450. Можно ли учиться на чужих ошибках?

На сегодняшний день проведено множество экспериментов с целью узнать, как происходит обучение на практике. Ученые уже выяснили, что важную роль для формирования знания в долгосрочной памяти играет повторение и награда.

Ученые из Массачусетского Технологического Института так в ходе эксперимента над приматами с применением МРТ выяснили, что наиболее ярким стимулом для обучения была награда за правильный ответ.

Когда примат, правильно выполнивший задание от организаторов эксперимента, получал награду, его нейроны (светившиеся во время правильного ответа), продолжали активность еще несколько миллисекунд.

Но ведь все время давать правильные ответы невозможно.

Ошибки также заставляют наш мозг работать и обучаться, но процесс этот идет гораздо сложнее и витиеватее. Когда мы совершаем ошибку, если выбрать рациональный сценарий, то мы должны проанализировать весь свой опыт: последствия ошибки, предпосылки, что заставило нас выбрать конечное решение и так далее.

Иногда к ошибкам добавляется еще и эмоциональная составляющая, которая либо помогает нам как следует прочувствовать и закрепить полученный опыт, либо — вовсе вышибает пробки и разносит по кирпичикам все эмоциональное спокойствие — вспомните хотя бы себя во время важных экзаменов и что происходило в это время с вашими знакомыми-отличниками.

И таким образом, анализируя и прорабатывая свой опыт, мы приходим к умозаключениям и логическим цепочкам, которые в конце концов имеют шанс быть запомненными. Если этого не произойдет, велика вероятность, что мы с размаху прыгнем на те же грабли. Но с чужими ошибками все еще сложнее.

Что нам мешает учиться на чужих ошибках?

Любое изучение чужого опыта, даже когда мы получаем его из первых рук, может быть искажено в силу «трудностей перевода». Мы можем изучать ошибки человека, который нам не близок по своему мировоззрению, и это различие может сыграть важную роль в формировании опыта.

Например, в школе ребенку-отличнику предлагают «учиться на ошибках», ставя в пример ребенка с более низкой успеваемостью.

На примерах работы второго ученика разбираются нерешенные большинством примеры, но отличник, наблюдающий это, скорее всего будет сидеть и думать: «Ну я же не тупой, чтобы так ошибиться».

С похожей мыслью уже в более взрослом возрасте люди слушают истории знакомых, попавших в токсичные отношения или обманутых мошенниками. Отсутствие эмпатии, нежелание признавать, что человек и сам может оказаться в такой же ситуации, совершить ту же ошибку, не дает в полной мере воспринять чужой опыт.

К тому же, человек может совершить системную ошибку выжившего. То есть, изучая только опыт другого человека, как свершившийся факт, вы запомните только один сценарий, и — возможно — будете просто повторять чужие ошибки, вместо того, чтобы избегать их или в крайнем случае совершать свои.

Однако никто не говорит, что чужие ошибки полностью бесполезны. Просто к ним нужен особенный подход.

450. Можно ли учиться на чужих ошибках?

Как дети строгой системы, в которой ты либо отличник, либо — будущий дворник, мы часто склонны преувеличивать масштабы трагедии, когда речь идет об ошибках. Ко многим из них можно относиться по-философски, как к полезному опыту, будь то опрометчивое желание надеть носки разного цвета или заказать капучино, несмотря на непереносимость лактозы.

450. Можно ли учиться на чужих ошибках?

Изучение чужого опыта можно сравнить с чтением книги, если сюжет или переживания главного героя вас не увлекают, то вы не сможете запомнить и — впоследствии — проанализировать его опыт.

450. Можно ли учиться на чужих ошибках?

Одинаковые ошибки могут приводить к различным последствиям, поэтому не ожидайте, что опыт вашего знакомого в точности повторится и у вас. Помните, что одних героев, съевших отравленное яблоко, может спасти поцелуй любви, в то время как другим понадобится активированный уголь.

Как учиться на чужих ошибках

У каждого из нас есть окружение, которое является не иссякающим источником житейской мудрости, полезного опыта и материала для анализа.

Как известно, мудрый человек способен учиться не только на собственном опыте, но и на чужом.

Какое-то время назад мне не очень верилось в это утверждение, и все стены на своем пути я пробивала собственной головой, прежде чем понять, что их можно было просто обойти или, отойдя немного назад, увидеть дверь.

Голова у меня не казенная, и набивать на ней шишки – трудозатратно и утомительно, поэтому я попробовала найти другой подход, который позволил бы перенимать чужой опыт для решения задач, которые стоят передо мной.

Внешние источники опыта лично для себя я разделяю на те, что далеко от меня и те, что находятся рядом. В первую категорию попадает чей-то опыт, изложенный в книгах, услышанный в историях, увиденный в фильмах. Я понимаю и признаю его ценность, но сегодня больше хочу сосредоточиться на второй категории – том, что происходит рядом с нами.

У каждого из нас есть окружение, которое является не иссякающим источником житейской мудрости, полезного опыта и материала для анализа.

450. Можно ли учиться на чужих ошибках?

Как перестать бросать дела на полпути?

Я люблю быть активным участником событий, быть в центре происходящего, но это не мешает мне оставаться наблюдателем – изучать и оценивать происходящее, анализировать действия людей и приходить к определенным выводам. Именно об этом я и хочу поговорить с вами – о том, как учиться у своего окружения.

Практически на любой вопрос, который у вас возникает, можно найти ответ в своем окружении, жизнях людей, которых вы знаете и тех, с кем случайно встречаетесь. Наблюдатель во мне очень интересуется жизнями других людей, так как видит в них возможность научиться чему-либо, не совершая шагов по собственным граблям и, зачастую ему это удается.

В частных случаях, коих может быть великое множество, имеет смысл глубоко анализировать какого-то одного человека, но, на мой взгляд, объективные результаты можно получить, если рассматривать большое количество людей в разрезе той проблемы/задачи, которая вас интересует.

Как бы мы ни любили изобретать велосипед, который до нас уже изобрели тысячи и миллионы раз, это часто оказывается огромной тратой времени, и того же понимания, которое мы обретаем в итоге, можно достичь, просто посмотрев вокруг себя.

Как учиться на чужом примере? Анализируйте окружающих!

Что занимает ваш ум прямо сейчас? Какую цель вы ставите перед собой? Ваше окружение может ответить на любые вопросы, обращенные к самому себе: «как стать успешным?», «как избежать разочарования в отношениях?», «как реализовать себя в творчестве?» и т.д. Подумайте:

450. Можно ли учиться на чужих ошибках?

Почему успех не приходит? 72 часа на перемены

Что объединяет успешных людей? Напрягите память и наберите пять-десять человек, которые, на ваш взгляд, успешны – из тех, кого вы знаете. Это могут быть родственники, преподаватели, коллеги, начальник, друзья, знакомые.

Проведите между ними параллели и определите, что в их жизненной позиции, мышлении и привычках является общим. Те черты, которые проявляются во всех успешных людях, являются ключами к вашему успеху.

Что объединяет «неудачников»? Каждый из нас знает людей, у которых ничего не получается, которые не могут реализовать себя и добиться желаемого в жизни. Проанализируйте их поведение, решения, которые они принимают, их настрой и начните следить за собой.

Если в вас проявляются схожие черты, фиксируйте это, и заменяйте их на привычки успешных людей. Поделитесь своими наблюдениями об успешных людях с теми, кто сейчас попадает в категорию «неудачников» — возможно, вы сможете помочь им.

Что общего у тех, чьи отношения успешны? Можно прочитать сотни книг и статей о том, как построить счастливые прочные отношения, но гораздо эффективнее научиться этому на живом примере.

Подумайте о тех, чьи отношения складываются удачно, тех, кто продолжительно счастлив вместе и выделите общее в этих парах. Список этих характеристик можно применять как план к действию в собственных отношениях.

450. Можно ли учиться на чужих ошибках?

Как быть индивидуальным человеком?

Что общего у тех, кто счастлив? В вашем окружении есть счастливые, удовлетворенные люди? Что их объединяет? На этот вопрос вам стоит ответить, если вы стремитесь к счастью.

Что объединяет тех, чье творчество востребовано?

Что объединяет тех, кто несчастен?

Продолжать список вы можете сами, в зависимости от того, чему хотите научиться, не стучась собственной головой. Разумеется, я не умаляю значимости собственного опыта, приобретенного вами, но, на мой взгляд, очень многое можно понять, поняв свое окружение, сэкономив собственное время и силы.

Учиться на чужих ошибках и положительных примерах необходимо особенно тем, кто хочет очень многое успеть за свою жизнь. Если все проверять на собственном опыте, ее может просто не хватить на задуманное.

Ну, и напоминаю вам простейший алгоритм, который универсален почти для любой методики, и который помогает учиться на чужом опыте: Анализ → обработка информации → выводы → постановка целей → видение перспективы (составление плана).

Принцип дурака, или Почему невозможно учиться на чужих ошибках?

Почему? Да потому что чужие ошибки — читай, чужой опыт — это теория. А на одной теории без практики мало чему можно действительно научиться. Можно узнать, да. Но знать — еще не значит “уметь”.

В чем принципиальная разница между знаниями и умениями? В результате. Первые, скажем так, обеспечивают нам идею или, если хотите, образ результата. А вот вторые, собственно, сам результат, а главное — его устойчивость. Ведь что такое “умение”, “навык”? Это знание, воплощенное в действие. А что такое результат? То, к чему это самое действие приводит.

Простой пример: вы можете тысячу раз прочитать о том, как управлять автомобилем. Выучить последовательность действий — ночью разбуди, расскажете. Вы можете знать ПДД так, что “от зубов отскакивает”. Но чтобы действительно НАУЧИТЬСЯ управлять автомобилем, вам придется сесть за руль и совершить все те действия, о которых вы читали. Причем, неоднократно.

Вам придется совершать и совершать их — до тех пор, пока они не станут автоматическими.

И вот только тогда вы сможете сказать: я УМЕЮ водить машину, не так ли?

При чем тут ошибки, дураки и умные, спросите? А вот при чем: скажите честно, сможете ли вы не совершать ошибок во время этого процесса — воплощения ваших знаний в навыки? Возьмем тот же пример с обучением вождению автомобиля: друзья, признайтесь, сколько раз вы забывали включать указатель поворота? Или включали не тот? А никогда не начинали движение, не сняв машину со стояночного тормоза — в простонародье, “ручника”? Я, помнится, будучи зеленым совсем новичком однажды на этом самом ручнике метров сто умудрилась проехать. А педали газа с тормозом не путали по неопытности? То-то и оно.

Читайте также:  Образ Каренина в романе Толстого «Анна Каренина»

Процесс обучения — то бишь воплощения знаний в умения — просто невозможен без ошибок. Причем, своих, а не чьих-то там. Ну не получится делать что-то новое — и не ошибаться, не терпеть неудачу. Почему так? Чтобы это понять, давайте разберемся, а что такое, собственно, ошибка (неудача)?

Смотрите, когда мы встречаемся с чем-то новым — я имею в виду, с новой задачей, любой, — сначала мы пытаемся решить ее по уже известным нам алгоритмам. То есть мы используем известные нам способы — иначе говоря, когнитивные или поведенческие шаблоны. Если способ срабатывает, ошибки нет.

Например, я знаю, как варить пельмени — класть их в кипящую воду и периодически перемешивать, пока вода снова не закипит. Затем еще немного поварить в кипящей воде и — вуаля, пельмешки готовы. Так? Допустим, я никогда не варила макароны и делаю это в первый раз.

Что мне подсказывает мой опыт? Макароны — это тесто. По сути, такое же, как и в пельменях. Значит, к макаронам я применяю тот же способ варки, что и к пельменям. Логично? Само собой. Ошибки нет. Но, друзья, при этом нет и обучения! Ведь по сути я ничего нового не сделала.

А теперь представим, что я никогда в жизни не варила ни пельменей, ни макарон. Зато у меня есть опыт приготовления вареной картохи. Картофель, как известно, кладут в холодную воду. Итак, я, имея опыт варки картошечки, впервые в жизни решила сварить макарошки.

Что я делаю? Правильно, использую известный мне способ: кладу макароны в холодную воду. Но данный способ здесь не применим. То есть я совершаю ошибку.

Понятное дело, что скорее всего в данном конкретном случае я, как взрослый человек, сначала прочитаю теорию — как именно варить пресловутые макароны. Но, например, в моем детстве интернета не было. То бишь не было таких вот источников информации, которые “под рукой”.

И когда моя старшая сестра лет в восемь решила сварить впервые макароны, она положила их именно в холодную воду. А в общем-то, на этом простом примере я хочу показать, как протекают наши когнитивные процессы, когда мы встречаемся с чем-то новым.

А они, если очень упрощенно, протекают так: когда мы встречаемся с чем-то новым, наш мозг проводит очень быструю сверку этого нового с уже нам известным.

Такой, знаете, поиск по “библиотеке” нашего опыта. И если новое хоть немного, хоть чем-то напоминает что-то из известного, то первое, что делает мозг — “включает” уже известный способ взаимодействия с этим новым. Иначе говоря, срабатывают существующие нейронные связи.Что такое нейронные связи? Опять же, если очень упрощенно: в нашем мозгу сотни тысяч нейронов.

И информация между ними передается в виде электрических импульсов. Когда мы делаем что-то впервые, включаются определенные нейроны и между ними, собственно, пробегает этот импульс. Если это действие мы начинаем повторять, повторять, повторять — регулярно, методично, — импульс тоже “повторяется и повторяется”. Образуется нейронная связь.

И чем чаще мы повторяем это действие, тем более устойчивой и крепкой становится эта связь. Собственно, вот так и формируются привычки — или, иначе, паттерны, шаблоны. И, повторю, когда наш мозг “приходит к выводу”, что новое похоже на что-то, уже известное нам, автоматически включается та нейронная связи (или связи), которая за это самое “известное” отвечает.

То есть включается тот или иной способ — шаблон, паттерн — действия физического или когнитивного (мыслительного). Да, как я уже сказала выше, при встрече с чем-то неизвестным, новым самое разумное — пойти и найти теорию. Почитать, что и как делать. Это логично, не так ли? Но! Мы же помним: знать — еще не означает “уметь”.

В том смысле, что даже прочитав теорию, мы не сразу можем ее применить. Ибо будут мешать те самые устойчивые нейронные связи. Объясню на примере. Возьмем вождение автомобиля. Сейчас, насколько мне известно, можно обучаться сразу на машине с автоматической коробкой передач. А вот в мое время все учились только на “механике”.

И уж потом пересаживались на “автомат”, если хотели. У меня, например, с механической коробкой отношения не очень сложились, скажу честно. Я как в том анекдоте — ножки две, а педальки три. Поэтому еще во время учебы я инструктору говорила, что ездить буду только на “автомате”.

И после сдачи экзаменов она мне дала совет: мол, когда начнешь водить машину с АКП, левую ногу засовывай поглубже под сиденье. Рекомендацию эту я оценила потом сполна, ибо в первые недели самостоятельного моего вождения левая моя нога все время лезла и пыталась надавить — ну хотя бы на педаль тормоза! И, само собой, все искала педаль сцепления.

Думаю, ситуация знакома всем, кто хоть раз в жизни пересаживался с “механики” на “автомат”, да? Так вот, смотрите: я ведь ЗНАЛА, как водить автомобиль с АКП, так? Я имею в виду, я владела теорией. Но — уже закрепившийся поведенческий шаблон все равно срабатывал.

И вот так у нас — за редким-редким исключением — происходит всегда при встрече с чем-то новым. Именно поэтому ошибки, то есть срабатыванием привычных, закрепленных способов, неизбежны.

А теперь самое главное: в чем же, собственно, заключается польза — или, если хотите, благословение! — ошибок? А в том, что после того, как мы ее, ошибку совершим, у нас включается, друзья,..

творчество! Иначе говоря, как только наш мозг “понимает” что известные способы не работают, он начинает — что? Правильно, процесс СОЗИДАНИЯ новых способов. И — новых нейронных связей, как вы понимаете. Мы начинаем творить, друзья. Креативить. И вот это — и есть процесс освоения нового

. Процесс развития. Это и есть процесс обучения на ошибках.И возвращаясь к фразе о “дураках и умных”: как сами считаете, учитывая все вышесказанное, реально ли научиться на чужих ошибках? Да, можно поразмышлять/порассуждать теоретически: мол, я бы на месте этого человека сделал бы так и так. И, в общем-то, это тоже будет своего рода “креативчик”. Но! Нейронные связи-то при этом не будут образовываться. И укрепляться не будут. Соответственно, мы не будем и учиться. Вывод: научиться на чужих ошибках невозможно.А что же такое “принцип дурака”? А это, друзья, когда человек не учится НА СВОИХ ОШИБКАХ. И соответственно, повторяет их снова и снова. Происходит это из-за страха. Чего? Да собственно, страха ошибок. Точнее — наказания в случае неудачи. Естественно, страх этот чаще всего не осознается. Но при этом (а вернее сказать, именно потому) очень сильно управляет. И заставляет человека избегать ошибок — теми или иными способами. Опять же, бессознательно избегать. И способы, как я уже сказала, тут разные. Например, чтобы гарантированно не ошибаться, человек избегает встречи с новым. Другими словами, не делает нового. А значит — не развивается. Или человек избегает признавать ошибки, точнее, он отрицает свое авторство в том, что произошло. Включается защита под названием “отрицание”, а следом — другая, “рационализация”. Иначе говоря, человек убеждает (в первую очередь себя), что он “не виноват”. Что не он, вернее, не его действия стали причиной произошедшего. А неудачу как-то объясняет, как-то обосновывает (это и есть “рационализация”), находит или придумывает причины извне — обстоятельства, другие люди. И что в таком случае происходит с этим человеком? А ничего. Он не меняется. Точнее, не меняет своих способов взаимодействия с новым. Ну, раз он бессознательно, то бишь искренне верит, что не его действия (способы) привели к ненужному результату. Соответственно, новых способов он не ищет — не креативит. И значит, не развивается. Так вот, друзья, принцип дурака — это модель поведения, при которой человек НЕ УЧИТСЯ на своих ошибках. Это модель поведения, при которой человек раз за разом совершает действие, уже приведшее к нежелательному результату, в надежде получить ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. А по-простому, снова и снова наступает на грабли — и каждый раз искренне верит, что вот сейчас-то в лоб не прилетит.

Вывод? Он прост: не бойтесь ошибок, совершайте их — ведь только так вы научитесь новому. Только так вы будете развиваться.

Лучше на чужих ошибках учиться – вопрос интересный

Многие твердят, что лучше на чужих ошибках учиться. Мол, почитайте романы, любовные истории, автобиографии людей, чьи-то воспоминания, дневники – и вынесите для себя уроки, чего нужно делать, а чего не нужно.

Но, как показывает жизнь, такой опыт бывает редко полезным. Люди стремятся учиться на чужих промахах лишь потому, что боятся их совершать. А это трусость. Все люди разные, у каждого свои трудности. С одними проблемами вы можете столкнуться, а с другими – нет.

Тогда зачем изучать жизненные трудности всего человечества?

Лучше на чужих ошибках учиться или на своих?

Как многие не верят в то, что не видят и не чувствуют, так большинство не может выучить урок, пока сами его не пройдут. Вспомните многочисленные истории, как «мама мне говорила, а я не послушался».

Почему так происходит? Человеку самому нужно понять, что нужно и не нужно, что важно и не важно, что он ценит и чего не ценит. Пока вам говорят, вы лишь слушаете.

Но как только проблема случается, вы теряетесь, хотя раньше знали правильный ответ на свой вопрос.

Пока люди учатся на чужих ошибках, они боятся совершать свои. Со стороны смотреть намного безопаснее, чем самому попасть в «яму». Когда человек сталкивается с расхожей проблемой, он напрочь забывает все, что раньше знал. Он поддается сиюминутным чувствам и эмоциям, совершая действия, которые ему приходят в голову. Зачастую люди совершают глупости, хоть раньше и рассуждали разумно.

Пока человек сам не пройдет некую сложную ситуацию и не сделает для себя определенные выводы, не сможет учиться. Невозможно научиться на чужих ошибках, поскольку они чужие, а не личные. Эти ситуации не затрагивают чувства, эмоции, ум.

Читайте также:  Сочинение: Картины войны в рассказе Андрея Платонова «Возвращение»

Человек не проживал тех трудностей, которые переживали другие. А значит, он не понимает, почему должен поступать так, а не иначе.

Почему она должна прощать мужу измену, а не уходить от него? Почему он должен терпеть критику своего начальника, а не бросать работу? Почему ребенок не может взять себе в кроватку все игрушки, а только одну? Пока человек сам не попадет в ситуацию, когда ему нужно что-то решать, предпринимать и делать, не вынесет лично для себя урок. Вот почему многократно повторяются одни и те же сложные истории у разных людей. Человек учится не на чужих ошибках, а только на своих.

На чужих ошибках можно и очень удобно делать умозаключения. Можно рассуждать и даже стараться что-то для себя решить.

Многое можно прочесть; как избежать конфликта, как бороться с ленью и даже как стать успешным. Но когда непредвиденное случается лично, лишь от человека зависит, как он поступит.

Зачастую люди напрочь забывают опыт других и совершают ошибки, типичные для всех.

450. Можно ли учиться на чужих ошибках?

На ошибках жить не научишься…

Поделиться:

  • Всю жизнь меня преследует фраза, что умный человек учится на чужих ошибках, а дурак на своих…
  • А я бы сказала, что ошибок вообще не существует.
  • Точнее, на ошибках вообще невозможно научиться, ни на чужих, ни на своих.

Почему? Потому что ошибка предполагает бессистемность, случайность, стечение обстоятельств, досадную оплошность, промах.

Ошибка. Само слово толкает вас от него отвернуться, забыть. Оно травмирует вас, делает вас уязвлённым, глупым в собственных глазах. От неё (ошибки) хочется бежать. Сломя голову. Закрыв глаза.

А если предположить, что все в вашей жизни происходит закономерно и справедливо? Что если вы и только вы есть причина этих событий?

И все, что вам даётся в этой жизни пройти, испытать, попробовать, как раз именно вам просто жизненно необходимо.

Пока вы считаете какое-либо событие или действие ошибкой, вы не будете анализировать его беспристрастно и глубоко. Ошибки обычно просто хотят исправить и забыть. Что мозг и делает благополучно, затирая в памяти негатив мантрами и медитациями «забудь, завтра все будет хорошо, завтра ты не совершишь такой ошибки»…

А если воспринять ошибку, как ценнейший опыт. Задать себе вопрос: «Окей, это мне было для чего-то нужно и важно. Для чего? Что именно мне дала эта ситуация? Если причина — я, то что меня привело к этой ситуации?».

И вот тут начнут приходить важные и искренние ответы.

И, может, а я даже уверена в этом, вы посчитаете эту «как-бы ошибку» потрясающим открытием для себя и источником новых ресурсов, знаний о себе, уверенности в своих силах. Это и есть опыт!

Опыт в данном случае лишён негативного окраса по сравнению с ошибкой. Теперь у вас есть опыт, как вам комфортно или неприятно.

  1. В следующий раз, чувствуя, что ситуации схожи, опыт подключится, только называться для вас он будет интуицией.
  2. Которую можно, даже нужно практиковать и тренировать новыми опытами.
  3. А что касается ошибок — вы их будете повторять из раза в раз, одни и те же с разными действующими лицами, только они будут становиться все больнее для вас.

Это как пройти или не пройти уровень в игре. А чтобы вы наконец-то это поняли, вам добавят силу толчка. Чтобы уж точно вы начали задавать себе правильные вопросы и включили анализ причинно-следственных связей.

Каково рода это будут толчки? Вас будут бить по вашим слабым местам.

Дорожите своей машиной — будет ДТП. В мою любимую Impreza въезжали раз 7, я уже даже ДПС перестала вызывать, думала, что просто невезучая машина попалась. А началось все с курортного романа с женатым мужчиной. Я не видела, как я не люблю себя и вру самой себе.

  Комплименты с юмором. Смешные “комплименты”.

После замужества, рождения дочери и моих отношений с мужем, где я откровенно терпела ради дочери, такие толчки повторялись, но добавились несчастные случаи с дочкой — ожог с больницей, укус клеща, перелом руки и в конце концов невроз. Тут уж я спохватилась… это стало переломным моментом для «подумать и начать что-то менять».

Следом мое движение «не туда» отметилось потерей денег, хотя раньше деньги шли ко мне сами.

Не думайте, что это «случайности». Их нет. Все ведёт вас к вам самим, чтобы вы перестали себе врать, изменять своей душе, жить чужим «знанием» и быть умником, который якобы не совершает своих ошибок и учиться на чужих…

Если моя статья не оставила вас равнодушным, добро пожаловать в мой блог в Инстаграм и в библиотеку моих эфиров. Продолжим практиковать счастье вместе!

Всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих?

Наличие ошибок – непременное условие для получения жизненного опыта, без которого человек никогда не повзрослеет и не сможет развиваться, ведь без учета своих неудач, поражений и неправильных поступков он не исправится и не станет лучше.

Нравится нам или нет, шишки, ссадины и шрамы – закономерности бытия, согласно которым существует цивилизация. Конечно, приятно учиться на чужих ошибках, чтобы уберечь себя от их последствий.

Но всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих? Будет ли это так же эффективно?

Выдающиеся писатели и мыслители на протяжении всего исторического процесса задумывались над этой темой так же, как и я сегодня задумываюсь над этим письменным столом.

Мне вспоминается роман Михаила Шолохова «Тихий Дон», где главный герой Григорий Мелихов, пережив многочисленные потрясения и боевые походы под разными знаменами, наконец, осознает, что война, на чьей бы стороне она не была, это гибель ни в чем неповинных людей и опустошение земель. Он начинает свой жизненный путь, не задумываясь о сущности ратных подвигов. Молодой казак – отличный боец и, что называется, в рубашке родился. Он отлично видел, как война калечит его односельчан нравственно и духовно, но ему нужен был собственный опыт, чтобы понять это. Без него он не нашел бы правды, которую искал. На чужих ошибках такие вещи не осознать.

Михаил Булгаков тоже коснулся этой темы в своем романе «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат, один из самых сложных его героев, совершает фатальную ошибку, которая определила ход мировой истории в последующие столетия. Он отдал распоряжение о казни проповедника Иешуа, понимая, что руки его будут запятнаны кровью невинного человека.

За это решение Пилат понес суровую кару, ожидая прощения и терзаясь муками совести не одну тысячу дней. Какой урок вынес римский чиновник? Свою роковую ошибку он точно исправить не смог, да и случаев ему больше не представится. Нет, его опыт не был столь поверхностным и буквальным, это не мораль в басне.

Герой осознал, что он — не бог, и не может выносить приговоры, где решается вопрос жизни и смерти. Его власть – всего лишь земная. Но он, похоже, единственный владыка, который понял свое бесправие и принял его. Это прозрение можно почувствовать лишь ценой опыта, ведь иные власть имущие умирают, так и не узнав истину.

Взамен иллюзии они отдали душевный покой и независимость. Пилат, в отличие от них, пережив испытания, стал свободным. Чужие ошибки не помогли бы ему это сделать.

Таким образом, я делаю вывод, опираясь на опыт великих русских писателей, что чужие ошибки не всегда могут нам помочь. Свой опыт гораздо полезнее, ведь чужой мы можем истолковать неправильно, так как не знаем того, что знает этот человек. Кроме того, кардинальные изменения могут совершить в нас только собственные выводы и уроки, которые мы получили. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Шесть способов учиться на своих ошибках

Вы, вероятно, много раз слышали о том, что совершать ошибки и извлекать из них уроки — лучший способ достичь совершенства. Но сказать легче, чем сделать. Общество порой очень жестко наказывает человека за ошибки. Да и уметь из них извлекать уроки — целое искусство, специально которому никто не учит. Так что овладеть им нужно самому. Вот шесть способов для этого.

1

Будьте готовы признавать свои ошибки

Кэтрин Шульц, американский журналист и писатель, в своей лекции «On Being Wrong» на TED говорит, что мы, когда думаем о самих себе, редко признаем свою неправоту. У себя в мыслях мы почти всегда правы.

Осознание того, что мы ошибаемся, приносит боль. Это вызывает неловкость и заставляет чувствовать себя глупо. Но еще хуже, когда мы совершаем ошибки и пытаемся не испытывать чувство вины, придумывая для себя оправдания. Желание чувствовать, что мы всегда правы, делает нас зависимыми. Эта привязанность не позволяет предотвращать ошибки и учиться на них, чтобы не допускать в будущем.

Первым шагом к «выздоровлению» является признание, что вы ошиблись. Скажите себе: «Я неправ» и терпите дискомфорт, который приходит вместе с этим. Окружающие воспринимают такое поведение как признак интеллекта и честности.

Признание своих ошибок также тренирует осознанность — способность замечать свои действия и понимать, когда они приводят к неудачам.

2

  Смс мужу от жены нежные короткие своими словами

Читайте также:  Краткий анализ рассказа «Кусака» Л.Н. Андреева

Избегайте руминации

Дискомфорт, о котором говорилось выше, временный. Сьюзан Нолен-Хоексема, доктор философии, психолог и профессор Йельского университета, указывает, что вместо того, чтобы зацикливаться на своих ошибках, нужно практиковать адаптивный самоанализ.

Это означает, что необходимо выделить время, чтобы подумать об ошибке и изменить свое поведение, не допустить повторения ситуации в будущем. Не можете понять, когда в голове играет заезженная пластинка с записью произошедшего, а когда происходит адаптивный самоанализ? Вот два вопроса, которые помогут разобраться:

  • Это удерживает меня в прошлом? Если да, то это заезженная пластинка для ваших мыслей («руминация», на языке психологов).
  • Это помогает мне учиться и расти? Если да, то это адаптивный самоанализ.

Самый лучший способ практиковать адаптивный самоанализ — задавать правильные вопросы.

3

Задавайте правильные вопросы

Когда вы допустили ошибку, чтобы отрефлексировать ее, нужно задать себе несколько вопросов. Вот некоторые из них:

  • Есть ли что-то, что поможет исправить ошибку?
  • Что можно спасти в этой ситуации?
  • Есть ли скрытая возможность в ошибке?
  • В чем была причина ошибки?
  • Вы допустили ошибку в стратегии или методе, который выбрали?
  • Вы совершили ошибку, выполняя план?
  • Что можно сделать иначе?
  • Были ли какие-нибудь предупреждающие знаки, которые вы пропустили?
  • Вы сделали какие-то предположения, которые оказались неправильными?
  • Эта ошибка выявила что-то, о чем вы не знали до ее совершения?
  • Что сработало? Что не сработало?
  • Эта ошибка показала, что вам не хватает навыков? Или практики?
  • Эта ошибка указала на черту характера, которая тянет вас назад? Например, высокомерие или негибкость в мышлении.
  • Что вы сделаете, чтобы не повторять эту ошибку снова?

Изучите свои ошибки, тщательно проанализировав ответы, которые дадите.

4

Сочувствуйте себе

Как только вы задали себе вопросы и определили уроки, которые можете извлечь из сделанной ошибки, отпустите все оставшиеся отрицательные чувства, которые могут возникнуть; проявите сострадание к себе.

Исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Беркли, показало, что сострадание к себе может быть очень полезным. Они выяснили, что те ученики, которые совершили ошибку в тестах и которым позже дали возможность пожалеть себя, быстрее справлялись с негативными эмоциями и принимались за учебу снова.

Что они делали? Просто повторяли аффирмации. Вот некоторые фразы, которые вы можете использовать в следующий раз, когда совершите ошибку:

  • Мои ошибки не определяют мою личность.
  • Никто никогда не преуспевал в жизни, не совершая ошибок.
  • Ошибки — часть человеческого существования.
  • Я горд тем, что попробовал.
  • Я сделал ошибку, но не собираюсь долго корить себя за это.
  • Теперь я лучше подготовлен к своей следующей попытке.
  • Я благодарен этой ошибке за то, что стал лучше.
  • Я собираюсь понять, в чем заключается ошибка и попробовать еще раз.

5

Учитесь на ошибках и двигайтесь без страха

Худшее, что может произойти — дать ошибкам возможность влиять на ваши дальнейшие действия.

Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу однажды сказал: «Жизнь, наполненная ошибками, не только более почетная, но и более полезная, чем жизнь, потраченная на то, чтобы ничего не делать».

У вас должен быть страх перед отсутствием действием, а не боязнь ошибиться. Даже если вы все тщательно спланировали и избегаете ошибок, рано или поздно они все равно будут. Это абсолютно нормально. Будьте готовы сделать выводы и, вооружившись новыми знаниями, пробуйте еще и еще.

6

Применяйте пробный подход к жизни

Мир невероятно сложный. Никто, даже самые умные люди на планете, не знают, что будет завтра, ведь слишком много факторов влияют на ближайшее будущее. Метод проб и ошибок — лучшая техника решения проблем на все времена:

  • Когда вы столкнулись с проблемой, примите решение использовать несколько разных подходов.
  • Создайте систематический способ определить, что работает, а что нет.
  • Проанализируйте полученные данные, внесите необходимые изменения и повторите попытку.

Помните, жизнь требует смелых, постоянных экспериментов. Не останавливайтесь. Желаем вам удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Уроки мудрости от Цицерона
  • Самокритика
  • Уроки, которые нужно извлечь из увольнения
  • Как исправить свою ошибку
  • Лучшие вопросы для собеседования
  • Польза от неудач и провалов
  • Семь способов остановить руминацию
  • Как пересмотреть свои успехи за последние шесть месяцев
  • Причины, по которым нужно потерпеть поражение
  • Мысли, убивающие любую мотивацию

Ключевые слова:1Самопознание

Можно ли научиться на чужих ошибках?

В первую очередь определимся со словом «ошибка» без философского подхода к определению специальных понятий, терминов и дефиниций. Обыденное и житейское понимание слово «ошибка» — это какое-либо неправильное действие человека, сделанное не так, как следовало бы, по мнению самого ошибающегося или окружающих его людей.

А как нужно сделать, кто может точно сказать? Большое значение в судьбе человека играют его мировоззрение, моральные принципы и психологическая природа, которые определяют его взаимодействия с окружающим миром. А как формируются мировоззрение и моральные принципы человека? В большей степени воспитанием, в ходе которого и приобретаются навыки житейской мудрости.

В отличие от врожденных житейских понятий общественного сознания, характер человека, зависимый от смешения четырех типов темперамента (холерического, меланхолического, сангвинического и флегматического) не бывает врожденным, а формируется в процессе обучения и воспитания. Он связан с условиями жизни человека и проявляется в его поступках и действиях.

Как мы знаем, формирование человеческого сознания проходило на всех этапах становления человеческого общества. И на всех этапах развития существовали какие-то правила поведения человека в разных жизненных ситуациях. Появились законы, обуславливающие поведение человека в обществе, описанные в этнографической и религиоведческой литературе.

В системе понятий, определяющих отношения людей, появляются принципы социального поведения в обществе: не убивай, не воруй, не прелюбодействуй и т. д. Но в каждом обществе наряду с горизонтальными связями существуют вертикальные, которые по национальным или иным признакам напоминают о родовых связях и обычаях в форме разных мифологических сказаний и пословиц.

Но кто может сказать человеку, как правильно поступить, когда сосед ворует, а его никто не наказывает за это; другой прелюбодействует и ведет развратный образ жизни, а ему все сходит с рук.

Иное дело у инков, у которых воров практически не было, а супружеская неверность каралась сурово. «Прелюбодея» ждала мучительная и позорная смерть от поражения стрелами.

И первую стрелу пускал в детородный орган соблазнителя сам муж-«рогоносец»!

Большинство житейских ошибок связываются с любовью, которая у женщин, по наблюдениям разных психологов, вспыхивает быстро, но так же быстро и гаснет. У мужчин же чем быстрее любовь возникла, тем дольше она продержится. Любовь — как наркотик, и не длится вечно. Эксперты объясняют это биологическими факторами, когда естественные любовные химикалии испаряются после 18 месяцев.

Английский эксперт Сара Литвинофф утверждает, что люди глупеют от любви. В данном случае можно поверить на слово. Практически все без исключения оказывались в ситуации, когда природа требует продолжения рода человеческого, а наука почти откровенно приравнивает состояние влюбленности к легкому сумасшествию.

Геродот, например, рассказал о том, как власть, принадлежавшая ранее дому Гераклидов, перешла к роду Креза. Гераклид Кандавл был очень влюблен в свою жену и, как влюбленный, считал, что обладает самой красивой женщиной на свете. И вот «сдуру» или будучи под любовным влиянием Кандавл похвастался красотой своей жены перед своим телохранителем Гигесом, который увидел ее обнаженной.

И Гигес любовался, как она вошла и сняла одежды. Как ни в чем ни бывало, женщина хранила молчание. Но когда наступил день, она велела своим слугам позвать к ней Гигеса.

Гигес пришел и услышал такие слова: «Или ты убьешь Кандавла и, взяв меня в жены, станешь царем лидийцев, или сейчас же умрешь, так как увидел то, что тебе не подобает».

Мораль тут, видимо, такова, что полностью раздетой женщину мог видеть только муж. И Гигес овладел царством.

Ошибка ли это? Или специально придуманная история оправдания женской неверности, послужившая своеобразной тропинкой на трон с использованием расположения жены обладателя этого трона? Например, мать первой русской царицы Анны, императрица Феофано, была женой двух византийских императоров — Романа II Молодого (959−963) и Никифора II Фоки (963−969), убитых своими последователями.

Жизнь человека подчинена природным законам, и вне общественного сознания отдельный представитель человечества существовать не может.

Поэтому он и должен подчиняться законам общественного самоуправления, положений, включающих и моральные нормы поведения в обществе.

Но поведение каждого человека, реагирующего на изменения в быту, будет зависеть от сложившегося характера, когда он пребывает в тоске и печали меланхолика или ревнивой ярости холерика.

В том, что «ошибающихся» людей Бог накажет, мы сами увидеть не можем, а поверить в это сложно, видя, как человек украл миллион, а его никто не преследует. Можно ли воровство в данном случае назвать ошибкой? Расхожая фраза: «Хочу любить и быть любимым». А почему нет, когда никто не любит страдать и один из способов защитить свое сердце от боли — это поступать так, как тебе хочется?

Для того чтобы учиться на чужих ошибках, надо, по крайней мере, признавать и на психологическом уровне осознавать наличие каких-то существующих правил, которые нарушаются. Но как может осознать человек, ошибается сосед или нет, когда он не признает или не осознает, в силу своего воспитания, каких-либо правил. Может быть, тот живет по другим законам и правила у него другие.

И выходит так, что учиться человек может только на своих ошибках, получив негативные последствия. Когда он осознает объективную реальность и будет думать, что это конкретное его действие, поддающееся измерению, послужило причиной для изменений в состоянии жизни.

Ссылка на основную публикацию