Русский бунт в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

Русский бунт в романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина исторически точно и ярко показан глазами его очевидца Петра Андреевича Гринева. Нужно отметить, что, начиная с двадцатых годов девятнадцатого столетия, А.С.

Пушкин живо интересуется историческим прошлым своей страны, что вдохновило писателя на написание таких произведений, как «Борис Годунов», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава». К тридцатым годам этот интерес обострился, так как именно в это время крестьянские волнения были отнюдь не редкостью.

Все чаще писатель обращается к теме русского бунта, крестьянской революции. В романе «Капитанская дочка» он глубоко и исторически верно раскрывает причины, ход и характер Пугачевского бунта.

Автор справедливо считает, что причины русского бунта – в крепостном гнете, безграничной жестокости и самовластии правителей той местности, где эти бунты возникали, в несправедливой политике царя и его правительства, касающейся нерусских народностей на юге Урала. В главе «Пугачевщина» А.С.

Пушкин устами  Петра Гринева, главного героя романа, рассказывает о положении в Оренбургской губернии. Она была обширна, населяли ее «полудикие народы», которые совсем недавно признали владычество российских государей. От правительства требовался постоянный надзор, чтобы держать в повиновении эти народы.

Часто среди них возникали возмущения, разного рода недовольства, они были глухи к законам и гражданской жизни. На Оренбургской земле строились крепости, заселенные казаками.

Однако яицкие казаки, которые должны были охранять спокойствие и безопасность края, сами представляли для правительства неспокойных и опасных подданных.

Петр Гринев, рассказчик и участник Пугачевского бунта, по долгу службы оказался в одной из отдаленных крепостей Оренбургской губернии. Однажды комендант Белогорской крепости получил письмо от генерала, в котором он сообщал о сбежавшем донском казаке Емельяне Пугачеве, который назвал себя  императором Петром III и, собрав шайку, производил грабежи и убийства.

Генерал приказывал коменданту принять меры к отражению или уничтожению самозванца. Но капитан Миронов догадывался, что мятежник силен и сдержать его будет непросто.

Когда же Пугачев со своим отрядом подошел к воротам крепости, то легко смог взять их штурмом, и, хотя Иван Кузьмич  звал своих солдат в бой, «обробелый гарнизон не тронулся», поэтому мятежники оказались в крепости. Простой народ везде радостно встречал бунтаря, как своего победителя. Не стала исключением встреча и в Белогорской крепости.

В течение трех часов жители и бывшие защитники крепости присягали Емельяну Пугачеву, который объявлял каждому присягнувшему прощение и принимал в свою шайку. Тех, кто отказался перейти на сторону мятежника, повесили.

Остался верен своей клятве, данной императрице, Иван Кузьмич, повесили рядом с комендантом Ивана Игнатьича, зарубили саблей Василису Егоровну, чуть не казнили Петра Гринева, который тоже отказался служить лжеимператору, и,  если бы не  Савельич, который бросился на спасение барского сына, висеть бы герою на плахе рядом с капитаном Мироновым. Бунт оставил сиротой Машу Миронову. Много несчастья принесла она в крепость.

По дороге в Оренбург Емельян Пугачев пополнял свое войско новыми людьми, которые присоединялись к нему, а сейчас стекались все к городу, как к злодейскому гнезду. Однако бунтующие деревни приходили в повиновение при виде войска, шайки мятежников бежали, иногда даже раньше, чем до них доходили войска.

Освободили и Оренбург, разбив отряды Пугачева, но самозванец, сбежав, заручился поддержкой рабочих сибирских заводов и вновь начал разбойничать. Он разорил многие сибирские крепости, взял Казань и направлялся в Москву. Армия шла по следам Пугачева. Гринев с горечью говорит, что по дороге они видели разоренные селенья.

Нигде не было правления, помещики скрывались от мятежников в лесах, шайки зверствовали повсюду, начальники некоторых отрядов казнили и миловали по своему усмотрению. Состояние всего края было ужасно. Глядя на эту картину Гринев восклицает: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Этим автор хочет подчеркнуть, что стихийные восстания с не совсем ясными целями и без определенного плана ни к чему хорошему не приводят.

По моему мнению, А.С. Пушкин показал русский бунт объективно и правдиво. Он не старался идеализировать ту или иную сторону конфликта, а также не пытался принизить значение этого события в истории нашей страны.

Сочинение: Русский бунт в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин) | Литрекон

(383 слова) Фраза о бессмысленном и беспощадном русском бунте с лёгкой руки Александра Сергеевича Пушкина «ушла в народ» и стала крылатой. Мы используем её до сих пор, но особенно актуальной она была во времена восстания Емельяна Пугачёва, который выдавал себя за покойного императора. В том числе об этом повествуется в «Капитанской дочке».

Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачёва носило, как я думаю, стихийный характер. Хотя у донского казака был чин офицера, и Пугачёв участвовал в двух войнах, он не стремился стать военным по профессии. Ему по душе пришлась роль предводителя народного мятежа.

При этом Пушкин не имел целью изображение бунтовщиков как однозначно отрицательных героев. Пугачёв, например, проявляет и мудрость, и великодушие, и решительность, и жестокость. Он выступает как отзывчивый провожатый, готовый прийти на помощь. Он же и Пётр III – самозванец, самопровозглашённый император.

Он и преступник, схваченный и посаженный в клетку. Все эти черты создают портрет предводителя, которого отличали сильная воля и вместе с тем внутренние противоречия. Пугачёв грабил и убивал без сожаления и вдруг оказывался милосердным.

Конечно, он понимал, что когда-нибудь бунтовщиков приговорят к смерти, но не мог оставаться равнодушным, мириться с несправедливостью.

Когда мы впервые видим Пугачёва, он спасает Петра Гринёва и Савельича, указывает им верную дорогу. Уже тогда о нём можно было сказать, что он вожак. Но в то время он чувствовал обречённость. Не случайно Пугачёв рассказал своим невольным спутникам легенду об орле и вороне.

Первому суждено было прожить на свете только тридцать лет и три года, второму – практически целую вечность. Но орёл питался кровью, а ворон – падалью. Очевидно, лжеимператор считал, что лучше насладиться короткой и интересной жизнью, чем смириться с жалким существованием.

Таковы большинство крестьян, которые организовали восстание и поддержали его. Они не могут жить в неволе и не видят иных путей вырваться из узды, кроме восстания. И этот бессмысленный, обречённый на провал бунт становится поистине беспощадным. Вот почему Пушкин в подробностях описывает сцену казни на территории Белогорской крепости.

Читатель обескуражен. Так кто же всё-таки эти люди? Безжалостные убийцы или бесправные рабы, которые в безвыходном положении взялись за оружие?

По моему мнению, дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно. С одной стороны, крестьяне жертвовали самым дорогим во имя свободы и оставались милосердными по отношению к тем, кто не делал им зла. С другой – в пылу ярости они не останавливались не перед чем и жестоко расправлялись с теми, кто не разделял их взгляды.

Виктория Арутюнян

Конспект " Тема "русского бунта" и образ Пугачева" в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

  • Урок 19
  • Тема «русского бунта» и образ Пугачева
  • Цель урока
  • Выяснить, как учащиеся поняли роман
  • Выяснить суть взаимоотношений Пугачева и Гринева;
  • Показать противоречивость и обреченность характера Пугачева;
  • Развивать умение школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом;
  • Развивать навыки аргументированного устного выступления, умения задавать вопросы, отвечать на вопросы, возражать, дополнять.
  • Воспитание милосердия, честности.

Словарная работа: милосердие и жестокость, беспощадность, обреченность, отсутствие смирения, великодушие, нравственный выбор.

Методика урока: Аналитическая беседа, индивидуальные задания. Формы: коллективная, частично групповая, индивидуальная. Технологи: ИКТ, сотрудничества.

Урок проводится в форме семинарского занятия, получившего в литературе название “Конференция однородных групп”.

Данная инсценировка направлена на достижение многих целей: решение теоретических и практических проблем, формирование умений сотрудничать в группе при их обсуждении.

Во время занятий школьники учатся выделять проблему и доказывать ее актуальность, ясно и точно излагать мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дополнять, возражать.

Ход урока.

1. Вступление.

Ребята, согласитесь, что в наши дни книга уже не единственный источник знаний. Она перестала быть и развлечением: телевизор, компьютер не требуют душевного напряжения для создания виртуальных миров. А вот книга – это инструмент душевной работы, без которой становление личности уродливо и бедно.

Книга – письмо, адресованное всем и каждому, хранящее жар души автора. Но заговорит она тогда, когда встретится с теплом души читателя, и заживут, задвигаются и задышат, начнут страдать и любить, жить и умирать – в который раз! – хранимые книгой образы.

Не всегда легко, а иногда невероятно трудно, расшифровать это послание, а потом и понять, что важного и нужного оно говорит.

Сегодня мы будем анализировать, расшифровывать образы “Капитанской дочки” А. С. Пушкина.

ИТАК, 10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более, что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке.

2. Основная часть.

В тетрадях запишем тему урока и эпиграф, принадлежащий Н. В. Гоголю: “В “Капитанской дочке” все не только самая правда, но еще как бы лучше ее”. (Каждая группа работала над одним из образов романа Пушкина. Это было задание на дом).

1. Биографическая справка о Емельяне Пугачеве (индивидуальные сообщения учащихся).

– Емельян Пугачев родился в станице Зимовейской Донской губернии. Отец – Иван Михайлович Пугачев, скончался в 1762 году, мать – Анна Михайловна в 1771 году. Фамилия Пугачев произошла от прозвища деда – Михаила Пугача.

В семье, кроме Емельяна, был брат – Дементей, и две сестры – Ульяна и Федосья. Как указывал на допросе сам Пугачев, семье его принадлежала к официальной православной вере, в отличие от большинства донских и яицких казаков, придерживающихся старой веры.

Читайте также:  Анализ рассказа «подснежник» (и. бунин)

На службе находился с 18 лет, в 19 лет женился на Софье Дмитриевне Недюжевой, казачке станицы Есауловской. С 1763 по 1767 год Пугачев проходил службу в своей станице, где у него в 1764 году родился сын Трофим, а в 1768 году – дочь Аграфена.

В перерыве между рождением детей Пугачев был командирован в Польшу с командой есаула Елисея Яковлева для поиска и возвращения в Россию бежавших старообрядцев.

После отвода войск на зимние квартиры в Елизаветград в 1771 году, Пугачев заболел («…и гнили у него грудь и ноги»). Полковник Кутейников направил его на Дон в составе команды из 100 казаков для замены лошадей.

По причине болезни Пугачев не мог вернуться обратно, нанял замену – «Глазуновской станицы (на реке Медведице) казака Бирюкова, коему за то дал две лошади с седлами, саблю, бурку, зипун синий, харч всякой и денег двенадцать рублев».

Сам же направился в войсковую столицу Черкасск проситься в отставку. В отставке ему отказали, предложив лечиться в лазарете или самостоятельно.

Пугачев предпочел лечиться самостоятельно, после чего направился повидать свою сестру Феодосию с затем Симоном Павловым в Таганрог, где тот проходил службу. В разговоре с зятем Пугачев узнал, что тот с несколькими товарищами хочет бежать со службы, и вызвался помочь ему.

После поимки Павлов рассказал об обстоятельствах побега. В результате чего Пугачев вынужден был скрываться, был неоднократно задержан и бежал, неудачно пытался перебраться на Терек.

В ноябре 1772 года Пугачев скрывается в старообрядческом ските Введения Богородицы, у настоятеля Филарета, от которого услышал о произошедшем волнении в Яицком войске. Через несколько дней в конце ноября – в начале декабря Пугачев отправился в поездку за рыбой в Яицкий городок, где встретился с одним из участников восстания 1772 года Денисом Пьяновым.

В разговоре с ним Пугачев впервые назвал себя спасшимся Петром III и обсуждал возможность организации побега скрывающихся участников восстания на Кубань. По возвращении в Мечетную слободу по доносу бывшего с ним в поездке крестьянина Филиппова Пугачева арестовали и направили для проведения следствия сначала в Симбирск, а затем в январе 1773 года в Казань.

По дороге ему удалось бежать.

2. Первая встреча с Гриневым. Глава «Вожатый».

. “Каким предстаёт Гринёв в истории с вожатым?” (Зачитываются некоторые работы).

Как мы видим, Пушкин использует в данном эпизоде весьма значимые детали: заячий тулуп, обращение дворянина к мужику – БРАТ, обращение, в котором отсутствует какая-то ни была социальная иерархия. Савельич совершенно по-хамски тычет пальцем в наготу Пугачёва, дескать, пропьёт, собака, барский заячий тулуп в первом же кабаке.

В противовес ему – позиция Гринёва: но ведь этот бродяга ведь тоже человек, ему же холодно. Савельич оценивает ситуацию с практической точки зрения, Гринёв – с точки зрения христианской морали, милосердия, благодарности. Ведь все мы под Богом ходим, это милосердие не корысти ради, а ради Бога.

 И поэтому отношения пушкинских героев развиваются в дальнейшем исключительно в этой плоскости.

– Итак, Гринёв и Пугачёв расстаются довольными друг другом. Гринёв отправляется в Белогорскую крепость, а Пугачёв – собирать войско.

3. Вторая встреча Гринева и Пугачева.

1. Просмотр отрывка из кинофильма.

  • Проявление каких черт Пугачева мы наблюдаем в главе VII «Приступ»?

– Жестокость – “Унять старую ведьму!”,

– беспощадность – “Вешать его!”,

– милосердие, благодарность – за тулуп или за БРАТА? – сохранил жизнь Гринёву).

ВЫВОД: Противоречивость натуры Пугачева.

  • Чтение отрывка «Есть упоение в бою…»

Есть упоение в боюИ бездны мрачной на краю, И в разъярённом океане,Средь грозных волн и бурной тьмы,И в аравийском урагане,И в дуновении Чумы.Всё, всё, что гибелью грозит,Для сердца смутного таитНеизъяснимы наслажденья -Бессмертья, может быть, залог!И счастлив тот, кто средь волненьяИх обретать и ведать мог.

А.С. Пушкин “Пир во время чумы”

Как соотносятся эти слова с изображением вождя народного восстания? (Есть люди, которые рассматривают жизнь как завораживающую игру со смертью, которые видят в постоянном риске некое упоение, кто не рисковал, тот, может быть, и не жил. Это натуры крайне противоречивые, сложные и необычайно сильные. Конечно, такие личности довольно редки, но они, появляясь, как правило, играют весьма значительную роль и истории. Именно таким человеком и был Емельян Пугачёв.)

  • Анализ сцены откровенного разговора Гринева и Пугачева (глава VIII «Незваный гость»)

– Какие качества Гринева импонируют Пугачеву?

ВЫВОД: Пугачёву импонирует открытость, честность Гринёва. Он наверняка хотел бы иметь в своём окружении такого человека, как Гринёв.

Работа в группах:

  1. группа: А может быть, Пугачев и в самом деле чудом воскресший царь ПетрIII?

Ответ: 1. не умеет читать (гл.Разлука)

2. лексика простонародная (пословицы и поговорки, калмыцкая сказка, «авось, исхожена, изъезжена)

– Какие ещё качества Пугачева раскрываются в главе «Разлука»? Великодушие (- “Казнить – так казнить, миловать – так миловать!”), пожаловал Гринёву лошадь и тулуп. (Долг платежом красен).

4. Третья встреча Гринева и Пугачева (Глава XI «Мятежная слобода» и XII «Сирота»)

2. группа: В каких сценах повести показано, что Пугачёв понимает свою обречённость, что скорая страшная гибель неминуема?

  1. Ответ:
  2. – когда Гринёв слышит песню, которую поют Пугачёв и его сподвижники – “люди, обречённые виселице, поют о виселице”
  3. – когда говорит, что люди ненадёжны, спасут себя, предав его.
  4. – когда Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку (отсутствие смирения)

2. Просмотр отрывка из кинофильма.

  • Да, сказка… С кем сравнивает себя Пугачев?
  • Что он хочет сказать этим Гриневу?
  • А Пушкин с кем сравнивает Пугачева, судя по эпиграфу?

3. группа: Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачёва, желание спасти его.

Ответ:

(“Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью столь невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле. “Емеля, Емеля! – думал я с досадою, – зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь:” Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни.”)

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ:

Конечно же, никакой Пугачев не царь – это знают и понимают и Гринев, и Пугачев. И то, что Пугачев обречен, тоже понимают оба. Отсюда и постоянная боль Гринева за Пугачева. Но и сам факт присутствия и общения Гринева с Пугачевым как бы постоянно приглашает последнего покаяться.

Эта назойливо открытая возможность мучительна для Пугачёва, как кровоточащая рана. Но приносит она одновременно с собой и облегчающее умиротворение. “Слушай, – продолжал я, видя его доброе расположение. – Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу…

Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет.

А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души.” Гринев просит, почти требует: Пугачев, будь человеком, доведи до конца доброе дело, которое ты начал. Уже и не важно то, кто ты есть на самом деле и какие опасные игры играешь ты с людьми и с историей…

И Пугачёв понимает, что есть кто-то в мире, чья молитва о буйной его головушке вечной, несгорающей свечкой будет гореть перед Богом! Значит, уже не “кровопийца” только!.. Суровая душа Пугачева была тронута.)

5. Четвертая встреча Гринева и Пугачева

. Найдите в тексте повести сцену казни Пугачёва и предложение о его последнем взгляде. От чьего имени оно написано? Какие чувства испытывает Пётр Гринёв в этот момент? – происходит молчаливый диалог, в котором боль и сострадание, прощение и сочувствие.

3. Просмотр эпизода фильма – казнь Пугачёва.

– Какие новые черты мы видим в Пугачёве? (Он попросил прощения, а люди простили — ХРИСТИАНСКОЕ МИЛОСЕРДИЕ),

3. Подведение итога урока.

Что лежит в основе взаимоотношений Пугачёва и Гринёва? (Милосердие)

М. Цветаева, поэтесса XX столетия, в своём очерке “Мой Пушкин” так оценивала взаимоотношения Пугачёва и Гринёва:

“От Пугачёва на Гринёва шла могучая чара: Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя её круглой сиротой: такого любить – никакая благодарность не заставит. А чара – и не то заставит, заставит и полюбить того, кто на твоих глазах зарубил самое любимое, девушку.

Чара: скроет от тебя всё злодейство врага, всё его вражество, оставляя только одно: твою к нему любовь. Чара дана и пронесена сквозь все встречи, она дана в магической внешности Пугачёва: Чара – в его чёрных глазах и чёрной бороде, чара в его усмешке, чара – в его опасной ласковости.

Чара – в его напускной важности:

В “Капитанской дочке” Пушкин под чару Пугачёва попал и до последней строки из-под неё не вышел”.

– Как М.Цветаева определяла суть отношений между Пугачёвым и Гринёвым? (Наверное, необходимо понять значение слова ЧАРА)

– Согласны ли вы, что Пушкин в лице Гринёва так не вышел из-под магического влияния Пугачёва, внутренне соглашаясь с ним во всех его поступках? (Вспомним, что ответил Гринёв Пугачёву после калмыцкой сказки и за кем осталось последнее слово? Чьи это слова: семнадцатилетнего Петра Андреевича или самого автора? Нравственный выбор Гринёва вполне ясен: “Жить убийством и разбоем – значит, по мне, клевать мертвечину”.)

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое жизненные ценности» по тексту Шахназарова

4. Подведение итога урока.

“Капитанская дочка” оказалась своеобразным “завещанием” Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа.

“Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” – предостерегающе восклицает поэт. Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно.

И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении. Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром.

В нашем материальном мире, в решении проблем экономических и политических большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо больше.

  1. Домашнее задание подготовить цитатный материал к образам Пугачева и Гринева.

Тема русского бунта в повести Пушкина “Капитанская дочка”

В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин изображает историческое прошлое русского народа. Многолетние угнетения и притеснения привели к тому, что тысячи крепостных двинулись на своих обидчиков. Бунт Пугачева был настолько сильным, что просто сносил все со своего пути: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”.

В “Капитанской дочке” народ выступает как активный участник изображаемых событий. Пушкин пишет: “…облако между тем обратилось в белую точку, которая тяжело подымалась, росла и постепенно

облегала все небо. Ветер завыл, пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло…”.

Подобно метели, русский бунт начинается с мелких недовольств, но постепенно набрает силу и выливается в жестокое и беспощадное восстание. Емельян Пугачев изображен в повести не кровожадным бунтарем, каким его показывали современные Пушкину историки, а талантливым и смелым представителем русского крестьянства. Но и он вынужден прибегать к жестокости.

Однако Пушкин далеко не идеализирует крестьянское восстание, ибо оно повлекло

за собой разбой, зло, страдания тысячи людей. Бунтари жестоко расправляются с теми, кого они считают угнетателями крестьян. Для них не существует хороших помещиков, дворян и представителей власти. Я думаю, что в “Капитанской дочке” Пугачев и его сподвижники прекрасно понимают свою обреченность. Это становится понятным в тот момент, когда все запели “заунывную бурлацкую” песню “Не шуми, мати зеленая дубравушка”. В этой песне рассказывается о “добром молодце”, простом крестьянском сыне, оказавшимся на допросе у самого царя.

И пришлось ему ответ держать за свою разбойную жизнь. За это государь наградил героя “середи поля хоромами высокими, что двумя ли столбами с перекладиной”.

Здесь речь идет о виселице, на которую обречены попасть каждый из собравшихся. На мой взгляд, А. С. Пушкин показывает восстание Пугачева объективно.

Здесь также нет лукавства или идеализации, как и как и принижения значения и причин этого события.

(1 votes, average: 5.00

Русский бунт и безмолвие народа в произведениях А. С. Пушкина

В своих произведениях А.С. Пушкин часто затрагивал социальные проблемы, в том числе, – отношения общества и власти. Идеи для сюжетов он черпал как из реалий современного ему времени, так и из прошлого. Знаменитый поэт давал разные оценки народному поведению в переломные моменты русской истории. Известная драма «Борис Годунов» (написанная под влиянием трагедий У. Шекспира) заканчивается фразой, которая стала крылатой не только в литературе, но и общественной жизни – «Народ безмолвствует».

Именно так, в представлении Пушкина, отреагировали жители Москвы на известие о трагической гибели детей Годунова, которые могли быть наследниками царского престола.

И хотя в пьесе представители народа постоянно оказываются в эпицентре событий, тем не менее, простые люди, по мнению Пушкина, никак не влияют на происходящее.

Все интриги, закулисная борьба за власть, а также военная кампания против Лжедмитрия ведутся и направляются честолюбивыми боярами, каждый из которых, предвидя падение Годунова, метит в цари.

Совершенно иначе представлен народ в романе «Дубровский» и повести «Капитанская дочка». Сюжет первого произведения основан на реальном событии – бунте крестьян во главе с помещиком, в котором легко угадывается Дубровский.

В этом романе крестьяне вместе со своим господином безжалостно грабят помещиков по всей губернии, наводя ужас по всей окрестности. Поразительна сцена поджога имения Дубровского: кузнец Архип, заперев приказчиков в горящем доме, с риском для жизни полез на крышу сарая спасать кошку.

Этот эпизод ужасен и удивителен одновременно, так как современный читатель вряд ли поймет своеобразную «доброту» взбунтовавшегося русского мужика.

А в повести «Капитанская дочка» Пушкин устами рассказчика, главного героя Петра Гринева, дает такую оценку пугачевскому восстанию: «…русский бунт – бессмысленный и беспощадный».

Автор на основе архивных документов в художественной форме воспроизвел ужасы разорения российских губерний в результате крестьянской войны: пожары, всеобщая нищета, голод, произвол как разбойников, так карательных отрядов, которые «самовластно наказывали виноватых и безвинных».

Сам Пугачев ужасен и интересен одновременно, и это заставляет читателя задуматься о том, насколько неоднозначна и противоречива оценка Пушкина социальных потрясений и народных движений в России.

Бердникова Елена. Исторический факт и его художественное воплощение. История Пугачевского бунта и Капитанская дочка А.С.Пушкина

Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!

А.С.Пушкин

                                        Введение

К написанию “Истории Пугачевского бунта” Александра Сергеевича Пушкина, безусловно, подтолкнул неудачный исход восстания декабристов, в числе которых были его друзья, а также волнения крестьян и военных поселенцев в 1830 г., снова обостривших вопрос о крепостном праве. Как человека и гражданина это не могло оставить Пушкина равнодушным. Поэтому в 1833 г. он добился разрешения на четырехмесячную поездку по местам пугачевского восстания – Оренбургской и Казанской губерниям.   Пушкин изъездил места восстания Пугачева, собирая данные и опрашивая еще живых стариков-свидетелей. Затем заехал в Болдино. Здесь он и начал работать над ”Историей Пугачевского бунта”. 20 октября Пушкин вернулся в  Петербург.       “История…” была закончена.     Но на этом он не остановился, теперь его целью стало написание художественного романа с захватывающим сюжетом, утверждающим связь между двумя социальными группами. Так в том же 1833 году было написано одно из лучших прозаических произведений Пушкина – ”Капитанская дочка”. Пугачевщина должна была явиться предостережением для дворянства, которое не видело необходимости новых форм связи с крестьянством.  “Капитанская дочка” – одно из наиболее совершенных и глубоких созданий Пушкина – неоднократно была предметом исследовательского внимания. В обширной литературе вопроса особо следует выделить ряд исследований Ю.Г.Османа, в частности, «От «Капитанской дочки» А.С. Пушкина к «Запискам охотника» И.С.Тургенева» и главу в книге Г.А.Гуковского «Пушкин и проблема реалистического стиля». Архивные разыскания и публикации документов, равно как и тонкий анализ идейного содержания романа в работах Ю.Г.Османа, производимый на обычном для зтого исследователя широком идеологическом фоне, и рассмотрение художественной природы романа, его места в истории формирования пушкинского реализма в книге Г.А.Гуковского составляют высшие достижения советского литературоведения в этой области. И если те или иные положения этих работ могут стать предметом научного спора, то это не умаляет их значения как основы для любого дальнейшего углубленного анализа пушкинского произведения. Ряд глубоких замечаний можно найти в работах Б.В,Томашевского, В.Б.Шкловского, Д.П.Якубовича, Е.Н.Купреяновой, Н.К.Пиксанова, Д.Д.Благого, Ю.М.Лотмана и других.

Это, однако, не означает, что проблематика “Капитанской дочки” исследована до конца. Более того, многие кардинальные вопросы позиции Пушкина в “Капитанской дочке” все еще продолжают оставаться дискуссионными. Таково, например, истолкований знаменитых слов о “русском бунте”. Если Ю.Г.

Осман считает их своеобразной данью цензурным условиям, воспроизведением охранительной точки зрения (равной взглядам Дашковой и Карамзина), разоблачаемой всем ходом повествования, вызывающего читательское сочувствие Пугачеву, то другой авторитетный знаток творчества Пушкина, Б.В.

Томашевский, писал: “Оставленная в тексте романа сентенция отнюдь не вызывалась необходимостью изложения событий. Что же касается до взглядов Гринева, как героя романа, на Пугачева и крестьянское движение, то Пушкин отлично охарактеризовал их в других более четких словах и в самом ходе действия.

Если он сохранил эту фразу, то потому, что она отвечала собственной системе взглядов Пушкина на крестьянскую революцию. За этой фразой не кроются ни презрение к русскому крепостному крестьянству, ни неверие в силы народа, ни какие бы то ни было охранительные мысли.

Эта фраза выражает, что Пушкин не верил в окончательную победу крестьянской революции в тех условиях, в которых он жил”.      

В “Капитанской дочке” Пушкин использовал факты, собранные во время работы над “Историей…”.  , лишь с тем отличием, что из простого изложения фактов он сделал повествование.

Часть 1. Жанровые особенности произведений.

В 1831 году Пушкин зачисляется на службу в качестве «историографа» и получает разрешение работать в архивах. Он настойчиво экспериментирует с прозаическими жанрами, неустанно ищет новые формы литературы. В письме В.Д. Вольховскому он пишет: « Посылаю тебе моё последнее сочинение, «Историю Пугачёвского бунта». Я старался в нём исследовать военные тогдашние действия и думал только о ясном их изложении…»  Безусловно, «История…» написана в жанре исторического исследования, сухим сжатым языком. П.В. Анненков  свидетельствует: «Рядом с своим историческим трудом Пушкин начал, по неизменному требованию артистической природы, роман «Капитанская дочка», который представлял другую сторону предмета – сторону нравов и обычаев эпохи. Сжатое и  только по наружности сухое изложение, принятое им в истории, нашло как будто дополнение в образцовом его романе, имеющем теплоту и прелесть исторических записок».                      В нашем сравнительном исследовании мы будем придерживаться определения самого Пушкина жанра  «Капитанской дочки» как романа, исходя из определения, данного в «Большом энциклопедическом словаре»: «Роман – литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в её отношении к окружающему миру, на становлении, развитии её характера и самосознания. Роман – эпос нового времени; в отличие от народного эпоса, где индивид и народная душа нераздельны; в романе жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные, но «частная» внутренняя жизнь индивида раскрывается в нём «эпопейно», т.е. с выявлением её общезначимого и общественного смысла. Типичная романная ситуация – столкновения в герое нравственного и человеческого (личностного) с природной и социальной необходимостью. Поскольку роман развивается в новое время, где характер взаимоотношений человека и общества постоянно меняется, постольку его форма по существу является «открытой». Основная ситуация всякий раз наполняется конкретно-историческим содержанием и находит воплощение в различных жанровых модификациях. В1830-х годах начинается классическая эпоха реалистического социально- психологического романа» . И хотя в словаре не называется ни имя А.С.Пушкина, ни его произведение «Капитанская дочка», мы, исходя из определения, со всей очевидностью называем А.С. Пушкина родоначальником жанра реалистического социально-психологического романа.

  • Часть 2. Сравнительный анализ «Истории Пугачёвского бунта» и романа «Капитанская дочка»
Читайте также:  В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?

Сочинение на 5.Ру

Сочинение на тему: Русский бунт в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Попытаемся выяснить, почему Александр Сергеевич Пушкин в повести «Капитанская дочка» вновь обратился к событиям 1773-1774 годов. Ведь он уже исследовал то время в «Истории Пугачевского бунта». Война 1812 года породила необычайный моральный подъем во всех слоях российского общества.

В какой-то момент крестьяне и помещики, дворяне и мещане, солдаты и офицеры объединились для достижения общей цели — победы над захватчиком Наполеоном. А та часть простого русского народа, которая обрела во время Отечественной войны малую толику самоуважения и веры в свои силы, была опять закована в рабские кандалы крепостного права.

Но подавление чувств и свобод не может продолжаться до бесконечности. Это чревато взрывом! Тому пример — восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

О страшном русском бунте — «бессмысленном и беспощадном», с точки зрения доброго и порядочного человека, — рассказывает нам А. С. Пушкин в своей повести «Капитанская дочка». Зачинщиками беспорядков выступили яицкие казаки. Казачество — это особый пласт российского общества.

В силу сложившейся исторической традиции они являлись одновременно и крестьянами, и воинами. Удаленность от центра страны, наличие в их руках оружия, собственные законы казацкой вольницы и труд на своей земле сформировали особенности их характера.

Екатерина Вторая, занимаясь государственным устройством, решила урезать права казаков. С того самого времени и началось стихийное брожение в станицах.

Пушкин говорит об этом следующее: «…яицкие казаки, долженствовавшие охранять спокойствие и безопасность сего края, с некоторого времени были сами для правительства неспокойными и опасными подданными.

В 1772 году произошло возмущение в их главном городке. Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал-майором Траубенбергом, дабы привести войско к должному повиновению.

Следствием было варварское убиение Траубенберга, своевольная перемена в управлении и, наконец, усмирение бунта картечью и жестокими наказаниями». Автор покажет нам, что это были за наказания. Бунтовщикам отрубали уши, носы — и это в лучшем случае. В основной массе им доставались «два столба с перекладиной».

Конечно, после такого усмирения ненависть разгорается с новой силой. Жестокость может породить только более страшную жестокость.

Мне кажется, что Пушкин впервые в русской литературе сделал попытку, конечно, не оправдать беспощадность крестьянской войны, но понять истоки ее возникновения. Обычно ненависть застилает глаза всем участникам конфликта.

А в изложении Пушкина его герои, Гринев и Маша, после убийства четы Мироновых испытывают только боль и некоторое удивление от такой жестокости. Они как бы разрывают цепь взаимной ненависти. Этого не мог не оценить предводитель бунтовщиков.

Я думаю, все милости, которыми осыпал Емельян Пугачев Гринева, случились именно потому, что Петруша увидел в страшном злодее сильного, умного и по-своему несчастного человека. А Пугачев сумел рассмотреть в барском сыночке чистую душу и верное сердце.

Они не могли понять друг друга, но смогли почувствовать взаимное уважение. Именно эту мысль хотел донести Пушкин до своих современников, но, к сожалению, мало кто из них ее услышал.

Кроме исследования причин жестокости и беспощадности русского бунта Пушкин показывает читателям слабости этого движения. Цели у казаков весьма неопределенные. Они бьются просто потому, что обижены представителями власти. Самородок Пугачев придумал для своих людей сказку о том, что государь-император Петр Федорович Божьим чудом спасся от убийц.

Таким образом, он ловил сразу двух зайцев: во-первых, приводил в повиновение казацкую вольницу, а, во-вторых, ставил перед бунтовщиками определенную, не лишенную видимого благородства цель — вернуть на престол законного царя-батюшку. Такая наивная и печальная история.

С юмором описывает Пушкин взаимоотношения при дворе самозванца, попытки превратить избу во дворец, а разгульных казаков — в чинных «господ генералов». Но, как сказал поэт: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Сам Емельян Пугачев с горечью понимает всю обреченность данного предприятия.

Его доблестное воинство в основном состоит из пьяниц и воров: «…мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою», — сказал Пугачев Петру Гриневу. Так оно и вышло.

А. С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» пытался предостеречь своих современников и потомков словами очевидца кровавой драмы: «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный».

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

1. «Русский бунт» в изображении Пушкина. ( по роману «Капитанская Дочка»

Тема «русского
бунта» нашла свое отражение в нескольких
произведениях русской литературы, но,
несомненно, свое начало в литературе
XIX века она берет с романа А.С. Пушкина
«Капитанская дочка».
        
Работая над этим произведением, писатель
пользовался многочисленными историческими
источниками, совершил поездку по местам
пугачевского бунта, записывал рассказы
очевидцев.

В «Капитанской дочке» перед
нами предстает Пушкин – художник,
раскрывающий тему народного «бунта» в
высшей степени художественно. Пейзажная
зарисовка – описание разбушевавшейся
стихии, бурана – является грозным
предзнаменованием другой, не менее
грозной, стихии –– народного бунта.

Снежный буран предсказывает те страшные
события, которые скоро всколыхнут
Россию, – войну под предводительством
Пугачева. В центре внимания Пушкина
оказывается личность самого Е.Пугачева.
Этот человек изображается писателем
не только как монументальная политическая
фигура, но и как человек со всеми своими
достоинствами и недостатками.

        
«Не приведи бог видеть русский бунт,
бессмысленный и беспощадный», – говорит
Пушкин в повести «Капитанская дочка».
Действительно, нельзя без содрогания
читать, как восставший народ, руководимый
Пугачевым, ведет себя как обезумевшая
толпа. Пугачевское войско грабит и
убивает людей.

Так, ворвавшись в
Белогорскую крепость, убивает отказавшихся
дать присягу, в том числе – несчастного
коменданта крепости Ивана Кузьмича;
убивают жестоко, через повешение,
всенародно. Народный бунт для Пушкина-
процесс неизбежный, но бесперспективный.

 2. «Хорошее
отношение к лошадям Маяковского»: художественное
своеобразие и идейный смысл.

Мне кажется, что
нет и не может быть людей, равнодушных
к поэзии. Когда мы читаем стихотворения,
в которых авторы делятся с нами своими
мыслями и чувствами, рассказывают о
радости и печали, восторге и скорби, мы
страдаем, переживаем, мечтаем и ликуем
вместе с ними.

Я думаю, что столь сильное
ответное чувство пробуждается у людей
при чтении стихотворений потому, что
именно поэтическое слово воплощает в
себе самый глубокий смысл, наибольшую
емкость, максимальную выразительность
и необычайной силы эмоциональную
окраску.     Еще В. Г.

Белинский
отмечал, что лирическое произведение
нельзя ни пересказать, ни растолковать.

Читая стихи, мы можем лишь раствориться
в чувствах и переживаниях автора,
насладиться красотой создаваемых им
поэтических образов и с упоением слушать
неповторимую музыкальность прекрасных
стихотворных строк.

    Благодаря
лирике мы можем понять, почувствовать
и узнать личность самого поэта, его
душевный настрой, его мировоззрение.     Вот, например, стихотворение
Маяковского “Хорошее отношение к
лошадям”, написанное в 1918 году.

Произведения этого периода носят
бунтарский характер: в них слышны
насмешливые и пренебрежительные
интонации, чувствуется стремление поэта
быть “чужим” в чуждом ему мире, но мне
кажется, что за всем этим скрывается
ранимая и одинокая душа романтика и
максималиста.

Страстная
устремленность в будущее, мечта о
преображении мира — основной мотив
всей поэзии Маяковского. Впервые
появившись в ранних его стихах,
видоизменяясь и развиваясь, он проходит
через все его творчество. Поэт отчаянно
пытается обратить внимание всех живущих
на Земле людей на волнующие его проблемы,
разбудить обывателей, не имеющих высоких
духовных идеалов.

Он призывает людей
сострадать, сопереживать, сочувствовать
тем, кто находится рядом. Именно равнодушие
обличает поэт в стихотворении “Хорошее
отношение к лошадям”. По-моему, никто
не может так выразительно, как Маяковский,
всего лишь в нескольких словах описать
обычные явления жизни. Вот, например,
улица.

Поэт использует всего шесть слов,
а какую выразительную картину рисуют
они!

  • Ветром опита,
  • льдом обута,
  • улица скользила.

    Читая
эти строки, я наяву вижу зимнюю, продуваемую
ветрами улицу, ледяную дорогу, по которой
скачет лошадь, уверенно цокая копытами.
Все движется, все живет, ничто не находится
в покое.     И вдруг упала
лошадь.

Мне кажется, что все, кто рядом
с ней, должны замереть на миг, а потом
сразу броситься на помощь.

Я хочу
крикнуть: “Люди! Остановитесь, ведь
рядом с вами кто-то несчастен!” Но нет,
равнодушная улица продолжает движение,
и лишь
    за зевакой зевака,

  1.     штаны
    пришедшие Кузнецким клёшить,
  2.     сгрудились,
  3.     смех
    зазвенел и зазвякал:
  4.     — Лошадь
    упала!

   Упала
лошадь!..

Ссылка на основную публикацию