431. Почему трусом быть стыдно?

431. Почему трусом быть стыдно?

Почему одни справляются со страхами, а другие нет? Один может пройти по канату, натянутому между небоскребами, а другой не может пересечь темный двор от остановки до дома. С чем это связано? Итак, в чем причина трусости?

9 12997 25 Июня 2018 в 00:35

Я — трус. Боюсь всего: возвращаться вечером домой через дворы, проходить мимо шумных компаний, заговорить с понравившейся девушкой — жизни вообще. Не получается постоять ни за себя, ни за близких. Не могу ударить человека, даже если нужно защищаться. Мне говорят, что я тряпка. Никто не воспринимает меня всерьез. Как выжить в этом мире? Как избавиться от трусости?

На тренинге Юрия Бурлана «Cистемно-векторная психология» можно найти выход из такой ситуации.

Я не трус, но я боюсь, или Чем отличается страх от трусости

Почему одни справляются со страхами, а другие нет? Один может пройти по канату, натянутому между небоскребами, а другой не может пересечь темный двор от остановки до дома. С чем это связано? Создается впечатление что те, кто не боится идти по канату, родились без страха. А тем, кто боится пройти мимо компании на лавочке, смелость не передалась по наследству.

На самом деле, смелость или трусость — это проявление наших свойств, которое зависит от психологического состояния. И если до системно-векторной психологии не было возможности точно определить, как устроена человеческая психика и чем один человек отличается от другого, то теперь это стало возможным.

В разной степени и по разным причинам страх могут испытывать все без исключения. Тот, у кого получается совладать со своим страхом или вообще о нем забыть, проявляет себя как смелый или бесстрашный человек. В противоположность им, те, кто с трудом или вообще не справляется со своим страхом, проявляют трусость.

Понятие вектор, которое используется в системно-векторной психологии, подразумевает совокупность врожденных свойств, желаний и ценностей человека. Всего таких векторов восемь, современный городской человек имеет обычно от трех до пяти векторов. Разные сочетания векторов и уровень их развития объясняют,почему в одинаковых ситуациях люди ведут себя по-разному.

У каждого вектора есть свой врожденный страх. Например, страх опозориться в анальном векторе. Но самые сильные страхи испытывают обладатели зрительного вектора. Они, как никто другой, подвержены страху смерти, который может принимать самые разные формы. В трусости чаще всего уличают мужчин с кожно-зрительной и анально-зрительной связкой векторов. Разберемся подробнее ниже.

Итак, в чем причина трусости? Она уходит корнями в наши страхи.

Влияние окружения, или Особенности русского менталитета

Что такое трусость, можно определить по-разному. Что мы воспринимаем как трусость, а что нет, зависит в том числе и от окружения, в котором мы живем.

В каждом обществе существует определенный взгляд на мужское поведение, неписанные правила. Эти правила зависят от менталитета страны.

В России особенный, уретрально-мышечный менталитет, который накладывает свой отпечаток на то, что считается трусостью, а что смелостью.

Одно и то же поведение в глазах русского человека выглядит как смелость, а в глазах, например, западного человека, у которого совершенно другой, кожный менталитет, выглядит как глупость.

431. Почему трусом быть стыдно?

Вот, например, реальная ситуация из жизни…

Парню в драке сломали челюсть и руку, получил множество синяков и вывихов. Хорошо еще, что не убили. Когда полиция разбиралась, то выяснилось: перед дракой он был не один, а с товарищем. Они сцепились с компанией подвыпивших молодых людей.

Друг уговаривал не ввязываться в драку, но пострадавший сказал что-то вроде: «Они мою мать оскорбили, и если я не наваляю этим уродам, то себя уважать не буду». Ну и кинулся в драку, а друг убежал. Конечно, на следующий день его друга все считали трусом, раз он бросил приятеля в беде, а второй прослыл героем.

В нашем понимании пострадавший — герой, а убежавший — трус. С точки зрения западного человека, все наоборот. Тот, кто убежал, проявил здравый смысл и сохранил здоровье.

Если бы он еще и полицию вызвал, то вообще все было бы идеально и никто его трусом не назвал бы.

А тот, кто сунулся драться с пьяной компанией (без всякого шанса на победу, просто из принципа), выглядит дураком, зря потерявшим свое здоровье и чуть не потерявшим жизнь. Ведь даже матери, честь которой он хотел защитить, рядом не было.

Когда есть осознание себя и понимание других людей, человек не будет безрассудствовать в слепом стремлении доказать, что он не трус. Самая главная ценность для человека — это жизнь. И рисковать ею без всякой цели не стоит. Когда ты защищаешь родину — это одно.

А когда лезешь в неравный поединок один на один с компанией фрустрированных людей — это другое. Ты погибнешь или станешь калекой. А кому это нужно и что это изменит? Понятно, что таким людям все равно, на кого вылить свою агрессию, а ты лишь под руку попался.

Таким образом, мы видим, что наше окружение влияет на то, как мы воспринимаем разные поступки. Оно также формирует и наше собственное мнение о самих себе. Если часто слышать в свой адрес слова «трус, тряпка, тюфяк», поневоле станешь себя так ощущать. Что позволит противостоять негативному мнению о себе?

Особый мужчина, или Врожденное противоречие

Есть особый тип мужчин, которые от природы не приспособлены драться и защищать кого-либо. Это мужчина с кожно-зрительной связкой векторов. Ему бы самому выжить, а не махать кулаками. Слишком слабое и хрупкое это создание, не способное бороться за место под солнцем. Он рожден, чтобы вносить чувственную составляющую в этот мир.

Тысячи лет такие мальчики не выживали и лишь в последние десятилетия получили возможность активно участвовать в жизни, благодаря достижениям современной медицины. Сейчас они смотрят на нас с обложек глянцевых журналов, заставляют сопереживать своим героям в театре и плакать от избытка чувств от исполняемых ими песен.

Именно такие мужчины способны вывести культуру на новый уровень — от ценности жизни как таковой до уровня сопереживания психологическим состояниям человека.

Сегодня, когда у многих из нас зашкаливает внутреннее напряжение и мы уже не в силах сдерживать агрессию, это особенно актуально.

Чтобы снизить уровень напряжения в обществе, погасить неприязнь, которая, достигая критического уровня, становится опасной для целостности общества.

Именно кожно-зрительные мужчины способны развить свои свойства эмпатии и сопереживания так, чтобы стать целителями наших душ — психотерапевтами. Если мы не будем мешать их развитию, пытаясь сделать из них «настоящих мужчин», тех, кто по определению «никогда не плачет и умеет постоять за себя».

Пока же в современном мире такие мужчины в большинстве своем недостаточно развиты в своих свойствах, поэтому часто находятся в страхах. Эти нежные и ранимые мальчики часто подвергаются гонениям в школе со стороны сверстников. Их внутреннее состояние страха притягивает агрессию окружения как магнит.

431. Почему трусом быть стыдно?

Их врожденные качества входят в противоречие с менталитетом. В уретральном менталитете смелость считается большой ценностью, поскольку это свойство уретрального вектора. А кожно-зрительный мужчина — не такой.

Он хрупкий, чувствительный и эмоциональный, не способный кому-либо причинить боль. «Настоящему мужику» нормально воспринимать кожно-зрительного мальчика просто невозможно. Мужская природа внутри него возмущается. Как доминантный, амбициозный, муж-отец-хозяин в доме может спокойно смотреть на мужчину, который так напоминает женщину — с укладочкой, выщипанными бровками, в «женской» блузочке?!

Трудно жить кожно-зрительному мужчине в этом агрессивном мире. Смелость — не его качество. И чтобы ему избавиться от трусости, обязательно нужно понять свою природу и правильно реализовать свои свойства. Другого пути нет.

Большой и мягкий, или Чем трусость отличается от нерешительности

Обладатель анально-зрительной связки векторов ощущает себя по-другому — не так, как человек с кожно-зрительной связкой. Часто, несмотря на свое крепкое телосложение, он чувствует себя нерешительным и застенчивым.

Это не совсем трусость, хотя и здесь главную роль тоже играет страх. Такой человек, например, в потенциале может очень хорошо говорить, но не пользуется этим умением. Мешает страх опозориться. А окружающие могут это воспринимать как трусость, называть тюфяком.

Более подробно об этом можно прочитать здесь.

Бывает, такие мужчины живут с мамой, потому что с ней у них очень сильная эмоциональная связь.

С детства послушные, «золотые» мальчики, они могут вырастать в «маменькиных сыночков», если мама постоянно педалирует похвалу, формируя буквально зависимость от ее мнения.

Тесная связь с мамой не позволяет уже взрослому мужчине оторваться от нее, создать отношения, реализовать свою потребность в семье, любви и детях, иметь свое мнение, жить свою жизнь.

Осознание своих свойств и ценностей помогает реализовать их. И тогда уходят страхи и неуверенность. И анально-зрительный мужчина может раскрыть в себе другие способы решать проблемы: не драться, а договариваться.

Кстати, Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» не рекомендует отдавать детей в школы единоборств, чтобы они могли постоять за себя, потому что так они не научатся защищать себя другим способом.

Часто бывает так, что человек, владеющий техниками какой-то борьбы, решает проблемы исключительно силой, не подключая другие свои свойства. То есть владение техниками — не показатель смелости.

Более широко этот вопрос освещен в этой статье.

Читайте также:  Символизм произведения «в ожидании годо»

Где же выход, или Как избавиться от трусости

Первым шагом должно быть правильное понимание себя. На тренинге «Системно-векторная психология» это можно и нужно сделать самому. Осознание своих основных страхов помогает понять, откуда они берутся и как связаны с ситуациями, где мы проявляем трусость.

431. Почему трусом быть стыдно?

Следующий шаг после осознания своей природы — это правильная реализация потенциала своей психики в общественно полезной деятельности, в процессе которой страх преобразуется в эмпатию, сочувствие и любовь к людям.

Для обладателя кожно-зрительной связки — это, например, профессии продавца в женском магазине, администратора в салоне красоты, актера, менеджера. Все это нужные профессии, которые совсем не требуют большой мышечной массы или умения махать кулаками.

Выйти на сцену, пусть даже любительского театра, — это уже поступок совсем не труса. А от ухоженных и галантных продавцов в магазинах женской одежды или косметики покупательницы просто в восторге!

Реализация для анально-зрительной связки — это археолог, историк, искусствовед, портной, ювелир, художник, дизайнер, учитель. Доскональное знание предмета, неисчерпаемое терпение, внимание к деталям, способность учить других — все это необходимо и востребовано в современной жизни.

Грубая физическая сила в таких занятиях не нужна и даже мешает.

А нужны умение видеть прекрасное, уважение к опыту предков и традициям, создание эмоциональных связей, простое человеческое сочувствие, чувствительность к нуждам других, любовь и сострадание.

Это так противоречит насаждаемым ложным установкам — что нужно постоять за себя, драться и что-то доказывать кулаками, а не попытаться понять и прийти к соглашению. Без разрушения и агрессии. Ведь каменный век давно закончился.

На зрительном занятии тренинга очень подробно прорабатываются проблемы таких мужчин, и они полностью избавляются от многочисленных комплексов и страхов.

Изменившееся внутреннее состояние перестает притягивать агрессию состоянием страха. Это как с собакой — если на самом деле не боишься, она и не думает нападать. Похожий механизм работает и у людей. Когда зрительный человек раскрывает свою природу, правильно реализует свои свойства, он не испытывает страха, а значит, не попадает в опасные ситуации.

«Избавился от огромного страха, мешавшего мне жить… Я просто панически боялся собак, не важно, больших или маленьких, и с годами этот страх усиливался… После зрительного занятия первого уровня много думал о страхах. И однажды заметил, что еду в лифте с большой немецкой овчаркой. И никакого страха. Раньше и речи быть не могло, чтобы я зашел в один лифт с собакой. Все прошло незаметно, само собой…»

Камиль Е., программист, Москва
Читать полный текст результата

«У меня было достаточно много страхов. Одним из сильнейших был страх людей — социофобия. Наличие этого все усиливающегося страха в течение всей моей жизни сильно осложняло мне жизнь, значительно ограничив мое развитие, мой круг общения, и мешало установлению каких-либо новых социальных контактов, которых я старался всегда избегать.

Сейчас по прошествии почти двух лет я не ощущаю того былого ужаса перед людьми, спокойно могу выйти на улицу, пользоваться общественным транспортом, разговаривать по телефону и делать еще много каких вещей без излишней траты времени и усилий на обдумывание и перебарывания своего страха…»

Урал К., инженер-технолог, Уфа
Читать полный текст результата

Как почувствовать психологический комфорт, состоятельность? Как избавиться от трусости? Осознать себя, реализоваться, занять свое место в жизни. А за этим приходите для начала на бесплатный онлайн-тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Проблема трусости: краткая история вопроса — Моноклер

Become a Patron!

Несмотря на то, что проблема трусости волновала ещё Сократа, в нашей культуре, где принято ставить знак равно между трусом и предателем, это явление считается недостойным внимания. Тем не менее, американский исследователель и автор книги «Трусость: краткая история» Крис Уолш уверен: сегодня это понятие, как никогда, размыто, именно поэтому с помощью него так легко манипулировать поступками людей, не способных отличить трусость от мудрого решения не применять силу. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы перевели эссе Уолша «Не будьте слишком храбрыми», которое было опубликовано в прошлом году в журнале AEON

Нелёгкая судьба трусов

Как известно, быть “сикалом” всегда было стыдно: трусов либо избивали, либо расстреливали. Однако это неприглядное человеческое качество  имеет очень важную социальную функцию.

Из-за одного труса может быть проиграно сражение, из-за одного сражения — война, из-за одной войны может быть потеряна страна.

Эту старую, как и сама война, истину озвучил контр-адмирал и депутат английской партии консерваторов Тафтон Бимиш, выступая в Палате общин в 1930 году.

Действительно, заботясь только о собственной безопасности, трус может быть более опасным для своей страны, чем храбрый враг. Даже если трус ничего не делает, он может посеять панику одним только своим видом: трус бледен и суетлив, не может усидеть на месте, но бежать ему некуда, трус стучит зубами от страха — и это единственное, что он в силах делать.

431. Почему трусом быть стыдно?

Неудивительно, что солдаты на поле брани больше волнуются не о том, как оказаться героями, а о том, как не выглядеть трусливыми.

Но почему трусость считается одним из самых презренных пороков (и не только у солдат)? В  то врем как герои добиваются известности, трусы часто обречены на то, что хуже бесчестья — забвение. Классическое описание трусов можно найти в дантовском путеводителе по загробному миру.

В самом преддверии ада толпится кучка безликих душ, о которых даже не хочет говорить Вергилий: трусы — это равнодушные зеваки на пире жизни, те, кто не знал «ни славы, ни позора земных дел», миру не нужно знать о таких.

Тем не менее  разговор о трусах и трусости способен помочь нам оценивать поступки людей и научиться управлять своим поведением в те моменты, когда мы испытываем страх. Ведь именно это чувство лежит в основе трусости. Как говорил тот же Бимиш:

Страх — совершенно естественное чувство. Он свойственен всем людям.Человек, который поборол страх — герой, но человек, которого сумел победить страх, становится трусом и получает всё, что он заслужил.

Однако не всё так просто, как кажется. Некоторые страхи просто невозможно преодолеть. Аристотель говорил, что только кельты не боятся землетрясений и наводнений, и можно подумать, они сошли с ума. Трус, говорил он, «человек, который перешёл границы в своем страхе: он боится неправильных вещей, в неправильном порядке, и так далее, вниз по списку…».

Действительно, обычно мы называем трусом человека, чей страх непропорционален опасности, с которой он сталкивается; когда человек не может преодолеть страх и, как следствие, становится не в силах что-либо делать, в том числе исполнять свой долг.

В этом ключе нас больше всего интересует отношение общества к такому поведению. Если, как говорит нам Бимиш, трус заслуживает всё то, что он получает, хочется всё-таки узнать, что именно он получает? В конце своего выступления контр-адмирал предлагает смертную казнь для трусов и дезертиров.

Его логика, конечно, ясна: если трус может стоить стране её существования, страна должна быть готова лишить существования труса. В этом Бимиш, конечно, не был оригинален. Практика убийства трусов имеет долгую и богатую историю.

Римляне иногда казнили трусов через Фустуарий — драматический ритуал, который начинался, когда трибун дотрагивался до осуждённого жезлом, после чего легионеры забивали его камнями и палками до смерти. Следующие поколения продолжили эту традицию, видоизменив её. В XX веке предпочтительным способом оказался расстрел.

Британцы и французы расстреливали сотни солдат за трусость и дезертирство во время Первой мировой войны; немцы и русские — десятки тысяч во Второй мировой войне.

Но род человеческий не всегда ограничивался физической расправой. Унижение — гораздо более обычное наказание за трусость, как отмечал Монтень в своём труде «О наказании за трусость» (1580).

Цитируя замечание Тертуллиана о том, что лучше предпочесть, чтобы у человека кровь приливала к щекам, чем чтобы она была им пролита, Монтень так объяснял эти слова: возможно, трусу, которому оставили жизнь, бесчестие возвратит мужество.

Способы унижения были более изощрёнными, чем варианты казни: от переодевания труса в женщину и покрытия его позорящими татуировками до выбривания головы и таскания плакатов с надписью «трус».

Если проанализировать все эти варианты расправы, можно обнаружить одну объединяющую деталь: неважно, умирает трус или остаётся жить, его наказание должно быть публичным, если это соответствует его преступлению.

В попытке убежать и спрятаться трус угрожает группе, показывая худший пример и сея страх, как инфекцию. Как гласит одна немецкая пословица, «один трус делает десять».

Зрелище пойманного и осуждённого труса служит своего рода прививкой для тех, кто является свидетелями действа, в комплекте с язвительным напоминанием о той цене, которую заплатит любой, кто даст слабину.

В природе нет трусов

Эволюционные психологи мало говорят о трусости, возможно, потому что трусость кажется слишком очевидным эволюционным императивом, сохранившимся до наших дней.

Читайте также:  Опыт и ошибки в рассказе «темные аллеи» и романе «война и мир»

Однако существует широко распространенное мнение, что естественный отбор может благоприятствовать самоотверженной кооперации и даже альтруистическому поведению.

Многие животные идут на самопожертвование, рискуя собственной жизнью и тем самым расширяя чужие шансы на жизнь и воспроизводство.

Так, увидев крадущуюся лису, кролик начинает стучать лапой, поднимает свой хвостик и подаёт белый пушистый сигнал своим товарищам, несмотря на то что привлекает к себе внимание. Кролики, которые отстукивают лапками ритм, увеличивают шансы на выживание своего рода. Благодаря этому рождается большее количество кроликов, способных на самоотверженные поступки.

Но кролики не нападают на тех, кто не подаёт племени сигналов. В то время как внутривидовая агрессия является очень распространенным явлением, никто из животного мира, кроме, конечно, людей, не наказывает своих собратьев за отсутствие самопожертвования.

Недавнее исследование по эволюционной антропологии, проведённое Кит Дженсен и его коллегами из Института Макса Планка в Германии (опубликовано в Трудах Национальной академии наук (PNAS) в 2012-м году), предполагает, что даже один из наших ближайших родственников, шимпанзе, не занимается такого рода наказаниями; стало быть, это исключительно человеческая практика.

Наказание за трусость может произойти даже без использования организованной военной или централизованной политической системы, как показало исследование 2001-го года, опубликованное Сарой Мэтью и Робертом Бойдом в PNAS.

Эти антропологи, как и их предшественники в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, изучали Туркана людей из племени Восточной Африки с примитивным политическим устройством, эгалитарных скотоводов, которые иногда нападают на другие группы, чтобы украсть скот.

Если человек из племени Туркана отказывается идти на рейд без уважительной причины или бежит, когда приходит опасность, его могут подвергнуть наказанию, которое варьируется от «неофициальных устных санкций» до тяжёлых телесных наказаний.

Дело в том, что участие в процессе наказания третьих сторон (и не только родственников, соседей или людей, находящихся под угрозой исчезновения в результате действий труса) позволяет практиковать членам племени массовую кооперацию, и когда дело доходит до войны, при всех прочих равных условиях, заблаговременное наказание трусости предотвращает подобные рецидивы и увеличивает шансы стороны на победу. Так Туркана избегают участи проигравших, описанной тем же Бимишем: «если трус может погубить страну, и страна не хочет осуждать труса, то сама страна может быть осуждена».

431. Почему трусом быть стыдно?

Источник: bigpicture.

Век невыносимого военного напряжения

Любопытен, однако, тот факт, что мы стали менее охотно осуждать или наказывать трусость с течением лет. В наше время доводы Бимиша потерпели поражение. Английский парламент отменил смертную казнь за трусость и дезертирство в апреле 1930-го года. Другие страны поступили таким же образом.

Согласно американскому военному уставу дезертирство в военное время должно караться смертной казнью, однако с 1865-го года только один солдат, Эдди Словик, был казнён за подобную провинность в 1945 году.

Полевые суды, рассматривающие случаи трусливого бегства, становятся всё более редким явлением и многие из европейских солдат, казнённых за трусость и дезертирство в мировых войнах, были посмертно помилованы.

По мнению Криса Уолша, существует много причин, благодаря которым произошёл этот сдвиг в отношении к малодушию.

Прежде всего, то, что парламентарий-лейборист Эрнест Тертл, который долгое время выступал за отмену смертной казни за военные преступления, называл «почти неописуемым напряжением современной войны».

Конечно, любая война это всегда напряжение, и военный историк Мартин ван Кревелд, например, сомневается, что положение как-то особо ухудшилось в наше время или что ужас от артиллерийского обстрела может быть более травматичен, чем получение скальпа своего родственника.

Однако есть основания полагать, что масштаб современных войн, в которых у сторон есть возможности наносить существенный урон друг другу на расстоянии, создал большее напряжение, чем оно было раньше. Если кельты не боялись землетрясений, взрывы Токио, Дрездена или Лондона, возможно, могли бы их припугнуть.

Когда в 1915 году впервые был поставлен диагноз shellshock («снарядный шок»), это состояние мыслилось как последствие мощных взрывчатых веществ, не виденных раньше миром. Логика была проста: новое оружие должно привести к новым заболеваниям.

А новые термины понадобились, чтобы объяснить странные симптомы тремор, головокружение, дезориентацию, паралич, которые некогда причислялись к признакам женской истерии.

Как Элейн Шоуолтер отметила в книге «Женские болезни» (1985), слово «снарядный шок» звучало гораздо более мужественно.

431. Почему трусом быть стыдно?

Источник: flickr.com.

Даже когда врачи пришли к выводу, что так называемый снарядный шок имел чисто психическую основу, термин устоялся и стал первым в ряду подобных («военный невроз», «военная усталость», «боевое истощение», «посттравматическое стрессовое расстройство», «боевая психическая травма»). Эти определения давали новое официальное название тому типу людей, которые раньше, по выражению Тертла, были «недостойны сочувствия и понимания». Дело не в том, что солдаты с таким диагнозом были на самом деле трусами, но в том, что недостойное поведение, которое ранее воспринималось бы как негативная черта характера или повреждённая гендерная идентичность, теперь стало рассматриваться как признак болезни. Монолитные идеи мужественности, таким образом, оказались оспоренными. Моральное осуждение уступило место медицинскому рассмотрению.

Прогресс медицины в этом вопросе зависит от развития самой медицины. Благодаря новым неврологическим тестам, способным обнаружить доказательства повреждений головного мозга, которые могли быть не замечены десятилетиями и, конечно, столетиями, исследователи возродили оригинальную гипотезу о снарядном шоке, что он имел физиологическую причину.

Сегодня мы знаем о том, что от некоторых физиологических факторов, таких как функционирование миндалевидного тела и образование кортизола, может зависеть предрасположенность людей к определённой реакции на страх (способность или неспособность справиться с этим чувством).

 Оказалось, что «трусливое» поведение (кавычки вдруг становятся необходимыми)

7 причин назвать себя трусом

Природа человека также парадоксальна как и его решения. Наши инстинкты могут говорить одно, а разум шептать на ухо совершенно другое. Происходит так потому, что цели у разума и инстинктов разные. Последние хотят сохранить тебе жизнь, сделать из тебя 80-летнего старца с тридцатью детьми и домом, своеобразной пещерой, где ты будешь находиться в безопасности и достатке. А вот разум рождает безумные мысли, которые заставляют людей ложиться под танки, идти биться одному против десяти, играть в русскую рулетку. То, что противоречит инстинкту самосохранения раньше называлось храбростью, а сейчас все чаще глупостью, отчего мы приходим в ярость.

Свое ты войско бросил… как бегун… И дома заперся, как хороняка… – А. К. Толстой, «Смерть Иоанна Грозного» –

Сколько раз ты сталкивался с ситуациями, когда находил любое оправдание, лишь бы не подвергать себя риску? Думаешь, впоследствии это сделает тебя лучше? Возможно ты уже вступил на дорогу пресмыкающегося и униженного.

Можешь гордиться собой, проживешь ты долго, но эта жизнь будет полна страхов. Сегодня мы не будем говорить о геройстве вселенских масштабов. Среди нас нет супергероев.

Мы лишь возьмем несколько жизненных ситуаций, которые могут стать поворотными моментами на пути становления твоей личности.

1. Оскорбление на улице

Идешь по улице, сзади доносятся ругательства и смех. Ты один, рядом никого нет. Думаешь: «Да нет, это они не мне, а какому-нибудь другому парню, зачем оборачиваться. Надену, пожалуй, наушники и притворюсь глухонемым».

Дома будет неприятный осадок, ведь ты понимаешь что оскорбления были обращены в твою сторону, но ты предпочел игнорировать их, чтобы не влезать в неприятности. Возможно, это помогло тебе и твоему целехонькому носу. Скоро неприятное ощущение в груди уйдет, и ты забудешь об этой, казалось бы, ерунде.

Но на деле, твой мозг начнет считать такое трусливое поведение нормой, приемлимой в любой другой ситуации, которая может даже не касаться опасности быть битым. Сама негативная энергия никуда не исчезает, и твоя обида тоже. Ты просто переносишь все это на людей, которые к тебе хорошо относятся — на девушек, друзей, коллег по работе.

Постепенно превращаешься в злую скотину, которая могла бы не быть ею, если бы просто уважала себя. Так что, в следующий раз обернись к подонкам и заговори с ними — в 99 % случаев все закончится словесной перебранкой.

2. Замечание твоей подруге

Горе тем парням, у кого горячие и прекрасные подруги. На улице полно быдла, которое не умеет держать язык за зубами и которое посчитает тебя мягкотелым парнишкой, что промолчит, если твоей девушке скажут что-нибудь отвратное с намеком на эротизм. На самом деле многие современные парни предпочитают промолчать, уйти от конфликта. Девушки словесно их поддерживают в этом: «Да ладно, не надо, давай просто уйдем, это же просто ерунда». Но знай — твоя подруга малость лжет тебе, потому что любой девушке хочется видеть рядом с собой сильного парня, который сможет защитить и постоять за ее честь (прям рыцарство какое-то, но суть ты понял). И когда ты идешь на поводу, то просто создаешь фундамент для дальнейших конфликтов в своих отношениях.

3. Шум за стеной

Не включал бы этот пункт сюда, если бы не знал, что есть люди, которые предпочитают терпеть это.

Они и своим подругам говорят это делать: «Давай подождем еще немного, скоро они прекратят сверлить стены, вот увидишь!» Нет, друг наш, они не прекратят, и музыку не будут выключать, и кричать не перестанут, пока не перебьют друг друга.

Читайте также:  Патриотизм в романе Толстого «Война и мир»

Шумные соседи — это проблема, которую надо решать сразу как только она появляется. В этом случае у тебя законное право на конфликт. Один мой знакомый, не выдержав звуков музыки отечественного производства в 3 часа ночи, просто заявился на вечеринку и перерезал провода колонок.

4. Избиение незнакомца

Неужели ни разу за всю свою жизнь ты не сталкивался с ситуацией, когда незнакомцу отбивают печень сразу несколько человек? Подобное может произойти в баре, в кафе и даже на улице. Самая классическая реакция — меня тут нет, это не мое дело, может он что-то плохое сделал.

Да, парень, он действительно мог сделать что-то, но это не имеет значения, когда человека немножечко убивают, ведь так? Что делать в таких случаях? Предотвратить избиение, по возможности найти поддержку у прохожих. А если не получится, хотя обычно пару человек найти можно, просто надо их приободрить, то иди разбирайся сам.

Пусть у тебя будут синяки, ссадины и упреки от подруги, но, по крайней мере, ты сохранишь свое достоинство и поступишь правильно.

5. Хамское отношение к незнакомке

Видишь что незнакомую девушку напрягает какой-то странный тип у барной стойки? Подойти и спроси — все ли у нее у нормально и чем ей помочь. Люди приходят отдыхать в такие заведения и, к сожалению, многие приходят туда мешать этому отдыху. Для этого и существует фейс-контроль, но он не в силах со всем справиться, а порой и вовсе пропускает быдло. Помочь девушке в такой неприятной ситуации — это просто норма поведения любого нормального человека. При этом, сам не становись козлом, потому что никто тебе ничего не должен после этой помощи. Зачем тебе это делать? Если каждый мужчина действительно задает сегодня этот вопрос, то поколение потеряно.

6. Правда для подруги

Если живешь долгое время с человеком, то очень быстро к нему привыкаешь. И даже когда чувства безвозвратно ушли, то все равно живешь по привычке, потому что «всех это устраивает». Но это не так. Когда ты замалчиваешь проблему, то создаешь бомбу замедленного действия.

Рано или поздно у тебя появятся дети от нелюбимого человека, общее имущество, и желание расстаться. В проигрыше будут все: твои лучшие годы, ее лучшие годы, дети, накопленное имущество. А все потому, что ты не хотел уходить в самый подходящий для этого дела момент — на старте отношений, когда вас ничего кроме привычек не связывало.

Быть смелым в отношениях — значит взять на себя ответственность за расставание. Будь честен с подругой.

7. Уход с работы

И на это нужна смелость, которой не хватает, пожалуй, половине мужского населения страны. Потому мужики и сидят на одном месте всю свою жизнь. С одной и той же зарплатой, и такой же нулевой перспективой. Если работа не дает тебе абсолютно ничего, то пора ее менять. Да, прямо сейчас.

Во время экономического кризиса, когда найти новое место будет значительно сложнее, чем раньше. Задумайся о том, что ты можешь потерять.

Низкую заработную плату, хамское отношение руководства, убитые самым жестоким образом годы? Серьезно, мы не думаем, что у тебя есть хоть одна отговорка оставаться на нелюбимой работе, кроме как трусости перед неопределенностью.

«Мне нужен живой муж, а не смелый»

Трусить стыдно. Трус – оскорбление. Как дурак и подлец. Врун, хвастун, скряга, зануда – слова неприятные, но описательные, они про индивидуальные качества, а трус – чистая обзывалка.

«Что касается трусости, – пишет Монтень в своих «Опытах» в главе, которая называется «О наказании за трусость», – то, как известно, наиболее распространенный способ ее наказания – это всеобщее презрение и поношение».

Однако под трусостью в те (и предшествующие) времена подразумевалось прежде всего отсутствие храбрости у солдата в сражении: крайней формой трусости было бегство с поля боя.

В традиционной войне, где противники встречались лицом к лицу, трусость поистине губительна, ведь повернувшийся спиной к врагу воин не только обнажал строй, уменьшал силу войска, но и подавал дурной пример – а силу примера очень высоко ценили в рукопашном бою.

Трусость была недопустима в войнах, в которых протекала жизнь дворянина, диктатора тогдашней европейской культуры, поэтому трусов наказывали жестоко – поражением в правах и даже смертью: так как доблесть была вознесена наверх социальных добродетелей, а трусость – низведена до самого низа.

Мягкой, но позорной формой наказания было переодевание трусов в женское платье, поскольку женщине, которая как бы и не человек вовсе, робость присуща и простительна.

Обвинение в трусости – метка социального поведения, механизм которого отлажен с древних времен. Обидная кличка «трус» служила предостережением, стимулируя правильное поведение, обеспечивающее безопасность всех членов общества.

Тут очень важно, чтобы все члены общества безусловно соглашались с критериями достойного и недостойного в поведении, никаких сомнений в том, что ни при каких обстоятельствах нельзя показывать спину врагу, не должно быть.

Этим и объясняется столь разящая сила клейма труса.

Однако с развитием общества однозначность оценок постепенно уходит в прошлое, на каждую безусловную оценку приходит множество оговорок. Как можно найти консенсус, если на каждую ситуацию можно посмотреть с нескольких сторон?

Возможность манипулировать механизмом морального суда развитое общество сохраняет в различных закрытых группах – например, в подростковых сообществах новичков легко берут «на слабо»: не подчинишься принятым тут нормам – слабак, трус. А если трус – то изгой. Поэтому подростки, особенно мальчики, так уязвимы в этом отношении.

В закрытой группе можно обеспечить единство позиции, и в сущности, сегодня работает и обратный механизм: группы создаются по принципу единства моральных позиций. Маркер трусости очень важен для определения границ таких выделяемых самопроизвольно объединений.

Раздумывая о трусости сегодня, я обнаружила любопытный, на мой взгляд, перевертыш: в русскоязычном интернете очень часто женщины обвиняют в трусости мужчин, причем не там, где речь идет о военной доблести или гражданском мужестве, которые им по-настоящему мало интересны. Речь идет о бытовых отношениях: «Мужчины – трусы.

Они боятся лечения, уколов и любых других вмешательств в их ценный организм». «Мужчины трусят перед материальными проблемами или в воспитании своих детей». «С распространением интернета для трусов настало настоящее раздолье. Захотел парень расстаться с девушкой: шлет короткое сообщение – и уже свободен.

Не нужно отвечать на вопросы брошенной и нет необходимости смотреть в ее глаза». «Оставить мать с ребенком-инвалидом – подлый, трусливый, не достойный звания отца и настоящего мужчины поступок, но в 70% случаев происходит именно так». «Трус – кто оставляет женщину одну наедине с ее болью и трудностями».

«Он трус, он боится ослушаться свою мать».

Распространенное мнение о некой особой моральной трусости мужчин сегодня является отражением несоответствия их поведения требованиям партнерш, которые тут же решают использовать старое проверенное оружие – назвать мужчину трусом.

Женщина-трусиха боится темноты, пауков, мышей, высоты, скорости – и трусихой, трусишкой быть не обидно, это даже мило. Мужчина-трус боится осуждения друзей, психологических трудностей, жены, матери, выяснения отношений, говорить неприятную правду в глаза.

Женщине простительно быть трусихой, мужчине – трусом быть позорно. Женщину при этом никто не назовет трусом за то, что она скрывает от мужа измену, или боится свекрови, или уходит от разговоров об отношениях.

Ее поведение может считаться предосудительным, но ее не клеймят словом «трусость».

Трусость, конечно, именно механизм социального давления, который одна часть сообщества использует для давления на другую. Оформление женской общности в социуме в отдельную страту приводит к тому, что неудовлетворяющие ее качества партнеров маркируются трусостью в особо неодобряемое поведение.

Есть, впрочем, одна ситуация, в оценке которой мужчины и женщины современного российского общества совпадают. Оба пола считают трусостью, если мужчина не хочет или не может остановить агрессию или неуважительное отношение к своей женщине. Если боится затеять драку или «поговорить по-мужски» с обидчиком, то он трус. В этом поле согласия есть нечто архаическое.

Вопрос на одном из форумов (выбираю типичное): «Шли сегодня в метро, на нас шла компания «горячих восточных парней». Один меня зацепил (причем, как мне кажется, специально, перед дружками понтануться) плечом, еще и вслед что-то сказал (что-то типа «овца» или в этом роде, я не расслышала толком).

Так меня мой муж схватил за руку и, ускорив шаг, повел в сторону. Я ему говорю, мол, что они себе позволяют, и что это был за беспредел, и почему он им ничего не сказал, на что он на ходу слепил отмазку: «Ты же их знаешь: как не всемером на одного – так за ножом чуть что лезть».

Вот как мне с таким трусом дальше жить?».

Ответы: «Мой бы за овцу вмазал». Но появляются и другие, более рациональные суждения: «Что толку, что первый муж был «защитник»? Зато и на меня руку поднимать не брезговал». «А у меня другой. Порезана голова и спина, потому что смелый и толпа ему нипочем. Только кровью истекал два раза у меня на руках, но отбился. Сказала, еще раз такое будет – я уйду, мне нужен живой муж, а не смелый!»

Агрессия еще в цене, но явно сегодня больше требуется другое – способность к взаимодействию. Но в этой области лучше не пользоваться словами, выражающими моральную агрессию.

Ссылка на основную публикацию