Стихи сурикова: читать стихотворения ивана захаровича сурикова – русского поэта, писателя

Иван Суриков. Стихи для детей. Произведения и биография

Детство
Бедность
Утро в деревне
Тонкая рябина
Утро
Солнце утомилось
Занялася заря
Верба
Дети
Грезы
Ярко солнце светит
Степь
Весна
Зима
После дождя
На берегу
Мороз
Белый снег, пушистый…
В зареве огнистом…
В ночном
В степи
И вот опять пришла весна…
Осенью
Осень… Дождик ведром…
Цветы
Малороссийская песня

 
Читать все стихотворения Сурикова.Список произведений.
Читать стихи и басни других авторов

 
Иван Захарович Суриков – талантливый поэт-самоучка, который был ярким представителем «крестьянского» направления в литературе. Многие его произведения превратились в народные песни: «Сиротой я росла», «В степи», «Рябина» и т. д. На слова поэта писали музыку такие известные композиторы, как Чайковский, Даргомыжский, Римский-Корсаков и Бородин.

Краткая биография Ивана Захаровича Сурикова

 
Детство
 

Иван Суриков родился в деревне Новосёлово (Ярославская губерния) в 1841 году. Отец мальчика жил в Москве. Туда он уехал на заработки, ещё будучи молодым. Сначала пришлось побыть подручным, а потом послужить приказчиком на рынке. В итоге отец Ивана открыл свою овощную лавку. Захар Суриков лишь изредка приезжал в деревню, чтобы навестить родных.

 
Переезд в Москву
 

До девяти лет болезненный, слабый и тихий Иван прожил в деревне. Её спокойный, мирный, простой уклад и красота окрестностей произвели на будущего поэта неизгладимое впечатление. Спустя годы читатели смогут наблюдать в творчестве Сурикова деревенские мотивы.

Но это потом… В 1849 году Иван с мамой переехал в Москву к отцу. Мегаполис с его удушливым воздухом, отсутствием простора, грязью и шумом отрицательно подействовал на мальчика. Он ещё больше замкнулся в себе.

На десятом году жизни родители отдали Ивана на обучение сёстрам Финогеновым из купеческого рода. Они научили будущего поэта церковной и гражданской азбуке, письму, чтению, религии и т. д. Едва освоив грамоту, маленький Суриков стал жадно «поглощать» книги.

Причём он читал всё, что попадалось под руку. Это были и романы, и путешествия, и сказки, и жития святых и т. д.

 
Знакомство Сурикова с поэзией
 

Вскоре биография Ивана Захаровича Сурикова пополнилась знаковым событием – мальчик впервые прочитал стихи. Это были басни Дмитриева, песни Цыганкова и ряд романов Мерзлякова. После прочтения данных произведений мальчик почувствовал едва различимое влечение к поэзии.

Так как Иван обучался «на старинный лад», он не читал стихи, а распевал их. Этот «натуральный» способ Суриков использовал в будущем для проверки размера своих творений. И оставил он его только тогда, когда познакомился с теорией стихосложения.

Живший по соседству чиновник Ксенофонт Добротворский ещё больше пристрастил мальчика к чтению. Он регулярно давал ему книги из своей библиотеки.

 
Первая работа и первое стихотворение Ивана Сурикова
 

Как только Иван Захарович Суриков, краткая биография которого известна всем любителям отечественной поэзии, достиг подросткового возраста, отец посадил юношу за прилавок. Его совершенно не интересовали увлечения мальчика.

Но Иван не бросил чтения и продолжал заниматься им украдкой. Вскоре влечение юноши к поэзии выразилось конкретным произведением. Мальчик написал первый стих, на который его вдохновил произошедший в их доме пожар. Добротворский похвалил Сурикова и посоветовал ему продолжать.

Вдохновлённый словами своего наставника, Иван сочинил несколько пьес в форме песентябрь.

 
Критика
 

К 1857 году Иван Захарович Суриков, написал целую тетрадь стихотворений. Мальчику едва минуло 16 лет. По совету друзей, он отнёс свои стихи двум русским поэтам. Один из них принял тёплое участие и дал полезные советы.

От второго же пришёл настолько неблагоприятный отзыв, что Иван впал в уныние. Тем не менее, юный поэт не забросил стихосложение, а лишь стал работать усерднее. Суриков совершенствовал звучность, плавность и форму своих произведений.

И это дало свои результаты: в стихах появилась художественность и простота образов.

 
Разорение отца
 

Вскоре отец мальчика решил заняться расширением торгового дела. Биография Ивана Захаровича Сурикова гласит, что жизнь его с этого момента сделала новый виток.

Несмотря на новую загруженность (отчётность и работу за прилавком), юный поэт смог выкраивать время на своё любимое занятие. Желая быстро разбогатеть, отец Ивана стал играть на скачках. Это привело к серьёзным убыткам. Захар запил, лишь усугубив положение.

В итоге разорились обе его лавочки. Отцу мальчика пришлось уехать в деревню, а сам юный поэт устроился подручным к брату Захара.

 
Работа у дяди
 

Биография Сурикова Ивана Захаровича описывает этот период его жизни как довольно тяжёлый. Капризный и придирчивый дядя ещё больше загружал юного поэта работой. Ивану приходилось не только обслуживать покупателей, но ещё и развозить товары по заказчикам, а также подметать лавку.

Свободного времени на любимое чтение и стихосложение у Сурикова почти не оставалось. Жизнь у дяди становилась просто невыносимой. В итоге Суриков продал всё имеющееся имущество и снял на Тверской маленькое помещение. Также он вместе с мамой занялся покупкой и продажей старого лома.

Дело пошло особенно бойко, когда Иван, помимо железа, стал торговать каменным и древесным углём.

 
Обретение независимости
 

Став самостоятельным, поэт смог вернуться к своему любимому занятию. С начала 60-х биография Ивана Захаровича Сурикова пополнилась рядом важных событий. Одним из них стало знакомство с поэтом Плещеевым. Последний разглядел в молодом человеке талант и смотивировал его к дальнейшему самообразованию и творчеству.

Несколько наиболее удачных стихов Плещеев отправил редактору журнала «Развлечения» Миллеру. Первое из них было опубликовано в 1863 году. Окрылённый успехом, Иван стал ещё строже относиться к созданию своих произведений. Плещеев помог ему в совершенствовании стиха и формы.

Но вскоре в жизни молодого поэта настал кризис.

 
Трудный этап

 
Иван Захарович Суриков (краткая биография,предназначенная для детей , также подробно описывает этот период) потерял мать, а из деревни вернулся его отец. Он поселился у сына и вёл нетрезвый образ жизни.

Потом Захар женился на раскольнице – сварливой женщине с тяжёлым характером. Иван не мог её терпеть и покинул дом. Для молодого поэта началась жизнь, полная скитаний, лишений и постоянных поисков работы.

Суриков перепробовал несколько профессий: ученик в типографии, переписчик, подручный…

 
Новые публикации Сурикова
 

Когда мачеха ушла, обобрав до нитки Захара, Иван вновь поселился у отца и занялся торговлей. Не забывал он и про перо.

«Развлечения», «Иллюстрированная газета», «Воскресный досуг» — вот те издания, в которых публиковался Суриков Иван Захарович (биография для детей будет весьма интересной, если зачитать им хотя бы несколько отрывков из стихотворений, напечатанных в этих журналах). Талант и известность поэта росли в геометрической прогрессии. В 1871 году вышло первое собрание его сочинений, включающее 54 пьесы.

 
Кружок поэтов-самоучек
 

На этом краткая биография Сурикова Ивана Захаровича подходит к концу. Осталось раскрыть ещё пару важных моментов. Ивану всегда импонировали такие же самоучки, как он сам. Поэтому Суриков решил организовать соответствующий кружок, в который вошли Радиенов, Григорьев, Раззоренов, Дерунов, Кондратьев, Тарусин и др.

Вместе они выпустили в 1872 году альманах «Рассвет». А в 1875-м увидело свет 2-е издание сборника стихов поэта. Об этом нам говорит любая биография Ивана Сурикова. Для детей он, кстати, писал замечательные стихотворения. На середину 70-х пришёлся пик поэтической карьеры героя нашего повествования.

 
Последние годы
 

В последние годы жизни поэт оказался в тяжёлых условиях. Денег постоянно не хватало. Это подорвало его силы и здоровье. Серьёзно болеть Суриков начал с 1879 года. У поэта развивалась чахотка.

3-е издание его стихов принесло некоторые средства, и Иван Захарович поехал на них лечиться в Самарские степи. С этой же целью он прожил некоторое время в Крыму. Но лечение не помогло, чахотка прогрессировала.

В апреле 1880 году поэт умер и был похоронен в Москве на Пятницком кладбище.  

В 1910 году несколько российских литературных сообществ отпраздновали 30-летие со дня кончины Сурикова. По этому случаю на могиле поэта установили памятник.

Источник: https://skazkibasni.com/ivan-surikov

Стихи Сурикова для детей

«Степь да степь кругом», – помните эти строки? Их подарил миру Иван Суриков. И вы наверняка сможете продолжить фразу «Что стоишь, качаясь..». У одаренного поэта-самоучки пела душа – большинство его стихотворений музыкальные. Особенно мелодичны стихи Сурикова для детей. Они увлекут даже ребят младшего дошкольного возраста.

Читая стихотворения Сурикова, так и хочется их пропеть. Секрет в образовании поэта. Сурикова обучали грамоте на «старинный лад», нараспев. Поэтому и стихотворения мальчишка распевал – такой подход остался с ним на всю жизнь. Когда он стал писать, потом еще долго сверял размер стихов пением. Лишь позже окончательно усвоил теорию стихосложения. 

Лиричность творчества Сурикова привлекла внимание Чайковского и Римского-Корсакова. Эти знаменитые композиторы написали к некоторым произведениям музыку. Так стихи «Рябина» и «В степи» превратились в народные песни.

Сильные личности в большом городе

Несмотря на музыкальность, Суриков не всегда придерживается мажорных ноток. Среди героев его стихотворений – простые люди, которым приходится выживать в большом городе. Портные, рабочие, швейки, сапожники, бездомные бродяги – поэт изображает их с грустной напевностью.

Но Суриков показывал: даже в беспокойном и грозном мире можно оставаться сильным душой. Упор он делает не на социальный протест и не на упреки миру. Он показывает силу человеческого духа, достойно принимающего страдания и сложности. Недаром «Рябина» Сурикова стала народной песней в период войны. У поэта много стихов, которые стали «голосом» масс.

Часто стихи Сурикова для детей воспевают прекрасные просторы деревни. Сельская местность – прекрасное видение, мечта… Через слова так и льются живописные картины русской природы.

Лучшее – детям

Через свои стихи Суриков «говорил» и с малышами. Недаром произведения поэта читают ребятам в детских садах. Повествуют короткие стихи Сурикова о красоте природы и временах года. Стихотворения образные, яркие и солнечные, полны тепла и свежести. Они прививают любовь к прекрасному. Лирика отличается простотой и мелодичностью. Бытовые зарисовки очень живые.

Дети постарше откроют для себя мотив путешествия в стихах Сурикова. Частый герой его творчества – ямщик. Стихотворения основаны на приключениях и легендах из жизни этих людей. Дорога, просторы, скитальцы – образ дороги занимает значимое место в лирике Сурикова.

Поэта хвалят за умение выразить впечатления детства. Он сумел показать детскую безмятежность в легких и незатейливых, на первый взгляд, строках. Любовь к родным окрестностям, народному творчеству и природе – он все объединил в своем творчестве. Поэтому детям близки его строки – они душевные и простые для восприятия.

Через тернии – к звездам

Сегодня творчество Сурикова вызывает восхищение. Его называют народным поэтом России. Но таланту пришлось пробиваться, словно одуванчику на асфальте. В детстве Суриков тянулся к книжным знаниям, но родители в упор не хотели видеть его дар.

Он писал стихи тайком от отца и в свободное время читал Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Судьба свела его с нужными людьми, которые помогли ему найти себя в поэзии. Позже Иван Суриков даже организовал литературное сообщество.

Так талант пробился к свету.

Потерянные стихи

Первые стихотворения автора всегда самые интересные: чуть неуклюжие, но с особенным колоритом. Но автор не оставил их людям – уничтожил. Ему не понравилась неточность образов, некоторая манерность, пластичность и простота. К сожалению, при жизни поэту почти не досталось аплодисментов. Его упрекали в «болезненном однообразии». Известность пришла уже после смерти.

Вернуться в раздел детские стихи.

Источник: https://deti-online.com/stihi/stihi-surikova/

Короткие стихи Сурикова

Читая и перечитывая проникновенные стихи Сурикова, невольно переносишься из шумных, душных городов в тихие, привольные степи и задумываешься о том, чему нет имени, но что само собою понятно и без слов, как музыка.

Засветилась вдали, загорелась заря, Ярко пышет она, разливается, В поле грустная песня звучит косаря; Над заливом тростник колыхается.

От дерев и кустов полем тени ползут, Полем тени ползут и сливаются; В темном небе, вверху, поглядишь – там и тут Звезды яркие в мгле загораются. *** В зареве огнистом Облаков гряда, И на небе чистом Вечера звезда.

Наклоняся, ивы Дремлют над рекой, И реки извивы В краске голубой. Звук свирели стройно Льется и дрожит; На душе спокойно, —

Сердце будто спит,

Как наши степи, широка русская натура, оттого-то и чувствуется такая мощь в лучших народных песнях и образцах поэтического творчества Ивана Сурикова.

Заря занимается, солнце садится, Сияют деревья в огне золотом; Тень от лесу движется, шире ложится, Ложится на землю узорным ковром. Домой косари потянулись с косами, Их грустные песни звенят средь полей, — И в воздухе пахнет травой и цветами,

Спускается вечер с прохладой своей.

Искренность, образность, простота – вот сильные стороны творчества Сурикова. Сын своей страны, Суриков сожалел о том, что мало для нее сделал; истинный певец прекрасного, он видел последнее в бескорыстном служении своему Отечеству, в самоотвержении, в подвиге. По его убеждению, поэзия – это олицетворение высшей истины, проводника света во тьму, сильнейшее орудие для борьбы со злом.

«После дождя» Гром отгремел, прошла гроза, — И в выси светло-голубой Прозрачней смотрят небеса, — И на смоченной мостовой Все громче грохот колеса. Открыты окна по домам — Весенний воздух свеж и чист; Куда ни взглянешь, тут и там

Читайте также:  Аполлон майков стихи: читать стихотворения майкова аполлона николаевича - лучшие произведения поэта классика

Блестит дождем омытый лист.

Суриков любил поэзию всей душой, она была для него дороже самой жизни. Идти бесповоротно к благородной цели, твердо нести в одной руке знамя, на котором начертаны священные заветы, а в другой держать светоч, озаряющий путь впереди, — вот что значит, по мнению Сурикова, быть истинным поэтом.

Солнце утомилось Ходя день деньской; Тихо догорая,

Гаснет за рекой.

Край далекий неба Весь зарей облит, Заревом пожара

Блещет и горит.

Ходят огневые Полосы в реке; Грустно где-то песня

Льется вдалеке.

Рассматривать поэзию Сурикова отдельно от его жизни невозможно: в ней много личного, но только не в смысле узкого себялюбия. Суриков как бы теряется в настроении огромного большинства людей, сочувствующих поэту во имя духовного единства.

Встало утро, сыплет на цветы росою, Тростником озерным тихо колыхая; Слышит ухо, будто кто-то над водою

В тростнике озерном ходит, распевая.

Никого не видно, над водой лишь гнутся Водяной кувшинки маковки, белея; А вверху над ними, поднимаясь, вьются

Мотыльки, на солнце ярко голубея.

Приглядишься зорко — и за тростниками, На воде, под легким утренним туманом, Кто-то будто смотрит светлыми очами, Колыхаясь тихо тонким, гибким станом.

***

Ярко солнце светит, В воздухе – тепло, И куда ни взглянешь,

Все вокруг светло.

По лугу пестреют Яркие цветы; Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес: нет звука: Лист не шелестит, Только жаворонок

В воздухе звенит,

Да взмахнет порою Птичка над кустом, Да, жужжа, повьется

Пчелка над цветком,

Да золотокрылый Жук лишь прошумит, — И опять все тихо,

Все кругом молчит.

Хорошо!.. и если б Труд не призывал, Долго бы весною В поле простоял. *** Едешь, едешь, — степь да небо, Точно нет им края; И стоит вверху, над степью,

Тишина немая.

Нестерпимою жарою Воздух так и пышет; Как шумит трава густая,

Только ухо слышит.

Едешь, едешь, — как шальные, Кони мчатся степью; Вдаль курганы, зеленея,

Убегают цепью.

Промелькнут перед глазами Две-три старых ивы, — И опять в траве волнами

Ветра переливы.

Едешь, едешь, — степь да небо, — Степь, все степь, как море; И взгрустнется поневоле На таком просторе. ***

«Верба»

Ходит ветер, ходит буйный, По полю гуляет; На краю дороги вербу

Тонкую ломает.

Гнется, гнется сиротинка, — Нет для ней подпоры; Всюду поле — точно море,

Не окинуть взоры.

Солнце жжет ее лучами, Дождик поливает; Буйный ветер с горемыки

Листья обрывает.

Гнется, гнется сиротинка, — Нет для ней защиты; Всюду поле — точно море,

Ковылем покрыто.

Кто же, кто же сиротинку В поле, на просторе — Посадил здесь, при дороге,

На беду, на горе?

Гнется, гнется сиротинка, — Нет для ней привета; Всюду поле — точно море,

Море без ответа.

Так и ты, моя сиротка, Как та верба в поле, Вырастаешь без привета,

В горемычной доле.

Стихотворения Сурикова по справедливости давно оценены читателями, критиками, как выдающиеся художественные произведения, они заняли своё почётное место в русской литературе.

«Дети» Солнышко уж встало И глядит в окно; Уж щебечут птички

За окном давно.

Вышли дети, — травка От росы мокра И на ней сияют

Капли серебра.

Темный сад лучами Солнышка облит; От дерев рядами

Тень в пруде лежит.

На дорожках сыро, В воздухе легко, — И кричит дергачик

Где-то далеко.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/surikov/korotkie_stihi_surikova/

Читать “Стихотворения”

Составитель

Ю Беляев

Художник

Б.

Цосульников

Говоря об искусстве будущего. Л. Н. Толстой предсказывал, что создавать его будут не только «люди богатых классов или близких к ним, а все те даровитые люди из всего народа, которые

окажутся

способными и склонными к художественной

деятельности».

Ростки такой будущей созидательной

культуры

пробивались уже при его жизни, когда в русской

литературе

возникло

такое

примечательное

явление,

как творчество крестьянских

«поэтов-самоучек», выходцев

из самых глубин угнетенных

народных

масс, показавших своей одаренностью и бескорыстным служением

литературе,

как велик творческий потенциал народа Правда, путь их в большую литературу был труден, а подчас и трагичен.

Во главе этого

своеобразного литературного

направления стоял Иван Захарович Суриков, почт

удивительно

сложной жизненной

я

творческой судьбы

Пожалуй,

ни один русский литератор не имел на своем

пути

столько препятствий, столько не стимулирующих вдохновение житейских невзгод, сколько выпало их на долю этого самородка из ярославских крепостных крестьян, бывшего, по собственному признанию, «с ранних лет рабом нужды». И тем не менее он совершил творческий подвиг, став народным поэтом России, чьи стихи и песни можно было услышать и в

аристократическом

салоне, и в бурлацкой артели;

их

читали 

на гимназических вечерах и пели на ярмарках слепые музыканты; они входили в школьные хрестоматии и становились народными песнями.

Прошло сто лет со дня смерти поэта, а его «Рябину» поют и поют. А для скольких поколений приобщение к великой российской словесности начиналось вот с этих незабываемых строк:

Пожалуй, никто в русской поэзии

не сумел выразить с такой искренностью и художественной силой бесхитростные, но неповторимые впечатления детства, недоступную для взрослых безмятежность детского мироощущения В простых и незатейливых на первый взгляд строках воскресает чудесный мир детства. Многое слилось в этом стихотворении: любовь к родным местам, природе, к народному творчеству, — и все это складывается в сознании каждого в высокое понятие — Родина. В этом отношении Ивана Сурикова можно назвать прямым продолжателем

пушкинской

традиции патриотического и нравственного воспитания. Недаром стихотворение «Детство» было высоко оценено В. И. Лениным [1]. Тогда, в 1919 году, в

суровое

для

страны время — разгар гражданской войны, — Советская власть, несмотря на нехватку бумаги, сочла возможным выпустить в свет в полуосажденном Петрограде сборник избранных стихотворений

И.З.

Сурикова… Всенародную любовь к поэту, ставшему подлинным выразителем народных дум. чаяний и

переживаний,

хорошо выражают слова А. М. Горького, с гордостью писавшего о том, что «из среды народа выходили Ломоносо

вы, Кольцовы,

Никитины.

Суриковы».

Иван Захарович Суриков родился 25 марта (по старому стилю) 1841 года в небольшой, имевшей по переписи всего лишь «11 дворов и 55

душ

мужеска

пола»,

деревушке Новоселово, расположенной в

Ю

хотской во

лости

Угличского уезда Ярославской губернии. Отец его Захар Андреанович, крепостной графа Шереметьева, почти постоянно находился на оброке в

Москве,

изредка навещая оставленную в

деревне

семью.

Детские годы, самые счастливые в своей жизни, будущий поэт провел на лоне природы. И мать его Фекла Григорьевна, и бабушка Дарья Васильевна проявляли о маленьком Ване посильную заботу, стараясь не лишать ребенка радостей его возраста.

Спустя много лет поэт напишет с ностальгической грустью: «Детства прошлого картины! Только вы светлы: высыпаете вы ярко из сердечной мглы».

Навсегда в сердце Сурикова сохранились эти картины, сохранилась любовь к широким деревенским просторам, к неяркой, но трогательной красоте среднерусской природы.

Такие приметы деревенского детства, как катание с гор на санках, слушание бабушкиных сказок долгими зимними вечерами, поездки летом в ночное,

рыбная ловля на рассвете, старый вяз, растущий у дома, станут не только светлыми воспоминаниями, но и фактом творческой биографии, вдохновив поэта на создание целого ряда прекрасных детских стихотворений. Популярность их со временем стала так велика, что

многие 

из

них были включены в своеобразную

онтологию

дореволюционной детской поэзии — сборник «Стихотворения Н. Некрасова, И. Никитина, И. Сури

кова»,

напечатанный в 1910 году в серии «Библиотека наших детей» и «допущенный министерством народного просвещения для ученических библиотек городских и двухклассных сельских училищ».

…Но это уже из области посмертной славы. А при жизни Ивана Сурикова ждала борьба не за место на литературном Олимпе, а за… кусок хлеба, в прямом смысле слова. И это не могло не отразиться на его творчестве. Не зная биографии поэта, невозможно правильно понять

и

оценить

сложившуюся у

него репутацию общепризнанного «певца тоски и горя» так величала его современная ему критика.

Девяти лет Иван Суриков переезжает в

Москву,

к отцу, уже не приказчику в овощном погребе, а владельцу собственной крохотной лавочки. Начинается совсем новая жизнь, в среде мелкого купечества и городской бедноты, наполненная самодурством отца и частыми угрозами торгового краха.

Жизнь не приготовила Сурикову ни университетов, ни гимназий, не пришлось ему ходить даже в церковноприходскую школу. В десятилетнем возрасте он обучается грамоте у соседок — сестер Финогеевых, и с той поры всем, чего достиг,

ОН

обязан своему упорному самообразованию и настойчивой тяге к знаниям,

что крайне не одобрял его отец, считавший, что «купцу лишняя книжность дохода не даст, а в мотовство того и гляди введет». Книги подростку приходилось читать урывками в основном время уходило на помощь отцу во лавке. Тем не менее у Ивана Сурикова рано проявляются литературные интересы.

Уже первое знакомство с поэзией, а оно состояло из чтения басен Дмитриева, романсов Мерзлякова и песен Цыганова, вызвало у него внутреннюю потребность сочинять самому.

С этой-то поры вся жизнь Сурикова протекала в двух измерениях — житейской прозы с ее ежедневной поденщиной, семейными неурядицами, мелкими торгашескими расчетами и творческого горения с его служением идеалам добра, гуманности и красоты.

Мечтавший выбиться «в люди», стать купцом первой гильдии. Захар Андреанович вначале успешно торгует, расширяет свое дело и заводит вторую

овощную

лавку, поставив за прилавок сына. Теперь на

чтение

у любознательного юноши оставалось еще меньше времени. Утомительное сидение в лавке и прочие коммерческие заботы сильно мешали его литературным интересам. Писать стихи он все же продолжает. Чувствуя их несовершенство, он часто рвет написанное, но, охваченный могучей поэтической страстью, вновь берется за перо. Однако первое соприкосновение начинающего поэта с миром

профессиональной

литературы оказывается весьма болезненным. Одна из его знакомых, М. Любникова, дочь домовладельца, у которого Суриковы арендовали помещение для лавки, узнав про литературные занятия Ивана Сурикова, устраивает ему встречу с крупным московским литератором, чье имя поэт, вспоминая впоследствии об этом эпизоде, скрыл под инициалами. Познакомившись со стихами

Су

рикова, этот маститый писатель в резкой форме раскритиковал их, пренебрежительно посоветовав автору заниматься «своим делом», то есть

торговлей,

и предсказав, что никакого литератора из него

не

получится.

Источник: http://litlife.club/br/?b=175526

Суриков Иван Захарович

Иван Захарович Суриков (1841-1880) – одаренный поэт-самоучка, выдающийся представитель самобытной плеяды поэтов-самородков (таких как Тарусин, Дерунов, Раззоренов), вышедших из народных масс и развивавшихся на русской земле в пореформенную эпоху, а точнее говоря, в ее первое десятилетие.

Тяжелые жизненные условия поспособствовали преждевременной смерти поэта. Он не успел в полной мере проявить свой талант.

Биография Сурикова И.З. берет свое начало с 1841 года. В небольшой деревне Новоселово, Юхтинская волость, Углицкий уезд, Ярославской губернии 25 марта родился будущий поэт.

Его отцом был оброчный крестьянин – он проживал в Москве, куда еще в молодости подался на заработки, и где пребывал на побегушках.

Он был назначен приказчиком «по овощной части», а спустя некоторое время открыл собственную лавочку. Отец Сурикова редко навещал жену с детьми.

Будущий поэт рос тихим, слабым и болезненным мальчиком. До 9 лет Иван жил в маленькой деревушке, которая оставила на всю жизнь в нем неизгладимый отпечаток своим мирным и простым укладом, красотами, – в будущем, в стихотворениях поэта часто будут встречаться деревенские мотивы.

1849 год – Суриков с матерью переезжает в Москву к отцу. Шумная городская жизнь, характеризующаяся отсутствием простора, отравленным и удушливым воздухом, произвела негативное впечатление на Ивана. Он еще больше «закрылся» в себе, стал тихим и запуганным.

В 10 лет его отдали для обучения грамоте двум пожилым дамам давнего купеческого рода, который разорился.

Одна из сестер Финогеновых выучила Сурикова чтению, письму, церковной и гражданской азбуке, а другая, более религиозная женщина, поведала о бытии святых, подвижников.

Сказания оказали на ребенка настолько сильное влияние, что мальчик иногда грезил о спасении души и предавался мечтам об иночестве.

Иван, как и любая даровитая личность, едва обучившись грамоте, с жадностью принялся читать разнообразные книги – сказки, романы, путешествия. Он прочитал басни Дмитриева, романы Мерзлякова и даже песни Цыганкова. При знакомстве со стихотворениями будущий поэт (по собственному признанию) ощутил необъяснимую тягу к поэзии.

Суриков привык изучать грамоту «на старинный лад» (нараспев). Он не читал стихи, а распевал. На долгие годы осталась данная привычка у Ивана Захаровича, пригодившаяся стихотворцу на начальном этапе пути: Суриков долгое время проверял размер стихов с помощью пения.

Только после знакомства с теорией стихосложения поэт оставил подобный «натуральный» метод проверки правильного написания стихотворений.

В одном доме с Иваном Захаровичем проживал мелкий чиновник Ксенофонт Добротворский – «отставной семинарист». С виду хмурый пессимист и неудачник, но по натуре добрейшей души человек, он обладал недурным собранием книжонок. Он то и пристрастил еще более Сурикова к чтению.

Когда мальчик подрос, отец поспешил засадить его за овощной прилавок, чтобы он был полезен в торговле. Суриков старший хотел искоренить склонность сына к чтению и предотвратить дальнейшие знакомства с интеллигентными лицами у Добротворского.

Гнет строгого отца тяжелым образом сказывался на Сурикове, но он не спешил бросать свое любимое дело и украдкой читал урывками все, что попадалось под руку.

Вскоре его смутное влечение к поэзии выразилось в виде стихотворения, сочиненного под сильным впечатлением от пожара, произошедшего в их жилище. Добротворский прочитав первое творение Сурикова, сказал: «Дерзай юноша!».

Окрыленный похвалой из уст непогрешимого, по мнению начинающего поэта человека, Иван написал следом ряд пьес в форме песентябрь.

Читайте также:  Гёте стихи: читать стихотворения иоганна вольфганга гете онлайн бесплатно - поэзия поэта классика

В сохраненных произведениях талантливого автора уже тогда прослеживался талант, светились неподдельные чувства, излучалась теплота, несмотря на, казалось бы, незрелость творений.

Юный возраст давал о себе знать – сочинительства Сурикова обладали некоторыми недостатками – неточность образов, отсутствие пластичности и простоты, подражание, в редких случаях манерность. Чрезвычайно сложно было работать над недостатками и усовершенствовать стиль, живя в условиях постоянного гнета отца.

Малообразованный юнец врожденным поэтическим инстинктом чувствовал недочеты своих творений, но, к сожалению, не имел ясных представлений в данном вопросе.

1857 – Сурикову исполнилось 16 лет. Из сочиненных им произведений образовалась довольно-таки объемистая тетрадка. По совету друзей Иван отнес свои сочинения с рекомендательным письмом профессора Рулье К.Ф. к одному русскому поэту.

И тот принял теплое участие в судьбе будущего поэта, указав на имеющиеся недостатки, и дав советы как избежать ошибок в будущем. Но другой поэт нелицеприятно отозвался о творениях Сурикова.

Это был резкий, безжалостный отзыв, который не мог не отразиться на несформировавшемся молодом таланте. Однако такая реакция на его произведения не сломила юного поэта, он не забросил занятий, а наоборот стал относиться намного строже и серьезнее к своему творчеству.

Суриков начал трудиться над обрабатыванием формы стиха, над звучностью, краткостью и плавностью стихотворений.

Упорный труд со временем привел поэта к художеству образов и простоте. Данный жизненный период Ивана совпал с расцветом торговли у отца, открывшего дополнительную лавку значительно крупнее первой.

Суриков хоть и просиживал много времени за прилавком, но все же находил свободные часы для занятия любимым делом. Вскоре его отец, возбужденный успехом, и мечтавший незамедлительно разбогатеть, начал играть на скачках; дела при этом приняли нехороший оборот.

Чтобы забыться, Суриков старший стал пить, и это его разорило окончательно и бесповоротно. Сначала закрыли большую лавку, затем малую. Отец уехал обратно в деревушку, а Суриков вынужден был стать подручным у своего дяди, капризного и придирчивого старика, имевшего также овощную лавку.

У брата отца жизнь протекала гораздо хуже, чем прежде – Сурикову приходилось ежедневно заметать лавку, обслуживать покупателей, осуществлять развозку товаров на тачке.

В сложные времена Иван забросил любимое чтение и был вынужден прекратить совершенствовать собственное дарование.

Жизнь у дяди становилась все невыносимее, поэтому Суриков принял решение продать небольшие пожитки и, собрав небольшую сумму, снять маленькое помещение за 10 рублей на Тверской.

Вместе с матерью они скупали и продавали лом, медь, железо и тряпье. Торговля шла довольно бойко в особенности при продаже древесного угля, а затем и каменного.

1860 год – знаменательная дата. Иван Захарович Суриков женился на сиротке Ермаковой. Супруги прожили счастливо до конца своих дней.

Самостоятельность Ивана позволила ему вернуться к своему любимому занятию. В этот период он знакомится с поэтом Плещеевым А.Н., который признал в опытах молодого поэта зачатки истинного таланта, отнесся к Сурикову сочувственно и предложил ему дальнейшее сотрудничество и посоветовал далее самообразовываться.

Плещеев передал самые удачные произведения Ф.Б. Миллеру – редактору «Развлечения». Первое стихотворение опубликовали в 1863 году в этом журнале. Воодушевленный успехом, Иван Захарович намного строже стал относиться к собственным творениям. При участии Плещеева он усердно работал над преображением стиха и формы.

Со временем сложная жизнь Ивана Захаровича Сурикова стала налаживаться. Но поэта ожидал удар судьбы – смерть матери. Вскоре отец приехал из деревни и поселился у сына, ведя нетрезвую жизнь. Суриков старший женился на раскольнице, оказавшейся сварливой женщиной с тяжелым характером.

Ивану пришлось уйти от отца вместе с женой. С этого момента началась тяжелая жизнь, полная лишений, страданий и скитаний в сопровождении с постоянными поисками работы. Поэт испробовал множество профессий – переписчик, ученик в типографии. Он возвращался в качестве подручного к своему дяде.

Проработав несколько дней в типографии, Иван заболел и слег.

В связи с неимоверной нуждой семья Суриковых вынуждена была распродать и заложить все. Жизненные обстоятельства настолько были тяжелыми, что Суриков, оправившись немного от болезни, подумывал даже о самоубийстве. Мачеха Ивана, обобравши его отца, ушла, и тогда поэт вновь поселился у отца, и принялся за торговлю и сочинительство.

Произведения одаренного автора стали появляться в журналах: «Воскресный досуг», «Развлечения», «Иллюстрированная Газета». За пройденный жизненный этап талант Сурикова покрепчал, принял определенное направление. Известность даровитого поэта значительно возросла.

Несмотря на данные показатели, печатали автора не всегда охотно. По этому поводу Суриков писал И.Г. Воронину в 1872 году: «Если бы я поведал тебе все мои литературные неудачи, ты бы, наверное, сказал: как тебя угораздило не пасть до сих пор духом и вынести все тяжбы и горести?.. Да вот как-то устоял же…

Только робкий человек остается сидеть дома».

В 1870 году одно из стихотворений Ивана Захаровича напечатали в «Деле». С этих самых пор Сурикова, поощряемого издателем Благосветловым, стали часто печатать в данном журнале.

1871 год знаменуется выходом в свет первого собрания стихотворений Сурикова. В него вошло 54 пьесы.

Иван Захарович Суриков, являясь поэтом-самоучкой, искренне и сочувственно относился к самородкам, вышедшим из народа и гибнущим под тяжестью невыносимых житейских условий.

Для поднятия их духа и веры в себя поэт, посредством публикации, призывал поэтов-страдальцев сгруппироваться и выпустить свой сборник. Множество авторов ответили на призыв Сурикова.

И главный поэт-самоучка организовал кружок членами, которого стали Дерунов, Кондратьев, Тарусин, Григорьев, Раззоренов, Козырев, Радиенов и другие.

В 1872 году полный энергии, оживления и обмена мыслей – кружок издал свой первый альманах под названием «Рассвет». Это были лучшие годы Сурикова. Он написал за этот период целый ряд былин, поэм и сказаний: «Богатырская жена», «Садко» (Вестн.

Евр, 1872), «Василько», «Казнь Стеньки Разина», «Канут Великий», «Удалой» и «Правеж». Бесценное наследие для будущих поколений было пополнено стихотворениями для детей, характеризующимися простыми образами, теплом и свежестью.

Его творения печатались в «Семье и Школе», «Детском Чтении», «Сборниках А.Н. Якоби, «Воспитании и Обучении».

На творчество Сурикова значительным образом повлияла его собственная жизнь, заполненная страданиями, лишениями и горестями. В своих прочувствованных простых повествованиях поэт искренне выразил все события жизни, которые испытал и выстрадал, и не только он, но и десятки тысяч людей из народа.

Биография Сурикова И.З. и его творчество служит отражением чувств не только его самого, но и миллионов пасынков жизни, бьющихся с тягостными жизненными условиями. В этой борьбе многие изнемогают и погибают.

В произведениях поэта лейтмотивом является область мучений и житейских невзгод. Только в данной области поэт в полной мере выражает свою позицию, остается самим собой – настоящим, прямым лириком.

Ему присущи глубочайшее мироощущение, непритворная искренность при оплакивании тяжелой доли крестьян, либо скорбящие мысли об утраченных в жизненной борьбе людей.

Суриков мучается вообще и в частности людским бессилием.

Нередко автор впадает в риторику и прекращает быть самим собой. Критики обнаруживают следы подражания Некрасову, Никитину, Кольцову и Михайлову-Шеллеру.

Небольшие картины природы прекрасно поддаются Ивану Захаровичу, описанные в стихах: «На берегу», «В воздухе смолкает», «На дороге», «На одре», «Весной», «На чужбине». Также стихотворения «От деревьев тени», «Ночью», «Помнишь: были годы», «Сон и пробужденье» и «У могилы матери».

Наиболее яркая характеристика поэта проявляется в стихе, где поэт говорит: «…Грустны песни мои, как осенние дни: звуки их – шум дождя, за окном ветра вой. То рыданья души, то стоны в груди больной».

В 1875 году увидело свет 2 издание «Сборника стихотворений» Сурикова. Данное творение довольно быстро разошлось. О поэте заговорили критики, не всегда сочувственно, но вполне серьезно. Они признали в Сурикове несомненный талант. «Общество любителей русской словесности» в Москве выбрало Ивана Захаровича в свои члены.

С 1879 года поэт стал серьезно болеть, сказались тяжелые условия жизни. У Ивана начала развиваться чахотка.

В 1877 году вышло 3 издание произведений талантливого поэта у Солдатенкова. За вырученные средства весной 1878 года по совету врачей Иван Захарович отправился лечиться в кумысолечебное учреждение в Самарских степях.

1879 – поэт проживает в Крыму с целью излечения. Но как, оказалось, было слишком поздно – болезнь начала прогрессировать, и дни талантливого автора были сочтены.

1880 год, 24 апреля Иван Захарович Суриков умер. На этом заканчивается биография талантливейшего стихотворца. Похоронен поэт в Москве на Пятницком кладбище.

В 1910 году, в Москве и других регионах, литературными обществами отмечалась дата 30-летия со дня смерти Сурикова. На могиле поэта был воздвигнут памятник.

Стихи Сурикова пережили 4 издания. Последняя публикация была самой лучшей (М., 1885 г.), в нее помещен расширенный биографический очерк жизни Ивана Захаровича, написанный Н.А. Соловьевым-Несмеловым, его другом.

Для биографии поэта важнейшим материалом обнаруживаются его письма к разным лицам (весточки напечатаны в 4 издании произведений Сурикова), и написанный «Биографический очерк Сурикова» Соловьевым-Несмеловым. Не меньшее значение имеют неполные сведения, разбросанные в повременной печати: «Иллюстрированная Газета», 1871 г., No 17; «Голос», 1880 г., No 118 (некролог).

В связи с 30-летней годовщиной со дня кончины Сурикова в петербургских газетах – «Речь», «Новое время», «Русь» и московских – «Русское слово», «Голос Москвы» от 1910 года (23-25 апреля) размещены беглые статьи, посвященные творчеству и жизни Ивана Захаровича.

Источник: http://biblioman.org/authors/surikov

Суриков Иван Захарович – Стихотворения

* * *

В 1875 году, п осле выхода второго сборника, Ивана Сурикова, по предложению известного издателя Ф. Б. Миллера и выдающегося филолога академика Ф И. Буслаева, поддержанного Л. Н. Толстым, единогласно избирают действительным членом Общества любителей российской словесности.

Суриков приобретает известность и как организатор литературных сил из народа. Вокруг него складывается кружок писателей-самоучек, впоследствии, уже после смерти поэта, получивший название «Суриковского литературно-музыкального кружка». Теперь Сурикова охотно печатают солидные толстые журналы — «Дело». «Вестник Европы».

Песни, сложенные им еще в молодости, прочно входят впесенный обиход народа, а новая лирика поэта приобретает большую философичность. Он находится в расцвете сил и обращается к новой и трудной для него исторической тематике.

На материале русской и европейской истории он создает ряд замечательных произведений — былины и поэмы: «Богатырская жена», «Садко», «Василько», «Казнь Стеньки Разина». «Канут Великий».

На этом этапе творчества Сурикова следует остановиться подробнее, ибо стихи этих лет в значитель ной степени расширяют наше представление о творческих возможностях поэта.

В его традиционном облике возникают новые черты стремление к эпическом, мышлению и умение создать яркий драматический образ исторической личности.

Как это ни парадоксально, но у современной читательской аудитории именно исто рические произведения Сурикова, недооцененные критикой и исследователями его творчества, находят наи больший отклик.

На упреки в субъективности, болезненности и однообразии своей поэзии ИЗ. Суриков отвечал: «Я убежден, что в душе моей есть еще много звуков и для объективных песен» [6] . Обращение к сюжетам русской и зарубежной литературы и ознаменовало попытку поэта коренным образом изменить свою художественную направленность и стать певцом «объективных песен».

Очевидно, интерес к исторической поэзии основывался и на внутренней предрасположенности. Несмотря на те матическую новизну и жанровое отличие, исторический цикл, благодаря своей фольклорной основе, органически вписывается в творчество Сурикова. Сам поэт признавал, что ему «удаются былинные и исторические стихотворения», хотя и считал своим призванием поэзию «действительной жизни» [7] .

Объяснить причину подобного скептицизма легко. Историческая поэзия— это уже труд настоящего профессионала, и Суриков болезненна чувствовал разницу между любительством и профессионализмом: «Писать «Василько» для меня нелегкая материя: копаюсь в истории по различным летописям, просматриваю в подлиннике « Слово о полку Игореве» [8] .

По этим словам можно определить серьезность отношения Сурикова к работе с историческими источниками.

Лирико-эпические произведения поэта покоряют прежде всего сыновней любовью автора к родной земле, его преклонением перед героическими фигурами отечественной истории.

Художественное видение Сурикова настолько органично вбирает в себя дух изображаемой эпохи, настолько выпукло выстраивает зрительный ряд исторических событий и внутренних переживаний, что при оценке его нельзя не вспомнить слов А. С.

Хомякова, сказавшего, что «художник не творит собственной силою, духовная сила народа творит в художнике».

В памяти остаются главные герои суриковских поэм, самоотверженные и.

как правило, трагически погибающие, — верная жена княжеского дружинника, чер ниговская красавица Василиса Микулишна, правнук Ярослава Мудрого князь Василько Ростиславич, народный бунтарь Степан Разин.

Чем привлекательны они для современного читателя? Прежде всего — нравственным осмыслением своего долга — перед любимым, перед Родиной, перед народом. Автор заставляет нас восхищаться этическим максимализмом Василисы, ставящей честь выше власти и славы:

Нет, не лечь на ложе брачное Опозоренной вдове И не быть с дружиной княжеской И с Добрынею в родстве.

Одновременно автор резко осуждает деспотизм и царедворство, разъедающие общественную мораль и ведущие к прямым преступлениям.

Суриков показывает осуждение княжеского произвола народом, чтобы усилить социальную заостренность произведения и подчеркнуть значимость даже молчаливого протеста народных масс:

Читайте также:  Денис давыдов стихи: читать стихотворения поэта, писателя дениса васильевича давыдова онлайн - поэзия

Не с весельем князя встретили Горожане у ворот, — Пусты улицы широкие. Точно вымер весь народ. Над богатым, славным Киевом Тишь могильная стоит; Лишь по улицам в безмолвии Раздается стук копыт.

И князь Владимир понимает, что надо держать ответ, что «прошла пора веселая шумных княжеских потех».

Рисуя княжеское раскаяние, автор не удерживается от иронии. «Правый суд» великого князя киевского состоит в том, чтобы бросить в котел с кипящей смолой своего советчика — подстрекателя Мишату.

Так что даже на былинном материале поэт сумел создать произведение большой обобщающей силы, выразив н нем волновавшие его современные вопросы.

Историзм Сурикова еще более отчетливо проявился в его следующей поэме «Василько». Уже в « Богатырской жене» поэт стремился избавиться от фантастических деталей и приемов былинного эпоса, создавая реалистическое полотно, освещенное высоким светом идей гуманизма и социальной справедливости.

В новой исторической поэме автор получил благодатную возможность уже на летописном, достоверном материале русской истории раскрыть свои взгляды на исторический процесс, представляя его не только как абстрагированную борьбу Добра и Зла, но и как классовый конфликт, в котором интересы феодальной элиты противоречили и государственным интересам, и нуждам простого народа. Недаром среди отрицательных персонажей поэмы фигурирует киевский князь Святополк Изяславич, чье правление «подготовило» одно из первых в Древней Руси народных восстаний. Конечно, у Сурикова в силу его крайне неблагоприятных жизненных обстоятельств так и не сложилось единого и целостного мировоззрения.Ко многим своим творческим достижениям он шел на ощупь, интуитивно выбирая лучшие варианты Это относится и к идейной стороне его произведений. Не постигший научного характера законов истории, он тем не менее добивался постановки достаточно глубокой и серьезной исторической проблематики, свидетельством чего может служить его поэма «Василько».

Поэма, близкая по своей основной идее, по метафорическому строю «Слову о полку Игореве», выразила глубокую любовь автора к Родине, его воистине народный патриотизм, в основе которого лежит стихийное и вековечное отождествление русским крестьянином понятия национального с родным домом, со своей общиной, с радостями и бедами родимого края

В образе юного князя из Теробовля Суриков рисует замечательного патриота древнерусской земли, в эпоху феодальной раздробленности, жестоких междоусобных распрей остро осознающего необходимость национального единения.

Василько, мечтающий возгла вить борьбу за объединение русских земель и «Руси недругов лукавых похоронить в глухих дубравах», согласен принять любой жребий на этом терновом пути, но только облегчить страдания Родины:

Потом за помощью приду Я к Святополку с Мономахом И половецкую орду В  глухих степях  развею  прахом. Я дам родимой стороне Покой, хотя пришлось бы мне Лечь головой в борьбе кровавой… — так думал правнук Ярослава.

Патетический тон поэмы, архаичность лексики подчеркивают монументальность исторических обраразов и трагедийность описываемых собы тий.

Еще большей творческой удачей стала небольшая, но яркая поэма «Казнь Стеньки Разина», в которой поэт впервые обратился к теме открытого бунта против Социального гнета и тирании.

Источник: https://fanread.ru/book/7059826/?page=4

Биография Ивана Сурикова

: 06.04.2017 – 18:36

Суриков Иван Захарович (1841-1880) – русский одарённый поэт-самоучка, вышедший из народных масс, яркий представитель литературного «крестьянского» направления.

Ко многим его стихам были сложены песни, которые стали народными: «Сиротой я росла…», «В степи», «Рябина». Музыку на его стихи писали такие великие композиторы, как П. И. Чайковский, А. С.

Даргомыжский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков.

Детские годы

Иван появился на свет 6 апреля 1841 года в деревне Новосёлово, которая находилась в Юхтинской области Угличского уезда Ярославской губернии.

Его родители – оброчные крепостные крестьяне у графа Шереметьева, то есть они платили помещику определённую величину оброка с каждой души, но не были привязаны к работам в его владениях. Поэтому отец, Захар Андреевич Суриков, подался в Москву на заработки.

Там он пребывал на побегушках, а позднее получил назначение на должность приказчика по «овощной части». Проработав на этом месте некоторое время, Захар Суриков смог открыть свою собственную овощную лавочку на Ордынке.

Вот только жену с сыном, которые остались в деревне, он навещал редко.

Ранние годы будущего поэта прошли на деревенских просторах.

Он рос болезненным мальчиком, скромным и тихим, но был постоянно окружён заботой матери и бабушки, поэтому о детстве, проведённом в деревне, у него сохранились самые приятные и светлые воспоминания.

Природная красота, простой и мирный деревенский уклад оставили неизгладимый отпечаток в душе Ивана Сурикова, эти мотивы потом часто встречались в его поэтическом творчестве.

В 1849 году будущий поэт с матерью переехали в Москву. Жизнь в большом городе показалась Ивану слишком шумной, отравляла своим удушливым воздухом, поэтому произвела на ребёнка негативное впечатление. Здесь совсем не чувствовалось простора для души, мальчик замкнулся в себе, стал ещё тише и запуганнее.

Обучение

Ваня стал помогать отцу в лавке, а когда ему было 10 лет, его послали учиться грамоте к двум пожилых дамам из древнего рода купцов – сёстрам Финогеновым.

Обе они были богомолками, но старшая отличалась большей религиозностью, поэтому учила мальчика житию святых по церковно-учительным сборникам «Прологам» и по книге Димитрия Ростовского «Четьи Минеи».

Иван послушно изучил поучение отцов Православной церкви, духовные повести, рассказы и лирику, в которых прославлялась жизнь родоначальников монашества.

Книги настолько повлияли на психику юного Сурикова, что у него стали появляться мысли про иноческий подвиг и «тихую матерь-пустыню».

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

Младшая сестра Финогенова учила мальчика лирике русских поэтов-песенников:

  • И. И. Дмитриев «Стонет сизый голубочек»;
  • А. Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя», «Чернобровый, черноглазый»;
  • Н. Г. Цыганов «Не кукуй, кукушечка, во сыром бору», «Что ты рано травушка».

Мальчик обучился письму и чтению, гражданской и церковной азбуке. В его восприятии мира народное устное творчество переплелось с церковными мотивами, что вылилось в итоге в неудержимую страсть к поэтическому творчеству.

Иван учился по старинке («нараспев»), получалось, что стихи он не читает, а поёт. Такая привычка сохранилась у него надолго и пригодилась в начале творческого пути, когда свои написанные стихи он проверял с помощью пения.

Страсть к поэзии

Увлечение поэзией вызвало негодование отца, которому нужен был помощник в лавке: «Тебе, сын, попом и писарем не быть, наше другое дело – торговое. А купцам лишняя книжность дохода не приносит».

Юный Иван слушал отцовы речи, а в свободные от лавочных дел минуты зачитывался произведениями А. С. Пушкина, А. А. Майкова, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, А. А. Фета. Мальчик не только жадно заучивал их стихи, но и пробовал писать свои.

К сожалению, его ранняя лирика не сохранилась, поэт уничтожил свои первые произведения.

В одном доме с Суриковыми проживал невысокого ранга чиновник Ксенофонт Добротворский. Этот отставной семинарист на первый взгляд казался неудачником и хмурым пессимистом, но на самом деле был добрейшей души человек. У него имелось много книг, и Иван Суриков потихоньку перечитал всю библиотеку Добротворского.

Однажды в доме, где проживал Иван, случился пожар. Впечатлённый этим событием, он написал стихотворение и дал прочитать его Добротворскому. Тот сказал молодому поэту: «Дерзайте, юноша!» Эти слова невероятно окрылили Сурикова, и он написал несколько пьес.

Нелёгкий творческий путь

В 1857 году у Ивана собралась уже целая тетрадка собственных сочинений. Друзья посоветовали ему показать стихи кому-то из известных поэтов. Сурикову удалось получить рекомендательное письмо от профессора К. Ф. Рулье, с которым он отправился к двум русским поэтам.

Один из них отозвался о творчестве Ивана положительно, обратил внимание на недостатки, дал дельные советы, как не ошибаться в будущем. Но второй лирик отнёсся к стихам Ивана жёстко и недоброжелательно, дал безжалостную характеристику. На формировании молодого таланта это конечно отразилось, но не сломило.

Иван продолжил заниматься поэзией, но теперь уже с учётом ошибок, обрабатывал формы стиха, работал над звучностью, старался придать своей лирике плавность и краткость.

В конце 1850-х годов отец уже имел две лавки – большую и малую, дела его шли весьма успешно. Однако поплывшие в руки деньги он стал проигрывать на скачках, что привело к разорению. Отец стал пить, закрыли одну лавку, потом вторую. Чтобы забыться, Захар Суриков принял решение на время уехать в деревню, а жена и сын остались с его старшим братом.

Иван в дядиной овощной лавке трудился младшим приказчиком. Но жить с ним оказалось ещё хуже, чем с отцом. Дядька был капризным и придирчивым, постоянно попрекал куском хлеба, унижал, оскорблял, держал в нужде.

На поэзию у молодого Сурикова совсем не оставалось времени, было слишком много работы в лавке: он и порядок наводил, и обслуживал покупателей, и развозил на тачке товар. Когда совсем стало невыносимо, Иван распродал нехитрые пожитки и, накопив немного денег, купил на Тверской небольшое помещение.

С мамой они занялись скупкой и продажей всякой всячины – железо, каменный и древесный уголь, тряпьё, лом, медь. Торговля у них получалась бойкой.

Иван стал самостоятельным, в 1860 году женился не девушке-сироте Ермаковой, она оказалась верной помощницей в торговых делах, что позволило Сурикову вернуться к любимому поэтическому занятию. Тем более, что к этому времени приехал из деревни отец и принялся помогать жене, сыну и невестке в привычной для себя торговле.

В начале 1860-х годов он познакомился с поэтом Н. А. Плющеевым, которому показал свои стихи. Опытный лирик отнёсся к молодому дарованию с проникновением, увидел в нём задатки настоящего таланта, предложил помощь и сотрудничество. Плющеев отобрал понравившиеся стихи Сурикова и отдал их редактору литературного издания «Развлечения» Ф. Б. Миллеру. В 1863 году опубликовали первый стих Ивана.

Творческая и материальная жизнь поэта стала налаживаться, но счастье было недолгим. Случилось горе: умерла мама Ивана. Отец снова стал пить, а вскоре женился на раскольнице.

У новой отцовой супруги оказался такой невыносимо тяжёлый характер, что Иван с женой ушли на казённую квартиру.

Для поэта началась пора нужды, скитаний, страданий, лишений, которые сопровождались постоянными поисками хоть какой-нибудь работы.

Иван перебивался случайными заработками: работал в типографии учеником и наборщиком, переписывал бумаги. Вскоре он очень сильно заболел и слёг, а, когда поправился от болезни, в типографии его место уже было занято. Не оставалось ничего, кроме как попроситься в лавку к дяде. Положение Сурикова было настолько ужасным, что порой у него возникали мысли о самоубийстве.

В скором времени вторая жена отца, оказавшаяся не только сварливой, но и чересчур ушлой, обобрала старшего Сурикова до нитки и ушла. Иван со своей женой вернулись к отцу и снова потихоньку начали возрождать торговое дело. Постепенно дела стали налаживаться, и поэт вновь принялся за сочинительство.

Признание

В конце 1860-х годов Иван Захарович познакомился с писателями Ф. Д. Нефёдовым и А. И. Левитовым. Они способствовали продвижению его стихов в периодику. Так он стал печататься в изданиях:

  • «Дело»;
  • «Семья и школа»;
  • «Воспитание и обучение»;
  • «Иллюстрированная газета»;
  • «Воскресный досуг»;
  • «Отечественные записки».

И, наконец, в 1871 году вышел первый поэтический сборник Сурикова, в который вошли 54 его пьесы.

Поэт-самоучка Иван Захарович прошёл сложный творческий путь, поэтому к тем самородкам, которые вышли из народа и гнулись под тяжестью невыносимых жизненных условий, он относился с особенной искренностью, теплотой и сочувствием.

Он предпринимал всяческие попытки, чтобы поддержать их. Суриков призвал таких поэтов объединиться и выпустить общий сборник. Многие авторы откликнулись на такой призыв и даже организовали кружок.

А в 1872 году они выпустили альманах «Рассвет».

Это были лучшие творческие годы поэта Сурикова. Одно за другим печатались его произведения (былины, сказания и поэмы):

  • «Богатырская жена»;
  • «Казнь Стеньки Разина»;
  • «Правеж»;
  • «Канут Великий»;
  • «Садко»;
  • «Василько»;
  • «Удалой».

В своих произведениях он изображал жизненные события, которые пришлось пережить самому (лишения, горести, страдания), но они очень тонко переплетались с судьбами десятков тысяч людей.

Прекрасно поддавались Сурикову картины природы, очень чутко он описывал красоту России в своих стихах:

  • «На берегу»;
  • «На могиле матери»;
  • «На чужбине»;
  • «Помнишь, были годы»;
  • «На дороге»;
  • «От деревьев тени»;
  • «На одре»;
  • «Сон и пробужденье»;
  • «В воздухе смолкает»;
  • «Ночью»;
  • «Весной».

В 1875 году были изданы ещё два сборника стихов Сурикова, их очень быстро раскупили. На поэта обратили внимание критики, быть может, не всегда их комментарии были лестными, тем не менее талант Ивана Захаровича был признан. Его избрали в московское «Общество любителей русской словесности».

Болезнь и смерть

В 1876 году поэт тяжело заболел, быстро стала развиваться у него чахотка. В следующем 1877 году на деньги, вырученные от третьего изданного сборника, по совету врачей, он уехал в Самарские степи лечиться кумысом.

В 1879 году поэт переехал на лечение в Крым, однако было уже слишком поздно, болезнь прогрессировала, и ничего не смогло её остановить. 6 мая 1880 года он скончался в Москве, похоронен на Пятницком кладбище.

А спустя век его стихотворение было включено в хрестоматию по литературе, и каждый советский (а теперь российский) школьник в третьем классе обязательно учил наизусть строки: «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»

Источник: http://stories-of-success.ru/ivana-surikova

Ссылка на основную публикацию