Сочинение: разум и чувство в романе «преступление и наказание»

Тип работы:  Сочинение 
Дата добавления:  01.09.2020

Сочинение: Разум и чувство в романе «Преступление и наказание»
Сочинение: Разум и чувство в романе «Преступление и наказание»

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Сочинение: Разум и чувство в романе «Преступление и наказание» Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Сочинение: Разум и чувство в романе «Преступление и наказание»

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Сочинение: Разум и чувство в романе «Преступление и наказание»

Как бы скептики не прославляли мудрость и интеллект, а романтики не защищают голос сердца, нельзя полагаться только на одного из них. Очевидно, что человек, который совершает действие, должен полагаться и на то, и на другое, чтобы принять правильное решение. К сожалению, эта простая истина не всем понятна.

Родион Раскольников, например, при совершении убийства руководствовался только разумом. Для него это было “чисто теоретически”, т.е. своего рода уравнение, которое либо поддерживало, либо отрицало эту гипотезу. Герой заглушил голос своего сердца, призывая его к добру и милосердию.

Но если человек “имеет право”, он может пренебречь чувствами, думал и ошибался Раскольников. Преступление приняло некоторые стороны, все остальное вращалось вокруг наказания. Преступник сам бьет себя и мучает себя, потому что все существа сожалеют о содеянном.

Если бы герой прислушался к зову души, он бы не убил человека внутри себя и не забрал жизни трех человек.

Другой пример из того же романа – Семен Сахарович Мармеладов. Этот человек однажды служил государственным служащим, имел все необходимое для достойной жизни и даже женился на вдове с тремя маленькими детьми. Но глава семьи напился и был уволен со службы.

Не было никаких особых причин для его горького, беспроблемного пьянства. Напротив, уход за большой семьей обычно сдерживает человека. Однако герой только чувствовал потребность выпить и не мог видеть, как это отразится на его близких.

В результате его единственная дочь Соня пожертвовала своей честью, получив “желтый билет”. Остальные дети и его жена остались в нищете. И Мармелодоу только чувствовал себя виноватым.

Этого было достаточно для взрослого? Может ли он позволить себе жить так иррационально? Этот пример является мрачным примером иррациональных действий, вызванных только чувствами.

Таким образом, анализируя примеры из русской классики, я пришел к выводу, что нельзя полагаться на одну из крайностей. Необходимо учитывать как аргумент разума, так и голос чувств, потому что решение должно соответствовать и тому, и другому, чтобы человек поступал правильно.    

Как написать Разум и Чувство по произведению Преступление и наказание?

Сочинение: Разум и чувство в романе «Преступление и наказание» Сочинение: Разум и чувство в романе «Преступление и наказание» Сочинение: Разум и чувство в романе «Преступление и наказание»

Тематика разума и чувств в психологическом романе Достоевского “Преступление и Наказание”, отображена как в деянии главного героя Радиона Раскольникова, так и в образе других героев, а в особенности благодеятельной Сони Мармеладовой и Свидригайлова, как главного бесчувственного злодея романа.

Достоевский, показывает на противоречивость человеческой души, на примере Радиона Раскольникова, который в дебюте романа уверен, что он может стать Наполеоном и тем самым отнести себя к привилегированной касте людей и за счет этого, обрести счастье и постичь нравственный триумф.

Такие безнравственные соображения, подкрепленные тяжелым собственным материальным положением из за которого ему приходится бросить свою учебу в институте, а так же тяжелым социальным положением матери, которая дабы помочь сыну, выдает его сестру по расчету, подталкивают Радиона, на крайнею меру, которой как с точки зрения разума, так и чувств, однозначно является убийство.

При этом, как кажется главному герою, именно через жестокость, он только и может обрести как силу в обществе, так и покой на чувственном уровне. Которые ему однозначно принесут чувство собственного превосходства и полноценное отнесение себя к привилегированной касте избранных Наполеонов, а так же, решение материальных проблем, с помощью присвоения себе имущества старухи процентщицы.

В итоге, апогеем противоречия в душе Раскольникова, становится нравственное смятения и осознание того, что с помощью чрезмерной жестокости, нельзя почувствовать не на уровне чувств, не на уровне разума, той самой благодати, к которой он стремился. При этом, само убийство, становится двойным, а выражается на практике это тем, что вместе с самой старухой, главный герой, убивает так же и ее кроткую сестру, что практически, не оставляет ему шансов на самооправдание.

В итоге, Радион Раскольников, по ходу всей сюжетной линии романа, прибывает в тяжелых нравственных мучениях и здесь, сам Достоевский, приводит двух героев, которые служат ему примером, через совершенно разные действия и отношение к нравственности и счастью за счет достижения ее пика, а вместе с ней и самоудовлетворения и личностного уважения к себе.

Изначально, Раскольникову, начинает казаться, что через пример этого тираничного и бесчувственного персонажа, который по сюжетной линии романа причастен и виновен в смерти жены и называет себя с главным героем, людьми одного сорта как на уровне разума, так и чувств. Такой пример, несмотря в целом на антагонизм к Свидригайлову, который терзал его родных, не надолго воодушевляет Раскольникова.

Однако в месте с этим, Достоевский, так же показывает чувственную Соню, которая разумом и действием следующим от него, демонстрирует, что прийти к счастью, можно только, через благо даваемое людям и сострадание к ним.

Соня предстает героиней, которая во благо родных, пошла на самопожертвование и несмотря на то, что она пала до уровня жизни на панели, именно чувство самопожертвования отправившее ее туда, дарует ей чувственный комфорт и спокойствие разума.

Читайте также:  Ф.И. Тютчев «Последняя любовь» — краткий анализ произведения

Она явно чище и счастливее Свидригайлова, на которого хотел ориентироваться как на образец Раскольников.

Окончательно, иллюзии главного героя покидают его и приводят в итоге к раскаянию тогда, когда происходит встреча Радиона и Свидригайлова, а вместе с ней и осознание того, что никакие зверства и убийства, не могут пройти мимо человеческого разума и даровать ему подлинно светлые чувства и благодать в плане мироощущения в целом.

На фоне этого, происходит толчек главного героя к признанию Соне в своих грехах и ее эмпатия к нему, окончательно приводят его к раскаянию и не смотря на каторжные мучения, смысл для жизни, все же есть.

Само же присутствие Сони, в очередной раз в силу своих светлых чувств и разума, согласившейся поселиться на время отбывания наказания с ним, даруют ему надежду в лице Евангелия, так и себя самой, шанс на новую, с точки зрения как разума, так и чувств жизнь.

«Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет, сердце, добрые чувства…» (Ф. М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века). По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – Сочинения на свободную тему – Сочинения

  1. Размышления Родиона Раскольникова.
  2. Противоборство души и разума.
  3. Духовное возрождение Родиона Раскольникова.

Разум подчас противоречит велениям сердца.

И задача человека – найти правильный путь, не встать на ошибочную стезю. Как часто человек совершает жестокие и подлые поступки, послушавшись велений разума. В то же время, если слушать веления сердца своего, никогда не совершишь неправильного поступка.

Свое сочинение я бы хотел посвятить роману Достоевского «Преступление и наказание».

Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру Л изавету исклю-чительно ради того, чтобы проверить свою теорию. А теория его – это результат долгих мучительных размышлений. Работа разума в данном случае может рассмат-риваться как причина совершенной ошибки. Раскольников причисляет себя к «сильным» личностям.

По его мнению, именно такие личности имеют право переступать любые грани, отделяющие преступление от нормы. Однако совершив преступление, «переступив» через эту самую черту, Раскольников начинает осознавать, что не принадлежит к кругу «избранных». За преступлением следует наказание. Раскольников испытывает сильнейшие душевные муки.

Становится ясно, что если бы он действовал не по велению своего разума, а прислушался к голосу сердца, то преступление не было бы совершено. Раскольников ставит себя выше других людей. Только человеческий разум, оторванный от чувства, может «подсказать» такое решение. Люди, считающие главным следовать велениям сердца, не способны ставить себя выше других.

Доброта, искренность, сердечность – вот главные качества человека. Гордость, себялюбие, эгоизм способны толкнул/его в пропасть.

Родион Раскольников делит людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». Но кто дает право отельному человеку делать такие выводы? Каждый человек – это целый мир, целая Вселенная. И только чрезмерно гордый человек может придумать такую теорию.

С точки зрения самого Достоевского столь человеконенавистнические идеи могли появиться исключительно в нездоровом обществе. Мы видим в романе, что образ жизни людей, атмосфера в которой они живут, становится причиной нравственного падения и разложения. Достеевский рисует мрачный образ Петербурга.

Он сравнивает город с домом, в котором нет форточек. Удушающая атмосфера пошлости, жестокости, подлости захватывает всех.

Раскольников берет за основу только результат умственных размышлений. И он словно совсем забывает о том, что помимо разума, у человека есть душа, совесть. Ведь голос сердца это и есть голос совести. Раскольников только потом понял, насколько он ошибался.

Голос его сердца оказался подавлен холодным, одержимым жестокой идеей рассудком. Раскольников идет против своей совести, тем самым проводит черту между собой и окружающими. Теперь ему уже нет места в мире нормальных, не совершивших преступление, людей.

Такое наказание ясно доказывает, насколько важно прислушиваться именно к своей душе, к своей совести.

Достоевский, как и во всех своих произведениях, не дает нам возможности од-нозначно судить главного героя своего романа. Несмотря на всю жестокость кровавого убийства, совершенного им, Раскольникова нельзя назвать в полном смысле бессердечным, жестоким человеком. Ведь мы знаем, что он помогает Мармела-довым.

В ходе произведения вплывают и другие факты из прошлого Раскольникова, доказывающие наличие в нем великодушия и благородства: любовь к больной девушке, забота о студенте, попавшем в еще более трудное положение, нежели сам Родион, спасение из огня детей… Эти поступки свидетельствуют о том, что в душе у Раскольникова есть доброта.

Просто в момент совершения преступления холодный разум победил. И в этом беда.

Достоевский не просто рассказывает своим читателям о преступлении и раскаянии Родиона Раскольникова. Писатель на самом деле в художественной форме излагает концепцию «почвенничества», а также говорит о христианской вере, которая не приемлет убийства.

С точки зрения самого писателя нельзя жить разумом, нужно жить так, как велит душа. Ведь разума в человеке всего только двадцать процентов, а остальное – это душа. Поэтому разум должен подчиняться душе, а не наоборот.

В этом случае человек сможет соблюдать христианские законы, соизмерять каждый свой поступок с ними.

Достоевский изображает Соню Мармеладову именно таким человеком, который полностью соответствует гуманистическим идеям христианской веры. Сонечка, не задумываясь, жертвует собой ради спасения семьи от смерти. Именно с образом Сони Мармеладовой связаны воззрения Достоевского о любви ко всему человечеству, о вере и покаянии, о страданиях, которые человек должен вынести в течение своей жизни.

Роман Достоевского «Преступление и наказание», безусловно, оказывает на нас тягостное впечатление. Но, тем не менее, мы видим духовное возрождение Рас-кольникова. Он понимает, насколько неправильной и человеконенавистнической была его теория. Значит, сердце торжествует над разумом. Раскольников полностью меняется, он обретает смысл жизни.

Духовное возрождение Раскольникова является символом возможного нравственного и духовного возрождения общества. Достоевский не просто показывает душевные терзания отдельного человека. В лице Раскольникова он изображает всех тех, кто ставит разум выше чувств, ценит холодные умозаключения больше, чем голос сердца.

Нравственные страдания Раскольникова показывают, что каждый, кто повторит такую же ошибку, будет страдать от наказания, куда более сурового, чем тюремное заключение и каторга. Писатель показывает, насколько актуальны и важны для каждого человека христианские нормы.

Читайте также:  Краткое содержание «Слово о полку Игореве»

Роман Достоевского «Преступление и наказание» будет представлять интерес для читателей во все времена.

Аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема»

Само слово “преступление” означает тот факт, что человек уже переступил некую запретную черту. Он изменился после этого, его моральные установки были предварительно разрушены, иначе он бы преступление не делал.

Совесть, которая у каждого из нас есть, укоряет человека, это причиняет мучения, потому и старается человек придумать то или иное оправдание своему, безусловно плохому, поступку. Так он считает, что может снять, пусть и часть, ответственности с себя.

На самом деле, совесть есть не что иное, как голос в нас того, кто нас создал. Если мы не признаем своих трагических ошибок, то преисполняемся тем, что называется гордыней. Совесть, то есть голос Творца, отходит от нас. Становится “легче” и вполне можно продолжать преступления дальше.

Потому оправдать преступление нельзя. Можно только раскаяться в нем. Что, по сути, Раскольников в конце концов и сделал.

Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание” Аргумент №1

Можно ли оправдать преступление?

В романе “Преступление и наказание” Раскольников совершил преступление, находясь в жизненной трудной ситуации. И лишь Соня, понимая Раскольникова, не осуждает его, а наоборот, она ему сочувствует. Соня и Раскольников они родственные души, поэтому она так добра к преступнику.

Она сама находилась в тяжелом положении и ей пришлось так же поступить аморально. Иногда, жизнь с нами поступает жестоко и не оставляет нам выбора. Чтобы выжить приходиться иногда идти на преступление, например, в целях защиты своей жизни: война. Если подумать, то на войне, убивая человека, это уже преступление, но оно оправданно. Убьют тебя или твою семью.

Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание” Аргумент №2

Нужно ли бороться с несправедливостью?

Можно привести пример из романа “Преступление и наказание”. Федор Михайлович Достоевский в данном романе очень хорошо показал несправедливое отношение к другим и, что нужно бороться с этой несправедливостью.

Главный герой Раскольников не представляет из себя плохого человека. У него была бы хорошая жизнь, если бы он пошел учится, но у него небыло денег на продолжение обучения.

Он уже обменял все свои драгоценности оставшиеся после наследства.

Он был в отчаянии и над ним взяла контроль жестокое решение решить проблемы путем убийства той самой пожилой процентщицы. Жестокое убийство с помощью топора совершает Раскольников, но все видела сестра старушки.

Раскольников не задумываясь убивает свидетеля. Эта жестокость проявленная главный героем нельзя оправдать, так как он мог просто напросто не убивать ее, а деньги добыть другим путем.

Этот несправедливый поступок главного героя дает нам знать, что нужно бороться с ней.

Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание” Аргумент №3

Что значит “идти по головам” для достижения своей цели?

Идти по головам значит добиваться своей цели любыми путями, несмотря ни на какие преграды, даже на человеческие жизни. В литературе есть яркий пример героя, идущего по головам – это Раскольников. Мы видим как Раскольников создаёт свою теорию о “ничтожных людишках”, которые не достойны жизни.

Убедив себя в правильности этой теории Раскольников решается её проверить и убивает старую женщину, которая давала ему деньги под проценты – он считал, что она не достойна жить.

Но мне трудно поверить, что молодой умный мужчина в возрасте двадцати-трёх лет мог придумать такую теорию – эта теория сродни мыслям наркоманов, но ведь Раскольников не был наркоманом – он был вполне здравомыслящим человеком.

Значить первоначально у него возникло просто желание ограбить старуху, но сделать это без её убийства было невозможно, ведь его бы сразу схватили, поэтому он замыслил убийство старухи, а чтобы оправдать себя, успокоить свою совесть он придумал свою теорию. Получается, что Раскольников не опробовал свою теорию, как принято говорить, а просто шёл к своей цели, к ограблению по головам, так как он ещё вдобавок убил и другую старушку – сестру старухи-процентщицы.

Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание” Аргумент №4

Можно ли считать преступников сверхлюдьми?

В романе “Преступление и наказание” Достоевский передает сообщение о том, что все люди, которые утверждают, что они выдающиеся, в какой-то момент своей жизни они пытались реализовать свое эго, либо ради своего благополучного имени, либо ради денег.

Их действия никогда не могут быть исключительно на благо масс, поэтому нельзя сказать, что эти выдающиеся люди никогда не были утилитаристами и поэтому их нельзя назвать экстраординарными или сверхчеловеческими. Таким образом, Достоевский предполагает, что когда человек преодолевает свое эго, только этого человека можно назвать экстраординарным или сверхчеловеком.

 Поскольку все персонажи «Преступления и наказания» не преодолели свое эго, их нельзя назвать выдающимися.

Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание” Аргумент №5

Существует ли цена жизни человека?

Жизнью человека не вправе распоряжаться никто. Эта мысль красной нитью проходит у Достоевского во всех его произведениях.

По теории, исповедуемой главным героем романа «Преступление и наказание», все люди нашей планеты делятся на две категории: гении, созданные для созидания и серая посредственность, предназначение которой ограничивается продолжением рода.

Читайте также:  Как раскрыть тему «Между прошлым и будущим»

Следуя этим убеждениям, Раскольников легко приходит к мысли, что вторую категорию можно использовать как расходный материал, ради интересов элитарной прослойки человечества.

Смерть старушки – процентщицы рассматривается им, как необходимая жертва, принесенная ради благосостояния своей семьи и тех людей, которые пострадали от ее алчности. Он убежден, что освободив нашу грешную землю от присутствия «гадкой старухи», он принесет миру радость и благоденствие.

Оправдывая свое решение соображениями всеобщего блага, он даже не предполагал насколько глубокие внутренние страдания, граничащие с умственным расстройством, принесет ему смерть презираемого им человека. В конце романа главный герой раскаивается в содеянном и очень ясно осознает, что цена жизни человека не нами установлена, и определять ее по своему усмотрению, а тем более распоряжаться ею, права нам никто не давал.

Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание” Аргумент №6

Всегда ли цель оправдывает средства?

Высокие цели никогда не могут быть достигнуты низменными средствами. Эту мысль Ф.М. Достоевский красноречиво иллюстрирует трагедией главного героя романа.

Родион Раскольников своей теорией о сверхличности, пытается убедить себя в том, что какие бы поступки он не совершал во имя благой цели, все они будут оправданы полученным результатом.

Последствия совершенного им убийства, должны были принести радость тысячам обездоленных и нуждающихся, но результат этого злодеяния оказался совершенно иным. Смерть старухи – процентщицы начала разрушать личность самого Раскольникова, и не принесла никакой радости окружающим.

Поступок оказался лишь психологическим экспериментом, цель которого заключалась в самоутверждении себя, как сверхличности. Но поскольку главный герой никогда не отличался монолитным цинизмом и беспринципностью, последовавший душевный надлом, едва не привел к гибели его самого.

Чуть позже он начинает понимать, что суперидея, посетившая его неокрепший ум, была всего лишь проявлением гордости ума, и ни на что иное претендовать не могла. Это был вопрос к самому себе: «кто я – тварь дрожащая, или право имею?». Судьба Раскольникова лишний раз доказывает, что любая, самая высокая и справедливая цель, теряет свои свойства, при попытке достичь ее грязными средствами.

Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание” Аргумент №7

Является ли преступлением нарушение нравственного закона? (Последствия любого преступления)

Преступление – это, по сути, выход за рамки установленных норм, и не важно, кем определены эти нормы и что они ограничивают. В нашем мире нет строгого разделения между нарушением правил нравственного поведения, искажением морального облика и нарушением уголовного или административного законодательства.

Все установленные нормы взаимосвязаны и плавно перетекают одна в другую. Персонажи романа Достоевского живут в мире, для которого подобные нарушения стали естественной формой существования, и все происходящее вокруг является лишним тому подтверждением.

Преступление для них уже не нарушение законодательных норм, а утверждение законности собственных поступков.  Мармеладов, к примеру, переступает через жизнь своих жены и детей, а его дочь Сонечка переступает через себя и оказывается вне зоны морали и приличий.

Мать Раскольникова ради благополучия сына, готова переступить через жизнь дочери, а Свидригайлов прекрасно уживается с тем злом, которое он принес окружающим, не испытывая при этом никаких угрызений совести, да и сам Раскольников, который ради собственного самоутверждения решился на убийство невинной старушки и ее сестры – все они участники одного общего преступления. Они нарушили закон, который является неотъемлемой часть любого человека – закон нравственности.

Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание” Аргумент №8

Можно ли ошибаться? Роль ошибок в формировании личности

Ошибка является побудительной причиной приобретения опыта. Горький опыт – это путь к самосовершенствованию. Судьба Родиона Раскольникова, главного героя романа «Преступление и наказание», является яркой тому иллюстрацией. Попытка определить свое положение в окружающем его социуме, Раскольников совершает роковую ошибку.

Совершенные им убийства ложатся на него неподъемным грузом и разрушают изнутри. Он буквально тает под влиянием мук совести, и уже находясь на пороге наступающего безумства, приходит к раскаянию.

По всей видимости, мера искупления, которая ему предстоит и сам поступок, совершенный им в порыве юношеского безрассудства, позволят ему в дальнейшем изменить образ своих мыслей и отношение к людям, поскольку падать ниже – уже некуда.

Раскольников еще при жизни опустил себя в бездну ада и вынужден через покаяние, скорбь и осознание совершенных им ошибок постепенно возвращаться к себе самому. Это долгий и тернистый путь, но став на него, человек вряд ли оступится вторично.

Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание” Аргумент №9

Что такое муки совести и как с ними жить?

Совесть является внутренним индикатором нравственного состояния человека. Она определяет его поведение и вынуждает к принятию решений, соответствующих его моральным установкам. Человеку свойственно игнорировать советы близких и не реагировать на замечания окружающих, но вот остаться безразличным к укорам совести не удается никому.

Главному герою романа Достоевского «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову, не давала покоя мысль: «Кто я есть на самом деле?». Она, собственно, и явилась фундаментом для его безумной теории о сверхчеловеке. Проверка ее достоверности привела к смерти невинных людей.

Преступник не оставил явных улик, указывающих на его причастность к убийству, но совесть не давала ему покоя до тех пор, пока не наступило раскаяние в содеянном. В момент принятия решения о добровольном признании, он испытал такое облегчение, что все предстоящие мытарства и испытания представлялись ему легкой прогулкой.

Совесть работает безукоризненно и четко, ее нельзя усыпить или обмануть. Пока человек прислушивается к своему внутреннему арбитру, он жив и физически и нравственно.

Ссылка на основную публикацию