказ с тайным желанием шокировать читателя. Шокированный читатель быстрее поверит в отстранённость Мерсо от всех диктуемых цивилизацией приличий.

Приехав в богадельню, где умерла мать, он, оставленный провести ночь наедине с её гробом, засыпает. Ему ещё припомнят этот сон, когда будут его судить.

Мерсо живёт так, как ему живётся, он даже рассказывает словно нехотя. Камю удалось показать очень важную особенность героя: он действительно подавил в себе все социальные привычки и желания. По-настоящему он зависит только от одного: от солнца, от моря, от ветра — одним словом, от природы.

С револьвером в кармане, полученным от своего знакомого, Мерсо идёт по залитому солнцем пляжу и вдруг замечает араба, с которым он недавно подрался. Мерсо оказывается один на один с вооружённым и агрессивным человеком. Автор показывает, как жгучее солнце словно лишило Мерсо хладнокровия и рассудительности.

Это убийство, которого мирный человек Мерсо никак не мог ожидать, словно нарушает баланс сил в природе: «Сразу разрушилось равновесие дня, необычайная тишина песчаного берега, где только что мне было так хорошо. Тогда я выстрелил ещё четыре раза в неподвижное тело, в которое пули вонзались незаметно».

Когда следователь спрашивает у Мерсо, сожалеет ли он о своём поступке, тот отвечает, что испытывает не столько сожаление, сколько досаду. Следователь не понял, о какой досаде идёт речь, но досада Мерсо — это больше, чем сожаление. Разрушен его мир, нарушен образ жизни, который он вёл. Теперь он вынужден нести ответственность перед людьми, которые никогда не поймут его.

Суд над Мерсо

На суде Мерсо обращает внимание на странное обстоятельство: судят его, но сам он на протяжении всего процесса остаётся в стороне. Суд напоминает театральное действо, где актёры одеты в мантии, каждый произносит давно затверженные монологи, а публика рукоплещет удачному исполнению.

Адвокат всё время твердит Мерсо, что процесс проходит удачно, исключительно удачно.

Свидетели защиты не подводят, говорят то, что нужно, свидетели обвинения нейтрализованы своевременными репликами адвоката, вот только сам Мерсо никак не может втолковать судьям, что истинной причиной убийства стало палящее солнце… Это «солнечное затмение» разума, секундное ослепление Мерсо роковым образом отозвалось на его судьбе: суд присяжных приговаривает его к смертной казни как совершившего умышленное убийство. Но ведь убийство не было умышленным, думает Мерсо, оно было случайным, только случайным: «Я как будто постучался в дверь несчастья четырьмя короткими ударами». Однако Мерсо настолько отдалился от людей, что диалог с ними никак не складывается. Перед казнью Мерсо дважды отказывается от беседы со священником.

Кто же такой Мерсо?

У главного героя повести Камю «Посторонний» — говорящая фамилия. До «Постороннего» Камю написал несколько произведений, и в раннем романе «Счастливая смерть» герой носил фамилию Mersault (от слова Mer — море). В «Постороннем» к этой фамилии была добавлена всего лишь одна буква, но произошло трагическое изменение: Meursault состоит из двух слов — «смерть» и «солнце».

Камю был философом, сочинение романов стало для него лишь формой выражения сокровенных философских идей. Прославляя в своих философских сочинениях «абсурдного человека», он выступал против неискренности и фальши современного ему общества. Мерсо — не борец.

Он обречённый на смерть человек, который до последних минут жизни сохраняет в себе естественность и человечность. При последней встрече со священником в камере смертников он выплёскивает всё, что у него на душе, кипятится, словно боится, что его не дослушают.

Священника буквально вырывают у него из рук, и обессилевший Мерсо бросается на койку.

В своём философском эссе «Миф о Сизифе» Камю провозглашал древнего царя Сизифа счастливым человеком. А ведь Сизиф был навечно обречён богами вкатывать на вершину высокой горы камень, который, едва достигнув верхней точки, обрушивался вниз.

Но Сизиф был занят тем делом, которое не считал нужным и полезным. Мерсо отказывается притворяться и лгать. Придуманные цивилизацией игры — не для него.

Он — «абсурдный человек», а для абсурдного человека, как пишет в своём эссе Камю, угрызения совести не имеют никакого значения.

На последних страницах своего рассказа, уже в преддверии приближающейся смерти Мерсо говорит о своей тоске по природе, по жизни, и мы видим, что он — «природный человек», живущий в окружении «социальных людей».

Более того, сам автор называл Мерсо человеком, «который безо всякой героической позы соглашается умереть во имя истины».

Но в конце повести Мерсо впервые хочет обратиться к людям: «Для полного завершения моей судьбы, для того, чтобы я почувствовал себя менее одиноким, мне остаётся пожелать только одного: пусть в день моей казни соберётся много зрителей и пусть они встретят меня криками ненависти».

Ненависть других людей становится для Мерсо оправданием собственного одиночества, оторванности от окружающих. Потому-то он и отказывался от бесед со священником: милосердие и сострадание он отвергает, тем более — сострадание по должности, которое он должен принять от тюремного капеллана.

Значение повести «Посторонний» Камю

В своём романе Камю показывает равнодушных людей в равнодушном мире. Символом этого равнодушия становится маленькая «женщина-автомат», которая присутствовала в числе зрителей на суде. Впервые Мерсо встречается с ней в ресторанчике у Селеста.

«Женщина-автомат» — так и называет её затем Мерсо. А мнение автора о его главном герое выражает на суде владелец ресторанчика Селест, который ответил, что тот был человеком.

Повесть Альбера Камю «Посторонний» — это книга, направленная против равнодушия и защищающая оказавшихся в несчастье людей.

Источник (в сокращении): Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2/ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2016

Ссылка на основную публикацию