Краткое содержание рассказа А. Платонова «Песчаная учительница»

Рассказ «Песчаная учительница» был написан Андреем Платоновым в 1926 году, а впервые опубликован в 1927 году.

Описание книги для читательского дневника

Андрей Платонович Платонов
Название произведения: «Песчаная учительница»
Жанр: рассказ
Год написания: 1927
Издательство: Искатель
Год издания: 2009

Главные герои и их краткая характеристика

Мария Никифоровна Нарышкина — молодая учительница, деятельный, ответственный человек.

Краткое содержание и сюжет

Марии Нарышкиной было 20 лет и она была родом из небольшого городка Астраханской губернии. Ее миновали события войны и революции, а повзрослела она когда социализм уже окреп. Она любила географию, с упоением читала отцовские книги и поступила на педагогические курсы. Через четыре года учебы Марию распределили в село Хошутово, рядом с пустыней.

По дороге в село Мария впервые увидела песчаную бурю, а само село поразило ее своей бедностью. Хошутово было почти все засыпано песком, в нем было несколько дворов, и Мария поселилась в комнате при школе. Старик-сторож принял ее как дочь.

Через два месяца начались занятия, но дети ходили в школу нерегулярно. А когда настала ранняя зима и вовсе почти перестали. Им было не во что одеться, они голодали, так же как и взрослые. К новому году умерло двое ребят.

Мария решила заняться обучением людей тому, как бороться с песками, как из пустыни сделать живую землю. Крестьяне не поверили учительнице, а в округе ей посочувствовали и дали книги.

Агроном жил за полтораста верст и никогда не бывал в Хошутово.

К концу первого лета Мария убедила крестьян заниматься общественными работами весной и осенью и через год Хошутово было не узнать. Вокруг села появились заградительные шелюговые полосы озеленения, защищавшие орошаемые огороды.

Около школы Мария Никифоровна собиралась устроить сосновый питомник и окончательно победить пустыню. Она знала, что растения, высаженные между соснами дают удвоенные урожаи. В Хошутово появилось топливо, а из прутьев стали плести корзины, делать мебель.

Это принесло селу две тысячи рублей прибыли.
Теперь школа полнилась не только детьми, но и взрослыми.

Через три года случилась беда, через село прошли кочевники. Они запоздали, степь уже умерла, и кочевники кормили скот насаждениями и соснами. Исчезла вода, потому что скот выпил ее подчистую.

Взбешенная Мария отправилась к вождю кочевников и стала ругаться. Она говорила, что будет жаловаться и что сейчас советская власть.

Но вождь ответил, что тот, кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.

Мария поехала в округ, а там сказали, что Хошутово теперь обойдется без нее, крестьяне знают что делать. И предложили учительнице проделать ту же работу в Сафуте, селе, где селятся бывшие кочевники.

Там тоже нужно было обучать людей бороться с песками, ведь чем больше кочевников станут вести оседлую жизнь, тем реже они будут уничтожать насаждения у других сел. Мария задумалась о своей молодости, несуществующем муже, вожде кочевников и согласилась.

Она пообещала вернуться через пятьдесят лет старушкой, но по лесной дороге.

Очень краткое содержание для читательского дневника

После окончания курсов Мария отправляется в Хошутово, где видит бедность и наступающие пески. Она решает обучать людей бороться с песками. Мария высаживает защитные насаждения и сосны. Приходят кочевники и уничтожают все насаждения. Мария жалуется в округ, но ей предлагают новое село и продолжение работы. Мария соглашается и обещает сделать пустыню лесом.

Композиция

Композиционно рассказ делится на несколько этапов в процессе становления личности: учёба и мечты о будущем применении своих умений, трудное начало деятельности, успехи, крушение надежд и разочарование, осознание через жертву своего истинного предназначения и смиренное принятие собственной судьбы.

План пересказа

  • Молодость и учеба
  • В селе Хошутово
  • План борьбы с песками
  • Успехи борьбы
  • Нашествие кочевников
  • Все пропало
  • Новое назначение
  • Обещание учительницы

Основная мысль

Для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Человек и пустыню может сделать цветущим садом.

Чему учит

Рассказ учит упорству, самоотверженности, умению увлечь людей. Учит бороться с трудностями, не сдаваться, жить ради людей.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот рассказ, хотя и немного жаль учительницу, которая всю свою жизнь посвятит борьбе с песками, забыв про личную жизнь. Но она выбрала для себя иное счастье — служение людям.

Вывод и мое мнение

Молодая девушка с помощью ее знаний смогла помочь людям бороться с природными стихиями и наладить их жизнь. Она была ответственной и добросовестной и готова была трудиться всю жизнь ради всеобщего благоденствия.

Пословицы

  • Упорство и труд все перетрут.
  • Живи для людей, поживут и люди для тебя.
  • Человек сам кузнец своего счастья.
  • Живи не прошлым, а завтрашним днем.
  • Не красна жизнь днями, а красна делами.

Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» и отзыв для читательского дневника (А.П. Платонов)

  • Краткие содержания
  • Платонов
  • Песчаная учительница

Нарышкина Мария Никифоровна выросла в семье учителя. Мария пошла по стопам отца и тоже получила педагогическое образование.

На практику девушку послали работать учителем в школе села Хошутово. Село было глухим, располагалось рядом с астраханской пустыней. Неудивительно, что часто село страдало от последствий песчаных бурь – каждый день жители расчищали улицы от песков.

Крестьяне не могли работать, урожая не было.

Из-за нищеты и проблем с песком дети часто болели, поэтому пропускали школу, у них не было желания учиться. Однако Мария Никифоровна не унывает. Преподавательница решила тоже бороться с проблемой песков. Она искала помощи в отделе образования, ей не смогли помочь, так как не оказалось специалистов по этой проблеме.

Вместо помощи Марии Никифоровне дали книги, описывающие методы борьбы против песчаных наносов. Изучив тематическую литературу, она берется за дело: проводит ежегодные работы по озеленению местности, убеждая жителей в необходимости этой меры.

Частично это помогает преодолеть проблему села Хошутово – посаженные кустарники защищали посевы от песков.

Школьники охотнее ходят на учебу, и не только они – в школе стали появляться и взрослые, чтобы научиться жить более полноценно вблизи мертвой пустыни. Но вскоре приходит новая беда: недалеко от Хошутово селятся кочевники.

Хозяйственная деятельность кочевников губит посаженные растения и истощает запасы воды в колодцах, их кони вытаптывают зелень. В селе снова неурожаи.

Учительница пытается справиться и с этой проблемой: она направляется к вождю кочевого племени и просит прекратить разорять деревню, относиться бережно к посаженным растениям и имеющимся источникам воды. Вождь соглашается и просит Марию научить кочевников жить так же, как живут в Хошутово.

Хошутовцам Мария больше не нужна: они справляются с песками без нее. Марию решили перевести в другое село, где тоже нужна помощь в борьбе с песками. Как и у многих девушек, у нее была мечта встретить любимого и выйти замуж, а в глуши, куда ее посылают это вряд ли возможно. Но Мария решает посвятить себя помощи другим и продолжает озеленение пустыни в разных селах.

История Марии – яркий пример энтузиазма и самоотверженности. Она боролась с проблемой, несмотря ни на что, отказалась от личной жизни ради того, чтобы помочь целому народу. Ее стремление изменить окружающий мир в пользу будущего многих людей достойно похвалы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Главный смысл рассказа

Если с трудом и упорством продвигаться к своей цели, то это принесет высокие результаты. Когда человек ставит перед собой задачу, его уже нельзя остановить. Главной мыслью рассказа является то, что есть такие люди, которые готовы прийти на помощь, до конца бороться и помогать другим. Даже если это тяжелые географические условия.

Маленькая девушка берет все проблемы в свои руки и преобразовывает село так, как за многие годы не смогли изменить его жители. Но ей пришлось выбирать между личным счастьем и благополучием других людей. Но долг перед обществом стал важнее для нее, как для ответственного и закаленного человека.

Тема и проблематика

Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами.

Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого.

Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.

Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.

Пересказ для читательского дневника

Повесть учит читателя преодолевать трудности и не бояться их. Человек обязан упорно идти к поставленной цели. Никогда нельзя сдаваться, ни при каких обстоятельствах. Автор показывает читателю, как важно жить для людей, любить их, творить добро.

Краткий пересказ повести начинается с главной героини. Мария Никифоровна Нарышкина в детстве была любимым ребенком своих родителей. Отец у нее был учителем и мечтал, о том, что дочь получит такую же профессию.

Еще в детстве она интересовалась географией и была уверена, что станет педагогом. Когда ей исполнилось шестнадцать лет, отец отвез ее на педагогические курсы в Астрахань, где она училась четыре года.

За это время у нее сформировалось собственное отношение ко всему и началась взрослая жизнь.

Учительницу отсылают работать в деревню Хошутово. Рядом с селом располагалась астраханская пустыня, от этого климат был непригодным для жизни и люди умирали от голода. Первую бурю Марии пришлось наблюдать, когда она только ехала в село. Местные жители не знали, как бороться с песками, и все их силы уходили на борьбу с природой.

Дорога до села заняла три дня. Первое, что она увидела, это занесенную песком деревню. Ей была предоставлена комната при школе и она начала преподавать. Дети не всегда могли посещать занятия из-за сурового климата. То много, то мало учеников придет. Голодным и больным детям не доставляло удовольствия учиться. Но к Марии Никифоровне они относились хорошо и слушали ее с горящими глазами.

Учительница решает, что будет помогать сельчанам вести борьбу с песком и вкладывает в свои идеи все силы. Первым делом, прося помощи у агрономов, она получила отказ, но руки не опустила.

Изучила все книги из отдела образования и принялась организовывать посадку молодых зеленых растений. Она верила в то, что ежегодное озеленение местности поможет разрешить проблему. Отчасти жить стало немного легче. Посаженые растения не позволяли посевам рассеиваться.

Теперь в школу стало ходить много детей, которые уже не были голодными.

Все шло тихо и спокойно, пока Хошутово не настигла новая беда. Неподалеку сельские территории заселяют кочевники. Их скот вытаптывает всю зелень и выпивает все запасы воды. За несколько дней все было уничтожено.

В селе опять голод. Учительница пробует изменить ситуацию и обращается к вождю племени кочевников. Она просит его не истреблять растения и не черпать безгранично воду.

А вождь взамен попросил ее обучить население Сафута жить так же прекрасно.

Читайте также:  «Слово о полку Игореве»: завязка, кульминация, развязка

В новой деревне Мария и поселилась, обучая кочевые племена борьбе с песком. В город главная героиня вернулась спустя пятьдесят лет и отправилась гулять по зеленым и ярким аллеям.

Анализ произведения Платонова Песчаная учительница

Произведение «Песчаная учительница» было написано в 1926 году. Рассказ является направлением реализма. Рассказ описывает укрощение песка. Платонов представил свой рассказ в виде очерков. Сюжет произведения повествует о становлении героя.

Темой произведения является развитие личности и проблема выбора. Автор показал, что для воплощения мечты и цели нужны рассудительность и мужество, и смирение перед ситуациями. Также автор затронул общефилософский вопрос о существовании 2 образов как кочевой и оседлой.

Главная героиня добровольно принимает свою роль в качестве школьной учительницы. Также в рассказе автор затронул проблему, связанную с отношением государственной власти к простым людям.

Также в произведении затронуты проблемы жертвенности и вознаграждения, увлечения, наказания и премудрости.

Творение состоит из 5 глав. В первой части автор рассказывает о детстве и обучении главной героини и ее семье. Юная учительница Мария Нарышкина попала в поселок Хошутово, расположенный на пустыне. После прибытия учительница увидела бессмысленный и тяжкий труд крестьян.

Крестьяне постоянно расчищали песок, который занес ветер. Мария Никофоровна начала учить грамоте местных детей, которые голодали и жили в нищете. После смерти 2 детей, героиня поняла, что крестьян интересует только победа и борьба с пустынными песками.

Героиня обратилась в государственный орган и попросила прислать в село ученого, который разбирается в песках. Она получила отказ, и совет изучить все самой. В течение 2 лет учительница занималась обучением и помогала крестьянам. С ее помощью они начали заниматься озеленением.

После 2 лет работ в поселке начали расти сосны и другие деревья, огороды и сады процветали.

Через 3 года все труды крестьян и учительницы были уничтожены кочевниками. Животные кочевников растоптали и съели всю растительность, также выпили всю воду. Мария подала жалобу против кочевников. Глава округа предложил учительнице поехать в поселок Сафуту, в котором жили кочевники. Мария смирилась и поехала в Сафуту.

В произведении автор противопоставил живость учительницы и мертвость пустыни. Слово «мертвое» передается метафорой, обозначающее песчаные могилы, безлюдные пески и горячий ветер.

В решающий момент героиня увидела собственную молодость, которая была погребена под песком. Она ставит перед собой цель и старается заменить мертвую картину на живую.

Пейзаж является важной составляющей идеей во всем рассказе.

Жертвы Марии Никифоровны

Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» Андрея Платонова раскрывает силу женского русского характера в лице молодой Марии. Автор подчеркивает, что вся сила в молодости и активности.

Хоть крестьяне ей сначала не верили, но перечить не стали. Ей удалось убедить их в актуальности своей идеи.

Мария была сильной девушкой, но ее молодость прошла в глуши и ей пришлось пожертвовать женским счастьем из-за чувства долга перед бедными крестьянами.

В рассказе Платонова хорошо проявляется сила женского характера у главной героини. Она трезво оценивает обстановку, ведет активный образ жизни. Ей присущи следующие черты характера:

  • смелая;
  • целеустремленная;
  • решительная;
  • умная;
  • отважная.

Рассказ дает надежду человечеству, учит не опускать руки и до конца бороться даже со стихийными бедствиями. Человек и песчаную пустыню может превратить в райское зеленое место, было бы желание и упорство.

Очень позитивный настрой вызывает чтение повести. Ведь как необходимо преобразовывать свою жизнь в лучшую сторону своим трудом.

Популярные сегодня темы

В детстве мальчики поголовно мечтали стать космонавтами, а девочки принцессами. Но к сожалению, мы растём и проблемы растут. Этот вопрос у многих до сих пор открыт. Какая она — профессия твоей мечты?

Прежде всего стоит отметить небольшие очевидные сходства между Живаго и Пастернаком: это любовь к стихотворениям, литературе, воспитание в интеллигентной семье и профессия врача

«В дурном обществе» – повесть Владимира Галактионовича Короленко раскрывающая «болезни общества», главной из которых является социальное неравенство. Образы героев переданы писателем настолько ярко

У Чехова имеется очень интересное произведение «Вишневый сад». Среди них одной из главных героинь является Варя. Ее совсем маленькой удочерила Любовь Раневская. За все это время девушка не знала о том

Глубже раскрыть и понять различные черты характера Печорина помогают его встречи с персонажами «Героя нашего времени».

Прообраз платоновской учительницы

Рассказ Платонова «Песчаная учительница», краткое содержание которого вы сможете прочесть ниже, был написан в 1927 году. А теперь мысленно перенеситесь в 20-е годы прошлого столетия. Послереволюционная жизнь, строительство большой страны…

Исследователи литературы считают, что прототипом главной героини рассказа Платонова «Первая учительница» была невеста автора — Мария Кашинцева. Однажды в качестве студенческой практики девушка отправилась в село бороться с безграмотностью.

Эта миссия была очень благородной. Также Мария Испугалась слишком бурных чувств и ухаживаний Анрея Платоновича, поэтому совершила своеобразный побег в глубинку.

Писатель посвятил своей возлюбленной много трогательных строк в своих рассказах и повестях.

Герои и образы

Главная героиня – Мария Нарышкина, которая описана во втором же предложении в мужском роде: «Это был молодой здоровый человек». Во внешности героини подчёркивается сходство с юношей, сильные мускулы и твёрдые ноги. То есть героиня сильна и вынослива. Автор словно специально готовит её к физическим испытаниям.

Душевные страдания Мария переживает во время учёбы на педагогических курсах, с 16 по 20 лет, когда в её жизни случились «и любовь, и жажда самоубийства». Эти потрясения подготовили её к самостоятельной жизни в дальнем селе на границе с пустыней. Уверенность в себе и спокойный характер воспитал отец, который не объяснял событий революции и гражданской войны.

  Комическое и трагическое в романе “Обломов”

Свою пустынную родину Мария тоже полюбила с детства, научилась видеть её поэзию, похожую на сказки «Тысячи и одной ночи»: загорелые купцы, караваны верблюдов, угадывающиеся далёкая Персия и плоскогорья Памира, откуда летел песок.

Впервые Мария столкнулась со стихией убивающей пустыни по дороге в Хошутово, пережив песчаную бурю. Силы пустыни не сломили молодую учительницу, как они сломили крестьян. Смерть от голода и болезней двух учеников из 20 заставила Нарышкину задуматься. Её «крепкая, весёлая и мужественная натура» нашла выход: она научилась песчаному делу сама и обучила других.

Для крестьян учительница стала почти богом. У неё появились даже «пророки новой веры» и много друзей.

Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.

Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель. Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно.

Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву.

Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.

В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.

Художественное своеобразие

В рассказе противопоставлены мёртвость среднеазиатской пустыни и живость самой героини и её идеи озеленения, «искусство превращать пустыню в живую землю». Мёртвое передаётся метафорическими эпитетами и метафорами безлюдные пески, песчаные зыбкие могилы, горячий ветер для умерших детей, степь вымогла из себя, степь давно умерла, полумёртвое деревцо.

В кульминационный момент принятия решения Мария Нарышкина видит свою молодость погребённой в песчаной пустыне, а саму себя — умершей в шелюговом кустарнике. Но эту мёртвую картину она заменяет картиной живой, представляет себя старушкой, едущей по лесной дороге из бывшей пустыни.

Пейзажи в рассказе составляют важную часть идеи, реализуя антитезу живого и мёртвого.

Небольшой рассказ полон афоризмов: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной», «Кто-нибудь умирает и ругается», «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».

Образ учителя — покорителя природы

А. С. Пушкин писал:»Наставникам за благо воздадим». Именно наставником, а не учителем можно назвать главную героиню в книге «Песчаная учительница». Краткое содержание не передаёт безжалостности и холодности пустыни к людям.

Только целеустремлённый, с активной жизненной позицией человек может противостоять ей. В своих поступках Мария Никифоровна пользуется гуманностью, справедливостью, терпимостью. Учительница ни на кого не перекладывает судьбу крестьян и с оптимизмом смотрит в будущее.

Когда-то она мечтает приехать в деревню по лесной дороге.

Краткое содержание Песчаная учительница Платонов для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

Марии Нарышкиной исполнилось двадцать лет, и она только окончила педагогические курсы. Это была здоровая, сильная девушка, чье детство и юность прошли в Астраханской губернии.

Ей хорошо были знакомы прикаспийские пески, но родители оберегали дочь от подробностей и отголосков недавно произошедших в стране событий: революции и гражданской войны.

Таково начало рассказа (и его краткое содержание) Платонова «Песчаная учительница».

Мария увлекалась географией, пережила влюбленность, а теперь с блестящими глазами слушала завгубоно и ожидала перемен. Ее направили в школу села Хошутово, находящегося на границе с мертвой пустыней в Средней Азии.

Краткое содержание рассказа А. П. Платонова «Песчаная учительница»

Свой рассказ «Песчаная учительница» Андрей Платонов начинает с повествования о жизни молодой учительницы Марии Нарышкиной. Родом девушка была из маленького городка, расположенного в Астраханской губернии. Родители с детства пытались уберечь дочь от всяческих потрясений, поэтому девочка ничего не знала о происходящих событиях – войне и революции.

Мария с детства была прилежной ученицей, особенно ей нравилась география. Родители, видя тягу дочери к науке, отправили ее на педагогические курсы в Астрахань. Марие тогда едва исполнилось 16 лет. Закончив учебу, девушку отправляют работать учительницей в небольшое село Хошутово.

Жители этого места, граничившего с пустыней, постоянно страдали от ущерба, наносимого песчаными бурями и нашествием кочевников. Село в такие моменты было полностью засыпано песком, и его жителям ежедневно приходилось расчищать лопатами свои подворья.

Видя тяжкий и бесполезный труд жителей села, Мария Никифоровна ощущала в душе их настроение: уныние и смирение перед обстоятельствами.

Поселилась девушка в маленькой комнатушке при школе. Кроме нее там жил школьный сторож. Его очень тяготило одиночество, и он очень обрадовался появлению новой соседки. Добрый сторож с удовольствием помогал молодой учительнице обустроиться на новом месте.

Сельская школа частенько пустовала, так как у учеников не было возможности приходить туда каждый день. Местные жители сильно бедствовали, не имея возможности одеваться по погоде, многие голодали и даже умирали. В силу этих тяжелых обстоятельств, зимой школа вовсе зачастую оставалось без посетителей.

Мария Никифоровна сильно переживала из-за ненужности школы и, следовательно, своего труда. Но решив не сидеть сложа руки, девушка придумала план, как помочь крестьянам.

Она решила научить детей тому, что необходимо именно сейчас, — противостоянию пескам. Молодая учительница, посоветовавшись с местными жителями и собрав их подписи, отправилась в округ.

Власти одобрили ее идею и, выделив соответствующую литературу, предложили заняться преподаванием этой науки самой.

Читайте также:  Сочинение: Природа в поэме «Мцыри» (М. Ю. Лермонтов)

Мария с рвением взялась за дело и, спустя два года, Хошутово было не узнать. Жители села совместным трудом огородили село защитными сооружениями, которые сдерживали распространение песка.

Чтобы повысить количество урожая, Мария Никифоровна решила высадить сосны у школы. Шелюгой крестьяне теперь топили дома, а из прутьев изготавливали необходимую мебель.

Жителям Хошутова стало гораздо легче жить, и теперь школа больше не пустовала, она наполнилась детьми и взрослыми.

Все шло хорошо, жизнь в селе наладилась. Но через год жителям пришлось столкнуться с новой напастью: вернулись кочевники. Они возвращались сюда каждые пятнадцать лет, но в этот раз запоздали. Явившись позже ожидаемого срока, тысячи кочевников буквально за пару дней привели Хошутово в запустение, забрав все, что можно. Бедные крестьяне остались безо всяких запасов еды и воды.

Это событие привело Марию Никифоровну в отчаяние. В поисках справедливости она отправилась к вождю кочевников. Но он оправдал такие действия желанием своих соратников выжить.

Ничего не добившись от вождя кочевников, Нарышкина поехала в округ, рассказать о произошедшем. Но власти не пожелали разбираться в ситуации и предложили учительнице переехать в Сафуту.

Марии объяснили, что обученные жители села теперь справятся и сами, а в Сафуте, где селятся кочевники, необходимо рассказать о науке борьбы с песками.

Это помогло бы остановить перебежки кочевников, тогда и русские поселения не разорялись бы.

Мария Никифоровна долго размышляла о своей сложной судьбе, о проходящей в захолустье молодости и о предстоящем будущем. Обдумав все, молодая учительница все же согласилась отправиться в Сафуту, но пообещала себе вернуться обратно уже по лесной дороге, а не по песку.

Долгий путь и знакомство с новым местом жительства

Вторая глава открывается описанием песчаной бури. Зной, похожие на пылающие костры барханы, нескончаемые потоки движущегося песка – вот его краткое содержание. Песчаная учительница — так будем называть Марию – видела подобную картину впервые, поэтому испытала тоску.

Лишь на третий день девушка добралась до села. Несколько десятков домов, редкие кустарники у колодцев, каменная школа и все те же сугробы песка, приносимого с Памира. Жители отчаянно пытались очистить от него дворы, но это был «тяжкий и почти ненужный труд». Как следствие – бедность и отчаяние уставших от борьбы крестьян. Этой картиной завершается вторая глава и ее краткое содержание.

Песчаная учительница поселилась при школе, чем очень обрадовала уставшего от одиночества сторожа.

Первые трудности

Мария Никифоровна кое-как подготовила помещение к учебе и через два месяца встретила учеников. Они ходили то по пять, то по двадцать человек. А с наступлением холодов учить и вовсе стало некого.

У родителей не было средств, чтобы одеть детей. Хлеба почти не осталось, двое учеников умерли от голода.

У девушки опускались руки, так как крестьянам в условиях, когда речь шла о выживании, школа была не нужна.

Долго думала Мария Никифоровна над тем, что предпринять. Наконец, поняла: учить нужно борьбе с песками, и отправилась в округ. Ей посочувствовали, дали книг и посоветовали обратиться за помощью к агроному, жившему за полтораста верст от Хошутово. Так можно описать состоявшуюся встречу и ее краткое содержание.

А.Платонов “Песчаная учительница”: краткое содержание, главные герои, проблемы, отзывы

Андрей Платонович Платонов прожил насыщенную, наполненную смыслом жизнь. Он был прекрасным инженером, много работал, чтобы принести пользу молодой социалистической республике. В первую очередь автора запомнили за его малую прозу.

В ней Платонов пытался донести до читателей те идеалы, к которым должно стремиться общество. Воплощением светлых идей стала героиня рассказа Платонова “Песчаная учительница”.

Этим женским образом автор коснулся темы отказа от личной жизни ради общественных дел.

Прообраз платоновской учительницы

Рассказ Платонова “Песчаная учительница”, краткое содержание которого вы сможете прочесть ниже, был написан в 1927 году. А теперь мысленно перенеситесь в 20-е годы прошлого столетия. Послереволюционная жизнь, строительство большой страны.

  «В дурном обществе» (В.Г. Короленко) краткое содержание

Исследователи литературы считают, что прототипом главной героини рассказа Платонова “Первая учительница” была невеста автора – Мария Кашинцева.

Однажды в качестве студенческой практики девушка отправилась в село бороться с безграмотностью. Эта миссия была очень благородной. Также Мария Испугалась слишком бурных чувств и ухаживаний Анрея Платоновича, поэтому совершила своеобразный побег в глубинку.

Писатель посвятил своей возлюбленной много трогательных строк в своих рассказах и повестях.

Сюжетная линия рассказа

“Песчаная учительница”, краткое содержание которой мы предоставляем, переносит читателя в среднеазиатскую пустыню. Думаете, случайно? Западноевропейские специалисты считают, что в условиях пустыни раскрываются самые сильные черты человека. Библейское предание твердит, что Христос скитался по пустыне 40 дней, ничего не ел, не пил, укреплял свой дух.

У Марии Нарышкиной было прекрасное детство с чудесными родителями. Её отец был очень мудрым человеком. Работая учителем, много сделал для становления дочери. Потом Мария училась на педагогигеских курсах в Астрахани.

После окончания её отправляют в отдалённую деревню Хошутово, что возле самой пустыни в Средней Азии. Пески очень усложняли жизнь местных жителей. Они не могли заниматься земледелием, уже опустили руки и забросили все начинания.

Даже в школу ходить никто не хотел.

Энергичная учительница не опустила руки, а организовала настоящий бой со стихией. Посоветовавшись с агрономами в райцентре, Мария Никифоровна организовала посадку шелюги и сосны. Эти действия заставили пустыню быть приветливее. Жители зауважали Марию, в школу приходили ученики. Только скоро чудо закончилось.

Вскоре деревня подверглась набегу кочевников. Насаждения они уничтожили, воду из колодцев использовали. Учительница пытается договориться с вождём кочевников. Тот просит Марию научить лесному делу жителей соседнего села. Учительница соглашается и решает посвятить себя спасению сёл от песков. Она подбадривает жителей и верит, что когда-нибудь здесь будут красоваться лесные насаждения.

Образ учителя – покорителя природы

А. С. Пушкин писал:”Наставникам за благо воздадим”. Именно наставником, а не учителем можно назвать главную героиню в книге “Песчаная учительница”. Краткое содержание не передаёт безжалостности и холодности пустыни к людям.

Только целеустремлённый, с активной жизненной позицией человек может противостоять ей. В своих поступках Мария Никифоровна пользуется гуманностью, справедливостью, терпимостью. Учительница ни на кого не перекладывает судьбу крестьян и с оптимизмом смотрит в будущее.

Когда-то она мечтает приехать в деревню по лесной дороге.

Темы, проблемы и ценности, затронутые автором

Главные герои “Песчаной учительницы” послужили Платонову для передачи главной идеи – ценность знаний для селян и целых наций. Мария с гордостью несёт свою главную миссию – давать знания. Для жителей села Хошутово самым важным было сажать растения, укрепляя почву и создавая лесополосы.

Герои рассказа почти не общаются, такой стиль повествования можно назвать репортажным. Автор только повествует и описывает действия. Чувства героев переданы Платоновым очень эмоционально. В рассказе много метафор и красочных выражений.

Центральное место в книге уделяется теме культурного взаимообмена. Автор провозглашает особые ценности – дружественные отношения и нахождение общего языка с различными фигурами, даже с кочевниками.

Отзывы о “Песчаной учительнице”

Многие читатели сравнивают рассказ Платонова с романом Кобо Абе “Женщина в песках”. Там женщина также борется с песчаной пустыней, но потом смиряется и приживается.

А героиня Платонова изо всех сил стремится к победе над природным явлением. В некоторых школьных программах для изучения в 6 классе включён рассказ “Песчаная учительница”. Краткое содержание ученикам прочитать не помешает.

Дети на уроках задаются вопросом: “Как сберечь результаты своего труда?”.

Читатели отмечают, что рассказ учит протягивать руку помощи окружающим людям. Не каждый может отказаться от личной жизни ради общего дела. Учительница отдала пустыне самое главное – свою молодость, но судьба целых народов её беспокоит больше.

«Песчаная учительница»: спустя два года

Мария Никифоровна не без труда уговорила жителей выходить весной и осенью на общественные работы. Вскоре у нее нашлись помощники в лице двух активистов. Через год село окружили зеленые шелюговые посадки. В результате намного увеличились урожаи, так как земля была защищена от песка и хранила больше влаги.

Появилось и дополнительное топливо. А еще жители освоили дополнительный заработок: они плели из прутьев корзины и мебель. Вот итоги двухгодичной деятельности Марии Никифоровны и ее краткое содержание. Платонова песчаная учительница привлекала своим энтузиазмом и верой в будущее.

В ближайшее время она планировала разбить у школы сосновый питомник.

Жизнь в селе стала налаживаться – только в первую зиму было получено дополнительно две тысячи рублей. Взрослые теперь наряду с детьми постоянно посещали школу, где знакомились с новыми способами борьбы с пустыней.

Таково краткое содержание (песчаная учительница за это время располнела и еще больше лицом «заневестилась») четвертой главы.

Путешествие в деревню

Мария Нарышкина росла в обычной семье. Ее отец работал учителем математики и мечтал из дочери сделать педагога, поэтому девушку отдали на курсы в 16 лет. Она успешно их закончила и отправилась работать в деревню Хошутово.

Рядом с населенным пунктом была астраханская пустыня. Это место малопригодно для жизни, и многие люди умирали от голода. Первую бурю Мария увидела, когда они только ехали в деревню. У людей уходило много сил на борьбу со стихией.

Дорога заняла трое суток. Когда Мария приехала, то увидела деревню в песке. Ей выделили комнату при школе. Из-за сурового климата дети не всегда ходили на уроки. Но когда приходили, то с интересом слушали учительницу. Зимой стало сложно, так как люди испытывали голод. Двое учеников умерло перед Новым Годом.

У Марии Никифоровны опускались руки. Она не знала, как учить голодных и больных детей. С крестьянами она не общалась. Тогда ей пришла в голову мысль — нужно бороться с песком. Для этого она обратилась в отдел народного образования, но безуспешно. Ей не выделили преподавателя, но дали специальную литературу.

Нарышкина изучила книги и начала уговаривать крестьян на ряд действий:

  • месяц весной и столько же осенью выделяется под общественные работы;
  • нужно везде рассаживать кустарник шелюгу;
  • растение позволит защищать урожай и орошать огороды.

На все ушло год, и постепенно деревня преобразилась. Позже учительнице удалось добыть саженцы сосен, которые лучше защищали от песка.

Жители начали топить печи кустарником, плести их него корзины и мебель — это дало дополнительный доход.

Первая настоящая печаль

Беда случилась в августе третьего года. Жители давно уже ждали кочевников, которые проходили через эти места раз в пятнадцать лет. Обычно это происходило весной, когда еще была какая-то зелень. А к концу лета все высохло, даже птицы и звери отправились искать места получше.

Пришедшие стада за трое суток уничтожили все, что с огромным трудом создавалось три года. Растерянная и озлобленная Мария Никифоровна отправилась к вождю кочевников.

Девушка обвинила пришедших в разбое, на что услышала: «Степь наша… Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник». Разговор получился малоприятным, что доказывает его краткое содержание.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Белая ночь» (Б.Пастернак)

Песчаная учительница (Платонов отмечает, что Мария Никифоровна все же посчитала вождя умным) сразу отправилась в округ.

Жизнь ради благополучия других

Заведующий удивил девушку, сразу же заявив, что теперь в Хошутово вполне обойдутся без нее. А затем пояснил, что крестьяне села уже сами смогут бороться с песком, а вот ее хотят отправить в Сафуту, где живут осевшие кочевники.

Мария Никифорова сначала возмутилась, однако заведующий тут же объяснил свой замысел. Приводим его краткое содержание. Песчаная учительница должна будет научить кочевников бороться со стихией.

Тогда исчезнет опасение, что в какой-то момент они сорвутся из занесенных песком мест и вновь отправятся уничтожать посадки русских переселенцев.

Мария Никифоровна задумалась. А как же молодость? Семья? Но затем вспомнила умного вождя, подумала о безысходности племен, зажатых песками, и удовлетворенно ответила: «Я согласна». Завокроно подошел к девушке: «Вы … могли бы заведовать целым народом, а не школой… Мне … почему-то стыдно. Но пустыня – будущий мир…».

Таково краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» А. Платонова.

«Песчаная учительница» за 5 минут. Краткое содержание рассказа Платонова

Марии Нарышкиной исполнилось двадцать лет, и она только окончила педагогические курсы. Это была здоровая, сильная девушка, чье детство и юность прошли в Астраханской губернии.

Ей хорошо были знакомы прикаспийские пески, но родители оберегали дочь от подробностей и отголосков недавно произошедших в стране событий: революции и гражданской войны.

Таково начало рассказа (и его краткое содержание) Платонова «Песчаная учительница».

Мария увлекалась географией, пережила влюбленность, а теперь с блестящими глазами слушала завгубоно и ожидала перемен. Ее направили в школу села Хошутово, находящегося на границе с мертвой пустыней в Средней Азии.

Песчаная учительница

Двадцатилетняя Мария Никифоровна Нарышкина, дочь учителя, «родом из забросанного песками городка Астраханской губернии» была похожа на здорового юношу «с сильными мускулами и твёрдыми ногами». Своим здоровьем Нарышкина была обязана не только хорошей наследственности, но и тому, что отец оберегал её от ужасов Гражданской войны.

С детства Мария увлекалась географией. В шестнадцать лет отец отвёз её в Астрахань на педагогические курсы. Мария проучилась на курсах четыре года, во время которых распустилась её женственность, сознание и определилось отношение к жизни.

Распределили Марию Никифоровну учительницей в глухое село Хошутово, что находилось «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней». По пути в деревню Мария впервые увидела песчаную бурю.

  Статья на тему: “Природа в жизни человека”

Продолжение после рекламы:

Селение Хошутово, куда Нарышкина добралась на третий день, было полностью занесено песком. Каждый день крестьяне занимались тяжким и почти ненужным трудом — расчищали село от песка, но расчищенные места снова засыпало. Жители села были погружены «в молчаливую бедность и смиренное отчаяние».

Усталый голодный крестьянин много раз лютовал, дико работал, но силы пустыни его сломили, и он пал духом, ожидая либо чьей-то чудесной помощи, либо переселения на мокрые северные земли.

Мария Никифоровна поселилась в комнате при школе, выписала из города всё необходимое и начала преподавать. Ученики ходили неисправно — то пять придут, то все двадцать. С наступлением суровой зимы школа и вовсе опустела. «Крестьяне заскорбели от нищеты», у них кончался хлеб. К Новому году двое из учеников Нарышкиной умерло.

Брифли существует благодаря рекламе:

Сильная натура Марии Никифоровны «начала теряться и затухать» — она не знала, что делать ей в этом селе. Учить голодных и больных детей было невозможно, а крестьяне к школе равнодушны — слишком она далека от «местного крестьянского дела».

В голову молодой учительницы пришла мысль, что людей надо учить борьбе с пескам. С этой задумкой она отправилась в отдел народного образования, где к ней отнеслись сочувственно, но специального преподавателя не дали, только снабдили книгами и «посоветовали самой преподавать песчаное дело».

Вернувшись, Нарышкина с большим трудом уговорила крестьян «устраивать каждый год добровольные общественные работы — месяц весной и месяц осенью». Всего за год Хошутово преобразилось. Под руководством «песчаной учительницы» повсюду рассадили единственное растение, хорошо растущее на этих почвах — похожий ни иву кустарник шелюгу.

Полосы шелюги укрепили пески, защитили деревню от ветров пустыни, увеличили урожай трав и позволили орошать огороды. Теперь жителям топили печи кустарником, а не вонючим сухим навозом, из его веток они начали плести корзины и даже мебель, что дало дополнительный доход.

Продолжение после рекламы:

Чуть позже Нарышкина достала саженцы сосны и высадила две полосы посадок, которые защитили посевы ещё лучше, чем кустарник. В школу Марии Никифоровны начали ходить не только дети, но и взрослые, познающие «мудрость жизни в песчаной степи».

На третий год в селе случилась беда. Каждые пятнадцать лет через деревню проходили кочевники «по своему кочевому кольцу» и собирали то, что породила отдохнувшая степь.

Безветренная в этот час степь дымилась на горизонте: то скакали тысячи коней кочевников и топтались их стада.

Через трое суток ничего не осталось от трёхлетнего труда крестьян — всё истребили и вытоптали кони и скот кочевников, а люди до дна вычерпали колодцы.

Молодая учительница пошла к вождю кочевников. Тот молча и вежливо выслушал её и ответил, что кочевники не злы, но «травы мало, людей и скота много». Если людей в Хошутово станет больше, они прогонят кочевников «в степь на смерть, и это будет так же справедливо, как сейчас».

Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.

Втайне оценив мудрость вождя, Нарышкина поехала в округ с подробным докладом, но там её сказали, что Хошутово теперь обойдётся без неё. Население уже умеет бороться с песками и, после ухода кочевников, сможет и дальше оживлять пустыню.

Брифли существует благодаря рекламе:

Заведующий предложил Марии Никифоровне перевестись в Сафуту — село, населённое кочевниками, перешедшими на оседлый образ жизни, — чтобы обучать местных жителей науке выживания среди песков. Научив жителей Сафуты «культуре песков», можно улучшить их жизнь и привлечь остальных кочевников, которые тоже осядут и перестанут истреблять посадки вокруг русских селений.

Учительнице было жалко проводить свою молодость в такой глуши, похоронив мечты о спутнике жизни, но она вспомнила о безысходной судьбе двух народов и согласилась. На прощанье Нарышкина пообещала приехать через пятьдесят лет, но не по песку, а по лесной дороге.

Прощаясь с Нарышкиной, удивлённый заведующий сказал, что она могла бы заведовать не школой, а целым народом. Ему было жалко девушку и почему-то стыдно, «но пустыня — будущий мир, ‹…› а люди будут благородны, когда в пустыне вырастет дерево».

Долгий путь и знакомство с новым местом жительства

Вторая глава открывается описанием песчаной бури. Зной, похожие на пылающие костры барханы, нескончаемые потоки движущегося песка – вот его краткое содержание. Песчаная учительница — так будем называть Марию – видела подобную картину впервые, поэтому испытала тоску.

Лишь на третий день девушка добралась до села. Несколько десятков домов, редкие кустарники у колодцев, каменная школа и все те же сугробы песка, приносимого с Памира. Жители отчаянно пытались очистить от него дворы, но это был «тяжкий и почти ненужный труд». Как следствие – бедность и отчаяние уставших от борьбы крестьян. Этой картиной завершается вторая глава и ее краткое содержание.

Песчаная учительница поселилась при школе, чем очень обрадовала уставшего от одиночества сторожа.

Первые трудности

Мария Никифоровна кое-как подготовила помещение к учебе и через два месяца встретила учеников. Они ходили то по пять, то по двадцать человек. А с наступлением холодов учить и вовсе стало некого.

У родителей не было средств, чтобы одеть детей. Хлеба почти не осталось, двое учеников умерли от голода.

У девушки опускались руки, так как крестьянам в условиях, когда речь шла о выживании, школа была не нужна.

Долго думала Мария Никифоровна над тем, что предпринять. Наконец, поняла: учить нужно борьбе с песками, и отправилась в округ. Ей посочувствовали, дали книг и посоветовали обратиться за помощью к агроному, жившему за полтораста верст от Хошутово. Так можно описать состоявшуюся встречу и ее краткое содержание.

«Песчаная учительница»: спустя два года

Мария Никифоровна не без труда уговорила жителей выходить весной и осенью на общественные работы. Вскоре у нее нашлись помощники в лице двух активистов. Через год село окружили зеленые шелюговые посадки. В результате намного увеличились урожаи, так как земля была защищена от песка и хранила больше влаги.

Появилось и дополнительное топливо. А еще жители освоили дополнительный заработок: они плели из прутьев корзины и мебель. Вот итоги двухгодичной деятельности Марии Никифоровны и ее краткое содержание. Платонова песчаная учительница привлекала своим энтузиазмом и верой в будущее.

В ближайшее время она планировала разбить у школы сосновый питомник.

Жизнь в селе стала налаживаться – только в первую зиму было получено дополнительно две тысячи рублей. Взрослые теперь наряду с детьми постоянно посещали школу, где знакомились с новыми способами борьбы с пустыней.

Таково краткое содержание (песчаная учительница за это время располнела и еще больше лицом «заневестилась») четвертой главы.

Краткое содержание Платонов — Песчаная учительница

Счастливое детство Марии Никифоровны прошло в родном доме. Ее отец был учителем и любим способом хотел сделать свою дочь счастливой.

Повзрослев Мария выучилась на педагога и окончательно вступила в зрелую жизнь. Она становится учительницей в деревне Хошутово. Рядом с деревней находится среднеазиатская пустыня.

Единственной задачей жителей деревни была борьба против бесконечных песков пустыни.

  Доклад на тему город Брянск

Все земли деревни покрывались песком, еще больше усложнив задачу жителей. Из-за этой проблемы никто из детей не имеет желание приходить в школу и учиться. Мария Никифоровна все силы вкладывает в борьбу против песков. Она просит помощь у агрономов. Ей отказываются помочь.

Взамен дают специальную литературу, в которой написано о способах борьбы против пустыни. Она решает самостоятельно справиться с задачей. Изучает много книг на эту тему и организует посадки зеленых растений и сосновый питомник.

Эти шаги заметно улучшают состояние деревни и заставляют жителей посмотреть на юную учительницу иными глазами.

Школы уже наполнены учениками разных возрастов, желающих учиться. Это действие шагов учительницы скоро теряет свое воздействие. Через некоторое время ситуация меняется. В деревню переселяются кочевники. Их действия стали сокрушительными для деревни. Они уничтожили всю зелень и полностью исчерпали воду в колодцах.

Мария готова на любые шаги, только сохранить результат своих трудов. Она решает пойти к вождю племени и попросить его перестать рушить и уничтожать деревню, не уничтожать зеленые посадки древни и не использовать слишком много воды впустую. Вождь просит учительницу научить жителей села Сафута жить как жители Хошутово.

Учительница соглашается обучить их вырастить зелень у себя в деревне. Она решает себя полностью посвятить делу и избавить жителей обеих деревень от песков. Мария обещает всем жителям деревень вырастить настоящий лес на месте пустыни.

Оцените произведение:

Ссылка на основную публикацию