Эпилог в романе «Преступление и наказание»

Сибирь. На берегу широкой, пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости острог. В остроге уже девять месяцев заключен ссыльнокаторжный второго разряда, Родион Раскольников. Со дня преступления его прошло почти полтора года.

На суде Раскольников ничего не скрывал. Следователя и судей поразило то обстоятельство, что он спрятал кошелек и вещи под камень, не воспользовавшись ими и даже не зная, что и сколько похитил, сколько денег в кошельке.

Это позволило сделать им заключение, что преступление было совершено «при некотором временном умопомешательстве» – «преступник не только не хотел оправдываться, но даже как бы изъявлял желание сам еще более обвинить себя».

Все это, а также чистосердечное признание, способствовало смягчению приговора.

Во внимание были приняты и другие обстоятельства, благоприятные для подсудимого: во время учебы в университете он содержал из последних своих средств чахоточного товарища, а после его смерти ухаживал за его больным отцом, устроил его в больницу, а когда он умер, похоронил. Квартирная хозяйка Раскольникова сообщила на суде, что он однажды спас от пожара двух маленьких детей, получив при этом ожоги. Судьи учли все обстоятельства, и преступник был приговорен всего к восьми годам каторги.

Пульхерия Александровна, которую все уверяли, что сын ее уехал куда-то за границу, тем не менее душой чувствовала, что с ним произошло что-то зловещее, и жила лишь ожиданием письма от Родиона.

С каждым днем ее состояние становилось все серьезнее и вскоре она умерла. Дуня вышла замуж за Разумихина. Среди приглашенных на скромную свадьбу были Порфирий Петрович и Зосимов.

Разумихин возобновил занятия в университете и собирался через несколько лет переселиться в Сибирь, поближе к Родиону. Дуня поддерживала его в этом.

Соня, используя деньги Свидригайлова, которые он оставил ей перед смертью, отправилась в Сибирь, и в письмах регулярно сообщала обо всем Дуне и Разумихину. Она довольно часто виделась с Раскольниковым, который по ее словам, ничем не интересовался и находился в мрачном настроении, был угрюм и несловоохотлив.

Он ясно понимал свое положение, не ожидал от будущего ничего хорошего, не питал никаких надежд и ничему не удивлялся из того, что видел вокруг. От работы он не уклонялся, но и не напрашивался, к пище был почти равнодушен, жил в общей камере.

Соня писала, что в первое время Раскольников «не особо интересовался ее посещениями», но спустя некоторое время ощутил потребность в них, и даже иногда, когда Соня не могла прийти к нему, тосковал.

Про себя Соня сообщала, что она за это время познакомилась с некоторыми влиятельными людьми, зарабатывала себе на жизнь шитьем и достигла в этом деле больших успехов, так как в городе не было модистки. Но в письмах Соня не упоминала, что благодаря ее знакомым, начальство стало лучше относится к Раскольникову, в частности облегчило его работы. В последнем письме Соня сообщала, что Родион серьезно заболел и был помещен в госпиталь.

Он был болен уже давно; но не ужасы каторжной жизни, не работы, не пища, не бритая голова, не лоскутное платье сломили его: о! что ему было до всех этих мук и истязаний! Напротив, он даже рад был работе: измучившись на работе физически, он по крайней мере добывал себе несколько часов спокойного сна.

И что значила для него пища – эти пустые щи с тараканами? Студентом, во время прежней жизни, он часто и того не имел. Платье его было тепло и приспособлено к его образу жизни. Кандалов он даже на себе не чувствовал.

Стыдиться ли ему было своей бритой головы и половинчатой куртки? Но пред кем? Пред Соней? Соня боялась его, и пред нею ли было ему стыдиться?

А что же? Он стыдился даже и пред Соней, которую мучил за это своим презрительным и грубым обращением. Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда все, даже стыд и позор.

Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться.

Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя…

И хотя бы судьба послала ему раскаяние – жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы – ведь это тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении.

По крайней мере, он мог бы злиться на свою глупость, как и злился он прежде на безобразные и глупейшие действия свои, которые довели его до острога. Но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашел их так глупыми и безобразными, как казались они ему в то роковое время, прежде.

«Чем, чем, – думал он, – моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит? Стоит только посмотреть на дело совершенно независимым, широким и избавленным от обыденных влияний взглядом, и тогда, конечно, моя мысль окажется вовсе не так… странною. О отрицатели и мудрецы в пятачок серебра, зачем вы останавливаетесь на полдороге!..

Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною.

В остроге Раскольников жил, многого не замечая. Но со временем он стал многому удивляться, в частности той пропасти, которая лежала между ним и всеми находившимися здесь людьми. Ссыльные не любили его и старались избегать. Спустя некоторое время они стали его ненавидеть.

Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет.

Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту.

Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жены их и любовницы знали ее и ходили к ней.

И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, – все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» – говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию.

Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идет, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить. К ней даже ходили лечиться.

Во время болезни Раскольников долгое время находился в бреду. Ему мерещилось, что мир должен погибнуть из-за какой-то невиданной болезни; уцелеть должны были лишь немногие, избранные; пораженные микробом люди сходили с ума, считая конечной истиной любую свою мысль, любое убеждение; каждый был убежден, что истина заключена в нем одном и никто не знал, что добро, а что зло; все погибало.

Все время болезни Раскольникова Соня дежурила под его окнами, и однажды он случайно увидел ее в окно. Два дня Соня не приходила. Вернувшись в острог, Родион узнал, что она больна и лежит дома. Узнав, что Раскольников о ней беспокоится, Соня отправила ему записку, в которой сообщила, что она уже выздоравливает, что болезнь ее не опасна и что скоро она придет повидаться с ним.

На следующий день, когда Раскольников работал на обжиге печи у реки, к нему подошла Соня и робко протянула ему руку.

Она всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не подавала совсем, как бы боялась, что он оттолкнет ее. Он всегда как бы с отвращением брал ее руку, всегда точно с досадой встречал ее, иногда упорно молчал во все время ее посещения.

Случалось, что она трепетала его и уходила в глубокой скорби. Но теперь их руки не разнимались; он мельком и быстро взглянул на нее, ничего не выговорил и опустил свои глаза в землю. Они были одни, их никто не видел.

Конвойный на ту пору отворотился.

Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело.

Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла.

В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута…

Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

Они решили ждать и терпеть.

Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она – она ведь и жила только одною его жизнью!

Читайте также:  Анализ стихотворения С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных»

Эпилог в романе «Преступление и наказание»

Вечером того же дня, когда уже заперли казармы, Раскольников лежал на нарах и думал о ней. В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково. Он припомнил теперь это, но ведь так и должно было быть: разве не должно теперь все измениться?

Он думал об ней. Он вспомнил, как он постоянно ее мучил и терзал ее сердце; вспомнил ее бедное, худенькое личико, но его почти и не мучили теперь эти воспоминания: он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания…

Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги.

Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал.

Он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…»

Она тоже весь этот день была в волнении, а в ночь даже опять захворала. Но она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастия.

Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней.

Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…

 Перейти к оглавлению книги «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Краткое содержание эпилога «Преступление и наказание»

Эпилог в романе «Преступление и наказание» 10 класс / Краткие содержания

В данной статье дан краткий пересказ эпилога романа «Преступление и наказание».  

Напомним:

«Преступление и наказание» — социально-психологический и социально-философский роман Фёдора Михайловича Достоевского, над которым писатель работал в 1865—1866 годах.

Впервые опубликован роман был в 1866 году в журнале «Русский вестник» (№ 1, 2, 4, 6—8, 11, 12).

  • В данной статье вы найдете краткое содержание эпилога.
  • Если вы искали другую часть – воспользуйтесь навигацией:
  • Преступление и наказание —  краткое содержание по частям.
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Эпилог

Краткий пересказ эпилога «Преступление и наказание»

Сибирь. Острог. Раскольникову дали всего восемь лет, так как были учтены все смягчающие обстоятельства: явка с повинной, когда Миколай уже сознался в убийстве; болезнь Раскольникова; то, что он не воспользовался деньгами. Кроме того, в его пользу сыграло и то, что в свое время Раскольников спас двух детей на пожаре, год за свой счет содержал больного сокурсника и т. д.

Дуня вышла замуж за Разумихина. Пульхерия Александровна заболела (расстройство психики).

Соня поехала вслед за Раскольниковым в Сибирь. С ним она видится по праздникам у ворот острога. Раскольников болен, но не сломлен. В преступлении он не раскаялся. Себя считает он виноватым только в одном — что решился на явку с повинной.

Он страдает из-за того, что не покончил жизнь самоубийством, как Свидригайлов. В остроге все заключенные дорожили своей жизнью, и это удивляло Раскольникова. Его же там не просто не любили, но даже и ненавидели. Одни говорили, что он барин и ему не следовало с «топором ходить».

Другие называли его безбожником, считали, что он достоин смерти. Но все любили Соню.

Раскольников болен, он бредит. В бреду ему казалось, что весь мир должен погибнуть из-за болезни, как будто есть микроб, а точнее, духи, одаренные умом и волей, которые вселяются в людей, делают их сумасшедшими, хотя зараженные считают себя умными.

Люди заражаются и начинают убивать друг друга. Раскольников выздоравливает и узнает, что заболела Соня. Он тревожится за нее, но болезнь оказывается неопасной. Соня присылает ему записку, что придет повидать его.

Раскольников утром идет на «работы» и видит дальний берег реки, где «была свобода, где жили люди, не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не пришло времена Авраама и стад его».

Приходит Соня, и Раскольников бросается к ее ногам. Он плачет, понимает, что очень любит ее. Раскольникову оставалось еще семь лет каторги, но он понял, что воскрес. Непонятно почему, но отношение каторжан к нему изменилось. Под подушкой Раскольникова лежит Евангелие. Он понял, что «наступила жизнь».

Эпилог и его роль в романе преступление и наказание достоевского сочинение – Лучшие Сочинения

24.04.2019 Эпилог в романе «Преступление и наказание»

В “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевский сделал сильнейший акцент на эпилоге. Казалось бы, события “физического” плана, как и сама кульминация, миновали и все расставлено по местам, но лишь в завершающем аккорде произведение достигает подлинного духовного пика.

После двойного убийства раздираемый противоречиями Раскольников все-таки признается в убийстве и получает заслуженную кару.

Но, выясняется, что он не раскаялся в содеянном грехе, лишь возненавидел собственную слабость из-за невозможности преодолеть душевные муки.

И тут с убийцей начинают происходить необъяснимые для человеческого понимания вещи, заставляющие задуматься: другие осужденные проникаются к сокамернику беспричинной неприязнью.

Они даже толком не общались с ним, чтобы настолько невзлюбить товарища по несчастью!

Но эти же люди с благоговением смотрят на Соню, навещающую Раскольникова, хотя совершенно не знают ее. Доходит до того, что каторжане с криком: “Безбожник!” нападают на бывшего студента. Лишь вмешательство охранника спасает его от неминуемой расправы. Чем объяснить все это?

Герой еще далек от постижения истины, но подсказку дает сон об эпидемии, погубившей человечество. Будто появившиеся микроскопические трихины при попадании в организм делают людей бесноватыми.

При этом “…никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные”.

При пробуждении Раскольников душой чувствует, почему его бессознательно возненавидели другие заключенные – он болен этой заразой, имя которой – гордыня, безверие, нелюбовь и презрение к людям.

В очередной раз при встрече с Соней Мармеладовой душа Родиона наконец-то просыпается.

Он словно прозревает, глаза полнятся слезами и какая-то неизъяснимая, чарующая боль заставляет его кинуться Соне в ноги, искренние рыдания очищают его сердце. Именно эта сцена является кульминационной.

В ней происходит торжество пресвятой веры, любви, истинного раскаяния, дающего надежду на спасении грешной души.

В эпилоге как бы между строк звучат светлые жизнеутверждающие аккорды, которые знаменуют духовное возрождение Раскольникова. Описанием переломного для внутреннего мира героя момента Достоевский показывает, что в каждом сердце живет Божественная искра. Для духовного возрождения и прощения необходимы лишь раскаяние и “поворот” к людям, к миру, к Богу.

Сочинение на тему Роль эпилога в романе «Преступление и наказание» ( : Достоевский Ф. М.)

Эпилог романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» завершает идейное содержание произведения и является ключевым эпизодом в понимании цели его написания. Более того, именно в этой части романа окончательно разрешаются все проблемы, указанные автором еще в начальных главах.

В начале эпилога читатель узнаёт о полном и чистосердечном признании Раскольникова. Молодой человек не скрыл ни единой подробности совершения преступления, благодаря чему суд принял благосклонное решение – приговорил Родиона к восьмилетней ссылке на каторгу в Сибирь.

Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, после расставания с сыном заболела и, не выдержав разлуки и фактически лишившись цели в жизни, умерла. Незадолго до этого, Дуня вышла замуж за Разумихина. Молодожены всяческим образом содействовали смягчению наказания Раскольникова. Информацию о состоянии заключённого им передавала Соня.

Девушка нашла работу в городе близ места ссылки Родиона. Однако все вышеперечисленные факты не играют роль в раскрытии проблем романа. Они служат лишь логическим завершением сюжетных линий произведения. А вот истинный смысл эпилога заложен в описании поведения Родиона Раскольникова, его внутренних переживаний и противоречий.

Стоит также обратить внимание на композиционную особенность эпилога. Он разделён на две главы. Первая, «поверхностная» служит лишь для рассказа дальнейших судеб главных героев, а вторая глава целиком посвящена Родиону Раскольникову, состоянию его внутреннего мира. Таким образом, Достоевский акцентирует внимание читателя на ключевой и важнейший эпизод всего произведения.

И, безусловно, наиболее значимой деталью эпилога является сон Родиона Романовича о моровой язве. Невиданная болезнь поражает миллионы людей. У зараженного человека пропадает чувство самоконтроля, он становится сумасшедшим и уже не может в полной мере отвечать за свои действия. Человечество уничтожает само себя под влиянием «духов, одарённых умом и волей».

Смысл этого сна становится ясен, если провести аналогию с теорией Раскольникова. «Необыкновенный» человек, способный и имеющий право убивать других ради якобы благих целей, утрачивает внутреннюю границу между добром и злом и, что еще страшнее, осознание ценности человеческой жизни.

Сон о моровой язве дает понять его автору, что если подобные идеи начнут распространяться в обществе, это приведет только к негативным и разрушительным последствиям. Пребывая на каторге, Раскольников коренным образом пересматривать свое мировоззрение.

Всё это время в душе молодого человека было противоречие: или его теория невозможна к применению на практике, или сам Родион не способен и не имеет право убивать.

Однако сон Раскольникова и постоянное присутствие Сони, которая выступает неким «ориентиром» главного героя на пути к изменению, заставляет Родиона Романовича поверить в несостоятельность своей теории, невозможность ее осуществления. И уже на последних страницах романа читатель видит совсем другого человека. Родион смотрит на окружающий мир другими глазами. И, что еще важнее, начинает верить в Бога («Под подушкой его лежало Евангелие»). Именно религия была для Раскольникова, да и для всех людей той эпохи, единственным способом не потерять контроль над своим разумом в суровых условиях окружающего мира.

Таким образом, эпилог романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – это воскрешение главного героя, признание им отсутствия положительных последствий в убийстве других людей.

Одновременно с этим, данный эпилог – это призыв автора населению Российской империи отречься от каких-либо похожих мыслей и идей, аргументируя это тем, что такие побуждения приведут только к разрушению государства, нашей Родины изнутри.

Читайте также:  132. Как связаны ложь и измена?

Роман "Преступление и наказание", эпилог: краткое содержание – Достоевский Ф.М. Литература 19 века

Сибирь. Со дня преступления прошло почти 1,5 года. Раскольников находился в остроге уже 9 месяцев. Следствие по этому делу было быстрым. Раскольников точно все рассказал, ошибся только в количестве вещей и денег, похищенных у старухи.

При вынесении приговора было учтено, что он находился в болезненном состоянии, в свое время спас двоих детей во время пожара, помогал деньгами бедному сокурснику, а также его явка с повинной, когда следствие зашло в тупик и против него не имелось конкретных улик.

Раскольникову дали всего 8 лет.

С самого начала процесса заболела мать Раскольникова. Дуня и Разумихин увезли ёе на это время из Петербурга. Пульхерия Александровна заболела — у нее было психическое расстройство. Предполагая что-то ужасное о судьбе сына, она никого не расспрашивала о нем, сама придумала версию о его отъезде, говорила, что сына ждет блестящая карьера по возвращении. Дуню очень тревожило ее состояние.

Разумихин все время навещал Раскольникова в тюрьме. Соня тоже. Через два месяца после отъезда Сони и Раскольникова на каторгу, Дуня и Разумихин поженились.

Состояние матери Раскольникова все ухудшалось. Когда прошло девять месяцев после исчезновения сына, Пульхерия Александровна вдруг начала готовиться к его приезду. Она всем говорила, что Родя обещал, что приедет через девять месяцев. После тревожно проведенного дня Пульхерия Александровна заболела, утром она проснулась в жару и бреду. Через две недели ее не стало.

Соня регулярно писала Разумихину и Дуне. Ее письма были суховаты, но подробны. Видимо, иначе из такого места не напишешь. Она сообщала, что Родион спокойно ходит на работы, к пище равнодушен. Видно, что он равнодушен к своей судьбе.

Он груб с нею, но привык к ее посещениям. О себе Соня почти не писала. Сообщила только, что занимается шитьем.

Соня не написала, что благодаря этому занятию она стала необходимой во многих домах, и ей удалось несколько облегчить положение Раскольникова.

Родион действительно был болен давно. Он заболел от уязвленной гордости. Родион не хотел раскаяться в совершенном и винил себя в том, что признался в преступлении. В остроге Раскольникова не любили, называли безбожником. А Соню полюбили сразу. Родион заболел и лежал в больнице.

Ему чудилось, будто из-за моровой язвы погибает весь мир и лишь избранные останутся. Какие-то существа вселялись в людей, после чего они чувствовали себя самыми умными и в злобе убивали друг друга. Лишь нескольким удалось выжить. Эти люди были чисты, и им предстояло начать новую жизнь и новый род.

Но никто не видал и не слыхал их слова и голоса.

Соня ухаживала за больным Родионом, часто приходила под окна, чтобы хоть издали посмотреть на него. Попасть в палату было трудно. Однажды Раскольников не увидел Соню на обычном месте. Ему сообщили, что она заболела. Соня прислала записку, где она успокаивала, что простуда легкая и очень скоро они увидятся.

Утром он отправился на работы, увидел берег реки, где была другая, свободная жизнь. Незаметно рядом с ним присела Соня. Будто что-то подхватило его и бросило к ее ногам. Он обнимал ее и плакал. Соня в первый момент испугалась, а потом, поняла, что он ее любит. Им оставалось еще 7 лет каторги.

Но Родион воскрес, и он чувствовал это всем своим обновившимся существом, а она жила лишь его жизнью.

Вернувшись к себе Родион понял, что все муки прошлого, все, даже преступление, остались далеко позади. Под подушкой у него лежало «Евангелие». Только теперь Родион раскрыл его.

Источник (в сокращении): Большой справочник: Весь русский язык. Вся русская литература / И.Н. Агекян, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Современный литератор, 2003

Краткие содержания других частей романа “Преступление и наказание”: ЧАСТЬ 1     ЧАСТЬ 2     ЧАСТЬ 3     ЧАСТЬ 4     ЧАСТЬ 5     ЧАСТЬ 6     ЭПИЛОГ

Анализ эпилога "Преступления и наказания". Смысл и роль эпилога

На суде были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие вину Раскольникова. Такими обстоятельствами послужили и чистосердечное признание, и некоторые эпизоды из его прошлого, которые свидетельствовали о том, что он не является закоренелым злодеем.

Например, во время учёбы он тратил последние деньги на уход за сокурсником, болевшим чахоткой. Впоследствии свои заботы он перенёс на отца погибшего товарища и даже похоронил его на свои средства.

Рискуя жизнью, спас при пожаре малолетних детей и получил при этом сильные ожоги. Суд не усмотрел корысти в его преступлении, потому что он не воспользовался похищенными у старухи деньгами. Сразу после преступления, чтобы отвязаться от страшных мыслей, он спрятал их под камень, даже не поинтересовавшись, сколько денег было в кошельке убитой процентщицы.

Учитывая все эти обстоятельства, суд посчитал, что на момент совершения преступления подсудимый находился в состоянии временного помешательства. Он получил приговор — 8 лет каторжных работ.

Функции эпилога

Мы уже поняли, что эпилог рассказывает о «жизни после жизни», часто описывая события, произошедшие через несколько лет после происшествий, освещённых в произведении.

  Подборка самых добрых книг — в рамках Месяца Доброты

Но для чего писателю необходимо распространяться о героях, с которыми он распрощался?

У эпилога несколько функций:

  1. пояснить авторский замысел;
  2. перенестись в отдалённое будущее, минуя хронологическую последовательность сюжета;
  3. раскрыть интригу произведения;
  4. подвести итоги;
  5. расставить этические и эстетические акценты;
  6. удовлетворить читательское любопытство.

Последний пункт, возможно, вызвал у вас улыбку, но спорить с ним трудно: ради литературного успеха авторы нередко пускаются на подобные авантюры.

Внутреннее состояние героя

Проведя в заключениии уже почти полтора года, он находился в состоянии беспросветной апатии и равнодушия ко всему, что его окружало.

Его равнодушие распространялось и на него самого. Ему было безразлично, что он ест, что пьёт, он не проявлял никакого интереса к товарищам по несчастью, даже сторонился их.

Целиком отдавая себе отчёт в том, что с ним произошло, он больше не видел в жизни никаких надежд и перспектив на будущее. Поэтому к собственному положению относился без эмоций, наблюдая за собой со стороны, как за кем-то посторонним.

За это время в Петербурге умерла мать Раскольникова, так и не узнав, что случилось с её сыном на самом деле. Предчувствуя что-то неладное, она постоянно ждала вестей от сына, но её уверяли, что он надолго отправился за границу.

Сестра вышла замуж за Разумихина, который впоследствии планировал переселиться поближе к месту, где отбывал наказание Раскольников.

Сонечка Мармеладова, унаследовав после смерти Свидригайлова его деньги, последовала за любимым человеком. Она поселилась в городе, где располагался острог для заключённых, и стала навещать Раскольникова.

Предисловие и послесловие

Может быть, мы будем говорить очевидные вещи, но пусть уж читатель на нас не сердится. Итак, когда автор написал книгу, и его издатель просит написать к ней предисловие, то в последнем писатель может написать все, что его душе угодно.

Например, С. Кинг в предисловии к своему сочинению «Как писать книги» пунктирно вспоминал свое детство. Иногда автор пишет также и послесловие, и снова он вспоминает не события, описанные в книге, а некоторые, возможно, технические или личные эпизоды, а возможно, реинкарнирует и воссоздает в своей памяти социокультурный контекст, который позволил книге появиться на свет.

А если мы спрашиваем себя: эпилог в литературе – это что такое, то тут совершенно иной подход. Автор не может в форме размышлений преподнести читателю личные переживания. Когда говорят об эпилоге или прологе, то имеют в виду части литературного произведения, впрочем, не слишком обязательные составляющие.

Это интересно: В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» всего 4 тома, в каждом из которых множество частей и глав, и эпилога. Для ознакомления с ключевыми событиями произведения, рекомендуем прочитать онлайн краткое содержание всех томов и эпилога по частям и главам.

Соня и Раскольников

Сначала он, не желая питать больше никаких иллюзий относительно своего положения, холодно и даже высокомерно относился к визитам Сони. Они его раздражали и казались ненужными и назойливыми.

Но когда Соня по каким-то причинам не могла навестить его, Раскольников начинал чувствовать пустоту и смутную тоску. Анализ эпилога «Преступления и наказания» хорошо показывает изменение отношения Раскольникова к Сонечке.

Из-за состояния отрешённости, в котором пребывал Раскольников в остроге, многое проходило мимо его внимания. Со временем же он отчётливо понял, что каторжники, одним из которых являлся и он сам, совсем не считают его за «своего».

Заключённые, напротив, сторонились его, боялись, называли безбожником. В итоге их отношение к нему вылилось в неосознанную ненависть, что едва не закончилось гибелью Раскольникова.

Урок литературы по роману Ф

Достоевский отвечает и на этот вопрос: “Он с мучением задавал себе этот вопрос и не мог понять: что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего взгляда на жизнь”.

Урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" "Гуманизм Достоевского. Эпилог и его роль в романе". 10-й класс

Класс: 10

Всем ходом романа, цепью эпизодов, структурной совокупностью примененных им художественных средств Ф.Достоевский показал полное крушение идеи Раскольникова.

В черновиках “Преступления и наказания” Достоевский под словами “идея романа” записал: “Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание “приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себя”.

К полному “жизненному знанию”, к истине Раскольников идет через страдание.

Он страдает от социального зла, бросается к ложному выходу из него, обрекает себя на муки нравственного отчуждения и, наконец, через болезненную ломку ложных убеждений постепенно обретает общность с людьми.

Зачем же писателю понадобился еще эпилог?

Как правило, эпилог сообщает информацию о судьбах персонажей за пределами романного времени. В эпилоге Д. показывает, в каком направлении изменяет Раскольникова время. Эпилог состоит из 2-х частей.

Назовем основные события, составляющие содержание 1-ой части эпилога.

  • 1) Судопроизводство по делу Раскольникова прошло без больших затруднений; 2) суд принял во внимание “чистосердечное раскаяние” Раскольникова и много других смягчающих обстоятельств и вынес сравнительно легкий приговор – каторжные работы второго разряда в течение восьми лет, 3) еще в начале процесса мать Раскольникова заболела, потом сошла с ума и вскоре умерла; 4) Дуня вышла замуж на Разумихина;
  • 5) Соня поехала за Раскольниковым в Сибирь.
Читайте также:  Какую роль в достижении целей играет чтение книг?

Но мы имеем дело с необыкновенным романом, и эпилог в нем носит своеобразный характер. Достоевскому надо было еще показать, что идея Раскольникова отвергнута тем самым бедным людом, во имя которого и замышлялась. Красавец Раскольников не принят народом не просто за убийство, а за проведение несуразной идеи. Люди не признали за ним право убивать.

Мотив отвержения не получил полного развития в самом романе. Раскольников не хотел считаться с мнением не только процентщицы, но и Лизаветы, Миколки, мещанина и других. Но и они не понимали героя, что особенно ярко проявляется в сцене покаяния на площади. Уговаривая Раскольникова покаяться, Соня убеждала его прислушаться к голосу народной совести.

Зачитаем страницу покаяния: “Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: “Я убийца”. Он весь задрожал, припомнив это.

И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одной искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы.

Как стоял, так и упал он на землю… Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием…”

Покаяние перед народом не имело ничего общего с признанием своей вины перед Порфирием, перед государственным судом. Исповедь на площади должна была помирить Раскольникова с народом. Народ принял его за пьяного, отнесся к покаянию иронично.

II ч. эпилога.

Р. и на каторге ни с кем не мог сойтись. Он стыдился всех, даже Сони. Каторжане тоже сторонились Раскольникова: “Казалось, он и они были разных наций. Он и они смотрели друг на друга недоверчиво и неприязненно. Он знал и понимал общие причины такого разъединения; но никогда не допускал он прежде, чтобы эти причины были на самом деле так глубоки и сильны… Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть… Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее”. “Ты барин! – говорили ему. – Тебе ли было с топором ходить; не барское вовсе дело”.

Если “мокрое дело” не единило Раскольникова даже с уголовниками, то это означало одно: идея, лежавшая в основе убийства, превращала героя во врага народа.

Почему же все-таки Раскольников тогда не убил себя? Как отвечает Достоевский?

Достоевский отвечает и на этот вопрос: “Он с мучением задавал себе этот вопрос и не мог понять: что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего взгляда на жизнь”.

И тот факт, что здесь, на каторге, где никому не нужно знать, по какой теории он совершил преступление, Раскольников снова обращается к своей теории и снова оправдывает ее перед самим собой, свидетельствует о том, что осознанно или неосознанно, но она уже поставлена под сомнение, иначе не было бы необходимости так горячо оправдывать ее, и что для окончательного перелома нужен только какой-то толчок.

Что послужило таким толчком для окончательного перелома Раскольникова?

  1. Его размышления об отношениях между ними и каторжными и между каторжными и Соней (“пропасть между ними и всем этим людом”).
  2. “Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню?”
  3. И то, что Раскольников заметил эту пропасть между собой и каторжными, заметил, с какой любовью они относятся к Соне, означает его поворот к жизни, поворот, еще им не осознанный.

Кроме того, разрушает остатки веры Раскольникова в его теорию сон, приснившийся ему, когда он уже выздоравливал. Вновь нарождение нового человека происходит в состоянии беспамятства.

Это катастрофический переход из одного мира в другой, сопровождающийся разрушением старого и становлением нового сознания. Идеологическая болезнь выходит, возвращается духовное здоровье. В этот переломный момент Раскольникова посещает колоссальное пророческое видение.

Свежи еще следы пережитого, и возрождающаяся душа опознает мучающих ее и выходящих из нее духов зла. Что предвещает сон Раскольникова в эпилоге?

“Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих избранных.

Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные.

Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки.

Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе.

Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге.

Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться – но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предлагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались.

Начались пожары, начался голод. Все и все погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек; это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса”.

В видении Раскольникову открывается сущность его духовной болезни и то, что немочь эта общечеловеческая. Он ощутил свое душевное помутнение как часть духовного заражения общества.

Целые селения и города заражались моровой язвой и сумасшествовали: не знали, что считать злом, что добром, убивали друг друга в бессмысленной злобе, забыли ремесла. Начались пожары, голод. Спаслись только избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь. Людей истребляли трихины – круглые черви, личинки которых паразитируют в мышцах животных и с их мясом передаются человеку.

Аллегория очевидна: низменное и животное передастся человеку через “вселявшихся в тела людей духов, одаренных умом и волей”. Образ трихинов использован потом Максимилианом Волошиным в стихотворении “Трихины”:

Исполнилось пророчество: трихины В тела и в дух вселяются людей. И каждый мнит, что нет его правей. Ремесла, земледелия, машины Оставлены. Народы, племена Безумствуют, кричат, идут полками, Но армии себя терзают сами, Казнят и жгут: мор, голод и война. Ваятель душ, воззвавший к жизни племя Страстных глубин, провидел наше время: Пророчественною тоской объят, Ты говорил, томимый нашей жаждой, Что мир спасется красотой, что каждыйЗа всех, во всем, пред всеми виноват.

Так очень своеобразно отразилось в больном воображении Раскольникова картина будущего мира, если бы в нем восторжествовала идея Раскольникова о разделении людей на “высший” и “низший” разряды.

Идея покидает его ум после видения, где она показана в полном развитии своей разрушительной силы — в виде моровой язвы, уничтожающей чуть ли не все человечество. Но Достоевский не заставляет Раскольникова прямо разубедиться и отказаться от своей теории, что выглядело бы откровенно натянуто.

Просто в какой-то момент герой отдается “живой жизни”, непосредственным сердечным чувствам.

И как спасение от этих страшных грез – желание видеть Соню,

которую он замучил своим равнодушием и высокомерием, которая “всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не подавала совсем, как бы боялась, что он оттолкнет ее. Он всегда как бы с отвращением брал ее руку, всегда точно с досадой встречал ее, иногда упорно молчал во все время ее посещения”.

Достоевский подчеркивает в эпилоге осознание скорого перелома: чем хуже идут дела в мире, тем необходимей спасение. “Претерпевший до конца спасется” – таким претерпевшим до конца в эпилоге и оказывается Раскольников. На пике мучивших его ужасов его пронзила любовь. И первым живым чувством, воскресившим его, была любовь к Соне.

До сих пор на протяжении всего романа он только пользовался ее любовью как единственной нитью, связывающей его с людьми, но отвечал ей одной холодностью, жестоко мучая и безжалостно перекладывая часть своей тоски на ее хрупкие плечи. Ныне же, по выздоровлении от болезни его безотчетно потянуло к ней и “бросило к ее ногам”.

Это уже не демонстративный жест, подобно поцелую ноги при первом свидании, но символический знак смирения в любви “гордого человека”. Теперь “сердце одного заключало в себе бесконечные источники счастья для другого”. Евангелие пока еще не читается Раскольниковым.

Но мы помним, что у самого писателя как раз на каторге произошел духовный перелом, и потому естественно можем предположить, что он верит в реальность будущего прихода к Истине и воскресение своего героя.

Ссылка на основную публикацию