От модернизма к постмодернизму: соотношение понятий

Модернизм (итал. modernismo «современное течение» от лат.

modernus «современный, недавний») – направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлеченностью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках – это термин «modern». Так как в русской эстетике «модерн» означает художественный стиль предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Модернизм – совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого – начала двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были акмеизм, импрессионизм, символизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения – абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.

В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций.

Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год – год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального Салона.

В широком смысле модернизм – «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Кредо модернизма заложено в самом его наименовании – это созидание нового. То есть, принципиальная установка на новизну архитектуры, – как конструктивных и планировочных идей, так и внешних форм, которые, по мысли архитекторов-модернистов, должны исходить из достижений новых строительных технологий.

Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма – использование самых современных строительных материалов, рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений, их «интернациональный» характер. Что касается социальных установок архитекторов-модернистов, то, как правило, они отличались явным демократизмом, а то и левизной, – по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре, так называемые «неостили», – русский модерн, австрийский сецессион, югенд-стиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль – постмодернизм, для которого характерен возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей, к элементам иррационального.

Модернизм в архитектуре ассоциируется с такими понятиями (движениями), как авангардизм, пуризм, функционализм, конструктивизм, «новое движение», интернациональный стиль, техницизм, минимализм.

Основные представители модернизма, пионеры современной архитектуры, которым принадлежит роль первопроходцев, это – Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер и некоторые другие.

Классические примеры модернизма в архитектуре:

Здание Баухауза в Дессау, арх. В. Гропиус;

Вилла Саввой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;

Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Любеткин;

Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;

Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.

Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;

Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;

Жилой комплекс «Хебитет» на Экспо-67 в Монреале, 1955, арх. М. Сафди.

Модернистские течения в искусстве

· Абстрактное искусство

От модернизма к постмодернизму: соотношение понятий

  • · Абстрактный экспрессионизм
  • · Дадаизм
  • · Импрессионизм
  • · Кубизм
  • · Модерн
  • · Постимпрессионизм
  • · Символизм
  • · Сюрреализм
  • · Фовизм
  • · Футуризм
  • · Экспрессионизм

Постмодернизм (лат. post – «после», фр. moderne – «новейший», «современный»), постмодерн – термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических художественных направлений конца XX века.

Постмодернистское умонастроение несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей.

Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, смешением художественных языков.

Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем её ироничного цитирования.

Постмодернизм явился результатом отрицания. Термин этот появляется в период Первой мировой войны. Однако популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Ч. Дженксу.

Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч.

Дженкс настаивал на примате в ней создания эстетизированного артефакта.

Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий начала ХХ века, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала различных эпох, регионов и субкультур.

Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур, которые до этого не использовались. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, в котором происходит свободное движение смыслов.

Но, включив в свою орбиту опыт мировой художественной культуры, постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения.

Идя по пути свободного заимствования из различных художественных систем, постмодернизм как бы уравнивает их, создавая единое мировое культурное пространство.

Возникнувший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Нагляднее всего продемонстрировать различия на примере литературы.

Архитектурный модернизм

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню.

То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм.

Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.

  1. Основные принципы архитектурного модернизма:
  2. — использование самых современных строительных материалов и конструкций,
  3. — рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),
  4. — отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
  5. — их «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре это так называемые «неостили»: русский модерн , сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм , развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм , основная черта которого это отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.

Соотношение модернизма и постмодернизма

Соотношение модернизма и постмодернизма.

Определить содержание понятия “постмодернизм” представляется возможным через соотношение с модернизмом. Модернизм  в современной науке понимается как тип культурного сознания, который реализуется в художественной практике символизма, экспрессионизма и акмеизма.

В социально-историческом контексте под модернизмом подразумевается период в развитии культуры с конца ХIХ  до середины ХХ века, то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда.

Нижней хронологической границей модернизма является “реалистическая”, или позитивистская, культура ХХ века, верхней – постмодернизм (1; 177).

Мировоззренческие основы этих типов культурного сознания не совпадают. Модернизм как мировоззрение базируется на принципах урбанизма (культа города), технологизма (культа индустрии), примитивизма (культа неразвитых образцов подражания) и других.

Постмодернизм одновременно вырастает и отталкивается от картины мира, сложившейся в модернизме (неслучайно “постмодернизм” и означает “все, что после модернизма”).

Преодолевая модернистские тенденции, постмодернизм культ города заменяет космизмом, ценностные ориентации индустриального общества – экологизмом, отрицающим бездумное природопользование и утверждающим необходимость гармоничных отношений общества и природы.

Таким образом, мировоззренческая концепция постмодернизма включает в себя принципы космизма, экологизма, а также постгуманизм и новую сексуальность – в культуру активно входят сексуальные меньшинства, идеи феминизма.

Искусство модернизма и постмодернизма является реализацией универсальной картины мира, отражающей сознание человека ХХ столетия, главной чертой которой В.П. Руднев считает новый принцип соотношения бытия и сознания.

В позитивистской культуре ХIХ столетия утверждается первичность бытия и вторичность сознания, что определяет материалистический характер мышления. В ХХ веке на смену принципу жизнеподобия приходит отношение к реальности как к тексту. Место оппозиции бытия и сознания занимает оппозиция текст – реальность (1; 308).

Картине мира, выразившейся в культуре ХХ века, свойственно представление о первичности текста. В отличие от реализма в  произведениях модернизма и постмодернизма реальность не воспроизводится, культура отходит от главной функции искусства по Аристотелю – воссоздавать природу.

Автор не отображает реальную действительность, а моделирует собственную реальность, передавая личное, индивидуальное восприятие мира. Но если модернизм сосредоточен на границе между реальностью и текстом, то  постмодернизм вообще отказывается от реальности, распространяя понятие “текст” на реальность.

Под “текстом” с семиотической точки зрения подразумевается семантический и формальный аспект любого произведения искусства, поскольку, чтобы быть воспринятым, оно должно быть “прочитано”.

 Принцип, лежащий в основе модернизма, французский философ и культуролог Ж.Ф.

Лиотар описывает следующим образом: “Пациент психоаналитика пытается переработать расстройство, от которого он страдает в настоящем, проводя свободные ассоциации между его элементами, на первый взгляд исключенными из всякого контекста, и какими-то пережитыми в прошлом ситуациями, что позволяет ему раскрыть тайный смысл своей жизни, своего поведения” (6;58). Иначе говоря, А. Модильяни, П. Пикассо, Д. Джойс, А. Шенберг, М. Пруст свои жизненные впечатления обогащают посредством аллюзий и реминисценций и превращают их в интертекст, вобравший в себя отголоски реальных событий, преображенные субъективным видением. Именно поэтому на картинах М. Шагала мы узнает очертания конкретного города – Витебска, над которым парят влюбленные, а в романе Д. Джойса “Улисс” точное воспроизведение Дублина 1904 года  соседствует с античным мифом о возвращении Одиссея после троянской войны на родную Итаку.

Читайте также:  Арчибальд маклиш стихи: читать все стихотворения, поэмы поэта арчибальд маклиш - поэзия

Вам также может быть полезна лекция “11 Беларусь во время войн середины XVII ст.”.

Для модернистских текстов характерна игра на грани вымысла и реальности, отличить которые друг от друга порой очень сложно. В творчестве Ф. Кафки балансирование на грани двух миров становится принципом поэтики. Герои Кафки, как кажется на первый взгляд, живут в обыденной реальности, но уже в следующее мгновение происходит событие, которое выворачивает наизнанку строго логичный мир.

Постмодернизм такую цель не преследует. “Художественная практика постмодернизма есть не созидание нового мира, но дотошное повторение современного невроза, воспроизведение болезненных состояний в столь же лоскутных, осколочных и  разорванных формах”, – пишет современный исследователь эстетических систем (7;419). Постмодернистское мышление принципиально антииерархично.

Если модернизм стремится к воплощению завершенных и целостных художественных форм, то постмодернизм отвергает саму возможность овладения реальностью при помощи определенного метода или стиля. Любая целостность разрушается: постмодернизм предлагает игру вместо цели, анархию вместо иерархии, малую историю вместо великой истории, иронию вместо серьезности (8; 88-89). Ж.Ф.

Лиотар в основополагающем для теории постмодернизма труде “Состояние постмодерна” в качестве одного из постулатов нового типа культурного сознания объявляет недоверие к “метарассказам”, под которыми он понимает “объяснительные системы”, организующие буржуазное общество  и служащие ему средством самооправдания – религию, историю, науку, психологию, искусство (4;7).

В “век постмодерна” происходит разрушение “великих метарассказов”, “легитимирующих”, объясняющих и “тотализирующих” представления о реальности. Раздробление, расщепление “великих историй” влечет за собой  появление множества более простых “историй-рассказов”, цель которых – не узаконить знание, не создать иерархию смыслов, а “драматизировать наше понимание кризиса”.

Отталкиваясь от концепции Лиотара, голландский исследователь Д. Фоккема, приходит к выводу, что в постмодернизме невозможно сконструировать модель мира, так как отсутствует иерархический порядок или определенная система приоритетов.

Постмодернистская картина мира воссоздает хаос, а точнее, “максимальную энтропию”, основанную на “равновероятности и равноценности всех конститутивных элементов” (5;251-252).

 Основным различием двух художественных систем ХХ века является отношение к природе, которое меняет характер эстетического мышления.

  В модернизме природа противопоставлена культуре, причем ведущая роль последней декларируется, тогда как  в постмодернизме природа и культура равнозначны и едины, следовательно, отношение к культуре может быть избирательным (9;34).

Постмодернизм под культурой понимает гипертекст, то есть текст, замкнутый на себя, устроенный так, что “он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов” (1;69). Простейшим примером гипертекста является энциклопедический словарь, в котором каждая статья имеет отсылки к другим статьям того же словаря.

Как человек пользуется разными дарами и благами природы, полезными ископаемыми, так и постмодернисткое искусство обращается к отдельным эпохам, стилям, подчас сталкивая их  и разрушая целостность каждого элемента.

В постмодернизме правят горизонтальные структуры, которые приходят на место вертикальной иерархии, присущей всем предшествующим типам культурного сознания. Поэтому место пародии, распространенной в искусстве модернизма, занимает пастиш. Пародирование возможно лишь при существовании серьезного объекта, который можно подвергнуть снижению и осмеянию. Постмодернизм не имеет универсальной системы ценностей. Более того, сама культура стала предметом изображения, в котором отсутствует серьезность.

Наиболее ярко этот феномен демонстрирует принцип неомифологизма, свойственный сознанию человека ХХ столетия. Неомифологическое сознание в конкретных явлениях видит проявление универсального мифа и возводит реальное событие до уровня мифологического обобщения.

Функции неомифологизма в произведениях разных типов культурного сознания демонстрируют различие художественных систем модернизма и постмодернизма. В модернистском тексте миф может быть способом организации смыслового содержания (“Иосиф и его братья” Т. Манна, “Голем” Г.

Мейринка); через миф выявляются общечеловеческие парадигмы существования, то есть миф позволяет выйти за рамки конкретно-исторических и временных параметров.

И хотя классический мифы в культуре ХХ века разрушаются, в литературе модернизма они служат средством организации новой модели мира, позволяют внести определенный порядок в ту реальность, которая возникает в сознании автора-творца.

Если модернист цитирует миф для утверждения иерархии ценностей, то обращение к мифу постмодерниста приводит к разрушению сакральности. Так, например, Вячеслав Пьецух в романе “Новая московская философия” пародийно воссоздает культурный миф, воплощенный в  одном из классических текстов русской литературы –  в “Преступлении и наказании” Ф.М. Достоевского.

Пьецух рассказывает, как в московской коммунальной квартире доморощенный философ Митя Началов доводит до смерти тихую старушку. У новоявленного Родиона Раскольникова есть своя Сонечка Мармеладова, готовая последовать за своим героем в тюрьму.

Персонажи романа цитируют в разговорах целые куски текстов из произведений Достоевского, Платонова, Герцена и Высоцкого, лишая первоисточник смысловой целостности.

Таким образом, оппозиция модернизма и постмодернизма сводится к разной трактовке реальности, под которой модернистская культура подразумевает текст и создает свое искусство на грани текста и реальности. Постмодернизм же не отображает реальность, а творит новую или несколько реальностей, существующих как единый гипертекст.

Принцип гипертекста реализуется в любом словаре или энциклопедии, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря. Иначе говоря, гипертекст – это текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя их единство и множество.

И если литература модернизма предлагает субъективное видение объективной действительности, осложненное реминисценциями и культурологическими аллюзиями, то посмодернистское произведение представляет собой модель мира, единственно возможную для ее создателя.

В постмодернистской эстетике мир представляет собой замкнутую по принципу гипертекста систему, играющую масками прошлого.

Подобное противопоставление модернизма и постмодернизма позволило некоторым теоретикам культуры говорить, что ХХ век открылся парадным входом в светлое будущее, а закрывается пародией на все предшествующие эпохи: “модернизм был еще смесью кричащих диссонансов и эйфорической надежды, в то время как постмодернизм – это поэтика благополучно состоявшейся смерти” (7; 420)

Модернизм и постмодернизм: в чем отличия

Мы рассмотрели модернизм, узнали главных модернистов в русской и зарубежной литературе, прочитали и обсудили несколько текстов. Вспомним главное и подведем итог.

❓Как появился модернизм?

✅Модернизм приходит на смену реализму.
На модернизм повлияли философские течения, научные открытия и открытие психоанализа в 1890-е годы.

❓ Что привнес модернизм в литературу?

✅ Модернизм дал писателям ощущение свободы, отсюда его усложненность и бесконечность поиска: ограничений нет, можно все.

Он расширил рамки привычного литературного повествования, герои стали мыслить более сложно, хронотоп становится более причудливым, пространство и время растягиваются и сжимаются по воле автора.

Появилась техника потока сознания, а многие темы, которые раньше были в литературе под запретом, вышли на поверхность.

❓ Какие черты модернистского текста?

???? Мифологемы и архетипы. ????Внимание к аллюзиям и намекам.

  • ????Интертекстуальность
  • ❓ Главный метод модернизма?
  • ✅ Метод потока сознания — прием, который имитирует непрерывное течение мыслей, чувств и впечатлений, его внутреннюю речь. В сознании одновременно существует три пласта:
    ✔️ то, о чем человек думает (мысль сейчас),
    ✔️ то, что он видит в этот момент (вывески, например),
  • ✔️ сознание из прошлого (какие-то психологическое травмы прошлого).
  • ❓ Первые модернистские произведения?
  • ✅ Романы «Голод» Кнута Гамсуна, «Лавры срезаны» Эдуара Дюжардена, «Мелкий бес» Фёдора Сологуба, пьеса Августа Стриндберга «Фрекен Жюли».
  • ???? Мы узнали главных писателей модернизма и обсудили подробно, чем отличаются их тексты.
  • ???? Рассмотрели модернистские произведения Джозефа Конрада, позднего Антона Чехова, Марселя Пруста, Джеймса Джойса, Вирджинии Вулф и Франца Кафки.
  • ???? Читать Пруста — наслаждаться медленным течением времени.
  • ???? Читать Джойса — видеть целое множество взглядов персонажей на одни и те же события, находить мифологические аналогии и постоянно путешествовать по потоку сознания героев.
  • ❤️ Читать Кафку — читать конструкции без эмоций и красок.
  • ???? Читать Вирджинию Вулф — сопереживать чувствам героя, видеть игру света, ощущать дуновение ветра, слышать звуки.
  • ???? Мы узнали о книге, которая позволяет понять модернизм, — труду испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства» (1925), где автор условно разделил искусство на старое старое и новое, провозгласив, что работают они по-разному.
  • ❓ Главные течения внутри модернизма?
  • ✨ Абсурдизм
  • ???? Акмеизм
  • ???? Имажизм
  • ???? Имажинизм в русской поэзии
  • ⚡️Магический реализм
  • ???? Новый роман
  • ???? Символизм
  • ⚒ Соцреализм
  • ????‍♂️ Сюрреализм
  • ???? Футуризм
  • ???? Экспрессионизм
  • ???? Мы немного поговорили о русском модернизме и заострили свое внимание на двух авторах-эмигрантах — Набокове и Газматове.
  • ???? На смену модернизму пришел соцреализм, что во многом было обусловлено политической ситуацией в стране.
  • ???? Во второй половине 20 века эпоха модернизма в литературе плавно перетекает в постмодернистскую.
  • ⌛️ В чем отличия модернизма от постмодернизма?
  • ➡️ Модернизм — поиск нового.
  • ❇️ Постмодернизм — ощущение, что все в искусстве уже найдено.
  • ➡️ Модернизм — попытка отразить в образах атмосферу все более усложняющего мира.
  • ❇️ Постмодернизм — игра с элементами предшествующих стилей литературы (с древности до модернизма).
  • ➡️ Модернисты экспериментируют с формой.
  • ❇️ Постмодернисты создают мозаику, пастиш из готовых элементов.
  • ❓ Что нового привнес в литературу постмодернизм?
  • ✅ Постмодернистская литература отражает крах нарративов, то есть крах больших идеологий, целей, проектов.
  • ???? Главные понятия постмодернизма — игра и симулякры.
  • ???? Чтобы обозначить то новое, что появилось в литературе в конце 20 — начале 21 веков, придумали термин — метамодернизм.
  • ???? Метамодернизм — это обращение к традициям литературы модернизма после завершения эпохи постмодернизма.
  • ???? Главными фигурами метамодернизма называют Джонатана Франзена, Дэвида Фостера Уоллеса, Марка Данилевского.
Читайте также:  Кратчайшее содержание поэмы «мороз, красный нос» для читательского дневника (н.а. некрасов)

Культура постмодернизма

Термин “постмодернизм” все еще вызывает споры у нас и на Западе.

Вошедший в оборот в шестидесятые годы, в чисто историческом значении он относится к культуре Запада после Второй мировой войны, к постиндустриальному обществу, к эпохе потребительского капитализма, новых технологий, электронных коммуникаций.

Все это дестабилизирует и видоизменяет традиционные культурные механизмы и, что особенно важно для литературы, ведет к утрате привилегированного положения книги, текста, произведения. Процессы, идущие в культуре постмодернистской эпохи, описываются учеными по-разному.

Одни считают постмодернизм продолжением и развитием модернизма, и постмодернистская литература оказывается просто продолжением тенденций модернистской литературы на новом историческом этапе, тогда постмодернизм — это просто то, что следует после модернизма.

Другие видят в культуре постмодернизма разрыв с классическим модернизмом первой половины века, третьи заняты тем, что отыскивают в прошлом писателей, чье творчество уже несет в себе идеи и принципы модернизма (при таком подходе постмодернистами оказываются французский писатель конца XVIII века маркиз де Сад, американский поэт Эзра Паунд, которого обычно причисляют к классикам модернизма, и многие другие).

Так или иначе, сам термин “постмодернизм” указывает на связь этого явления с культурой предыдущей эпохи, и постмодернизм осознает себя в отношениях к модернизму.

При этом подвергается постоянному пересмотру сам модернизм, и теоретики постмодернизма предлагают следующую систему противопоставлений, описывающих разницу между модернизмом первой половины ХХ века и постмодернизмом.

Нижеследующая таблица заимствована из работы американского теоретика И. Хассана “Культура постмодернизма” (1985 г.).

Модернизм Постмодернизм
Романтизм, символизм Бессмыслица
Форма (последовательная, завершенная) Антиформа (прерывистая, открытая)
Целенаправленность Игра
Замысел Случайность
Иерархия Анархия
Мастерство / логос Усталость / молчание
Законченное произведение искусства Процесс /перформанс/ хэппенинг
Дистанция Соучастие
Творчество / синтез Разложение / деконструкция
Присутствие Отсутствие
Центрирование Рассеивание
Жанр / границы Текст / интертекст
Семантика Риторика
Парадигма Синтагма
Метафора Метонимия
Отбор Комбинирование
Обозначаемое Обозначающее

Теоретики постмодернизма утверждают, что постмодернизм отвергает свойственные модернизму элитарность и формальное экспериментаторство, трагизм в переживании отчуждения. Если модернизм был дегуманизацией искусства, постмодернизм переживает дегуманизацию планеты, конец истории, конец человека.

Если Джойс, Кафка и Пруст — всесильные хозяева создаваемых ими художественных миров, они еще верят в возможность слова выразить существенную истину о состоянии человека, в вечное существование совершенного произведения искусства, то художник-постмодернист знает, что слово и язык субъективны и в лучшем случае способны отразить какие-то моменты индивидуальной точки зрения, а книга, купленная в киоске аэропорта, будет прочитана за время рейса, оставлена при выходе из самолета, и вряд ли читатель о ней когда-нибудь вспомнит. Модернистская литература все еще изображала трагедию земного существования личности, то есть в ней сохранялось героическое начало; писатель-постмодернист выражает усталость человека от жизненной борьбы, пустоту существования. Короче говоря, в эпоху модернизма искусство слова еще сохраняло высокий ценностный статус в обществе, художник еще мог ощущать себя творцом и пророком, а в постмодернизме искусство становится необязательным, анархическим, насквозь ироничным.

В основании литературы постмодернизма лежит понятие игры, далеко ушедшее от романтической иронии. Игра в постмодернизме заполоняет все и поглощает саму себя, ведет к утрате цели и смысла игры.

Постмодернисты заявляют, что пришла пора отказаться от традиционных категорий прекрасного и подлинного, потому что мы живем в мире однодневных подделок, фальшивых данностей, в мире имитаций.

Шок человечества от новых исторических обстоятельств, которые не поддаются осмыслению одним сознанием (холокост — истребление евреев в годы Второй мировой войны; применение ядерного оружия; загрязнение окружающей среды; предельная нивелировка личности в современных западных демократиях), приводит к утрате изначальных ориентиров и тотальному пересмотру системы ценностей, самих способов мышления. Утрачивается представление о едином миропорядке, а следовательно, о едином центре любой системы, любой концепции. Становится невозможно отличить важное от неважного, выделить главный смысл любого понятия.

Идею отсутствия абсолютов, конечных истин, идею о том, что действительность дана нам только в различиях между ее явлениями, наиболее последовательно развивали французские постструктуралисты Ролан Барт, Жак Деррида, Мишель Фуко и Франсуа Лиотар. Эти философы проповедовали отказ от всей традиции классической философии, пересмотр всей системы научного знания, и их необычайно сложным, “прорывным” работам окончательную оценку еще даст время.

Та же исчерпанность бунта, усталость характеризует отношение постмодернистов к традиции. Они не отвергают ее напрочь, как их предшественники: писателя-постмодерниста можно сравнить с покупателем в супермаркете мировой истории и мировой литературы, который катит свою тележку по проходам, поглядывая по сторонам и сваливая в нее все, что привлекает его внимание или любопытство.

Постмодернизм — продукт столь поздней стадии развития западной цивилизации, когда уже “все сказано” и новые идеи в литературе невозможны; больше того, писатели-постмодернисты сами очень часто преподают литературу в университетах или являются критиками, теоретиками литературы, так что они с легкостью непосредственно вводят в свои произведения все эти новейшие теории литературы, сразу пародируют и обыгрывают их.

  • В постмодернистских произведениях резко вырастает степень самосознания, самокритики внутри текста; писатель не скрывает от читателя, каким путем он достигает того или иного эффекта, предлагает читателю на обсуждение те выборы, которые стоят перед автором текста, и это обсуждение с читателем тоже приобретает характер изощренной игры.
  • Все крупнейшие писатели конца ХХ века в той или иной мере затронуты постмодернизмом, который равно проявляется и в старых национальных литературах Запада (французские “новые романисты” — Натали Саррот, Анри Роб-Грийе, Клод Симон; немцы — Гюнтер Грасс и Патрик Зюскинд; американцы — Джон Барт и Томас Пинчон; англичане — Джулиан Барнс и Грэм Свифт, Салман Рушди; итальянцы Итало Кальвино и Умберто Эко), и в расцвете латиноамериканского романа (Габриэль Гарсиа Маркес, Хулио Кортасар), и в творчестве восточноевропейских писателей (Милан Кундера, Агота Кристоф, Виктор Пелевин).
  • Обратимся к двум примерам постмодернистской литературы, которые избраны по чисто прагматическим причинам: оба принадлежат крупнейшим мастерам постмодернизма, невелики по объему и доступны в русском переводе.
  • другие темы главы “Литература XX века”:
  •  Перейти к оглавлению книги “Зарубежная литература”

Модернизм и постмодернизм в литературе

Под модернизмом принято понимать идейное течение в искусстве конца 19-ого начала 20-ого века. Главной отличительной чертой модернизма принято считать его уход от классических стандартов.

Писатели той поры хотели найти нечто новое в отношении форм и содержания произведений, старались ввести новые литературные стили. Модернизм стоит между реализмом и постмодернизмом. Он меняет все классические концепции художественного произведения.

Во-первых, автор произведения перестает быть носителем некой объективной истины. Сюжет произведения теряет свою линейность, доминирует обрывочность и хаотичность повествования.

Направления модернизма

Литературный модернизм подразделяется на следующие направления:

  • символизм
  • акмеизм
  • футуризм
  • имажинизм
  • экспрессионизм
  • сюрреализм

Впервые сюрреализм зародился во Франции, в 70-х годах 19 века. Писатели-символисты передают идеи своего произведения через художественность символов и образов.

Произведения символистов часто наполнены некими тайнами и загадками. Яркими представителями символизма в литературе были Шарль Бодлер, Поль Верлен во Франции; К. Бальмонт, А. Блок, Ф. Сологуб, А. Добролюбов в России.

Акмеизм противопоставлялся символизму. Это направление возникло в начале 20-ого века в России.

В противоположность символизму здесь не приветствовалась двойственность понятий, темы, затронутые в произведении должны, были быть четко описаны, слова должны были отображать свои понятия, образы должны были быть конкретными и понятными. Основоположниками акмеизма в русской литературе считают Н. Гумилева, А. Ахматову, С. Городецкого, О. Мандельштам.

Футуризм возник в 10-х годах 20 века, он зародился в Италии, и его становление связано с именем такого итальянского поэта как Филиппо Маринетти. Затем это направление стало весьма популярным в России.

Основное качество, характеризующее творчество писателей-футуристов, заключалась в том, что они ставили акцент не на содержании, а на форме. Для этого они прибегали к различным изощренным манипуляциям, например, использовали вульгаризмы, жаргонизмы, язык документов, афиш и так далее.

Футуризм, как и все остальные течения модернизма отвергал классические принципы и нормы. Футуризм желал привлекать внимание и для этого использовались различные эпатажные средства, например, представители этого направления делали культ из войны, агрессии, силы, разрушения, призирали все слабое.

Яркими представителями этого направления в русской литературе стали В. Маяковский, В. Хлебников, Б. Пастернак.

Имажинизм — это литературное течение русской поэзии. Данное направление возникло после Великой Октябрьской Революции. На его формирование оказал большое влияние футуризм. Основоположниками этого направления считаются А. Мариенгоф, В. Шершневич, С. Есенин. Основные характеристики имажинизма:

  • необычные литературные приемы
  • анархические темы
  • метафоры и метафорические цепи
  • подмена понятийного составляющего слов
Читайте также:  Пример итогового сочинения по направлению «Добро и зло»

Экспрессионизм появился в первой половине 20 века в Германии и Австрии. Для этого направления в литературе характерно стремление писателей высказать свои чувства относительно происходящих событий в мире.

Так как это направление появлюсь во время Первой мировой войны и многочисленных революционных восстаний, именно о чувствах относительно этих явлений писали авторы. Среди ярких представителей этого направления следует назвать Г.

Гейма, Г. Кайзера.

Сюрреализм так же возник в начале 20 века и является направлением модернизма. Основная цель постелей этого направления – заглянуть внутрь человеческого подсознания и описать его, заглянуть в иную реальность, описать сверхъестественные явления. Известными сюрреалистами в литературе являются Гийом Аполлинер, Андре Бретон, Филипп Супо, Бенжамен Пере.

Понятие постмодернизма

Под понятием постмодернизм понимают течение в литературе возникшее во второй половине 20 века.

Замечание 1

Постмодернизм противопоставляется модернизму, он является по своей сути реакцией на него. Так же постмодернизм это реакция на политические и социальные изменения в мире начиная с 40-х годов (Вторая мировая война, холокост, концлагеря и так далее).

Яркими представители постмодернизма считаются В. Пелевин, Т. Толстая, В. Аксёнов, А. Синявский, Л. Петрушевская, С. Довлатов.

Черты постмодернизма

Характерными чертами этого литературного направления являются:

  • фрагментарность (текст произведения представлен отельными фрагментами, часто не связанными между собой временными или семантическими представлениями, но в текстах дневников и мемуаров приобретают связный характера).
  • ирония и черный юмор (самыми характерными чертами произведений постмодернизма являются ирония и черный юмор. Писатели с юмором повествуют о достаточно серьезных вещах, например, Второй мировой войне, как в произведении «Выкрикивается лот 49» Томоса Пинчона).
  • интерконтекстуальность (под этим термином понимают некое свойство текстов, с помощью которого отдельные тексты могут связываться между собой).
  • пастишь (под пастишом понимают сочетание частей разных произведений, так же может быть представлено сочетание нескольких стилей и жанров).
  • метапроза (под метапрозой, или как еще иначе называют метафикшн, понимают вид литературного произведения, центральная идея, которого сосредоточена на процессе написания самого этого произведения).
  • фабуляция (иными словами сочетание в литературном произведение вымысла и реальности).
  • магический реализм (художественный метод, в котором используется сочетание реального и фантастического, вымышленного, запутанного, необъяснимое. Прибегая к этому приему, автор использует информацию из снов, мифов, сказок и так далее).
  • гиперреальность (реальность заменяется симуляцией реальности, это происходит в обществе, которое перегружено информационными технологиями, тогда, когда реальная жизнь заменяется интерактивной).
  • паранойя (в литературе постмодернизма под «паранойей» понимают ситуацию, когда за видимым общественным хаосом скрывается некто, кто на самом деле управляет этим хаосом).
  • максимализм и минимализм (максимализм в произведениях постмодернизма предполагает низкую эмоциональность вовлеченность читателя, минимализм, наоборот предполагает активное участие в произведении. Максималисты используют большое количество описаний деталей, игру слов, в то время как минималисты отражают лишь основную концепцию, давая читателю возможность додумать остальное самому).

2. Проблема соотношения модернизма и постмодернизма

В
самом названии постмодернизма заявлена
определенная связь
с модернизмом. В научной литературе
представлены различные точки зрения
на это соотношение:

  1. Постмодернизм понимается как заключительная стадия модернизма, с предельным выражением его осно­вополагающих принципов.

  2. Постмодернизм противопоставляется модернизму как по способу осознания мира, так и по типу художе­ственного переосмысления действительности.

  3. Постмодернизм рассматривается как совершенно са­мостоятельное явление, имеющее оригинальный ха­рактер, собственный философский базис, своеобраз­ную эстетику.

Третья
точка зрения наиболее адекватно отражает
специ­фику постмодернизма как явления,
творчески переосмысли­вающего
достижения различных художественных
систем, в
том
числе и модернизма, и вместе с тем
предстающего совер­шенно
оригинальным и самобытным феноменом
культуры.

И
все-таки вопрос о взаимоотношении
модернизма и по­стмодернизма
продолжает вызывать споры.

Продуктивным
подходом
является не противопоставление этих
двух культур­ных
феноменов, а их сопоставление с целью
выявления сво­еобразия
постмодернизма.

Именно такой подход
демонстри­руют
наблюдения американского исследователя
Ихаба Хассана,
предложившего систему оппозиций,
характерных для модернизма
и постмодернизма.

3. Философская база постмодернизма

Как
уже отмечалось, постмодернизм вырос на
почве пост­структуралистской
теории. Своего предтечу постструктура­листы
видят в Ф. Ницше, предложившем дополнить
умствен­ные
формы познания чувственными, выступившем
за прин­цип
множественности интерпретаций.

Постструктуралисты впитали
и по-своему переработали важнейшие
положения ницшеанской
философии — идею бытия как становления,
мировой игры; призыв осуществить
переоценку ценностей; понимание познания
как творчества, предполагающего
ис­пользование
не только интеллектуально-рациональных,
но и иррациональных,
«художественных» способов философство­вания
и др. Поэтому на первый план в постмодернизме
вы­ходит
не рациональная, логически оформленная
философс­кая
рефлексия, а глубоко эмоциональная,
внутренне прочув­ствованная реакция
современного человека на окружающий
его
мир.

Решающую
роль для формирования постструктурализма
сыграли
парижские философские и интеллектуальные
дис­куссии
60—70-х гг.

, и прежде всего, идеи и концепции,
раз­виваемые
ведущими французскими постструктуралистами
и постфрейдистами
— Жаком Лаканом, Мишелем Фуко, Жилем
Делезом, Феликсом Гваттари, Юлией
Кристевой, Жаком Деррида,
Роланом Бартом, Жаном-Франсуа Лиотаром,
Пье­ром
Клоссовски и др.

Эти концепции своими
корнями уходят в
философию становления, стремящуюся
дать обоснование
идеи
бытия как становления (Фридрих Ницше,
Анри Берг­сон,
Эдмунд Гуссерль, поздний Мартин Хайдеггер
и др.), а также
в какой-то степени — в философию
скептицизма с ее релятивизмом
(от лат.

relativus
— относительный), с сомнени­ем
в возможности открытия универсально
пригодной для всех
людей, времен, случаев жизни истины.
Поэтому для по­стструктуралистов
неприемлемыми оказываются те формы
знания,
которые претендуют на универсализм,
обобщающий характер, обладание абсолютной
истиной, что рассматрива­ется
как проявление «империализма» мышления.

«Большин­ство
из нас, — пишет американский теоретик
постмодерниз­ма
И. Хассан, — с горечью признают, что
такие понятия, как Бог, Царь, Человек,
Разум, История и Государство, некогда
появившись,
затем канули в лету как принципы
несокруши­мого авторитета; и даже
Язык — самое младшее божество нашей
интеллектуальной элиты — находится
под угрозой полной
немощи, — еще один бог, не оправдавший
надежд»2.

Утвердившиеся
в сознании современного человека истины
и
ценности подвергаются при этом сомнению
и переосмысле­нию.

Не случайно одним из центральных для
постструкту­рализма
принципов является принцип «методологического
сомнения» по отношению ко всем «позитивным
истинам», установкам
и убеждениям, существующим в западном
обще­стве
и применяющимся для его узаконивания.

Этот принцип направлен
на разрушение позитивистских представлений
о природе
человеческого знания, рационалистических
обосно­ваний
феноменов действительности (и прежде
всего, культу­ры),
всякого рода обобщающих теорий,
претендующих на универсализм,
непререкаемую «истинность».

Вопросы
познания и смысла рассматриваются
теоретика­ми постструктурализма
сквозь призму языка, на котором вы­ражает
себя философия и «правдивость» которого
ставится под
сомнение.

Поэтому исследователи относят
постструкту­рализм
к философскому направлению «критики
языка». Кри­тику
языка науки, индустрии культуры и т. д.

постструктуралисты
рассматривают как критику современной
культуры и
цивилизации.

Постструктурализм
интегрировал открытия в области
языкознания,
семиотики, семиотики культуры, семиологии,
культурфилософии. Именно в работах
постструктуралистов явственно
обозначилась тенденция к размыванию
границ между
различными областями человеческого
знания — ис­кусством, философией,
наукой.

Теория
постмодернизма не только впитала
важнейшие от­крытия постструктурализма,
но и оказалась тесно с ним свя­занной
определенным единством философских и
общетеоре­тических положений.

  1. Особенности постмодернистской парадигмы

По
мнению многих исследователей, для
постмодернистской парадигмы
характерно нарочитое разрушение
традиционных представлений
о целостности, стройности, законченности
эсте­тических
систем, размывание всех стабильных
эстетических категорий,
отказ от табу и границ.

Тем самым не
может идти речи
о создании — с формальной точки зрения
— некоего сво­да
правил организации постмодернистского
текста. И все-таки попытки
выделить основные признаки постмодернизма
пред­принимались
исследователями не раз.

Приведем лишь
часть со­ставляющих постмодернистской
парадигмы:

  • деканонизация всех канонов и всех официальных условностей, ироническая переоценка ценностей;
  • размытость жестких бинарных оппозиций; пристрастие к технике бриколлажа, или цитатного совмещения несовместимого;
  • отказ от традиционного «я», стирание личности, подчеркивание множественности «я»;
  • гибридизация, мутантное изменение жанров, порожда­ющее новые формы4;
  • карнавализация как признание имманентности смеха, «веселой относительности» предметов, как участие в диком беспорядке жизни;
  • метаязыковая игра, игра в текст, игра с текстом, игра с читателем, игра со сверхтекстом, театрализация текста;
  • игровое освоение Хаоса;
  • интертекстуальность, опора на всю историю человеческой культуры и ее переосмысление;
  • плюрализм культурных языков, моделей, стилей, используемых как равноправные;
  • выявление плюралистического типа мышления с его раскрепощающим характером, ориентирующего на приятие жизненного богатства и разнообразия;
  • дву- или многоуровневая организация текста, рассчитанная на элитарного и массового читателя одновременно, использование жанровых кодов как массовой, так и элитарной литературы, научного исследования и т. п.; сочетание развлекательности и сверхэрудированности;
  • открытость, многозначность знакового кода, его поливариантность, дающая ощущение «мерцания» значений;
  • ориентация на множественность интерпретаций текста;
  • явления авторской маски, «смерти автора»;
  • принцип читательского сотворчества, создание нового типа читателя;
  • универсализирующий принцип изображения;
  • множественность смыслов и точек зрения;
  • использование приема «двойного кодирования»;
  • принципиальная асистематичность, незавершенность, открытость конструкции;
  • использование принципа ризомы.

Эти
особенности постмодернистской парадигмы
обусло­вили поливалентную поэтику
постмодернизма
,
для которой характерно:

  • появление новых, гибридных литературных форм5;
  • цитатно-пародийное дву- и многоязычие, пастишизация;
  • фрагментарность, коллаж, монтаж, использование го­тового или расчлененного литературного текста;
  • ризоматика;
  • растворение голоса автора в используемых дискурсах;
  • игра с «мерцающими» культурными знаками и кодами;
  • травестийное снижение классических образцов, иронизирование и пародирование;
  • использование культурфилософской постструктуралистской символики «мир — текст — книга — словарь — эн­циклопедия — библиотека — лабиринт» и ее вариантов;
  • дву- и многоуровневая организация «двуадресного» текста.

Эти и другие не
названные здесь черты будут рассматри­ваться
более детально в разделах, посвященных
творчеству конкретных авторов-постмодернистов.

II. ПОСТМОДЕРНИЗМ В
ЛИТЕРАТУРЕ США

Ссылка на основную публикацию