Человек в творчестве Пушкина

  • Статьи
  • Внеурочная деятельность
  • Литература

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет.

В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

Из статьи Н.В. Гоголя «Несколько слов о Пушкине», 1832 г.

03 июня 2021

Кто не знает великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина? Мы уверены, что таких людей просто не существует.  Еще со школьных лет мы читали произведения и заучивали наизусть стихотворения «русского Шекспира», «Солнца русской поэзии», самого известного поэта России и, возможно, Европы.  Сначала сказки и стихи о природе, потом «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», любовная лирика, «Маленькие трагедии», шедевр, не имеющий аналогов, — роман «Евгений Онегин». На всем пути взросления нас сопровождают произведения Пушкина. Человек в творчестве Пушкина

Орест Кипренский, Портрет А.С. Пушкина, 1827 г.

Всероссийское признание Александр Сергеевич получил еще при жизни, став одним из главных национальных поэтов. Именно с его именем связывают Золотой век отечественной литературы и поэзии. К тому же, А.С. Пушкин считается основоположником современного литературного русского языка. (подробнее в материале «История русского языка: от Кирилла и Мефодия и до наших дней»). В этой статье мы хотели бы не только рассказать об основных этапах биографии великого писателя, но и удивить вас малоизвестными, но очень интересными фактами из жизни Александра Сергеевича, которые раскрывают его личность и характер. Александр Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве, в Немецкой слободе. Начальное образование получил дома, где его обучали учителя и гувернеры, приглашенные в основном из Франции. Свободное время маленький Александр любил проводить с бабушкой и няней. Именно няня сильно повлияла не только на становление ребенка, но и на его характер: Арина Родионовна Яковлева делилась с Пушкиным народными поверьями, сказками, поговорками и пословицами. В будущем А.С. Пушкин не только посвятил своей няне несколько произведений, но и перенял сюжеты рассказанных ею сказок для своих работ. Человек в творчестве Пушкина

Няня Пушкина — Арина Родионовна.  Неизвестный русский художник

А.С. Пушкин с детства проявлял интерес к языкам: он изучал русский, французский, немецкий и английский языки и был очень смышленым ребенком. Кроме того мальчик читал почти все, что находил в библиотеке отца, который был тесно связан с литературными кругами того времени. А к 11 годам Пушкин знал почти все книги из отцовской библиотеки наизусть, так как обладал феноменальной памятью.

Интересные факты из детства

  • У Пушкина сохранились воспоминания о своем четырехлетнем возрасте, когда он стал свидетелем землетрясения в Москве 1803 года. Он рассказывал, как однажды на прогулке заметил колыхание земля и дрожание колонн.
  • Первая встреча будущего поэта с императором Александром I состоялась, когда он был еще ребенком. Пушкин едва не попал под копыта коня монарха. К счастью, скакуна успели остановить.

Царскосельский лицей В 1811 году в 12-летнем возрасте Александр поступает в Царскосельский лицей и обучается там 6 лет. Для Пушкина лицей имел большое значение, он был источником дорогих воспоминаний, повлиял на его духовное развитие и дал верных и настоящих друзей. В лицейский период Александр Сергеевич познакомился и сдружился с Антоном Дельвигом, Иваном Пущиным, Вильгельмом Кюхельбекером, с которыми поддерживал отношения всю жизнь.

Интересные факты о друзьях

  • У каждого лицеиста было прозвище, а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин — «Жано», Вильгельм Карлович Кюхельбекер — «Кюхля», «Глиста», Данзас — «Медведь», Антон Дельвиг — «Тося». А у Пушкина были прозвища «Француз» и «Обезьяна».
  • С Вильгельмом Кюхельбекером у Пушкина состоится первая в Лицее дуэль. Поводом к ней послужит опрометчивая пушкинская эпиграмма, которая заканчивалась словами «и кюхельбекерно и тошно». Кюхля, разозленный словами Пушкина «Дельвиг! Стань на мое место, здесь безопаснее», прострелит фуражку своего секунданта А. Дельвига, а Пушкин и вовсе выбросит пистолет.  

Человек в творчестве Пушкина

Кстати, эта эпиграмма вошла в наш набор карточек «10 эпиграмм А.С. Пушкина» в красочном оформлении. Скачать можно здесь.

Свободное время в лицее Пушкин посвящал литературе, а в 1814 году впервые опубликовал свое стихотворение «К другу-стихотворцу» в журнале «Вестник Европы».

Окончив Царскосельский лицей, Александр Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел чиновником десятого класса. Но такая работа его не привлекала.

Александра Сергеевича тянуло к творчеству, он был популярен в литературных кружках и обществе петербургских писателей.

Интересные факты из лицейской жизни

  • Пушкина не назовешь отличником: он был 26 из 30 учеников по успеваемости в лицее.
  • В 1818 году, когда Пушкину исполнилось 19 лет, он серьезно заболел. Болезнь заставила побриться наголо, так что Александру Сергеевичу пришлось носить парик.
  • В Царскосельском лицее он познакомился с революционерами-декабристами, которые устроили восстание против царя в 1825 году, но молодой Александр не участвовал в попытке государственного переворота.

Человек в творчестве Пушкина

И. Е. Репин. «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года».

Пушкин на юге России

В 1819 году поэт вступает в литературное общество «Зеленая лампа», которое было близко по своей идеологии к декабристам. В этот период Пушкин пишет оду «Вольность», а также стихотворения «К Чаадаеву» и «Деревня». Именно тогда в творчество Пушкина начинают появляться политические веяния, что не осталось без внимания со стороны властей. Александра Сергеевича переводят по службе на юг. 

В 1820 по пути в Кишенев он заболевает и вынужденно заезжает на Кавказ, а затем в Крым, чтобы поправить свое здоровье. Этот период оставит свой след в стихотворениях «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан». Уже в Кишиневе Александр Сергеевич пишет «Песнь о вещем Олеге», а также начинает роман в стихах «Евгений Онегин», который станет его наиболее известным произведением. 

Поэта начинают публиковать в Петербурге, и он приобретает популярность в качестве поэта и писателя.

Интересные факты о творчестве

  • За всю свою жизнь Пушкин написал 1 роман в стихах, 12 поэм, 7 сказок, 15 прозаических произведений, 8 драматических произведений, 783 стихотворения. Все работы мастера занимают 16 томов книг.
  • Пушкин был первым русским писателем того времени, писавшим исключительно на русском языке.
  • Именно А.С. Пушкин подсказал сюжет «Мертвых душ» Гоголю.
  • Как-то Гоголь попросил Пушкина рассказать анекдот. Александр Сергеевич рассказал и дал идею ему «Ревизора».

Ссылка В 1823 году в Москве полиция вскрыла письмо Александра Сергеевича к другу-лицеисту Кюхельбекеру и сочла его содержание настолько недопустимым, что вместе с отставкой по работе Пушкин был определен в ссылку.  Два года поэт пребывал в родовом имении в селе Михайловском под надзором и без содержания. Пушкин жил в одиночестве, родные покинули имение. Единственной, кто скрашивал одиночество поэта, была няня Арина Родионовна. В этот период писатель создал около ста произведений — множество стихов, были закончены поэмы «Цыганы» и «Граф Нулин». Была доведена до финала и историческая драма «Борис Годунов», написанная белым стихом с подражанием структуре трагедий Шекспира, она ознаменовала отхождение Пушкина от романтизма. Здесь же он начинает работу над романом «Арап Петра Великого».Человек в творчестве Пушкина

Николай Николаевич Ге, Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском, 1875

В конце 1825 года, после смерти Александра I, Пушкин надеялся на помилование от нового императора, но ему помешало Восстание декабристов, члены которого ранее были связаны с поэтом.  Однако после того, как в 1826 году вышел первый сборник «Стихи Александра Пушкина», и поэт обрел всенародную любовь, Николай I пригласил его на аудиенцию в Петербург. Император планировал, что Пушкин станет придворным поэтом, но Александр Сергеевич оставался верен себе и идеям свободомыслия, что не устраивало консервативную власть. За Пушкиным установили надзор и ограничили его передвижения. В 1829 году поэт познакомился на балу с Натальей Гончаровой и сразу влюбился в 16-летнюю девушку. А через несколько месяцев сделал предложение. Поэт не получил с первого раза положительно ответа — родители Натальи отказали недостаточно состоятельному поэту.  Расстроенный Пушкин уехал к брату на Кавказ. Вернувшись с Кавказа, Александр Сергеевич вновь посватался, и на этот раз получил одобрение. Пушкин отправился в другое родовое имение — в Болдино Нижегородской губернии, где отец поэта выделил ему часть усадьбы и две сотни крестьян, чтобы решить вопрос с имуществом. В Болдино пришлось задержаться на три месяца из-за эпидемии холеры, наложившей карантинный запрет на переезд Пушкина в Москву.Человек в творчестве Пушкина

Александр Брюллов, Портрет Н.Н. Пушкиной, 1831-1832 гг.

Читайте также:  Причины преступления Раскольникова по роману «Преступление и наказание»

Но к каким положительным последствиям привело эта вынужденная самоизоляция! В Болдине Пушкин напишет 32 стихотворения, цикл рассказов «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказку о попе и работнике его Балде». Наконец будет закончен многострадальный «Евгений Онегин». В декабре 1830 года Пушкин вернулся в Москву и вскоре обвенчался с возлюбленной. Интересные факты о внешности

  • Наталья Гончарова была не просто красавицей, но и, к тому же, на 10 сантиметров выше мужа. По этой причине Пушкин на балах старался держаться от супруги поодаль, чтобы лишний раз не акцентировать внимание окружающих на этом контрасте.
  • Поэт носил шляпу-цилиндр и обувь на высоком каблуке, чтобы скрыть свой недостаток роста, которого он так стеснялся.
  • Свое удачное сватовство поэт приписывал «счастливому» фраку, который подарил ему друг П.Нащокин.
  • Пушкин делал маникюр и отращивал ноготь на мизинце. И даже надевал специальный наперсток на мизинец, чтобы ноготь не сломался.

Последние годы В 1831 году поэт был принят на службу для написания «Истории Петра», но быстро увлекся образом предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева. Он даже отправился в путешествие по местам восстании для сбора информации.  В 1833 году Пушкин вновь уехал в Болдино, где закончил научное сочинение «История Пугачева», написал «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», поэму «Медный всадник», которую запретили к публикации, а также начал работу над «Пиковой дамой».  В 1836 году Пушкин получает разрешение на издание альманаха под названием «Современник», где печатаются именитые поэты и писатели. Среди них были Николай Гоголь, Иван Тургенев, Василий Жуковский и сам Пушкин.Человек в творчестве Пушкина

Литературный и общественно-политический журнал, основанный А.С. Пушкиным,  выходил с 1836 года. 

Смертельная дуэль

Вспыльчивый нрав Александра Сергеевича, красота супруги поэта и внимание, которое Наталья получала от других мужчин, к сожалению, предопределили гибель Пушкина. На одном из светских балов за Натальей начал ухаживать молодой француз по имени Жорж Дантес. Вскоре вслед за ухаживаниями начинают расползаться слухи, появляются анонимные письма об измене со стороны Натальи.

Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Дуэль была отсрочена, а затем и вовсе отменена по причине брака между французом и сестрой Натальи Гончаровой Екатериной.

Однако женитьба не изменила поведения Дантеса, никуда не делись и разного рода слухи с оскорбительными намеками в адрес Натальи Николаевны.

26 января (7 февраля) 1837 года Пушкин направил приемному отцу обидчика, служившему послом Голландии в России, Луи Геккерну оскорбительное письмо, результатом которого стал вызов на дуэль. Дипломат не мог стреляться на дуэли, и его представлял Дантес.

Дуэль состоялась на следующий день на Черной речке. Пушкин получил ранение в живот, которое для того времени было смертельным. Через день — 29 января (10 февраля) Александр Сергеевич скончался.

У постели поэта все ночи мучений присутствовал русский писатель, этнограф и лексикограф Владимир Даль, который по своему основному роду деятельности был врачом. О его воспоминаниях об этом событии мы писали здесь. 

На похороны великого русского поэта пришла половина Петербурга. Гибель Пушкина стала национальной трагедией.

Интересные факты о дуэлях

  • Пушкин принял участие в 29 дуэлях за всю свою жизнь, но никогда не стрелял первым.
  • Пушкин мог попасть в цель все разы из 20 попыток, потому что был отличным стрелком. 
  • Александр Сергеевич часто носил подаренный Е. Воронцовой перстень, который считал своим оберегом. На любую дуэль великий поэт надевал это кольцо. Но вот на последнюю дуэль надел другой перстень — с изумрудом.
  • Даже после смертельного ранения Александр Сергеевич выстрелил в оппонента. Последнего от неминуемой смерти спасла пуговица. Пуля пробила руку, которая была приложена к груди, и застряла в пуговице

Влияние Александра Сергеевича Пушкина на культурное наследие нашей страны неизмеримо велико. Он вошел в историю как непревзойденный гений, который возвел литературу в достоинство национального дела. Именем Пушкина названы улицы, площади, парки, скверы, небольшие деревеньки и даже город Пушкин в Ленинградской области.

В ряде городов память А. С. Пушкина увековечена в станциях метрополитена — Москва, Питер, Харьков и другие, а его произведения навсегда останутся в наших умах, сердцах и памяти.

Интересные факты: память о поэте

  • Пушкин занимает 19 место по количеству написанных о нем книг за всю историю человечества.
  • Именем Пушкина названа малая планета.
  • Во всем мире памятников Пушкину насчитывается свыше 670. Памятник Александру Сергеевичу есть даже в Эфиопии.
  • Только в России насчитывается около 23 улиц с именем великого поэта. Кроме того, есть две именные улице на Украине, улицы Пушкина в Баку, Азербайджане, Армении и Грузии

"Маленький человек" в творчестве Пушкина (сочинение) – Пушкин А.С. Литература 19 века

“Маленький человек” — определение, применяемое к разряду литературных героев эпохи реализма. Они занимают довольно низкое место в социальной иерархии: в роли “маленького человека” выступает обычно чиновник, мещанин или бедный дворянин.

В русской литературе впервые образ “маленького человека” получил отражение в повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”. А.С. Пушкин продолжил эту тему в поэме “Медный всадник” и в повести “Станционный смотритель”.

Герой поэмы “Медный всадник” Евгений — типичный “маленький человек”, вступающий в конфликт с сильной личностью. Проста и бесхитростна жизнь Евгения. Он не привык преодолевать какие-либо преграды и, на первый взгляд, не способен ни на какой поступок. Ничего героического нет в его мечтах:

  • Пройдёт, быть может, год-другой —
  • Местечко получу — Параше
  • Препоручу хозяйство наше

И воспитание ребят…

Как видим, Евгений рисует в своём воображении идиллическую картину своей будущей жизни. Он простодушен и простосердечен. Пушкин, как и его предшественник Карамзин, утверждает идею внесословной ценности человека. Евгений заслуживал счастья, но осуществиться его мечтам не позволило вмешательство рока.

Наводнение в Петербурге предстаёт в поэме Пушкина живой стихией, обладающей, однако, звериным, бесчеловечным началом.

Стихия как бы радуется содеянному, а ведь безвозвратно погублены жизни, разрушены чьи-то мечты о счастье! “Иль вся наша и жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землёй? ” — задаётся вопросом Евгений, рассудок которого не может выдержать открывшейся картины разрушения и смерти.

Виновником случившегося сошедший с ума Евгений мнит царя Петра. Пётр I — сильная, героическая личность, основатель Петербурга. Но с его державной волей схлестнулась “роковая воля” природы, Творца.

Народ воспринимает наводнение как “божий гнев”. Правящий государь печалится, скорбит, а отлитый из металла Пётр — “кумир на бронзовом коне”, “мощный властелин судьбы”, “державец полумира” — ужасен и не терзается никакими муками.

Евгений бросает вызов “горделивому истукану”:

“Добро, строитель чудотворный! —

Шепнул он, злобно задрожав, —

Ужо тебе!..”

Таким образом, в поэме Пушкина маленький человек, который, как казалось сначала, не был способен ни на какой поступок, всё-таки отваживается на протест, пусть и произнесённый шёпотом.

В отличие от Евгения, герой повести “Станционный смотритель” Самсон Вырин не находит в себе силы даже и на тихий ропот. Он абсолютно беспомощен перед Минским, который увозит Дуню, его дочь, единственную отраду в жизни. По сути, Вырин не является хозяином ни на почтовой станции, ни в своей жизни. Обида проявляется у него лишь слезами негодования.

Прочитав повесть “Станционный смотритель”, проникаешься сочувствием к Самсону Вырину, как и к несчастному Евгению, герою поэмы “Медный всадник”. На мой взгляд, изобразив такие характеры, Пушкин хотел донести до читателей мысль о том, что “маленькие люди” имеют большую душу. Оба пушкинских произведения звучат для нас настойчивым призывом к человечности.

Источник: Школьные сочинения на “пятерку”. Для школьников и абитуриентов. – М.: ООО “Мир книги”, 2004

Пушкин — русский гений?

Почему Пушкин стал главным русским поэтом

https://www.youtube.com/watch?v=4wThNsIKNNo

Автор Андрей Зорин

В июне 1880 года в Москве открывали памятник Пушкину. Это событие стало громадным трехдневным празднеством, торжеством русской литературы, начи­­навшей в то время обретать мировое признание. Перед толпами почита­телей выступали Ключевский, Тургенев, Аксаков… Но главной сенсацией стала Пушкинская речь Достоевского, которая явилась завещанием писателя, скон­чавшегося через полгода.

Свою речь Достоевский начал цитатой из Гоголя, который за полвека до этого назвал Пушкина «чрезвычайным и, может быть, единственным явлением русского духа», «русским человеком в его развитии, каким он, может быть, явится чрез двести лет».

Достоевский назвал Пушкина еще и явлением проро­ческим и говорил не только и даже не столько о самом поэте, сколько о буду­щем предназначении России. Мысль, что о характере целого народа можно судить по твор­­честву одного (пусть даже и гениального) поэта, не показалась никому ни странной, ни удивительной.

Напротив того, ко второй половине XIX века она уже успела получить общее признание. А русская литература ощущалась всеми как главное национальное достояние и центр духовной жизни всего народа.

Русская поэзия шла к такому общественному статусу более ста лет. Первые писатели Нового времени, которые появились в России после Петровских реформ, за редкими исключениями были государственными чиновниками, получавшими жалованье за свои литературные труды — прежде всего за заказ­ные переводы и стихи по случаю придворных праздников.

Читайте также:  Анализ пьесы Островского «Бесприданница»

Один из создателей русского стихосложения, Василий Тредиаковский, был зверски избит по при­казу кабинет-министра Артемия Волынского за то, что отказался написать стихо­творение на свадьбу придворных шутов. Вельможа счел, что поэт пре­ступно пренебрег своими прямыми обязанностями.

Тредиаковский был вы­нуж­ден подчиниться и написал поздравительную эпиталаму, начинавшуюся строкой «Здравствуйте, женившись, дурак и дура».

Чуть позже Ломоносов, также по долгу службы обязанный писать оды и по­хваль­ные царствующим особам, уже пытался реализовать в них свою мечту о вы­сочайшем покро­ви­тельстве просвещению и наукам. Ломоносов также пере­вел на русский язык слова Гора­ция о том, что именно поэты создают славу героев и правителей в веках:

  • Герои были до Атрида, Но древность скрыла их от нас. Что дел их не оставил вида
  • Бессмертный стихотворцев глас.

Атрид — это греческий царь Агамемнон, воспетый в «Илиаде» Гомера.

Веро­ятно, руководствуясь этими соображениями, Екатерина II, прочитав понра­вившуюся ей «Оду на великолепный карусель» Василия Петрова, написанную по случаю конного праздника при дворе, назначила поэта своим придворным чтецом, а затем библиотека­рем. А потом, познакомившись с одой Державина «Фелица», даже произвела того в губернаторы — исключительно потому, что ей понравились поэтические похвалы.

Тебе единой лишь пристойно, Царевна! свет из тьмы творить; Деля Хаос на сферы стройно, Союзом целость их крепить; Из разногласия согласье И из страстей свирепых счастье Ты можешь только созидать. Так кормщик, через понт плывущий, Ловя под парус ветр ревущий,

Умеет судном управлять.

Но как бы ни рос социальный престиж поэзии, на протяжении всего XVIII века поэт сохранял подчиненное положение по отношению к монарху.

На рубеже столетий ситуация начинает меняться: во всей европейской культуре одновременно распространяются две взаимосвязанные концепции. Несколько упрощая, можно сказать, что это идея гения и идея народа. Слово «гений» возникло еще в Древнем Риме и обозначало тайного духа, незримо обитавшего в человеке, семье или местности и определявшего их свойства.

Отсюда до сих пор сохранившееся в русском языке выражение «гений места». Потом посте­пенно это слово все чаще стало обозначать присутствие божества, одушевляю­щего творца. А с XVIII века — самого творца. Оригинальный ге­ний — вдохнов­ленный свыше — все чаще противопоставлялся ремесленнику, который пишет по выученным правилам и подражает предшественникам.

Немецкие литераторы 1770-х годов, которые разделяли эту концепцию, сами называли себя «бурными гениями».

Почти одновременно в том же литератур­ном кружке зарождается представление о народе — не как о совокупности подданных того или иного монарха или приверженцев господствующей церкви, но как об особой исторической личности, обладающей своим харак­тером и неповто­римым складом души, который отражается прежде всего в языке, фольклоре и народных песнях. Наиболее сильно и определенно эту точку зре­ния сформу­ли­ровал Иоганн Готфрид Гердер:

«По языку, по тону и содержа­нию старинные песни представляют подлин­ное мышление своего племени… самый ствол, сердцевину нации.

  Кто прене­бре­гает ими и не чувствует их, тот пока­зывает, что он так погряз в пустом подра­жательстве всему иностран­ному, так запутался в невесомой мишуре чуже­земного маскарада, что разу­чился ценить и ощущать все то, что состав­ляет тело нации.

Следо­ва­тельно, он — искусственно привитый заморский побег или одиноко реющий в воз­духе, оторвавшийся от ветки листок».

Для Германии, разделенной на два десятка государств, такая идея означала единство народной жизни поверх государственных границ. Идея о том, что немецкий народ существует как единое целое, была сначала сформулирована в культурной плоскости, а затем перенесена в политическую. В XIX веке после­дователи Гердера создали на ее основе проект государственного объединения Германии.

На первый взгляд, концепции гения и народа противоречат друг другу. В фигу­ре оригинального гения подчеркнуто индивидуальное или даже индивидуали­сти­ческое начало. А образ народа, напротив того, предполагает преклонение перед началом коллективным.

Однако в действительности между этими идеями существовала ясная внутренняя связь, позволившая им войти в мощ­ный резонанс. Гений — это именно тот, кто способен выразить душу на­рода как коллективной личности.

Великий поэт (речь чаще всего шла именно о поэ­зии) — это тот, кто создает на языке своего народа произведения, вопло­щаю­щие его сокровенные чаяния и свойства.

В Германии на роль такого поэта постепенно выдвинулся Гете, который перво­на­ча­льно был одним из «бурных гениев», хотя сам в дальнейшем критически относился и к националистическим упованиям, и к так называемому языко­вому патриотизму своих поклонников.

В Британии на эту роль был выдвинут интерпретированный в романтическом духе Шекспир. В Италии — Данте, в Испании — Сервантес.

Из крупных европейских культур, пожалуй, лишь Франция не назначила своего народного гения — вероятно, потому, что пред­ставление о народе как об особой личности было специально нацелено на то, чтобы подорвать лидерство французской культуры, несомненное для эпохи Просвещения.

В отличие от разделенной Германии, Россия была централи­зованной многонациональной империей, достигшей в первые десятилетия XIX века небывалого могущества, по крайней мере в военной сфере. И все же, чтобы чувствовать себя уверенно среди европейских народов, бурно про­буждав­­шемуся русскому национальному самосознанию требовался свой великий поэт.

После грандиозных побед русского оружия в кампании 1812–1814 годов ожи­дание гения достигло своей кульминации. В эти годы был еще жив Державин, чья слава певца побед Екатерины II была исключительно велика. Более того, воен­ная кампания выдвинула нового кандидата на роль первого поэта — Васи­лия Жуков­ского.

Его «Певец во стане русских воинов» был самым попу­лярным стихот­ворением военных лет. А «Послание императору Алексан­дру» стало обоснованием внешне­политического и идеологического курса рус­ской монар­хии в первые годы после победы над Наполеоном. Но именно статус придвор­ных поэтов мешал им вос­при­ниматься в качестве поэтов народных.

К тому же страна, пережившая, воз­можно, самый героиче­ский момент своей истории, напряженно ждала нового имени.

«Пришла пора — она влюбилась», — писал Пушкин в «Евгении Онеги­не» о чув­ствах, проснувшихся в Татьяне. Так и Россия — сразу же, с первого взгляда влю­билась в своего гения. Первыми откликнулись собратья.

«Пушкин уже в лицее пере­щеголял всех писателей», — сказал Державин Сергею Тимофе­евичу Акса­кову, послушав, как юный поэт на лицейском экзамене читает свое стихотво­рение «Воспоминания в Царском Селе».

«Задавит, каналья!» — писал восхи­щенный Вяземский Батюшкову после того, как они с Жуковским прочи­тали то же самое стихотворение. Получив письмо, Батюшков, в то время знаме­нитый поэт, отпра­вился познакомиться с 15-летним юношей в Царское Село.

Пуб­лика быстро подхватила эту оценку. А главное — в нее поверил сам Пуш­кин, точно почувствовавший, на какой источник ему необходимо ссылаться, чтобы обосновать легитимность своих притязаний. «И неподкупный голос мой / Был эхо русского народа», — написал он в послании к Плюсковой в 1819 го­ду.

Стихотворение это было посвящено жене Александра I импера­трице Елизавете Алексеевне, популярной среди молодых вольнодумцев.

Юный автор, еще не­давно выпущенный из лицея, чья литературная известность была основана на игривой поэме «Руслан и Людмила» и нескольких ненапечатанных стихо­творениях вольного содержания, позволял себе противопоставлять импе­ра­трицу ее царственному мужу.

В отличие от Ломоносова, Державина или Жу­ков­ского, он чувствовал себя равным монарху, поскольку говорил с ним от ли­ца русского народа. Который в то время едва ли слышал его имя. Чита­тельская аудитория за пределами двух столиц была невелика и ограничивалась тонким образованным слоем.

Екатерина награждала и приближала к себе Петрова и Державина, Александр — Жуковского и Карамзина. Пушкина он сослал.

Но в эпоху нараставшего обще­­ственного недовольства ссылка только подчеркнула статус молодого поэта, особенно выросший после появления так называемых южных поэм — «Кавказ­ского пленника», «Бахчисарайского фонтана», «Цыган».

В этих поэмах Пушкин ориентировался на самое мощное и популярное явление современной ему евро­пейской литературы — байронизм.

Просвещенная Европа пристально следила за творчеством и судьбой Байрона, ставшего едва ли не первой культовой фигу­рой (в современном смысле) в истории мировой литературы. Заставив своих байронических героев действовать в новоприсоединенных провинциях Россий­ской империи, на Кавказе, в Крыму и Бессарабии, Пушкин включал Россию в единую культурную жизнь европейских народов.

После разгрома декабристов император Николай I решился пойти навстречу начавшему формироваться в России общественному мнению и возвратить поэ­та в Петербург. Взяв Пушкина под личное покровительство, он подписался под устоявшейся к тому времени оценкой значения его творчества.

Как из­вестно со слов раздраженного монарха, когда тот объявил поэту высочайшую милость, Пушкин немедленно присел на стол прямо в кабинете императора. Эта стран­ная связь, своего рода интимность, существовавшая между поэтом и монархом, подчеркивала особые свойства русского гения. Его тайную бли­зость и явное соперничество с государственной властью.

Пушкин добросове­стно и ответ­ственно принял на себя обязанности поэта в их специфической русской версии. Он взялся предстательствовать перед престолом за страну и отчасти даже перед страной за престол.

Фатальное взаимное непонимание обеих сторон, их существование в отделенных друг от друга мирах нашло свое отражение в «Медном всаднике», где, как проницательно заметила Ахматова, своеобразно преломилась история бунта на Сенатской площади, мучившая Пушкина до конца его дней.

…Он мрачен стал Пред горделивым истуканом И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, «Добро, строитель чудотворный! — Шепнул он, злобно задрожав, — Ужо тебе!..» И вдруг стремглав

Бежать пустился.

Пути власти и общества в России расходились непоправимо. Пушкин пытался преодолеть это расхождение, которое после его гибели становится фатальным. Столь же непримиримым оказался и конфликт народности и европеизма, опре­деливший вспыхнувшую после смерти поэта полемику западников и славяно­филов.

Сам Пушкин, тоже увлекавшийся в 1830-е годы идеями народности и даже писавший сказки в фольклорном духе, пытался объединить эти два начала в своем «милом идеале», как он назвал Татьяну в последней строфе «Евгения Онегина». Его русская душой героиня «по-русски плохо знала»: «И выражалася с трудом / На языке своем родном».

Она была в равной сте­пени сформирована «преданьями простонародной старины» и «обманами Ричард­сона и Руссо» — образцами, почерпнутыми из западноевропейских рома­нов.

По мере того как монархия утрачивала свою сакральность и престиж в глазах образованного общества, романтическая абстракция народа все больше наби­рала в значимости и весе.

Если раньше поэзия была призвана прежде всего вос­певать победы государства, то теперь от нее ждали отражения глубин народ­­ной души. С 1830-х годов русская критика все больше размышляет о на­род­ности ли­тературы.

Признанный гений у нее уже был — оставалось предста­вить его идеальным выразителем национального духа.

Читайте также:  Краткое содержание заключительных 20, 21, 22, 23 глав повести Александра Куприна «Поединок»

Конечно, задача изобра­зить самого европейского из русских поэтов вопло­ще­нием уникального русского характера была не из простых. В 1830-е годы попу­лярность Пушкина падает, а литературная критика даже пыталась опре­делить на роль народного поэта Крылова, чьи басни издавались немыслимыми даже для Пушкина тира­жами.

И все же рядом с Шекспиром и Гете Крылов как-то не смотрелся. Побор­никам русской народности надо все же было пы­таться интерпретировать в сво­ем духе творчество уже признанного гения.

Критик Иван Киреевский, впослед­ствии один из основателей славянофильства, пола­гал, что Пушкин прошел через три периода: итальянско-французский (когда в подражание Лудовико Ариосто написал «Руслана и Людмилу»); ан­глий­ский (когда, вдохновляясь Байроном, создавал южные поэмы) и высший, собственно русский, начавшийся с «Бориса Годунова».

О тех же трех периодах в творчестве Пушкина говорил в своей речи Достоевский. Большую часть речи он посвятил Татьяне, в которой увидел тип женщины совершенно русской, уберегшей себя от наносной лжи, которая определила, с его точки зрения, личность Онегина. Однако Достоев­ский не стал противопоставлять нацио­наль­ность Пушкина его европеизму.

Он нашел иное, вполне сильное и элегантное решение. Достоев­ский увидел в творчестве Пушкина важнейшую черту нацио­нального харак­тера, каким он представлялся автору «Братьев Карамазовых», — способность понимать другие народы лучше, чем те способны понимать себя сами. Он говорил:

«…В Европе были величайшие художественные мировые гении — Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры, но… ни у кого из них не видим этой способности, а видим ее только у Пушкина. Не в отзывчивости одной тут дело, а именно в изумляющей полноте перевоплощения.

Эту спо­собность, понятно, я не мог не отметить в оценке Пушкина, именно как характернейшую особенность его гения, принадлежащую из всех всемирных художников ему только одному, чем и отличается он от них от всех.

Способность эта есть всецело способность русская, нацио­нальная, и Пушкин только делит ее со всем народом нашим, и, как со­вер­шеннейший художник, он есть и совершеннейший выразитель этой способности, по крайней мере в своей деятельности, в деятельности худож­ника».

В этом анализе есть отчетливое политическое измерение. Народ, способный понять душу других народов, является естественным лидером всемирной политической системы.

Прославление всемирной отзывчивости пушкинского гения оказывается едва прикрытой легитимацией политических притязаний Российской империи. Достоевский не сомневался, что назначение русского человека — всеевропейское и всемирное.

И стать настоящим русским, вполне русским, может быть, и значит только — стать братом всех людей, всех чело­веков. Он говорил:

«Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобре­тен­ная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоеди­не­нию людей. Если захотите вник­нуть в нашу историю после петровской реформы, вы найдете уже следы и ука­зания этой мысли, этого мечтания моего, если хотите, в характере общения нашего с европейскими племе­нами, даже в госу­дар­ственной политике нашей».

Миф о Пушкине обрел свою законченность и подобающую памятнику мону­ментальность.

Конфликты между дворянским космополитизмом и роман­тическим национализмом, между лояльностью престолу и либеральным вольномыслием, которые составляли содержание мучений, поисков и кризиса в последние годы жизни поэта, оказались сняты в образе величественного про­рока идеи имперского мессианства. Ни советские, ни постсоветские идеологи не смогли добавить к этой мифологии ничего существенно нового.

"Лишний человек" в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Цели:

  1. Объяснить детям литературоведческое понятие “лишний человек”.
  2. Сформулировать предпосылки появления “лишних людей” и указать их общие черты.
  3. Рассказать детям о представителях “лишних людей” на примере произведений А.С.Пушкина “Евгений Онегин” и М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.
  4. Познакомить с оценкой персонажей различными критиками.
  5. Развивать у детей аналитические способности, умение обобщать и выделять главное; умение анализировать произведение.
  6. Воспитать любовь к русской литературе. Воспитать чувство языка, любовь к русскому национальному характеру.

Понятие “лишний человек” появилось в 20-е годы 19-го века.

Это особый тип просвещённого дворянина, который избегал служить царизму, но в то же время стоял в стороне от общественной деятельности. Такой путь был, с одной стороны, протестом ,с другой стороны, болезненным явлением, вызванным кризисом общественной системы.

Предпосылками появления “лишних людей” являлись:

  • – условия самодержавно-крепостнического строя, при котором положение народа было тяжёлым;
  • – люди с прогрессивными взглядами были обречены на бездействие.
  • Тема “лишних людей” является одной из ведущих тем литературы 19го века.

В галерею “лишних людей” входят:

Онегин (А.С.Пушкин)

  • Печорин (М.Ю.Лермонтов)
  • Чацкий (А.С.Грибоедов)
  • Базаров, Рудин, Инсаров (И.С.Тургенев)
  • Одним из представителей “лишних людей” является Евгений Онегин (герой романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” ) – яркая, богатая, одарённая личность, “эгоист поневоле”: бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его…

    Вторым представителем “лишних людей” является Г.А.Печорин. Он ощущает в себе “силы необъятные”, и в то же время он не знает, для какой цели родился.

    Печорин приносит страдания всем, кто встречается ему на пути. Разочарование и скептицизм, жестокость, эгоизм – вот что отличает этого героя.

    Кто же виноват в судьбе героя?

    – Время и общество.

    Печорину присущи черты романтизма – конфликт с внешним миром, который он презирает. Он один против окружающего мира.

    – Он сам.

    Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со “вторым я” не давали ему свободы. Герой пытается “убежать от себя”.

    – Судьба.

    М.Ю.Лермонтов не случайно вводит в повествование главу “Фаталист”, как бы подводя читателя к выводу о том, что Печорину изначально была предначертана такая судьба.

    Каковы же общие черты характера “лишних людей”?

    1. – Оба они являются представителями мыслящих людей своего времени, практически относящихся к жизни и людям.
    2. – Оба не могут найти своего места в жизни, ничто их не радует, не волнует.
    3. – Оба прошли путь от согласия с обществом и самим собой до отрицания света и неудовлетворённостью жизнью.
    4. – Их объединяет “русская хандра”.

    Но есть и различия в характерах этих героев:

    – Они жили в разное время (Онегин жил в эпоху декабризма, вольнодумия, а Печорин в эпоху реакции “безвременья”)

    – “Онегин скучает”, а Печорин глубоко страдает. Он является самым строгим судьёй самому себе, называет себя “нравственным калекой.

    Множество строк из этих двух романов становятся афоризмами:

    “Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей” (А.С.Пушкин “Евгений Онегин”) или “Из двух друзей всегда один раб другого” (М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени”).

    В любви и Онегин, и Печорин видят лишь спасение от скуки, они не умеют любить, не верят в любовь, подавляют в себе всякое искреннее чувство, и поэтому испытывают внутреннюю опустошённость, одиночество.

    Трагичны судьбы их женщин:

    у Онегина Татьяна выходит замуж за нелюбимого;

    у Печорина погибает Бела, убита горем отвергнутая Мэри, уезжает Вера.

    И в дружбе герои не находят поддержки. Онегин искренне любил Ленского, но их дружба закончилась трагически из-за глупой размолвки. Онегин убивает Ленского на дуэли.

    Печорин вообще не верит в дружбу. Удел Печорина и Онегина – одиночество.

    Оба романа без конца (открытый финал даёт возможность читателю надеяться на лучшие изменения в судьбах героев). Авторы чётко показали все достоинства и недостатки типичных представителей своего времени.

    Существуют и различия в композициях этих романов:

    А.С.Пушкин показывает Онегина через общение с высшим обществом, а М.Ю.Лермонтов раскрывает образ через героев различных сословий.

    “Евгений Онегин” – это целостная система, а “Герой нашего времени” состоит из отдельных повестей. И наконец, “Евгений Онегин” – это стихотворное произведение, а “Герой нашего времени” – прозаическое.

    Образы Онегина и Печорина не могли не пройти не замеченными для литературных критиков.

    По словам В.Г.Белинского, “Герой нашего времени” – это “грустная дума о нашем времени”, а Печорин – “это Онегин нашего времени”. “Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”.

    А.И.Герцен назвал Печорина “младшим братом Онегина”. Герцен писал: “ Вынужденные молчать; сдерживая слёзы; мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли – и какие мысли! То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости.

    Таким образом, перед нами два выдающихся произведения двух великих авторов. И два, вроде бы разных, но в то же время очень похожих друг на друга героя.

    Типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них герой своего времени.

    Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Онегине “эгоиста поневоле”, в Печорине “страдающего эгоиста”. Для нас же, детей бурного XX века, эти герои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинствами:

    • благородством мыслей и стремлений,
    • желанием жить осмысленно, для великого дела;
    • приносить пользу родине и народу,
    • жить честно, по совести.

    Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

    15.04.2012

    Ссылка на основную публикацию