Образ Софьи в комедии «Горе от ума»

Главная страницаГоре от ума

Образ Софьи в комедии «Горе от ума»
Софья Фамусова.
Художник Н. Кузьмин

Юная красавица Софья Павловна Фамусова является одной из центральных героинь комедии “Горе от ума” Грибоедова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Софьи в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание личности и характера героини, ее отношений с Чацким и Молчалиным.

Характеристика Софьи в комедии “Горе от ума”, образ, описание (Софья Павловна Фамусова)

Полное имя героини — Софья Павловна Фамусова:
“…Софья Павловна, дочь его…” (цитата из списка действуюших лиц)Софья является единственной дочерью московского чиновника Фамусова, управляющего в каком-то государственном учреждении:
“…Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте…

” (цитата из списка действуюших лиц) Возраст Софьи Фамусовой – 17 лет:
“В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…” (Чацкий о Софье, действие I явление 7)Софья — небедная невеста и дочь уважаемого в обществе человека:
“В угодность дочери такого человека…” (Молчалин о Фамусове, действие IV явление 12)“Кто беден, тот тебе не пара…

” (Фамусов о дочери, действие I явление 4)Она является хорошенькой, прелестной девушкой:
Да-с, а теперь, В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно, Неподражаемо, и это вам известно…” (Чацкий о Софье, действие I явление 7) “Как Софья Павловна у вас похорошела!..” (Чацкий о Софье, действие I явление 9)“Как хороша!..

” (Чацкий о Софье, действие I явление 9)Мать Софьи умерла, после чего девочку воспитывали отец и французская гувернантка:
Мать умерла: умел я принанять В мадам Розье вторую мать. Старушку-золото в надзор к тебе приставил: Умна была, нрав тихий, редких правил.

” (Фамусов о Софье, действие I явление 4)
Софья Фамусова получила традиционное дворянское домашнее образование, она научилась петь и танцевать, выучила иностранные языки:
“Уж об твоём ли не радели Об воспитаньи! с колыбели!..

” (Фамусов, действие I явление 4)“Дались нам эти языки!Берём же побродяг, и в дом, и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему —И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам! Как будто в жёны их готовим скоморохам.

” (Фамусов, действие I явление 4)Она любит музыку и играет на музыкальных инструментах — флейте и фортепиано:
…Когда ж печальное ничто на ум нейдёт, Забылись музыкой, и время шло так плавно…” (действие I явление 5) “…в спальню Софьи, откудова слышно фортопияно с флейтою…

” (слова автора, действие I явление 1) “То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано??.” (Фамусов слышит музыку в комнате Софьи, действие I явление 2)У Софьи много достоинств, по мнению Чацкого:
Быть может, качеств ваших тьму,Любуясь им, вы придали ему…

” (Чацкий о качествах Софьи, действие III явление 1)Софья любит читать французские книги (как и многие юные барышни того времени):
“Всё по-французски, вслух, читает запершись…” (Лиза о Софье, действие I явление 2) Софья является ветреной барышней, которая не дорожит никем из своих ухажеров, по мнению Чацкого:“…

Я очень ветрено, быть может, поступила, И знаю, и винюсь; но где же изменила?..” (Софья о своей влюбленности в Молчалина, действие I явление 5)“Ей всё равно, другой ли, я ли, Никем по совести она не дорожит…” (Чацкий о Софье, действие IV явление 10)“…Любила Чацкого когда-то, Меня разлюбит, как его…

” (Молчалин о Софье, действие IV явление 12)
Она называет себя решительной девушкой:
“…Молчите, я на всё решусь…” (Софья о себе, действие IV явление 12)“…Я криком разбужу всех в доме И погублю себя и вас…” (Софья о себе и Молчалине, действие IV явление 12)“Вы знаете, что я собой не дорожу…

” (Софья о себе, действие IV явление 12)
Софья не считает себя трусливой девушкой в повседневной жизни:
Однако о себе скажу,Что не труслива. Так бывает,Карета свалится, — подымут: я опятьГотова сызнова скакать;Но всё малейшее в других меня пугает…

(Софья о себе, действие II явление 9) 
Софья с детства знает главного героя пьесы — Александра Чацкого. Когда родители Чацкого умерли, Фамусов взял мальчика к себе на воспитание. В результате Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе и были друзьями:
“…

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой…” (Софья, действие I явление 5)
Софья когда-то была влюблена в Чацкого, но после его отъезда она увлеклась Молчалиным:
“…Я очень ветрено, быть может, поступила, И знаю, и винюсь; но где же изменила?..” (Софья о своей влюбленности в Молчалина, действие I явление 5)“…Любила Чацкого когда-то, Меня разлюбит, как его…” (слова Молчалина, действие IV явление 12) “…Молчалин! как во мне рассудок цел остался! Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!..” (Софья беспокоится о Молчалине, действие II явление 11)Чацкий проводит в путешествиях три года и внезапно возращается в Москву. Он надеется, что Софья по-прежнему любит его. Сам Чацкий признается ей, что все эти три года дышал и жил этой любовью к Софье:

“…Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, 

Которые во мне ни даль не охладила, 

Ни развлечения, ни перемена мест. 

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!” (Чацкий о своей любви, действие I явление 14)

Вернувшись в Москву, Чацкий признается Софье в том, что любит ее без памяти:
“…И всё-таки я вас без памяти люблю…” (действие I явление VII)
Софья же искренне влюблена в Молчалина и не замечает, что тот просто использует ее, чтобы продвигаться по службе.

В конце концов Софья узнает, что Молчалин ухаживает за ее служанкой Лизой, и разрывает с ним отношения:
“Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!..

” (Софья о Молчалине, действие IV явление 13)
Когда Софья узнает об обмане Молчалина, ей становится стыдно за свою доверчивость:
“Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.” (действие IV явление 12) “Не продолжайте, я виню себя кругом.

 Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!” (Софья о Молчалине, действие IV явление 13)

В этот же вечер Чацкий узнает, что его любимая Софья уже некоторое время влюблена в Молчалина и тайно встречается с ним. Чацкому неприятно, что Софья променяла его на Молчалина. 

Фамусов, не разобравшись в ситуации, решает, что у Софьи романтические отношения с Чацким, а не с Молчалиным. Старик называет дочь “страмницей” и “бесстыдницей” и упрекает ее в том, что этим она похожа на свою покойную мать. Разгневанный Фамусов отчитывает Чацкого и просит его больше не бывать у них:

“Дочь, Софья Павловна! страмница! Бесстыдница! где! с кем! Ни дать ни взять она, Как мать ее, покойница жена. Бывало я с дражайшей половиной 
Чуть врознь: — уж где-нибудь с мужчиной!” 
(Фамусов о дочери, действие IV явление 14)

Разъяренный Фамусов также собирается наказать дочь за ее легкомысленное поведение с     мужчинами, отправив ее в деревню к тетке в Саратов: 

“Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми. Подалее от этих хватов, В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…” (Фамусов — Софье, действие IV явление 14)
 

Разочаровавшись в Софье и в целом в высшем обществе, Чацкий решает уехать из города. Молчалин же выходит невредимым из этого скандала.  

Критика о Софье в комедии “Горе от ума”

П. А. Вяземский о Софье:
“…Чацкий жалок и смешон потому, что он влюблен в халду, которая не имеет никакой женской прелести, никакой девственной стыдливости.  …в Софии нет … завлекательных и порабощающих прелестей. Она просто халда, как мы назвали ее.

 И чтобы убедить в правильности нашего присуждения стоит только проследить времяпрепровождение ее в течение суток, предъявленных автором на сцене. Одну ночь проводит она в спальне своей с глазу на глаз с Молчалиным, днем сказывается больною, чтобы не идти обедать с отцом и приказывает горничной своей позвать к ней Молчалина …

, на следующую ночь застаем ее как по лестнице крадется она сверху к Молчалину. Не говорим уже о том что заключает в себе противного и оскорбительного для чувства самого не строгого и не взыскательного благоприличия такое бесстыдное и ночное поведение девицы; умалчиваем о том, как подобные картины недостойны истинной комедии… “…

Одна вопиющая безнравственность в комедии, это София Павловна: но Чацкий разгадывает ее только в последней сцене.” (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”») Н. И. Надеждин о Софье:
“…

Сколь ни зыбко обрисована в самой комедии физиономия Софьи Павловны, больше, однако, причин согласиться, что в ней предполагалось изобразить идеал московской барышни, девы, с чувствованиями невысокими, но с желаниями сильными, едва воздерживаемыми светским приличием.

 Романической девушкой, как полагают некоторые, она быть никак не может: ибо, в самом пылком исступлении воображения, невозможно замечтаться до того, чтоб отдать душу и сердце кукле Молчалину…  В последнем действии … негодование озлобленной любви и гордости возвышает положение Софьи Павловны до некоторого достоинства…” (Н. И.

Надеждин, “Литературная критика”, 1972 г.)  Е. Цимбаева о Софье:
Каким же характером надо обладать барышне, чтобы принимать у себя мужчину со страшным риском для репутации и всего будущего? страстностью? тягой к опасности? Грибоедов рисовал значительно более необычный образ.

На это указывают те же самые слова ремарки: «слышно фортопияно с флейтою». Естественно предположить, что Софья играет на фортепьяно, а Молчалин подыгрывает на флейте. Однако Фамусов… …взорвался бы от ярости и снёс дверь, если бы предположил, что на флейте в комнате дочери играет не она, а кто-то другой.

Однако отец не удивлён — значит, Софья умеет хоть немного играть на флейте. Это — ярчайшая авторская характеристика! Флейта — чисто мужской музыкальный инструмент, барышень никогда не учили играть на флейте! У Софьи нет братьев, так что она училась флейте не из подражания, она сама должна была потребовать инструмент и учителя. Это, конечно…

проявление незаурядного характера. Рано лишившаяся матери и даже гувернантки, избалованная как единственная дочь и наследница, Софья привыкла быть хозяйкой в доме.

 В своём стремлении к независимости и пренебрежении приличиями Софья впадает в прямую грубость, и ядовитая реплика графини-внучки совершенно заслуженна: как хозяйка дома она обязана была встречать гостей, а не предоставлять им занимать друг друга. По пути к независимости Софья продвинулась недалеко: играет на флейте и сама хочет выбрать себе мужа.

 Актрисам следовало бы придавать манерам Софьи некоторую мальчишескую свободу или резкость… только без романтического ореола. Софья, например, говорит о себе, что «не труслива», хотя барышне не полагалось гордиться храбростью.  Разорение Фамусова пока незаметно.

Но один человек знает положение дел, может быть, лучше самого Фамусова — Молчалин, который живёт в доме несколько лет, воочию наблюдает давку кредиторов в передней… Неудивительно, что Молчалин не хочет жениться на Софье и не хочет её и себя компрометировать. Ни по службе, ни деньгами брак с нею не может принести ему никаких выгод. Софья мечтает о несбыточном: ей никогда не выйти замуж за Молчалина не только потому, что этого не захочет её отец, но и потому, что этого не захочет её избранник.” (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл “Горя от ума”?» (Cемь не школьных сочинений), журнал “Наука и жизнь”, №4, 2013) 
Это был цитатный образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии “Горе от ума” Грибоедова: описание внешности и характера Софьи Павловны Фамусовой, ее отношений с Чацким и Молчалиным.

Смотрите: Все материалы по комедии “Горе от ума”

Характеристика Софьи (Горе от Ума)

Одним из главных персонажей комедии А. Грибоедова, вокруг которого развиваются все основные события, является юная девушка Софья Павловна Фамусова.

Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» сложен для восприятия. Чтобы разобраться в нем, сформировать свое мнение о девушке, нужно понимать особенности противоречивой эпохи.

Противоречивость натуры

Софья – единственный человек, который близок к умному и образованному Чацкому, персонажу, противостоящему обществу консерваторов и угодников. Софья стала причиной страданий молодого дворянина, источником сплетен, создателем интриги. Такое соединение в одном образе двух контрастов подтверждает его реальность, к которому стремился автор.

Бездушная, глупая светская красавица или, наоборот, образованная, увлеченная науками барская дочь не вызвали бы столько интереса. Именно этой противоречивостью можно объяснить силу чувств, которые испытывает к ней Чацкий, пылкий и красноречивый молодой человек.

Богатая невеста, настоящая дочь своего отца, она выросла в обстановке заботы и ухода, научилась находить для себя выгоду.

Внешность и увлечения Софьи

Девушка красива и молода:

«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…». Понятно, почему никого не удивляет количество кавалеров. Красота привлекает чопорных (Скалозуб), глупых (Молчалин), образованных (Чацкий) женихов. Ветреная барышня не дорожит отношением к себе, понимая, что ее красота не останется незамеченной.

Прелестная девчушка росла без материнской ласки: мать рано умерла. Отец приставил к ней гувернантку из Франции, которая привила вкус, помогла развиться индивидуальности. Домашнее образование позволило Софье стать разносторонней и интересной:

  • изящно танцует;
  • любит и разбирается в музыке;
  • играет на нескольких музыкальных инструментах (фортепиано, флейта);
  • знает французский язык;
  • читает книги на иностранном языке.
  • Девушка обучена женским «штучкам»: вздохам, нежностям, хитрым уловкам.

    Качества, сближающие Софью с обществом отца

    Желание властвовать. Любовь к Молчалину – это не просто юношеское чувство. Софья ищет себе мужчину из тех, кем сможет помыкать. В ней можно разглядеть черты женских персонажей, таскающих мужа и прислугу за волосы.

    Власть в семье – желание девушки, возможно, еще скрытое даже для нее. Но потребуется совсем небольшой период времени, она поймет, к чему стремится.

    В комедии есть аналогия с четой Горичей, где жена распоряжается мужем, как вещью, превращает вторую половину в безвольное существо:

    «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…».

    Безнравственность. Некоторые литературоведы (П.А.Вяземский) считают девушку безнравственной. С такой позицией можно спорить, но в ней есть и доля истины.

    Если логично построить день Софьи, который прошел перед читателями, то картина будет не очень красивой: ночь в спальне с мужчиной, днем прикидывается больной, но просит служанку привести к ней Молчалина, ночью тайком пробирается к его комнате. Такое поведение бесстыдно.

    Его нельзя соотнести к скромным, тайно страдающим по своему возлюбленному персонажам классической литературы. Никакие светские приличия не сдерживают хозяйскую дочь.

    Качества, выделяющие ее среди отцовского окружения

    Девушка любит читать, стремится много времени проводить за книгами. Для фамусовского общества книги – это причина всех бед. Они держатся от них подальше, боясь получить знания, которые могут изменить их отношение к жизни.

    Софья увлечена романами. Она ищет прообразы героев в действительности и ошибается. Девушка становится жертвой обмана и лжи, рассмотрев черты романтичного красавца в Молчалине.

    Другие качества, отличающие ее среди светских дам:

    Смелость. Софья не боится признаться в своих чувствах отцу. Она готова ради любимого соединить себя с бедным служивым. Девушку даже не пугает возможная молва и сплетни.

    Решительность. Девушка встает на защиту своих чувств, почувствовав от Чацкого угрозу. Она мстит за высмеивание Молчалина. Причем не выбирает способы помягче. Софья решительно распространяет мысль о сумасшествии друга детства, даже не считаясь с его чувствами к ней.

    Доверчивость. Попав под обаяние Молчалина, девушка не замечает истинности его чувств. Ее глаза затянуты пеленой. Как настоящая влюбленная она попадает в узы коварства, становится смешной.

    Откровенность. Софья рассуждает открыто, строит речь, не боясь рассуждать и мечтать. Дочери хозяина не свойственна скрытность, лживость, витиеватость размышлений.

    Гордость. Все поведение девушки выказывает ее уважение к себе. Она несет себя достойно, умеет вовремя уйти от разговора, не дает возможности раскрыть свои тайны. Даже в последней сцене, не теряет гордости, которая проглядывает в ее негодовании и неприступности. Фразы Молчалина восприняты Софьей правильно. Она озлобленна и резка.

    Софья Павловна – сложный женский персонаж, настоящая героиня своего времени. Ей тяжело жить среди светских барышень и не уподобиться им полностью, сохранить свое лицо и индивидуальность. Читатель может осуждать девушку, но сначала нужно поставить себя на ее место и попробовать определить, можно ли стать другой, если рядом нет такого образца.

    Другие материалы по комедии «Горе от ума»:

    • Краткое содержание
    • Образ и характеристика Чацкого
    • Образ и характеристика Молчалина
    • Образ и характеристика Фамусова
    • Крылатые выражения
    • История создания комедии

    Образ Софьи в комедии «Горе от ума»

    «Горе от ума» — это комедия, однако она не просто развлекает читателя, а показывает драму столкновения двух миров: старого и нового.

    Александр Грибоедов, автор произведения, правдиво отобразил борьбу взглядов консервативных помещиков-крепостников с прогрессивными идеями молодого поколения дворян. В комедии старый мир представляет фамусовское общество, а новый – главный герой Александр Чацкий.

    Между ними огромная и вполне понятная пропасть. Но есть образ, который сложно понять и отнести лишь к одной из противоборствующих сторон. Это образ дочери Павла Фамусова.

    Происхождение и образование Софьи

    Софья Павловна Фамусова – главный женский образ в комедии. Она является единственной дочерью влиятельного московского чиновника. Ее воспитанием занимались отец и французская гувернантка. Девушка достаточно образована, умеет петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

    Софье нравятся французские романы, которые дали ей первые представления о любви. В свои семнадцать лет героиня уже расцвела и бесстыдно, по мнению ее отца, играет с сердцами кавалеров. Но не только это беспокоит Фамусова. Он считает учение чумой, поэтому не поощряет увлечение Софьи чтением.

    Московский чиновник не видит ценности в книгах, ведь знает лишь один способ добиться положения в обществе – хитрость.

    Противоречивый образ героини

    Софья не разделяет взгляды отца на образование – и в этом первое ее отличие от фамусовского общества. Второе значительное отличие – ее отношение к людской молве.

    Героиня не зависит от мнения окружения так, как зависит ее отец и ему подобные чиновники.  Она считает себя умной и смелой девушкой. Такой ее видит и главный герой Чацкий.

    Возможно, поэтому он и решил жениться на Софье, ведь видел в ней задатки нового прогрессивного человека. Тогда почему же их отношения не сложились?

    Девушка имела хороший потенциал, чтобы стать личностью, но в среде помещиков-крепостников она не могла реализовать себя. Да и нравы, которые царили в том обществе, повлияли на образ мышления еще молодой героини.

    Блестящий ум Чацкого пугал Софью, она понимала, что таким человеком она не сможет управлять. А к власти героиня привыкла, ведь с юных лет ощущала себя хозяйкой дома и единственной наследницей отца.

    Поэтому Софья предпочитает тихого и уступчивого Молчалина, а не свободомыслящего и умного Чацкого. Возможно, что образ Софьи – это образ людей, которые уже понимали, что перемены в обществе нужны, но подсознательно они были еще не готовы к ним.

    Этим можно было бы объяснить отношение Софьи к Чацкому. Она видела в нем нового человека, который перевернул бы ее привычный мир. Поэтому героиня не принимает чувства Александра и даже мстит ему.

    Привлекательность образа Софьи

    Несмотря на неоднозначность, образ Софьи весьма привлекателен для многих читателей. Она умна, любит читать книги. Но ей всего семнадцать лет, поэтому не удивительно, что она предпочитает читать французские любовные романы. Софья влюблялась в обманы, как это делала и Татьяна Ларина. Нередко эти образы сравнивают.

    Однако героиня Грибоедова не так целомудренна, как пушкинская Татьяна. Она способна на сильное чувство, которое готова защищать, несмотря на молву. Но также героиня умеет мстить. То, как она поступает с Чацким, — гадко.

    В конце комедии ее иллюзорный мир любви разрушен, но она признает, что сама виновата в заблуждении и этим показывает силу своего характера.

    Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» Грибоедова

    Героини произведений часто обладают противоречивым характером. Таким является образ Софьи Павловны Фамусовой — нежной, но решительной девушки, представленный в комедии «Горе от ума».

    Образ Софьи в комедии Горе от ума

    Дочери Фамусова всего 17 лет. Она обладает ангельской внешностью.

    Образ Софьи, представленный автором в комедии «Горе от ума», кроток и скоромен. У девушки: «Лицо святейшей богомолки». Но читатель понимает, что дочь Фамусова не скромница. Такая девушка не могла бы себе позволить провести ночь с мужчиной, запершись, играя на флейте и фортепиано.

    Возможно, сказался недостаток воспитания, ведь мать девушки умерла, когда она была совсем еще малышкой. Отец нанимал любимой дочери учителей, гувернантку-француженку — мадам Розье. Покупал книги, французские романы. В обществе было принято учить девушек: «…И танцам! и пенью́! и нежностям!…».

    Дочь Фамусова умна и начитанна, способна на равных вести беседу с повидавшим свет Чацким. Даже делает ему достаточно резкие и острые замечания. Он удивляется переменам: «С которых пор меня дичиться, как чужого!…».

    Но Софья даже в своем гневе остается привлекательной.

    Влюбленный Чацкий говорит ей: «В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…».

    «Как хороша!».

    Характеристика Софьи

    Софья не принадлежит к «фамусовскому» обществу, но иногда подстраивается под принятые порядки, умеет принять тот вид, который ожидает от нее старый свет.

    При этом молодая девушка мало знает об окружающей действительности. Она воспитывалась в богатом доме, круг ее знакомых достаточно узок, поэтому она черпает знания о мире из французских романов. Влюбляется в молчаливого и глупого Молчалина, который своей кротостью, неконфликтным поведением, и даже тем, что «в бедности рожден» идеально соответствует образу романтичного героя.

    Чацкий же вызывает у нее отнюдь не любовные чувства. Три года назад они были влюблены друг в друга, но молодому человеку захотелось повидать свет, он уехал. Обида на него, не оценившего по достоинству, предавшего их чувства надолго засела в сердце девушки.

    Характеристика, которую дает Грибоедов Софье в своем произведении «Горе от ума», представляет читателю смелую девушку. Она говорит: «…о себе скажу, что не труслива…». Принимает у себя в комнате Молчалина, несмотря на то, что в любой момент их может застать ее отец. Она готова бороться за свои чувства со всеми.

    Софья запустила в общество версию о том, что Чацкий безумен. Она пыталась ему отомстить за оскорбленные чувства.

    • Молчалин в угоду Софьи лишь играл свою роль влюбленного. Он считал главную героиню ветреной девушкой: «…Любила Чацкого когда-то,
    • Меня разлюбит, как его…».
    • Молчалин, описывая главную героиню в «Горе от ума», сообщает: «…в Софье Павловне не вижу ничего завидного…».

    Дочь Фамусова сильная по своей характеристике личность. Стойко переносит измену, не жалуясь и не упрекая: «…слез моих не смейте ожидать, не стоите вы их…» — говорит она Молчалину. Но узнав, что их разговор слышал и Чацкий, как велит обычай старого общества, падает в обморок.

    Описать в сочинении противоречивый образ Софьи Фамусовой довольно непросто, но характеристика с цитатами из комедии «Горе от ума» призвана помочь школьникам справиться с этой задачей.

    2425. Образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии Горе от ума сочинение 9 класс Русский язык

    Сложно однозначно сказать, какая Софья Павловна. Её образ сложен и многогранен. Природа не обделила её положительными качествами. Софья достаточно умна, характер её силен и независим.

    Её горячее сердце не даёт ей прекращать мечтать. Софья давно привыкла, что она хозяйка в доме, и все должны это чувствовать, а значит подчиняться.

    Возможно, это от того, что она давно воспитывается без материнской любви.

    Софья обладает самостоятельность и властным тоном, не смотря на свой юный, семнадцатилетний возраст. Речь её имеет даже некий отпечаток крепостных, ведь с ними она часто общается, но также и французские книги отложили свой отпечаток. Софью волнуют душевные переживания людей. Девушка воспитывалась французскими гувернантками.

    Не смотря на свои положительные особенности, в обществе Фамусовых, всё это не находит развития. Благодаря своему воспитанию, она имеет общепринятые взгляды, думает так же, как и другие представители этого общества, которое привило ей ложь и лицемерность.

    Софья представляет себе людей только из своих наблюдений над людьми из книг, французских романов. Наверное, именно эта литература и оказало влияние на развитие в ней сентиментальности и чувственности. Из книг она подчеркнула все черты, которыми должен обладать герой её романа.

    Благодаря всему этому, она обратила своё внимание на Молчалина, который отдаленно напоминал героев из её любимых произведений. Другого идеала нельзя было встретить в этом окружении. Софья живёт настоящими чувствами.

    Пусть даже объект ее любви на самом то деле жалкий и убогий – всё это не даёт ситуации комедийный окрас. Скорее, наоборот, придаёт больше драмы и печали.

    Софья поделил свой мир две части: предмет её обожания – Молчалин и всё остальное. Все её мысли заняты только им, особенно, когда его нет рядом. Не смотря на всё, любовь эта не приносит радости. Потому что девушка прекрасно понимает, что такого человека никогда не примет её отец.

    Эта мысль делает её жизнь невыносимой. Софье настолько тяжело жить с этими чувствами, что она готова рассказать о своей любви совершенно посторонним людям. Например, Лизе – служанке их дома, а потом и Чацкому. Для своей любви она выбрала человека безропотного.

    Именно так она представляет себе Молчалина. Но финальная сцена, где Софья Павловна становится свидетельницей проявления внимания Молчалина к Елизавете. Это разбивает ей сердце, унижает все её чувства.

    Становится понятно, что Софья хоть и разрывает с недостойным Молчалиным, но типаж этого мужчины остаётся для неё приоритетным.

    Кратко для 9 класса

    Сочинение Характеристика Софьи в комедии Горе от ума

    После Отечественной войны 1812 года, когда русские войска дошли до Парижа и «глотнули» свободу, русское общество раскололось на два лагеря. Одни хотели продолжать жить по-старому. Это Фамусов, Скалозуб. Другие, в частности, молодое поколение в лице Чацкого, хотели жить по-новому.

    Софья оказалась как витязь на распутье, не зная, кого же ей выбрать. Её воспитывали сам папенька Фамусов и мадам-француженка в лучших традициях московского общества. Танцы, пение, чтение французских сентиментальных романов — вот все радости её жизни. Начитавшись книжек, она перепутала свои девичьи фантазии и суровую жизненную реальность.

    Софья витает в розовых облаках и совсем не разбирается в людях. Не нравится ей тупой, хоть и богатый Скалозуб, но и язвительный Чацкий тоже по душе. Она сама остра на язык. Софья хочет мужа-мальчика, мужа-слугу. Вот Молчалин тот самый герой её фантазий. Он постоянно молчит, как девица, застенчив, не конфликтен. Тот факт, что Молчалин не таков на самом деле, ускользает от Софьи.

    Любовь, как водится, слепа и глуха.

    Но про неё нельзя сказать, что она глупая. Она точно подмечает особенности окружающих людей. Так Скалозуб — тупой солдафон, который кроме армии ничего не знает. Такого мужа она не хочет. Отец — сварливый старый зануда, который тиранит подчинённых и слуг. Чтобы отмстить Чацкому за колкие реплики в адрес Молчалина, она говорит всем, что он сумашедший.

    Софью переполняет настоящее чувство к Молчалину. Она не замечает или не хочет замечать, как жалок её избранник. Отец точно никогда не примет его. Хочется с кем-нибудь поделиться, излить душу. Она делится своими сокровенными мыслями со служанкой, потом с Чацким.

    Как кажется Софье, что выбрала себе в мужья человека мягкого, тихого, неконфликтного. Она уверена, что поступила правильно. Каково же было её удивление, когда она увидела, как её избранник ухлёстывает за служанкой Лизой. Она морально раздавлена и уничтожена. Но мстительная натура берёт своё.

    Она решает рассказать правду отцу.

    Эта комедия актуальна и сегодня. Многие девушки и женщины, начитавшись умных книжек, гороскопов, гаданий живут в ожидании своего придуманного принца. Наделяют его разными качествами.

    А реальных людей, не попадающих под эти шаблоны, попросту игнорируют или отвергают. Но вот беда, желанный принц не хочет быть таким, каким его придумала женщина.

    Он живой человек со своими недостатками, иногда очень сомнительными — бабник, пьяница, игрок, альфонс.

    Мораль комедии такова — надо быть внимательнее к окружающим людям, принимать их такими, какие они есть, не «загонять» под свои рамки и стандарты. Тогда не будет горя от избытка ума.

    Образ Софьи в комедии Горе от ума

    Софья – это героиня повести Грибоедова «Горе от ума». Эта девушка является очень необычным персонажем в повести Грибоедова. Она – как порождение лжи, так и доброжелательности и силы, пусть и только внешней.

    Софья – это девушка, которая является той, от которой шли все нити, как настроения, так и горя многих людей. Она, как кукловод умело пользовалась их слабостями, так и сильными сторонами.

    Она – манипулятор, если говорить современным языком. Но вместе с тем, с этими качествами и таким характером, Софья – красивая девушка, которая также и своей внешностью умеет пользоваться.

    У нее много поклонников, и недаром, ведь она сильна в этом.

    Эта девушка – сильная личность, которая не упустит своего. Кроме того, по характеру, она еще и очень насмешлива, ее сарказм достигает многих ушей, она любит насмешничать, говорить какие-то шутки. Но она не слишком весела, можно точнее сказать, что она умеет говорить саркастически, ее иронии может кого-то как обидеть, так и сделать врагом ее.

    Софья выросла в хорошей семье, богатой, всем обеспеченной, которая ни в чем не знала затрат сильных. Именно потому эта девушка молодая, выросла обеспеченной, яркой и смелой личностью. Она ничего не боялась, и умела умело лицемерить и лгать, когда понадобиться.

    И, в оправдание ее, можно сказать, что она не совсем виновата в этом, так как такие действия и черты характера были не в новинку в то время. Именно потому она еще и была таковой, потому что ее так воспитали, воспитали в такой среде, где по-другому быть и действовать нельзя было.

    Иначе – это вызывало толки и слухи, а также – презрение и недоброжелательность.

    В комедии «Горе от ума» приводятся примеры личности, которая тоже является главным героем.

    Вариант 4

    А.С. Грибоедов был многогранной личностью. У него был уникальный талант дипломата, театрала. Александр Сергеевич писал стихи, поэмы, играл на нескольких инструментах. Даже сочинял музыку. До наших дней дошли два вальса его авторства. Но в историю мировой литературы  Грибоедов вошел как автор одного произведения. Им стала комедия «Горе от ума», признанная критиками бессмертной.

    Пьеса включила в себя три художественных направления: реализм, классицизм, романтизм. Традиции жанра сочетаются с более современными веяниями. Социальная комедия, в своей классической трактовке, предполагает однобокие образы персонажей. Каждый из которых обличает один какой-то порок.

    Но «Горе от ума» раскрывает читателю многогранные личности героев. Глупость, нелепое подражание иностранцам, солдафонство, угодничество, лизоблюдство, меркантильность, отсутствие собственного мнения, гонения на культуру и образование – все отразил автор в своих «живых» персонажах.

    Основной конфликт пьесы – это противоборство «века нынешнего» с «веком минувшим». В первом лагере оказывается лишь Александр Андреевич Чацкий. Тогда, как во втором штабе – практически все остальные.

    На фоне общественного конфликта разворачивается любовный треугольник. Он не похож на сюжет любовного романа. Мужчин двое, но ни один не претендует на идеал. Чацкий, при его уме, образованности, резок, не сдержан в речах, не всегда тактичен. Молчалин же низок, подл, неприятен. Но на его стороне симпатии героини.

    Сама барышня тоже не похожа на классический образ. Софья – дочь крупного чиновника. Павел Афанасьевич – управляющий в казенном доме, богат. Для своего единственного ребенка хочет светлого будущего. Жених необходим «при чинах, да при звездах». Ни Чацкий, ни Молчалин этим критериям не соответствуют. Отец восклицает: «Кто беден, тот тебе не пара!»

    А.С. Пушкин писал о Софье, что это неясный образ, плохо прописанный персонаж. Но это лишь на первый взгляд. Юная леди, на протяжении всего текста, играет роль буфера между двумя мирами. Она не относится к  «фамусовскому обществу», хоть и воспитана в нем. Но и к «веку нынешнему» ее нельзя причислить. В этом ее роль ключевая. Ведь в конце воспитание одерживает верх.

    Большинство гостей «фамусовского» бала носят говорящие фамилии. Но у Софьи выразительное имя, со значением «мудрая». Это авторская ирония.

    Девушка не глупа. У нее хорошее воспитание. Отец нанимал «полк учителей». Но она рано лишилась матери, поэтому никто не занимался формированием души. Сейчас барышне семнадцать, она «расцвела», стала завидной невестой.

    Соня смелая, решительная. Ей сложно держать свою любовь втайне. Не страшит родительский гнев и общественное мнение. Молодая особа восклицает: «Что мне молва!»

    Она позволяет себе колкие, язвительные, остроумные высказывания с Чацким. Но нежно переживает за Молчалина. Лишается чувств, когда тот падает с лошади.

    Выросла барышня на французских романах. Поэтому все добродетели приписывает своему избраннику, рисуя идеал. Возможно, поэтому выбор пал на небогатого молодого человека. Ведь в сентиментальных книгах возлюбленный всегда не ровня.

    Девица не обладает особой душевной красотой, добродетелями. Но что-то в ней привлекает Чацкого, вызывая любовь. Быть может, сильный характер.

    В конце сюжета Софья понимает, что ее избранник подлец. Винит себя во всем. Но Чацкий наверняка прав. Появится другой «низкопоклонник и делец», за которого Соня выйдет замуж.

    Сочинение 5

    В комедии А.С. Грибоедова любовный конфликт: Софья – Чацкий – Молчалин кажется основным.

    Однако главным является конфликт социальный, который основан на противоборстве воззрений : век нынешний и век минувший сойдутся в непримиримой схватке.

    И если Софья Фамусова является главным действующим лицом в любовной интриге, то какое она занимает место в социальных спорах. К какому лагерю ее причислить? На тот вопрос не так просто ответить.

    Софья Павловна Фамусова. Имя Софья – значит «мудрая». Девушка действительно умна и развита не по годам и не во всем следует взглядам и суждениям своего круга, она имеет собственную точку зрения.

    Начало пьесы – утро в доме Фамусова. Из комнаты Софьи выходит Молчалин, с которым она провела ночь, музицируя. Батюшка, который только что обхаживал служанку Лизу, поучает дочь: не надобно другого образца, когда в глазах пример отца, монашеским известен поведеньем, что вызывает смех у девушек. Отношение Софьи к Лизе дружеское, нет никакого высокомерия, она ее поверенная в делах.

    Для Фамусова безродный Молчалин точно не партия для дочери, однако Софья предпочитает чувства, а не выгодный брак, ей нравится скромность и застенчивость Алексея Ивановича – в нем нет нрава, бойкого для всех, он без притязаний на успех…

    Софья достаточно прохладно встречает Чацкого, с которым вместе выросла, взгляды которого разделяла. А он долго отсутствовал и не может понять, что многое изменилось за 3 года; он видит только одно: «Как Софья Павловна у Вас похорошела…». Никакой взаимности на ответные чувства Софья Чацкому не дает.

    Однако, чтобы поинтриговать, она рассказывает сон Фамусову, заставляя того мучиться – который же из 2-х? Если Чацкий хотя бы родовит, но не богат, то Молчалин – безродный секретарь ее отца.

    Но Софья полюбила второго – смелый шаг для московской барышни! «Кто беден, тот тебе не пара!» — внушает Павел Афанасьевич дочери.

    А про реального жениха Скалозуба («и золотой мешок, и метит в генералы») девушка и думать не хочет. Вместе с Лизой высмеивает его скудоумие.

    Падение с лошади Молчалина и непритворный обморок Софьи говорят об искренности ее чувств. Чацкий начинает сомневаться, уж не полюбила ли Софья Молчалина? Он прежде был так глуп, — считает Чацкий, не желая поверить в изменившиеся обстоятельства.

    Во время бала Софья случайно запускает сплетню о сумасшествии Александра Андреевича Чацкого, которую охотно подхватывают все гости. Чацкий задел в своих разговорах Молчалина, она готова мстить за любимого, не боясь себя выдать.

    Итак, с одной стороны, Софья идет против всех, полюбив Молчалина и практически не скрывая своих чувств.

    Но она прекрасно понимает, что готовый всем угождать тот дойдет до степеней известных – займет важный чин и превратится в мужа – мальчика, мужа – слугу из жениных пажей, в отличие от Чацкого, который «служить бы рад, прислуживаться тошно…».

    Став свидетельницей встречи Молчалина с Лизой, Софья скоро творит расправу: чтобы заря Вас в доме не застала! Таким образом, она действует так же, как и представители века минувшего: рядит Чацкого в шуты.

    С другой — девушка образованна, в детстве и юности смеялась вместе с Чацким над уродливыми проявлениями косной идеологии, дружит с Лизой, хорошо характеризует ее влюбленность в Молчалина и нежелание понравиться Скалозубу, чего бы хотел отец.

    Чацкий не прав, когда обвиняет ее в том, что дала ему надежду. Всю пьесу Софья почти открыто говорила о своей любви – Чацкий не мог поверить, что такого подлого человека могла полюбить Софья.

    Так каково же место Софьи в социальном конфликте? Думается, что Софья плоть от плоти фамусовского общества, она перебесится, выгодно выйдет замуж и станет одной из тетушек, к которым возят на поклон, чтобы выхлопотать теплое местечко. С Чацким их дороги окончательно разойдутся.

    Все сочинения

    Софья Фамусова («Горе от ума»)

    Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» показывает московское общество XIX века. Наряду с закоснелыми представителями старого поколения в комедии представлены другие персонажи.

    Они относятся к молодому поколению, но по взглядам на жизнь резко различаются, и их можно разделить на две группы. Часть молодёжи продолжает традиции старого московского дворянства, т. е.

    стремятся к собственному комфорту, взлёту по карьерной лестнице и личному благу, а другая часть хочет создать новое общество, в котором на первом месте будет гражданская позиция: забота о благополучии каждого человека.

    Главную героиню пьесы Софью нельзя отнести ни к тем, ни к другим. Это очень неоднозначный персонаж комедии. Характеристика образа Софьи вызывает противоречивые чувства, её трудно понять, ей нелегко сочувствовать.

    Воспитание

    Софья — девушка 17 лет, дочь хозяина дома Фамусова и один из главных персонажей, вокруг которого происходит назревание конфликта. Она хорошо воспитана, её отец занимает видное положение в обществе, многие думают, что они богаты.

    Характер Софьи очень противоречивый, сложившийся в результате отцовского воспитания,  влияния московского общества и личностных качеств.

    Она неглупа, начитана, но живёт в плену собственных иллюзий и грёз. Многие черты характера Софьи сформировались под влиянием людей, окружающих её. Так, например, любовь к французским романам, сентиментальность, романтизм появились, благодаря воспитанию француженки-гувернантки.

    Эти черты усилились под влиянием модного в XIX веке увлечения всем французским: языком, нарядами, романами. Павел Афанасьевич жалея дочку, оставшуюся без матери, балует её, потакает её капризам.

    Такое воспитание развило в девушке пренебрежение правилами приличия, независимость, непослушание.

    Нахождение в период детства рядом с Чацким развило у девушки дерзость, смелость, умение иметь своё мнение.

    Софья и Чацкий

    Софья с детства знакома с Чацким. Когда Александр остался сиротой, Фамусов взял мальчика к себе потому, что был другом отца Чацкого. Дети вместе росли. В воспоминаниях Чацкого Софья была его единомышленницей.

    А вернувшись после трёхлетнего отсутствия, он увидел ещё и красивую девушку. В Чацком вспыхнула искренняя любовь к ней.

    К сожалению, ослеплённая придуманной ею любовью к Молчалину, Софья не разглядела настоящих чувств Чацкого и не смогла ответить на них взаимностью. В этом и есть трагичность их отношений.

    Чацкий и Софья во многом похожи. Оба независимы от чужого мнения, образованы, начитаны и могли бы составить неплохую пару, если бы не долгое отсутствие главного героя. На годы отсутствия Чацкого пришлось развитие у Софьи романтических грёз. И в этот период на её пути оказалось такое ничтожество как Молчалин.

    Софья и Молчалин

    Начитавшаяся французских романов Софья, увидела в недостойном, подлом Молчалине героя своего романа. Девушка в своём воображении облагородила его недостатки, превратив их в достоинства, например, немногословность, угодничество считая скромностью. Тем страшнее было её разочарование, развенчание образа романтического героя.

    Софья и общество

    На протяжении всей пьесы можно заметить противостояние Софьи законам и устоям общества, с одной стороны, и её полную зависимость от него, с другой. Девушка не боится пересудов, сплетен, она защищает свою любовь, борется за неё.

    Однако, привыкнув с детства к законам и устоям светского общества, выбирает человека, недостойного её. Она считает, что у него будет карьерный рост, и он станет её «муж-мальчик, муж-слуга…» Чацкого Софья избегает потому, что он слишком смел, напорист, независим.

    Скорее всего, она боится оказаться смешной и глупой рядом с ним.

    Трагическое положение Софьи даже больше, чем трагедия Чацкого, показывает, насколько фамусовское общество, в котором нет места настоящим чувствам, изжило себя.

    Девушка с превосходными данными (умная, независимая, образованная, смелая), способная на настоящее чувство, оказывается в смешном положении.

    Она полюбила низкого, двуличного, подлого проходимца, а искренний, умный, достойный человек оказался ею унижен.

    Заключение

    А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» создал настолько противоречивый образ Софьи, что даже критики и его времени, и современные относятся к ней неоднозначно.

    Часть из них считает её распущенной, избалованной, безнравственной особой, другая часть жалеет Софью, виня в её трагедии общество. Самым ярким представителем последних является И. А.

    Гончаров, который в статье «Мильон терзаний» раскрыл настоящую трагедию молодой девушки.

    Ссылка на основную публикацию