Анализ стихотворения «На железной дороге» (А. Блок)

Анализ стихотворения «На железной дороге», которое написал Александр Александрович Блок, дает возможность узнать историю создания произведения, а так же ознакомиться с его особенностями. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому подготовка к урок станет намного проще.

История создания

Стихотворения «На железной дороге» Александр Блок написал в 1910 году. В этот период поэт очень интересовался творчеством Л.Н. Толстого. Во время написания данного произведения Александр Александрович как раз читал роман «Воскресенье», который принадлежал перу Льва Николаевича. Видимо поэтому данные произведения имеют много общего. У них одно настроение, цвет и тон.

Сам Блок добавлял, что в стихотворении так же присутствуют сюжетные элементы из «Анны Карениной», а если быть точным – её гибель. Главная героиня закончила свое земное существование под поездом.

Но многие утверждают, что здесь больше отражается то, что Блок когда-то сам стал очевидцем подобного.

Жанр, размер

Жанр стихотворения «На железной дороге» — элегия, которая включает в себя элементы сюжетной лирики. В данном стихотворении присутствует сюжет. Автор выражает свои эмоции, передавая их в развитии сюжетной линии.

Большая часть творчества Александра Блока относится к символизму, модернистскому течению, основой которого выступает образ-символ.

Для написания стихотворения «На железной дороге» автор использует пятистопный ямб. Рифмовку автор использует перекрестную.

Композиция

Композиционно стихотворение можно разделить на две части.

В первой части стихотворения автор знакомит читателя с красивой и молодой женщиной, а так же описывает её жизнь. Он рассказывает некую историю перед началом трагедии. Женщина тщетно старается найти что-то, что смогло бы изменить её жизнь.

Под насыпью, во рву некошенном,Лежит и смотрит, как живая,В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

  • Бывало, шла походкой чинноюНа шум и свист за ближним лесом.Всю обойдя платформу длинную,
  • Ждала, волнуясь, под навесом.

Вторая часть стихотворения начинается с размышления. Поэт рассказывает о том, что данная молодая женщина не является исключением. В памяти поездов осталось большое количество подобных взглядов. В заключительной части стихотворения присутствуют минорные ноты – её судьба предрешена.

Не подходите к ней с вопросами,Вам все равно, а ей — довольно:Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена — все больно.

Состоит стихотворение из девяти катренов.

Образы и символы

В анализируемом стихотворении используется несколько образов.

Первый образ – это образ женщины. В образе этой молодой девушки автор показывает судьбу всей России. Девушку он рисует крестьянского рода, о чем говорит её одежда. Именно эту часть общества он и воплотил в образе женщины.

Последняя фраза «Она раздавлена – все больно» лучше всего передает состояние государства в тот период времени. Вся тягости, с которыми пришлось столкнуться людям в то время, автор воплощает в судьбе бедной женщины.

Данный образ выступает центральным в стихотворении «На железной дороге».

Дополнением этого образа является символ жандарма, в лице которого поэт передает тот жестокий контроль, который существовал в государстве. В символе дороги и ожидания на перроне, автор показывает те тщетные поиски выхода из сложившейся ситуации.

Так же присутствует образ поезда и дороги. С их помощью Блок показывает прошедшую юность, несбыточные надежды, а так же людей, которым совершенно безразлична судьба России.

Есть тут и образ лирического героя. Он и рассказывает читателю всю эту трагическую историю. Это человек, которому не безразлична судьба женщины. Он её понимает и сочувствует ей. Свое сочувствие он выражает в строчке «Не подходите к ней с вопросами…». Здесь хорошо видно то, что автор чувствует боль героини, поэтому не хочет, чтоб её кто-то трогал.

Темы, проблемы

В данном произведении весьма интересная и многообразная тематика.

Основной темой стихотворения является непростая судьба обычной русской девушки, которая оказалась в безвыходном положении. Она отображает весь тот народ, который надеется на светлое будущее, но не может найти выход из сложившейся ситуации.

Присутствует так же тема любви. Она выражается в желании героини найти немного внимания к собственной персоне. Но все её попытки и надежды не имеют счастливого конца.

Тема надежды и юности отображают то желание человека отыскать свой правильный путь и, наконец-то, найти и реализовать собственное «я». Но все попытки разбиваются о жестокость окружающего мира, оставляя в душе лишь холод и пустоту.

Присутствует и тема дороги, что так характерно для русской лирики. Многие поэты использовали данный символ как отображение начала пути. Но в данном стихотворении героиня обретает там свой конец.

Относительно проблем стихотворения, то здесь есть проблема безразличия. Автор показывает то, насколько безразличными и равнодушными могут быть люди.

Для поэта удивительно то, что его соотечественники столь безразлично относятся к судьбе государства. Он показывает людей в роли проезжающих мимо вагонов, чей взгляд абсолютно пуст.

Через чувства главной героини он старается передать свои собственные чувства и переживания.

Присутствует и социальная проблема в стихотворении. В образе крестьянки он показал весь простой русский народ, который жаждет перемен. Но крестьянке приходится столкнуться с собственными сомнениями, неуверенностью и отсутствием какой-либо поддержки.

Он даже вагоны разделяет на три класса, как это и происходило в обществе. Первые два вагона, которые можно сравнить с людьми высшего ранга, проезжали молча. И лишь из зеленого вагона, который ассоциируется с низшим классом, раздавались слезы и песни.

Именно пассажиры зеленого вагона так сильно напоминают и саму крестьянку, стоящую на перроне.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «На железной дороге» используется большое количество разнообразных троп.

Здесь есть эпитеты, которые придают яркости стихотворению, сравнения, олицетворения, перифраз и эллипсис. Совокупность всех этих средств художественной выразительности невероятно ярко и живо передают настроение самого поэта, а так же выделяют основной смысл произведения.

Основная мысль произведения

Основной мыслью произведения можно назвать постоянный поиск человека, который сталкивается с равнодушием. Помимо этого, человеку приходится столкнуться с рядом обстоятельств, изменить которые он не в силах.

Не зря автор выбирает именно русскую девушку. Все дело в том, что они больше всех сталкивались с насилием и несправедливостью. И никакие реформы не могли изменить данного положения. Подобное освобождение женщины от существующего строя поднималось неоднократно многими авторами в своих произведениях.

Блок относится к своей героине с сожалением. Он сочувствует ей, понимает и разделяет её горе. Более того, поэт даже оправдывает её поступок.

Главной целью поэта было заставить читателя задуматься о том, что губительнее всего – это банальное равнодушие. Людям необходимо стать участливыми и неравнодушными друг к другу, уметь выслушать и поддержать в трудную минуту. Самое страшное – это пройти мимо, когда кто-то так сильно нуждается в твоей помощи и поддержке.

Анализ стихотворения «На железной дороге» (А. Блок)

Вам также будет интересно

Анализ стихотворения «На железной дороге» Александра Блока

Анализ стихотворения «На железной дороге» (А. Блок)

Стихотворение «На железной дороге» Александра Блока

Стихотворение «На железной дороге» (1910 г.) входит в цикл Блока «Родина». Поэт изобразил не просто случайный эпизод гибели женщины под колесами паровоза. Это символический образ тяжелой русской судьбы. Блок указывал, что сюжет основан на трагической истории гибели Анны Карениной.

Из содержания произведения нельзя понять, кем была женщина при жизни и к какому относилась сословию. По некоторым деталям можно заключить, что не к высшему. Цветной платок и косы могут указывать на крестьянку. К тому же железнодорожная станция располагается «за ближним лесом», женщина прекрасно слышит звук приближающегося паровоза.

Несомненно лишь то, что героиня глубоко несчастна. Приходить на станцию ее заставляют страдания и надежда на счастье.

Перед прибытием паровоза женщина всегда сильно волнуется и старается придать себе более привлекательный вид («нежней румянец», «круче локон»).

Такие приготовления характерны для девушки легкого поведения. Но вряд ли железнодорожная платформа подходящее место для поиска клиентов.

Блок предлагает читателю самому «дорисовать» судьбу женщины. Если это крестьянка, то она может пытаться вырваться из деревенской жизни. Автор особо выделяет мимолетную улыбку гусара, которая на мгновенье подарила девушке надежду. Эта сцена напоминает «Тройку» Некрасова. Разница лишь в средстве передвижения.

Но дня проходят за днями, а пассажирам проходящих паровозов нет никакого дела до одинокой девушки. Ее молодость безвозвратно проходит в тоске и бесполезном ожидании. Героиня приходит в отчаяние, ее бесконечные «поклоны» и «жадные взоры» не приводят ни к какому результату.

Подруги, вероятно, уже давно нашли себе спутников жизни, а она до сих пор живет в своем воображении. В таком состоянии она принимает решение о самоубийстве. Железная дорога забрала у нее молодость, пускай забирает и ее жизнь. Физическая смерть больше не имеет значения, так как девушка уже давно «любовью… раздавлена».

Она испытала настоящую боль при жизни.

В последней строфе автор предупреждает: «Не подходите к ней с вопросами, вам все равно…». Казалось бы, это мертвой девушке уже «все равно». Но Блок специально заостряет на этом внимание.

Люди посудачат и разойдутся по своим делам, забыв о случившемся. А девушка испила чашу страданий до конца. Смерть стала для нее облегчением.

Обсуждение ее судьбы и мотивов, толкнувших на самоубийство, станет осквернением памяти чистой души.

Стихотворение «На железной дороге» заставляет задуматься о причинах, толкающих молодых и здоровых людей на самоубийство. В христианстве это считается страшным грехом. Но к такому шагу может привести обычное равнодушие окружающих, которые в нужный момент не захотели поддержать отчаявшегося человека.

21 сентября 2021 в 22:31

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока

Методическая  разработка урока литературы в 11 классе

Читайте также:  Сочинение на тему: Судьба в «Портрете» Гоголя

Подготовила учитель: Симонова Ю.В.

Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка к написанию сочинения»

Цели:

образовательные:

  • углубить и расширить знания учащихся о творчестве А.А.Блока и о контексте, в котором оно осуществлялось;
  • усвоить знания по теории литературы, понимание роли художественных средств в воздействии произведения на читателя;
  • подготовить учащихся к написанию сочинения, через поставленные проблемы подвести их к пониманию блоковского восприятия современной ему России.

развивающие: 

  • продолжить формирование навыков работы с текстом, умение анализировать и извлекать из него необходимую информацию;
  • формировать творческие способности учащихся, развивать интеллектуально-творческое и эмоционально-образное мышление,
  • формировать исследовательские навыки обучающихся, развивать познавательный интерес, умение наблюдать, проводить аналогии и делать выводы, обобщать полученные знания,.
  • развивать у обучающихся коммуникативные навыки: умение давать аргументированный ответ на поставленный вопрос, умение слушать и понимать речь других участников урока.

воспитательные: 

  • способствовать развитию познавательного интереса учащихся к истории и литературе;
  • развивать эстетический вкус учащихся, формировать у них эстетические и нравственные ориентиры;
  • совершенствовать духовно-нравственные качества личности учащихся, повышать их уровень эмпатии;
  • развивать у учащихся самостоятельное мышление, учить их давать собственную оценку изучаемым явлениям и толерантно относиться к чужим мнениям.
  • Применяемые на уроке технологии: преподавание литературы как предмета, формирующего человека; технология проблемно-диалогового обучения, личностно-ориентированный, информационно-коммуникационный подход. 
  • Форма работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
  • Оборудование урока: учебник, компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.
  •  Ход урока.

1. Презентация: прослушивается запись стихотворения в исполнении профессионального артиста. Параллельно на экране сменяют друг друга  изображения А. А. Блока, Марии Павловны Ивановой, которой посвящено стихотворение, России начала 20 века.

Анализ стихотворения «На железной дороге» (А. Блок) Мария Павловна Иванова

2. Слово учителя.

История создания стихотворения

Стихотворение “На железной дороге” написано А.А.Блоком 14 июня 1910 года. В авторских примечаниях Блок писал о нем: “Бессознательное подражание эпизоду из “Воскресения” Толстого: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне Нехлюдова в бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса”.

 В произведении преломились и собственные переживания и мысли поэта, связанные с железной дорогой, о которых он сообщал в письме к другу, Евгению Иванову: “Я был в Петербурге 14 июня, провел 7 часов (от 8 до 3) (по собственной глупости, из-за денег и банков), хотел придти на службу к тебе; но махнул рукой вдруг и уныло забрался в вагон; не хватило и на это; было очень холодно и скучно, перепархивал снежок. Я сидел один в спальном купе II класса Какая тупая боль от скуки бывает! И так постоянно – жизнь “следует” мимо, как поезд, в окнах торчат заспанные, пьяные и веселые, и скучные, – а я, зевая, смотрю вслед с “мокрой платформы”. Или – так еще ждут счастья, как поезда ночью на открытой платформе, занесенной снегом. Все это – замечания от праздности.” (том 8 из сс А.А.Блока, Госиздательство ХЛ М-Л.1963, стр.312-313)”. Вероятно, в сюжете стихотворения отразился также эпизод, рассказанный Ивановым в письме Блоку от 8 июня 1910: “…проезжая мимо дач одного из “Стрельнинских” парков, увидел у канавы лежащую девушку лет 13-15, кругом в почтительном отдалении дачники. “Отравилась”. Лицо совсем детское и все в огне. Но покой сна в этом лице. Я был так подл, что проехал мимо и не остановился и ничем не помог Но еще и оттого не остановился, что боялся увидеть ужас и боль ее, когда проснется от обморока”.

Стихотворение имеет посвящение Марии Павловне Ивановой (1873-1941) – сестре Евгения Павловича Иванова и близкой подруге матери Блока. Высылая ей автограф стихотворения, Блок писал: «Хочу послать Вам рукопись того стихотворения, которое Вы позволили мне посвятить Вам я люблю то, что Ваше, и всегда слушаю и у Вас учусь».

Надежда Павлович вспоминала о Марии Павловне: «…это была уже немолодая девушка необыкновенной доброты, отзывчивости и грусти. Всю себя она посвятила брату, Евгению Павловичу Иванову, и воспитанию его дочери Марины. Много лет спустя после начала нашего знакомства я решилась спросить Марию Павловну, как, при каких обстоятельствах, Блок посвятил ей эти стихи.

Она улыбнулась своей милой, застенчивой улыбкой: «Мне понравились, он и посвятил»».

3. Работа с классом.

– Вопрос учителя:  На какие особенности композиции этого стихотворения вы обратили внимание?

Возможный ответ: В стихотворении автор использует прием обратного повествования, то есть начинает с гибели героини, постепенно раскрывая предшествующие события.

Композиция кольцевая – история начинается с конца: первое четверостишие фиксирует трагический итог жизни молодой женщины, следующие шесть катренов представляют собой флешбек, характеризующий саму её жизнь, а последние два констатируют неизбежность подобного конца.

  1. – Вопрос учителя:  В чем может быть символический смысл подобной закольцованности?
  2. Возможный ответ: События движутся по кругу, как и поезда по железной дороге, это движение без развития, без перспективы.
  3. – Вопрос учителя:  Какие стилистические особенности языка Блока вы заметили?

Возможный ответ: Помимо того, что язык этого стихотворения богат яркими метафорами и метонимиями: «три ярких глаза набегающих», «молчали желтые и синие»(под цветами вагонов подразумеваются слои общества), «скользнул по ней улыбкой», «мчалась юность бесполезная», «давно уж сердце вынуто»,  образность его настолько  необычна, что находится на грани языковой нормы. Блок лишает части речи их традиционных функций: прилагательные выступают в непривычной для себя роли подлежащих («Молчали желтые и синие», «Лежит и смотрит красивая и молодая», «Вставали сонные») и повелительного наклонения («Нежней румянец, круче локон»), железнодорожная тоска распадается на  тоску дорожную и железную, глаза вагонов не пустые, а пустынные  – на столь смелые языковые эксперименты имеют право только настоящие поэты, тонко чувствующие родной язык.

– Вопрос учителя: В тексте очень много лакун: «красивая и молодая» – кто?, «шла походкой чинною» – кто? «ждала, волнуясь, под навесом»- кого, чего?, «вставали сонные» – кто?, непрямых высказываний: “смотрит, как живая» – значит неживая, «всю обойдя платформу длинную» – значит приходила заранее.

 Мы не знаем о героине ничего определённого, нам неизвестно ее происхождение, социальное положение, в каких именно мечтах она изнемогает, чем именно она раздавлена, что привело её к столь печальному концу – обо всём этом мы можем только догадываться.

Каков художественный эффект этих недоговорённостей?

  • Возможный ответ: Такое отсутствие конкретики, те немногие детали, которыми нас скупо одаряет автор, делают её образ символом молодости и красоты, которой не нашлось места в равнодушном, или даже бездушном  мире, где люди и машины одинаково неспособны на искренние чувства.
  • – Вопрос учителя:  Какими средствами автор создаёт образ бесчеловечного мира, в котором существовала героиня?
  • Какие художественные приёмы использует Блок, чтобы противопоставить свою героиню внешнему пространству?  

Возможный ответ: Бездушие этого мира подчеркнуто метонимией (“Вагоны шли привычной линией… Молчали желтые и синие”) и пропуском подлежащего  («Вставали сонные за стеклами») – это мир без людей, мир без лиц.

Для проезжающих, на чей чуть более пристальный взгляд героиня так надеется, она всего лишь часть привычного пейзажа, она воспринимается  ими в одном ряду с кустами и жандармом (об этом свидетельствует ряд однородных членов: “Платформу, сад с кустами блеклыми, ее, жандарма с нею рядом»), их взгляд будет одинаково «ровным», что бы ни попало в их поле зрения. Эти люди лишены собственного лица и неспособны увидеть его в других. Отношение этого мира к героине передают эпитеты «привычной, сонные, ровным, блеклыми, небрежною». Особенно выразителен эпитет «пустынные (глаза)», который, с одной стороны, контрастирует с “жадными взорами” героини, а с другой – несет в себе не только мотив пустоты, но и мотив безжизненности. Лексика, описывающая героиню, более яркая, от неё веет энергией, жизнью: «в цветном платке, красивая, молодая, юность, румянец, локон, жадные взоры, волнуясь». Таким образом, умершая девушка предстает перед нами «как живая», а от мира живых людей веет холодом, мертвенностью.

– Вопрос учителя:  Какое возникает чувство после прочтения стихотворения? «Всё больно» -чья это боль? Героини? Но ведь мёртвым не больно, может быть автор говорит о своей боли? или о нашей с вами?

Возможный ответ: Автор заражает читателя  «дорожной, железной тоской» и передаёт ему ту боль, которую испытывает сам, наблюдая, как этот механистический мир вытесняет на обочину самое ценное: юное, прекрасное, живое. Эта боль может быть целебной, если вылечит кого-то от равнодушия, изменит чей-то «ровный взгляд» на чуткость и отзывчивость внутренне сложного, этически и эстетически развитого человека.

– Вопрос учителя:  Какие произведения Л.Н.Толстого вдохновили Блока на создание этого произведения? Что общего у героини стихотворения с Катюшей Масловой и Анной Карениной?

Возможный ответ: Сюжет этого стихотворения перекликается с произведениями русских классиков. На его связь с “Воскресением” Л.Н.Толстого указывал сам Блок. Однако, кроме образа гусара в бархатном кресле купе первого класса, вдохновлённого похожей сценой у Л. Н.Толстого, и неисполненного намерения Катюши броситься под поезд, никаких пересечений не обнаруживается.

 Образ “красивой и молодой” женщины, лежащей под железнодорожной насыпью,  вызывает ассоциации  с “Анной Карениной”, но других биографических совпадений у героинь стихотворения Блока и романа Толстого не наблюдается. Главное различие: истории Катюши Масловой и Анны Карениной очень конкретны и подробны, тогда как картина,  созданная  Блоком,  имеет обобщенный характер.

– Вопрос учителя:  С какими ещё произведениями русской литературы ассоциируется название стихотворения и его содержание?

Возможный ответ: У Н. А. Некрасова есть стихотворение «Железная дорога», но с блоковской «Железной дорогой», его объединяет только негативное отношение к этому техническому устройству, губящему людей.

Читайте также:  Краткое содержание сказки «гадкий утёнок» и отзыв для читательского дневника (г. х. андерсен)

А вот с дикаркой из некрасовской “Тройки” у блоковской героини есть много общего, их объединяют природная красота и живость, мечты о чём-то несбыточном  и эпизод, когда мимолётное внимание представителя правящего класса пробудило у каждой надежду на лучшую долю.

 Блоковский гусар родной брат некрасовского корнета, правда образ тройки сам по себе более позитивен чем образ железной дороги. Да и судьбы у героинь разные.

Некрасов оплакивает крестьянскую красоту, которая должна пропасть от тяжести крестьянского труда и которой социальное неравенство не дает “поцарствовать вволю”, но он не предрекает её раннюю смерть и самоубийство.  Блок, в отличие от Некрасова, избегает социальной конкретики, его возмущает не столько социальное неравенство, сколько невнимание общества к человеческой личности и извращённость принятой в нём системы ценностей.

– Вопрос учителя:  Какие характерные для русской литературы темы затрагивает это стихотворение? Почему юность героини названа “бесполезной”?

Возможный ответ: Тема «лишнего человека», знакомая нам по русской литературе первой половины 19го века, обычно касается героев-мужчин.  К концу 19го века идея невостребованности, ненужности, нереализованности стала пониматься шире.

Эксцентричные поступки женских персонажей, приведшие их к смерти, во многом были вызваны невозможностью реализоваться: Лариса («Бесприданница» А.Н.Островского), Катерина («Гроза» А.Н.Островского), Анна Каренина («Анна Каренина» Л.Н.Толстого).

Глубоко прочувствовал эту проблему А.П.

Чехов: «Какая она великолепная женщина! Как она любит! Даже ненужные вещи собирают теперь по дворам и продают их с благотворительною целью, но такая драгоценность, такая редкость, как любовь изящной, молодой, неглупой и порядочной женщины, пропадает совершенно даром.» («Рассказ неизвестного человека»)

– Вопрос учителя:    Почему Блок включил это стихотворение в цикл “Родина”? Как оно связано с другими стихами цикла?

Возможный ответ: Можно найти общие  мотивы и образы, объединяющие это  стихотворение  с другими стихами цикла “Родина”, например со стихотворением “Россия” (“в цветном платке” – “плат узорный до бровей”; “тоска дорожная, железная” – “тоска острожная”), что позволяет рассматривать данное стихотворение не только как рассказ о человеческой судьбе, но и как горькие размышления поэта о трагическом пути России.  В стихотворении этого же цикла  «На поле Куликовом» поэт восклицает: «О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!» Образ России для Блока – женский образ, а его любовь к родине сродни любви к женщине – жене, невесте.   Тема пути, дороги ассоциируется у него с размышлениями об исторической судьбе его страны.

4.Итог урока.

 Стихотворение А.Блока нельзя расценивать  просто как зарисовку с натуры. Оно имеет огромный обобщающий смысл. Место действия трагедии не железнодорожный полустанок, а весь мир, в котором  страдает и гибнет человек, раздавленный «железной действительностью». Великим чувством любви и сострадания пронизано все стихотворение.

Написанное в начале века, оно не утратило своей актуальности и сейчас. К сожалению «странный мир», который так пугал Блока, не стал ни добрее, ни человечней. Наше время – это время социальных потрясений, страшных катастроф, растущей бездуховности.

А Блок своим стихотворением напоминает нам о необходимости в жизни добра, любви, чувства сострадания, иначе мир погрузится в беспросветный мрак, хаос, небытие.

5.Домашнее задание:

Творческая работа – написать сочинение по теме«Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века».

Вспомнить другие произведения, объединённые “железнодорожно-трамвайной” темой (например: М. И. Цветаева “Рельсы”, Н. С. Гумилев  “Заблудившийся трамвай, С.А.

Есенин, Из Сорокоуста «Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя,  На лапах чугунных поезд?») Можно ли утверждать, что образ этих механических устройств, способных только к поступательному движению, имеет нечто общее у разных авторов?

???? На железной дороге

                                                        Посвящается Марии Павловне Ивановой

В полной мере ощутить глубину трагедии можно в стихотворении Александра Блока «На железной дороге», которое поэт написал летом 1910 года и посвятил Марии Павловне Ивановой. Что хотел автор передать женщине вопрос, история донесла до нас только то, что у Александра с семьей Павловых были тесные приятельские отношения.

В стихотворении рассказывается о гибели девушки под колёсами поезда. Уже с первых строк стихи цепляют за живое и не отпускают до последней буквы. Подчеркнуть красоту погибшей девушки Блок хочет использованием символизма. Цветной платок поверх косы говорит о молодости женщины, а некошеный ров подчеркивает точку жизненного пути, тот момент, когда человеку уже нет дело до мирских забот.

Ожидание без ответа

Девушка жила недалеко от железной дороги и часто под навесом ждала, когда пройдёт поезд. Этот момент из второго четверостишья говорит, что погибшая была местной жительницей и вряд ли железная дорога была ей в диковинку. Она ждала, когда мимо пролетали поезда, что кто-то посмотрит на неё из звенящих окон, но дела да одинокой девушки возле путей никому не было.

Быть может, кто из проезжающих Посмотрит пристальней из окон…

Автор не вдаётся в подробности, но анализ без погружения в глубины строк говорит, что красавица испытала в жизни немало горьких минут. Возможно, её возлюбленный не ответил взаимностью, может быть, она не могла сказать «да» на чьи-то страстные слова. Как мы увидим из концовки стихотворения, это и не важно.

Интересный момент виден далее, где поэт пишет:

  • Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие;
  • В зеленых плакали и пели.

Безучастие железной дороги

В царской России цвет вагонов зависел от класса. Плакали и пели в зелёных, потому что это вагоны 3 класса, где ехали простолюдины. Жёлтые вагоны были второго, а синие первого класса. Там ехали больше по делам, вдали от песен и плача, состоятельные пассажиры. Девушка возле железной дороги не вызвала интереса ни у кого.

Поезда и теперь, когда погибшая лежит возле путей, пробегают мимо со свистом, но до ней и сейчас нет дела. Не нужна была живой, уж, тем более не нужна мёртвой. Только раз взглянул было из вагона гусар, да и то сделал это из природного любопытства.

Блок не зря выбрал местом трагедии железную дорогу, ведь мчавшиеся по ней поезда хорошо символизируют пробегающую молодость.

Только вчера девушка была румяна и блистала красой, а сегодня лежит во рве и только взгляд остался, как у живой.

Она жила надеждой и верой, но пустынные глаза вагонов были безразличны – никто не взглянул приветливо из окошка, никто не приласкал в жизни и вот путь кончен.

Эпилог

В заключении стихотворения Блок сравнивает погибшую девушку с живой и не советует никому подходить к ней с вопросами.

В конце концов, неважно, что её убило – любовь, грязь жизни или колёса поезда! Факт остаётся один – независимо от причины гибели девушке больно, ведь всё равно где-то там придётся ответить за ранний уход, за то, что не выпила чашу жизни до дна, не поделилась с миром своей красотой.

Несмотря на драматизм стихотворения, есть в нём и ростки жизни. Блок учит нас ценить жизнь и до конца пить её горькую чашу, ведь дар рождения дан нам свыше. Также автор намекает, что молчание, порой, лучше, чем неуместные вопросы.

  1. Под насыпью, во рву некошенном,Лежит и смотрит, как живая,В цветном платке, на косы брошенном,
  2. Красивая и молодая.
  3. Бывало, шла походкой чинноюНа шум и свист за ближним лесом.Всю обойдя платформу длинную,
  4. Ждала, волнуясь, под навесом.
  5. Три ярких глаза набегающих —Нежней румянец, круче локон:Быть может, кто из проезжающих
  6. Посмотрит пристальней из окон…
  7. Вагоны шли привычной линией,Подрагивали и скрипели;Молчали желтые и синие;
  8. В зеленых плакали и пели.
  9. Вставали сонные за стекламиИ обводили ровным взглядомПлатформу, сад с кустами блёклыми,
  10. Ее, жандарма с нею рядом…
  11. Лишь раз гусар, рукой небрежноюОблокотясь на бархат алый,Скользнул по ней улыбкой нежною…
  12. Скользнул — и поезд в даль умчало.
  13. Так мчалась юность бесполезная,В пустых мечтах изнемогая…Тоска дорожная, железная
  14. Свистела, сердце разрывая…

Да что? — давно уж сердце вынуто!Так много отдано поклонов,Так много жадных взоров кинуто

  • В пустынные глаза вагонов…
  • Не подходите к ней с вопросами,Вам всё равно, а ей — довольно:Любовью, грязью иль колесами
  • Она раздавлена — всё больно.
  1. 14 июня 1910 года
  2. В концовке аудиозапись стихотворения в исполнении Жоржа Октавио.

Тема «страшного мира» в лирике Александра Блока. Анализ стихотворения «На железной дороге»

Конспект урока по литературе в 11 классе

Тема «страшного мира» в лирике Александра Блока.

Анализ стихотворения «На железной дороге». 2 часа.

Цели: продолжить знакомство с особенностями поэтического мира Александра Блока, проследить, как раскрывается тема «страшного мира» в лирике А.Блока, способствовать умению анализировать поэтический текст, расширить и углубить знания учащихся по теме «Изобразительные средства поэтического текста», воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

Оборудование: презентация, портретный и иллюстративный материал по теме урока, тексты произведений, диск «Портреты поэтов Серебряного века».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания – устные сообщения учащихся «Изобразительные средства поэтического текста на примере стихотворений А.Блока», «Тема «страшного мира» А. Блока».

  3. Сообщение темы и цели урока.

  4. Работа над темой. Слово учителя.

  1. Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока. Человек, живущий в этом мире, испытывает на себе его влияние. При этом страдают и нравственный ценности, губительные страсти овладевают человеком. Под воздействием этих темных сил попадает и сам лирический герой: душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.

Читайте также:  9 сочинений на тему: Моя любимая книга (для 2-11 классов)

Трагическое мироощущение приобретает космические масштабы:

Миры летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. О ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, — который раз ?

  1. Просмотр отрывка фильма «Портреты Серебряного века» –трагическое восприятие действительности А. Блоком.

  2. Работа с текстами. Учащиеся работают в группах. Раздаточный материал к стихотворениям: «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане».

  • -Какова основная мысль стихотворения?
  • -Какие поэтические приемы использует автор для выражения основной мысли?
  • -Впечатления учащихся после прочтения стихотворений.
  1. Подготовка к сочинению «Анализ стихотворения А. Блока «На железной дороге».

  • Чтение стихотворения учащимися наизусть.
  • Работа с текстом .

Какое возникает чувство после прочтения стихотворения? Трагическое восприятие жизни и почти физически ощутимая боль за поруганного человека.

О чем рассказывает Блок? О трагедии молодой девушки, перед которой жизнь промелькнула, так и не одарив ее счастьем.

Почему возникает мысль, что эта трагедия могла произойти на любом полустанке? Какие художественные приемы использует Блок? Железнодорожный полустанок, каких тысячи в России, яркие эпитеты.

Кто эта девушка? Каким представляется образ героини? Поэт рассказывает о ней немногословно, но как о живом и близком человеке.

Почему поэт никак не называет героиню, даже старается избегать местоимения она? Используя такой прием, Блок представляет жизнь героини буднично и однообразно, где один день похож на другой.

Что заставляло героиню идти «за ближний лес», где проносились поезда? Мечта о другой жизни, о любви и счастье.

Но возможно ли счастье в мире, где царит «тоска железная»? Нет в таком мире надежды на счастье и любовь.

Что является, по мнению Блока, олицетворением этого страшного мира? Поезд, стремительно проносящийся мимо станций, мимо людей и их судеб.

Какие детали говорят о равнодушии к человеку, его судьбе?

Какими мы видим жандарма и обывателей? Что для них трагедия девушки?

Кому больно от увиденной картины? Больно поэту.

Почему человек с его мечтой о счастье становится беззащитным в этом мире?

Какие художественные средства использует автор? (Антитеза, эпитеты, инверсия, звукопись(ассонанс, аллитерация).Примеры находим в тексте, используем в написании сочинения

Каждое слово, каждая строчка – это отражение трагического восприятия «железной действительности, боль за поруганного человека и великая сила к нему.

  1. Образец сочинения «Анализ стихотворения Александра Блока «На железной дороге».

Александр Блок, пожалуй, как никто другой из поэтов «Серебряного века» ощущал с особой остротой несовершенство мира, в котором ему пришлось жить.

В этом «страшном мире» было холодно и неуютно, он ужасал своей хаотичностью и безобразием, в нем не было гармонии, которую поэт искал и к которой стремился, не было места для Красоты, Любви, Счастья.

Отсюда трагическое восприятие жизни в ранней лирике Блока и почти физически ощутимая боль за поруганного человека.

  1. В стихотворении «На железной дороге», написанном в 1910 году, рассказывается о трагедии простой девушки, молодой и красивой, перед которой жизнь промелькнула, так и не одарив ее счастьем. Место, где разыгралась трагедия, – маленький железнодорожный полустанок, каких тысячи в России, где есть платформа, «саде кустами блеклыми», насыпь, «нескошенный ров», в котором
  2. Лежит и смотрит, как живая,
  3. В цветном платке, на косы брошенном
  4. Красивая и молодая.

Кто эта девушка? Почему ходила «походкой чинною» к железнодорожной насыпи встречать поезда и, заливаясь нежным румянцем, ждала их «волнуясь под навесом»? Поэт рассказывает о ней немногословно, но как о живом и бесконечно

близком и дорогом человеке, которого так неожиданно для себя потерял.

На протяжении почти всего стихотворения он никак не называет ее, даже старается избегать местоимения «она». И перед читателем предстает жизнь, будничная и однообразная, где один день похож на другой как близнецы-братья. Беспросветная мгла, «тоска железная» тяготили и мучили, «разрывая сердце».

  • Так мчалась юность бесполезная
  • В пустых мечтах изнемогая, Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая.
  • Но была мечта о другой жизни, более осмысленной, яркой, где обязательно есть Любовь, а следовательно и Счастье. Эта мечта заставляла идти «за ближний лес», где стремительно проносились поезда, и замирать в надежде на то, что,
  • Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон….

Так и видишь ее, молодую, стройную, судорожно сжимающую в руках платок, чувствуешь биение ее сердца, готового вырваться из груди навстречу своему счастью.

С какой жадностью вглядывается она в мелькающие окна вагонов в тщетной надежде встретить заинтересованный взгляд, увидеть человеческое лицо. Напрасно.

Смолкает стук колес, и снова наваливается «железная тоска», а вместе с ней глухое отчаяние и беспросветный мрак.

  1. Да что – давно уж сердце вынуто.
  2. Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов.
  3. В мире, где царит «тоска железная», гибнут красивые мечты, невозможно счастье, нет места для любви.

Олицетворением этого мира в стихотворении выступает поезд, стремительно проносящийся мимо станций и полустанков, мимо людей и их судеб.

Все в нем враждебно человеку: и «пустынные глаза вагонов», «идущих привычной линией», и сонные пассажиры, обводящие «ровным взглядом» картины, мелькающие за окном. Каждая деталь этого железного трехглазого монстра говорит о равнодушии к человеку, о неумолимости и жестокости.

Под стать ему и те, что сидят за окнами вагонов. Ни одного человеческого лица, ни одного заинтересованного взгляда. Лишь сонная одурь. Правда однажды

… гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною… Скользнул – и поезд в даль умчало.

Живое ли это человеческое чувство или маска, за которой все та же пустота и безразличие? Трудно сказать. Слишком быстро оно появилось и исчезло.

Порождением этого мира в стихотворении являются жандарм и равнодушные обыватели для которых трагедия на полустанке – всего лишь повод для досужих разговоров и сплетен. Ни жалости, ни сострадания – одно праздное любопытство. Это к ним обращена просьба поэта:

  • Не подходите к ней с вопросами Вам все равно, а ей довольно.
  • В этом «все равно» выражена суть обезличенной, бездумной толпы, которая с одинаковым интересом смотрит на балаган и на труп погибшей девушки.
  • Любовью, грязью иль колесами
  • Она раздавлена – все больно.

Кому больно? Девушке? Но она же жертва! Больно поэту, его душе, больно за погубленную жизнь, за несбывшиеся мечты и надежды за поруганного человека. В этом слове «больно»

отразилась не только чуткая и ранимая душа поэта, оставшаяся живой в «страшном мире», но и позиция художника-гуманиста, протестующего против бездуховности и равнодушия.

Известно, что поводом для создания стихотворения послужил эпизод из романа Л.Н.Толстого «Воскресение»: «Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне вагона Нехлюдова в бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса».

Но стихотворение А.Блока нельзя расценивать только как подражание или как зарисовку с натуры. Оно имеет огромный обобщающий смысл. Место действия трагедии на железнодорожном полустанке, а весь мир в котором он страдает и гибнет, раздавленный «железной действительностью».

Великим чувством любви и сострадания пронизано все стихотворение. Написанное в начале века, оно не утратило своей актуальности и сейчас. К сожалению «странный мир», который так пугал Блока, не стал ни добрее, ни человечней.

Наше время – это время социальных потрясений, страшных катастроф, растущей бездуховности.

Именно сейчас человек с его мечтой о простом человеческом счастье становится наиболее уязвим и беззащитен. А Блок своим стихотворением напоминает нам о необходимости в жизни добра, любви, чувства сострадания, иначе мир погрузится в беспросветный мрак, хаос, небытие.

Для раскрытия основного содержания стихотворения Блок использует самые разнообразные художественные средства. Продуманная композиция, основанная на противопоставлении девушки, такой живой, мечтающей, способной чувствовать, «страшному миру», в котором царит холод, скука, «железная тоска». И еще острее начинаешь осознавать невозможность существования счастья в бездушном обществе.

Для усиления смыслового звучания Блок использует в первой строфе инверсию(перестановку слов в предложении): «под насыпью лежит и смотрит», «во рву некошенном, лежит и смотрит…. красивая и молодая». Именно этот прием помогает ощутить всю глубину трагедии, ее бессмысленность и непоправимость.

Эту же строфу поэт строит на ассонансах, то есть на перекликающихся повторениях гласных звуков «а»-«о», которые делают ее похожей на стон, на плач о погибшей девушке. Особенно это ощутимо в последних словах, завершающих четверостишие «красив-а-я и молод-а-я».

Совсем иначе показан «страшный мир». Поэт с особенной тщательностью отбирает эпитеты, которые рисуют нечто бездуховное, мертвящее, враждебное: «привычной линией», «ровным взглядом», «с кустами блеклыми», «тоска железная».

Это ощущение чего-то механического и страшного усиливается аллитерацией (повтором согласных звуков), практически во всем стихотворении, за исключением строф, посвященных девушке, слышатся одни и те же резкие, жесткие звуки : «р»-«ж»-«з».

Каждая строчка стихотворения, каждое слово в нем, каждый звук- это отражение трагического восприятия «железной действительности», боль за поруганного человека и великая к нему любовь.

7. Домашнее задание:

  1. Творческая работа – дописать сочинение по теме.

  2. Индивидуальные сообщения по теме «Анализ стихотворения «Россия» А. Блока».

  3. Опережающее задание – прочитать поэму А.Блока «Двенадцать», составить план ответа «Образы символы в поэме».

Ссылка на основную публикацию