Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор»

У современных школьников оно, как правило, вызывает гнетущее впечатление: те, кому удается его дочитать, воспринимают рассказ как один сплошной поток негатива.

Но картины жизни советской послевоенной деревни, написанные Солженицыным, заслуживают более внимательного взгляда.

Ключевая задача учителя литературы — сделать так, чтобы учащиеся не ограничились формальным заучиванием финала, а прежде всего разглядели в темной и печальной истории то, что спасает человека в самых бесчеловечных условиях, — свет сохраненной души.

Это одна из ведущих тем советской литературы 60-х — 70-х: опыт индивидуального существования человека среди тотального съезжания государства и общества вниз.

В чем суть?

В основу рассказа положены реальные события — судьба и смерть Матрены Захаровой, у которой автор, освободившись после десятилетнего заключения и трехлетней ссылки, поселился в деревне Мильцево Гусь-Хрустального района Владимирской области (в рассказе — Тальново).

Его желанием было — уйти как можно дальше от назойливо гремящих репродукторов, затеряться, оказаться как можно ближе к нутряной, глубинной России.

На деле, Солженицын увидел беспросветную нищету народа и наглую безответственность власти на местах — то, что приводит человека к нравственному оскудению, обесцениванию добра, бескорыстия и благородства. Панораму этой жизни и воссоздает Солженицын.

В рассказе «Матренин двор» мы видим сборище пошлых, жадных, злобных людей, которые, вероятно, могли бы быть совсем другими в иных условиях, если бы не бесконечные бедствия: две мировые войны (эпизод про замужество), хроническое недоедание (ассортимент магазина и «меню» рассказчика), бесправие, бюрократия (сюжет про пенсию и справки), вопиющая бесчеловечность власти на местах (про работу в колхозе)… И эта беспощадность проецируется на отношения между людьми: немилосердны друг к другу не только близкие, сам человек к себе беспощаден (эпизод болезни Матрены). Человеку здесь никто ничего не должен, никто не друг и не брат… а он — должен?

Легкие ответы — «да» или «нет». Но они не про Матрену Васильевну Григорьеву, единственную, кто до конца своих дней сохранил свою личность, внутренний стержень и человеческое достоинство.

Матрена только кажется бесхребетной безответной рабой, хотя именно такой ее видят корыстные соседи, родственники, наглая жена председателя колхоза — те, кому невдомек, что труд может согревать человека изнутри, что добро — это не имущество, а состояние души, а сбережение души важнее внешнего благополучия.

Матрена сама знает, что и зачем делать, кому что должна, а себе — в первую очередь: выживать, не творя зла, отдавать, не жалея. Это и есть «ее двор», место «жизни не по лжи». Выстроился этот двор посреди ущербного неряшливого быта с мышами и тараканами, вопреки несправедливо жестокой женской судьбе, в которой спасаться — значит от много отказаться.

Рассказ — о том, что Двор этот обречен, что «добрые люди» его постепенно раскатывают по бревнышку, и вот уже становится не в чем и негде жить душе после непостижимого людского варварства. Сама природа замерла перед значительностью смерти Матрены (эпизод ночного ожидания ее возвращения). А люди продолжают пить водку и делить имущество.

Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор»

Что взять для проработки?

Портрет безбытности. Описание Матрениной избы вызывает у нас отталкивающее впечатление, однако рассказчик остается здесь жить и даже не слишком противится найденной у себя в супе тараканьей лапки: «не было в этом никакой фальши». Что в связи с этим вы думаете о рассказчике?

Неравная битва. Матрена постоянно находится в трудах, постоянно действует, но действия ее напоминают сражение с ужасной непобедимой силой. «Притесняют меня», — так говорит она о себе. Собирать торф, чтобы топить печь зимой, запрещено: поймают и под суд отдадут.

Раздобыть траву для козы — только нелегально. Огороды обрезали, и кроме картошки ничего нельзя вырастить — а на отнятой земле растет бурьян. Матрена больна, но беспокоить врача стесняется.

Матрене никто не помогает — но зато и соседи, и колхоз призывает ее на помощь (саму-то ее из колхоза исключили как инвалида). Она никому не отказывает и денег не берет.

Но почему же? Почему она не даст отпор, не откажет, не огрызнется ни разу на своих мучителей, а продолжает позволять себя использовать? И как назвать эту непобедимую силу, которая не может победить (унизить, растоптать) Матрену? В чем сила Матрены? А слабость?

Не стоит село без праведника. Это — первое авторское название рассказа. Твардовский, говоря об этом рассказе, называл его «Праведница», но отвергал название как прямолинейное.

Потому что читателю надо дойти до финала, чтобы понять, что вот эта ущербная Матрена и есть та праведница, которую обещало заглавие. Заметим: никакого отношения к религии Матрена не имеет; в рассказе нет Бога как высшей силы, поэтому не может быть и праведника в полном смысле слова.

А есть обычный человек, который выживает за счет труда, незлобивости и гармонии с собой: «Матрена все время занята трудом, делами, а поработав, возвращается в свою неустроенную жизнь свежая и сияющая». «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда»…

«Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала… ни рубля. Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги — за палочки».

Застенчивая, доброжелательная, жертвенная, никого не осуждающая (единственное ее ругательство «паразиты несочувственные», да и то в адрес властей) — она, как ни крути, — маргинал, живущий на краю жизни большинства. Как/почему связаны праведник и маргинал?

Люди, испорченные жизнью. При жизни Матрена всегда одна, один на один со всеми бедами. Но когда она умирает, оказывается, что у нее есть сестры, деверь, племянница, золовка — и все они ни минуты не пытались ничем ей помочь. Не ценили, не любили, даже после смерти отзываются о ней «с презрительным сожалением». Словно они с Матреной из разных миров.

Взять слово «добро»: «Как так случилось у нас, что добром народ называет имущество?» — вопрошает рассказчик. Ответьте ему, пожалуйста, пользуясь фактами из рассказа (после смерти Матрены все окружение начинает делить между собой ее добро, позарившись даже на старый забор.

Золовка пеняет: отчего Матрена не держала в хозяйстве поросенка? (А мы-то с вами догадываемся, почему?).

Особое внимание стоит обратить на образ Фадея, нарочито демонизированного автором. После катастрофы на железнодорожных путях деверь Матрены Фадей, только что ставший свидетелем ужасной смерти нескольких человек, включая собственного сына, больше всего печется о судьбе хороших бревен, которые теперь пустят на дрова. Жадность, доводящая до потери не только духовности, но и разума.

Но точно ли виной всему тяжелые условия жизни людей и бесчеловечный режим? Только ли поэтому люди портятся: становятся алчными, недалекими, подлыми, завистливыми? Быть может, духовная деградация и сдача человеческих позиций — удел массового человека в любом обществе? Что такое «массовый человек»?

Что обсудить на классном часе?

По Солженицыну, тяжелые жизненные условия и бесчеловечность, возведенная в ранг государственной политики, рождают чудовищ.

С этим сложно поспорить, но ведь известны случаи, когда в суровые времена люди, наоборот, находили в себе силы сохранить добрые, теплые отношения, помогали друг другу, сохраняли присутствие духа.

Попросите учеников расспросить родителей, бабушек и дедушек: удавалось ли им или их знакомым прожить в тесноте и бедности, но не в обиде и не в злобе — в коммунальной квартире, в годы дефицита, во время войны или коллективизации? Каждая такая история — драгоценность, потому что, обсудив ее, мы сможем понять, что именно не дает человеку озвереть. Это может быть работа, как у Матрены, или общая традиция, сила духа одного человека, который поддерживает всех вокруг, музыка, идея — все что угодно. Это сложная, «взрослая» тема — но она действительно важна, и когда еще взяться за нее, как не при чтении Солженицына.

Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор»

Что обсудить в контексте литературного мастерства?

Красноречивые детали.

Этот рассказ был высоко оценен современниками не только с точки зрения содержания (январский журнал НМ за 1963 год нельзя было достать несколько лет подряд), но и с художественной стороны: о безукоризненном языке и стиле текста сразу по прочтении писали Анна Ахматова и Лидия Чуковская, дальше — больше.

Точные и образные детали — конек Солженицына-художника.

Эти брови Фадея, которые сходились и расходились, как мосты; стена на кухне Матрены будто шевелится от обилия тараканов; «толпа испуганных фикусов» в час смерти Матрены; мышами «овладело безумие», «отдельный сруб горницы разобрали по ребрышкам»; сестры «слетелись», «захватили», «выпотрошили», и еще: «…пришли громко и в шинелях». То есть — как пришли? Страшно, бесцеремонно, властно? Интересно поискать и повыписывать образные детали и соотнести их с «сигналами», которые подает текст: опасность, безбытность, безумие, фальшь, расчеловечивание…

Это задание хорошо выполнять в группах, рассматривая сразу несколько тем-настроений. Если вы пользуетесь сервисом «Классная работа» платформы LECTA, вам будет удобно не тратить время урока, а задать работу над текстом на дом.

Разбейте класс на группы, создайте рабочие кабинеты для каждой группы и следите за тем, как ученики заполняют таблицу или презентацию. Сервис позволяет работать не только с текстом, но и с иллюстрациями, аудио и видеоматериалами.

Попросите учеников из разных групп поискать иллюстрации к рассказу или просто релевантные визуальные ряды — например, полотна Питера Брейгеля старшего, известного певца деревенского средневекового быта.

Литературные аллюзии. Их в рассказе очень много. Начать с Некрасова: ученики могут сами без труда вспомнить Матрену Корчагину из «Кому на Руси жить хорошо» и знаменитый отрывок из поэмы «Мороз-красный нос»: что похоже, что разное? Возможно ли подобное воспевание женщины в европейской культуре… почему… а какое там принято?

Неявный мотив «маленького человека» из гоголевской «Шинели»: Матрена, получив с трудом добытую пенсию, сшила себе пальто из железнодорожной шинели и зашила в подкладку 200 рублей на черный день, который вскоре и настал.

К чему отсылает аллюзия с Башмачкиным? «Не жили хорошо, не надо и начинать»? «Кто в бедности родился, тат в бедности умрет»? — эти и другие пословицы русского народа поддерживают психологию покорности и смирения.

Можно ли думать, что и Солженицын поддерживает?

Толстовские мотивы неизбежны; портрет Льва Николаевича висел у Солженицына над тумбочкой. Матрена и Платон Каратаев — оба круглолицые, нерефлексирующие, но обладающие верным инстинктом жизни. Матрена и Анна Каренина — мотив трагической смерти на железной дороге: при всем несходстве героинь, обе не могут ни принять сложившуюся ситуацию, ни изменить ее.

Тема метели как руки судьбы (пушкинская): до роковой катастрофы на путях две недели мела метель, отсрочивая перевозку бревен, но никто не образумился. После этого у Матрены пропала кошка. Странная отсрочка — и зловещее предсказание.

А еще про безумие много — в каком смысле и почему персонажи рассказа сходят с ума? В здравом ли уме читатель, написавший в отзыве «доброта и довела Матрену Васильевну до гибели»?

#ADVERTISING_INSERT#

Александр Исаевич Солженицын. Анализ рассказа «Матренин двор»

  • Тема урока:                        Александр Исаевич Солженицын.
  •          Анализ рассказа «Матренин двор».
  • Цель урока: попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа. 
  • Ход урока:
  •  История создания.

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году, опубликован в 1964. «Матренин двор» – произведение автобиографическое и достоверное. Исходное название – «Не стоит село без праведника».

Напечатан в «Новом мире», 1963, №1.

     Это рассказ о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему хотелось «затеряться в России», найти «тихий уголок России».

Читайте также:  Образ Наташи Ростовой

Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году С.

некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.

2. Беседа по рассказу.

1) Имя героини.

– У кого из русских писателей 19 – го века главная героиня носила такое же имя? С какими женскими образами в русской литературе вы могли бы сопоставить героиню рассказа?

(Ответ: имя героини Солженицына вызывает в памяти образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной, а так же образы других некрасовских женщин – тружениц: так же как и они, героиня рассказа «ко всякой работе ловка, приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в горящую избу входить». Нет в её внешности ничего от величавой славянки, не назовёшь её красавицей. Она скромна и не приметна.)

2) Портрет.

– Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

(Ответ: Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Из главы в главу повторяется чаще всего лишь одна деталь – улыбка: «лучезарная улыбка», «улыбка её кругловатого лица», «улыбалась чему-то», «извиняющаяся полуулыбка».

Автором важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную прямо: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».

Поэтому после страшной гибели героини её лицо осталось целёхонькая, спокойная, больше живое, чем мёртвое.)

3) Речь героини.

– Выпишите наиболее характерные высказывания героини. В чём особенности её речи?

(Ответ: Глубоко народный характер Матрены проявляется, прежде всего в её речи.

Выразительность, яркую индивидуальность предаёт её языку обилие просторечный, диалектной лексики и архаизмом (2 – дни приспею, к ужоткому, любота, летось обапол, пособить, неуладкой). Так выговаривали все в деревне.

Так же глубоко народно и манеры речи Матрёны, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким – то низким, тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

4) Быт Матрёны.

 – Какие художественные детали создают картину быта Матрёны? Как предметы быта связано с духовным миром героини?

( Ответ: Внешне быт Матрёны поражает своей неустроенностью («в запущи она живёт») Всё её богатство фикусы, колченогая кошка, коза, мышьи тараканы, пальто, перешитое из железнодорожной шинели.

Всё это свидетельствует о бедности Матрёны, проработавшей всю жизнь, но лишь с великим трудом выхлопотавшей себе крохотную пенсию. Но важно ещё и другое: эти скупые бытовые детали раскрывают её особый мир. Не случайно у фикуса говорится: «Они заполняли одиночество хозяйки.

Они разрослись привольно…» – а шуршание тараканов сравнивается с далёким шумом океана. Кажется, сама природа живёт в доме Матрёны, всё живое тянется к ней).

5) Судьба Матрёны.

– Восстановите историю жизни Матрёны? Как воспринимает Матрена свою судьбу? Какую роль в её жизни играет работа?

( Ответ: События рассказа ограничены чёткими временными рамками: лето-зима 1956 года.

Восстанавливая судьбу героини, её жизненные драмы, личные беды, так или иначе, связаны с поворотами истории: С первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей,  с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, которой выжил из неё все силы и оставил её без средств к существованию. Её судьба – частица судьбы всего народа.

И сегодня бесчеловечная система не отпускает Матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание различных справок; ей не продают торфа, заставляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; коровы завести невозможно, так как косить ни где не разрешают; даже билеты на поезд и те не продают. Матрена ощущает не справедливость, но она не держит зла на судьбу и на людей. «У неё было верное средство вернуть доброе расположение духа – работа». Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. Окружающие охотно пользуются её добротой. Сами же односельчане и родственники не только не помогают Матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о помощи. Всем и каждому Матрена остаётся в своей деревне абсолютно одинокой.

6) Образ Матрены среди родственников.

– Какими красками нарисованное в рассказе Фаддей Миронович и родня Матрёны? Как ведёт себя Фаддей, разбирая горницу? В чём состоит конфликт рассказа?

( Ответ: Главной героине противопоставлен в рассказе брат её покойного мужа, Фаддей. Рисуя его портрет, Солженицын семь раз повторяет эпитет «чёрный».

Человек, чья жизнь по  своему была изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены, затаил злобу на судьбу, вымещая её на своей жене и сыне.

Почти слепой старик, оживляется, когда наседает на Матрену по поводу горницы, и затем, когда ломает избу своей бывшей невесты. Корысть, жажда захватить участок для своей дочери заставляют его рушить дом, который он когда-то сам строил.

Бесчеловечность Фаддея особенно ярко проявляется накануне похорон Матрены. На поминки Матрены Фаддей вовсе не пришёл. Но самое главное, что Фаддей был в деревне, что Фаддей был в деревне такой не один. На поминках о самой Матрене никто не говорит.

Событийный конфликт в рассказе почти отсутствует, ибо сам характер Матрены исключает конфликтные отношения с людьми. Для неё добро – неспособность к злу, любовь и сострадание. В этой подмене понятий видит Солженицын сущность того духовного кризиса, который поразил Россию.

7) Трагедия Матрены.

– Какие приметы предвещают гибель героини?

(Ответ: С самых первых строк автор готовит нас к трагической развязке судьбу Матрены. Её гибель предвещают и пропажа котелка с освящённой водой и исчезновение кошки.

Для родни и соседи гибель Матрены – лишь повод позлословить о ней до возможность поживиться её не хитрым добром, для рассказчика – это гибель родного человека и разрушение целого мира, мира той народной правды, без которой не стоит русская земля)

8) Образ рассказчика.

– Что общего в судьбе рассказчика и Матрены?

(Ответ: Рассказчик – человек трудной семьи, за плечами которого война и лагерь. Поэтому он теряется в тихом углу России. И только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. И одинокая Матрена почувствовала доверие к своему постояльцу.

Только ему рассказывает она о своем горьком прошлом, только ей откроет он, что много провёл  тюрьме. Героев роднит  и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Особенно их родство сказывается в речи.

И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.

  1. 9)- Какова тема рассказа?
  2. ( Ответ:  Главная тема рассказа – «чем люди живы».
  3. -Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой интерес?

(Ответ: Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» – какие же душевные силы нужны для этого!

10) –Каков символический смысл рассказа «Матренин двор»?

( Ответ: Многие символы С. связаны с христианской символикой: образы – символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора». Да и само название носит обобщающий характер.

Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь.

В этом доме она пережила две войны – германскую и отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, к-й на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам».

Погибает Матрена вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, – похоронили.

Вывод:

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.

Народная мудрость, вынесенная писателем в первоначальное название рассказа, точно передаёт эту авторскую мысль. Матрёнин двор – некий остров посреди океана лжи, которая хранит сокровище народного духа.

Гибель Матрены, разрушение её двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры. Однако, не смотря на весь трагизм произведения, рассказ проникнут авторской верой в жизнестойкость России.

Источник этой жизнестойкости Солженицын видит не в политической системе, не в государственной власти, не в силе оружия, а в простых сердцах никем не замечаемых, унижаемых, чаще всего одиноких праведников, противостоящих миру лжи.)

Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор» | СуперСоч

Рассказ Александра Солженицына «Матренин двор» впервые появился на страницах литературно-художественного журнала «Новый мир». Произведение основано на реальных событиях. Его можно назвать документальным и честным.

«Матренин двор» рассказывает о сельской жизни 1950-х годов. В центре внимания автора – человек.

Эта книга о трудолюбии и добре, о способности к состраданию и взаимопомощи, о свойствах души, которые отличают праведного человека от нечестивого и корыстного.

Читайте также:  Отзыв о повести «Олеся» (А.И. Куприн)

Суть рассказа

Матренин двор – рассказ о жизни простой советской сельской женщины-колхозницы по имени Матрена.

Мы узнаем её историю из уст квартиранта Матрены – бывшего политзаключенного Игнатьича, который выступает в роли рассказчика. Игнатьич для деревни – человек новый, с Матреной он знакомится лишь в начале книги.

История о судьбе Матрены и о сельской колхозной жизни, о порядках и нравах местных жителей звучит как рассказ человека со стороны.

Автор погружает нас в реалии после-сталинского СССР. Прошло три года, как умер Иосиф Виссарионович. Через сюжет произведения вскрываются негативные стороны советского режима, раскрываются специфика сельского быта, показывается жестокость и несправедливость мира.

В рассказе «Матренин двор» можно выделить три части:

  1. В первой части Игнатьич рассказывает о себе. Освободившись, он едет из Средней Азии в центральную Россию, хочет обустроить быт и найти работу. Отсидевших трудоустраивали неохотно. Герой хочет быть учителем, преподавать детям математику, а на эту профессию в селе дефицит, и герой решает уехать подальше от цивилизации. Он оказывается в поселке с характерным советским названием Торфопродукт. Но ему там не нравится, и при помощи знакомой Игнатьич поселяется в Тальново, в доме у Матрены, старушки лет за шестьдесят. Избу Матрены сложно назвать зажиточной, но даже в скромном жилище эта добрая светлая женщина сумела создать уют.
  2. Во второй части Игнатьич рассказывает нам о Матрене, он частично описывает то, что наблюдает сам, а частично ориентируется на рассказы героини и её родственников. Однажды дома у Матрены герой застает Фаддея, брата её покойного мужа и отца одного из учеников Игнатьича. Он пришел к учителю, чтобы просить за своего нерадивого сына. Читателю рассказывается о жизни Матрены, о том, как в молодости, ещё до начала первой мировой войны, у неё был роман с Фаддеем. Жених ушел на войну и пропал. Матрена была вынуждена выйти замуж за брата. Освободившись из немецкого плена, Фаддей приезжает в родную деревню и узнает о свадьбе своей невесты и брата Игната. «Если бы не брат родной – убил бы обоих», – говорит Фаддей. Он женится на другой женщине, которую тоже зовут Матреной. Мужа Игната у Матрены тоже забрала война, на него даже «похоронка» не пришла. Все шестеро детей, которых Матрена родила, умерли. Она живет в одиночестве, хотя у неё есть родственники – сестры. Одинокая женщина берет себе на воспитание одну из дочерей Фаддея, свою племянницу Киру. Девушка выросла, вышла замуж и переехала в Черусти, где им с мужем необходимо построить дом. Кира – наследница Матрены, и родственники начинают делить её скромное имущество ещё при жизни женщины. Чтобы построить дом для Киры решено разобрать горницу матрениного дома. Сердобольная, добросердечная Матрена не только не препятствует этому, а даже помогает мужикам таскать бревна. Стройматериалы несут через переезд, где происходит несчастный случай – Матрена умирает, попав под поезд. Вместе с ней гибнут ещё несколько персонажей. Она отдает свою жизнь за других людей, хотя её саму не щадила ни судьба, ни окружающие, ни государство. В колхозе женщина долгие годы работала «за палочки», а когда состояние здоровья не позволило ей продолжать трудиться, она долго пыталась выбить пенсию. Алчность Фаддея и равнодушие односельчан оказались для неё губительны.
  3. В заключительной части описываются события, происходящие после смерти Матрены. Рассказчик узнает о трагедии и задается вопросом «Зачем героиня полезла помогать?». Отдала горницу – и хватит с неё. Описываются похороны и поминки Матрены. У гроба плакали родственники и односельчане, причитая «Погубила тебя горница». Автор ставит извечный русский вопрос «кто виноват»? Кто-то обвиняет родственников мужа, а те выставляют всё таким образом, будто-то сама Матрена во всем и виновата. Рассуждая, Игнатьич приходит к мысли, что вина лежит, в том числе, и на работниках управления железной дороги, которые безалаберно отнеслись к своим обязанностям и обеспечению безопасности. А между тем после смерти Матрены каждый думает не о погибшей, а о собственных интересах. Кира, потерявшая не только вырастившую её тетку, но и брата, переживает о том, чтобы не посадили мужа. А Фаддей даже на поминки не является, зато на следующий же день приходит к родственникам Матрены «делить дом». Разобранной и перевезенной на свой участок горницы ему оказалось мало. Такие поступки вскрывают истинную сущность героя. Игнатьич переселяется к другой женщине, которая не очень хорошо отзывается о Матрене. Обидно и горько от такого финала.

Главные герои

Матрена Васильевна Григорьева – центральный персонаж книги. Она – образец трудолюбия, добропорядочности и самопожертвования. На таких, как Матрена, держится русское село в непростые советские времена. Главная её черта – желание помогать людям, не требуя многого взамен.

Женщина находится в бедственном материальном положении, однако, когда к ней приводят Игнатьича, готового снять у неё жильё, женщина говорит о том, что не ищет постояльцев. Она пускает мужчину в дом и не стремится «содрать с него побольше денег», как поступили бы многие на её месте.

Всю свою жизнь Матрена трудилась с утра и до вечера, никогда не жаловалась на усталость, не причитала. А нажила немногое. Делила свою скромную избу с мышами да тараканами, которые стали издержками сельского быта. Из живности в её хозяйстве была коза и кошка.

Последнюю героиня подобрала на улице, пожалела живое существо, что тоже хорошо её характеризует. Она бескорыстно подарила горницу названной дочери, а сама никогда не просила о помощи, и не хотела навязываться, причинять другим неудобства и даже врача позвать стеснялась.

Такие люди как Матрена достойны всяческого уважения, но, к сожалению, судьба и окружающий мир зачастую к ним не справедливы.

Рассказчик Игнатьич. Александр Исаевич не случайно общается с нами от лица этого героя, под этим образом он в некоторой степени подразумевал самого себя. Прослеживаются очевидные параллели между судьбой Игнатьича и самого писателя.

Через историю Игнатьича автор затрагивает в рассказе острую тему лагерей и невинно осужденных. Герой отсидел срок, но был оправдан и реабилитирован. Игнатьич отправляется жить в деревню не только из-за «клейма», наложенного на него судьбой, но и ввиду особенностей своего характера.

Герой нелюдим и необщителен, он стремится уйти от мира, хочет жить в тишине и покое. Матрена оказывается как раз тем человеком, с которым ему удается сойтись характерами, они живут душа в душу, но «жизненные принципы» женщины он понимает не сразу.

По-настоящему Матрена открывается герою лишь после своей смерти. В истории главной героини Игнатьич становится невольным «третейским судьей».

Темы и проблемы

Мотивы произведения А. И. Солженицына «Матренин двор» лежат в двух плоскостях: социально-бытовой и морально-нравственной. На страницах рассказа они переплетаются между собой.

Социальный аспект раскрывается через тему отношения власти к обществу и к людям и через описание быта крестьян. Писатель поведал нам о незавидной участи сельских жителей, нарисовал яркие бытовые картины.

Государство «рабочих и колхозников» на деле проявляет равнодушие к судьбе и к уровню жизни честных тружеников. Крестьяне не имеют ни паспортов, ни материального вознаграждения за свою работу. Сельчане вынуждены воровать торф, чтоб хоть как-то прокормиться.

Пожилую женщину Матрену власти «гоняют по кабинетам», не спеша назначать добросовестному работнику пенсию.

Ещё более значимой в рассказе представляется морально-нравственная сторона, выраженная через проблемы отношения человека к человеку, через тему труда и мировосприятия героев. По большому счету, автор ставит вопрос о том, как надо жить, и демонстрирует несправедливость этого мира и общества. За текстом рассказа скрываются глубокие философские вопросы.

Героиня всю жизнь самоотверженно делала своё дело, отдавала себя труду. Но что дали ей трудолюбие и праведность, что она получила? Односельчане её не ценили, меркантильный интерес оказался выше простых человеческих отношений.

Образ Матрены – глубокий и высоконравственный, её характер резко контрастирует с окружающими. Антиподом Матрены является Фаддей.

В тот момент, когда в семье большое горе, несколько близких людей ушло на тот свет, а ещё одному родному человеку светит тюрьма, Фаддея заботит лишь наследство.

Обличая корысть и алчность людей, Солженицын дополняет свой социально-бытовой и философско-нравственный рассказ «мистическими» мотивами. Всё, чего касаются нечестивые люди, становится проклятым.

Матренин двор был чистым и светлым местом, пока здесь жила праведница, но из-за действий Фаддея горница стала «нечистой» и принесла в село большую беду.

Теперь жизнь деревни уже никогда не будет прежней.

Идея

Основные мотивы и темы произведения доносят главную идею автора, она заключается в том, чтобы раскрыть сущность человеческой души, показать глубину характера героини. Трудности и сложная судьба только закаляют человека, раскрывают его сердце миру.

Пережив многое, героиня построила свой собственный маленький мир, в котором жила по своим законам и правилам. Всё, что ей удалось создать, было не во внешнем материальном мире, а прежде всего внутри её самой. С уходом Матрены из жизни этот мир начинает рушиться.

То же самое после смерти ждет и богача, его имущество растащат, а о нём самом через какое-то время забудут. Но со смертью Матрены село лишилось самого главного – оно лишилось человека в подлинном смысле этого слова.

Придет ли к людям понимание этой потери? Через образ конкретной деревни и конкретный Матренин двор автор передает «мини-модель» всего мира. В «невзрачных сельских декорациях» Александр Исаевич рисует глобальную моральную катастрофу.

Читайте также:  В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?

Народный характер в произведении

Матренин двор – произведение о судьбе и облике народа. На страницах рассказа представлена целая вереница «народных» образов, составлен коллективный потрет эпохи и общества. А в центре этого портрета – Матрена. Она представляется «ангелом, не совместимым с этим миром».

Героиня благодаря своим жизненным принципам, установкам и характеру как будто «возвышается» над миром. Её добротой все пользуются, но Матрена вовсе не безвольна, её неспособность отказать – это не слабость, а сила её характера.

Русский народ силен характером и внутренним стержнем, и не утратили мы этот стрежень как раз благодаря таким Матренам, которых осталось мало, но всё же они есть ещё в русских селениях.

«Матрёнин двор», анализ рассказа Солженицына

Рассказ «Матрёнин двор» был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа – «Не стоит село без праведника» (русская пословица).

Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала «Новый мир», где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и события отнесены не к 1956, а к 1953 г., то есть к дохрущёвской эпохе.

Это поклон Хрущёву, благодаря разрешению которого был напечатан первый рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962).

Образ рассказчика в произведении «Матрёнин двор» автобиографичен. После смерти Сталина Солженицын был реабилитирован, действительно проживал в деревне Мильцево (Тальново в рассказе) и снимал угол у Матрёны Васильевны Захаровой (Григорьевой в рассказе). Солженицын очень точно передал не только подробности жизни прототипа Марёны, но и особенности быта и даже местного говора деревни.

Литературное направление и жанр

Солженицын развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ соединяет в себе черты художественного очерка, собственно рассказа и элементы жития.

Жизнь русской деревни отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа». В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления.

В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны (как говорит Солженицын, земли).

Проблематика

В центре рассказа нравственная проблематика.

Стоят ли многие человеческие жизни захваченного участка или продиктованного человеческой жадностью решения не делать второго рейса трактором? Материальные ценности в народе ценятся выше, чем сам человек.

У Фаддея погиб сын и некогда любимая женщина, зятю угрожает тюрьма, а дочь безутешна. Но герой думает о том, как спасти брёвна, которые не успели сжечь работники на переезде.

Мистические мотивы в центре проблематики рассказа. Это мотив неузнанного праведника и проблема проклятия на вещах, к которым прикасаются люди с нечистыми руками, преследующие корыстные цели. Так Фаддей взялся валить Матрёнину горницу, тем самым сделав её проклятой.

Сюжет и композиция

У рассказа «Матрёнин двор» есть временная рамка. В одном абзаце автор рассказывает о том, что на одном из переездов и через 25 лет после определённого события поезда замедляют ход. То есть рамка относится к началу 80-х, остальное повествование – объяснение того, что случилось на переезде в 1956, в год хрущёвской оттепели, когда «что-то стронулось».

Герой-рассказчик находит место своего учительства почти мистическим образом, услышав на базаре особый русский говорок и поселившись в «кондовой России», в деревне Тальново.

В центре сюжета – жизнь Матрёны. О её судьбе рассказчик узнаёт от неё самой (она рассказывает о том, как к ней сватался Фаддей, пропавший в первую войну, и как она вышла замуж за его брата, пропавшего во вторую). Но больше о молчаливой Матрёне герой выясняет из собственных наблюдений и от других.

В рассказе подробно описывается изба Матрёны, стоящая в живописном месте у озера. Изба играет в жизни и смерти Матрёны важную роль. Чтобы понять смысл рассказа, нужно представлять себе традиционную русскую избу.

Изба Матрёны делилась на две половины: собственно жилая изба с русской печью и горница (её построили для старшего сына, чтобы отделить его, когда он женится). Именно эту горницу и разбирает Фаддей, чтобы построить избу племяннице Матрёны и собственной дочери Кире.

Изба в рассказе одушевлена. Отставшие от стены обои называются её внутренней шкурой.

Живыми чертами наделены и фикусы в кадках, напоминающие рассказчику безмолвную, но живую толпу.

Развитие действия в рассказе – это статичное состояние гармоничного сосуществования рассказчика и Матрёны, которые «не в еде находят смысл повседневного существования». Кульминация рассказа – момент разрушения горницы, а основной мыслью и горьким предзнаменованием произведение заканчивается.

Герои рассказа

Герой-рассказчик, которого Матрёна зовёт Игнатич, с первых строк даёт понять, что прибыл из мест заключения. Он ищет работу учителя в глуши, в русской глубинке. Только третья деревня удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией.

Солженицын даёт понять читателю, что осуждает отношение к человеку советских бюрократов. Рассказчик презирает власти, не назначающие Матрёне пенсию, вынуждающие работать в колхозе за палочки, не только не дающие торфа для топки, но и запрещающие о нём спрашивать.

Он мгновенно принимает решение не выдавать Матрёну, варившую самогон, скрывает её преступление, за которое ей грозит тюрьма.

Много переживший и повидавший, рассказчик, воплощая точку зрения автора, обретает право судить обо всём, что наблюдает в деревне Тальново – миниатюрном воплощении России.

Матрёна – главная героиня рассказа. О ней автор говорит: «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В момент знакомства лицо Матрёны желто, а глаза замутнены болезнью.

Чтобы выжить, Матрёна выращивает мелкую картошку, тайно приносит запретный торф из лесу (до 6 мешков в день) и тайно же скашивает сено для своей козы.

В Матрёне отсутствовало бабье любопытство, была она деликатной, не досаждала расспросами. Матрёна сегодняшняя – потерянная старуха. Автор знает о ней, что замуж она вышла ещё до революции, что детей у неё было 6, но все быстро умирали, «так что двое сразу не жило». Муж Матрёны не вернулся с войны, а пропал без вести. Герой подозревал, что у него новая семья где-нибудь за границей.

У Матрёны было качество, которое отличало её от остальных жителей деревни: она бескорыстно помогала всем, даже колхозу, из которого её выгнали по болезни. В её образе есть много мистического.

В молодости она могла поднять мешки любой тяжести, остановила на скаку коня, предчувствовала свою гибель, боясь паровозов.

Ещё одно предзнаменование её смерти – пропавший невесть куда на Крещение котелок со святой водой.

Смерть Матрёны кажется случайностью. Но почему же в ночь её смерти мыши мечутся, как безумные? Рассказчик предполагает, что это через 30 лет ударила угроза Матрёниного деверя Фаддея, грозившего порубить Матрёну и собственного брата, женившегося на ней.

После смерти обнаруживается святость Матрёны. Плакальщицы замечают, что у неё, полностью раздавленной трактором, осталась только права рука, чтобы молиться Богу. А рассказчик обращает внимание на её лицо, скорее живое, чем мёртвое.

Односельчане отзываются о Матрёне с пренебрежением, не понимая её бескорыстности. Золовка считает её нечистоплотной, не бережной, не склонной накапливать добро, Матрёна не искала своей выгоды и помогала другим бесплатно. Презираема односельчанами была даже Матрёнина сердечность и простота.

Только после смерти рассказчик понял, что Матрёна, «не гоняющаяся за обзаводом», равнодушная к еде и одежде – это основа, стержень всей России. На таком праведнике стоит село, город и страна («вся земля наша»). Ради одного праведника, как в Библии, Бог может пощадить землю, уберечь от огня.

Художественное своеобразие

Матрёна предстаёт перед героем как сказочное существо, подобное Бабе Яге, которая нехотя слезает с печки, чтобы покормить прохожего царевича. У неё, как у сказочной бабки, есть животные-помощники.

Колченогая кошка незадолго до смерти Матрёны уходит из дома, мыши, предчувствуя гибель старушки, шуршат особенно. А вот тараканы равнодушны к судьбе хозяйки.

Вслед за Матрёной умирают её любимые фикусы, похожие на толпу: они не представляют практической ценности и выносятся на мороз после смерти Матрёны.

С другой стороны, Матрёна подобна христианским святым, которые приручали диких животных, понимали их и умели с ними разговаривать (святой Франциск). Даже тараканы подчиняются воле Матрёны и не переползают из кухни в чистую избу.

Образы рассказа неоднозначны, каждый новый смысл образа углубляет общий смысл рассказа. Так тараканы стихийны, как сам русский народ, так же неосознанна их жизнь, от которой как будто шевелятся стены и лавки, но в шуршании их нет ничего злого и лжи: «Шуршание их – была их жизнь».

  • Солженицын в рассказе точно передаёт народный говор Курловского района, особенности быта деревенских жителей, обряд похорон и народные похоронные плачи.
  • По произведению: «Матрёнин двор»
  • По писателю: Солженицын Александр Исаевич
Ссылка на основную публикацию