Образ купечества в «Грозе» Островского

статьи

школьная программа

Образ купечества в «Грозе» Островского

Среди русских классиков найдется много самобытных талантливых авторов, которые сумели своим творчеством приоткрыть завесу русской жизни, точно и реалистично обозначить основные социальные проблемы. Среди них обязательно следует назвать имя А.Н. Островского, известного драматурга XIX века.

Сам родом из купеческой среды, он удивительно точно показал в своих пьесах мир купечества, это «тёмное царство» провинциальных российских городков. Герои его произведений живут среди диких нравов и обычаев. Хозяевами жизни выступают те, у кого есть деньги, остальные не имеют даже права думать и поступать по-своему.

Ярким примером нового купечества являются герои пьесы «Бесприданница».

В этой статье мы подробно рассмотрим изображение купечества, а также сравним его с более ранним произведением, с «Грозой».

Пьеса была написана в 1874-1878 годах, в год окончания осенью состоялась премьера спектакля.

Перед зрителями предстали два мира: мир денег, или материальный, воплощённый в образах Паратова, Вожеватова, Кнурова, Огудаловой, и мир любви, или духовный, показанный образом Ларисы Дмитриевны.

Главной темой пьесы является тема «маленьких людей». Она очень точно оттеняется образами нового купечества.

Кто же они, хозяева жизни? Рассмотрим на примере основных героев

Самым ярким персонажем, конечно же, является Паратов. Это «блестящий барин из судохозяев, лет за 30», как говорит о нём сам автор. Островский наделяет своего героя расчётливым умом, который очень кстати дополняет его привлекательную внешность.

В такого мужчину, богатого и обаятельного, просто нельзя не влюбиться. И Лариса Дмитриевна полюбила его. Но для Паратова она была лишь игрушкой. Он привык, что мир покорно лежит у его ног, а все люди подчиняются ему, потому что он богат.

Но он не способен разглядеть хрупкую и нежную душу поверившей ему Ларисы.

Василий Вожеватов, молод, корыстен, по словам автора, «один из представителей богатой торговой фирмы». С Ларисой Дмитриевной он знаком ещё с детства, о её жизни знает всё. Знает он хорошо и Паратова, для которого важны лишь деньги.

Кнуров, человек в годах, женатый, хочет стать покровителем Ларисы. Состояние его громадно, он может позволить себе содержанку, тем более такую привлекательную.

Огудалова Харита Игнатьевна, мать Ларисы Дмитревны, живёт не по средствам, которые постоянно выпрашивает у женихов своей дочери.

Отличительные черты купечества

Мы можем наблюдать, что купечество в «Бесприданнице» приобрело свои отличительные черты. Это уже не дикие и невежественные люди, каких описывает Островский в «Грозе».

Стиль и образ жизни их изменился, они приобщаются к культуре, говорят правильно, красиво; читают французские газеты, носят европейские костюмы.

Но их нравственность осталась на том же уровне, что у Кабанихи или Дикого из «Грозы».

Образ Ларисы Дмитриевны

Лариса Дмитриевна – бесприданница. Поэтому они считают, что у неё нет права ни на их любовь, ни даже на уважительное отношение.

Она для них лишь вещь, хоть и прекрасная, поэтому единственную роль, которую они отводят ей — украшение их богатой компании, средство от скуки. Паратов принял её любовь, потому что ему это выгодно сегодня, а назавтра он ловко от неё отказывается.

Лариса Дмитриевна не может быть его женой, ведь у неё нет приданого. А для Паратова важнее деньги, чем любовь.

Не лучше ведут себя и Кнуров с Вожеватовым. Они цинично разыгрывают её. Девушка без приданого для них тоже одушевленный предмет, который можно купить. Кнуров богат, поэтому выигрывает её, и он не боится людского осуждения. Богатый купец считает, что его деньги сделают своё дело – «самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать».

Смерть для Ларисы Дмитриевны оказалась лучшим выходом. Только так её жених, осмеянный Паратовым и его компанией, смог сохранить остатки гордости и чувства собственного достоинства. Как и его невеста.

Обобщим

Таким образом, мы видим, как купеческий мир в пьесах А.Н. Островского немного меняется. От совсем уж «тёмного царства» с дремучими нравами и традициями в ранних произведениях до некоторой утонченности, которая способна приблизить новое купечество к высшему обществу.

Мы видим эти внешние изменения купцов в «Бесприданнице», эти люди приобрели некоторый лоск: они следят за своим внешним видом, речью, привычками, они стали образованными. Но внутреннее содержание осталось на том же уровне. Любовь, сострадание, милосердие, человечность и другие гуманистические черты для них по-прежнему не существуют.

Всё в их мире определяют деньги. И чем их больше, тем богаче на впечатления и веселее будет их жизнь.

Пьесой «Бесприданница» Островский бросает вызов обществу, которое должно задуматься о том, что важнее и ценнее человеческой жизни ничего нет. И право на достоинство «маленького человека» тоже должно уважаться.

Статья предоставлена Донес Татьяной.

3072. Образ купечества в Грозе Островского сочинение Русский язык

Александр Островский, является величайшим автором русской литературы, написавшим такое знаменитое произведение как Гроза. Начало произведения, начинается с описания вымышленного города Калинова, который находится на берегу великой реки Волги.

Данное произведение, позволяет наиболее точно увидеть, каким было общество, во времена классицизма. В данном произведении, речь идет не только к вере и любви, а также о нравственном и моральном образовании людей того времени.

Главный представитель с мёртвого царства, является купчиха по имени Кабаниха. У неё есть двое детей, сын Тихон и дочь Варвара, также у неё есть невестка, жена сына, которую зовут Катерина. Именно злая свекровь, не дает покоя своей невестке, так как Кабаниха является старовером, не принимающим, ничего нового, не верящая, что жизнь с мужем может проходить в мире и согласии.

Согласно её представлению, жена как только уходит муж, должна бросаться ему в ноги и плакаться, а для более счастливого брака, муж должен избивать свою жену. Она держит весь город в страхе, а также считает что её дети не способны, самостоятельно принимать решения в своей жизни. Именно поэтому она всегда командует своим сыном, а также не дает спокойно жить своей дочери Варваре.

Однако, она является не единственным и главным представителем темного царства. Также в произведении существует такой купец, под именем Дикой.

Это купец, который ищет в каждом деле свою выгоду, для того чтобы получить желаемое, он без зазрения совести обманывает, а также рассказывает об этом знакомым.

Он совершенно не уважает высокопоставленных лиц, так например с городничим, он разговаривает, как себе равным. У него есть множество подчинённых, которые работают до потери сил.

Судить об образе купечества, в данном городе можно по этим двум людям. Купцы в данном городе, ничем не отличаются от Дикого. Каждый завидует удачи другого. Они постоянно судятся друг с другом.

Все как один, не являются высоко образованными, несмотря на то что, многие из них являются весьма богатыми.

Но они, вместо того чтобы читать образовательные книги и газеты, предпочитают весело проводить время дома за высокими стенами.

Однако несмотря на образы 2 главных героев темного мира, они пользуются уважением во всём городе. Они не являются, высокообразованными персонажами, но это не мешает им иметь власть во всём городе. Они были не глупы. Главное в чём они всегда были уверены, так это в том, что власть должна находиться в их руках и их слово находится превыше всего, никто не смеет нарушать его.

Все сочинения

Изображение купечества в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Лес”

А. Н. Островский – не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, свою историю. Пьесы его привлекают внимание удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. Персонажи этого драматурга – люди своей эпохи.

С произведениями Островского на театральную сцену вышли купцы, их жены и дети, свахи, конторщики, приказчики, слуги, дворяне, учителя, актеры, разбойники, юродивые….

И каждое действующее лицо имеет свой характер, говорит своим языком, несет в себе черты своей эпохи и своего социального

круга. “Гроза” была написана в 1859 году, в период подъема общественного движения, когда всеми ощущалась необходимость политических и экономических перемен. Драматург очень точно и живо воспроизвел атмосферу патриархального купечества, от которого так и веет замшелостью, ограниченностью, дикостью, которому неведомо стремление к знаниям, интерес к открытиям в области науки, к общественно-политическим и экономическим проблемам.

Единственный в пьесе просвещенный человек, Кулигин, выглядит в глазах горожан чудаком. Его бескорыстное желание принести пользу не встречает у горожан поддержки. Но он и

не противостоит калиновскому миру, смиренно сносит не только насмешки, но и грубость, оскорбление. Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего мира высоким забором и живет какой-то особой, замкнутой жизнью. Это типичная картина русской провинциальности. Драматург сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость и дикость нравов русского патриархального быта.

Почему здесь нет места новому, свежему? Потому что вся эта жизнь основана на привычных, устаревших законах, которые представляются нам совершенно нелепыми. Это стояние на месте. Застой.

Последствия его страшны и непредсказуемы. Люди либо тупеют, либо приспосабливаются. И, что редко, пытаются протестовать.

Застой возможен всегда, когда он поддерживается людьми, имеющими власть. Таковыми в Калинове являются Дикой и Кабаниха.

Не случайно в перечне действующих лиц полностью названы лишь трое: Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе; Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, вдова; Тихон Иванович Кабанов, ее сын.

Они – почетные граждане своего города. Это три разных характера, но все они порождены “темным царством”.

Дикой изображен всего лишь в трех сценах, но перед нами предстает законченный образ, тип самодура. Островский не только ввел в литературу слово “самодур”, но и исследовал, почему такое явление возникает, на какой почве.

А почва эта – неограниченная власть и отсутствие подлинной культуры. Дикой куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор.

Грубый и бесцеремонный, он другим уже быть не может.

От других персонажей Дикого отличает даже речь. Уже первое появление этого героя на сцене раскрывает его натуру. Он пользуется тем, что племянник Борис находится в материальной зависимости от него: “Баклуши, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом.

Раз тебе сказал, два тебе сказал: “Не смей мне навстречу появляться”; “тебе все неймется!”; “провались ты!” и т. д. Иначе ведет себя Дикой с Кабановой, хотя и ей по привычке грубит. В Диком есть черты, присущие народу. Так, явления природы он воспринимает в чисто религиозных традициях. На просьбу Кулигина дать денег на сооружение громоотвода Дикой гордо отвечает: “Все суета”.

Прижимистость и разнузданность – это, конечно, не сугубо индивидуальные качества Дикого. Это типичные черты патриархального купечества. Но ведь оно выделилось из народной среды.

Читайте также:  Сочинение: Образ Людмилы в сказке Александра Пушкина «Руслан и Людмила»

Но, оторвавшись от народной культуры, эта часть купечества утратила лучшие стороны народного характера. Марфа Игнатьевна Кабанова воспринимается как характер сильный и властный. После смерти мужа взявшая всю власть в доме в свои руки. Да и не только в доме, но и в городе никто не смеет вступать с ней в пререкания.

Кабаниха серьезно относится к домостроевским порядкам. Ее искренне огорчает падение нравственности среди молодежи, неуважительное отношение к законам, которым она сама подчинялась безоговорочно. Героиня ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно лишь при соблюдении всех правил, предписанных домостроем.

Ее заботит бущуее детей – Тихона и Варвары. “Гроза” – замечательный учебник для изучения купеческой жизни того времени. Эта жизнь показана в пьесе со всех сторон – и изнутри самого купеческого круга, и через отношения к нему людей, не вхожих туда.

Еще одним произведением, в котором Островский показал жизнь купечества, стал “Лес”. Эта комедия была написана в 1871 году, когда старый уклад жизни в пореформенной России перестраивался на новый лад. В своем произведении Островский отобразил состояние русского общества в то время.

Писатель сумел охватить довольно широкий круг социальных слоев, собрал вместе людей, которых раньше представить вместе было бы невозможно: представителей уездного дворянства, провинциальных актеров, купечество, бедную воспитанницу, недоучившегося гимназиста.

Комедия “Лес” тесно связана со своим временем: судьбы героев вписываются в большое историческое время. В концентрированном виде все перемены в жизни общества отражались в семье.

С крушением крепостного права разрушаются патриархальные устои в жизни общества и семьи.

Человек оказывается один на один с самим собой. Все это происходит на фоне совершенно новых экономических отношений.

В первом же действии мы узнаем, что судьба леса, который продает Раиса Павловна Гурмыжская, решает участь многих людей. Огромные поместья Гурмыжской тают, их скупает вчерашний “мужик”, купец Восмибратов.

Помещики осознают, что под топором Восмибратова гибнут леса, окружающие их поместья и символизирующие незыблемость феодальных отношений.

Они понимают, что Восмибратов не пожалеет привычных для “дворянских гнезд” форм жизни, не пожалеет красоты лесов. В пьесе Островский показывает столкновение материальных интересов помещиков и буржуазии.

Казалось бы, эти две пьесы разделяет всего двенадцать лет, но насколько отличаются характеры и мировосприятие действующих лиц! Если в “Грозе” старое купечество всем силами старается удержать проникновение в жизнь всего нового, сохранить патриархальные традиции и предать их детям, то в пьесе “Лес” стремление к новому и переменам охватило почти всех, даже представителей старшего поколения. При этом забытыми оказываются все правила приличия и такта.

Что ж, приметы времени, и Островский как нельзя более точно отразил их в своих произведениях.

(1 votes, average: 5.00

Сочинение Купечество в Грозе Островского (образ русского купечества)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Купечество в Грозе

Александр Николаевич Островский в пьесе «Гроза» не только рассказывает читателю о взаимоотношениях в семье, о конфликте между поколениями, предательстве, боли, но и достаточно ясно передаёт купечество, которое было в середине девятнадцатого века.

Автор даёт читателю хорошие характеристики нескольких купцов, и на основе их можно сделать подробный анализ купеческой России.

Одна из главных героинь Марфа Игнатьевна Кабанова или просто Кабаниха- это яркий пример купчихи того времени. После смерти мужа женщина взяла всю власть в доме и городе в свои крепкие руки.

Никто не смеет с ней пререкаться или ставить слово поперёк. Она приверженец старых традиций и не хочет ничего менять в жизни своей семьи, да в купеческом деле.

Это лицемерная, жадная женщина, которая старается отвадить покупателей от конкурентов.

Кабаниха сильно любит своих детей: Варю и Тихона. Именно по этой причине она так рьяно придирается к невестке. Она просто напросто ревнует своего сына к Катерине, по этой причине Тихон даже боится признаться в любви к собственной жене. Ведь мать не позволит этого сделать. Тогда Катерину и вовсе со свету сживут.

Ещё один купец в городе — это Дикой. Хоть Савёл и почитаемый купец в городе, он остаётся вспыльчивым, неугомонным, человеком, которому всё равно на чужое мнение.

Практически, всё время Дикой не знает чем себя занять, но при этом остаётся на ровне со властной, жестокой Кабанихой, которая может пойти на любые меры. Но почему тогда всё так оборачивается? А потому, что купечество — это наш современный бизнес.

Здесь надо обладать хорошей интуицией, практичным и острым умом, дальновидностью. Кабаниха и Дикой обладают данными качествами, поэтому и держатся на плаву.

Однако, нежелание меняться и следовать в ногу со временем приведёт купцов к распаду, ибо только модернизированный механизм сможет работать. В сердцах этих людей нет ничего доброго и светлого, душа опустела, а места заняли материальные благи.

  Аргументы из жизни и литературы на тему «Что такое зависть»

Таким образом, купечество можно сравнить с дворянством. Эта такая же сила, которая может заставить людей повиноваться и прислуживать. Но, только до поры до времени. Всему плохому или хорошему приходит конец. Это закон жизненного баланса.

Сочинение на тему мир купечества в драме островского гроза

Пьеса «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским в 1859 году, является единственной из задуманного писателем цикла «Ночи на Волге». Основная тема драмы – конфликт в купеческой семье, прежде всего, деспотичное отношение представителей старшего поколения (Кабанихи, Дикого) к подчиненному ему молодому поколению.

Таким образом, драма «Гроза» основывается на описании быта, устоев, нравов купеческой семьи. Хозяева жизни в городе Калинове – богатые купцы – отстаивают свои взгляды в отношении семейных норм и правил.

Консервативные нравы, царящие в семье Кабановых и являющиеся обычными для семьи, живущей в небольшом провинциальном городке, предписывают «хорошей жене», «проводивши мужа», выть, лежа на крыльце; мужу регулярно бить жену, а им обоим беспрекословно подчиняться воле старших в доме.

Образец, который выбрала для себя Марфа Кабанова, – это старорусская семья, для которой характерно полное бесправие молодого поколения, а особенно женщин. Недаром «все лица, кроме Бориса, одеты по-русски».

Тем, что внешний облик жителей Калинова далек от облика современных (конечно, для того времени) людей, Островский подчеркивает нежелание провинциальных российских жителей и, прежде всего, купеческого сословия двигаться вперед самим или хотя бы не мешать более молодому, более энергичному поколению делать это.

Островский, описывая купеческий быт и нравы, обращает наттте внимание не только на недостатки взаимоотношений в одной или двух отдельно взятых семьях. Мы имеем возможность заметить, что большинство обитателей Калинова не могут похвастаться практически никаким образованием. Достаточно вспомнить рассуждения горожан о «Литовском разорении» у расписанных стен галереи.

Положение в семье Кабановых, взаимоотношения между Катериной и ее свекровью не вызывают никакой реакции у общества. Это говорит о том, что такие ситуации обычны, типичны для этого круга, недаром история конфликта в семье Кабановых взята писателем из жизни. Еще одна важная сторона жизни купечества, описанная Островским, — это повседневный быт.

Это спокойное, размеренное существование, бедное событиями. Вести о столичной жизни или дальних странах до обитателей Калинова доносят «феклуши», еще более темные, невежественные странницы, недоверчиво относящиеся ко всему новому и необычному, как и Кабаниха, которая не сядет в машину, «хоть ты золотом осыпь ее».

Но время берет свое, и старшее поколение вынуждено неохотно уступать место молодым. И даже старая жестокая Кабанова чувствует это, а странница Феклуша соглашается с ней: «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние».

Таким образом, Островский в своей пьесе описывает кризис провинциального купечества, невозможность его дальнейшего существования при сохранении им старой идеологии. Любовь Катерины к Борису на время увеличивает границы тесного мирка, в котором до сих пор живет девушка.

Любовь освещает ее быт, девушка начинает ощущать радость жизни, надеется на что-то прекрасное, чего до сих пор у нее не было. Катерина испытывает столь сильное чувство впервые. Девушка была выдана замуж насильно за нелюбимого человека.

Дальнейшая жизнь в доме мужа, постоянные придирки и унижения со стороны свекрови убивают саму возможность возникновения любви к слабохарактерному и безвольному Тихону. Катерина искренне пытается полюбить своего мужа. Но, видно, не судьба. Тем более что постоянное присутствие жестокой свекрови не способствует появлению романтики в отношениях Тихона и Катерины.

А Катерина — натура романтичная и мечтательная. Девушка с детства была очень эмоциональной. Как известно, люди впечатлительные и эмоциональные не могут жить в атмосфере серости и уныния. Им необходимо радоваться жизни, наслаждаться ее проявлениями, чувствовать красоту бытия. Катерина долгое время пытается приспособиться к укладу жизни в семье Кабановых. Но потом не выдерживает.

Ее любовь к Борису — это своеобразный протест против угнетения, унижения и рабства. Каким видит Катерина Бориса? Разумеется, он кажется ей совсем не похожим на Тихона и на большинство окружающих ее людей. Каждый человек, влюбившись, склонен идеализировать предмет своей любви, и, конечно, Катерина не является исключением.

Она идеализирует своего любимого, он представляется ей более сильным, благородным и возвышенным, чем есть на самом деле.Каким же в действительности является Борис? В самом начале произведения мы узнаем его историю. Отец Бориса происходил из купеческого рода. Но женился он на «благородной», то есть женщине дворянского происхождения.

Отец и мать Бориса жили в Москве, ведь не могла же благородная и образованная женщина терпеть порядки, царившие в городе Калинове? Борис говорит: «Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось». Родители дали Борису и его сестре завидное воспитание.

Разве могли они подумать, что дети их вынуждены будут общаться с родней, известной своей тупостью, ханжеством и злобой? Борис рассказывает о своей жизни Кулигину, и читатель ясно чувствует, насколько тяжело молодому человеку было привыкнуть к новому образу жизни: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели.

Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие». Дядей Бориса оказался тот самый помещик Дикой, о котором буквально ходят легенды, одна другой страшнее.

Он и жесток, и жаден, и зол. Дядя всячески издевается над своим племянником. А тот ничего не может ему противопоставить. В этом и кроется трагедия молодого человека. Он получил «тепличное» воспитание, его с детства холили и лелеяли. И у него недостает душевных сил и твердости характера, чтобы бороться со сложными обстоятельствами, в которых он оказался.

Однако молодой человек выгодно отличается от основной массы персонажей Островского. Он выглядит более умным и образованным. Он культурен, воспитан. Но при этом Борис слаб, а потому бездействует и плывет по течению. Даже любимой женщине он принес несчастье. Катерина отдала ему все, что могла, пожертвовала честью, даже своей жизнью.

У Бориса же не хватило смелости помочь бедной женщине, стоящей на краю пропасти. С самого начала Борис знал, что любовь к замужней женщине — преступление. Он давно заметил Катерину, но не решался с ней познакомиться. Когда у Бориса заходит разговор с Кудряшом о любви, тот говорит ему о местных нравах: «У нас насчет этого свободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет.

Читайте также:  Произведения о любви и верности

Только бабы взаперти сидят». И тут-то Борис признается, что влюблен в замужнюю женщину. Кудряш уговаривает его бросить эту затею, потому что такая любовь должна быть под запретом.

«Ведь это значит, — говорит Кудряш, — вы ее совсем загубить хотите, Борис Григорьич!» Какова реакция Бориса на эти слова? Он всячески уверяет, что ни в коем случае не хочет погубить любимую женщину: «Сохрани господи! Сохрани меня, господи! Нет, Кудряш, как можно! Захочу ли я ее погубить! Мне только бы видеть ее где-нибудь, мне больше ничего не надо».

Почему Кудряш так уверен, что любовь к замужней женщине означает для нее гибель? Потому, что он всю жизнь живет в городе Калинове и знает о существующих в нем порядках. Женщина, которая решилась на измену, уже никогда не будет спокойно жить. Ее осудит всякий, кто будет осведомлен о таком позоре.

Поэтому Кудряш пытается объяснить Борису: «Как, сударь, за себя поручиться! А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят». Но Борис не придает словам Кудряша должного значения. Его в меньшей степени беспокоит судьба любимой женщины, на первом месте для него стоит его каприз. Конечно, нельзя осуждать Бориса слишком строго.

Ведь вырос он в цивилизованной Москве, где, как известно, царили совсем другие законы. Поэтому не может до конца осознать, насколько порядки в городе Калинове отличаются от столичных. И он решает во что бы то ни стало добиться встречи с любимой женщиной. Борис при всем своем уме и образованности не может понять бесхитростную и простую Катерину.

Она говорит ему: «Знаешь, что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!» Катерина вкладывает в свои слова глубокий смысл. Она в глубине души понимает, что жизнь в том виде, какой была раньше, кончилась. Теперь она перешла черту, навсегда отделившую ее от прежней жизни. И подобная метаморфоза вполне может привести к смерти.

Но Борис отвечает ей слишком просто и банально: «Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?» Он прежде всего оценивает настоящий момент. Именно сейчас он счастлив, он уверен в себе, ему нравится, что рядом находится любимая женщина. Сейчас действительно все хорошо. А что будет дальше, его не интересует.

Катерина так искренне признается ему в любви, что это вызывает самые трогательные чувства у читателя. Катерина не скрывает своих чувств совершенно. Героиня раскрывает свою душу, не думая о последствиях, она говорит любимому: «Словно на грех ты к нам приехал.

Как увидела тебя, так уж не своя стала С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; ты иди хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы». Примечательно, что на такое искреннее, волнующее до глубины души признание Катерина слышит вполне рациональный, прагматичный вопрос «Надолго ль муж-то уехал?» Катерина открыта миру, как дитя. Она отдает всю себя, ничего не получая взамен. Беда Катерины в том, что Борис оказался недостоин ее любви. При кажущихся положительных качествах он на самом деле мелкий эгоистичный человек, думающий только о себе. Любовь Катерины для него — это всего лишь развлечение, хотя он и пытается доказать ей, что действует, исключительно поддавшись силе страсти. Когда Борис узнает, что муж Катерины уехал на две недели, он радуется: «О, так мы погуляем! Время-то довольно». Эти простые фразы как нельзя лучше говорят о его отношении к Катерине и их связи. Когда возвращается Тихон, Варвара прежде всего обращается к Борису. Она рассказывает ему о преждевременном возвращении брата и спрашивает совета. Измена мужу оказалась для Катерины слишком сильным эмоциональным потрясением. Варвара искренне переживает за Катерину, которая стала ей близкой подругой. Она говорит о ней: «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает. Батюшки мои! что мне с ней делать?». Борис почти равнодушно отвечает: «Да, может быть, пройдет это у нее!». Если в начале драмы у читателя могла возникнуть какая-то симпатия по отношению к Борису, то теперь об этом уже не может идти речи. Борис представляется черствым, равнодушным, думающим только о себе человеком. Катерина сделала неверный выбор и подарила свою любовь совершенно недостойному человеку. Борис покоряется воле своего дяди, который отправляет его в Сибирь. Сцена прощания Катерины со своим любимым показывает, насколько тяжело женщине и как при этом сдержанно ведет себя Борис. Он говорит: «Что обо мне-то толковать! Я вольная птица». Слова Бориса кажутся чудовищными: «Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!». И эти слова мужчина говорит о любимой женщине! Он даже не пытается облегчить ее судьбу, хотя бы утешить. Борис просто желает ей смерти. И такова расплата Катерины за счастье, длившееся всего лишь десять дней!

Популярные сочинения

  • Характеристика и образ Кирибеевича (опричник) М.Ю. Лермонтову всегда удавались отрицательные персонажи в своих произведениях. Так и этот отрицательный герой в «Песне про купца Калашникова» опричник Кирибеевич, занимает особую роль в творчестве поэта.
  • Роль языка в жизни человека — сочинение (5, 6, 7, 8, 9, 11 класс) Слова в жизни человека играют очень важную роль, благодаря им мы учимся, приобретаем знания, развиваем язык, лучше понимаем себя и других. Каждый день мы обмениваемся мыслями со своими близкими
  • Сочинение Моя роль в семье Когда мы слышим слово «семья», то на сердце сразу же становится теплее. Ведь оно подразумевает самых родных людей, которые не бросят и поддержат в трудную минуту. Семья для каждого человека значит очень много

Купечество в Грозе Островского

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Островский

Пьеса А.Н.Островского «Гроза» представляет собой одно из самых знаменательных произведений реалистического направления 19-го века. Помимо проблематики взаимоотношений между поколениями, помимо неразрешимого любовного конфликта, пьеса ценна подробным описанием купечества.

Купечество — полупривилегированное сословие торгующего и промыслового населения. В пьесе «Гроза» основным образом, представляющим купеческое сословие, является Марфа Кабанова, в среде персонажей прозванная Кабаниха. Властолюбивая женщина не выпускает ни одного дела из своих рук, полноправно командуя всем после смерти супруга.

Указать её на ошибки или неверные дела нельзя: последуют упреки и осуждения со стороны Кабанихи. Для личной выгоды способна к злодеяниям, лжи и лицемерию. Кабаниха кривит душой и в вопросах религии: внешне глубоко верующая и соблюдающая религиозные каноны — в душе ничего не понимая о них и не соблюдая ни одной заповеди.

Такие представители купеческого сословия не желают принимать новое, остаются ярыми приверженцами устоявшихся норм и правил, устаревших патриархальных традиций. Основную жизненную ценность таких людей составляет личный достаток и выгода, несмотря на ущемление интересов и свобод других.

Однако относительно Марфы Игнатьевны важно отметить, что многие её негативные поступки объясняются любовью к сыну, потому что иначе она не умеет выражать свои чувства.

Купечество представляет и Савёл Дикой. Савёл почитаем обществом, к его мнению склонны прислушиваться. Однако личные качества Дикого характеризуют его как вспыльчивого, не контролирующего себя человека, самодура.

Совершённые им поступки часто не осознаются: он и сам не понимает, зачем поступил так или иначе. Однако чужое мнение для него тоже не довод, потому что он не склонен прислушиваться к тому, что не входит в круг его личных интересов.

Душевные качества заняли только жажда денег и наживы.

  А.С. Пушкин “Медный всадник”: цитаты героев и автора поэмы

Таким образом, можно сделать вывод, что Н.А.

Островский показывает в пьесе «Гроза» представителей «старого» купечества, не способного принимать изменения, не желающих меняться и перестраиваться под новые реалии общества.

Их основными качествами выступают неспособность понять другого, лицемерие, властолюбие и прием решения проблем давлением и силой. Не отличаясь ни умом, ни духовным богатством, они решают судьбы людей, не принимая во внимание разбитые их действиями судьбы.

Другие темы: ← Кабановы в пьесе Гроза↑ ОстровскийБесприданница →

`

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Айвазовского Море. Коктебельская бухта Любимая тема Айвазовского – море. Он рисовал его постоянно. На картине действие происходит в Коктебельской бухте. На море разыгрался шторм. Двухмачтовый парусный корабль большая волна упорно гонит к берегу
  • Сны Раскольникова (роль и значение) в романе Преступление и наказание Известный писатель Федор Михайлович Достоевский каждый момент своего повествования всегда тщательно обдумывал и не упускал из виду красоту природы, улиц, внешности, снов – таких небольших, однако немаловажных моментов.
  • Сочинение Что такое Одиночество Сегодня хочется поговорить про одиночество. Что из себя представляет это слово? Хорошее это состояние или плохое? К чему приводит одиночество? На эту интересную тему и хочется подумать дальше.

Сочинение на тему мир купечества в драме островского гроза

Пьеса «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским в 1859 году, является единственной из задуманного писателем цикла «Ночи на Волге». Основная тема драмы – конфликт в купеческой семье, прежде всего, деспотичное отношение представителей старшего поколения (Кабанихи, Дикого) к подчиненному ему молодому поколению.

Таким образом, драма «Гроза» основывается на описании быта, устоев, нравов купеческой семьи. Хозяева жизни в городе Калинове – богатые купцы – отстаивают свои взгляды в отношении семейных норм и правил.

Консервативные нравы, царящие в семье Кабановых и являющиеся обычными для семьи, живущей в небольшом провинциальном городке, предписывают «хорошей жене», «проводивши мужа», выть, лежа на крыльце; мужу регулярно бить жену, а им обоим беспрекословно подчиняться воле старших в доме.

Образец, который выбрала для себя Марфа Кабанова, – это старорусская семья, для которой характерно полное бесправие молодого поколения, а особенно женщин. Недаром «все лица, кроме Бориса, одеты по-русски».

Тем, что внешний облик жителей Калинова далек от облика современных (конечно, для того времени) людей, Островский подчеркивает нежелание провинциальных российских жителей и, прежде всего, купеческого сословия двигаться вперед самим или хотя бы не мешать более молодому, более энергичному поколению делать это.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое мужество?» по тексту Овчинниковой

Островский, описывая купеческий быт и нравы, обращает наттте внимание не только на недостатки взаимоотношений в одной или двух отдельно взятых семьях. Мы имеем возможность заметить, что большинство обитателей Калинова не могут похвастаться практически никаким образованием. Достаточно вспомнить рассуждения горожан о «Литовском разорении» у расписанных стен галереи.

Положение в семье Кабановых, взаимоотношения между Катериной и ее свекровью не вызывают никакой реакции у общества. Это говорит о том, что такие ситуации обычны, типичны для этого круга, недаром история конфликта в семье Кабановых взята писателем из жизни. Еще одна важная сторона жизни купечества, описанная Островским, — это повседневный быт.

Это спокойное, размеренное существование, бедное событиями. Вести о столичной жизни или дальних странах до обитателей Калинова доносят «феклуши», еще более темные, невежественные странницы, недоверчиво относящиеся ко всему новому и необычному, как и Кабаниха, которая не сядет в машину, «хоть ты золотом осыпь ее».

Но время берет свое, и старшее поколение вынуждено неохотно уступать место молодым. И даже старая жестокая Кабанова чувствует это, а странница Феклуша соглашается с ней: «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние».

Таким образом, Островский в своей пьесе описывает кризис провинциального купечества, невозможность его дальнейшего существования при сохранении им старой идеологии. Любовь Катерины к Борису на время увеличивает границы тесного мирка, в котором до сих пор живет девушка.

Любовь освещает ее быт, девушка начинает ощущать радость жизни, надеется на что-то прекрасное, чего до сих пор у нее не было. Катерина испытывает столь сильное чувство впервые. Девушка была выдана замуж насильно за нелюбимого человека.

Дальнейшая жизнь в доме мужа, постоянные придирки и унижения со стороны свекрови убивают саму возможность возникновения любви к слабохарактерному и безвольному Тихону. Катерина искренне пытается полюбить своего мужа. Но, видно, не судьба. Тем более что постоянное присутствие жестокой свекрови не способствует появлению романтики в отношениях Тихона и Катерины.

А Катерина — натура романтичная и мечтательная. Девушка с детства была очень эмоциональной. Как известно, люди впечатлительные и эмоциональные не могут жить в атмосфере серости и уныния. Им необходимо радоваться жизни, наслаждаться ее проявлениями, чувствовать красоту бытия. Катерина долгое время пытается приспособиться к укладу жизни в семье Кабановых. Но потом не выдерживает.

Ее любовь к Борису — это своеобразный протест против угнетения, унижения и рабства. Каким видит Катерина Бориса? Разумеется, он кажется ей совсем не похожим на Тихона и на большинство окружающих ее людей. Каждый человек, влюбившись, склонен идеализировать предмет своей любви, и, конечно, Катерина не является исключением.

Она идеализирует своего любимого, он представляется ей более сильным, благородным и возвышенным, чем есть на самом деле.Каким же в действительности является Борис? В самом начале произведения мы узнаем его историю. Отец Бориса происходил из купеческого рода. Но женился он на «благородной», то есть женщине дворянского происхождения.

Отец и мать Бориса жили в Москве, ведь не могла же благородная и образованная женщина терпеть порядки, царившие в городе Калинове? Борис говорит: «Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось». Родители дали Борису и его сестре завидное воспитание.

Разве могли они подумать, что дети их вынуждены будут общаться с родней, известной своей тупостью, ханжеством и злобой? Борис рассказывает о своей жизни Кулигину, и читатель ясно чувствует, насколько тяжело молодому человеку было привыкнуть к новому образу жизни: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели.

Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие». Дядей Бориса оказался тот самый помещик Дикой, о котором буквально ходят легенды, одна другой страшнее.

Он и жесток, и жаден, и зол. Дядя всячески издевается над своим племянником. А тот ничего не может ему противопоставить. В этом и кроется трагедия молодого человека. Он получил «тепличное» воспитание, его с детства холили и лелеяли. И у него недостает душевных сил и твердости характера, чтобы бороться со сложными обстоятельствами, в которых он оказался.

Однако молодой человек выгодно отличается от основной массы персонажей Островского. Он выглядит более умным и образованным. Он культурен, воспитан. Но при этом Борис слаб, а потому бездействует и плывет по течению. Даже любимой женщине он принес несчастье. Катерина отдала ему все, что могла, пожертвовала честью, даже своей жизнью.

У Бориса же не хватило смелости помочь бедной женщине, стоящей на краю пропасти. С самого начала Борис знал, что любовь к замужней женщине — преступление. Он давно заметил Катерину, но не решался с ней познакомиться. Когда у Бориса заходит разговор с Кудряшом о любви, тот говорит ему о местных нравах: «У нас насчет этого свободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет.

Только бабы взаперти сидят». И тут-то Борис признается, что влюблен в замужнюю женщину. Кудряш уговаривает его бросить эту затею, потому что такая любовь должна быть под запретом.

«Ведь это значит, — говорит Кудряш, — вы ее совсем загубить хотите, Борис Григорьич!» Какова реакция Бориса на эти слова? Он всячески уверяет, что ни в коем случае не хочет погубить любимую женщину: «Сохрани господи! Сохрани меня, господи! Нет, Кудряш, как можно! Захочу ли я ее погубить! Мне только бы видеть ее где-нибудь, мне больше ничего не надо».

Почему Кудряш так уверен, что любовь к замужней женщине означает для нее гибель? Потому, что он всю жизнь живет в городе Калинове и знает о существующих в нем порядках. Женщина, которая решилась на измену, уже никогда не будет спокойно жить. Ее осудит всякий, кто будет осведомлен о таком позоре.

Поэтому Кудряш пытается объяснить Борису: «Как, сударь, за себя поручиться! А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят». Но Борис не придает словам Кудряша должного значения. Его в меньшей степени беспокоит судьба любимой женщины, на первом месте для него стоит его каприз. Конечно, нельзя осуждать Бориса слишком строго.

Ведь вырос он в цивилизованной Москве, где, как известно, царили совсем другие законы. Поэтому не может до конца осознать, насколько порядки в городе Калинове отличаются от столичных. И он решает во что бы то ни стало добиться встречи с любимой женщиной. Борис при всем своем уме и образованности не может понять бесхитростную и простую Катерину.

Она говорит ему: «Знаешь, что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!» Катерина вкладывает в свои слова глубокий смысл. Она в глубине души понимает, что жизнь в том виде, какой была раньше, кончилась. Теперь она перешла черту, навсегда отделившую ее от прежней жизни. И подобная метаморфоза вполне может привести к смерти.

Но Борис отвечает ей слишком просто и банально: «Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?» Он прежде всего оценивает настоящий момент. Именно сейчас он счастлив, он уверен в себе, ему нравится, что рядом находится любимая женщина. Сейчас действительно все хорошо. А что будет дальше, его не интересует.

Катерина так искренне признается ему в любви, что это вызывает самые трогательные чувства у читателя. Катерина не скрывает своих чувств совершенно. Героиня раскрывает свою душу, не думая о последствиях, она говорит любимому: «Словно на грех ты к нам приехал.

Как увидела тебя, так уж не своя стала С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; ты иди хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы». Примечательно, что на такое искреннее, волнующее до глубины души признание Катерина слышит вполне рациональный, прагматичный вопрос «Надолго ль муж-то уехал?» Катерина открыта миру, как дитя. Она отдает всю себя, ничего не получая взамен. Беда Катерины в том, что Борис оказался недостоин ее любви. При кажущихся положительных качествах он на самом деле мелкий эгоистичный человек, думающий только о себе. Любовь Катерины для него — это всего лишь развлечение, хотя он и пытается доказать ей, что действует, исключительно поддавшись силе страсти. Когда Борис узнает, что муж Катерины уехал на две недели, он радуется: «О, так мы погуляем! Время-то довольно». Эти простые фразы как нельзя лучше говорят о его отношении к Катерине и их связи. Когда возвращается Тихон, Варвара прежде всего обращается к Борису. Она рассказывает ему о преждевременном возвращении брата и спрашивает совета. Измена мужу оказалась для Катерины слишком сильным эмоциональным потрясением. Варвара искренне переживает за Катерину, которая стала ей близкой подругой. Она говорит о ней: «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает. Батюшки мои! что мне с ней делать?». Борис почти равнодушно отвечает: «Да, может быть, пройдет это у нее!». Если в начале драмы у читателя могла возникнуть какая-то симпатия по отношению к Борису, то теперь об этом уже не может идти речи. Борис представляется черствым, равнодушным, думающим только о себе человеком. Катерина сделала неверный выбор и подарила свою любовь совершенно недостойному человеку. Борис покоряется воле своего дяди, который отправляет его в Сибирь. Сцена прощания Катерины со своим любимым показывает, насколько тяжело женщине и как при этом сдержанно ведет себя Борис. Он говорит: «Что обо мне-то толковать! Я вольная птица». Слова Бориса кажутся чудовищными: «Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!». И эти слова мужчина говорит о любимой женщине! Он даже не пытается облегчить ее судьбу, хотя бы утешить. Борис просто желает ей смерти. И такова расплата Катерины за счастье, длившееся всего лишь десять дней!

Российская ностальгия драматурга Островского

Автор Игорь Буккер

Ссылка на основную публикацию