А. А. Фет «Какая грусть!»: анализ стихотворения

Самый Зелёный · 26.11.2020

Многие современники А. А. Фета считали «истинным» поэтом, «тонким» лириком, другие же уверяли, что его творчество «ограниченное», однообразное.

И то, и другое мнения говорят лишь об одном, Афанасий Афанасьевич был и остается интересным поэтом, увлекающим и завораживающим автором, знающим, как писать о «глубинах» души человека.

Многомудрый Литрекон предлагает дорогому читателю ознакомиться с анализом стихотворения автора «Какая грусть!». Разбор по плану поможет Вам быстро разобраться в лирике автора.

История создания

Год написания разбираемого стихотворения «Какая грусть!» – 1862. С 1860-х годов лирика Фета постепенно меняется. Атмосфера гармонии и красоты сменяется нотами трагизма и обреченности.

Основные мотивы творчества поэта приобретают «сомнительные» краски, то есть А. А.

Фет ярче обрисовывает противоположные стороны излюбленных им тем, он пишет о человеческом одиночестве, об обманчивости красоты, счастья, о несовершенстве бытия, о сплоченности любви и страданий.

В фетовских произведениях чаще встречается образ зимы, но не как волшебного времени года, а как периода угасания ярких красок жизни. Рассуждая о творчестве А. А. Фета в целом, можно заметить, что, приблизительно, с 1960-х годов у него теряются весна, зима, лето, осень, как отдельные времена года.

Но они преобразуются в дуэты, характеризующие общее состояние природы, а также состояние души человека, параллель с которой поэт провел в своих ранних произведениях и сохранил на протяжении всего творческого пути. Осень и зима – это пора старения, переосмысления.

Она также красиво описана автором, как и весна, лето – пора молодости и любви. 

Поэт начинает произведения с зимне-осеннего периода, как с нынешней действительности, с окружающей его реальности, а заканчивает воспоминаниями, надеждами о весне и лете. Эта отличительная черта поздней лирики Фета.

«Какая грусть!» является частью сборника «Соловьиное эхо».

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Какая грусть!» однозначно относится к пейзажной лирике. Поэт, описывая природу, окружающую его атмосферу, пытается передать свои ощущения и мысли, одолевающие его в этот самый период. 

Также нельзя не заметить черты философской лирики! С 1860-х годов произведения А. А. Фета становятся еще более философичными, что проявляется в обращении к теме вечности, теме разгадки тайны жизни и смерти.

В стихотворении «Какая грусть!» автор пишет если не о конце жизни, то о преодолении определенного жизненного рубежа, после которого человек не остаётся прежним, а становится более осмысленным, но скучающим о былом «Я», о молодости и беспечности.

Стихотворение «Какая грусть!» является импрессионистическим. Афанасий Афанасьевич передаёт свои ощущения от созерцаемой им природы, пишет о тождественности человека и природы, сравнивая холод зимы и душевный холод. Направление его творчества исследователи называют «чистым искусством».

Размер стихотворения «Какая грусть!» – четырехстопный ямб. Перекрестная рифмовка с чередующимися женской и мужской рифмой.

Композиция

Стихотворение «Какая грусть!» состоит из 5 строф. Композиционно произведение можно разделить на три смысловые части.

  1. 1 часть – это первые две строфы, в которых поэт пишет об окружении, о природе. Именно начало стихотворения настраивает читателя на необходимую волну, дарит ему образы, способные передать душевное состояние поэта. «Какая грусть!» — это восклицательное предложение откровенно, ярко и конкретно передаёт основной мотив переживаний автора. Дальнейшие переживания настолько «тонкие», еле уловимые, что Афанасий Афанасьевич воспользовался «пейзажем» для точности и честности.
  2. 2 часть – это 3-я и 4-я строфы. Поэт переходит от пейзажа к «внутренностям», к душевным переживаниям. Этот переход плавный, Фет сравнивает душевный холод с окружающей зимней стужей. 4-е четверостишие «прозрачное», без очевидных параллелей. Прямым текстом поэт пишет о своей надежде на то, что душа его помолодеет. 
  3. 3 часть – это последнее четверостишие стихотворения. Данная строфа является описанием «удивительного края», который надеется увидеть автор. 

«Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста…»

Эти строки метафоричны. В третьем четверостишие, которое является отражением душевных переживаний, поэт пишет о думе, которая «лениво засыпает над умирающим трудом», а в пятом четверостишии пишет о думе «страстной, чистой», той, которая была у него ранее, когда «бури пролетали мимо», когда «цвела весна и красота».

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Какая грусть!» – это «поживший» человек, знающий о жизни многое, у которого есть прошлое, и который воспринимает свою нынешнюю жизнь как конец. 

Обычно, лирический герой схож с автором. Это родство может быть очевидным, а может быть и «глубоким», неясным. По биографическим очеркам об А. А. Фете можно сказать, что его лирический герой схож с ним совсем не явно. 

Лирический герой данного стихотворения удивителен тем, что он производит впечатление довольно-таки пожилого человека, хотя на момент написания произведения поэту было всего 42 года! Лирический герой отражает уникальность поэта, его душевное состояние, его «душевный» возраст.

Основными образами является зима и душа. Автором проведена параллель между ними, точнее между зимой и внутренним, душевным состоянием лирического героя.

В стихотворении можно заметить несколько ярких символов.

Дорога – это символ жизненного пути, или же символ границы между чем-либо. Поэт пишет о конце аллеи, который «исчез в пыли». Что это может значить? Возможно, поэт написал о конце какой-либо преграды, разделяющей его с желанным, с тем, что он видел во сне, ведь в произведении повествуется об утре. 

Лирический герой, проснувшись утром ощутил в сердце пустоту, тоску об ушедшем вместе со сном ведении, «греющим» душу. Эту пустоту поэт передаёт вторым четверостишием, в котором пишет о белом небе, о белом поле и об одиноком вороне. 

«И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом…»

Рассвет является символом надежды. Но «на душе не рассветает», то есть надежды никакой нет, душу одолел холод. 

Следующая строфа противоречит этому! Автор прямым текстом пишет, что «все надежда в сердце тлеет», то есть все же где-то очень глубоко светит огонёк, согревающий душу. Надежда именно тлеет, то есть она и является этим огоньком, символом возрождения и преображения.

Последнее четверостишие – это подробно расписанные надежды. 

«Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,-
И посвященным только зримо

Цветет весна и красота.»

Весна является символом молодости, творческого подъема, духовного обновления. Весна – это любимое время года А. А. Фета, которому «посвящено» большинство его произведений.

Темы, проблемы, настроение

Одной из наиболее популярных тем лирики А. А. Фета является природа. Данное стихотворение относится именно к этой теме. Поэт в каждом стихотворении восхищается природой, её естественностью, её безмерной красотой, её таинственностью и неизведанностью.

В ней Фет видит отражение души человека, отражение своей души, в ней он ищет ответы на интересующие его вопросы. Таким образом, основная тема стихотворения «Какая грусть!» — это зимняя природа, передающая печальное настроение автора.

Также мы видим тему надежды, ведь лирический герой ждет весну и грезит о тепле.

Проблематикой стихотворения можно считать попытки лирического героя понять себя, свою грусть, её истоки, также ею можно считать попытки лирического героя раздуть огонёк надежды в душе. Основная проблема произведения «Какая грусть!» — это зимняя тоска, охватывающая каждого из нас во времена холодов.

Настроение стихотворения «Какая грусть!» интересное, восторженно-тоскливые мотивы перетекают в теплые мотивы, оптимистичные. Если описывать данное стихотворение цветом, то оно будет градиентным, с переходом серо-белого цвета в нежный, разбеленный розовый цвет.  

Основная идея

Параллель, проведенная между жизнью природы и состоянием души, — это главная мысль стихотворения «Какая грусть!». Схожесть циклов жизни человека и смены времен года была замечена давно, но Афанасий Афанасьевич показал данное родство немного с другой стороны, используя при этом импрессионистический метод передачи мимолетных ощущений, напоминающих то или иное природное явление.

Смысл стихотворения «Какая грусть!» заключается в том, что все живое в ненастную пору живет надеждой на светлую полосу. Жизнь циклична, и за зимней порой следует вешняя, а значит, человек не должен отчаиваться и впадать в уныние.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Какая грусть!» изложены в списке, который завершает анализ произведения по плану.

  1. Эпитеты: «всё гладко», «всё бело», «машет тяжело», «лениво засыпает», «родной край», «дума страстная», «зримо цветет».
  2. Сравнения: «в ней тот же холод, что кругом».
  3. Метафора: «конец аллеи исчез», «серебряные змеи», «клочки лазури», «на душе не рассветает», «умирающий труд», «цветет красота».
  4. Олицетворение: «надежда тлеет», «душа помолодеет», «душа увидит», «дума чиста».
  5. Анафора:

«Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи…»
«Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край…»

  1. Автором использована инверсия.
  2. Риторическое восклицание: «Какая грусть!»

Кристина Асаулова

А. А. Фет «Какая грусть!»: анализ стихотворения

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета во все времена вызывало различные оценки критиков и читателей.

Одни считали его «истинным поэтом и тонким лириком», а другие твердили, что его поэзия весьма скучна и однообразна. Такая разрозненность мнений говорит лишь о том, что творчество поэта никого не может оставить равнодушным.

Его необычайно проникновенная и глубокая поэзия всегда будет будоражить сердца настоящих ценителей литературы.

История создания

В 1860-е годы творчество Афанасия Фета переживает переломный момент: от радостных, жизнеутверждающих мотивов к нотам трагизма и обреченности. Теперь Фет пишет об одиночестве, об обманчивости и недолговечности красоты, о проходящем счастье, о неразрывной связи любви со страданием и о несовершенстве бытия.

Читайте также:  Сочинение: восприятие, истолкование и оценка стихотворения Лермонтова «Родина»

У Фета в творчестве преобладает образ зимы, но он олицетворяет собой вовсе не волшебство, а угасание жизни. Примерно в эти же годы в его лирике исчезают отдельные времена года — теперь они объединены автором в пары: осень – зима, как пора старения и переосмысления, и весна – лето, как время молодости и любви.

  Как и ранее, они, характеризуя состояние природы, помогают понять состояние души человека. Практически все свои стихи, поэт начинает с осеннее — зимнего времени года, символизирующего нынешнюю реальность, а заканчивает – непременно весной и летом, несущими в себе надежды, мечты, воспоминания.

Это главная черта лирики позднего Фета.

Свое стихотворение «Какая грусть!» Афанасий Фет создал в 1862 году, оно вошло в состав поэтического сборника «Соловьиное эхо».

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности стихотворение «Какая грусть!» несомненно принадлежит пейзажной лирике. Поэт передает читателю свои эмоции и чувства через описание природы.

В данном стихотворном тексте также присутствуют элементы философской лирики, что характерно для позднего Фета. После 1860-х годов поэта стали волновать «вечные» темы: жизнь и смерть, и связанные с ними тайны.

Так, в стихотворении «Какая грусть!» автор размышляет о каком-то переломном периоде в его жизни.

И это не окончание пути, а некий рубеж, преодолев который, человек в корне меняется – теперь он более умудренный и осмысленный, но, в то же время, он тоскует о былой жизни, о беззаботной молодости.

Фет, создавая данное творение, приправил его легкими нотками импрессионизма. При чтении его, мы чувствуем ощущения автора, которые вызывает у него созерцание природы. Поэт проводит параллель между человеком и природой, сравнивая холод зимы и холод души.

Направление его творчества исследователи называют «чистым искусством».

Стихотворение «Какая грусть!» написано четырехстопным ямбом. Рифмовка использована перекрестная, мужская и женская рифмы поочередно сменяют друг друга.

Композиция

Композиционный строй стихотворения представлен пятью строфами. Они, в свою очередь, делятся на три части, каждая из которых несет определенный смысл.

  1. 1-ю часть составляют две первые строфы, выполняющие функцию введения и создающие у читателя определенный настрой. Здесь автор сообщает о своем душевном состоянии, используя образы природы. Восклицание «Какая грусть!» в начале стихотворения четко передаёт основной мотив переживаний автора. Дальнейшие переживания настолько «тонкие», еле уловимые, что Афанасий Афанасьевич воспользовался «пейзажем» для точности и честности.
  2. 2 часть – это 3-я и 4-я строфы. Здесь происходит плавный переход от пейзажа к душевным переживаниям. По Фету, холод душевный сравним с зимней стужей. 4-е четверостишие «прозрачное», без очевидных параллелей. Поэт прямо пишет о своей надежде на то, что душа его помолодеет.
  3. 3 часть – это последнее четверостишие стихотворения. Автор с помощью метафоры описывает «удивительный край», который надеется увидеть:

«Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста…»

Третье четверостишие содержит мысли автора о настоящем, о том, к чему он пришел. Пятая – о том, что было раньше.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Какая грусть!» – это человек с большим жизненным опытом, у которого богатое прошлое, именно поэтому он воспринимает свою настоящую жизнь как завершение пути.

Зачастую лирический герой и автор произведения – одно лицо, либо они очень похожи. Если рассуждать о Фете и его лирическом герое, тоже можно сказать, что они похожи. Но схожесть эта настолько скрытая, что сразу ее трудно разглядеть.

В данном стихотворении герой описан как человек, проживший жизнь, а, значит, он далеко не молод. В то время как автор, на момент написания стихотворения, находится в более молодом возрасте, ему 42. Получается, что возраст лирического героя отражает «душевный» возраст поэта, его состояние на тот момент.

В анализируемом стихотворении можно выделить два главных образа – это зима и душа, внутренние переживания лирического героя. Автор проводит между ними параллель.

В стихотворении встречается довольно много символов. Дорога символизирует жизненный путь или какую-то определенную черту, границу.

Строки о конце аллеи, который «исчез в пыли», вероятно, говорят об исчезновении преграды, которая ранее разделяла лирического героя с его мечтой, с тем, что он видел во сне.

Его сладкое сновидение прерывает наступление утра, привносящее в душу героя чувство тоски, опустошенности и одиночества. Белое небо, белое поле и одинокий ворон из второго четверостишия передают пустоту, образовавшуюся в душе автора.

«И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом…»

Символом надежды в стихотворении выступает рассвет. Но автор пишет, что «на душе не рассветает», значит, надежды нет, душа скована холодом.

Но следующие строки опровергают это – лирический герой все же надеется, хотя и робко — надежда только тлеет, являя собой символ грядущего возрождения.

Последние строки стихотворения рисуют четкую картину ожиданий: бури проходят мимо, думы чисты, а вокруг – весна. Как символ молодости и обновления.

Темы, проблематика, настроение

«Какая грусть» — стихотворение о природе. Это одна из самых излюбленных тем лирики Фета. Здесь мы видим зимнюю природу, что отражает грустный настрой автора. Параллельно с этой раскрывается тема надежды и ожидания лирическим героем весеннего преображения и тепла.

Автор поднимает проблему зимней тоски, одолевающей человека с наступлением холодов. Также проявляется проблема духовных исканий лирического героя, его попыток понять себя и причины своей грусти и снова возродить надежду в душе.

Настроение стихотворения «Какая грусть!» необычное, изначально тоскливое оно постепенно теплеет, приобретая оптимистичные мотивы.

Цвет стихотворения тоже неординарен: он переходит от серо-белого, зимнего оттенка, к теплому, нежно-розовому.

Основная идея

Главная мысль анализируемого произведения – показать параллель между переходящими этапами в жизни человека и сменой времен года. Фет обрисовал эти процессы с помощью импрессионистического метода передачи мимолетных ощущений, напоминающих то или иное природное явление.

Смысл стихотворения «Какая грусть!» заключен в надежде всего живого, будь то люди или природа, на светлое будущее. Ведь за стужей обязательно последует тепло, а за отчаянием – радость.

Средства художественной выразительности

При создании данного лирического стихотворения, автор использует различные приемы повышения выразительности текста: множество ярких эпитетов, сравнения, метафоры, олицетворение, а также анафору, инверсию и риторическое восклицание.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Статья по чтению (4 класс) по теме: Анализ лирического произведения. А.А.Фет «Какая грусть! Конец аллеи…»

  • Анализ стихов
  • Фет
  • Какая грусть конец аллеи

Афанасий Афанасьевич Фет написал стихи, «Какая грусть!», которые содержат в себе нотки пейзажной лирики, но основной идеей является внутреннее переживание лирического героя, его состояние души.

Он переносит нас в конец аллеи, что может символизировать жизненный тупик, возможно кризис творчества. Перед глазами появляется образ человека, который смотрит в конец аллеи и видит одну и ту же картину.

Она будто вечно преследует его и постепенно становится привычной, вновь исчезает в пыли аллея, вновь переливается блеск снега, который вызывает лишь безразличие.

Далее пейзаж становится еще более унылым, чувствуется опустошённость, угнетенность, ведь рядом нет ничего бодрящего, приятного для его взгляда, картина имеет очень унылый вид.

Потом встает образ одинокого ворона, который не предвещает собой ничего хорошего, ведь это символ беды, несущий за собой лишь страдание и ужас, возможно, он означает появление каких-либо проблем, которые будет тяжело преодолеть, а также он означает одиночество.

Всё, что окружает лирического героя, оказывает влияние на его душевное состояние, чувствуется отчуждение от этого места. Он будто переживает застой, не может двигаться вперёд, нет никакого прогрессирования при данных обстоятельствах, душа приобретает образ окружающей картины, то есть перенимает холод и пустоту. От этого душа героя постепенно гибнет, что приводит и к творческой смерти.

Следующее четверостишие раскрывает суть такого состояния нашего героя. Глубоко в сердце он тоскует о прошедшей молодости, о душе, которая полна энергии и энтузиазма. Он надеется вновь увидеть свой родной край, без которого ему так плохо, без которого он гибнет…

В последней строфе настроение меняется, чувствуется улучшение душевного состояния героя, ведь он вспоминает родной край, от этих воспоминаний его душа будто вновь оживает, появляется стремление творить.

  Анализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» Есенина

Итак, в этих стихах А.А. Фет акцентирует внимание на душе, с сопровождением пейзажных образов, в первой части изображается смерть души, равнодушие и апатия, во второй части происходит оживление, омоложении души, полнота чувств.

По плану

«Какая грусть! Конец аллеи…» А.Фет

«Какая грусть! Конец аллеи…» Афанасий Фет

Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.

  • На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури
  • Крылами машет тяжело.
  • И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает Над умирающим трудом.
  • А все надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край,
  • Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста,- И посвященным только зримо Цветет весна и красота.

Анализ стихотворения Фета «Какая грусть! Конец аллеи…»

Со времени появления раннего цикла «Снега» в фетовскую лирику вошли картины зимнего пейзажа.

Читайте также:  Футуризм в творчестве Маяковского

Его лики многообразны: злой степной ветер, царящий над безжизненным пространством, или приятная светлая ночь, располагающая к конной прогулке с милой спутницей.

Блеск, хрусталь, бриллианты — герой не скупится на яркие метафорические характеристики снежных и ледяных просторов. Лирический субъект любуется непривычными видами, сравнивая сугроб, наметенный за вечер, с «мавзолеем», возведенным неведомой рукой.

Зимняя пора символизирует сон природы: последняя уподобляется заколдованной невесте, которая «спит во гробе ледяном». С тематикой холодного пейзажа связан мотив старости, которая серебрит «кудри темные», как деревья в мороз.

В стихотворении 1862 г. природная зарисовка неотделима от впечатлений и философских раздумий лирического героя. Синтетический, цельный характер мировосприятия задается зачином, где соединяются внешние приметы наступающей зимы и пассивное подавленное настроение, навеянное ими.

Описанию «сплава» пейзажа и эмоций посвящена первая часть художественного текста. На переднем плане внимательного созерцателя привлекает снежная «пыль», заметающая садовую аллею.

Череду тропов продолжает изысканная метафора, уподобляющая поземку «серебряным змеям». Доминантой степной дали становятся равномерность и гладкость белого покрова.

Их нарушает лишь образ ворона, который выглядит единственной контрастной точкой на светлом полотне.

Под стать погоде и внутреннее состояние наблюдателя: в его душе царят оцепенение и апатия. Лексемы «рассветает» и «холод» сближают тягостные эмоции с внешней зарисовкой, а эпитет «умирающий» наделяется дополнительным значением, обозначающим отсутствие вдохновения.

Финальные четверостишия рассеивают печальный фон, созданный первой частью. На что надеется лирический субъект? Он живет мечтой увидеть «родной край» безоблачным и ясным.

Интересно, что воображаемый пейзаж лишен конкретных деталей, подчеркнуто символичен и приближен к категориям идеального пространства. Оно способствует духовному обновлению для людей творческих, «посвященных».

Здесь расцветает прекрасная весна, оживляя вдохновенные «думы» героя-поэта.

  Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина

Зимнее оцепенение природы, родственное чувствам скорбящей души, — тема произведения «Учись у них — у дуба, у березы… » Два текста объединяют и жизнеутверждающие интонации финала.

Вы находитесь: Главная страница > Фет Афанасий > Анализ стихотворения А Фета «Какая грусть! Kонец аллеи »

Вариант 2

Ранний цикл, который получил название «Снег», еще раз доказывает то, что в лирике Афанасия Фета есть достаточно картин описания зимнего пейзажа. Он привык описывать его достаточно многообразным, он рассказывает и о степном ветре, который гуляет над безжизненным пространством, а также о приятной светлой ночи, способная расположить к прогулке по небольшим тропинкам, с милой спутницей.

Для автора зимнее время года – это сон, вся природа спит. А сам Афанасий Фет часто сравнивает ее с заколдованной невестой. Лирика поэта так же связывает зиму с мотивами старости, которая привыкли серебрить темные кудри, а все деревья покрываются фактически седыми волосами, как голова в пожилом возрасте.

Стихотворение «Какая грусть! Конец аллеи…» было написано в 1862 году. Данная природная зарисовка состоит как из философских размышлений лирического героя, которые не могут быть разделены с описанием природы в целом.

В первых строчках автор создает фактически цельный характер восприятия окружающего мира, он старается соединить внешние приметы зимы, которая наступает по пятам и пассивное настроение, которое приходит вместе с изменениями в природе.

Данному описанию отводится первая часть повествования. Передним планом становится падающая снежная пыль, которая постепенно заметает аллею, уходящую вдаль. Он говорит о размерности и гладкости снежного покрова, который ложиться на землю. Эту ровную и гладкую поверхность нарушает именно образ ворона, являющийся контрастной точкой на белом полотне.

Внутреннее состояние героя совпадает с происходящим вокруг, он понимает, что его душа полна оцепенения и апатии. При этом автор описывает не только холод, но и отсутствие нужного количества вдохновения, у него нет сил творить и наслаждаться творчеством.

В финале автор рассеивает существующий в начале печальный фон. У лирического героя есть надежда, он мечтает о том, что рано или поздно родной край преобразиться и будет безоблачным, и солнечным.

При этом описываемый пейзаж лишается конкретных деталей, он приближается к категориям идеального пространства. Это подчеркивает символичность происходящего в произведении. Такое окружение позволяет автору обновиться духовно, стать снова обогащенным творчески.

Именно в этот момент в его душе просыпается надежда на то, что начнется весна и снова вернется жизнь. Да и сам Афанасий Фет находится в постоянном поиске спокойствия и постоянного вдохновения, он не может сберечь свое внутреннее состояние, которое разрушается постоянными депрессиями. Он не может простить себе выбор в пользу материального состояния, в не настоящей любви.

Анализ стихотворения Какая грусть! Конец аллеи… по плану

Сочинение на тему «Анализ стихотворения А Фета «Какая грусть! Kонец аллеи »»

А. Фет — поэт очень загадочный, загадочна и странна вся его жизнь, его характер, сочетающий расчетливого хозяина и человека тонкой, чуткой души, умеющего чувствовать и понимать природу.

Тайна, всю жизнь окружавшая его, нисколько не помешала тому факту (может быть, отчасти и способствовала), что творчество этого необыкновенного человека и поэта принадлежит к шедеврам русской лирической поэзии.

Можно произнести только названия некоторых стихотворений («На заре ты ее не буди…», «Это утро, радость эта…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…») и вызвать четкое переживание у слушателя. Особенность поэта состоит в том, что вся его жизнь — это стихи, стихи о любви, о природе, стихи- мысли, стихи-чувства. Оригинальность жанра А.

Фета проявилась в создании стихотворений-мелодий, которые являются сопереживаниями и ощущениями, вызываемыми музыкальными произведениями. Старая и вечная тема поэзии, тема любви оживает, торжествует, переливается всеми своими гранями в его стихотворении «Я пришел к тебе с приветом». Оно не имеет себе подобных.

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой… Такая жадность к жизни звучит в нем, такая непосредственная готовность подарить любимому человеку весь мир, Вселенную, такая нежность, что сразу понимаешь: да, это настоящая любовь, хотя о ней еще не сказано ни слова. Сам поэт всегда был расположен к новым формам и способам отображения действительности. Он говорил: «Поэзия непременно требует новизны, и ничего для нее нет убийственнее повторения, а тем более самого себя… Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства». Стихотворение «Какая грусть! Конец аллеи…» на первый взгляд можно отнести к пейзажной лирике. На самом же деле природа лишь помогает читателю перенестись вместе с лирическим героем на ту аллею, как можно более полно описать состояние лирического героя, хотя он сам напрямую говорит о том, что чувствует: «Какая грусть!» Глазам читателя предстает однообразная картина, которая до боли знакома лирическому герою (анафора «Опять… Опять…») и чужда ему. Видимо, такая картина представлялась ему довольно часто, стала даже привычной. Стихи вызывают в сознании образ поэта, стоявшего, скрестив руки, в проеме окна большого дворянского особняка и печально смотрящего вдаль. …Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли. Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. Кругом ни одного живого существа, кроме ворона, который является неким символом чего-то страшного, угрожающего, зловещего. На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело,Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело. Состояние лирического героя напрямую зависит от природы, она влияет на него. Лирический герой открыто говорит о том, что чувствует при виде этой усталой, наводящей тоску, хандру картины. И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом… В таком состоянии духа даже мысли застревают, «лениво засыпают», не движутся.- Пожалуй, для лирического героя самое главное то, что ленивый сон мысли способствует творческой смерти. Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. В первых трех строфах мы чувствуем, насколько чужда описанная картина лирическому герою. Эти бесконечные белые снега, сливающиеся с серостью неба, способны вызвать в нем лишь сонливость, леность, не могут возбудить внутренние струны его души. Мы вполне можем предположить, что лирический герой находится вдали от своих родных мест, отчасти поэтому этот зимний пейзаж его не трогает, оставляет равнодушным. А все надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край. Лирический герой ностальгирует в двух планах: в плане реальном он мечтает вернуться в родные места, в плане духовном автор стремится снова испытать молодость души, пережить восторженное состояние. Но в четвертой строфе тональность меняется, лирический герой отрывается от действительности, 3 вспоминает свой родной фай: Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста, И посвященным только зримо Цветет весна и красота. Лирический герой не дает описания природы своей родины, но мы понимаем, что эти пейзажи не оставляют его равнодушным, а вызывают целую гамму чувств, ощущений, поэтому его душа как будто вновь просыпается, «молодеет». Даже тот серый пейзаж не смог погасить в его сердце тлеющую надежду увидеть родной край. Только здесь он чувствует природу, воспринимает ее такой, какая она есть, способен слиться с окружающим миром, жить с ним в гармонии. Все это мы понимаем из последней строфы, которая контрастирует с тремя первыми, пессимистичными, апатичными. Лирический герой ощущает себя «посвященным», то есть тем, «кому зримо цветет весна и красота». Эта природа не чужда лирическому герою, все, что в ней происходит, ему дорого, не гнетет его,’ а благотворно влияет на состояние духа, на душу, которая только здесь «чиста». Таким образом, стихотворение «Какая грусть! Конец аллеи…» состоит из двух частей, различающихся по тональности, сопоставляющихся друг с другом. Но основное внимание уделяется душе, которая «умирает», если лирический герой бесчувствен, равнодушен к окружающему миру, или наоборот «чиста», когда душа «молодеет», тонко ощущает и чувствует. Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело. И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. А все надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край, Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста, И посвященным только зримо Цветет весна и красота.

Читайте также:  Смысл песни ЛСП «Плевок в вечность»

Лучший способ поблагодарить сайт за полезное сочинение, поделиться ссылкой на страницу в соц сетях

Анализ стихотворения А.А. Фета "Какая грусть! Конец аллеи…"

Какая грусть! Конец аллеиОпять с утра исчез в пыли,Опять серебряные змеиЧерез сугробы поползли.На небе ни клочка лазури,В степи все гладко, все бело,Один лишь ворон против буриКрылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпаетНад умирающим трудомА всё надежда в сердце тлеет,Что, может быть, хоть невзначай,Опять душа помолодеет,Опять родной увидит край,Где бури пролетают мимо,Где дума страстная чиста,-И посвященным только зримо

Цветет весна и красота.

Анализ лирического произведения самая трудная и вдумчивая работа. При изучении лирического произведения идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти. Лирическое произведение- это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю.

Ребенок при чтении произведения должен работать: думать, чувствовать, догадываться, воображать” (С. Я. Маршак).

А для этого необходимо создать на уроке атмосферу свободы, имитации, творчества, простора для читательской интерпретации текстов.

Задачи:

  • организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживание лирическому герою;
  • формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
  • формирование представлений о способах создания образа – переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
  • обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих переживаний и представлений.

Из-за эмоционально-образной и смысловой насыщенности лирического произведения А.А. Фета самым оптимальным способом анализа его, не разрушающим его природу, является медленное чтение, с остановками на ключевых словах. Кроме этого, применить, возможно, рисунок как способ проявления зрительного образа, формирующийся в сознании читателя.

С помощью способа медленное чтение, можно анализировать тексты даже с маленькими учениками- читателями. Так как при чтении осмысливается каждое поэтическое слово, выясняется, почему именно это слово подобрал автор, что мы представляем себе, когда читаем его. Обсуждение идет живое с большим интересом, это настоящий творческий поиск.

  • Начинаем работу над произведением со способа рисунок.
  • Прочитайте медленно, вдумчиво данное произведение и нарисуйте ту картину, которую вы увидите.
  • После первичного чтения и рисунка, проводим анализ по вопросам, для более глубокого восприятия произведения.
  • Вопросы для анализа.
  1. Почему стихотворение начинается с восклицания “Какая грусть!”

  2. Почему написано “с утра”, а не “утром исчез в пыли”?

  3. Обратите внимание, идет повтор слова “опять, опять”, что хотел показать этим автор, по вашему мнению?

  4. Почему написано “серебряные змеи”, а не “серебряные полосы”. В чем разница, что этим подчеркивается?

  5. Вам встретилось слово лазурь. Кто знает его значение? Это какой цвет? Автор говорит, что “на небе ни клочка лазури”. Что он имеет в виду? А если бы поэт написал “нет голубого неба” или “не видно голубого неба”, что-то изменилось бы. Что изменилось? Была другая картина?

  6. Как описывается буря во втором четверостишии? Что хочет показать этим поэт? Символ бури -это мятущаяся душа поэта.

  7. Что пишет о своей душе автор? Почему “на душе не рассветает”?

  8. Поэт пишет: “В ней тот же холод, что кругом”. А если бы автор написал “мне плохо, грустно”. Это показало его чувства в той же степени или по-другому мы восприняли эти строчки?

  9. С чем сравнивает свое душевное состояние А. А. Фет?

  10. Почему именно “конец аллеи”, конец чего – жизни? Может быть, лучше и проще написать “ничего не хочу делать, я устал”.

  11. Мы видим усталого человека, который потерял интерес к жизни, ему плохо, грустно, он готов сдаться. И это настроение поддерживает и окружающая природа.

  12. Есть ли надежда у поэта, в каких строчках это видно? Что хотел показать автор “И на душе не рассветает, в ней тот же холод, что кругом”. Он надеется на изменения в своей жизни?

  13. Что доказывает, что автор не смирился, что он борется с бурей-тоской? Какой образ появляется? Конечно, он еще надеется на рассвет. Именно поэтому описывает образ ворона.

  14. Что он пишет о вороне? Как ведет себя ворон?

  15. “Умирающий труд” разве так можно сказать, что имеет в виду Фет, что хотел показать?

  16. Обратите внимание на четвертое четверостишие. Что заметили? А какое настроение у поэта здесь? Как оно изменилось? Что появилось?

  17. Значимое слово “надежда”. Почему написано “надежда тлеет”, не проще было написать “надежда есть”, или “надежда осталась”. Чувство неуверенности, что поэт понял, что для него важно.

  18. Что означает слово “невзначай”. Какое лексическое значение имеет данное слово? Можно его заменить? Что изменится, если все -таки это сделать?

  19. Какая часть стихотворения имеет такие же повторы “опять, опять”, как и вначале. Почему важно “Опять родной увидит край”, вспомнить молодость, вернуться на родину.

  20. Описание бури изменилось? Как она себя ведет? Почему “пролетает мимо”? Что этим показывает поэт? Можно ли сказать, что его надежда укрепляется, превращается в уверенность?

  21. В чем это выражается?

  22. Как вы думаете, почему именно в родном краю “бури пролетают мимо”?

  23. Обратите внимание на думу поэта, она изменилась или осталась прежней?

  24. Вспомните, какой она была, а сейчас она какая? “Ленивая, засыпающая”, “Страстная, чистая”

  25. Как вы понимаете слово “страстная”?

  26. Что помогло помолодеть душе поэта?

  27. И что он видит теперь, какие картины в его душе? Что означает символ “Цветет весна и красота”?

  28. Как вы думаете, почему автор использует именно образ зимнего дня, в начале стихотворения и образ красавицы весны в конце?

  29. Что он хотел этим показать?

После анализа произведения необходимо вновь вернуться к рисункам детей и проанализировать их вновь. Рассмотрите ваши рисунки.

Чем интересен этот текст? Какая в нем есть загадка? Верно, здесь можно нарисовать две картины.

Первая картина, когда поэт грустит. Это зима, снега, холодные и темные краски, передающие уныние и тоску. Оживляет эту картину ворон, который борется с бурей.

А вторая картина, когда переносится в свой родной край. Там тепло, весна, красота. Здесь уже можно использовать другие краски и другие цвета, так как изменилось настроение поэта. Эта картина показывает, что прошло время, изменилось настроение автора, его восприятие мира.

Мы учим детей, видеть развитие лирического сюжета. Оцениваем свои рисунки и приходим к выводу, что необходимо нарисовать две картины, так как поэт рисует картину в движении.

Кроме представленных способов работы (медленное чтение и рисунок), при изучении лирического произведения необходимо проработать выразительное чтение (учителем и учащимися).

  1. Какое настроение было у лирического героя в начале произведения?

  2. В чем это выражалось?

  3. А каким стало настроение в конце стихотворения? Почему? В чем это выразилось?

  4. Как надо, по-вашему, читать стихотворение “громко”, “тихо”, “быстро”, “медленно”.

  5. Посмотрите, какие знаки препинания использует автор. Зачем, что они показывают?

  6. Какие слова нужно выделить интонационно, чтобы показать окружающий мир, чувства и переживания поэта.

  7. Составьте партитуру стихотворения, приготовьтесь выразительно читать.

  8. На материале этого текста покажите выразительную силу различных частей речи.

  9. С помощью, каких частей речи (преимущественно) изображается природа, чувства и переживания поэта.

  10. Соедините рифмующиеся слова во всех строфах.

  11. Какую рифму использует поэт?

  1. И как продолжение работы с рисунком можно предложить составить картинный план и соответствующая ему партитура чувств.
  2. Рассматривая чередующиеся картины в стихотворении, мы можем проследить, как меняется настроение лирического героя и как оно соответствует картине, изображенной поэтом.
  3. Картинный план
  1. “Какая грусть! Коней аллеи…”

  2. “На небе ни клочка лазури…Один лишь ворон против бури”

  3. “И на душе не рассветет…”

  4. “А все надежда в сердце тлеет, Что может быть хоть невзначай…”

  5. “Где бури пролетают мимо…”

  6. “Цветет весна и красота”

Партитура чувств

  • тоска, грусть,
  • грусть, печаль
  • усиление печали, безысходность, потеря надежды
  • печаль, появление надежды
  • надежда, легкая печаль
  • уверенность, надежда

Литература

  1. А.А. Фет “Какая грусть! Конец аллеи…”.

  2. Лазарева В.А. “Уроки литературного чтения в современной начальной школе” М, Педагогический университет “Первое сентября” 2009 г.

Ссылка на основную публикацию