Проблемы в творчестве и. бунина

Проблемой в литературном произведении называют тот вопрос, который ставит и описывает на протяжении всего повествования. Причём писатель, как правило, не ставит вопрос прямо, обычно читателю самостоятельно приходится выделять и формулировать проблему, а так же искать в тексте авторское видение её решения.

В любом литературном произведении автор закладывает какую-то проблему, поскольку это, по сути, и есть главная цель автора – высказать свою позицию по какому-то сложному философскому вопросу. Поэтому проблемы есть и в творчестве первого русского нобелевского лауреата по литературе, писателя Ивана Алексеевича Бунина.

Наиболее важные проблемы его творчества связаны с историей, влиянием исторических событий на человека и его судьбу, а так же проблема исторических эпох и то, как они сменяют друг друга, независимо от желаний обычных людей.

Бунин стал свидетелем важнейших  событий – две Мировые войны, две революции, одна из которых стала поворотной в истории России и его собственной судьбе, полностью поменяв его жизнь и вынудив эмигрировать за границу.

Более того, уже упомянутая революция фактически стала переломной в общемировой истории, когда старая патриархальная эпоха Имперской России ушла, на её место пришла новая, пугающая многих тогдашних интеллигентов (коим являлся и сам Бунин) эпоха Советской власти.

Наиболее четко проблема смены эпох раскрывается в рассказе «Господин из Сан-Франциско», где сам господин и есть то самое «прошлое», которое умерло и никогда больше не вернётся. Даже корабль в этом рассказе называется «Атлантида», что отсылает читателя к затонувшему и навсегда исчезнувшему легендарному городу. Это же видно и в его автобиографических «Окаянных днях», написанных Буниным в 1918-1920-х годах.

Но комплекс этих проблем не является единственным в творчестве Бунина. Прожив и проработав огромную часть своей жизни заграницей, он всегда чувствовал себя чужим и одиноким.

Именно по этой причине в его творчестве выделяется огромный массивы произведений, в которых прямо раскрывается проблема человеческого одиночества.

Да и в целом, в творчестве Ивана Алексеевича, так или иначе фигурирует и чувствуется это самое «одиночество», которое преследовало автора большую часть его жизни.

Так же одной из проблем, которая видна в произведениях Бунина, является проблема любви, её истинности, того, что она может стоить для человека и того, на что порой человек готов ради любви. Очень важное место всеобъемлющая проблема любви занимает в знаменитейшем сборнике Бунина «Темные аллеи», во многом она раскрывается в «Старом порте», «Иде» и «Убийце».

← Анализ рассказа Косцы
← Анализ рассказа Роман горбуна↑ БунинСмысл названия рассказа Чистый понедельник →
Смысл рассказа Чистый понедельник →

  • Сочинение Анализ рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина
    Рассказ великого русского писателя И. А. Бунина, показывает ничтожество человека перед смертью. Как бы богат он не был, какой бы властью не обладал, смерть подстерегает его неминуемо.
  • Ревизор на сцене и в кино сочинение 8 класс
    Многие популярные произведения, написанные великими авторами и писателями, неоднократно были выпущены в фильмах и других постановках. Ревизор на сцене и в кино живет уже на протяжении продолжительного времени.
  • Какие мечты можно назвать «недостижимыми»? Итоговое сочинение
    Каждому человеку свойственно мечтать. Одни думают о небольших успехах, другие же представляют масштабные варианты своего будущего. Однако, достаточно часто, можно услышать, как мечты называют запредельными и недостижимыми.
  • Образ и характеристика Римского в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
    Римский Григорий Данилович — второстепенный герой романа Булгакова «Мастер и Маргарита». По профессии он финдиректор Варьете — театра, где тёмный маг Воланд со своей свитой устраивает представления.
  • План рассказа Маттео Фальконе Мериме 6 класс
    В начале автор рассказывает нам о Корсике, в которой есть такая местность, как маки. Там находятся побеги деревьев, которые появляются после горения леса. Обычно в этом месте прячутся от правосудия.

Философская проблематика произведений Бунина – сочинение

Изменения в бытовой и нравственной жизни крестьян и печальные последствия от подобных метаморфоз показаны в повести «Деревня». Герои этого произведения – кулак Тихон и бедный поэт-самоучка Кузьма.

Философская проблематика произведений Бунина выражена восприятием двух противоположных образов.

Действия происходят в начале века, когда голодная и нищая деревенская жизнь под влиянием революционных идей на время оживает, но затем снова погружается в глубокую спячку.

Писатель остро переживал неспособность крестьян противостоять опустошению их родных деревень, их разрозненность. Главной бедой их, он полагал, была их несамостоятельность, в чем и признается главный персонаж произведения: «Думать не умею, не научен». И этот недостаток, считал Иван Бунин, был последствием долгого крепостничества.

Судьба русского народа

Философская проблематика произведений Бунина выливалась в горькие рассуждения о судьбе русского народа. Как выходца из дворянской семьи его всегда привлекал психологический анализ простого человека.

Истоки национального характера, его положительные и отрицательные черты он искал в истории русского народа. Существенного различия между мужиком и помещиком для него не существовало.

И, хотя дворяне были истинными носителями высокой культуры, роли крестьян в становлении исконно русского духовного мира писатель всегда отдавал должное.

Любовь и одиночество

Иван Бунин – непревзойденный лирик. Рассказы, написанные в эмиграции, являются почти поэтическими произведениями. Любовь для этого писателя не была чем-то длительным. Она всегда прерывалась или по воле одного из героев, или под влиянием злого рока.

Но расставание и одиночество человек испытывает наиболее остро заграницей. Философская проблематика произведений Бунина – это также чувства русского человека, находящегося в эмиграции. В рассказе «В Париже» автор повествует о случайной встрече двух одиноких людей вдали.

Оба они находятся далеко от России. Вначале их сближает русская речь и душевное родство. Знакомство перерастает в любовь.

И когда главный герой внезапно умирает, женщина, возвращаясь в пустой дом, испытывает чувство утраты и душевную пустоту, которую едва ли она сможет восполнить в чужой стране, далеко от родного края.

  Лицо ужаса. «Сердце тьмы» Джозефа Конрада

Темы, которые затрагивал классик русской литературы в своих произведениях, касаются актуальных и на сегодняшний день вопросов.

Современному читателю близка философская проблематика произведений Бунина.

Сочинение на тему, связанную с творчеством этого писателя, помогает развить внутренний мир школьника, учит мыслить самостоятельно и формирует нравственное мышление.

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

«Философская проблематика одного из произведений русской литературы ХХ века. (Смысл жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)»

Философская проблематика одного из произведений русской литературы ХХ века. (Смысл жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)

  • Хотя мы и смертны, но должны
  • не подчинятся тленным вещам,
  • но, насколько возможно, подниматься
  • до бессмертия и жить согласно

с тем, что в нас есть лучшего. Аристотель.

Тысяча девятьсот пятнадцатый год. В самом разгаре первая мировая война. Её пожар раздут отнюдь не без участия «отборного общества». «Говорят Брианы, Милюковы, — пишет И. Бунин, — а мы ровно ничего не значим. Миллионы народа они готовят на убой, а мы можем только возмущаться, не более. Древнее рабство? Сейчас рабство такое, по сравнению с которым древнее рабство – сущий пустяк».

Вот это цивилизованное рабство Бунин и показал в своем рассказе «Человек из Сан-Франциско». Сюжет произведения несложен. Герой рассказа, богатый американский бизнесмен, имени которого даже не упоминается, достигнув высокого материального благополучия решает устроить для своей семьи длительное путешествие. Но все планы разрушает одно непредвиденное обстоятельство — смерть героя.

Главной идеей является не просто история об американском бизнесмене. Она более масштабна. Казалось бы, главный герой умирает – сюжетный потенциал исчерпан.

Но границы рассказа оказываются значительно шире границ истории.

Перед читателем появляется панорама Неополитанского залива, зарисовка уличного рынка, образы лодочника Лоренца и абруццких горцев и, наконец, образ «Атлантиды» — парохода, возвращающего мертвого господина в Америку.

«Атлантида» замыкает композиционный круг рассказа.

Если в начале господин сам развлекается на пароходе – общается с богатыми людьми, наблюдает за яркой порой «влюбленных», то в конце то же самое происходит с другими пассажирами, а «глубоко под ними, на дне темного трюма,» стоит гроб господина, который некогда планировал развлекаться целых два года.

Гроб в трюме – своеобразный приговор бездумно веселящемуся обществу, напоминание о том, что и богатые люди отнюдь не всесильны и не всегда определяют свою судьбу. Богатство отнюдь не залог счастья. Последнее – в совсем иных человеческих измерениях.

https://www.youtube.com/watch?v=DtQk3LcuWmA\u0026t=38s

Независимость человека от его социального положения или богатства – главная тема произведения.

Кроме того, в рассказе раскрывается тема счастья. Правда, представление о нём у господина и его семьи своеобразно. Для героя счастье – сидеть и рассматривать фрески рядом с миллиардером, для его дочери – выйти замуж за принца. Любовь, как и другие чувства в «отборном обществе», искусственно. Доказательством этого является пара, специально нанятая для того, чтобы играть влюбленных.

Нарушение планов господина происходит уже в Неапале. Неподвластная господину и поэтому непредсказуемо капризная природа заставляет его отправиться на Капри.

Автор очень подробно и детально описывает распорядок существования господина. Трижды в рассказе почти останавливается сюжетное движение, отменяемое сначала методичным изложением маршрута круиза, потом размеренным отчетом о «режиме дня» на «Атлантиде» и, наконец, тщательным описанием порядка, заведенного в неополитанском отеле.

Механически разлинованы «графы» и «пункты» существования господина: «во-первых», «во-вторых», «в-третьих»; «в одиннадцать», «в пять», «в сеть часов».

В целом регламентированность образа жизни американца и его компаньонов задает монотонный ритм описанию всего социального мира, заставляет читателя увидеть искусственность, механичность и монотонность жизни «отборного общества».

Выразительным контрастом пунктуальному миру господина становится не предсказуемая стихия подлинной жизни. На фоне четкого распорядка существования героя его смерть кажется «нелогичной». Но ещё более «нелогичными» и непредсказуемыми оказываются действия служащих отеля и «отборного общества».

Они явно не довольны тем, что смерть господина нарушила их веселье. Хозяин отеля чувствует вину за то, что не сумел скрыть случившегося. Со смертью героя теряется его власть над людьми.

На просьбу жены господина из Сан-Франциско найти гроб хозяин отеля цинично предлагает ящик из-под содовой воды, в котором тело и доставляется на пароход.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, — житейской мудрости, доброте, духовности.

Работая над рассказом, писатель вносит в дневник следующую запись: «Плакал, пиша конец». Бунин отнюдь не оплакивает своего героя, а испытывает боль от мертвящей жизни богатеев, которые вершат судьбы простых людей.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа А. Платонова «Песчаная учительница»

Смысл жизни

Одной из бед современного общества является его безнравственность. Она появляется незаметно, разрастается и в какой-то момент начинает порождать ужасающие последствия.

От них страдает и отдельные люди, и общество в целом. А потому, на уроках литературы уделяется немалое внимание такой теме, как философская проблематика произведений Бунина.

Сочинение по рассказу «Человек из Сан-Франциско» учит детей пониманию важности духовных ценностей.

Материальным благам сегодня уделяется столь огромное значение, что современные дети, порою, и не догадываются о существовании иных ценностей. Философия безликого человека, который так долго и упорно увеличивал свои богатства, что разучился видеть мир таким, каким он есть, и как следствие – трагический и жалкий конец.

Такова основная идея рассказа о богатом господине из Сан-Франциско. Художественный анализ этого произведения позволяет подросткам иначе взглянуть на идеи, которые царят сегодня в сознании многих людей.

Людей, которые патологически стремятся к успешности и материальному процветанию и, к сожалению, нередко служат примером для неокрепшей личности.

Чтение произведений русской литературы способствует формированию правильной нравственной позиции. Сочинение на тему «Философская проблематика произведения Бунина «Человек из Сан-Франциско»» помогает ответить на самые, пожалуй, злободневные вопросы.

Прошедший век подарил русской культуре плеяду гениальных художников. Их творчество стало достоянием мировой литературы. Нравственные основы произведений этих авторов морально никогда не устареют.

Философская проблематика произведений Бунина и Куприна, Пастернака и Булгакова, Астафьева и Солженицына – достояние русской культуры. Их книги предназначены не столько для занимательного чтения, сколько для формирования верного мировоззрения и уничтожения ложных стереотипов.

Ведь никто столь точно и правдиво не говорил о таких важных философских категориях, как любовь, верность и честность, как классики великой русской литературы.

Философская проблематика произведений Бунина

И. А. Бунин — великое имя в истории русской литературы. На фоне богатства и разнообразия литературы начала 20 века он сумел занять свое особое место. Писатель затрагивал различные темы в своем творчестве. Больше всего Бунина интересовали вопросы человеческого счастья, духовного предназначения человека, смысла жизни и бессмертия души.

Несмотря на то, что Бунин прославился в основном как великолепный прозаик, себя он всегда считал, прежде всего, поэтом. В поэзии Бунина одно из ключевых мест занимала философская лирика. Вглядываясь в прошлое, писатель стремился уловить «вечные» законы развития науки, народов, человечества. В этом был смысл его обращения к далеким цивилизациям прошлого — славянской и восточной.

Основа бунинской философии жизни — признание земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества. В его лирике обостряется ощущение фатальной заключенности человеческой жизни в узких временных рамках, чувство одиночества человека в мире.

В творчестве возникает мотив неостановочного движения к тайнам мира: Пора, пора мне кинуть сушу, Вдохнуть свободней и полней И вновь крестить нагую душу В купели неба и морей! Стремление к возвышенному соприкасается с несовершенством человеческого опыта. Рядом с желанной Атлантидой, «бездной голубой», океаном появляются образы «нагой души», «ночной грусти».

Противоречивые переживания лирического героя ярче всего проявились в глубоко философских мотивах мечты, души. Воспеваются «светлая мечта», «крылатая», «пьянящая», «счастье просветленное». Однако столь возвышенное чувствование несет в себе «небесную тайну», становится «для земли — чужим».

В прозе одним из самых известных философских произведений Бунина является рассказ «Господин из Сан-Франциско». Со скрытой иронией и сарказмом описывает Бунин главного героя — господина из Сан-Франциско, не удостаивая его даже имени. Сам же Господин полон снобизма и самодовольства.

Всю жизнь он стремился к богатству, примером для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же благополучия, что и они. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка и, наконец, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие: «До этого момента он не жил, а существовал».

А господину уже пятьдесят восемь лет… Герой считает себя «хозяином» положения, но сама жизнь опровергает его. Деньги — могущественная сила, но на них невозможно купить счастье, благополучие, уважение, любовь, жизнь. К тому же в мире есть сила, которая неподвластна ничему. Это природа, стихия.

Все, на что способны богачи, наподобие господина из Сан-Франциско, — это максимально отгородиться от нежелательных им погодных условий. Однако стихия все равно сильнее. Ведь от ее благосклонности зависят их жизни.

Господин из Сан-Франциско считал, что все вокруг создано лишь для того, чтобы исполнять его желания, герой свято верил в могущество «золотого тельца»: «Он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание».

Да, богатство американского туриста, словно волшебным ключом, открывало многие двери, но не все. Оно не смогло продлить ему жизнь, оно не оберегло его и после смерти. Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти. Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире, и жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что он сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил. Среди цивилизации, в повседневной суете человеку легко потерять себя, легко подменить настоящие цели и идеалы мнимыми. Но этого нельзя делать. Необходимо в любых условиях беречь свою душу, хранить те сокровища, которые есть в ней. К этому нас и призывают философские произведения Бунина.

Вечные темы в рассказах И.А.Бунина

В своих произведениях Иван Алексеевич Бунин затрагивает
такие вечные проблемы, как необратимость уходящего времени, жизнь и смерть,
любовь. Эти проблемы, действительно, вечные: человек сталкивается с ними каждый
день и будет сталкиваться всегда.

Каждое произведение Бунина по-своему уникально.

Например, рассказ «Антоновские яблоки». Он написан по
аналогии тургеневским жанром стихотворения в прозе. Рассказ очень лиричен,
несмотря на прозаическую форму.

В нем Бунин восхищается природой, вспоминает о
поездках в дворянские усадьбы, где течет здоровая деревенская жизнь,
олицетворением которой являются подолгу живущие старики, крепкие дворы и избы.

В рассказе автор описывает осень (время полного созревания), говорит о свежести
осени: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые
аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и
осенней свежести».

Символом здоровой плодоносящей жизни у Бунина становится
аромат антоновских яблок. «Войдешь в дом и прежде услышишь запах яблок, а потом
уже другие», – пишет автор. Этим запахом пропитано все в воспоминаниях Бунина.

Многое в жизни проходит, да и жизнь проходит…
Необратимость уходящего времени показывает Бунин в рассказе «Антоновские яблоки».
Но в памяти остается нечто прекрасное: воспоминания, ассоциативно оживающие в
нашей памяти, часто связанные с ароматами.

Тема жизни и смерти раскрывается Иваном Алексеевичем в
рассказе «Господин из Сан-Франциско». Здесь внешний блеск героя противопоставлен
его внутренней блеклости, дорогая оболочка – пустому содержанию. Автор лишает
своего героя имени, так как это собирательный образ, таких людей много.

У них
нет души, а есть только деньги, они заботятся лишь о собственном комфорте и
безразличны к окружающим. Однако, когда Господин из Сан-Франциско умер, те
деньги, зарабатыванию которых он посвятил лучшие годы своей жизни, стали никому
не нужны, не говоря уже о нем самом.

Он возвращается домой в ящике из-под
содовой в трюме, рядом с теми людьми, коими он брезговал при жизни.

Пустой и бездуховной жизни Господина противопоставлена
жизнь лодочника Лоренцо и абруццких горцев, которые не зависят от денег, они
бедны материально, но духовно богаты. Они по-настоящему счастливы в жизни.

В рассказе много символов. Корабль назван «Атлантида»,
что сразу наталкивает на мысль об обреченности, обреченности богатых и успешных
пассажиров на фальшивую жизнь.

На корабле три этажа, которые символизируют социальную
лестницу: верхний этаж – это обитатели блестящих салонов, средний –
обслуживающий персонал, нижний – кочегары «адской топки».

Перемещение корабля и его возвращение в исходную точку с
телом героя становится символом движения человечества по замкнутому кругу.

Это лишь немногие символы, присутствующие в произведении.

По мнению Бунина, важна не смерть, а жизнь до смерти.
Жизнь нужно прожить с толком, нужно оставить след, многое понять, духовно
обогатиться. А перед лицом смерти человек жалок, и никакие средства тут не
помогут…

Тема любви затрагивается Буниным в рассказах «Солнечный
удар», «Легкое дыхание», «Темные аллеи» и «Чистый понедельник». Во всех них
любовь мимолетна и трагична.

В рассказе «Легкое дыхание» нежная, искренняя и
бескорыстная Оля Мещерская сталкивается с жестокой действительностью
окружающего мира, что приводит ее к гибели.

Герои рассказа «Темные аллеи», любившие друг друга в
молодости, но вынужденные расстаться, лишь встретившись много лет спустя
осознают, что их чувства друг к другу были лучшим, что было в их жизни.

В рассказе «Чистый понедельник» героиня посещает светские
мероприятия, но внутренне чужда этому. Она находит себя в служении Богу,
отказываясь от любви.

Во всех этих рассказах о любви Бунин показывает лишь
мгновенную вспышку, прозу жизни в них автор отвергает. Любовь в представлении
Бунина – это озарение, вспышка, молния, которая освещает жизнь человека,
возвышает его над миром суеты и повседневных забот. Любовь – это величайшая
ценность, и, чтобы не показывать прозу жизни, будничность, автор обрывает
любовь на высшей точке, на ее пике.

Таким образом, Бунин затрагивает очень важные темы в
своих произведениях, вечные темы. Они были, есть и будут актуальны во все
времена.

Основные темы и особенности творчества Бунина

Без творчества Ивана Алексеевича Бунина сегодня невозможно представить отечественную литературу. Он — первый российский обладатель Нобелевской премии по литературе и один из самых любимых за рубежом российских писателей. Хотя на Родине сегодня его читают мало.

А зря, ведь в его произведениях есть практически все, что ищет большинство читателей. Любители красивого слога, длительных описаний найдут в Бунине родную душу. Мужчины оценят поэтическое наследие Бунина.

Особенно стихотворение, в котором автор, тоскуя по любимой ушедшей от него женщине, размышляет о приобретении собаки и о том, какие его ждут одинокие пьяные вечера.

А какие женские образы он выводил в своих произведениях! Оля Мещерская, Клаша Смирнова, Ида… Бунин – действительно замечательный писатель, за книги которого стоит браться чаще.

Читайте также:  Джованни боккаччо - пребудешь ты отныне в царстве том: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Особенности творчества Бунина делают его универсальным писателем, который может быть близок любому – зрелому читателю и юноше.

О чем писал бунин?

Творчество писателя условно можно разделить на несколько этапов. Конечно, важно рассматривать миропонимание Бунина в два периода его жизни:

  Краткое содержание – Звезда – Казакевич

  1. Российский период.
  2. Жизнь в эмиграции.

Однако такая схема будет не совсем полной. В разное время автора волновали различные проблемы:

  • деревенская жизнь, жестокий мир деревни;
  • гибельность Октябрьской революции, идей большевиков;
  • дореволюционное прошлое России, собственное детство;
  • трагизм существования, противостояние мрака и света;
  • любовь как противоположность смерти.

Тема Родины в творчестве Бунина

Тема Родины в творчестве Бунина – одна из основных. Уже самые первые его произведения, написанные в юношеские, молодые годы, ярко отображают знакомый ему деревенский быт.

В 1890-х он пишет стихотворения «Родина» и «Родине». В первом из них Россия выведена как нищая крестьянка, которую злопыхатели укоряют за простоту.

Обе работы написаны, безусловно, человеком, которого можно назвать патриотом.

Но свою страну Бунин видел не только такой бедной и нищей, он также восхищался российскими закатами, богатством российской осени. В начале 1900-х годов его увлекала и тема истории древней Руси, фольклор.

Свое денежное вознаграждение от Нобелевской премии Бунин потратил очень быстро. Почти все средства разошлись на помощь писателям-эмигрантам и различным зарубежным российским обществам. И в этом тоже можно уследить большой патриотизм Бунина, который перед лицом нового мира и успеха остался верен своему народу.

Видео об особенностях творчества Бунина

Тема природы в творчестве Бунина

Родина для Бунина – это не только люди, но и природа. Александр Блок писал, что так чувствовать и любить природу мало кто умеет. Природа, место человека в ней – это вечные темы творчества Бунина.

Живой мир русского леса он воспринимал как музыку: «утро светлое, на почерневших, почти голых лозинках, на их сучьях и редкой пожухлой листве – блестки растаявшего мороза… вдали, у нас, в сизо-туманном утреннем саду, мягко, неизъяснимо-прекрасно краснеют клены».

Деревенской тематике Бунин не изменял всю жизнь, хотя после эмиграции в его работах заметен большой перелом. Даже еще раньше, во время Первой мировой войны, он чувствовал приближение катастрофы. В эмиграции тема России в творчестве Бунина обретает наибольшего размаха.

Автор неустанно размышляет, что же будет с его родной землей, которая стала местом для красного террора, которая сильно пострадала из-за братоубийственной Гражданской войны.

Он прекрасно понимал, что прежней, дореволюционной России уже не вернуть, и ставил перед собой вопрос: а найдут ли место в этой новой жизни надломленные русские люди, вечно ищущие и не находящие своего.

Концепция любви в творчестве Бунина

Немало место занимает и концепция любви в творчестве Бунина. В двадцатые годы он написал один из самых известных своих рассказов «Дело корнета Елагина». В нем он вспоминает свои собственные переживания и чувства к В.В.Пащенко. По сюжету, главный герой влюбляется в актрису.

Эта любовь приносит ему много мучений, и именно через нее в Елагине происходит «жуткий расцвет… первая месса пола». Отношения Бунина и Пащенко были такими же трудными. Дочь елецкого лекаря первой призналась ему в любви, но потом стала неуверенной в своих чувствах и почти не отвечала будущему знаменитому писателю взаимностью.

Позже они расстались, Бунин даже хотел покончить с собой, он то презирал свою неудавшуюся любовь, то высоко возносил ее.

Любовь у автора часто перекликается с чувством ревности.

Писатель как бы намекает, что ревность неизбежна, ведь женщины постоянно дают к ней повод: они всегда загадочны, в них есть тайна, недоступная мужчинам, да и им самим бывает очень трудно понять себя, из-за этого они терзаются сами и не дают покоя любящим их. Чувствительные личности всегда тянутся к таким женщинам. И это – закономерность. Закономерность, которая в итоге приводит к трагедии.

https://www.youtube.com/watch?v=XXz1OtJvnYA\u0026t=44s

Проводя анализ творчества Бунина, Анна Саакянц в своем очерке высказала мысль, что любовь по Бунину – это некий напряженный момент бытия, который озаряет всю жизнь человека подобно зарницам в ночи.

Тема смерти в произведениях Бунина

Любовь для автора – противоположность смерти. К такому выводу он приходит в середине 1920-х годов.

А впоследствии, в конце 1930-1940-х годов, любовь и Родина вообще становятся основными темами творчества Бунина. Отсюда вытекают и основные проблемы творчества Бунина.

С одной стороны – тяга к любви, с другой – восприятие смерти, как логического завершения всех противоречий, споров, неудач, как абсолютной очищающей силы.

  • И. А. Бунин
  • Произведение: Поэзия Бунина
  • Это сочинение списано 23 421 раз

В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе.

Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале «Родина» вышло его первое стихотворение «Деревенский нищий», в котором юный поэт описывал состояние русской деревни:

Грустно видеть, как много страданья,

И тоски, и нужды на Руси!

С самого начала творческой деятельности поэт нашел свой стиль, свои темы, свою оригинальную манеру. Многие стихотворения отразили состояние души молодого Бунина, его внутренний мир, тонкий и богатый оттенками чувств.

Умная, тихая лирика была похожа на разговор с близким другом, но поражала современников высокой техникой и артистизмом. Критики в один голос восторгались уникальным даром Бунина чувствовать слово, его мастерством в области языка.

Множество точных эпитетов и сравнений почерпнуто поэтом из произведений народного творчества – как устных, так и письменных. К. Паустовский очень ценил Бунина, говоря, что каждая его строка четкая, как струна.

Начинал Бунин с гражданской лирики, писал о тяжелой жизни народа, всей душой желал перемен к лучшему. В стихотворении «Запустение» старый дом говорит поэту:

  • Я жду веселых звуков топора,
  • Жду разрушенья дерзостной работы,

Философская проблематика произведений Бунина – сочинение

Иван Бунин – русский писатель, который известен нам как лирик. Он очень много размышляет на темы крестьянства, судьбы своего народа, человеческих чувств. Эти темы интересны во все времена.

В его произведениях прослеживается его грусть и чувство одиночества, раскрывается суть человеческого бытия, его непродолжительного пребывания в этом мире. Он рассматривает ценности  человека.

По его суждениям можно сделать вывод, что человек всего-навсего песчинка в этом мире, по сравнению со вселенной.

В рассказах Бунин часто раскрывает человеческое естество. Он показывает , на сколько люди эгоистичны, самоуверенны.

Человек очень редко задумывается о своем пребывании на земле, продолжительности жизни, о ценностях и морали.

  Человеку свойственно строить планы и мнить себя Творцом своей жизни… Но как мы можем понять из произведения «Господин из Сан-Франциско», жизнь преподносит нам уроки. Иногда эти уроки становятся роковыми.

Суть этого творения состоит в том, что главный герой, имя которого не упоминается, посвятил свою жизнь приобретению материальных благ. Он жаждал их, не задумываясь о главных ценностях. Главный герой был убежден, что в этом мире достаточно иметь много денег.

Ведь с их помощью возможно приобретение всего! Как же он заблуждался! Жизнь такова, что требует за полученные блага высокую цену. Цели он достигнул. Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Она прервалась. И прискорбным стал тот факт, что о его уход не опечалил никого, даже родных ему людей.

Бунину горько за главного героя. Что останется после него? Кто вспомнит о нем спустя время?

Писатель, можно сказать, скорбит в произведении о тех членах общества, которые не способны видеть и чувствовать чужую боль, сострадать, любить и оказывать помощь. Какое будущее ожидает это народ? Как скоро их мир превратится в прах? У такого гнилого общества нет морали и будущего!

Сам Иван Алексеевич был из дворянской семьи.  Но он проводил время за изучением крестьянской души. Ему интересно было наблюдать за работой крестьян, манерой общаться. Бунин любил наблюдать за крестьянами, когда те отдыхали, веселились на ярмарках и вели беседы.

Во время эмиграции Бунин пишет рассказы, раскрывающие тему любви. Он повествует о ее быстротечности, непостоянстве. О том, что она разбивается о скалы житейских бурь.  А точнее любовь человеческая гаснет от обстоятельств, которым мы не хотим или не можем противостоять. Это сложно, всю жизнь посвятить себя одному человеку и не разочароваться в нем.

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод о высокодуховном внутреннем мире Бунина, который он раскрывает в своих творениях.

`

Философская проблематика произведений Бунина

Популярные сочинения

  • Сочинение Любовь в романе Отцы и дети Тургенева
    Сейчас передо мной лежит его известный роман «Отцы и дети», где тема любви является одной из самых основных и противоречивых тем.
  • Век живи – век учись – сочинение
    Часто в жизни мы слышим такую пословицу: «Век живи – век учись». Я думаю, что данное высказывание говорит нам о том, что важно развиваться в абсолютно любой сфере всю свою жизнь
  • Сочинение Сыны Отечества
    На нашей планете живет очень много людей. Все они разные по национальности, внешности, характеру и многому другому. Но есть и то, что всех людей объединяет – это то, что у каждого человека есть Родина

Философская проблематика произведений Бунина. Смысл рассказов :: SYL.ru

Сочинение на тему «Философская проблематика произведений Бунина» часто задают на дом учащимся старших классов. Его удивительные рассказы действительно заставляют душу трепетать от восторга, открывать неизведанные грани своего собственного существа.

Герои И. А. Бунина балансируют на стыке прошлого и настоящего. Они не могут до конца перейти существующую границу, поскольку отягощены обидой, душевной болью или нежными романтическими чувствами.

Часто показаны роковые несовпадения: один персонаж любит, а для другого связь ровным счетом ничего не значит.

В чем особенности философской проблематики произведений Бунина? Попробуем разобраться на примерах конкретных текстов.

«Руся»

Рассказ, который о многом заставляет задуматься, помогает переосмыслить суровые реалии повседневности. Главный герой предается воспоминаниям о своей первой влюбленности, и эти мысли значительно влияют на его настроение. Он старается беречь у сердца трепетные думы, не надеясь, что супруга поймет. Эти чувства безжалостно тревожат его душу. Вопросы, которые поднимаются в произведении:

  1. Почему с возрастом человек утрачивает свои лучшие мечты? Куда уходит юность, способность смотреть на вещи с восторгом, проникаясь их беззаветной целостностью?
  2. Отчего зажимает сердце, когда всплывают подобные воспоминания?
  3. Почему главный герой не боролся за свою любовь? Было ли это малодушием с его стороны?
  4. Быть может, воспоминания о былой влюбленности просто освежили его чувства, разбудили спящие мысли, взволновали кровь? А если бы события сложились удачно и персонажи прожили вместе много лет, магия могла бы исчезнуть.
Читайте также:  Итоговое сочинение: Почему горе переживают в одиночестве, а радостью делятся

Сочинение–рассуждение «Философская проблематика произведений Бунина» может включать в себя следующие строки: должно быть привлекательность первой любви как раз и заключена в ее недостижимости. Безвозвратность ушедшего мгновения помогает его идеализировать.

Проблемы в творчестве И. Бунина

Всю свою жизнь Бунин чувствовал себя чужим, принадлежащим другой эпохе. Его не принимали многие современники: одним он казался «излишне бытовым писателем», другим — «недостаточно идейным». Однако автор со своим «зорким глазом» умел видеть и чувствовать жизнь во всех её проявлениях. Изобразительность для него – неотъемлемый элемент любого произведения

Но как же все-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок и без изображения (хотя бы и самого новейшего, нелепейшего) предметов, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной? – писал он

Тяжелую ношу литературного непризнания писатель пронёс сквозь все года. Но такое «одиночество в письме» не помешало ему создать настоящие шедевры, интерес к которым не пропал и в наши дни. Почему же не пропал? А потому, что автор затронул огромное количество важных и вечных проблем. В данной работе мы разберем самые основные из них.

Проблемы, привлекающие внимание Бунина, в основном связаны с той эпохой, в которой был «вынужден» существовать писатель. Почему «вынужден»? Он неоднократно сетовал на судьбу. «Да, уж слишком много нам дала судьба «великих, исторических» событий.

Слишком поздно родился я», — заявлял творец. Действительно, в период жизни автор произошли грандиозные события, затронувшие каждого жителя России: мировая война, революции 1905г., 1917г., Великая Отечественная война.

Как и многие, Бунин не мог обойти эти явления стороной в своих произведениях. Так, проблема судьбы России часто присутствует на страницах шедевров автора. Например, в философско-публицистическом произведении «Окаянные дни» (1918г.

) он выразил своё отношение к Октябрьской революции. В то время как Блок в этом слышал «музыку революции», писатель – «какофонию бунта».

Лирические произведения Бунина менее известны, однако именно в них отражена проблема, которую автор «пронёс» с собой через всю жизнь — одиночество. В одноименном стихотворении лирический герой переживает расставание с любимой. Мы видим не только внутреннее опустошение, но и внешнее: вокруг «серая тьма», «холодная пустыня воды».

Он надеется на приход весны, на внутреннее оживление. Но настанет ли когда-нибудь оно? Это стихотворение также раскрывает и другую важную проблему для Бунина – любовную. Трудности взаимоотношений между мужчиной и женщиной отражены и во многих прозаических произведениях писателя.

Для него это резкий удар, наваждение, которое «налетает Бог весть откуда и несёт героев навстречу судьбе».

Несмотря на то, что Бунин сам называл себя «изгнанником», что он провел более тридцати лет на территории чужой страны, он всегда был рядом со своей Родиной, со своим народом. Писатель переживал за судьбу отечества. До последних дней он тосковал по родному краю, но так и не вернулся. Бунин является неотделимой частью нашей истории. Частью, которой нужно гордиться.

Анастасия Сметанова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Темные аллеи»

В центре рассказа – любовь женщины, которую она пронесла через тридцать лет.

Встреча спустя годы только добавит ей страданий или станет освобождением от многолетней привязанности? Хотя это чувство заставляет страдать, героиня дорожит им, словно редким сокровищем.

Здесь автор подчеркивает мысль о том, что человек не волен управлять своими чувствами, но в силах распоряжаться собственной совестью. Кроме того, у мужчины после встречи с героиней возникает стойкое ощущение, что он упустил в жизни что-то по-настоящему важное.

https://www.youtube.com/watch?v=TIV0WF0fMn4\u0026t=278s

Значимость переживаний проявлена на высоком уровне. Философская проблематика произведений Бунина, так или иначе, направлена на отыскание индивидуальной истины. Для каждого персонажа существует своя собственная правда.

Популярные сочинения

  • Сочинение Прогулка на лыжах по зимнему лесу Зима замечательное время года. Вся земля покрывается белым одеялом, деревья укутываются в белую шубку. Обожаю волшебную зиму. Солнце светит иногда очень ярко и небо выглядит чистым и красивым
  • Сочинение Смысл названия произведения Горе от ума В романе «Горе от ума» А.С. Грибоедов сталкивает людей с совершенно противоположными взглядами. Они будто из разных миров. Речь идет о главных героях произведения – Чацком и Фамусове.
  • Сочинение по поэме Василий Теркин (8 класс) Василий Тёркин» — поэма известного писателя Александра Трифоновича Твардовского, написанная в 1942 году. Всего в ней 30 глав. Именно данная поэма принесла писателю известность и народную признанность.

«Солнечный удар»

Рассказ повествует о неожиданной любви, которая пронзила сердце поручика. Драма заключается в том, что главный герой смог осознать, насколько ему нужна эта женщина только после расставания с ней. Поистине мучительным выглядит его проникновенный диалог с самим собой.

Персонаж не может принять свершившуюся потерю: не знает ни ее адреса, ни имени. Он пытается искать успокоения в повседневных делах, но оказывается не в силах ни на чем сосредоточиться. Еще накануне эта связь казалась ему забавным приключением, а теперь сделалась невыносимой мукой.

Судьба русского народа

Автор таких замечательных произведений, как повесть «Деревня» и рассказ «Антоновские яблоки» с горечью рассуждает о том, как страдает русский народ и о том, как трудно складывается его судьба.

Известно, что сам Бунин никогда не принадлежал к крестьянскому миру. Его родители были дворяне. Но Ивана Алексеевича, как и многих дворян того времени, привлекало изучение психологии просто человека.

Писатель пытался понять истоки и основы национального характера простого мужика.

Изучая крестьянина, его историю, автор пытался найти в нем не только отрицательные, но и положительные черты.

Поэтому и существенного различия между мужиком и помещиком он не видит, особенно это чувствуется в сюжете рассказа «Антоновские яблоки», где повествуется о том, как жила деревня.

Трудились и отмечали праздники мелкопоместное дворянство и крестьяне вместе. Особенно отчетливо это проявляется во время сбора урожая в саду, когда крепко и приятно пахнут антоновские яблоки.

В такие времена любил и сам автор бродить в саду, слушая голоса мужиков, наблюдая за изменениями в природе. Любил писатель и ярмарки, когда начиналось веселье, играли мужики на гармошке, а бабы надевали красивые и яркие наряды.

В такие времена хорошо было бродить по саду и прислушиваться к разговору крестьян.

И хотя, по мнению Бунина, дворяне – это люди, которые несут истинную высокую культуру, но простые мужики, крестьяне тоже внесли свою лепту в становление русской культуры и духовного мира своей страны.

«Чистый понедельник»

В рассказе показана любовь мужчины к молодой девушке – робкое, нежное чувство. Он терпеливо ждет взаимности годами, прекрасно сознавая, что ответ может прозвучать отказом. Кажется, что девушка играет с ним: постоянно зовет на вечера, театрализованные представления.

Герой везде сопровождает ее, втайне надеясь заслужить расположение. В финале перед читателем раскрываются истинные мотивы поведения девушки: она веселилась напоследок, старалась наполниться впечатлениями, потому что знала – больше в жизни такого не будет, героиня отправляется в монастырь.

Чувства мужчины оказались ненужными.

Таким образом, философская проблематика произведений Бунина затрагивает самые потаенные уголки души читателя. Его рассказы вызывают амбивалентные чувства: заставляют сожалеть о прошлом и в то же время помогают с надеждой смотреть в будущее.

В этих коротких историях нет безысходности, поскольку соблюден баланс между чувствами и мудрым отношением к описываемым событиям.

Философская проблематика произведений Бунина и Куприна во многом схожа, имеет общую основу – извечный поиск правды и смысла.

Основные темы творчества Бунина

Произведения Ивана Алексеевича Бунина посвящены разным темам, однако все связаны лейтмотивом грусти и печали по вырождению дворянского мира.

Ивана Бунина называют последним «дворянским» литератором. Его ранние произведения посвящены грусти и печали по уходящей дворянской эпохе.

Стихотворения и рассказы Бунина часто обращаются в детство писателя и описывают старинные усадьбы, «дворянские гнезда», деревни. Дворянин по Бунину — это благородный, честный, справедливый, образованный, эмоциональный человек.

Он обязательно должен иметь богатую родословную и работать на благо науки, искусства, общества.

Особенного пика чувство этой ностальгии достигает в произведении «Антоновские яблоки», посвященное вопросу увядания дворянской усадьбы.

Тема дворянства неразрывно связана с темой природы. Природа в творчестве Ивана Бунина никогда не бывает яркой. Она имеет приглушенные оттенки, но теплые: коричневые, золотистые, желтоватые, нежно-зеленые, голубые, серые.

Эта природа является отражением чувств персонажей и самого автора. Она поддерживает человека, помогает ему.

Тема смерти связана с темой богатства в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Главный герой этого произведения умирает перед обедом. Иван Бунин хотел показать, что смерти не важны богатства. Она придет к каждому из нас, поэтому деньги не имеют реального значения. Важно только то, как они тратятся.

Наиболее глубоко писатель рассмотрел тему любви. Сборник рассказов Ивана Алексеевича Бунина «Темные аллеи» посвящен чувственной любви, причем всегда несчастливой, трагичной, «темной». Герои рассказов всегда сталкиваются с жизненными противоречиями, которые мешают им быть вместе. Они, как правило, излишне пылки, поэтому не могут прислушаться друг к другу, понять друг друга и найти ответ.

Темы творчества Ивана Алексеевича Бунина посвящены разным сферам жизни человека и общества.

Эволюция взглядов Бунина

Иван Алексеевич Бунин еще при жизни был признан гениальным писателем, но все же не столь популярным, как, например, Чехов или Достоевский. Сам автор объяснял это положением вне литературных школ. Он не любил, когда критики причисляли его произведения к какому-то направлению. Не обходя вниманием новые тенденции в литературе, он всегда оставался самим собой.

Иван Алексеевич имел в своей литературной деятельности один главенствующий прием — человеческую личность в центре повествования, что появилось не без участия произведений Толстого. Долгие годы этот корифей от литературы был кумиром молодого писателя и оказал большое влияние на его творчество.

Достоевский, наоборот, не представлял для него особого интереса. Тем не менее Бунин у него что-то перенимал, хотя взгляды на изображение дворянской России у них резко различались. В некоторых рассказах («Петлистые уши», «Дело корнета Елагина») он устраивает полемику с романом «Преступление и наказание», нарочно изображая преступление без наказания.

Ссылка на основную публикацию