Исторические события в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

(Черняев Н. И. “«Капитанская дочка» Пушкина: Историко-критический этюд”, 1897 г.)

Е. Н. Купреянова об исторической основе, правде и вымысле в “Капитанской дочке”:
“Пушкин ведет повествование именно от лица недалекого, но благородного Гринева. Это дает Пушкину возможность, оставаясь в рамках цензурных требований, осветить ряд исторических событий и лиц, не изменяя своему собственному мнению о них…

Гринев и история его взаимоотношений с Марией Ивановной нужны были Пушкину главным образом для того, чтобы в рамках этого сюжета, поддерживая занимательность рассказа, правдиво изобразить картину народного восстания. Соответственно с этой задачей первостепенное значение приобрел для Пушкина образ Пугачева.

Пушкин понимал историческую закономерность пугачевского восстания и с точки зрения народных интересов оправдывал его. В лице Пугачева Пушкин видел и изображал не кровожадного злодея, каким принято было его считать с точки зрения официальной, а сильного, одаренного человека, сумевшего возглавить открытое проявление народного возмущения.

Пушкин сочувствовал движению Пугачева в том смысле, что понимал его историческую закономерность и видел в нем движение подлинно народное. Он сочувствовал угнетенному положению закрепощенного крестьянства и восхищался скрытыми в нем народными силами и талантами.”

(Купреянова Е. Н. “«Капитанская дочка» А. С. Пушкина: Материалы для пушкинских чтений и лекций”, 1947 г.)

Петрунина Н. Н. об исторической основе “Капитанской дочки”:
“В «Истории Пугачева» Пушкин остается историком в полном смысле слова: вопросы современности ощущаются лишь в глубинном подтексте исследования.  

В «Капитанской дочке» история и современность связаны в единый нерасторжимый узел. Семейное предание Гриневых — это лишь страница русского прошлого, но страница, включенная в перспективу непрерывного исторического движения. Динамика событий переплетается здесь с динамикой личных и общественных судеб. 

Народная Россия и мыслящее дворянство, их настоящее и будущее, вся противоположность их интересов, не исключающая возможностей взаимопонимания, — вот неполный перечень вопросов, затронутых в истории «странных отношений» Гринева и его «вожатого».”

(Петрунина Н. Н. “У истоков «Капитанской дочки»”, 1974 г.)

Это был анализ исторических событий в романе “Капитанская дочка” Пушкина: анализ исторической основы произведения, правда и вымысел в романе.

Смотрите: Все материалы по “Капитанской дочке”

Исторические события в романе Капитанская дочка Пушкина: историческая основа, правда и вымысел

Пушкин был большим патриотом Отечества, считал, что «должно» гордиться «славою предков» и написал много работ на исторические темы. К их числу относится роман «Капитанская дочка», где речь идёт о пугачёвском восстании конца XVIII века.

Он как историк изучал события народных бунтов, их причины, цели и последствия.

В то же время, его, как поэта и писателя интересовали судьбы людей, вовлечённых в эти события, их морально – нравственные начала: сила духа, долг, честь, человеческое достоинство.

Пушкин тщательно исследовал историю крестьянской войны и думал о написании художественного произведения.

Для исполнения замысла, он не только работал с документами в архиве, но и побывал на местах боёв, записывал воспоминания очевидцев.

Он собрал огромное количество материалов о Емельяне Пугачёве, о подробностях военных действий и опубликовал свой научный труд «История Пугачёвского бунта». Затем на основе этой исторической правды, написал свой знаменитый роман.

Чтобы раскрыть нравственные идеи произведения, сделать его интересным и передать живую картину событий, Пушкин прибегает к помощи вымысла и художественного воображения.

В сюжете романа участвуют исторические личности: предводитель восстания Емельян Пугачёв, его сподвижники Хлопуша и Белобородов, императрица Екатерина II.  Благодаря незаурядному литературному таланту Пушкина, перед читателем, впервые, появился образ Пугачёва не «злодея», а обычного русского мужика.

«Пушкинский» Пугачёв – человек с «мятежным и вольным духом», «ясностью ума» и «героической удалью». Он не боится умереть в борьбе за справедливость. Автор даёт ему противоречивую оценку.

С одной стороны он преступник и «самозванец» беспощадный к врагам, с другой – добрый «мужицкий царь», который сумел повести за собой восставших.

Реальная картина народного бунта и занимательность романа были бы не полными без вымышленных действующих лиц.

Писатель придумал романтический сюжет, где главными героями становятся молодой офицер Гринёв, его невеста – капитанская дочка Маша и её семья, слуга Савельич, предатель Швабрин.

На протяжении всех событий они прошли через сложные нравственные испытания и донесли до читателей главную идею автора – «береги честь смолоду».

В романе «Капитанская дочка» историческая реальность и литературный вымысел тесно переплелись между собой. Благодаря таланту и творческой фантазии Пушкин гениально отобразил историю пугачёвского бунта в художественном произведении.

← Анализ эпизода Сон Петра Гринева из романа Капитанская дочка
← История создания произведения Дубровский↑ ПушкинАнализ повести Метель →
Жанр Повестей Белкина →

Исторические события в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

Основу сюжета романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» составляют исторические события – Крестьянская война или, как ее ещё называют, Пугачёвский бунт.

Александра Сергеевича очень интересовало прошлое России, в частности история восстания казаков на Урале в 1773 году, которое повлекло за собой народные волнения, ставшие причиной масштабного кровопролития.

Великий русский писатель ездил в места начала Крестьянской войны, собирал информацию, беседовал со свидетелями событий, изучал архивы времён правления Екатерины II.

В современной Пушкину России назревала угроза новой гражданской войны, всё государство регулярно страдало от многочисленных бунтов и общественного недовольства, причиной которого было крепостное право.

Этим и объясняется выбор автора данной исторической темы романа «Капитанская дочка».

Александр Сергеевич пытался изучить все подробности ужасных событий минувших лет, чтобы постараться подробно изобразить в своём произведении и не допустить их повторения.

Замысел написания романа, основанного на исторических событиях, появился у писателя задолго до начала работы над «Капитанской дочкой». Найденные очерки говорят о том, что первые пробы были в 1820 году. Работая в Министерстве иностранных дел, А.С. Пушкин объявил Николаю I о своём желании написать историю Петра Великого.

Император одобрил идею писателя и разрешил исследовать все документы, находящиеся в государственном архиве. Отвлечься от запланированной темы Александра Сергеевича заставил случайно найденный приговор Пугачёву и его сообщникам.

В скором времени после изучения данного документа появились первые наброски будущего исторического романа о жизни молодого дворянина во время Пугачёвского восстания, а через 3 года «Капитанская дочка» вышла в печать.

Описанные события происходят в конце 18 века. Для придания роману правдоподобности, Пушкин пишет его в форме воспоминаний главного героя, который был непосредственным участником Крестьянской войны.

За время развития действия Пётр Гринёв взрослеет и морально совершенствуется, у него полностью меняются ценности и нравственные идеалы. Сложная жизненная ситуация сделала из беспечного мальчишки настоящего мужчину, сумевшего сохранить честь и мужество, пережив тяжёлые испытания.

На молодого офицера автор показал, как может измениться человек под влиянием страха за свою жизнь и жизнь своих близких.

Александр Сергеевич раскрыл в своём произведении актуальную во многие времена тему бунта, зреющего в сердцах обычных людей в результате недовольства своей судьбой.

 Пугачёвское восстание – это всего лишь один из примеров, насколько легко и быстро может подняться русский народ для борьбы за свою идею, и усмирить его после этого мирным путём невозможно.

Для разрешения подобного конфликта необходимо пролитие большого количества крови и в романе «Капитанская дочка» погибает много людей, в том числе и невинных.

Автор считает, что основной причиной озлобленности русского народа является крепостное право. Угнетённые люди хотят только одного – свободы, и согласны идти за любым, кто им это пообещает.

А.С. Пушкин никого не оправдывает и не обвиняет, он просто описывает происходящие события, выступая в роли наблюдателя. Роман «Капитанская дочка» можно назвать историческим не только потому, что сюжет разворачивается на фоне реальных исторических фактов, а ещё из-за того, что автор описал жизнь всех слоёв общества во время правления Екатерины II.

Наблюдая за жизнью родителей главного героя, мы можем увидеть быт дворян среднего класса, которые преданы своей родине и ставят понятие чести превыше всего. Образы членов семьи Мироновых рассказывают о жизни провинциального дворянства, далёких от светских развлечений и городской суеты.

Они живут тихо, спокойно, по совести, но найти общий язык с крестьянами, как и Гринёвы, не могут. Преданный слуга Савельич во многом не согласен со своими господами, но любит молодого барина всем сердцем и остаётся верным ему до конца.

Крестьяне той эпохи разделились на две группы – одни остались служить своим хозяевам, а другие восстали против крепостного права и господствующего слоя общества в целом. Они слепо шли за Пугачёвым в надежде о лучшей судьбе, не замечая обмана.

От исторического труда «Капитанскую дочку» отличает не только выдуманная история жизни главного героя, но и не совсем достоверное изложение событий от лица офицера, который имел определённое виденье и понимание. Он оценивал происходящее со своей точки зрения, как любой другой человек.

Не зря многие критики считают роман «Капитанская дочка» лучшим произведением русской литературы, которое сумело объединить в себе литературный вымысел и историческую реальность. Только такому великому и талантливому писателю как Александр Сергеевич Пушкин удалось справиться с подобной задачей.

«Капитанская дочка»: между историей и вымыслом

В начале XIX века Вальтер Скотт раз и навсегда определил главный принцип работы исторического романиста: интуитивное проникновение в историю отныне не мыслится без серьёзной работы с историческим материалом. Это не осталось секретом для русской литературной критики: «В этом сочинителе есть точный историк: он может указать, на чём основывался; он верный живописец: может показать образцы» («Сын отечества», 1825, ч. 103, № 19, стр. 365).

Пушкин ставил в заслугу В. Скотту его обращение к «источникам совершенно новым, не подозреваемым прежде».

И если работая над «Арапом Петра Великого», Пушкин заимствовал материал главным образом у историка Корниловича, т. е. брал его из вторых рук, то его новый исторический роман из времён пугачевщины вырос из самостоятельных исторических штудий.

В 1836 г. в ответе критику «Истории Пугачёва» В. Б.

Броневскому Пушкин писал: «Я прочёл со вниманием всё, что было напечатано о Пугачёве, и сверх того 18 толстых томов in folio разных рукописей, указов, донесений и проч.

Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мёртвые документы словами ещё живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою».

Изучение архивных материалов настолько увлекло Пушкина, что, отложив роман, он засел за «Историю Пугачёва». 31 января 1833 г. датирован первый из известных планов «Капитанской дочки», 25 февраля Пушкин получает доступ к архивным материалам и сразу же начинает интенсивно работать над «Историей».

В конце 1834 г. «История Пугачёва» появилась в печати, и лишь после этого Пушкин активно принимается за роман. Прочную связь между «Историей Пугачёва» и «Капитанской дочкой» хорошо чувствовал еще П. В. Анненков, назвавший их «близнецами, назначенными пополнять один другого».

Первоначальный замысел романа был связан с конкретным историческим фактом: переходом дворянина-офицера Шванвича на сторону Пугачёва. Судя по первому плану (датированному 31 января, т. е.

Читайте также:  Образ Ильиничны в романе «Тихий Дон»

до начала занятий Пушкина в архивах), роман должен был строиться как романическое изложение биографии конкретного исторического лица (подобно «Арапу Петра Великого»). Но по мере ознакомления с архивными документами первоначальный замысел постепенно изменялся.

25 октября 1836 г. Пушкин писал цензору уже готовой к печати «Капитанской дочки» П. А.

Корсакову: «Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров изменивших своему долгу и перешедших в шайки Пугачёвские был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушёл далеко от истины».

Знакомство с историческими материалами показало, что случай со Шванвичем был не единичным: «Показание некоторых историков, утверждавших, что ни один дворя не был замешан в Пугачёвском бунте, совершенно несправедливо. Множество офицеров (по чину своему сделавшихся дворянами) служили в рядах Пугачёва, не считая тех, которые из робости пристали к нему. Из хороших фамилий был Шванвич».

В конце зимы 1833 г. Пушкин получил из архива Главного штаба материалы о занятии Пугачёвцами крепости Ильинской и натолкнулся на новый факт: при взятии крепости по просьбе солдат был помилован Пугачёвым капитан Башарин.

В новом варианте плана закрепляется этот исторический эпизод. Документ обрывался на эпизоде помилования Башарина («Коли он был до вас добр, — сказал самозванец, — то я его прощаю.

— И велел его, так же как и солдат, остричь по-казацки, а раненых отвезти в крепость».

Исторический факт Пушкин дополняет вымыслом. В этом варианте плана Башарин участвует в некоторых операциях Пугачёва, потом переходит к Михельсону, отличается в боях с Пугачёвцами, «принят опять в гвардию».

Однако ни в «Истории Пугачёва», ни в материалах к ней мы не встречаем аналогичного случая.

Служба в Пугачёвских отрядах исключала и «принятие в гвардию», таким образом, вариант плана с Башариным противоречил исторической истине и, вероятно, поэтому был отвергнут Пушкиным.

Новый вариант плана связан с рассказанной Пушкину в Казани К. Ф. Фуксом историей некоего пастора, который был помилован Пугачёвым и произведён в полковники в благодарность за милостыню, которую Пугачёв получил от него в Казанском остроге. «Пастор-полковник, — записал Пушкин, — посажен был верхом на башкирскую лошадь.

Он сопровождал бегство Пугачёва и несколько дней уже спустя отстал от него и возвратился в Казань». В поле зрения Пушкина появилось еще одно историческое лицо — человек, который был пощажен Пугачёвым за сделанное ему добро и который, не сражаясь в рядах пугачёвцев, скоро их покинул.

В таком обобщенном виде черты пастора переходят к Гриневу.

Но судьбы Башарина и пастора служат только отправным моментом для образа Гринева. В отличие от Башарина Гринев отказывается служить Пугачёву, но прибегает к его помощи, а в отличие от пастора, который «отстал» от Пугачёва, Валуев (будущий Гринев) в последнем из известных планов романа «отпущен от него» (т. е. от Пугачёва) в Оренбург.

Последний план повести датируется зимой 1834/1835 гг., т. е. написан после поездки Пушкина в места, связанные с восстанием. В этом плане встреча Валуева с Пугачёвым почти полностью соответствует VIII и IX главам романа: «Крепость взята — Сцена виселицы.

— Валуев взят в стан Пуг. От него отпущен в Орен».

Таким образом, Пугачёв выступает здесь, как и в романе, в роли благодетеля героя и совершает поступок, не зафиксированный ни в одном из документов, — отпускает на свободу своего врага, чтобы тот сражался против него.

Пушкин начинает прокладывать путь к «исторической истине» посредством художественного вымысла. В «Истории Пугачёва» Пугачёв показан слепым орудием в руках яицких казаков, «прошлецом, не имевшим другого достоинства, кроме некоторых военных познаний и дерзости необыкновенной».

В романе Пугачёв — подлинный вождь крестьянского движения, сознательный носитель определённой исторической миссии (избиение дворянства и дарование воли народу).

Отступая от реальных фактов во взаимоотношениях Пугачёва с пленными офицерами, Пушкин наделяет его образ чертами человечности.

«История Пугачёва» наполнена страшными картинами жестокостей Пугачёвщины. Здесь и сцена гибели капитана Харлова, и трагическая история его жены, взятой Пугачёвым в наложницы, а потом убитой, и ужасная смерть его тестя Елагина, с которого Пугачёвцы «содрали кожу…

вынули из него сало и мазали им свои раны», и подробное описание Бердской слободы, которая была «вертепом убийств и распутства» и др. Картины «беспощадного русского бунта» заключает приложенный к «Истории» список жертв пугачёвцев.

В «Капитанской дочке» всё это нагромождение ужасов Пугачёвщины, изображённых иногда с натуралистическими подробностями, значительно смягчено.

Накануне приступа в Белогорскую крепость приходит известие о взятии Нижне-Озерной. Эпизод взятия этой крепости с драматическими подробностями рассказан в «Истории».

Захватив крепость, пугачёвцы «бросились на единственного ее защитника [коменданта Харлова; гарнизонные казаки ушли к Пугачёву, а солдаты отказались стрелять. — С. Ц.] и изранили его.

Полумёртвый, он думал от них откупиться и повёл их к избе, где было спрятано его имущество». Потом Харлова привели к Пугачёву «обезумленного от ран и истекающего кровью. Глаз, вышибенный копьем, висел у него на щеке.

Пугачёв велел его казнить и с ним прапорщиков Фигнера и Кабалерова, одного писаря и татарина Бикбая. Гарнизон стал просить за своего доброго коменданта; но яицкие казаки, предводители мятежа, были неумолимы. Ни один из страдальцев не оказал малодушия».

В «Капитанской дочке», несмотря на то что о взятии Нижне-Озерной рассказывает очевидец, эпизод передан двумя фразами: «Нижнеозерная взята сегодня утром… Комендант и все офицеры перевешаны. Все солдаты взяты в полон», т. е. эпизод представлен не как «злодейство» пугачёвцев, а как простой факт их победоносного движения.

Гринёв вспоминает и Харлова, который приезжал в гости к капитану Миронову, и «молодую жену его», но трагическая история Харловой в романе не упоминается, и беспокойство Гринёва за Марию Ивановну («участь Марии Ивановны живо представилась мне, и сердце моё забилось») мотивировано скорее его любовью, чем реальными примерами расправы пугачёвцев с семьями офицеров, хотя таких примеров в «Истории» множество.

Также казнь в «Капитанской дочке» подаётся не как пример беспощадной жестокости Пугачёва и его сообщников, а как следствие непримиримости борьбы двух лагерей.

Поэтому из многих примеров расправы Пугачёва с гарнизонами крепостей Пушкин воспользовался зафиксированным в «Истории» эпизодом с капитаном Камешковым и прапорщиком Вороновым, которых повесили после того, как на вопрос Пугачёва: «Зачем вы шли на меня, на вашего государя?» — они ответили: «Ты нам не государь… у нас в России государыня императрица Екатерина Алексеевна и государь цесаревич Павел Петрович, а ты вор и самозванец». В романе эти слова в несколько измененном виде переданы капитану Миронову и «доброму поручику» Ивану Игнатьевичу. И капитаншу Василису Егоровну также убивают после обличительных слов в её причитании по мужу: «…сгинул от беглого каторжника».

Какие-то дополнительные детали казни, которые можно истолковать как «зверства», в романе отсутствуют, хотя в «Истории» таковые имеются. Так, когда начальник инвалидной команды Юрлов и унтер-офицер, «коего имя, к сожалению, не сохранилось», «не захотели присягнуть и в глаза обличали самозванца», дело не кончилось просто виселицей — «их повесили и мертвых били нагайками».

Пушкин-историк понимал, что злоба восставших на дворянский род отнюдь не беспочвенна. В «Замечаниях о бунте» есть фраза: «Нет зла без добра: Пугачёвский бунт доказал правительству необходимость многих перемен».

И не случайно известные слова Гринева о бессмысленном и беспощадном бунте, справедливые по существу, не находят подтверждения в документальных фактах, выбранных для романа.

Жертвы пугачёвцев — это жертвы гражданской войны, а не бессмысленной злобы, а «кровавый злодей», каким был Пугачёв в трактовке официальной историографии, вызывает в романе сочувствие и мемуариста Гринёва, и читателя.

Строя сюжет «Капитанской дочки», Пушкин пришёл к осознанию парадокса: архивные факты могут исказить историческую истину.

«Капитанская дочка» — это попытка показать историю на основе тщательного отбора исторических фактов по критерию их типичности для данной эпохи и событий. При этом второстепенные факты оказываются вовсе не важны.

Когда Вяземский (письмо к Пушкину от начала ноября 1836 г.) заметил, что Гринёв мог быть определён из гвардии в армию только после особого ходатайства, Пушкин оставил это замечание без внимания.

Сочинение: Исторические события в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин) | Литрекон

(392 слова) «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина по жанровой принадлежности является историческим романом, то есть произведением, в котором авторский вымысел тесно переплетается с реальными историческими событиями.

К вымышленным персонажам мы можем отнести главного героя Петра Гринева, его слугу Савельича, всю семью Мироновых, Швабрина.

Соответственно, все события, причиной которых служат указанные герои, тоже часть авторского воображения, чего нельзя сказать об реальных исторических фигурах и фактах.

Пушкин выбирает временем действия 1773-1775 годы. Автор дает нам только первые две цифры от даты, но установить год довольно просто.

Основное событие, которое автор берет за основу повествования – Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

Пугачев – реальная историческая фигура – донской казак, который, называя себя императором Петром III, поднимает казаков и крестьян на бунт. 

Петр III – племянник покойной императрицы Елизаветы Петровны и супруг правящей императрицы Екатерины II. После смерти Елизаветы именно Петр должен был стать следующим императором, но в ходе интриг и дворцового переворота к власти пришла Екатерина II, а Петр III скончался при неизвестных обстоятельствах.

Многие историки склоняются к тому, что по приказу жены он был убит, но точной информации нет до сегодняшнего дня. Всех коронованных особ в Российской империи хоронили в Петропавловском соборе, но Петр III был погребен в Александро-Невской лавре, так как короноваться не успел.

Этот факт, как и предыдущий, породил в народе массу слухов и догадок.

Всеми этими странностями, слухами и недомолвками и воспользовался Емельян Пугачев. Объявив себя истинным императором, он убедил казаков и крестьян помочь взойти на престол законному правителю, а за помощь он дарует им различные привилегии.

Так как и сам Пугачев, и его соратники были простыми неграмотными дикими мужиками, все их действия сопровождались разбоем, убийствами, грабежами.

Читайте также:  Футурист, о котором вам не рассказывали

Отсюда и точное выражение Пушкина, ставшее крылатым: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный». 

Основное место действия в романе – Оренбург, тоже назван не случайно. Именно в Оренбургской губернии, на Яике (р.Урал) и начались первые восстания, позже распространившиеся на весь Урал и Поволжье. 

Не менее важна и другая историческая личность – сама императрица Екатерина II. Пушкин показывает ее в самом положительном ключе: простая, прогуливающаяся по парку в Царском селе женщина, готовая выслушать и понять простого человека, своего подданного (Машу Миронову), и способная оказать высшую свою милость. 

Создав такое произведение, автор не только помогает нам лучше понять историю, увидеть исторические события в красках и лицах, но также показывает нам влияние происходящего на судьбы простого народа на примере вымышленных им героев: кто-то помилован и отпущен, а кто и повешен ни за что. 

Анна Шиганкова

«Капитанская дочка» (А. Пушкин)

Цитата: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».

История создания

С 1832 г. Пушкин активно работал над историей восстания Емельяна Пугачёва. Он обращался к архивам, собирал редкие документы и материалы, чтобы увидеть объективную картину восстания. В 1833 г. Пушкин написал «Историю Пугачёвского бунта». Однако результаты работы не вполне удовлетворили его.

При выборе сюжета автор колебался: его интересовали два реальных лица, о которых он узнал из архивов. Один — дворянин, перешедший на сторону Пугачёва. Другой — дворянин, бежавший из пугачёвского плена и присоединившийся к усмирителям восстания. Замысел сложно трансформировался, и в результате в «Капитанской дочке» — два героя-дворянина: благородный Гринёв и подлый Швабрин.

Образ Маши Мироновой полностью вымышленный. 

Проблематика:

  • роль личности в истории (Пугачёв);
  • гуманность (Пугачёв — Гринёв; Екатерина II — Маша Миронова);
  • проблема чести и долга (отражена уже в эпиграфе — «Береги честь смолоду»);
  • проблема воспитания (Гринёв и Швабрин).

Смысл названия: главным героем «Капитанской дочки» является Пётр Гринёв, а название всё же отсылает нас к Маше Мироновой. Почему? Наверное, здесь стоит снова вспомнить эпиграф («Береги честь смолоду»).

  • Несмотря на то, что Машу в романе называют то «дурочкой», то «трусихой», она являет собой пример непоколебимой чести и незыблемого достоинства.
  • Идти за Гринёва без благословения родителей плохо — и Маша отказывается от привлекательного предложения.
  • Белгорскую крепость захватывают пугачёвцы — Маша, несмотря на свой страх, готова защищать крепость до конца.

Гибнут родители Маши, и Швабрин пытается принудить девушку выйти за него замуж. Маша ни секунды не колеблется: лучше смерть.

И, наконец, неслыханный поступок капитанской дочки — обращение к императрице с просьбой помиловать жениха. Это кажется немыслимой дерзостью, но Маша уверена: правда восторжествует.

Капитанская дочка Маша Миронова ничем не опорочила свою честь. Возможно, она иногда выглядит несколько наивной. И тем не менее именно Мария Миронова воплощает в этом произведении идеал автора. Отсюда и название — «Капитанская дочка».

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть (социально-исторический роман).

Жанровые особенности: в «Капитанской дочке» мы можем найти черты как повести, так и романа. Да и сам автор называл «Капитанскую дочку» то повестью, то историческим романом.

Пушкин выбрал для своего произведения форму семейных записок: главный герой Пётр Гринёв пишет воспоминания для внуков. При этом в «Капитанской дочке» описан не только семейный быт, но и значимые исторические события, поэтому можно сказать, что это социально-исторический роман.

Время и место действия: действие происходит в Симбирске и Оренбурге во время крестьянских войн (1773-1775).

Действующие лица

  • Пётр Андреевич Гринёв — главный герой; юный русский дворянин. Повествование ведётся от его лица. Добр, справедлив, неуверен в себе и довольно робок.
  • Емельян Пугачёв — донской казак, предводитель крестьянского восстания. По определению Петра Чайковского, «удивительно симпатичный злодей».
  • Алексей Иванович Швабрин — дворянин; сослан в Белогорскую крепость за дуэль. Сначала вступает в товарищеские отношения с Гринёвым, но потом становится его противником. В ответственный момент нарушает присягу и присоединяется к армии Емельяна Пугачёва. Стремится жениться на Марии Мироновой против её воли.
  • Мария Ивановна Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Удивительно честная и порядочная девушка.
  • Архип Савельич — в прошлом «дядька» Петра Гринёва, на момент повествования — его верный слуга. Преданный, но отнюдь не бесхребетный.
  • Иван Кузьмич Миронов — комендант Белогорской крепости. Во всём слушается свою мудрую супругу. Казнён армией Пугачёва.
  • Василиса Егоровна Миронова — жена коменданта Белогорской крепости. Казнена армией Пугачёва.

Краткое содержание

Рассказчик в «Капитанской дочке» — зрелый Пётр Андреевич Гринёв, который хочет поделиться с потомками историей о встречах с Емельяном Пугачёвым, предводителем крестьянского восстания.

Пётр родился в небогатой дворянской семье, образование получил домашнее, в юные годы развлекался и ожидал, когда его направят в Петербург, ведь ещё до рождения был записан сержантом в полк.

Но отец Петра решает научить сына жизни и направляет 17-летнего Гринёва в Оренбургскую крепость. Главный завет Гринёва-сташего — «береги честь смолоду». Воспитатель Савельич отправляется вместе со своим подопечным.

Подъезжая к Оренбургу, Гринёв и Савельич сбиваются с дороги. Им помогает незнакомец, которого Петруша в благодарность угощает вином и снабжает заячьим тулупом.

Пётр Гринёв прибывает в Белогорскую крепость. Он поражён слабой экипировкой и комплектацией войск: войско состоит из нескольких «инвалидов», а из оружия — одна только пушка. Комендант крепости — Иван Кузьмич Миронов, не очень умный, но добрый человек.

В действительности все вопросы решает его жена — Василиса Егоровна. Гринёв дружит с семейством Мироновых. Поначалу его другом становится и офицер Алексей Швабрин, но потом Швабрин и Гринёв ссорятся: Швабрин плохо отзывается о Маше Мироновой, дочери Ивана Кузьмича.

Между молодыми людьми происходит дуэль, Гринёв ранен. Маша Миронова ухаживает за раненым и рассказывает ему, что когда-то Швабрин просил её руки, но получил отказ.

Пётр Гринёв хочет жениться на Маше и в письме спрашивает у своего отца благословения, но отец против: Маша бесприданница.

Пришёл октябрь 1773 г. Комендант Белогорской крепости получает письмо, из которого узнаёт об опасности. Донской казак Емельян Пугачёв выдаёт себя за императора Петра III, собрал войско и даже уже захватил несколько крепостей. Белогорская крепость готовится дать Пугачёву отпор.

Иван Кузьмич хочет отправить Машу в Оренбург, но не успевает: войско Пугачёва захватывает крепость, жители деревни оказывают бунтовщикам помощь. Все служащие — в плену, они должны принести Пугачёву присягу или умереть. Миронов и его жена казнены, а Гринёв, несмотря на публичный отказ присягать, отпущен.

Эту тайну Петру объясняет Савельич: оказывается, Пугачёв — это и есть тот незнакомец, которому Пётр Гринёв пожаловал заячий тулуп.

Гринёв уезжает, но в Белогорской крепости остаётся Маша. Она больна, и местная попадья выдаёт девушку за свою племянницу. В крепости новый комендант — Швабрин, присягнувший Пугачёву на верность. Гринёв ищет помощи в Оренбурге, но тщетно.

Тем временем он получает от Маши письмо, в котором девушка рассказывает о своём сложном положении. Швабрин вынуждает её выйти за него замуж, а если она откажет — грозит рассказать пугачёвцам, что Мария — дочь покойного коменданта. Гринёв и Савельич едут выручать девушку, но по дороге попадают в плен к Пугачёву.

Пётр Андреевич честно рассказывает Пугачёву обо всём, и неожиданно самозванец решает вступиться за сироту Машу.

В крепости Швабрин сообщает Пугачёву, что Маша — капитанская дочка, но Пугачёв всё равно освобождает девушку. Пётр Гринёв отвозит Машу к своей семье, а сам возвращается в армию.

Восстание подавлено, Пугачёв арестован, но и сам Гринёв попадает под арест: Швабрин лжесвидетельствует, уверяя, что Пётр Гринёв — шпион Пугачёва. Гринёва судят и приговаривают к вечной ссылке в Сибирь. Маша Миронова решает действовать самостоятельно.

Она отправляется к императрице, рассказывает ей всё и добивается помилования Петра. На каторгу отправляется Швабрин. А Маша и Пётр женятся и счастливо живут.

Экранизации

«Гвардии сержант» (СССР, 1928); «Волга в огне» (Франция, 1934); «Капитанская дочка» (Италия, 1947); «Буря» (Италия, 1958); «Капитанская дочка» (СССР, 1958); «Капитанская дочка» (СССР, 1978, телеспектакль); «Русский бунт» (Россия, 2000); «Капитанская дочка» (Россия, 2005, мультфильм).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Почему повесть называется «Капитанская дочка»?

Ответ. Мария Миронова, дочь погибшего русского офицера, оказывается носительницей высокой нравственности и чести. Она отказывается присягать Пугачёву и выходить замуж по принуждению. За это Маша Миронова вознаграждена поддержкой императрицы Екатерины II.

За кого не хотела выходить замуж Маша Миронова?

Ответ. Маша Миронова отказывалась от брака с Алексеем Швабриным. При этом Швабрин пытался принудить Машу Миронову к браку, шантажируя девушку. Машу спасло лишь вмешательство Емельяна Пугачёва.

Поделиться ссылкой

Историческая основа создания повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | План-конспект урока по литературе (8 класс):

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Исторические события в произведении Капитанская дочка

Пушкин был большим патриотом Отечества, считал, что «должно» гордиться «славою предков» и написал много работ на исторические темы.

К их числу относится роман «Капитанская дочка», где речь идёт о пугачёвском восстании конца XVIII века. Он как историк изучал события народных бунтов, их причины, цели и последствия.

В то же время, его, как поэта и писателя интересовали судьбы людей, вовлечённых в эти события, их морально — нравственные начала: сила духа, долг, честь, человеческое достоинство.

Пушкин тщательно исследовал историю крестьянской войны и думал о написании художественного произведения.

Для исполнения замысла, он не только работал с документами в архиве, но и побывал на местах боёв, записывал воспоминания очевидцев.

Он собрал огромное количество материалов о Емельяне Пугачёве, о подробностях военных действий и опубликовал свой научный труд «История Пугачёвского бунта». Затем на основе этой исторической правды, написал свой знаменитый роман.

Чтобы раскрыть нравственные идеи произведения, сделать его интересным и передать живую картину событий, Пушкин прибегает к помощи вымысла и художественного воображения.

В сюжете романа участвуют исторические личности: предводитель восстания Емельян Пугачёв, его сподвижники Хлопуша и Белобородов, императрица Екатерина II. Благодаря незаурядному литературному таланту Пушкина, перед читателем, впервые, появился образ Пугачёва не «злодея», а обычного русского мужика.

«Пушкинский» Пугачёв – человек с «мятежным и вольным духом», «ясностью ума» и «героической удалью». Он не боится умереть в борьбе за справедливость. Автор даёт ему противоречивую оценку.

С одной стороны он преступник и «самозванец» беспощадный к врагам, с другой – добрый «мужицкий царь», который сумел повести за собой восставших.

Реальная картина народного бунта и занимательность романа были бы не полными без вымышленных действующих лиц.

Писатель придумал романтический сюжет, где главными героями становятся молодой офицер Гринёв, его невеста — капитанская дочка Маша и её семья, слуга Савельич, предатель Швабрин.

На протяжении всех событий они прошли через сложные нравственные испытания и донесли до читателей главную идею автора – «береги честь смолоду».

Читайте также:  Стыдно ли испытывать страх?

  Классный час – 1 сентября ” Как я провёл лето”

В романе «Капитанская дочка» историческая реальность и литературный вымысел тесно переплелись между собой. Благодаря таланту и творческой фантазии Пушкин гениально отобразил историю пугачёвского бунта в художественном произведении.

Историческая основа повести А. С. Пушкина Капитанская дочка

Сочинения по литературе: Историческая основа повести А. С. Пушкина Капитанская дочка

В изображении народного движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» отразилось верное понимание духа исторической эпохи, глубина и зрелость исторического мышления писателя.

Пушкина давно привлекал замысел произведения о пугачевском бунте. Он, верный исторической точности, штудировал печатные источники о Пугачеве, знакомился с документами о подавлении крестьянского восстания.

А в 1833 году он даже предпринял поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачевщине (знание России, ее близких и дальних областей входило в его представление о долге писателя).

Эта поездка дала незаменимые живые впечатления, позволила встретиться с участниками крестьянской войны 1773—1775 годов, услышать народные предания о пугачевском бунте.

Он первый из литераторов и историков увидел в Пугачеве выдающегося человека из народа; с сочувствием изображая в своем романе простых, незнатных людей, Пушкин раскрывает роль народных масс как главной движущей силы истории.

Историческую основу повести составляют реальные события крестьянской войны; подробно описан Пушкиным весь ход восстания: взятие крепостей, осада Оренбурга.

В художественном мире повести тесно переплелись исторические личности той эпохи, — Пугачев, Хлопуша, Белобородое, Екатерина II — и вымышленные персонажи — Гринев, Швабрин, Маша Миронова.

Потому что образ каждого помогает ярче и насыщеннее увидеть и понять события тех лет.

«Пушкин… написал «Капитанскую дочку», решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде…, — писал Н. В. Гоголь. — В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей — все не только самая правда, но еще как бы лучше».

Лучше потому, что при всей исторической точности эта повесть таит в себе некоторые черты волшебной народной сказки. Картины исторических событий связаны в ней с эпизодами, созданными творческим воображением автора.

Без этих вымышленных событий и героев мы не могли бы, например, так ярко представить себе фигуру казака Емельяна Пугачева, «организатора одного из наиболее грандиозных восстаний крестьян».

До начала XIX века имя Пугачева было под запретом, а те исторические сочинения, повести и романы о пугачевщине, которые стали появляться во времена Пушкина, искажали личность крестьянского вождя; о нем писали как о «злодее», «убийце», «враге отечества».

И только народные сказания и легенды хранили память о нем как о народном заступнике. Поэтому многое в поведении и характере Пугачева Пушкину пришлось домысливать. Но фантазия художника не исказила исторической правды.

С помощью художественного вымысла Пушкин правдиво передал дух и нравы русского общества екатерининской эпохи, смело проник в характеры, переживания и мысли людей XVIII века.

А. С. Пушкин известен не только своими стихотворениями, но и прозаическими произведениями. Одним из них является повесть «Капитанская дочка», написанная на исторической основе.

https://www.youtube.com/watch?v=aK7LP2ipWQY

Прежде чем взяться за перо, Пушкин не только тщательно изучил архивы, собирая интересующие его сведения, но и посетил Казанскую и Оренбургскую губернии, места, в которых начиналось восстание Емельяна Пугачева, переросшее в крестьянскую войну.

Он лично осмотрел места былых сражений, большое внимание уделил расспросам пожилых людей, помнящих самозваного государя Петра Федоровича.

Возможно, именно благодаря столь многогранному и богатому собранному материалу автору удалось создать повесть, отличающуюся высокой степенью реалистичности.

В «Капитанской дочке» Пушкин отображает события 1770-х годов, а именно — крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. Он мастерски описывает небольшие степные крепости, выстроенные «в местах, признанных удобными» для защиты края.

Рассказывает о положении яицких казаков, о причинах их недовольства властью и назревании мятежа.

Довольно подробно Пушкин рассматривает ход восстания, взятие отдельных крепостей и осаду Оренбурга, отношение к Пугачеву простого народа и представителей дворянства.

Мы становимся свидетелями деятельности реально живших людей: беглого капрала Белобородова, ссыльного преступника Афанасия Соколова, прозванного Хлопушей, императрицы Екатерины II.

Однако особое внимание Пушкин уделяет портрету Пугачева, беглого донского казака, дерзнувшего принять на себя имя «покойного императора Петра III» и собравшего вокруг себя многочисленных повстанцев. Он подчеркивает, что предводитель производил сильное «впечатление на умы простых людей своей удалью, мужеством, умом, военной доблестью, манерой поведения».

  • Несмотря на то что в повести тесно переплетены художественный вымысел и историческая правда, читатель проникается судьбами главных героев, их надеждами и переживаниями.
  • Я считаю, что Пушкину гениально удалось в художественной форме отобразить реальные события прошлого и что его повесть никого не оставит равнодушным.
  • »crosslinked«

Сочинение: Исторические события в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

(392 слова) «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина по жанровой принадлежности является историческим романом, то есть произведением, в котором авторский вымысел тесно переплетается с реальными историческими событиями.

К вымышленным персонажам мы можем отнести главного героя Петра Гринева, его слугу Савельича, всю семью Мироновых, Швабрина.

Соответственно, все события, причиной которых служат указанные герои, тоже часть авторского воображения, чего нельзя сказать об реальных исторических фигурах и фактах.

Пушкин выбирает временем действия 1773-1775 годы. Автор дает нам только первые две цифры от даты, но установить год довольно просто.

Основное событие, которое автор берет за основу повествования – Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

Пугачев – реальная историческая фигура – донской казак, который, называя себя императором Петром III, поднимает казаков и крестьян на бунт.

Петр III – племянник покойной императрицы Елизаветы Петровны и супруг правящей императрицы Екатерины II. После смерти Елизаветы именно Петр должен был стать следующим императором, но в ходе интриг и дворцового переворота к власти пришла Екатерина II, а Петр III скончался при неизвестных обстоятельствах.

Многие историки склоняются к тому, что по приказу жены он был убит, но точной информации нет до сегодняшнего дня. Всех коронованных особ в Российской империи хоронили в Петропавловском соборе, но Петр III был погребен в Александро-Невской лавре, так как короноваться не успел.

Этот факт, как и предыдущий, породил в народе массу слухов и догадок.

Всеми этими странностями, слухами и недомолвками и воспользовался Емельян Пугачев. Объявив себя истинным императором, он убедил казаков и крестьян помочь взойти на престол законному правителю, а за помощь он дарует им различные привилегии.

Так как и сам Пугачев, и его соратники были простыми неграмотными дикими мужиками, все их действия сопровождались разбоем, убийствами, грабежами.

Отсюда и точное выражение Пушкина, ставшее крылатым: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».

Основное место действия в романе – Оренбург, тоже назван не случайно. Именно в Оренбургской губернии, на Яике (р.Урал) и начались первые восстания, позже распространившиеся на весь Урал и Поволжье.

Не менее важна и другая историческая личность – сама императрица Екатерина II. Пушкин показывает ее в самом положительном ключе: простая, прогуливающаяся по парку в Царском селе женщина, готовая выслушать и понять простого человека, своего подданного (Машу Миронову), и способная оказать высшую свою милость.

Создав такое произведение, автор не только помогает нам лучше понять историю, увидеть исторические события в красках и лицах, но также показывает нам влияние происходящего на судьбы простого народа на примере вымышленных им героев: кто-то помилован и отпущен, а кто и повешен ни за что.

Анна Шиганкова

Работа над произведением

Над своей повестью «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин трудился в продолжение трех лет – с 1833 по 1836 год, а его написанию предшествовала кропотливая работа над исследованием исторических фактов. Первоначально целью автора было создать документальное произведение, но постепенно родился замысел написать художественную повесть о Пугачевском бунте.

Чтобы труд был полезным грядущим поколениям, автор опирался на факты, изложенные в документах о восстании, длившемся с 1773 по 1774 год, а также семейных архивах, разрешение на использование которых он получил от Николая Первого.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с “образом и характеристикой Маши Мироновой “ в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Но этого было мало, и Александр Сергеевич поехал в Приуралье и Поволжье – места, где происходили основные события Пугачевского восстания. Огромный вклад в работу внесли свидетельства очевидцев – непосредственных участников, а также свидетелей Пугачевской войны.

Прототипы главных героев произведения

Немаловажен тот факт, что прототипами произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» стали реальные люди.

Изучая исторические данные о том, кто был сообщниками Пугачева, автор произведения решил создать образ Швабрина, используя факты о подпоручике Шваниче, который в ходе войны перешел на сторону бунтовщика Емельяна Пугачева. Главный герой повести Петр Гринев имел своим прототипом человека по фамилии Башарин.

  Эссе “И снова о Москве…” статья (10, 11 класс) на тему

Он будучи пленником, смог сбежать и присоединиться к армии, которая пыталась подавить восстание бунтовщика и его приверженцев.

Фамилия Гринев тоже выбрана Александром Сергеевичем вовсе не случайно: некто с такой же фамилией числился в списках людей, которых поначалу считали виновными в организации бунта, но позже оправдали.

Работа над образами главных героев

Первоначально автор планировал создать главного героя с противоречивыми чертами характера, но позже его замысел изменился, и Пушкин решил, чтобы в сюжете романа фигурировали два совершенно противоположных по характеру и взглядам персонажа – Петр Гринев и Алексей Швабрин. Эти антиподы создают основу произведения, и характер каждого из них раскрывается в отношении к одной личности – девушке Маше Мироновой. Но, чтобы сделать правильные выводы о роли этих героев, нужно рассмотреть поведение каждого в контексте повести.

Ссылка на основную публикацию