Отзыв о рассказе Чехова «Ионыч»

« Герои пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»: кто они? (семинар) | Главная | «Только человек ответственен за добро и зло» (сочинение по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») »

«Как не стать Ионычем?» по рассказу А.П.Чехова «Ионыч»

Раиса Фёдоровна | 24 Апр 2010

Отзыв о рассказе Чехова «Ионыч»

Личная драма Старцева началась с приезда в губернский город С.. Что-то нарушилось в естественном течении жизни города. Когда «приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни», то город начинал оправдываться перед ними, уверяя, что и библиотека есть, (которую за неимением читателей чуть не закрыли), и театр, и клуб.

И, как правило, интеллигентному доктору Старцеву предлагалось познакомиться с семьей Туркиных, как самой культурной, интеллигентной семьёй. Таким образом, город возложил на семью Туркиных ответственную роль. Они вроде рекламы города, исполняющие обязанность талантливой семьи. И надо сказать, что свой крест интеллигентности и талантливости они несут «весело, с сердечной простотой».

Банальные репризы Туркина, вроде «здравствуйте пожалуйста», необыкновенный язык, остроумие которого состояло в нелепых словах: «большинский», «недурственно», «покорчило вас благодарю». И эта нелепая поза лакея Павы, его бессмысленные слова: «Умри, несчастная!». И романы Веры Иосифовны «о том, чего никогда не бывает в жизни», и которые никогда не печатаются.

И игра Котик, талант которой состоял, казалось, в том, чтоб как можно глубже вбить клавиши внутрь рояля. Игра, не вызывающая в душе никаких ответных чувств, кроме как картины, как с высокой горы «сыплются камни, и возникает одно желание, чтобы, они поскорее перестали сыпаться».

И чувствуется, что вся жизнь этого «самого талантливого» семейства в городе какая-то придуманная, театральная. Они, вроде, не живут, а играют в жизнь. Не своей, чужой жизнью живут.

«Окна были отворены настежь, слышно было, как на кухне стучали ножами и доносился запах жареного лука… В мягких, глубоких креслах было покойно…» Вот она, такая же обывательская жизнь семейства Туркиных – с «жареным луком», «мягкими, глубокими креслами». И если бы они одни такие! Весь губернский город таков. Но это лишь предыстория драмы Старцева.

Старцев оказался в жизненной ситуации, поставившей его перед выбором: пойти своей дорогой или свернуть на протоптанную; жить своей жизнью или жить чужой. Что могло бы стать настоящей жизнью доктора Старцева? Он бы испытал самое возвышенное чувство любви, занимался бы врачебной практикой и достиг бы известности (ведь он труженик). Его бы интересовали вопросы культурной жизни.

Он бы напевал Котику романсы «твой голос для меня, и ласковый и томный…». Играли бы в две руки на фортепьяно… Но… Но случилось другое. Старцев не находит свою жизнь и поэтому начинает жить чужой жизнью. Промелькнет в его жизни единственный, настоящий эпизод. Катя назначает влюбленному Старцеву свидание… на кладбище и, разумеется, не приходит.

И этот час напрасного ожидания – едва ли не самый светлый и чистый во всей его жизни. К сожалению, на кладбище. Но это мир вне игры, созданный пейзажем.

Это был «мир, не похожий ни на что другое – мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель, где нет жизни, нет и нет, но в каждом тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную…». Как ни странно, но здесь при лунном свете, на кладбище Старцев жил собою, своими душевными порывами.

«Ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало…» Вот в этом эпизоде – высшая точка рассказа, после которой начинается падение доктора Старцева, его путь в бесконечный тупик. Искренне увлеченный Катей, нравственно чуткий доктор Старцев сразу почувствовал выдуманную «талантливость» Туркиных.

Он не поверил и словам Кити, когда она говорила о высоком назначении женщины. Он понимал, что воспитанная в атмосфере притворства, она уже и сама не могла не играть. Старцев понимал и другое: женившись на Кити, он должен будет бросить земскую службу и жить в городе, пополнив собою одну из «талантливых» семейств города.

Все понял, и потому увлечение как ножом отрезало, и сердце «перестало беспокойно биться». Но – и сам уклонился от напряженного душевного труда, не смог «выдавить из себя раба». Свернул со своей дороги, свернул на протоптанную.

«Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, что остается только рукой махнуть и отойти».

А усвоив этот опыт, Старцев потихоньку начал отказываться от своего лица и от своей души. Его по-прежнему приводили в раздражение нелепые разговоры обывателей, но он «сурово молчал». Постепенно его существование становится ролью «надутого поляка».

Когда через четыре года Котик, разочарованная, понявшая, наконец, что она «такая же пианистка, как мама писательница», возвращается в город и пытается связать разорванное, Старцев, слушая ее взволнованную речь, думает уже не о предмете разговора. Он «вспоминает про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием».

«А хорошо, что я тогда не женился», — подумает он. И будет прав. Потому что понимал: прими он теперь условия Котика, — чем бы была его семья? – Вторым изданием семейства Туркиных. Такой семьи Старцев не принимает, играть чужую роль, притворяться он не хочет, но и на прежнее душевное движение уже не способен. Создать свою, настоящую семью, любовь, дом… Это значит надо стать самим собой.

Не мог уже он взять любовь в свои руки. Поленился. Испугался. Роль «надутого поляка» сменил на роль «языческого бога». «Когда он, пухлый, красный едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймоном, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах и кричит встречным: «Прррава держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог».

Это уже перед нами не земский врач Дмитрий Ионович Старцев. Перед нами – типичный обыватель. «Куда это Ионыч едет?» Нет, он уже приехал в губернский город С. И теперь у него другая роль. Когда приезжие станут жаловаться на скуку и однообразие жизни, он, оправдываясь, будет говорить, что, напротив… Вот такая история жизни доктора Старцева. «Он одинок.

Живется ему скучно, ничто его не интересует». Все в нем ушло во внешнее, в «практику», в быт. И понадобилось для этого превращения всего несколько лет.

Остался ли Старцев все-таки выше окружающей пошлой среды или пришел к полному нравственному падению? Еще через четыре года жизни среди обывателей он задавался вопросом: что хорошего? «Старимся, полнеем, опускаемся… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу».

Действительно, что хорошего в этом? Но пройдет несколько лет… «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?» Вот и все, что можно сказать про него. Нет человека, осталась одна пустая оболочка. Превращение Дмитрия Ионовича Старцева в Ионыча – это чеховское предостережение нам, живущим совершенно в другую эпоху.

Предостережение, как не стать Ионычем, Семенычем, Палычем, Иванычем… Это значит, надо извлечь нравственный урок из судьбы доктора Старцева. Любой человек в жизни однажды стоит перед выбором. Насколько сложен и чреват последствиями этот выбор, Чехов рассказал историей жизни своего героя.

Я считаю, что Чехова надо постоянно читать и перечитывать заново, потому что в его рассказах много мудрости, он говорит о пороках, которые были, есть и будут. «Странное существо – русский человек! – сказал Чехов однажды. – В нем, как в решете, ничего не задерживается. В юности он жадно наполняет душу всем, что под руку попало, а после тридцати лет в нем остается какой-то серый хлам.

Чтобы хорошо жить, по-человечески – надо же работать! А у нас не умеют этого. Доктор, если он имеет практику, перестаёт следить за наукой, ничего, кроме «Новостей терапии», не читает и в сорок лет серьезно убежден, что все болезни – простудного происхождения.

Я не встречал ни одного чиновника, который хоть немножко понимал бы значение своей работы: обыкновенно он сидит в столице или губернском городе, сочиняет бумаги и посылает их для исполнения. Сделав себе имя удачной защитой, адвокат уже перестает заботиться о защите правды, а защищает только право собственности … Вся Россия – страна каких-то жадных и ленивых людей». «…А у нас не умеют этого», — это о своей России пишет писатель. А меня так и подмывает утверждение заменить вопросом: «А у нас умеют это? Работать с любовью с верой?» Работать не только умственно, физически. Работать – над душевным состоянием своим. Ведь в чем суть личной драмы доктора Старцева? – В том, что он однажды уклонился от напряженного душевного труда, поддался страху перед непривычными для русского человека личными усилиями по «выдавливанию из себя раба», уклонился от выбора, ибо для этого нужно было переделать обе жизни – и свою, и Котика. Чтобы не стать Ионычем, я советую, как в зеркало всматриваться в строки чеховского письма. Строки, которые можно считать своего рода программой новорождения каждого человека, его перехода из одного душевного состояния в другое. Вот они, поразительные слова… «Необходимо, чувство личной свободы, а это чувство стало разгораться во мне только недавно. Раньше его у меня не было… Напишите-ка (пишет он в письме к А.Суворину) о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонения чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченый, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская, а настоящая человеческая».

И было тогда Чехову двадцать девять лет. Чтоб не стать в жизни Ионычем, нужно обрести чеховскую способность сохранить в себе человека, свободного человека.

Темы: Чехов А.П. | Ваш отзыв »

Читайте также:  Характеры и судьбы пьесы «На дне»

Критика о рассказе "Ионыч" Чехова, отзывы современников

Главная страницаРассказ “Ионыч”

Отзыв о рассказе Чехова «Ионыч»
Ионыч.
Художник Кукрыниксы

Рассказ “Ионыч” относится к числу лучших произведений великого русского писателя А. П. Чехова.В этой статье представлена критика о рассказе “Ионыч” Чехова: отзывы современников.

Смотрите: 
Краткое содержание рассказа
Все материалы по рассказу “Ионыч”

Д. Н. Овсянико-Куликовский:

“…”Ионыч”, принадлежа к числу лучших произведений Чехова, в то же время выгодно отличается тою… прозрачностью своего построения, которая позволяет отчетливо различать как приемы творчества, так и основной замысел автора. Здесь все… представляется ясным, удобопонятным: мы хорошо видим, откуда и куда идет писатель, какую дорогу он избрал, и мы сами, без труда и помехи, идем вслед за ним по дороге, им проложенной…”
(Д. Н. Овсянико-Куликовский, “Вопросы психологии творчества”, 1902 г.)

Волжский (А. С. Глинка):

“Здесь Чехов дал широчайшее обобщение российской обывательской жизни… …в… психологическом процессе формирования молодого, здорового, неглупого врача Старцева в безличного обывателя заключается главный интерес рассказа.

В Чеховской галлерее бессознательно равнодушных людей, примиренных с жизнью и глухих к голосу идеала, Ионыч по достоинству занимает видное и почетное место. …Старцев растворился без остатков в обывательщине.

Типичность чеховской картины невольно наводит читателя на размышление, сколько еще таких Ионычей выбрасывает лаборатория провинциальной российской обывательщины…”
(Волжский (А. С. Глинка). “Очерки о Чехове”, 1903 г.)

А. Л. Волынский (Флексер):

“…фон и действующие на этом фоне лица – настоящая русская действительность… …медленный, вялый темп их жизни тоже характерен для России.” (А. Л. Волынский. “Борьба за идеализм”, 1900 г.)

Р. И. Сементковский:

“Прочтите последние произведения г. Чехова, и вы ужаснетесь той картине современного поколения, которую он нарисовал с свойственным ему мастерством. Возьмете ли вы Ионыча, героя рассказа… или ряд личностей, выведенных в других рассказах талантливого беллетриста, – вы одинаково вынесете какое-то щемящее впечатление бессилия найти в жизни идеальное содержание.” (Р. И. Сементковский. “Ежемесячные литературные приложения к журналу «Нива»”, 1898 г.)

Книга «Ионыч»

Ну, что здесь можно сказать: уютный, маленький рассказ о молодом враче; то, как на протяжении периода времени он меняется в иную сторону под различными  факторами. На досуге за чашкой кофе читается на ура!

душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь.

Не знаю, стыдно или смешно впервые прочитать этот рассказ накануне сорокалетия, но он прекрасен 🙂
Впервые, мне кажется, такое удовольствие получила от Чехова, который никогда не входил в число моих любимых авторов 🙂
Какой миленький стеб (“смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо” – вероятно, чистое :))) – и какая история… даже не грустная, а…

а про то, что сами все в жизни во всем виноваты. И при этом даже не жалеют. Просто жизнь идет, и проходит, и так нам всем и надо. Хотя, что интересно, это тоже не отрицает возможности счастья 🙂 Правда, тут же встают вопросы о сочетании счастья внешнего и внутреннего… и… и… и много других важных вопросов.

В том числе о желании быть богатым и о том, как оно влияет на человека 🙂
Отличный рассказ 🙂

Меня всегда поражал чеховский стиль, он особенный и ни на что не похожий.

Антон Павлович – один из немногих писателей, который умел умещать в небольшом рассказе проблемы, которые не всегда раскрываются авторами на протяжении огромных книжек, а то и серий.

Но вся прелесть такой прозы вовсе не в проблемах или гениальных темах (хотя и в них), а в удивительных героях, которых не встретишь у других авторов.

“Ионыч” – история, сюжет которой начинает развиваться довольно стремительно с первых страниц: в город С. приезжает молодой и амбициозный врач Дмитрий Иванович Старцев. Чтобы несколько скрасить свою тяжелую жизнь, он посещает семейство Туркиных, самую образованную семью в городе. Ее членам действительно можно позавидовать: Иван Петрович – остряк и шутник, Вера Иосифовна – его супруга, пишет…

Развернуть

“Когда еще я не пил слез из чаши бытия…” – напевает наш герой в начале данного произведения. Как иронично, что потом он сам хлебнёт из этой чаши.

Он вроде бы и становится счастливым к концу произведения: “У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее”, но на самом деле: “Он одинок.

Живется ему скучно, ничто его не интересует.” нет, этого не происходит.

Тема медицины близка мне как никакая другая, и мне очень горестно читать о падении доктора, который видел свет, который видел радость в жизни, чувствовал любовь, но который сгорел не из-за профессии, а из-за своей алчности и жадности. Любил ли он своё дело, любил ли он Катю, нам это сложно понять, вполне возможно, что нет, ведь любовь раскрывается…

Развернуть

Рассказ из школьной программы. Мне так помнится. Роман в небольшом рассказе. Что меня больше всего поражает сейчас в нём? Наверное, образ города С. Скучный, однообразный.

Чехов населил его обычными горожанами, лучшими представителями которых является семья Туркиных. Отец, Иван Петрович, острослов, всегда с таким выражением, «что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно».

Жена его, Вера Иосифовна, «писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям». Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка. Дружная семья, которая всегда радушно принимала гостей.

Очень интересный штрих, используемый Чеховым, это запах жареного лука, распространяющийся во дворе дома Туркиных, предвещавший «обильный и вкусный ужин».
Вот обычный вечер с приёмом гостей. Каждого встречает глава…

Развернуть Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.

Ионыч. История постепенной деградации личности, ее дорога вниз: от первых шагов к бездне и практически до самого заката этой личности.
С чего все начинается? В некий город приезжает молодой земский врач Дмитрий Ионыч Старцев. Он увлечен своей идей лечить людей, помочь каждому, кто к нему обратится.

Дмитрий Ионыч влюблен в Екатерину Ивановну Туркину: чудесное создание, играющее на пианино и мечтающее об дальнейшей учебе вдали от родительского дома. И Дмитрий Ионыч становится вхож в дом Туркиных, самого талантливого семейства небольшого города С.
А что дальше? А дальше – больше.

Дмитрий Ионыч все так же работает, его частная практика становится его главным делом, а желание заработать больше – все…

Развернуть 2019-09-21 13:32:16 www.livelib.ru/review/1195221

21 сентября 2019 г. 13:32

766

В данном произведении нам представлен молодой врач, который видит пороки и однообразность жизни. Потом под влиянием сильнейшего душевного чувства из живчика и Петра первого становится в свои немолодые годы таким же серым, как и половина населения нашего времени.

Вы сможете за короткое произведение увидеть то, как мыслит человек в юности и старости и сможете быть осведомлены о мыслях, которые могут вдруг посетить вас, но к которым не стоит прислушиваться.
Мы сами решаем, как нам мыслить. Каждый просто должен всегда помнить, что препятствия и жизненные подлянки не должны влиять на наши открытые и добрые души.

Самое главное для людей это не разочароваться в жизни, а увидеть пример плохого фарса и просто стараться исправить его либо избегать. Кому как проще. Человек не должен гнить под…

Развернуть

Ионычем является Дмитрий Ионович Старцев. Выбранное заглавие делает акцент на прозвище героя, которое дается ему в конце рассказа. Именно в этом заключается смысл произведения. Выбрав рассказу данный заголовок, Чехов ставит перед читателем вопрос: «Как земский врач Старцев превратился в Ионыча?».

Это рассказ о земском враче, который ходил пешком, занимался практикой и верил в любовь, но за несколько лет он превратился в «идола», владеющего собственной тройкой, располневшего обывателя, любимыми занятиями которого стали игры и пересчет денег.

Автор повествует о том, как при отсутствии возможности развития и желания самосовершенствования человек быстро привыкает к новому, более простому темпу жизни – деградации. Начав с амбициозных планов и благих намерений, герой опускает планку и упрощает…

Развернуть Текст вашей рецензии…

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Всего 1K Всего 359

«Ионыч» отзывы и рецензии читателей на книгу????автора Антона Чехова, рейтинг книги — MyBook

Неканоническое прочтение хрестоматийного рассказа

Одна из моих книжных традиций — чеховский день, который обычно бывает в конце января, ближе к дню рождения писателя. Иногда он сползает на февраль, а в этом году — небывалый случай — на март. Правда, и зима на месяц сдвинулась. Ну, лучше поздно…

Читаю свой четырехтомник строго по порядку, и чаще выпадают малоизвестные или пропущенные ранее рассказы. А тут — хрестоматийный «Ионыч». Однако время идет, и знакомые до боли сюжеты начинаешь видеть под другим углом.У меня обычно бывает много вопросов к АПЧ. Мы с ним всю мою жизнь ведем диалог, и я всё воюю, наскакиваю. Но по Ионычу ограничусь двумя.

А кто сказал, что семейство Туркиных бездарно?

«Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город».

Ионыч и сказал. Это его оценка. Раздраженный, деградирующий, одинокий неудачник. Который никого не любит и которого никто не любит. Надо постоянно помнить, что все едкие пассажи принадлежат не Чехову, автор в стороне, они — из уст Старцева.

Да, он, в отличие от обывателей-бездельников, реализовался в профессии, именно у него вроде бы должен иметься смысл жизни. С одной стороны, помогает страждущим, с другой — состояние сколотил, практическая жилка, не пустой мечтатель.

Но ни смысла, ни полноты жизни нет. А у обывателей Туркиных — есть. Они, как чета Маниловых или старосветские помещики, наслаждаются семейной идиллией.

А чего, собственно, плохого в семейной идиллии? В том, что супруги не сражаются сковородками, не делят что-нибудь, не выясняют, кто главный? А продолжают с удовольствием находиться в обществе друг друга, шутят, принимают гостей, любят свою дочку?

Читайте также:  Сочинение: Болконские в романе «Война и мир» (образ и характеристика семьи)

Вот у Старцева уже и куча денег есть, и три дома, а этого — нет, и не будет. Потому что он заживо мертв, а они — живые. И он это видит. И все его мысли о них продиктованы банальной завистью, возможно, бессознательно.

Любителя бьют! А за что?

Наступают времена, когда машины реально заменяют людей. Работники, выполняющие рутинные операции, становятся не нужны. В скором времени исчезнет масса привычных профессий. В отдельных странах проводят эксперименты с безусловным базовым доходом. Фактически будет возрождаться институт обывателей!

Давайте взглянем с этого ракурса: ура, небо в алмазах, люди свободны от проклятия труда, а дальше что? Как они распорядятся свободой? Кинутся заниматься саморазвитием, искусствами, науками, спортом? Или будут лежать на диване, есть фастфуд и смотреть сериалы? Вот вопрос.

Современный человек привык потреблять готовые мечты и мысли в виде фильмов, книг, музыкальных записей, и на этом фоне люди из позапрошлого века, которые сами музицируют, играют в самодеятельном театре, устраивают публичные чтения, видятся отнюдь не пошлыми обывателями. Я бы даже сказала, что планка для нас сегодняшних довольно высока. Не все и дотянутся. А ведь речь об обычной провинциальной семье, ничего выдающегося!

Да, они занимаются искусством на любительском уровне. Да, для развлечения, а не для создания высококачественного культурного продукта. Но создают шедевры всегда единицы, а вот без культурной среды шедевры будут никому не нужны. Чем больше таких семей, увлекающихся искусством, тем выше градус культуры в обществе.

Сам АПЧ, кстати, строил у себя в усадьбе больницы-школы-библиотеки, а брат Михаил пишет, что «в домашних спектаклях Антон был главным воротилой».

Хорошее впечатление произвели на меня супруги Туркины! Самые симпатичные, живые, деятельные персонажи. И деньги им к рукам — живут и радуются, и умеют радовать других. Искусство жить.

На дочь не стали давить своим родительским авторитетом, дали возможность учиться, где и чему ей хотелось. Что уж вышло — не их уже ответственность.Не скучают, не брюзжат, не злословят — находят другие занятия. Мамаша трогательная со своими романами (сейчас бы блогершей была!). Папаша, заметьте, не стареет — не разжирел и не обрюзг, как Ионыч (а у этого и фамилия говорящая).

…А в школьном прочтении Туркины были смешными, скучными, придурковатыми…

Что писать в отзыве о рассказе Чехова «Ионыч»?

  • Отзыв – это рецензия. Самая простая (неразвёрнутая) рецензия пишется по плану:
  • Вступление.
  • Общее впечатление о произведении.
  • Проблема(-ы), которые раскрываются в тесте и степень их важности.
  • Выводы.

Рассказ “Ионыч” написан А.П. Чеховым в 1898 г. Русская литература всегда затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи: понятие о добре и зле, о смысле жизни, о влиянии окружающей среды на личность человека. В “Ионыче” Чехов ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Об этом говорит и название произведение.

Кто не имел в юности возвышенных идеалов, как честь, равенство, братство, свобода. Но проходят годы, и человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни.

Чехов первый явил социальные причины этого заболевания в рассказе “Ионыч”. Композиция рассказа Чехова состоит из пяти частей.

И мы видим, как доктор Дмитрий Старцев превратился в брюзглого, ленивого, корыстного барина, которого и имя все забыли – Ионыч!

А как животрепещуще начиналась история. Дмитриий Ионыч Старцев – молодой врач. Он энергичен, трудолюбив, образован, восторжен. У него много идей и надежд! Автор обращает наше внимание на первоначальное отсутствие у него своих лошадей.

Интеллигентный герой преподчитает здоровые пешие прогулки. Он знакомится с семейством Туркиных, влюбляется в Екатерину Ивановну, делает ей предложение, но получает неожиданно отказ. Отказ привёл Дмитрия Ионыча к полнейшему равнодушию, к апатии. Мне думается, с этого момента и начинается духовное падение Старцева. Ибо любовный полёт был “единственной радостью и… последней”.

Проходят недолгие годы, но Старцева уже мало кто называет по имени, он превратился в Ионыча. Физическое ожирение подкралось незаметно. Он перестал ходить пешком, страдает отдышкой, любит закусить. Любит обильную жирную пищу. Незаметно обволокло его и моральное “ожирение”.

Как он отличался от жителей города! Мечтами о служении, пылкостью чувств. Но всё это ушло. У него появляются “безобидные” страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Желание поспать после обеда. он уже не ходит пешком. он завёл себе рысаков.

Уже не сострадает ближним, он позволяет себе орать на больных и стучать палкой.

Его жизнь стала пустой и бессмысленной, как и жизнь большинства обывателей этого сонного городочка. Чехов первый подробно описал формы тяжелой социальной болезни, поразившей Старцева. Болезнь эта назвалась – духовная деградация личности.

Лев Толстой дал очень высокую оценку рассказу Чехова.

Рецензия на книгу Ионыч

Оценка автора: 9/10 Дата написания: 23.03.16

  “Кто предаёт себя же самого, не любит в этом мире никого”

У.Шекспир 

 Ионыч – это небольшой, но содержательный рассказ великого русского писателя Антона Павловича Чехова. Писателя, который  известен как мастер малой формы, из под его пера не вышло ни одного романа, а только рассказы и повести. Однако именно они славятся превосходным слиянием краткости, которую сам писатель очень ценил, с глубоким замыслом. Хотя рассказы Антона Павловича похожи на обрывки картины человеческой жизни, истории, они оставляют после себя вопросы, заставляющие нас думать, искать ответы, решения.

 Простой и лёгкий для чтения язык написания этого рассказа перекликается с интересными, информативными предложениями.

Здесь вы не встретите обширных описаний декора, природы или чего-то иного, но зато окунётесь в повседневную жизнь небольшого и скучного городка, познакомитесь с его обитателями и столкнётесь с проблемой нашего общества ,окружения и их влиянием на человека, актуальной и по сей день.

  В начале рассказа автор знакомит нас с главными персонажами всей истории: семейством Туркиных и  Дмитрием Ионычем Старцевым. На первом этапе своей жизни в городе С. Старцев представляется нам молодым врачом. Он энергичен, трудолюбив, образован.

Автор не зря обращает наше внимание на первоначальное отсутствие у него своих лошадей и пешие прогулки. И вот нашему герою, как интеллигентному человеку, рекомендуют познакомиться с Туркиными, семейством известным в городе С. своими талантами. С этого знакомства и начинается основная история.

В гостях у Туркиных главный герой может сам оценить хозяев и их таланты: повести и романы Веры Иосифовны, игру на рояле Екатерины Ивановны и остроумность шуток Ивана Петровича. Он замечает всю наигранность и неискренность поведения гостей и хозяев, т.е.

этого общества, однако он не противостоит ему, но и полностью не подчиняется его влиянию. Так, например, слушая громкую игру Екатерины Ивановны Старцев представляет себе:”как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось чтобы они поскорее перестали сыпаться…”. Но в то же время, т.к.

девушка ему понравилась, он присоединятся к мнению толпы и хвалит её игру. С этого момента, пожалуй, и пустили свои корни первые изменения в Старцеве.

  Прошло больше года. Дмитрий Ионыч, человек понимающий, “что надо трудиться, что без труда жить нельзя”, много работал, и посему не мог бывать у Туркиных. Но, вот один случай, и он уже частый гость в их семье.

Он влюбляется в Екатерину Ивановну (или как звали её домашние – Котика), делает ей предложение, но получает отказ.

Если любовь внесла яркие краски в его жизнь,воодушевила героя, то этот, неожиданный для него, отказ не просто вернул его на землю, он привёл Дмитрия Ионыча к полнейшему равнодушию. 

 Прошло ещё четыре года. Теперь перед нами совсем другой Старцев, это уже Ионыч. У него большая практика в городе. Он ездит к больным на тройке с бубенчиками. “Он пополнел, раздобрел и неохотно ходит пешком, так как страдал одышкой”. Герой мало общается с обывателями, они раздражают его.

Ведь это люди, которых ничего не интересует в жизни, кроме развлечений и еды. Но, хоть герой, стараясь сохранить в себе разумное мнение или вообще какое-то мнение, избегает общество, он всё же превращается в такого же обывателя. Только лишь с небольшим отличием.

Развлечение для себя он нашёл в деньгах, а позже в покупке недвижимости.

 Итак, автор показал нам целую жизнь Ионыча. Как менялся герой со временем, как он предал самого себя, свои принципы и обозлился на весь мир. Теперь его более ничего не радовало и не интересовало. Он больше не имел ни мечты, ни целей. Стал обычным обывателем. 

  И вот рассказ окончен, остается лишь вопрос: что сделало героя таким, изменило его? Чехов оставил за нами право всё хорошенько обдумать и прийти к правильному выводу.

 А что об этом думаю я? Мне кажется, здесь замешано два фактора. Во-первых, это общество, окружение. Бесспорно, они имеют большое влияние на человека.

Во-вторых, сам герой в какой-то момент сдался, заключив себя в рамки обывателя, и тем самым обрек себя на скучную, бессмысленную жизнь…

Сочинение на тему: “Мое мнение от прочитанного рассказа “Ионыч” Чехова”

В известном рассказе Антона Чехова под названием “Ионыч” повествуется достаточно поучительная и интересная история о жизни. В ней есть несколько героев, но основными из них, как мне кажется, являются Дмитрий Ионович Старцев, врач, который приехал работать в город, а также девушка по имени Екатерина Ивановна, которую ее домашние, семья Туркиных, также называли Котиком.

Старцев, будучи новым человеком в городе, искал друзей, а потому ходил в гости к Туркиным. И Котик произвела на него очень сильное впечатление, она ему понравилась. Он

предпринял некоторые действия, чтобы жениться на ней, но все это оказалось тщетно.

Екатерина Ивановна собиралась в Москву, а потому не хотела связывать себя узами брака, считая, что они могут помешать ей сделать собственную карьеру и устроить жизнь. Впрочем, у нее все получилось далеко не так, как она того хотела. Уже спустя четыре года она возвратилась домой, разочарованная в своих предыдущих планах. Вот только к тому времени Старцев уже не собирался на ней жениться.

Его бывший пыл прошел, у него установился определенный жизненный уклад, который не включал близкого общения с кем бы то ни было, в том числе и с Екатериной Ивановной. Она, впрочем, хотела от Старцева возвращения былого, не была против и свадьбы и давала понять ему это. Но все это оказалось тщетно.

Старцев был лишь рад тому, что не женился на Котике ранее и отнюдь не собирался делать этого в будущем.

Читайте также:  Сочинение: Характеристика героев повести Александра Пушкина «Пиковая дама»

Я думаю, что это достаточно интересный и поучительный рассказ. Учит он, в первую очередь, тому, что человек не должен переоценивать свои силы и быть слишком амбициозным тогда, когда кто-то обращается к нему с собственными нежными чувствами.

Очевидно, что Екатерина Ивановна сильно пожалела о том, что в свое время не ответила Старцеву своим согласием, но к определенному моменту сделать это было уже поздно, он потерял интерес полностью.

Не стоит думать, что если ты откажешь человеку, то потом в любой момент времени сможешь вернуть все назад и сделать так, как было.

Впрочем, негативно это сказалось и на самом Старцеве. Очевидно, что изначально он был разочарован ее отказом, а потом попросту привык к такой жизни.

Данный рассказ очень поучителен. Я думаю, что многие люди должны его прочесть, чтобы сделать собственные выводы относительно тех или иных проблем бытия. Он позволит понять некоторые аспекты устройства жизни и не допустить тех ошибок, которые настолько характерны некоторым людям.

(1 votes, average: 5.00

Анализ рассказа Ионыч Чехова 10, 11 класс

Рассказ «Ионыч» создавался в не самый благоприятный период в жизни Чехова. Конец 90-х – переломный период в творчестве Чехова. На первый план выходит философичность и глубокая психологическая составляющая персонажей. Традиционный почерк писателя – смесь грустного и смешного остается неизменным.

В 1898 году он вернулся в Мелихово после лечения во Франции и его сразу захлестнула бурная жизнь. Автор писал рассказ урывками, постепенно смещая акцент с семьи Туркиных (изначально – Филимоновых) на Ионыча. Чехов хотел раскрыть настоящую сущность семьи Туркиных, но позднее поменял свое решение.

В связи с этим, в начале рассказа у читателя тоже складывается впечатление, будто Туркины центральная тема рассказа.

Смысл названия рассказа заключается в преображении главного героя. Вначале Дмитрия Ионовича Старцева никто не называет Ионычем.

Он пока еще Дмитрий – молодой, перспективный человек, который может ради возлюбленной поехать ночью на кладбище. Он сильно отличается от местных обывателей – серых людей, погрязших в мещанской рутине.

По ходу повествования меняется поведение и мировоззрение героя, и он становится Ионычем: грубоватым, обрюзгшим, безликим.

«Ионыч» – это рассказ, написанный в жанре реализм, в реалистическом литературном направлении. Чехов затрагивает социальные проблемы общества, оставаясь при этом объективным. Композиция рассказа – пунктирная, она прерывается, когда Катя отказывает Дмитрию, и это становится переломным моментом для героя. После паузы Ионыч снова встречается с Катей, но теперь все иначе.

Суть рассказа в том, что человек, не находя желания и возможности развиваться, быстро деградирует, привыкнув к стабильности и удобству. Далеко идущие планы Дмитрия – жениться и «завести обстановку» потерпели фиаско, и он превратился в обыкновенного мещанина – Ионыча.

Герои рассказа Чехова – это семья Туркиных и земской врач Ионыч. Иван Петрович Туркин – любитель развлечь гостей, знает много анекдотов и прибауток. Его супруга Вера пишет романы, для того, чтобы читать гостям.

Их дочь Катя играет на фортепиано, и мечтает поступить в консерваторию, несмотря на отсутствие таланта. Дмитрий Старцев – хороший врач, при этом он скромный и образованный человек.

В отличие от характеров Туркиных, характер Ионыча меняется на протяжении рассказа.

Рассказ «Ионыч» содержит в себе темы любви, общества и внутреннего обнищания героя. Из перспективного молодого доктора он превращается в серую массу, стремящуюся заработать побольше. Окружение героя просто не дает ему глотка свежего воздуха, и остается только смириться с такой жизнью.

Читатель невольно задается вопросом: а если бы Катя согласилась выйти замуж за Дмитрия? В конце рассказа сам Ионыч понимает, что, Катя не достойна его чувств. Проблематика рассказа выделяет роль пагубного влияния общества на перспективную личность.

Это общество полной духовной нищетой, без каких-либо глобальных целей.

Идея рассказа –  показать, как деградирует личность, находясь в подобном обществе, не найдя правильного баланса во взаимоотношениях с социумом.

2 вариант

В своих рассказах и других произведениях Чехов часто поднимает тему бесцельности или своеобразной обреченности человеческого существования. Он передает эти мотивы через образы интеллигентов, которые не могут противостоять трудностям этого мира или просто проводят свою повседневность в праздности и бездеятельности.

Таких образов огромное количество и в пьесах («Вишневый сад», «Дядя Ваня» и другие) где герои часто прямым текстом обращаются к себе и другим с призывами раскаяться и поразмыслить над своим пустым бытием, и в рассказах, где герои как бы иллюстрируют собой возможность для человека не прийти ни к чему.

Тут тоже масса примеров, когда герои в итоги приходят в точку разочарования или полного цинизма по отношению к миру. Стоит вспомнить рассказ «О любви» и множество других, где герои в итоге понимают нелепость и пустоту своих действий и потребность проявлять активность или следовать более настойчивому пути.

«Ионыч» дополняет ряд таких рассказов и само название указывает на ту самую итоговую точку, к которой придет главный герой.

По отчеству, одним только отчеством часто называют сторожа или подобного человека, но главный герой этого рассказа – интеллигент, доктор, который приезжает в земство для того чтобы служить людям.

Изначально он совсем не Ионыч, а Дмитрий Старцев – молодой и красивый доктор, который полон надежд и энтузиазма.

Мне кажется, описание сути этого рассказа возможно сделать через образ жира.

Жира, которым постепенно заплывает Старцев, становясь все менее восприимчивым и к миру, и к собственным чувствам (ведь сердце его тоже «жиреет» со временем), «жира», которым является светское общество, где иногда предстоит существовать Старцеву. Поначалу его даже тошнит от обыденности и пустоты общества, он отвергает эти наплывы бездушного жира, которые стремятся его поглотить.

Тем не менее, в итоге он поддается и подчиняется этому обществу. Во многом из-за отсутствия надежд. Ведь даже Туркины, которым следовало бы являть собой «луч света», на самом деле оказываются банальными и, наверное, даже безнравственными людьми и Старцев погружается во мрак, из молодого доктора он становится жирным и бесчувственным Ионычем.

Анализ произведения 3

На моё мнение, данное произведение слегка сложновато для восприятия по причине скоротечности и неопределённости, хоть и сюжет выстраивался на протяжении нескольких лет, при этом опуская сущие мелочи, в которых нет необходимости и смысловой подоплёки.

Но всё по порядку. В самом начале автор повествует о губернском городке С., который вызывал у приезжих чувство скуки и томящегося однообразия. Местные жители с негодованием отвечали, что ,мол, это на самом деле таковым не является, и с надеждой указывали на оправдывающий фактор в лице семьи Туркиных – самых образованных и талантливых представителей городка С.

Однажды в городок приезжает некий земский врач по имени Дмитрий Ионыч Старцев – типичный представитель чеховских рассказов, обладающий интеллектом, верой в возвышенное и сакральное, испытывающий антипатию к высшей знати как к людям пустоутробным и совершенно перечащим его мировоззрению. Тем не менее, он сближается с семьёй Туркиных и становится частым гостем, посещая и их дом и постепенно падает в пропасть любви. Его «богоизбранная» – дочь Ивана Петровича и Веры Иосифовны Туркиных. Молодая барышня в скорости отвергает предложение выйти замуж за «Ионыча», как бы намекая, что связывать свою судьбу с жалким городком и с таким же обыкновенным человеком – не её мечта. Она заслуживает большего. Спустя пару дней она уезжает в Москву поступать в обсерваторию. На этом динамика изложения затухает.

Через четыре года она всё же возвращается обратно, и, словно пересмотрев своё отношение к миру, уже сама признаётся в любви Дмитрию Старцеву. Но, позабыв прелесть любовного периода, избегает какого-либо контакта с ней. Он окончательно окостенел, потерял краски жизни, сдвинулся на край, сделался, по сути, тем самым обычным человеком, коего презирал.

С одной стороны – типичный сюжет о несбыточных мечтах и несостоявшейся женитьбы, как по команде наталкивающий нас на размышления эстетического характера, о смысле бытия и степени его тщетности при выборе не того пути.

Поглощая опыт, передаваемый нам буквами из книги, мы трезво можем оценивать риск и весомость принятых нами решений на фоне происходящих событий.

Заявление из серьёзных, и ответственность за донесение посыла возложил на себя великий русский писатель – Антон Павлович Чехов.

← Беликов в рассказе Человек в футляре
← Анализ рассказа Смерть чиновника↑ ЧеховАнализ произведения Злоумышленник →
Анализ рассказа Крыжовник →

  • Поступки Хлестакова в комедии Ревизор сочинение
    В данном произведении показано много ярких и интересных персонажей, однако, одним из центральных – является образ Хлестакова. Благодаря его поступкам, становится возможным разглядеть личность героя.
  • Образ Чарткова в повести Портрет характеристика героя Гоголя
    Чартков – главный герой повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет», бедный молодой художник, обнищавший дворянин, живущий вместе со своим слугой Никитой в низенькой скудной комнатке на Васильевском острове
  • Отзыв о пьесе Горе от ума Грибоедова для читательского дневника
    Произведение «Горе от ума» – это гениальная пьеса, написанная Грибоедовым Александром Сергеевичем. Именно благодаря ей он стал известным и уважаемым человеком. Люди до сих пор читают эту пьесу, потому что она актуальна всегда, а особенно в наше время.
  • Сочинение на тему Гимнастика
    В настоящее время гимнастикой занимаются очень большое количество людей. Этот вид спорта отлично подходит для поддержания хорошей физической формы и здоровья в целом
  • Сочинение по картине Летний сад осенью Бродского 7 класс
    И. И. Бродский – художник революционной России. Основной темой его творчества стала отражение документально-исторической действительности страны начала XX века. Помимо исторических картин, Бродский писал портреты и пейзажи.
Ссылка на основную публикацию