Краткое содержание пьесы «На дне» для читательского дневника (М. Горький)

UGC

Почти 120 лет назад Максим Горький опубликовал пьесу «На дне». Краткое содержание произведения поможет понять его суть и драматические коллизии. Расскажем о пьесе подробнее и проанализируем, почему она не утратила актуальность в XXI веке.

«На дне»: краткое содержание

Пьеса «На дне» — произведение, созданное для театра. Его действие разворачивается в одном месте — ночлежном доме — заведении, которое создано для того, чтобы бездомные могли переночевать.

«На дне» кратко — это описание одного дня из жизни обитателей ночлежки, которые оказались в одном месте по различным причинам. Поэтому краткое содержание пьесы «На дне» следует начать со знакомства с персонажами.

Вот ключевые действующие лица, которых описал М. Горький:

  • Михаил Иванович Костылев (54 года).

Богатый и жадный хозяин ночлежного дома, готовый выжать из постояльцев все до последнего. Ревнует жену Василису к каждому встречному.

  • Василиса Карповна (26 лет).

Жена Костылева. Она младше мужа на 28 лет, безнравственная и жадная до денег. Подумывает об убийстве ревнивого мужа.

Тихая и добрая сестра Василисы. В нее влюблен Васька Пепел — один из постояльцев ночлежки. Это вызывает ревность Василисы, у которой на Ваську свои планы.

  • Абрам Иванович Медведев (50 лет).

Дядя Натальи и Василисы, который работает полицейским. Влюблен в торговку пельменями Квашню, но та не отвечает ему взаимностью.

Странник с большим жизненным опытом. Появляется в ночлежке и дает советы постояльцам, как им выбраться из тяжелой ситуации.

Вор, который мечтает изменить свою жизнь. Он продает краденное Костылеву и является любовником Василисы, но мечтает оставить ее и жить с Наташей.

Сапожник, который любит выпить. От этого скатился на социальное дно. Ему не хватает денег, даже чтобы заплатить Костылеву за ночлежку.

  • Картузник, который когда-то имел собственное дело, но прогорел.
  • Опустившийся аристократ, живущий в ночлежке с Настей — 24-летней девицей.
  • Спившийся деятель искусств по фамилии Сверчков-Заволжский.
  • Андрей Митрич Клещ (40 лет).

Слесарь; грубый, но работящий. Живет с женой — 30-летней Анной, которая больна и не встает с кровати. Клещ уверен, что она мешает ему вырваться из нищеты.

Нищий, который когда-то работал на телеграфе и много читал.

Краткое содержание пьесы «На дне» для читательского дневника (М. Горький) сцена из спектакля «На дне» (киевский театр на Подоле, 2017): UGC

Представив героев, следует продолжить краткий пересказ «На дне», поведав о том, что происходит в каждом из актов:

Действие первое

Краткое содержание «На дне» начинается с событий первого акта. Они переносят зрителя в комнату ночлежки.

Весенним утром в большой комнате с самоваром торговка Квашня рассказывает о новом ухажере, за которого она не желает выходить замуж. Женщина недавно овдовела и счастлива, что избавилась от мужа-тирана. Отдавать свою свободу другому мужчине не намерена.

Слесарь Клещ заявляет, что так или иначе она выйдет замуж. Возмущенная Квашня обвиняет его в намерении свести жену в могилу.

В это время проснувшийся Актер помогает больной Анне выйти подышать свежим воздухом. Они встречают Костылева, разыскивающего свою жену Василису. Он уверен, что она крутит роман с Васькой Пеплом, но не может уличить ее в измене. Актер просит Костылева простить половину долга, получает отказ и забывает об Анне.

В это время в ночлежке появляется Лука, который помогает больной женщине вернуться в комнату.

Выпивший сапожник Алешка встречает Василису, разыскивающую Пепла. Он говорит, что Васька намерен бросить ее ради Наташи. Разозленная Василиса вспоминает, что Алешка не оплатил пребывание, и выгоняет его на улицу. Там его за нарушение спокойствия задерживает Медведев.

Василиса в сенях устраивает драку с сестрой, и постояльцы пытаются их разнять.

Действие второе

Далее события пьесы «На дне», краткий пересказ которой продолжается вторым актом, разворачиваются вечером.

Постояльцы ночлежки коротают время за играми. Большая компания играет в карты. За ними наблюдают Клещ и Актер. Бубнов и Медведев играют в шашки.

Во втором акте пьесы «На дне» старец Лука старается утешить каждого и показать выход из ситуации:

  • Больной Анне, которая жалуется на плохую жизнь и побои мужа, он говорит, что после смерти она вдоволь отдохнет.
  • Актеру, который собирался прочесть Луке стихи перед тем, как пойти пропивать то, что выиграл Барон в карты, но забыл, старец советует обратиться в бесплатную клинику для алкоголиков. Актер уверяет, что стоит ему побыть трезвым пару дней, и он все вспомнит и без помощи.
  • Дважды Лука пытается помочь Пеплу. Первый раз, когда Медведев грозится арестовать Ваську, старец убеждает, что в Сибири сильным да умным живется «как огурцам в парнике». Когда Василиса предлагает Пеплу убить Костылева за деньги и взамен получить Наташу, Лука советует не слушать ее, а уйти из ночлежки с любимой.

Далее пьеса «На дне» кратко продолжается такими событиями:

  • Костылев, застав жену с Пеплом, устраивает скандал. Васька собирается его избить, но его останавливает Лука.
  • Умирает Анна, и Васька с Лукой отправляются в трактир разыскать Клеща.
  • В ночлежку возвращается пьяный Актер с Наташей. Он обещает девушке лечиться от алкоголизма, а после вернуться на сцену.
  • Вернувшийся Клещ заявляет, что пропил все деньги и не может похоронить жену. Обитатели обещают ему помочь и отправляются спать.

Действие третье

Далее события развиваются стремительнее в пьесе «На дне». Краткое содержание третьего акта можно представить в виде цепи событий:

  • Разговор на заднем дворе ночлежки. В нем принимают участие Лука, Клещ и Наташа, Барон и Настя, а также Бубнов.

Настя рассказывает о влюбленном в нее студенте. Ее поднимает на смех Барон, утверждая, что она пересказала историю из бульварного романа. Настя обижается и уходит. Барон следует за ней. Наташа признается, что ожидает особенного человека, который спасет ее от сестры и ее мужа.

Лука рассказывает, как не стал убивать каторжников, что проникли на дачу, которую он охранял. Он заключает, что может научить другого человека добру.

Бубнов рассказывает, что предпочитает говорить правду. На что Лука рассказывает историю о человеке, который повесился, узнав от ученого, что праведной земли не существует.

  • Ссора между Пеплом и Василисой.

Васька просит Наташу помочь ему измениться. Наташа не любит его, но соглашается при условии, что Пепел не будет поднимать на нее руку. Василиса наблюдает за разговором из окна, гонит Наташу ставить самовар и ругается с Пеплом.

  • Костылев ссорится с Лукой.

Хозяин ночлежки считает, что старец должен молиться за окружающих, а не вмешиваться в их жизнь со своими советами. Лука говорит, что есть люди, которых можно исправить, и те, кому помочь нельзя. Костылева он относит ко вторым. Тот в гневе выгоняет старца из ночлежки.

Василиса выливает Наташе на ноги воду из кипящего самовара. Вспыхивает ссора, в которой Пепел толкает Костылева. Хозяин ночлежки падает и умирает. Василиса называет Ваську убийцей, а он напоминает ей о том, как она за это предлагала ему денег. Наташа считает, что ее изувечили, чтобы избавиться, и проклинает Пепла.

Действие четвертое

В последнем акте герои обсуждают исчезновение Луки. Клещ считает его хорошим, Настя жалеет, Сатин называет мякишем для беззубых, а Барон — пластырем доля нарывов.

Далее события разворачиваются следующим образом:

Настя заявляет о желании уйти от Барона, Сатин сравнивает ее намерение с рассказами Актера о том, что он уйдет в лечебницу. Барон начинает вспоминать именитых французских предков. Между ним и Настей вспыхивает ссора. Актер, выпив стакан водки, уходит из комнаты.

  • Приход Бубнова и Медведева.

Приятели приносят водку и закуску. Медведева уволили из полиции, и он теперь зависит от Квашни. Обитатели ночлежки выпивают, веселятся, поют песни. Прибегает Барон и говорит, что Актер повесился. Сатин возмущен тем, что веселье испорчено.

Краткое содержание пьесы «На дне» для читательского дневника (М. Горький) сцена из спектакля «На дне» (театр города Пермь, 2019): UGC

«Ромео и Джульетта»: краткое содержание и анализ

«На дне»: анализ произведения

Пьеса «На дне», читать которую было интересно деятелям искусства начала ХХ века, впервые была поставлена в 1902 году в МХТ. В первой постановке роль Сатина исполнил сам Константин Станиславский — режиссер театра. С того времени произведение пользуется успехом уже более века.

Вот какие особенности пьесы выделили искусствоведы:

  • Замысел и история создания.

Задумал Максим Горький «На дне» в 1900 году. Под впечатлением от пьес А. Чехова он решил попробовать себя в драматургии и рассказал Станиславскому о замысле описать жизнь обитателей ночлежки. С конца XIX века Россия переживала кризис, и пьеса об опустившихся людях приобрела социальное звучание.

В пьесе «На дне» Горький поднял ряд общечеловеческих проблем — смысла жизни, правды и лжи, судьбы и жизненного выбора — и вложил их в уста тех, кто оказался на самом дне социальной иерархии.

Главный конфликт произведения — это возможность или невозможность сделать выбор. Герои верят, что способны исправить положение, получают подсказки от судьбы в виде старца Луки, но в конечном счете ничего не предпринимают.

Актер предпочитает быстрое самоубийство длительному лечению в клинике. Настя предпочитает постоянно ссориться, но находится рядом с Бароном. Пепел мечтает жить честно, но продолжает воровать и продавать украденное хозяину ночлежки.

  • Особенности композиции и жанр.

Сам Горький «На дне» описывал как набор «сцен», которые происходят последовательно. Пьеса написана в жанре драмы, которая раскрывается через диалоги героев.

События в ней развиваются линейно. В завязке зритель знакомится с обитателями ночлежки, чью привычную жизнь нарушает появление старца Луки. По мере развития сюжета новый персонаж пытается помочь героям найти выход из их сложной ситуации. Первые три акта посвящены конфликтам между персонажами, в которых присутствует Лука.

После его исчезновения наступает развязка. Герои продолжают серию мелких конфликтов, которая прерывается совместной попойкой. В конце Актер покончил с жизнью. Так автор символично показал крушение всех надежд героев. Они не просто не могут, но и не хотят выбираться со дна.

Примечательно, что устами Сатина озвучена позиция, которую большинство из них разделяют: событие неприятно тем, что прервало пьяное веселье.

Краткое содержание пьесы «На дне» для читательского дневника (М. Горький) ru.wikipedia.org: UGC

«На дне» — остросоциальное произведение, которое подняло темы, не утратившие актуальность и в XXI веке. Продолжаются кризисы, а с ними появляются люди, которые оказываются на дне. Их видение мира талантливо показал Горький в начале ХХ века.

«Вишневый сад»: краткое содержание и анализ пьесы

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1849444-na-dne-kratkoe-soderzanie-i-analiz-pesy/

Кратко «На дне» М. Горький

⭐⭐⭐⭐⭐ «На дне» за 1 минуту и подробно по актам за 3 минуты. 

Очень краткий пересказ пьесы «На дне»

Действия разворачиваются в ночлежке, в которой коротают свой век люди социального «дна». Жилище это больше похоже на пещеру, чем на дом.

Посередине комнаты стоит старый стол, вокруг которого собираются её обитатели: Квашня, торгующая пельменями, падшая женщина Настя, читающая потрёпанную книгу, обнищавший аристократ Борон, воришка Пепел и картузник Бубнов.

Читайте также:  Кого можно назвать верным другом?

Неподалёку умирает Анна, а её муж столярничает в сторонке. На печи залёг Актёр, находящийся в состоянии постоянного запоя. На нарах расположился бывший телеграфист.

А бразды правления в ночлежке принадлежат Костылёву и его супруге Василисе, сестра которой, Наташа, проживает тут же. К компании только что прибился странник Лука.

Постояльцы активно общаются между собой, ругаются и спорят. Никто не хочет замечать умирающую в страданиях Анну, даже её супруг.

Слова утешения для несчастной находит лишь добрый Лука. Жена Костылёва положила глаз на вора и злится, что тот влюблён в её сестру. За это бедную Наташу постоянно избивают и мучают.

Анна умирает, продав весь инструмент, её муж остаётся ни с чем. Странника вышвыривают на улицу. Вор уговаривает Наташу бежать вместе и обещает бросить свой преступный промысел. Девушка соглашается с условием, что Пепел никогда не будет её бить. Узнав о плане сестры, Василиса жестоко её избивает. В потасовке Пепел убивает Костылёва.

Даже лишившись части постояльцев, ночлежка продолжает существовать по привычному сценарию. Даже печальная весть о самоубийстве актёра, не заставила этих людей свернуть с дороги в местный трактир.

Главные герои и их характеристика:

  •  Андрей Клещ  – когда-то был слесарем, но потерял работу и попал в ночлежку. Не желает примириться со своей участью.
  •  Сатин  – некогда был телеграфистом, попал в тюрьму за убийство (вступился за сестру). В тюрьме научился играть в карты, стал шулером. Один из главных философов ночлежки.
  •  Васька Пепел  – профессиональный вор. Родился и вырос в тюрьме. Недоволен своей жизнью – его постоянно подбивают на недобрый поступок, убийство. В конце третьего акта ударил хозяина ночлежки, но не рассчитал силы, и получилось убийство. Результат – тюрьма.
  •  Бубнов  – некогда был картузником и семьянином. Когда жена изменила ему, отправился в ночлежку. Ленив, любит пьянствовать.
  •  Актёр  – некогда блистал на сцене, позже спился и попал в ночлежку. Не помнит своего имени, ибо умудрился потерять его. В конце пьесы повесился.
  •  Барон  – некогда был дворянином, но разорился, и попал «на дно». Время от времени барские замашки дают о себе знать. Неудачливый шулер.
  •  Лука  – загадочный странник. Всегда готов поддержать обитателей ночлежки добрым словом. Его философия понравилась Сатину.
  •  Алёшка  – сапожник, любитель играть на гармошке и устраивать пьяные дебоши («Давай мне миллион – не хочу!»).
  •  Кривой Зоб и Татарин  – рабочие-крючники, неумелые картёжники.
  •  Анна  – жена Клеща, больная чахоткой. Умирает во время второго акта пьесы.
  •  Михаил Иванович Костылев  – хозяин ночлежки. В третьем акте погибает от руки Пепла.
  •  Василиса Карповна  – жена Костылева. Жаждет избавиться от мужа чужими руками, подбивает на убийство Ваську Пепла и добивается своего. Едва не убивает сестру, затем попадает в тюрьму.
  •  Настя  – девица, мечтающая о настоящей любви.

Краткое содержание пьесы «На дне» подробно по актам

Акт первый

В подвале ночлежки между постояльцами разгорается нешуточный спор. Причина проста и логична – кто займётся подметанием пола. Начинается серьёзная перепалка, в коей участвуют вор по имени Васька Пепел, Барон, картёжник и шулер Сатин, слесарь с диковинной фамилией Клещ, а также Актёр (этот товарищ умудрился потерять… собственное имя).

Краткое содержание пьесы «На дне» для читательского дневника (М. Горький) Максим Горький

В разгар перепалки Клещ недовольно отмечает, что у людей вообще нет ни чести, ни совести. Пепел презрительно возражает, что честь и совесть – только для богатых или высокопоставленных людей.

Вскоре в подвале ночлежки появляется странник по имени Лука. Старик напевает немного заунывную песню, что не нравится Пеплу («Когда хорошо поют – люблю…»). Затем на глазах Луки разворачивается комичная сцена: ехидный вор в разговоре с обедневшим бароном неожиданно предлагает ему по-собачьи лаять.

Лука спокойно философствует, и вскоре появляется Алёшка, парень-сапожник. Он заявляется навеселе, и начинает дурачиться. Хозяйка ночлежки Василиса ужасно недовольна, и прогоняет буйного выпивоху.

А подметанием занялся Лука.

Акт второй

Картузник Бубнов играет в шашки с полицейским Медведевым. Сатин и Барон играют в карты с двумя крючниками – Татарином и Кривым Зобом. Картёжники играют на деньги, и уже дважды шулер Сатин выиграл.

Татарин видит, что соперник удумал хитрить, и высказывает своё недовольство. Чуть позже сжульничал и Барон, и тогда крючник скандалит, заявляя «надо играть честна».

Меж тем Лука говорит с Анной, женой слесаря Клеща. Оказалось, что от побоев и недоедания женщина подцепила опасную болезнь, чахотку. И ночлежка стала последним пристанищем, где Анна и умерла.

Акт третий

Постепенно завязывается серьёзная интрига. Оказалось, что Василиса вовсю подталкивает Ваську Пепла к ужасному поступку – он должен убить её мужа, Костылева.

И в финале третьего акта вор бьёт хозяина ночлежки. Удар оказался смертельным. И Васька решил, что стоит прикончить и Василису, однако вдова ускользает.

Акт четвёртый

А где же странник Лука? Он как-то незаметно исчез после третьего акта. И в ночлежке вновь начинаются споры обитателей. Особенно усердствуют Барон, вспоминающий, как хорошо жил его дед, и шулер Сатин, коему философия Луки понравилась.

Краткое содержание пьесы «На дне» для читательского дневника (М. Горький)

Позже собирается вся честная компания, вспоминает о том, что за беда получилась у полицейского Медведева: одна племянница в тюрьме, другая – покинула больницу и невесть где ходит.

И когда крючник Кривой Зоб вместе с картузником Бубновым начинают петь любимую песню, появляется Барон. Он сообщает о самоубийстве Актёра. Сатин не скрывает недовольства – зачем портить песню такой новостью.

История создания произведения

Великий русско-советский писатель Алексей Максимович Пешков, также известный под псевдонимом Максим Горький, создал много прозаических произведений.

Он не был профессиональным драматургом, и написанная в декабре 1901 – январе 1902 года пьеса «На дне» стала своего рода экспериментом.

Интересно, что шумиха, получившаяся вокруг Горького после постановки пьесы в Московском Художественном театре, не понравилась Л.Н. Толстому – он усмотрел в этом фальшь.

Тест по роману «На дне»

«На дне» — краткое содержание и пересказ по актам пьесы М. Горького

Здесь даны основные сведения о пьесе М. Горького «На дне», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по актам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой пьесы.

Краткие сведения о произведении

Пьесу «На дне» Максим Горький написал в 1901–1902 годах. В ней изображена безысходная жизнь обитателей ночлежного дома для бедных. Автор поставил вопрос: можно ли остаться человеком, опустившись на самое «дно» жизни. Пьеса состоит из 4 актов.

Главные герои пьесы

  • Актёр — безвольный пьяница.
  • Сатин — картёжник, шулер, одарённый и умный человек, воспринимает жизнь как игру.
  • Барон — безвольный человек, дворянин, промотавший состояние.
  • Клещ Андрей Митрич — слесарь, надеется начать нормальную трудовую жизнь.
  • Анна — его жена, очень больна.
  • Настя — падшая женщина, мечтает о романтической любви.
  • Квашня — торговка пельменями на рынке.
  • Бубнов — картузник. Живёт в ночлежке в долг.
  • Васька Пепел — вор. Ему с детства пророчили, что будет вором, как его отец.
  • Лука — странник, философ из народа, довольно тонкий психолог. Ему интересна жизнь и люди. Он даёт жителям ночлежки надежды на изменение их жизни к лучшему, утешает их.
  • Костылев Михаил Иванович — содержатель ночлежки. Лицемерный, трусливый, жадный. С женой обращается грубо, её сестру попрекает куском хлеба. Скупает краденое.
  • Василиса Карповна — его жена, злая, порочная женщина.
  • Наташа — её сестра, добрая девушка.
  • Абрам Медведев — полицейский, дядя Василисы и Натальи. Глупый и строгий человек.

Другие персонажи

  • Кривой Зоб — крючник.
  • Татарин — крючник.
  • Алёшка — сапожник, молодой озорной парень.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Действие происходит в ночлежке, которой владеет Костылев. Её обитатели — люди с самого дна социального общества: чернорабочие, бедняки, проститутки, воры. Некоторые из них пытаются выбраться, а другие уже не верят, что смогут жить другой жизнью. И постояльцы, и хозяева постоянно ссорятся.

Жена хозяина, Василиса, подговаривает своего любовника, Ваську Пепла, убить мужа. Тот влюблён в Наталью, сестру Василисы.

Сатин, Актёр и Барон — совершенно опустившиеся личности, а слесарь Клещ ждёт смерти больной жены, надеясь выбраться со «дна».

Однажды в ночлежке появился странник Лука. Он жалеет этих людей, а Пеплу предлагает уйти отсюда вместе с Натальей, чтобы начать честную жизнь.

Василиса избила сестру, к которой ревновала Пепла, всё заканчивается общей дракой. Пепел случайно убил Костылева, и его арестовали.

После драки Лука исчез. Жена Клеща умерла, и тот не имеет денег даже на похороны.

Актёр, которому Лука обещал дать адрес клиники, где его вылечат от алкоголизма, повесился.

Краткий пересказ по актам (более подробный, чем краткое содержание)

Акт 1

  • Действие происходит в подвале, который является ночлежкой.
  • Квашня рассказывает, что её зовет Абрам замуж, но она не пойдёт, так как сама себе хозяйка, свободная женщина.
  • Барон смеётся над Настей, что она читает книжку «Роковая любовь».
  • Сатин говорит, что любит разные непонятные слова и что раньше был образованным человеком, мальчишкой служил на телеграфе и много читал книг.
  • Бубнов рассказывает, что был скорняком, имел своё заведение.

Входит хозяин ночлежки, Костылев, и спрашивает у Клеща, который подпиливает ключи, была ли здесь жена. Тот ответил, что не видел.

Хозяин сказал, что будет брать с него на 2 рубля больше, так как он занимает не только кровать, но и место, где слесарит.

Костылев стучит в комнату Пепла, и когда тот открыл дверь, заглядывает туда, проверяя, нет ли там жены. Из их разговора понятно, что Костылев покупает у Пепла ворованные вещи.

Актёр просит у Пепла двугривенный, тот даёт.

Клещ говорит Пеплу, что с малых лет работает, что презирает Актёра и Сатина, которые не работают. Он мечтает вырваться отсюда, когда умрёт больная жена.

Входят Наташа и Лука с котомкой за плечами. Наташа сказала, что это новый постоялец, и ушла. Пепел говорит, что жалеет Наташу, плохо ей тут. Послушав разговоры обитателей ночлежки, Лука сказал, что житьё у них несладкое. Барон спросил, кто он такой, Лука ответил, что странник.

Входит с гармонией в руках подвыпивший Алёшка и начинает куражиться. Приходит Василиса и выгоняет его. Общается она с постояльцами грубо, заглядывает в комнату Пепла, но его там нет. Спрашивает, была ли тут Наталья, и от Бубнова узнав, что была и говорила с Клещом. Василиса быстро ушла.

Лука спросил, всегда ли она такая. Бубнов ответил, что всегда, а сейчас разозлилась, что пришла к любовнику, а его нет.

Входит полицейский участка Абрам Медведев, спрашивает Луку кто он такой. Квашня сказала Бубнову, что Абрам опять уговаривал её венчаться.

В сенях слышатся крики, Костылев зовёт Медведева, крикнув, что Василиса убивает Наташу.

Читайте также:  Топ-10 самых популярных книг 2017 года

Акт 2

Больная жена Клеща Анна жалуется Луке, что всю жизнь терпит побои и голод. Лука утешает её, говорит, что она отдохнёт на том свете.

Актёр сообщает Луке, что раньше с большим успехом читал стихи, а сейчас память от водки стала плохая. Лука советует ему лечиться от пьянства в специальной лечебнице. Актёр спросил, где она, и Лука сказал, что когда вспомнит в каком городе, скажет. Посоветовал пока готовиться к лечению, не пить водки. Актёр мечтает вылечиться и начать новую жизнь.

Пеплу Лука посоветовал уехать в Сибирь, чтобы найти там свой путь в жизни, начать трудиться.

Василиса подговаривает Пепла убить её мужа, а за это она обещает сосватать ему Наташу и дать 300 целковых.

Приходит Костылев, ругает Василису и прогоняет её домой. У Костылева и Пепла вспыхивает ссора. Пепел хватает Костылева за шиворот, но тут на печи завозился Лука. Пепел выпустил Костылева, и тот убежал.

Лука сказал, что стал возиться на печи, чтобы Пепел не придушил старичка, и что Василиса мужа сама со свету сживёт. Он советует Пеплу уйти отсюда с Наташей или же одному.

Лука увидел, что Анна умерла. Он и Пепел пошли сказать об этом.

Входит Актёр, затем Наташа. Актёр пьян, читает стихи и говорит, что весной пойдёт искать город, где лечебница для алкоголиков.

Вошли Лука, Клещ, Кривой Зоб и Татарин. Татарин и Кривой Зоб посоветовали клещу обратиться в полицию, чтобы там не подумали, что он убил жену. Клещ сокрушается, что у него на похороны только 40 копеек. Кривой Зоб сказал, что они соберут деньги

Акт 3

Во дворе ночлежки Настя рассказывает Наташе историю якобы своей любви, на самом деле пересказывает книжку про любовь. Барон и Бубнов смеются над ней, а она уверяет, что у неё была настоящая любовь. Лука её успокаивает, говорит, что если она верит, что была у неё настоящая любовь, значит, была.

Пепел предлагает Наташе ехать с ним в Сибирь, уверяет, что бросит воровство, потому что хочет сам себя уважать. Лука советует Наташе идти замуж за Пепла, но она говорит, что не верит никому, и идти ей некуда.

Вошли Актёр и Сатин. Актёр похвастался, что сегодня не пил водки и мёл улицу.

Из окна Костылевых слышится крик Наташи, что её убивают. Сатин и Лука идут туда.

Квашня и Настя привели под руки Наташу (ей сестра с мужем на ноги опрокинули кипящий самовар). Василиса пытается её ещё бить, но Сатин не даёт и зовёт Пепла.

Прибегает Пепел. Костылев кричит Медведеву, чтобы хватал его. Пепел бьёт Костылева, тот падает.

Василиса кричит, что Пепел убил её мужа. Сатин уверяет, что за убийство в драке много не дадут, и чтобы Пепел звал его в свидетели.

  1. Пепел сказал, что ему оправдываться не надо, что он хочет подвести под суд Василису, так как она уговаривала его убить мужа.
  2. Наташа говорит, что всё поняла — Пепел с Василисой всё подстроили, они любовники, а Костылев и Наташа мешали им.
  3. Пепел в растерянности, а Наташа проклинает его и сестру и почти в беспамятстве кричит, чтобы их судили и взяли в тюрьму и её.

Акт 4

В ночлежке нет уже комнаты Пепла — переборки сломаны.

Постояльцы беседуют о Луке, исчезнувшем во время суматохи. Говорят, что он жалостливый, не обижал людей.

Барон убеждён, что Лука — шарлатан, а Клещ сказал, что странник не любил правды.

Сатин говорит, что Лука — не шарлатан, что он врал из жалости. Сатин убеждён, что утешительная ложь нужна слабым душой людям и тем, кто притесняет людей. Первых она поддерживает, а вторые прикрываются ею. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» — восклицает Сатин.

  • Настя говорит, что Наташа пропала из больницы.
  • Сатин продолжает рассуждать и говорит, что человека не нужно унижать жалостью, а надо уважать.
  • Актёр попросил молящегося Татарина помолиться за него, выпил водки и быстро вышел в сени, крикнув: «Ушёл!»

Приходят Медведев и Бубнов с водкой, Бубнов зовёт всех петь. Зоб запевает песню про тюрьму. Входит Барон и кричит, что на пустыре Актёр удавился. Сатин негромко говорит: «Эх… испортил песню… дур-рак!»

Заключение к краткому пересказу

В пьесе М. Горького «На дне» раскрыты темы:

  • трагедия отверженных людей;
  • смысл жизни;
  • правда и ложь;
  • надежды и мечты.

Основная мысль (идея) пьесы: тем, кто оказался «на дне», нужна не жалость и утешение, а реальная помощь. Но она будет действенна, только если человек сам захочет вернуться к нормальной жизни.

Краткое содержание пьесы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по актам — для подготовки к уроку литературы.

Краткое содержание Горький На дне для читательского дневника

Год: 1903   Жанр: пьеса

В пьесе рассказывается о жизни людей в ночлежке, которые объединены слабостью, не хотением найти новую – лучшую жизнь. К ним приходит странник, проповедующий лож, которой поддаются некоторые жители.

У этих людей своя правда и общее неумение жить.

Они иногда пытаются измениться в лучшую сторону, но в итоге у них все равно ничего не получается, лишь некоторые смогли уйти от повседневной жизни, от лжи и безысходности, они все же нашли в себе силы измениться.

Краткое содержание пьесы На дне по действиям, главам, актам

Акт первый

Главные герои живут в ночлежке, которая показана как мрачный и грязный подвал. Здесь представлены Анна, которая больна и скоро умрет, Настя, читающая очередную книгу, Бубнов, сидящий на своей кровати и чинящий шапку.

Барон потешается над читающей Настей, а Клещ ссорится с Квашней на счет замужества. Начинается ссора, многие переходят на крик, Анна умоляет перестать, потому что чувствует себя все хуже и хуже. Актер слезает со своей лежанки, ворчит, что пыльно.

Никто не хочет мести пол.

Клещ, Актер и Костылев снова спорят из-за денег. Приходит Лука, знакомится со всеми. Настя перестает читать, желает выпить. Она всем рассказывает о связи Пепла с сестрой Василисы. Анна никому не нужна, Лука уводит ее в сени. Василиса снова бьет Наташу, их разнимать бежит Медведев.

Акт второй

В этом акте описывается, как Актер хочет рассказать любимый отрывок из любимого произведения страннику, но не может вспомнить слова, рассказывает свою историю о том, что был узнаваемым человеком, но начал пить и все утратил. Взамен Лука говорит о больнице, где лечат таких, как он.

Пепел ведет разговоры с Василисой и жалуется, что жить так больше невозможно, он признается ей в любви на что получает положительный ответ. Василиса пытается уговорить Костылева на убийство мужа, за это обещает выдать денег. После этого он сможет вместе с Наташей уехать.

Внезапно заходит Костылев и кричит на Василису, потому что не сделала работу по дому, обзывает ее самыми различными бранными словами. Лука, подслушавший их разговор, слезает с печки. Странник говорит ему не идти на поводу у Василисы, а самому забрать Наташу и уехать куда они пожелают.

Лука замечает, что Анна тихо умерла и зовет всех людей ночлежки посмотреть.

Актер снова находит Луку, и всё же читает ему отрывок из произведения, которое вспомнил актёр, также говорит страннику о своих планах посетить больницу, о которой он упоминал ранее. Утверждает, что он готов к новой жизни.

Еще упоминает, что ранее он носил имя Сверчков – Заволжский, а в ночлежке никому это не интересно, Потому что он его потерял, а ведь даже у животных есть клички. Наташе жалко Анну, но Бубнов утверждает что, все равно все мы умрем. Жители ночлежки все вместе и теперь думают, как убрать покойницу из дома.

Даше неприятно то, что никто Не жалеет бедную Анну. Лука же снова вставляет свое слово: “никто не жалеет даже живых и самих себя”.

Акт третий

Действие происходит на почти заброшенном пустыре, здесь собрались все жители ночлежки. Настя начинает рассказывать об отношениях со студентом, который жил ранее во Франции.

Барон не верит ее словам, на что выслушивает крики о непонимании любви. Настя заканчивает рассказывать со слезами на глазах, ее начинают успокаивать. Барон не унимается – злит Настю тем, что она прочитала эту историю, а не пережила ее.

Лука говорит, что если она верит в нее, то значит все это – правда.

Потом очередь Наташи – она рассказывает о своих мечтах, о том, что тоже хочет прекрасную историю любви. После того, как Лука ругает Барона за издевки над Настей, тот идет мириться с ней.

После рассказа истории Луки о том, как к нему в дом однажды забрались мужики, которых он приютил. Бубнов говорит, что ему по душе правда, а не сладкая ложь.

Приходит Костылев, заставляет Наташу идти работать по дому. Затем спорит с Лукой, утверждая, что жизнь странника – пустая жизнь, что человеку нужно обязательно иметь свое место на Земле. Бубнов же ведает свою историю о том, как чуть не убил жену из-за измены. Но остановился, потеряв свою мастерскую. Клещ вынужден продать свои инструменты, потратив деньги на похороны жены.

Костылевы снова начинают ругать Наташу, Пепел решает заступиться, после чего лишает хозяина жизни. Он делает это случайно, а после орет на Василису, что именно этого она хотела. Наташа понимает, что они были в заговоре и ничто не разрушит ее выводы.

Акт четвертый

Начинается суета, в это время Лука куда-то пропадает, никто больше его не видит. После чего жители замечают, что странник был замечательным человеком.

Наташа тоже исчезает из больницы, не возвращается в ночлежку. Пепела отдали под суд, а на счет Василисы никто не беспокоиться, все думают, что сможет решить все свои проблемы, потому что очень хитра.

Настя бунтует и обзывает всех сором, от которого нужно срочно избавиться.

У Актера мрачное настроение, он читает слова из пьес про смерть. Сатин пытается всех помирить, когда он пьян, то начинает добреть. По его мнению, каждый человек сам себе хозяин и вправе жить так, как пожелает.

Подходят все остальные жители и садятся обедать, Бубнов с Алешкой все еще суетятся, они выпили довольно много и хотят петь. Спустя некоторое время входит Бубнов и сообщает весть: Актер убил себя – повесился.

Многие в шоке, а Сатин жалеет, что вся песня испорчена.

Читайте также:  Человек в творчестве Пушкина

Данная пьеса учит читателей тому, что если не нравится окружающая жизнь, то стоит изменить ее, хотя бы сделать попытки для этого, а не сидеть сложа руки и просто ныть изо дня в день.

Все герои ночлежки недовольны своей жизнью, они только жалуются на нее. Но когда приходил Лука со своей ложью, то открывает для некоторых простые истины, именно поэтому Актер решает идти лечиться и другие тоже пытаются повлиять на свою жизнь.

Но в итоге практически ничего не меняется в лучшую сторону, только несколько смертей и еще несколько загубленных жизней. Горький в своей пьесе пытался изобразить проблему того времени – у людей нет желания менять свою жизнь и прикладывать к этому хоть каких-то усилий.

Его надежды, что следующее поколение сможет устранить эту проблему тоже изображены в пьесе.

Лука, который странствовал большую часть своей жизни, проповедует ложь, которая для некоторых спасение, а для других же – смерть.

Сатин на ровне с Лукой пытается донести, что все в руках самого человека, что все зависит только от него. Но другие жители ночлежки не желают понимать, им важнее материальные ценности и житейские заботы. Судьба многих героев пьесы обречена на провал, они продолжают пить, ругаться и ссориться.

Также пьеса учит читателей тому, что не нужно забывать жить, не врать своим близким и окружающим людям, и наконец найти свой смысл жизни, чтобы не погубить ее.

Горький – На дне: краткое содержание, пересказ для читательского дневника – РуСтих Кратко

Весеннее утро в подвальной ночлежке. Каждый из ее обитателей занят своим нехитрым делом: вдова-торговка Квашня хозяйничает у самовара, слесарь Андрей Клещ возится с замками и ключами к ним, Бубнов, когда-то рабочий человек, собирается кроить брюки.

Настя, молодая уличная женщина, читает про роковую любовь. Чахоточная Анна, жена Клеща, как всегда, кашляет в кровати за занавеской. Барон, в прошлом и впрямь аристократ, жует хлеб и потешается над романтичностью своей сожительницы Насти.

Шулер Сатин, бывший телеграфист, и пьяница Актер продирают глаза последними.

Квашня привычно пререкается с Клещом, уверяя, что второй раз ни за что замуж не пойдет. В женихи ей набивается полицейский Медведев. Сатин охает, припоминая, кто его вчера крепко побил.

Все вспоминают свои лучшие годы: Бубнов меховую мастерскую, Сатин – мудреные словечки, вычитанные когда-то из книг. Клещ здесь всего полгода, еще надеется начать новую жизнь, когда умрет Анна. Актеру выпадает черед делать уборку в квартире.

За порядком следят хозяева ночлежки Михаил Иванович Костылев и его молодая жена Василиса Карповна.

Актер выводит чахоточную Анну подышать свежим воздухом: за это доброе дело его хвалит Костылев. Актер просит его тоже сделать доброе дело, скостить долг за жилье. Но Костылеву не до того, он ищет свою жену, которая тайком бегает к вору Ваське Пеплу. Вор ведет себя с Костылевым бесцеремонно: хозяин взял у него часы, кстати, краденые, а расплатился не полностью.

Пепел дает Актеру и Сатину деньжат на выпивку. Сатин философствует о том, что труд по «обязанности» делает жизнь рабской. Пепел встревает с рассуждением о совести: она нужна только богатым. Под такие разговоры в ночлежку входит Наташа, зазноба Пепла, и новый постоялец странник Лука, старик с котомкой и без паспорта. Человек он приветливый, с любопытством присматривается ко всем.

Пепел затевает разговор о том, как скучно на свете жить. Лука поддакивает, что вот и Насте жить, видимо, скучно, раз плачет над выдуманными историями из книг. В ночлежку врывается пьяный Алешка с гармонией.

Парню обидно, что его, хорошего человека, никто не ценит. Василиса гонит его прочь за злой язык: на днях он убеждал, что Васька Пепел ее бросит. Перемена настроения касается и Насти, она хочет напиться из-за своей беспросветной жизни.

Бубнов считает, что «все люди на земле – лишние», но делать нечего, надо жить.

Появляется Медведев, и в который раз зовет Квашню венчаться (к финалу пьесы это произойдет). Она отвечает, что досыта нахлебалась с предыдущим мужем-драчуном. Медведев вынужден отвлечься на потасовку: ревнивая Василиса напала на Наташу.

Акт второй

Жильцы играют в карты да шашки. Сердобольный Лука примостился возле кровати Анны, горюющей, что не было у нее в жизни радости. Да и муж то и дело поколачивал.

Лука просит ее еще немного потерпеть, отдых только после смерти будет. Актер берется читать стихи, но память у него уже не та. Лука сочувствует и ему: пьянство побороть можно, стоит только захотеть.

Уже и лечебницы бесплатные для таких горемык есть. Актер тронут его участием.

Мимоходом Бубнов упоминает свой путь в ночлежку: взялась жена его обманывать с работником. Хотели его со свету сжить. Вначале Бубнов решил убить изменницу, а после одумался, да и ушел. Жаль, хозяйкой мастерской значилась жена. Теперь он осваивает шитье шапок, да не сильно ладится это дело.

Приходит Пепел и интересуется состоянием Наташи. Медведев требует, чтоб он не совал нос в отношения сестер. В отместку вор угрожает сдать Костылева с женой как наводчиков и скупщиков краденого.

Лука советует Пеплу оставить ночлежку и податься в Сибирь: человек он молодой, мог бы жить честным трудом. Пепел удивляется, сколь сильна в старике вера, что есть на свете хорошие места и люди, способные исправиться. Он выпытывает у Луки, есть ли Бог.

Тот отвечает: «Коли веришь – есть; не веришь – нет».

В разговор вмешивается Василиса – и получает отпор от Пепла. Он порывает с ней отношения: «В женщине – душа должна быть… Мы – звери». Василиса открыто просит его освободить от постылого мужа.

Взамен она даст ему и денег, и Наташу отпустит. Но Пепел знает, что за убийство окажется на каторге. А в выигрыше будет одна Василиса. К ним подкрадывается Костылев, бранит и жену, и Ваську. Утихомиривает всех Лука.

Он же первый замечает, что Анна скончалась.

Обитатели ночлежки собираются вокруг покойницы. Актер поглощен надеждой вылечиться, вернуть себе имя, и начать другую жизнь. Наташа сетует, что об умершей никто слова доброго не сказал. Лука возражает, что и «живых – не жалеем». У Клеща средств на погребение нет.

Акт третий

Постояльцы беседуют на заднем дворе ночлежки, пустыре. Настя излагает свою историю любви с французом, и сама в нее верит. Барон высмеивает ее. Наташа поддерживает Настю: она тоже мечтает о хорошем, несбыточном. Ей кажется, что всем людям живется несладко.

Клещ ожесточен, ему обиднее всего, что у некоторых людей есть все, а у других – ничего. И безысходную правду о себе он знать не хочет, и надеяться не на что, и работы нет для него. Вступается за Настю и Лука. Наташа называет его добрым дедушкой. Он отвечает, что «жалеть людей надо». Как всех жалел Христос.

Он добавляет, что скоро уйдет из ночлежки.

Пепел зовет с собой Наташу в новую жизнь, хотя бы и в Сибирь, жить и работать. Он боится ему поверить. Приходит Костылев и с неприязнью выспрашивает у Луки, куда собрался и зачем. Слово за слово, и Костылев гонит его из ночлежки, как какого-нибудь беглого каторжника.

Актер не пьет и по-прежнему горит идеей ехать в город, где его могут излечить от тяги к выпивке. Сатин считает это пустой затеей. Выясняется, как он попал на это «дно»: вступился за честь сестры, убил негодяя. После тюрьмы остался не у дел. Из квартиры Костылевых слышится крик Наташи: «Убивают!».

Она побита, а ноги обварены кипятком. Начинается суматоха, общая драка. Вбегает Пепел, видит, в каком состоянии Наташа, и с ходу бьет Костылева. Тот умирает. Василиса указывает на Пепла как на убийцу. Наташа не доверяет уже никому, думает, что сестра с Пеплом задумали убить и Костылева, и ее.

Зовут полицейских.

Акт четвертый

Герои все в том же подвале ночлежки. Только Луки среди них нет: он ушел в этой неразберихе. Настя и сама не прочь уйти, куда глаза глядят. Ей в спутники с насмешкой прочат Актера. Затевается спор о правде и лжи.

И Клещ и, неожиданно, Сатин спорят с Бароном, назвавшим Луку шарлатаном. Они убеждены, что старик если и «врал», то лишь из жалости, чтобы подарить людям надежду.

И потому надо уважать каждого человека, особенно ребятишек – среди них всегда найдутся те, кто родился на счастье, пользу не только себе, но и другим.

Барон вспоминает былую славу своего рода. Настя нарочно зовет его выдумщиком, совсем как он ее. Она же рассказывает всем, что Наташа из больницы ушла и больше ее никто не видел. Пепел и Василиса под следствием. Сатин утверждает, что Ваське большого срока не дадут, а Василиса и сама вывернется.

Сатин увлеченно рассуждает о том, что человек – «это звучит гордо». Барон сомневается в этом, оглядываясь на прожитые годы. Актер соскакивает с печки, отчего-то просит помолиться о нем, и выбегает из подвала.

Все шутят, потом затягивают песню. В этот момент в дверях показывается Барон. Он и объявляет всем, что там, на пустыре, повесился Актер.

Во внезапной тишине Сатин произносит: «Эх… испортил песню… дур-рак!»

Читательский дневник по пьесе «На дне» Горького

Сюжет

В ночлежке Костылевых сошлась разношерстная публика.

Здесь и опустившийся Барон со своей сожительницей Настей, и рабочий Клещ с чахоточной женой (позднее она умрет), вор Пепел, пьющий Актер, бывший скорняк Бубнов, жулик Сатин. Каждый из них обижен на судьбу.

К ним присоединяется старый странник Лука и предлагает им не просто честно, но и с надеждой взглянуть на свою жизнь. Попытаться выстоять в тяжелых обстоятельствах, жалеть друг друга.

В квартире интрига: Василиса Костылева влюблена в Пепла и видит в нем исполнителя убийства мужа. Сам вор неравнодушен к ее младшей сестре Наташе. Лука вдохновляет Актера и Пепла на перемены. Первый мечтает излечиться от тяги к алкоголю, второй – начать трудиться честно вместе с Наташей.

Однажды Костылевы в очередной раз лупят Наташу, даже ошпаривают ей ноги кипятком. Пепел вступается за девушку. Не рассчитав удара, он убивает Костылева. Забирают их вместе с Василисой, как организатора и исполнителя. Лука в толчее потихоньку уходит. В финале все по-прежнему в ночлежке, беседуют, поют.

Актер внезапно выскакивает за дверь. После узнают, что он «удавился».

Отзыв

Социально-философская драма. «Дно» нравственное, духовное, социальное. Тема предназначения человека, поиска смысла жизни, лжи и правды, лжи во спасение, утешения. Ожесточение разрушает личность человека. Павший духом человек не в силах изменить свою жизнь.

Ссылка на основную публикацию