Сочинение: В чем смысл финала поэмы А. Блока «12»?

Смысл финала поэмы “Двенадцать”Сочинение: В чем смысл финала поэмы А. Блока «12»?Смысл финала поэмы Блока “Двенадцать”

Смысл финала поэмы А.А. Блока «Двенадцать»

Драматическая поэма «Двенадцать» была создана после долгих размышлений поэта о судьбах Родины, отразившихся во всем его творчестве, пронизанном ощущением неминуемой катастрофы.

В поэме четко ощущаются два плана: один — конкретный, реальный, вытекающий из непосредственной сути изображенных событий, другой — скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия революции как «мирового пожара».

К. Чуковский в статье «Александр Блок как человек и поэт» вспоминает интересный эпизод: «Гумилев сказал, что конец поэмы «Двенадцать» (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект. Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь:

— Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос».

Блок мысленно сопровождает своих героев, вместе с ними проделывая их нелегкий путь. Его рассказчик «влит» в повествование, его голос — такое же выражение эпохи, как и остальные равноправные голоса поэмы.

Многоголосие «Двенадцати» — это воспроизведение многоголосия «переворотившейся» эпохи. Контрастность и пестрота поэмы отражают социальную контрастность эпохи.

Позиция автора проявляется не в отдельных репликах или призывах, а в построении общей «судьбы» двенадцати, в характере того пути, который проделывают они на страницах поэмы.

Начало поэмы вводит читателя в обстановку Петербурга конца 17-го года. Приметы бурной революционной эпохи воплотились в таких выразительных деталях, как огромный плакат «Вся власть Учредительному Собранию!», оплакивающая Россию «барыня в каракуле», злобно шипящий «писатель, вития», отдельные, отрывочные реплики, как бы доносящиеся до читателя.

С первых строк второй главки перед нами возникает слитный образ:

Гуляет ветер, порхает снег,/Идут двенадцать человек.

Единый образ двенадцати освещается автором с разных сторон. Герои — представители низов общества, тот городской слой, который сосредоточил в себе огромный запас ненависти к «верхам». «Святая злоба» владеет ими, становясь чувством высоким и значительным.

Решая для себя проблему революции, Блок в то же время как бы напоминает героям об их высокой миссии, о том, что они провозвестники нового мира. Так логически подготавливается финал поэмы.

Ведь Блок не просто ведет красногвардейцев-апостолов через двенадцать глав из старого мира к новому, он еще показывает процесс их преображения. Среди двенадцати только Петруха назван по имени, остальные одиннадцать даны в виде нерасчленимого образа массы.

Это одновременно и апостолы революции, и широкое символическое воплощение низов общества. Какова же цель этого движения? Каков исход?

Главный вопрос поэмы: «Что впереди?» — для Блока был ясен, он внутренним взором увидел, кто идет впереди банды красноармейцев.

  • … Так идут державным шагом —
  • Позади — голодный пес,
  • Впереди — с кровавым флагом,
  • И за вьюгой невидим,
  • И от пули невредим
  • Нежной поступью надвьюжной,
  • Снежной поступью жемчужной,
  • В белом венчике из роз —
  • Впереди — Иисус Христос.

Из хаоса рождается гармония. Этот образ Христа — антитеза псу-волку как символу зла и старого мира, образ, воплотивший в себе идеал добра и справедливости. Христос как бы приподнят над бытом и над событиями. Он — воплощение гармонии и простоты, о которой подсознательно тоскуют герои Блока. В финале поэмы все укрупнено, имеет откровенно условный характер.

Это и слитный образ двенадцати, и возникающие вновь образы буржуя и голодного пса, и венчающий поэму образ Христа. Здесь нет имен, все реплики состоят из самых общих слов или риторических вопросов. Призрачность идущего во главе двенадцати апостолов Христа диссоциирует с державным шагом революции.

В разные годы литературоведы трактовали смысл поэмы с диаметрально противоположных точек зрения — от приветствия новой революционной России, «идущей державным шагом», до полного отрицания революции как бунта кучки головорезов. Я думаю, что именно М. Волошин наиболее точно определил основную мысль поэмы: «Идут без имени святого все двенадцать вдаль».

И их незримый враг вовсе не «нищий» пес голодный (символ старого мира), ковыляющий позади.

  1. — Отвяжись ты, шелудивый,
  2. Я штыком пощекочу!
  3. Старый мир, как пес паршивый,
  4. Провались — поколочу!

Как видим, от голодного пса старого мира — красногвардейцы только отмахиваются. Их беспокойство и тревога вызваны кем-то другим, кто все мелькает впереди, прячется и машет красным флагом.

  • — Кто там машет красным флагом?
  • — Приглядись-ка, эка тьма!
  • — Кто там ходит беглым шагом,
  • Хоронясь за все дома?

Духовно слепым «двенадцати» не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом «товарищ», но вместе с тем стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость.

Пока живы эти чувства, жив и человек. Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то «черное», что несет с собой революция, есть в ней и «белая» правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают.

Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества.

Поэт сумел уловить зарождение опасной тенденции подавления ради идеи всего личного, которая впоследствии приведет к нравственной деформации общества. Идейный смысл поэмы не исчерпывается художественным изображением конфликта старого и нового миров. Для этого было бы достаточно образов буржуя и голодного пса.

Конфликт поэмы скрыт глубже — в душе бандитов-красногвардейцев, идущих «без имени святого», которым «ничего не надо, ничего не жаль». Будучи призваны следить за порядком, они готовы стрелять в любого, не глядя, не раздумывая, ожидая, что «вот проснется лютый враг».

Мысли и чувства солдат противоречивы, но их действия носят глобальный, необратимый характер:

Мы на горе всем буржуям/Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови — /Господи, благослови!

Смысл финала поэмы "Двенадцать" / Хрипков Николай Иванович

Признать, что поэму «Двенадцать» написал Блок, можно, лишь увидя подпись автора. Такой стиль совершенно не характерен для Блока (первым необычную интонацию заметил Шкловский, стиль поэмы он определил как «блатной»), поэтому произведение вызвало настоящую полемику среди литераторов, политиков, общественных деятелей. Многие из них высказывали своё мнение относительно прочитанной поэмы.

Из близкого круга Блока приняли поэму лишь немногие: Мейерхольд, Ольденбург, Есенин. Но даже они читали произведение с испугом, вставляя местами резкие замечания, а иной раз предостерегали автора от «левого уклона».

Андрей Белый прямо говорил поэту о его чрезмерной неосторожности. Он удивлялся «отвагой и мужеством» Блока, но в то же время советовал быть «мудрее».

Но были и те друзья, которые отреклись от знакомства с поэтом и горько сетовали на его предательство.

Так, на одном из митингов против красного террора Анна Ахматова, Ольга Судейкина, Артур Лурье и другие литераторы поддержали скандирование лозунга «Блок — изменник».

Ахматова даже отказывалась выступать с коллегой на одной площадке, а ее муж, поэт Гумилев, сказал, что Блок, написав «12», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя». Именно он осуждал Блока за финал его поэмы. Сам автор отпарировал в духе символизма:

В предательстве его обвиняли и З. Гиппиус, и И. Бунин. Последний с холодной иронией высмеял отступничество коллеги:

  Образ и характеристика Святослава в “Слове о полку Игореве”

«Блок перешел к большевикам, стал личным секретарем Луначарского, после чего написал брошюру «Интеллигенция и Революция», стал требовать: «Слушайте, слушайте музыку революции!» и сочинил «Двенадцать», написав в своем дневнике для потомства очень жалкую выдумку: будто он сочинял «Двенадцать» как бы в трансе, «все время слыша какие-то шумы — шумы падения старого мира».

После написания своего труда Блоку ещё долго придётся доказывать, что его поэма лишена политической направленности. Как одно из последствий — «творческое молчание» литератора.

Мнение критиков о поэме «Двенадцать» убедило автора в том, что быть услышанным — не значит быть понятым, и широкое распространение его произведение сыграло с автором злую шутку.

Когда он захотел его уничтожить, оно уже было вне досягаемости.

Источник

Литературное течение

Поэт использовал при написании труда приемы сразу двух литературных направлений — реализма и символизма. Признаком реализма служат описываемые им исторические революционные события. Признаком символизма является большое количество символических образов, аллегорий.

Старый мир представлен образами буржуя и «паршивого пса», новый предстает в виде красноармейцев, повсеместных революционных плакатов и красных флагов. Революционное настроение передано в образе взбунтовавшейся «на всем божьем свете» стихии с хлестким ветром, черным небом, завывающей вьюгой, гололедом. Она валит с ног, не дает устоять.

История создания

Замысел поэмы «Двенадцать» зародился спонтанно. Александр Блок начал писать поэму лишь спустя пару месяцев после Октябрьской революции. К тому времени уже почти год прошёл после кровавых событий февральской революции, которые привели к краху монархии.

Поэт писал поэму «в согласии со стихией», он был весь поглощён революционной песней. Произведение нельзя считать революционными стихами, это строки, наполненные жизнью, передающие внутренний мир автора, его чувства, которые он испытывал в те вьюжные дни.

Это подтверждают и рекордно сжатые сроки: Блоку потребовался всего лишь месяц, чтобы создать и подкорректировать поэму.

Произведение было опубликовано 3 марта, по новому стилю, в газете «Знамя труда», в редколлегию которой входили левые эсеры.

Интересные факты о создании поэмы «Двенадцать»:

Читайте также:  Анализ стихотворения «Родина» (М. Ю. Лермонтов)

Основная идея

Главная мысль поэмы Блока «Двенадцать» — детальное отражение действительности революционной эпохи с помощью символики. Автор показал ту атмосферу, которой был объят город спустя несколько месяцев после октябрьских событий.

Также в поэме Блок выразил свой взгляд на переломный момент страны, стараясь детально изобразить стихию революции. Автор особое внимание уделял речи героев, именно поэтому в тексте можно увидеть много разговорной лексики того периода.

Смысл поэмы «Двенадцать» прокомментировал сам автор в ответ на обвинения в попытках «прислуживаться» большевикам.

В январе 1918-го года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе девятьсот седьмого или в марте девятьсот четырнадцатого.

Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией, например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно шум от крушения старого мира).

Поэтому те, кто видит в Двенадцати политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,— будь они враги или друзья моей поэмы.

Жанр, направление, размер

Произведение Александра Блока «Двенадцать» принято считать поэмой. Отличительными чертами этого жанра можно назвать стихотворную форму произведения, наличие ярких героев, исторических реалий. В основе повествования лежит одно значительное событие — резолюция. Также важной чертой поэмы является наличие авторского мнения.

Нельзя однозначно определить и направление, в рамках которое было написано произведение. В поэме присутствуют как черты реализма (изображение реальных исторических событий), так и символизма (через цвета передаётся резкое настроение поэмы — присутствует белый, красный, чёрный).

Зато понятно, что Блок был коренным и неисправимым модернистом, то есть стремился выработать новые формы и отрешиться от творческого наследия предков. Ему это удалось: стиль не похож ни на возвышенный слог Пушкина, ни на правду-матушку Некрасова, ни на «чистое искусство» Фета или Тютчева.

Блок создал новаторскую и уникальную работу.

Из-за неоднозначности во всем у современников возникал вопрос: «Это сатира на революцию или слава ей?». Блок одновременно изобразил и жестокость красноармейцев, и надежду на счастливое будущее с новыми вождями.

Видя полнейшее непонимание со всех сторон, автор вынужден был дать обширный комментарий и сказал, что лишь отдался стихии, никак не оценивая ее порывы.

Подробнее об этом Вы можете прочитать в разделе «Идея» и «Критика».

  Образ России в поэме «Мертвые души» Гоголя – Сочинение

Проблемы

Проблематика в поэме «Двенадцать» образует запутанный клубок неразрешимых противоречий.

На передний план выходит основная проблема жестокости

. Двенадцать равнодушно убивают Катьку, Петроград дымится в огне угроз, жертв, всех людей окутал страх. Чтобы добиться своих целей, революционеры идут на самые крайние меры — убийство. Им все равны, им всё равно. Ради мировой революции они готовы сеять всюду хаос.

Проблема разрушения прежних ценностей

также находится в проходят лишь те, кто готов поступиться собственными ориентирами ради построения социалистического общества. Люди забывают о моральных принципах, о нравственности. Они идут с ружьём на своего бывшего товарища.

Нищета страны

также отражена в произведении. Блок описывает Россию как запущенный, грязный уголок, внутри которого разруха. Зимой царят суровые морозы, вьюга все сметает на своём пути.

Социальная несправедливость в произведении отражена в своих ужасающих последствиях: люди, задавленные бедностью и бесправием, восстали и готовы утопить прежних хозяев в крови.

Проблема нигилизма

столь же остро острит в поэме. Герои лишились авторитетов и принципов, но новые не создали, поэтому их жизнь напоминает распутицу и вьюгу. Ничего не видно, ничего не понятно, ноги скользят. Люди не хотят идти, куда шли, но не знают, куда податься.

Композиция

В поэме можно выделить следующие композиционные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог.

Экспозиция

происходит в первой главе — автор рисует читателям обстановку послереволюционного Петрограда, заснеженного, морозного. Вокруг разносятся крики, проклятья, убийство в этом городе — обыкновенное дело.

Все объято атмосферой страха, ужаса. Это время, когда стёрлись границы добра и зла, брат пошёл на брата. В экспозиции мы знакомимся с главными героями произведения — с двенадцатью красноармейцами.

  Тема маленького человека в повести Шинель Гоголя 8 класс

Во второй главе воплощается завязка

. Красноармейцы вспоминают Катьку — бывшую девушку одного из них, и предателя-Ваньку, который ушел за сытой жизнью в жандармы. Они считают их изменниками, жаждут совершить расправу.

Далее — развитие конфликта

. После этого читатель узнает историю красноармейцев, вникает в суть их общей цели. Они хлебнули горюшка, но теперь хотят расплатиться с кашеварами сполна.

В шестой главе происходит кульминация

. Отряд красных встречает Катьку и Ваньку и открывает огонь. Бедная девушка погибает, парень спасается бегством. Блок показал в этой главе все сумасшествие того времени — люди спокойно могут убивать других, желая отомстить.

В развязке

представлены переживания героя Петрухи, который совершил выстрел. Он решил посвятить свою жизнь революционной борьбе, поэтому ему приходится идти против моральных ценностей прошлого.

В эпилоге

появляется образ Христа, который становится «вожаком» двенадцати красноармейцев. Он ведёт разбойников в новый мир, к новым ценностям.

Сочинение: В чем смысл финала поэмы А. Блока «12»?

Поэма А. Блока «Двенадцать» является, пожалуй, одним из самых спорных произведений русской литературы. В особенности это касается её финала.

Почему процессию красногвардейцев возглавляет Христос? Что это: оправдание революции с точки зрения высшей справедливости, символом которой является Иисус, или, наоборот, суд над ней? Ответа на этот вопрос, как известно, не было у самого автора. Тем не менее, попытаемся проанализировать текст поэмы с учётом имеющихся точек зрения.

С одной стороны представляется, что поэма Блока воспевает революцию. Действительно, Христос возглавляет шествие красногвардейцев, неся в руках красный флаг — символ революции, то есть он ведёт их за собой. В своё время и Христа, принёсшего людям Новый Завет, можно было назвать революционером. К новому миру ведёт он своих новых учеников.

Кто они, если не апостолы новой веры? Возможно, это звучит непривычно и кощунственно, но такое сравнение напрашивается. Правда, красногвардейцы — смертники, среди них есть социально опасные элементы («На спину б надо бубновый туз»).

А какими были те, первые апостолы? Ведь они тоже были готовы на смерть ради своей веры, и в то же время не были лишены обычных человеческих слабостей (сомневающийся Фома, трижды отрёкшийся от Христа Пётр, предатель Иуда).

На челе Христа венчик из белых роз. Можно сказать, что таким образом автор освящает революцию, ведь белый цвет — символ чистоты и непорочности. Но к какому будущему ведёт Христос своих новых апостолов? И ведёт ли?

Если внимательно прочитать поэму, то мы увидим, что ведёт героев только ненависть, слепая ярость. Символично, что движение их в поэме бесцельно. Красногвардейцы вроде бы заняты поиском незримого классового врага. На деле же погибает в поэме одна лишь Катька.

Всё дозволено и освящено революцией. У представителей нового мира нет никакого морального барьера, сдерживающего начала. А ведь Христос — это воплощение самых высоких нравственных идеалов. С этой позиции поэма «Двенадцать» антиреволюционна: в ней звучит осуждение за бессмысленные жертвы, которыми усеян путь «новых апостолов».

На Христа, идущего на Голгофу, надели терновый венец. У Блока, как мы уже отметили, он ступает в белом венчике из роз.

Терновый венец или венец из роз, у которых есть шипы, — в любом случае это символ страдания, муки. И тут же вспоминается, что флаг красный, то есть цвета пролитой крови.

Так венчик и флаг воспринимаются уже не как символы революции, а как знаки её жертв — бывших, настоящих и грядущих.

Революция представлялась Блоку стихией, которая сметает неё на своём пути, стирает границы между добром и злом, высоким и низким, превращает мир в хаос. Безграничная свобода опьяняет.

Вспомним «Бесов», «Метель», «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина. Вьюга, буран, метель, пурга являются в них символом судьбы (судьба — суд божий), которая разметёт всё, но поставит затем на свои места, и в то же время они воплощают народный бунт.

Говоря о поэме Блока, нельзя не привести это сравнение. Из бурана показывается Гринёву Пугачев, становится вожатым.

Из вьюги, гибельной стихии, представителями которой являются двенадцать красногвардейцев, возникает и Христос, ведущий революционеров.

Но почему поступь его надвьюжная? И почему он невидим за вьюгой? Так далёк, что незрим? Или это делает его недосягаемым для пули? Куда идут двенадцать солдат революции? Кто хоронится от них за домами? Уж не Христос ли тот самый незримый классовый враг, которого они ищут? На расстрел, как на распятие, ведут его красногвардейцы? Или Христос добровольно приносит себя в жертву новому миру?

Как много вопросов порождает поэма!..

Блок ждал революции. Она виделась ему не политическим переворотом, а обновлением коренных основ самой жизни. Помимо разрушения, стихия, по мысли Блока, должна была нести в себе и созидательное начало.

И вот поэт увидел последствия претворения революционной идеи в жизнь: кровь, грязь и смерть. Ожидание обновления и ужас при виде происходящего — всё это нашло отражение в поэме. О загадке её финала критики ещё долгое время будут спорить.

Нам же, простым читателям, остаётся в очередной раз восхититься гением автора.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Образ Иисуса

Появление Христа в финале — явление неожиданное, поскольку в Святую Русь уже пальнули несколько раз и сняли крест. Прошло сто лет после написания поэмы, а литературоведы до сих пор рассматривают этот вопрос и выдвигают несколько догадок.

Читайте также:  Джованни боккаччо - теперь, о данте, как надеюсь я: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Иисус возглавляет отряд красногвардейцев и ведет их в новый мир — преступники стали святыми. Другие исследователи считают, что это и есть апостолы, шествующие революционным шагом под предводительством Петра.

Михаил Волошин уверяет, что образ Христа в поэме «Двенадцать» введен с другой целью: он не спасает отряд, а, напротив, пытается сам от него скрыться.

Павел Флоренский обратил внимание на изменения в имени Иисус — у Блока он «Исус», однако не стоит быть наивными и предполагать, что опечатка допущена случайно. Отряд возглавляет антихрист, который также всемогущ, неуязвим «и за вьюгой невидим».

Особенности языка в поэме «Двенадцать»

У самого яркого символиста двадцатого века — Александра Блока — наступил переломный момент в творчестве.

Поэт, писавший ранее стихи о женщинах и любви, начинает интересоваться новыми темами, а наступление революции окончательно убедило его переосмыслить мотивы своего творчества.

весьма необычна — Блок писал ее в порыве ожиданий, страстей и собирал городской фольклор, не оставляя без внимания даже просторечья и бранную лексику. Фраза «Шоколад «Миньон» жрала» принадлежит Любови Менделеевой.

Проститутка Катя у Блока — «толстоморденькая», фонарь — «елекстрический», юнкеры — «юнкерье», а Русь — «толстозадая». Автор великолепно передал колорит уличной жизни, но, проведя полный анализ поэмы «Двенадцать», можно выявить и крылатые фразы. Строфа «…Ветер, ветер — на всем божьем свете!» вскоре стала пословицей.

Композиция поэмы

«Двенадцать» является ответом на услышанную Блоком музыку революции, и музыкальность произведения достигается четким ритмом. Поэма не похожа не предыдущие произведения Александра Александровича, и поэт словно находится в поиске новой формы, что ему с успехом удается.

Традицию марша позднее в своем творчестве продолжит футурист Владимир Маяковский. Поэма состоит из двенадцати разных по форме частей, которые связаны между собой и составляют единое целое.

Если проводить анализ поэмы «Двенадцать», можно выявить многоточия между строфами, которые вставлены редакторами после публикации — очевидно, цензоры посчитали нужным опустить некоторые места.

В определенных моментах повествовательная часть уходит на второй план, и действия описываются в диалогах и монологах. Рифма непостоянная, а в отдельных эпизодах ее вовсе нет, нередко действие перебивает стрельба — «трах-тах-тах!»

Демократия или анархия?

Двенадцать красноармейцев — главные образы поэмы «Двенадцать». Они непримиримы к старым устоям — идут, и им все нипочем. Они — отражение истинного лица революции, которая сметает все на своем пути, так же, как и метель.

Красногвардейцы предупреждают жителей запирать «етажи» и отпирать погребы, поскольку «нынче будут грабежи». Подобные возгласы символизируют анархию, но не борьбу пролетариата за лучшую жизнь. Они презирают старый мир, но что могут предложить взамен? Разрушая, они не готовы созидать.

Они не говорят: «Мы наш новый мир построим, создадим!» Анализ поэмы «Двенадцать» позволят увидеть в происходящих событиях гибель страны. Ненужность революции подтверждает старушка, которая, завидев плакат «Вся власть — Учредительному Собранию!», поражается, зачем он нужен.

Из такого огромного лоскута можно было бы сшить портянки для ребят, ведь в нынешние голодные и холодные времена, когда «всякий — раздет, разут», государству необходимо заботиться о благополучии народа.

Даже церковь лишена своей былой власти. Александр Блок изображает попа, который, если раньше «брюхом шел вперед» и сиял крестом, теперь так же, как все остальные, покорен красногвардейцем, а они обращаются к нему «товарищ поп». Новой власти не нужна церковь и вера, и красногвардейцы призывают пальнуть в Святую Русь из винтовки.

Поэма «Двенадцать» А.Блока изображает события истории начала 20 века, а именно революцию 1917 года. Автор показывает новый и старый мир, это проявляется в резком противопоставлении(антитезе) на протяжении всей поэмы, например: «Чёрный вечер. Белый снег».

А.Блок таким образом подчёркивает неоднозначность этого события, он и поддерживает революцию, и одновременно осуждает её. С одной стороны: Иисус Христос, который «несёт в себе освобождение народа», а с другой: горе и убийства, которые приносят красногвардейцы.

Финал поэмы «Двенадцать» отражает её основное содержание. Он показывает старый мир, который «ковыляет позади, как голодный пёс», и противопоставляет ему новый мир, революционное движение, которое «идёт державным шагом» вслед за Иисусом Христосом. Автор изображает его с помощью антитезы и ярких эпитетов: «С кровавым флагом,…В белом венчике из роз».

Но кроме противостояния нового и старого мира с политической и идеологической точки зрения, поэма имеет более широкий философский характер, в ней изображено столкновение разных стихий- народной, природной, и внеземной. Конфликт произведения- столкновение добра и зла, хаоса и спокойствия, мира и войны, света и тьмы в каждом человеке.

  Онлайн чтение книги Избранное: рассказы Двое в декабре

«Двенадцать»-число апостолов, учеников Иисуса.

Весь путь, которым идут герои поэмы- это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии, Иисус Христос наставляет и направляет в верном направлении. И это ярко изображено в финальных строчках произведения.

«В белом венчике из роз- Впереди- Исус Христос», эти слова олицетворяют надежду на светлое будущее и, несмотря на убийства со стороны революционеров, возрождение человечности в людях.

Борьба миров- это основное содержание поэмы А.Блока «Двенадцать». Это, прежде всего внутренняя борьба, преодоление человеком в себе всего тёмного и страшного, становление и «истинный» гуманный путь, которое может обеспечить светлое будущее всему человечеству.

­­С3- Почему в стихотворении о поэзии Б.Л.Пастернак говорит о музыке и о природе(«Определение поэзии»)?

В стихотворении о поэзии Б.Л.Пастернак говорит о музыке и о природе, сопоставляя их с творчеством писателя. Автор это показывает через такие стилистические фигуры, как параллелизм и анафора: «Это — круто налившийся свист, это — щелканье сдавленных льдинок.

Это — ночь, леденящая лист, это — двух соловьев поединок». Так же эти приёмы придают особую ритмичность стихотворению. Музыка-лирика, которая постепенно сливается с красотой природы, находит отражение в строках: «Это — с пультов и с флейт – Figaro низвергается градом на грядку».

Единство между звуками и жизнью- это и есть определение поэзии.

Это загадочное число — двенадцать…

Углубляясь в историю написания поэмы, можно выявить некоторые противоречивые моменты. В истории мировой культуры существуют некоторые числа, особенность которых была замечена еще древними людьми: одним они приносили удачу, другим — несчастье.

Цифра 12 является олицетворением космического порядка и встречается в европейской, китайской, ведической и языческой культурах. Поскольку в России с десятого века проповедовали христианство, интересует сакральное значение этого числа у христиан.

Итак, 12 — это количество апостолов Иисуса, 12 плодов духа, 12 колен Израилевых; в основании Святого Града лежало 12 врат и камней, что тоже очень символично. Также всем известно, что эта цифра нередко встречается не только в религии, но и в повседневной жизни человека.

По 12 часов длятся день и ночь, 12 месяцев в году. В Древней Греции и Риме именно такое количество основных богов восседало на Олимпе.

Двенадцать — цифра поистине необычная и загадочная, но сам Блок Александр предупреждал, что поэма очень символична, и любой символ и намек можно трактовать по-разному. Возможно, смысл этого числа в поэме очень реалистичен, поскольку в момент революции красногвардейские патрули действительно насчитывали по 12 человек.

Сочинение: В чем смысл финала поэмы А. Блока «12»?

«Двенадцать — это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью» — сказал однажды Александр Блок о своей поэме. Это произведение действительно уникальное по своему содержанию и заслуживает отдельного внимания не только с позиции изучения творчества Блока, но и всей русской литературы.

Поэма поднимает животрепещущую на тот момент тему революции, главными действующими лицами мы видим буржуев, обречённых на гибель, и смелых красногвардейцев, которые борются за лучшее будущее своей страны.

Главным конфликтом поэмы является столкновение двух противоборствующих сил — старой и новой России, старого общества и нового, старых и новых идей.

Однако помимо буржуев и красноармейцев, к удивлению читателя, в самом конце поэмы на сцену выходит самый загадочный из героев — Иисус Христос, значение которого в данном произведении мы хотели бы обсудить более подробно.

Его появление трактуется читателями по-разному. Часть исследователей считает, что Блок ставит фигуру Иисуса во главе солдат, потому что сам не понимает кто должен их вести и не видит явного лидера среди идейных борцов.

Другие считают, что тем самым Блок отождествляет саму революцию с чем-то святым и спасительным.

Третьи видят в эпизоде с пущенной и Христа пулей антигуманные символы и обвинения красных в излишнем кровопролитии, от которого пострадала вся страна, в том числе много невинных людей: «Пальнем-ка пулей в святую Русь».

И всё же истинное отношение Блока к революции нетрудно определить хотя бы по тому факту, что судьбу его родной страны он показывает нам в образе «гуляющей девки» Катьки. Это и есть главная тема поэмы — поиски новой России.

От темноты, потери нравственных ориентиров, разгула тёмных страстей к свету, взрослению, новому пути. Но чтобы найти новый путь, стране необходим проводник, который поможет ей выбраться из хаоса, уйти с перекрёстка и найти свою дорогу. В Иисусе Блок видит такого проводника.

Автор говорит нам, что только вера способна совершить настоящее чудо и вывести народ из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Это можно понять даже по тому, как Блок описывает Христа: в его внешности есть только чистота, свет, даже ступает он «нежной поступью надъвьюжной».

Читайте также:  Краткое содержание «Завтрак у Тиффани» Трумен Капоте

Но в то же время Блок отмечает, что переоценка ценностей в мире и война между идейными людьми связаны прежде всего с внутренней борьбой, которая ведется внутри каждого из нас.

Эта борьба связана с преодолением внутри себя тёмного и страшного, с правдой, которую так или иначе придётся сказать самому себе и впредь быть искренним. И с помощью Иисуса автор символизирует эту истину, этот свет, который так необходим в столь темный и трудный для всех период: «В белом венчике из роз впереди Исус Христос».

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что несмотря на разгул мнений по поводу личности и символического значения Христа в поэме блока “12”, главной или ключевой версией его появления все же является желание автора создать образ, способный возродить нравственное разложение героев. Иисус для Блока — символ возрождения, воскрешения, нерушимой святости. Таким он и видит будущий нравственный ориентир России, способный преодолеть разгул стихии и привести страну к единению и согласию. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  Дубровский благородный разбойник сочинение (6 класс)

Суть: о чем поэма?

В морозном Петрограде, разоренном революцией, неспокойно, поэтому улицы патрулируют 12 человек. По пути они видят представителей всех прежних сословий: старую бабку, которой жалко полотнища на знамена, купчиху, разоренного буржуя, жандарма, содержанку и т.д. С каждым из них они обходятся нелюбезно, ведь пришло их время чинить расправу над виновниками прежнего беззакония.

Кульминацией является встреча отряда с бывшим другом, ставшим жандармом, и Катькой, его любовницей. Девушка становится жертвой убийства, а ее бывший любовник Петруха сожалеет о содеянном. Но товарищи напоминают ему о неуместности сожалений, и он вновь вступает в строй.

Впереди отряда виднеется Иисус Христос, ведущий людей к новым горизонтам, а позади остается шелудивый пес — систол старого времени.

Произведение Блока «Двенадцать»: краткое описание, история создания

Содержание поэмы Александра Блока «Двенадцать» посвящено теме революционных событий, ее действие происходит в послереволюционном Петрограде. Поэт начал работу над ней в январе 1918 года.

На создание произведения у него ушло несколько дней, но еще целый месяц он редактировал ее. Газета «Знамя труда» была первой, кто опубликовал поэму. Случилось это 18 февраля (3 марта по новому стилю) того же года.

Спустя 3 месяца автор издал ее отдельной книгой, хотя размер самого произведения невелик.

Основной идейный смысл произведения — противопоставить зарождающийся новый мир и старый, который представляется поэту похожим на «поджавшего хвост безродного пса». Блок старался передать свои чувства, ту музыку революции, которую он слышал внутри себя, блуждая по Петрограду. Этой музыкой был шум крушения старого мира, ощущаемый им физически, который и вдохновил его на создание поэмы.

Он никак не оценивал происходящие события в переломный для страны момент, а лишь полностью отдался стихии и запечатлел то, что наблюдал и чувствовал. Благодаря ему мы можем окунуться в атмосферу, которой был охвачен Петроград спустя всего пару месяцев после Октябрьской революции. Этому же служит и достоверно переданная разговорная лексика героев.

Хотя жанр этого шедевра определен самим автором как поэма, в нем ярко звучат отголоски других жанров. При внимательном чтении можно обнаружить пафос лозунгов и декламаций революционного характера, молитвенные речи, народные частушки, маршевые мотивы, песни и даже романсы.

Такая хаотичная смесь несочетаемых на первый взгляд жанров помогает Блоку реализовать авторский замысел — подчеркнуть противоречивость происходящих революционных событий, их стихийность, продемонстрировать творящийся повсюду хаос.

Жанр, направление, размер

Произведение Александра Блока «Двенадцать» принято считать поэмой. Отличительными чертами этого жанра можно назвать стихотворную форму произведения, наличие ярких героев, исторических реалий. В основе повествования лежит одно значительное событие — революция. Также важной чертой поэмы является наличие авторского мнения.

Нельзя однозначно определить и направление, в рамках которое было написано произведение. В поэме присутствуют как черты реализма (изображение реальных исторических событий), так и символизма (через цвета передаётся резкое настроение поэмы — присутствует белый, красный, чёрный).

Зато понятно, что Блок был коренным и неисправимым модернистом, то есть стремился выработать новые формы и отрешиться от творческого наследия предков. Ему это удалось: стиль не похож ни на возвышенный слог Пушкина, ни на правду-матушку Некрасова, ни на «чистое искусство» Фета или Тютчева.

Блок создал новаторскую и уникальную работу.

Из-за неоднозначности во всем у современников возникал вопрос: «Это сатира на революцию или слава ей?». Блок одновременно изобразил и жестокость красноармейцев, и надежду на счастливое будущее с новыми вождями.

Видя полнейшее непонимание со всех сторон, автор вынужден был дать обширный комментарий и сказал, что лишь отдался стихии, никак не оценивая ее порывы.

Подробнее об этом Вы можете прочитать в разделе «Идея» и «Критика».

Два мира в произведении

Противостояние былого и нового времени — главная тема поэмы «Двенадцать». Блок видел в революции «избавление от духовного болота» и свято верил, что рано или поздно это должно произойти. Старому миру с его устоями не суждено было долго существовать — ради перемен общество готово приносить жертвы.

Поэма начинается с метели, которая и является образом переворота. «Ветер, ветер — на всем божьем свете!» — против этого ветра перемен, который будто охватил не только Россию, а весь мир, не каждый может устоять. Двенадцать красноармейцев идут сквозь метель, не боясь ничего.

Старый мир бессилен перед грядущим новым, а предвестники революции — такие же неуправляемые и неудержимые.

Финал

В финале произведения красноармейцы утоляют жажду мести, и продолжают свой путь дальше: «И вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…». И даже Петька, опечаленный было смертью Катьки, отбрасывает прочь сомнения, и устремляется вслед за товарищами.

Красноармейцы бодро маршируют по заснеженным улицам Петрограда, и за ними едва поспевает голодный шелудивый пес – символ старого разрушенного мира. Герои понимают, что им не по пути с пережитками прошлого, и символично отгоняют пса острыми штыками. Неожиданно они замечают таинственную фигуру, по которой открывают огонь.

Однако пули не страшны незнакомцу: «Так идут державным шагом — позади — голодный пёс, впереди — с кровавым флагом Исус Христос».

Особенности языка в поэме «Двенадцать»

У самого яркого символиста двадцатого века — Александра Блока — наступил переломный момент в творчестве.

Поэт, писавший ранее стихи о женщинах и любви, начинает интересоваться новыми темами, а наступление революции окончательно убедило его переосмыслить мотивы своего творчества.

весьма необычна — Блок писал ее в порыве ожиданий, страстей и собирал городской фольклор, не оставляя без внимания даже просторечья и бранную лексику. Фраза «Шоколад «Миньон» жрала» принадлежит Любови Менделеевой.

Проститутка Катя у Блока — «толстоморденькая», фонарь — «елекстрический», юнкеры — «юнкерье», а Русь — «толстозадая». Автор великолепно передал колорит уличной жизни, но, проведя полный анализ поэмы «Двенадцать», можно выявить и крылатые фразы. Строфа «…Ветер, ветер — на всем божьем свете!» вскоре стала пословицей.

Жертвы ради чего?

Для революции жизнь одного человека ничего не значит на фоне всемирной вьюги. Когда один из двенадцати красноармейцев по имени Петька случайно убивает свою подругу Катю, он начинает причитать, не веря в происходящее. В глазах одиннадцати остальных это выглядит слабостью, ибо не к месту расслабляться в такой важный момент, когда решается судьба России.

Катя является символом всех человеческих пороков, анти-героиней, которая гуляет с юнкерами, ложится ко всякому в постель. Она «гетры серые носила, шоколад «Миньон» жрала» и, в общем, была нетипичной представительницей русской женщины. Быть может, поэма Блока написана в подтверждение тому, что такие, как Катя, действительно должны быть принесены в жертву ради революции.

Критики о произведении Блока

Поэма Блока, написанная в совершенно нехарактерном для него стиле, вызвала оживленные дискуссию не только среди литераторов, но и среди многих общественных деятелей и политиков. Не все близкие ему люди поняли те чувства, которые он хотел передать в произведении.

Среди поддержавших Блока были Андрей Белый, Сергей Есенин, Ольга Каменева, Всеволод Мейерхольд, Сергей Ольденбург. Они восхищались мужеством и отвагой поэта, признавали его талант в изображении действительности, удивительно точном и верном подмечании каждой детали. Но даже те, кто понял мысли Блока, выражали опасение по поводу его неосторожных, резких, а порою откровенно опасных строчек.

Были и те, кто отрекся от поэта, считая его предателем, оправдывающим революцию. Среди них — Иван Бунин и Зинаида Гиппиус. Анна Ахматова и Федор Сологуб отказались выступать вместе с ним на одной площадке. Некоторые литераторы, включая Анну Ахматову и ближайших друзей поэта Артура Лурье с Ольгой Судейкиной, поддержали лозунг «Блок — изменник».

А Николаю Гумилеву особенно не понравился финал поэмы, из-за которого он обвинил поэта не только во вторичном распятии Христа, но и в повторном расстреле государя.

Рецензент Виктор Шкловский объяснил такое всеобщее неприятие произведения его непривычным стилем, который походил на блатной, в то время как все чтили Блока за его серьезные стихи. Он пояснил, что поэму «Двенадцать» надо воспринимать как ироническую вещь, а не серьезную литературу. Для того, чтобы ее понять, надо услышать музыку революции так, как ее слышал автор.

Поэту долго приходилось объяснять, что, в отличие от критиков, он не придавал поэме никакого политического значения. Впоследствии, уже будучи в эмиграции, Блок раскаивался в опубликовании поэмы «Двенадцать» и попросил жену сжечь все черновые варианты произведения.

Ссылка на основную публикацию